Установка на данность и установка на рост. Установка на рост

Вызвала смешанную реакцию. Кто-то написал: «Спасибо, актуально». А кто-то заявил, что статья была бесполезная. Мол, ну, да, у моего ребенка установка на данность. А дальше то что с этим делать? Непонятно.

На самом деле, выявить и обозначить проблему – это первый и необходимый шаг . Если вы видите, что ребенок отказывается от сложных заданий, скрывает свои ошибки и промахи, совершенно не воспринимает даже конструктивную критику, ему важнее казаться крутым и умным, чем научиться чему-то– это повод пересмотреть свое поведение и начать серьезную работу. С тем, чтобы установка на данность превратилась в установку на рост. Чтобы заложить основы будущего успеха ребенка.

Итак, что делать, если у вашего ребенка сформировалась установка на данность . Сразу скажу, что волшебного рецепта у меня нет. Нельзя один раз сказать ребенку правильные слова, погладить его по спинке и успокоиться. Для того, чтобы изменить установку, требуется изменить поведение, привычки – свои и ребенка, нужно по-другому выстраивать общение с ним и выработать новые способы реакции на те или иные ситуации.

Я долго и мучительно пыталась заставить себя составить перечень советов. Было сложно. Потому что все проблемы, описанные в предыдущей статье, мы переживаем в нашей семье. У нашего Макса установка на данность. Мы работаем с ней (вернее, против нее:)) уже около года. Прогресс есть и очень серьезный.

К примеру, наш ребенок теперь может достойно переживать неудачу и неуспех. Если раньше, проиграв в какой-то игре или соревновании, он дулся, обижался, кричал, что «теперь никогда и ни за что больше», то сейчас он говорит «давай попробуем еще раз. Что я делал не так? Что мне сделать, чтобы я стал играть лучше?». Да, срывы бывают. Если неудача болезненна (проигрыш младшему по возрасту ребенку, к примеру), то Макс может заплакать. Взахлеб, как маленький. Но через какое-то время подойдет и попросит его потренировать и поучить. Для нас это большой успех.

Остались какие-то вещи, которые требуют внимания и усилий. Постоянное желание Макса быть лучше других. Он жаждет доказательств того, что у него получается выше, красивее, больше, круче… Иногда эти доказательства для него важнее собственного прогресса и роста в том или ином деле. Так что мы не складываем лапки, а продолжаем целенаправленно трудиться над формированием установки на рост. Думаю, что получится.

Ниже советы, которые сработали у нас и, думаю, помогут многим.

1. Хвалите не за способности и интеллект, а за приложенные усилия. Я не первый раз пишу о важности правильной похвалы. Нельзя говорить ребенку «Ах, какой ты у меня умный! Как быстро ты все делаешь! Как здорово у тебя получается!». Нельзя, даже если очень хочется. Почему? – очень просто. Ребенку, конечно, страшно приятно наблюдать ваши восторги, но помимо них он слышит во что: «Если в следующий раз ты сделаешь задание медленнее или ошибешься, значит, не такой уж ты умный и замечательный».

Критерием успеха для него становится быстрота и правильность выполнения того или иного упражнения. А какие упражнения можно быстро и без ошибок выполнить? – Правильно, самые легкие. Похвала за ум и способности формирует у ребенка привычку выбирать самые простые дела и задания. Ведь у них он сможет блеснуть. Неуспех или неудача становятся для него доказательством собственной никчемности, бесталанности и неумности.

Совсем другая картина возникнет, если вы будете хвалить ребенка за усилия, за труд, который он вложил, за упорство в преодолении трудностей, за найденные и исправленные ошибки. Звучит странно. Как, хвалить за исправленные ошибки, а не за их отсутствие? – да, именно так. Быстро и без ошибки? – Скорее всего, задание было слишком легким. Так и скажите ребенку. «Знаешь, дружок, мне кажется, это задание для тебя очень легкое и ты не сможешь ничему научиться, выполняя его. Давай попробуем найти для тебя более интересную задачу».

2. В случае неуспеха дайте ребенку адекватную обратную связь. Многие родители бояться расстроить ребенка, честно рассказав ему о его ошибках. Особенно, если ребенок находится в грусти и печали после какой-то неудачи. Ребенок проиграл в игре или соревновании. Что ему сказать? – Я думаю, ты был самым лучшим. Для меня ты всегда лучший. – Не так уж это и важно, подумаешь, проигрыш. – В следующий раз у тебя обязательно получится!

Обратите внимание, все эти реплики родители, хорошие родители, произносят из лучших побуждений. И все они оказывают ребенку медвежью услугу. В первом случае ребенок понимает, что мама или папа врут. Он же знает, что не был лучшим. Во втором родители обесценивают то, что важно для ребенка. И он учится: то, что у меня не получается, не имеет особого значения. Не получится – я на это плюну, и все. Третий случай самый коварный, казалось бы, все правильно. Подбадриваем и мотивируем ребенка. Но давайте вдумаемся. С чего вдруг у него что-то получится в следующий раз? Потому что он такой способный? Потому что вы в него верите?

