География. География:древняя и современная наука

γεωγραφία «землеописание» от γῆ «земля» + γράφω «пишу, описываю»):

Объект изучения географии - законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География - одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в I в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора . Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер .

История географии [ | ]

География Древнего Востока

В втором тысячилетии до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звёздам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В III-II тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги. В «Ведах » целая глава посвящена космологии. В «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже в IX-VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения, целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.

Античная средиземноморская география

Карта мира, сделанная Птолемеем

До нас также дошло известие о круглой карте, современника Гекатея , исполненной на меди и изображавшей море, землю и реки. Из свидетельств Геродота и Аристотеля можно заключить, что на древнейших картах обитаемая земля изображалась также круглой и омываемой кругом океаном; с запада, от Геркулесовых столбов , середина ойкумены была прорезана внутренним (Средиземным) морем, к которому с восточной окраины подходило восточное внутреннее море, и оба эти моря служили к отделению южного полукруга Земли от северного. Круглые плоские карты были в ходу в Греции ещё во времена Аристотеля и позже, когда шаровидность Земли уже была признана почти всеми философами.

Эпоха экспедиций

Александр фон Гумбольдт, 1806

В XVII-XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретённых знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янсзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Джеймс Кук , открыв Гавайи и Большой Барьерный риф . Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток .

Предмет и методы географии [ | ]

Спутниковый снимок Земли

Карта высот Земли

Карта как основа географических исследований

«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта - наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.

Географическая картина мира и географическая культура

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. Между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Персоналии [ | ]

Учёные, внесшие значительный вклад в становление географии как науки [ ] :

Александр фон Гумбольдт, 1847

Карл Риттер

Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-учёных):

  • Васко да Гама
  • Христофор Колумб
  • Иван Фёдорович Крузенштерн
  • Михаил Петрович Лазарев
  • Афанасий Никитин
  • Марко Поло
  • Николай Михайлович Пржевальский
  • и другие.

География — одна из самых интересных и увлекательных наук. Ведь она напрямую связана с путешествиями и приключениями. Но какой смысл несёт в себе термин «география»? Значение слова весьма интересно. И мы попробуем объяснить его в нашей статье.

Наука о Земле

Одной из древнейших является география. Значение слова мы рассмотрим немного позже, а сейчас познакомимся с историей этой дисциплины. Известно, что основы современной географии были заложены ещё во времена древних эллинов. Их изыскания обобщил и систематизировал древнегреческий учёный Птолемей в первом столетии нашей эры. Именно в Греции география развивалась семимильными шагами. Параллельно изучением Земли интересовались и в Древнем Египте. Уже в 3 тысячелетии до нашей эры здесь осуществляли первые морские экспедиции по акваториям Красного и Средиземного морей. Отдельные элементы географических описаний можно отыскать и в древних книгах Индии - «Ведах» или «Махабхарате».

Как в последующие столетия развивалась география? Значение этой науки особенно возросло в XVI веке, в так называемую Колумб и Магеллан, Джеймс Кук и привозили со своих плаваний множество новых сведений и фактов о нашей планете, которые требовалось детально изучить и систематизировать. География в её современном академическом виде была заложена в первой половине XIX века Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером. На сегодняшний день человечество уже покорило Луну, планирует высадку на Марс в самом ближайшем будущем. Однако и на Земле ещё остается множество неизученных мест - «белых пятен», по которым не ступала нога человека. Поэтому географам в XXI веке будет чем себя занять на этой планете.

География: значение слова, происхождение термина

Когда же возник термин «география»? Кто его придумал и закрепил за данной наукой? Попробуем объяснить значение слова «география». Этот термин женского рода происходит от двух древнегреческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю). То есть его можно перевести на русский язык следующим образом: «землеописание».

Термин «география» придумал и ввёл в науку ещё древнегреческий философ и учёный Эратосфен. Случилось это примерно в III веке до нашей эры. Как и когда употребляется сегодня термин «география»? Значение слова в наши дни можно рассматривать в двух аспектах. Оно может употребляться:

  1. Как наука, объединяющая в себе множество более мелких дисциплин. Они изучают Землю, особенности природы, локализацию по её поверхности населения, полезных ископаемых и т. п.
  2. Как область распространения по территории какого-либо явления или процесса. Например, запасов нефти или уровня общей грамотности людей.

Что изучает наука география?

Согласно универсальному определению, география - это наука, изучающая так называемую Земли. Последняя, в свою очередь, включает в себя четыре участка: лито-, атмо-, гидро- и биосферу. Но это ещё не всё. Иногда к ним добавляют техносферу, то есть все то, что создано руками человека на планете.

