Дать определение что такое история. Как возникла наука история

ОСНОВОПОЛОЖНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Первым настоящим историком древности, а значит, и всех времен принято считать Геродота. Родом он был из Галикарнаса - одного из греческих городов на берегу Малой Азии, теперь это место находится в Турции. Родился Геродот около 484 г. до н. э., прожил до 425 г. до н. э. Выступив еще в юности на стороне противников геликарнасского тирана Лигдамида, Геродот должен был бежать из родного города. После этого около десяти лет он провел в путешествиях по разным странам, побывал на острове Самос, в Финикии, Ливии, Египте, Иудее, Сирии, Вавилоне, Ассирии, Экбатане. Посетил многие греческие государства и Македонию.

Долгое время ученый прожил в Афинах, этот город-государство Эллады стал для него второй родиной. Здесь он познакомился и подружился со многими образованнейшими людьми Древней Греции, такими как Перикл, Анаксагор, Сократ, Аспазия. В Афинах же, очевидно под влиянием новых друзей, Геродот написал свой выдающийся труд "История".

В переводе с греческого "historian" - рассказ о прошедшем, об узнанном. Свое сочинение Геродот посвятил описанию греко-персидских войн 493-449 гг. до н. э.

Могучая Персидская империя, созданная царями Киром II, Камбисом II, Дарием I, установила свое владычество в Малой Азии, завоевала Вавилон и Египет, греческие острова Хиос и Самос. Торговля, главное условие процветания греческих городов в Малой Азии, сама Эллада как государство - все оказалось под жестоким, давящим контролем властителей Персидской империи. Восстание, поднятое в ионийских - малоазиатских городах Эллады против персидского владычества и поддержанное Афинами, было подавлено. После этого персидская держава стала претендовать и на самое сердце Древней Греции - полисы на Балканском полуострове. В 490 г. до н. э. персы переправились через Эгейское море, захватили город Эретрию и высадились в Аттике. С этого момента с некоторыми перерывами упорные и кровавые войны продолжались до 449 г. до н. э. Победу одержали греки. Сплотившись под угрозой порабощения, греческие города-государства отстояли свою свободу и независимость.

Главной темой сочинения Геродота является поход в Грецию персидского царя Ксеркса в 480-479 гг. до н. э., в ходе которого состоялись: трагическая битва у Фермопил, где 300 спартанцев и царь Леонид четыре дня сдерживали все персидское войско; морское сражение в Саламинском проливе, где победу греческому флоту принес отважный военачальник Фемистокл; и решающее сражение у Платеи, в котором греки одержали победу. Но как не похоже сочинение Геродота на летописные восхваления ассирийцами и египтянами военных подвигов своих властителей. Да, конечно, греческий автор отдает должное стойкости и отваге царя Леонида, военному таланту и прозорливости Фемистокла, превозносит мужество греческих воинов. Но, кроме того, он пытается объяснить причины вторжения персов на территорию греческих государств и понять истоки поражений и побед персов и греков. Основу превосходства греческого сопротивления над более многочисленным персидским воинством Геродот видит в государственном устройстве греческого мира. Греки по Геродоту "свободны и подчинены только закону" - это и является их главной силой.

Попутно, отражая ход исторических событий, Геродот дает целостную и многогранную картину всего мира Средиземноморья, описание жизни народов Египта, Финикии, Сирии, Македонии. В этом наблюдательному и любознательному автору оказались чрезвычайно полезны собственные долгие странствия.

Позже ученые Александрии разделили труд Геродота на девять книг, каждую из которых назвали именем одной из греческих муз, покровительниц искусств, в том числе и Клио - музы истории. Труд Геродота очень высоко ценился античными авторами, служил примером для подражания историкам Древней Греции, Древнего Рима, других стран эллинского мира, был примером и для потомков.

Выдающийся римский государственный деятель и превосходный оратор Цицерон назвал Геродота "отцом истории". И это справедливо, потому что в его труде впервые история человеческого общества показана как разворачивающийся во времени и пространстве процесс, меняющий судьбы народов. Впервые им были предприняты попытки анализа причин, приводящих к тому или иному историческому исходу.

История - это наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом. Дает возможность определить причины событий, имевших место задолго до нас и в наши дни. Связана с большим количеством общественных дисциплин.

История как наука существует не менее, чем 2500 лет. Ее основателем считают греческого ученого и летописца Геродота. В античное время эту науку ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала сама богиня Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов.

История - это не просто констатация того, что происходило сотни и тысячи лет назад. Это даже не только изучение процессов и событий, имевших место в прошлом. На самом деле ее назначение больше и глубже. Она не дает сознательным людям забыть прошлое, но все эти знания применимы в настоящем и будущем. Это - кладезь древней мудрости, а также знаний социологии, военного дела, и многое другое. Забыть прошлое - это значит забыть свою культуру, наследие. Также ошибки, которые когда-либо были допущены, не должны быть забыты, чтобы не повторить их в настоящем и будущем.

