Социальное предпринимательство определение. Подходы и определение социального предпринимательства

История

Термины «социальное предпринимательство» (англ. social entrepreneurship ) и «социальный предприниматель» (англ. social entrepreneur ) впервые упоминаются в 1960-х годах в англоязычной литературе, посвященной вопросам социальных изменений . Они стали широко употребительными в 1980-х годах, в частности, благодаря усилиям Билла Дрейтона (Bill Drayton), основателя компании Ашока: Инновации для общества (Ashoka: Innovators for the Public) , и Чарльза Лидбитера . В 1950-1990 годах большую роль в развитии социального предпринимательства играл Майкл Янг (Michael Young). Профессор Гарварда Дэниэл Белл назвал Янга «самым успешным в мире предпринимателем в области социальных инициатив» благодаря его роли в создании более 60 организаций по всему миру, включая несколько Школ социального предпринимательства в Великобритании. Другим известным британским социальным предпринимателем является лорд Мосон, кавалер Ордена Британской империи . Эндрю Мосон (Andrew Mawson) получил титул пэра в 2007 году за свою работу по экономическому и социальному обновлению и улучшению городских территорий. Он является автором книги «Социальный предприниматель» и управляющим компанией Эндрю Мосон и партнеры (англ. Andrew Mawson Partnerships ), которая занимается распространением его опыта.

Хотя термин «социальное предпринимательство» сравнительно нов, само явление имеет давнюю историю. К числу людей, чья деятельность может служить образцом социального предпринимательства, можно отнести Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale), основательницу первого училища для медсестер в Великобритании, разработавшую прогрессивные стандарты работы медсестер и способствовавшую их широкому распространению; Роберта Оуэна (Robert Owen), основателя кооперативного движения; Винобу Бхаве (विनोबा भावे , Vinoba Bhave), основателя индийского движения Земля в дар (Bhoodan movement). В девятнадцатом и двадцатом веках некоторые из наиболее успешных социальных предпринимателей способствовали распространению инноваций, полезность которых была оценена так высоко, что они были внедрены в национальных масштабах при поддержке государства или бизнеса.

В России социальное предпринимательство появилось ещё на рубеже XIX-XX вв. Примером социального предпринимательства можно назвать Дом Трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским. Здесь каждый нуждающийся (от одиноких матерей до бездомных) мог найти себе работу, получить приют и заботу. Идея домов трудолюбия впоследствии получила распространение по всей России.

Социальное предпринимательство сегодня

Одним из широко известных современных социальных предпринимателей является получивший в 2006 году Нобелевскую премию мира Мухаммад Юнус (Muhammad Yunus), основатель и менеджер банка Грамин (Grameen Bank) и связанной с ним группы социальных венчурных предприятий. Деятельность М. Юнуса и банка Грамин является примером важной особенности современного социального предпринимательства: огромный успех часто приносит реализация социальных задач с использованием принципов бизнеса. В некоторых странах, в том числе в Бангладеш и в меньшей степени в США, социальные предприниматели занимаются теми задачами, которые государство, играющее ограниченную роль, на себя не берет. В других странах, в частности, в Европе и Южной Америке они довольно тесно работают совместно с государственными организациями, как на общенациональном, так и на местном уровне.

Россия

В России первым и до настоящего времени основным фондом поддержки социального предпринимательства стал Фонд региональных социальных программ “Наше будущее” , частный фонд бизнесмена Вагита Алекперова . Фонд проводит Всероссийский конкурс проектов в области социального предпринимательства и выдает предпринимателям долгосрочные беспроцентные займы, помогает начинающим предпринимателям, предлагая им услуги по подготовке бизнес-плана, юридические и бухгалтерские услуги, возможность арендовать микроофис (Центры консалтинга и аутсорсинга "Наше будущее" работают в 6 городах: Астрахань, Архангельск, Волгоград, Калининград, Нижний Новгород, Пермь). За 5 лет своей деятельности Фонд оказал поддержку 74 социальным предпринимателям на общую сумму около 150 миллионов рублей. Фонд активно сотрудничает с Агентством стратегических инициатив и Министерством экономического развития РФ по законодательным инициативам и мерам стимулирования развития социального предпринимательства в России. Фонд “Наше будущее” создал 2 первых интернет-ресурса в России, целиком посвященных социальному предпринимательству: портал “Новый бизнес: социальное предпринимательство” и портал “Банк социальных идей” .

Также в России действует Российский микрофинансовый центр (РМЦ), который был создан в 2002 году. Президент РМЦ Михаил Мамута считает одной из основных задач РМЦ поддержку социального бизнеса и социально ориентированных НКО как через общественные инициативы (создание Совета по развитию социального бизнеса при Торгово-промышленной палате РФ), так и через конкретные проекты совместно с российскими и международными партнерами (например, Творческую лабораторию “Грамин”, Yunus Center и Yunus Social Business).

Конкурсы проектов по социальному предпринимательству в России проводят также благотворительный фонд “Навстречу переменам” (Reach for Change - представительство в России открылось в декабре 2011 года), а также Межрегиональная общественная организация (МОО) “Достижения молодых”. Последняя проводит “Эстафету социальных инноваций”, ориентированную на работу со школьниками и студентами.