Основным объектом исследований науки можно назвать природные законы и закономерности распределения и взаимодействия различных компонентов географической оболочки (почв, горных пород, растительности, вод и т. д.). Современная наука делится на три больших блока: физическую, социальную и Первая изучает природу, вторая - население и условия жизни людей, третья - особенности и закономерности экономического развития территорий и стран.

Значение слова «историческая география». Особенности научной дисциплины

Как уже упоминалось выше, география - это комплексная наука. Она включает в свой состав множество различных дисциплин. Одной из них как раз и является историческая география. Что же она изучает?

Историческая география - это особый раздел, который пытается объяснить различные исторические процессы и события посредством знаний географических. Иными словами, данная наука изучает историю через пространство. И особое место в ней уделяется именно географическим (территориальным) факторам.

В заключение

Одной из самых старых наук на Земле считается именно география. Значение этого термина очень интересно. Слово выдумали в Древней Греции. И перевести его на русский язык можно как «землеописание». Термин ввёл ещё в третьем веке до нашей эры древнегреческий учёный Эратосфен. К слову, именно он впервые измерил параметры нашей планеты. И сделал это достаточно точно, не имея под рукой современных приборов и технологий.

География – очень необычная наука, которая возникла не в тиши храмов и монастырей и не в подземельях древних лабораторий. Она появилась в древности, в самой гуще жизни. И создавали ее не жрецы, не монахи и не ученые, а те, кто по той или иной необходимости пускался в путь – моряки и купцы, дипломаты и миссионеры, воины и натуралисты. Именно они прокладывали тропы в неизведанное, описывая встречавшиеся им земли.

В переводе с греческого «география» означает «землеописание», и в этом слове есть ответ на вопрос о том, что изучает география. Она возникла из насущной необходимости. Правители хотели знать, как устроены их страны и другие государства, купцам нужно было разведывать новые торговые пути, а мореплаватели пытались найти новые морские пути. Именно поэтому первыми географами были люди довольно необычных и совершенно далеких от науки профессий.

Проходили года и столетия, и в географии, как и в каждой науке, появилась специализация. Закончив накопление материала, ученые-географы взялись за его анализ и синтез, перешли к изучению закономерностей развития природы. Современные физико-географы занимаются не только описаниями местности, изучают не только внешнюю сторону явлений, но и вникают в их сущность, стремятся изучить взаимосвязи и понять причины природных процессов, протекающих в каждой местности.

В принципе, это объясняет то, что изучает физическая география. Это наука, которая изучает географическую оболочку Земли и ее структурные части. Так, например, если вспомнить, что материки являются частью географической оболочки, становится понятным, что изучает география материков.

В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология, гляциология, география почв, биогеография. А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география.

Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.

Современная физическая география особое внимание уделяет изучению структуры и динамики различных систем, их происхождению, процессам энерго- и массообмена между компонентами физической оболочки Земли, круговороту веществ и потоков энергии, прогнозу развития.

Методы, которые в своих исследованиях используют физико-географы, разнообразны. Это и традиционные методы, такие, как экспедиционно-описательный, сравнительно-географический, картографический и описательный. Но ученым на помощь пришли и методы, основанные на достижениях других наук, - математический, геофизический, геохимический.

Многие привыкли думать, что география занимается решением исключительно одного вопроса: "Как добраться из пункта А в пункт Б?" На самом же деле, в сфере интересов этой науки - целый комплекс серьезных и Современная география имеет достаточно сложную структуру, которая предполагает разделение её на множество различных дисциплин. Одной из них является физико-географическая наука. Именно о ней пойдет речь в данной статье.

География как наука

География - это наука, изучающая пространственные особенности организации географической оболочки Земли. Само слово имеет древнегреческие корни: "гео" - земля и "графо" - пишу. То есть дословно термин "география" можно перевести как "землеописание".

Первыми учеными-географами были древние греки: Страбон, Клавдий Птолемей (издавший восьмитомный труд под названием "География"), Геродот, Эратосфен. Последний, кстати, первый измерил параметры причем сделал это достаточно точно.

Главные оболочки планеты - это литосфера, атмосфера, биосфера и гидросфера. География акцентирует свое внимание именно на них. Она исследует особенности взаимодействия компонентов географической оболочки на всех этих уровнях, а также закономерности их территориального размещения.

Основные географические науки и направления географии

Географическую науку принято разделять на два основных раздела. Это:

  1. Физико-географическая наука.
  2. Социально-экономическая география.