На самом деле, как бы жестоко это не выглядело, ребенку стоит рассказать правду. О том, что пока еще он не настолько хорош, чтобы побеждать в соревновании. О том, что ему стоит научиться этому и тому, исправить то и это. Что стоит приложить много усилий. Что если он хочет побеждать, то на тренировки стоит тратить больше времени и учиться на ошибках.

В общем, не утешайте, не успокаивайте. Лучше расскажите, что пошло не так и как это исправить. Вот более подробно об обратной связи в случае неуспеха.

3. Критикуйте, но не оценивайте. Опять же, многие мамы и папы бояться критиковать ребенка. Мол, критика только усугубит ситуацию. Они правы. Критиковать ребенка не стоит. А вот его поведение можно и нужно.

Рассмотрим частую ситуацию: у ребенка что-то не получается, скажем, понять какое-то математическое правило и применить его к решению задачи. Можно сказать: «Да, способностей у тебя к математике ноль. Эх ты, деревянная голова». Это плохо. Это плохо даже в мягком варианте: «Ты у меня гуманитарий».

А вот объяснить ему, в чем, собственно, проблема, почему не получается – надо обязательно. «Милый, ты пытаешься найти ответ, так и не поняв принцип решения задачи. Ты ведь не осознал по-настоящему, каким образом можно построить схему, которая поможет тебе найти решение. Ты торопишься, чтобы поскорее отделаться от домашнего задания. Так дело не пойдет».

Ребенок пытается отбить теннисный мяч. Не выходит. Можно сказать: «Неумеха». А можно показать, почему не получается – не так держит ракетку, слишком поздно ее поднимает,… Чувствуете разницу? Оценочная критика вредит ребенку, внушает ему неуверенность в своих силах. А конструктивная – напротив, помогает ему понять, как добиться успеха.

4. Повышайте стандарты и требования, но не забывайте показать ребенку, как им соответствовать. Это логичное продолжение предыдущего правила. Недостаточно указать на ошибки и недочеты. Важно показать, как их можно исправить.

Самые мудрые учителя и тренеры задают для своих учеников очень высокую планку. Но при этом, не оставляют их в неведении. Они демонстрируют по шагам, поэтапно, как достичь успеха. Они инструктируют и направляют ребенка. Они снабжают его набором инструментов, с помощью которых он может прийти к цели. Делайте то же самое.

5. Покажите пример своим поведение. Один из самых важных пунктов. Бывает, что родители отлично запоминают все правила и очень правильно хвалят, критикуют и направляют ребенка. Но в один прекрасный момент он слышит мамино восклицание по отношению к соседскому мальчику: «Какой же он умница, настоящий талант» или «У, это полная бездарность». И ребенок начинает думать, если мама так оценивает мальчика, то что же она думает о нем. Понимаете, нельзя в отношении собственного ребенка применять одни принципы и правила, а в отношении остальных людей (в том числе и к себе) – другие. Ребенок воспринимает картину мира целиком. И непременно выявит противоречия и несоответствия.

Расскажу историю из жизни. У нашего Макса есть противная особенность. Если что-то пошло не так, то он первым делом ищет, на кого бы свалить вину. Признать свои ошибки для него очень сложно. Серегу эта особенность страшно нервирует и он всеми силами с нею борется.

И вот как-то я слушала очередные мужнины нравоучения и вдруг меня осенило. Так ведь сам Серега никогда в жизни свои ошибки публично не признает. Да, он может чувствовать свою вину, он может жутко переживать – я то знаю. Но если зайдет речь о случившемся, то никогда и ни за что он не скажет прямым текстом, что был не прав – по крайней мере, перед Максом и бабушкой. То ли он считает это ниже своего достоинства, то ли еще что. Но факт остается фактом, Серега всегда оказывается на высоте, а виноваты другие люди или обстоятельства.

Я к этой особенности супруга привыкла и на нее внимания не обращаю. Я знаю, что это показуха. Но Макс то об этом не знает. Он наблюдает, как «папа всегда прав». А папа для него авторитет необыкновенный, выше только звезды.

И получается, что Серега ему говорит одно, а поступает совсем по-другому. Неудивительно, что Макс, который очень хочет быть как папа, продолжает искать виноватых. Поговорила на эту тему с супругом. – Слушай, — говорит. – Ты, наверное, права. Вот блин.

Действительно блин:) Теперь мы взяли за правило время от времени обсуждать свои промахи. При Максе.

А еще мы частенько рассказываем сыну истории выдающихся людей и их успехов. Не в смысле, вот какие они гении, а про их жизненные перипетии, их труды и усилия. Про то, что даже самую большую неудачу можно превратить в выдающийся успех. Про то, что талант без труда ничего не стоит.

А какие секреты по формированию установки на рост есть у вас? Поделитесь!

