Гоулман эмоциональный. Основные идеи Дэниела Гоулмана

Дэниел Гоулман (Daniel Goleman, 7 марта 1946) — известный американский психолог, научный журналист.

В течение двенадцати лет писал статьи для The New York Times, специализируясь на психологии и науках о мозге. Написал более 10 книг по психологии, образованию, науке и лидерству.

Получил мировое признание после выхода книги «Эмоциональный интеллект», которая продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс» более полутора лет.

Гоулман имеет множество наград за свои исследования, в том числе награду за достижения в сфере журналистики от Американской психологической ассоциации. Он был избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки в знак признания его деятельности в сфере популяризации науки. Дважды номинировался на Пулитцеровскую премию.

Книги (6)

Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе

В книге «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе» психолог и журналист Дэниел Гоулман предлагает новаторский взгляд на ценнейший в наше время ресурс, таящий в себе секрет успешной работы и самореализации, — внимание.

Сочетая передовой теоретический поиск с примерами из практики, автор рассматривает феномен внимания в самых разных аспектах, предлагая серьезный и давно назревший разговор об этой малоизученной и недооцененной способности нашего сознания.

Для того, чтобы выжить в сегодняшнем мире, полном самых разных отвлекающих факторов, способность заострять фокус крайне необходима, — убедительно показывает Гоулман.

Эмоциональный интеллект

Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека?

Почему люди со средним IQ часто добиваются успеха в жизни и карьере, а те, чей коэффициент интеллекта очень высок, не могут реализовать себя?

Какие существуют методики измерения уровня эмоционального интеллекта?

Эмоциональный интеллект на работе

Что такое эмоциональный интеллект (EQ)?

Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека? Почему люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом быстрее и легче делают карьеру и достигают финансового благополучия, чем те, чей коэффициент интеллекта очень высок? Как повысить уровень эмоционального интеллекта?

На эти и многие другие важнейшие вопросы отвечает в своем супербестселлере знаменитый психолог Дэниел Гоулман - основоположник теории эмоционального интеллекта.

Сдерживают ли нас эмоции? Может, лучше быть бесчувственными, логически мыслящими существами?

Эмоции жизненно необходимы - они позволяют жить полноценной жизнью и учиться на своём опыте.

Пример. Мозг не только накапливает факты, но и запоминает чувства. Если дотронуться до горячей плиты, будет больно. В будущем такая идея возродит в памяти чувство боли. Так эмоции не дадут совершить ту же ошибку.

Эмоции помогают интерпретировать чувства других людей и предсказывать их действия.

Пример. Представьте, что вы стоите лицом к лицу с разгневанным человеком. Язык тела (сжатые кулаки или громкий голос) говорит вам о его эмоциональном состоянии, и вы можете предсказать его дальнейшие действия.

Эмоции помогают быстро реагировать на ситуацию.

Пример. В случае с разгневанным человеком эмоции дадут нам почувствовать угрозу или злость, позволяя быстро среагировать на нападение.

Люди без эмоций не способны действовать.

Пример. В прошлые века многие душевнобольные проходили лечение «лоботомией», разделяющей две области мозга, жизненно важные для эмоциональных процессов. В результате пациенты утрачивали инициативу и стремление к действиям, а также большую часть своего эмоционального потенциала.

Иногда эмоции мешают принять решение или заставляют действовать неразумно

Хотя эмоции - важный инструмент взаимодействия с окружающей средой, они несовершенны и могут привести к ошибочным действиям.

Это происходит, когда мы излишне эмоциональны. Наш разум способен «жонглировать» множеством элементов одновременно, но в состоянии возбуждения его одолевают тревожные мысли и образы. Рациональному мышлению не остаётся места, и суждение затуманивается.

Пример. Когда вы испуганы, то слишком эмоционально реагируете на ситуацию («у страха глаза велики») и можете даже принять простынь на бельевой верёвке за привидение.

Под влиянием эмоций мы торопимся действовать вместо того, чтобы трезво оценить ситуацию. Когда информация попадает в мозг, её часть поступает в область «новая кора», ответственную за рациональное мышление, и переходит в эмоциональный мозг. Если последний посчитает, что информация несёт угрозу, он может заставить нас действовать не задумываясь, без обращения к мозгу мышления.

Пример. Вы вздрагиваете, если в тёмном лесу краешком глаза видите странную фигуру.

