Личностные качества психолога. Кто такой клиент, заказчик, пользователь

Существуют точки зрения, согласно которым успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому (а также психокоррекционному и психодиагностическому) инструментарию, при этом личностные характеристики психолога считаются чем–то вторичным.

Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим психологическую помощь как воздействие психолога на клиента.

Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.

Практический психолог, работает в первую очередь своей личностью. Основной инструмент работы психолога - его личность. Без знаний и профессиональных навыков психолога нет, но в какой форме и насколько эффективно эти его знания дойдут до его клиентов или участников его тренингов, определяет его личность. Не раз уж напоминали лучшие умы: воспитывает не метод, а личность.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

Концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

Открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

Эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

Аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

Энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

Уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

Уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

Богатое воображение, интуиция;

Высокий уровень интеллекта.

Никто не сумел пока создать алгоритм воспитания души. Наверное, потому что для каждой души он свой, ведь душа у каждого развивается по своему особому пути. Значит, психология - не наука? Наука, конечно, поскольку способна изучать общие закономерности, механизмы и проявления психики. Но там, где психология соприкасается с живой конкретной душой, - там она из науки превращается в искусство. А для искусства, как известно, основное правило - это приоритет исключений.

Означает ли это, что в искусстве нет алгоритмов? Разумеется, не означает. Решая любую частную задачу - в рамках своей глобальной сверхзадачи - художник, как и психолог, пользуется определенными средствами, приемами, представляющими собой известные алгоритмы.

Можно рискнуть и высказать предположение, что создание произведения искусства или научное открытие - это результат новой комбинации известных алгоритмов, помноженной на неожиданные изменения в структуре какого–то алгоритма.

Точно так же происходит и в практической психологии. Отсюда понятна специфика работы практического психолога: он должен владеть значительным количеством разнообразных алгоритмов (методов, приемов) и уметь комбинировать эти алгоритмы в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности (запроса заказчика, особенностей клиентов, характера и глубины психологических проблем, последних политических новостей, направления ветра, в конце концов). Но этого мало. Если мы согласимся с тем, что деятельность практического психолога сродни искусству, то получается, что творчество - это просто–напросто его профессиональная обязанность. Стало быть, психолог должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя упражнения и изобретая новые.

Подобный уровень профессионализма достигается только на основе опыта и изначально заложенной способности к творчеству. Чтобы виртуозно «играть» приемами и упражнениями, надо очень глубоко понимать их смысл, прочувствовать их, то есть в каждом из них пройти миг переживания. Тогда каждая психологическая техника будет не сухим алгоритмом, схемой действий, пошаговым планом, а проживанием опыта, причем не только для клиента, но и для ведущего. Проживая используемый прием или упражнение вместе с клиентом, психолог каждый раз приобретает новый опыт. Это не парадокс: психологические техники и упражнения имеют удивительное свойство, отличающее их от других «способов структурирования времени», как сказал бы Э. Берн, повторение которых не приносит ничего, кроме скуки. Их содержание в любой момент готово блеснуть новой, не виданной ранее драгоценной гранью, обернуться неожиданной стороной. Вы можете десятки раз использовать одно и то же упражнение в разных группах или с разными клиентами, даже почти не модернизируя его, и обнаруживать в нем все новые смыслы - эти великолепные жемчужины для украшения личности.

Неисчерпаемость содержания психологических техник и упражнений как раз и есть площадка для запуска творческого фейерверка практического психолога. Тогда случается некий инсайт, и творчески примененный прием дает совсем не тот, что планировался ранее, но еще более грандиозный эффект. И психолог чувствует крылья за плечами, видит результативность своей работы и осознает, что может сделать в своем дневнике новую запись под скромной рубрикой «методические находки».

Но для этого нужно хорошенько освоить уже созданные алгоритмы, осознать хотя бы часть скрытых в них смыслов, отработать их, увидеть на практике, как они действуют именно в ваших руках. И тогда - творите! Пользуйтесь полученным инструментом для достижения ваших целей, помня о главном принципе: НЕ НАВРЕДИ!

Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют "талантом общения".

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога - уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

Еще одно необходимое качество - развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше психолог познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

Также важным качеством является принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в работе возникают под контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования - соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни. В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей. Перечисленные выше характеристики отражают обобщенное мнение авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Таким образом, из всех этих качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современную жизнь трудно представить без психологии. Профессия психолога очень прочно вошла в различные отрасли народного хозяйства, медицины и образования. Психологи работают в медицинской сфере, на производстве, в образовании, в учреждениях социальной защиты. Проблем с которыми работает конкретный психолог очень актуальные: девиантное поведение, психические расстройства, повышение эффективности трудовой деятельности, обучение новым навыкам и т.д.

Появление профессии психолога связано, прежде всего, с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей. В качестве предпосылки к выделению самостоятельных отраслей практической психологии могут быть рассмотрены такие отрасли практической деятельности, как медицина дифференциальная и социальная психология, давшие начало развитию психотерапии и психологическому консультированию. Теоретической базой при этом выступила психология личности, представленная в таких психологических школах, как психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная психология и др. С другой стороны, экономические интересы, задачи оптимального задействования трудовых ресурсов на производстве, в сфере управления и образования и т.п., а также имеющиеся к этому времени определенные традиции и опыт в психодиагностике привели к появлению самостоятельных отраслей практической психологии.

Понимание психологии как психологического обеспечения различных социальных сфер является наиболее распространенным. Так понимаемая практическая психология представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: военная, медицинская, педагогическая, инженерная, спортивная, юридическая и т.д. психология.

С появлением самостоятельных психологических служб, собственно психологической практики принципиально меняется социальная позиция психолога. Теперь он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося

за помощью человека, сам несет ответственность за результаты своей работы. Это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, а главное, изменяются стиль и тип его профессионального видения реальности.

Теоретическим концепциям присуща позиция, согласно которой успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник, при этом личностные характеристики психолога считаются, чем-то второстепенным.

Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.

Практическому психологу желательно иметь следующие черты:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
  • открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение, интуиция;
  • высокий уровень интеллекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И. В. Дубровиной Практическая психология образования- Санкт- Петербург: Питер, 2004 г. - 592 с.
  2. Б. П. Бархаев Введение в профессию психолога. – Москва: ВУ, 2003 г. – 192 с.
  3. А. В. Петровский, Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – Москва: ИНФРА-М, 1998 г. – 528 с.
  4. А. К. Маркова Психология профессионализма. – Москва: Высшее образование, 2001 г. – 383 с.
  5. И.В.Бачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников Введение в профессию «психолог» - Москва: МПСИ, 2004 г. – 464 с.
  6. Р. С. Немов Общие основы психологии – Москва: Владос, 2008 г.

    – 688 с.

  1. Г. С.Абрамова Практическая психология –Москва: Академический

    Проект, 2001 г. – 346 с.

  1. В.А. Аверин Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
  2. В.Л. Таланов, Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. - 928 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Модель деятельности практического психолога по Аллену - Абрамовой

Краткое описание

Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….................. 3
Глава 1. Общее представление о развитии личности в профессии……………4
1.1.Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля
деятельности психолога…………………………………………………………4
1.2. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога–профессионала…………………………………………………………………...10
1. 3. Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога………17
Глава 2. Основной инструмент работы практического психолога - его лич-ность. Профессиональные особенности психолога…………………………...24
Заключение…………………………………………………………….................33
Литература……………………………………………………………...............36
Приложение………………………………………………………………………37

Особенности личности психолога

Личность психолога является ключевой фигурой в любом психотерапевтическом процессе , независимо от его изначальной ориентации. В нашем случае в этой фигуре имело место единение явных противоположностей, что впрочем соответствует понятию эсхатологичности. С одной стороны это, - эмпирико-практическая парадигма трансперсональной психотерапии, а с другой, - философско-диалектическая парадигма аналитической психологии. Чтобы не мудрствовать лукаво, на основании практической работы и эмпирического исследования сразу определимся в данном случае, что наиболее приемлемым исходным понятийным обозначением может являться психолог-духовник.

