Радикальное прощение краткое содержание. Колин Типпинг: Радикальное Прощение: Освободи пространство для чуда

Вступление

Происходит что-то весьма интересное. Внезапно люди вокруг начали осознавать, что жизнь, возможно, не то, что случается с нами, а то, к созданию чего мы сами прикладываем руку, творя ее с помощью собственного сознания. Выражение «творческое проявление» стало расхожей фразой даже в модных книгах и глянцевых журналах. Даже религиозные авторы в последнее время призадумались: хочет ли Господь, чтобы мы были богатыми, или не хочет и должны ли мы молиться о ниспослании нам богатства. И уж с совершенно феноменальной, поражающей воображение скоростью распространяется через Интернет фильм «Секрет», в котором множество известных и уважаемых авторов-экспертов превозносят Закон Привлечения.

В основе всей этой активности - идея о том, что если мы поймем и научимся использовать Закон Привлечения, то благодаря ему сможем создать желаемую реальность. Есть все причины считать, что это так и что всем нам свойственна сила творить собственную реальность.

Правда, эта идея почему-то привычно попала в разряд материй, подвластных чистой вере, и так же привычно игнорируется общественным мышлением, относящим ее к разряду «трепа в духе Нью Эйдж». Однако поскольку и квантовая физика, и другие научные дисциплины своим весом придают ей достоверность и в целом поддерживают ее, то эта идея - по крайней мере в теории - проложила себе путь к умам людей, склоняя их к позиции внимательного ее изучения.

Однако скептицизм свойствен не только тем, кто заранее отвергает эту идею. Даже те из нас, кто отчаянно хочет поверить в нее, все еще не избавились от известной доли скептицизма. И происходит это потому, что, несмотря на все наши старания создать желаемую жизнь с помощью Закона Привлечения, нам пока это не удается. Это вызывает у нас глубокое отчаяние и чувство собственной несостоятельности. Причина этой проблемы двояка.

Сделать свою жизнь счастливее методом изменения своих взглядов на события поможет техника радикального прощения.

Ведь большинство людей с самого детства пребывает в состоянии жертвы, ощущая себя так и всеми силами души подпитывая эту жизненную позицию.

Анкета радикального прощения, ответив на вопросы которой, человек делает шаг к изменению свой позиции, становится точкой отсчёта, стартом в абсолютно новую жизнь.

Колин Типпинг – первооткрыватель уникальной системы преображения человеческого сознания. Его книга «Радикальное прощение» имеет знаковый подзаголовок «Освободи пространство для чуда». Написанная простым и понятным языком, книга даёт полезные установки для освобождения души от накопившегося негатива, сбрасывания с самосознания тяжёлых оков обид и выхода человеческой сущности из состояния жертвы в новую свободную и счастливую жизнь. Книга Колина Типпинга «Радикальное прощение» начинается с описания ситуации, которая сложилась с его близкими. Повествуя события жизни своей сестры и её семьи, Колин Типпинг ненавязчиво подводит читателя к радикальному прощению – важному этапу в переходе осознания себя в окружающем мире на новую ступень развития и мироощущения.

Архетип жертвы в сознании

Он утверждает, что архетип жертвы присутствует практически в каждой личности, а корни его зарождаются в глубоком детстве. И даже если человек на собственном опыте не сталкивался с насилием, физическим либо моральным, что практически невозможно, то позиция «человек – жертва» закладывается в сознание извне. Ведь даже образ Спасителя – Иисуса Христа – представляется людьми как жертва, принесённая божественным сыном во благо избавления всего человечества. Стереотип безвинного младенца, которым кто-то управляет свыше, на судьбу которого влияют все вокруг, но не он сам – вот образ большинства людей, пытающихся обвинить в своих несчастьях окружение. Колин Типпинг, являясь прекрасным психологом, обнажает эту особенность личности.

Отвратительные государственные руководители, плохие родители, ужасные педагоги, безмозглые начальники, непонимающие друзья, супруги, использующие творческую личность в своих грязных целях – хоть раз один из этих пунктов являлся объяснением постигшей неудачи каждого из нас, если и не вслух, то мысленно. Так легче, кажется индивидууму, просто обвинить кого-то, стать жертвой обстоятельств, ничего не менять, лишь растравливать свою душевную рану, подобно человеку с больным зубом, который, морщась от боли, тем не менее, раскачивает его и ковыряет в дупле острой игрой, принося себе одновременно боль и блаженство.

Насколько бесполезны эти действия, понятно всем. Чтобы перейти в новое состояние, следует избавиться от душевной боли, избавиться от «одеяния» жертвы. Но изжить в себе этот архетип, утверждает Колин Типпинг, человек может только после того, как переживёт в себе ту сложную, на его взгляд, ситуацию, которая мешает ему быть полностью счастливым в данный момент своей жизни. Радикальное прощение не может быть искренним и полным, не будет иметь силы, если обойти этот этап самоизменения.

Методика избавления от негатива внутри сознания

Перейти к радикальному прощению можно посредством 13 шагов – в этом заключена спасительная методика автора. Типпинг в книге «Радикальное прощение» подробно описывает каждый шаг из этих 13.