Под действием устаревших эмоциональных реакций мы можем вести себя неразумно. Эмоциональный разум реагирует на текущую ситуацию, основываясь на опыте, даже если её условия изменились.

Пример. Мальчик, которого били сверстники в школе, может вырасти сильным мужчиной, но по-прежнему будет ощущать угрозу со стороны окружающих.

Эмоции очень важны, но они могут блокировать рациональное мышление. Чтобы этого не случилось, надо научиться эффективному управлению эмоциями.

Эмоциональный интеллект позволяет управлять эмоциями и использовать их для достижения целей

Как использовать силу эмоций, искоренив их всепоглощающее влияние?

Эмоциональный интеллект поможет распознавать чувства и управлять ими, не попадая под их тотальный контроль.

Первый аспект эмоционального интеллекта - умение узнавать и называть свои чувства. Этот навык жизненно важен. Люди, неспособные распознавать собственные чувства, больше подвержены приступам ярости. Разберитесь в своих эмоциях, и вам сразу станут понятны причины их возникновения.

Часто ваши чувства в определённой ситуации зависят от вашего отношения к ней.

Пример. Если на улице друг проходит мимо, не узнавая вас, вы тут же посчитаете, что он делает это специально. Это может расстроить или даже разозлить вас. Но друг мог просто не заметить вас.

Когда вы сможете распознавать свои чувства и управлять ими, эмоциональный интеллект поможет сконцентрироваться на достижении определённых целей.

Пример. Допустим, вам необходимо написать статью. Вам не нравится заданная тема, и вы бы предпочли вместо этого пойти в кино. Эмоциональный интеллект поможет управлять такими разными чувствами. Вы можете попытаться взглянуть на тему с другой точки зрения. Возможно, какой-либо её аспект заинтересует вас. А зная, какие чувства вызовет поход в кино, вы сможете на время отложить это удовольствие, предвкушая его.

Студенты, управляющие своей загруженностью, как правило, преуспевают, даже если имеют средний показатель IQ.

Эмоциональный интеллект помогает ориентироваться в социальном мире

Окружающие вас люди играют большую роль в вашей жизни. Только управляя социальным взаимодействием, можно надеяться на полноценную счастливую жизнь. Эмоциональный интеллект способствует развитию социальных взаимодействий, позволяя поставить себя на место других людей. Понять эмоции других людей можно, анализируя невербальные признаки. Чтобы судить о настроении человека, достаточно обратить внимание на подсказки (выражение лица или язык тела). Мы обычно определяем подобные сигналы автоматически.

Пример. Если человек побледнел и в изумлении открыл рот, значит, он испытывает шок.

Поскольку эмоциональный интеллект позволяет сочувствовать людям, вы станете вести себя так, чтобы вызывать благоприятную реакцию со стороны других.

Пример. Представьте, что вы менеджер, и один из членов коллектива постоянно совершает одни и те же ошибки. Вы должны сказать ему об этом и помочь измениться, но сделать это правильно. Если ранить чувства человека, он может встать в оборонительную позицию и вряд ли сделает то, что вы хотите. Но проявив сочувствие и поставив себя на его место, вы обязательно добьётесь своей цели.

Люди с эмоциональным интеллектом могут развивать социальные способности: учить других, разрешать конфликты или управлять персоналом. И эти способности помогают поддерживать отношения в социальной среде.

Эмоциональному интеллекту необходим баланс между эмоциональным «мозгом чувств» и рациональным «мозгом мышления»

Наши мысли и чувства переплетаются. Мозг мышления (оплот рациональных мыслей) и мозг чувств (место рождения наших эмоций) неразрывно связаны с помощью нейронных путей. Эмоциональный интеллект зависит от соединителей между мозгами мышления и чувств, и любое повреждение этих путей может привести к дефициту эмоционального интеллекта.

Пример. Человек, у которого эмоциональный мозг отделён от мыслительного, перестаёт испытывать чувства и теряет эмоциональное самосознание. Такой недуг демонстрируют пациенты, подвергшиеся лоботомии: после прерывания соединений между двумя мозгами они утрачивают свой эмоциональный потенциал.

Мозг мышления должен корректировать функционирование мозга чувств. Это процесс эмоционального саморегулирования.

Как работает эмоциональное саморегулирование?