В одной части этого понятия имеется в виду преимущественно невербальная психологическая работа, которая не основана в своем большинстве на интеллектуальной деятельности. Работает не столько сам психолог, как носитель интеллекта, сколько его психика в самом широком понимании. Он просто должен быть, причем не всегда находиться рядом с клиентом, для которого достаточно просто знать, что такой человек где-то есть. Это само по себе уже актуализирует его психику и заставляет продуктивно функционировать. Данная ситуация несколько напоминает индийских гуру или наших профессиональных экстрасенсов-целителей подобно Кашпировскому. Здесь не имеет большого значения, что именно «целитель» говорит, это может быть все что угодно, вплоть до достаточно ненаучного и даже откровенно авантюрного текста. Гораздо важнее, на каком уровне духовно-психического развития он находится и до какой степени он сумел отработать с самим собой.

В другой части этого понятия имеется в виду высокопрофессиональная, внешне прежде всего вербальная, интеллектуальная психологическая работа на духовно-диалектическом уровне, присущая не просто личности, а Личности. В качестве примера сразу же можно назвать тех же Ф.Достоевского, Л.Толстого, Н.Бердяева, К.Юнга, А.Меня. А если говорить об обычном, рядовом профессионале, то в принципе ситуация не изменяется, просто уменьшаются ее масштабы.

Эти две части составляют единое и неделимое целое, которые нельзя рассматривать раздельно. В итоге получается так, что личность психолога и ее профессиональное развитие заключается не столько в его работе с окружающими, прежде всего своими клиентами, сколько в работе с самим собой. Ведь в конечном итоге человек обращается к психологу или целителю не для того, чтобы увидеть и понять его, а чтобы лучше разобраться в самом себе и своих проблемах с помощью психолога или целителя. Внешний антураж такого процесса может быть самым различным, от непонятных манипуляций до конкретного вербального общения и серьезного интеллектуального анализа. В любом случае, по большому счету психотерапевтический эффект больше зависит не от манипуляций и разговоров, а личностного духовно-психического уровня психолога или целителя. Но важнейшим и неоспоримым преимуществом психолога является то, что он работает с помощью слова , которое является наиболее действенным психотерапевтическим инструментом в нашей ментальности, определяемой христианством и психологической наукой. Это достаточно надежно гарантирует ответственность и конечный результат. Согласно общепринятым профессиональным нормам это требует от практикующего психолога гораздо более высокого уровня, сроков обучения и личностного становления, в десятки раз превышающих существующие требования к целителям. Таким образом, фигура психолога-духовника в определенной мере может быть компромиссной между практической психологией, народным целительством и духовничеством, как основными общественными институтами, занимающимися духовно-психическим здоровьем нашего человека, которое в настоящее время, мягко говоря, желает лучшего.

В отличие от других психотерапевтических направлений, исключительно важное значение личности психолога уделяется в психоанализе. Не случайно обязательным профессиональным требованием к психоаналитику является прохождение личного анализа. Выделение психолога, как человека и личности, достигло наивысшего уровня в аналитической юнгианской психотерапии. По сути психотерапевт и его клиент в процессе работы поднимаются над обычным профессионализмом и выходят на уровень духовного профессионализма, когда главным критерием является уже не владение конкретным набором психотехнического инструментария, а личная духовность. По этому поводу К.Юнг отмечал, что «для результата душевного лечения личность врача (так же, как и пациента) часто намного важнее, чем то, что врач говорит и думает». При этом «происходит встреча двух иррациональных данностей..., которые не есть ограниченные, измеряемые величины, но которые привносят с собой наряду с их потенциально определимым сознанием неопределимо распространенную сферу бессознательного». Кроме этого делается принципиальный акцент на следующих профессиональных особенностях:

1)Отказ от превосходства над клиентом, особенно тогда, когда у него духовно-личностный уровень выше, чем у самого психолога.

2)Моральный облик и психическая сбалансированность (можно сказать психологическая отработанность)

3)Недопустимость дилетантства и профанации.

4)Предоставление ведущей роли природе и следование за ней.

5)Отказ от личного индивидуализма и собственных убеждений в процессе практической работы.

6)Приоритетность практики и эмпирического опыта

7)Высокий философско-диалектический уровень.

Далее, следуя логике, обратим внимание на позицию в отношении психологической работы путем духовного целительства известного признанного духовника, православного священника А.Меня. Он также большое внимание акцентировал на личности целителя и выделял следующие наиболее важные правила. .

Первое заключается в интенсивной нравственной работе над собой, что означает не выделение прежде всего себя и своего «я», а стремление или скорее умение отдавать и служить другим. На основании практики следует добавить, что суметь быть нужным и полезным другим, особенно для профессионального практикующего психолога, не занимающегося чудесами, а помогающего найти истину , оказывается неизмеримо сложнее, чем быть необходимым только самому себе, причем часто за счет других. Оказывается, чем больше от себя отдаешь и от тебя берут, тем больше ты сам приобретаешь. Это вполне можно считать одним из психологических механизмов самоисцеления. Соблюдение этого правила может к тому же и гарантировать от провала в оккультные мистические иллюзии и уход от истины, что в духовно-природной психотерапии может быть особенно опасным.

Второе правило предусматривает избегание каких-либо психологических процедур или воздействий лишь из личного природного любопытства. Это особенно опасно в случае излишне инфантильной психики целителя. Такие манипуляции могут быть оправданы только при строгом соблюдении научного подхода. Из практики достаточно надежным фактором недопущения ошибки в подобных ситуациях может быть осознанный и оплаченный запрос самого клиента. Но здесь следует учитывать еще один немаловажный момент. Дело в том, что отечественный клиент, очевидно в силу своей изначальной достаточно значительной психической неадекватности и мистифицированности, обусловленной некритическим стремлением к чуду, скорее готов заказывать и даже оплачивать утверждение в собственном самообмане, чем поиск истинных причин своей невротичности. А это для психолога абсолютно неприемлемо.

Третье правило касается «сознательно верующих». При этом отмечается, что неосознанно верующими являемся мы все. Речь идет о связи с Высшим Началом или Божественным. Если религиозная осознаваемая вера воплощена в осмысленных понятиях и атрибутах, то на неосознанном уровне может иметь место ее подмена всевозможным идолопоклонством. Мы это называли псевдоверой. В исследовании такими идолами выступали деревянные фигурки и псевдовера в сознание Кришны. Стремление человека уйти от реальных жизненных проблем путем создания для себя подобного рода «игрушки» с целью поклонения является довольно частым. Обычно эти иллюзии и самообман в самом святом для человека, чем является психический феномен веры, заканчивается очень трагично. Напомним, что таких участников мы называли «верующими». Что же касается самого психолога, то для него эти иллюзии могут быть особенно опасными, поскольку в этом случае они, подобно духовной заразе, могут распространяться посредством психотерапевтического процесса на других людей. В случае ДППТ это имело исключительное значение, поскольку здесь психолог являлся непосредственным посредником между природой и человеком. А одновременное присутствие и божественного и дьявольского в условиях полного хаоса на протяжении всей психологической работы делало данное правило в прямом смысле условием выживания самого психолога.

Четвертое правило касается особенностей индивидуального и массового подхода к духовному целительству. Здесь отмечается важность не количества, а качества психологической помощи. Согласно этому, если целителю удалось реально помочь хотя бы одному человеку, он уже не зря занимается своим делом. Особую роль при этом имеет одно из семи таинств Церкви, специально посвященное целительству. Оно называется соборованием или елеосвящением, когда группа священников из семи человек пытается помочь тяжело больному, часто находящемуся на смертном одре. Главное заключается в оказании помощи не человечеству, народу или какой-то иной однородной массе, а совершенно конкретному, живому, страдающему отдельному человеку. Именно это и является основным императивом среди прерогатив в работе психолога, что особенно отмечал К.Юнг.