Слово «история» переводится как «расследование». Это очень подходящее определение,

позаимствованное из греческого. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но это определение все же не отображает всей сути. Второе значение этого термина может восприниматься как «рассказ о том, что происходило в прошлом».

История как наука переживала новый подъем в эпоху Возрождения. В частности, философ Круг наконец-то определил ей место в системе учений. Чуть позже его подкорректировал французский мыслитель Навиль. Он все науки поделил на три группы, одну из которых так и назвал - «История»; в нее должны были входить ботаника, зоология, астрономия, а также и собственно история как наука о прошлом и наследии человечества. Со временем эта классификация претерпела некоторые изменения.

История как наука является конкретной, она требует наличия фактов, привязанных к ним дат, хронологии событий. Вместе с тем, она тесно связана с большим количеством других дисциплин. Естественно, среди последних была и психология. В прошлом и позапрошлом веке разрабатывались теории о развитии стран и народов с учетом «общественного сознания» и других подобных явлений. В такие доктрины свой вклад вложил и известный Зигмунд Фрейд. В итоге этих изысканий появился новый термин - психоистория. Наука, выраженная этим понятием, должна была изучать мотивацию поступков отдельных личностей в прошлом.

История связана с политикой. Именно поэтому ее могут толковать предвзято, приукрашая и живописуя некоторые события и тщательно замалчивая другие. К сожалению, в таком случае вся ее ценность нивелируется.

История как наука имеет четыре основных функции: познавательная, мировоззренческая, воспитательная и практическая. Первая дает сумму сведений о событиях и эпохах. Мировоззренческая функция предполагает осмысление событий прошлого. Суть практической - в понимании некоторых объективных исторических процессов, «учении на чужих ошибках» и воздержании от субъективных решений. Воспитательная функция предполагает формирование патриотизма, нравственности, а также чувства сознательности и долга перед обществом.

Титульный лист

Введение…………………………………………………………………….....3

    Что такое история?.....................................................................................5

    Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……...8

  1. Периодизация мировой истории……………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………….16

Введение

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек - существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

1. Что такое история?

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление" . Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов . Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого ), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия "история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины .

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем рассматривать историю как наукув развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах".

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала влияния и психологии. Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории.

Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний.

Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.

Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.

В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.

3. Периодизация мировой истории.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.

Со времени развития исторической науки учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия "Каменный век", "Медно-каменный век", "Бронзовый век", "Железный век".

Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.). С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

    Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

    Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

    Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).

    Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Заключение

Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство.

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория - логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты действительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов. Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

Список использованной литературы:

    Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.

    Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.

    Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

    Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.

    Ключевский В.О.. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I.

    Маркс М., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13, 22.

    Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.

    Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.

    Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

    Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

    как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает:-всеобщую историю ; (всемирную)- ...

  1. Культурология как наука (9)

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Индивидуальное, то как вообще возможна история как наука ? Именно «понятие культуры делает возможной историю как науку» , – отвечает... Г. Риккерт. Философия, по Риккерту, представляет собой науку о ценностях...

  2. Становление палеографии как науки

    Реферат >> История

    Назначение вспомогательных исторических дисциплин – обслуживать историю как науку , помогать ей в решении главное задачи... кирилловскому письму. История становления палеографии как самостоятельной науки История становления палеографии как науки началась еще в...

  3. История развития статистики как науки

    Реферат >> Маркетинг

    ...) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку . В истории развития статистики большое значение имеют...

Quis nescit primam esse historiae legem, ne quid falsi dicere audeat?
Deinde ne quid veri non audeat?

Кто не знает, что первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи?
А затем - не бояться какой бы то ни было правды?

Цицерон, «Об ораторе», II, 15, 62:

1. Определение истории как науки

История – наука, занимающаяся изучением законов и закономерностей развития (=изменения) человеческого общества путем изучения важнейших исторических процессов (прежде всего в сфере развития государственности), на основе анализа событийной истории, социального устройства, хозяйственных отношений и культуры .


Важнейшими объектами изучения истории являются общество и человек (социум и индивидуум). Первое относится ко второму как общее к частному. Человек социален и не может рассматриваться в отрыве от общества.


История изучает те исторические процессы, которые в настоящее время завершились. Поэтому особенно важно подчеркнуть отличие истории от политологии и социологии, которые занимаются изучением процессов в развитии общества, которые еще не закончились.


История с своего зарождения возникает как средство познания человека и общества, как средство познания, сохранения и передачи социального опыта человечества. Основная цель научной деятельности историков остается традиционной – расширение наших знаний об истории и передача социального опыта (Деопик Д.В.).


Становление историка требует усвоения теории познания, овладение методами познания и приемами исторической интерпретации полученных данных. В этом собственно и заключается «ремесло историка».