Такие стимулы, как внезапный громкий хлопок, часто перегружают эмоциональный мозг. Мозг чувств автоматически воспринимает стимул как угрозу и приведёт тело в состояние боевой готовности. Для регулировки этого процесса мы используем мозг мышления.

Услышав громкий хлопок, эмоциональный мозг посылает сигнал телу, мозг мышления проверяет стимул на наличие потенциальной угрозы. При отсутствии опасности он успокаивает как мозг чувств, так и тело, позволяя нам снова мыслить трезво. Поэтому мы не слишком пугаемся каждого внезапного шума. Если разорвать связь между двумя мозгами, такой процесс невозможен.

Пример. Пациенты с тяжёлыми повреждения мозга мышления испытывают трудности в управлении своими чувствами.

Эмоциональный интеллект помогает быть здоровым и успешным

В чём секрет успешной и полноценной жизни? Многие думают, что с высоким IQ люди имеют больше шансов на счастливую жизнь. Опыт же показывает, что люди с развитым эмоциональным интеллектом зачастую более успешны.

Студенты с высоким уровнем эмпатии успешнее, чем их менее участливые товарищи с аналогичным IQ. Вообще, ученики, способные контролировать свои чувства, получают высокие оценки.

Пример. Одно исследование Стэнфордского университета изучало способность группы четырёхлетних детей устоять перед лакомством. Годы спустя оказалось, что те, кто контролировал свои импульсы в возрасте четырёх лет, преуспевали в школе и социальной сфере. Успех сопровождал их и во взрослой жизни.

Эмоциональный интеллект также помогает вести более здоровый образ жизни.

Пример. В периоды стресса сердце испытывает огромное напряжение, так как повышается кровяное давление. Отсюда возникает риск инфаркта. Стресс также ослабляет иммунную систему - в стрессовом состоянии высоки шансы простудиться. Эмоциональный интеллект поможет избежать подобных опасностей. Научившись смягчать такие стрессовые чувства, как тревога и злость, вы снизите их пагубное воздействие. Так, если людей, перенёсших инфаркт, научить управлять гневом, то риск возникновения приступов в будущем значительно уменьшится.

Влияние эмоционального интеллекта на успешность и здоровье огромно, но в школьной программе эмоциональным навыкам внимание почти не уделяется.

Облик общества зависит от эмоционального интеллекта детей

Слабый эмоциональный интеллект может привести к негативным последствиям в масштабах всего общества.

Пример. Трёхкратное увеличение числа убийств среди подростков в 1965−1990 гг. может быть связано с ослаблением эмоционального интеллекта.

Дефицит эмоционального интеллекта может привести к повышению уровня преступности.

Пример. Исследования показывают, что малолетним правонарушителям трудно контролировать свои чувства и «читать» по выражениям лиц других людей - как и сексуальным маньякам. А героиновые наркоманы испытывали трудности в управлении гневом ещё до начала своей зависимости.

Благополучие ребёнка также определяется эмоциональной компетентностью. У детей, растущих в окружении эмоционально интеллектуальных людей, высокий уровень ЭИ. Детям эмоционально интеллектуальных родителей проще контролировать собственные эмоции. Они практически не подвержены стрессу, пользуются большим расположением сверстников и более социально приспособлены, по мнению учителей. Дети с дефицитом самосознания, эмпатии или импульсного управления рискуют получить проблемы психического здоровья и чаще сталкиваются с трудностями в школе.

Современные дети - это будущие родители, менеджеры и политики. Многие из них будут оказывать большое влияние на общество и лучше, чтобы они были неравнодушными, умели разрешать конфликты и не были склонны слепо идти на поводу у чувств.

Способы повысить свой эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект обеспечивает полноценную жизнь. Как повысить его уровень?

1. Чтобы повысить уровень самосознания и самоконтроля, попрактикуйтесь во внутренних диалогах. Это поможет распознать собственные чувства.

Пример. Если ваш друг всем, кроме вас, рассказывает о своих супружеских проблемах, вы можете расстроиться. Внутренний диалог поможет решить эту проблему. Спросите себя: «Почему мне больно?» и ответьте на вопрос: «Потому что мой лучший друг поделился своими семейными проблемами с каждым, кроме меня». Определившись с чувством и его причиной, ослабьте его влияние. Скажите себе: «Я могу чувствовать себя изгоем, но, возможно, он не хотел беспокоить меня, потому что я был занят составлением годовой отчётности». Так вы будете менее расстроены.

