История экономических учений. учебник для вузов

Ядгаров Я. История экономических учений: Учебник для вузов

От автора 7
Тема I. Предмет, метод и структура курса истории экономических учений 8
§1. Почему изучают историю экономических учений 8
§2. О структуре курса истории экономических учений 8
Вопросы и задания для контроля 10
10

Раздел первый
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья 11
§1. Экономическая мысль древнего мира 11
§2. Экономическая мысль средневековья 13
Вопросы и задания для контроля 16
Список рекомендуемой литературы 16

Тема 3. Меркантилизм — экономическая мысль периода зарождения рыночных экономических отношений 17
§1. Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли 17
§2. Особенности раннего и позднего меркантилизма 18
§3. Историческое значение меркантилизма 20
Вопросы и задания для контроля 21
Список рекомендуемой литературы 21

Раздел второй
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Часть первая КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Тема 4. Общая характеристика классической политической экономии 22
§1. Что такое классическая политическая экономия 22
§2. Этапы эволюции классической политической экономии 23
§3. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии 26
Вопросы и задания для контроля 28
Список рекомендуемой литературы 28

Тема 5. Первый этап эволюции классической политической экономии 29
§1. Экономическое учение У.Петти 29
§2. Экономическое учение П.Буагильбера 32
§3. Ф.Кенэ — основоположник учения физиократов 34
§4. Экономическое учение А.Тюрго 37
Вопросы и задания для контроля 40
Список рекомендуемой литературы 40

Тема 6. Второй этап эволюции классической политической экономии. Учение Адама Смита 41
§1. Предмет и метод изучения 42
§2. Особенности теоретических разработок 43
Вопросы и задания для контроля 46
Список рекомендуемой литературы 47

Тема 7. Третий этап эволюции классической политической экономии 48
§1. Экономическое учение Д.Рикардо 48
§2. Экономическое учение Ж.Б.Сэя 52
§3. Экономическое учение Т.Мальтуса 56
Вопросы и задания для контроля 59
Список рекомендуемой литературы 60

Тема 8. Четвертый этап эволюции классической политической экономии 61
§1. Экономическое учение Дж. С. Милля 61
§2. Экономическое учение К.Маркса 65
Вопросы и задания для контроля 73
Список рекомендуемой литературы 74

Часть вторая
ПРОТИВНИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Тема 9. Концепции реформ экономистов-романтиков 75
§1. Экономическое учение С.Сисмонди 76
§2. Экономическое учение П.Прудона 82
Вопросы и задания для контроля 88
Список рекомендуемой литературы 88

Тема 10. Антирыночные доктрины социалистов-утопистов 89
§1. Общая характеристика утопического социализма первой половины XIX в. 89
§2. Экономические воззрения Р.Оуэна, К.Сен-Симона и Ш.Фурье 90
Вопросы и задания для контроля 93
Список рекомендуемой литературы 93

Тема 11. Историческая школа Германии 94
§1. Общая характеристика немецкой исторической школы 94
§2. Методологические особенности исторической школы Германии 97
Вопросы и задания для контроля 98
Список рекомендуемой литературы 99

Часть третья
МАРЖИНАЛИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Тема 12. Общая характеристика маржинализма 100
§1. Что такое маржинализм и «маржинальная революция» 100
§2. Особенности этапов «маржинальной революции» 102
Вопросы и задания для контроля 104
Список рекомендуемой литературы 104

Тема 13. Субъективизм теорий первого этапа «маржинальной революции» 105
§1. Экономическое учение К. Менгера 105
§2. Экономические воззрения О. Бем-Баверка и Ф. Визера 109
§3. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л. Вальраса 113
Вопросы и задания для контроля 114
Список рекомендуемой литературы 115

Тема 14. Формирование неоклассического направления экономической мысли как второй этап «маржинальной революции» 116
§1. Экономическое учение А. Маршалла 116
§2. Экономическое учение Дж.Б. Кларка 119
§3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето 123
Вопросы и задания для контроля 124
Список рекомендуемой литературы 125

Раздел третий
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Часть первая
ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА НАД ЭКОНОМИКОЙ И РЫНКА С НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ

Тема 15. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли 126
§1. Общая характеристика институционализма 126
§2. Концепции реформ основоположников институционализма 128
Вопросы и задания для контроля 131
Список рекомендуемой литературы 132

Тема 16. Теории рынка с несовершенной конкуренцией 133
§1. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина 133
§2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсона 138
Вопросы и задания для контроля 140
Список рекомендуемой литературы 140

Часть вторая
ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 17. Кейнсианство 141
§1. Экономическое учение Дж.М.Кейнса 141
§2. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики 146
Вопросы и задания для контроля 148
Список рекомендуемой литературы 148

Тема 18. Неолиберализм 150
§1. Концепция социального рыночного хозяйства 151
§2. Чикагская школа монетаризма 153
Вопросы и задания для контроля 154
Список рекомендуемой литературы 155

Часть третья
ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОКТРИН ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Тема 19. Концепция неоклассического синтеза 156
§1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза» 156
§2. О новых версиях концепции «неоклассического синтеза» 157
Вопросы и задания для контроля 158
Список рекомендуемой литературы 158

Тема 20. «Олимп» современной экономической мысли: «Экономикс» П.Самуэльсона 159
§1. Основные вехи научной биографии 159
§2. Краткий очерк истории экономических доктрин 160
§3. «Ветер перемен» П.Самуэльсона 160
Вопросы и задания для контроля 162
Список рекомендуемой литературы 162

Примечания 164

Тестовые контрольные вопросы по дисциплине 195

Примерный перечень экзаменационных (зачетных) билетов
по курсу «История экономических учений» 207

Важнейшие термины и понятия 210

Моим родителям — Ядгаровым Семену Михайловичу и Софии Николаевне — посвящается.