  1. Первый из 13 шагов можно назвать Описательным. Он предполагает подробный рассказ человека о том, как ему видится волнующая его ситуация с позиции жертвы. Следует вслух громко описывать не только сами события, но и выражать чувства, накопившиеся в душе.
  2. Далее Колин Типпинг предлагает закрыть глаза и представить то место на своём теле, где скопились негативные эмоции. Радикальное прощение требует положить на эту часть тела свою ладонь.
  3. Методика 13 шагов к правильному энергетическому балансу требует выхода эмоций. Поэтому на данном этапе человеку не следует сдерживать себя в проявлении чувств: слёзы, крики, резкие действия в виде ударов кулаком по твёрдой поверхности – это не проявления слабости, а лишь один из 13 шагов к освобождению сознания. Последующие шаги будут основываться не на действиях, а лишь на честных и прямых односложных ответах, таких как «да» или «нет». Перед началом этой процедуры следует полминуты провести в тишине, посвятив их обдумыванию и осознанию своих чувств. Колин Типпнг утверждает, что не стоит переживать в том случае, если внешне в это время ничего не меняется. На самом деле человек уже начал преодолевать трудный путь, и радикальное прощение стало реальным.
  4. 13 шагов, направленных к радикальному прощению, требует согласия с тем, что каждая ситуация в жизни имеет некую цель, создаётся для духовного и физического роста личности. Поэтому требуется ответить: согласен ли человек с этим положением?
  5. Д
    алее Колин Типпинг задаёт своим читателям вопрос: согласны ли они с положением, что недовольство сложившейся жизненной ситуацией – сигнал того, что внутреннее душевное состояние требует исцеления? Ведь радикальное прощение – это и есть, по сути, полное душевное исцеление, очищение сознания от негатива.
  6. Следующий шаг из 13 предложенных направлен на признание факта как свершившегося. Вопрос стоит таким образом: может ли читатель отказаться от оценки ситуации, от определения её хорошей либо плохой?
  7. Одним из важнейших аспектов перехода личности из жертвы в правителя своей судьбы является «отпущение своих грехов». Принять себя, перестать отрицать в себе какие-либо качества и даже полюбить их в самом себе – вот одна их главных задач личности. И важный шаг, один из 13, заключается в вопросе: «Верно ли то, что попадание собеседника в резонанс с теми аспектами, которые человек подавляет в себе, проецируя как раз на собеседника, сильно расстраивает его? Не стоит ли задуматься о том, чтобы не злиться на собеседника, видя в нём отражение себя самого, а полюбить подавляемое второе «я» и принять полностью себя?»
  8. Возможно, человек ещё не понял до конца, что именно ему не нравится в самом себе. Готов ли он принять и полюбить себя всего, со всеми недостатками и изъянами?
  9. Радикальное прощение требует от человека осознания ситуации в масштабе. Ведь если в ней задействован не один человек, а несколько, следует признать, что все они были привлечены подсознательно им самим с целью избавления от роли жертвы и воссоединения с истинной природой. Готов ли читатель принять данное утверждение, согласиться с тем, что эти люди выполнили свою миссию, что они открыли доступ к внутренней силе, а вовсе не старались сделать ему плохо?
  10. Согласен ли человек, решивший прийти к радикальному прощению, что люди, задействованные в создавшейся ситуации, совершенны так же, как абсолютно совершенен сам индивидуум? У каждого из участников были свои роли, с которыми все прекрасно справились.
  11. Следующий шаг из 13, описанных Типпингом, основывается на осознании чувств, появившихся внутри человека после его ответов на вопросы. Поэтому начинается новый этап, когда ему нужно будет просто кивать в знак утверждения в тот момент, когда прежние ощущения станут терять свою былую силу. Согласен ли индивидуум с тем, что любую жизненную ситуацию пронзает божественная любовь?
  12. Согласен ли человек с тем, что после ответов на поставленные вопросы, болезненная острота проблемы потеряла свою актуальность?
  13. Последний шаг в радикальном прощении – осознание того, что восприятие самой проблемы кардинально изменило своё направление. Сдвиг энергии произошёл в положительную сторону: старая история ушла на задний план, она больше не требует у личности сил, подпитки, освободив место новым созидательным целям. Фокусируя своё внимание на истине, что человек находится в процессе освобождения от роли жертвы. Кивок на данном этапе означает согласие с тем, что возвращение в истинной природе имеет место в душевном состоянии личности.

Закончить свой путь к установлению внутреннего энергетического баланса нужно глубоким вздохом и полным расслаблением. Желательно в ближайшее время не пытаться делиться с кем бы то ни было своими открытиями в этой области. Лучше всего мысленно отмечать происходящие вокруг чудеса преображения действительности под новым углом зрения на реальность.

Как простить тех, кто нас обманул, предал, причинил боль, принес нам горе? Мы задали этот вопрос французским психоаналитикам Габриэль Рубен (Gabrielle Rubin) и Николь Фабр (Nicole Fabre), каждая из которых недавно опубликовала книгу на эту тему*. Путеводитель в семи частях.

Нередко мы прощаем другим их слова или поступки, но есть случаи, когда нам очень трудно (почти невозможно) простить того, кто задел нас до самых глубин нашего существа. Жестокие родители, напавший на нас человек или водитель, сбивший кого-то из наших близких, - нужно проделать большую внутреннюю работу, чтобы простить их.

Это долгий и нелегкий путь. Для одних он - мужественный поступок, для других - признание собственной слабости, поскольку они предпочли бы отомстить… В любом случае прощение по отношению к тем, кто принес страдание и горе, не бывает само собой разумеющимся… Однако все, кто смог простить своих обидчиков, говорят о том, что этот шаг принес им освобождение, более того, он наполнил их жизнь новой энергией.

Прощение действительно освобождает нас от страданий, боли, гнева, презрения, злобы. Независимо от того, просят ли у нас прощения или мы прощаем по собственной инициативе, это решение - всегда результат сложной внутренней работы над собой, причем исход этой работы никогда не известен заранее. Мы можем искренне желать простить другого, но не обязательно нам это удастся…

Этот процесс отчасти бессознательный, и его «успешность» зависит не от степени нанесенной обиды, а от силы наших переживаний. К примеру, у двух брошенных детей судьба будет разной. Возможно, один будет относиться к жизни как к борьбе, а другой станет воспринимать ее как заранее проигранное сражение. Зависит это и от того, сможет ли каждый из них простить своих родителей.

Основные идеи

  • Забыть - не выход. Если нам причинили боль, бесполезно делать вид, что ничего не произошло.
  • Прощение требует времени. Слишком поспешное прощение иллюзорно и может обернуться против нас.
  • Это внутренняя работа. Она нелегка, но в конечном итоге освобождает нас и дает силы жить дальше.

