Психология манипуляции. Приемы и способы манипулирования людьми

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

  • осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

Во-первых , следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых , нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле». В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.

Воздействие страхом

Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт – станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель». Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.

Воздействие виной

Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу». Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.

Воздействие неуверенностью в себе

В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах. Например: «Ты обязана слушать меня – я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки.

Воздействие гордостью

Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе. Но ты же умница и отличная хозяйка – удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней». Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.

Воздействие жалостью

Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь. Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

  1. Эмоции . Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
  2. Непонятные слова . В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
  3. Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
  4. Срочность . Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
  5. Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
  6. Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

  • насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
  • демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
  • лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»).

Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.

В семейных отношениях

Самыми распространенными семейными манипуляциями являются истерики, молчание, демонстративный отъезд «к маме», гулянки с друзьями, запои. Психологическое воздействие используют и родители, и дети. Это способ добиться своей выгоды, играя на чувствах других.

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

  • на ошибки и собственное мнение;
  • на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
  • не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
  • быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
  • быть нелогичным.

Способов манипулирования людьми (что такое манипуляция - тема предыдущей статьи) огромное количество. Для того чтобы овладеть некоторыми из них, необходима длительная практика, какие-то из них большинство людей свободно использует, порой даже не подозревая этого. Об одних приемах манипулирования достаточно просто знать, чтобы уметь защититься от них, другими же надо овладеть, дабы уметь им противодействовать.

З нать механизмы манипулирования человеческой психикой необходимо, это позволяет обезопасить себя от вторжения в свою психику и умело противодействовать различным приемам и способам манипуляции. Также изучать и знать приемы манипулирования необходимо и для того, чтобы научиться умело в них разбираться и использовать их себе во благо. Без этих знаний сложно добиться больших успехов в жизни .

Применяя тот или иной способ манипуляции, следует учитывать тот факт, что жизнь человека многогранна: по уровню образования, по жизненному опыту, по множеству других факторов. Поэтому в некоторых случаях, для более эффективного воздействия, важным моментом в использовании различных способов манипуляции является подготовка к их применению.

Первым делом необходимо определиться с конкретным приемом, который применим в данном случае, а для этого следует выбрать мишень воздействия. Такими мишенями могут быть:

  1. Интересы человека, его потребности и склонности;
  2. Убеждения (политические, религиозные, нравственные), мировоззрение;
  3. Привычки, стиль поведения, способы мышления, привычки, особенности характера, профессиональные навыки;
  4. Психическое и эмоциональное состояние (как в общем, так и на данный момент).

То есть для того, что бы тот или иной способ манипулирования возымел действие, хорошо бы узнать адресата этого воздействия как можно лучше, собрать о нем больше информации.

Также на подготовительном этапе опытный манипулятор продумывает места и условия своего воздействия. Для него важно повысить вероятность возникновения у манипулируемого нужных ему реакций, ощущений и эмоций. Поэтому, создавая условия для увеличения внушаемости, он выбирает уединенные, изолированные места (хотя это не всегда так, иногда ситуация требует обратного) и только потом, не имея помех, применяет заготовленный прием манипулирования .

Успех любого из способов манипуляций зависит от установленного контакта между людьми. Умению войти в контакт и удерживать его в литературе по деловому общению придается огромное значение, это не способ манипулирования, установление контакта, это основа коммуникативного общения . Искусный манипулятор, действующий тонко, это знает, он идет на контакт и всячески его развивает (формирует доверие) с целью его дальнейшего использования. Для него это подготовительный этап, во время которого он всячески подстраивается под собеседника, используя технику присоединения. Суть этой техники - найти общие интересы и взгляды, создать атмосферу откровенности, создать благоприятное впечатление о себе. Манипулятор порой даже начинает копировать жесты партнера по общению, мимику, принимает похожие позы, делает все, чтобы расположить к себе.

Когда все подготовительные этапы пройдены, собрана необходимая информация, выяснены слабые стороны, продуманы условия, можно приступать к применению приемов и способов манипуляций . Хотя для использования некоторых приемов предварительная подготовка вовсе не требуется.

Способы манипулирования людьми

К каждому способу манипулирования, приведенному ниже, прилагается краткая инструкция по противодействию ему, защите от него.

Перед тем как перейти к рассмотрению приемов манипуляции также сразу хочу заметить, что не всегда способы манипулирования используются по отдельности, часто для эффективности воздействия применяются комбинации приемов и способов.

ЛОЖНОЕ ПЕРЕСПРАШИВАНИЕ

Данный способ манипулирования используется для того, чтобы изменить общий смысл сказанного, изменяя его значения себе в угоду. Манипулятор как будто бы в целях уяснения, переспрашивает, повторяя вами сказанное лишь в начале, далее подменяет слова и в целом смысл.

Предельно внимательно вслушивайтесь в то, что вам говорят. Услышав искаженный смысл, тут же поправляйте.

ПОКАЗНОЕ БЕЗРАЗЛИЧИЕ И НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Когда один человек пытается доказать свою правоту, убедить в чем-то другого, тот показывает свое безразличие и к собеседнику, и к тому, что он говорит. Манипулятор рассчитывает на стремления оппонента во что бы то не стало доказать свою значимость, использовать те факты, ту информацию, которую ранее он не собирался разглашать. То есть попросту выведывается нужная информация.

Защита от манипуляции – не поддаваться на провокацию.

ПОСПЕШНОЕ ПЕРЕСКАКИВАНИЕ НА ДРУГУЮ ТЕМУ

Озвучив одну тему, манипулятор стремительно переходит к другой, тем самым не давая возможности собеседнику опротестовать первую или как-то в ней усомнится. Делается это с целью фиксации этой информации (не всегда правдивой) в подсознании собеседника. Это способ манипуляции можно характеризовать как внушение с дальнейшим использованием.

Следует внимательно относиться к услышанному и подвергать все анализу.

ЦИТИРОВАНИЕ СЛОВ ОППОНЕНТА

В данном случае манипулятор цитирует, причем неожиданно, слова оппонента. В большинстве случаев слова частично искажаются.

Защищаясь, можно ответить тем же, выдумать фразу и выдать ее за слова манипулятора, некогда им сказанные.

МНИМАЯ УЩЕРБНОСТЬ

Манипулятор показывает свою слабость, добиваясь снисходительного к себе отношения. В такие моменты манипулируемый перестает всерьез воспринимать человека как конкурента и соперника, его бдительность притупляется.

Не поддаться этому приему манипуляции можно только в случае, если вы всегда будете любого человека воспринимать в серьез и видеть в нем, сильного соперника.

ЛОЖНАЯ ВЛЮБЛЕННОСТЬ

Очень распространенный прием манипулирования . За счет признания в любви, в почтении и уважении, можно добиться куда большего, нежели просто попросить.

«Холодный разум» здесь вам в помощь.

НЕИСТОВЫЙ ГНЕВ И ЯРОСТНЫЙ НАПОР

Немотивированным гневом манипулятор вызывает у человека желание успокоить своего собеседника и рассчитывает, что тот пойдет на определенные уступки. Так же, как и предыдущий, этот способ манипуляции достаточно распространен.

Противодействие:

  1. Не обращайте внимания на ярость собеседника, не начинайте его успокаивать, а покажите свое безразличие к его поведению, это собьет его с толку;
  2. Или наоборот, касаясь манипулятора (не важно, руки или плеча) и смотря ему прямо в глаза, начните резко взвинчивать свой агрессивный темп, отвечая ему. С помощью одновременного воздействия визуального, кинестетического и аудиального раздражителя манипулятор вводится в транс. И уже вы можете ставить ему свои условия, вводить в его подсознание свои установки.
  3. Можно подстроится, вызвать в себе подобное расположение духа и постепенно начать успокаиваться, успокаивая и манипулятора.

