Рособрнадзор преподнес подарок к Дню учителя – "ЕГЭ для педагогов". Рособрнадзор проведет всероссийскую проверку учителей на профпригодность

Минпросвещения обещает, что с 2020 года все учителя страны будут проходить аттестацию по новым правилам. А пока федеральная модель обсуждается, в Москве разработана и действует своя система оценки педагогов на профпригодность.

То, что прежняя система аттестации не устраивала ни учителей, ни чиновников, стало очевидно давно. Ведь, чтобы получить более высокую категорию, педагогам приходилось собирать тонны бумаг, выезжать на курсы повышения квалификации, нередко за свой счёт. Но как объективно оценить профессионализм учителя? И кто должен ставить ему оценку?

Пара кликов мышкой

В Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) – так теперь называется ЕГЭ для учителя – предлагается включить несколько блоков проверки: письменный тест по предмету, видеозапись урока и решение педагогических «кейсов», то есть проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в школе.

Однако такой подход вызывает множество дискуссий и возражений. Да и стоит ли изобретать велосипед, если в Москве с 2014 г. эффективно работает современная система аттестации, опыт которой не прочь перенять даже западные коллеги? Ежегодно аттестацию в столице проходят 25 тыс. преподавателей. Как это работает?

Учитель заполняет заявление в электронном виде в разделе «Аттестация» информационно-аналитической системы «Московский регистр качества образования». Сделать это можно с компьютера, планшета и даже со смартфона. Далее педагог выбирает категорию – первую или высшую, нажимает кнопку «Отправить». Причём никакие справки, бумаги и прочее собирать не надо.

Поскольку модуль «Аттестация» интегрирован с другими городскими информационными системами, то данные об учителе и результатах его учеников собираются автоматически и просто прикрепляются к заявлению на аттестацию. После этого Городская аттестационная комиссия выносит решение о присвоении квалификации либо отказе. И всё! Квалификационная категория устанавливается на 5 лет. Заявление на высшую категорию можно подавать не ранее чем через 2 года после присвоения первой.
«Работа всех систем направлена, прежде всего, на освобождение учителей от дополнительной ненужной и даже вредной работы по составлению отчётов, справок и планов, чтобы у них оставалось больше времени для непосредственного общения с учениками», – подчёркивает директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.

«Главный критерий для Городской аттестационной комиссии – достижения учеников, – объясняет особенности столичной модели аттестации директор школы № 1520 им. Капцовых Вита Кириченко. – Таким образом, помимо рационального использования времени учителя решается задача оценки реального профессионализма учителя «здесь и сейчас», а не процесса его работы, не его потенциальных возможностей. И чем больше вклад школы в качественное образование в Москве (чем выше её рейтинг), тем меньше сил и времени уходит на процедуру аттестации. Чем больше успехов у наших учеников, тем выше шансы учителя на профессиональное признание и поощрение. Таким образом, в высоком уровне профессио­нализма заинтересована вся школьная команда».

Не только ЕГЭ

Согласно порядку аттестации, учитель школы, входящей в топ‑399, внёсший вклад в достижение школой таких позиций, по решению администрации может быть аттестован без выгрузки всех результатов обучения и без рассмотрения их на заседании Городской аттестационной комиссии. Причём учитываются не просто фактические результаты обучающихся у данного педагога, а динамика: улучшение показателей и слабых, и сильных учеников.

А как быть учителю, работающему в школе, где обучается сложный контингент детей, которые не могут сдать ЕГЭ на высокие баллы или стать призёрами олимпиад?

«Москва даёт немало возможностей учителю проявить себя и пройти безболезненно аттестацию, – рассказывает председатель предметной ассоциации учителей иностранных языков города Москвы Екатерина Морозова . – Например, если учитель прошёл обучение на эксперта предметной комиссии ЕГЭ (проверяет работы выпускников) и не менее 3 лет им проработал, то аттестацию проходит автоматически. Если педагог стал призёром в профессиональном конкурсе (есть их утверждённый перечень), активно работает в системе «Московской электронной школы», то тоже может пройти аттестацию по упрощённой схеме».