2. Чтобы развить участливость, попробуйте копировать язык тела другого человека. Это полезно, поскольку язык тела не только выражает эмоции, но и вызывает их.

Пример. Копируя напряжённую позу другого человека, можно вызывать напряжённость и в самом себе.

3. Чтобы увеличить самомотивацию и мыслить более позитивно, думайте так: люди, убеждённые в том, что они могут изменить причины неудач, легко не сдаются. Они не перестают стараться, потому что уверены - успех зависит от их собственных действий.

То, как вы объясняете свои успехи и неудачи, очень сильно влияет на вашу самомотивацию. И наоборот: тот, кто связывает неудачи с недостатками личности, сдастся в ближайшее время. Такие люди убеждены, что не смогут достичь успеха. Если вы хотите стать успешным, гоните от себя подобные мысли.

Самое главное

Эмоции играют гораздо большую роль в мышлении, принятии решения и личном успехе, чем принято думать. IQ не является вашей судьбой. Люди с развитым эмоциональным интеллектом преуспевают чаще: их отношения процветают, они звёзды на работе. Помните, что эмоциональный интеллект может быть «воспитан» в каждом из нас.

  • Используйте эмоциональный интеллект, чтобы разобраться в своих эмоциях.
  • Как только вы разберётесь в своих эмоциях, то поймёте причины их возникновения и сможете управлять ими или уменьшить их отрицательное воздействие.
  • Эмоциональный интеллект поможет сконцентрироваться на достижении определённых целей.
  • Необходим баланс между эмоциональным «мозгом чувств» и рациональным «мозгом мышления». При этом «мозг мышления» способен корректировать функционирование «мозга чувств» с помощью эмоционального саморегулирования, не давая эмоциям заполучить тотальный контроль.

Посвящается Таре, неистощимому источнику эмоциональной мудрости


ЗАДАЧА АРИСТОТЕЛЯ

Всякий может разгневаться - это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом.

Аристотель. Никомахова этика

Невыносимо парило уже с утра. В Нью-Йорке выдался один из тех жарких и влажных августовских дней, когда ощущаемый дискомфорт повергает людей в уныние. Я возвращался в отель и, войдя в автобус, следовавший по Мэдисон-авеню, испытал почти что шок, наткнувшись взглядом на водителя, чернокожего мужчину средних лет, сиявшего радостной улыбкой, который поприветствовал меня дружеским: «Здорово! Как дела?» Так он обращался к каждому входившему в автобус, неспешно ползущий в густом потоке машин, как обычно переполнивших в этот час центр послеполуденного города. И каждый пассажир, подобно мне, вздрагивал от неожиданности, но, будучи из-за погоды в дурном расположении духа, мало кто отвечал на его добродушное приветствие.

Однако, по мере того как автобус на пути в спальный район выруливал из уличных пробок, происходило медленное, прямо-таки волшебное превращение. Водитель, пока суд да дело, развлекал нас непрерывным монологом, живо комментируя происходящее вокруг: вон в том магазине во время распродажи творилось нечто невообразимое, а в этом музее открылась замечательная выставка, вы еще ничего не слышали о новом фильме, что недавно пошел в кинотеатре на углу? Его восхищение богатыми возможностями, которые предоставлял своим жителям этот город, заразило пассажиров, и они, подъезжая к своей остановке, сбрасывали с себя скорлупу мрачной угрюмости, в которой влезали в автобус, и когда водитель кричал им вслед: «Пока! Всех вам благ!», каждый с улыбкой отвечал ему тем же.

Воспоминание об этом случае жило во мне почти двадцать лет. Когда я ехал на этом автобусе, ходившем по Мэдисон-авеню, я только что защитил докторскую диссертацию по психологии; но в то время в психологии обращалось слишком мало внимания на то, как вообще могла произойти подобная метаморфоза. Психологической науке почти ничего не было известно о механике эмоций. И все же, представив распространение вируса доброжелательности, который, должно быть, прокатился по всему городу, исходя от пассажиров этого автобуса, я понял, что его водитель был кем-то вроде городского миротворца, почти волшебником по своей способности преобразовывать бродившую в его пассажирах мрачную раздражительность, чтобы чуть-чуть смягчать их сердца и делать их добрее.