ЛОЖНАЯ СПЕШКА И БЫСТРЫЙ ТЕМП

Манипуляция возможна за счет навязывания очень быстрого темпа речи и проталкивания своих идей. Манипулятор, прикрываясь спешкой и отсутствием времени, забалтывает своего собеседника, который, не успевая не то чтобы ответить, а даже подумать, тем самым демонстрирует свое молчаливое согласие.

Болтливость, говорливость и многословность манипулятора можно прекратить вопросами и переспрашиванием. Сбить темп поможет, например, такая уловка как – «Извини, мне надо срочно позвонить. Подождешь?»

ВЫСКАЗАТЬ ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ И ВЫЗВАТЬ ОПРАВДАНИЯ

Этот способ манипулирования используется для ослабления защитного барьера психики человека. Роль манипулятора - в каком либо вопросе разыграть подозрительность, ответной реакцией на которую будет желание оправдаться. Этого он и добивается. Защитный барьер ослаб, можно «проталкивать» нужные установки.

Защитой здесь выступает осознание себя уверенной в себе личностью . Покажите манипулятору, что вам все равно, если на вас обижаются, и вы не побежите догонять, если он захочет уйти. Влюбленные возьмите на вооружение, не позволяйте собой манипулировать!

ЛОЖНАЯ УСТАЛОСТЬ

Манипулятор дает понять, что сильно устал и не в состоянии, что-либо доказывать и выслушивать возражения. И по тому манипулируемый быстрее соглашается с его словами, и, идя у него на поводу, не утомляет его возражениями.

Не поддавайтесь на провокации.

Тонкость этого способа манипуляции заключается в специфики психики человека – поклонение и слепое доверие авторитету в какой-либо области. Манипулятор, пользуясь своим авторитетом, давит на человека, и часто мнение, совет или просьба, лежат вне пределов его авторитетности. Как же можно отказать от просьбы или не согласиться с таким человеком?

Верьте в себя, в свои способности, в свою индивидуальность и исключительность. Долой низкую самооценку !

ЛОЖНАЯ ВЛЮБЛЕННОСТЬ

Манипулятор как бы по секрету, чуть ли не шепотом, прикрываясь мнимой дружбой, советует манипулируемому поступить определенным образом. Уверяет в выгоде и пользе этого поступка, на самом же деле преследует свои интересы.

Не следует забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, за все надо платить.

ВЫЗВАТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Известно, запретный плод сладок, и психика человека устроена так, что ему часто интересно именно то, что находится под запретом или для достижения чего необходимо приложить усилия. Манипулятор, как тонкий психолог, пользуясь этими особенностями человеческой психики, вызывает у объекта своего воздействия такие желания. Конечно себе в угоду.

Всегда помните свои интересы. Принимайте решения, хорошо подумав, взвесив все «за» и «против».

ОТ ЧАСТНОСТИ К ОШИБКЕ

Манипулятор обращает внимание объекта манипуляций лишь на одну деталь, не позволяя рассмотреть картину в целом, и заставляет его на основании этого сделать выводы. Применение этого способа манипулирования людьми широко распространено в жизни. Многие люди делают выводы и судят о каком-либо предмете или событии, не обладая подробной информации и не располагая фактами, порой даже не имея собственного мнения по этому вопросу, они судят, основываясь на мнениях других. Манипуляторы этим пользуются и таким образом навязывают свое мнение.

Увеличивайте свой кругозор, развивайтесь , работайте над повышением уровня собственных знаний.

ИРОНИЯ С УСМЕШКОЙ

Манипулятор , как будто сомневаясь в словах оппонента, специально выбирает ироничный тон разговора, провоцируя его на эмоции. В эмоциональном состоянии, в гневе человек впадает в измененное состояние сознания и более подвержен внушению.

Эффективной защитой против этого способа манипуляции служит полное безразличие.

СБИТЬ С МЫСЛИ

Манипулятор, чтобы направить разговор в нужное ему русло, постоянно перебивает мысли собеседника.

Не обращайте на это внимание, или, используя речевые психотехники, попробуйте высмеять манипулятора и если вы находитесь в коллективе , на его перебивания всерьез обращать внимание уже ни кто не будет.

ЛОЖНОЕ ПРИЗНАНИЕ ВЫГОДНЫХ УСЛОВИЙ

В данном случае идет намек от манипулятора на более выгодные условия, в которых будто бы находится объект манипуляции. Манипулируемый начинает оправдываться и открывается для внушения, которое незамедлительно следует.

Не стоит оправдываться, наоборот признайте свое превосходство.

ИМИТАЦИЯ ПРЕДВЗЯТОСТИ

Манипулируемый ставится в такие условия, когда ему надо отвести подозрение в предвзятости к манипулятору. И он сам начинает его нахваливать, говорить о его добрых намерениях, тем самым дает себе установку не реагировать критично на слова манипулятора.

Если уж вы попали в такую ситуацию, опровергните свою предвзятость, но не нахваливая манипулятора.

ВВЕСТИ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

Осуществляется за счет применения манипулятором в разговоре неизвестных манипулируемоу терминов. Последний попадает в неловкое положения, и боясь показаться неграмотным, боится, что эти термины обозначают.

Не стесняйтесь и не бойтесь уточнить не понятное для вас слово.

НАВЯЗЫВАНИЕ ЛОЖНОЙ ГЛУПОСТИ

Говоря простым языком, этот способ манипуляции заключается в том, чтобы опустить человека ниже плинтуса. В ход идут намеки на его безграмотность и глупость, что приводит объект манипуляций в состояние временного замешательства. Тогда-то манипулятор и производит кодирование психики.

Не обращайте внимания, тем более, если знаете, что перед вами грамотный манипулятор, опытный мошенник или гипнотизер.

НАВЯЗЫВАНИЕ МЫСЛИ ПОВТОРЯЕМОСТЬЮ ФРАЗ

При этом способе манипулирования, за счет неоднократного повторения фраз, манипулятор внушает объекту какую-либо информацию.

Не стоит фиксировать внимание на том, что говорит манипулятор. Можно поменять тему разговора.

ЛОЖНАЯ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Манипулятор играет на собственной якобы невнимательности. Добившись нужного результата, он как бы замечает, что сделал что-то неправильно, ставя манипулируемого перед фактом – «Ну что тут поделаешь, не увидел, не услышал, не так понял…»

Надо четко выяснять и доносить смысл достигнутых договоренностей.

СКАЖИ «ДА»

Подобный прием манипуляции осуществляется за счет построения диалога таким образом, когда манипулируемый все время соглашается со словами манипулятора. Так манипулятор подводит объект воздействия к принятию своей идеи.

Смените направленность беседы.

НАБЛЮДЕНИЕ И ПОИСК СХОЖИХ ЧЕРТ

Манипулятор выдумывает или находит некую схожесть между собой и манипулируемым, невзначай обращает на это внимание, тем самым повышает доверие к себе и ослабляет защиту. Можно действовать, продвигать идею, внушать мысль (используя другие способы и приемы манипулирования), просить.

Защита – резко сказать манипулятору о своей с ним непохожести.

НАВЯЗЫВАНИЕ ВЫБОРА

Манипулятор ставит вопрос так, что не дает объекту иного выбора варианта кроме как из тех, которые он предложил. Например, официант в ресторане, спрашивая, подойдя к вашему столику – «Какое вино вы сегодня будите пить - красное или белое?», заставляет вас задуматься над выбором из предложенного им, а вы, допустим, планировали заказать себе дешевенькой водочки.

