Тесты для выявления дислексии. Дислексия у младших школьников: виды, признаки, коррекционные упражнения

Дислексия - это нарушение развития, проявляющееся в виде неспособности ребенка к обучению чтению и письму. Раннее выявление этого расстройства может помочь детям полностью раскрыть их потенциал. Дислексия - это хроническое неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка к обучению. Дети, страдающие дислексией, испытывают большие трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальный или даже высокий уровень интеллекта.

2 97403

Фотогалерея: Методика раннего выявления дислексии

При дислексии нарушается способность индивида распознавать слова (и иногда числа) в письменном виде. Страдающие этим заболеванием испытывают трудности в определении звуков речи (фонем) и расположении их, а также целых слов в правильном порядке при чтении или письме. Какое лечение предпочесть при этом заболевании, вы узнаете в статье на тему «Методика раннего выявления дислексии».

Возможные причины

Единого мнения относительно природы дислексии не существует. Большинство специалистов считает, что состояние развивается вследствие специфических аномалий мозга, причины которых неизвестны. Предполагается нарушение взаимодействия между правым и левым полушариями мозга, а также считается, что дислексия - это проблема левого полушария. Следствием является дисфункция областей мозга, связанных с пониманием речи (зона Вернике) и речеобразованием (зона Брока). Отмечена тенденция к наследственной передаче заболевания и четкая генетическая связь - дислексия часто наблюдается у членов одной семьи. Дислексия - многоплановая проблема. Хотя у всех дислектиков наблюдаются проблемы в получении навыков чтения и письма (что обычно не связано с их общим интеллектуальным уровнем), у многих могут иметь место и другие нарушения. Характерными признаками являются:

  • трудности с расположением звуков в слове;
  • неспособность запомнить названия букв, чисел и цветов;
  • неумение различать звуки или рифмующиеся слова;
  • путание букв и слов с похожей структурой: так, «и» путают с «н», «с» становится «о», а «ш» - «щ».
  • неуклюжесть и нарушение координации;
  • неспособность различать «лево» и «право»;
  • снижение внимания и концентрации;
  • эмоциональная лабильность;
  • неорганизованность;
  • неспособность к планированию, непонимание понятий «завтра», «сегодня» и «вчера»;
  • проблемы в усвоении базовых математических знаний.

Хотя с дислексией рождаются, трудности возникают с началом обучения, когда больные дети впервые сталкиваются с письменной речью - именно в это время выявляется проблема. Однако расстройство можно заподозрить и раньше - в дошкольном возрасте, при задержке речевого развития, особенно в семьях, где имелись случаи этого заболевания.

Неспособность к обучению

Начало школьного обучения детей с дислексией приносит с собой неимоверные трудности; они могут очень стараться и проводить больше времени за уроками, чем их сверстники, но тщетно. Не получающие лечения дислектики лишены необходимых навыков; даже понимая, что выполняют задание неверно, они не в состоянии исправить ошибки. Дети расстраиваются, им скучно и трудно сосредоточиться. Они могут избегать выполнения домашнего задания, потому что уверены, что не смогут его сделать правильно. Неудачи в школе часто подрывают уверенность в себе, что может вести к еще большей изоляции таких детей. Озлобленный, расстроенный и непонятый, ребенок начинает плохо вести себя как в школе, так и дома. Если дислексия не распознана на ранних сроках, состояние может оказать разрушительное воздействие не только на школьную успеваемость, но и на остальные сферы жизни. Родители, учителя и другие окружающие ребенка люди часто не могут выявить проблему и попадают в ловушку «мифов о дислексии». Существует несколько распространенных мифов, или ошибочных понятий, о дислексии:

  • дислектики «глупы» - заболеванием могут страдать дети с любым уровнем интеллекта;
  • дислектики «ленивы», они делают «глупые ошибки», они «небрежны» или «недостаточно стараются» - обработка информации для дислектиков чрезвычайно трудна;
  • дислектики обделены талантами;
  • дислектики равнодушны;
  • дислектики обречены на бесперспективную работу - если проблема выявлена и проводится эффективное лечение, не существует препятствий для выбора любой профессии из широкого спектра вариантов.

Культивирование таких мифов только откладывает раннюю диагностику заболевания, что только усугубляет ситуацию. Поскольку природа дислексии очень разнообразна, частота встречаемости этого заболевания достоверно неизвестна. Считается, что в европейских странах распространенность дислексии составляет около 5%. Мальчики страдают дислексией чаще, чем девочки, в соотношении три к одному. Диагноз дислексии можно поставить после проведения ряда тестов. Раннее выявление состояния, а также внедрение специальных обучающих программ может помочь общему развитию больных детей. Замедленное развитие ребенка даже в случае целенаправленных усилий на ликвидацию отставания в какой-либо области требует проведения обследования на предмет дислексии (или другого варианта затруднений в обучении). Это обследование особенно важно, если смышленый ребенок успешно прогрессирует в разговорной речи.