Социальные предприниматели в России сегодня делятся на три категории. Первые - представители специализированных предприятий (например, предприятия, работающие с инвалидами по зрению или по слуху), которые модернизировались после перестройки и стали коммерческими организациями (например, волгоградские предприятия для инвалидов по зрению - «Эталон» по выпуску крышек для консервирования и «Луч», выпускающий бумажную бытовую продукцию: салфетки, туалетную бумагу). Пример из второй категории - некоммерческие и благотоворительные организации , вставшие на коммерческие рельсы. Таких в России большинство. В Санкт-Петербурге работает благотворительный фонд «Надежда», выпускающий реабилитационное оборудование для пожилых, инвалидов, людей, перенесших серьёзную травму. «Надежда» заключила договор с Фондом социального страхования и всю продукцию - коляски, костыли и тд. - люди получают бесплатно, предоставив медицинские справки о необходимости приобретения реабилитационного оборудования по медицинским показаниям. «Надежда» также открыла платный пункт проката, обеспечивающий реабилитационным оборудованием на время сбора справок (после того, как необходимые справки собраны, стоимость проката клиенту возвращается). В Рыбинске с многодетными малообеспеченными матерями работает женское общество социальной поддержки «Женщина, Личность, Общество» и при нем - мастерская «Веселый войлок», где выпускают войлочные игрушки, бижутерию и другую арт-продукцию. В Туле примером социального предпринимательства можно назвать салон бытовых услуг «Березень» - здесь в социальной парикмахерской, фотомастерской или ателье по пошиву и ремонту одежды, мастерской по ремонту обуви горожан обслуживают инвалиды. Многодетным, инвалидам, пенсионерам и малообеспеченным гражданам, пришедшим в салон, цены на услуги предоставляются со скидкой. Самая продвинутая категория социальных предпринимателей - представители малого бизнеса, нового бизнеса, чья цель - не выгода, но методическое решение проблем социально-незащищенных категорий граждан. В Москве успешно работает ООО «Доспехи» - организация, занимающаяся производством ортопедической системы, позволяющей людям с травмой или заболеваниями позвоночника, приведшими к параличу ног, самостоятельно передвигаться. В Екатеринбурге ООО «Научно-социальный центр „Эльфо“» занимается психологической и физической реабилитацией детей при помощи иппотерапии.

Великобритания

В 2002 году семь ведущих британских некоммерческих организаций основали UnLtd - Фонд общественных предпринимателей с целевым капиталом в 100 млн фунтов стерлингов для инвестиций в социальное предпринимательство в Великобритании. UnLtd предоставляет физическим лицам гранты и практическую поддержку в форме тренингов и возможностей для расширения контактов, полезных при реализации местных проектов. Одним из подразделений фонда является UnLtd Research, которое быстро становится ведущим мировым центром, собирающим, анализирующим и распространяющим информацию о социальном предпринимательстве.

Ещё одним британским объединением разнообразных социальных инициатив, а также региональных и национальных организаций, поддерживающих социальное предпринимательство, является Коалиция социального предпринимательства (англ. Social Enterprise Coalition ) .

Украина

В последние годы на Украине социальное предпринимательство приобретает все большей популярности среди общественных организаций, как эффективный механизм решения локальных социальных и экономических проблем территориальных общин. С октября 2010 года на базе Ассоциации СЭСП начал работу Центр поддержки социального предпринимательства. Центр создан при финансовой поддержке Фонда Восточная Европа в рамках программы «Развитие социального предпринимательства», являющейся совместной инициативой Фонда Восточная Европа, Британского Совета на Украине, PricewaterhouseCoopers на Украине и Эрсте Банка. Центр выступает платформой аккумуляции знаний, успешного опыта, своего рода механизмом продвижения идеи социального предпринимательства на уровне региона и площадкой коммуникации и обмена знаниями и опытом для социальных предприятий и структур поддержки социального предпринимательства.

В Одессе действует общественная организация «Дорога к дому», в рамках деятельности которой издается газета для бедных, а также работают цеха по пошиву одежды. Ассоциация «Мир. Красота. Культура.» создаёт рабочие места по всей Украине для малообеспеченных женщин, попавших в кризисную ситуацию. Благодаря работе на предприятии они обретают экономическую самостоятельность. В Житомире при общественной организации «Миссия Самаритян на Украине» работает цех по изготовлению изделий из металла (решетки, ворота и т. д.). Движение социальных предпринимателей на Украине превышает 700 предприятий по всей территории страны.

Индия

Существуют и коммерческие организации, решающие социальные задачи. Один из примеров - SKS Microfinance, основанная бывшим сотрудником McKinsey Викрамом Акулой. Эта компания занимается микрофинансированием в деревнях индийского штата Андхра-Прадеш , и ее деятельность существенно улучшила экономическое положение многих женщин из беднейших слоев населения.

Другие примеры

Продолжаются споры о том, кто именно может считаться социальным предпримателем. Некоторые полагают, что этот термин должен относиться только к основателям организаций, основным источником дохода которых является плата их клиентов. Другие включают в это понятие и тех, кто выполняет работу по государственным контрактам, а третьи добавляют сюда и организации, рассчитывающие прежде всего на гранты и пожертвования. В этом вопросе не ожидается скорого консенсуса.

В настоящее время некоммерческие и негосударственные организации, фонды, правительства и частные лица поддерживают, финансируют и консультируют социальных предпринимателей по всему миру. Появляется все больше программ высшего образования для социальных предпринимателей.

Такие организации, как Ашока: Инновации для общества, Фонд Сколла (Skoll Foundation), объединение Омидьяр (Omidyar Network), Фонд социального предпринимательства Шваба (Schwab Foundation for Social Entrepreneurship), Канадский фонд социального предпринимательства, корпорация Новая выгода (New Profit Inc.), Зеленое эхо (Echoing Green) заняты поиском по всему миру людей, чья деятельность существенно меняет общество, но пока что не имеющих достаточных средств. Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", созданный в 2007 году по инициативе Вагита Алекперова, занимается поиском и поддержкой социальных предпринимателей в России. Информационно-аналитический портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство», проект Фонда, информирует о событиях в мире социального предпринимательства и занимается популяризацией термина «социальное предпринимательство» в России. Программа компании «Ашока» «Измени мир» (англ. Changemakers ) использует интернет, для того чтобы устраивать своего рода соревнования, в результате которых возникают сообщества, решающие насущные проблемы. В Северной Америке организации склонны поддерживать выдающихся индивидуумов, а в Азии и Европе больше внимания уделяется взаимодействию социальных предпринимателей с организациями, частными лицами и общественными движениями.

Молодежное социальное предпринимательство получает все большее распространение как метод вовлечения молодых людей в решение социальных проблем. Молодежные организации и программы поддерживают эти усилия с помощью разнообразных стимулов. Примером может служить австралийская программа Фонда для молодых австралийцев (The Foundation for Young Australians) Young Social Pioneers, которая инвестирует в инициативы молодых людей, приносящие положительные перемены в обществе.

Журнал Fast Company Magazine каждый год публикует список 45 лучших социальных предпринимателей года, которыми журнал называет организации, «использующие дисциплину мира корпораций для решения сложных социальных проблем» .

