Дислексия у взрослых тест. Дислексия у младших школьников: виды, признаки, коррекционные упражнения

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки . Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.

Дислексия - это нарушение развития, проявляющееся в виде неспособности ребенка к обучению чтению и письму. Раннее выявление этого расстройства может помочь детям полностью раскрыть их потенциал. Дислексия - это хроническое неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка к обучению. Дети, страдающие дислексией, испытывают большие трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальный или даже высокий уровень интеллекта.

2 97449

Фотогалерея: Методика раннего выявления дислексии

При дислексии нарушается способность индивида распознавать слова (и иногда числа) в письменном виде. Страдающие этим заболеванием испытывают трудности в определении звуков речи (фонем) и расположении их, а также целых слов в правильном порядке при чтении или письме. Какое лечение предпочесть при этом заболевании, вы узнаете в статье на тему «Методика раннего выявления дислексии».

Возможные причины

Единого мнения относительно природы дислексии не существует. Большинство специалистов считает, что состояние развивается вследствие специфических аномалий мозга, причины которых неизвестны. Предполагается нарушение взаимодействия между правым и левым полушариями мозга, а также считается, что дислексия - это проблема левого полушария. Следствием является дисфункция областей мозга, связанных с пониманием речи (зона Вернике) и речеобразованием (зона Брока). Отмечена тенденция к наследственной передаче заболевания и четкая генетическая связь - дислексия часто наблюдается у членов одной семьи. Дислексия - многоплановая проблема. Хотя у всех дислектиков наблюдаются проблемы в получении навыков чтения и письма (что обычно не связано с их общим интеллектуальным уровнем), у многих могут иметь место и другие нарушения. Характерными признаками являются:

  • трудности с расположением звуков в слове;
  • неспособность запомнить названия букв, чисел и цветов;
  • неумение различать звуки или рифмующиеся слова;
  • путание букв и слов с похожей структурой: так, «и» путают с «н», «с» становится «о», а «ш» - «щ».
  • неуклюжесть и нарушение координации;
  • неспособность различать «лево» и «право»;
  • снижение внимания и концентрации;
  • эмоциональная лабильность;
  • неорганизованность;
  • неспособность к планированию, непонимание понятий «завтра», «сегодня» и «вчера»;
  • проблемы в усвоении базовых математических знаний.

Хотя с дислексией рождаются, трудности возникают с началом обучения, когда больные дети впервые сталкиваются с письменной речью - именно в это время выявляется проблема. Однако расстройство можно заподозрить и раньше - в дошкольном возрасте, при задержке речевого развития, особенно в семьях, где имелись случаи этого заболевания.

Неспособность к обучению

Начало школьного обучения детей с дислексией приносит с собой неимоверные трудности; они могут очень стараться и проводить больше времени за уроками, чем их сверстники, но тщетно. Не получающие лечения дислектики лишены необходимых навыков; даже понимая, что выполняют задание неверно, они не в состоянии исправить ошибки. Дети расстраиваются, им скучно и трудно сосредоточиться. Они могут избегать выполнения домашнего задания, потому что уверены, что не смогут его сделать правильно. Неудачи в школе часто подрывают уверенность в себе, что может вести к еще большей изоляции таких детей. Озлобленный, расстроенный и непонятый, ребенок начинает плохо вести себя как в школе, так и дома. Если дислексия не распознана на ранних сроках, состояние может оказать разрушительное воздействие не только на школьную успеваемость, но и на остальные сферы жизни. Родители, учителя и другие окружающие ребенка люди часто не могут выявить проблему и попадают в ловушку «мифов о дислексии». Существует несколько распространенных мифов, или ошибочных понятий, о дислексии:

  • дислектики «глупы» - заболеванием могут страдать дети с любым уровнем интеллекта;
  • дислектики «ленивы», они делают «глупые ошибки», они «небрежны» или «недостаточно стараются» - обработка информации для дислектиков чрезвычайно трудна;
  • дислектики обделены талантами;
  • дислектики равнодушны;
  • дислектики обречены на бесперспективную работу - если проблема выявлена и проводится эффективное лечение, не существует препятствий для выбора любой профессии из широкого спектра вариантов.