В нашей психологической работе и исследовании этот фактор постоянно четко рефлексировался и осознавался. Мы использовали как наиболее оптимальный и эффективный широко известный в практической психологии метод групповой психотерапии, называемой тренингом. Такая группа составляла 10-12 человек, что позволяло, сохраняя личный, индивидуальный подход особенно в плане контроля за состояниями, использовать эмерджентный эффект группы, ярким подтверждением которого явилась работа «команды». При этом в один из наиболее напряженных и тяжелых моментов, когда один из участников попал в предельное психическое состояние, напоминающее эпилептический припадок, сформированная самой Природой группа из нескольких человек смогла помочь ему успешно завершить этот процесс, названный впоследствии «изгнанием дьявола». Имела место процедура, очень напоминающая то же соборование.

И если теперь представить, что ответственность за все эти правила и требования ложится на плечи и психику психолога, становится понятной без дополнительных комментариев роль и особенности его личности в процессе психологической работы на уровне психолога-духовника. Поэтому последующее изложение эмпирически выявленных правил протекания процесса духовно-природной психотерапии не должно показаться слишком жестким и категоричным. Если коротко, то это просто были условия выживания исследования и успешного его завершения. Не случайно их удалось окончательно отрефлексировать лишь спустя два года после окончания исследования. Но и это тоже только некоторый промежуточный вариант, который в дальнейшем должен видоизменяться и трансформироваться. Заметим, что они относятся не только к личности психолога но и к работе в целом. Рассмотрим их более подробно.

1. Личностное принятие как сознательно, так и бессознательно понятия веры в виде психического феноменологического образования с неформальной акцентуацией на христианстве и православии, что больше всего соответствует национальной ментальности и культуре. Заметим, что это понятие формировалось в психике постепенно и дозировано, плавно выплывая из бессознательного посредством эмпирического опыта, постоянно подтверждаясь и критически оцениваясь реальной действительностью. Наиболее адекватным и эффективным оно становилось в предельных и запредельных ситуациях, когда ни на что другое опереться было нельзя. Интересной демонстрацией этого процесса было столкновение на природных тренингах неформальных понятий веры психолога и одного из наиболее акцентуированных «верующих» из числа участников, приверженца сознания Кришны, что в конечном итоге привело к его «отречению».

2. Личностное принятие эсхатологичности , как изначальной духовно-психической природы. Постоянная готовность к «беспределу» в психологической работе с предельными и запредельными состояниями и процессами.

Как показала практика и опыт жизни в тоталитарном обществе, где психологический «беспредел» являлся чуть ли не нормой взаимоотношений личности и государства а также межличностных контактов в соответствующих социальных средах, психологическая работа могла быть эффективной только в том случае, когда она была в состоянии противопоставить сформировавшимся невротическим образованиям, основанным на страхе, адекватный противовес, основанный на вере, духовности и смелости. Особенно ярко это проявлялось при возникновении аффективных ситуаций, связанных с «ведьмовством» и «дьяволизмом», когда психологу приходилось фактически оставаться с этими явлениями один на один. Здесь четко стоял вопрос, «кто кого».

3. Наличие достаточного личного профессионального и жизненного опыта , количественно и качественно соизмеримого и адекватного разрабатываемому невротическому материалу.

Имеется в виду уровень профессионализма психолога с учетом духовной составляющей. В первую очередь речь идет о работе с людьми, о понимании национальной ментальности и социэтальной психики в целом, в том числе культуры, особенностей исторических социальных процессов, а также современной жизни и ее психосоциальных факторов. В исследовании это могло определяться психологическим «весом» и способностью его использовать в психотерапевтических целях. Одновременно необходимо было быть и «своим человеком» для группы и в то же время неформально удерживать собственный личностный и профессиональный авторитет в качестве единственного аргумента в конфликтных ситуациях. Это давало возможность постоянно рефлексировать критическую оценку собственных возможностей и заниматься самопсихотерапией.

4. Достаточная личная психологическая отработанность и сбалансированность , отсутствие серьезных актуализированных невротических содержаний и нерешенных проблем, в том числе личной и семейной жизни. Высокий уровень добропорядочности, нравственности и духовности. Наличие личного неформального авторитета.

Это и предыдущее правило удавалось реально реализовывать уже непосредственно в процессе психологической работы как с группой, так и с собой, что оказывалось достаточно непросто. Не обходилось без некоторых шероховатостей и даже отдельных срывов в виде откровенных конфликтов с исследовательской группой. В определенный момент это привело психолога к состоянию, напоминающему «профессиональное сгорание», а группу - к откровенному отказу от дальнейшего участия в исследовании. В тот момент, как сейчас стало понятным, буквально висела на волоске не только судьба исследования, но и профессиональная карьера и личное благополучие психолога. Исследование на своей драматической волне начало сравниваться с реальной жизнью. Довольно четко обозначились грани и барьеры, которые необходимо было преодолевать. При этом воедино сливались психологическая работа, исследование и реальная жизнь, когда личная психологическая несостоятельность была буквально смерти подобна.

5. Личная индифферентность и невмешательство в естественно-природные духовно-психические процессы, какими бы противоречивыми и драматическими они не оказывались. По сути это правило невмешательства в Природу.

В этом случае губительной могла оказаться личная психологическая неотработанность личности психолога. Любое актуализированное невротическое содержание могло привести к непосредственному столкновению с природными процессами, результат которого был бы предрешен. Хорошим подспорьем здесь могло быть одно из основных правил фрейдовского психоанализа, требующее абсолютной бесстрастности и спокойствия психолога. В качестве яркой метафорической демонстрации этого правила вспоминается достаточно необычное природное явление, которое удалось недавно наблюдать. Это гроза в лунную ночь. На одной части неба практически непрерывно сверкают молнии и гремит гром, а на другой также ярко светит почти полная луна, философски молчаливо взирая на этот хаос. При этом идет спокойный теплый дождь, как результат всего происходящего. Здесь луну можно сравнить с психологом, грозу - с работающей тренинговой группой, а дождь - с продуктивным результатом такой работы.

6. Личная смелость и решительность , как противовес страху и ужасу, возникающим в процессе глубинной психологической работы, вплоть до полного запрета на испуг и дезориентацию.

Чтобы лучше понять это правило, представьте себе ситуацию, когда в тренинговой группе появляется «сумасшедший» - участник со всеми признаками острого психоза и полным набором агрессивных и дезорганизующих проявлений. Он откровенно шантажирует психолога своим неадекватным поведением, что подкрепляется очень высоким уровнем негативной психической энергии, особенно если к этому прибавить мистические содержания и проявления, напоминающие «шабаш ведьм». В такой ситуации любая ошибка или просто нерешительность могли бы полностью деморализовать остальных участников и посеять панику. А при вхождении группы в предельные состояния, обозначаемые нами «дьяволизмом», подобные проявления становились вполне естественными, и единственное, что стабилизировало ситуацию, было уверенное и спокойное поведение психолога.

7. Полная откровенность и честность в оценках, комментариях и интерпретациях психических процессов и состояний, особенно своих собственных.

Это правило было основным гарантом конструктивности и продуктивности психологической работы. Именно оно могло гарантировать критичность интеллектуальной деятельности, актуализацию невротических содержаний, их проявление и адекватное осознание. Это часто приводило к «покаянию», «исповеди», «отречению» и другим подобным проявлениям духовного роста.