Истории прощения уникальны, и их так же много, как и тех, кому причинили боль. Несмотря на это, мы постарались вместе с психоаналитиками Николь Фабр и Габриэль Рубен определить основные этапы, которые мы проходим на пути к прощению.

1. Решиться перестать страдать

Пока обидчик мучает нас, невозможно вступить на путь прощения. Но как положить этому конец? Первым шагом может стать сознательное решение: прекратить страдать, перестать переживать боль, обиду, несправедливость. Иногда для этого приходится пойти на разрыв или отдалиться от того, кто причиняет нам боль. Ведь рядом с обидчиком (матерью, долгие годы игнорировавшей нас, начальником, нарушившим свое обещание…) мы чувствуем себя бессильными, страдание просто парализует нас.

2. Признать, что с нами поступили плохо

Прошлое не исчезает. Бесполезно пытаться забыть обиду. Благодаря механизмам психологической защиты страдание, ненависть и горечь вытесняются в бессознательное, где продолжают действовать с еще большей разрушительной силой. Мы нуждаемся в том, чтобы признать вину человека, причинившего нам зло, это необходимо для того, чтобы жить дальше. Как объясняет Габриэль Рубен, это дает нам возможность «вернуть вину обидчику обратно и тем самым восстановить отношения с самим собой». К тому же это позволит избежать развития психосоматических заболеваний или моделей поведения, которые ведут к повторяющимся неудачам в работе и в отношениях.

3. Выразить свой гнев

Ощутите злость и даже ненависть по отношению к вашему «палачу» - иными словами, признайте и «выпустите наружу» свое страдание. Агрессивность поначалу даже полезна, она говорит о психическом здоровье, о том, что пострадавший не отрицает случившееся и не переносит на себя чужую вину. Как поясняет Габриэль Рубен, «ненависть - это очень мощное чувство, которое невозможно заставить исчезнуть. Если мы не направим ее на обидчика, то с неизбежностью обратим ее на самих себя, рискуя запустить процесс саморазрушения».

Редко есть возможность напрямую выразить обидчику свой гнев, высказать упреки: он может не считать себя виновным или обладать настолько сильной властью над нами, что мы не посмеем ему противостоять. Однако мы можем сами проделать эту работу: запишите все, что вы испытываете, расскажите о своих переживаниях человеку, которому доверяете, а если ситуация очень болезненная, посоветуйтесь со специалистом.

4. Перестать чувствовать себя виноватым

Парадоксальным образом большинство пострадавших чувствуют себя виноватыми в том, что с ними произошло. Попытка выяснить, какая сторона нашего существа больше пострадала, поможет сделать чувство обиды и сопровождающее его страдание менее острыми, посмотреть на них со стороны. Что в нас было задето - гордость, репутация, честь, телесные границы? «Ответ на этот вопрос может помочь избавиться от чувства вины, то есть осознать, что мы не несем ответственности за то, что с нами случилось», - уточняет психоаналитик Николь Фабр.

Речь идет о том, чтобы отказаться от своего идеального «Я», от этого фантастического представления о себе, и расстаться с навязчивыми причитаниями «Мне нет прощения за то, что я не поступил иначе». В некоторых действительно драматичных ситуациях, таких, как изнасилование или инцест, простить себя необходимо, чтобы жить дальше.

5. Понять того, кто нас ранил

Ненависть и злоба помогают пережить агрессию, но если испытывать их долго, это ведет к саморазрушению. Чтобы этого избежать, полезно «влезть в шкуру» обидчика. Понять его мотивы не означает пытаться простить, наша задача - увидеть его слабости, осмыслить поступок, причинивший нам боль, что (в некоторой мере) поможет принять его. Ведь человек не равен сумме его поступков, какими бы чудовищными они ни были.

6. Не спешить

Простить не значит забыть. Прощение, дарованное слишком быстро, никому не приносит облегчения. Не торопитесь, «дайте пройти времени, сохраняя при этом активное отношение к прощению», советует Николь Фабр. Прощение, полученное слишком быстро, может быть воспринято виноватым как отпущение грехов. Оно же станет ловушкой для пострадавшего, который по-прежнему чувствует горечь и озлобление (даже не осознавая этого), - ведь прошло слишком мало времени. Иллюзия прощения оборачивается против того, кто хочет простить.

7. Снова стать хозяином своей жизни

Как узнать, действительно ли мы простили? Если мы больше не испытываем ни гнева, ни злобы по отношению к тому, кто заставил нас страдать, и «если ощущение своей вины в том, что произошло, исчезло» , добавляет Габриэль Рубен, то мы можем считать, что простили. Другой несомненный признак того, что прощение состоялось, - это, по словам Николь Фабр, «переход к действиям, возвращение нашего активного отношения к жизни».

Прощая, мы заботимся о своем здоровье.

ПИСЬМО-ОСВОБОЖДЕНИЕ - «Радикальное прощение»

В книге «Радикальное прощение» (Колин К.Типпинг) описано как провести ритуал прощения: письмо-освобождение оповещает ваше высшее Я и все части вашего существа, что вы позволяете им освободиться от любых следов и проявлений не- прощения, связанных с любыми ситуациями, в этой ли или других жизнях. Кроме того, это письмо служит инструментом само-прощения, поскольку в нем вы признаете, что сами создали свой опыт ради собственного обучения и роста.