История – это наука, наука точная, ее основная задача является установление истины. Истории присущи важнейшие атрибуты науки – законы, методы, методология. Для того, чтобы стать историком недостаточно только наличия профессиональных знаний (владения «ремеслом»), но необходимо и обладание мировоззрением.


1. Установление истины осуществляется путем выявления и формулирования научных законов и происходит это благодаря использованию методов исследования, основанных на научной методологии. Отсюда и задачи науки – обнаружение, формулирование и обоснование законов. Путь развития исторической науки – увеличение числа законов и качества их обоснования, что соответственно требует совершенствования научной методологии. Историк – это специалист, знающий исторические законы и методологию, способный использовать их в самостоятельных исследованиях.


Познание исторического процесса и формулирование законов предполагает выявление основных закономерностей, которые отражают внутреннюю взаимосвязь и соотношение между различными проявлениями исторического процесса, определяют их суть и смысл.


2. Методы исторических исследований. Источниковедческие, текстологические, сопоставительные. Точные методы – количественный анализ.


3. Методология. В советское время – марксистко-ленинская методология исторической науки. Сейчас часто вспоминают методологию XIX в. – позитивизм и методологию XX в. постпозитивизм.


4. Мировоззрение современного историка гуманистично и основывается на общечеловеческих ценностях. Давно замечено, что совершенствование профессионального мастерства в любой специальности это еще и совершенствование человеческих качеств.


Исторические процессы в совокупности составляют всемирно исторический (общеисторический) процесс.


Наиболее общим историческим законом является закон единства всемирноисторического процесса . О других законах будет сказано в следующей лекции. Именно представление об исторических законах позволяет делать научные обобщения, которые позволяют решать важнейшую задачу работы историка - накапливать и передавать социальный опыт.


Если без профессиональных знаний и навыков точного профессионального мышления человек остается носителем обывательского мышления, то без отрефлексированного мировоззрения историк легко становится идеологом. Это Сцилла и Харибда, которые удается миновать далеко не всем историкам. То, что отличает историю от идеологии, это задачи и, соответственно, пути их достижения. Под идеологией мы понимаем систему идей, которые предлагаются властью для более эффективного управления обществом в конкретный исторический момент.
У идеологии другие задачи и иной категориальный аппарат.


Признаком наличия вируса идеологии в историческом тексте, как правило, является эмоционально окрашенное оценочное (негативное - о чужих, позитивное - своих) суждение историка действий или фигуры исторического деятеля, прежде всего носителя высшей власти. Историку нет необходимости делать это, его задача иная. Так как эти персоны являются объектом его изучения, через деяния которых он устанавливает объективные процессы, происходящие в изучаемом социуме. В современной литературе так проявляются рудименты марксистского подхода.


Сейчас уже не у кого не вызывает сомнение, что историческая наука находится на грани с «идеологией», но историческая наука это не идеология. Четкое разделение науки и идеологии предопределяется мировоззрением историка и в свою очередь предопределяет профессионализм историка. Историк выявляет общие причины, идеолог оправдывает частные следствия. Недопонимание этого было вызвано сокращением рефлексии в этом направлении и предопределило кризис исторической науки в России в конце ХХ в. В начале ХХI в. стало появляться достаточно много литературы на эту тему, что свидетельствует о возрождении рефлексии и выходе из кризиса.

История как общественная наука

Все науки ставят своей задачей познание окружающего нас мира. Но чем история как общественная наука отличается от наук естественных. Естественные науки (физика, химия, биология и др.) ставят своей задачей изучение законов окружающей природы, а общественные – общества, а история – даже общества в прошлом.


Природа – неодушевленна, общество – совокупность огромного числа одушевленных, обладающих разумом, объектов. «... Человеческие действия, точно так же, как и всякое другое природное явление, определяются всеобщими законами природы» писал И. Кант в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (Кант И. Сочинения: на немецком и русском языках. Т.1. М., 1994)


Выделим три основных отличая:
1. Законы в общественных науках носят более вероятностный предположительных характер, чем законы естественных наук.
Отсюда, одна из особенностей исторической науки заключается в том, что историкам значительно реже удается сформулировать закон. Результат исследования чаще всего формулируется в виде гипотезы. Это вызвано невозможностью проведения прямого эксперимента (увидеть своими глазами) и опосредованностью восприятия действительности источником. Поэтому исторические законы особенно сложно формулировать и обосновывать. Следовательно, в исторической науке особенно важное значение имеет фиксация закономерностей.


2. первичная фиксация «факта» осуществляется не самим исследователем, а летописцем прошлого – оно опосредовано письменным текстом, составленным в прошлом.


3. неодушевленная природа не оказывает такого обратного воздействия на ученого, какое оказывает на него общество. Отсюда важность отделения задач идеологических от собственно исторических.