Установка на данность и установка на рост

Если вам свойственна установка на данность, каждая ситуация, в которой вы оказываетесь, представляет собой референдум по вопросу о том, обладаете ли вы теми качествами и способностями, которые себе приписываете? Дети с установкой на данность прекрасно себя чувствуют, пока решают относительно легкие головоломки. Но, когда начинаются трудности, у них в голове раздается шепоток: «Ты не справишься. У тебя для этого недостаточно способностей». И они начинают нервничать, теряют терпение, расстраиваются, утрачивают веру в успех. Лучше сразу сдаться, чем продолжать ощущать и демонстрировать свою некомпетентность.

Дети с установкой на рост предполагают, что способности к решению головоломок не являются чем-то раз и навсегда данным. Они предполагают, что это навык, который можно развивать, и видят в решении более трудных головоломок как раз те упражнения, которые необходимы для совершенствования данного навыка. Дуэк поясняет: «Неудачи их не только не обескураживали; они даже не считали это неудачами. Такие дети видели в ошибках просто процесс учебы». Для них головоломка является не способом оценки навыков и способностей, а средством для развития их; она не экзаменатор, а тренер.

Получается так, словно дети с установкой на рост решают головоломки в учебном классе, а дети с установкой на данность делают то же самое в экзаменационной аудитории. В каком из двух помещений вы предпочли бы находиться?

Дуэк замечает, что многие из нас считают, что наши фундаментальные черты характера, качества, особенности личности высечены в камне. Слова, которые мы слышали в свой адрес в детстве, лишь подкрепляют эту тенденцию: «Он прирожденный лидер», «Она такая умница», «Ты такой добрый мальчик», «Ты рожден быть спортсменом». Наши идентификационные истории основаны на том, какими качествами мы обладаем. И из этого напрашивается очевидный вывод: природу никакими усилиями не обманешь. Как нам на роду написано, так и будет, так что и суетиться незачем.

Из книги Психологические типы автора Юнг Карл Густав

б) Установка бессознательного Может быть, кажется странным, что я говорю об «установке бессознательного». Как я уже достаточно объяснял, я представляю себе отношение бессознательного к сознанию как компенсирующее. При таком воззрении бессознательное так же имело бы

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Установка и внимание Высокая избирательность ориентировочного рефлекса может появиться и в отношении его эффекторной, двигательной части.Исследования показали, что если человек ожидает вспышки света, то у него возникает изменение электрических ответов («вызванных

Из книги Практическая психология для менеджера автора Альтшуллер А А

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Установка на избранность Никто и ничего в этом мире вам не даст. Вы должны либо сами взять то, что вам нужно, либо создать условия, при которых вам это отдадут добровольно. Ваше оружие – просьба, угроза, давление, создание противникам проблем. И это оружие должно иметь

Из книги Фитнес для ума автора Лисс Макс

Из книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! автора Ковпак Дмитрий

Установка долженствования Центральной идеей установки служит идея долга. Само слово «должен» является в большинстве случаев языковой ловушкой, поскольку означает: «только так и никак иначе», «на 100 процентов». Поэтому словоформы «должен», «должны», «должно» и им

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Установка катастрофизации Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации. Отражает иррациональное убеждение, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так вне любой системы отсчета. Установка проявляет

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Установка максимализма Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже если никто не в состоянии их достичь. А также последующее использование их в качестве эталона для определения ценности

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Установка персонализации Проявляет себя как склонность интерпретировать события в аспекте личных значений, связывать события с собой, когда нет никаких оснований для этого.«Все на меня смотрят», «Наверняка эти двое сейчас оценивают меня» и т. п.Слова-маркеры:

Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак Дмитрий

Установка сверхобобщения Сверхобобщение относится к образцам выведения общего правила или вывода на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) обо

Из книги автора

Установка оценочная Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание может оказать и отрицательное влияние, если какую-то отдельную особенность человека отождествляют с ним в

Из книги автора

Из книги автора

К чему ведет лидеров установка на данность В отличие от Алана Вюртцела, лидеры компаний, которых Коллинз использовал в качестве группы сравнения, демонстрировали явно выраженные симптомы установки на данность.Руководители с установкой на данность (и вообще все ее

Из книги автора

8.2. Мотивационная установка Выше уже говорилось, что с началом действия (или деятельности) мотив не исчезает, он остается в памяти, придавая смысл этому действию, а цель действия фиксируется в механизме его контроля - аппарате сличения в виде эталона, с которым происходит

Из книги автора

Переход от установки на данность к установке на рост Разобравшись с упрощающими ярлыками, давайте обратимся к другому аспекту процесса самоидентификации: считаете ли вы свои качества и черты характера фиксированными, данными раз и навсегда, или они могут меняться и

Из книги автора

Установка оценочная Дурак обвиняет других; Умный обвиняет себя; Мудрый же не обвиняет никого. Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание демонстрирует свой иррациональный

Главная идея книги: существует 2 типа людей, первый тип людей – люди с установкой на данность – закрыты ко всему новому и боятся неудач. Второй тип людей – люди с установкой на рост – не воспринимают неудачи как угрозу своему эго, адекватно относятся к критике и открыты новым идеям.