Полную тому противоположность составляют некоторые газетные сообщения на этой неделе:

В одной местной школе девятилетний ученик разбушевался, залил краской школьные парты, компьютеры и принтеры и бессмысленно покорежил машину на школьной стоянке для автомобилей. Причина заключалась в том, что несколько его соучеников-третьеклассников назвали его «сосунком», и он решил переубедить их.

Восемь подростков были ранены, когда случайное столкновение в толпе тинейджеров, слонявшихся у манхэттенского клуба по интересам, привело к потасовке, которая закончилась, когда один из обиженных открыл стрельбу по толпе из автоматического пистолета 38-го калибра. В отчете сообщается, что подобная пальба в случаях проявлений неуважения в последние годы становится все более и более обычным явлением по всей стране.

По сообщениям печати о жертвах убийств моложе двенадцати лет, 57 процентов убийц составляют их родители или отчимы и мачехи. Почти в половине случаев родители заявляют, что они «просто пытались дисциплинировать ребенка». Избиение до смерти бывает спровоцировано «нарушениями», например, если ребенок мешает смотреть телевизор, плачет или пачкает пеленки.

Юношу-немца судили за убийство пяти турецких женщин и девушек, погибших при пожаре, устроенном им, пока они спали. Он был членом неонацистской группы и на суде рассказал, что не сумел сохранить работу, пил и в своей жестокой судьбе винил иностранцев. Едва слышным голосом он объяснял в суде: «Я не перестаю глубоко сожалеть о содеянном, и мне бесконечно стыдно».

Каждодневно обрушивающиеся на нас новости изобилуют подобными сообщениями об упадке цивилизованности и безопасности - о стремительной атаке низменных побуждений, вызывающих безудержное желание убивать. Но для нас эти новости просто отражают в более широком масштабе закрадывающееся ощущение выхода из-под контроля эмоций в нашей собственной жизни ив жизни окружающих нас людей. Никто не защищен от этой непредсказуемой волны беспорядков и раскаяния; она так или иначе проникает в жизнь каждого из нас.

Последнее десятилетие прошло под аккомпанемент барабанной дроби подобных сообщений, характеризующих рост нелепых выходок под влиянием эмоций, проявлений безрассудства и безответственности в наших семьях, общинах и коллективах. Эти годы были свидетелями всплесков ярости и отчаяния, происходящих в тихом одиночестве детей работающих родителей, оставленных на попечение телевизора вместо приходящей няни, в страдании заброшенных, оставшихся без внимания или подвергшихся жестокому обращению детей, или в безобразной интимности супружеского беспредела. О распространении душевного нездоровья можно судить по количественным показателям, свидетельствующим о внезапном возрастании случаев депрессии во всем мире, и по напоминаниям в виде нарастающей волны агрессивности: подростки с огнестрельным оружием в школах, происшествия на автострадах, заканчивающиеся перестрелками, недовольные увольнением наемные работники, зверски убивающие своих бывших сотрудников. Злоупотребление эмоциями, стрельба из движущихся автомобилей и посттравматический стресс - за прошедшее десятилетие все эти термины вошли в обычный лексикон, так же как и актуальный девиз изменился с ободряющего «Всего хорошего» на саркастический «Ну, давай-давай!».

Эта книга поможет вам найти смысл в бессмысленном. Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорк таймс», кем ваш покорный слуга работает последние десять лет, я отчетливо замечаю прогресс в научном понимании сферы иррационального. Но более всего меня поражают две явно противоположные тенденции: одна отражает растущее неблагополучие в эмоциональной жизни нашего общества, другая свидетельствует о появлении некоторых эффективных средств оздоровления сложившейся обстановки.

Зачем понадобилось это исследование

В последние десять лет, несмотря на поступающую со всех сторон неутешительную информацию, представители ученого мира всерьез занялись изучением эмоций. Среди наиболее впечатляющих следует отметить результаты исследования человеческого мозга в процессе работы, ставшие возможными благодаря новейшим разработкам в области технологии оптических изображений отделов головного мозга. Впервые в истории человечества ученые сумели увидеть то, что веками оставалось для них тайной за семью печатями: как именно работает эта невообразимо сложная система из огромной массы клеток, когда мы думаем и чувствуем, строим мысленные образы и мечтаем. Обилие данных в области нейробиологии помогает нам лучше понять, каким образом мозговые центры, ответственные за наши эмоции, побуждают нас гневаться или плакать и как самые древние отделы мозга, побуждающие нас развязывать войны или пробуждающие в нас любовь, направляют энергию на совершение добра или зла. В ходе подобных беспрецедентных изысканий, раскрывших механизмы бурного проявления эмоций и их ослабления, обнаружились некоторые оригинальные средства выхода из нашего коллективного эмоционального кризиса.

