Проверка читательской грамотности школьников. Диагностика читательской грамотности

В тетради для 1-го класса предложены задания, позволяющие фиксировать индивидуальный прогресс в овладении синтагматическим 1 способом чтения. Мы предлагаем вам новый подход к оцениванию техники чтения.

Критериями оценки уровня сформированности данного умения являются:

Безошибочность;

Способ чтения;

Осознанность.

Показатель безошибочности — период безошибочного чтения. Для того чтобы высчитать период безошибочного чтения, необходимо зафиксировать порядковые номера слов, на которых учащиеся делают первую, вторую и третью ошибки. Если ученик не делает ошибок в тексте вообще или делает 1-2 ошибки, то он дочитывает весь текст до конца. Не имеет возможности дочитать весь текст вслух только тот ребёнок, который допустил 3 ошибки. Формула расчёта периода безошибочного чтения приводится ниже, при описании самой процедуры проверки.

Почему так важен период безошибочного чтения? Восприятие прочитанного происходит только при условии целостности текста, как только сделана ошибка — целостность восприятия нарушена, разорвана незримая связь между словами, предложениями, абзацами. Сравнивая период безошибочного чтения одного и того же ребёнка на разных этапах обучения, можно легко наблюдать динамику формирования у учащегося умения читать. При переходе от одного способа чтения к другому обязательно снижается период безошибочного чтения, происходит «вживание» в этот пока новый для ученика способ, позже период восстанавливается и увеличивается.

Только безошибочное чтение способствует осознанности. Безошибочное чтение даёт возможность не только читать художественное произведение, точно интерпретируя его и постигая авторский замысел, но и адекватно воспринимать информацию, представленную в разных текстах.

Для формирования читательской компетентности также важен способ чтения. Нельзя требовать от учеников перехода к следующему способу чтения до тех пор, пока они не «начитаются» в данном. Чтение удобным для учащегося способом даёт возможность увеличить период безошибочного чтения. Переход на следующий, более сложный, уровень должен происходить самостоятельно, без принуждения со стороны взрослых, когда ученик начинает чувствовать себя свободно в «старом» способе.

При формировании читательского умения ценность всех трёх составляющих равнозначна.

Отказ от традиционной методики проверки техники чтения и применение описанной технологии способствуют тому, что страх младших школьников

перед чтением исчезает, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на формирование читательской компетентности младших школьников.

В данной тетради предлагается уровневый подход к оцениванию достижений учащихся. Уровень сложности заданий описан при оценивании каждой работы.

В процессе освоения программного материала учащиеся могут достичь базового или повышенного уровня. Достижение базового уровня учащимися 1-го класса показывает, что их предметные и метапредметные результаты достаточны для продолжения обучения. Выполнение части заданий показывает достижение только базового уровня. В других заданиях заложены два уровня выполнения — базовый и повышенный. Определяться уровень каждого ученика будет полнотой выполнения задания. Следует отметить, что ни учащимся, ни учителю не нужно выбирать какое-либо задание для определения достигнутого уровня. Это способствует формированию у школьников мотивации к выполнению всех заданий.

Проверочная работа № 1.

Чтение текста вслух позволяет проверить:

Правильность прочтения (период безошибочного чтения);

Способ чтения.

Осмысленность чтения определяется при выполнении заданий. Первоклассникам предлагается ответить на два вопроса: выбрать правильный ответ из ряда предложенных. Ответы на эти вопросы позволяют фиксировать умение первоклассников отвечать на вопросы по содержанию текста (выявление информации, представленной в явной форме).

Мы предлагаем вам ознакомиться с тем, как должна быть проведена данная работа. Для удобства работы при проверке техники чтения и для возможности дальнейшего анализа полученных результатов целесообразно воспользоваться сводной оценочной таблицей (см. приложение 1).

Период безошибочного чтения на конец первого полугодия 1-го класса должен составлять 25 слов при слоговом чтении. Однако первоклассники могут читать и другими способами, что тоже зафиксировано в таблице. Так как и безошибочность, и способ чтения, и осмысленность равноценны, то и «цена» этих позиций будет одинакова: максимально способ чтения и осмысленность оцениваются в 25 баллов (это и отмечено в таблице). В итоге ученики могут набрать 75 баллов.