Обследование

Любой старательный ребенок, испытывающий затруднения при чтении, письме или занятиях арифметикой, а также неспособный следовать инструкциям и запоминать сказанное, подлежит обследованию. Дислексия связана не только с проблемами в «пении, поэтому ребенок должен быть обследован не только с этих позиций, но также с точки зрения его речевых навыков, уровня интеллекта и физического развития (слуха, зрения и психомоторики).

Тесты для выявления дислексии

Физикальные тесты редко применяются для диагностики дислексии, но они могут исключить другие вероятные причины проблем ребенка, например недиагностированную эпилепсию. Социально-эмоциональные или поведенческие тесты часто используются для планирования и оценки эффективности лечения. Оценка навыков чтения призвана выявить закономерности в ошибках ребенка. Тест включает распознавание слов и их анализ; беглость, точность и уровень распознавания слов в предлагаемом фрагменте текста; тесты на понимание письменного текста и аудирование. Понимание ребенком значения слов и осмысление процесса чтения; в диагностику дислексии также должна быть включена оценка способности к размышлению и умозаключениям.

Навыки распознавания анализируют путем проверки способности ребенка называть звуки, делить слова на слоги и соединять звуки в осмысленные слова. Языковые навыки характеризуют умение ребенка понимать и использовать язык. Оценка «интеллекта», (тесты на когнитивные способности - память, внимание и составление умозаключений) необходима для постановки точного диагноза. В комплекс обследования входит и консультация психолога, поскольку поведенческие проблемы могут осложнять течение дислексии. Хотя дислексия по своей природе - заболевание, ее выявление и лечение - скорее, проблема образовательная. Родители могут иметь собственные подозрения, но выявить детей с трудностями в обучении легче учителям. Любой ребенок, не успевающий в школе, должен быть обследован для определения его образовательных нужд. Учреждения образования должны руководствоваться четким, законодательно установленным сводом рекомендаций в отношении детей с трудностями в обучении. Это позволит школам взять на себя ответственность за специальное образование детей с проблемами в обучении. Одной из главных задач представляется раннее выявление и обследование таких детей, что должно способствовать раскрытию их потенциала.

Специальные обучающие программы

Родители, воспитатели, учителя и организаторы здравоохранения принимают участие в выявлении любого диагностического признака, который потребует обследования ребенка. В каждой школе должен быть координатор по специальным образовательным нуждам, который проводит обследование детей с трудностями в обучении на базе школы. Он также может учитывать информацию, полученную от других специалистов, в том числе школьного психолога и участкового педиатра или патронажного работника. Результатом обследования является характеристика сильных и слабых сторон развития ребенка, что позволит составить план индивидуального обучения. Для большинства детей и обследование, и составление индивидуального плана могут быть осуществлены на базе школы, без необходимости выведения ребенка из основного класса. Лишь немногие дети имеют особые потребности, которые не могут быть удовлетворены посредством школьных ресурсов. В таких случаях обучение ребенка переносится в специализированное учреждение.

Целью диагностики является не лечение как таковое, а составление специализированной обучающей программы. Причина заболевания в большинстве случаев неизвестна, поэтому методов лекарственной терапии не существует. Дети с дислексией требуют гибкого подхода к обучению и реализации таких методов, как:

  • непосредственное обучение звуковым навыкам (распознаванию звуков и определению их порядка внутри слов), а также расшифровке слов и их анализу;
  • помощь в приобретении языковых навыков и навыков грамотности;
  • помощь в организации и координации письменного языка;
  • помощь в использовании разных видов общения.

Люди с дислексией учатся приспосабливаться к своему состоянию в большей или меньшей степени в зависимости от особенностей личности и поддержки, которую они получают дома и в школе. Несмотря на то, что дислексия - пожизненная проблема, многие дислектики овладевают функциональными навыками чтения, а иногда добиваются полной грамотности. При раннем распознавании заболевания и обеспечении необходимого дополнительного обучения дислектики могут научиться читать и писать на том же уровне, что и их сверстники, но эти навыки все равно будут даваться им с трудом. Любая задержка в постановке диагноза затрудняет адекватное развитие ребенка и снижает вероятность его становления полноценным членом общества в отдаленной перспективе. Теперь вы знаете, какой может быть методика раннего выявления дислексии.


Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

1. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

2. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий".
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко (г. Харьков). В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое ("Тает снег") содержит всего два слова из 8 букв, а в последнем - уже 46 букв. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Как лучше проводить зрительные диктанты? Выпишите на листке ребенку либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Ваш ребенок читает предложение молча, и стараются его запомнить. Предложите ему закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем уберите листок с написанным предложением. Ребенок записывает текст. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
Диктант 1
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идёт дождь. (9
3. Небо хмурое. (10)
4. Коля заболел. (11)
5. Запели птицы. (11)

(22 диктанта на отдельной странице)

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата , особое внимание обращается на чёткость прочтения окончаний слов.

Постоянно ведётся работа над развитием фонематического слуха , используя чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Непременным условием улучшения техники чтения является постоянная систематическая работа по анализу и синтезу слов.

В каком случае надо обращаться к логопеду
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:

1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихи;
3) путается в порядке следования времён года и дней недели;
4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево";
7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

К группе риска детей, предрасположенных к дислексии, относятся также:

1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
2) кинестетики;
3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
4) дети с задержкой развития устной речи.

Отношение к дислексии за рубежом
Мало-помалу позиция образования и здравоохранения по отношению к проблеме меняются под наплывом новых научных открытий. В Соединенных Штатах школьные преподаватели отвечают за раннее выявление детей с подобными проблемами и специальное их обучение. Несмотря на все недостатки подобного метода, американские специалисты утверждают, что он далеко опережает аналогичную систему в Европе, где отсутствует соответствующая законодательная база для ее поддержки. К примеру, во Франции помощь детям, страдающим дислексией, оказывают логопеды, в Италии отсутствует индивидуальный подход к проблеме дислексии как таковой, однако такой ребенок может получить помощь педагога в школе. Великобритания уже выпустила ряд инструкций по обучению детей с дислексическими особенностями, однако на практике она реализуется крайне медленно и охватывает, в первую очередь, центральные регионы. На днях ученые Хельсинкского университета обнародовали результаты исследования, которые свидетельствуют, что причиной нестандартного строения мозга дислексиков может быть мутация гена DYXC1. Однако, как показывает опыт, правильное обучение на раннем этапе развития ребенка может полностью перестроить мозг, устраняя сбой. При своевременном обучении дети, страдающие дислексией, скоро догоняют, а то и перегоняют своих сверстников в учебе. Это вовсе не значит, что те подростки, которые вовремя не обратились за помощью и до сих пор не умеют читать, безнадежны. Просто для них применяются другие методики, которые призваны компенсировать фонематическую несвязуемость за счет других отделов мозга. Чудес здесь не бывает. Детям, которые имеют врожденные особенности, приходится напряженно работать для того, чтобы достичь позитивных результатов. Однако это стоит того. Они учатся не только читать или писать, но и настойчиво идти к своей цели, а, как известно, настойчивость есть залог успеха

Преимущества дислексии
Казалось бы, как может идти речь о преимуществах, если дислексия сама по себе является хоть незначительным, но все-таки нарушением. Однако, как считает Рональд Д. Дэйвис, дислексия - это уникальный дар, и он дается не каждому. Умственная функция, являющаяся причиной гениальности, является также причиной всех вышеперечисленных проблем. Конечно, наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но для повышения его самооценки можно заметить, что мозг такого ребенка работает так же, как и мозг великих гениев. Не у всех детей, страдающих дислексией, развивается один и тот же талант, но у всех есть определенные умственные способности.

Основные свойства, характерные для всех дислектиков:
- они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия;
- в высокой степени осознают окружающую их обстановку;
- более любопытны, чем остальные;
- мыслят в основном образами, а не словами;
- высоко развита интуиция и проницательность;
- они думают и воспринимают в многомерном представлении, используя все органы чувств;
- имеют яркое воображение.

Если эти способности не подавлены и не разрушены воспитательным процессом, то они дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высоко развитые творческие способности. В последствии может возникнуть настоящий дар дислексии - это дар мастерства, который развивается разными способами и в разных областях. Например, для Альберта Эйнштейна это была физика, для Уолта Диснея - искусство кинематографии и мультипликации, для Грега Луганиса - спорт.

Знаменитые дислексики:

Александр Грейам Белл
Леонардо да Винчи
Мерилин Монро
Нельсон Рокфеллер
Петр Первый
Ричард Роджерс
Стивен Дж.Кэннел
Том Круз
Уильям Батлер Йитс
Уинстон Черчилль
Уолт Дисней
Чарльз Шваб
Шер
Альберт Эйнштейн
Брюс Дженнер
Вупи Голдберг
Ганс Христиан Андерсен
Гарри Вудроу Уилсон
Генри Форд
Грег Луганис
Дастин Хоффман
Джей Лено
Джеки Стюарт
Джордж Бернс
Джордж Буш
Смит Пэттон
Дэни Гловер
Квентин Тарантино

Тесты на определение дислексии для взрослых
Для определения дислексии можно пройти небольшой тест. Характер нарушения определяется врачом с помощью более подробного тестирования. Результаты интерпретировать довольно просто: если Вы отвечаете "Да" более, чем на пять вопросов, тогда можно говорить о наличии у Вас той или иной формы дислексии.