Кстати сказать, мне пришлось повременить с написанием этой книги до лучших времен, дожидаясь, пока созреет богатый урожай научных исследований. Причина столь длительной задержки коренилась главным образом в том, что чувствам в ментальной жизни человека исследователи отводили на удивление мало места, оставляя эмоции для научной психологии как некий почти не исследованный континент. В образовавшийся таким образом вакуум хлынул поток разного рода книг под рубрикой «Помоги себе сам», напичканных полезными советами, разработанными в лучшем случае по результатам клинических исследований при отсутствии серьезной научной базы. Но теперь наука наконец вправе со знанием дела вести разговор о решении неотложных и весьма запутанных проблем психики в ее наиболее иррациональном проявлении, чтобы с большей или меньшей точностью составить карту человеческих чувств.

Составление такой карты оспаривает мнение тех, кто придерживается узкого представления об интеллекте, доказывая, что коэффициент умственного развития задается нам генетически, а посему не может изменяться под влиянием жизненного опыта и что наша судьба в значительной степени определяется умственными способностями, которыми мы наделены от природы. Подобный аргумент, однако, не учитывает по-прежнему спорный вопрос: Что способны мы изменить, чтобы это помогло нашим детям прожить свою жизнь лучше? Какие факторы срабатывают, например, когда люди с высоким коэффициентом умственного развития терпят неудачу, а имеющие скромные коэффициенты оказываются на удивление успешными? Я лично твердо настроен доказать, что подобное различие чаще всего коренится в способностях, которые я называю «эмоциональным интеллектом», включающим самоконтроль, рвение и настойчивость, а также умение мотивировать свои действия. Всему этому, как мы увидим в дальнейшем, детей можно научить, предоставляя им тем самым благоприятную возможность наилучшим образом использовать тот умственный потенциал, который выпал им в генетической лотерее.

Каждую неделю H&F читает одну бизнес-книгу и выбирает из неё интересные отрывки. На этот раз мы прочитали книгу американского психолога Дэниела Гоулмана, посвящённую проблеме использования эмоционального интеллекта в бизнесе. В 500-страничном труде Гоулман доказывает, что высокого интеллекта и профессиональных навыков недостаточно, чтобы быть по-настоящему хорошим руководителем. Для этого нужен ещё эмоциональный интеллект, который помогает прислушиваться к своему внутреннему голосу. Мы выбрали несколько полезных советов о том, как его развить.

Эмоциональный интеллект определяет, насколько мы способны усвоить практические навыки, которые базируются на пяти составляющих: самоосознании, мотивации, саморегуляции, эмпатии и искусстве поддерживать отношения . Наша эмоциональная компетентность показывает, насколько полно мы преобразовали этот потенциал в способности, необходимые на работе. Например, умение хорошо обслуживать клиентов представляет собой эмоциональную компетенцию, основанную на эмпатии. Точно так же надёжность - это компетенция, в основе которой лежит саморегуляция или умение полностью справляться со своими побуждениями и эмоциями.

Особенно важную роль эмоциональная компетентность играет в лидерстве - качестве, суть которого заключается в умении заставить других людей выполнять свою работу более эффективно. Неспособность лидеров к поддержанию межличностных отношений снижает производительность труда всех участников группы. Она приводит к напрасной трате времени, создаёт конфликтную атмосферу, подрывает мотивацию и приверженность работе, провоцирует враждебность и безразличие.

Мерой силы или слабости эмоциональной компетентности лидера является степень умения максимально раскрывать таланты людей, которыми он руководит. Владение ситуацией, связанной с проявлением эмоций, требует умения улаживать конфликты: способности быстро внушать доверие, достигать взаимопонимания, внимательно слушать, аргументированно убеждать и склонять собеседника к принятию совета. Вам необходимы такие способности, как самоосознание, понимание точки зрения других людей, ощущение присутствия. И тогда за столом переговоров вы будете именно тем человеком, которому все готовы доверять.

Берите пример с лучших

Между успешными руководителями и неуспешными чётко прослеживаются определённые различия.