Методика работы с пособием проста. Первоклассник читает текст вслух, а учитель фиксирует в таблице номера слов, на которых сделана первая, вторая и третья ошибки, и отмечает способ чтения. Для удобства работы в приложении представлены пронумерованные варианты текстов. После чтения вслух ученик возвращается на своё место и выполняет задания. Он имеет возможность сколько угодно раз прочитывать текст для ответа на вопросы или выполнения другого задания к тексту. Это способствует формированию у учащихся потребности в перечитывании текста для поиска необходимой информации, так как не всегда возможно «ухватить» всё при однократном прочтении.

Пока учащиеся выполняют работу, учитель высчитывает период безошибочного чтения. Если ученик не сделал ни одной ошибки или допустил одну ошибку, то период безошибочного чтения равен количеству слов в тексте. Если допущено две ошибки, то период равен количеству слов в тексте, поделённому на два. При трёх ошибках от номера слова, на котором сделана третья ошибка, необходимо вычесть три, а оставшееся число разделить на три. Это и будет период безошибочного чтения при трёх ошибках. Если ученик не допустил ни одной ошибки или сделал одну ошибку, период его безошибочного чтения будет превышать максимальное количество баллов, начисляемых по этому параметру. Однако при оценивании работы максимально можно начислить только 25 баллов за безошибочность. Реальный период безошибочного чтения будет зафиксирован в сводной таблице и индивидуальном оценочном листе, что даст возможность отслеживать динамику.

В таблице представлены возможные варианты ответов и количество баллов, которое можно получить.

Все собранные данные вносятся в таблицу.

Результаты выполнения этой работы могут быть интерпретированы таким образом:

После проведения и проверки работы учащиеся и их родители получают выполненную работу с выделенными маркером словами, которые были прочитаны неверно, и оценочные листы. Необходимость такой обратной связи бесспорна. Учитель не даёт оценку выполненной работы, а лишь фиксирует то, что было предъявлено учеником во время работы. Ученик самостоятельно делает заключение о том, насколько его результаты соответствуют «идеалу». Если соответствие по какому-либо параметру недостаточно, то первоклассник определяет (с помощью учителя) траекторию своей дальнейшей учебной деятельности.

Изменение количества заданий меняет «цену» каждого задания. Эти изменения обязательно должны быть зафиксированы в оценочных листах.

В таблице представлены варианты ответов и оценивание заданий.

Интерпретация результатов выполнения работ 1-4 предложена ниже.

Индивидуальный оценочный лист к работам № 1-4.

Техника чтения. Дата

1 класс. ФИ

Работа №

В проверочных работах № 5-6 увеличивается количество вопросов к прочитанному тексту, поэтому их оценивание меняется (см. приложение 2).

Индивидуальный оценочный лист к работам № 5 и 6.

Техника чтения. Дата

1 класс. ФИ

Работа №

К концу первого класса требования к периоду безошибочного чтения и способу чтения становятся другими. Период безошибочного чтения увеличивается до 30 слов, а способ чтения первоклассников меняется от слогового к чтению словами. Но говорить о полном переходе на чтение словами ещё рано. Поэтому целесообразно принять за норму чтение таким способом, как «слог + слово».

Изменение периода безошибочного чтения приводит к изменению «цены» способа чтения и осмысленности. Принятый за норму способ — «слог -1- слово» — оценивается в 30 баллов, суммарное выполнение всех заданий — тоже в 30 баллов (см. приложение 3).

Ниже предложены индивиуальные оценочные листы проверки техники

Индивидуальный оценочный лист к работам № 7-12.

Техника чтения. Дата

1 класс. ФИ

Работа №

Результаты выполнения работы (учитывая период безошибочного чтения и способ чтения)

Предложенная технология проверки техники чтения даёт возможность учителю, родителю и самое главное ученику наблюдать и фиксировать динамику формирования читательской компетентности, способствует формированию действий самооценки. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения одной из важнейших задач, поставленных перед начальной школой, обозначают формирование у младших школьников основ умения учиться. Подход к оцениванию, предложенный в данной тетради, способствует формированию у учащихся начальной школы основ оценочной самостоятельности, без которых невозможно формирование современного ученика (субъекта, а не объекта учения) начальной школы.