Изучение исторического процесса происходит и путем логических рассуждений (качественный анализ) и путем анализа массового материала (количественный анализ: от очевидных – экономических показателей, до неочевидных – идей).


Основная цель изучения истории: строго научная – а) аналитическая, т.е. установление законов и объяснение закономерностей в той или иной сфере существования человеческого общества с помощью методов исторического исследования, а также б) синтетическая, т.е. изложение истории социального опыта данного сообщества как части всего человечества.


Из прошлого пришли и сохранили свое значение еще две цели: ознакомительная – рассказ о событиях и явлениях, которые имели место в прошлом; назидательная – наиболее древняя, извлечение исторических уроков.

2. Основные составляющие в освоении и изучении истории

Событийная история

Изучение событийной истории начинается со знакомством с уже имеющейся периодизацией, а заканчивается уточнением старой или установлением новой. Периодизация может быть нескольких уровней, от самой общей до частной. Границы периода маркируются завершением одних и началом других исторических процессов, либо переход процесса в одной и той же сфере на качественно новый уровень.


Исходными понятиями, которыми пользуется историк, являются 1. факт, 2. событие, 3. процесс.
1. Исторический факт – это одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени.


Исторический факт формулируется как простое высказывание и включает: 1. Обстоятельство времени (когда), 2. обстоятельство места (когда), 3. подлежащее-объект (кто), 4. сказуемое-действие (что сделал), 5. дополнение-субъект (по отношению к кому). Только при наличии этих пяти компонентов историческое сведение может считаться фактом. При отсутствии одного или более компонентов историк путем аналитических процедур пытается их установить. Это одна из важнейших (но не единственная и не главная) сторон исторического исследования.


Установление исторического факта, в частности, это конкретизация простого суждения путем указания точного времени и места в пространстве. Например, Великая отечественная война (это субъект) началась (предикат) 22 июля 1941 г. (это указание времени) на западных граница СССР (это указание места в пространстве). Такое суждение мы можем считать истинным. Отсюда, установление точного времени и места в пространстве – первая задача историка. И происходит это, как и в естественных науках, на основании эксперимента.


Исторический эксперимент – это анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов, которые содержатся в нем в явном (в виде высказываний) и скрытом (не сформулированном в виде высказываний) виде. Как и в любой науке, такой факт должен быть подвергнут проверке на истинность. «Забота о фактах в истории – это забота о доказательности».


Исследование начинается с выявления исторических фактов, но этим не ограничивается. Это первый шаг.


2. Несколько исторических фактов, т.е. действий произошедших примерно в одно время и в одном месте, составляют историческое событие. Таким образом, событие включает в себя несколько исторических фактов. Часто случается, что историк за несколькими фактами угадывает событие, и сначала формулирует название этого события, а затем начинает расширять круг фактов, детализируя его.



Чаще всего историки изучают процессы, которые касаются разных сторон возникновения, изменения и исчезновения государственности. В центре изучения – вопросы обретения власти и ее передачи. Внутри одного или нескольких правлений следует отмечать периоды роста или упадка (динамика), стабильности или кризиса (статика).


Кризис может быть вызван внутренними и внешними факторами. Внутренний кризис может проявится в виде кризиса передачи власти, мятежей знати, голодных бунтов земледельцев и др. Внешний кризис может быть вызван нападением извне. Внутренний кризис может породить необходимость проведения преобразований. Успешные преобразования могут осуществляться в начале периода и в середине. Неуспешные преобразования – часто в конце периода.


Повторим, важнейшим результатом изучения исторических процессов является установление периодизации – т.е. выявление основных этапов в развитии данного общества. Знание периодизации позволяет составить цельную картину развертывания исторического процесса во времени, она является опорой при изложении истории и для размышлений историков.


Периодизация всегда бывает нескольких уровней, по убывающей: от установленного научной традицией уровня периода в общей периодизации Всемирной истории, до заданного исследователем уровня в частной периодизации (до дней и даже часов).


Выделенные исторические периоды и отражают этапы развития исторического процесса, соответственно, упомянутая «глубина» периодизации и отражает наше представление об исследуемом историческом процессе. Поэтому с составления периодизации начинается и заканчивается любое историческое исследование.

Принципы периодизации

Как правило, опорным при составлении периодизации любого сообщества являются несколько правлений государей, реже одно правление, если оно длительно.


Нижней границей в нашем курсе лекций принято считать краткое правление (до пяти лет). Мы исходим из допущения, что краткое и особенно сверхкраткое правление является наиболее тонким индикатором кризиса, который собственно и маркирует конец периода.


О каком кризисе идет речь. Поскольку внимание историка при изложении хода исторического процесса прикован к носителям власти и эволюции института власти, то речь и идет о кризисе власти (пусть даже нереализованном в явном виде) как первом симптоме, наиболее раннем проявлением кризиса в обществе.