ПИСЬМО-ОСВОБОЖДЕНИЕ

Дата: _____ Имя: _____

Дорогое высшее Я,
Я, данным письмом подтверждаю, что Ты, мое высшее Я, моя Душа, мое Сверхсознание, моя клеточная память, моя ДНК, и любые части меня, которые по какой-то причине держатся за , - все вы можете освободиться от любых заблуждений, необоснованных убеждений, ложных интерпретаций и ошибочных эмоций, где бы они ни находились - в теле, в подсознании, в ДНК, в сознании, в бессознательном, в чакрах или даже в душе. И я прошу у всех, кто желает мне добра, помощи в этом деле.
Я, -, благодарю тебя, моя Душа за то, что ты дала мне опыт не-прощения, и понимаю, что на каком-то уровне все эти ситуации способствовали моему обучению и росту. Я принимаю весь этот опыт без осуждения и посредством этого письма отпускаю его в небытие, откуда он и пришел.

Я, -, прощаю, прощаю, прощаю, посредством этого письма - (имена тех,кого прощаете)-, и отпускаю его с пожеланиями добра. Я благодарю этого человека, его душу за то,что согласились быть моими учителями. Я рву все нездоровые связи с этим человеком и заявляю о своей безусловной любви к нему и готовности прийти на помощь.

Я, -, прощаю посредством этого письма себя и принимаю себя таким какая(-ой) я есть, и без всяких предварительных условий, люблю себя такого — могущественного и великолепного!

Я, -, посредством этого письма освобождаю себя для обретения высшего блага и заявляю о своем намерении быть счастливой и здоровой, и добиваться исполнения своих желаний и процветания, достигать поставленных целей, самовыражаться и творить!

Подпись - дата -
Засвидетельствовал - дата.

Письмо сжечь сразу же после написания. Вы убедитесь насколько этот метод сжигания негатива действенен, при всей своей простоте.
Совет: если писать левой рукой - результат увеличивается раза в три! т.к. левая рука связана с правым полушарием - полушарием чувств и эмоций.
Писать лучше рано утром или поздно вечером, когда наш ум еще не проснулся или уже спит и не мешает, писать «из сердца».

Используйте СИЛУ Полнолуния и Лунного затмения с пользой!

Тренинг

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ Я ПОМОГУ НАЙТИ ОТВЕТ, в т.ч. ВОПРОСЫ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, РАСКРЫТИЯ УНИКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, а также принятия себя, скрытые формы депрессии = = > >

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с отличным способом исцеления болезненных жизненных ситуаций через метод Радикального прощения , автором которого является англо-американский гипнотерапевт Колин Типпинг .

Сначала я расскажу об авторе, сути и принципах метода, а потом предлагаю практически пройти через процесс исцеления , используя прилагаемые ниже Рабочие Листы (Анкеты Радикального Прощения, которые я перевела специально для моих читателей). Они приносят потрясающий эффект и не занимают много времени. Важно пройти через все стадии процесса, полностью включаясь в него.

Колин разработал Метод Радикального прощения, который отличается от обычного прощения тем, что позволяет признать истинную роль обидчика («виновного» в страданиях) как любящую душу, любезно согласившуюся помочь человеку пройти его урок и приблизиться к его истинной сути, повысить вибрации и количество любви в душе.

После того как пройден пошаговый процесс радикального прощения, состоящий из пяти обязательных стадий, человек осознает, что прощать ему по сути некого и остается только поблагодарить того человека за урок любви и возможность исцеления.

Несколько лет назад я познакомилась с этим удивительным методом и вот теперь, вернувшись на сайт Колина, я увидела, что за эти годы он не стоял на месте и продолжал развивать свой метод, расширив его до решения других задач. Используя один и тот же алгоритм, Колин предлагает несколько вариантов работы с радикальным методом – это радикальное прощение других людей, радикальное прощение самого себя, радикальная манифестация – заявление о желаемом и радикальная трансформация – которая убирает претензии к мировым процессам. Вся работа происходит через рабочие листы-анкеты, где предлагается записать ответы на несколько вопросов пошагово или отметить галочкой свое согласие с некоторыми утверждениями.

Предыстория

Прежде чем перейти к самой практике, я расскажу еще немного о сути метода и его авторе.

Колин Типпинг много лет работал как психотерапевт и гипнотерапевт, в терапевтических лагерях для больных раком и за эти годы ему пришлось выслушать тысячи холодящих душу историй от самых разных людей, что привело его к убеждению, что вряд ли можно отыскать на нашей земле человека, который не выступал бы в роли жертвы в своей жизни при серьезных обстоятельствах, а уж по мелочам так и не сосчитать сколько раз. Кто может заявить, что ни разу не обвинял в своих несчастьях других? Для большинства людей – это их образ жизни.

Архетип жертвы укоренен очень глубоко в каждом из нас и оказывает огромное влияние на массовое сознание. Нас окружают жертвы, страдающие от тяжелых эмоциональных травм, люди подвергающиеся насилию, несправедливому отношению, обидам и тп. На протяжении многих эпох мы во всех сферах играли роль жертвы, убеждая себя, что сознание жертвы – одно из условий человеческой жизни.

В наше время духовного пробуждения и освобождения люди задумываются о том, как можно перестроить свою судьбу и избавиться от склонности использовать архетип жертвы в качестве главного жизненного образца. И многие уже давно достигли успеха, выйдя за пределы жертвенного состояния.

Чтобы освободиться от этого мощного архетипа нужно заменить его чем-то иным, несущим такой же сильный заряд духовного освобождения, чтобы он помог преодолеть притяжение архетипа жертвы и мира иллюзий; нечто, что уведет за пределы собственной жизненной драмы туда, где можно увидеть общую картину и скрытую истину. Постигнув эту истину, мы поймем подлинное значение нашего страдания и сможем его трансформировать.

Вступая в новое тысячелетие и проходя через качественный скачок в духовной эволюции человечества, для нас очень важно принять новый образ жизни, основанный не на страхе, борьбе и карательной власти, но на истинном прощении, безусловной любви и мире. Именно в этом направлении работает Колин Типпинг со своим методом Радикального Прощения , цель которого – помочь осуществить этот переход.

