Лекция. российская империя в xix веке


Внутренняя политика в первой половине XIX в

Вступая на престол, Александр торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Вокруг царя сложился кружок друзей, получивший название – Негласный комитет. В него вошли молодые аристократы: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, князь А. Д. Чарторыйский. Агрессивно настроенная аристократия окрестила комитет « якобинской шайкой». Этот комитет заседал с 1801 по 1803 годы и обсуждал проекты государственных реформ, отмены крепостного права и т.д.

В первый период царствования Александра I с 1801 по 1815 гг. было сделано много, но еще больше было обещано. Были отменены ограничения, введенные Павлом I. Созданы Казанский, Харьковский, Петербургский университеты. Открыты университеты в Дерпте и Вильно. В 1804 г. было открыто Московское коммерческое училище. Отныне в учебные заведения могли приниматься представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, оплачивалось из госбюджета. Для царствования Александра I характерна безусловная веротерпимость, что было крайне важно для многонациональной России.

В 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, юстиции, внутренних дел, финансов. Коммерции и народного просвещения.

В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе его стоял обер-прокурор, человек, как правило, близкий к царю. Из военных или гражданских чиновников. При Александре I должность обер-прокурора в 1803-1824 гг. князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. так же министром народного просвещения. Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс–секретарь Непременного совета М. М. Сперанский. Однако он очень не долгое время пользовался расположением императора. Осуществление проекта Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. Всего в проекте «Введение к уложению государственных законов» намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей путем созыва представителей государственной думы и введения выборных судебных инстанций.

Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного самоуправления. Все вновь предложенные органы осторожный Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти. Против либерального проекта Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворянства, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения.

Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк И. М. Карамзин. В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру I граф А. А. Аракчеев, который в отличие от М. М. Сперанского Стремился к укреплению личной власти императора, путем дальнейшего развития бюрократической системы.

Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку. Единственным результатом было учреждение Государственного совета, в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. Реформы 1802 –1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде император был верховной законодательной и исполнительной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815г.), сохранении сейма и конституционного устройства Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а так же в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819 –1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение правительственных органов. Равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Эта политика выразилась в дальнейшей централизации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии. Наиболее ярким проявлением политики графа А. А. Аракчеева стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии.

Цель создания военных поселений - добиться само обеспечения и самовоспроизводства армии. Облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1808-1809 гг., но в массовом порядке оно начали создаваться в 1815-1816 гг. В разряд военных поселений переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались и их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 лет в действительную военную службу. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение порядка следовало телесное наказание. Главным начальником над военными поселениями был назначен А. А. Аракчеев. К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение.

Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Военные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Правительство от этой практики в последующие годы отказалось. Александр I умер в Таганроге в 1825 г. Детей у него не было. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация - междуцарствие.

Годы царствования императора Николая I (1825-1855) справедливо расценивается как «апогей самодержавия». Николаевское царствование началось расправой над декабристами и закончилось в дни обороны Севастополя. Замена наследника престола Александром I явилось неожиданностью для Николая I, которого не готовили к управлению Россией.

6 декабря 1826 г. императором создается первый Секретный комитет, во главе которого стал председатель Государственного совета В. П. Кочубей. Первоначально комитет разрабатывал проекты преобразования высшего и местного управления и закона «о состояниях» т. е. о правах сословий. Предполагалось рассмотреть и крестьянский вопрос. Однако на деле каких либо практических результатов работа комитета не дала, и в 1832 г. комитет прекратил свою деятельность.

Николай I ставил задачей сосредоточить в своих руках решение как общих, так и частных дел, минуя соответствующие министерства и ведомства. Принцип режима личной власти воплотился в Собственной Его Императорского величества канцелярии. Она разделилась на несколько отделений, вмешивавшихся в политическую, общественную и духовную жизнь страны.

Кодификация российского законодательства была поручена возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому, который намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать принципиально новую систему законодательства. Однако, консервативные тенденции во внутренней политике ограничили его более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного Уложения 1649 г. Их опубликовали в «Полном собрании законов Российской империи» в 45-ти томах. В отдельный «Свод законов» (15 томов), были помещены действующие законы, которые соответствовали правовому положению в стране. Все это было направлено так же на усиление бюрократизации управления.

В 1837-1841 гг. под руководством графа П. Д. Киселева была проведена широкая система мероприятий – реформа управления государственными крестьянами. В 1826 г. был создан комитет по устройству учебных заведений. В его задачи входило: проверка уставов учебных учреждений, выработка единых принципов просвещения, определение учебных дисциплин и пособий. Комитет разработал основные принципы политики правительства в области образования. Законно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений в 1828 г. Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени, ограничение в получении образования представителями низших сословий, создавали сущность созданной системы образования.

Реакция обрушилась и на Вузы. Их сеть, тем не менее, была расширена в связи с потребностями в квалифицированных кадрах чиновников. Устав 1835 г. ликвидировал университетскую автономию, ужесточил контроль над попечителями учебных округов, полиции и местного самоуправления. Министром народного просвещения был в это время С. С. Уваров, который в проводимой политике стремился совместить «охранительство» Николая I с развитием просвещения и культуры.

В 1826 г. был издан новый цензурный устав, который был назван современниками «чугунным». Главное управление цензуры подчинялось министерству народного просвещения. Борьба с передовой журналистикой рассматривалась Николаем I, как одна из первоочередных политических задач. Один за другим сыпались запреты на издание журналов. 1831 год стал датой прекращения издания «Литературной газеты» А. А. Дельвича, в 1832 г. был закрыт «Европеец» П. В. Кириевского, в 1834 г. «Московский телеграф» Н. А. Полевого, а в1836 г. «Телескоп» Н. И. Надеждина.

Во внутренней политике последних лет правления Николая I (1848-1855) реакционно-репрессивная линия еще более усилилась.

К середине 50-х гг. Россия оказалась «колосом на глиняных ногах». Это предопределило провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) и вызвало реформы 60-х гг.

Внешняя политика России в первой половине XIX в.

На рубеже XVIII – ХIХ вв. четко определились два направления во внешней политике России: ближневосточное - борьба за укрепление своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах и европейское – участие России в коалиционных войнах против наполеоновской Франции. Одним из первых актов Александра I после вступления на престол было восстановление отношений с Англией. Но Александр I не хотел вступать в конфликт и с Францией. Нормализация отношений с Англией и Францией позволила России активизировать свою деятельность на Ближнем Востоке, преимущественно в районе Кавказа и Закавказья.

По манифесту Александра I от 12 сентября 1801 г. грузинская правящая династия Багратидов лишилась престола, управление Картлией и Кахетией переходило к русскому наместнику. В Восточной Грузии вводилась царская администрация. В 1803-1804 гг. на тех же условиях в состав России вошли остальные части Грузии - Менгрелия, Гурия, Имеретия. Россия получила важную в стратегическом отношении территорию для укрепления своих позиций на Кавказе и в Закавказье. Большое значение не только в стратегическом, но и в экономическом отношении имело завершение в 1814 г. строительство Военно-грузинской дороги, которая связала Закавказье с Европейской Россией.

Присоединение Грузии столкнуло Россию с Ираном и Османской империей. Враждебное отношение этих стран к России подогревалось интригами Англии. Начавшаяся в 1804 г. война с Ираном велась Россией успешно: уже в течение 1804-1806 гг. основная часть Азербайджана была присоединена к России. Война завершилась присоединением в 1813 г. Талышского ханства и Муганской степи. По Гюлистанскому миру, подписанному 24 октября 1813 г., Иран признал закрепление за Россией этих территорий. России предоставлялось право держать на Каспийском море свой военные суда.

В 1806 г. началась война России с Турцией, которая опиралась на помощь Франции, снабжавшей ее оружием. Поводом к войне явилось смещение в августе 1806 г. с постов правителей Молдавии и Валахии по настоянию прибывшего в Турцию наполеоновского генерала Себастиани. В октябре 1806 г. русские войска под командованием генерала И. И. Михельсона заняли Молдавию и Валахию. В 1807 г. эскадра Д. Н. Сенявина разгромила Османский флот, но затем отвлечение основных сил России для участия в антинаполеоновской коалиции не позволило русским войскам развить успех. Лишь когда в 1811 г. командующим русской армией был назначен М. И. Кутузов, военные действия приняли совершенно другой оборот. Основные силы Кутузов сосредоточил у крепости Рущук, где 22 июня 1811 г. нанес Османской империи сокрушительное поражение. Затем последовательными ударами Кутузов разгромил по частям основные силы османов по левому берегу Дуная, остатки их сложили оружие и сдались в плен. 28 мая 1812 г. Кутузов в Бухаресте подписал мирный договор, по которому к России отходила Молдавия, получившая в последствии статус Бессарабской области. Сербии, поднявшейся на борьбу за независимость в 1804 г. и поддерживаемой Россией была представлена автономия.

В 1812 г. в состав России вошла восточная часть Молдавии. Западная ее часть (за р. Прут) под названием княжества Молдавии оставалась в вассальной зависимости от Османской империи.

В 1803-1805 гг. международная обстановка в Европе резко обострилась. Начинается полоса наполеоновских войн, в которые были вовлечены все европейские страны, в т.ч. и Россия.

В начале XIX в. под властью Наполеона находилась почти вся центральная и южная Европа. Во внешней политике Наполеон выражал интересы французской буржуазии, соперничавшей с буржуазией английской в борьбе за мировые рынки и за колониальный раздел мира. Англо-французское соперничество приобрело общеевропейский характер и заняло ведущее место в международных отношениях в начале XIX в.

Провозглашение в 1804 г. 18 мая Наполеона императором еще более накалило обстановку. 11 апреля 1805 г. была заключена. Англо-русская военная конвенция, согласно которой Россия обязывалась выставить 180 тыс. солдат, а Англия выплатить субсидию России в размере 2,25 млн. фунтов стерлингов и участвовать в сухопутных и морских военных действиях против Наполеона. К этой конвенции присоединились Австрия, Швеция и Неаполитанское королевство. Однако против Наполеона были направлены лишь русские и австрийские войска численностью 430 тыс. солдат. Узнав о движении этих войск, Наполеон снял свою армию в Булонском лагере и быстро передвинул ее в Баварию, где находилась австрийская армия под командованием генерала Макка и наголову разбил ее при Ульме.

Командовавший русской армией М. И. Кутузов, учитывая четырехкратное превосходство Наполеона в силах, путем ряда искусных маневров, избежал крупного сражения и, совершив тяжелый 400 километровый марш-маневр, соединился с другой русской армией и австрийскими резервами. Кутузов предлагал отвести русско-австрийские войска далее на восток, чтобы собрать достаточно силы для успешного ведения военных действий, однако находившиеся при армии императоры Франц и Александр I настояли на генеральном сражении.20 ноября 1805 г. оно произошло при Аустерлице (Чехия) и закончилось победой Наполеона. Австрия капитулировала и заключила унизительный мир. Коалиция фактически распалась. Русские войска были отведены в пределы России и в Париже начались русско-французские переговоры о мире. 8 июля 1806 г. в Париже был заключен мирный договор, но Александр I отказался его ратифицировать.

В середине сентября 1806 г. создалась четвертая коалиция против Франции (Россия, Великобритания, Пруссия и Швеция). В сражении при Йене и Ауэрштедте прусские войска подверглись полному разгрому. Почти вся Пруссия была оккупирована французскими войсками. Русской армии пришлось одной в течении 7 месяцев вести упорную борьбу против превосходящих сил французов. Наиболее значительными были сражения русских войск с французами в Восточной Пруссии 26-27 января при Прейсиш- Эйлау и 2 июня 1807 г. под Фридландом. В ходе этих сражений Наполеону удалось оттеснить русские войска к Неману, однако он не решился вступить в пределы России и предложил заключить мир. Встреча Наполеона и Александра I состоялась в Тильзите (на Немане) в конце июня 1807 г. Мирный договор был заключен 25 июня 1807 г.

Присоединение к континентальной блокаде наносило сильный ущерб экономике России, поскольку Англия была ее главным торговым партнером. Условия Тильзитского мира вызвали сильное недовольство как в консервативных кругах, так и в передовых кругах русского общества. Был нанесен серьезный удар по международному престижу России. Тягостное впечатление от Тильзитского мира было в некоторой степени «компенсировано» успехами в русско-шведской войне 1808-1809 гг., которая стала следствием Тильзистских соглашений.

Война началась 8 февраля 1808 г. и потребовала от России большого напряжения сил. Сначала военные действия шли успешно: в феврале-марте 1808 г. были заняты основные городские центры и крепости Южной Финляндии. Затем военные действия приостановились. К концу 1808 г. Финляндия была освобождена от шведских войск, а в марте 48-тысячный корпус М. Б. Барклая де Толли, совершив переход по льду Ботнического залива, подошел к Стокгольму. 5 сентября 1809 г. в г. Фридрихсгаме между Россией и Швецией был заключен мир, по условиям которого к России переходили Финляндия и Аландские острова. Вместе с тем постепенно углублялись противоречия между Францией и Россией.

Новая война между Россией и Францией становилась неизбежной. Главным побудительным мотивом к развязыванию войны было стремление Наполеона к мировому господству, на пути к которому, стояла Россия.

В ночь на 12 июня 1812 г. наполеоновская армия форсировала Неман и вторглась в пределы России. Левый фланг французской армии составляли 3 корпуса под командованием Макдональда, наступавшие на Ригу и Петербург. Основная, центральная группа войск в составе 220 тыс. человек во главе с Наполеоном вела наступление на Ковно и Вильно. Александр I в это время находился в Вильно. При известии о переходе Францией русской границы, он отправил к Наполеону генерала А. Д. Балашова с мирными предложениями, но получил отказ.

Обычно войны Наполеона сводились к одному - двум генеральным сражениям, которые и решали судьбу компании. И на это роз расчет Наполеона сводился к тому, чтобы, используя свое численное превосходство, разбить рассредоточенные русские армии по одиночке. 13 июня французские войска заняли Ковно, а 16 июня Вильно. Попытка Наполеона в конце июня окружить и уничтожить армию Барклая де Толли в Дрисском лагере (на Западной Двине) не удалась. Барклай де Толли удачным маневром вывел свою армию из той ловушки, какой мог оказаться Дрисский лагерь и направился через Полоцк к Витебску на соединение с армией Багратиона, который отступал южнее в направлении Бобруйска, Нового Быхова и Смоленска. Трудности русской армии усугублялись еще и отсутствием единого командования. 22 июня после тяжелых арьергардных боев армии Барклая да Толли и Багратиона соединились в Смоленске.

Упорный бой русского арьергарда с наседавшими передовыми частями французской армии 2 августа под Красным (западнее Смоленска) позволил русским войскам укрепить Смоленск. 4-6 августа произошло кровопролитное сражение за Смоленск. В ночь на 6 августа сожженный и разрушенный город был оставлен русскими войсками. В Смоленске Наполеоном было принято решение наступать на Москву. 8 августа Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русской армией М. И. Кутузова. Через девять дней Кутузов прибыл в действующую армию.

Для генерального сражения Кутузов выбрал позицию у деревни Бородино. 24 августа французская армия подошла к передовому укреплению перед бородинским полем - Шевардинскому редуту. Завязался тяжелый бой: 12 тыс. русских солдат весь день сдерживали натиск 40 тысячного французского отряда. Это сражение помогло укрепить левый фланг бородинской позиции. Бородинское сражение началось в 5 часов утра 26 августа атакой французской дивизии генерала Дельзона на Бородино. Лишь к 16 часам был захвачен редут Раевского французской кавалерией. К вечеру Кутузов отдал приказ отойти на новую линию обороны. Наполеон прекратил атаки, ограничившись артиллерийской канонадой. В результате Бородинского сражения обе армии понесли тяжелые потери. Русские потеряли 44 тыс., а французы 58 тыс. человек.

1(13) сентября в д. Фили был собран военный совет, на котором Кутузов принял единственно правильное решение – оставить Москву, чтобы сохранить армию. На следующий день французская армия подошла к Москве. Москва опустела: в ней осталось не более 10 тыс. жителей. В ту же ночь в разных пунктах города вспыхнули пожары, которые бушевали целую неделю. Русская армия, покинув Москву сначала двигалась к Рязани. Около Коломны Кутузов, оставив заслон из нескольких казачьих полков, повернул на Старокалужскую дорогу и вывел свою армию из-под удара наседавшей французской конницы. Русская армия вступила в Тарутино. 6 октября Кутузов внезапно нанес удар по корпусу Мюрата, стоявшего на р. Чернишне недалеко о т Тарутина. Поражение Мюрата заставило Наполеона ускорить движение основных сил своей армии к Калуге. Кутузов направил свои войска ему наперерез к Малоярославцу. 12 октября произошло сражение под Малоярославцем, вынудившее Наполеона отказаться от движения на юг и повернуть к Вязьме на разоренную войной старую Смоленскую дорогу. Началось отступление французской армии, в последствии превратившееся в бегство, и ее параллельное преследование русской армией.

С момента вторжения Наполеона в Россию, в стране разгорелась народная война против иноземных захватчиков. После оставления Москвы и особенно в период Тарутинского лагеря партизанское движение приняло широкий размах. Партизанские отряды, развернув «малую войну», нарушали коммуникации противника, выполняли роль разведки, иногда давали настоящие сражения и фактически блокировали отступающую французскую армию.

Отступая от Смоленска до р. Березины, французская армия еще сохраняла боеспособность, хотя несла большие потери от голода, болезней. После переправы через р. Березину началось уже беспорядочное бегство остатков французских войск. 5 декабря в Сморгани Наполеон передал командование маршалу Мюрату, а сам поспешил в Париж. 25 декабря 1812 г. был издан царский манифест, возвещавший об окончании Отечественной войны. Россия явилась единственной страной в Европе, способной не только противостоять наполеоновской агрессии, но и нанести ей сокрушительное поражение. Но эта победа досталась народу дорогой ценой. 12 губерний, ставших ареной боевых действий были разорены. Такие древние города, как Москва, Смоленск, Витебск, Полоцк и др., оказались сожженными и разоренными.

Для обеспечения своей безопасности Россия продолжила военные действия и возглавила движение за освобождение европейских народов от французского господства.

В сентябре 1814 г. открылся Венский конгресс, на котором державы-победительницы решали вопрос о послевоенном устройстве Европы. Союзникам было трудно договориться между собой, т.к. возникли острые противоречия, главным образом по территориальным проблемам. Работа конгресса была прервана в связи с бегством Наполеона с о. Эльба и восстановлением на 100 дней его власти во Франции. Соединенными усилиями европейские государства нанесли ему окончательное поражение в битве под Ватерлоо летом 1815 г. Наполеон был пленен и сослан на о. Св. Елены у западного побережья Африки.

Постановления Венского конгресса привели к возвращению старых династий во Франции, Италии, Испании и др. странах. Из большей части польских земель было создано Царство Польское как часть Российской империи. В сентябре 1815 г. российский император Александр I, австрийский император Франц и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали акт о создании Священного Союза. Его автором был сам Александр I. Текст Союза содержал обязательства христианских монархов оказывать друг другу всемерную помощь. Политические цели –поддержка старых монархических династий на основе принципа легитимизма (признание законности сохранения их власти), борьба с революционными движениями в Европе.

На проходивших конгрессах Союза в течение с 1818 по 1822 гг. было санкционировано подавление революций в Неаполе (1820-1821), Пьемонте (1821), в Испании (1820 –1823). Однако эти действия были направлены на поддержание мира и стабильности в Европе.

Известия о восстании в Петербурге в декабре 1825 г. были восприняты шахским правительством как удачный момент для развязывания военных действий против России. 16 июля 1826 г. 60-тысячная иранская армия без объявления войны вторглась в пределы Закавказья и начала стремительное движение на Тбилиси. Но вскоре была остановлена и начала терпеть поражение за поражением. В конце августа 1826 г. русские войска под командованием А. П. Ермолова полностью очистили Закавказье от Иранских войск и военные действия были перенесены на территорию Ирана.

Николай I, не доверяя Ермолову (он подозревал его в связях с декабристами), передал командование войсками Кавказского округа И. Ф. Паскевичу. В апреле 1827 г. началось наступление русских войск в Восточной Армении. На помощь русским войскам поднялось местное армянское население. В начале июля пала Нахичевань, а в октябре 1827 г. – Эривань - крупнейшие крепости в центре Нахичеванского и Эриванского ханств. Вскоре вся Восточная Армения была освобождена русскими войсками. В конце октября 1827 г. русские войска заняли Тавриз – вторую столицу Ирана и быстро продвигались к Тегерану. Среди Иранских войск началась паника. В этих условиях шахское правительство вынуждено было пойти на предложенные Россией условия мира. 10 февраля 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор России с Ираном. По Туркманчайскому договору к России присоединились Нахичеванское и Эриванское ханства.

В 1828 г. началась русско-турецкая война, которая явилась для России чрезвычайно тяжелой. Войска, приученные к плац-парадному искусству, технически слабо оснащенные и руководимые бездарными генералами, первоначально не смогли добиться сколько-нибудь значимых успехов. Солдаты голодали, среди них свирепствовали болезни, от которых гибло больше, чем от вражеских пуль. В компании 1828 г. ценой значительных усилий и потерь удалось занять Валахию и Молдавию, перейти Дунай и взять крепость Варну.

Более успешной была компания 1829 г. русская армия перешла Балканы и в конце июня после длительной осады овладела сильной крепостью Силистрией, затем Шумлой, а в июле Бургасом и Созополем. В Закавказье русские войска осадили крепости Карс, Ардаган, Баязет и Эрзерум. 8 августа пал Адрианополь. Николай I торопил главнокомандующего русской армии Дибича с заключением мира. 2 сентября 1829 г. в Адрианополе был заключен мирный трактат. Россия получала устье Дуная, черноморское побережье Кавказа от Анапы до подступов к Батуму. После присоединения Закавказья перед русским правительством стала задача обеспечения стабильной обстановки на Северном Кавказе. При Александре I генерал начал продвижение вглубь Чечни и Дагестана, строя военные опорные пункты. Местное население сгонялось на возведение крепостей, укрепленных пунктов, строительство дорог и мостов. Результатом проводимой политики стали восстания в Кабарде и Адыгее (1821-1826 гг.) и Чечне (1825-1826 гг.), которые, однако впоследствии были подавлены корпусом Ермолова.

Большую роль в движении горцев Кавказа играл Мюридизм, получивший широкое распространение среди мусульманского населения Северного Кавказа в конце 20-х гг. XIX в. Он подразумевал религиозный фанатизм и непримиримую борьбу против «неверных», что придавало ему националистический характер. На Северном Кавказе оно было направлено исключительно против русских и получило наибольшее распространение в Дагестане. Здесь сложилось своеобразное государство - Иммат. В 1834 г. имамом (главой государства) стал Шамиль. Под его руководством на Северном Кавказе усилилась борьба против русских. Она продолжалась в течение 30 лет. Шамилю удалось объединить широкие массы горцев, осуществить ряд успешных операций против русских войск. В 1848 г. его власть была объявлена наследственной. Это было время наибольших успехов Шамиля. Но в конце 40-х - начале 50-х городское население, недовольное феодально-теократическими порядками в имамате Шамиля, стало постепенно отходить от движения, и Шамиль начал терпеть неудачи. Горцы покидали Шамиля целыми аулами и прекращали вооруженную борьбу против русских войск.

Даже неудачи России в Крымской войне не облегчили положение Шамиля, который пытался активно содействовать турецкой армии. Провалились его набеги на Тбилиси. Народы Кабарды и Осетии то же не пожелали присоединиться к Шамилю и выступить против России. В 1856-1857 гг. от Шамиля отпала Чечня. Начались восстания против Шамиля в Аварии и Северном Дагестане. Под натиском войск Шамиль отступил в Южный Дагестан. 1 апреля 1859 г. войска генерала Евдокимова взяли «столицу» Шамиля - аул Ведено и разрушили ее. Шамиль с 400 мюридами укрылся в ауле Гуниб, где 26 августа 1859 г. после долгого и упорного сопротивления сдался в плен. Имамат прекратил свое существование. В1863-1864 гг. русские войска заняли всю территорию по северному склону Кавказского хребта и подавили сопротивление черкесов. Кавказская война закончилась.

Для европейских абсолютистских государств проблема борьбы с революционной опасностью являлась главенствующей в их внешнеполитическом курсе, она была связана с основной задачей их внутренней политики- сохранение феодально-крепостнических порядков.

В 1830-1831 гг. в Европе возник революционный кризис. 28 июля 1830 г. во Франции вспыхнула революция, свергнувшая династию Бурбонов. Узнав о ней, Николай I начал готовить интервенцию европейских монархов. Однако посланные делегации Николаем I в Австрию и Германию вернулись ни с чем. Монархи не решились принять предложения, полагая, что эта интервенция может обернуться серьезными социальными потрясениями в их странах. Европейские монархи признали нового французского короля Луи Филиппа Орлеанского, так же, как в последствии и Николай I. В августе 1830 г. вспыхнула революция в Бельгии, которая объявила себя самостоятельным королевством (ранее Бельгия входила в состав Нидерландов).

Под влиянием этих революций в ноябре 1830 г. вспыхнуло восстание в Польше, вызванное стремлением к возврату независимости границ 1792 г. Князю Константину удалось скрыться. Было образовано временное правительство из 7 человек. Собравшийся 13 января 1831 г. польский Сейм провозгласил «детронизацию» (лишение польского престола) Николая I и независимость Польши. Против 50 тыс. армии повстанцев была направлена 120 тыс. армия под командованием И. И. Дибича, который 13 февраля нанес крупное поражение полякам под Гроховым. 27 августа после мощной артиллерийской канонады начался штурм предместья Варшавы - Праги. На следующий день Варшава пала, восстание было подавлено. Конституция 1815 г. была аннулирована. По опубликованному 14 февраля 1832 г. Ограниченному статуту Царство Польское объявлялось неотъемлемой частью Российской империи. Управление Польшей было возложено на Административный совет, во главе которого был поставлен наместник императора в Польше И. Ф. Паскевич.

Весной 1848 г. волна буржуазно- демократических революций охватила Германию, Австрию, Италию, Валахию и Молдавию. Вначале 1849 г. революция вспыхнула в Венгрии. Николай I воспользовался просьбой австрийских Габсбургов о помощи в подавлении венгерской революции. В начале мая 1849 г. в Венгрию была направлена 150 тыс. армия И. Ф. Паскевича. Значительный перевес сил позволил русским и австрийским войскам подавить венгерскую революцию.

Особенно остро для России стоял вопрос о режиме черноморских проливов. В 30-40-е гг. XIX в. русская дипломатия вела напряженную борьбу за наиболее благоприятные условия в разрешении этого вопроса. В 1833 г. между Турцией и Россией был заключен Ункяр-Искелесийский договор сроком на 8 лет. По этому договору Россия получила право свободного провода своих военных кораблей через проливы. В 40-е годы ситуация изменилась. На основе ряда соглашений с европейскими государствами проливы были закрыты для всех военных флотов. Это тяжело отразилось на русском флоте. Он оказался запертым в Черном море. Россия, опираясь на свою военную мощь, стремилась заново решить проблему проливов, усилить позиции на Ближнем Востоке и Балканах. Османская империя хотела вернуть территории, потерянные в результате русско-турецких войн в конце XVIII – первой половине XIX века.

Англия и Франция надеялись сокрушить Россию как великую державу и лишить ее влияния на Ближнем Востоке и Балканском полуострове. В свою очередь Николай I стремился использовать возникший конфликт для решительного наступления на Османскую империю, полагая, что войну ему вести придется с одной ослабленной империей, надеялся договориться с Англией о разделе, по его выражению: «наследства больного человека». Он рассчитывал на изоляцию Франции, а так же на поддержку Австрии за оказанную ей «услугу» в подавлении революции в Венгрии. Его расчеты оказались ошибочными. Англия не пошла на его предложение о разделе Османской империи. Ошибочным был расчет Николая I и на то, что Франция не имеет достаточных военных сил для проведения агрессивной политики в Европе.

В 1850 г. начался общеевропейский конфликт на Ближнем Востоке, когда между православной и католической церковью разгорелись споры о том, какой из церквей принадлежит право владеть ключами от Вифлиемского храма, обладать другими религиозными памятниками в Иерусалиме. Православную церковь поддерживала Россия, а католическую - Франция. Османская империя, в состав которой входила Палестина, встала на сторону Франции. Это вызвало резкое недовольство России и Николая I. В Константинополь был направлен специальный представитель царя князь А. С. Меньшиков. Ему было поручено добиться привилегий для русской православной церкви в Палестине и права покровительства православным, подданным Турции. Однако его ультиматум был отвергнут.

Таким образом, спор о Святых местах послужил поводом к русско-турецкой, а в последствии общеевропейской войне. Для давления на Турцию в 1853 г. русские войска оккупировали дунайские княжества Молдавию и Валахию. В ответ турецкий султан в октябре 1853 г., поддерживаемый Англией и Францией объявил войну России. Николаем I был обнародован Манифест о войне с Османской империей. Военные действия были развернуты на Дунае и в Закавказье. 18 ноября 1853 г. адмирал П. С. Нахимов во главе эскадры из шести линейных кораблей и двух фрегатов разгромил турецкий флот в Синопской бухте и разрушил береговые укрепления. Блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом доля прямого вмешательства Англии и Франции в военный конфликт между Россией и Турцией, которая оказалась на грани поражения. В январе 1854 г. в Варне была сосредоточена 70 тысячная англо-французская армия. В начале марта 1854 г. Англия и Франция предъявили России ультиматум об очищении дунайских княжеств, и, не получив ответа, объявили войну России. Австрия со своей стороны подписала с Османской империей о занятии дунайских княжеств и придвинула к их границам 300 тысячную армию, угрожая Россией войной. Требование Австрии поддержала Пруссия. Сначала Николай I ответил отказом, но главнокомандующий Дунайским фронтом И. Ф. Паскевич убедил его вывести войска из дунайских княжеств, которые вскоре были оккупированы австрийскими войсками.

Главной целью объединенного англо-французского командования был захват Крыма и Севастополя – военно-морской базы России. 2 сентября 1854 г. союзные войска начали высадку десанта на Крымском полуострове близ Евпатории в составе 360 судов и 62 тысячной армии. Адмирал П. С. Нахимов приказал потопить весь парусный флот в Севастопольской бухте, с целью помешать кораблям союзников. 52 тысячи русских войск, из которых 33 тысячи при 96 орудиях у князя А. С. Меньшикова, находилось на всем Крымском полуострове. Под его руководством сражение на р. Альма в сентябре 1854 г. русские войска проиграли. По приказу Меньшикова они прошли через Севастополь, и отошли к Бахчисараю. 13 сентября 1854 г. началась осада Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев.

Оборону возглавил начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В. А. Корнилов, а после его гибели, в самом начале осады - П. С. Нахимов, который был смертельно ранен 28 июня 1855 г. Основная часть русской армии предпринимала отвлекающие операции: сражение под Инкерманом (ноябрь 1854 г.), наступление на Евпаторию (февраль 1855 г.), сражение на Черной речке (август 1855 г.). Эти военные действия не помогли севастопольцам. В августе 1855 г. начался последний штурм Севастополя. После падения Малахова кургана продолжать оборону было безнадежно. На кавказском театре военные действия развивались более успешно для России. После поражения Турции в Закавказье, русские войска стали действовать на ее территории. В ноябре 1855 г. пала турецкая крепость Карс. Ведение военных действий было прекращено. Начались переговоры.

18 марта 1856 г. был подписан парижский мирный трактат, по которому Черное море объявлялось нейтральным. У Росси была отторгнута лишь южная часть Бесарабии, однако, она потеряла право покровительства дунайских княжеств в Сербии. С «нейтрализацией» Франции, России запретили иметь на Черном море военно-морские силы, арсеналы и крепости. Это наносило удар по безопасности южных границ. Поражение в Крымской войне оказало значительное влияние на расстановку международных сил и на внутреннее положение России. Поражение подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло общественные массы и заставило правительство в плотную заняться реформированием государства.



deadline

Рецензия – 25 апреля 23. 00
Творческая работа – 7 мая 23.00

Лекция 2.Российская империя в конце XIX-начале XX в.

Лекция 2.Российская
империя в конце XIXначале XX в.
Социально-экономическое
положение
Политическое развитие
Империи (1894-1913 гг.)

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.

Первая всеобщая перепись
населения Российской
Административное деление – 97 губерний.
империи
1897 г.
Перепись зарегистрировала в Российской империи
125 640 021 жителя. К 1913 г. – 165 млн чел.
В городах проживало 16 828 395 человек (13,4 %).
Крупнейшие города: Санкт-Петербург - 1,26 млн, Москва -
1 млн, Варшава - 0,68 млн.
Уровень грамотности составил 21,1 %, причем среди мужчин
он был существенно выше чем среди женщин (29,3 % и
13,1 %, соответственно).
По вероисповеданию: православные - 69,3 %, мусульмане
- 11,1 %, католики - 9,1 % и иудеи - 4,2 %.
Сословия: крестьянство - 77,5 %, мещане - 10,7 %,
инородцы - 6,6 %, казаки - 2,3 %, дворяне - 1,5 %,
духовенство - 0,5 %, почетные граждане - 0,3 %,
купцы - 0,2 %, прочие - 0,4 %.

Народности России (1907-1917) ИФЗ П.П. Каменский

Сословная структура общества

Дворянство
Духовенство
Гильдейское купечество
Мещане
Крестьяне
Однодворцы
Казаки

Классовая структура общества

Буржуазия- 1,5 млн. чел
Пролетариат – 2,7 млн. чел. К 1913 г. –
18 млн. чел
Интеллигенция как особый слой в
социальной структуре общества –
725 тыс. чел

Важно:

На рубеже XIX-XX вв. социальная деление
общества представляло собой переплетение
сословной и классовой структур. Складывались
группы противоречий: дворянство-буржуазия,
буржуазия-рабочие, власть –народ,
интеллигенция – народ, интеллигенция –
власть. Национальные проблемы.
Проблема социальной мобильности.
Маргинализация. Урбанизация. Социальная
мобильность.

Основные проблемы национальной политики

Наличие нескольких конфессий (ислам,
буддизм, католицизм, лютеранство)
Политика русификации в отношении
украинского, белорусского, польского и
др. народов – рост национализма
Еврейский вопрос – «черта оседлости»,
дискриминация в различных сферах
деятельности
Сложная обстановка в исламских районах
Империи

Рубеж XIX-XX вв.

Переход от традиционного к
индустриальному обществу
Преодоление социокультурной
отсталости
Демократизация политической жизни
Попытка формирования гражданского
общества

10. Особенности экономического развития России

Особенности
экономического развития
Более поздний переход к капитализму
России
Россия – страна второго эшелона
модернизации
Неравномерное освоение территории
Различный уровень экономического и
социокультурного развития
многочисленных народов империи
Сохранение самодержавия, помещичьего
землевладения, национальных проблем

11. Особенности экономического развития России

Особенности
экономического развития
Быстрые темпы развития, сжатые сроки складывания
фабричного производства. Низкая производительность труда.
России
Система фабричного производства складывалась без
прохождения предшествующих стадий ремесла и мануфактуры.
Рост объема промышленной продукции в 1860-1900-е гг. – 7
раз.
Кредитная система представлена крупными коммерческими
банками
Многоукладность экономики
Для России характерен не вывоз (Китай, Иран), а ввоз капитала
Высокая степень концентрации производства и рабочей силы
Монополизм
Вмешательство государства в хозяйственную жизнь
Слабое включение аграрного сектора в процесс модернизации

12. Реформы С.Ю. Витте

УКРЕПЛЕНИЕ РОЛИ
ГОСУДАРСТВА В
ЭКОНОМИКЕ /
Укрепление частного
предпринимательства
1895 г. – винная
монополия
1897- денежная реформа
Политика протекционизма
Привлечение
иностранного капитала
Строительство железных
дорог

13. Рубеж XIX-XX вв.

За 1890-е гг. введено в строй 5,7 тыс. новых
предприятий
Развитие новых промышленных районов – Южный
(угольно-металлургический) и Бакинский (нефтяной).
1890-е гг. – промышленный бум. Строительство
Транссибирской магистрали, КВЖД.
1900-1903гг. – экономический кризис. Закрытие 3 тыс.
крупных и средних предприятий.
Страны-инвесторы: Франция, Англия, Германия, Бельгия
Монополизация промышленного производства и
капитала.
Промышленный подъем 1909-1913 гг.

14.

15.

16. Реформы П.А. Столыпина

Разрушение общины
Указ от 9 ноября 1906 г.
Реорганизация
Крестьянского банка
Скупка им помещичьих
земель и перепродажа их
в руки крестьянства
Переселение
крестьян на окраины
Указ о военнополевых судах

17. Проекты реформ П.А. Столыпина

Преобразование крестьянских
волостных судов
Национальное и вероисповедное
равноправие
Введение волостных земств
Закон о начальных
училищах(обязательное начальное
обучение) (с 1912 г.)
Закон о страховании рабочих (1912 г.)

18. Государственное управление России в начале XX в (до 1905 г.).

Император
Государственный Совет
законосовещательная инстанция
Сенат – орган надзора за законностью
деятельности действий
правительственных лиц и учреждений
Синод
Министерства. Кабинет министров.

19. Самодержавие и общественная жизнь в начале XX в.

1901 г. Политика «полицейского
социализма» С.В. Зубатова. Создание
профессионального движения рабочих,
преследующего экономические цели.
Рабочим нужен «царь, который за нас»,
царь, который «введет восьмичасовой
рабочий день, повысит заработную
плату, даст всякие льготы».
Г.Гапон. «Собрание русских фабричнозаводских рабочих Санкт-Петербурга»
1904 г.

20. Самодержавие и общественная жизнь в начале XX в.

Святополк-Мирский П.Д.
Министр внутренних
дел с августа 1904 г.
«Развитие самоуправления
и призыв выборных в
Петербург для обсуждения
как единственное
средство, которое может
дать возможность России
правильно развиваться».
Осень 1904 г. – «осенняя
весна».

21. Либеральное движение

Банкетная кампания 1904 г.
«Мы считаем безусловно необходимым, чтобы весь
государственный строй был реорганизован на
конституционных началах... и чтобы немедленно
же, до начала избирательного периода была
объявлена полная и безусловная амнистия по всем
политическим и религиозным преступлениям».
До начала января 1905 г. в 34 городах прошло 120
подобных «банкетов», на которых побывало около 50
тыс. человек.

22. Политические партии России в н. XX в.

23. «Кровавое воскресенье»

«Престиж царя здесь
убит - вот значение
дня». М. Горький.
«Последние дни
настали. Брат
поднялся на брата...
Царь отдал приказ
стрелять по иконам»
М. Волошин

24. Репин И.Е. 17 октября 1905 года. (1907)

25. «Манифест 17 октября 1905 г.»

населению дарована гражданская
свобода «на началах действительной
неприкосновенности личности, свободы
совести, слова, собраний и союзов»
к выборам в Государственную Думу
привлекаются широкие слои населения
все законы обязательно утверждаются в
Думе, а «выборным от народа»
обеспечивается «возможность
действительного участия в надзоре за
закономерностью действий» властей.

26. Избирательный закон 11.12.1905 г.

Четыре избирательные курии от помещиков, городского
населения, крестьян и рабочих. Были лишены прав
выбора женщины, солдаты, матросы, учащиеся,
безземельные крестьяне, батраки и некоторые
«инородцы». Система представительства в Думе была
разработана следующим образом: земледельческая
курия направляла одного выборщика от 2 тыс. чел.,
городская - от 7 тыс., крестьянская - от 30 тыс.,
рабочая - от 90 тыс. чел. Правительство,
продолжавшее надеяться, что крестьянство будет
опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в
Думе. Члены Государственной думы избирались сроком
на 5 лет.

27.

28. Открытие Государственной Думы и Государственного совета 27 апреля 1906 г.

29. Государственная Дума Российской империи

30. Государственная Дума Российской империи

Дума Время работы
Председатель
I
27 апреля 1906 г. –
8 июля 1906 г.
Кадет С.А.Муромцев
II
20 февраля 1907 г. –
2 июня 1907 г.
Кадет Ф.А.Головин
III
1 ноября 1907 г. –
9 июня 1912 г.
Октябристы – Н.А.Хомяков (ноябрь
1907-март 1910),
А.И.Гучков (март 1910-март 1911),
М.В.Родзянко (март 1911-июнь 1912)
IV
15 ноября 1912 г. –
25 февраля1917 г.
Октябрист М.В.Родзянко

31.

32. Литература

Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей
Юльевич Витте и его время. СПб:
Дмитрий Буланин, 1999.
Литература о С.Ю. Витте: URL:
http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/r
efer2.ssi
Зырянов П. Н. Пётр Столыпин:
Политический портрет. М., 1992.

Цели урока .

Образовательная: сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XVIII-XIX веков; продолжить работу над понятиями, формированием умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать делать выводы, работать с опорным конспектом, сжатой информацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Российская империя в конце XIX начале ХХ века»

История России 8 класс.

Цели урока .

Образовательная: сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XVIII-XIX веков; продолжить работу над понятиями, формированием умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать делать выводы, работать с опорным конспектом, сжатой информацией.

Развивающая: способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыку работы с текстовой информацией, развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательная: продолжить формирование навыков коллективного труда, чувства патриотизма и гордости за свою страну

Учебное оборудование: исторические документы, учебник, раздаточный материал, презентация «Россия в начале 19 века», интерактивная доска, компьютер, карта «Российская империя в начале 20века».

Ход урока:

1 этап. Два ученика образуют пару, из двух пар складывается группа. У каждого из них свой текст и параграф учебника:

1) территория России в конце 18 начале 19 века. Население.

2) сословный строй.

3) экономический строй.

4) политический строй.

В течение 10 минут каждый работает со своим текстом и начинает заполнение в тетради таблицу со своего столбика, вписывая ключевые слова:

Российская империя в конце 18- начале 19 века.

2 этап. По договоренности один из учеников рассказывает свой текст. Другой слушает, задает уточняющие вопросы, записывает ключевые слова, а затем рассказывает товарищу свою тему, теперь уже первый слушает задает вопросы.

3этап. Смена пары. Первые варианты в группе меняются местами. Работа продолжается в парах сменного состава до тех пор, пока у каждого учащегося не будет заполнена вся таблица в тетради. По 5 мин. рабочего времени на изложение материала и записи в таблицу. Итого общее время на работу 30 мин.

4 этап. Закрепление знаний.

Фронтальная работа. Тест на доске:

1. К началу 19 столетия население России составляло

А) 46 млн

Б) 24 млн

В) 128 млн

Г) 44 млн

2. К началу 19 столетия самое многочисленное сословие в России

А) купцы

Б) помещики

В) крестьяне

Г) духовенство

3. Политический строй России в начале 19 века - это

А) Парламентская республика

Б) Самодержавная монархия

В) Теократическое государство

Г) Ограниченная монархия

4. Российская империя являлась:

А) Многонациональным государством

Б) Моноэтническим государством

5 этап. Рефлексия.

Дайте свою характеристику стране, записав напротив буквы, подходящее на ваш взгляд прилагательное:

Р -

Домашнее задание: стр5-7.

Приложение:

Текст №1.

В начале 19 века Российская Империя представляла собой огромную континентальную страну. Она занимала шестую часть суши и простиралась от Балтийского моря до Аляски в Северной Америке. К середине 19 века площадь территории России достигла 18 млн. кв.км. Страна была разделена на 69 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды (в Белоруссии и на Украине – на поветы). На губернию в среднем приходилось 10-12 уездов. Группы губерний в некоторых случаях объединялись в генерал-губернаторства и наместничества. Так, были объединены три Литовско-белорусские (Виленская, Ковенская и Гродненская, с центром в Вильно) и три Правобережноукраинские губернии (Киевская, Подольская и Волынская, с центром в Киеве). Кавказское наместничество включало в себя Закавказские губернии с центром в Тифлисе.

Текст №2.

в 17-18 веках казаки использовались государством для охраны внешних границ, в 17-18 веках казачество, в основном беднейшая его часть, составляло костяк восставших во время крестьянских войн, но на рубеже 18-19 вв. правительство установило контроль за казачьими областями, а в 19 в. начало создавать новые казачьи войска для охраны границ, например Сибирское и Забайкальское. В казаки зачислялись в основном государственные крестьяне. К середине 19 в. в России существовало 9 казачьих войск: Донское, Черноморское (Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское и Уссурийское войска; атаманом всех казачьих войск считался наследник престола. Во главе каждого войска стоял наказной (назначаемый) атаман. Станичные атаманы избирались самими казаками.

Текст №3.

Основные формы феодальной эксплуатации - барщина и оброк.

Распространение барщинной формы эксплуатации относится в первую очередь к черноземным губерниям. В центральных промышленных губерниях, где плодородность почв была низкой, преобладала оброчная форма.

Помещики стремились увеличить производство хлеба на продажу. Для этого они сокращали крестьянские наделы, увеличивали посевные площади. Возрастает число барщинных дней, а в некоторых случаях вводится месячина.

Месячина - разновидность барщины. Помещик отбирал у крестьян их наделы, заставляя работать только на его земле. За это он выдавал им месячное содержание продовольствием и одеждой.

Увеличение валового производства зерна происходило именно из-за расширения посевных площадей, тогда как барщинная система не могла быть рентабельной и испытывала кризис. Производительность подневольного труда постоянно падала, что объясняется незаинтересованностью крестьян в результатах своего труда.

Размер оброка за первую половину XIX в. возрос в 2,5-3,5 раза. Так как земледелие не давало достаточно денег для оброка, крестьяне стали заниматься неземледельческими промыслами, например ремеслом. В зимнее время распространяется извозный промысел (перевозка товаров на своих санях). С развитием промышленности увеличивается число крестьян-отходников, которые уходили работать на мануфактуры, зарабатывая там деньги на оброк (отхожий промысел).

В оброчной системе также возникали противоречия. Так, усиливается конкуренция между крестьянами-ремесленниками. С другой стороны, серьезную конкуренцию крестьянским ремеслам составляла развивающаяся фабричная промышленность. В результате заработки оброчных крестьян падали, снижалась их платежеспособность, а значит, и доходность помещичьих имений.

Текст №4.

По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.

Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово “бюрократия”так и переводится: власть канцелярий. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения.

Высшая бюрократия состояла по преимуществу из дворян-помещиков. Из них же комплектовался офицерский корпус. Окруженный со всех сторон дворянами, царь проникался их интересами, защищал их как свои собственные.

Правда, иногда между царем и отдельными группировками дворянства возникали противоречия и конфликты. Порою они достигали очень острых форм. Но эти конфликты никогда не захватывали все дворянство.


Управление Российской империей. К концу XIX в. самодержавие, как казалось, стояло прочно и нерушимо. Все высшие функции власти (законодательной, исполнительной и судебной) сосредоточились в руках императора, но реализация каждой из них осуществлялась через систему государственных институтов.

Высшим законодательным органом, как и раньше, оставался Государственный совет, наделенный законо­совещательными правами. Он состоял из лиц, назначенных царем, и министров. В большинстве своем это были известные царедворцы и сановники, многие из которых были в весьма преклонных летах, что позволяло салонной публике именовать их не иначе как госсоветовские старцы. Законодательной инициативы Государственный совет не имел. На его заседаниях лишь обсуждались законопроекты, вносимые монархом, но разработанные министерствами.

Главным органом исполнительной власти являлся Комитет министров. Его возглавлял Председатель, функ­ции которого были весьма ограниченны. В состав Комитета министров входили не только министры, но и главы департаментов и государственных управлений. На рассмотрение Комитета выносились дела, требовавшие одобрения разных министров. Это не был консолидированный орган управления, координирующий деятельность отдельных ведомств. Комитет являлся собранием административно независимых друг от друга сановников. Каждый министр имел право прямого доклада императору и руководствовался его распоряжениями. Министр назначался исключительно монархом.

Император считался главой суда и судебного управления, а весь суд осуществлялся от его имени. На конкретное судопроизводство компетенция монарха не распространялась, ему принадлежала роль высшего, и последнего, арбитра.

Надзор за судом и администрацией монарх осуществлял через Правительствующий Сенат, наблюдавший за к-м, чтобы распоряжения верховной власти исполнялись ил местах, и разрешавший жалобы на действия и распоряжения всех властей и лиц до министров включительно.

В административном отношении Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и остров Сахалин. Существовали административные единицы, включавшие несколько губерний, - генерал-губернаторства, обычно учреждаемые на окраинах. Губернатор назначался царем по представле­нию министра внутренних дел.

В состав Российской империи с 1809 г. входила и Финляндия (Великое княжество Финляндское), главой которой являлся император и которая имела широкую внутреннюю автономию - собственное правительство (сенат), таможню, полицию, денежную единицу.

На правах вассальных образований в состав России входили и два среднеазиатских государства - Бухарское ханство (эмират) и Хивинское ханство. Они находились в полной политической зависимости от России, однако во внутренних делах их правители имели автономные права.

Власть губернатора была обширна и распространялась почти на все области жизни губернии.

Народное образование и здравоохранение входили в систему центрального государственного управления.

Города имели самоуправление в виде городских дум и управ. На них были возложены административно-хозяйственные задачи - транспорт, освещение, отопление, канализация, водопровод, благоустройство мостовых, тротуаров, набережных и мостов, а также заведование учебными и благотворительными делами, делами местной торговли, промышленности и кредита.

Право принимать участие в городских выборах обу­словливалось имущественным цензом. Его имели лишь те, кто владел в данном городе недвижимостью (в крупных центрах - стоимостью не менее 3 тыс. руб., в небольших городах этот порог был значительно ниже).

Четыре города (Петербург, Одесса, Севастополь, Керчь -Бникале) были выведены из состава губерний и управлялись градоначальниками, непосредственно подчиненными центральной власти.

Губернии делились на уезды а области - на округа. Уезд являлся низшей административной единицей, и дальнейшее деление имело уже специальное назначение: волость - для крестьянского самоуправления, участки земских начальников, участки судебных следователей и т.д.

К концу XIX в. земское самоуправление было введено в 34 губерниях Европейской России, а в остальных районах делами ведали правительственные органы. Земские органы занимались главным образом хозяйственными делами - строительством и содержанием в должном порядке местных дорог, школ, больниц, благотворительных заведений, статистикой, кустарной промышленностью, организацией поземельного кредита. Для выполнения своих задач земст­ва имели право устанавливать особые земские сборы.

Земское управление состояло из губернских и уездных земских собраний и исполнительных органов - губерн­ских и уездных земских управ, имевших свои постоянные канцелярии и отделы.

Выборы в земства проводились раз в три года по трем избирательным съездам - землевладельцев, горожан и крестьян. Уездные земские собрания выбирали своих представителей в состав губернского земского собрания, которое и формировало губернскую земскую управу. Во главе уездных и губернских земских управ стояли выборные председатели. Они не только руководили деятельностью этих учреждений, но и представляли земства в государственных органах управления (губернских присутствиях).

Россия на рубеже XIX-XX веков стала на путь модернизации, становления и развития индустриального общества. Главной целью российского варианта модернизации было стремление догнать в своем развитии индустриальные страны, не допустить слишком большого отставания в военно-экономической области, включиться в мировую экономическую систему и таким образом отстоять свои национальные интересы.

По уровню своего развития, скоростью и интенсивностью индустриализации Россия принадлежала к аграрно-индустриальных стран, со слабо-средним уровнем развития капитализма (82% населения было занято в сельском хозяйстве). Экономика России характеризовалась:

  • «Догоняющим», форсированным характером развития капитализма.
  • Формированием экономики многоукладного типа (наряду с капиталистическими сохранялись и докапиталистические, феодальные и патриархальные уклады).
  • Немало начинаний в экономическом развитии инициировались не обществом, а государством.
  • Неустойчивым, кризисным развитием общества.

В 1891-1900 гг Россия осуществила гигантский скачок в своем индустриальном развитии. За десятилетие объемы промышленного производства в стране увеличились вдвое, в частности производство средств производства — втрое. Во время промышленного подъема протяженность железнодорожных путей в России выросло втрое (до 60 тыс. км), в пять раз увеличилась выплавка чугуна, в 6 раз — добыча угля в Донбассе.

Россия производила столько же машин, сколько ввозила. Страна стала главным экспортером зерна в мире. В результате финансовой реформы, проведенной С.Ю.Витте, в 1900 г. было выплачено огромный внешний долг России, остановлена инфляция, введено золотой эквивалент рубля.

В России создаются монополии (картели, синдикаты, тресты) — крупные хозяйственные объединения, сосредоточили в своих руках значительную часть производства и сбыта товаров. Среди них: «Продамет», «Кровля», «Гвоздь», «Продуголь», «Продвагон» и др..

Характерной особенностью промышленного развития стало широкое привлечение иностранных инвестиций.

Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что значительную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавие. Оно создавало казенные заводы (военное производство), которые изымались из сферы свободной конкуренции, контролировало железнодорожный транспорт и строительство дорог и т.д.. Государство активно способствовала развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта и связи.

Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. Россия занимала первое место в мире по объему произведенной продукции: ее доля составляла 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта зерна. Вместе с тем надо отметить, что аграрный сектор экономики был привлечен к процессам модернизации лишь частично.

Новые формы хозяйствования вводились на землях помещиков и зажиточных крестьян. Подавляющее большинство крестьян применяла старые, малоэффективные формы ведения хозяйства. На деревне сохранялись полукрепостнических и патриархальные пережитки: общинная система землевладения и землепользования. Именно проблемы сельского хозяйства стали стержневыми в экономической, социальной и политической жизни страны в начале века.

Таким образом, Россия встала на путь модернизации с отставанием от стран Западной Европы. Самодержавие, сохранение административно-феодальных методов хозяйствования тормозили экономическое развитие.

Процесс формирования в России социальных слоев населения, присущих индустриальным обществам, происходил быстрыми темпами. Как свидетельствовал перепись населения 1897 г., общая численность жителей империи составляла 125,5 млн. человек. На 1 января 1915 г. она достигла 182 млн. 182 тыс. 600 человек. За этот период численность тех, кто жил за счет продажи своего труда, увеличилось в полтора раза и составила почти 19 млн. человек. Еще более интенсивно росло число предпринимателей. В тесной взаимосвязи с расширением капиталистического производства находились показатели численности городского населения. За аналогичный период количество горожан увеличилась с 16,8 до 28,5 млн. человек.

Несмотря на указанные изменения, в России основу социальной структуры, по-прежнему составляли состояния — замкнутые группы людей, наделенные определенными правами и обязанностями, которые имели наследственный характер. Господствующим сословием оставалось дворянство (около 1% населения).

Дворянство делилось на два разряда: родовое и личное. Родовое было наследственным, личное — нет. Хотя роль дворянства в экономической жизни страны уменьшалось, оно по-прежнему оставалось привилегированным сословием. К привилегированным сословиям принадлежали почетные и знатные граждане — верхушка горожан.

Особым состоянием было духовенство и гильдейское купечество. Значительную часть городского населения составляли мещане — лавочники, ремесленники, рабочие и служащие.

Особый военно-служилый состояние составляли казаки — донские, кубанские, уральские. Они имели право на землю, отбывали воинскую службу, сохраняли определенные традиции казачьего среды.

В начале XX века в России быстрыми темпами формируются буржуазия, рабочий класс, интеллигенция.

Буржуазия становится мощным с экономической точки зрения классом. Буржуазия формировалась из разных социальных слоев, имела в собственности предприятия, земельные наделы, сосредоточила в своих руках большие капиталы.

Однако в России буржуазия, в отличие от стран Западной Европы, не превратилась в мощную самостоятельную силу. Это объяснялось тем, что русская буржуазия оказалась зависимой не от рынка сырья и товаров, а от правительства, выступал как монополист на этих рынках. Высокие прибыли в производстве были связаны с умением получить государственный заказ и субсидии на его реализацию. Эти условия требовали от капиталиста не качеств предпринимателя, а, скорее, придворного, которому известны все лазейки при дворе.

Как результат — капиталист ценил не свободу, а близкие отношения с императором и правительством. Такое положение способствовало увеличению удельного веса и автономном функционированию особой социальной группы — чиновничества. Экономической основой роста роли данного слоя населения стало наличие широко разветвленного государственного капиталистического хозяйства: банков, железных дорог, казенных заводов, государственных земель. До 1917 г. в стране насчитывалось до 500 тыс. чиновников разного ранга.

Крестьянство, как и раньше, составляло большую часть населения страны. Однако проникновение в село товарно-денежных отношений способствовало его расслоению. Одна часть крестьян пополняла ряды пролетариата, другая расширяла свое хозяйство, постепенно вытесняя помещиков с рынка сельскохозяйственной продукции и скупая их земли.

Особенности «переформирования» социальных слоев населения в России вызвали серьезные противоречия как внутри определенной слои населения, так и между отдельными слоями (дворянство — буржуазия, дворянство — крестьянство, буржуазия — рабочие, власть — народ, интеллигенция — народ, интеллигенция — власть и др..). Незрелость средних слоев, разрыв «верхов» и «низов» обусловливали нестабильное, неустойчивое положение российского общества.

В начале XX века Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть сосредоточивалась в руках императора. Большинство подданных считали самодержавную власть привычной и стабильной. Близость к монарху создавала для многих реальные возможности влияния на политическую и экономическую жизнь страны.

Высшие государственные учреждения «Государственный совет» и «Сенат» выполняли роль совещательных органов. К 1905 г. Россия не имела объединенного правительства. Каждый министр докладывал о делах своего министерства непосредственно императору.

Судоустройстве в целом основан на судебной реформе 60-х годов XIX века. Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции. Важным государственным институтом была армия. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с этим существовала и развитая система льгот и отсрочек от призыва.

В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправления — земства. Земства избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан. Сферы их деятельности охватывали почти все вопросы местной жизни.

События первой русской революции 1905-1907 гг заставили власть пойти на преобразования существующего политического строя. Манифест 17 октября 1905 г. «О совершенствовании основ государственного управления» подарил населению свободу совести, слова, собраний, союзов. Вскоре был принят закон о выборах в Государственную думу.

Дума участвовала в разработке законопроектов, рассматривала государственный бюджет, обсуждал вопрос строительства железных дорог и основания акционерных обществ. Позже было реформировано Государственный Совет, ставшая верхней законодательной палатой. Она получила право утверждать или отклонять законы, одобренные Думой.

Несмотря на сохранение законодательной власти, был сделан шаг в сторону либерализации общества. Новый политический строй характеризовался тем, что законодательная власть принадлежала императору и двухпалатному парламенту, а высшая исполнительная — императору и ответственным перед ним министрам, высшая судебная и контролирующая — сената.