Признаком острого кризиса является краткое правление от нескольких месяцев до 2-3 лет, т.к. это время наиболее интенсивной борьбы за власть, когда позиции правителя наиболее уязвимы, к 4 году они заметно упрочняются.


В этом отношении заметим, что социальный конфликт является менее надежным проявлением кризиса, поскольку кризисы, которые анализируются историком, не всегда приводят к очевидным экономическим последствиям, а экономические последствия кризисов, если они есть, не всегда приводят к социальному конфликту.


Добавим, что если социальный конфликт и был в истории, то не всегда он отражается в летописи и крайне редко отражается в хроникальных записях. В источниках они чаще всего является проявлением начавшейся борьбы за власть между представителями знати, а не добровольным почином социальных групп производителей.


Важный вывод
Действительно, хотим мы или нет в изложении истории древнего или средневекового общества история измеряется от правителя к правителю. Видимо, и применительно к новой и новейшей историей можно сказать то же самое. Сейчас отсчет истории Англии ведется по премьер-министрам, Америки по президентам, СССР по генсекам и т.д. Эпоха Б.Н.Ельцина и эпоха В.В.Путина в новейшей истории то же существенно отличаются и мы как современники это тонко чувствуем. Иными словами, это наиболее стабильный фактор отсчета исторического времени в обществе, о котором мы узнаем по письменным источникам.


Поэтому при первом рассказе об истории в учебном пособии важнейшим аспектом является изучение института высшей власти. С этой точки зрения в предлагаемом курсе лекций особое внимание уделяется трем важнейшим ее аспектам: обретения власти, сохранения и передачи. Историку нужно помнить, что за власть всегда кто-то борется. Кто – лагерь сторонников носителя верховной власти и группировки претендентов. Они и являются важнейшими составляющими такого рассказа.

Социальная история

Изучается устройство общества – основные социальные группы, которые формируют «верхи» и «низы» общества – кто управляет и кем управляют; кто производит интеллектуальный продукт и кто производит материальный продукт.


Верхи: а) монарх, его семья и их родственники, б) родовая наследственная знать; в) служилая знать; г) чиновничество (служилые, но не знатные по происхождению); д) духовенство (к верхам относится не везде).


Два важных понятия: Аристократия – положение в обществу по родству. Бюрократия – положение в обществе по службе.


Низы: те, кто занимается физическим трудом – сельскохозяйственным, ремесленным, обслуживающим трудом и торговлей.


Те, кто профессионально занимается торговлей часто занимают особое положение и могут тяготеть как в низам, так и к верхам.


Следует принципиально различать такие понятия, как 1) «сословия» – используется при рассмотрение социальной истории с правовой точки зрения (привилегированные – «знать», свободные – «народ», ущемленные в правах – «?», не имеющие прав – «рабы») и 2) «классы» – с точки зрения экономической (индивидуальные владельцы земли разного уровня и происхождения, коллективные владельцы и невладельцы).


Здесь же говорится о системе управления государством. Ключевой вопрос – о власти. Соответственно, в лекциях будет обращено внимание на систему управления.
Характеристика служилых слоев может быть общей и частной.


Общая – характеристика служебных слоев как части всего общества:

  1. Место в социально-статусной иерархии общества; 2. Внутренняя организация; 3. Формальные признаки (система чинов и рангов, форма и т.п.); 4. Принципы комплектования; 5. Сравнение положения гражданских и военных чинов; 6. Владение землей и другим.

Частная – характеристика служебных слоев по внутренним особенностям
1. Организация государственного аппарата; 2. территориальное управление; 3. ранговая система; 4. способ комплектования; 5. правила прохождения службы; 6) формы материального обеспечения (см. С. В. Волков Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке, М., 1999, с. 5-6 , 10).

Экономическая история

Изучается то, в какие экономические отношения вступают представители различных социальных групп. Ключевой вопрос – собственность на основное средство производства – землю. Изучается, кто и на каких условиях имеет право на присвоение прибавочного продукта.
Его формы: налог, отработки.
Кроме этого изучается его перераспределение в обществе: в виде налога, путем торговли и в результате войн (как формы насильственного присвоения материальных благ).

Духовная культура

В сфере всего общества: а. Религиозная – религии и верования, представления о сакральном; б. Светская – наука, виды искусств, мировоззрение и мировосприятие.


На ранних этапах развития человеческого общества сфера религиозной культуры является превалирующей. По мере приближения к современной эпохе, соотношение между ними изменяется – увеличивается значение светской культуры и рациональных знаний (тех, которые требует подтверждение не верой, а экспериментом).


В сфере отдельного индивида: историческая психология. Изучается то, как в сознании отдельного человека, совмещаются особенности светской и религиозной культуры своего времени и то, как это влияло на поступки исторических деятелей. Соответственно, возвращаясь к первому этапу исследования, мы можем углубить понимание событийной истории за счет представления о том, чем были обусловлены поступки участников исторических событий.


