3 возникновение человека и общества. Теория аномалий пространства

Наука о происхождении человека Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIXв. выходом книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871), где впервые была сформулирована гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ф.Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. Среди наук, которые сегодня занимаются изучением проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Чарльз Дарвин (–) Фридрих Энгельс ()


Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда. Современные исследования уточняют так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.


Эта картинка дает общее представление о времени существования ископаемых предков человека и их предполагаемых родственных связях.


6 Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным. Ardipithecus ramidus (4,4 миллиона лет назад) Australopithecus afarensisAustralopithecus afarensis, 4-3 млн. лет назад Paranthropus boisei млн. лет назад Homo neanderthalensis лет назад Homo habilisHomo habilis млн. лет назад


Homo habilisHomo habilis млн. лет назад Около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый.Homo Homo habilis Homo erectus Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появился примерно 1 – 1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга см в кубе, у современного человека – см куб., умел изготавливать орудия охоты, овладел огнем, видимо, обладал речью. Его прямым потомком стал Homo sapiens, или Человек разумный (тыс. лет назад).Homo erectusHomo sapiens


Кроманьонец На стадии кроманьонского человека (тыс. лет назад) предок человека вполне приблизился к современному не только по внешнему облику, но и по уровню интеллекта, по способности к совместному труду, умению строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, по интересу к творчеству и по другим качествам. Другие факторы, повлиявшие на эволюцию человека – стр Космические факторы, тектонические, вулканические, сейсмические, радиационные катаклизмы; изменение структуры и строения мозга; стресс, вызванный комплексом причин; естественный отбор.


В отличие от животного, у которого полушария дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае поражения одного полушария другому взять на себя все его функции, у человека оба полушария действуют по разной программе. Это могло произойти в результате повреждения одного из соединенных друг с другом участков мозга.




Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.


Становление общества В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.


С переходом к производящему хозяйству (возникновением земледелия), к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения. Одновременно росла численность людей и шло их расселение по Земле. В коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду; появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др. Одновременно с усложнением жизни и отношений развивались продукты человеческого общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия. Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество. Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей разумного. «Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг


Понятие человечества бессодержательно, сово- купность родственных племен – истинное вы- ражение социального единства (Данилевский) Каждый человек – необ- ходимая и важная часть человечества, так как вносит реальный вклад в культуру. (Трубников) Единого человечества нет, народы живут в разновре- менном пространстве. Существует множество могучих культур, а не единое человечество (Шпенглер) Земля – единый корабль, человечество сплачива- ется в «коллектив зем- лян» (К.Циолковский, В.Вернадский)


Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества Отличительная особенность человека – его способность творить «вторую культуру». В процессе творчества менялся и сам человек, и общество. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др. Культура – феномен человечества. Существует точка зрения, что первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов). Другая точка зрения: в основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий; наскальные рисунки –образ действий. Только человек испытывает потребность в творчестве, в прекрасном, дорожит добром и справедливостью. Вне культуры человечество не существует – это бесспорно.


Источники информации Всемирная история, 1 том: Обществознание. Учебник для 10 класса (профильный уровень) под ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. Стр

Обществознание, профильный уровень

Урок17-18-19

Глава II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Д.З: § 7, ?? (с.78), задания (с.78-80),

таблица (в тетради)

© А.И. Колмаков


  • рассмотреть современные теории происхождения человека, сравнить их с официальной теорией Дарвина;
  • изучить процесс становления общества, определить человечество как результат биологической и социокультурной революции, проследить процесс становления культуры;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

  • человечество;
  • антропогенез;
  • социальная память;
  • гоминиды;
  • социогенез;
  • антропосоциогенез;
  • тотем;
  • исторический тип;
  • культура

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг


Изучение нового материала

  • Наука о происхождении человека.
  • Становление общества.
  • Человечество как результат биологической и социокультурной революции .
  • Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

Вспомните: как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс?



АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека

СОЦИОГЕНЕЗ – процесс формирования общества

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – двуединый процесс формирования человека и общества.

Генезис- происхождение, возникновение, (за)рождение.


Как на Земле появился вид современных людей

Дриопитеки

Австралопитеки

Человек умелый

Человек разумный

Неандертальцы

Древнейшие люди


проблемы, связанные с изучением происхождения человека:

1. Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;

2. Какие стадии развития Homo sapiens выделяются

на сегодняшний день;

устанавливаются недостающие звенья;

3. Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации

предков человека, а так же формирование отличительных свойств современного человека;

4. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.



2-я версия

Homo erectus

(1-1,3 млн. лет назад)

Homo sapiens

(150-200 тыс. лет назад)



Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека

  • Процесс прямохождения
  • Роль рук как естественных орудий труда
  • Космические факторы
  • Изменения в земной коре
  • Радиация
  • Стресс
  • Отбор на высокий интеллект связанный с отбором на выживание при родах

Человечество – общность народов, населяющих Землю.


биологическое

социальное

биосоциальное


Формы организации человеческого сообщества

Община

Общество

Человеческое стадо

Производящее хозяйство

Преимущественно оседлый образ жизни

Увеличение численности людей на Земле

Создаются ценности – язык, искусство, мораль, религия и т.д.