Интересно: практические задания, живые кейсы, истории великих учителей, рекомендации о том, как правильно хвалить учеников/детей, упражнения на развитие установки на рост в разных сферах жизни, объяснение процессов и причин на научной основе.

Два типа установок

Установка на данность

Приходилось ли вам встречать людей, которые одержимы только одной целью – самоутверждением? В классе, в карьере, в отношениях с другими людьми. Такие люди в любой ситуации испытывают потребность доказывать свою образованность, индивидуальность, репутацию. Каждая ситуация оценивается ими с позиции: «Я добьюсь успеха или провалюсь? Я покажусь умным или глупым? Меня примут или отвергнут? Я почувствую себя победителем или неудачником?»

Такие люди мечтают о «вершине», но часто не любят своё дело. Главное - результат, демонстрация таланта.

Установка на рост

Но существует и другая установка, установка на рост. Это вера, что желанные качества можно в себе развить, и эта установка разжигает страсть к обучению. Зачем тратить время на то, чтобы снова и снова доказывать, какие мы великие, если можно использовать его для самосовершенствования? Зачем скрывать недостатки, если их можно преодолевать? Зачем цепляться за то, что проверено, если можно опробовать неизведанное, что раздвинет ваши горизонты.

Стремление к развитию своих возможностей и упорство в этом стремлении, даже тогда, когда у вас не очень получается, и есть главный признак установки на рост.

Установка на рост позволяет нам расти и преуспевать, порой даже в самые тяжелые периоды своей жизни.

Как работают установки

Чтобы лучше понять, как работают эти два типа установок, представьте себе как можно нагляднее, что вы человек, у которого день действительно не задался.

  • Что вы подумаете?
  • Как вы себя почувствуете?
  • Что вы сделаете?

Вот как на эти вопросы отвечают люди с установкой на данность: «Я ощутила бы себя отвергнутой», «Я бы подумала, что я неудачница», иными словами, они восприняли бы случившееся как непосредственную оценку их компетентности и значимости.

И вот что эти люди в такой ситуации подумали бы о своей жизни: «Моя жизнь просто жалкая», «Жизнь не справедлива и все усилия напрасны», «Я самый несчастный в мире человек».

На самом деле, речь идет только об отметке, квитанции и неудачном звонке.

Может, так говорили люди с очень низкой самооценкой? Или пессимисты? На самом деле нет, в период, когда им не приходится справляться с неудачами, они чувствуют себя точно такими же оптимистичными, умными, привлекательными и достойными уважения людьми, как и люди с установкой на рост.

Как же они выйдут из затруднительного положения? «Я не стану больше вкладывать столько времени и усилий, чтобы проявить себя», «Не буду ничего делать», «отлежусь, съем шоколадку».

Что тут можно сделать? Люди с установкой на рост говорят:

«Мне нужно серьезнее взяться за учебу, быть более внимательным, с земельным налогом, и узнать у подруги, не случилось ли с ней что-нибудь в тот день», «подумаю над тем, как изменить метод подготовки к очередному тесту, оплачу штраф, и при следующем же разговоре выясню, что с моей подругой не так».

Кто не расстроиться в подобных обстоятельствах? Никто не рад плохой оценке, размолвке с подругой. Однако люди с установкой на рост не клеймили себя и не разводили руками в бессилии. Они, хотя и чувствовали себя подавленными, были готовы взять на себя риск принять «бой» с трудностями и работать над их преодолением.

Определяем свою установку

Хотите знать, какая у вас установка? Ответьте на следующие вопросы об интеллектуальном потенциале человека.

  1. Ваши умственные способности – это ваше основополагающее качество, и вам не дано что-либо существенно изменить.
  2. Вы можете осваивать новые знания, но вы не способны изменить свой уровень интеллекта.
  3. Не важно, какой у вас уровень интеллекта, вы всегда можете его значительно повысить.
  4. Вы всегда можете стать намного умнее.

«Да» на вопросы 1 и 2 ответят люди с установкой на данность. Положительные ответы на вопросы 3 и 4 отражают установку на рост. Какая позиция вам ближе?

Теперь попробуем ответить на вопросы об установках на особенности вашей личности

  1. Вы человек определенного типа, и вы немного можете сделать, чтобы изменить это.
  2. Неважно, к какому типу вы относитесь, – вы всегда можете существенно измениться.
  3. Вы можете многое делать по-другому, но ваши способности изменению не подлежат.
  4. Вы всегда можете изменить те или иные основополагающие качества, которые делают вас таким, какой вы есть.

Здесь уже вопросы 1 и 3 выражают установку на данность, а вопросы 2 и 4 – установку на рост. С чем вы в большей степени согласны?

Попробуйте ответить на вопрос:

Когда вы ощущаете себя умным: когда не ошибаетесь или когда учитесь?