Самоконтроль : несостоятельные плохо справлялись с затруднительными ситуациями, легко поддавались переменам настроения и были склонны к вспышкам гнева. Удачливые, напротив, при любых стрессах прекрасно владели собой, оставаясь спокойными, уверенными в себе и к тому же надёжными в самые критические моменты.

Обязательность : группа несостоятельных реагировала на критику или неудачу переходом к обороне, начиная отпираться, выкручиваться или обвинять других. Успешные, взяв на себя ответственность, признавали собственные ошибки и неудачи, предпринимали какие-то действия, чтобы разрешить проблемы. Они всегда шли вперёд, не зацикливаясь на своих промахах.

Надёжность : неудачники, как правило, были чрезмерно амбициозны и не стеснялись вырываться вперёд за счёт других. Удачливые отличались исключительной честностью, проявляли неусыпную заботу о нуждах своих подчинённых и коллег, усердно принимались за исполнение насущной задачи. Причём отдавали всему этому явное предпочтение, вместо того чтобы любым способом произвести впечатление на своего босса.

Социальные навыки : неудачникам недоставало эмпатии и чуткости, поэтому они чаще бывали резкими или бесцеремонными, внушая страх подчинённым. И хотя при необходимости они умели расположить к себе собеседников, демонстрируя озабоченность делами других, было очевидно, что обаяние для них - лишь средство манипулировать окружающими. Удачливым было не занимать эмпатии и чуткости, они проявляли такт и внимание, погружаясь в дела других людей, будь то начальники или подчинённые.

Установление связей и использование непохожести людей как средства для достижения цели: бесчувственность и манипулятивная манера поведения группы неудачников оборачивались неспособностью создать надёжную систему отношений взаимовыгодного сотрудничества. Удачливые, лучше понимая ценность непохожести, способны ладить с самыми разными людьми.

Развивайте интуицию

Заведующие отделами кредитования должны предчувствовать возможное ухудшение дел, даже если с цифрами пока всё в полном порядке. Администраторам приходится заранее решать, стоит ли новая продукция затрат времени и средств, необходимых для её разработки.

Начальникам надо уметь взвешенно подходить к вопросу о том, кто из кандидатов на конкретную должность по своему складу характера лучше всего впишется в рабочую группу. Такого рода ситуации требуют умения включать в процесс принятия решения интуитивное чувство в поисках ответа на вопрос, что правильно, а что - нет.

Удачливые руководители отличались честностью, проявляли заботу о нуждах своих подчинённых и коллег

Интуиция и нутряное чувство свидетельствуют о способности воспринимать сигналы, исходящие из внутреннего хранилища эмоциональной памяти - собственного источника мудрости и рассудительности человека. Эта способность составляет истинную суть самосознания. Эмоциональное осознание начинается с настройки на поток чувств, постоянно присутствующий в каждом из нас. С этого момента мы признаём за такими эмоциями способность формировать то, что воспринимаем, о чём думаем и что делаем.

Это осознание помогает понять, что наши чувства оказывают влияние на тех, с кем мы имеем дело. Финансовым консультантам становится ясно, что их собственные эмоции в общении с клиентами могут перекидываться на них, приводя к лучшему или к худшему результату.

Отложите дела

Наши чувства всегда с нами, но мы почти не прислушиваемся к ним. Как правило, мы узнаём о своих эмоциях, только когда они нарастают и наконец выходят из-под контроля. Но если мы будем внимательны, то сможем ощущать их на более тонких уровнях задолго до момента, как они проявятся с такой силой.

У эмоций собственная программа и расписание. Но в нашей суматошной жизни им не находится ни места, ни эфирного времени - и потому они уходят в подполье. Вся эта напряжённая умственно-психическая деятельность заглушает более тихий внутренний голос, который предлагает руководствоваться ресурсами внутренней уверенности, способными удержать нас на плаву в океане жизни.

Но самоосознание можно культивировать. Эдвард Маккрекен, бывший генеральный директор компании Silicon Graphics, сказал: «В нашей отрасли очень часто случается так, что времени на раздумья не остаётся вообще. Вам приходится проделывать всю предварительную работу, а дальше вы должны полагаться на интуицию, не позволяя разуму вмешиваться в этот процесс». Как же Маккрекену удалось научиться пользоваться своей интуицией? Он предавался размышлениям об этом ежедневно на протяжении 10 лет.