Непостоянный коллектив

Поведение сходно с поведением высших животных

Совместное добывание пищи (охота)

Совместное воспитание потомства

Усложнение трудовой деятельности

Влияние обычаев

Система табу

Влияние тотемов



Взгляды философов на человечество

Философ

Взгляды

Философы античности

Философы- просветители

Ж.Ж. Руссо

И. Кант

В.С.Соловьёв

Г. Лессинг

Н.Данилевский

О. Шпенглер

Н.Трубников


Существо биологическое

Существо социальное

Как шло формирование общества людей?

- первые коллективы – человеческое стадо;

- постепенное усложнение человеческого общества

Переход от присвающего к производственному хозяйству

Переход от кочевого к оседлому образу жизни

Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.


«ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?»

Человеческое стадо

Первоначальное общество

  • Усложнение трудовой деятельности;
  • Влияние обычаев;
  • Система табу;
  • Влияние тотемов;
  • Основаны на коллективном родстве;
  • Предполагали совместное владение имуществом;
  • Коллективный труд;
  • Не знали имущественного расслоения.
  • Охотились сообща;
  • Согревались в холодные дни;
  • Сражались за самку;
  • Сходны с поведением высших социальных животных;
  • Воспитывали потомство;
  • Непостоянный коллектив.

Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.

Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество .


Два взгляда зарождения культуры

Магия

Образ

В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.

Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.


Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.

Люди никогда не жили вне культуры

природа

культура

река

канал

наконечник

камень

парфюм

запах

стон

слово

КУЛЬТУРА (лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание) - совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданная человечеством в процессе освоения природы.


Среди антропологов распространены две концепции происхождения Человека разумного и его рас - моноцентризма и полицентризма. Согласно первой, преобладающей в настоящее время, Человек разумный возник в результате однократной или нескольких последовательных мутаций в одном определенном месте (предположительно Восточная Африка) и затем расселился на других континентах, постепенно приобретая в процессе приспособления к окружающей среде существующие ныне расовые различия. Согласно концепции полицентризма, появление Человека разумного происходило неоднократно и в нескольких местах Старого Света, так что многие современные расовые различия унаследованы от этих непосредственных предков Человека разумного. Существующие фрагментарные данные, по-видимому, не позволяют антропологам прийти к общепринятому мнению в данном вопросе, и большинство из них ныне полагают, что становление Человека разумного было слишком сложным эволюционным процессом, чтобы сводить его к альтернативе: либо моноцентризм, либо полицентризм.


Проверь себя

1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека?

3) Укажите основные признаки понятия «человечество».

4) В чём состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека?

5) Какую роль в становлении человека и общества играла культура?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?






На сегодняшний день существуют различные версии происхождения человека на Земле. Это и научные теории, и альтернативные, и апокалиптические. Многие люди считают себя потомками ангелов или божественных сил, вопреки убедительным доказательствам ученых и археологов. Авторитетные историки отрицают эту теорию, как мифологию, отдавая предпочтение другим версиям.

Общие понятия

Издавна человек являлся предметом изучения наук о духе и природе. Между социологией и естествознанием до сих пор ведется диалог о проблеме бытия и обмен информацией. На данный момент ученые дали человеку конкретное определение. Это биосоциальное существо, которое совмещает в себе интеллект и инстинкты. Следует отметить, что не один человек в мире является таким созданием. Подобное определение можно с натяжкой отнести и к некоторым представителям фауны на Земле. Современная наука четко разделяет биологию и Поисками границы между этими компонентами занимаются ведущие исследовательские институты по всему миру. Данная сфера науки получила название социобиология. Она заглядывает глубоко в сущность человека, выявляя его естественные и гуманитарные особенности и предпочтения.

Целостный взгляд на социум невозможен без привлечения данных его социальной философии. Сегодня человек - это существо, которое имеет междисциплинарный характер. Однако многих людей по всему миру волнует другой вопрос - его происхождение. На него уже тысячи лет пытаются дать ответ ученые и религиоведы планеты.

Происхождение человека: введение

Вопрос о появлении разумной жизни за Земле привлекает к себе внимание ведущих ученых различных специальностей. Некоторые люди сходятся во мнении, что происхождение человека и общества не достойны изучения. В основном, так считают те, кто искренне верит в сверхъестественные силы. Исходя из такого мнения о происхождении человека, индивидуум был сотворен Богом. Эту версию уже десятки лет подряд опровергают ученые. Несмотря на то, к какой категории граждан каждый человек себя относит, в любом случае, этот вопрос всегда будет волновать и интриговать. В последнее время современные философы начали спрашивать себя и окружающих: «Для чего люди были созданы, и какова их цель пребывания на Земле?». Ответ на второй вопрос найти не удастся никогда. Что касается появления разумного создания на планете, то исследовать этот процесс вполне реально. Сегодня на данный вопрос стараются ответить основные теории происхождения человека, однако 100-процентную гарантию правильности своих суждений ни одна из них предоставить не может. В настоящее время ученые-археологи и астрологи по всему миру исследуют всевозможные источники зарождения жизни на планете, будь они химическими, биологическими или морфологическими. К сожалению, на данный момент человечеству даже не удалось определить, в каком столетии до нашей эры появились первые люди.

Теория Дарвина

В настоящее время бытуют различные версии происхождения человека. Однако самой вероятной и близкой к правде считается теория британского ученого по имени Чарльз Дарвин. Именно он внес неоценимую лепту в Его теория основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения человека и всего живого на планете.