ТЕСТ

Когда Вы проверяете написанное Вами, часто ли замечаете собственные ошибки? (Да / Нет)
- Набирая телефонный номер, часто ли Вы путаете числа? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы проблемы с правописанием? (Да / Нет)
- Путаете ли Вы даты, время, пропускаете ли важные встречи? (Да / Нет)
- Сложно ли Вам заполнять анкеты? (Да / Нет)
- Затрудняетесь ли Вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другим людям? (Да / Нет)
- Путаете ли Вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие медленнее? (Да / Нет)
- Испытывали ли Вы трудности с изучением таблицы умножения в школе? (Да / Нет)
- Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге? (Да / Нет)
- Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево? (Да / Нет)
- Когда Вы говорите длинное слово, трудно ли Вам произнести все звуки в правильном порядке? (Да / Нет)

Кроме такого теста необходимо пройти стандартный тест на определение отклонений в слуховой, фонологической, визуальной и других функциях.

Далее определяется проверка способностей к чтению, правописанию, способности оперативной памяти, понимание, интеллекта, трудностей с определением право-лево, визуальное прослеживание, медицинские, генетические факторы и другие.

Школа:

Чувствуете ли Вы себя в школе неполноценным? (Да / Нет)
- Чувствуете ли Вы недостаток уверенности в себе? (Да / Нет)
- С трудом ли Вы учитесь, огорчают ли Вас результаты экзаменов или проверочных тестов? (Да / Нет)
- Часто ли Вы пропускаете при чтении слова, приходится ли Вам перечитывать предложение снова? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам читать вслух? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам производить математические вычисления? (Да / Нет)
- Часто ли Вы сомневаетесь в правильности написания слова? (Да / Нет)
- Замечали ли Вы, что с неохотой идете в школу, случались ли у вас необоснованные боли в животе в процессе школьных занятий? (если имеются такие случаи, уточните, в каком возрасте это происходило и, по возможности, при каких обстоятельствах) (Да / Нет)
- Представляют ли для Вас трудность какие-либо школьные предметы? Если есть, то какие? (Да / Нет)
- Возникают ли у Вас трудности с переписыванием текста с доски? (Да / Нет)
- Часто ли Вы задерживаетесь дольше всех при выполнении школьного задания в классе (контрольная, самостоятельная)? (Да / Нет)
- Чувствуете ли Вы состояние спутанности сознания при выполнении трудного для Вас задания? (Да / Нет)
- Были ли у Вас изменения в нормальном процессе обучения (в какие-то моменты учеба шла лучше, у какие-то - хуже)? Если да, то в каком возрасте и как часто? (Да / Нет)
- Часто ли Вы испытывали чувство растерянности в школе? По какой причине? (Да / Нет)
- Ваши любимые предметы в школе?
- Ваши нелюбимые предметы?
- Любите ли Вы спорт? (Да / Нет)
- Любите ли Вы искусство, рисовать? (Да / Нет)

На работе и в колледже:

Испытываете ли Вы трудности с выполнением текущих обязанностей? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы трудности при введении новых методов на работе или новых программ в колледже? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы затруднения при выполнении определенных обязанностей на работе? При выполнении каких обязанностей? Опишите. (Да / Нет)
- Испытывали ли Вы чувство спутанности сознания от неспособности справиться с какой-либо задачей на работе/в колледже? (Да / Нет)

Вправо и влево:

Хорошо ли вы ориентируетесь в понятиях право-лево? (Да / Нет)
- Вы левша? ((Да / Нет / Неопределенно (оберукий))
- Есть ли среди Ваших родственников левши? Если есть, то кто? (Да / Нет)
- Если Вы играете в футбол, какой ногой Вы обычно пинаете мяч? (Правой / Левой / Обеими по очереди)
- Возьмите лист бумаги, скрутите наподобие телескопа и посмотрите внутрь. К какому глазу Вы поднесли трубочку? (К левому / К правому)
- Часто ли Вы сомневаетесь, в какую сторону пишется буква или цифра? (Да / Нет)

Медицина:

Есть (были) ли у Вас отклонения в здоровье? Если есть или были, то какие? (Да / Нет)
- Ваш вес при рождении? - Есть ли у Вас проблемы со зрением? Какие? (Да / Нет)
- Было ли так, что Вы не слышали, что Вам сказали люди? Когда это было? (Да / Нет)
- Были ли у Вас инфекционные заболевания уха, лечили ли Вы когда-либо уши? От каких болезней? (Да / Нет)

Используемая литература:

Лалаева Р. И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников", "Союз" С-Петербург 1998
Федоренко И. Т. (г. Харьков) "Комплекс зрительных диктантов"
Ракитина В. А. "Предупреждение нарушений чтения и письма"
Чиркина Г. В. "Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы"
Корнев А. Н. "Узловые вопросы дислексии"
Станислав Милевски "Фонетико-фонологические знания в логопедической практике (избранные вопросы)"
Алтухова Т. А. "Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения"
Российская Е. Н. "Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией"
Русецкая М. Н. "Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения"

Здравствуйте, я работаю логопедом уже 10 лет. И всех детей, которые выпускаются из группы НПОЗ, я профилактически проверяю на предрасположенность к дислексии с помощью «методики раннего выявления дислексии (МРВД)», разработанной А.Н. Корневым (см. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб.,1997)

Предлагаю всем методику и правила оценки выполнения заданий

«Рядоговорение" Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». Допускается помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления.