  1. Когда я не делаю никаких ошибок.
    Когда что-то для меня легко, а другие люди не могут это сделать.
  2. Когда я долго работаю над чем-то и вдруг решение начинает вырисовываться у меня в голове.

Ответ номер два говорит о наличии установки на рост.

Работаем с установкой

Все люди, осознанно или нет, постоянно ведут хронику того, что с ними происходит, анализируют, что означает происходящее, и решают, что им следует делать.

Люди с установкой на данность очень и очень внимательно оценивают каждый бит информации.

У людей с установкой на данность: «хорошие новости» вызывают чрезвычайно сильную позитивную реакцию, а плохие – крайне негативную.

Люди с установкой на рост также постоянно ведут мониторинг происходящего, но их внутренний монолог производит оценку по-другому.

Люди с установкой на рост воспринимают информацию с точки зрения ее полезности для обучения и планирования конструктивных действий на будущее: «Какой урок из этого я могу извлечь?»; «Как я могу стать лучше?»; «Как я могу помочь своему партнеру справиться с этим успешнее?»

Практические задания:

– Подумайте о ком-нибудь с глубоко укоренившейся установкой на данность. Вспомните, как он или она постоянно пытается самоутвердиться и настолько он сверхчувствителен к любым намекам на то, что он, возможно оказался не прав или допустил ошибку. Вы никогда не задавались вопросом, почему подобные люди так себя ведут?

– Подумайте о ком-нибудь из ваших знакомых, кто успешно применяет установку на рост, – о ком-то, кто понимает, что важные качества можно культивировать. Подумайте о том, как подобные люди реагируют на препятствия. Вспомните, что они делают, чтобы расширить пределы своих возможностей. В какую стороны вы, возможно, захотели бы изменить или развить себя?

– Теперь представьте, что вы решили выучить новый язык и записались на курс. После нескольких занятий преподаватель вызывает вас к доске и начинает засыпать вопросами.

Поставьте себя в положение человека с установкой на данность. Для ваших способностей настал момент истины. Вы чувствуете, как все взгляды прикованы к вам? Вы видите по выражению лица преподавателя, что он оценивает вас? Вы испытываете напряжение, ощущаете, как ваше эго дрожит и корчится? Какие еще мысли и чувства в вас зарождаются?

А теперь настройтесь иначе – на установку на рост. Вы новичок, поэтому вы здесь и оказались. Вы пришли, чтобы учиться. Чувствуете, как напряжение отступает? Ощущаете, как ваш ум активируется, становится более восприимчивым?

Идея такова: вы способны изменить свою установку.

Хвалите детей за усилия.

Избегайте позитивных/негативных ярлыков и оценочных суждений

Лучшее, что можно сделать для ребёнка, - научить его любить испытания, с интересом анализировать ошибки, радоваться успехам и никогда не переставать учиться.

Установка на рост формируется, если родители поощряют развитие и обучение детей, установка на данность - если они заботятся об имидже, а не о развитии ребёнка.

Пример 1

Прислушайтесь: “Ты выучил урок так быстро! Ты у меня такой умный” или “Да она даже не готовится к урокам, просто природные данные, не знаю как она это делает”

С первого взгляда это кажется словами поддержки и похвалой. Но какие выводы делает ребенок: “Если я не смогу быстро выучить урок, я не умный”. “Если я не смогу ответить на уроке без подготовки, мама поймет, что никакого дара у меня нет, я не особенная, я такая же как все, а может и хуже”.

Раздавая детям даже позитивные ярлыки («одаренный», «талантливый» и «гениальный»). Мы не хотим отбить у них охоту к испытаниям и лишить перспективы на успех. Но по факту делаем именно это.

После исследований, психологи пришли к выводу: похвала в адрес интеллекта детей снижает их результаты и подрывает мотивацию (примеры экспериментов вы найдет в книге – примечание редакции).

Как же быть? Перестать хвалить? Нет. Держаться подальше от определенного типа похвал - от похвалы уму и таланту. Хвалите детей за процесс, за усилия и настойчивость. “Ты подготовился к тесту и твои оценки стали лучше. Ты прочитал все несколько раз, потратил на это свое время и усилия, поэтому сдал тест. Вот это дело.”

Пример 2

Иногда дети сами себя оценивают и навешивают ярлыки. Вот какую историю рассказал Хаим Гинотт о 14-летнем Филиппе. Подросток работал вместе с отцом и нечаянно опрокинул коробку с гвоздями. Те рассыпались по всему полу. Филипп посмотрел на отца виновато и сказал:

  • Филипп: Ну вот! Какой же я косорукий.
  • Отец: Это не то, что мы говорим, когда гвозди рассыпаются.
  • Филипп: А что нужно сказать?
  • Отец: Нужно сказать: «Гвозди рассыпались – я их соберу!»
  • Филипп: И все?
  • Отец: И все.
  • Филипп: Спасибо, папа.

Не судите! Учите! Научить можно всему.