Фундамент теории Дарвина сформировали его наблюдения за природой во время путешествия вокруг света. Разработка проекта было начата в 1837 году, а продлилась более 20 лет. В конце 19 века англичанина поддержал другой ученый-естествовед - А. Уоллес. Вскоре после своего доклада в Лондоне он признался, что именно Чарльз был его вдохновителем. Так появилось целое направление - дарвинизм. Последователи этого движения сходятся во мнении, что все типы представителей фауны и флоры на Земле изменчивы и происходят из других, ранее существовавших, видов. Таким образом, теория основывается на непостоянстве всего живого в природе. Причиной этому является естественный отбор. На планете выживают только сильнейшие формы, которые способны приспосабливаться к текущим условиям среды. Человек как раз и является таким существом. Благодаря эволюции и стремлению выживать люди стали развивать свои умения и познания.

Теория вмешательства

В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад. Такая история происхождения человека имеет сразу несколько развязок. По мнению одних, люди появились в результате скрещивания инопланетян с прародителями. Другие считают, что всему виной генная инженерия высших форм разума, которые вывели гомо сапиенс из колбы и собственных ДНК. Кто-то уверен, что люди произошли в результате ошибки опытов над животными.

С другой стороны, весьма интересной и вероятной является версия об инопланетном вмешательстве в эволюционное развитие гомо сапиенса. Не секрет, что археологи до сих пор находят в различных уголках планеты многочисленные рисунки, записи и прочие свидетельства о том, что античным людям помогали какие-то сверхъестественные силы. Это касается и индейцев Майя, которых якобы просвещали внеземные создания с крыльями на странных небесных колесницах. Также существует теория о том, что вся жизнь человечества от происхождения до пика эволюции протекает по давно прописанной программе, заложенной инопланетным разумом. Есть и альтернативные версии о переселении землян с планет таких систем и созвездий, как Сириус, Скорпион, Весы и т. д.

Эволюционная теория

Последователи этой версии полагают, что появление человека на Земле связано с видоизменением приматов. Эта теория на сегодняшний день является самой распространенной и обсуждаемой. Исходя из нее, люди произошли от некоторых видов обезьян. Эволюция началась в незапамятные времена под влиянием естественного отбора и прочих внешних факторов. Теория эволюции действительно имеет ряд интересных доказательств и свидетельств, как археологических, палеонтологических, генетических, так и психологических. С другой стороны, каждое из этих утверждений может трактоваться по-разному. Неоднозначность фактов - вот что не делает эту версию на 100% верной.

Теория творения

Данное ответвление получило название "креационизм". Его последователи отрицают все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире. Человек был создан по его подобию из небиологического материала.

Библейская версия теории гласит, что первыми людьми были Адам и Ева. Их Бог сотворил из глины. В Египте и многих других странах религия уходит далеко в античные мифы. Подавляющее большинство скептиков считают эту теорию невозможной, оценивая ее вероятность в миллиардные доли процента. Версия сотворения всего живого Богом не требует доказательства, она просто существует и имеет на это право. В ее поддержку можно привести схожие примеры из легенд и мифов народов разных уголков Земли. Эти параллели нельзя оставить без внимания.

Теория аномалий пространства

Это одна из самых спорных и фантастических версий антропогенеза. Последователи теории считают появление человека на Земле случайностью. По их мнению, люди стали плодом аномалии параллельных пространств. Праотцами землян были представители цивилизации гуманоидов, которые представляют собой смесь Материи, Ауры и Энергии. Теория аномалий предполагает, что во Вселенной миллионы планет с аналогичными биосферами, которые создавались единой информационной субстанцией. При благоприятных условиях это ведет к возникновению жизни, то есть гуманоидного разума. В остальном эта теория во многом схожа с эволюционной, за исключением утверждения об определенной программе развития человечества.

Акватическая теория

Этой версии происхождения человека на Земле практически 100 лет. В 1920-е годы акватическую теорию впервые предложил известный морской биолог по имени Алистер Харди, которого впоследствии поддержал другой авторитетный ученый, немец Макс Вестенхоффер.

Версия базируется на доминирующем факторе, заставившем человекообразных приматов выйти на новую ступень развития. Именно это вынудило обезьян променять водный образ жизни на сушу. Так гипотеза объясняет отсутствие густого волосяного покрова на теле. Таким образом, на первом этапе эволюции человек перешел из стадии гидропитека, которые появились более 12 млн. лет назад, к гомо эректус, а затем и сапиенс. Сегодня эта версия в науке практически не рассматривается.

Альтернативные теории

Одна из самых сказочных версий происхождения человека на планете заключается в том, что потомками людей были некие рукокрылые существа. В некоторых религиях их называют ангелами. Именно эти существа с незапамятных времен заселяли всю Землю. Их облик был схож с гарпией (смесью птицы и человека). Существование таких созданий подкрепляется многочисленными наскальными рисунками. Имеет место и еще одна теория, по которой люди на ранних этапах развития были настоящими великанами. По некоторым легендам, такой гигант был получеловеком-полубогом, так как одним из их родителей был ангел. Со временем высшие силы перестали спускаться на Землю, и великаны исчезли.

Античные мифы

О происхождении человека существует огромное количество легенд и сказаний. В Древней Греции верили, что прародителями людей были Девкалион и Пирра, которые по воле богов пережили потоп и создали новую расу из каменных статуй. Античные китайцы считали, что первый человек был бесформенным и вышел из глиняного кома.