Для того, чтобы что-то трансформировать, нам нужно в начале в полной мере испытать это на опыте. Значит, чтобы трансформировать архетип жертвы, мы должны его до конца пережить. Другого пути нет! Поэтому жизненные ситуации, где мы чувствуем себя в роли жертвы, необходимы нам, чтобы трансформировать соответствующую энергию посредством Радикального прощения. Чтобы трансформировать столь фундаментальную энергетическую структуру как архетип жертвы, очень многим душам приходится принимать этот архетип в качестве своей духовной миссии и для выполнения этой колоссальной задачи душе нужно много мудрости и любви. Иисус ярко продемонстрировал, что означает трансформация архетипа жертвы и теперь нам следует последовать его примеру. Ранее мы не усвоили урок подлинного прощения, мы считали, что жертв среди нас нет, мы пытались прощать, но на самом деле твердо оставались на позиции жертвы. Истинное прощение подразумевает полный отказ от сознания жертвы.

Согласно Типпингу традиционное прощение утверждает архетип жертвы, а радикальное прощение освобождает от этого архетипа, так как оно ставит задачу полностью изменить наше мировосприятие таким образом, чтобы отказаться от роли жертв. Тому, кто чувствует себя в роли жертвы при очень тяжелых обстоятельствах и остро ощущает боль, будет трудно принять идеи данного метода. Поэтому автор написал целую книгу, объясняющую механизмы его открытия, которая так и называется «Радикальное прощение» . Люди, прошедшие через процесс данный Типпингом в этой книге, смогли освободиться и исцелиться, трансформировав свое отношение к жизни.

Суть и история Джил

Сначала общая суть: нужно понять и принять, что в этой жизни помимо материального плана есть жизнь в тонком плане, где наши души условливаются о прохождении тех или иных ситуаций для нашей их проработки. Не следует винить других в их «нехорошести», а посмотреть на ситуацию как учебную, душа партнера из любви и желания помочь согласилась играть роль мучителя, пока мы играем роль жертвы, чтобы показать нам наши ложные установки, осознав которые мы легко можем от них избавиться. Воспринимая партнеров и ситуации таким образом, возникает Радикальное Прощение ибо нет виновных, а есть помощники и мы только можем Благодарить их за помощь и сочувствие. Пройдя процесс прощения по Типпингу мы освобождаемся от тяжелого груза и ситуация жертвы снимается.

Сначала Колин выделил три этапа: на первом нужно записать все свои чувства – максимально погрузившись в свою роль жертвы и прочувствовав до конца все ощущения от этой роли и ситуации. Затем – посмотреть на ситуацию аналитически, выявив какие наши установки заложены в наших чувствах и возможно найдя их корни в детстве, т.о. поняв, что наш партнер лишь зеркально их отражает, показывая нам наши недостатки и то, что нуждается в исправлении и излечении. Третий этап — поблагодарить нашего «мучителя» за взятые на себя добровольные обязательства по помощи нам и Радикально простить его.

Работая с раковыми больными, Колин пришел к выводу, что по большей части причины болезни были в недостаточном прощении, что и легло в основу его метода. В начале книги он приводит в качестве примера историю своей сестры Джил , брак которой был на грани развода, когда она прилетела к брату погостить. Джил считала, что вина полностью лежит на ее муже, который был в очень теплых отношениях со своей дочерью от первого брака, то есть она ревновала, что он проводил с дочерью очень много времени и уделял много внимания и нежности, а себя чувствовала покинутой и никому не нужной. Их отношения становились все хуже и хуже пока супруги почти перестали разговаривать.

Колин выслушал историю сестры и сразу понял, что происходит между ней и ее мужем, что ситуация совершенна в том виде, в каком существует, что она представляет собой возможность для исцеления . На второй день, он решил предложить ей взглянуть на ситуацию с другой стороны, чтобы она увидела, что за завесой происходит некий осмысленный процесс, благой божественный замысел. Колин видел, что его сестра слишком вжилась в роль жертвы в данной ситуации. Он предложил ей оставаться открытой к тому, что он ей скажет, так как многое ей покажется странным и объяснил, что для нас естественно думать, что вся реальность лежит на поверхности, но за покровом реальности скрывается другое духовное событие – все происходящее с людьми в определенных ситуациях имеет там совершенно другое значение и несет возможности для исцеления и роста и тогда то, что происходит в реальности приобретает совсем другое значение.

Далее Колин спросил ее, что она чувствует и Джил сказала, что полна злости, разочарования и печали, чувствует себя одинокой и нелюбимой, причем она не может считать своего мужа неспособным любить, так как он любит только его дочь, то есть она быстро осознала свои чувства. Тогда Колин попросил ее вспомнить не испытывала ли она те же чувства, когда была маленькой и Джил сразу же ответила, что подобное было по отношению к ее отцу, который никогда не брал ее за руку, не был с ней нежным и она решила, что он ведет себя так со всеми и вообще не умеет любить. Но когда она увидела его с внучкой, дочерью Колина, у которой даже имя было таким же как у дочери ее мужа, когда дедушка играл с ней, сажал на колени, ее захлестнула волна обиды, он умеет любить, но не ее.

С точки зрения радикального прощения своим поведением муж Джил подсознательно пытался помочь исцелить ее неразрешенную боль, обусловленную отношениями с отцом. Если сестра сумеет увидеть совершенство в действиях Джефа, ей удастся исцелиться от этой боли и поведение мужа наверняка изменится.

Джил сама увидела параллели между ее нынешней ситуацией с мужем и прошлым опытом с отцом. Они оба давали любовь другим за счет Джил. Но Джил не понимала, что и почему происходит. И тогда Колин объяснил, что с духовной точки зрения, ощущение дискомфорта в любой ситуации служит сигналом, что мы не в ладу с духовным законом и нам дана возможность исцелить душевные травмы или ядовитые убеждения, мешающие нам быть собой. Мы предпочитаем давать оценочные суждения и прибегать к обвинениям окружающих, а это мешает понимать смысл происходящего и извлечь уроки; не дает исцелиться и создает вокруг нас еще больше дискомфорта, до тех пор пока мы не зададимся вопросом «Что же все-таки происходит?». Иногда для того, чтобы человек обратил внимание на происходящее, ему необходима очень сильная встряска или нестерпимая боль, это может быть серьезная болезнь, но даже тогда многие не понимают, что происходящее дает возможность исцеления.