Приложение 1

Оценочная таблица (сводная) к проверочным работам № 1—4

Приложение 2

Оценочная таблица (сводная) к проверочным работам № 5—6

Приложение 3

Оценочная таблица (сводная) к проверочным работам № 7—12



Понятие «читательская грамотность» входит в лексикон российских педагогов в 2000–2001 годах, когда Россия впервые приняла участие в международных исследованиях PISA и PIRLS. В международном сравнительном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), которое проводят в 4-м классе, читательскую грамотность определяют как способность ученика понимать и использовать различные формы письменной речи, которые необходимы, чтобы обучаться, участвовать в окружающей жизни, читать для собственного удовольствия, приобретать читательский литературный опыт.

«Исторически термин „грамотность“ означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей … Слово „понимать“ (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово „использовать“ подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя».

Какие задания помогут диагностировать читательскую грамотность

Специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г. Ковалевой разработали материалы для оценки сформированности у обучающихся 4-х классов читательской грамотности. Они ориентировались на международное исследование PIRLS.

В Красноярском крае диагностику читательской грамотности по этой модели проводят с 2011 года. Диагностическая работа проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Задания диагностической работы разделены на три группы:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. Это новый результат по отношению к международному опыту измерения читательской грамотности в начальной школе, который ввел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Задания, которые вызвали трудности у четвероклассников – в . К каждому заданию даны комментарии: сколько обучающихся (в процентах) не выполнили его, каковы основные причины затруднений, о каких дефицитах в образовательной деятельности они говорят.

Заместитель директора может обсудить задания и модель оценки с учителями на методическом семинаре и спланировать работу, которая связана с оценкой читательской грамотности обучающихся. Например, включить задания, которые вызвали трудности у четвероклассников, в фонд оценочных средств.

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников. Так, в Красноярском крае в течение трех последних лет удалось улучшить показатели третьей группы заданий, которые традиционно самые сложные для большинства учеников.

Самое страшное.

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.Один-одинешенек!

A1. Закончи предложение, выбрав правильный ответ.

Произведение «Самое страшное» Е. Пермяка – это…

  1. рассказ
  2. сказка
  3. быль

А2. Отметь количество абзацев в тексте.

А3. Отметь, как звали главного героя.

  1. Пушок
  2. Мурзей
  3. Вова

А4. Отметь, каким рос главный герой.

  1. крепкий и здоровый
  2. крепкий и сильный
  3. сильный и ловкий

А5. Дополни предложение: Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот…

  1. на шкаф забрался
  2. залез под шкаф
  3. на улицу убежал

А6. Отметь, почему бабушка была обижена на внука.

  1. грубил
  2. не помогал
  3. не слушался

А7. Отметь, кто перебрался в другой дом.

  1. собака
  2. ёжик

А8. Отметь, как окружающие относились к Вове.

  1. уважали
  2. любили
  3. боялись

А9. Отметь, в каком ряду даны антонимы к слову «старый»

  1. пожилой
  2. молодой
  3. красивый

А10.

Предварительный просмотр:

Прочитай текст.

В сумерках возвращался я из лесу домой, гляжу, по дороге ёж топает. Он тоже меня заметил, фыркнул и свернулся клубком: попробуй тронь! Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, стал углы обследовать, норку искать. Вскоре нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на этом валенке любил дремать толстый рыжий кот Барин.

Всю ночь до рассвета кот где-то бродил, а утром вернулся и хотел лечь на валенок, но вдруг почуял что-то неладное, выгнул спину дугой, мяукнул и выскочил на середину комнаты. Старый валенок ожил: чихал, пыхтел, фыркал, а в довершение всего из него выкатился какой-то серый колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я невольно подумал: теперь Барину спокойной жизни не будет.

День, другой, третий кот и ёж сторонились друг друга, а недели через три пообвыкли и помирились. После этого каждый вечер часам к девяти Фомка начинал стучать по блюдцу лапами: молока требовал. На зов ежа являлся кот, и частенько приятели ужинали вместе. Фомка и Барин стали настоящими друзьями.

1. О чём рассказывается в этом тексте?

а) о том, как живут в лесу ежи

б) о том, как кот Барин невзлюбил ежа

в) о том, как подружились ёж и кот

г) о том, как ёжик напал на кота.

2.Где произошла встреча кота с ежом?

а) на дороге в) в комнате

б) в лесу г) на крылечке

3.В какое время произошла встреча кота и ежа?