Создателем людей является богиня Нюйва. Она была человеком и драконом в одном лице. По турецкому преданию, люди вышли из Черной горы. В ее пещере была яма, которая напоминала облик тела человека. Струи дождя смывали в нее глину. Когда форма наполнилась и согрелась солнцем, из нее вышел первый человек. Имя ему Ай-Атам. Мифы о происхождении человека индейцев сиу гласят, что людей создал Кролик-вселенная. Божественное создание нашло сгусток крови и начало с ним играться. Вскоре тот стал накатываться о землю и превратился в кишки. Затем на сгустке крови появилось сердце и прочие органы. В итоге кролик накатал полноценного мальчика - предка сиу. По мнению античных мексиканцев, бог создал облик человека из гончарной глины. Но из-за того, что он передержал заготовку в печи, человек получился подгоревшим, то есть черным. Последующие попытки раз за разом становились все лучше, а люди выходили все белее. Монгольское предание один в один схоже с турецким. Человек появился из глиняной формы. Единственным отличием является то, что яму вырыл сам бог.

Этапы эволюции

Несмотря на версии происхождения человека, все ученые сходятся во мнении, что стадии его развития были идентичные. Первыми прямоходящими прообразами людей были австралопитеки, которые общались между собой с помощью рук и были не выше 130 см. Следующий этап эволюции произвел на свет питекантропа. Эти создания уже умели пользоваться огнем и подстраивать природу под собственные нужды (камни, шкуру, кости). Далее эволюция человека дошла до палеоантропа. В это время прообразы людей уже могли общаться звуками, мыслить коллективно. Последним этапом эволюции до появления стали неоантропы. Внешне практически не отличались от современных людей. Они мастерили орудия труда, объединялись в племена, выбирали вождей, устраивали голосования, обряды.

Прародина человечества

Несмотря на то, что ученые и историки по всему миру до сих пор спорят о теориях происхождения людей, точное место, где зародился разум, установить все же удалось. Это африканский континент. Многие археологи считают, что можно сузить локацию до северо-восточной части материка, хотя бытует мнение и о доминировании в этом вопросе южной половины. С другой стороны, есть люди, которые уверены, что человечество появилось в Азии (на территории Индии и прилегающих стран). Выводы о том, что первые люди заселяли Африку, были сделаны после многочисленных находок в результате масштабных раскопок. Отмечается, что в то время существовало сразу несколько видов прообраза человека (рас).

Самые странные археологические находки

В число наиболее интересных артефактов, которые могут повлиять на представление о том, каким на самом деле было происхождение и развитие человека, попали черепа античных людей с рогами. Археологические исследования проводились в пустыне Гоби бельгийской экспедицией в середине 20 века.

На территории бывшей были неоднократно найдены изображения летающих людей и объектов, направлявшихся на Землю из-за пределов Солнечной системы. Подобные рисунки есть еще у нескольких античных племен. В 1927 году в акватории Карибского моря в результате раскопок был найден странный прозрачный череп, похожий на хрустальный. Многочисленные исследования не выявили технологию и материал изготовления. Потомки утверждают, что их предки поклонялись этому черепу, словно высшему божеству.

Возникновение человека . Критерии человека: христианская и научная доктрины сущности человека. Место человека в животном мире и биологической систематике (Ч. Дарвин, Т. Гексли, К. Фогт, современные точки зрения). Место высших обезьян в эволюционном процессе (рамапитековые, дриопитековые и др.). Движущие силы процесса антропогенеза. Австралопитековые, находки в Африке (Р. Дарт, экспедиции Лики и др.). Их морфологические характеристики. Дискуссия о «человеке умелом» (Homohabilis) и галечных орудиях (олдувайская индустрия).

Гипотезы о причинах очеловечивания и ходе антропогенеза. Классификация (систематика) гоминид. Теории моно- и полигенеза.

Древнейшие гоминиды (Homoerectus) и их трудовая деятельность. Питекантроп яванский и африканский. Связь этих находок с орудийными комплексами. Синантроп. Гейдельбергский человек. Находки на стоянках Вертешселлеш и Бильцингслебен. Их биологическая и социальная эволюция, развитие трудовой деятельности. Проблема хронологии. Связь с археологическими эпохами.

Древние гоминиды и их трудовая деятельность . Неандертальцы и их разновидности. Время и места обитания. Связь с археологическими эпохами. Биологическая и социальная эволюция неандертальцев, развитие трудовой деятельности. Вариативность культуры неандертальцев.

Возникновение человеческого общества . Праобщина (первобытное человеческое стадо). Этапы ее развития. Хронологические рамки. Роль охоты в развитии праобщины. Развитие первобытного коллективизма. Начало половозрастного разделения труда. Половые отношения в праобщине. Возникновение и развитие мышления и речи. Гипотезы возникновения речи (Н.Я. Марр, В.В. Бунак). Истоки идеологических представлений, их археологические свидетельства (неандертальские погребения Тешик-Таш, ШанидарIVи др., «медвежьи» пещеры Регурду, Петерсхеле, Драхенлох, Монтеспан, каменная плитка из грота Ля Ферасси и др.). Зачатки религиозных воззрений.