Первая изучает природные объекты (моря, горные системы, озера и т. п.), а вторая - явления и процессы, которые происходят в обществе. У каждой из них - свои методы исследования, которые могут отличаться кардинально. И если дисциплины из первого раздела географии более близки к естественным наукам (физика, химия и т. д.), то вторые - к наукам гуманитарным (таким как социология, экономика, история, психология).

В этой статье мы уделим внимание первому разделу географической науки, перечислив все основные направления географии именно физической.

Физическая география и её структура

Очень много времени понадобится на то, что перечислить все проблемы, интересующие физических географов. Соответственно, и количество научных дисциплин насчитывает далеко не один десяток. Особенности распространения почв, динамика закрытых водоемов, формирование растительного покрова природных зон - все это примеры физической географии, вернее, те проблемы, которые её интересуют.

Физическую географию можно структурировать по двум принципам: территориальному и компонентному. Согласно первому, выделяется физическая география мира, материков, океанов, отдельных стран или регионов. Согласно второму принципу, выделяют целый спектр наук, каждая из которых занимается изучением конкретной оболочки планеты (или её отдельных компонентов). Так, физико-географическая наука включает в себя большое количество узких отраслевых дисциплин. Среди них:

  • науки, изучающие литосферу (геоморфология, география почв с основами почвоведения);
  • науки, изучающие атмосферу (метеорология, климатология);
  • науки, изучающие гидросферу (океанология, лимнология, гляциология и другие);
  • науки, изучающие биосферу (биогеография).

В свою очередь, общая физическая география обобщает результаты исследований всех этих наук и выводит глобальные закономерности функционирования географической оболочки Земли.

Науки, изучающие литосферу

Литосфера и - это один из главнейших объектов исследования физической географии. Они изучаются, преимущественно, двумя научными географическими дисциплинами - это геология и геоморфология.

Твердая оболочка нашей планеты, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, - это литосфера. География интересуется как внутренними процессами, которые в ней происходят, так и внешними их проявлениями, выраженными в рельефе земной поверхности.

Геоморфология - это наука, изучающая рельеф: его происхождение, принципы формирования, динамику развития, а также закономерности географического распространения. Какие процессы формируют внешний облик нашей планеты? Вот главный вопрос, на который призвана отвечать геоморфология.

Нивелир, рулетка, угломер - эти инструменты были основными в работе геоморфологов когда-то. Сегодня же они все чаще пользуются такими методами, как компьютерное и математическое моделирование. Самые тесные связи у геоморфологии - с такими науками, как геология, геодезия, почвоведение и градостроительство.

Результаты исследований данной науки имеют огромное практическое значение. Ведь геоморфологи не только изучают формы рельефа, но и оценивают его для нужд строителей, прогнозируют негативные явления (оползни, обвалы, сели и т. п.), мониторят состояние береговой линии и так далее.

Центральным объектом изучения геоморфологии является рельеф. Это комплекс всех неровностей земной поверхности (или поверхности других планет и небесных тел). В зависимости от масштаба, рельеф принято делить на: мегарельеф (или планетарный), макрорельеф, мезорельеф и микрорельеф. Основные элементы любой формы рельефа - это склон, вершина, тальвег, водораздел, днище и другие.

Рельеф формируется под влиянием двух процессов: эндогенных (или внутренних) и экзогенных (внешних). Первые зарождаются в толще и мантии: это тектонические движения, магматизм, вулканизм. Экзогенные процессы включают в себя два диалектически связанных процесса: денудацию (разрушение) и аккумуляцию (накопление твердого материала).

Среди в геоморфологии выделяют следующие:

  • склоновые процессы (формы рельефа - обвалы, осыпи, абразивные берега и т. д.);
  • карстовые (воронки, карры, подземные пещеры);
  • суффозионные ("степные блюдца", поды);
  • флювиальные (дельты, речные долины, балки, овраги и др.);
  • ледниковые (озы, камы, моренные горбы);
  • эоловые (дюны и барханы);
  • биогенные (атоллы и коралловые рифы);
  • антропогенные (шахты, карьеры, насыпи, отвалы и т. п.).

Науки, изучающие почвенный покров

В университетах существует специальный курс: "География почв с основами почвоведения". Он включает в себя смежные знания трех научных дисциплин: собственно, географии, физики и химии.

Почва (или грунт) - это верхний слой земной коры, который отличается плодородием. Он состоит из материнской горной породы, воды, а также перегнивших остатков живых организмов.

География почв занимается изучением общих закономерностей зонального распространения грунтов, а также разработкой принципов почвенно-географического районирования. Наука делится на общую географию почв и региональную. Последняя изучает и описывает почвенный покров конкретных регионов, а также составляет соответствующие грунтовые карты.