От автора

В данном, третьем издании учебника, как и в предыдущих двух, изложение материала осуществлено с нетрадиционных теоретико-методологических позиций. Нетрадиционных в том смысле, что в нем исключен идеологизированный принцип характеристики эволюции экономической мысли и поэтому отсутствует деление теорий экономистов на «западную», «буржуазную», «пролетарскую» и т.п. Кроме того, в структуре учебника экономические учения различных эпох, этапов и периодов классифицируются не по классово-формационному критерию, а по критерию перерастания натурально-хозяйственных отношений в рыночные экономические отношения, в том числе регулируемые государством.
Учебник подготовлен на базе значительного числа первоисточников, в числе которых труды крупных авторитетов современности в области экономической науки, включая нобелевских лауреатов по экономике. Это, по замыслу автора, позволит читателю, с одной стороны, познакомиться с непосредственными теоретическими суждениями так называемых классиков и неоклассиков либо кейнсианцев и неолибералов, а с другой — лучше осмыслить различные оценки и интерпретации творческого наследия представителей основных школ и направлений экономической мысли.
Из 20 тем, выделенных в учебнике, первая посвящена вопросам предмета и метода изучения истории экономических учений и особенностям структуры этой учебной дисциплины. Вторая и третья темы охватывают экономические учения дорыночной эпохи. С 4-й по 8-ю тему речь идет об эволюции классической политической экономии, а с 9-й по 11-ю — о творческом наследии противников этого направления экономической мысли. Сущность маржинализма и особенности формирования неоклассического направления экономической мысли рассматриваются с 12-й по 14-ю тему.
Наконец, с 15-й по 20-ю тему излагается новейшая история экономической мысли, своеобразие которой заключается в обосновании институциональных концепций социального контроля общества над экономикой, теорий рынка с несовершенной конкуренцией, а также доктрин государственного регулирования экономики и неоклассического синтеза.
В целях обеспечения предпосылок для лучшего усвоения содержательной части учебного материала каждая тема, как и во втором издании, заканчивается вопросами и заданиями для контроля и списком рекомендуемых литературных источников. Но в отличие от второго данное издание «разгружено» от части прилагавшихся там методических материалов (как-то: программа курса и планы семинарских занятий по дисциплине), поскольку очевидно, что их разработка является все же прерогативой соответствующих вузовских подразделений.
Одновременно с этим сохранен и заметно конкретизирован примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен (зачет), который систематизирован в форме билетов. Кроме того, принципиально новым элементом методического свойства в данном издании учебника являются прилагаемые тестовые контрольные вопросы, охватывающие всю тематику изучаемой учебной дисциплины.
Таким образом, благодаря осуществленным уточнениям, изменениям и добавлениям третье издание учебника, надо полагать, послужит тем высоким целям и задачам, которые стоят на современном этапе перед российской системой экономического образования и экономической наукой в целом.
Москва, январь 1999 г.

Я.С.Ядгаров
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

УДК 330.1(075.8)
ББК 65-5я73
Я 32

Ядгаров Я.С.
Я32 История экономических учений: Учебник для вузов . 3-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.

ISBN 5-86225-779-9

Учебник продолжает замысел, во многом реализованный автором в вышедших ранее двух изданиях — сначала в «Экономике» (1996) и затем в «ИНФРА-М» (1997): содействовать с деидеологизированных и неклассово-формационных позиций знакомству с особенностями эволюции теоретических направлений, течений и школ экономической мысли; способствовать формированию всесторонней профессиональной культуры экономиста.
В отличие от предыдущих изданий структура учебника существенно приближена к логике и последовательности положений новой учебной программы по дисциплине. В этой связи его содержание не только переработано, но и дополнено новой тематикой.
Предназначен для студентов экономических специальностей вузов. Может быть полезен всем, кто самостоятельно изучает историю экономических учений или стремится совершенствовать свои знания в этой области.

Транскрипт

2 Яков Семенович Ядгаров История экономических учений предоставлено правообладателями Ядгаров Я.С. «История экономических учений. Учебник», серия «Высшее образование», 4-е изд., перераб. и доп.: ИНФРА-М; Москва; 2009 ISBN Аннотация В учебнике излагается курс истории экономических учений в соответствии с общим замыслом предыдущих трех его изданий в 1996, 1997 и 1999 гг. С целью отображения особенностей эволюции экономической мысли России в период так называемого «золотого века» отечественной теоретической экономики в соответствующие главы учебника включены фрагменты из работ наиболее известных российских экономистов XIX начала XX в. В качестве дополнительного учебно-методического материала учебник содержит программу дисциплины и методические указания к ее изучению, тестовые контрольные вопросы по дисциплине, примерную тематику курсовых работ и выпускных работ бакалавра экономики, примерный перечень экзаменационных (зачетных) билетов по курсу. Учебник предназначен для студентов, аспирантов, научных работников и всех, кто интересуется историей мировой и отечественной экономической мысли.

3 Содержание В подготовке учебника приняли участие 5 Предисловие 6 Раздел первый 8 Глава 1. Основные задачи и структура курса истории 8 экономической мысли 1. Почему изучают историю экономических учений 8 2. Направления и этапы развития экономической мысли 12 Приложение 15 Раздел I. Экономические учения эпохи дорыночной 16 экономики Раздел II. Экономические учения эпохи 17 нерегулируемых рыночных отношений Раздел III Экономические учения эпохи 21 регулируемых рыночных отношений Глава 2. Проблемы методологии в курсе истории 24 экономических учений 1. Методология экономической науки: постановка 24 проблемы 2. Особенности основных методологических 26 принципов и методов изучения в экономической науке 3. Предмет и метод экономической науки в 30 ретроспективе Приложение 33 Раздел второй 37 Глава 3. Натурально-хозяйственная экономическая мысль 37 древнего мира и средневековья 1. Экономические учения древнего мира Экономические учения средневековья 41 Глава 4. Меркантилизм первая теоретическая школа периода 47 зарождения рыночных экономических отношений 1. Предмет и метод изучения меркантилистов Концепция богатства раннего и позднего 49 меркантилизма 3. Историческое значение меркантилизма 52 Раздел третий 55 Часть первая 55 Глава 5. Общие признаки и этапы эволюции классической 55 политической экономии 1. Сущность классической политической 55 экономии и особенности ее предмета и метода 2. Общие признаки классической политической 57 экономии 3. Основные этапы развития классической школы 62 Глава 6. Зарождение классической политической 65 экономии 1. Экономическое учение У. Петти 66 3

4 2. Экономическое учение П. Буагильбера 69 Глава 7. Физиократия специфическое течение 72 классической политической экономии 1. Экономическое учение Ф. Кенэ Экономическое учение А. Тюрго 76 Глава 8. Адам Смит центральная фигура классической 79 политической экономии 1. Предмет и метод изучения Особенности теоретических разработок 84 Приложение 89 Конец ознакомительного фрагмента. 94 4

5 Я.С. Ядгаров История экономических учений учебник Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям В подготовке учебника приняли участие к. э.н., доц. М.А. Аверченко совместно с автором приложения к главам 1 и 2, учебно-методические материалы (п. 1, 3); к. э.н., доц. Е.Г. Лисовская совместно с автором приложения к главам 1 и 2, учебно-методические материалы (п. 1, 3); к. э.н., доц. В.А. Щеголевский глава 2, совместно с автором учебнометодические материалы (п. 1, 3); к. э.н., В.Р. Цеханович глава 12 (3), совместно с автором приложения к главам 10, 12; к. э.н. K.P. Цеханович глава 11 (3), совместно с автором приложения к главам 13,15; аспирант А.Ю. Станкевич совместно с автором приложения к главам 8, 16, учебно-методические материалы (п. 2). В подготовке рукописи и в составлении именного указателя принимал участие Г.И. Грозинский. Моим родителям Ядгаровым Семёну Михайловичу и Софии Николаевне посвящается 5

6 Предисловие Этот учебник, как и предыдущие три его издания (М.: Экономика, 1996; М.: ИНФРА-М, 1997; М.: ИНФРА-М, 1999), предназначен для широкого круга читателей, интересующихся историей мировой и отечественной экономической мысли. Он полезен всем, кто хочет разобраться в особенностях этапов становления современной теоретической экономики. Знания, которые Вы приобретете, усвоив данную книгу, помогут Вам избежать легковесных суждений о месте и роли творческого наследия представителей основных теоретических школ, течений и направлений на всем протяжении истории экономических учений, повысить уровень своей экономической культуры. Цель изучения данного курса дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли. Основные задачи курса состоят в том, чтобы: ввести понятия: «хрематистика», «политическая экономия», «экономике»; «законы Хаммурапи», «справедливая цена», «стоимость конституированная, трудовая, прибавочная», «крест Маршалла»; «меркантилизм», «кольбертизм», «протекционизм», «физиократия», «экономический человек», «невидимая рука», «laissez faire», «догма Смита», «закон Сэя», «мальтузианство», «третьи лица», «народный банк»; «маржинализм», «законы Госсена», «предельная полезность», «хозяйство Робинзона», «Лозаннская школа», «закон Кларка», «оптимум Парето»; «институционализм», «эффект Веблена», «дифференциация продукта», «монопсония», «кейнсианство», «мультипликатор инвестиций», «монетаризм», «неолиберализм», «коллоквиум Липпмана», «неоклассический синтез» и др.; познакомить с методами: классово-формационного, субъективистского, маржинального, социально-исторического и социально-институционального анализа экономической ситуации; сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики. В курсе планируется использовать: анализ влияния историко-экономических ситуаций на формирование теоретических основ хозяйственной политики; тестовый контроль знаний по тематике изучаемой дисциплины. По завершении курса студенты должны уметь: дать определение сущности основных категорий и понятий; сравнить отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли; проанализировать достижения меркантилизма, классиков, неоклассиков и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма; составить различные варианты классификации экономических теорий и периодизации их развития. 6

7 Структуру учебника образуют: соотнесенные в составе четырех разделов 22 главы и примечания к ним; учебно-методические материалы; словарь основных терминов и понятий; указатель имен. В главах первого раздела речь идет о задачах, структуре и проблемах методологии курса; в качестве приложений к ним предусмотрены программа дисциплины и методические указания к ее изучению. Главы следующих разделов отражают особенности эволюции мировой экономической мысли с выделением таких эпох, как дорыночная экономика, нерегулируемая рыночная экономика ж регулируемая рыночная экономика. Причем приложения к ряду глав третьего раздела содержат фрагменты сочинений видных отечественных экономистов XIX начала XX в., с именами которых связан, несомненно, наиболее плодотворный и поистине «золотой век» экономической науки России. 1 Завершают учебник рекомендуемые учебно-методические материалы (планы семинарских занятий, тесты, тематика курсовых работ и выпускных работ бакалавра экономики, перечень экзаменационных (зачетных) билетов по курсу), а также словарь основных терминов и понятий и указатель имен. В подготовке учебника принимали участие сотрудники секции истории экономических учений при кафедре экономической теории Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. В учебнике сохранена согласованность теоретико-методологических подходов в соответствии с общим замыслом предыдущих трех изданий данного учебника в 1996, 1997 и 1999 гг. Суть этого замысла содействовать с деидеологизированных и неклассово-формацион-ных позиций знакомству с основными этапами, теоретическими направлениями, течениями и школами экономической мысли, способствовать формированию высокой профессиональной культуры экономиста. Выражаю надежду, что это 4-е издание, как и все предыдущие, будет востребовано широкой читательской аудиторией. Москва, май 2000 г. 1 См.: Абалкин Л. И. Предисловие //Русские экономисты (XIX начало XX в.). М.: Институт экономики РАН, С. 5. 7

8 Раздел первый Введение в историю экономических учений Глава 1. Основные задачи и структура курса истории экономической мысли Данная глава предназначена для того, чтобы выяснить: в чем состоит сущность предмета дисциплины «История экономических учений»; как трактуются основные задачи этого вузовского учебного курса; что структура изучаемого курса обусловлена доминирующими на различных этапах эволюции экономической мысли теоретическими направлениями, течениями и школами. 1. Почему изучают историю экономических учений История экономических учений это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика». Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях. Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т. е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени предпринимаются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Можно с уверенностью утверждать, что сегодня, как и в давние времена, именно достоверность рекомендуемых экономистами теоретических изысканий предопределяет степень результативности реализуемой в данной стране социально-экономической стратегии. Однако для того, чтобы констатировать исчерпывающе полное осмысление закономерностей и особенностей формирования теоретической экономики и признать наличие достаточного научного потенциала, позволяющего ориентироваться в ее проблемах, экономисту требуется сумма специальных знаний, которые возможно приобрести, лишь основательно ознакомившись с историей экономических учений. Изучая данную дисциплину, экономист, кроме всего прочего, повышает уровень своих исследовательских навыков, необходимых для выявления сущности объективных законов развития мировой и отечественной экономики, выработки творческого подхода при обосновании и последующей реализации альтернативных хозяйственных решений. Следовательно, изучение истории экономических учений как одной из обязательных дисциплин в процессе подготовки и переподготовки специалистов экономического профиля необходимо, с одной стороны, в целях формирования у них общечеловеческой и профессиональной культуры, а с другой для овладения ими наряду с социологическими и политологическими еще и историко-экономическими познаниями, во избежание столь распространенных для недавнего прошлого нашей страны упрощенных вариантов и схем 8