а) в сумерках в) утром

б) вечером г) ночью

4. Кот испугался и прыгнул на шкаф, потому что

а) он всю ночь до рассвета где-то бродил

б) ёжик хотел его ударить

в) ёжик, забравшийся в валенок, начал чихать, пыхтеть, фыркать

г) он любил дремать на старом тёплом валенке.

5.Выбери правильное утверждение.

а) Кот и ёж помирились через три дня.

б) Фомка никогда не просил молока.

в) Сначала рассказчик не верил, что кот и ёж подружатся.

г) Кот Барин не любил спать на старом валенке.

6.Как ты понимаешь выражение « сторонились друг друга»?

а) боялись друг друга в) старались не встречаться

б) прятались друг от друга г) ссорились друг с другом


Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.

Понятие

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).

В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

У развитого читателя сформированы 2 большие группы навыков:

  • способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения;
  • умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний.

Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.

Составляющие элементы

Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:

  • беглое чтение;
  • толкование текста в буквальном смысле;
  • оценка языка и формы сообщения;
  • поиск информации и ее извлечение;
  • преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • формулирование основных идей и выводов;
  • общее понимание текста;
  • размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.

Типы текстов

Текст для проверки читательской грамотности может быть 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной. В последнем случае включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно.

По стилю применяют тексты следующих видов:

  • научные;
  • деловые;
  • художественные;
  • технические;
  • публицистические и другие.

Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания. Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность.

Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории. Заданием для второклассников может быть короткий рассказ о лесном животном, в котором нужно:

  • определить, о ком идет речь;
  • найти причину какого-либо явления и подчеркнуть ее в тексте;
  • отметить, в каком типе источников можно найти подобного рода текст (сборник сказок, книга рассказов о животных, энциклопедия).

Для учащихся четвертых классов предоставляется информационное описание из области естественных наук. Часть знаний из такого текста уже известна детям из школьной программы. Ученику для решения поставленной задачи может понадобиться соединить ранее полученные знания с новыми, которые неявным образом изложены в повествовании.

Цели чтения

При проведении исследования в заданиях также учитывается цель чтения. В соответствии с ней подбирается определенный вид текста. Таких целей насчитывают несколько:

  • личные (письма, произведения художественной литературы, жизнеописания);
  • общественные (официальные документы, новости);
  • рабочие (инструкции, правила);
  • образовательные (научно-популярные тексты, учебная литература).

Способы оценки

Задания для диагностики читательской грамотности предлагаются в 2 основных форматах - в виде тестов с готовыми ответами на выбор и свободно конструируемые, в которых нет ограничений по форме и содержанию ответов. Последние помогают лучше оценить когнитивную деятельность учащихся.

Задания со свободным изложением оцениваются по политомической системе. Итоговый балл зависит от того, насколько полно дан ответ. Читательская грамотность оценивается дифференцированно для верного, частично правильного и неверного решения.

Извлечение информации

Чтобы получить определенную информацию из текста, необходимую для решения задания, необходима выработка следующих навыков:

  • беглое чтение;
  • выделение той части текста, где содержится ответ;
  • установление взаимосвязи между деталями вопроса и текста.

Взаимосвязь между заданием и ответом может быть буквальная (дословная) и косвенная (синонимическая). Примером первого типа служит нахождение времени или места действия в тексте.

Поиск в синонимическом виде является более сложным, и такие задания предлагают учащимся в более старшем возрасте. Чтобы решить данную задачу, читатель должен уметь относить схожие явления к одной категории или, наоборот, выявлять различия между аналогичными понятиями. Сложность такого рода заданий определяется также объемом текста (количеством страниц) и размером сообщения, которое нужно найти.

Интегрирование и интерпретация

Одной из составляющих диагностической работы по читательской грамотности является оценка способности учащегося истолковывать прочитанное. Самым простым заданием данного типа служит выявление главной темы. Такая деятельность требует от читателя определения иерархии изложенных автором мыслей, отделение главного от второстепенного.

Для понимания общего смысла текста учащийся должен также уметь связывать отдельную информацию (интегрировать ее) и понимать ее внутренний смысл, который не сообщается напрямую.

Интерпретация заключается в способности выполнения следующих умственных действий:

  • составление выводов;
  • краткое формулирование главных мыслей автора;
  • составление умозаключения о каких-либо событиях;
  • определение причинно-следственных связей.