Четко и ясно представлять, что вы именно хотите и не забывать о своих интересах и планах, чего бы это не касалось.

Объемная получилась статья, хотя рассмотрены далеко не все приемы и способы манипулирования (но это уже в других статьях). Понятно, что усвоить с первого раза ее не получится. Да и неправильно пытаться применять сразу все что прочитали и что запомнилось. Выбирайте несколько способов манипуляции (желательно дополняющие друг друга), практикуйтесь в их применении, доводите применение до совершенства (на сколько это возможно), и только после приступайте к следующим. Так же рекомендуем прочитать статью «Высказывания великих и успешных людей о манипулировании ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Оноре Габриель Рикети Мирабо

Существует много интересных наук, которые позволяют человеку изучить этот удивительный мир. Но есть такие науки, которые для каждого из нас представляют наибольший интерес в силу своей полезности. Одной из таких наук является психология, которая помогает человеку разобраться в людях и в самом себе. Есть и более специализированная наука, которая открывает перед человеком большие возможности – это психология манипулирования. Психология манипулирования – это наука о манипуляциях. А что такое манипуляция? Это скрытое психологическое воздействие на человека. Какова цель такого воздействия? Цель – заставить человека совершить какое-то действие вопреки его интересам. В некоторых случаях целью манипуляции является призыв человека к бездействию. Таким образом, с помощью манипуляции осуществляется скрытое управление человеком. А теперь задумайтесь, друзья, насколько наука о манипуляциях важна для нашей жизни? Если вы, как и я, считаете ее очень важной и полезной, тогда продолжайте читать эту статью – в ней мы познакомимся с этой наукой поближе.

Первым делом давайте с вами выясним, какую роль манипуляция играет в нашей жизни. И тут я могу вам с полной уверенностью сказать, что с манипуляциями мы сталкиваемся повсюду – дома, на работе, на отдыхе, в общем везде, где есть люди. А почему мы с ними повсюду сталкиваемся? Потому, что люди не просто любят, когда кто-то поступает так, как им нужно, но и потому, что они привыкли друг другом манипулировать. Правда делают они это как правило довольно примитивно, можно даже сказать, коряво. Взять, к примеру, продавца, хвалящего свой товар – ну разве это не очевидная манипуляция? Однако же она работает, пусть не всегда и не со всеми, но работает. Так что склонность к манипуляциям у людей в крови. И тут ничего удивительного нет. Природа предусмотрела разные способы взаимодействия людей друг с другом – в одних случаях люди друг с другом договариваются по-честному, в других они конфликтуют, дерутся, воюют, в-третьих они друг другом манипулируют. А задача любого взаимодействия с людьми всегда одна – удовлетворить с их помощью свои потребности. Что касается манипуляций, то их преимущество в том, что они помогают человеку повлиять практически на кого угодно. То есть, если люди не хотят или не могут честно с вами сотрудничать или, в других случаях, вы не можете или не хотите с кем-то конфликтовать, враждовать, драться, то манипуляция – это лучший способ договориться практически со всеми людьми. Точнее, это очень хороший способ чего-то добиться от других людей.

Так что, как вы понимаете, манипуляция – это полезный инструмент взаимодействия с людьми. А психология манипулирования – это способ данным инструментом обзавестись. Умные люди всегда стремятся освоить самые действенные техники манипулирования. Они понимают, что люди всегда стремились к превосходству друг над другом – это закон природы, в ней существует жесточайшая конкуренция. И чтобы выжить в этой конкурентной борьбе и занять достойное место в обществе – необходимо научиться грамотно бороться за свое место под солнцем. Ведь если вы не научитесь манипулировать людьми, или хотя бы противостоять их манипуляциям, тогда они будут манипулировать вами. А это означает, что вы будете действовать больше в чужих, нежели в своих интересах. Поэтому психология манипулирования – это максимально приближенная к жизни наука. Ее имеет смысл изучать хотя бы для того, чтобы адекватно воспринимать реальность. Можно сказать, что это наука для умных людей, понимающих, как устроена наша жизнь.

Давайте теперь подумаем, в чем смысл любой манипуляции. Вот допустим, я хочу, чтобы вы что-то для меня сделали, например, купили у меня какую-то вещь. Что произойдет, если я просто предложу вам ее купить? Вы, как минимум, задумаетесь над тем, зачем вам эта вещь нужна. Верно? Мы ведь обычно не покупаем что попало. Нам нужно знать – за что мы платим свои деньги. А если я скажу вам, что я хочу, чтобы вы у меня эту вещь купили, потому что мне нужно ее продать. Тогда как? Это весомый для вас аргумент, чтобы отдать мне свои деньги? Думаю, что нет. Скорее всего вы у меня ее не купите. А почему? Потому что я скажу вам о своей выгоде, о том, что нужно мне, а не о том, что получите вы. А зачем вам делать что-то для меня – ведь вы хотите сделать что-то хорошее для себя, вам нужно думать о собственной выгоде. Правильно? А вот если я, предлагая вам купить у меня какую-то вещь, начну вам говорить о вашей выгоде, о том, что вы получите, покупая у меня эту вещь, то с этого момента начнется манипуляция, потому что я буду представлять вам информацию таким образом, чтобы вы отреагировали на нее нужным мне образом. Совсем необязательно, что я буду вас обманывать и как-то вредить вам, просто сам процесс подачи информации именно таким образом будет являться манипуляцией. Я буду преследовать свои интересы, говоря вам о ваших интересах, то есть, я буду ставить ваши интересы превыше своих. А это неестественное для людей поведение. Конечно, я могу продать вам полезную, очень полезную для вас вещь, но используемый мною для ее продажи подход – это манипуляция. И в большинстве случаев – такой подход срабатывает. Потому что люди хотят думать о своей выгоде, а не о чужой. Какой вывод можно сделать из этого примера? Очень простой – чтобы манипулировать людьми, необходимо понимать, как они обычно реагируют на ту или иную информацию, которую получают из внешнего мира. Узнав о закономерностях человеческой реакции на внешние раздражители как можно больше, вы сможете добиваться от них нужного вам поведения в большинстве случаев.

Вообще, чем более амбициозен человек, тем сильнее он нуждается в навыках манипуляции. Ведь чем выше мы поднимаемся по социальной пирамиде, тем более хитрые, коварные, изворотливые люди встречаются на нашем пути. Например, вы не сможете успешно заниматься бизнесом, если не научитесь манипулировать людьми, потому что честность и открытость в бизнесе очень часто жестоко наказываются. Я не говорю, что вам обязательно нужно обманывать людей, предавать, подставлять, использовать, чтобы преуспеть в бизнесе, я говорю, что для того, чтобы совершать выгодные сделки – нужно уметь определенным образом влиять на людей. Любой бизнес – это продажа, а чтобы продавать – нужно уметь убеждать, внушать, объяснять, побуждать и таким образом договариваться с людьми. Ведь с некоторыми людьми договориться очень непросто, к ним требуется особый подход. И чтобы этот подход найти – необходимо воспользоваться подходящими приемами манипуляции.

