Лингвистическая сказка страна существительное - сказка. Лингвистические сказки

Тема: Имя существительное как часть речи и его особенности.

Имя существительное как часть речи является самостоятельной частью. В широком смысле все существительные называют предметы и отвечают на два вопроса: кто? что?. Занимая свое место в предложении, они чаще всего выступают в качестве подлежащего, а также дополнения или обстоятельства. Имя существительное в русском языке имеет шесть категорий, каждая из которых разделяет все слова этой части речи по какому-либо конкретному признаку.

Категория.
1. Падеж имени существительного Первая категория существительных строится на противопоставлении падежей. Падежные формы помогают определить, каким образом существительное как часть речи относится к другим словам, обозначающим предметы, действия или признаки. Русский язык насчитывает шесть падежей, каждый из которых отвечает на свои вопросы. Для облегчения осознания смысловой нагрузки существительного используются вспомогательные слова.

Вопросы для
именительного падежа - кто? что?
для родительного - нет кого? чего?
для дательного - дать кому? чему?
для винительного - винить кого? что?
для творительного - гордиться кем? кем?
для предложного - говорить о ком? о чем?

Категория.
2. Род имен существительных Каждое имя существительное как часть речи можно отнести к одному из трех родов - к женскому, мужскому или среднему. Существительное относится к женскому роду, если к нему по смыслу подходят слова "она моя". Соответственно, к словам мужского рода - "он мой", а для среднего - "оно мое".

Категория 3.
Число имен существительных Все существительные в русском языке, кроме слов-исключений, можно поставить в две формы - во множественное или в единственное число. Эти формы можно отличить по окончаниям, в зависимости от которых меняется смысл слов.

Категория 4.
Имена существительные и склонение Имя существительное как часть речи изменяет свою форму по падежам и числам. В зависимости от особенностей изменения все слова этой части речи делятся на три группы-склонения. Первое склонение включает в себя названия предметов мужского и женского рода, окончания которых в именительном падеже заканчиваются на буквы -а, -я. Во втором склонении - слова мужского рода без окончания, а также существительные среднего рода. И наконец, третья группа склонения включает в себя предметы женского рода, в конце которых стоит мягкий знак. Помимо этих основных форм, существуют также и слова-исключения - это разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Категория 5.
Разряды слов существительных Все слова этой части речи классифицируются на два разряда - нарицательные и собственные. К первой группе относятся однородные названия, процессы или состояния, а собственные существительные включают в себя названия единичных, уникальных предметов. Собственные слова - это имена, фамилии, названия и т.д.

Категория 6.
Одушевленность или неодушевленность существительных Каждое имя существительное как часть речи относится к группе одушевленных или неодушевленных названий. Первые из них отвечают на вопрос - кто?, а вторые на вопрос - что?

Продолжение следует...

Класс, учебник : 6 класс. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и другие. – М. Просвещение 2011 г.

Тема: «Разносклоняемые имена существительные».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формировать умение находить разносклоняемые имена существительные в тексте

Образовательная цель: познакомить с разносклоняемыми именами существительными, особенностью их склонений

Воспитательная цель: воспитывать чувство добра, бережное отношение к семье, формировать мировоззрение

Оборудование:

    мультимедиа;

    карточки с заданиями для групп;

    карточки (для каждого ученика);

    анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика).

Планируемые результаты:

Предметные

1. Развитие и совершенствование навыков правописания падежных окончаний существительных.

2. Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях.

3. Развивать умения объяснять лексические значения слов (бремя, племя, стремя,темя).

Метапредметные

Регулятивные УУД:

1. Развитие саморегуляции.

2. Следовать режиму организации учебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Адекватно оценивать свою работу и корректировать в дальнейшем.

Познавательные УУД:

1. Развивать умение выделять нужную информацию из текста.

2. Строить сообщения в устной и письменной форме.

3. Развивать умения спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

2. Развивать умение работать в паре, высказывать собственную позицию.

Личностные УУД:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «семья».

2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

3. Формировать способность к общению, коммуникативную компетенцию.

4. Широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Личностные

1. Адекватное понимание причин успешности\ неуспешности учебной деятельности.

2. Воспитывать бережное и внимательное отношение к родному языку.

3. Воспитывать заботливое отношение к сем

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства обучения

1.

Организационный момент.

Цель: эмоциональный настрой на урок.

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились хрупкие снежинки(се-

ли девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Стало тихо кругом, наступила ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться. Снежинки обрадовались зимнему солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро

Я рада видеть вас и ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Выполняют задания учителя

Машут руками.