В случае Джил, ей надо было исцелить боль, вызванную тем, что ее отец никогда не проявлял свою любовь к ней. И именно там была причина ее боли и дискомфорта в ситуации с мужем. Эта боль уже много раз давала о себе знать, но Джил не замечала ее, пока она не достигла такого уровня.

Колин рассказал Джил как все произошло – для девочки необходимо чувствовать, что ее отец любит и заботится о ней. Поскольку Джил не получала этой любви, она заключила, что она не достойна любви и недостаточно хороша. Это убеждение засело глубоко внутри и стало управлять ее жизнью и влиять на отношения с людьми. Жизнь всегда отражала ее подсознательное убеждение и ставила ее в ситуации, на практике подтверждающие, что она действительно недостаточно хороша. Жизнь всегда дает подтверждение нашим убеждениям .

Со временем детская боль вытесняется в подсознание, подавляется и человек забывает о ее существовании. Джил носила в себе убеждение о своей нехорошести и перенесла это на отношения с мужчинами, ее первый муж постоянно ей изменял, то есть поддерживал ее в ее убеждении что она настолько нехороша, что ему надо было искать других женщин получше. Такое ложное мнение о себе мешает быть достаточно хорошей. Если бы Джил еще тогда избавилась от убеждения, что она недостаточно хороша, то ее муж перестал бы изменять.

Если ты хочешь выяснить, каковы твои убеждения, присмотрись вокруг – жизнь всегда отражает нашу точку зрения .

Вместо того, чтобы осознать что происходит и исцелиться, Джил каждый раз винила мужа и брала на себя роль жертвы, а в таких условиях исцеление невозможно. Простить его за его поступки – ни за что! Но если посмотреть на его поведение как на предоставление возможности для Джил вспомнить о детской боли и осознать какие представления портят ей жизнь, таким образом дать шанс понять и изменить их и исцелить свою детскую травму. В таком случае, он заслуживает благодарности за отражение проблемы Джил, он не виноват, что она не разглядела предназначенное ей послание, которое скрывалось за его поведением. Это трудно признать и принять, потому что мы не приучены думать подобным образом. Мы не приучены вдумываться в текущую ситуацию и спрашивать себя «Чем я ее наполнил?». Мы приучены судить, винить, разыгрывать из себя жертву и стремиться к отмщению; и еще думать, что нашей жизнью управляют силы, лежащие за пределами сознания. На самом деле Душа обидчика пыталась исцелить Джил, она согласилась поработать с ней в паре, для духовного роста. Работа радикального прощения направлена именно на признание этого факта. Его цель в том, чтобы увидеть истину, скрывающуюся за поверхностью видимых событий и найти любовь, которая есть в каждой ситуации.

Далее Колин объяснил механизм работы метода радикального прощения, того как формируются наши ложные убеждения в детстве, как ребенок воспринимает происходящее и делает свои ложные выводы, перерастающие в убеждения. Ребенок склонен во всем обвинять себя и если взрослый не поможет ему убрать эту тенденцию, то проблемы в жизни ему обеспечены. Его убеждения будут сотворять его реальность, пока он не осознает механизмы работающих программ и не перепишет их на новый сценарий, тем самым исцелив свою боль.

Каждая похожая ситуация вызывает воспоминания о вытесненной боли и вызывает эмоциональную регрессию, память о боли хранится на клеточном уровне. Мы начинаем вести себя и чувствовать как малыш в состоянии своей боли. Именно это и произошло с Джил. Она тратила колоссальное количество энергии на борьбу с болью и ситуацией. После взгляда на проблему в новом ракурсе, энергия высвобождается. Как только Джил изменит отношение к мужу и себе, поймет его миссию, подвиг его души и простит, ее сердце откроется для любви, она перестанет посылать подсознательные сигналы, что недостойна любви. Его душа сразу же отреагирует на прощение и ситуация изменится в энергетических полях и сразу отразится в реальности. Колин посоветовал Джил по возвращению домой ничего не делать и не говорить мужу, а просто посмотреть что будет происходить, как все наладится само собой, только потому что изменилось ее восприятие. Да и она сама станет более расслабленной, умиротворенной и будет больше любить саму себя. Колин дал сестре несколько дыхательных упражнений и предложил заполнить его анкету радикального прощения.

Я же предлагаю вам сделать то же самое по отношению к вашей болевой ситуации и радикально простить своего «обидчика». Что произошло дальше с Джил и узнать подробнее о данном методе вы можете прочитав всю книгу Типпинга «Радикальное прощение».

Внимание! Эти листы нужно распечатать и заполнять обязательно от руки, будьте честны и откровенны, не пропускайте стадии и делайте все шаги.

Стадии радикального прощения

Инструменты радикального прощения ведут через следующие пять шагов. Важно проходить их все по очереди, без пропусков, особенно нельзя пропустить шаг номер два. Многие стараются проскочить этот пункт и перейти к духовным объяснениям. Это называется «духовный скачок», но он будет не продуктивным. Мы начинаем работу с нашей историей в роли жертвы, признаем и принимаем наши суждения, чувствуем наши чувства и только тогда переходим к перспективам духовности.

1. Расскажи свою историю

Первый шаг освобождения – это озвучивание истории, ее освидетельствование и утверждение. Чтобы освободиться от позиции жертвы, ее надо полностью пережить. В этом шаге нужен некто, кто внимательно и с состраданием выслушает твою историю, и примет ее с честью как истинное положение вещей. С рабочим листом нет активного слушателя кроме тебя самого.