Необходимо подчеркнуть, что все четыре компонента являются взаимодополняющими, придают историческому исследованию целостный вид, без одного из них исследование будет неполным и незаконченным. Другой вопрос, что их соотношение может варьироваться в зависимости от поставленной исследовательской задачи. Исследователь должен чувствовать меру в их соотношении и стремиться к целостному изложению своего материала.


Специфика настоящего этапа развития исторической науки, по сравнению с предыдущим, заключается в необходимости большей специализации историков. Анализ социальной, экономической и культурной истории сейчас более, чем раньше требует специальных знаний и специальной подготовки. Сейчас, когда намечается выход из мировоззренческого кризиса, которое переживали многие историки 90-х гг., становится очевидным важность равномерного изучения всех четырех компонентов.


Но основным, на наш взгляд, в исторических востоковедных штудиях все еще остается восстановление событийной истории.


Традиционно датой начала русской государственности считается 862 год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание варягов-руси (о происхождении этого народа существуют различные версии) в Новгород Великий племенными союзами восточной Прибалтики и верхнего Поволжья: восточнославянскими словен и кривичей и финно-угорскими чуди, мери и веси. В 882 году династия Рюриковичей захватила Киев и овладела также землями полян, древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев, вместе составившими основную территорию Древнерусского государства.

Древнерусское государство

Также Русь, Русская земля . В Западной Европе — «Руссиа» и Русия (Russia, Ruscia, Rusca, Rutigia). С XI века употребляется название «князь русских». А в начале XII века (в папских грамотах) появляется название «Руссиа». В Византии — Ρως, «Рос», Название «Росия» (греч. Ρωσα) впервые использовано в сер. X века Константином Багрянородным.

В период максимального расширения границ Древнерусское государство включало в себя также земли дреговичей, вятичей, волынян, белых хорватов, ятвягов, муромы, мещеры, владения в устье Днепра (Олешье), на нижнем Дону (Саркел) и на берегах Керченского пролива (Тмутараканское княжество). Постепенно племенная знать была вытеснена Рюриковичами, которые уже в начале XI века княжили по всей территории Руси. Племенные названия в течение XI—XII веков постепенно перестали упоминаться (за исключением племенных названий на зависимых от русских князей территориях восточной Прибалтики и бассейна средней Волги). Одновременно начиная уже с конца X века каждое поколение Рюриковичей производило разделы Руси между собой, но последствия первых двух разделов (972 и 1015) постепенно были преодолены путём ожесточённой борьбы за власть, а также пресечения отдельных линий Рюриковичей (1036). Раздел 1054 года, после которого на Руси установился т.н. «триумвират Ярославичей», несмотря на долговременную концентрацию власти в руках младшего Ярославича Всеволода (1078—1093), полностью преодолён так и не был. После борьбы за власть после его смерти, осложнённой вмешательством половцев, в 1097 году на Любечском съезде князей был установлен принцип «каждый держит отчину свою».

После того, как союзными действиями князей борьба с половцами была перенесена от южнорусских границ вглубь степей, новому киевскому князю Владимиру Мономаху и его старшему сыну Мстиславу после серии внутренних войн удалось добиться признания частью русских князей своей власти, другие были лишены владений. В это же время Рюриковичи начали заключать внутридинастические браки.

Русские княжества

В 1130-е годы княжества стали постепенно выходить из-под власти киевских князей, хотя владевший Киевом князь по-прежнему считался старшим на Руси. С началом раздробленности русских земель названия «Русь», «Русская земля» в большинстве случаев применяются к Киевскому княжеству.

При распаде Древнерусского государства образовались Волынское княжество, Галицкое княжество, собственно Киевское княжество, Муромо-Рязанское княжество, Новгородская земля, Переяславское княжество, Полоцкое княжество, Ростово-Суздальское княжество, Турово-Пинское княжество, Черниговское княжество. В каждом из них начался процесс образования уделов.

12 марта 1169 года войска десяти русских князей, действовавших по инициативе Андрея Боголюбского, впервые в практике междукняжеских усобиц разграбили Киев, после чего Андрей отдал Киев младшему брату, не покидая Владимир, тем самым, по выражению Ключевского В.О., «оторвал старшинство от места». Сам Андрей, а впоследствии его младший брат Всеволод Большое Гнездо (1176—1212) добивались (временно) признания своего старшинства большинством русских князей.

К началу XIII века наметились и объединительные тенденции. Переяславское княжество отошло во владение владимирских князей, возникло объединённое Галицко-Волынское княжество под властью старшей ветви потомков Владимира Мономаха. В 1201 году Роман Мстиславич Галицкий, будучи приглашён киевскими боярами на княжение, также отдал город младшему двоюродному брату. В летописи под 1205 годом Роман назван «самодержцем всея Руси». К XIII веку великими князьями кроме киевских стали титуловаться также рязанские, владимирские, галицкие и черниговские.