Дополнительная литература

  • Крейг Дарден-Филлипс, "Ваш шанс изменить мир. Практическое пособие по социальному предпринимательству". Craig Dearden-Phillips, "Your Chance to Change the World. The No-fibbing Guide to Social Entrepreneurship", "Альбина Паблишер", М. 2012. ISBN 978-5-9614-1826-2 .

Другие статьи

Примечания

Ссылки

Публикации/Блоги/Порталы

  • Портал Новый бизнес: Социальное предпринимательство
  • Журнал Innovations: Technology|Governance|Globalization , MIT Press
  • Портал Social Enterprise Reporter - инновационные деловые решения для социальных предпринимателей
  • Блог Socialentre о социальном предпринимательстве в России.
  • Блог A Developed World истории о социальных предпринимателях мира.
  • Нобелевский лауреат Мухаммад Юнус: «Мы даем людям деньги, чтобы они изменили мир». «Новая газета»
  • «Социальный предприниматель-2005»: присоединяйтесь! «Зеркало Недели»

Документальные фильмы

  • Социальное предпринимательство в России (недоступная ссылка)
  • «Надежда» - благотворительный фонд содействия инвалидам и лицам пожилого возраста (недоступная ссылка)
  • «Березень» - Тульский Центр социальной реабилитации инвалидов (недоступная ссылка)
  • «Веселый войлок» - мастерская при Женском обществе социальной поддержки «Женщина, Личность, Общество» (недоступная ссылка)
  • Uncommon Heroes: Short film series profiling social entrepreneurs , Skoll Foundation
  • Social Entrepreneurship Series: A film series profiling the global greats of social entrepreneurship , Ashoka: Innovators for the Public
  • Frontline/World Social Entrepreneurs Stories , документальные фильмы о социальных предпринимателях, PBS Frontline/World online

Организации


Wikimedia Foundation . 2010 .

С 30 сентября по 25 ноября 2014 года проходит курс из девяти 45-минутных лекций-вебинаров для каждого, кто ищет и создает новое, интересуется социальным предпринимательством, хочет найти решения и поддержку или сам помогает другим.

Первый вебинар состоялся 30 сентября. Запись можно посмотреть . Постоянно открыта регистрация на следующие вебинары, ближайший со дня публикации этого материала - 07 октября 2014 года в 17.00 (МСК). Регистрация

Публикуем о бзор материалов по результатам вебинара «Подходы и определение социального предпринимательства. Движение души или экономический расчет?», прошедшего 30 сентября 2014 года.

В первую очередь необходимость поиска определения возникает при первой встрече со словосочетанием «Социальный + Предприниматель». В сознании и отношении подавляющего большинства людей возникает проблема несовместимости этих понятий: «Предпринимательство (бизнес)» и «Социальная миссия».

Вот, как эту ситуацию озвучивает один из инициаторов появления данного понятия в российском законодательстве, сенатор Александр Борисов: «Какой-то классической формулировки у нас в стране не существует. Не существует законодательного определения. Такая форма хозяйственной деятельности, которая находится на стыке предпринимательства и благотворительности, с одной стороны кажется оксюмороном. Ведь предпринимательство направлено на получение прибыли, а здесь во главу угла ставится решение социальных задач».

Ощущение несовместимости понятий возникает и при прочтении Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, где регулируются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Такой жестко зафиксированный в течение многих лет подход создает условия для негативного восприятия в целом всего, что связано с предпринимательством и бизнесом, встраиваясь в исторически обусловленные представления о капитализме, эксплуатации, классовом расслоении, и, далее, обмане, олигархах, и т.п.

Если посмотреть на ситуацию отношения жителей России к предпринимательству, можно обнаружить следующие показательные цифры:

4,3% занимаются предпринимательством, 2,2% хотят открыть свое дело;

93% россиян даже не рассматривают для себя такой возможности;

83% никогда не пытались;

Почти половина из тех, кто закрыл бизнес в 2012 г., не хотят больше связываться с предпринимательством. *

* По данным исследования Babson College, London Business School и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета (публикация в изданиях Коммерсант, Ведомости, апрель 2013)

Есть еще более свежая информация: более трети опрошенных владельцев собственного дела считают себя «вынужденными предпринимателями» (не имеют других возможностей заработка).

Больше всего самозанятых в секторе потребительских услуг (58%) *.

*По данным Глобального мониторинга предпринимательства, Коммерсант, 11.09.2014)

В итоге проблема отторжения предпринимательства в его единственной трактовке и подходе находит отражение в выступлениях первых лиц государства, уже в качестве нового вызова: Так, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в ноябре 2013 года четко озвучил новую проблематику: «…многие, кто занимался собственным делом, поглядывают на то, чтобы просто перейти куда-то в качестве наемного работника на хорошо оплачиваемую должность, и совсем им не нужна головная боль с ведением собственного бизнеса».

«Для нас сейчас главное - как сделать так, чтобы мотив ведения собственного бизнеса стал ценностью . Пока, к сожалению, этого не происходит».

Ответ на этот вопросы, на наш взгляд, содержится в текстах одного из основателей социального предпринимательства, основателя Фонда «Ашока» Билла Дрейтона :

«Для того, чтобы решить любую проблему, прежде всего необходимо найти идею этого решения. Но идея начнет работать только в руках предпринимателя . Именно комбинация идеи и предпринимательства является основой большинства структурных изменений. В любой области, в том числе образования и социальной защиты, принцип «идея + энергия того, кто способен ее воплотить» работает точно так же, как в бизнесе. Если второй компонент формулы отсутствует, социальная сфера оказывается в глубокой отсталости, что, собственно, и наблюдалось в течение столетий».

То есть, исходно важно по-другому посмотреть, с одной стороны, на предпринимательство в целом, а, с другой стороны, на такое явление как социальное предпринимательство. В обоих случаях отношение и настроение меняется. К лучшему.

Закрепляется данное изменение отношения еще одной цитатой – уже от создателя банка «Грамин», лауреата Нобелевской премии Муххамада Юнуса:

«Социальное предпринимательство – очень широкое понятие. Любая инновационная инициатива, ставящая перед собой цель помочь людям, может быть охарактеризована как социальное предпринимательство». То есть, здесь мы видим предложение рассматривать как социальных предпринимателей значительно более широкую группу людей, включая и общественных, гражданских лидеров, городских энтузиастов, активистов и так далее.