«Модель аттестации московских учителей постоянно развивается, – продолжает Павел Кузьмин. – Педагогам предлагаются новые возможности для профессионального развития и раскрытия творческого потенциала. (Например, в сентябре этого года было принято решение, что преференции для прохождения аттестации имеют эксперты WorldSkills Juniors, то есть чемпионатов профессионального мастерства в рабочих профессиях среди детей до 16 лет. – Ред.) Процедура аттестации нацелена на то, чтобы достойно оценить труд каждого педагога. Но в Москве она ещё даёт учителю возможность сосредоточиться на решении педагогических задач, достижении высоких результатов, не отвлекаясь на квест под названием «Пройди аттестацию».

Зачем тестировать учителя?

А что думают по поводу новой московской системы аттестации сами московские учителя?
«В прошлом году проходил аттестацию на высшую категорию, – рассказывает учитель информатики образовательного комплекса «Воробьёвы горы» Роман Свирин. – Даже не могу вспомнить сам процесс, потому что мне практически ничего не пришлось делать. У меня 14 призёров муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников, а средний балл ЕГЭ моих выпускников – 70. Все эти сведения уже у школы были. И сотрудник, ответственный за аттестацию в школе, направил их на комиссию. Я слышал про новую модель аттестации, которая сейчас обсуждается на федеральном уровне. У нас, учителей, вопросов к ней много. В частности, от педагога требуется снимать на видео свои уроки и отправлять на комиссию. А когда ему изучать технологию создания ролика? Вместо того чтобы работать с детьми, он будет на это тратить время и силы? Но главное – каковы будут критерии оценки и кому будет дано такое право?»

С коллегой соглашается и преподаватель ИЗО школы № 1324 Алина Бахметьева: «Я потратила максимум полчаса на аттестацию и получила высшую категорию. Конечно, мои ученики не сдают ЕГЭ, зато уже 4 года подряд некоторые из них становятся победителями и призёрами конкурсов и олимпиад. Поэтому руководство школы предложило мне подавать документы на повышение категории. Не совсем согласна с тем, что в предлагаемой федеральной модели аттестации 60 % баллов учитель сможет получить за оценку видеоурока, прохождение теста, решение проблемных теоретических задач и только 40% – за учебные результаты своих учеников. Но ведь именно достижения детей должны быть на первом месте! Общалась с коллегами, которые участвовали в апробации федеральной модели. Некоторым из них школьная администрация помогала снимать и редактировать видео, предоставляла методическую поддержку. А кто-то делал всё сам. В принципе умение создать красивое видео – нелишнее. Но такая работа занимает немало времени. А на подготовку к урокам, работу с детьми его остаётся всё меньше и меньше».

«Думаю, что аттестацией должен заниматься работодатель, – уверена Екатерина Морозова. – А учитель – учить детей, а не бежать куда-то что-то сдавать. По крайней мере насильно. В Москве, кстати, есть Центр независимой диагностики. Если учитель сам хочет себя проверить, он может сдать тесты. Это его ни к чему не обязывает, сделать это можно даже анонимно – и при этом понять, где и каких компетенций ему не хватает, что надо развить. А заставлять идти на экзамены – это неуважение и недоверие к учителям. В стране очень много учителей старшего возраста, они большие профессионалы, и их нужно беречь. Зачем ставить их в ситуацию стресса, психологического дискомфорта?»

Столичную систему аттестации недавно высоко оценили коллеги из регионов и зарубежные учителя. За 2 года для изучения московского опыта приезжали делегации специалистов систем образования из более чем 50 регионов России.

«Одна из составляющих московской модели – это электронный путь прохождения, поэтому её можно назвать всеохватывающей», – поделилась впечатлениями председатель профсоюза болгарских учителей Янка Такева , посетившая с коллегами Московский центр качества образования.