А теперь, друзья, я скажу вам очень важную вещь – большинство людей хотят, чтобы ими манипулировали. Да, это действительно так. Почему они этого хотят? Ответственность – все дело в ней. Люди не хотят нести ответственность за свою жизнь – им проще переложить ее на других. А когда ими манипулируют, то ответственность за все, что с ними происходит, ложится на манипулятора. Во всяком случае сами люди думают именно так. Ведь гораздо проще сказать, что тебя обманули, а не ты сам обманулся, что тебя ввели в заблуждение, а не сам ты такой невнимательный, что тебя предали, а не ты доверился ненадежному человеку ну и так далее. Заметьте, как часто люди обвиняют других в своих проблемах, не желая признавать своей собственной вины. Поэтому манипуляции для большинства людей – это своего рода козел отпущения, на которого можно все свалить. Не мы проголосовали за неправильного человека по своей собственной глупости, а нами сманипулировали, поэтому мы черт знает за кого проголосовали, нас вынудили это сделать – мы не виноваты. Так ведь лучше звучит, согласитесь. Смысл в том, что когда тобой манипулируют, то перед тобой встает выбор – сражаться или сдаться и начать обвинять во всем плохих, неправильных людей, из-за которых у тебя столько проблем в жизни. Сами понимаете, что сражаться сложнее, а сдаться проще.

При этом я не хочу сказать, что умными и ответственными людьми невозможно манипулировать. Манипулировать можно любым человеком. Только понятное дело, что умным человеком манипулировать сложнее, чем не очень умным. А так, на всякий замок найдется своя отмычка. То есть, любого человека можно переиграть с помощью манипуляции. Манипуляция – это такой универсальный инструмент, что им, во-первых, может пользоваться каждый, а во-вторых, его можно успешно применять против любого человека. Но чтобы этим инструментам обладать, необходимо учиться манипулировать людьми, чтобы делать это грамотно, а не как попало. Ведь неумелое манипулирование людьми приведет к тому, что они начнут видеть в вас врага, а не друга. А враги вам, я уверен, точно не нужны.

Психология манипулирования – наука действительно полезная. Потратив на нее свое время – вы в любом случае не прогадаете. Как минимум – вы начнете замечать огромное количество манипуляций повсюду, с помощью которых люди постоянно друг другом скрытно управляют. Ну и, естественно, вы сможете себя от всех этих манипулятивных приемов защитить, делая только то, что вы сами хотите делать и что вам нужно делать. А как максимум, вы сами научитесь эффективно манипулировать людьми, добиваясь от них нужных вам решений и действий. И совсем необязательно, что вы будете причинять своими манипуляциями кому-то вред. Вы просто чаще сможете договариваться с людьми, чаще будете их в чем-то убеждать и переубеждать, научитесь побуждать их к тем или иным действиям, которые они сами хотели бы совершить, но по разного рода причинам не могут. В общем – ваше взаимодействие с людьми станет более результативным благодаря навыкам манипулирования. Конечно, если вы будете использовать приемы манипуляции во вред другим людям, то не удивляйтесь, если они начнут отвечать вам тем же. Ведь манипуляция мало чем отличается от обычной агрессии, просто методы воздействия на людей у нее немного другие – они незаметные, но при необходимости их можно обнаружить. Так что слишком агрессивная манипуляция с вашей стороны, может сделать вас агрессором в глазах других людей. Помните об этом.

Имейте в виду, что манипулировать людьми – это необязательно их обманывать и причинять им вред, или использовать их. Обычно, в различных источниках на эту тему манипуляции представлены в дурном свете. В действительности же – мы можем манипулировать человеком в том числе и для его блага. Простой пример: человек хочет совершить суицид – он запутался в своей жизни и считает, что самый лучший способ решить все свои проблемы – это покончить с собой. Чтобы помочь ему не совершить эту ошибку, часто приходится использовать манипуляцию, убеждая его отказаться от своих намерений с помощью скрытых приемов. То есть, мы побуждаем человека сделать то, что нужно нам, но он также делает и то, что нужно ему самому. Мы спасаем человеку жизнь – манипулируя им. Вообще, конечно, такую работу называют не столько манипуляцией, сколько скрытым воздействием на человека, но это лишь игра словами, потому что смысл такого воздействия такой же, как и при манипулировании. Мы говорим человеку такие вещи, которые нужно говорить, чтобы убедить его не накладывать на себя руки, и не имеет значения, насколько правдивы наши слова. Нам нужен результат, и мы его получаем. Для нас главное – спасти человеку жизнь. А манипуляция нам помогает этого добиться.

Или вот вам другой пример, в котором вы можете воспользоваться стопроцентной манипуляцией, как для своего собственного блага, так и для блага других людей. Речь идет о защите от агрессии. Когда кто-то собирается совершить над вами насилие, то вы можете воспользоваться приемами манипуляции, чтобы защитить себя. Вы можете защитить себя от хулиганов, от насильников, от бандитов, от психопатов и прочих агрессивно и враждебно настроенных индивидуумов. Причем вы можете защитить с помощью манипуляции не только себя, но и других людей. Ситуации ведь разные бывают и иногда умение нужным образом повлиять на человека – единственное, что может вам помочь. Представьте себе террориста, захватившего заложников и не известно на что способного в состоянии аффекта. Хороший манипулятор из числа этих заложников, может повлиять на этого человека таким образом, что он никого не станет убивать. В некоторых ситуациях это действительно единственная возможность спасти свою жизнь и жизнь других людей.

Так что как видите, польза от манипуляции может быть самая разная. Все зависит от того, к чему вы решите побудить тех или иных людей. Манипуляция, как оружие – может быть использовано либо во благо, либо во вред другим людям. Собственно говоря, манипуляция – это и есть оружие, такое же, как навыки рукопашного боя или холодное и огнестрельное оружие, только оно гораздо более эффективное. Но и освоить его сложнее.

К любому вопросу всегда нужно подходить с разных сторон, чтобы адекватно его оценивать – это в наших же интересах. Нельзя от чего-то отказываться и закрываться – во всем есть свои плюсы и минусы и их нужно искать, чтобы использовать. Нас приучают все раскрашивать в черный и белый цвет, но жизнь-то разноцветная – в ней у каждой медали есть как минимум две стороны. Вот и с психологией манипулирования дела обстоят также. Изучая ее, вы можете существенно упростить свою жизнь, так как ваше взаимодействие с другими людьми станет для вас более успешным. Если же вы от нее закроетесь, тогда другие люди будут манипулировать вами и это будет причинять вам ущерб. При этом, чтобы освоить азы манипуляции, вам необязательно вникать в техники манипулирования до самого их основания, достаточно изучить наиболее эффективные приемы манипулирования, затем понять, к кому и в каких ситуациях их следует применять, чтобы не пользоваться ими как попало, а затем безопасным для себя образом отработать эти приемы на практике, чтобы превратить свои знания в навык. Ну и затем вы сможете применять их в различных жизненных ситуациях для решения самых разных задач.

Теперь давайте вкратце рассмотрим несколько самых часто используемых приемов манипуляции, с помощью которых люди побуждают друг друга к различным действиям.

1. Лесть, похвала, комплименты. Эти вещи используют для того, чтобы понравиться человеку и войти к нему в доверие. А когда вы войдете к человеку в доверие, вам будет значительно проще побудить его к чему-то.

2. Чувство вины. Обвиняя в чем-то человека, можно погрузить его в состояние ребенка, который в чем-то провинился, а затем предложить ему искупить свою вину, совершив те или иные действия. В некоторых случаях можно ничего не предлагать – совестливый человек сам все сделает, чтобы искупить свою вину.

3. Жадность. Это очень простой и достаточно распространенный способ манипулирования людьми. Я говорю способ, а не прием, потому что приемов манипуляции, основанных на жадности великое множество. Но суть у них у всех примерно одинаковая – нужно побольше всего хорошего пообещать человеку, чтобы он что-то сделал. Люди верят в красивые обещания, поэтому часто совершают нужные манипулятору действия. Играть на жадности очень легко, потому что многие люди даже не осознают, что они не контролируют в себе это чувство.