Главные методы исследования данной науки - сравнительно-географический и картографический. В последнее время все чаще используется также метод компьютерного моделирования (как и в целом - в географии).

Эта научная дисциплина возникла еще в XIX столетии. Её отцом-основателем принято считать выдающегося ученого и исследователя - Василия Докучаева. Свою жизнь он посвятил изучению грунтов южной части Российской Империи. На основе своих многочисленных исследований он выявил основные а также закономерности зонального распространения грунтов. Ему также принадлежит идея использования полезащитных лесополос для защиты плодородного слоя почв от эрозии.

Учебный курс "География почв" преподают в университетах, на географических и биологических факультетах. Самая первая кафедра почвоведения в России была открыта в 1926 году в Ленинграде, а первый учебник по этой же дисциплине - издан в 1960 году.

Науки, изучающие гидросферу

Гидросфера Земли - одна из её оболочек. Её комплексным изучением занимается наука гидрология, в структуре которой выделяют ряд более узких дисциплин.

Гидрология (дословный перевод с греческого языка: "учение о воде") - это наука, изучающая все водные объекты планеты Земля: реки, озера, болота, океаны, ледники, подземные воды, а также искусственные водоемы. Кроме этого, в сферу её научных интересов входят процессы, которые характерны для этой оболочки (такие как замерзание, испарение, таяние и т. д.).

В своих исследованиях гидрология активно использует методы, как географической науки, так и методы физики, химии, математики. К основным задачам данной науки можно отнести следующие:

Гидросфера Земли состоит из вод Мирового океана (около 97 %) и вод суши. Соответственно, выделяют два больших раздела данной науки: это океанология и гидрология суши.

Океанология (учение об океане) - наука, объектом изучения которой является Океан и его структурные элементы (моря, заливы, течения и т. д.). Большое внимание акцентирует данная наука на взаимодействии Океана с материками, атмосферой, животным миром. По сути, океанология представляет собой комплекс различных мелких дисциплин, которые занимаются детальным исследованием химических, физических и биологических процессов, протекающих в Мировом океане.

На сегодняшний день принято выделять на нашей прекрасной планете 5 океанов (правда, некоторые исследователи считают, что их все же четыре). Это Тихий океан (самый большой), Индийский (самый теплый), Атлантический (самый неспокойный), Северный Ледовитый (самый холодный) и Южный (самый "молодой").

Гидрология суши - это крупный раздел гидрологии, изучающий все поверхностные воды Земли. В её структуре принято выделять еще несколько научных дисциплин:

  • потамология (предмет изучения: гидрологические процессы в реках, а также особенности формирования речных систем);
  • лимнология (изучает водный режим озер и водохранилищ);
  • гляциология (объект исследования: ледники, а также прочие льды, находящиеся в гидро-, лито- и атмосфере);
  • болотоведение (изучает болота и особенности их гидрологического режима).

В гидрологии ключевое место принадлежит стационарным и экспедиционным исследованиям. Данные, полученные в результате этих методов, позже обрабатываются в специальных лабораториях.

Кроме всех этих наук, гидросферу Земли также изучает гидрогеология (наука о подземных водах), гидрометрия (наука о методах гидрологических исследованиях), гидробиология (наука о жизни в водной среде), инженерная гидрология (изучает влияние гидротехнических сооружений на режим водных объектов).

Науки, изучающие атмосферу

Изучение атмосферы осуществляют две дисциплины - это климатология и метеорология.

Метеорология - это наука, которая изучает все процессы и явления, происходящие в земной атмосфере. Во многих странах мира её также называют физикой атмосферы, что, в целом, больше соответствует предмету её изучения.

Метеорологию интересуют в первую очередь такие процессы и явления, как циклоны и антициклоны, ветра, атмосферные фронты, облака и так далее. Структура, химический состав и общая циркуляция атмосферы также являются важными предметами исследования этой науки.

Изучение атмосферы крайне важно для мореплавания, сельского хозяйства и авиационного дела. Продуктами деятельности метеорологов мы пользуемся практически ежедневно (речь идет о прогнозах погоды).

Климатология - это одна из дисциплин, входящих в структуру общей метеорологии. Объектом исследования данной науки является климат - многолетний режим погоды, который характерен для определенного (сравнительно крупного) участка земного шара. Александр фон Гумбольдт, и Эдмонд Галлей внесли первый вклад в развитие климатологии. Именно их можно считать "отцами" этой научной дисциплины.