«За внешне простой процедурой – итог работы системы столичного образования, возможный при наличии ресурсов и решения целого ряда комплексных задач, – отмечает Вита Кириченко. – Когда анализируешь достижения московских школьников, результаты столичной системы образования, приходишь к выводу, что модель аттестации, созданная в Москве, – это модель, о которой раньше можно было только мечтать!»

По положению о новой форме аттестации, учителя должны будут сдавать экзамен по предмету в той школе, где сами преподают Фото: Александр Исаков

Свердловская область – единственная на территории Урала вошла в число 19 пилотных регионов страны, которые испытывают новую модель аттестации учителей. Для того чтобы подтвердить качественные знания, учителя будут сдавать экзамены по всем предметам, которые ведут, напоминающие по форме ЕГЭ. Первые тестирования уже состоялись.

Сейчас в число 19 пилотных регионов также входят Татарстан, Нижегородская, Ленинградская области и Красноярский край. Но по плану профильного министерства, с 2020 года в ходе своей аттестации экзамены будут сдавать учителя по всей стране. Сейчас в России создаётся национальная система учительского роста. В соответствии с ней учителя должны будут не только демонстрировать свои методические умения и знания психологии школьников, но и знания своего предмета.

Систему аттестации, которую педагоги проходят раз в пять лет, в России решили пересмотреть ради качества школьного образования. Из-за нехватки учительских кадров нередкими стали ситуации, когда математику, русский язык и даже иностранный ведут учителя начальных классов. А в деревнях и посёлках случается, что географию преподаёт физкультурник. Так, директор лицея Уральского федерального университета Андрей Мартьянов рассказал «Облгазете», что на весь Серов приходится всего семь учителей физики… Что уж говорить о деревнях. Искоренить дефицит педагогов не удаётся ни увеличением бюджетных мест в педагогических вузах, ни введением специальных льгот для сельских учителей. Понимая это, руководство образованием решило подойти к решению вопроса качества обучения с другой стороны. И заставить учителей хорошо знать тот предмет, которому они сами учат детей. Тем более что представители других социально значимых профессий при аттестации всегда сдавали экзамены. Так, врачи при подтверждении квалификационной категории всегда проходят учёбу и в финале экзаменуются.

– Президент поставил нам задачу обеспечить конкурентоспособность отечественного образования. Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. А ведь педагог учит только тому, что знает сам, следовательно, качество его знаний обязано быть высоким, – объяснил необходимость нововведения заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков на расширенной коллегии министерства общего и профессионального образования региона.

Первый пробный экзамен по своему предмету около 600 российских учителей сдали уже на этой неделе. Это были тесты, присланные из столицы. Среди пионеров были и несколько десятков свердловских педагогов. Результатов, правда, ещё нет – итоги подведут в июле: ждать придётся примерно столько же, сколько выпускники ждут оценок ЕГЭ.

– Для аттестующихся педагогов мы организовываем образовательные курсы, у нас в регионе есть Институт развития образования, так что наши учителя имеют все возможности повысить качество своих предметных знаний, – заверил министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов . – Пока область принимает участие в апробации новой формы аттестации, все наши педагоги экзаменуются исключительно по собственному желанию.

  • Опубликовано в №107 от 22.06.2018 под заголовком «Педагоги Среднего Урала начали сдавать экзамены»
В октябре Рособрнадзор проверит 18 тысяч учителей на профпригодность

Накануне Дня учителя Рособрнадзор обрадовал педагогов проверкой на профпригодность . Доказать знание своей дисциплины и педагогические навыки в октябре придется 18 тыс. учителей из 45 регионов. В следующем году проверка коснется уже 40 тыс. педагогов. Так надзорное ведомство стремится повысить квалификацию учителей и усовершенствовать качество школьного образования в стране. Правда, сами педагоги считают, что их хотят унизить перед обществом и лишить тем самым надежды на рост зарплат и избавление от бумажной волокиты. Подробности - в материале .

О проведении "Всероссийского исследования компетенций учителей" Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки объявила 1 октября, за несколько дней до профессионального праздника - Дня учителя.

"Проводимые исследования компетенций учителей дополняют систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства", - заявил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев .

Учителям предстоит выполнить задания по дисциплинам, которые они преподают, а также ответить на вопросы анкеты, часть из которых раскрывают психолого-педагогические аспекты их деятельности.

В этом году исследование проведут среди учителей русского языка и литературы, математики и информатики, истории и обществознания, экономики и права, а также предметов "Россия в мире", "Родной язык и родная литература", "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

В следующем году проверка коснется уже 40 тыс. учителей из 70 регионов по дисциплинам: география, физика, химия, биология, естествознание, экология, физкультура, иностранный язык, ОБЖ, искусство и технология.

"В дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения РФ по поручению президента Российской Федерации. На основе результатов оценки уровня профессиональных компетенций можно будет выстроить систему повышения квалификации педагогов , а значит - совершенствовать качество школьного образования в стране", - заявили в Рособрнадзоре.

Учителя уверены: цель всероссийской проверки - показать обществу "плохих учителей", недостойных повышения зарплат и улучшения условий труда.

По словам сопредседателя профсоюза "Учитель" , учителя русского языка и права Всеволода Луховицкого , проверка Рособрнадзора будет некомпетентной, а ее результаты будут известны заранее.

"У нас всегда так: любой эксперимент проводится и сразу же заявляется, что через год это будет внедрено. Это значит, что это никакой не эксперимент, не проверка, а просто подтверждение того, что наши чиновники и так знают. Любое действие должно иметь цель. Какая будет цель у этой проверки, непонятно. От того, что мы выясним уровень преподавателей, ничего в нашей школе, в нашей жизни, в образовании не изменится. Предложить других учителей неизвестно откуда или переделать вдруг этих учителей, невозможно. Можно только одно - показать обществу, какие у нас плохие учителя , а раз они плохие, то не надо обращать внимание на их требования, не надо думать об улучшении их условий труда, надо говорить только о том, какие они плохие", - поделился своим мнением с Всеволод Луховицкий.

"Очередной хороший нам подарочек к празднику преподносит Рособрнадзор", - добавил сопредседатель профсоюза, напомнив о Дне учителя 5 октября.

В этот день профсоюз планирует серию одиночных пикетов , посвященных проблемам образования и защите трудовых прав педагогов, у здания Министерства просвещения на Тверской: в полноценном пикете у здания на Люсиновской улице активистам отказали.

"Четыре года нам не согласуют пикеты на Тверской. Сейчас нам сказали, что на Люсиновской недостаточно места до 15 участников пикета. Вероятно, тогда учителя будут выходить на одиночные пикеты уже к зданию на Тверской. Основное требование - "Дайте учителю учить". Хватит заниматься всякой ерундой - бесконечными проверками", - отметил Всеволод Луховицкий.

Ответственность учителей растет, а статус нет, заметил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин .

"Я думаю, что в современной ситуации учителей нужно не столько проверять, сколько поклониться им за то, что они в таких условиях в школе работают. Концепция образовательной политики должна быть такая: учитель должен иметь высокий статус и высокую ответственность. Пока, к сожалению, ответственность все время повышается, а со статусом проблемы", - рассказал депутат.

Сейчас в школах не хватает учителей математики, иностранного языка, русского языка и литературы, начальных классов, заметил Олег Смолин, сославшись на данные Рособрнадзора.

"Поэтому остальным приходится работать буквально "за себя и за того парня" . Средняя нагрузка учителя - 28 часов на позапрошлый год, по данным Рособрнадзора. Теперь больше. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы, за последний год количество учителей, которые работают на две ставки, увеличилось вдвое с 7 до 13%. Поэтому если будет продолжаться политика повышения ответственности без улучшения статуса, то работать в школе будет некому. Я за то, чтобы учителя имели высокие профессиональные навыки, только создайте им высокий профессиональный статус", - заключил парламентарий.