4. Страх. Это тоже распространенный способ манипулирования людьми, который используется в огромном количестве приемов манипуляции. Вариантов его использования много. Можно вселить в человека страх, а затем предложить ему рецепт избавления от этого страха, побудив его совершить определенные действия. Можно использовать существующие у человека страхи, чтобы на него повлиять. Можно просто напугать его, чтобы он совершил какое-то действие или наоборот, не совершал его. Важно только просчитать, как поведет себя человек, когда вы его напугаете. В общем, вариантов тут много. Политики очень любят использовать чувство страха для манипуляции народом – они постоянно запугивают людей разного рода страшилками.

5. Жалость. Очень популярный способ манипуляции людьми. На нем также основано очень много различных приемов, которые побуждают людей к тем или иным действиям. Профессиональные нищие прибегают к этому способу влияния на людей – побуждая их подавать им милостыню. Чувство жалости есть у всех, просто некоторые люди его анализируют и таким образом контролируют, а другие идут на поводу у своих эмоций и жалеют всех подряд.

Это всего несколько примеров того, как люди манипулируют друг другом. Разумеется, способов и приемов манипуляции людьми намного больше. Я привел эти примеры для того, чтобы показать вам, что именно изучает психология манипулирования, чтобы вы понимали, какие возможности она открывает перед всеми, кто ею заинтересуется. Также вы должны понимать, что часто люди манипулируют друг другом, даже не осознавая этого. Дело в том, что в нашем обществе так много манипуляций, что мы волей-неволей научаемся манипулировать друг другом в процессе общения. Но разумеется, лучше учиться делать это правильно, чем действовать интуитивно. Иначе вы не избежите ошибок, которые могут вам серьезно навредить. Я хоть и писал выше о том, что людям нравится, когда ими манипулируют, так как это позволяет им переложить ответственность за свои проблемы на других, но вы должны понимать, что когда это делается непрофессионально и грубо, да еще и таким же человеком, как они сами, то это может их сильно раздражать. Манипуляция должна быть красивой и изящной, чтобы люди не возражали против нее. А когда она грубая и грязная – люди возненавидят того, кто ее против них использует. Поэтому, чтобы не настраивать людей против себя и не плодить себе врагов – учитесь грамотно манипулировать людьми. Психология манипулирования вам в помощь.

Надеюсь, дорогие друзья, что ваше представление о психологии манипулирования теперь станет более полным и вы начнете проявлять к ней больший интерес. Я считаю, что учиться в первую очередь нужно тому, от чего в наибольшей степени зависит наша повседневная жизнь. А с манипуляциями, хотим мы того или нет, мы вынуждены сталкиваться постоянно. Так уж устроена наша жизнь, что либо нами кто-то пытается манипулировать время от времени, либо мы без манипуляций в некоторых ситуациях никак не можем обойтись. Поэтому в них нужно разбираться очень хорошо, чтобы ваше взаимодействие со всеми людьми было максимально полезным для вас.

Итак, как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о психологических манипуляциях людьми.

Мы рассмотрим следующие вопросы: «что такое психологические манипуляции и в чем их особенность?» и «без чего невозможно манипулировать людьми?».

Поехали…

Все мы любим кинофильмы.

Никто не поспорит с тем, что сегодня кинематограф — главенствующий вид искусства в мире. А все потому, что благодаря открытому доступу, ты можешь сидеть себе, и, не обременяясь лишними движениями, смотреть в волшебный экран сколько того захочешь.

При этом, никто же не думает, что все происходящее на экране – обман. Оно и понятно: отчего нам думать, если и так все знают, что это не «по-настоящему»?

Но дело тут не в том, что осознавая обман мы продолжаем обманывать себя дальше, веря тому, что происходит на экране. А в том, как эта ВЕРА В ОБМАН МЕНЯЕТ наше восприятие мира.

Давайте рассмотрим на примере.

Отличный солнечный день и вы с друзьями, молодым человеком или любимой девушкой направляетесь в кинотеатр, скажем, на фильм Кристофера Нолана.

Вы проходите в зал, усаживаетесь в удобные (или неудобные) кресла и начинаете разговаривать, предвкушая просмотр.

Спустя пять минут меркнет свет. Вы замолкаете и приступаете к просмотру.

Проходит два часа и сеанс массового искусства – окончен.

Вы выходите из кинотеатра и начинаете делиться своими впечатлениями, расхваливая фильм и Кристофера Нолана.
При этом Вы знаете, что это – был обман. Режиссерская работа.

Однако, ощущения от просмотра, которые Вы испытываете – ведь РЕАЛЬНЫ?

Что происходит?

Человек, как ни крути, всегда идет на поводу своих чувств и эмоций. Находясь в состоянии «измененного эмоционального восприятия» (а именно это сделает с нами хороший фильм за 1,5-2 часа) мы начинаем думать по-другому.

Думать так, как хотел, всего один человек. Режиссер.

При этом мы можем находиться под впечатлением даже не один день. А значит, фильм задает нам ход мышления – изменяет угол восприятия окружающего мира.

И таких как вы – в зале сидело 1000 человек.

И все ощутили РЕАЛЬНЫЕ эмоции. Все начали думать по-другому. Думать в одном направлении.

Собственно это и есть манипуляция.

Психологические манипуляции

Для начала, давайте определимся, что мы будем называть «».

В этом нам поможет Википедия.

Манипуля́ция массовым созна́нием (ср.> «манипуля́ция обще́ственным мне́нием») - один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Вероятно, то, что происходит на экране – манипуляция массовым сознанием. Где то больше. Где то меньше.

Психологическая манипуляция - тип социального воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной, или насильственной тактики. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

А это — то, что мы испытываем КАЖДЫЙ день на себе. Через рекламу, СМИ, Интернет и, конечно, через межличностное общение.
Только о последнем предпочитаем почему-то умалчивать.

И, кстати, обратите внимание, что делает Википедия прямо сейчас, ярко перечисляя: «эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными» вызывая у вас негативную реакцию на слово «»:). Ничего не напоминает?

Хорошая манипуляция, как и хорошее кино, зависти от трех вещей. Первое – это сценарий. Он должен быть правдивым для того чтобы человек «велся» и шел на поводу. И именно от его качества зависит потенциальная успешность программы. Второе – это постановка. Она должна продолжать мысль сценария. Она должна быть логичной и убедительной. Именно по этой схеме происходят все массовым сознанием. А значит, без хорошего «режиссера-постановщика» и «сценариста» — толпой управлять не получится. И третий элемент. ГЛАВНЫЙ. Потому как, в отличие от «режиссера-постановщика» и «сценариста», которые необходимы для манипуляций массовым сознанием, этот «элемент» необходим для любого вида манипуляций вообще. И, наверняка, многие догадались, кого я имею ввиду.

АКТЕР — является ключом к психологическим манипуляциям.

То, о чем Мы не задумываемся.

Сидя на диване и смотря фильм по ту сторону экрана, мы не задумываемся о том, что герой фильма разыгрывает этот спектакль только для одного человека – Тебя. Он отыгрывает свою роль для того, чтобы зритель, т.е. ТЫ, ПОВЕРИЛ ему. И, знаешь, о чем Ты еще можешь не задумываться? О том, что Твой жизненный путь направляется такими манипуляторами. И при этом, самое интересное, это то, что об этом ты никогда не узнаешь. Потому что никто не расскажет тебе, что этот спектакль – для одного зрителя. Ведь зачем рассказывать что-то тому, кто становится средством достижения чьих-то целей?