Садятся девочки.

Садятся мальчики

Закрывают глаза

Р-2,

Л-4

2.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность, постановка темы и учебных задач

Сегодня, перед тем как прийти к вам на урок, я получила необычное письмо на имя вашего класса. Давайте посмотрим, что в нем. «Семячковская школа 6 классу, из города Морфологии от имени Существительного»

А что внутри?

Так, три документа. Давайте разберемся:

1-е письмо

Бремя

Время

Вымя

Знамя

Имя

Племя

Пламя

Семя

Стремя

Темя Путь

Прочтем письмо. Вы понимаете, для чего нам прислали эти слова?

Попробуем разобраться.

Какой частью речи являются эти слова?

Давайте вспомним, что мы знаем о существительном.

1. Дайте определение имени существительного.

2. Как изменяются существительные?

3.Как называется изменение существительных

по падежам?

4. Сколько склонений у существительных?

5. Какие существительные относятся к 1 склонению?

6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

7. Какие существительные относятся к 3 склонению?

8. Какую роль выполняют существительные в предложении?

Давайте проанализируем следующий документ из

письма.

2-е письмо

Не в золоте богатство, а в добром имени

Какой поучительный смысл имеет данная пословица?

Давайте определим склонение у существительных

Оказывается, не все существительные можно отнести к 1,2 или 3 склонению.

Где мы сегодня уже видели существительное имя»? Давайте познакомимся ещё с одним документом, содержащимся в письме .

3-е письмо

Падеж

склонение

2-е

3-е

И.

сторож

мышь

имя

Р.

сторожа

мыши

имени

Д.

сторожу

мыши

имени

В.

сторожа

мышь

имя

Т.

сторожем

мышью

именем

П.

о стороже

о мыши

об имени

Что представлено в таблице?

Какие окончания при склонении имеет существительное ИМЯ?

Какой вывод можно сделать?

Такие имена существительные называются разносклоняемые. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Мы будем говорить о разносклоняемых именах существительных. Как вы думаете, почему они называются разносклоняемые?

Какую цель мы поставим перед собой?

Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока?

Нет

Существительными

Отвечают на вопросы

Золото 2 скл.

Богатство 2 скл.

Имя 1 или 2 (создание проблемной ситуации)

В 1-м письме

Л-2,

Р-3,

К-1,

К-3,

Слайд №1

Слайд 2

Слайд 3

3.

Объяснение нового материала.

Цель: научить учащихся склонять разносклоняемые имена существительные, познакомить с суффиксами в ед.ч и во мн.ч.

    Ребята, из писем вы извлекли определенную информацию, а теперь сравним её с материалом учебника п. 37 с.87 и найдем дополнительный материал и прочитаем.

    Что ещё можно добавить?

У существительных стремя и семя добавляется

суффикс –ян- во мн. ч. в род. п.

У существительных на –мя в род., твор., предл. падежах в ед.ч. и во мн.ч. прибавляется суффикс –ен

-ён

П-2,

К-1, К-3

4.

Словарная работа.

Цель: объяснить значение разносклоняемых имен существительных

Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых существительных

БРЕМЯ , -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

ВРЕМЯ Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д

ВЫМЯ , -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных.

ЗНАМЯ , -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета (илицветов) широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству.

ИМЯ , имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении.

ПЛАМЯ –огонь

ПЛЕМЯ , -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность

СЕМЯ , -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения у растений, зерно.

СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.

ТЕМЯ , -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями.

ПУТЬ дорога

Давайте запишем данные слова в тетрадь

Объясняют значение слов по словарю (работа в паре)

К-1, К-2, Л-3

Предметные

5.

Закрепление материала.

Цель: закрепить и обобщить знания

Приглашаю 2-х человек к доске. Просклонять ПУТЬ и ЗНАМЯ

Параллельно класс выполняет упр. 206

Синтаксический разбор предложения

Время от врем…ни в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зарослей

кувшинок медленно проплывал карась.

Склоняют существительные у доски

Разбор предложения в группе со взаимопроверкой

Р- 4

П- 4

К- 2

Л-4

(слайд 4)

Физминутка

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивание)

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо)

Два наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили (ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.

Работа в группах

Цель: Развивать речь, логику, мысль

Творческое задание (работа в группах).Раздаются карточки с заданиями для групп.

Задание: Объясните значение фразеологизма, составьте предложение

Называть вещи своими именами, без роду и племени, со времен царя Гороха, гори оно ясным

пламенем

Работа по карточкам.