Муххамад Юнус фокусирует внимание не на всех проявлениях социального предпринимательства, а именно на том, что он называет социальным бизнесом. «Социальный бизнес отличается от предприятий, максимизирующих прибыль, своими целями: «созданием социальных благ для тех, ради кого он осуществляет свою деятельность», т.е. он нацелен на решение социальных проблем за счет производства продуктов и услуг. Безубыточный, но и не приносящий дохода или дивидендов в экономическом смысле - так коротко можно описать концепцию социального бизнеса».

Несколько вопросов от коллег, заданных перед началом вебинара в социальной сети Фейсбук:

Вопрос: Если 2-3% хотят быть предпринимателями – сколько ж из них захочет стать социальными предпринимателями?

Ответ как раз в вышеприведенных текстах. Социальный предприниматель – это не процент от коммерческого предпринимателя. Это гораздо более широкий, иной слой активных граждан, не вовлеченных и не поддерживаемых в данный момент.

Вопрос: Стоит ли искать и вкладывать в социальных предпринимателей, если эффективнее и проще поддерживать людей, которые умеют и будут создавать прибыль, часть которой потом можно направлять на решение социальных проблем, помощь?

Ответ находим еще в одном высказывании Муххамада Юнуса: «Опыт показывает – стремление к прибыли всегда одержит верх». И совершенно соглашаемся с этой позицией, так как, если потребуется принятие решения – что важнее – получить прибыль или пренебречь ею во имя другой цели, человек работающий на прибыль, на маржу инвестора, не сможет и не должен пренебрегать ею ради других целей, если он работает в обычной коммерческой компании.

Наиболее точно это различие Муххамад Юнус охарактеризовал так:

«На смену принципа максимизации прибыли приходит принцип общественного блага. Бизнес социального предпринимателя полностью окупает свои расходы, обеспечивает возврат инвестированных средств, за счет прибыли происходит финансирование деятельности, а также она распределяется в виде более низких цен, более высокого качества обслуживания и большей доступности благ для беднейших слоев населения».

Интересно, как эту же мысль подтверждают еще несколько определений от российских экспертов:

Игорь Задорин , руководитель исследовательской группы «Циркон»: «Социальное предпринимательство – это социальная активность в формате бизнеса или бизнес, ориентированый на решение социальных проблем».

Сергей Голубев , руководитель Школы социального предпринимательства: «Социальное предпринимательство – люди занимаются этой деятельностью, как правило, не благодаря, а вопреки. Они видят, фиксируют некую социальную проблему, которая их тоже волнует. И начинают разворачивать свою деятельность, но при этом мощно коммуницируют с местным сообществом в плане выстраивания именно предпринимательских схем, для того, чтобы это было устойчиво».

На этом этапе можно сделать промежуточные выводы вебинара и обозначить ключевые озвученные подходы к определению:

Социальное предпринимательство:

А. Бизнес, построенный на принципах максимизации общественного блага, а не прибыли.

Б. Бизнес, реализующий идею по решению социальной проблемы.

Следующий шаг в формировании подхода к определению – переход от общего подхода и идеологии к функциональности. В данном случае нам поможет разбор существующих в практике критериев для самоопределения (и определения) социального предпринимателя.

В первую очередь рассмотрим критерии, используемые Биллом Дрейтоном в деятельности фонда «Ашока» при поиске и поддержке социальных предпринимателей со всего мира. Таких критериев четыре:

Креативность. Как в постановке цели, так и в поиске решений.

Предпринимательские качества. «Это самый сложный критерий. Есть много творческих людей, альтруистов, хороших менеджеров, которые никогда не добьются системных изменений. Они могут помочь пяти семьям, могут создать один лагерь, но никогда не изменят всю систему. Главный признак социального предпринимателя в любом секторе – желание изменить всю систему. Вот, что делает этих людей счастливыми и заставляет заниматься проблемой столько, сколько нужно. Они готовы соизмерять свое видение с реальностью, прислушиваться к окружению и постоянно менять идею, пока она не сработает, ведь, если вы нацелены на структурные изменения, идея проходит через множество стадий: окружение меняется – вы учитесь. Это постоянный творческий процесс, и именно сочетание двух черт – креативности и предпринимательских качеств – является наиболее редким».

Моральная устойчивость. «Желая добиться изменений и увлечь людей своей идеей, помните, что у вас ничего не получится, если вам не будут полностью доверять».

Социальная значимость идеи. «Идея должна быть убедительной для других людей, должна давать четкое понимание, сколько людей получат помощь, насколько помощь будет действенной».

В России для самоопределения и определения социального предпринимателя получила распространение содержательная рамка из пяти критериев:

Социальное воздействие. Целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты.

Инновационность. Применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие.

Самоокупаемость и финансовая устойчивость. Способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо, и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности.

Масштабируемость и тиражируемость. Увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия. Здесь есть большой риск потерять «душу» проекта.

Предпринимательский подход. Способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом.

Как мы видим, бо льшая часть критериев в обоих перечнях совпадает. Интересно также посмотреть, как эти критерии отражаются в определениях российских экспертов.

Михаил Мамута, руководитель главного управления рынка МФО и методологии финансовой доступности ЦБ РФ:

«На самом деле это работает, как обычный бизнес, то есть, он должен быть окупаемым, а не убыточным. Но при этом в качестве его основной цели или целей выступают социальные цели. Эта компания не ставит перед собой задачу максимизировать прибыль, она ставит перед собой задачу решить конкретную проблему или набор проблем».

Татьяна Бурмистрова , директор фонда «Навстречу переменам»: «Это и бизнес, и некоммерческие организации, которые предлагают инновационные решения серьезных социальных проблем, которые могут привести к системным изменениям. При этом они используют свой предпринимательский потенциал и стремятся к устойчивости».

Теперь, когда мы определились с подходами и содержательными рамками понятия социального предпринимательства, мы можем посмотреть, как видит социальное предпринимательство Правительство РФ и Министерство экономического развития.

В ежегодном приказе Министерства экономического развития РФ о поддержке малого и среднего бизнеса мы можем встретить следующее развернутое и функционально продуманное определение:

«Создание (развитие) социального предпринимательства, которое является социально ориентированной деятельностью субъектов малого
и среднего предпринимательства, направленное на решение социальных проблем , в том числе обеспечивающих выполнение одного из следующих условий :

а) обеспечивают занятость инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов, людей пенсионного возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – лица, относящиеся к социально незащищенным группы граждан), а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора,

при условии,
что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

б) осуществляют деятельность по предоставлению услуг (производству товаров, выполнению работ) в следующих сферах деятельности:

Содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;

Социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских
и молодежных кружках, секциях, студиях;

Организация социального туризма – только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

Производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

Обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

Предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан;

Содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом).

Именно на основании данного определения предлагается обеспечивать государственную поддержку социальных предпринимателей, но, как видно из приказа, – это касается только субъектов малого и среднего бизнеса. Социально-ориентированные некоммерческие организации не попадают в поле зрения данного приказа и деятельности в рамках соответствующих программ поддержки МСБ.

Тем более важно понять и услышать позицию Минэк РФ, в первую очередь ключевых для развития социального предпринимательства лиц:

Наталья Ларионова , Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ: «Прежде всего, с моей точки зрения специфика связана с очень сложной балансировкой между социальными функциями, которые на себя бизнес возложил добровольно, и необходимостью обеспечивать доходность.

Здесь действительно должны быть какие-то интересные решения в том же маркетинге. Отдельный вопрос - это выстраивание трудовых отношений, если на работу принимаются люди с ограниченными возможностями, или, скажем, женщины, которые ухаживают за детьми. То есть, такая специфика, все-таки, существует».

Артём Шадрин , директор Департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ: «На мой взгляд, это бизнес с большим позитивным социальным внешним эффектом, при котором социальный эффект, эффект от решения социальных задач сопоставим или превышает традиционный бизнес-эффект, связанный с зарабатыванием средств и выплатой налогов».

Оба определения помогают нам увидеть позицию и интерес государства в отношении социального предпринимательства. А позиция, высказанная Артемом Шадриным о рассмотрении социального предпринимательства не только, как источника налоговых поступлений, в какой-то мере может быть даже «революционной» - так как до сих пор крайне редко, в принципе, встречается такое отношение к субъектам МСБ.

Существует еще одна сторона вопроса, касающегося прояснения ситуации с определением социального предпринимательства - инициативы по законодательному закреплению этого понятия.

В конце 2013 года стартовало сразу несколько инициатив в данном направлении. С одной стороны, был инициирован отдельный законопроект о социальном предпринимательстве, с другой – внесен проект поправок в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Не буду останавливаться на деталях и ключевых участниках этого процесса, а представлю только само предложенное определение социального предпринимательства:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Под социальным предпринимательством понимается социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем, в том числе оказание поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и при осуществлении которой выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) обеспечивается занятость (здесь будет размещен перечень социально-незащищенных категорий граждан), при условии, что среднесписочная численность работников, относящихся к указанным категориям граждан, составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда работников составляет не менее 25 процентов;

2) в качестве основного вида экономической деятельности осуществляются следующие виды деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), выручка от осуществления которых без учета налога на добавленную стоимость составляет не менее 70 процентов: (здесь будет размещен перечень направлений социально значимой деятельности)»

В данный момент есть основания рассчитывать, что именно в такой формулировке будет принято первое законодательное определение социального предпринимательства.

И нам останется уже опираясь на данное функциональное, в меру формализованное определение самим сформулировать свой подход к этому удивительному явлению.

Например, как это сделали еще несколько российских экспертов:

Ирина Павлова , руководитель Департамента социальных и благотворительных проектов, Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»:

«Социальное предпринимательство - это новаторская деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем. Без привязки к организационно-правовым формам, которые существуют, так как, в основном, некоммерческий сектор стал проводником социальной предпринимательской деятельности в России. С другой стороны, с учетом различных опций и тех программ, которые были введены некоторое время назад, самозанятость и инициатива одного человека, которая закреплена в законодательстве как индивидуальное предпринимательство, также получила развитие именно в направлении социального предпринимательства. Также на сегодняшний день такую деятельность ведут и ООО. Все это показывает, что не существует объективных ограничений ведения такого вида деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была направлена на достижение позитивного социального эффекта, а первичная миссия была закреплена в достижении этого эффекта, чтобы соблюдалось выполнение всего, что предусмотрено законодательством. И тогда один человек с небольшим коллективом единомышленников и при небольшой поддержке может начать менять мир тех людей, которые оказались наиболее уязвимы ввиду тех или иных обстоятельств».

Ольга Рябова , член Координационного совета ТПП РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства: «Это бизнес или предпринимательский проект, который создается для решения, либо смягчения какой-то совершенно конкретной социальной проблемы. Как правило, социальные проблемы глобальными не бывают - они всегда привязаны к конкретному региону, месту, где ты живешь, и где хочется что-то исправить… Ну, или не хочется. Те, кому хочется, создают социальное предпринимательство или социальный бизнес. А официальное определение, которое сейчас используют эксперты в России, следующее: Это предпринимательская деятельность, устойчивый бизнес, нацеленный на решение или смягчение социальных проблем. Бизнес с социальной миссией».

Александра Московская , руководитель Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ: «Если брать короткое определение – это коммерческое предприятие социального назначения. То есть, созданное для социальной цели, но реализующее и использующее коммерческие механизмы и существующее на самообеспечении. Для того, чтобы реализация цели могла быть осуществлена такими средствами, используется новаторская идея, какая-то необычная комбинация ресурсов - очень часто - просто творческой воли, знакомств, доброты, связей, талантов самых разных людей, с которыми социальный предприниматель встречался в своей жизни».

Таким образом, подводя итоги, можно сделать несколько выводов.

Первое - это определение функции социального предпринимательства в отношении специфики текущего «момента»: социальное предпринимательство – это «другой вход» в экономику самозанятости и самопомощи с учетом развития потребностей (социальных проблем и затруднений), а, значит, и роста благосостояния и достатка жителей при некоторых условиях:

С одной стороны, на фоне сокращения активности классического малого предпринимательства;

С другой стороны, на фоне роста государственной поддержки некоммерческого сектора;

С третьей, вызова «социальных услуг» и социального обслуживания населения для обоих секторов – МСБ и СО НКО.