После монгольского нашествия исчез институт «причастий в Русской земле», когда киевские земли рассматривались как общее достояние рода Рюриковичей, а название «Русь» закрепилось за всеми восточнославянскими землями.

Усилению позиций владимирских великих князей после монгольского нашествия способствовало то, что они не участвовали в масштабной южнорусской междоусобице перед ним, что княжество вплоть до рубежа XIV—XV веков не имело общих границ с великим княжеством Литовским, осуществлявшим экспансию на русские земли, а также то, что великие князья владимирские Ярослав Всеволодович, а затем его сын Александр Невский были признаны в Золотой Орде старейшими на Руси. Фактически все великие князья непосредственно подчинялись ханам сначала Монгольской империи, а с 1266 года — Золотой Орды, самостоятельно собирали дань в своих владениях и переправляли её хану. С середины XIII века титулом великих князей черниговских почти постоянно владели брянские князья. Михаил Ярославич Тверской (1305—1318) первым из великих князей владимирских назван «князем всея Руси».

С 1254 года галицкие князья носили титул «королей Руси». В 1320-е годы Галицко-Волынское княжество вступило в полосу упадка (что некоторые исследователи связывают с новым натиском Золотой Орды) и в 1392 году перестало существовать, его земли были поделены между великим княжеством Литовским (полное название — Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское и иных ) и королевством Польским. Немногим ранее основная часть южнорусских земель была присоединена великим княжеством Литовским (Брянск 1356, Киев 1362).

В XIV веке на северо-востоке Руси образовались также великие княжества Тверское и Суздальско-Нижегородское, смоленские князья также стали титуловаться великими. C 1363 года ярлык на великое княжение Владимирское, означавший старшинство в пределах Северо-Восточной Руси и Новгорода, выдавался только московским князьям, которые с этого времени стали титуловаться великими. В 1383 году хан Тохтамыш признал великое княжество Владимирское наследственным владением московских князей, одновременно санкционировав независимость Тверского великого княжества. Суздальско-Нижегородское великое княжество было присоединено к Москве в 1392 году. В 1405 году Литва захватила Смоленск. Окончательно все русские земли были поделены между великими княжествами Московским и Литовским к концу XV века.

Русское государство

С XV века в русских источниках появляются термины «Росия», «Российский» и распространяются всё больше, пока окончательно не утверждаются в русском языке. Период с конца XV по начало XVIII века в современной российской историографии обозначается как «Русское государство».

Великое княжество Московское

В 1478 году к Москве была присоединена Новгородская земля, в 1480 было сброшено монголо-татарское иго. В 1487 году после удачного похода на Казанское ханство великий князь московский Иван III провозгласил себя «князем Болгарским», что стало одной из причин начала переходов удельных князей с восточных окраин великого княжества Литовского на московскую службу вместе с землями. В результате пяти русско-литовских войн Литва потеряла верховские княжества, Смоленск и Брянск. Другими важнейшими территориальными приобретениями стали Тверское (1485) и Рязанское великие княжества (1521). Кроме независимости от Золотой Орды и территориальной целостности, великое княжество Московское в последний период своего существования в статусе великого княжества отличалось также общим сводом законов (Судебник 1497 года), ликвидацией уделов и введением поместной системы.

Русское царство

С 16 января 1547 года после принятия великим князем Иваном IV Васильевичем титула царя. Также Русь, Русия, Росия, Российское царство, Русское царство, Московское царство. В середине XVI века произошло присоединение Казанского и Астраханского ханств, что дополнительно обосновало царский титул московского монарха.

В 1569 году великое княжество Литовское приняло Люблинскую унию с Польшей, которая объединяла два государства в конфедерацию, при этом передало южнорусские земли в состав Польши и в целом вернулось к границам середины XIII века.

В 1613 году в титуле у митрополита термин «Русия», а у царя Михаила Фёдоровича — «Росия». «Московия» — название Русского государства в иностранных источниках XVI—XVII вв. Термин «Россия» окончательно закрепляется Петром Великим (1689—1725). На монетах Петра I до принятия титула императора значилось «Царь Пётр Алексеевич, всея России Повелитель» и «Московский рубль» на обороте. («Всея России Повелитель» сокращалось в «В.Р.П.», но иногда писалось и полностью). 19 мая 1712 года столица перенесена в Санкт-Петербург.

Российская империя

После принятия царём Петром Алексеевичем титула императора.

18 (31) августа 1914 года в связи с войной с Германией, название столицы изменено с немецкого на русское — Петроград.

Российская Республика

После особого юридического совещания. Фактически — после отречения Михаила Александровича, брата Николая II с 3 марта 1917 года

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика — данное наименование впервые упоминается 21 января (3 февраля) 1918 г. в Декрете об аннулировании государственных займов, декрет подписан Председателем Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердловым. Данное наименование государства было введено после преобразования Российской Республики в «федерацию советских национальных республик» на III Всероссийском съезде Советов 10—18 (23—31) января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде.