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых

существительных.

Занимать много врем…ни,в плам…ни костра,много сем…н, нога в стрем…ни, звать по им..ни, подъём знам..ни, дорожить врем..нем, счастливого пути.

Взаимопроверка в парах.

К-2

Л-4

6.

Подведение итогов урока.

Цель: оценка деятельности учащихся.

Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

Давайте вставим на месте пропусков разносклоняемые имена существительные в стихотворение Аркадия Хайта. Я буду читать, а вы хором отвечайте.

В стародавнее древнее…

В шалашах без окон и дверей

Жило- было лохматое …

Первобытных людей –дикарей.

Они не знали, для чего корове …

Как написать свою фамилию и …,

Зачем на лошадь надевали седло и …

Необразованное было это…

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их … забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …

Что кислород всегда поддерживает…

Над тем, как в булку превратить простое…

С утра до вечера они чесали…

Почему данные слова получили такое название?

Познакомились с разносклоняемыми существительными и их склонением.

Время

Племя

Вымя

Имя - Стремя -Племя

Время

Знамя -Пламя –Семя -Темя

Склоняются по- разному

Л-3

К-3

П-3

7.

Рефлексия.

Заполнить анкету

1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

2.Урок мне показался интересным/ скучным

3.Материал мне будет полезен/ бесполезен

Заполняют анкету

Р-4

Л-1

8.

Внеурочная деятельность (задание для самостоятельного выполнения дома).

Домашняя работа (на выбор)

1) упр. 208 п.37

2) сочинить сказку о разносклоняемых существительных

Записывают домашнее задание

Л-2

В статье рассмотрим разносклоняемые существительные и на понятных примерах покажем особенности их склонения .
Прежде чем говорить о разносклоняемых существительных разберемся с понятиями.
Существуют 3 склонения существительных.
Первое склонение – это все существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на -а или -я.
Второе - все оставшиеся существительные мужского рода, а также существительные среднего рода.
Третье склонение включает все существительные женского рода НЕ оканчивающиеся ни на , ни на –я .
В зависимости от склонения, существительные получают разные окончания при изменении по падежам (склонении по падежам), также как глаголы разного спряжения имеют разные окончания при спряжении по лицам.

Для примера проспрягаем по одному существительному из каждого склонения.

Мама (1 склонение)
Падеж. Вопросы. В скобах указаны удобные глаголы для сочетания.
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Мама
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Мамы
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Маме
Винительный. (винить) Кого? Что?- Маму
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Мамой .
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Маме .

Отец (2 склонение)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Отец
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Отца
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Отцу
Винительный. (винить) Кого? Что?- Отца
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Отцом
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Отце .

Дочь (3 склонение)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Дочь


Родительный. (нет) Кого? Чего? - Дочери
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Дочери
Винительный. (винить) Кого? Что?- Дочь
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Дочерью
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Дочери

Разносклоняемые существительные – это существительные, которые при изменении по падежам имеют окончания разных склонений. Также как разноспрягаемые глаголы хотеть и бежать имеют окончания разных склонений при изменении по лицам.
Чтобы стало понятней перечислим разносклоняемые существительные и просклоняем их по падежам.
К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя ), все они среднего рода, а также одно существительное мужского рода – путь .
Всего 11 разносклоняемых существительных. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они имеют окончания 3-го склонения, НО в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го!
Просклоняем пару существительных, чтобы всё стало понятно.

Время (разносклоняемое)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Время
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Времени (окончание 3-го склонения)
Дательный. (дам) Кому? Чему? – Времени (окончание 3-го склонения)
Винительный. (винить) Кого? Что?- Время
Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Временем (окончание 2-го склонения)
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Времени (окончание 3-го склонения)

Путь (разносклоняемое)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Путь
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Пути (окончание 3-го склонения)
Дательный. (дам) Кому? Чему? – Пути (окончание 3-го склонения)
Винительный. (винить) Кого? Что?- Путь
Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Путём (окончание 2-го склонения)
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Пути (окончание 3-го склонения)