8. Личная самодостаточность и независимость от группы. Это правило гарантировало контроль взаимной невротической «привязки» между психологом и группой в целом, а также отдельных ее членов. С увеличением глубинности психологической работы такая «привязка» неизбежно превращалась в нечто большее, вплоть до идолопоклонства. А при достижении предельных уровней и состояния подобно «шабашу» появлялись признаки принятия культа. Здесь становится понятным особенность психологического механизма создания культа вообще, разница только в его масштабах. Такая опасность в определенный момент довольно реально нависла в частности над исследовательской группой после Карпатского тренинга. Некоторые «верующие» даже начали предлагать преобразовать ее в некое братство на культовой основе. В такой ситуации от психолога потребовалось много личных усилий в создании собственной самодостаточности и психологической независимости. Здесь можно с уверенностью сказать, что на таком уровне психологической работы психолог уже просто не имеет права на собственную профессиональную, социальную и психологическую несостоятельность и невротичность. Это в первую очередь касается профессионального самоопределения, личностной самоактуализации и семейного благополучия. В этой связи следует отметить еще один достаточно важный фактор. На протяжении всего исследования психолог довольно четко ощущал состояние, которое можно назвать «ведением» со стороны очевидно каких-то внешних природных психических феноменологических образований. Вполне понятно, что для природных тренингов это вполне закономерное явление, как достаточно устойчивый способ поддержания надежной взаимосвязи с Природой и рефлексирования ее основной ведущей функции. Но, учитывая большую массу мистических содержаний в нашей психике, появлялась опасность «псевдоведения», ухода в язычество и идолопоклонство. Единственным гарантом психической устойчивости в данном случае являлась личная духовность, основанная на неформальной вере в христианском понимании.

И в заключение обозначим буквально несколькими штрихами современное состояние профессионального и личностного уровня наших психологов-практиков. Как показало данное исследование, реальная профессиональная ситуация требует от психолога выхода в своей работе на уровень собственного «Я». При этом предлагаемый сегодняшней психологической наукой психотехнический и диагностический инструментарий становится не более, чем подготовительным «разогревающим» средством. Реальная же работа, обеспечивающая необходимый уровень эффективности и надежности реализации истинного психологического запроса клиента, выполняется уже самим психологом, как профессиональной личностью. Это подтверждает гипотезу известного отечественного психолога-практика А.Ф.Бондаренко о том, что профессиональное самоопределение (ярким примером которого может служить настоящее исследование) уменьшает дистанцию между «Я-функциональным» и «Я-экзистенциальным», стимулируя дальнейшее развитие специалиста. Можно добавить, что для психолога-духовника «Я-экзистенциальное» является нормой и условием профессиональной состоятельности.

Большинство отечественных психологов-практиков пока останавливается на уровне «Я-функционального», делая основной упор на когнитивную сторону своей работы, увлекаясь изучением как можно большего количества различных техник и методик, забывая о собственном личностном развитии и совершенствовании. Ведь главное продуктивное профессиональное зерно не нужно искать где-то во вне. Оно находится в самой личности, дожидаясь, когда его найдут и взрастят. А это оказалось гораздо более сложным и трудным, чем просто заниматься накоплением внешних сведений.

Литература:

1. Юнг К.Г. Синхронистичность. - Рефл«-бук, Ваклер, 1997. - 313с.

2. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М.: Институт трансперсональной психологии, изд. Института Психотерапии, 2000. - 497с.

3. Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. - Санк-Петербург - Москва: Университетская книга, АСТ, 1997. - 303с.

4. Юнг К.Г. Практика психотерапии. - Санк-Петербург: Университетская книга, 1998. - 416с.

5. Мень А. Магия. Оккультизм. Христианство. (Из книг, лекций и бесед). - М.: Фонд им. А.Меня, 1996. - 196с.

6. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: Теория и практика: (Учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). - Киев: Укртехпрес, 1997. - 216с.

© Александр Ткаченко , 2006 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

План:

1.Особенности профессиональной деятельности психолога и его ПВК

2. Требования к профессиональной подготовке

3. Ценностные основания профессиональной деятельности психолога.

1. Особенности профессиональной деятельности

психолога и его ПВК

Качественное выполнение профессиональной деятельности возможно только в случае профессионализма человека. В современном обществе с конкурентной средой профессионализм начинает представлять большую ценность как в общественном, так и индивидуальном бытии субъекта. С профессионализмом связаны состоятельность человека в избранном деле, самореализация его творческих возможностей, качество жизнедеятельности в целом.

Явление профессионализма интенсивно исследуется в психологии труда (прежде всего в рамках профессиографического подхода), акмеологии и частных прикладных аспектах психологии (педагогической, военной, юридической и т.п.).

Е.А. Климов рассматривает профессионализм как сложную систему, имеющую не только внешнюю функцию («отдачу»), но и необходимые и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности, психические функции. К этим внутренним психическим функциям относятся: построение образа будущего результата деятельности; некоторое «вынашивание» представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата; эмоциональная преднастройка к работе; общее сознание защищенности в обществе и многое другое, включая и некоторый образ окружающего мира вообще. (33) Под профессионализмом он понимает «определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую различные структурные блоки механизмов регуляции поведения и деятельности»(33)

А.К.Маркова в качестве базового, ядерного образования профессионализма использует понятие компетентности, имеющее в психологии давнюю традицию. Автор разворачивает свое понимание профессионализма через различение нормативного и реального, конкретного проявления профессионализма личности человека (48).

«Нормативные требования профессии к личности» - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Когда речь идет о том, что данному человеку присущ профессионализм, - говорится о том, что человек обладает этим необходимым набором психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает «реальный» профессионализм конкретного человека. Профессионализм в обоих случаях требует выполнения труда на высоком уровне качества.

Компетентность , с точки зрения автора, близко примыкает к реальному профессионализму и представляет собой индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии . Понятие компетентности, в современном его значении, ряд исследователей определяют как сочетание психологических качеств, как психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить о наличии компетентности предполагается по характеру результата труда человека.

Выделяются следующие виды компетентности:

- специальная - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная - владение совместной (групповой, кооперативной) деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

- личностная - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перерасходов времени и сил.

Данные виды компетенции означают зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальность. А.К. Маркова пишет: «Индивидуальная компетентность обуславливается мотивацией достижения, ресурсом успеха, стремлением к качеству своей работы, способностью к самомотивированию, уверенностью в себе, оптимизмом». (48)

Профессионал - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус и динамически развивающуюся систему личностно - деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, которые имеют социально-позитивное значение (22).

Профессионализм практического психолога в основном изучается в плане установления структуры профессиональных качеств (Е.С.Романова, А.Э.Пяткин); специальных способностей личности (М.А.Аминов, И.В. Бачманов, Н.А.Стафурин, А.Ф.Бондаренко, М.В.Молоканов); профессиональной идентификации (Л.Б.Шнейдер); профессиональной культуры (Н.И. Исаева); проектирование профессиональной позиции (Е.В.Бурмистрова). Имеются исследования, в которых определяются теоретические и методологические основания психологической практики психолога (И.В. Дубровина, Ф.Е.Василюк, Л.А.Петровская, А.Ф.Коньев, В.М.Розин, В.Н. Цапкин).

Определению структуры профессионально важных качеств посвящены многие исследования, в частности, Е.С. Романова к профессионально важным качествам практического психолога автор отнесла такие качества, как:

1) аттенциональные;

2) перцептивные;

3) мнемические;

4) моторные;

5) сенсорные;

6) имажитивные;

7) мыслительные;

8) эмоциональные;

9) волевые;

10) речевые.

К данному исследованию примыкает исследование специальных способностей личности практического психолога, определяющих его профессиональную успешность.(4)

Исследователи выделяют разные специальные способности . В одном случае основной специальной способностью психолога называют талант общения, структурными компонентами которого являются следующие составляющие:

1) умение полно и правильно воспринимать человека;

2) умение понимать внутренние свойства и особенности человека;

3) способность к сопереживанию;

4) умение анализировать свое поведение;

5) умение управлять собой и процессами общения.