Основной метод научного исследования в климатологии - это наблюдение. Причем, чтобы составить климатологическую характеристику какой-либо территории в умеренном поясе, необходимо около 30-50 лет проводить соответствующие наблюдения. К главным климатическим характеристикам региона относятся следующие:

  • атмосферное давление;
  • температура воздуха;
  • влажность воздуха;
  • облачность;
  • сила и направление ветра;
  • облачность;
  • количество и интенсивность атмосферных осадков;
  • длительность безморозного периода и т. д.

Многие современные исследователи утверждают, что глобальные изменения климата (в частности, речь идет о глобальном потеплении) не зависят от хозяйственной деятельности человека и имеют цикличный характер. Так, холодные и влажные сезоны чередуются с теплыми и влажными, примерно через каждые 35-45 лет.

Науки, изучающие биосферу

Ареал, геоботаника, биогеоценоз, экосистема, флора и фауна - всеми этими понятиями активно оперирует одна дисциплина - биогеография. Она занимается детальным изучением "живой" оболочки Земли - биосферы, и находится как раз на стыке двух крупных областей научных знаний (о каких науках конкретно идет речь - несложно догадаться из названия дисциплины).

Биогеография изучает закономерности распространения живых организмов по поверхности нашей планеты, а также детально описывает растительный и животный мир (флору и фауну) её отдельных частей (континентов, островов, стран и т. п.).

Объектом исследования данной науки является биосфера, а предметом - особенности географического распространения живых организмов, а также формирования их групп (биогеоценозов). Таким образом, биогеография не только расскажет о том, что белый медведь проживает в Арктике, но и объяснит почему он там обитает.

В структуре биогеографии выделяют два больших раздела:

  • фитогеография (или география флоры);
  • зоогеография (или география животных).

Большой вклад в развитие биогеографии как автономной научной дисциплины внес советский ученый В. Б. Сочава.

В своих исследованиях современная биогеография использует большой арсенал методов: исторический, количественный, картографический, метод сравнения и моделирования.

Физическая география материков

Есть и другие объекты, изучением которых занимается география. Материки - одни из таковых.

Материк (или континент) - сравнительно крупный по площади участок земной коры, выступающий над водами Мирового океана и окруженный им со всех четырех сторон. По большому счету, эти два понятия являются словами-синонимами, однако "континент" - термин более географический, нежели "материк" (который чаще используется в геологии).

На планете Земля принято выделять 6 континентов:

  • Евразия (самый крупный).
  • Африка (самый жаркий).
  • Северная Америка (самый контрастный).
  • Южная Америка (самый "дикий" и неизученный).
  • Австралия (самый засушливый).
  • и Антарктида (самый холодный).

Однако такой взгляд на количество материков на планете разделяют далеко не все страны. Так, к примеру, в Греции принято считать, что в мире всего пять континентов (исходя из критерия населенности). А вот китайцы уверены, что континентов на Земле - семь (Европу и Азию они считают разными континентами).

Некоторые материки изолированы водами Океана полностью (как, например, Австралия). Другие - соединены друг с другом перешейками (как Африка с Евразией, или обе Америки).

Существует любопытная теория дрейфа материков, которая утверждает, что раньше все они были единым суперконтинентом под названием Пангея. А вокруг него "плескался" один океан - Тетис. Позже Пангея раскололась на две части - Лавразию (которая включала современную Евразию и Северную Америку) и Гондвану (включала все остальные, "южные" материки). Ученые предполагают, основываясь на закон цикличности, что в далеком будущем все материки снова соберутся в один цельный континент.

Физическая география России

Физическая география конкретной страны предполагает изучение и характеристику таких природных компонентов, как:

  • геологическое строение и полезные ископаемые;
  • рельеф;
  • климат территории;
  • водные ресурсы;
  • почвенный покров;
  • растительный и животный мир.

Благодаря огромной территории страны, очень многообразна. Обширные равнины здесь граничат с высокими горными системами (Кавказ, Саяны, Алтай). Недра страны богаты различными полезными ископаемыми: это нефть и газ, каменный уголь, медные и никелевые руды, бокситы и другие.

В пределах России выделяют семь типов климата: от арктического на крайнем севере - до средиземноморского на побережье Черного моря. По территории государства протекают крупнейшие реки Евразии: Волга, Енисей, Лена и Амур. В России находится и самое глубокое озеро планеты - Байкал. Здесь можно увидеть огромные массивы заболоченных земель и грандиозные ледники на горных вершинах.

Восемь природных зон выделяют на территории России:

  • зона арктических пустынь;
  • тундра;
  • лесотундра;
  • зона смешанных и широколистных лесов;
  • лесостепь;
  • степь;
  • зона пустынь и полупустынь;
  • субтропическая зона (на побережье Черного моря).

Шесть типов грунтов насчитывается в пределах страны, среди которых чернозем - самая плодородная почва на планете.

Заключение

География - это наука, изучающая особенности функционирования географической оболочки нашей планеты. Последняя состоит из четырех основных оболочек: это литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Каждая из них является объектом исследования для целого ряда географических дисциплин. К примеру, литосфера и рельеф Земли изучается геологией и геоморфологией; изучением атмосферы занимается климатология и метеорология, гидросферы - гидрология и т. д.

В целом география делится на два больших раздела. Это физико-географическая наука и социально-экономическая география. Первую интересуют природные объекты и процессы, а вторую - явления, которые происходят в обществе.

Комплекс гуманитарных наук, изучающих историю человечества.
Её объект (прошлое человечества во всём его многообразии) недоступен для непосредственного восприятия исследователем. В этом состоит основное отличие исторической науки от естественных наук, объект которых всегда доступен наблюдению, стабилен и независим от исследователя. Научное (т. е. достоверное и систематизированное) знание о прошлом историк может получить только путём специальных исследовательских операций с историческими источниками.
Исторический источник - любой продукт человеческой культуры, содержащий информацию о прошлом человечества. Как результат сознательной деятельности человека исторический источник отражает замысел, навыки и умения своего создателя. В то же время источник становится таковым только после обращения к нему специалиста-историка.
Этапы работы историка: выбор темы исследования; поиск и определение круга источников, пригодных для решения поставленной задачи (эвристика); проверка подлинности найденных источников (внешняя критика); сопоставление информации в рамках комплекса источников и проверка её достоверности (внутренняя критика); анализ информации, содержащейся в исторических источниках, методами исторической науки (интерпретация фактов, синтез); написание исследования (изложение результатов).

Историческая наука. Беда Достопочтенный.

Составные части (отрасли) исторической науки - источниковедение (теория использования исторических источников), историография (история исторической науки).
К специальным историческим дисциплинам относятся археология (изучает прошлое по материальным остаткам деятельности людей) и этнография (изучает происхождение, расселение, быт и культуру различных народов).
Историческая наука пользуется методиками вспомогательных исторических дисциплин. В их числе археография (собирание, изучение и издание письменных источников), архивоведение (история архивов, методика поисков архивных документов), генеалогия (история родов и семей), геральдика (изучение гербов и знаков отличия), дипломатика (изучение исторических актов), историческая география (география определённой территории в прошлом), историческая метрология (единицы измерения в прошлом), кодикология (история рукописной книги), нумизматика (история монет и денежного обращения), палеография (методы датировки памятников письменности), папирология (изучение документов на папирусе), сфрагистика (история печатей), хронология (история календаря у разных народов), филигранология (датировка документов по бумаге), эпиграфика (изучение надписей на твёрдых поверхностях). При работе с письменными источниками историки обращаются к методикам вспомогательной филологической дисциплины - текстологии (изучение истории текста, выявление позднейших вставок, установление авторства).

Историческая наука. Сыма Цань.