Преподаватель как пример

Учителя с установкой на рост любят учиться. А преподавание – это замечательный способ обретения новых знаний. Преподаватели с установкой на данность обычно смотрят на себя как на законченный продукт. Их роль заключается в передаче своих знаний, и не более того. Но разве не скучно год за годом делать одно и то же?

А вы какой преподаватель? С установкой на рост или с установкой на данность?

Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://сайт/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://сайт/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

  • заключает настоящий договор добровольно;
  • ознакомился со всеми условиями настоящего договора;
  • полностью понимает и подтверждает предмет оферты и договора;
  • обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего договора.

Это был самый сокрушительный момент его жизни. Но во время второго тайма подумал: «Если ты сделал ошибку, тебе придется ее исправить. И я понял, что у меня есть выбор. Я мог упиваться горем, а мог сделать что-то, чтобы преодолеть его». Маршалл собрался и во второй половине матча провел одну из лучших своих игр, внеся существенный вклад в победу своей команды.

Вместо того чтобы позволить этому случаю навсегда покрыть его позором, Маршалл взял над ним верх. Он использовал неудачу, чтобы стать лучше и как игрок, и, по его мнению, как человек. Однако для людей с установкой на данность подобная «потеря лица» может превратиться в неизгладимую, не дающую им покоя травму.

Сухарь

Жил-был конь, настолько маленький и корявенький, что его подумывали усыпить. Жила-была еще целая команда людей - жокей, хозяин и тренер, - также искалеченных жизнью, каждый по-своему. Но благодаря чрезвычайной решимости всем судьбам назло они стали победителями.

История времен Великой депрессии о лошади по кличке Сухарь и ее слепнущем жокее, которые вопреки всем своим бедам стали чемпионами США, легла в основу книги и фильма, знакомого российскому зрителю под названием «Фаворит». Для истерзанной нации эта лошадь и ее жокей превратились в символ того, что с помощью силы духа и стойкости можно преодолеть все.

Не менее трогательна история и самого автора романа «Сухарь: легенда Америки» Лоры Хилленбранд. В свои студенческие годы она пережила жестокий приступ хронически рецидивирующей астении, от которой так никогда полностью и не излечилась, из-за чего нередко оказывалась не в состоянии работать. Но история о «лошади, которая смогла», тронула ее и вдохновила на написание прекрасной прочувствованной истории о триумфе . Книга стала памятником и триумфу Сухаря, и ее собственному.

Если посмотреть сквозь призму установки на рост, и та и другая история - свидетельство того, сколь велика преобразующая мощь усилий. Мощь, способная изменить ваши способности и вас самих как личность.

Большое усилие - большой риск

Если некто знает, что ему чего-то недостает, то может пыхтеть, сколько ему заблагорассудится, без ущерба для своей репутации. Однако если предмет вашей гордости - полное отсутствие недостатков, если вы слывете гением, талантом или самородком, вам есть что терять. Усилия могут принизить вас.

Дебют Нади Салерно-Зонненберг состоялся, когда юной скрипачке было всего десять лет. Тогда она выступила с Филадельфийским оркестром. Тем не менее Надя приехала учиться в Джульярдской школе музыки у великого скрипичного педагога Дороти Делэй, имея целый «комплект» . Ее техника владения смычком и постановка пальцев были крайне неуклюжими, скрипку она держала неправильно, но отказывалась что-либо менять.

Через несколько лет Надя заметила, что другие ученики догоняют и даже обгоняют ее.

А в восемнадцать она пережила настоящий кризис веры в себя. «Я привыкла к успеху, к тому, что в газетах меня называют чудо-ребенком, и вдруг почувствовала себя неудачницей». Этот вундеркинд боялся попыток. «Все, что я испытывала, сводилось к страху провала… Если ты пойдешь на прослушивание и не будешь стараться, если ты реально не готовился, не потрудился как следует и не выиграл, тогда у тебя есть оправдание… Нет ничего сложнее, чем признать: я вложил в это дело всего себя, а результат оказался недостаточно хорош».

Для людей с установкой на данность нет мысли более пугающей, чем та, что можно попытаться и провалиться, не имея никакого оправдания. Эта мысль преследовала Надю и буквально парализовывала ее. В какой-то момент девушка даже начала ходить на занятия без скрипки! А затем однажды, после того как столько лет проявляла терпение и понимание, Делэй заявила своей ученице: «Послушай, если ты на следующей неделе не принесешь свою скрипку, я выгоню тебя из моего класса».

Надя пришла в ужас от мысли, что может потерять учителя. И решила, что честный провал - все же лучше, чем то, к чему она придет, продолжая в том же духе. Она снова начала заниматься с Делэй и готовиться к предстоящему конкурсу, впервые выложилась целиком и, кстати, победила.

Вот что она сейчас говорит: «Теперь я точно знаю, что любимому делу нужно отдавать все силы, работать с полной отдачей. И если это музыка, готовься преодолевать себя всю оставшуюся жизнь».

Каждый ли может добиться успеха?