Оценки: правильно ответил на оба вопроса- 0 баллов, правильно ответил на один вопрос- 2 балла, не ответил ни на один вопрос- 3 балла.

Примечание: Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространственной и временной последовательности.

«Ритмы» Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

  1. Простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
  2. Сложные ритмы - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерии выполнения те же, что и в простых ритмах.

Оценки: выполнены оба задания – 0 баллов, выполнены только простые ритмы – 2 балла, не выполнено ни одного задания – 3 балла.

Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых данный тест диагностирует поражение премоторных и височных структур правого полушария.

Тест «Кулак – ребро – ладонь» Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребёнок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребёнок нарушил последовательность движений более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставить ему ещё одну попытку (если ребёнок воспроизвёл последовательность из трёх движений только один раз и после стимуляции продолжил её верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки: правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов; правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трёх демонстраций с 1-й попытки – 2 балла; правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трёх демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

Примечание. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на другое в автоматизированном режиме: ребёнок делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только ч закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчёта стартового времени называет ряд из трёх цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд трёх цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведённом ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого даётся новая инструкция: «Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1» При этом для наглядности нужно поочерёдно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трёх и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания

Цифровые ряды

Прямой счёт

№3 3-8-6 6-1-2

№4 3-4-1-7 6-1-5-8

№5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

Обратный счёт

№2 2-5 6-3

№3 5-7-4 2-5-9

№4 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценки: итоговый результат больше 6 - 0 баллов; итоговый результат равен 6 - 2 балла; итоговый результат меньше 6 - 3 балла.

При обследовании детей 6.5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест «Кулак – ребро – ладонь» или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.


Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки . Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.

Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас.Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Компьютеризированная батарея тестов для выявления и оценки дислексии

  • Оцените индекс риска наличия дислексии
  • Для детей старше 7 лет, молодёжи и взрослых
  • Продолжительность теста составляет примерно 30-40 минут
  • Анализ надёжности теста - только на английском языке

Компьютеризированная Батарея для Когнитивного Тестирования на Дислексию или Cognitive Assessment Battery for Dyslexia (CAB-DX) от CogniFit ("КогниФит") является профессиональным инструментом-лидером на рынке и состоит из серии валидированных клинических тестов и заданий, помогающих быстро и точно определить наличие симптомов, признаков и нарушений когнитивных процессов, характерных для дислексии.

Этот инновационный онлайн тест на дислексию является научным ресурсом, позволяющим провести комплексный когнитивный скрининг, узнать слабые и сильные когнитивные навыки и оценить риск присутствия дислексии. Тест предназначен для детей старше 7 лет, молодёжи и взрослых . Любой пользователь, как частный, так и профессиональный, без труда может пользоваться данной батареей нейропсихологического тестирования.

Отчёт о результатах становится автоматически доступен после прохождения теста, что составляет примерно 30-40 минут.

В настоящее время дислексия недооценена. Однако это расстройство обучаемости связано с постоянными значительными трудностями, затрагивающими лингвистические навыки чтения и письма. Изучение клинической истории болезни и различные тестирования, особенно нейропсихологические, остаются наиболее эффективными инструментами для диагностики дислексии. Следует иметь ввиду, что CogniFit не предлагает медицинскую диагностику дислексии. Рекомендуется использовать данный комплексный тест на дислексию в качестве дополнения к профессиональной диагностике. Тест не может заменить клиническое интервью.

Цифровой протокол для теста на дислексию (CAB-DX)

Эта полная когнитивная оценка для обнаружения дислексии состоит из опросника и комплексной батареи нейропсихологических тестов. Её продолжительность составляет порядка 30-40 минут .

При подозрении на дислексию пользователю необходимо ответить на вопросы опросника, который оценивает клинические симптомы и признаки, характерные для данного возраста, а затем выполнить серию валидированных упражнений и заданий, представленных в форме простых компьютерных игр.

Опросник, разработанный на основе диагностических критериев

Опросник представляет собой серию скрининговых вопросов с простыми ответами, предназначенную для выявления основных диагностических критериев, признаков и симптомов, адаптированных для возраста человека с подозрением на дислексию.