Культивирование таких мифов только откладывает раннюю диагностику заболевания, что только усугубляет ситуацию. Поскольку природа дислексии очень разнообразна, частота встречаемости этого заболевания достоверно неизвестна. Считается, что в европейских странах распространенность дислексии составляет около 5%. Мальчики страдают дислексией чаще, чем девочки, в соотношении три к одному. Диагноз дислексии можно поставить после проведения ряда тестов. Раннее выявление состояния, а также внедрение специальных обучающих программ может помочь общему развитию больных детей. Замедленное развитие ребенка даже в случае целенаправленных усилий на ликвидацию отставания в какой-либо области требует проведения обследования на предмет дислексии (или другого варианта затруднений в обучении). Это обследование особенно важно, если смышленый ребенок успешно прогрессирует в разговорной речи.

Обследование

Любой старательный ребенок, испытывающий затруднения при чтении, письме или занятиях арифметикой, а также неспособный следовать инструкциям и запоминать сказанное, подлежит обследованию. Дислексия связана не только с проблемами в «пении, поэтому ребенок должен быть обследован не только с этих позиций, но также с точки зрения его речевых навыков, уровня интеллекта и физического развития (слуха, зрения и психомоторики).

Тесты для выявления дислексии

Физикальные тесты редко применяются для диагностики дислексии, но они могут исключить другие вероятные причины проблем ребенка, например недиагностированную эпилепсию. Социально-эмоциональные или поведенческие тесты часто используются для планирования и оценки эффективности лечения. Оценка навыков чтения призвана выявить закономерности в ошибках ребенка. Тест включает распознавание слов и их анализ; беглость, точность и уровень распознавания слов в предлагаемом фрагменте текста; тесты на понимание письменного текста и аудирование. Понимание ребенком значения слов и осмысление процесса чтения; в диагностику дислексии также должна быть включена оценка способности к размышлению и умозаключениям.

Навыки распознавания анализируют путем проверки способности ребенка называть звуки, делить слова на слоги и соединять звуки в осмысленные слова. Языковые навыки характеризуют умение ребенка понимать и использовать язык. Оценка «интеллекта», (тесты на когнитивные способности - память, внимание и составление умозаключений) необходима для постановки точного диагноза. В комплекс обследования входит и консультация психолога, поскольку поведенческие проблемы могут осложнять течение дислексии. Хотя дислексия по своей природе - заболевание, ее выявление и лечение - скорее, проблема образовательная. Родители могут иметь собственные подозрения, но выявить детей с трудностями в обучении легче учителям. Любой ребенок, не успевающий в школе, должен быть обследован для определения его образовательных нужд. Учреждения образования должны руководствоваться четким, законодательно установленным сводом рекомендаций в отношении детей с трудностями в обучении. Это позволит школам взять на себя ответственность за специальное образование детей с проблемами в обучении. Одной из главных задач представляется раннее выявление и обследование таких детей, что должно способствовать раскрытию их потенциала.

Специальные обучающие программы

Родители, воспитатели, учителя и организаторы здравоохранения принимают участие в выявлении любого диагностического признака, который потребует обследования ребенка. В каждой школе должен быть координатор по специальным образовательным нуждам, который проводит обследование детей с трудностями в обучении на базе школы. Он также может учитывать информацию, полученную от других специалистов, в том числе школьного психолога и участкового педиатра или патронажного работника. Результатом обследования является характеристика сильных и слабых сторон развития ребенка, что позволит составить план индивидуального обучения. Для большинства детей и обследование, и составление индивидуального плана могут быть осуществлены на базе школы, без необходимости выведения ребенка из основного класса. Лишь немногие дети имеют особые потребности, которые не могут быть удовлетворены посредством школьных ресурсов. В таких случаях обучение ребенка переносится в специализированное учреждение.

Целью диагностики является не лечение как таковое, а составление специализированной обучающей программы. Причина заболевания в большинстве случаев неизвестна, поэтому методов лекарственной терапии не существует. Дети с дислексией требуют гибкого подхода к обучению и реализации таких методов, как:

  • непосредственное обучение звуковым навыкам (распознаванию звуков и определению их порядка внутри слов), а также расшифровке слов и их анализу;
  • помощь в приобретении языковых навыков и навыков грамотности;
  • помощь в организации и координации письменного языка;
  • помощь в использовании разных видов общения.