9 «подытоживания» достижений мировой экономической науки, представленной в творческом наследии ученых-экономистов различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли. При этом в процессе изучения этой дисциплины следует, говоря словами нобелевского лауреата по экономике Милтона Фридмена, обращаться еще и к «автобиографиям и биографиям и стимулировать его с помощью афоризмов и примеров, а не силлогизмов (дедуктивных умозаключений. Я.Я.) или теорем». 2 Научные теоретико-методологические дискуссии последних лет, посвященные выявлению причин застоя, в котором оказались не только наше общество, но и экономическая теория, убедительно показали главную причину этого феномена приверженность устоявшимся безальтернативным канонам «марксистской науки». В соответствии с последними изложение любого научного и учебно-методологического материала должно было базироваться на постулатах так называемой марксистско-ленинской методологии о классовой структуре общества и антагонизма классов, учениях о базисе и надстройке и общественно-экономических формациях, неприятии западного, т. е. буржуазного, типа прогресса и т. д. Внешнюю схожесть подобного рода актуальных, казалось бы, дискуссий характеризуют давно набившие оскомину призывы о недопущении консерватизма и догматичности в воззрениях с тем, чтобы изжить «косность и прямое невежество многих преподавателей идеи русской исключительности отказа от всемерного развития товарно-денежных отношений как единственно возможного пути решения наших экономических проблем». 3 Однако, на самом деле, классовый анализ эволюции экономической мысли, судя по ряду недавних отечественных публикаций в этой области, пусть неявно, но продолжает еще иметь место. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что идеи, господствовавшие в России на протяжении гг., не могли не укорениться в психологии общества и едва ли не приобрели характер установленных истин. Между тем, как предупреждал более 60 лет назад в своей знаменитой книге «Дорога к рабству» нобелевский лауреат Фридрих Хайек, когда наука поставлена на службу не истине, а интересам класса, само слово «истина» теряет при этом свое прежнее значение, поскольку, «если раньше его использовали для описания того, что требовалось отыскать, а критерии находились в области индивидуального сознания, то теперь речь идет о чем-то, что устанавливают власти, во что нужно верить в интересах единства общего дела и что может изменяться, когда того требуют эти интересы». 4 Поэтому Ф. Хайек, несомненно, прав, утверждая, что «никакая группа людей не может присваивать себе власть над мышлением и взглядами других И пока в обществе не подавляется инакомыслие, всегда найдется кто-нибудь, кто усомнится в идеях, владеющих умами его современников, и станет пропагандировать новые идеи, вынося их на суд других». 5 Едва ли не классическое значение в хайековской «Дороге к рабству» приобрели и следующие его критические суждения по поводу классовой позиции в экономической науке, такие, как: «В конечном счете не так уж важно, отвергается ли теория относительности потому, что она принадлежит к числу «семитских происков, подрывающих основы христианской и нордической физики», или потому, что «противоречит основам марксизма и диалектического материализма». Также не имеет большого значения, продиктованы ли нападки на некоторые теории из области математической статистики тем, что они «являются частью классовой борьбы на переднем крае идеологического фронта и появление их обусловлено 2 Фридмен М. Методология позитивной экономической науки//thesis Т. II. Вып. 4. С Аникин A.B. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. М.: Политиздат, С Хайек ФА. фон. Дорога к рабству. М.: Экономика, С Там же. С

10 исторической ролью математики как служанки буржуазии», или же вся эта область целиком отрицается на том основании, что "в ней отсутствуют гарантии, что она будет служить интересам народа"». 6 В этой связи уместно указать также на принципиальные позиции виднейшего французского экономиста, нобелевского лауреата Мориса Алле, который считает, что любая теория имеет научную ценность тогда, когда она «подтверждается данными опыта» и если «она представляет собой сгусток реальности» 7, а утверждения, считавшиеся в науке наиболее верными, всегда «под давлением фактов» уступают место другим, ибо «такова одна из тех закономерностей, которую с полной уверенностью можно экстраполировать на будущее». 8 Он убежден в следующем: «Сомнение относительно собственного мнения, уважение к мнению других вот исходные условия всякого реального прогресса науки. Всеобщее согласие или же согласие большинства не может рассматриваться в качестве критерия истины» 9. Далее при изучении истории экономических учений необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство. Почти семь десятилетий рыночная экономика советским гражданином должна была восприниматься как неотъемлемая черта «капитализма», при котором господствует «вульгарная буржуазная» экономическая теория. Поэтому у «нашего» читателя само понятие «капитализм» как бы по инерции ассоциируется с «эксплуататорским строем», альтернатива которому «гуманное социалистическое общество». На этом основании в российской экономической литературе, по меньшей мере в ближайшие годы, очевидно, нецелесообразно «присутствие» одиозной идеологизированной позиции, по которой происходит деление и науки, и экономики на «капиталистическую» и «социалистическую». Вспомним, в частности, одно из назиданий Ф. Хайека, в котором он подчеркивает: «И хотя термины «капитализм» и «социализм» все еще широко употребляются для обозначения прошлого и будущего состояния общества, они не проясняют, а скорее затемняют сущность переживаемого нами периода». 10 Отсюда, по-видимому, ныне для отечественных ученых-экономистов и практиков в области хозяйственной жизни наиболее предпочтительными могли бы быть термины «рыночная экономика» или «рыночные экономические отношения» как антиподы понятиям «командная экономика» или «централизованно-управляемая экономика». При этом из многообразия трактовок понятия «рыночная экономика», думается, не будет ошибкой рекомендовать следующие два определения. Одно из них содержится в книге Й. Шумпетера «Теория экономического развития» (1912), в которой он писал, что если мы «представим себе народное хозяйство, организованное на рыночных принципах», то им является «такое народное хозяйство, где господствуют частная собственность, разделение труда и свободная конкуренция». 11 Именно рыночная система, по Шумпетеру, создает почву для предпринимательства, осуществления инноваций. Другое более пространное определение рыночной экономики принадлежит К. Поланьи. Согласно его определению рыночная экономика это экономическая система, в которой организация производства и порядок распределения благ «вменяются «механизму саморегулирования», и сама система «контролируется, регулируется и управляется только рыночными законами»; в этой системе «человеческое поведение нацелено на максимизацию денежного дохода», «наличное предложение благ (включая услуги) по определенной цене 6 Там же С Алле М. Современная экономическая наука и факты//thesis Т. II. Вып. 4. С Там же. С Там же. С Хайек Ф.А. фон. Указ. соч. С Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, С

11 равно спросу по этой же цене», «порядок в системе производства и распределения товаров обеспечивается исключительно ценами"». 12 Вместе с тем среди авторитетов в области современной экономической мысли нет единого мнения о времени перехода человечества к рыночной экономике. Например, Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), характеризуя особенности рыночной экономики с использованием термина «капитализм», полагает так: «Мы имеем в виду капитализм как специфически западное современное рациональное предпринимательство, а не существующий во всем мире в течение трех тысячелетий в Китае, Индии, Вавилоне, Древней Греции, Риме, Флоренции и в наше время капитализм ростовщиков, откупщиков должностей и налогов, крупных торговых предпринимателей и финансовых магнатов». 13 Принимая из этого определения положение о «рациональном предпринимательстве» как атрибуте рыночной экономики, видимо, невозможно согласиться с М. Вебером о существовании рыночных экономических отношений («капитализма») во всем мире в течение трех тысячелетий и в наше время. По поводу характерных, прежде всего для советского периода, понятий типа «буржуазная западная» или «современная западная экономическая теория» необходимо заметить, что они, безусловно, несостоятельны. Во-первых, едва ли вообще кому-либо известна, скажем, «северная» или «южная» экономическая наука или теория. Во-вторых, если предположить, что «незападная» экономическая мысль «дислоцируется» в России или в странах бывшего СССР, то вряд ли удастся обозначить хоть какие-то критерии в пользу такого обозначения границ «восточной» экономической теории. И в-третьих, даже если допустить, что «восточная» экономическая мысль это все же теории российской экономической науки, то справедливым будет возражение о том, что практически все «первые звезды» в области экономической теории и особенно те, с чьими именами связывают становление и развитие науки о рыночных экономических отношениях, загорелись, увы, не на «восточном», а на «западном» небосклоне. В завершение приведем некоторые ставшие популярными в научном мире высказывания известных английских авторитетов XX столетия в области истории экономической мысли и экономической теории Марка Блауга и Джоан Вайолет Робинсон. Первый из них около четырех десятилетий назад в 1961 г. опубликовал выдержавшую впоследствии ряд изданий знаменитую книгу «Экономическая мысль в ретроспективе». Выделим из ее содержания два суждения. В соответствии с первым утверждается следующее: «Между прошлым и настоящим экономическим мышлением существует взаимодействие, потому что независимо от того, излагаем мы их кратко или многословно, каждым поколением история экономической мысли будет переписываться заново». 14 В соответствии со вторым излагается положение о том, что «история экономической мысли не что иное, как история наших попыток понять действие экономики, основанной на рыночных отношениях». 15 Что же касается Дж. Робинсон автора «Экономической теории несовершенной конкуренции» (1933), то ее весьма меткое и распространенное ныне изречение американский экономист Дж. К. Гэлбрейт использовал даже в качестве эпиграфа ко второй главе своей книги «Экономические теории и цели общества» (1973), а именно: «Смысл изучения 12 Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги//thesis. Весна Т. I. Вып. 2. С Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, С Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, С. XXIV. 15 Там же. С. 5 11

12 экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам» Направления и этапы развития экономической мысли Преодолеть тенденциозный подход анализа эволюции экономических доктрин означает, прежде всего, признать ошибочными идеи классификации экономической теории по классово-формационному принципу (теория «буржуазная», «мелкобуржуазная», «пролетарская» либо «капиталистическая» и «социалистическая»), в том числе надуманную идею противопоставления экономической теории по географическому принципу («отечественная теория» и «западная теория»). В данном контексте речь идет о том, что структуризацию экономической мысли по основным направлениям и этапам ее эволюции целесообразно осуществлять с учетом лучших социально-экономических достижений мировой цивилизации и совокупности обусловливающих обновление и изменение экономической теории факторов исторического, экономического и социального свойства. Предлагаемая в данном учебнике структура курса истории экономических учений состоит из вводного и трех основных разделов. Ее новизна в отличие от изданий советского периода и даже ряда работ последних лет заключается, прежде всего, в отказе от критерия классовых общественно-экономических формаций (рабовладельческий, феодальный, капиталистический) и в выдвижении на первый план позиции конкретных качественных преобразований в экономике и экономической теории со времен дорыночной экономики до эпохи либеральной (нерегулируемой), а затем и социально ориентированной или, как еще нередко говорят, регулируемой рыночной экономики. Соответственно это следующие основные структурные единицы курса: 1) раздел экономических учений эпохи дорыночной экономики; 2) раздел экономических учений эпохи нерегулируемой рыночной экономики; 3) раздел экономических учений эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. Здесь, однако, следует пояснить два обстоятельства. Во-первых, эпохи дорыночной и рыночной экономики предполагается различать по признаку преобладания в обществе натурально-хозяйственных либо товарно-денежных отношений. И во-вторых, эпохи нерегулируемой и регулируемой рыночной экономики необходимо различать не по тому, присутствует ли государственное вмешательство в экономические процессы, а по тому, обеспечивает ли государство условия для демонополизации хозяйства и социального контроля над экономикой. Охарактеризуем теперь коротко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли в рамках названных выше разделов курса. 1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики. Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литера- 16 Цит. по: Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, С

13 туре называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассово-формационной позиции это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассово-формационному варианту как период первой теоретической концепции рыночной экономики. Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу. В частности, на заре своего исторического восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы «новые» отношения, получавшие впоследствии наименование то «рыночных», то «капиталистических», распространились на все аспекты общественных отношений государства Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XVII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного «laissez faire» словосочетание, означающее абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь, или, что одно и то же, принцип экономического либерализма. В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX начале XX в., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства. Но именно обозначенные типы хозяйства, обусловленные преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренции, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории. Классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории практически около 200 лет с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. 18 Ее лидеры, во многом право- 17 Крупный историк-экономист современности Карл Поланьи в своей книге «Великая трансформация» (1944), посвященной проблематике зарождения рыночной экономики и рыночной теоретической концепции, высказывается о меркантилизме следующим образом: «Там, где достигалось наиболее интенсивное развитие рынков, например в меркантилистской системе, их расцвет обеспечивался благодаря контролю центральной администрации, которая навязывала свою волю как рядовым крестьянским хозяйствам, так и нации в целом. Регулирование и рынки на практике росли одновременно. Саморегулирующийся рынок изначально не существовал, и даже само возникновение идеи саморегулирования в корне противоречило основным тенденциям развития общества» (THESIS. Весна Т. I. Вып. 2. С. 10). 18 О том, какими были исходные принципы у тех представителей классической политической экономии, которые наиболее причастны к созданию современной экономической науки, один из лучших экономистов XX столетия нобелевский лауреат В.В. Леонтьев высказывается так: «Два столетия назад создатели современной экономической науки Адам Смит, Давид Рикардо и Джон Стюарт Милль построили внушительное теоретическое здание, в основе которого лежало понятие национальной экономики как саморегулирующейся системы, состоящей из большого числа весьма различных, но взаимосвязанных видов деятельности (системы общественного разделения труда), понятие настолько плодотворное, что оно стимулировало Чарльза Дарвина на создание его новаторской теории эволюции» (Леонтьев В.В. Экономические эссе. М.: 13

14 мерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в. в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочих «зол» капиталистического настоящего. Вместе с тем классики совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов «чистой» экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в. Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей прежде всего благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом «языке» маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела микроэкономики. 3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. Данная эпоха эпоха новейшей истории экономических учений берет свое начало с х гг. XX в., т. е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа laissez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях. В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, вовторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории макроэкономике. В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших дней как никогда близка к выработке наиболее достоверных «рецептов» на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления. Политиздат, С. 21). 14

15 К примеру, теперь ученые-экономисты многих стран в обозначении прошлого и будущего состояния общества не прибегают более к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории «капитализма» и «социализма» и соответственно «капиталистической» и «социалистической теории». Вместо них всеобщее распространение в экономической литературе получают теоретические изыскания о «рыночной экономике» или «рыночных экономических отношениях». Наконец, следует отметить, что посредством предложенной в настоящем учебнике неклассовой структуры курса истории экономических учений преследуется решение двуединой задачи, а именно обосновать, что необходимы деидеологизированные принципы периодизации направлений и этапов эволюции экономической мысли как времен предыстории рыночной экономики и рыночной экономической теории, так и сегодняшних реалий в теории и практике регулируемого (социально ориентированного) рынка и что критерием прогресса науки и истины никогда не должны быть ни «всеобщее согласие», ни «согласие большинства». Вопросы и задания для контроля 1. Что является предметом изучения истории экономических учений? 2. Охарактеризуйте предпосылки, обусловливающие целесообразность изучения истории экономических учений. 3. Каковы были особенности изучения истории экономических учений в России в советский период? 4. Раскройте логику неклассово-формационной структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений». Список рекомендуемой литературы Алле М. Современная экономическая наука и факты //THESIS Т. II. Вып. 4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, Мизес Л. фон. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета экономической науки //THESIS Т. II. Вып. 4. Роббинс Л. Предмет экономической науки //THESIS. Зима Т. I. Вып. 1. Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. М.: НПО «Алгон», Селигмен Бен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству. М.: Экономика, Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, Ядгаров Я.С, Павлов В.А. Библиография по курсу «История экономических учений». М.: МГЭИ, Приложение Программа курса «История экономических учений» 15

16 ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА Предмет истории экономических учений исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов, отраженный в трудах отдельных экономистов, в теоретических школах и направлениях. Взаимосвязь хозяйственного развития с эволюцией экономической мысли. Задачи курса. Изучение и сопоставление различных теоретических и методологических подходов решения хозяйственных задач. Обоснование вариантов хозяйственной политики. Методология исследования. Методы историчности и системного анализа. Критерии периодизации истории экономической мысли и различные варианты классификации экономических теорий. Раздел I. Экономические учения эпохи дорыночной экономики ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Экономическая мысль Египта, Вавилона, Индии, Китая и других стран с азиатским способом производства как часть науки об управлении государством. Отражение экономической мысли древневавилонского царства в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Экономическая мысль Китая в трудах Конфуция (V в до н. э.) и в трактате «Гуань-цзы» (IV III вв. до н. э.). Экономические взгляды древнегреческих философов IV в. до н. э. Особенности трактовок разделения труда, сущности и функции денег у Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Учение Аристотеля о соизмеримости товаров при обмене («Квадрат Аристотеля»), свойствах товара, принципах распределения. Экономика и хрематистика. Экономические идеи Древнего Рима в трактатах Катона, Варрона, Колумеллы (II I вв. до н. э.). ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Экономическая мысль средневековья как часть богословия. Особенности методологии средневековой экономической науки. Экономическая мысль Западной Европы в период раннего и позднего средневековья. Экономические идеи канонистов. Взгляды Ф. Аквинского на разделение труда, богатство, деньги, справедливую цену, торговую прибыль, процент. Социально-экономические идеи мусульманского Востока. Хозяйственные предписания Корана. Взгляды Ибн-Хальдуна (XIV в.). TEMA 4. РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ (ПЕРВЫЕ ПАМЯТНИКИ) Русская Правда, «Поучение» Владимира Мономаха. Трактовка ростовщичества. Судебник Ивана III. Денежная реформа Е. Глинской. Экономические взгляды поместного дворянства. Проекты И. Пересветова. «Правительница» Ермолая Еразма. Анализ микроэкономики в «Домострое». 16

17 ТЕМА 5. МЕРКАНТИЛИЗМ ПЕРВАЯ КОНПЕПЦИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Особенности экономики, политики и культуры эпохи первоначального накопления капитала и их влияние на формирование концепции меркантилизма. Первый опыт анализа рыночных отношений в трудах меркантилистов. Предмет и метод. Создание учения о богатстве страны и путях его умножения. Два этапа развития меркантилизма: монетаризм и теория торгового баланса; их особенности. Протекционизм концепция государственного участия в экономике. Проблемы позднего меркантилизма в трудах Т. Мена (Англия). Экономическая программа Кольбера. Вопросы государственного хозяйства в «Трактате политической экономии» А. Монкретьена (Франция). ТЕМА 6. РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XVII XVIII вв. Экономические сдвиги в России в XVII XVIII вв. Распространение протекционистских идей и их отражение в сочинениях А. Ордин-Нащекина «Новоторговый Устав», Ю. Крижанича «Политика», И. Посошкова «О скудости и богатстве». Экономические взгляды В. Татищева и М. Щербатова. Экономические идеи М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова и М.М. Горбатова. Взгляды П.И. Рычкова. Идеолог купечества Н.Д. Чулков. Экономические требования крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. Зарождение критики крепостного права в воззрениях ДА. Голицына и Я.П. Ковельского. Сторонники концепции laissez faire в России. ИА. Третьяков и СЕ. Десницкий. Раздел II. Экономические учения эпохи нерегулируемых рыночных отношений ТЕМА 7. ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ Исторические условия возникновения классической политической экономии. Этапы развития классической политической экономии. Перевод экономических исследований из сферы обращения в сферу производства. Возникновение концепции экономического либерализма, основанной на принципах полного невмешательства государства в экономику. Методология классической политической экономии: признание действия объективных экономических законов, внедрение причинно-следственного метода, методов логической абстракции, индукции, дедукции. Использование понятия «экономический человек». Недооценка влияния на экономику психологических, моральных, правовых факторов. Исходная категория экономического анализа классической школы стоимость. Определение стоимости затратами труда или издержками производства. Классификация экономических категорий на основе каузального метода. Особенности перехода от меркантилизма к классической политэкономии в Англии. У. Петти первый представитель классической школы. «Трактат о налогах и сборах». Определение стоимости товара, заработной платы, ренты, процента, цены земли. Сущность и функции денег, определение количества денег в обращении. Принципы налогообложения. 17

18 Возникновение классической политической экономии во Франции. Причины полного неприятия идей меркантилизма. П. Буагильбер родоначальник французской классической школы. Определение стоимости рабочим временем. Специфическое отношение к деньгам. ТЕМА 8. ФИЗИОКРАТИЯ ПЕРВАЯ ЦЕЛОСТНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Общая характеристика идей физиократизма. Работы Ф. Кенэ. Концепция «естественного порядка» основа методологии физиократов. Учение об эквивалентности обмена обоснование перевода экономических исследований в сферу производства. Недооценка роли промышленности и торговли в экономике. Учение о «чистом продукте», производительном и «бесплодном» труде, о капитале и его структуре. Первое деление общества на классы. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ модель экономических отношений между классами по поводу воспроизводства общественного продукта. Практические рекомендации Ф. Кенэ по выработке экономической политики. Развитие концепции физиократов в трудах А.Р. Тюрго. «Размышления о создании и распределении богатства». Учение о классах. Объяснение происхождения и сути наемного труда. Учение о заработной плате, предпринимательском и коммерческом доходе. Понятие субъективной и объективной ценности. Программа реформирования общества и попытки ее реализации. ТЕМА 9. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ А. СМИТА А. Смит экономист мануфактурного периода индустрии. Критика меркантилизма. Роль объективных законов («невидимой руки») в формировании экономических отношений между людьми. «Исследование о природе и причинах богатства народов» главный труд А. Смита. Анализ разделения труда в мануфактуре. Учение о классах. Трактовки стоимости, заработной платы, прибыли, ренты. Теория денег. Характеристика капитала и его структуры. Учение о воспроизводстве. «Догма Смита». Экономический либерализм А. Смита. Роль свободного рынка как регулятора производства. Экономическая политика государства. Анализ государственного бюджета и государственного долга. Принципы налогообложения. ТЕМА 10. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РАБОТАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Эпоха промышленного переворота и ее отражение в трудах Д. Рикардо. «Начала политической экономии и налогового обложения». Особенности метода Д. Рикардо. Теория стоимости. Метод сравнительных издержек. Учение о доходах. Выявление и обоснование тенденции к снижению размеров заработной платы и прибыли. Номинальная и реальная зарплата. Теория дифференциальной ренты. Количественная теория денег. Роль свободной торговли в регулировании обращения золота, колебании цен, установлении экономического равновесия. Программа регулирования системы денежного обращения в Англии. Работа Ж.Б. Сэя «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства». Теория услуг. Учение о трех факторах производства. Трактовки стоимости и доходов основных классов общества. «Закон рынков Сэя» обоснование бескризисного развития экономики. 18

19 Т.Р. Мальтус. Анализ диспропорций между возможностями природы и потребностями населения в работе «Опыт о законе народонаселения». Теория издержек производства и доходов в работе «Принципы политической экономии». Решение проблемы реализации с помощью теории «третьих лиц». Дальнейшая разработка отдельных теоретических проблем в трудах Н. Сениора, Ф. Бастиа, Г. Кэри. ТЕМА 11. ЗАВЕРШЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положениями в работе Дж. С. Милля «Основы политический экономии». Предмет и метод. Теория стоимости. Специфика представлений Милля об экономических законах. Проблема кредита, денег. Теория доходов. Концепция социально-экономических реформ. Анализ «капиталистического» производства в трудах К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала». Предмет и метод. Разработка проблем товара и денег. Учение о прибавочной стоимости и ее внешних формах. Теория доходов. Учение о капитале, его накоплении и воспроизводстве. ТЕМА 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ Предпосылки возникновения и общая характеристика. Экономические учения западноевропейских социалистов утопистов начала XIX в. Критика экономики свободной конкуренции в трудах Ш. Фурье, К. Сен-Симона, Р. Оуэна. Проекты экономического реформирования общества. Пути перехода к социализму. Разработка концепции социалистической организации общества в трудах социалистов-рикардианцев У. Томпсона, Дж. Грея, Дж. Брея, Т. Годскина. Выводы из трудовой теории стоимости. ТЕМА 13. КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА Критика экономики свободной конкуренции с позиций мелких товаропроизводителей в работе С. Сисмонди «Новые начала политической экономии». Специфика концепции «естественного порядка». Анализ доходов основных классов с позиций трудовой теории стоимости. Разработка проблемы реализации. Теория «третьих лиц». Программа социально-экономического реформирования общества путем реставрации мелкотоварного производства при активном участии государства. Работа П.Ж. Прудона «Система экономических противоречий, или Философия нищеты». Теория «конституированной стоимости». Проект реформ на основе социальной справедливости с использованием «рабочих денег», «дарового кредита», учреждением «народного банка» и организацией безденежного товарного хозяйства. ТЕМА 14. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ Зарождение исторической школы Германии. Особенности предмета и методологии изучения. Учет влияния на экономический рост факторов социальной среды, национальных и исторических особенностей. Учение о национальной экономии. Утверждение многова- 19