Тема 3. Зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины

Завершение процесса антропогенеза и возникновение человека современного типа (Homosapiens). Окончание естественного отбора и принципиальные отличия человека современного типа. Биологические признаки и уровень интеллекта. Гипотезы и время происхожденияHomosapiens(теории полицентризма, моноцентризма, пресапиенса, архаичногоHomosapiens).

Расогенез. Морфологические особенности европеоидной, негроидной и монголоидной рас. Заселение неоантропом Америки, Австралии и Океании: пути, время и особенности заселения новых материков. Новейшие данные о возможном заселении Австралии архаичным Homosapiens.

Возникновение общинно-родового строя . Основные черты общинно-родовой организации. Первичность материнского рода: этнологические и археологические аргументы. Гипотезы происхождения экзогамии (Мак-Леннан, Ч. Дарвин, Л.Г. Морган, Бриффолт, Б.Ф. Поршнев, А.М. Золотарев, С.А. Токарев, Ю.И. Семенов и др.). Дуально-фратриальная организация.

Раннепервобытная (раннеродовая) община низших охотников, рыболовов и собирателей. Природно-климатические изменения при переходе от плейстоцена к голоцену и их последствия в развитии материальной и духовной культуры древних коллективов при переходе от эпохи верхнего палеолита к мезолиту. Подъем производительных сил и технические достижения в эпохи верхнего палеолита и мезолита. Развитие охоты, собирательства, рыболовства, домашних промыслов. Складывание первых хозяйственно-культурных типов (ХКТ).

Социально-экономические отношения. Коллективная собственность и кооперация труда. Первобытное равенство и равнообеспечивающее (уравнительное) распределение. Дарообмен. Народонаселение и его воспроизводство. Естественное разделение труда по полу и возрасту. Инициации.

Брак и семья. Формы семьи. Их эволюция. Сущность парно-группового брака. Понимание этой проблемы Л. Файсоном. Материнский и отцовский счет родства, локальность поселения супругов. Сущность кросс-кузенного брака. Особенности парного брака. Дисэкономичный характер семьи.

Общественная организация. Община и ее соотношение с локальной группой и родом. Признаки и структура рода и фратрии. Потестарная организация. Социальные нормы. Возрастная организация и возрастные классы.

Духовная культура. Особенности первобытного мышления. Накопление полезных знаний об окружающей природной среде. Зарождение абстрактных представлений. Пиктография.

Гипотезы о происхождении изобразительного искусства. Его формы: наскальные росписи: пещерная живопись верхнего палеолита, писаницы, петроглифы; пластика, музыка, предметы украшения. Мифология. Развитие религиозных верований. Ранние виды религиозных представлений: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Культовая практика.

Языковое и этническое состояние. Первобытная лингвистическая непрерывность, ее сущность. Основные праязыковые совокупности: ностратическая, сино-тибетская, аустрическая, зинджская (конго-сахарская). Определение этноса. Его виды: этникос и этно-социальный организм. Аморфность этнического состояния в раннепервобытную эпоху.

Позднепервобытная (позднеродовая) община . Причины и предпосылки возникновения производящего хозяйства в отдельных областях субтропиков Старого и Нового Света. Учение Н.И. Вавилова о «первичных» центрах культивации растений и доместикации животных и прерывистом очаговом происхождении производящего хозяйства. . Вторичные центры. Сущность приручения, культивации и доместикации. Последовательность процесса. Центры и время зарождения культивации и доместикации. «Неолитическая революция» (Г. Чайлд). Первое крупное общественное разделение труда. Его сущность. Интенсификация присваивающих отраслей хозяйства в общинах высших охотников, рыболовов и собирателей. Дальнейшее формирование хозяйственно-культурных типов. Неравномерность исторического развития в различных природно-ландшафтных зонах. Народонаселение и его воспроизводство. «Демографическая» революция.

Новые производственные достижения. Возникновение керамического производства. Домашнее производство. Развитие поселений и жилищ, возникновение укрепленных поселений.

Социально-экономические отношения. Коллективная (родовая) собственность на землю – экономическая основа общества. Личная собственность на некоторые средства производства и предметы потребления. Диалектика равнообеспечивающего и трудового принципов распределения. Рост избыточного продукта. Развитие престижной экономики, ее межобщинный и внутриобщинный характер. Предпосылки имущественного и социального неравенства.

Половозрастная организация. Дальнейшее возрастание уровня естественного разделения труда. Институциализация половозрастных групп и их место в общественном разделении труда и социальной жизни. Мужские и женские дома.

Брак и семья. Семейно-брачные отношения в общине ранних земледельцев и скотоводов и в общине высших охотников, рыболовов и собирателей. Замещение кросс-кузенного брака отработочным и выкупным. Социально-экономические основы этого процесса. Сороратные и левиратные браки. Локализация брачного поселения. Материнская (большая материнская семья) и отцовская семейные общины. Аванкулокальность. Аванкулат.

Общинно-родовая организация. Многородовая (гетерогенная) община. Укрепление межобщинных связей. Институт адопции. Сегментация рода. Линиджи (субкланы). Их функции. Перерастание горизонтального (тотемного) родства в вертикальное (предковое). Линейно-степенное родство. Унилинейный и билинейный счет родства. Соотношение рода – фратрии – племени.

Организация власти. Иерархизация органов коллективной власти. Экономические причины этого процесса. Система лидерства. Бигмены. Вопрос о потестарной роли и статусе мужчин и женщин в позднеродовом обществе. Социальные нормы регуляции общественной власти.