Общественная модель изначально функционировала по такой схеме. Это необходимая иерархия порядка в обществе. И на твоем веку – другого не будет. Мир принадлежал актерам еще до тех пор, как Рональд Рейган стал президентом.

А значит, психологические манипуляции ИЗНАЧАЛЬНО правили миром.

Кто прочел мою книгу, наверняка мог открыть для себя

несколько вещей относительно своей самооценки (кто не прочел, настоятельно рекомендую прочесть)

Мы есть то, что сами о себе думаем. А что вселяло в нас общество высокой морали? Далеко не веру в собственные силы. Ведь это противоречит принципам мышления манипулятора (изначально обществом ведь кто-то руководил?).

Все верно.

Нас — УЧИЛИ ПОДЧИНЯТЬСЯ!

Вот и получается, что мы, «не думающие» и закомплексованные, выполняем свою функцию «элементарного наполняющего» системы и исполняем ЖЕЛАНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, передавая эстафету из поколения в поколение.

А все потому, что кому-то это было выгодно.

В таком случае встает вопрос: что делать?

А делать можно три вещи:

  1. Оставить все как есть
  2. Попытаться выйти из системы организации общества
  3. Использовать систему для достижения собственных целей

1. Оставить все как есть

Люди ходят по рельсам, и привыкли думать в одном направлении. И зачастую это направление – давать думать за себя другим.

Мне вариант не нравиться. Однако, если он Вам подходит – он имеет право на существование.

2. Выйти из системы.

Сходу вариант сложно выполнимый. Ведь как ни крути, а мы живем не в тундре и лесах с их бескрайними просторами, но в больших общественных центрах – городах, а значит, принимаем диктуемые ими условия. А эти условия базируются на следующих, установленным обществом, законах: силе, деньгах, сексе и… манипуляциях.

Если Вы не побоитесь выйти из своей «зоны комфорта», сможете отказаться от мнения общества, встать на путь просветления Разума, оставаясь «здесь и сейчас» счастливым – поздравляю, этот вариант для Вас.

Подробно на нем мы остановимся в специально посвященных этому статьях.

3. Использовать .

Использовать систему общества для достижения собственных целей – искусство, которое сложно переоценить.
Тем более, что обучившись манипуляциям, Вы сможете понимать – когда именно Вами пытаются манипулировать, а значит и противостоять этому.

Конечно, эта тема далеко не на одну статью. Однако, основы и пищу для размышлений я дам Вам прямо сейчас.

«Три кита» психологических манипуляций.

Существуют некоторые основы, без которых невозможна психологическая манипуляция людьми. Своеобразные «киты», на которых базируются все возможные техники манипуляций.

Их всего три.

Манипуляция не пройдет, если она не правдоподобна, и если человек не верит тому, что ему говорят или пытаются внушить.

Для этого и требуются «актеры». Поэтому, основная масса техник убеждение направлена именно на манипуляцию человеческой верой.
Как делать так, чтобы человек верил? Существует несколько эффективных техник, но все они требуют знаний и тренировок. Поэтому о них мы поговорим в отдельных статьях.

Однако, одну из таких техник, которая не требует обширных знаний – можно начать использовать в повседневной жизни.

Заключается она в использовании живых эмоций. Или, другими словами:

искренне поверить в то, о чем говоришь.

Она универсальна, проста и эффективна.

Принцип ее работы схож с подсознательным внушением. В процессе разговора сознательный фильтр собеседника анализирует информацию с точки зрения ее логичности, в то время, как образное восприятие подсознательной части мышления впитывает все остальное, руководствуясь «чистыми» эмоциями. И, если они были реальны, собеседник подсознательно начинает Вам доверять. А, как известно, человек любит вкладывать смысл во все что только возможно, а значит, сознательный фильтр находит необходимую логичность для своего же убеждения, объясняя теперь уже подсознательный выбор – осознанной логичностью.

Дикая природа живет по принципу: «выживает сильнейший». Человеческое общество не далеко ушло от этого принципа.

Упрощенная система организации выглядит примерно так:

Доминанты руководят стаей (обществом). Для них — лучшие самки, в их распоряжении лучшие продукты труда стаи.

Субдоминанты берут от стаи (общества) все, что возможно (или остается от доминанта) и наслаждаются жизнью.

Остальные – обеспечивают стаю (общество) всем необходимым и подчиняются законам, которые установил доминант, и на которые плюют субдоминанты.

Какие «законы» я имею ввиду? Общественную систему рамок, ценностей, морали. Именно она подавляет нашу агрессивность и прививает системность поведения «остальных». Доминанту не нужны конкуренты. Ему нужен порядок в ЕГО системе.

А порядок можно поддержать постоянным подавлением агрессивности и воли, заменяя их страхами и закомплексованностью – общественной программой управления массами.

Поэтому запомните:

Агрессивность – это основа силы. Это – катализатор Твоей Воли. И это – принцип мышления доминанта-манипулятора, а также способ борьбы с ним.

В манипуляциях ее роль сводится к «пассивному подавлению» собеседника. Ведь, зная принципы человеческого мышления, вызвать страх (и не только, отказать) – дело техники. Она не должна быть открытой.

Единственное, «силу» сегодня все чаще заменяют другие атрибуты.

Но для начала – стань тверже.

Третий кит –

контакт с собеседником.

Психологические манипуляции (как и массовые) возможны только в том случае, если есть правильный контакт манипулятора и собеседника.

Как правильно говорить? Куда смотреть? Как стоять? Как прикоснуться? – зная ответы на эти вопросы, вы значительно можете усилить воздействие собственного внушения.

Конечно, основная информация, которая поступает из внешнего мира – имеет визуальный характер. Глаз человека воспринимает больше 90% информации из вне. А значит, контакт в первую очередь должен идти в глаза.

Одна из простых контактных техник при внушении – смотреть в глаза собеседнику по следующей схеме:

  • говорить именно в момент визуального контакта
  • смотреть только в один, выбранный заранее глаз
  • не моргать
  • взгляд должен выражать твердость намерений

Существует различные методы и техники контакта с собеседником. Некоторые из них, вообще, позволяют погрузить человека в транс.
Но о них мы поговорим в другой раз.


Поэтому, если вы хотите улучшить свою коммуникабельность с помощью техник манипуляций, то начните со следующего: Итак, как Вы поняли, психологические манипуляции – искусство весьма тонкое. И в первую очередь – это искусство
эффективного общения с людьми. Конечно, ему не учат на каждом углу, но обучиться ему, действительно, возможно. Также, как и научиться противостоять манипуляциям.

1. Поверь в себя и собственные силы. Отныне, все, что ты делаешь – это правильно. В первую очередь – для тебя!

2. Переставай слепо подчиняться. Аргументируй свою позицию. Стань жестче!

3. При разговоре с людьми не отводи взгляда – это признак слабости. Твердо смотри своему собеседнику в глаза (а точнее, в выбранный глаз)!

И не забудь о своей Воле! Собери ее в кулак и начни достигать поставленных целей, вопреки чужому мнению.

Подводя итог, хочу еще раз обратится к манипулятивной фразе из Википедии:

«Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.»

Но не стоит забывать, что такими они лишь «могут считаться». Ведь при помощи этого знания, можно, в первую очередь, помогать самому себе или близким тебе людям.

Например, я, при помощи косвенного внушения и манипуляций натолкнул заядлого курильщика сперва, на мысль прекратить , а следом и помог ему бросить курить.