Нейропсихологические факторы и когнитивный профиль

Тест продолжает батарея заданий, предназначенная для оценки основных нейропсихологических факторов, определяемых в научной литературе в качестве критериев для этого расстройства.Особая роль уделяется показателям исполнительных функций. Используются клинические шкалы и тесты, валидированные для возраста пользователя.

Полный отчёт о результатах

По окончании теста на дислексию вы получите детальный отчёт о результатах, в котором будет отражён индекс риска наличия дислексии (низкий-средний-высокий), тревожные признаки и симптомы, когнитивный профиль, анализ результатов, советы и рекомендации. Результаты тестирования представляют собой ценную информацию, которая может помочь разработать методы коррекции, а также будет полезна квалифицированному специалисту для проведения дальнейших тестов и более детального изучения случая.

Психометрические результаты

Психометрические результаты

Тест на Дислексию от CogniFit (CAB-DX) использует запатентованные алгоритмы и технологию искусственного интеллекта (ИИ), позволяющие проанализировать более тысячи переменных и сообщить с помощью точных психометрических результатов существует ли риск присутствия дислексии.

Представленный в нейропсихологическом отчёте когнитивный профиль является высоконадёжным, стабильным и постоянным. Результаты теста подтверждены с помощью неоднократных испытаний и измерений. Для подтверждения надёжности были использованы различные методики, в том числе коэффициент Альфа Кронбаха, значение которого составляет около 9. Ретестовая надёжность теста (Тест-Ретест) составляет порядка 1, что говорит о высокой точности и надёжности.

Для кого предназначена программа?

Тест (CAB-DX) предназначен для детей старше 7 лет и взрослых с подозрением на дислексию.

Любой пользователь, как частный, так и профессиональный, без труда может пользоваться данной батареей нейропсихологического тестирования. Для использования этой клинической программы не нужно обладать специальными знаниями в области нейронауки или информатики. Тестирование предназначено главным образом для:

Специалистов в области здравоохранения

Провести точное тестирование моих пациентов и предоставить полный отчёт о результатах

Батарея нейропсихологического тестирования на дислексию от CogniFit ("КогниФит") помогает специалистам в области здравоохранения при обнаружении, диагностике и вмешательстве. Выявление симптомов и когнитивных дисфункций - это первый шаг для выявления дислексии и выбора подходящих методов коррекции. С помощью этого мощного программного обеспечения для управления пациентами можно изучить многочисленные показатели и предоставить полные и персонализированные отчёты.

Школ и преподавателей

Выявить учеников, у которых присутствует риск развития дислексии. Помочь предотвратить школьную неуспеваемость

Эта батарея нейропсихологических оценок, представленная в форме простых тестов, позволяет учителям и воспитателям, не специализирующимся в области дислексии, объективно оценить учащихся и создать полные персонализированные отчёты, позволяющие оценить их слабые и сильные стороны, а также быстро обнаружить учеников с риском присутствия дислексии, нуждающихся в индивидуальной диагностике и обучении на компенсационной основе.

Родителей, опекунов и частных лиц

Обнаружить, существует ли риск развития дислексии у близких мне людей

Тест на дислексию от CogniFit ("КогниФит") является научно разработанным ресурсом, состоящим из простых и увлекательных тестов и заданий, которые можно выполнять онлайн. Позволяет любому пользователю без специальных знаний оценить различные нейропсихологические факторы, связанные с дислексией. Комплексная система результатов даёт возможность выявить, существует ли риск дислексии и предоставляет рекомендации в каждом конкретном случае.

Преимущества

Преимущества

Использование данного научно разработанного программного обеспечения для быстрой и точной оценки признаков, симптомов, слабых и сильных сторон и дисфункций когнитивных процессов, нарушенных из-за дислексии, имеет множество преимуществ:

ИНСТРУМЕНТ-ЛИДЕР

Батарея тестов на дислексию (CAB-DX) - это профессиональный ресурс, созданный специалистами по трудностям при обучении (DEA) и нейропсихологами. Когнитивные тесты запатентованы и клинически валидированы. Этот инструмент-лидер в своей области широко используется научным сообществом, школами, университетами, семьями, фондами и медицинскими центрами во всём мире.

ПРОСТОТА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ

Любой частный или профессиональный пользователь (специалист в области здоровья, преподаватель и т.д.) может самостоятельно управлять батареей нейропсихологического тестирования, не обладая специальными знаниями в области нейронауки или информатики. Интерактивный формат позволяет легко и эффективно управлять программой.

ВЫСОКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Все клинические упражнения автоматически представлены в форме увлекательных интерактивных игр, что повышает мотивацию и упрощает понимание при их выполнении, особенно у детей.

ПОДРОБНЫЙ ОТЧЁТ О РЕЗУЛЬТАТАХ

Батарея когнитивного тестирования на дислексию (CAB-DX) предоставляет быструю и точную обратную связь с помощью комплексной системы анализа результатов, что позволяет выявить и понять клинические симптомы, сильные и слабые стороны, а также индекс риска.