Духовная культура. Развитие положительных знаний. Переосмысление пространства и времени в общинах с производящей экономикой. Развитие пиктографии. Изобразительное искусство: наскальные изображения, орнаментация керамики, пластика, резьба по дереву и кости, украшения. Устное, музыкальное и танцевальное творчество. Мифология и дальнейшее развитие религиозных представлений: земледельческие, скотоводческие и астральные культы. Культ плодородия и материнства. Культ предков. Родовые и племенные культы.

Языковое и этническое состояние. Динамика формирования языковых семей: афразийская, индоевропейская, картвельская, эламодравидская, уральская, алтайская и др. «Ранние» и «поздние» их прародины. Усиление племенной организации как важное условие дальнейшей консолидации этнических общностей.

Сущность антропосоциогенеза. Одной из важнейших проблем
философской антропологии является проблема происхождения человека . Выделение человека из мира живой природы представляет собой по значению столь же грандиозный скачок в развитии материи, как и возникновение живого из неживого. Однако этот скачок продолжался весьма длительный период времени, включавший в себя как этап становления человека (антропогенез ), так и период становления общества (социогенез ). Вместе с тем два этих этапа развития человеческого общества столь тесно связаны между собой, что имеет смысл говорить о едином процессе - антропосоциогенезе .

Центральной проблемой при выяснении сущности антропосоциогенеза является поиск ответа на вопрос об основном отличии человека от животных . Особенностью существования живой материи в ее высших проявлениях - животных организмах - является то, что потребности животных и программы их поведения существенным образом вытекают из структуры их организма. Животное рождается с определенным набором инстинктов , которые обеспечивают его приспособление к окружающей среде и тем самым достаточно жестко ограничивают алгоритмы его поведения.

Поведение человека коренным образом отличается от поведения животных. За последние 35 - 40 тыс. лет сформировался единый биологический вид Homo sapiens (человек разумный). Однако у этого вида не обнаружено врожденного “поведенческого амплуа”. Человек, как говаривал Маркс, способен действовать “по мерке любого вида” (характерно принятое в обыденной, да и в художественной, речи сравнение различных людей с хитрой лисой, свирепым вепрем, трусливым зайцем). К тому же внутри человеческого рода существуют глубокие различия в алгоритмах поведения в зависимости от принадлежности к конкретной исторической общности либо социальной группе (национальной, профессиональной и т.д.).

Алгоритм поведения животных передается новым поколениям через механизм наследственности посредством генетического кода, формируемого в молекулах ДНК. Главными средствами передачи программ, определяющих поведение человека, выступают язык, речь, показ, пример. Место наследственности занимает преемственность . Существенным отличием этого способа передачи алгоритмов поведения является то, что такая передача реализуется не автоматически, а через научение , через сознательное восприятие человеком опыта, накопленного человечеством. Именно поэтому в отличие от животных у человека долгое детство , когда он проходит путь от беспомощного существа до самостоятельного субъекта. В качестве важнейшей формы аккумуляции и передачи социального опыта выступает культура . Поэтому вопрос о происхождении и формировании человека и человечества совпадает с вопросом о процессах становления механизмов, с помощью которых передаются программы социального поведения.


Современная наука пришла к выводу, что процесс антропосоциогенеза продолжался около 3 - 3,5 млн. лет. Получила философское обоснование трудовая гипотеза происхождения человека и человечества.

В науке пока нет единой гипотезы, объясняющей причины появления праорудийной (предорудийной, предшествующей подлинно орудийной) деятельности у ранних предлюдей. Скорее всего древние человекообразные обезьяны, не отличавшиеся большой физической силой, в силу определенных причин вынуждены были использовать природные орудия (палки, камни и т.д.) для защиты и нападения. Примерно 2 - 2,5 млн. лет назад появились первые существа, изготовлявшие орудия труда - Homo habilis (человек умелый). Однако хабилисы по своей биологической организации должны еще рассматриваться как животные. 1,5 - 1,6 млн. лет назад формируются питекантропы - Homo erectus (человек прямоходящий). Именно у питекантропов наряду со специфической человеческой морфологической (биологической) организацией постепенно формируется сознание, воля, язык. Таким образом, около миллиона лет понадобилось для того, чтобы производственная деятельность привела к формированию первых людей, и еще около 1,5 млн. лет потребовалось для появления сформировавшихся людей и подлинного человеческого общества со сложной системой социальных отношений.

Таким образом, труд сыграл решающую роль в процессе становления человека, однако эта роль проявилась в тесном взаимодействии с другими факторами: общением, речью . К тому же сам труд должен быть представлен как развивающийся процесс: трудовая деятельность усложнялась вместе с развитием человеческого организма и формированием его сознания. Поэтому процесс антропосоциогенеза может быть представлен как процесс самопорождения человека посредством трудовой деятельности, общественно-исторической практики.

Следует отметить, что теория трудового генезиса человека, хотя и распространена достаточно широко, признается отнюдь не всеми учеными и фило­софами. Против нее, как и против эволюционистского подхода, выдвигается ряд достаточно серьезных аргументов. Во-первых, науке неизвестны факты перехода, благодаря эволюции или ис­кусственной селекции, от одного вида к другому. Во-вторых, наукой не найдено до сих пор промежуточное звено между древними человекообразными приматами и кроманьонцем. В-третьих, как возможно в процессе трудового антропоге­неза изменение и развитие психики и мозга? Как первобытный человек мог получить мозг, который ничем не отличается от мозга совре­менного человека, использующего не более 5 % его возможностей? Фактор избыточности никак не описывается в системе адаптаци­онного подхода.