Все эти умения помогают выработать целостное понимание информации, заключающейся в тексте.

В практическом плане это может выражаться в следующих заданиях:

  • написать вступление к тексту;
  • придумать название;
  • объяснить, для чего приложен рисунок, значение одного из эпизодов;
  • восстановить данные в таблице по информации из текста;
  • составить характеристику главному герою повествования и другие задачи.

Осмысливание и оценка

Оценка текста связана со знаниями и опытом, которые у учащегося были до его прочтения. Такая деятельность предполагает сравнение, противопоставление или составление предположений. В большинстве случаев ответы должны быть в произвольной форме, а задания заключаются в следующем:

  • высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу;
  • согласиться или не согласиться с предлагаемым утверждением;
  • определить задачи автора в тексте или его отношение к главному герою;
  • оценить, достигнута ли автором цель при использовании данного типа построения повествования.

Выработка этих навыков способствует тому, что у учащегося вырабатывается полученной информации и выявление предвзятого суждения автора текста.

Ее, как и другие умения, можно развивать. Так как часть вопросов предполагает логические умозаключения, то улучшение логического мышления и его скорости также способствует этому процессу. На основе международных тестов разработаны методические пособия, составленные для учеников различного возраста по отечественной художественной и естественно-научной литературе.

В качестве самостоятельных развивающих приемов в отношении любого текста, соответствующего возрастной группе, можно использовать следующие:

  • определить, в каком месте учебника (или другой книги) словесно описывается объект, изображенный на рисунке;
  • составить вопросы к повествованию;
  • написать свое суждение по основной мысли автора текста;
  • выделить ключевые фразы, расположить их в логической последовательности, сделать по ним рассказ;
  • разработать план текста;
  • сделать таблицу или схему по изученной информации;
  • найти логическую ошибку в повествовании;
  • упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла;
  • составить кроссворд по прочитанному.

Уровни

При диагностике умений выделяют 3 уровня читательской грамотности:

  • Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию.
  • Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения.
  • Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.

Возрастные нормы

Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом:

  • 1-6 классы - выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;
  • 7-8 классы - разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;
  • 9-11 классы - конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

Начиная с пятого класса необходимо постепенно усложнять навыки самостоятельного чтения и понимания текста с помощью приемов, описанных выше. Чем раньше будет сформирована читательская грамотность, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.

Вариант I .

Задание 1. Литературный текст.

Л. В. Скребцова «Домашний садик»

Однажды Мария заметила, что прекрасная Азалия загрустила. «Надо подкормить ее витаминами, она долго радовала меня цветами и, наверное, истратила много сил», - решила Мария. Но витамины не помогли, Азалия по-прежнему выглядела поникшей. Мария забеспокоилась и решила поискать в книгах о комнатных растениях причину ее плохого самочувствия. Но и книги не помогли ей. Тогда Мария решила сходить в цветочный магазин, надеясь, что там ей посоветуют что-нибудь подходящее. В магазине ей предложили те же самые витамины и еще самые разные комнатные растения. Мария не удержалась и купила целых два - разноцветного красавца Кротона и хрупкую синеглазую Фиалку.

«Посмотри, кого я тебе принесла, милая Азалия, - сказала она, входя в комнату со своими новыми питомцами, - может быть, тебе будет веселее в их компании».

Каково же было удивление Марии, когда на следующее утро она увидела, что ее Азалия, действительно, оживилась.

«Так вот какое лекарство нужно было моей красавице, - подумала Мария. - Ей просто были нужны друзья, которые могли бы утешить ее, чтобы она, несмотря ни на что, продолжала бы радоваться жизни».

Так у прекрасной розовой Азалии стали появляться друзья. И это было очень хорошо, потому что она все еще немного грустила, после того как отцвела.

А Мария, видя, как ее любимица улыбается при появлении в доме каждого нового цветка, превратила комнату в чудесный домашний садик, которому сама не могла нарадоваться. Родные и друзья восхищались сотворенным Марией чудом. Даже равнодушные к цветам люди, приходя к Марии, чувствовали в ее доме что-что особенное, от чего на душе становилось хорошо и спокойно. Они начинали присматриваться к цветам и даже расспрашивали хозяйку об ее питомцах. Тут уж Марию нельзя было остановить. Она с таким увлечением и любовью рассказывала о цветах, что гости, не выдержав, просили у нее черенки какого-либо понравившегося им цветка. И этот цветочек становился самым первым в их собственном домашнем садике.