Об этом он так и не узнал.:)

И не узнает.

Ведь, у каждого…

СВОЯ ПРАВДА.

Легкое практическое упражнение укрепления веры в собственные силы, избавления от страхов и манипуляций на начальном этапе:

переходя улицу навстречу людскому потоку (на пешеходном переходе) НЕ сворачивай с прямого пути. Заставляй людей, идущих навстречу свернуть первым.

С уважением, Вадим Берлин

Нужно больше минералов? Читай еще:


1. Манипуляция чувством вины или обиды

Использование обиды или чувства вины — один из самых верных приемов манипуляции близким человеком. Образ несчастной жертвы часто дает своему носителю «дивиденды» в виде негласных полномочий и репараций. Бывает, что человек живет в роли жертвы годами и уже свыкся с этим, однако у окружающих он уже не вызывает сочувствия и желания помочь, а, наоборот, провоцирует на раздражение и даже агрессию. Потому что на самом деле, как ни странно это звучит, именно жертва оказывается всегда на вершине пирамиды в семейной системе. Такой человек влияет на других с помощью их чувства вины. Со временем люди, вовлеченные в эту игру, начинают прямо или полуосознанно понимать эту манипуляцию и реагировать на нее агрессией.

Противоядие : Лучше всего выработать в семье правило забывать обиды. И не припоминать друг другу прошлые грехи во время семейных ссор. Ни к чему хорошему это все равно не приведет. Если партнер чем-то вас обидел, то лучше сразу обсудить этот вопрос. Цивилизованно и корректно, не давая оценок ни происходящему, ни партнеру. Прояснить ситуацию и скорректировать правила взаимодействия для снижения вероятности повторения похожей ситуации. Скажем метафорически: обиды записывайте на песке, а радости высекайте в мраморе и граните. Сделайте это нормой для вашей семьи и увидите, насколько легче и счастливее станет ваша жизнь.

2. Манипуляции гневом

Существуют люди, которые выходят из себя, чтобы вынудить вас им поддаться. Это манипуляторы, использующие так называемый тактический гнев.

Противоядие : Самое худшее — пойти на поводу у такого человека. Ведь если его прием сработает, он и в будущем станет поступать так с вами и с другими. Для начала вам потребуется ваша решительность: вы не должны уступать или позволять на себя кричать. Если манипулятор продолжает кричать, уйдите. Продолжайте так себя вести при любых последующих стычках, когда он злится, пока гневливый оппонент не научится вести себя с вами рационально.

В отношении собственного гнева, на который вас так же нередко будут провоцировать, стоит заранее выработать осознанную позицию и правила. Помните, что в гневе вы, может быть, даже сможете произнести свою самую лучшую речь. Но велика вероятность того, что позже вы о ней пожалеете и будете жалеть всю жизнь.

3. Манипуляции молчанием

Люди прибегают к многозначительному молчанию, когда хотят показать, как они расстроены. Иначе, по их мнению, вы подумаете, что проблема неважна для них. Люди, часто прибегающие к молчанию по незначительным поводам, создают неприятную атмосферу, которая может испортить рабочие отношения. Молчание рассчитано на то, чтобы вызвать у вас чувство вины, когда вы поймете, как расстроен этот человек.

Противоядие : Постарайтесь воздержаться от подыгрывания «надутому», потому что если это сработает однажды, молчун будет прибегать к подобному приему постоянно. Но не будьте с ним резки; ведите себя так, как будто все нормально. Подождите, пусть он сам нарушит молчание. Если у вас возникают дискуссии с молчуном, слушайте его с открытой душой. Дружелюбно и разумно объясните ему, на чем основывается ваша точка зрения. Даже если ваш собеседник будет продолжать дуться и после вашего рассказа, вы будете знать, что сделали все возможное. Вы не отступили лишь для того, чтобы избежать молчания, цель которого — заставить вас капитулировать.

4. Манипуляция любовью

«Если любишь, то...» Эта манипуляция рассчитана на близких людей, испытывающих к манипулятору положительное отношение. Страх быть отвергнутым и потерять любовь силен в людях с самого детства. Многие родители неосмотрительно пытались манипулировать своим чадом, приговаривая «Если ты не будешь меня слушать/делать, что я скажу и т. п., то я перестану с тобой общаться/тебя любить/заботиться о тебе и т. д.».

Противоядие : Любовь не предмет торгов, а результат отношения. Замечая эксплуатацию своих чувств, подумайте насколько это вам нужно.

5. Манипуляция надеждой

Блестящие посулы нередко скрывают за собой стремление к сиюминутной выгоде их автора. Сказочные обещания Кота Базилио и Лисы Алисы были продиктованы их желанием заполучить поскорее золотые, звеневшие в кармане у Буратино. Часто подобные «песни» приводят и более осведомленных граждан к закапыванию наличности «на Поле Чудес в Стране Дураков».

Противоядие : Арабская пословица гласит: «Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду». Доверяйте фактам, а не мнениям. В принятии решений опирайтесь на реальный опыт, а не на чьи-то истории или предположения.

6. Манипуляция тщеславием

Маленькие крючочки, крепко цепляющие избыточно раздутое эго, могут выглядеть как невинный комментарий. Похвала, используемая в расчете добиться своих целей: «Вы прекрасно составляете отчеты! Наверняка и с тем, который я хочу вам предложить, никто не справится лучше вас!» Или, наоборот, вызов с намеком на некомпетентность: «А слабо?..», «Ты бы, наверное, не смог...»

Противоядие : Вспомните, планировали ли вы сделать предлагаемое до изложения провокационного предложения? Проверьте соответствие задуманного своим интересам и возможностям.

7. Ирония или сарказм

Манипулятор выбирает изначально ироничный тон, критичные высказывания и замечания, приправленные шутками или провокационными комментариями.

Противоядие : Сделать себя обиженным без собственного участия невозможно. Не верите — попытайтесь обидеться просто так, ни на что конкретное. Если вы не будете поддаваться на провокации манипулятора, осознав или напомнив себе с кем и чем имеете дело, то сможете сохранить ясность мысли, точность формулировок и эмоциональный баланс.

Сложные

1. Смещение акцентов

Манипуляторы сознательно смещают акценты в подаваемом материале, отодвигая на второй план что-то не совсем желательное и подчеркивая необходимое им. Это часто удел средств массовой информации, в большинстве случаев обслуживающих своих хозяев. Примером может служить анекдот эпохи застоя про генсека Брежнева. СМИ комментируют состоявшийся по предложению Джимми Картера забег вокруг Белого дома. Картер и Леонид Ильич бежали наперегонки. Победил в этом забеге из двух участников, конечно же, более молодой и крепкий Картер. Американские СМИ самодовольно пишут: «Наш уважаемый президент находится в прекрасной форме и легко смог прийти первым, а генеральный секретарь Брежнев добрался только последним!» Наши СМИ сдержанно написали: «В состоявшихся соревнованиях в городе Вашингтоне генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев пришел к финишу вторым. Президенту США Джимми Картеру осталось лишь довольствоваться своим предпоследним местом».

Противоядие : Проверяйте информацию, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы и выяснять детали.