И второе. Конечно, в рамках вебинара, посвященного определению социального предпринимательства, важно предложить свой вариант: Социальное предпринимательство – деятельность хозяйствующих субъектов, инициированная для решения социальной проблемы на основе предпринимательского подхода.

Если более развернуто: Созданное предпринимателем (активистом, лидером инициативной группы, общественным лидером, руководителем НКО или ИП, ООО) дело, направленное на решение социальной проблемы на основе видения её решения как самоокупаемого, востребованного и обществом, и рынком производства продукта и услуги».

А если сокращенно: «Движение души на основе видения решения социальной проблемы и понимания ожиданий рынка для обеспечения устойчивого результата».


Финалисты конкурса получают беспроцентный займ на развитие своего социального бизнеса. Сумма займа составляет до 10 млн рублей действующему бизнесу и до 500 тысяч рублей - начинающему бизнесу.
Проекты, поддержанные фондом

2. Конкурс проектов «Прямые инвестиции в социальное предпринимательство»
Финалисты получают инвестиции до 50 млн рублей на срок до 10 лет.

3. Конкурс «Больше, чем покупка»
Финалисты конкурса получают доступ к торговым сетям для увеличения масштабов сбыта своей продукции.

4. Конкурс фонда «Навстречу Переменам»
Фонд «Навстречу переменам» перенял от зарубежных коллег лучшие традиции и методы поиска увлеченных и умных людей, которые разработали инновационные решения проблем в сфере детства и готовы реализовать их на практике.

Все финалисты примут участие в программе профессионального развития «Инкубатор», которая включает в себя:

Помощь наставников - успешных предпринимателей и топ-менеджеров;
- помощь со стороны сообщества социальных предпринимателей - финалистов конкурса прошлых годов;
- признание и продвижение - помощь в развитии проектов финалистов через медийную поддержку;
- начальное финансирование - финалисты получают грант в размере 1,2 млн рублей на год.

5. SAP-UP
Конкурс SAP UP учрежден компанией SAP СНГ в 2015 году. Основная цель Конкурса - создание среды для экспертной и финансовой поддержки социальных стартапов бизнес-сообществом.

В рамках Конкурса SAP поддерживает лучшие практики социального предпринимательства в России, Казахстане и в Беларуси. Привлекая к участию в конкурсе представителей российского коммерческого сектора, госуправления, образования и общественных структур, SAP помогает сформировать сообщество, содействующее продвижению и развитию социального предпринимательства как отдельного сегмента экономики страны.

Обладатели призовых мест выиграют сертификат на образовательную поездку в Европу.

6. Social Impact Award
Social Impact Award - европейский конкурс для начинающих социальных предпринимателей до 35 лет, в котором Россия участвует четвертый год подряд. Организатор в России - Impact HUB Moscow.

Три лучших проекта получат стипендию 120 000 рублей каждый и поездку на конференцию в Европу, где соберутся лучшие проекты Social Impact Award из 20 стран.

7. Всероссийский акселератор социальных инициатив - RAISE
RAISE - это массовая образовательная программа с конкурсной составляющей, которая осуществляет инициирование и поддержку студенческих проектов, направленных на решение социальных проблем. Акселератор является точкой входа для студентов в социально ориентированную деятельность. В конкурсе участвует 64 региона, 215 вузов, 5 000 участников. Финалисты получают возможность международной стажировки.

8. Всероссийский конкурс студенческих и школьных команд «Преактум»
Преактум - программа по развитию проектной, практико-ориентированной и предпринимательской деятельности среди молодежи, ориентированная на создание единой экосистемы предпринимательства, инициированная «Рыбаков Фондом».

В программе участвует 72 региона, 252 учебных заведения, 6 400 участников. Финалисты получают грантовую поддержку до 1 млн рублей на реализацию своего проекта. Грантовый фонд составляет 20 млн рублей. Организатор - Рыбаков Фонд.

Темы, которые касаются социального предпринимательства, сегодня становятся с каждым днем все популярнее. Однако дать однозначное определение данному понятию весьма затруднительно. Что такое , соответствующие данному направлению, к каким категориям имеют отношение в первую очередь? Почему? Данные и иные не менее волнующие общество вопросы рассмотрены в данной статье.

Понятие социального предпринимательства

Что такое социальное предпринимательство? Виды деятельности , его характеризующие, определяются весьма интересным образом. Так, под социальным предпринимательством следует понимать предпринимательскую деятельность, в первоочередном плане нацеленную на смягчение или разрешение социальных проблем.

Важно отметить, что социальные предприниматели формируют бизнес-модель с уникальными характеристиками. Ее прибыль состоит в увеличении социального блага. Необходимо дополнить, что социальное предпринимательство, виды деятельности , ему соответствующие, отличаются от бизнеса с корпоративным социальным типом ответственности (КСО). Дело в том, что во втором случае на разрешение проблем социальной природы направлена лишь часть прибыли, а не вся ее сумма.

Сопутствующие определения

Развитие социального предпринимательства тесно связано со следующими определениями:

  • Социальное воздействие - не что иное, как целевая направленность на смягчение или решение актуальных проблем социального плана; устойчивые социальные результаты позитивного характера, которые можно измерить.
  • Инновации - это использование новых методик, которые позволяют увеличить степень социального воздействия на общество.
  • Финансовая устойчивости и самоокупаемость - не что иное, как способность социально направленной структуры решать проблемы социального характера до той поры, пока в этом есть необходимость, и за счет тех доходов, которые приходят от собственной экономической деятельности.
  • Тиражируемость и масштабируемость - некоторое увеличение масштаба хозяйственной деятельности социальной структуры (как на национальном, так и на международном уровне) и распространение модели (опыта) для того, чтобы увеличить степень социального воздействия.
  • Предпринимательский подход - способность предпринимателя, входящего в , лицезреть рыночные провалы, аккумулировать ресурсы, находить возможности, формировать новые решения, которые способны позитивным образом на долгосрочной основе влиять как на отдельные общественные группы, так и на общество в целом.