В другом варианте к специальным способностям психолога относят:

1) уровень сформированности интерперсональных коммуникативных умений;

2) уровень сформированности антропоцентрической направленности (интегральной чувствительности к объекту, процессу и результату психологической деятельности);

3) уровень сформированности проектных умений (27).

В работе А.К.Марковой представлен подход, основанный на выделении специальных способностей как профессионально важных качеств (ПВК) практического психолога, что обеспечивает приближение к реальному синтезу профессиональной позиции психолога как теоретика и практика (48).

Таблица 1. Взаимосвязь особенностей деятельности и ПВК психолога

Особенности деятельности

Требования к ПВК

Деятельность - всегда взаимодействие, общение (коммуникация).

Мотивация и готовность к взаимодействию; - Культурная продуктивность; - Социальная компетентность; - Навыки вербализации; - Коммуникативные навыки (понимания).

Деятельность - работа с особым типом информации (психологической).

Социальная любознательность; - Аттенциональные способности; - Навыки социальной перцепции; - Психологическая проницательность.

Деятельность - работа с абстрактными моделями и их интерпретация.

Высокий общий интеллект; - Аналитико - синтетическая лабильность; - Навыки рационализации когнитивных конструкций.

Динамичность и иррациональность объекта деятельности.

Гибкость и подвижность мыслительных процессов; - Креативность; - Практическое мышление; - Социальный интеллект.

Эмоциональная «загруженность» процесса деятельности.

Фрустрационная толерантность; - Навыки саморегуляции; - Навыки эмпатии; - Эмоциональная продуктивность.

Личностная включенность в процесс деятельности.

Навыки рефлексии; - Ответственность; - Навыки самоконтроля; - Адекватная своим возможностям самооценка; - навыки работы со своими ограничениями.

Прагматичность и оперативность процесса деятельности.

Навыки фасилитации; - Способность (не склонность) к риску; - Смелость и уверенность в себе; - Настойчивость; - Работоспособность.

В работе А.К.Марковой представлены результаты исследования личностных особенностей психологов с помощью 16PF-теста Р.Кеттелла, в котором выявлено, что данную профессиональную группу отличают

высокие интеллектуальные способности,

эмоциональная устойчивость,

независимость,

настойчивость,

уверенность в себе,

не приверженность стандартам,

не склонность к морализаторству,

общительность,

высокое противодействие усталости при работе с людьми,

предприимчивость,

высокий уровень сензитивности.

Они живо откликаются на все происходящие события, находят интерес и новизну даже в повседневных делах, не доверяют авторитетам, все стараются проанализировать и понять сами, отличаются критичностью мышления, терпимостью к противоречиям и неясностям. Данное исследование показало, что такие качества психолога, как эмоциональная устойчивость, независимость, настойчивость, уверенность в себе, общительность, постоянное стремление к самоанализу и самопониманию являются присущими лидеру.

Профессиональная деятельность психолога предполагает возможность влияния на других – в силу особого знания, образования. Профессиональное образование и личность самого психолога дают ему особую власть над другими. Одни люди от психолога ждут помощи, совета, другие - боятся психолога, того, что он сможет понять его «слабые точки, проблемные звенья». Психолог может лучше других понять человека, причины его проблем. Это все дает основание заявлять о лидерской позиции психолога. Он – обладает экспертным знанием, он эксперт человека.

В профессиональной деятельности психолога, предполагающей работу с конкретными людьми и социальными группами, а в связи с этим и влияние на них, реализуемое в форме психологической помощи и сопровождения в решении жизненных, профессиональных и прочих проблем, гуманистические ценности образуют духовно-нравственный фундамент, на котором происходит выстраивание мировоззрения психолога. Отсутствие нравственно-ценностного основания психологического образования может приводить к опасности «сползания» психолога к манипулятивной и разрушительной практике работы с людьми, использованию психологического знания против других.

Таким образом, профессиональная деятельность психолога предполагает высокий профессионализм, являющийся следствием получения профессионального образования, который проявляется в сформированности профессионального сознания и самосознания, профессиональной идентичности, профессиональной позиции, выраженности ПВК, и т.д., что в целом обеспечивает успешное решение профессиональных задач.

Общее представление о развитии личности в профессии

1. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога

Сама идея «модели специалиста», тем более примени­тельно к такой творческой и сложной профессии, как пси­холог, вызывает иногда сомнение. Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в «мо­дель» все характеристики профессиональной деятельно­сти (вместе с необходимостью импровизировать в труде), а также невозможно выделить общепризнанный, стандарт­но-образцовый «профиль личностных и профессиональ­ных качеств специалиста», под который можно было бы «подгонять» будущих психологов. Скорее всего такой про­филь должен включать качества типа «доброта», «умение общаться», «любовь к людям (или к детям)», «порядоч­ность» и т. п. Но, как известно, некоторые (если не мно­гие) известные психологи обладали неуживчивым и даже скандальным характером (например, 3. Фрейд) и были да­леки от образца «внешней благодетели и пристойности», являя собой лишь пример внутренней порядочности и на­учной добросовестности. Но как безошибочно определить именно внутренние достоинства профессионала да еще соотнести их с требованиями «профессионального про­филя специалиста»?

И все-таки для того чтобы, по крайней мере, ориенти­ровочно представлять себе, каким должен быть психолог, обращение к «модели специалиста» часто оказывается по­лезным.

Маркова Аэлита Капитоновна - доктор психологических наук, профессор, специалист в облас­ти психологии профессиона­лизма, психологии учителя, мо­тивации учебной деятельности.

Известный психолог А. К. Маркова выделяет сле­дующие основные составляю­щие модели специалиста:

1) профессиограмму, то есть описание самой деятельности психолога; 2) профессиональ­но-должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профес­сиональных задач); 3) квалификационный профиль (зна­ния и умения работника в соответствии с тарифными раз­рядами оплаты труда). Особенно важно для психологиче­ского понимания основных требований к психологу опи­сание самой деятельности психолога, а также - описание деятельности по разным психологическим специально­стям {Маркова, 1996. - С. 22).

Также А. К. Маркова выделяет: 1) модель уже действу­ющего (работающего, готового) специалиста и 2) модель подготовки специалиста (на основе анализа учебной дея­тельности будущих специалистов и их ориентации на мо­дель уже готового специалиста). При описании модели го­тового специалиста выделяются: модель деятельности спе­циалиста, а также - модель личности специалиста. При описании модели подготовки специалиста рассматривают­ся требования к разным образовательно-возрастным груп­пам обучающихся или переобучающихся слушателей, а также учитывается их жизненный и профессиональный опыт (там же, с. 20-21).

Одной из наиболее острых проблем при составлении «модели специалиста» является выделение «модели лич­ности специалиста». Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шка­лам и параметрам личностные качества успешно работаю­щих специалистов и, таким образом, вроде бы и получает­ся «личностный профиль специалиста». Но как измерить в баллах способность к творчеству, которое само по себе пе­речеркивает все нормы и стандартизированные оценки? Как измерить любовь к людям, порядочность, профессио­нальную и человеческую совесть? А ведь все это является нередко более важными составляющими профессиональ­ного успеха психолога, чем его знания и владение методи­ками.

Чтобы хоть как-то выйти из тупиковой ситуации, спе­циалисты иногда идут «от противного», пытаясь выделить явные противопоказания для работы в качестве психоло­га. Такими противопоказаниями для психолога могут быть:

1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непо­нятно за что.., к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помо­щи, и которых самих к людям лучше не подпускать.-Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологиче­ском образовании и занимаются психологической прак­тикой.

2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться" опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отве­чая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрица­тельными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в боль­шинстве случаев выделили такие характеристики, как «не­умение общаться» и «психические заболевания».

3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бро­саются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызываю­ще, а главное - постоянно перебивает собеседника, стре­мясь подчеркнуть свое превосходство. Применительно к будущей работе психолога, - это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции со­знанием клиента, что для психолога должно рассматрива­ться как страшнейший «профессиональный грех».

4. Применительно к будущему студенту-психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриго­вать и развлекать студентов на своих занятиях. При этом студентам остается лишь оценивать, какой преподаватель сумел их больше «увлечь», кто «большая или меньшая оча-ровашка» и с каким преподавателем им «вообще интерес­нее». Можно представить себе такого студента-психолога, окажись он на лекции тех преподавателей, которые, явля ясь признанными авторитетами в своей области психоло­гии, никогда не «заигрывают» со студентами и даже не стремятся им непременно «понравиться»... Впрочем, пре­подаватель-профессионал - тем более преподаватель психологии - должен уметь общаться со студентами, од­нако это не нужно путать с упрощенчеством и популиз­мом.

Существует довольно много моделей профессиональ­ной деятельности практического психолога (Г. С. Абрамова, 1994; Н. С. Пряжников, 1996; В. Ю. Меновщиков, 1998 и др.). В большинстве случаев речь идет о моделях, описывающих лишь одно из направлений работы психолога (консультан­та, диагноста, терапевта). Совокупность характеристик квалифицированного практического психолога в сравне­нии с неквалифицированным безотносительно к конкрет­ному виду профессиональной деятельности представлена в следующей модели (Е. Аллен, 1987; Г. С. Абрамова, 1994).

Таблица 5 Модель деятельности практического психолога по Аллену - Абрамовой

Основные качества психолога

Квалифицированного

Неквалифицированного

/. Цели психологической помощи

Ориентирует клиента в его целях, предлагая ему максимально воз­можное число вариантов поведе­ния; свою задачу видит в расшире­нии возможностей клиента.

Преследует свои цели, использу­ет клиента для реализации собст­венных склонностей, демонст­рации своей исключительности или решения собственных проб­лем.

2. Отклики и реакции в ситуации профессиональной деятельности

Дает разнообразные вербальные и невербальные отклики; избегая оценочных суждений, дает конст-руктивную обратную связь. *

Демонстрирует типичный, шаб­лонный стиль общения, дает сте­реотипные оценки.

3. Мировоззрение (концепция) практического психолога

Понимает сложность исследования человеческой индивидуальности и воздействия на нее, осознает невоз­можность многомерного ее описа­ния в рамках одной концепции и поэтому стремится использовать в работе множество концепций.

Не имеет ясной концепции или имеет одну, содержание и проис­хождение которой не рефлекси­рует и ясно не осознает.

Основные качества психолога

Квалифицированного

Неквалифицированного

4. Культурная продуктивность практического психолога

Способен к выработке множества идей и моделей поведения как в своей культуре, так и в рамках дру­гих культур, что позволяет ему при­соединиться к миру клиента, обрес­ти понимание жизненного пути, от­личного от собственного.

Действует только в рамках собст­венной культуры, которую он понимает лишь через содержа­ние своей Я-концепции (часто неадекватной).

5. Конфиденциальность

Четко рефлексирует содержание получаемой психологической ин­формации, умеет хранить профес­сиональные тайны.

Нарушает правила конфиденци­альности, склонен к распростра­нению конфиденциальной ин­формации.

6. Ограничения в деятельности практического психолога

Реально оценивает свои возможно­сти и границы компетентности, го­тов к сотрудничеству с представите­лями смежных профессий и колле­гами.

Работает без ограничений, бе­рется за любую проблему, не же­лает работать с другими профес­сионалами, считает все свои дей­ствия правильными.

7. Межличностное влияние в работе практического психолога

Осознает и фиксирует взаимовлия­ние его и клиента, постоянно реф­лексирует свои чувства, мысли, же­лания; учитывает результаты меж­личностного влияния.

Не понимает, не принимает и не учитывает межличностного вли­яния во взаимодействии с клиен­том.

8. Человеческое достоинство

Уважение достоинства клиента - это аксиома. В частности, обеспе­чивает адекватность для клиента ис­пользуемого психологического сло­варя.

Может демонстрировать неува­жительное или даже оскорбитель­ное отношение к клиенту, при­дает сверхзначимость своей про­фессии, занимает позицию «сверху», использует псевдона­учный жаргон, перегружая речь специальной терминологией.

9. Обобщенная теория

Активно рефлексирует содержание обобщенной теории, постоянно осваивает новые теории и подходы; иногда способен к выработке собст­венной концепции психологиче­ской помощи, открыт для восприя­тия альтернативных точек зрения.

Привязан к одному подходу, критично оценивает другие воз­можные точки зрения, принима­ет известный ему подход за единственно верный; не усваивает обобщенную теорию как личный способ мышления.

При рассмотрении основных требований (и противо­показаний) к профессионалу-психологу следует вспом­нить и о неизбежном формировании у опытных специали­стов индивидуального стиля трудовой деятельности, кото­рый сложно подогнать под какие-то общепринятые стан­дарты и профили. Общая логика формирования индиви­дуального стиля профессиональной деятельности психо­лога предполагает следующие важные моменты:

1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих профессиональных задач.

3. Наконец, постепенно формируется сложная взаи­мосвязанная система имеющихся адаптированных и но­вых профессионально в ажных качеств. Такую систему ка­честв В. С. Мерлин называл «симптомокомплексом» и отме­чал при этом: «Индивидуальный стиль деятельности следует пони­мать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных дейст­вий* при помощи которой дости­гается определенный результат.

Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи» {Мерлин, 1986.-С. 166-167).

Обращаем внимание, что для полноценного формиро­вания специалиста-психолога также важнейшую роль иг­рает ориентация на какую-то цель (или даже идею), кото­рая и мобилизует различные знания и умения, приобрета-

Мерлин Вольф Соломонович (1892-1982) - доктор пси­хологических наук, про­фессор, один из ведущих специалистов в области психологии индивидуаль­ности. Создатель Пермской школы психологов.

емые как в ходе обучения в вузе, так и постепенно накап­ливаемый опыт самостоятельной практической работы. Самое печальное здесь - отсутствие такой идеи, что не по­зволяет навести порядок в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет обобщить свой опыт, так и оставляя его на уровне «мусора», то есть на уровне несистематизирован­ной, не связанной общей идеей «кучи» из отдельных впе­чатлений, знаний, умений и т. п.

Можно выделить основные этапы формирования ин­дивидуального стиля деятельности психолога:

1. На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процеду­рам, то есть научиться работать так, «как положено». Именно это гарантирует успешное выполнение по­ставленных задач. На данном этапе возможно выделе­ние следующих подэтапов:

1.1. Общая ориентировка в данной деятельности, ког­да начинающий работник «в целом» уже знает (или представляет), как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может.

1.2. Освоение отдельных действий и операций, а так­же отработка отдельных процедур, приемов и ме­тодик работы.

1.3. Наконец, освоение деятельности в целом (по нор­мативно-одобряемому, «правильному» образцу).

2. На втором этапе уже более опытный специалист (нау­чившийся выполнять отдельные задания и даже освоив­ший определенные виды профессиональной деятельно­сти в целом) может позволить себе некоторое отступле­ние от нормативно-одобряемых образцов работы. Здесь можно выделить примерно следующие подэтапы: 2.L Возникновение общей идеи работы по-новому,

по-своему (хотя бы примерное представление, как можно успешно выполнять профессиональную за­дачу иначе, чем это делается обычно). "

2.2. Проба и освоение отдельных действий по-новому.

2.3. Постепенное проектирование и освоение всей де­ятельности по-новому, то есть формирование своего, индивидуального стиля профессиональ­ной деятельности.

Самое главное при формировании индивидуального стиля труда - не спешить и всегда иметь обеспеченные «тылы» в виде освоенной ранее деятельности по нормативно -одобряе мому образцу, гарантирующему успешное выполнение ра­боты в случае неудачного экспериментирования при вы­работке новых способов деятельности.