2. Эмоциональное заражение

Данная технология манипулирования основана на таком свойстве психики человека как эмоциональная заражаемость. Известно, что человек выстраивает определенные защитные барьеры на пути получения нежелательной для него информации. Чтобы обойти подобный барьер (цензуру психики), необходимо направить манипулятивное воздействие на чувства. Таким образом, «зарядив» нужную информацию необходимыми эмоциями, возможно преодолеть барьер разума и вызвать в человеке взрыв страстей, заставив его переживать по поводу услышанного. Далее вступает в действие эффект эмоционального заражения, который получает наибольшее распространение в толпе, где, как известно, порог критичности каждого индивидуума ниже и включаются исторически более древние рефлексы и инстинкты. Подобная техника манипуляции применяется во время ряда реалити-шоу, когда участники говорят на повышенных тонах и демонстрируют порой значительное эмоциональное возбуждение. Это заставляет зрителей неотрывно смотреть за перипетиями демонстрируемых событий, сопереживая главным героям.

Противоядие : Отделяйте зерна от плевел. Следует разделять эмоциональный посыл и содержательный аспект информации. Например, прежде чем совершать покупку под давлением ловкого продавца или рекламы, продумайте, какие цели, желания и прогнозируемые траты у вас были до появления этой ситуации/информации, какие конкретно качества и свойства товара/услуги вас заинтересовали, насколько они вам необходимы в действительности. Если есть возможность отложить принятие решения, лучше рассмотреть вопрос целесообразности позднее, в более спокойном и адекватном эмоциональном состоянии, следуя правилу «утро вечера мудренее».

3. «Психологическое айкидо»

В зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиваться различных, порой противоположных мнений аудитории. То есть какое-то событие можно искусственно «не заметить», а чему-то, наоборот, уделить повышенное внимание. Вот наглядный пример, как это работает:

В действительности это полуподвальная комната, но она довольно мила. Он чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемся пожениться. Мы пока не назначили точную дату, но свадьба будет до того, как моя беременность станет заметной. Да, мама и папа, я беременна. Я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и что вы радушно примете ребенка и окружите его той же любовью, преданностью и нежной заботой, какими окружали меня в детстве. Причина задержки заключения нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию, которая мешает сдать добрачные анализы крови, а я неосторожно заразилась от него. Я уверена, что вы встретите моего друга с распростертыми объятиями. Он добрый, и хотя не очень образованный, но зато трудолюбивый.

Теперь, после того как я сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не было, у меня не было сотрясения мозга и перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не инфицирована и у меня нет друга. Однако я получаю низкие баллы по американской истории и плохие оценки по химии и хочу, чтобы вы смотрели на эти оценки с мудростью и снисходительностью.

Ваша любящая дочь Шэрон »

В своей книге «Психология влияния» американский социальный психолог Роберт Чалдини приводит это забавное письмо в качестве примера умелого использования принципа контраста восприятия для оказания влияния на людей и изменения их убеждений. Можете быть уверены, что это прекрасное маленькое орудие влияния, обеспечиваемое принципом контраста, не остается невостребованным. Громадное преимущество принципа заключается не только в том, что он эффективно работает, но также и в том, что его использование практически незаметно неподготовленному человеку.

Противоядие : Учитесь возвращать себя к первоначально выбранной позиции до внедрения в нее внешних влияний. Проверьте, соответствует ли ваша текущая позиция вашим стратегическим принципам и приоритетам. Сравните вашу позицию до и после получения дополнительной внешней информации, изменившей ваше восприятие происходящего. Проанализируйте достоверность, важность и значимость привнесенной извне информации. Соотнесите полученные под влиянием этой информации выводы со своими долгосрочными и предшествующими планами, системами оценок, приоритетов и значимыми отношениями.

4. Команды, скрытые в предложениях и вопросах

Манипулятор скрывает свою команду-установку под видом просьбы. Наглядно это может продемонстрировать одна дзен-буддистская притча:

Беседы дзенского учителя Банкея привлекали не только дзенских учеников, но и людей разных сект и рангов. Его большая аудитория вызвала недовольство священника секты Ничирен, так как последователи секты покидали его, чтобы слушать о Дзен. Эгоцентричный ничиренский священник пришел в храм, вознамерившись поспорить с Банкеем.

— Эй, дзенский учитель! — позвал он. — Подожди минутку. Вся- кий, кто уважает тебя, будет повиноваться твоим словам, но я не уважаю тебя. Можешь ли ты заставить меня повиноваться?

— Подойди ко мне, и я покажу тебе, — сказал Банкей. Священник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю. Банкей улыбнулся:

— Встань слева от меня.

Священник повиновался.

— Нет, — сказал Банкей, — нам будет удобнее разговаривать, если ты станешь справа от меня. Перейди сюда.

Священник с достоинством перешел направо.

— Видишь, — сказал Банкей, — ты повинуешься мне. Мне кажется, что ты человек тонкий и мягкий. А теперь садись и слушай.

В этой притче из далекого прошлого мы можем наблюдать прямые манипуляции, она подчеркивает лишь характер посылов, стоящих за обычным разговором и предложениями. Но подобное влияние может осуществляться и более скрытыми приемами.

Противоядие : Четко осознавать свои цели и «систему координат». Стоит также постараться выяснить мотивы и интересы собеседника. В последующем будет легче отследить тактику и стратегию их достижения, оформленную в виде конкретных техник.

5. Уход от обсуждения

Подобное манипулятивное действие осуществляется с демонстративным использованием обиды. Например, «...с вами невозможно конструктивно обсуждать серьезные вопросы...», «...ваше поведение делает невозможным продолжение нашей встречи...» или «я готов продолжить это обсуждение, но только после того, как вы приведете в порядок свои нервы...» и т. п.

Срыв обсуждения методом провоцирования конфликта осуществляется с помощью разнообразных приемов выведения оппонента из себя, когда дискуссия превращается в обыкновенную перебранку, совершенно не связанную с первоначальной темой.

Противоядие : Сохраняйте эмоциональное спокойствие, выдержку и самообладание. Объясните себе, что данная уловка является провокацией агрессора и не сработает, поскольку вы ее уже опознали. Не стоит испытывать гнев по отношению к самому агрессору за то, что он позволил себе подобную несправедливость. Такова его природа.

6. Искусственное смещение спора

В этом случае, приступив к обсуждению какого-либо положения, манипулятор старается не приводить доводы, из которых следует это положение, а предлагает сразу перейти к их опровержению. Таким образом ограничивается возможность для критики позиции манипулятора, а сам спор смещается на аргументацию противоположной стороны. В том случае, если оппонент поддался этому и начинает критиковать выдвинутое положение, приводя различные аргументы, стараются вести спор вокруг этих аргументов, выискивая в них недостатки. Свою систему доказательств манипулятор при этом для обсуждения не предоставляет.

Противоядие : Возвращайте диалог в нужное вам русло. Помните об эффекте «своего поля» в футболе. В коммуникации «свое поле» имеет еще большее значение. Не отдавайте инициативу и возвращайтесь «к себе» и выбранной позиции.

7. Поток вопросов

В случае данного манипулятивного приема объекту задают сразу несколько разных вопросов по одной теме. В дальнейшем действуют в зависимости от его ответа: обвиняют в непонимании сути проблемы или в том, что он не ответил на вопрос полностью, или в стремлении ввести в заблуждение.

Противоядие : Озвучьте, что вы полагаете более целесообразным отвечать на вопросы последовательно, и концентрируйте своими ответами внимание на выбранной вами теме. В случае агрессивного давления игнорируйте последующие вопросы и продолжайте спокойно отвечать на выбранный вами или держите паузу, пока поток вопросов не иссякнет. Возможны варианты активной дискредитации манипулятора. Например, взять листок и начать запись вопросов с комментарием, как в известной комедии: «Нельзя ли помедленнее, я записываю...»

сайт благодарит издательство «Питер» за предоставленный отрывок.