Социальное предпринимательство: управление и модели

Посредством произведения анализа актуальных на сегодняшний день видов деятельности можно выделить следующие модели социального предпринимательства:

  • Благотворительные продажи. Обычно сюда относятся магазины услуг или товарной продукции. Как правило, их выручка перечисляется напрямую в благотворительный фонд. Яркими примерами подобных структур являются следующие магазины: «БлагоБутик», «Спасибо», галерея искусства «Белая лошадь» и так далее.
  • Решение вопроса с трудоустройством матерей с детьми до трех лет, инвалидов, а также индивидов, которые пребывают в тяжелой жизненной ситуации. К примеру, в магазине «Наивно? Очень!» формирование сувениров осуществляется людьми с психическими расстройствами, а ресторан «В темноте» принимает на работу исключительно незрячих людей.

Дополнительные направления

Как выяснилось, характеризующие социальное предпринимательство виды деятельности не имеют четких рамок. Поэтому в литературе, как правило, даются лишь приблизительные модели (направления) соответствующей деятельности. Приведенные в предыдущей главе варианты являются на сегодняшний день самыми распространенными. Однако в минимальной степени им уступают следующие пункты:

  • Организации социального предпринимательства по созданию услуг, которые не представляются в полном объеме со стороны государства. Ярким примером данной ситуации может послужить детский сад «Василек», расположенный в Москве.
  • Предоставление услуг уникальной направленности, к примеру, служба такси «Инватакси» реализует транспортную услугу исключительно в отношении инвалидов.
  • Социально ориентированное предпринимательство , направленное на развитие территории и местного социума. К примеру, музей «Коломенская пастила», размещающий экспонаты исчезнувшего вкуса, и формирование городского бренда вокруг пастилы, а также проект доставки экологически чистой продукции LavkaLavka, реализованный для поддержки сельских производителей, проживающих в Подмосковье.

Субъекты малого предпринимательства


Социально ориентированные проекты, представленные в предыдущих главах, организуются посредством приложения усилий субъектов социального предпринимательства. Так, в роли последних могут выступать следующие структуры и граждане:

  • Организации коммерческого типа.
  • Организации некоммерческого типа.
  • Индивидуальные предприниматели.

Признаки социального предпринимательства

Субъекты социального предпринимательства занимаются организацией и продвижением деятельности, которой соответствуют следующие признаки:

  • Социальное воздействие. Иными словами, деятельность структуры, так или иначе, направляется на смягчение в отношении актуальных проблем социального характера.
  • Социальное предпринимательство (примеры представлены выше) определяется таким признаком, как инновационность. Таким образом, в процессе собственной деятельности компания должна использовать новые уникальные методики работы.
  • Признак финансовой устойчивости. Иными словами, предприятие обязано разрешать проблемы социального плана за счет доходов, которые оно получает от своей же экономической деятельности.
  • И, наконец, носит масштабируемый характер. То есть структура, так или иначе, имеет возможность передать ранее полученные навыки иным предприятиям, рынкам и даже другим странам.

Что же из этого следует?

В полной мере проанализировав представленные в предыдущей главе признаки, можно судить о том, что по причине столь интересного предпринимательского подхода рассматриваемая в статье категория существенно отличается от обычной традиционной благотворительности. Почему? Дело в том, что кроме социального эффекта, деятельность социальных компаний направлена на получение прибыли, что очень важно для хозяйствующих структур на сегодняшний день.

Развитие в разных странах

На сегодняшний день социальное предпринимательство в Российской Федерации не получило столь широкого распространения, как в других странах. Стратегический директор российской Лаборатории инноваций социальной направленности Clouswatcher высказал свою точку зрения по этому поводу. Он изъяснился, что социальное предпринимательство является недавно образованным экономическим сектором, поэтому многие моменты в данном случае носят дискуссионный характер.

Таким образом, социальное предпринимательство, как правило, относят либо к некоммерческой, либо к коммерческой области деятельности. Специалисты же Лаборатории социальных инноваций полагают, что рассматриваемое в статье направление существует и развивается в соответствии с собственными законами. Значит, социальным предпринимателем можно считать абсолютно любого предпринимателя, которые имеет оформленные официальным образом обязательства по регулярному осуществлению определенного набора действий социальной природы для решения общественно значимых задач.

Страницы истории

В 1980-х рассматриваемое в статье понятие стало популярным в обществе благодаря деятельности Билла Дрейтона, который основал компанию Ashoka. Однако направление появилось в действительности задолго да этого момента. Таким образом, в Российской Федерации социальное предпринимательство появилось на рубеже девятнадцатого и двадцатого века.

Ярким примером подобного предпринимательства может послужить Дом трудолюбия, который основал отец Иоанн Кронштадтский. Впоследствии такого рода сооружения начали стремительно набирать популярность в обществе. В соответствии со своим смыслом они реализовывали функцию трудовых бирж, где каждый нуждающийся человек имел возможность отыскать себе работу.

Тем не менее, социальное предпринимательство получило настоящую популярность лишь на рубеже двадцатого и двадцать первого века. Неслучайно за рассматриваемое направление в 2006 году в первый раз была присуждена мировая Нобелевская премия. Важно дополнить, что получил ее основатель организации Grameen Bank, носящей микрофинансовый характер, Мухаммад Юнус.

Точка зрения экспертов

В соответствии с мнением экспертов, категория социального предпринимательства значительно увеличивает показатели экономической эффективности. Почему? Дело в том, что она вводит в оборот те ресурсы, которые раньше в подобных количествах не применялись. Более того, приведенное положение касается не только неиспользуемых материальных (к примеру, производственных отходов), но и исключающих применение человеческих ресурсов. Так, к последним можно отнести социально запрещенные группы, в которых состоят бедняки, этнические диаспоры и так далее.

Так, Коимбатур Прахалад в собственных работах сформулировал весьма интересный подход к социальному предпринимательству. В соответствии с данным положением, можно заметить следующее: если не рассматривать бедняков как бремя или жертву, а увидеть в них потребителей и предпринимателей, то механическим образом открывается большое количество возможностей не только для бедных слоев населения, но и для бизнеса.

Заключение

В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод о том, что, работая в отношении обделенных или бедных слоев населения, бизнес имеет возможность не только быть прибыльным, но и существенно расширять рынок, а также привлекать большое множество новых потребителей. Для того чтобы подобное положение дел стало возможным, масштабным компаниям необходимо тесно сотрудничать с государственными организациями местной власти и гражданского общества.