Наблюдения за студентами и уже работающими специалистами позволяют выделить одну интересную закономерность. Обычно сту­денты и начинающие психологи, стремящиеся повысить свою готов­ность к будущей профессиональной деятельности, больше внимания уделяют развитию своих знаний, а по возможности и умений.

Взрослые, уже работающие психологи по мере своего профессиона­льного развития также озабоченные своим развитием в труде, постепен­но переключаются со знаний и умений на ценностно-смысловые аспек­ты своей деятельности. Они все больше ставят перед собой вопрос о смысле своего «пребывания в психологии», о том, что они могут дать психологии, и насколько она может обогатить их как личностей. В связи с этим возникает вопрос: стоит ли торопить события и ставить такие ценностно-смысловые вопросы уже перед студентами и начинающими психологами, или лучше подождать, пока они сами не «созреют» для та­ких вопросов? Мы считаем, что и здесь недопустимы какие-то стандарт­ные подходы, поскольку и все специалисты, и все студенты-психологи - разные, то и сроки «созревания» у всех тоже разные. А у кого-то такого «созревания» вообще может не наступить, хотя он может вполне эффек­тивно выполнять свои профессиональные обязанности и даже считать себя зрелым психологом... Стоит ли разочаровывать таких психоло­гов-специалистов, тем более, что они даже приносят пользу окружаю­щим.

Проблема лишь в том, что более важным результатом профессионального труда является развитие личности са­мих профессионалов, а это развитие связано, прежде все­го, с развитием ценностно-смысловой сферы личности. Недаром А. К. Маркова, выделяя уровни профессионализ­ма, в качестве высшего такого уровня называет «уровень суперпрофессионализма», где главным этапом является «этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала». Именно на этом этапе человек по-насто­ящему достигает своего «акме», то есть вершины профес­сионального развития (Маркова, 1996. - С. 52).

2. «Кризисы разочарования»

и основные этапы развития

психолога-профессионала

Вопреки обыденным представлениям, психологи от­носятся к кризисам не просто с «пониманием», но и с «ува­жением». Известное высказывание Л. С. Выготского о том, что «если бы кризисов не было, их следовало бы выду­мать специально, иначе никак нельзя объяснить развитие

личности ребенка», относится не только к возрастной пси­хологии, но и к психологи становления профессионала.

При этом кризисы имеют два основных возможных «исхода»:

1) кризис может способствовать личностному разви­тию;

2) кризис может привести к личностной деградации, когда человек не может сгГравиться со своими внутренни­ми противоречиями и эти противоречия буквально «разъ­едают» человека изнутри (а если к этому добавляются и внешние неблагоприятные обстоятельства, то кризис во­обще может закончиться печально).

Таким образом, главное - научиться вовремя выявлять кризисы и управлять ими.

Сам кризис - это своеобразный «шанс» для человека стать лучше, а для профессионала - перейти на следую­щий этап своего развития, ведь недаром говорится, что каждый последующий этап развития должен быть «вы­страдан» (или «заслужен») человеком. И наоборот, если человек каким-то образом («незаслуженно») оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам). При­менительно к профес­сиональному разви­тию можно привести остроумное замечание

B. П. Зинченко: «Каж­дый этап должен ис­черпать себя, тогда он обеспечит благопри­ятные условия перехода к новому этапу и останется на всю жизнь. Классическая тупость чиновника объясняется иг­ровой дистрофией в детстве» (В. П. Зынченко, 1995. -

Для будущего психолога проблема заключается в том, чтобы умело использовать энергию своего кризиса (кризиса учебно-профессионального развития) и направить ее в конструктивное русло. Возможно, формирование у себя такого умения является для студента-психолога даже бо­лее важным результатом обучения на психологическом факультете, чем все знания и остальные умения, вместе взятые. Хотя формально результат обучения выражается в

Зинченко Владимир Петрович - доктор психологических наук, профессор, ака­демик РАО, автор более 300 научных тру­дов. Один из ведущих специалистов в об­ласти теории и методологии, психологии развития, психологии познавательных процессов, инженерной психологии.

экзаменационных оценках, зачетах, в защищенных курсо­вых и дипломных работах и мы с этим, конечно же, не спо­рим...

Еще более интересным вариантом рассмотрения кри­зиса профессионального развития является не просто «ис­пользования» энергии кризиса, но и постоянный поиск для себя сложных проблем, которые надо как-то решать, то есть своеобразное построение, проектирование, плани­рование кризисов или, если сказать по-другому, «построе­ние» для себя «шансов» профессионального развития, а не просто «ожидание» этих «шаЛсов». Как известно, творче­ского человека как раз и характеризует постоянная неус­покоенность, когда он все время ищет все новые и новые (все более и более интересные) проблемы и, именно решая их, по-настоящему реализует и развивает свой творческий потенциал. Но всели студенты-психологи готовы к такому учебно-профессиональному творчеству? А если нет, то нужно ли себя обманывать и, таким образом, существенно усложнять для себя жизнь? Но в том-то и прелесть обуче­ния в высшем учебном заведении, что студент сам должен принимать решение относительно преодоления или не преодоления очередного кризиса, а также относительно поиска для себя все новых и новых проблем...

Сами кризисы профессионального становления мож­но рассматривать и как постоянные «разочарования» («кризисы разочарования») в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «ра­зочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессио­нал и т. п. По сути, это тот самый «шанс» для личностного развития будущего специалиста, который и надо исполь­зовать по-настоящему.

Как отмечают самые разные исследователи професси­онального развития (Э. Ф. Зеер, Б. Ливехуд, Г. Шихи и др.), именно изменение «Я-концепции», смена (или пере­стройка) иерархии жизненных и профессиональных цен­ностей лежат в основе многих кризисов профессиональ­ного становления. Но как непросто пересматривать те ценности и смыслы, которые еще совсем недавно казались такими «важными» и «основательными», хотя почти каж­дому молодому человеку (и молодому специалисту) в той

или иной мере приходится проделывать эту болезненную работу.

Нередко молодые специалисты отчаянно сопротивля­ются перспективе изменить уже устоявшийся взгляд на окружающий мир, на свою профессию и, главное - на са­мого себя, на свое место в этом мире и в этой профессии. Лучшим средством защиты от такой перспективы являет­ся разочарование не в самом себе, а в окружающем мире, включая и разочарование в своей профессии, и в своем учебном заведении (в своей «альма матер»). Условно мож­но выделить примерно следующие варианты «защит-разо­чарований»:

1. Разочарование в своих некогда любимых преподава­телях (на каком-то этапе студент вдруг «выясняет» для себя, что преподаватель - это тоже обычный человек, с обычным набором слабостей и недостатков). Хотя на пер­вых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) образец совершенства и пример для подражания.

2. Разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологических дисциплинах или во всей психологии сразу). Вдруг студент «понимает» для себя, что психоло­гия, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой «увлекательно-развлекательной» и вообще «скучной».

3. Разочарование в своем учебном заведении, когда студент вдруг «узнает», что в других заведениях и препода­ватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соц-культ-быт организован интереснее, и спор­тивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т. п. По-свое­му студент может оказаться прав, но, как известно, «хоро­шо там, где нас нет». А творческая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например, связанные с организацией досуга и «развлечений», можно решить и своими, студенческими силами.

4. Разочарование в перспективах своей дальнейшей ра­боты. Студент вдруг понял, что, скорее всего, он не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется довольствоваться очень маленьким заработком, ведь, как известно, психологи много не зара­батывают, особенно в условиях рыночной экономики.