До III Всероссийского съезда Советов употреблялось наименование Российская Республика.

Провозглашение федерации:

  • 3 (16) января 1918 года — написан текст Декларации.
  • 5 (18) января 1918 — оглашена Свердловым на Всероссийском учредительном собрании (распущено 6 (19) января).
  • 12 (25) января 1918 года — III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в принятой Декларации.
  • 18 (31) января 1918 года — на объединённом III съезде Советов (после объединения III съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с III съездом Советов крестьянских депутатов) в повторно принятой Декларации.
  • 28 (15) января 1918 года — в Резолюции III Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики».
  • 6 - 8 марта 1918 года на VII съезде РКП (б) ещё раз было принято решение о преобразовании страны в федерацию.
  • 10 июля 1918 года — в Конституции на заседании V Всероссийского съезда Советов.

Вариативность наименования Республики В период между III Всероссийским съездом Советов и принятием первой Конституции (на V Съезде), в которой было окончательно зафиксированно наименование государства, в документах встречались варианты неустоявшегося ещё наименования Российской Социалистической Федеративной Советской Республики:

Слова менялись местами:

Неполное наименование с различным порядком слов (4 слова):

  • Российская Федеративная Советская Республика,
  • Российская Советская Федеративная Республика,
  • Российская Социалистическая Федеративная Республика,
  • Российская Социалистическая Советская Республика,
  • Российская Советская Социалистическая Республика;

Неполное наименование с различным порядком слов (3 слова):

  • Российская Советская Республика,
  • Советская Российская Республика
  • Российская Федеративная Республика
  • Российская Федерация Советов

Другие наименования:

  • Российская Республика,
  • Советская Республика,
  • Республика Советов.

Примечание: новая власть не сразу распространилась на территории бывшей Российской империи (республики).

Примечание: Уже, будучи в составе СССР, 5 декабря 1936 года Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика переименована в Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, т.е. два слова были переставлены местами.

В обиходе и полуофициально к РСФСР нередко применялась сокращённая форма — Российская Федерация , но данное название не было официально закреплено в конституции вплоть до 1992 года (при этом стоит отметить, что уже с 1990 года данное название предполагалось утвердить официальным названием страны)

Образован путём объединения России, Украины, Белоруссии и ЗСФСР.

5 декабря 1936 года (по новой конституции) в наименовании РСФСР порядок слов «социалистическая» и «советская » приведён в соответствие с порядком этих слов в названии СССР.

Российская Федерация

Российская Федерация — 25 декабря 1991 года законом № 2094-I государство РСФСР переименовано в Российскую Федерацию (современное название, закреплено в конституции наряду с названием Россия). 21 апреля 1992 года были внесены соответствующие поправки в действовавшую тогда Конституцию (Основной Закон) РСФСР 1978 года.

Также до до принятия новой конституции 1993 года новый герб был в разработке. Де-факто на территории Российской Федерации в первой половине 1990-х годов ещё употреблялись бланки и печати учреждений со старым гербом и наименованием государства РСФСР, хотя их предполагалось заменить в течение 1992 года.

Употребление названия «Российская Федерация» до распада СССР

  • 1918 г. — в пункте д) статьи 49 Конституции РСФСР 1918 года (как вариант названия).
  • 1966 г. — в наименовании книги «Чистяков О. И., Становление Российской федерации (1917—1922), М., 1966».
  • 1978 г. — в преамбуле Конституции РСФСР 1978 года.

В современной России до сих пор действуют некоторые документы, в которых осталось старое название «РСФСР»:

  • Закон РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 25.06.2002) «Об охране и использовании памятников истории и культуры»
  • Закон РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 07.05.2009) «О судоустройстве РСФСР»
  • Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»
  • Закон РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»
  • Закон РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»
  • Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
  • Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 (ред. от 01.07.1993) «О реабилитации репрессированных народов»
  • Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 30.12.2008) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
  • Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1490-1 (ред. от 02.02.2006) «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами»
  • Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 211 (с изм. от 26.06.1992) «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений»
  • Указ Президента РСФСР от 21.11.1991 N 228 «Об организации Российской академии наук»
  • Указ Президента РСФСР от 25.11.1991 N 232 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 28.11.1991 N 240 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 256 «О мерах по стабилизации работы промышленного комплекса РСФСР в условиях экономической реформы»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 (ред. от 28.02.1995) «О мерах по либерализации цен»
  • Указ Президента РСФСР от 12.12.1991 N 269 (ред. от 21.10.2002) «О едином экономическом пространстве РСФСР»
  • Закон РСФСР от 25.12.1991 N 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»
  • Постановление Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 (ред. от 13.11.2010) «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР»