Школьный этап олимпиады по обществознанию

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу

Задание 1.1

К факультативным (дополнительным) признакам государства относятся:

  1. территория
  2. вооружённые силы
  3. население
  4. правотворчество
  5. государственная символика
  6. налогообложение

Задание 1.2

К методам денежной реформы относятся:

  1. деноминация
  2. девальвация
  3. инфляция
  4. стагфляция
  5. нуллификация

Задание 1.3

К юридическим событиям относятся:

  1. рождение человека
  2. устройство на работу
  3. пожар от удара молнии
  4. истечение срока исковой давности
  5. научное открытие
  6. опоздание на работу

Задание 1.4

К признакам постиндустриального общества относятся:

  1. большинство населения занято в промышленном секторе
  2. высокая доля умственного высококвалифицированного и творческого труда в структуре трудовых ресурсов
  3. преобладание коллективистского сознания
  4. власть принадлежит меритократии
  5. основным фактором производства является капитал

Задание 1.5

К методам теоретического познания относятся:

  1. анализ
  2. эксперимент
  3. наблюдение
  4. описание
  5. классификация
  6. формализация

Ответ :

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5
25 125 134 24 156

2 балла за полностью верный ответ 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Задание 2

Естественное право, судебный прецедент, правовые доктрины, нормативный договор.

Ответ : виды источников права.

2 балла за верный ответ.

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на прибыль, земельный налог.

Ответ : прямые налоги.

2 балла за верный ответ.

Задание 4

Индуизм, синтоизм, буддизм, иудаизм, зороастризм

Ответ : национальные религии. Лишнее ‒ буддизм (мировая религия).

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Мещанство, духовенство, дворянство, буржуазия, купечество.

Ответ : Общее – сословная принадлежность. Лишнее – буржуазия (классовая принадлежность).

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Задание 6.1

Наиболее распространённой формой государственного устройства является унитарное государство.

Задание 6.2

Уголовная ответственность в РФ может наступать за невиновное причинение вреда охраняемым уголовным законом правам и интересам.

Задание 6.3

Все мировые религии возникли в эпоху Древнего мира.

Задание 6.4

Девальвация является противоположностью ревальвации.

Задание 6.5

В постиндустриальном обществе наиболее распространённым типом семьи является нуклеарная семья.

Задание 6.6

Антропогенез предшествует социогенезу.

Ответ :

6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6.
да нет нет да да нет

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Студент писал реферат по экономике, но допустил несколько ошибок. Выпишите порядковые номера предложений, содержащих ошибки, и напишите правильные утверждения.

1. Налоги ‒ это обязательные удержания в пользу государства с населения и организаций. 2. В Российской Федерации они устанавливаются распоряжением правительства. 3. Налоги являются средством обеспечения расходов государства при выполнении им своих задач и функций. 4. По объекту налогообложения и способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. 5. Прямые налоги мы платим незаметно ‒ покупая товары и услуги, эти налоги включены в цены товаров и услуг, тогда как косвенные налоги взимаются с доходов или имущества граждан и организаций, например, налог на прибыль предприятий. 6. В развитых странах в структуре налоговых поступлений преобладают прямые налоги, в то время как в развивающихся странах большую часть налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. 7. Российская налоговая система соответствует большинству мировых стандартов. Вместе с тем у неё есть и свои особенности. 8. С одной стороны, в России действует прогрессивный принцип налогообложения доходов физических лиц, с другой стороны, бюджетные поступления в значительной мере складываются из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Ответ : 2 – налоги в РФ устанавливаются федеральным законом; 5 – прямые налоги уплачиваются с собственности или дохода, при продаже товаров и услуг уплачиваются косвенные налоги; 8 – в Российской Федерации действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц.

По 2 балла за каждый тезис.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 8

Решите задачу.

Среди прочего имущества в собственности гражданки Большовой находилось произведение живописного искусства, представлявшее значительную материальную ценность. Андрей, старший сын Большовой, неоднократно слышал, как мать обещала завещать упомянутую картину его младшему брату Роману. Желая предотвратить это, Андрей совершил покушение на жизнь Романа. Андрей был осуждён. Вскоре Большова скончалась, оставив завещание, согласно которому картина переходила в собственность её сына Андрея.

Ответ : Андрей – недостойный наследник. Он сможет вступить в наследство, только если будет доказано, что Большова знала о совершённом им покушении на жизнь Романа. Если бы Большова не оставила завещания, Андрей не смог бы вступить в наследство, т. к. недостойные наследники исключены как из наследования по закону, так и из наследования по завещанию.

Критерии оценивания

2 балла за верное указание категории недостойного наследника, 2 балла за верное указание условия вступления в наследство, 2 балла за верный ответ о невозможности вступления недостойного наследника в наследство без завещания, 2 балла за верное объяснение об исключении недостойных наследников из наследования.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 9

Решите экономическую задачу.

Гражданин К. уволился с работы, где получал 50 тыс. руб. в месяц. Зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и, взяв кредит в банке, приобрёл помещение на 1 этаже жилого дома с целью открыть в нём аптечный пункт «Ласточка», а также купил оборудование для аптечного пункта стоимостью 2 млн руб., срок службы которого составляет 10 лет. За 2014 г. «Ласточка» продала лекарств населению на 7 млн руб. Из них 2 млн руб. были распределены в качестве заработной платы между сотрудниками аптечного пункта, 3 млн руб. потрачены на приобретение лекарств. Выплаты по банковскому кредиту составили 1 млн руб. Налогов гражданин К. уплатил 420 тыс. руб. В конце года гражданин К. подсчитал, что если бы он сдавал купленное под аптечный пункт помещение в аренду, то в месяц зарабатывал бы 20 тыс. рублей. Других доходов и издержек аптечный пункт «Ласточка» не нёс.

  1. Определите размер бухгалтерских (внешних) издержек.
  2. Определите размер внутренних издержек.
  3. Определите размер экономических издержек.
  4. Определите размер бухгалтерской и экономической прибыли аптеки за год и сделайте вывод о том, можно ли назвать аптеку «Ласточка» эффективным предприятием.

Ответ :

ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1) внешние (бухгалтерские) издержки: 2 млн руб. (зарплата) + 3 млн руб. (лекарства) + 1 млн руб. (выплаты по кредиту) + 0,2млн руб. (амортизация) + 0,42 млн руб. (налоги) = 6,62 млн руб.; 1
2) внутренние издержки: 20 тыс. * 12 = 240 тыс. руб. 50 тыс. * 12 = 600 тыс. руб. Итого: 840 тыс. руб. = 0,84 млн руб.; 1
3) экономические издержки = 6,62 млн руб. + 0,84 млн руб. = 7,46 млн руб.; 1
4) расчёт прибыли и вывод:

· – бухгалтерская прибыль (разность между выручкой и внешними издержками) = 7 – 6,62 = 0,38 млн руб.;

· – экономическая прибыль (разность между выручкой и экономическими издержками) = 7 – 6,62 – (0,84) = –0,46 млн руб.;

· – вывод: аптечный пункт «Ласточка» нельзя назвать эффективным предприятием, поскольку доход меньше, чем экономические издержки (или экономическая прибыль отрицательная).

· 2

Ответы без приведённых расчётов – 0 баллов.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 10

Установите соответствие между примерами и факторами ценообразования, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
1 1 2 3 2

Критерии оценивания

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Установите соответствие между элементами содержания и разделами философии, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
2 4 5 3 1

1 балл за каждое правильное соответствие.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 12

Прочтите текст. Из числа предложенных социологических терминов выберите те, которые имеют отношение к событиям, процессам и явлениям, описанным в тексте.

С конца XIII в. на северо-востоке Руси начинается постепенное возрождение хозяйственной и культурной жизни. Было заново отстроено большинство разрушенных монголами городов, их население стало расти, возобновляется распашка заброшенных земель. С XIV в. возобновляется каменное строительство, появляются иконописные школы. Оживляются торговые связи русских княжеств друг с другом и с соседними государствами, о чём свидетельствует возобновление чеканки собственной серебряной монеты.

Культурному и хозяйственному подъёму в значительной мере способствовало переселение на северо-восток части населения из разорённых южных земель.

Вслед за переселенцами из Киева во Владимир переместился и центр духовной жизни: в 1299 г. Владимир становится резиденцией митрополита русской церкви. С утверждением ислама в Золотой Орде и католичества в Великом княжестве Литовском православные вельможи из этих государств переезжали на Русь, занимая место при дворе великих князей. Они быстро смешивались с местной аристократией, давая начало новым русским боярским родам.

Термины :

Прогресс, урбанизация, миграция, этногенез, регресс, ассимиляция, глобализация, депопуляция, вертикальная социальная мобильность, горизонтальная социальная мобильность, антропогенез, революция.

Ответ : прогресс, урбанизация, миграция, горизонтальная социальная мобильность, ассимиляция.

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верно указанный термин.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 13

Объедините следующие понятия в классификационную схему.

Схема «Права человека»

Понятия :

  1. cоциальные права,
  2. первое поколение,
  3. второе поколение,
  4. личные права,
  5. третье поколение,
  6. экономические права,
  7. коллективные права,
  8. культурные права,
  9. политические права.

Ответ :


Схема с ответами «Права человека»

По 1 баллу за каждый верный элемент. Элементы могут указываться в любой правильной логической последовательности.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 14

Изучите представленные ниже изображения и выполните задания.

  1. распределите их на четыре группы (по два изображения в каждую). Укажите буквенные обозначения изображений, составляющих каждую группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на иллюстрации. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе на основании установленного Вами общего основания для классификации;
  2. определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.

Ответ :

Критерии оценивания

1 балл за каждое из четырёх обоснований, 1 балл за каждую правильную пару (с приведёнными пояснениями). 2 балла за общее основание для классификации.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 15

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Таким образом, вся продукция сельского хозяйства могла бы составить по меньшей мере четыре миллиарда, не считая лесоводства, рыболовства и т. д. Мы не учитываем также доходы от домовладений, ренты, рудников, от продукции ремёсел и художеств, судоходства и т. д., которые также будут увеличиваться по мере роста доходов населения. Но самое главное из этих преимуществ, обеспечиваемых земледелием, состоит в том, что оно доставляет сырьё для производства предметов первой необходимости, обеспечивает доходы государю и землевладельцам, десятину ‒ духовенству и прибыли ‒ земледельцам. Именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Но необходимо ещё очень много для того, чтобы Франция могла воспользоваться всеми этими миллиардами доходов, которые, как мы видели, могли бы быть созданы в ней самой. В настоящее время общая величина ежегодного потребления или ежегодного расхода нации составляет не больше двух миллиардов. Расходы примерно равны доходам, включая сюда оплату рабочей силы, обеспечивающей существование рабочих всех видов профессий. Источником для оплаты всех этих рабочих является продукция земли (за исключением рыболовства, добычи соли и судоходства). Однако доходы, получаемые от судоходства, являются сами по себе очень незначительными, и основным источником доходов от судоходства являются доходы от торговли продуктами нашего земледелия. Сельское хозяйство и торговля всегда рассматриваются как два источника наших богатств. Между тем торговля, так же как и промышленное производство, представляет собою не что иное, как ответвление сельского хозяйства; но промышленное производство является более обширным и более значительным, чем торговля. Обе эти отрасли существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырьё для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую. Торговля и промышленность возвращают полученные ими прибыли сельскому хозяйству, которое возобновляет богатства, ежегодно расходует их и потребляет. Действительно, без продукции наших земель, без доходов и затрат землевладельцев и земледельцев откуда могли бы возникнуть прибыль в торговле и заработная плата рабочих? Представление о том, что торговля имеет своё самостоятельное, отдельное от сельского хозяйства существование, является абстракцией, представляющей собою совершенно бесплодную идею. Доходы являются продуктом земли и человека. Без приложения труда человека земли не представляют никакой ценности. Первоначальными благами, которыми располагает государство, являются люди, земли и скот. Без продукции сельского хозяйства нация не может иметь других источников существования, кроме промышленности и торговли. Но и промышленность и торговля могут существовать в этом случае, только если они поддерживаются иностранными богатствами. Однако такая поддержка является очень ненадёжной и имеет очень ограниченные возможности; она может быть достаточной для очень небольших государств…

  1. Какой экономической теории придерживался автор текста?
  2. Назовите любого представителя данной экономической теории.
  3. Какая сфера экономической деятельности, по мнению автора текста, является главным источником национального богатства?
  4. Приведите три объяснения автором ведущей роли этой сферы экономической деятельности.
  5. С каким экономическим учением фактически полемизирует автор данного текста?

Ответ :

1. Теория физиократов. 2 балла .

2. Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. 2 балла, достаточно указать одно имя .

3. Главным источником национального богатства, по мнению автора, является сельское хозяйство. 2 балла .

4.1. Сельское хозяйство обеспечивает продовольствие, необходимое для воспроизведения рабочей силы.

4.2 Сельское хозяйство обеспечивает сырьё для промышленности.

4.3 Большая часть предметов торговли – это либо непосредственно продукция сельского хозяйства, либо предметы, полученные путём переработки сельскохозяйственной продукции.

По 2 балла за каждое приведённое объяснение. Всего 6 баллов.

5. С учением меркантилистов. 3 балла .

Максимум за задание 15 баллов.

Задание 16

Внимательно прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте пропущенные слова и запишите их в именительном падеже под соответствующими номерами.

Совокупность представлений и чувств людей относительно права и его реализации в общественных отношениях составляет понятие 1) ________________. В своей структуре 1) _____________ подразделяется на научное (правовую 2) ______________) и обыденное (правовую 3) ___________________). Правовая 2) _________________ включает в себя научные идеи и доктрины, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Что касается правовой 3) _____________________, то она представляет собой комплекс чувств, настроений, эмоций, стереотипов, в которых отражается отношение людей к праву. Таким образом, правовую 3) _________________ отличает от правовой 2) ______________________ отсутствие глубокого осмысления и анализа правовых явлений в её формировании. Развитое 1) _________________ является важным условием 4) __________________, который представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее практическое осуществление требований законности. То есть 4) _________________ характеризуется тем, насколько полно и последовательно в данном обществе реализуются принципы законности. 4) _____________________ является составной частью более широкого общественного феномена – правовой 5) ________________. Правовая 5) _____________________ характеризует общее состояние всех общественных явлений, процессов, институтов, имеющих отношение к праву. Выдающийся российский правовед С.С. Алексеев определил правовую 5) ________________ как «состояние юридического хозяйства в обществе». Как известно, низкий уровень 1) __________________ влечёт за собой неверие в закон, неуважение к нему и часто, как закономерное следствие, – нарушение установленных им норм. Такое негативное восприятие права получило название правового 6) ______________. Правовой 6) _______________ создаёт благодатную почву как для роста преступности, криминализации общества, так и для произвола со стороны представителей власти, ибо в условиях отрицания авторитета права и неверия в закон такой произвол воспринимается, в том числе и самими представителями власти, как естественный способ управления.

Ответ :

  1. правосознание
  2. идеология
  3. психология
  4. правопорядок
  5. культура
  6. нигилизм

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 17

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. История человечества в основном ‒ история идей. (Г. Уэллс )
  2. Строить право не значит придумывать новые законы и подавлять беспорядки; но значит воспитывать верное и всё более углубляющееся и крепнущее правосознание. (И. Ильин )
  3. Самое главное при всяком государственном устройстве ‒ устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было нажиться». (Аристотель )
  4. Независимость и свободомыслие – вот суть творчества. (Ф. Миттеран )
  5. Бедняки платят дороже всего. (У. Зыбура )
  6. Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми. (И.С. Кон )

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
  • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов .

Максимум за работу 130 баллов.

На этой странице мы составили задания, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде по обществознанию. Представленный комплект тренировочных заданий можно использовать на уроке в 9 классе, тем самым дав учащимся возможность актуализировать и систематизировать ранее пройденный материал, а также определить, насколько хорошо они готовы к олимпиаде.

Для подготовки к олимпиаде ученикам предлагается ответить на тестовые вопросы и решить несколько заданий. Чтобы школьники смогли использовать материалы с этой страницы самостоятельно, задания олимпиады по обществознанию дополняются правильными ответами и решениями.

Олимпиада по обществознанию 9 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1.Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
А) создание славянской азбуки
Б) подсечно-огневое земледелие
В) сбор дани с подвластных племен
Г) написание свода законов «Русская правда»

2.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) расширением возможностей массовой коммуникации
Г) организацией массового промышленного производства

3.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
Понятия «прогресс» и «регресс» объединяет представление о направленности общественного развития.
Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость

Б) верно только второе суждени
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

4.Общество – это
А) часть света или территория, на которую распространяется суверенитет государства,
Б) политическая организация, состоящая из органов власти,
В) социальная организация жизни людей в стране.
Г) один из видов этноса

5.К числу социальных последствий НТР относится:
А) уменьшение среднего класса
Б) снижение затрат на образование
В) рост требований к подготовке специалиста
Г) увеличение продолжительности рабочего дня

6.Человека от животного отличает
А) инстинкт самосохранения
Б) наличие чувств
В) забота о потомстве
Г) способность трудиться

7.К практической деятельности относится
А) производство материальных благ
Б) познание законов развития природы
В) формирование религиозных представлений о мире
Г) сочинение музыки

8. Верны ли следующие суждения о познании?
Сознание управляет нашими контактами с внешним миром.
Сознание и деятельность тесно связаны и взаимно обусловливают друг друга.
А) верно только первое суждение
Б) верно только второе суждение
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

9. Философ Сократ говорил: “Я знаю, что я ничего не знаю”. В чем смысл этого высказывания?
А) я знаю о своем незнании
Б) я ничего не знаю
В) я знаю мало
Г) я хочу все знать

10. Дополните приведенный перечень биологических потребностей человека: в сне, заботе о потомстве, в поддержании теплового баланса, …:
А) в общении отдыхе
Б) в уважении
В) в труде
Г) в воздухе

Открытые вопросы

Вопрос 1
Заполните пропуски:
А) Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется … .
Б) Не является … действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Вопрос 2
Что объединяет приведенные ниже страны с точки зрения формы государства? Дайте максимально точный ответ.
Россия, Германия, Бразилия, США, Мексика, Индия.

Вопрос 3
Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска, воздушно-десантные войска.

Вопрос 4
Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.
Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

Вопрос 5
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б В В В В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Г А В А Г

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:
А) валовой внутренний продукт
Б) преступлением
Ответ на вопрос 2:
Федеративные государства
Ответ на вопрос 3:
Вооруженные силы
Ответ на вопрос 4:
контрибуция, т.к. не является видом личного дохода
Ответ на вопрос 5:
обмен, т. к. не является фактором производства

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап «Обществознание»

Дата___________________

Ф.И.О.______________________________________________________________

Класс____________________________

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

1. Выберите из списка названия определенных фаз экономического цикла:

1) сецессия;

2) рецессия;

3) депрессия;

4) диверсификация;

5) подъем.

2. Выберите из списка большие социальные группы:

1) семья;

2) сословия;

3) общественные классы;

4) этнические общности;

5) школьный класс.

3. Выберите характерные черты молодежной субкультуры:

1) конформизм;

2) вызов ценностям взрослых;

3) культ знаний;

4) повышенное внимание к культуре досуга;

5) радикализм.

4. Определите признаки правового государства:

1) взаимная ответственность гражданина, общества и государства;

2) наличие конституции;

3) принцип разделения властей;

4) верховенство права над институтами власти;

5) законотворческая деятельность.

Ответы:

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан одни из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 8 баллов

2. Что объединяет приведенные ниже страны с точки зрения формы государства? Дайте максимально точный ответ.

Россия, Германия, Бразилия, США, Мексика, Индия.________________________

______________________________________________________________________

2 балла за верный ответ.

3. Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска, воздушно-десантныевойска._______________________________________________________________________________________________________________________________

2 балла за верный ответ.

4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:

Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за

указание лишнего).

6. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,

если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Правительство РФ определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.

2. Формами чувственного познания мира являются ощущения, восприятия, представление.

3. Одной из причин безработицы является изменение потребительского спроса на товары и услуги.

4. Любая религия предполагает наличие связи между человеком и всемогущим Богом, возможность взаимодействия человека с ним.

5. Примером массовой культуры могут служить популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные развлечения.

Ответ:

1 балл за каждую верную позицию. Максимум за задние 5 баллов. i

7.Решите задачу.

Между акционерным обществом "Гесиод" и обществом с ограниченной ответственностью "Марс" возник спор по вопросу о праве собственности на складское помещение. АО "Гесиод" обратилось к мировому судье с исковым заявлением против ООО "Марс". Правильны ли действия АО "Гесиод" по защите своих интересов? Какова процедура решения подобных споров? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Решите задачу. 5-летний россиянин Сергей работает в течение летних каникул по программе трудоустройства подростков. График работы - через день с 12 до 9 с часовым перерывом на обед. Спустя месяц руководитель изменил условия работы, мотивируя это низкой производительностью труда. Теперь

Сергей работает с 12 до 20 каждый день кроме субботы и воскресенья.

Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: Не правомерны. Для подростков в статье 92 Трудового кодекса у становлены следующие нормы: для работников в возрасте до 16 лет п родолжительность рабочего времени - не более 24 часов в неделю; Часть 1 статьи 94 Трудового кодекса устанавливает, что продолжительность

ежедневной работы для сотрудников в возрасте от 15 до 16 лет не может

превышать 5 часов.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

До 3-х баллов за максимально полный ответ.

9. Соотнесите форму познания и её особенность.

ОСОБЕННОСТЬ

A) знания является побочным практической деятельности

Б) знания существуют в форме художественных образов

B) знания раскрываются в процессе повествования

Г) знания направлены на систематизацию объективных знаний о действительности

ФОРМА ПОЗНАНИЯ

1) миф

2) наука

3) обыденное знание

4) искусство

Ответ:

10. Соотнесите структурные элементы с иллюстрирующими их примерами:

ПРИМЕРЫ

A) государство

Б) реформирование

B) общественные движения

Г) демократизация

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

1) политический институт

2) политический процесс

Ответ:

По 0,5 балла за каждую верную позицию. Максимум за задание 2 балла.

11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Прежде всего в сфере социального _ (А) исследователь сам

является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное познание

представляет собой не изучение внешнего человеку_ (Б) , а особую

форму_ (В) . Другими словами, в отличие от_ (Г) и_ (Д)

наук, в самом объекте социального исследования изначально присутствует и

сам познающий _ (Е) . Из этой особенности вытекает, что на

исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние

как общее_ (Ж) эпохи, так и представления тех социальных_ (З)

и классов, к которым принадлежит сам исследователь. Этим фактом

обусловлена фундаментальная проблема возможности_ (И) познания

в области социальной науки, являющаяся_ (К) и по сей день.

Список терминов

1. внешний

9. естественный

2. дискуссионный

10. мировоззрение

3. внутренний

11. гуманитарный

4. субъект

12. группа

5. объект

13. познание

6. технический

14. объективный

7. самопознание

15. субъективный

8. социальный

16. неисследованный

10 верных вставок - 7 баллов 9 верных вставок - 6 балла 8 верных вставок - 5 балла 7 верных вставок - 4 балла 6 верных вставок - 3 балл 5 верных вставок - 2 балл 4 верных вставок - 1 балл 0-3 верных вставок - 0 баллов Всего за задание - 7 баллов.

12. Объедините следующие понятия в классификационную схему.

товарная, инфляция, гиперинфляция, скрытая, причины и результат, галопирующая, ценовая, темпы, открытая, ползучая.



9-10 верных элементов - 5 баллов 7-8 верных элементов - 4 балла 5-6 верных элементов - 3 балла 3-4 верных элементов - 2 балла 1-2 верных элемента - 1 балл. Максимум за задание 5 баллов.

13. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:

I. Я знаю, кто работает, кто нет,

Я знаю, как румянятся старухи,

Я знаю много всяческих примет,

Я знаю - проведут тебя простухи,

Я знаю - пропадешь с такой, любя,

Я знаю - пропадают с голодухи,

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

1. а) Проблемы какого вида познавательной деятельности поднимает Франсуа Вийон?

б) Дайте определение данному виду познавательной деятельности.

2. Как называется оценочный результат, который личность получает в результате данного вида познавательной деятельности?

3. а) Как называется целостный образ, являющийся результатом данного вида познавательной деятельности?

б) Дайте его определение.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

До 2-х баллов.Максимум за задание 8 баллов

14.Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы: 2 балла Максимум за задание 12 баллов .

В возрасте от трех до пяти лет Гаргантюа растили и воспитывали по всем правилам, ибо такова была воля его отца, и время он проводил, как все дети в том краю, а именно: пил, ел и спал; ел, спал и пил; спал, пил и ел. Вечно валялся в грязи, пачкал нос, мазал лицо, стаптывал башмаки, ловил частенько мух и с увлечением гонялся за мотыльками, подвластными его отцу _ И точно: мальчику взяли в наставники великого богослова, магистра Тубала Олоферна, и магистр так хорошо сумел преподать ему азбуку, что тот выучил ее наизусть в обратном порядке, для чего потребовалось пять лет и три месяца. Затем учитель прочел с ним Доната, Фацет, Теодоле и Параболы Алана, для чего потребовалось тринадцать лет, шесть месяцев и две недели... После этого Гаргантюа возымел охоту со всем возможным прилежанием начать заниматься под руководством Понократа, но тот для начала велел ему следовать прежней методе: Понократу нужно было уяснить себе, каким способом за столь долгий срок бывшие наставники Гаргантюа ничего не сумели добиться и он вышел у них таким олухом, глупцом и неучем... Чтобы вернее достигнуть своей цели, Понократ ввел Гаргантюа в общество местных ученых, соревнование с коими должно было поднять его дух и усилить в нем желание заниматься по-иному и отличиться. Затем он составил план занятий таким образом, что Гаргантюа не терял зря ни часу: все его время уходило на приобретение полезных знаний. Итак, вставал Гаргантюа около четырех часов утра. В то время как его растирали, он должен был прослушать несколько страниц из Священного писания, которое ему читали громко и внятно, с особым выражением, для каковой цели был нанят юный паж по имени Анагност, родом из Ваше. Затем три часа он слушал чтение.После этого выходили на воздух и, по дороге обсуждая содержание прочитанного, отправлялись ради гимнастических упражнений в Брак или же шли в луга и там играли в мяч, в лапту, в пиль тригон, столь же искусно развивая телесные силы, как только что развивали силы духовные.В играх этих не было ничего принудительного: они бросали партию когда хотели и обыкновенно прекращали игру чуть только, бывало, вспотеют или же утомятся. Сухо-насухо обтерев все тело, они меняли сорочки и гуляющей походкой шли узнать, не готов ли обед.

Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль

1. а) Каким термином обозначается процесс, происходивший с героем на протяжении всего фрагмента. б) Дайте определение этого процесса.

2. Назовите два типа, характерные для данного социальный процесса, и приведите по одному примеру институтов, соответствующих каждому типу.

3. Какое значение для человека имеет данный социальный процесс?

4. Как принято называть людей, которых не затронул данный социальный процесс?

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Решите обществоведческий кроссворд

По горизонтали

5. Ореол святости, необычности, экстраординарности, сверхъестественности, окружающий вождя

6. Государство, в котором отдельные территории обладают значительной самостоятельностью

8. Государство, в котором его административные части не обладают суверенитетом

12. Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов

13. Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности

17. Признание народом правомерности, законности политической власти и механизмов деятельности.

По вертикали

1. Искусство управления государством

2. Обращение гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права

3. Принцип организации общества, предполагающий, что в обществе представлены разнородные элементы, поощряется многообразие общественной жизни

4. Обращение гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства

7. Уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы власти, президентских выборах

9. Совокупность избирателей, голосующих за какую-либо кандидатуру или политическую партию, блок партий, движение

11. Устойчивая политико-правовая связь человека с государством

14. Величайший ученый античности, считавший, что там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя

15. Верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и вне ее

16. Добровольное соглашение независимых суверенных государств

18. Просветитель, разделивший всю власть в государстве на три ветви

По 0,5 балла за каждое верное слово. Максимум за задание 9 балл

16. Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача - сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологи, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) вы будете ее рассматривать.

Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям:

1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование ее значимости для общественных наук и социальной практики.

2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.

3. Уровень аргументации:

а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;

б) опора на научные теории, владение понятиями курса;

в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).

4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения

ТЕМЫ.

1. «Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком». (А. де Сент-Экзюпери).

2. «В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент». (А. Маршалл).

3. «Эпоха демократии - эпоха экспериментов, новых идей и авантюр». (А. де Токвилль).

4. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». (К. Победоносцев).

5. «Правоспособность есть база для возникновения других конкретных прав». (Т.В. Кашанина).

6. «Способность умно наполнить свободное время - есть высшая ступень личной культуры» (Б. Рассел).

7. Старые люди как музеи:их посещают не ради фасада, а ради сокровищ, которые хранятся внутри. (Жанна Моро).