Люди с дислексией учатся приспосабливаться к своему состоянию в большей или меньшей степени в зависимости от особенностей личности и поддержки, которую они получают дома и в школе. Несмотря на то, что дислексия - пожизненная проблема, многие дислектики овладевают функциональными навыками чтения, а иногда добиваются полной грамотности. При раннем распознавании заболевания и обеспечении необходимого дополнительного обучения дислектики могут научиться читать и писать на том же уровне, что и их сверстники, но эти навыки все равно будут даваться им с трудом. Любая задержка в постановке диагноза затрудняет адекватное развитие ребенка и снижает вероятность его становления полноценным членом общества в отдаленной перспективе. Теперь вы знаете, какой может быть методика раннего выявления дислексии.

Здравствуйте, я работаю логопедом уже 10 лет. И всех детей, которые выпускаются из группы НПОЗ, я профилактически проверяю на предрасположенность к дислексии с помощью «методики раннего выявления дислексии (МРВД)», разработанной А.Н. Корневым (см. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб.,1997)

Предлагаю всем методику и правила оценки выполнения заданий

«Рядоговорение" Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». Допускается помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления.

Оценки: правильно ответил на оба вопроса- 0 баллов, правильно ответил на один вопрос- 2 балла, не ответил ни на один вопрос- 3 балла.

Примечание: Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространственной и временной последовательности.

«Ритмы» Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

  1. Простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
  2. Сложные ритмы - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерии выполнения те же, что и в простых ритмах.

Оценки: выполнены оба задания – 0 баллов, выполнены только простые ритмы – 2 балла, не выполнено ни одного задания – 3 балла.

Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых данный тест диагностирует поражение премоторных и височных структур правого полушария.

Тест «Кулак – ребро – ладонь» Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребёнок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребёнок нарушил последовательность движений более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставить ему ещё одну попытку (если ребёнок воспроизвёл последовательность из трёх движений только один раз и после стимуляции продолжил её верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки: правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов; правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трёх демонстраций с 1-й попытки – 2 балла; правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трёх демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

Примечание. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на другое в автоматизированном режиме: ребёнок делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только ч закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчёта стартового времени называет ряд из трёх цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд трёх цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведённом ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого даётся новая инструкция: «Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1» При этом для наглядности нужно поочерёдно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трёх и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания

Цифровые ряды

Прямой счёт

№3 3-8-6 6-1-2

№4 3-4-1-7 6-1-5-8

№5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

Обратный счёт

№2 2-5 6-3

№3 5-7-4 2-5-9

№4 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценки: итоговый результат больше 6 - 0 баллов; итоговый результат равен 6 - 2 балла; итоговый результат меньше 6 - 3 балла.

При обследовании детей 6.5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест «Кулак – ребро – ладонь» или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.


Начальные классы – очередной ответственный этап жизни маленького человечка. Первая линейка и цветы для учительницы, новые соседи по парте и, конечно, учебные дисциплины. Увы, вести от педагогов не всегда бывают радостными. Не надо моментально хвататься за ремень и обвинять вчерашнего детсадовца во всех смертных грехах. Возможно, неутешительные результаты – свидетельство дислексии. Давайте разберемся, что это такое.

Что такое

Под дислексией подразумевают нарушение головного мозга, мешающее освоить чтение .

Зарубежные специалисты полагают, что классификация дислексии включает в себя:

  • – затрудненное обучение письму
  • Дискалькулию – необучаемость счету
  • Дизорфографию – безграмотность
  • Диспраксию, или низкую координацию движений.

Российские доктора разграничивают данный перечень заболеваний, рассматривая каждое обособленно.

Виды

Разнообразная симптоматика дислексии позволяет выделить следующие виды дислексии:

  • Аграмматическая дислексия – путаница в родах, падежах и числах («вкусный конфета»).
  • Фонематическая – меняются местами слоги и парные согласные (в-ф, б-п).
  • Семантическая дислексия – непонимание прочитанного. Простая аналогия – текст, проговариваемый компьютерной программой, неспособной уловить смысловую нагрузку.
  • Оптическая дислексия – путаются буквы с похожим написанием (р – ь, ш-щ).
    Мнестическая дислексия – в голове не укладывается взаимосвязь между буковкой и соответствующим звуком.
  • Подобные формы дислексии встречаются куда чаще, чем тактильная дислексия – непонимание незрячими детишками букв-точек шрифта Брайля.