В Рособрнадзоре заверили, что предстоящая проверка не возникла внезапно - ведомство реализовало ряд проектов по разработке объективной модели оценки компетенций учителей и опробовало их на практике. В 2015 г. прошло всероссийское исследование "Портрет учителя истории", а затем проверка учителей русского языка. В 2016 г. - основной этап исследований компетенций учителей математики, русского языка и литературы. В прошлом году 5 тыс. учителей в 13 регионах прошли апробацию новой модели уровневой оценки компетенций учителей.

В профсоюзе "Учитель" не доверяют результатам проверок Рособрнадзора. "Никаких достоверных результатов, которые можно было бы независимым экспертам оценить, проверить, понять, никаких выводов из этих проверок никогда не делается. Любая проверка Рособрнадзора - это дополнительная бессмысленная работа и хлопоты учителям , у которых сейчас не 18 часов, как было 30 лет назад, а по 35-40 часов в неделю. И вместо того, чтобы заниматься их непосредственной работой, их принуждают занимаются всякой ерундой. Это мнение не мое личное, я откажусь от любой проверки и никто меня не заставит ее проходить, а вот учителя обычные чаще всего вынуждены, потому что недостаточно решительны", - заметил Всеволод Луховицкий.

На сайтах региональных образовательных ведомств размещена информационная справка о результатах проверки учителей в предыдущие годы.

"По итогам анализа результатов исследования компетенций учителей русского языка, математики и литературы в 2016 году было выявлено, что 15-20% учителей имеют недостаточный для выполнения работы уровень подготовки : 50% учителей имеют не высокий уровень методической подготовки; 80% учителей имеют слабый уровень владения приемами объективного стандартизированного оценивания результатов обучения", - сказано в документе.

Учителям требовалось решить 20 предметных задач, три методических задания и профессиональную задачу.

Сегодня школьному учителю практически невозможно сделать профессиональную карьеру. Да, педагогам присваиваются категории - первая, высшая, но проходит аттестация довольно формально, единых требований к ней нет. Можно согласиться стать завучем или директором, но от преподавания, скорее всего, придется отказаться и стать администратором. Да и вакансий таких в школе - минимум.

Чем старше учитель - тем выше шансы стать заслуженным или почетным. Молодежи в эту карьерную лестницу вписаться еще сложнее. Очень изменилась и нагрузка на педагогов. В классе теперь могут быть ученики с инвалидностью, задержкой развития и другими особенностями. Кто-то может успешно работать с ними, кто-то - пока нет.

Если раньше педагогов готовили только педвузы и некоторые университеты, то сейчас - еще и федеральные, национальные исследовательские, профильные вузы. Можно учиться в бакалавриате по любой специальности, и, закончив за два года педагогическую магистратуру, прийти работать в школу.

Министерство просвещения предлагает выстраивать карьеру учителя по горизонтали - в школах могут появиться новые должности - "старший учитель", "ведущий учитель". Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший - по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством. Эти нюансы уже прописаны в новом профстандарте для учителей. Он не вступил в силу, но вполне возможно, что с 1 сентября 2019 года станет обязательным.

Еще одно новшество: изменятся правила аттестации, и каждый педагог, который хочет работать в школе, должен будет сдать экзамен на "вход в профессию". Затем, через какое-то время надо будет снова сдать экзамен и подтвердить свое соответствие занимаемой должности. Эти обе аттестации станут обязательными. Что, если кто-то не сможет ее пройти? Преподавателя отправят доучиваться и повышать квалификацию.

Чтобы работать в школе, каждый педагог должен будет сдать своеобразный экзамен "на вход в профессию"

Как станет проходить аттестация по новым правилам? Московский государственный педагогический университет предложил такую модель: учитель на аттестации может набрать максимум 100 баллов. До 60 баллов будет приходиться на оценку квалификации, до 40 - на оценку профессиональных качеств. Из этих 40 баллов отзывы учеников могут составить максимум 25 баллов, работодателя - до 10 баллов, 5 баллов - мнения выпускников.

В октябре 2018 года пройдет общественно-профессиональное обсуждение новой модели, а в ноябре - рассмотрение итогов на Всероссийской конференции, посвященной этой теме.