Во­прос, таким образом, требует дальнейшего изучения и накопле­ния исторического и естественнонаучного материала, требует и новой методологии, т.е. философии. Тем не менее, отмеченные сомнения касаются в основном конкретных этапов, но не существа теории трудового генезиса человека. Трудовая деятельность породила специфику не только человека как отдельной особи, но и специфику человеческих общностей, социальных групп. Общность животных стад может быть в известной мере представлена как псевдосоциальность (якобы социальность). Однако человеческое общество принципиально отличается от псевдосоциальных организаций животных. Во-первых, эта целостность носит надбиологический характер, базируется на основе единства культурных норм данного общества. Во-вторых, конечной причиной самой культуры выступает материальное производство , которое является важнейшим отличительным признаком вида Homo sapiens.

Соотношение биологического и социального в человеке. Центральное место в философской антропологии наряду с вопросом о происхождении человека занимает проблема соотношения биологического и социального в человеческой природе.

Две крайние точки зрения характерны для решения этого вопроса: биологизаторство , абсолютизирующее биологические аспекты сущности человека, и социологизаторство , практически игнорирующее значение биологических факторов в жизни человека и абсолютизирующее роль социальных факторов. Последние десятилетия характеризуются своеобразным “ренессансом” биологизаторских концепций, спекулирующих на последних достижениях этологии и генетики . Подобного рода концепции, в частности, объясняют войны, кровопролития, социальные конфликты, которыми так богат конец двадцатого столетия, исключительно торжеством инстинктивного, бессознательного начала в человеке, бессилием его разума.

Так, Х . Плеснер считает, что человек выступает как такой биологический вид, который предопределенно не может осознать смысл и результаты своих поступков. Голландский анатом Л. Больк развивал теорию, согласно которой человек - животное, застрявшее на стадии обезьяньего эмбриона. Австрийский этолог К. Лоренц приписывает животным возрастание агрессивности по мере усложнения их организации. Человек отличается от них тем, что оружие не является частью его организма (как клыки, когти и т.д. животных), поэтому инстинкт не накладывает ограничений на его применение. В итоге человеческое оружие превратилось в чудовищную смертоносную силу.

В XIX - XX вв. распространились социологические концепции, однобоко трактующие тезис марксизма о социальной сущности человека и предлагающие создать идеального человека, проживающего в идеальном коммунистическом обществе, в котором все будут равны и счастливы. Утопичность и однобокость этих концепций стали достаточно очевидны в конце CC в. с прекращением коммунистического эксперимента.

Поэтому современный философский комплексный анализ человека, как правило, чужд крайностям биологизаторства и социологизаторства и исходит из того, что человек обладает природными качествами, позволяющими ему реализовать себя как социальное существо в современном мире. При таком подходе двоякий смысл получает понятие “природа человека”.

В первом смысле человек рассматривается как порождение природы, как природное существо. Здесь термин “природа человека” оказывается тождественным понятию “человек в природе”. В этом аспекте природа человека может быть определена как совокупность стойких, неизменных, общих для всех людей анатомо-физических черт, а также задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа. К собственно человеческим качествам в этом аспекте могут быть отнесены следующие:

* разумность, способность к рациональному мышлению,

* прямохождение,

* владение членораздельной речью,

* овладение богатствами культуры,

* способность к активно-творческому преобразованию действительности,

* темперамент, характер и т.д.

Во втором, специфически философском смысле понятие “природа человека” оказывается близким по смыслу, практически синонимом понятия “сущность человека ”. Именно в этом смысле мы и будем употреблять рассматриваемый термин, включая в понятие “природа человека” и его социальный аспект . Социальная сущность человека обнаруживается наиболее наглядно при сравнении со спецификой жизни высших животных.

Для животных стад, в частности, характерна эндогамия (греч.: endon - внутри, gamos – брак) - поиск брачных партнеров только внутри стада. Уже на ранних стадиях формирования человеческой общины для нее стала характерна агамия (исключение близкородственных брачных контактов) и экзогамия (греч. exo - снаружи) - поиск брачных партнеров в других, первоначально строго определенных общинах. Это имеет важнейший биологический смысл: животные стада весьма чувствительны к мутагенным факторам. Неблагоприятные мутации вследствие постоянного скрещивания ограниченного числа особей в конце концов могут охватить все стадо и привести к его вырождению. Экзогамия способствует формированию мутагенной устойчивости. Запрет внутриродственных связей в мифологическом сознании первобытного человека воспринимался как запрет на кощунственное сексуальное общение со своим тотемом. Тотем мыслился как некий мифический прародитель рода - чаще всего какое-либо животное. В рамках тотемизма единство рода осознавалось не только как кровнородственное, но и как базирующееся на определенных социальных, прежде всего нравственных - нормах .