Причины

Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.

До зачатия:

  • Мутация
  • Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.

В утробе:

  • Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
  • Гипоксия
  • Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
  • Отслойка плаценты

В момент рождения:

  • Слабые схватки или их отсутствие
  • Застой в родовых путях
  • Медикаментозная стимуляция родов
  • Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
  • Обвитие пуповиной

Причины дислексии после него:

  • Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
  • Отставание в развитии
  • Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)

Признаки

Поскольку механизмы дислексии чрезвычайно разнообразны, необходимо проводить полноценное тестирование для однозначной постановки диагноза. Существуют «звоночки» – признаки, наличие которых требует логопедической консультации.

Симптоматика дислексии, обратить на которую внимание можно в домашних условиях:

  • Неорганизованность
  • Малыш при чтении будто пытается угадать, а не разобрать текст
  • Плохой почерк
  • Эмоциональность, импульсивность, раздражительность
  • Нескоординированность движений.

Ранняя диагностика дислексии проводится логопедом.

Проводящий тест на дислексию использует следующий набор заданий:

  1. Ребенка просят повторить простейший ритм, который он должен повторить без ошибок. По мере выполнения ритмические последовательности усложняются.
  2. Перечислить времена года, дни недели по порядку.
  3. По очереди показывают три разных жеста (хлопнуть рукой по столу, повернуть ребром или сжать в кулак), карапуз копирует проведенные манипуляции.
  4. Повторить цифровые, буквенные и понятийные цепочки.
  5. Воспроизвести артикуляционные движения (вращение языком, сворачивание в трубочку, улыбка).
  6. Продублировать произнесенные взрослым сложные термины (пример: термометр, аккредитация, травмпункт).
  7. Повторить предложения максимально близко к семантике исходного текста.
  8. Образовать формы множественного числа по заданному слову в единственном, прилагательных от существительных.

Дислексия у младших школьников заметна по успеваемости.

При отсутствии лечения ярко проявятся такие особенности характера, как:

  • Рассеянность
  • Излишняя мечтательность
  • Комплексы из-за ощущения себя «глупым», «отличным от сверстников»
  • Тревожность, замкнутость
  • Частые скачки настроения
  • Замедленное усваивание знаний.

Как следствие:

  • Плохие отметки
  • Нелюбовь к учебе
  • Порой формируются вредные привычки, подавляющие стресс (грызть ногти, ковырять кожу, крутить предметы в руках)
  • Отсутствие усидчивости
  • Сложности в общении.

Лечение и коррекция

Лечение дислексии у детей оптимально у дошкольников или младших школьников . Коррекция направлена на формирование:

  • Навыков семантического анализа информации
  • Пространственного мышления
  • Зрительной и слуховой памяти
  • Лексико-грамматических языковых норм
  • Коррекцию произношения

Упражнения

  • Составление рассказов по группе картинок.

  • Запоминание стихов (расширяет словарный запас и активизирует память).

  • Пересказ любимых книжных отрывков.

  • Игры с магнитным алфавитом.

  • Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.

  • Скороговорки и упражнения на артикуляцию.

  • Буквенные трафареты.

  • Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.

И.Н. Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:

  1. Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
  2. Вставлять пропущенные буквы.
  3. Считать слоги, гласные и согласные.
  4. Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
  5. Проводить звуко-буквенный разбор.
  6. Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
  7. Использовать прописи и буквари с яркими картинками.

Профилактика

Этиология дислексии весьма обширна. Дабы минимизировать риски, беременной женщине следует трепетно относиться к своему здоровью, четко выполнять указания медицинского персонала роддома и избегать контакта с больными до и после появления маленького чуда на свет. Подобные меры – лучшая профилактика дислексии.

Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.

Перспективы в будущем

Большинство родителей уже при выявлении первых симптомов дислексии впадают в панику: о какой же работе и серьезном карьерном росте может идти речь при таком диагнозе! Поверьте, все не так ужасно.