Историческая наука зародилась в 5 в. до н. э. в Греции Древней. Её корни лежат в ионийской философии (с 6 в. до н. э.), утверждавшей, что Вселенная в целом познаваема и человек-исследователь может открыть её универсальные законы. «Отцом истории» считается Геродот. Значимые античные историки: греки Фукидид (5 в. до н. э.), Ксенофонт (5-4 вв. до н. э.), Полибий (2 в. до н. э.), Плутарх (1-2 вв. н. э.); римляне Саллюстий, Варрон (оба - 1 в. до н. э.), Ливии Тит, Тацит, Светоний (1-2 вв. н. э.).
Античные историки предпочитали описывать события, произошедшие при их жизни или незадолго до них, поэтому полагались на собственные впечатления и свидетельства очевидцев. При описании более ранних событий использовались исторические сочинения предшественников. Документы служили лишь вспомогательным источником информации. Достойными внимания считались войны, политика, законодательная деятельность и биографии по¬литических лидеров. Для античных историков характерен и особый интерес к религии, обычаям соседних народов, происхождению имён, названий. Господствующей концепцией исторического процесса была циклическая теория.
В 4-15 вв. определяющее влияние на историков оказывало христианство, а основное внимание уделялось истории Церкви. Наибольший вклад внесли Евсевий Кесарийский (3-4 вв.), Павел Орозий, святой Августин Блаженный (оба 4-5 вв.), Иордан, Беда Достопочтенный, Павел Диакон (оба 8 в.), Эйнгард (8-9 вв.). Возросло значение письменных источников в историческом исследовании. Преобладала линейная концепция истории (от Сотворения мира до Страшного суда) и провиденциализм. Традиции античной исторической мысли нашли продолжение в сочинениях византийских авторов: Прокопия Кесарийского (6 в.), Константина Багрянородного (10 в.), Михаила Пселла (11 в.) и Георгия Акрополита (13 в.).
Историческая наука развивалась и в рамках других цивилизаций. В Китае, где первые исторические сочинения восходят к 3 в. до н. э., считалось, что история должна служить руководством для политических деятелей. Самые известные китайские историки: Сыма Цянь (2-1 вв. до н. э.), Лю Чжицзи (661-721) и Сыма Гуан (1019-86). Крупнейшим исламским историком считается Ибн Хальдун (1332-1406).
В эпоху Ренессанса у европейских историков вновь возникает интерес к политической истории: труды Л. Бруни (1374-1444), Н. Макиавелли (1469-1527) и др. Работы Лоренцо Баллы (1407-57) заложили основы текстологической критики средневекового документа. В 16 в. в условиях жёсткой полемики между католиками и протестантами (см. ст. Реформация) обязательными для научных трудов стали точные ссылки на источники и обильное их цитирование.
В 16-17 вв. осуществлялись масштабные публикации новых источников, разрабатывались методики их критики. Так, основатель дипломатики и палеографии Ж. Мабильон (1632-1707) сформулировал общие правила определения аутентичности средневековых документов и настаивал на комплексном анализе всех их черт для проверки идентичности.

Историческая наука. Э. Гиббон.

В 18 в. тон развитию исторической науки задавала философия. Философы-просветители рассматривали историю как единый всеобщий процесс, базирующийся на универсальных законах. Возник интерес к истории неевропейских цивилизаций. Крупнейшим представителем т. н. философской историографии стал Э. Гиббон (1737-94). Философ-просветитель И. Г. Гердер (1744-1803) считал, что развитие общества - естественный результат совокупного действия его национальных особенностей, природных условий и культурных традиций. Дух народа выражается в искусстве и народной поэзии. Их Гердер считал возможным рассматривать только в развитии-(сформулировал принцип историзма).
В 19 в. история превращается в самостоятельную научную дисциплину со своим объектом и методами исследования. Последние в значительной степени основываются на достижениях нем. классической философии: учениях И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831). Письменные источники прочно заняли место основных материалов для историка. Ведущим институтом по обучению методикам исследования средневековых документов стала Школа хартий (Франция, с 1821 г.). Теоретические основы совр. исторической науки заложены в трудах Л. Ранке (1795-1886). Он был убеждён в том, что истина содержится в архивных материалах, настаивал на объективности историка и сделал скрупулезное исследование источников основой исследовательской работы историка.
Формирование методик работы с историческими источниками напрямую связано с позитивизмом. Позитивисты полагали, что историческая наука должна отвечать только на вопрос о том, как (а не почему) происходят события. Прогресс - непреложный закон общественного развития. Историку следует лишь профессионально извлекать из источников достоверные факты и, систематизируя их, описывать изучаемые процессы. Классической работой, содержащей исчерпывающий обзор методов исторической науки, считается «Введение в изучение истории» Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса (1898).
К крупнейшим историкам 19 в. относятся Ф. Гизо (1787-1874 гг., один из предшественников классовой теории исторического развития), Ж. Мишле (1798-1874), Ф. де Куланж (1830-89), С. Р. Гардинер (1827-1902), Т. Моммзен (1817-1903), В. Дильтей (1833-1911), Ф. Мейнеке (1862-1954) и др.
В 19 в. произошло становление специальных исторических дисциплин. Основатель египтологии Ж. Шампольон (1790-1832) разработал основные принципы дешифровки иероглифического письма. Археолог Г. Шлиман (1822-90) нашёл гомеровскую Трою, вёл успешные раскопки в Микенах, Орхомене и Тиринфе. Шлиман стал одним из создателей теории стратиграфии (сравнительного изучения культурных слоёв). Его исследования продолжили В. Дерпфельд (1853-1940) и А. Эванс (1851-1941). Последний открыл на Крите Кносский дворец и детально описал минойскую культуру 3-2 тыс. до н. э.
В 20 в. увеличивается специализация историков (сосредоточенность на занятии строго ограниченной областью науки). Масштабы исследования расширяются географически (распространяются на все цивилизации) и хронологически (от первобытного до постиндустриального общества). Эти процессы происходили на фоне распространения и конкуренции разных философских учений (исторический материализм, неокантианство, феноменология, философия жизни, структурализм, неопозитивизм, экзистенциализм и др.), становившихся методологической основой исторического исследования.
Приверженцы исторического материализма (основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) полагали, что материальные условия жизни определяют мировоззрение человека и социальных групп, и рассматривали историю как единый для любой цивилизации процесс закономерной смены общественно-экономических формаций (формационная теория исторического процесса).