Эта мощная программа анализирует более тысячи переменных и предлагает специфические и персонализированные рекомендации для каждого пользователя.

С помощью данной батареи тестов можно с высокой надёжностью обнаружить риски, связанные с трудностями при обучении, прежде всего, чтению, у детей от 7 лет и взрослых .

Если вы подозреваете у кого-либо риск наличия дислексии, рекомендуется как можно раньше провести это тестирование. Раннее обнаружение позволяет минимизировать трудности развития и применить подходящую программу вмешательства в каждом случае.

Данная батарея тестов также позволяет выявить индекс риска у взрослых людей. В настоящее время у множества взрослых людей присутствуют проблемы с чтением и письмом на протяжении всей их жизни, однако они даже не подозревают о наличии дисфункции. Поэтому несмотря на нормальные или высокие интеллектуальные способности они могли считаться ленивыми или отстающими учениками. Если проблема не была вовремя обнаружена и не были приняты необходимые меры, это может привести к трудностям в социальной, трудовой и даже эмоциональной сфере.

Наиболее важными симптомами дислексии являются следующие :

Подвиды дислексии

Наиболее важные симптомы

Описание

Доминирующий гиперактивно-импульсивный

Трудности с письмом

Трудности с чтением

Трудности при планировании

Трудности с письмом

Дислексики испытывают трудности с корректной обработкой письменных символов. Им очень сложно писать слова и письменно выражать свои мысли. Например, они могут прекрасно понимать, когда им что-то рассказывают, но им крайне трудно делать заметки или записи. Взрослые и дети, страдающие дислексией, могут писать непонятно, плохо прописывать буквы, путать их в похожих словах. Например, они могут перепутать "дома" и "мода".

Трудности с чтением

Дислексикам тяжело расшифровывать информацию, поэтому чтение вызывает такие сложности. Они читают медленно, им сложно понять сообщение и могут возникнуть проблемы с запоминанием и хранением прочитанной информации. Как правило, они не интересуются чтением.

Трудности при планировании

Для дислексии характерны проблемы с развитием исполнительных функций. Это означает, что любое задание, подразумевающее даже минимальное планирование, может стать настоящим вызовом. Исполнительные функции - это совокупность сложных когнитивных способностей, позволяющих нам планировать любую задачу и подразделять её на шаги (анализировать задачу, понять, что необходимо для её решения, организовать её выполнение и определить необходимое для этого время, структурировать работу, определить цели, оценить эффективность выполняемых действий, корректировать их в зависимости от результатов и т.п.)

Проблемы с координацией движений и пространственной ориентацией

Некоторые люди, страдающие дислексией, испытывают трудности с координацией движений и им сложно различать понятия слева-справа, вверх-вниз, вперёд-назад, внутри-снаружи и т.п. Они могут казаться очень неуклюжими и часто теряются. Многим дислексикам сложно заниматься видами спорта, требующими хорошей координации движений, например, езда на велосипеде или командные игры, такие, как футбол.

Трудности в социально-трудовой сфере

Проблемы с чтением и письмом начинаются в детстве и становятся всё более заметными по мере увеличения учебной нагрузки и требований. Существует огромная взаимосвязь между дислексией и школьной неуспеваемостью. Очень часто симптомы дислексии путают с ленью, ошибочно считая ученика ленивым и/или неуспевающим. Такая же проблема может быть и у взрослых дислексиков, уже на работе.

Описание основанного на диагностических критериях опросника

Дислексия характеризуется серией клинических симптомов и признаков, которые могут указывать на присутствие этого расстройства. Поэтому батарея тестов на дислексию от CogniFit (CAB-DX) начинается со скринингового опросника, разработанного на базе основных диагностических критериев для каждой возрастной группы с учётом признаков и симптомов дислексии.

Представленные здесь вопросы аналогичны тем, что можно найти в диагностическом руководстве, клиническом опроснике или шкалах тестирования, однако они были упрощены, чтобы на них мог ответить любой пользователь.

Диагностические критерии для детей от 7 до 12 лет

Тестирование состоит из серии простых вопросов, ответы на которые должны быть заполнены отвечающим за тестирование или специалистом. Опросник включает в себя вопросы о: проблемах с чтением и письмом (трудно ли читать или писать), проблемах с учёбой и развитием (низкая школьная успеваемость), проблемах с психомоторикой и пространственными навыками.

Диагностические критерии для подростков от 13 до 17 лет

Тестирование состоит из серии простых вопросов, ответы на которые могут быть заполнены родственником или человеком, отвечающим за тестирование. Опросник включает в себя вопросы о: проблемах с чтением и письмом (трудно ли писать и понимать прочитанное), проблемах с учёбой и развитием (низкая школьная успеваемость), проблемах с психомоторикой и пространственными навыками (плохо ориентируется в пространстве) или проблемах в социальных отношениях (фрустрация, низкая самооценка).