В этой связи уместно привести высказывание одного зарубежного экономиста и социолога, Людвига фон Мизе са, который, рассуждая о ценностях и преимуществах ры­ночной экономики, откровенно поясняет: «Если вы пред­почитаете богатству, которого могли бы добиться, торгуя одеждой или занимаясь профессиональным боксом, удов­летворение от занятий поэзией или философией, - ваше право. Но тогда, естественно, вы не заработаете столько, сколько заработает тот, кто будет служить большинству, ибо таков закон экономической демократии рынка» (Люд­виг фон Мизес, 1993. - С. 174). Но поскольку психология, как и философия с поэзией, ртносится к творческим (и даже благородным) видам деятельности, то данное выска­зывание Людвига фон Мизеса вполне применимо и к ра­боте многих психологов. Хотя, конечно же, мало зараба­тывать обидно, и если психолог обижается по этому пово­ду, то с чувством собственного достоинства у него все в по­рядке. Ну, а если достоинство студента-психолога или мо­лодого специалиста подсказывает ему, что деньги все-таки важнее, то он может подумать и о профессиональном бок­се, и о торговле одеждой, и о прочих «доходных» занятиях (по Л. фон Мизесу).

Основываясь на наблюдениях за студентами и уже ра­ботающими специалистами, мы можем условно выделить следующие этапы профессионального развития психологов:

1. Восторженно-романтический, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последу­ющего развития этап - это своеобразная «база», эмоцио­нальный «тыл», который создает особую, незабываемую «атмосферу» первого знакомства с психологией. А «атмо­сферы» в нашей жизни, как известно, дорогого стоят...

2. Этап самоутверждения, когда поскорее хочется «уз­нать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «эк­зотической методикой». Тоже очень важный и необходи­мый этап - это основа будущей профессиональной гордо­сти и чувства собственного профессионального достоин­ства.

3. Первые разочарования, а потом будут и последую­щие, о чем уже много писалось выше. Это наиболее ответ­ственные этапы. Поскольку здесь решается основной во­прос: научится студент-психолог преодолевать эти «кри­зисы разочарования» или они попросту «сломают» его. Напомним, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в

обучении и в последующей работе. Заметим также, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать «личностными».

4. Начало самостоятельного решения некоторых пси­хологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отри­цательного опыта использования этих технологий и по­пытками работать как-то иначе (начало настоящего про­фессионального творчества и формирование своего инди­видуального стиля деятельности).

5. Первые серьезные попытки работать по-новому. Ча­сто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совер­шенства.

Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает» (наконец-то), что для творческой работы и импрови­зации в своем труде оказывается нужно хорошее знание психологиче­ской теории и методологии...

6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает от­кровенную «аллергию».

7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологиче­ской базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

Естественно, далеко не все психологи проходят «пол­ный цикл» такого развития, многие просто «застревают» на каких-то этапах, то есть попросту останавливаются в своем профессиональном развитии.

Например, психолог «застрял» на восторженно-романтическом этапе (в каком-то смысле таким психологам даже можно позавидовать, поскольку все им видится в «розовом свете» и... никаких «разочарова­ний»).

От таких психологов может быть даже определенная польза: они всюду будут утверждать веру во «всесилие» психологической науки и практики. С такими психолога­ми легко и уверенно чувствуют разные клиенты, заказчики и даже те психологи, которые мучительно преодолевают свои кризисы профессионального развития, поскольку восторженно-романтическое настроение - это, прежде всего, настроение оптимизма и легкости, которого мно гим так не хватает (в том числе и серьезным психоло­гам-профессионалам).

Ни в коем случае нельзя осуждать таких «застрявших» в своем развитии психологов: значит, они обнаружили для себя определенный смысл в своей работе и им просто не­зачем искать какие-то более сложные и рискованные смыслы. Быть может, со временем они продолжат свой творческий поиск, а может, и не продолжат - это их право выбора!

Наконец, можно обозначите еще одну возможную ли­нию профессионального развития психологов. Главное здесь - постепенная смена основного акцента на тех или иных предметах своей деятельности. Условно можно вы­делить следующие основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности:

1. Первоначально это ориентация на имеющиеся тради­ционные проблемы психологии (для психологов-теорети­ков) или на проблемы обслуживаемых клиентов психологи­ческих служб. Главное здесь - показать свою способность решать эти проблемы и, таким образом, доказывать свою «полезность» для окружающих. Обычно здесь основное вни­мание уделяется познанию различных психологических «ре­альностей», понимаемых часто как «объективные реально­сти», то есть независимых от субъективной и мировоззрен­ческой позиции самого психолога. На этом этапе своего раз­вития психолог не любит рассуждать о нравственности и профессиональной совести или понимает эту совесть слиш­ком упрощенно («не навреди!», «не обижай клиента», «не подтасовывай объективные факты» и т. п.).

2. Постепенно приходит понимание того, что во мно­гом эффективность исследований или эффективность практической помощи зависит от методов исследования. На этом этапе постепенно происходит переключение основного внимания с психологических реальностей (с объектов исследования и клиентов) на сами методы. При этом психолог все больше задумывается не просто о поис­ке и использовании методов, но и об их модификации и даже об их самостоятельном проектировании. Здесь осва­ивается принцип: каковы методы - таковы и результаты. В итоге все ориентировано на решение проблем (исследова­тельских или практических), то есть на интересы того же клиента, но основные акценты все-таки меняются. Более того, на этом этапе психолог начинает понимать, что и

сами результаты («истина») тоже во многом зависят от ис­пользуемых методов, то есть психологическая реальность уже не предстает чисто «объективной» и ни от чего не зави­симой.

3. На третьем этапе психолог постепенно «осмеливает­ся» все больше опираться в своей работе и на свою собст­венную интуицию. И на свою мировоззренческую (нравст­венную) позицию, которая становится более важной, чем даже методы исследования или методы практической по­мощи клиенту. Недаром Е. А. Климов писал, что методи­ка - это «совокупность внешних средств профессиональ­ной деятельности психолога.., дополненная профессиона­льным мастерством того, кто эту методику применяет» (см. Климов Е. А., 1998. - С. 207-208). Но кроме традици­онно понимаемого «профессионального мастерства» важ­ную роль играют и общекультурный уровень, и нравствен­ная позиция профессионала, что особенно важно именно в гуманитарных профессиях, к которым все-таки относит­ся и психология. На данном этапе психолог все больше за­думывается о своей личности, о том, каким образом его личность оказывает влияние на эффективность труда и как влияет работа на само развитие личности. При этом все больше и больше профессионала начинает волновать вопрос о смысле своей профессиональной деятельности, тем более, что именно смысл является стержнем личност­ного и профессионального развития.

4. Наконец, психолог все больше задумывается о своей «миссии», о своем «предназначении» и «призвании». Не то­лько конкретные методы работы, но и вся профессиональ­ная деятельность рассматриваются лишь как «средства» осуществления этой «миссии». Здесь профессионал фак­тически перерастает традиционные рамки своей профес­сии и стремится уже не просто решать какие-то конкрет­ные проблемы, но и внести сво"й вклад в общечеловече­скую культуру. Именно так он начинает относиться к своей конкретной работе с конкретными клиентами, рас­сматривая даже самые

«мелкие» и «незначитель­ные» свои дела как вклад в общественный прогресс и развитие культуры. Как пи­шет В. Э. Чудновский, «проблема смысла жизни - это прежде всего проблема

Чудновский Вилен Эммануилович - доктор психологических наук, профессор, специалист в сфере психологии духовно-нравствен­ного развития личности.

«качества» жизни, а не ее масштаба» (В. Э. Чудновский 1997.-С. 103).

Выделенные этапы развития психолога-профессиона­ла в какой-то степени соотносятся с этапами развития внутринаучной рефлексии: от онтологизма, ориентиро­ванного на познание объективной истины - к гносеоло-гизму, ориентированному на познание средств позна­ния - к методологизму, ориентированному уже на произ­водство (и даже «индустрию») этих средств (см. Зинченко, Смирнов, 1983. - С. 11-12). Вероятно, есть что-то общее в развитии конкретного профессионала и в развитии конк­ретной науки (или научного направления).