Все ли люди с правильной установкой способны на великие свершения? Можно ли отправиться в худшую среднюю школу своего региона и научить тамошних школьников высшей математике? Если да, тогда будет совершенно ясно, что с правильной установкой и правильным преподаванием люди способны на большее, чем принято ожидать.

Гарфилдская средняя школа была одним из худших учебных заведений Лос-Анджелеса. Сказать, что ее ученики в ней не интересовались учебой, а учителя не питали иллюзий, что могут что-либо изменить, - это значит ничего не сказать. Но Хайме Эскаланте, прославившийся после выхода в свет фильма «Выстоять и сделать», недолго думая взял да и научил ее подопечных - детей из беднейшего латиноамериканского квартала города - математике на уровне вуза.

Со свойственной ему установкой на рост он задался вопросом: «Как я смогу это сделать?», а не «Смогу ли я это сделать?», а также «Как они лучше всего будут усваивать материал?», а не «Смогут ли они вообще усвоить такой материал?»

Эскаланте не просто преподавал школьникам высшую математику, а смог, вместе со своим коллегой Бенджамином Хименесом, вывести своих учеников на первые места в общенациональном тесте по математике.

В 1987 году Гарфилдская средняя оказалась на четвертом месте в стране по количеству учеников, сдавших тест по программе углубленного изучения математики. Впереди нее оказались только три другие муниципальные школы, причем среди них были средняя школа им. Стайвесанта и средняя школа естественных наук Бронкса - элитные нью-йоркские школы с математическим уклоном.

Более того: большинство учеников школы в Гарфилде получили настолько высокие оценки за этот тест, что завоевали право на поступление в колледж. Всего несколько сотен американских школьников мексиканского происхождения в том году сдали тест на таком высоком уровне. Это означает, что мы, недооценивая способность учеников к развитию, теряем огромный интеллектуальный потенциал.

Enron и установка на таланты

В 2001 году мир бизнеса потрясла новость: Enron - пример для подражания всех корпораций, компания будущего - банкрот. Что случилось? Как такая многообещающая компания могла потерпеть крах? Почему все пошло прахом? Из-за некомпетентности? Или из-за коррупции? Нет. Все произошло из-за установки.

По мнению Малкольма Гладуэлла, обозревателя еженедельного журнала New Yorker, американские корпорации помешались на талантах. И действительно, все гуру из McKinsey в один голос твердили: сегодня корпорациям для успеха требуется установка на таланты. Точно так же как в спорте, настаивали они, самородки бывают и в бизнесе. Точно так же как спортивные клубы выписывают огромные чеки, чтобы заполучить особо талантливого игрока, так и корпорации не должны скупиться при найме гениев.

Как пишет Гладуэлл, «эта “установка на таланты” стала новой религией американского менеджмента». Она легла в основу корпоративной культуры компании Enron и… посеяла семена ее погибели.

Компания Enron усиленно привлекала большие таланты, главным образом людей с «мудреными» степенями и званиями, что само по себе не так уж и плохо. Она платила им большие деньги, в чем тоже нет ничего страшного. Но, полностью доверившись их таланту, Enron допустила роковую ошибку: она создала культуру, боготворящую талант, тем самым побуждая своих сотрудников стремиться выглядеть и действовать необычайно талантливо. По сути, она навязала им установку на данность.

В своей статье Гладуэлл приходит к выводу, что люди, попавшие в условия, при которых их ценят за врожденный талант, начинают переживать угрозу своему имиджу как смертельную опасность. «Они никогда не пойдут на то, чтобы принять меры к исправлению. Они ни за что не согласятся выйти и признать свои ошибки перед инвесторами и обществом. Они скорее солгут». Очевидно, что компания, не способная исправлять свои просчеты, не может процветать.

Если Enron погубила установка на данность, означает ли это, что у компаний, которые живут и здравствуют, имеется установка на рост?

В своей книге «От хорошего к великому» Джим Коллинз говорит, что ключевым для успеха фактором является тип лидера, стоящего во главе организации. Как показало исследование, у всех руководителей, приведших свои компании к величию, имелись определенные общие черты.

Во всех случаях у руля оказывался не харизматичный босс, объявивший себя великим талантом, а человек скромный, постоянно задающий себе и другим различные вопросы и способный принять любой ответ. Это были люди, способные смотреть правде в глаза, признавать провал, даже собственный, и при этом сохранять веру в то, что в конце концов они смогут добиться успеха.

Взаимоотношения: установка и любовь (или ненависть)

Семья Контос подготовилась к свадьбе на славу. Николь Контос в сногсшибательном свадебном платье приехала в церковь на «роллс-ройсе». Архиепископ уже ждал внутри, чтобы провести церемонию бракосочетания в присутствии пары сотен друзей и родственников, слетевшихся со всего мира. Все шло просто идеально. До того самого момента, пока шафер не подошел к невесте и не сообщил ей новость: жених не приедет. Вы можете себе представить, какой это был шок, какая боль?!