Диагностические критерии для взрослых

Тестирование состоит из серии простых вопросов, ответы на которые могут быть заполнены самим тестируемым или отвечающим за тестирование специалистом. Опросник включает в себя вопросы о: проблемах с чтением и письмом (трудно ли понимать или запоминать прочитанное, есть ли сложности с письмом), о трудностях в социально-трудовой сфере (трудности с письмом на публике или представлением письменных работ), истории оценок (трудности с обучением в детстве), временно-пространственной организации (латерализация, проблемы с ориентацией в пространстве).

Описание батареи тестов для оценки нейропсихологических факторов, связанных с дислексией

Присутствие нарушений каких-либо когнитивных способностей может указывать на дислексию. Общий профиль когнитивных способностей может дать представление о степени интенсивности вызванных дислексией нарушений.

Проблемы с письмом и чтением, моторными и пространственными навыками, а также с социализацией и отношениями вызваны дефицитом различных когнитивных способностей. Рассмотрим когнитивные навыки и области, тестируемые с помощью Теста на дислексию (CAB-DX).

Протестированные когнитивные области

Когнитивные способности

Внимание

Способность не отвлекаться и концентрироваться на важной информации.

7.5% выше среднего результата

Распределённое внимание

Распределённое внимание и дислексия. Распределённое внимание - это способность обращать внимание одновременно более чем на один стимул, например, слушать преподавателя и и в то же время записывать. Люди с нарушенным распределённым вниманием потребляют больше когнитивных ресурсов при выполнении одновременных задач, что затрудняет, например, понимание того, что говорит учитель, если они записывают за ним.

465 Ваши баллы

400

Фокусированное внимание

Фокусированное внимание и дислексия. Фокусированное внимание - это способность удерживать фокус внимания на целевом стимуле вне зависимости от продолжительности данной фиксации, например, внимательно слушать на уроке или обращать внимание на присутствие той или иной буквы в слове. Когда мы отвлекаемся, мы можем потерять важную информацию, нам становится сложнее понимать то, что мы делаем. Детям и взрослым с дислексией может быть сложнее воспринимать стимулы.

480 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Способность удерживать новую информацию и управлять ею, а также восстанавливать воспоминания.

8.3% выше среднего результата

Кратковременная память

Кратковременная память и дислексия. Кратковременная память - это способность удерживать небольшой объем информации в течение короткого периода времени, например, когда мы запоминаем начало предложения, чтобы понять его полностью. Проблемы с кратковременной памятью могут помешать нам понять то, что мы слышим, из-за того, что полученная с помощью слуха информация не удерживается корректно.

502 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Кратковременная зрительная память

Кратковременная зрительная память и дислексия. Кратковременная зрительная память - это способность в течение короткого промежутка времени удерживать небольшой объем визуальной информации, например, буквы, слова и т.д. Проблемы с кратковременной зрительной памятью могут вызвать затруднения с пониманием того, что мы читаем, поскольку мы не сможем запомнить начало предложений.

494 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Рабочая память

Рабочая память и дислексия. Важно иметь ввиду, что нарушение рабочей памяти может быть важным признаком дислексии. Рабочая память - это способность удерживать и управлять информацией, необходимой для выполнения сложных когнитивных задач, таких, как понимание речи, обучение и рассуждение. Дефицит рабочей памяти может вызвать трудности с пониманием как письменной, так и разговорной речи.

497 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Координация

Способность эффективно выполнять точные и упорядоченные движения.

8.0% выше среднего результата

Время реакции

Время отклика и дислексия. Время реакции или отклика - это способность воспринимать и обрабатывать простой стимул и отвечать на него, например, быстро и эффективно отвечать на конкретный вопрос. Людям, у которых время отклика увеличено, сложнее быстро и легко вести записи.

456 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Восприятие

Способность интерпретировать окружающие нас стимулы.

7.8% выше среднего результата

Визуальное сканирование

Визуальное сканирование и дислексия. Визуальное сканирование - это способность активного и эффективного поиска значимых окружающих символов с помощью зрения, например, когда при чтении мы замечаем буквы и знаки. Плохое визуальное сканирование может помешать различению схожих букв (например, р-ь), затрудняя их понимание.

500 Ваши баллы

400 Средний результат для вашего возраста

Рассуждение

Способность эффективно перерабатывать (упорядочивать, соотносить и т.д.) полученную информацию.

7.9% выше среднего результата

Планирование

Способность к планированию и дислексия. Планирование - это способность мысленно и наилучшим образом организовать работу по достижению необходимой цели, например, когда мы мысленно выстраиваем в голове историю, которую затем хотим рассказать. Люди, у которых нарушена способность к планированию, испытывают трудности со структурированием своих докладов и выступлений, как написанных ими самими, так и изложением прочитанных идей.