Его подход можно назвать освящённым веками способом расслышать собственный внутренний голос - глубоко скрытый, едва уловимый: прервись, чтобы «ничего не делать». Полезное «ничегонеделание» - не банальная возможность увильнуть от работы. Это ценная способность перестать убивать время, растрачивая его попусту, скажем, сидя у телевизора или, что ещё хуже, занимаясь каким-то делом под аккомпанемент работающего телевизора. Просто необходимо отложить на время все другие виды целенаправленной деятельности и заняться тем, что раскроет наше сознание для более глубокого и спокойного восприятия.

Учитесь приспосабливаться

Многим управляющим непросто приспособиться к новой тенденции - распылению ответственности и процесса принятия решений по организации в целом. Поэтому если в наши дни и существует какая-то востребованная компетенция, так это, конечно, приспособляемость.

Чемпионы в этой сфере получают удовольствие от перемен и радуются новациям. Они восприимчивы к новой информации и могут отказаться от старых представлений, приспособившись подобным образом к тому, как им действовать дальше. Они вполне уживаются с ощущением беспокойства, которое часто вызывает всё новое или неизвестное, и готовы рискнуть, переходя на новые методы деятельности.

Приспособляемость требует гибкости, чтобы суметь принять во внимание разные точки зрения на данную ситуацию. А гибкость, в свою очередь, напрямую связана с эмоциональной силой, то есть способностью чувствовать себя комфортно в условиях неопределённости и сохранять спокойствие при встрече с неожиданностями. Другой компетенцией, которая лежит в основе приспособляемости, является уверенность в себе, и такая убеждённость помогает человеку быстро перенастроить свои ответные реакции, безоговорочно бросая всё в ситуации, когда меняется реальность.

Не бойтесь авантюр

Эмоциональный стимул новатора к действию заключается в стремлении найти удовольствие в новизне. Люди с такой профессиональной сноровкой умеют быстро выявлять ключевые задачи и упрощать проблемы, которые подчас кажутся чрезвычайно сложными. Они способны находить оригинальные связи и схемы, на которые другие обычно не обращают внимания.

Дефицит этой компетенции может означать нечто большее, чем простое отсутствие воображения. Люди, у которых риск вызывает дискомфорт, превращаются в критиков и отрицателей. Осторожные, занимающие оборонительную позицию, они могут постоянно высмеивать или подрывать передовые идеи.

в сфере частного предпринимательства слишком большая сдержанность предвещает неудачу

Творческий ум по своей природе слегка недисциплинирован. Между организованным самоконтролем и стремлением к новаторству существует естественная напряжённость. Не то чтобы творческие люди вовсе не владели эмоциями… Нет, более правильно будет сказать, что они охотно поддаются самым разным порывам и совершают больше поступков, чем натуры, менее склонные к авантюризму. В конце концов, именно это и порождает новые возможности. Самоконтроль в смысле соблюдения правил предвещает выдающиеся результаты крупным организациям, особенно тем, где приветствуется бюрократический подход к надлежащему исполнению обязанностей. Но в сфере частного предпринимательства или в творческих профессиях вроде рекламного дела слишком большая сдержанность предвещает неудачу.

Развивайте навык эмоционального присутствия

Эмоционально присутствуя на работе, люди преисполнены внимания и полностью поглощены своей работой - а потому работают, не щадя сил. Они в полной мере реализуют свои творческие идеи, энергию и интуитивные представления во имя общего блага. Окружающие воспринимают их как людей, доступных для диалога и увлечённых своим делом.

Противоположная позиция - психологическое отсутствие - слишком хорошо известна на примере тех людей, которые выполняют свою рутинную работу механически, с очевидной скукой или как-то обособленно. В каком-то смысле они, вполне возможно, и не нашли себя в своей профессии.

Присутствие требует от человека, чтобы «его не выводило из строя беспокойство, чтобы он был открыт, а не закрыт от других», - объяснил Уильям Кан, психолог факультета управления Бостонского университета. Подобное присутствие составляет главный атрибут потока вдохновения: полное внимание или погружение в непосредственно выполняемое задание.

Напротив, врагами присутствия (и потока вдохновения) являются два однотипных недуга - апатия и беспокойство. Полностью присутствуя в той или иной ситуации, мы бываем больше настроены на окружающих нас людей и на требование момента, а потому легко приспосабливаемся к этим требованиям, другими словами - попадаем в струю. Мы можем быть внимательными, забавными или самокритичными, свободно пользуясь любой способностью или умением, которые нужны нам в данный момент.