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

СТРАНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Жила-была на свете одна страна. Называлась она Существитель ное. И было ней было три города: Первое склонение, Второе склонение и Третье склонение. Всеми жителями Существительного управлял король. Он относил всех к мужскому, женскому или среднему роду, а затем решал, кто в каком городе будет жить. В первый город он заселял жителей мужского и женского рода, чьи имена оканчивались на А и Я. Самые известные в Первом склонении были Мама, Папа, Тетя и Дядя. Во второй город король заселял жителей мужского рода, имена которых были с нулевым окончанием, и среднего рода, чьи имена заканчивались на О и Е. Во Втором склонении жили и Окно, и Море, и Конь, и другие. А в третий город король заселял только дам. Их имена были с нулевым окончанием. Всем были известны девушки с именами Печь и Степь. Жили все счастливо, не ссорились, пока однажды в страну не приехали новые жители. Их было двенадцать: Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя, Путь, Дитя. Расселил их король по трем городам, и жизнь продолжилась. Но недолго страна была в покое. Участились ссоры, скандалы, конфликты. По стране ходили различные слухи. И виной всему были новоселы. Король был сильно обеспокоен тем, что случилось. Раньше была тихая, мирная страна, а сейчас даже гражданские войны начались! Король понял, что все дело в неверном расселении. И решил он создать село Разносклоняемое, куда отправил двенадцать новоселов. С конфликты между жителями прекратились. И стали они жить-поживать да добра наживать.

Панюкова Наталья, 7 «а» класс

  1. Сочинение лингвистической сказки 20

    Сочинение

    Современного школьника мало чем можно удивить, а тем более, заинтересовать. Особенно это касается правил, определений, орфограмм, которые кажутся ученикам однообразными, скучными и нудными и становятся главной их неприятностью, снижая

  2. Ф. М. Достоевский создавал роман «Бесы» как описание «недавних и странных событий», как «хронику», «историю» . Для классика русской литературы была важна документальная точность, перечисление исторически важных дета

    Литература

    При написании сценического монтажа по роману Ф.М. Достоевского «Бесы» В.Е. Максимов широко использовал публицистические средства выразительности, дав произведению свою современную интерпретацию.

  3. Учитель русского языка и литературы

    Документ

    способствовать воспитанию толерантности, личной ответственности за выполнение коллективной работы, желания выразить себя и обогатиться новыми знаниями.

Конспект урока в 6 классе

1. Предмет: Русский язык

2. Класс: 6

3. Автор УМК: Т.А.Ладыженская

4. Тема урока: Разносклоняемые существительные

5. Тип урока: Урок открытия новых знаний

6. Цель урока: : Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать

7. Задачи урока:

образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала

развивающие: р азвитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности

воспитательные:в оспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.

Предметные результаты:

Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;

Уметь: распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные понятия темы: разносклоняемые существительные

10. Межпредметные связи: Литература

11. Ресурсы: учебник «Русский язык» Ладыженская Т.А., 6 класс, толковые словари.

Ход урока

    Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование. На прошлых уроках мы повторяли материал об имени существительном, изученный в 5 классе. Но эта часть речи имеет тайны, которые предстоит раскрыть именно вам, исследователям.

Прежде чем мы приступим к работе, прочитаем эпиграф:

Если запастись терпением

и проявить стремление,

то посеянные семена знания

дадут добрые всходы.

Л. Да Винчи

Объясните, как вы понимаете это высказывание известного итальянского художника (родился недалеко от Флоренции в 1452 году, «Мона Лиза»).

Я предлагаю и вам запастись терпением и проявить стремление, быть активными, чтобы урок прошел интересно, чтобы мы достигли целей, которые поставим чуть позже.

Откройте тетради и запишите: 23 ноября. Классная работа.

Оставьте одну строчку для темы урока.

    Актуализация знаний.

Для того чтобы с легкостью справиться со всеми заданиями, давайте немного разомнемся, вспомним материал, который мы повторяли на прошлых уроках.

Определите, верно ли утверждение.

    Имена существительные обозначают предмет?

    Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам?

    В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение.

    Постановка учебной задачи

Хорошо. Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите? (Снег, заснеженные деревья, сосульки и т.д.).

Несмотря на то, что по календарю еще осень, на улице уже давно по-зимнему холодно и снежно.

На доске вы видите слова: зима, метель, пурга, снег, небо, земля, дорога, иней, время.

Распределите их по колонкам в таблице

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Проверка

Получилось распределить все слова, кроме одного (время).

В чем же причина?

Время – сущ. ср.р., но ко 2 скл. слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных 1 скл.

Просклоняем это сущ.

И.П. времЯ морЕ сирень

Р.П. временИ морЯ сиренИ

Д.П. временИ морЮ сиренИ

В.П. времЯ морЕ сирень

Т.П. временЕМ морЕМ сиреньЮ

П.П. о временИ о морЕ о сиренИ

Вывод: в Р., Д.,П. п. в ед.ч. имеют окончания сущ. 3 скл. –И, а в Т.П. – окончание сущ. 2 скл. – ЕМ. Сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений. Как же называются такие сущ.?

Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»

Записываем название 4 колонки (вписываем ВРЕМЯ)

Цель:

Определить, какие имена существительные называются разносклоняемыми;

Узнать, сколько таких существительных;

Научиться правильно их склонять.

Какие существительные называются разносклоняемыми, мы уже определили. Такие существительные оканчиваются на –МЯ (не путать с окончанием!).

Ответим на второй вопрос: сколько разносклоняемых существительных?

У вас на столах лежит стихотворение Аркадия Иосифовича Хайта, прочитайте его и выпишите существительные на –МЯ в нашу таблицу, в последнюю колонку.

    Открытие нового знания

Работа в парах

В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ
Необразованное было это ПЛЕМЯ .
Угнетало их БРЕМЯ забот.
И страдали они от погоды
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ .
Простое СЕМЯ ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ .
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков,

Есть в этой песне ИМЯ , ПЛЕМЯ ,
СЕМЯ, ПЛАМЯ ,
В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ ,
СТРЕМЯ, ЗНАМЯ .
БРЕМЯ ,
ВРЕМЯ .
А. Хайт

Проверка.

Сколько слов получилось? (10).

5.Первичное закрепление

Откройте учебники на странице136, внимательно прочитайте теорию, отметьте то, о чем мы еще не сказали.

ПУТЬ – это тоже разносклоняемое существительное.

Докажем это (1 ученик склоняет ПУТЬ на закрытой доске)

1 пара – работа со словарем (определить ЛЗ стремя и темя ).

2 пара - работа со словарем (определить ЛЗ бремя, знамя, племя ).

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Класс в это время выполняет задание:

Найти в словосочетаниях разносклоняемые существительные; выписать их; определить, как называются эти словосочетания; объяснить смысл).

До поры до времени, тянуть время, называть вещи своими именами.

Мы совершили сегодня много открытий, немного устали, давайте отдохнем, а помогут нам в этом разносклоняемые существительные.

Физминутка

Размахиваем знаменем,

Разбрасываем семена,

Согнулись под бременем забот,

Почесали темя.

Отправляясь в дальний путь,

Имя свое не забудь.

Присаживайтесь на свои места. Кто был самым внимательным и запомнил разносклоняемые существительные из физкультминутки?

(Знамя, семя, бремя, темя, имя, путь).

6.Включение в систему знаний и повторение

Мы переходим к следующему заданию. Списать предложения, вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.

Большого пламен… не задуешь.

Проверка

Урок подходит к концу, и завершить его я хочу словами Леонардо да Винчи. В его высказывании также встречается разносклоняемое существительное.

Вы сегодня хорошо поработали, были активны, терпеливы, любознательны, и надеюсь, что знания, которые вы получили на уроке, помогут вам справиться с последним заданием.

7.ДЗ. Но сначала мы запишем д.з. на следующий урок: пар. 45, упр. 258 или записать 5 пословиц, в которых есть разносклоняемые существительные, определить падеж.

8. Рефлексия

Рабочий лист

учени___ 6 –А класса

    Верно ли утверждение?

1.Имена существительные обозначают предмет?

2.Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам?

3.В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение.

    В данном ряду все слова являются существительными 3 склонения: сирень, ночь, женщина?

    Имена существительные в предложении могут быть разными членами предложения?

Итог: _____ баллов

    Распределите слова по колонкам:

Зима, метель, пурга, снег, небо, земля, дорога, иней, время.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

    Прочитайте стихотворение А.Хайта.

В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя –
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,

Что кислород всегда поддерживает пламя.
Над тем, как в булку превратить
Простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков,
Чтоб она получилась полезной,
Мы включили в неё десять слов.
Есть в этой песне имя, племя,
семя, пламя,
В неё вошли и вымя, темя,
стремя, знамя.
А для того, чтоб облегчить учебы
бремя,
Вы повторяйте эту песенку все
время.

Выписать из стихотворения разносклоняемые существительные, заполнить 4 колонку.

    Вставить пропущенные буквы, определить падеж разносклоняемых существительных.

Не в золоте богатство, а в добром имен… .

От худого семен… не жди доброго племен… .

Нет тяжелее бремен…, чем безделье.

Большого пламен… не задуешь.

Добрый совет ко времен… хорош.

    Заполните пустые лепестки ромашки разносклоняемыми существительными и ответьте на вопрос: в чем особенность этих существительных.