Важно отметить, что зарубежный опыт, связанный с поддержкой социального предпринимательства, весьма широк по своим масштабам. Отдельно стоит отметить деятельность организаций Южной Кореи. Почему? Дело в том, что именно там продвижение социально направленного бизнеса на сегодняшний день является приоритетной задачей государственной важности. Так, все социальные предприниматели Южной Кореи обязательным образом проходят сертификацию. Это дает им существенное преимущество в плане конкуренции с обычными предпринимателями, занимающимися коммерческой деятельностью.

В нашей стране такой вид деятельности пока не получил широкого распространения, но общество развивается, поэтому такой бизнес вскоре станет очень востребованным.

Сущность социального предпринимательства

В определении понятия «социальное предпринимательство» существует множество мнений, но всех их можно объединить в три группы:

  1. Понятия, определяющие социальное предпринимательство как организацию коммерческих предприятий с целью предоставления социальных услуг. При этом у предприятия может быть любая деятельность, лишь бы доходы направлялись на решение социальных проблем. Социальное предпринимательство отождествляется с такими понятиями, как корпоративная социальная ответственность, благотворительность, филантропия и т.д.
  2. Определения, в основе которых лежит инновационная деятельность предпринимательства результатом которой выступает социальный эффект. Данный подход завышает значимость инновационного аспекта решения социально проблем, не учитывает идею предпринимательства с точки зрения финансовой жизнеспособности. Определения указывают на необходимость мобилизации ресурсов с целью решения социальных проблем, уравнивают деятельность социального предпринимательства и некоммерческих организаций.
  3. Определения, показывающие особенность социального предпринимательства в способах передачи общественной трансформации, ведущей к обширным стратегическим изменениям. Такое понятие отводит внимание с реальной социальной проблемы на трансформации всего общественного уклада.

Замечание 1

Социальное предпринимательство – способ социально-экономической деятельности, аккумулирующий социальное назначение организации или предприятия, предпринимательское новаторство и достижение устойчивой самоокупаемости.

Основу социального предпринимательства составляет деятельность социальных предприятий, созданных для решения конкретных социальных проблем, функционирующих на базе инноваций, принятого в частном секторе порядка ведения дел, финансовой дисциплины. Любое социальное предпринимательство стремится осуществить социальную миссию, и, одновременно, в рамках бизнеса «спасти общество» от глобальных проблем.

Замечание 2

Социальный предприниматель стремится в равной степени удовлетворить как запросы общества, так и собственные интересы.

Формы социального предпринимательства

В разных странах существуют различные формы социального предпринимательства, имеющие собственные особенности и зависящие от доли коммерческой составляющей в их деятельности. Охарактеризуем основные из них.

Некоммерческие организации с коммерческими компонентами. Коммерческая активность может быть ориентирована на покрытие издержек при реализации некоммерческой социальной деятельности (коммерческая деятельность интегрирована в социальную) или направлена на получение дохода.

Социальные предприятия. Организации коммерческого типа, созданные в целях сокращения или смягчения масштабов социальных проблем, а также социальных благ. Для них характерны инновационная активность, финансовая дисциплина, решительность рыночной компании. В своей деятельности социальные предприятия для стимулирования общественной эволюции и создания общественного блага используют рыночный и предпринимательский подходы, стратегическое планирование, инновации, решительность и дисциплину. Предприятия создаются для организации социальных перемен вследствие разрешения социальных проблем и ликвидации провалов рынка. Особый акцент делается на общественном управлении и общественном характере создаваемых благ.

Социально-ответственный бизнес. Выполняет двойные цели: создание общественного блага и получение прибыли. Степень оказанного влияния на принятие решений рыночных стимулов, объемы затрачиваемых на социальные функции средств, могут сильно различаться. Такие организации могут включать в свою деятельность различные социальные компоненты и ради их реализации способны отказаться от прибыли. Иногда социально-ответственное предпринимательство может рассматриваться как социальное предприятие. Например, если является дочерней компанией некоммерческой организации, созданной для реализации целей материнской компании.

Корпоративная социальная ответственность. Это активность коммерческих предприятий, стремящихся к получению прибыли и, одновременно, участвующих в благотворительности. Такая деятельность может приносить прибыль, повышая капитализацию компании. «Стратегическая филантропия» способствует максимизации прибыли, достижению рыночных целей, решает задачи социального развития (спонсорство, волонтерство, запуск грантовых программ). Данная деятельность оказывает позитивное влияние на имидж предприятия, мотивирует персонал, способствует достижению бизнес-результата.

Виды социального предпринимательства

Основными видами функционирования социально бизнеса являются производство товаров и предоставление социально значимых работ и услуг. Например, производство социально значимых товаров - детские площадки и реабилитационное оборудование. Производство товаров общего пользования – продукты питания, одежда, мебель, народные промыслы и др.

Предоставление социально-значимых работ и услуг включает:

  • юридическое, социально-педагогическое, социально-психологическое консультирование;
  • обучение и повышение квалификации (прохождение курсов, семинары, тренинги, развитие творческих способностей);
  • медико-социальная помощь;
  • бытовые услуги (прачечные, парикмахерские, ремонт обуви, копировальные услуги и т.д.);
  • услуги в области культуры (художественное оформление, театральные спектакли и др.);
  • развитие экологического туризма;
  • трудоустройство безработных;
  • развитие сельскохозяйственной деятельности.

В настоящее время выделяют актуальны следующие направления социального предпринимательства:

  1. Помощь и поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (одиноких, малообеспеченных лиц, лиц, задолжавших банкам, потерявших работу, пенсионерам и т.д.).
  2. Экологический бизнес. Деятельность, направленная на улучшение экологической обстановки.
  3. Организация занятости для лиц с ограниченными физическими возможностями.
  4. Организация детского развития и досуга (организация детских мероприятий, создание обучающих групп, кружков и т.д.).
  5. Организация здорового и полезного досуга (уборка и озеленение территорий, оборудование детских и спортивных площадок, организация праздников, культурно-массовых мероприятий).
  6. Реабилитация граждан после психотравмирующих ситуаций.