Как раз такого рода нормы являются еще одним существенным признаком ранних человеческих общностей. Существенно, что эти нормы касались всех членов рода, а не только слабых, как это чаще всего бывает в животном стаде. Первоначально такие нормы выступают как особого рода запреты - табу . Это, прежде всего, запрет на кровосмесительство. Существует гипотеза, что этот запрет связан с потребностью обеспечить сплоченность общины. Конфликты на почве удовлетворения полового инстинкта приводили к открытым столкновениям, ослабляли единство общины, поэтому вначале возник запрет половых отношений накануне и во время охоты, а затем оказались под запретом вообще все внутриродовые половые отношения.

Важную роль играл также абсолютный запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни (прокормления) любого соплеменника, независимо от его физической подготовленности к жизни, в том числе слабого и больного. Как известно, такого рода особи в животном стаде чаще всего “отбраковываются”. Так, опыты на обезьянах показывают, что они весьма агрессивно относятся к калекам, не допускают их к пище и очень часто забивают.

Таким образом, со времени “неолитической революции” (эпоху неолита - нового каменного века - историки первобытного общества располагают между VI и II тысячелетиями до н.э., считая началом ее изобретение глиняной посуды, а окончанием - возникновение металлургии) человек приобретает существенные, только ему присущие качества. Именно эти качества и характеризуют его как человека:

1. Человек изначально деятелен. Все его качества формируются в ходе развития предметной деятельности, прежде всего труда.

2. Человек извергнутый (изверг ), изгнанный (изгой ) из общества в природу становится ни к чему не пригодным животным, ибо специфически человеческая деятельность - труд - является изначально коллективной совместной деятельностью.

3. Все особые роли и достоинства человека - ум, доблесть, богатство оказываются важными не сами по себе. Они представляют собой специфические общественные отношения, выступают как результат сравнения данного человека с другими людьми, как его отражение в других людях.

4. Человека характеризует приоритет родового (общественного) бытия над сознательно-волевым бытием индивида, поскольку само сознание и воля отдельного человека выступают результатом формирования и развития человеческого индивида в системе социальных отношений, в человеческом обществе.

Такой подход позволяет опровергнуть тезис расистов прошлых времен и современного пошиба о делении человеческих рас, племен и народов на развитые и “недоразвитые”, на полноценные и “неполноценные”. Ныне на планете нет ни “природно-наивных”, ни “диких” племен и народов. Они, конечно, различаются по уровню развития, но само это развитие определяется тем, что представители любого народа, любого племени:

* умеют изготавливать орудия труда при помощи орудий и использовать их как средство производства;

* знают простейшие нравственные запреты, усвоили противоположность добра и зла;

* не могут существовать вне общества и помимо него, пусть и в опосредованной форме (как Робинзон, использовавший для жизни на необитаемом острове значительную долю опыта, накопленного человечеством, и использовавший орудия, созданные человеком);

* их качества есть не что иное, как результат и выражение общественных отношений;

* их деятельность носит не изначально (генетически) запрограммированный характер, а направляется сознательно-волевым регулированием, поэтому люди выступают как существа, наделенные способностью самопринуждения, совестью, сознанием ответственности за свои поступки и деятельность.

Сущность человека в “техническом измерении”. Вопрос о сущности человека оказывается весьма важным для военного инженера. Эта важность определяется не только тем, что офицер - не просто инженер, но командир, воспитатель подчиненных, которому для успеха в работе просто необходимы знания о человеке. Речь идет о собственно инженерной стороне его деятельности, связанной с обслуживанием и эксплуатацией военной техники. В настоящей работе неоднократно отмечалось, что техника приобретает свое собственное техническое качество лишь во взаимодействии с эксплуатирующим ее человеком. Поэтому объектом профессиональной деятельности инженера являются не просто технические системы как созданные человеком артефакты, но системы “человек - техника”, в частности системы “воин - военная техника”.

В этом аспекте становится необходимым знать, какие качества человека оказываются решающими для наиболее эффективного функционирования технических систем. Подобного рода исследования проводятся в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других наук. Философия здесь играет, прежде всего, методологическую роль, определяя наиболее общие подходы к решению рассматриваемых вопросов. При этом оказывается, что спор между биологизаторством и социологизаторством приобретает сугубо прикладное техническое значение, ибо по-разному формирует задачи конструктору военно-технических систем.

Методологически-техническое значение современной философской антропологии проявляется прежде всего в том, что она ориентирует инженера на учет как биологических, так и социальных качеств человека. Действительно, теория и практика усилителей низкой частоты стала необходимой, в частности, и потому, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Оценка мощностей, напряжений и ряда других величин в технике связи с помощью логарифмических зависимостей определяется не только удобством расчетов, но и тем, что чувствительность органов слуха человека к силе сигнала подчиняется логарифмическому закону. Такая специфика соответствия человека и технического устройства в единой системе “человек - техника” как раз и учитывается в специальных отраслях науки: инженерной психологии, эргономике.

Социальные аспекты человека приобретают техническое значение не только потому, что каждое техническое устройство предназначено для достижения определенных социальных целей. Социальное качество техники выявляется и в том, что инженер-проектировщик, создавая техническое устройство именно как компонент системы “человек - военная техника” фактически конструирует алгоритм деятельности человека в конкретной военно-технической ситуации (так, теория электрорадиоизмерений есть по существу теория специфической деятельности оператора с помощью специальных приборов).

Таким образом, знание философских аспектов сущности человека необходимы военному инженеру не только “для общего развития”. Эти знания выступают как необходимый и существенный компонент непосредственной профессиональной подготовки военного специалиста.