Дислексию нередко называют «болезнью гениев» . Известные личности зарабатывают огромные суммы, несмотря на данное нарушение.

Вин Дизель, брутальная звезда «Форсажа», смог построить успешную актерскую карьеру, будучи дислексиком.

Киану Ривз, не имея среднего образования, заставивил миллиарды людей задуматься об искусственности нашего мира, сыграв в «Матрице».

В список входит и Дэниел Редклиф, зарабатывавший миллионы еще до совершеннолетия.

«Болезнь гениев» подчас становится тяжелым испытанием и для самого обладателя, и для его родных. Не отчаивайтесь и не тревожьтесь о судьбе своего сокровища: отличаться от окружающих не смертельно. Дислексия, при должном внимании с родительской стороны, не мешает деткам прекрасно устроить свою жизнь.

Дислекси́я (дис - расстройство и лекс - «слова») — нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

Проявляется в замедленности, фонетическом искажении или непонимания смысла содержания при чтении. Встречается реже у девочек (до 10 %) и чаще у мальчиков.

«Вычислить» дислексию можно по следующим признакам: при чтении ребёнок пропускает буквы, добавляет ненужные, искажает звучание слов, меняет буквы местами, иногда пропускает начальные слоги слов; скорость чтения невысокая, страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б-П”, “К-Г”, “С-З”, “Ж-Ш”. В силу этих осложнений ребёнку в тягость выполнение заданий по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

Каковы же причины дислексии?

  • Наследственная предрасположенность - трудности обучения и психические заболевания у кого-либо из родственников;
  • воздействие на «больного» неблагоприятных факторов в период его зачатия, развития плода и младенчестве;
  • непрофессиональное обучение.

Важно понять механизм дислексии. Здесь ведущую роль играет речевой слух, благодаря которому мы понимаем речь, улавливаем тончайшие оттенки сказанного, различаем звуки. Если у ребёнка нарушен речевой слух, он не различает схожие созвучия, обращенная речь воспринимает искаженно; а если он нечетко слышит звучащую речь, то, понятно, научиться читать и писать для него очень проблематично. Обучить ребенка с дефектным речевым слухом - задача непростая, но выполнить её нужно, ведь искажение даже одного-двух звуков меняет смысл целого слова. Помимо речевого слуха немаловажно и особое зрение на буквы, позволяющее запоминать и воспроизводить их очертания.

Итак, речевой слух, особое зрение на буквы, а также интеллектуальное развитие - условия успешного овладения ребёнком чтения (и письма). В большинстве случаев неуспеваемость ребёнка объясняется именно нарушениями, о которых идёт речь, и распознать их способен лишь специалист.

В логопедии существует несколько классификаций форм дислексии, наиболее распространены следующие:

  • фонетическая (сложности со звуко-буквенным анализом)
  • семантическая (проблема с пониманием прочитанных слов и предложений)
  • аграмматическая (недоразвитие грамматического строя речи)
  • мнестическая (трудность усвоения букв в общем)
  • оптическая (сложность усвоения графически сходных букв)

В зависимости от формы дислексии, строится логопедическая работа.

Какой бы сложной проблемой не казалась дислексия, решить её возможно. Прежде всего необходимо обследование неврологическое, обследование зрения и лорорганов.

Речевой слух и буквенное зрение, подобно всем функциям тела, поддаются тренировке. Помощь родителей, безусловно, играет огромную роль, однако, без помощи квалифицированного специалиста - логопеда - не обойтись.

Чтобы ребенок усвоил какому звуку соответствует какая буква используем различные речевые игры и разнообразный наглядный материал (разрезная и магнитная азбука, лепка, выкладывание буквы из палочек).

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.

Нарушение чтения чаще проявляется в конце 1 класса. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и у старшеклассников.

Известно, что многие, «знаменитости» страдали дислексией, а Вы не испытываете трудности при чтении?

Проверь себя.

Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дислексии. Характер нарушения может быть определен только врачом с помощью более подробного тестирования.

1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки?

2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа?

3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием?

4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи?

5. Сложно ли вам заполнять анкеты?

6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другими людьми?

7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59?

8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие - медленнее?

9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе?

10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге?

11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево?

12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?