Историческая наука. Ф. Гизо.

Неокантианцы видели в истории науку о духе, занимающуюся индивидуальными явлениями. Социолог и историк М. Вебер (1864-1920) считал, что учёные сначала создают абстрактные мысленные конструкции исторического процесса (т. н. идеальные типы: капитализм, христианство и др.), а затем наполняют их эмпирическим материалом.
Представитель философии жизни О. Шпенглер (1880-1936) отрицал наличие единой общечеловеческой культуры и прогресса человечества: каждая культура - отдельный организм, выражающий душу народа. В мировой истории Шпенглер насчитывал 8 культур. Культура рождается, развивается и умирает, превращаясь в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает прекращение творческого процесса и окостенение всех форм жизни общества.
На основе этого учения А. Д. Тойнби (1889-1975) создал цивилизационную теорию исторического процесса. Единой истории человечества не существует. Есть разрозненные истории замкнутых цивилизаций, каждая из которых со временем погибает. Учёный насчитывал 13 цивилизаций, сумевших полностью раскрыть свой потенциал. Социальные процессы, последовательно происходящие в цивилизациях, аналогичны друг другу и потому доступны сравнительному изучению на основании эмпирических законов. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании, в стремлении создать единую синкретическую религию.
Цивилизационная теория господствует в совр. исторической науке. Одно из наиболее быстро развивающихся направлений - историческая компаративистика (сопоставление различных цивилизаций). Видный представитель этого направления Ш. Н. Эйзенштадт (род. в 1923) известен своими трудами по теории модернизации, цивилизации и революции.
В 1920-х гг. оформился структурализм - направление в гуманитарном знании, рассматривающее культуру как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Расцвет структурализма пришёлся на 1960-е гг. (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Дер-рида, Л. Гольдман), особые успехи были достигнуты в изучении истории первобытного общества, этнографии, истории культуры.
В 1929 г. вышел первый номер журнала «Анналы экономической и социальной истории» (ныне «Анналы. История, социальные науки»), основателями и редакторами которого были М. Блок (1886-1944) и Л. Февр (1878-1956), а в 1956-69 гг. - Ф. Бродель (1902-85). Журнал объединил вокруг себя группу учёных (школа «Анналов»). Приверженцы этого направления, занимая разные философские позиции, полагают, что предмет исторической науки - жизнь общества во всех (без исключения) её проявлениях; обращаться следует преимущественно к массовым явлениям.
Важные наблюдения были сделаны, например, в такой области, как влияние природной среды на социальные процессы. Родоначальники «Анналов» считали, что необходимо преодолеть недостатки узкой специализации исследователей, вернуться к постановке проблем всеобщего характера (концепция «глобальной истории»), шире использовать методы других наук. С нач. 1970-х гг. новое поколение школы «Анналов» (Э. Леруа Ладюри, Ж. Ле Гофф, Ф. Фюре, П. Шоню, М. Ферро, К. Клапиш, А. Фарди и др.) вернулось к более локальной проблематике.
На основании разработанных Ф. Броделем принципов комплексного исторического анализа И. Валлерстайн (род. в 1930) создал мир-системную теорию исторического процесса. История - развитие региональных мир-систем, представляющих собой сочетание мир-экономик (систем международных связей, основанных на торговле) и мир-империй (групп стран, объединённых политически, а не экономически). Развитие мир-экономик подчинено законам циклической теории рус. экономиста Н. Д. Кондратьева (1892-1938). После длительной конкуренции западноевропейская мир-экономика одержала победу над всеми прочими, превратившись в единственную мир-систему. Теория Валлерстайна хорошо объясняет процесс глобализации. Во 2-й пол. 20 в. грань между исторической и т. н. социальными науками (социологией, психологией, антропологией, экономикой) практически стёрлась, широко распространились междисциплинарные исследования. Новым направлением исторической науки стала контрфактическая (виртуальная) история, изучающая альтернативы исторических событий и социально-экономических процессов (Р. Фогель, Н. Фергюсон). Основной приём контрфактического моделирования - реконструкция определённого процесса, проходящего в иных, изменённых исследователем условиях (как развивалась бы экономика США в 19 в., если бы железные дороги не получили распространения и т. п.).