От первого лица

Ольга Васильева, министр просвещения России:

Новая горизонтальная система учительского роста предлагает достаточно серьезные оценочные процедуры. Сначала - по собственному желанию в течение какого-то времени, потом - обязательные. Прежде всего проверяются предметные знания, дается психолого-педагогическая оценка учителю. В 13 регионах у нас прошло добровольное анонимное тестирование учителей русского языка и математики. Большая часть с заданием не справилась, мы способствовали тому, чтобы каждый человек выработал траекторию совершенствования. Некоторым придется переучиваться, я так полагаю, года три.

Справка "РГ"

Пилотные регионы, участвовавшие в апробации новой модели:

Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Чеченская Республика, Краснодарский край, Красноярский край, Хабаровский край, Волгоградская область, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Рязанская область, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область, Ярославская область.

Дорожная карта переход на новую модель учительского роста

Первый этап: установление новых должностей педагогических работников (2017-2018)

Второй этап: внесение изменений в профстандарт "педагог" в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций (2018)

Третий этап: разработка нового Порядка проведения аттестации, составление и апробация Единых федеральных оценочных материалов (2018-2019)

Четвертый этап: внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам.

Рособрнадзор в октябре проведет Всероссийское исследование компетенций учителей. В проверке примут участие 18 тыс. педагогов из 45 регионов. Решение об участии в исследованиях регионы принимали добровольно, уточняется в сообщении ведомства.

Как заявил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, проверка дополнит «систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства».

В каждом регионе организуют площадки, где учителя будут выполнять специальные задания по материалам, разработанным на федеральном уровне. Педагогам предстоит принять участие в исследованиях по дисциплинам, которые они преподают в школах: русскому языку и литературе, математике и информатике, истории, обществознанию, экономике, праву, предметам «Россия в мире», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Наряду с заданиями диагностической работы в рамках исследования учителям предстоит ответить на вопросы анкеты, часть которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов их работы. Также исследуются результаты учителей в зависимости от контекстных данных — тип школы, размер населенного пункта, стаж и возраст учителя и т. п.

На 2019 год запланировано продолжение исследований для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. В них прогнозируется участие уже 40 тыс. учителей из 70-ти регионов.

Как уточнили в Рособрнадзоре, в дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения.

Ранее Рособрнадзором был реализован ряд проектов, направленных на разработку объективной модели оценки компетенций учителей и проведена апробация. Так, в 2015 году совместно со Всероссийской ассоциацией учителей истории и обществознания и Российским историческим обществом проведено Всероссийское исследование «Портрет учителя истории», в рамках которого опрошено около 6 тыс. участников. Целью исследования был экспертный анализ уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания с учетом внедрения концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

В октябре 2015 года проведено предварительное исследование компетенций учителей русского языка, в котором приняли участие около 1 тыс. педагогов.

В апреле—мае 2016 года состоялся основной этап исследований компетенций учителей математики и русского языка (по 8 тыс. участников соответственно) и литературы (6 тыс.). В рамках исследования учителя выполняли диагностическую работу, включавшую три блока: решение задач, решение методических проблем в конкретной педагогической ситуации, оценивание работ и комментирование ошибок обучающихся.

Апробация новой модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики прошла осенью 2017 года в 13 регионах России. В ней приняли участие около 5 тыс. учителей.

В комментарии РБК сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий назвал целью исследования Рособрнадзора попытку убедить общественность и власть в недостаточном профессионализме учителей России, а значит, «им не надо повышать зарплаты, не надо совершенствовать, облегчать систему отчетности». Однако, по словам Луховицкого, будут «распилены очень неплохие деньги». «Я поздравляю Рособрнадзор, им удалось сделать хороший бизнес», — сказал он.

Сам исследование Рособрнадзора он назвал «абсолютно бессмысленным», потому что «заранее предполагается невозможность использовать его результаты». «Это исследование, задуманное теми, кто школу не знает, кто в школе не работал и оценивать работу педагога не может в принципе», — пояснил он.