В этом шаге надо признать, что ты занимаешь позицию жертвы и увидеть, как твоя история выглядит из ее уст, это начальная точка где мы находимся, нам нужно испытать боль причиняемую энергетическим блоком.

2. Чувствуй то, что ты чувствуешь

Твои чувства представляют твою истинную суть. Твоя сила заключается в твоей уязвимости и твоем желании полностью показать себя как цельный человек. Ты не можешь исцелить то, что не можешь чувствовать. Когда люди достают свою боль, это является началом их исцеления.

Многие «духовные» люди считают, что не должны переживать «негативные» чувства, но это чистой воды самоотрицание. Наша сила лежит именно в способности переживать свои чувства в полной мере и таким образом проявлять свою человеческую природу. Путешествие к исцелению начинается тогда, когда мы обретаем доступ к собственной боли.

3. Разрушь свою историю

Здесь мы делаем сознательный выбор забрать энергию, которую мы отдали своей истории и начать осознавать, что наша история по большей части является нашей интерпретацией событий, основанная на нашем ограниченном восприятии реальности и является иллюзией, так как обычно все намного шире чем воспринимает наш глаз.

Анализируя, мы видим как формировались наши убеждения, определяющие наше отношение к себе и жизни; что наша история вымышленная и служит защитой эго от боли, укрепляя в сознании архетип жертвы. Большинство наших историй уходит корнями в детство, когда мы воображали, что мир вращается вокруг нас и видели во всем происходящем свою вину. На этом этапе мы уже можем избавиться от травм, просто показав своему внутреннему ребенку с позиции взрослого, что произошло на самом деле и что является только интерпретациями наших домыслов. Мы избавляемся от привязанности к своей истории и нам легче совершить переход следующего этапа.

4. Перепиши свою историю

Здесь мы заменяем свою «иллюзорную» историю на другую – «рассказ» Радикального Прощения. И она выражает наше желание увидеть, что то, что казалось случилось с нами как трагедия, на самом деле было точно то, что мы хотели пережить как опыт нашей души для ее эволюции и в этом смысле, абсолютно прекрасно.

Через акт принятия мы извлекаем предназначенный нам урок любви и получаем свой дар.

5. Внедри

Теперь необходимо внедрить эти перемены на клеточном уровне. Это означает внедрение в физическое, эмоциональное и духовное тела, чтобы это стало нашей частью. Это похоже на сохранение выполненной на компьютере работы на жестком диске. Лишь после этого сдвиг в сознании обретает устойчивость.

Прекрасные методы для интеграции этих изменений – дыхание «Сатори» (человек ложится на спину и под громкую музыку интенсивно ритмично дышит), ходьба, физическая работа, заполнение рабочих листов, прочитывание их вслух и тп.

Не надо заполнять анкеты сразу на нескольких людей одну за другой, выберите одного и тщательно проработайте. Заполняйте лист до тех пор пока не рассеется энергия, накопившаяся вокруг ситуации или случая. На это могут уйти дни и даже месяцы.

В скачанном файле вы найдете анкету из книги «Радикальное прощение» с примером истории Джил и пояснениями как заполнять лист, а также обновленную версию, взятую с сайта Колина Типпинга. Я рекомендую заполнить обе: вы можете вписывать свои ответы в распечатанные формы или взять чистые листы и писать на них – главное, чтобы вы писали, а не печатали.

Друзья мои, прощение является очень мощным инструментом исцеления и освобождения. Если вы искренне заполните эти анкеты и проживете полностью свои чувства, не сдерживая и не оценивая их, вы действительно сможете исцелить свое прошлое и тем самым настоящее, потому что не будет больше старых ран и ограничивающих убеждений.

Успехов в переписывании своей истории и изменении жизни к лучшему!

Более чем вероятно, что эта книга изменит вашу жизнь. Она поможет вам полностью пересмотреть свой взгляд на собственное прошлое и настоящее. В отличие от других форм прощения, истинное прощение легко достижимо и происходит практически мгновенно. После этого вы можете отказаться от роли жертвы, распахнуть свое сердце и повысить уровень своих жизненных вибраций. Предлагаемые здесь простые и доступные методы помогут вам избавиться от эмоционального груза прошлого и ощутить радость полного приятия всего, что приносит жизнь. В результате вы станете намного счастливее, сильнее и свободнее.

    Радикальное Прощение 1

    ВВЕДЕНИЕ 2

    Часть I - Радикальное исцеление 2

    Часть II - Беседы о Радикальном Прощении 7

    Часть III - Подробнее об исходных допущениях 25

    Часть IV - Инструменты Радикального Прощения 28

    Примечания 44

Радикальное Прощение

Посвящаю памяти Дианы, принцессы Уэльской, которая, показав миру трансформирующую силу любви, открыла сердечную чакру Великобритании и многих людей в других частях света

Благодарности

Прежде всего, хочу сказать о своей благодарности и любви к моей жене, Джоанне, которая верила в меня и всячески поддерживала при написании этой книги, даже в трудные для нас времена. Кроме того, я очень благодарен своей сестре, Джилл, и ее мужу, Джефу, за то, что они позволили мне опубликовать личную историю из их жизни, без которой эта книга была бы намного беднее. И еще большое спасибо дочери Джефа, Лорен, и моей дочери, тоже Лорен, имевших самое непосредственное отношение к этой истории, - а также всем членам семьи Джилл и Джефа за то, что они прочли эту книгу и сумели увидеть лучшее в каждом из людей, вовлеченных в происшедшее. Благодарю за терпение и поддержку моего брата, Джона, ставшего свидетелем этой ситуации. Должен также сказать о своем неоплатном долге перед Майклом Райсом, вдохновившем меня на создание анкеты по прощению, и Арнольдом Пэйтентом, познакомившим меня с духовным законом. Есть множество людей, внесших неоценимый вклад в создание этой книги и в работу по распространению идей Радикального Прощения, - и я ежедневно говорю "спасибо" каждому из них. Нужно поблагодарить и выпускников Института Радикального Прощения, которые живут моими идеями, учат людей и служат им примером.