Семья, подумав о двух сотнях гостей, решила, что торжественный обед все же должен состояться. А затем спросили Николь: что она будет делать? Проявив невероятное мужество, она надела маленькое черное платье и тоже отправилась на прием, где станцевала соло под музыку I Will Survive. Это был не тот танец, о котором она мечтала, но именно он сделал ее героиней страны - на следующей день о ее полном драйва поступке говорила вся пресса.

Николь погоревала, но не погрузилась в депрессию на долгие годы.

Поступок Николь схож с поступком футболиста, побежавшего в неправильном направлении. Произошло событие, которое могло унизить и заклеймить их навсегда, но эти люди сделали так, что оно их возвысило. И что еще примечательно. Николь много раз повторяла, какой болезненной для нее была полученная травма (еще бы, оказаться брошенной на собственной свадьбе!), но она ни разу не употребила слово «унижение».

Если бы она восприняла случившееся как приговор, подтверждение ее негодности и неполноценности - и почувствовала бы себя униженной, - то сбежала бы и спряталась ото всех. Вместо этого ее чистая, искренняя печаль дала ей силы подпитать себя любовью друзей и родственников и начать процесс излечения. Кстати, а что произошло далее с Николь? Пару лет назад в том же самом свадебном платье и в той же самой церкви она вышла замуж за потрясающего парня. Было ли ей страшно? Она говорит: «Нет. Я знала, что он придет».

Люди с установкой на данность воспринимают тот факт, что их отвергли, как оценку их качеств, как клеймо, которое они теперь будут носить вечно. Будто им вынесли официальный вердикт и написали у них на лбу: «К любви не годен!» Дня не проходит, чтобы они не испытывали обиды и не думали о мести.

У людей с установкой на рост иное восприятие. Им важно понять произошедшее, простить и двигаться далее. Хотя они тоже переживают случившееся глубоко и тяжело, они хотят извлечь из этого урок.

Застенчивость

Что могут рассказать нам о застенчивости установки? Чтобы ответить на этот вопрос, Дженнифер Биэр провела исследование с участием нескольких сотен людей. Она измеряла их установку, оценивала степень застенчивости, а затем попарно знакомила. Весь процесс снимался на камеру, и позже опытные эксперты изучали отснятый материал и оценивали взаимодействие участников эксперимента.

Установка на рост помогает справиться с застенчивостью.

Биэр выяснила, что люди с установкой на данность более склонны к проявлению застенчивости. Это вполне логично. Установка на данность заставляет переживать по поводу того, как вас оценят. Но застенчивых людей было довольно много и среди тех, кто разделял установку на рост. И когда Биэр начала изучать результаты внимательнее, она обнаружила еще более интересные факты.

Застенчивость негативно сказывалась на социальном взаимодействии людей с установкой на данность, но не имела такого эффекта в социальных связях людей с установкой на рост. Оценки экспертов подтвердили: хотя обладатели обеих установок первые пять минут знакомства сильно нервничали, впоследствии люди с установкой на рост демонстрировали более развитые социальные умения, производили лучшее впечатление на собеседников и налаживали с ними более приятное общение.

На это имелись свои причины. Застенчивые люди с установкой на рост смотрели на социальные ситуации как на вызов. Даже смущаясь, они приветствовали возможность познакомиться с новым человеком. А застенчивые люди с установкой на данность, наоборот, стремились избежать встречи с кем-то, кто может обладать более развитыми навыками общения.

Вот как психотерапевт, профессор психиатрии Скотт Вецлер рисует портрет своего клиента Джорджа - человека с установкой на данность. Джордж был невероятно застенчивым, особенно с женщинами. Он так страстно желал производить впечатление человека невозмутимого, остроумного и уверенного в себе и так беспокоился, что может показаться неумелым и нелепым, что просто терял дар речи и вел себя с людьми крайне холодно и сдержанно.

Когда его симпатичная коллега Джин начала с ним флиртовать, он был так взволнован, что начал ее избегать. Однажды в кафе неподалеку от офиса Джин подошла к Джорджу и игриво предложила, чтобы он попросил ее присоединиться к нему. Он не смог придумать достаточно остроумного ответа, чтобы произвести на нее впечатление, и просто сказал: «Мне все равно, можешь сесть, где хочешь».

Джордж, что же ты творишь?! А ведь он просто пытался защитить себя от риска быть отвергнутым и старался не проявить лишней заинтересованности. В определенном смысле ему действительно удалось произвести впечатление - показаться человеком, не заинтересованным в общении.

Со временем Вецлер помог Джорджу преодолеть страх быть оцениваемым. Джордж понял, что Джин не собиралась его осуждать или унижать - она просто хотела узнать его поближе. Теперь он был сфокусирован не на том, какое впечатление он произведет, а на развитии отношений. Он уже был в состоянии поддержать с Джин контакт. Несмотря на смущение, он подошел к ней, извинился за проявленную грубость и предложил пообедать вместе.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.