Раньше Мария мало что знала о комнатных растениях, но теперь, с появлением каждого нового цветка в доме, она стремилась как можно больше узнать о нем. Порой она удивлялась самой себе: «Как же раньше я жила без цветов? Ведь они мне так помогают: утешают и радуют, снимают усталость и даже лечат. Посмотришь на них - все тревоги проходят». Теперь Мария всегда спешила домой к своим любимым питомцам. Радости ее не было конца, когда ей дарили какой-нибудь цветочек в горшочке. Ласково улыбаясь, она говорила ему: «Добро пожаловать, милый цветочек, в наш садик! Не беспокойся, тебе будет хорошо у нас!» И новый цветок, который еще недавно волновался о своей судьбе, сразу успокаивался и быстро привыкал к своей новой семье.

Даже белый кот привык к цветам и полюбил их. Когда в доме появлялось новое комнатное растение, кот важно подходил к нему, чтобы представиться, и облизывал его зеленые листочки, но ни в коем случае не кусал их.

Да, цветам жилось уютно и весело у Марии. Она научилась чувствовать своих питомцев так хорошо, что без слов понимала все, что они хотят ей сказать. Они с благодарностью смотрели на свою хозяйку и наполняли дом свежестью и красотой. «Как нам повезло!» - перешептывались цветы, наблюдая за тем, как Мария ухаживает за ними. «Она поливает нас именно в тот момент, когда мы испытываем жажду; поддерживает нас витаминами тогда, когда мы слабеем; открывает настежь окно, когда нам становится душно!»

Мария поливала своих любимцев мягкой водой комнатной температуры, чтобы корешки не простужались, и с ее питомцев не опадали листья и бутоны. Она рыхлила землю, чтобы корешкам легче дышалось. Когда цветок вырастал, и ему становилось тесно в своем горшочке, она пересаживала его в более просторный горшок, добавляя в него свежей земли. Она не забывала протирать листочки мягкой губочкой, и тогда цветы сияли и лучились свежестью.

Ухаживая за цветами, Мария ласково разговаривала с ними, расспрашивала, успокаивала и даже пела им песенки. А как радовались растения, когда Мария подкармливала их витаминами - ведь это прекрасно влияло на их нежные ростки! Ростки крепли, цветы были спокойны за своих собственных деток.

Вопросы и задания к тексту «Домашний садик»

    Почему Мария решила пойти в цветочный магазин?

А) купить книги о растениях

Б) за советом по уходу за Азалией

В) купить новые растения

Г) купить удобрения

2. Как изменилась Азалия при появлении новых растений

    Как помогали растения Марии? Запиши примеры из текста

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как кот Марии относился к растениям?

А) кусал растения

Б) не мог привыкнуть к цветам

В) кот важно подходил к новому растению, чтобы представиться, и облизывал листочки

Г) не обращал внимания

5. Пронумеруй события в том порядке, в котором они происходили в рассказе. Номер 1 уже поставлен

Азалия оживилась

Мария купила два новых цветка

1 прекрасная Азалия загрустила

Белый кот стал привыкать к цветам

Друзья просили у Марии черенки какого-либо понравившегося им цветка

Цветам живётся уютно и весело у Марии.

    Чем наполнился дом Марии с появлением цветов:

А) ароматом

Б) свежестью и красотой

В) удобрениями для растений

Г) цветочными горшками

7. Какой водой Мария поливала свои растения:

А) холодной водой

Б) тёплой водой

В) дождевой водой

Г) мягкой водой комнатной температуры

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что делала Мария для того, чтобы растения сияли свежестью?

А) пересаживала растения

Б) рыхлила почву

В) разговаривала с растениями

Г) протирала листочки мягкой губкой

10. Какие слова в тексте показывают, что растениям необходима подкормка витаминами?

А) «… чтобы корешки не простужались»

Б) «… это прекрасно влияло на их нежные ростки»

В) «…чтобы не было тесно в своем горшочке »

Г) «… чтобы не опадали листья и бутоны»

11. По поступкам Марии ты узнал, какой у неё характер. Запиши одну черту характера Марии. Чтобы подтвердить свой ответ, приведи пример из текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________