И наконец, хочу выразить свою любовь и благодарность родителям за то, что они помогли мне воплотиться в этом мире.

Предисловие ко второму изданию

Я несколько удивлен тем, как скоро возникла необходимость в переиздании данной книги, и это обстоятельство вселяет в меня смирение и благодарность. Когда в ноябре 1997 года книга была издана впервые, я и представить себе не мог, что она окажет такое глубокое воздействие на людей.

Путешествуя по миру с семинарами по Радикальному Прощению, я слушаю рассказы людей, по-новому смотрю на многие вещи, нахожу новые объяснения тем или иным явлениям. Поэтому, работая над данным изданием, я добавил накопившиеся у меня со времени первой публикации интересные материалы и убрал то, что показалось мне не слишком важным, бесполезным или даже неверным.

Кроме этих дополнений и изменений, читатель, знакомый с первым изданием данной книги, вряд ли заметит тут особые отличия, - за одним исключением. Я отказался от термина "квазипрощение" и заменил его более прозаическим, но менее эмоциональным термином "традиционное прощение".

Термин "квазипрощение" потребовался для того, чтобы пояснить, чем обыкновенное прощение отличается от радикального, но я не смог заставить себя использовать словосочетание "обыкновенное прощение", поскольку, - как я отмечал в тексте первого издания, - прощение не бывает "обыкновенным". Оно всегда акт героизма. Я попытался оправдать использование термина "квазипрощение", проведя аналогию с квази-черепаховым супом, - прекрасное блюдо, однако это не настоящий черепаховый суп. Но, несмотря на эту аналогию, приставка "квази-" все-таки придает термину несколько пренебрежительный оттенок.

Поэтому я отбросил эту формулировку и решил использовать слово "традиционное", чтобы провести разграничение между Радикальным Прощением и той формой прощения, о которой мы говорим: "что прошло, то быльем поросло". При этом я не очень-то доволен термином "традиционное прощение", однако ничего лучше придумать не сумел.

Кроме того, я переработал анкету для Радикального Прощения. Новая анкета проще и короче, чем та, что представлена в первом издании. Кстати, эта анкета оказалась исключительно эффективным инструментом для осуществления Радикального Прощения!

Не менее действенным оказался и новый инструмент под названием "13 шагов" - созданный уже после выхода в свет первого издания. Он представляет собой аудиоанкету. Я записал на кассетах и на CD те же вопросы, что есть в анкете, но сформулировал их таким образом, чтобы ответом на них служило лишь одно слово - "Да". Вам нужно только отвечать на вопросы, - но это работает. Простой, однако необыкновенно эффективный инструмент. Человек проигрывает запись и добивается таких же чудесных результатов, как и при работе с анкетой. Просто невероятно! А занимает это каких-нибудь пять минут.

Хотя написанное слово обладает немалой силой, некоторые вещи намного лучше воспринимаются на слух - например, 13 шагов. Просто читая их, ничего не добьешься.

Поэтому вместо того, чтобы представить "13 шагов" в тексте, я записал их на CD, являющийся дополнением к данной книге, хотя он и продается отдельно. На диске встречаются ссылки на текст и подразумевается, что у слушателя под рукой лежит книга и он может в любой момент обратиться к ней.

Кроме того, я еще больше, чем прежде, убежден, что для наиболее полного усвоения идей Радикального Прощения очень важен какой-нибудь интеграционный процесс, и, как выяснилось, для этого чрезвычайно эффективным средством является музыка.

Наиболее подходящую для этой цели музыку предложила Карен Тейлор-Гуд, моя подруга и партнер по проведению семинаров (когда нам удается вместе выкроить на них время). Песни Карен настолько сонастроены с Радикальным Прощением, она исполняет их настолько красиво, что я без малейших колебаний попросил ее разрешения включить некоторые из них в эту аудиопрограмму. Она охотно дала согласие, за что я ей бесконечно благодарен. Уверен, прослушав диск, вы меня поймете.

И еще я обнаружил, что Радикальное Прощение работает не только на уровне индивидуумов, пар или семей. Оказалось, что эта техника не менее эффективна для исцеления целых человеческих сообществ.

Проводя семинары в Австралии, я испытал свои методы в рамках программы по национальному примирению, которую осуществляют аборигены и белые, стремясь залечить чудовищные психологические травмы прошлого. Там я написал и опубликовал книгу под названием "Примирение посредством Радикального Прощения: духовная технология для исцеления человеческих сообществ".

Цель этой книги - дать австралийцам духовную технологию, которая позволит им простить друг друга и помириться, - нечто такое, что они смогут использовать дома, в школах и в общинах. В основе этой работы лежат те же идеи, что представлены в данной книге: использование простых инструментов для освобождения заблокированной энергии прошлого, чтобы Дух мог войти в нас и помочь исцелиться (простить). Затем мы можем строить свое будущее, основываясь на любви и приятии.

Наконец, я выяснил, что мои технологии исключительно полезны в сфере корпоративных отношений. Использование принципов позитивного прощения в коммерческих организациях способствует повышению производительности, укреплению морали, улучшению взаимоотношений с партнерами и достижению более высоких практических результатов. Едва люди осознают, что проблемы во взаимоотношениях на работе представляют собой всего-навсего возможности исцеления, - и все барьеры между сотрудниками рушатся. Сердца раскрываются, и люди начинают по-новому относиться друг к другу, к клиентам и к самой компании. Наши семинары для коммерческих компаний помогают сотрудникам достичь большего духовного согласия, чтобы более эффективно содействовать друг другу в достижении общих целей и задач.

Так и живем. Каждый день узнаем что-то новое, и на нас постоянно нисходит благодать. Чего и вам желаем.

Колин Типпинг август 2001