20 риантности исторического развития. Характеристика стадий движения общества к идеалу. Исследование развития форм и типов хозяйствования. Старая историческая школа и ее предшественники. Ф. Лист, К. Книс, Б. Гильдебранд, В. Рошер. Новая историческая школа. Г. Шмоллер, К. Бюхер, Л. Брентано. Социальная политика и обоснование программы социальных реформ. Новейшая историческая школа. В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф. ТЕМА 15. РОССИЙСКАЯ АНТИКРЕПОСТНИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ (КОНЕЦ XVIII СЕРЕДИНА XIX в.) Программа экономических реформ А.Н. Радищева на основе установления крестьянского права на землю и протекционистской таможенной политики. Реформаторские проекты M.M. Сперанского. Проект H.С. Мордвинова о создании государственного банка и взимании взносов с «душевладельцев» для учреждения крестьянского кооперативного банка. Сценарий реформ Н.И. Тургенева о переходе на фермерство и политику фритредерства при одновременном расширении сферы государственных кредитов и займов. Н. Г. Чернышевский об экспроприации земельной собственности и предотвращении «язвы пролетариатства». Пропаганда принципов хозяйственной практики в русской общине на пути создания социалистической общественной собственности на средства производства. ТЕМА 16. ЗАРОЖДЕНИЕ МАРЖИНАЛИЗМА. ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО ЭТАПА «МАРЖИНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» Предпосылки возникновения маржинализма. «Маржинальная революция» как приоритетное применение в теоретических изысканиях функционального анализа, средств математики, предельных экономических показателей и системного подхода. Предшественники маржинализма (Г. Госсен, Ж. Дюпюи, О. Курно, И.Г. Тюнен). «Законы Госсена». Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржинальной революции». К. Менгер, У. Джевонс и Л. Вальрас основоположники маржинализма. Особенности австрийской и лозаннской школ маржинализма. Математические методы в экономических воззрениях У. Джевонса. ТЕМА 17. ВТОРОЙ ЭТАП «МАРЖИНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Основные признаки второго этапа «маржинальной революции». Преодоление субъективизма и психологизма, возврат к «чистой» теории. Зарождение неоклассической экономической мысли и обособление микроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки. Систематизация маржинальных идей родоначальником кембриджской школы маржинализма А. Маршаллом в книге «Принципы экономики». Трактовки теорий спроса, предложения, цен, доходов. Методологические основы анализа эластичности спроса и издержек производства. 20

21 Дж. Б. Кларк основоположник американской школы маржинализма. Концепция «статики» и «динамики» в экономическом анализе. Теория предельной производительности основных факторов и распределения. Развитие концепции макроэкономического моделирования лозаннской школы в трудах В. Парето. Кривые безразличия. «Оптимум Парето». Маржинальные идеи в работах К. Викселя родоначальника шведской школы маржинализма. TEMA 18. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX НАЧАЛО XX в.) Проблемы рыночного реформирования экономики России в концепциях С.Ю. Витте, М.М. Ковалевского, А.И. Чупрова, И.И. Янжула. Экономические доктрины «легальных марксистов» (М.И. Туган-Ба-рановский, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков), представителей революционного (П. Лавров, П. Ткачев, М. Бакунин) и либерального (В. Воронцов, Н. Даниэльсон, Н. Михайловский) народничества. Распространение в России экономических идей марксизма в трудах Н.И. Зибера, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Раздел III Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений ТЕМА 19. ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА Исторические предпосылки возникновения американского институционализма. Предмет и метод изучения. Антимонопольная направленность программ социально-экономического реформирования общества. Особенности основных течений институционализма. Социально-психологический (технократический) институционализм Т. Веблена. Социально-правовой (юридический) институционализм Дж. Коммонса. Конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический) институционализм У. К. Митчелла. ТЕМА 20. ТЕОРИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Мировой экономический кризис гг. как основная предпосылка возникновения теорий монополистической и несовершенной конкуренции. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Неценовые факторы «дифференциации продукта» и усиление конкурентной борьбы на рынке. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. Монополия и монопсония. Дилемма об «эффективности и справедливости». Возникновение теории олигополии (Дж. М. Кларк, У. Феллнер), Дж. К. Гэлбрейт о концепции «уравновешивающих сил» в экономике. 21


ВОПРОСЫ к зачету по дисциплине «История экономических учений» для аспирантов первого года обучения направления подготовки 38.06.01 Экономика 1.Экономическая мысль периода первоначального накопления капитала

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ для направления «Экономика» (наименование направления) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе И.В.Щербакова Программа одобрена на заседании Ученого

В учебнике изложена история экономической мысли с Античности до нашего времени. Представлены теоретические взгляды ведущих ученых зарубежной и отечественной экономической науки. Анализ экономических теорий

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных

Оглавление Предисловие 3 Раздел I ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА 5 1.1. Экономическая теория фундаментальная экономическая наука 5 1.2. Предмет экономической теории.

1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности СПО 08011.5 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цель изучения дисциплины История экономических учений вооружает специалистов различных отраслей народного хозяйства знаниями закономерностей развития экономики, позволяющим

Б А К А Л А В Р И А Т Л.В. Синельник ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Допущено УМО вузов России по образованию в области экономики и экономической теории в качестве учебного пособия для аспирантов и студентов

Самостоятельная работа студентов С3.Б.2 История экономических учений Специальность 080101..65 (38.05.01) Экономическая безопасность Квалификация специалист Количество зачетных единиц 4; Трудоёмкость 144

Вопросы, выносимые на экзамен. 1. Экономическая теория: предмет, функции, методы исследования. 2. Место экономической теории в системе экономических наук. Экономические законы и закономерности. 3. Меркантилисты,

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ В Г.ПЯТИГОРСКЕ Л.А. МУЛИНА ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1 2 3 4 Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы ПГ студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) Другой метод, используемый

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ

Содержание дисциплины «Методология научного исследования» Тема 1. Сущность научного познания Обыденное и научное экономическое мышление. Категории научного познания: идея, гипотеза, концепция, теория,

К читателю...11 РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕВ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Лекция 1 Тема: Основные этапы развития экономической науки...15 1.1. Истоки...15 1.2. Меркантилизм первая школа политической экономии...17 1.3. Классическая

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Сущность научного познания Обыденное и научное экономическое мышление. Категории научного познания: идея, гипотеза, концепция, теория, сущность и явление,

I. Аннотация 1. Цель и задачи дисциплины (модуля) При подготовке рабочей программы курса использовано: Ядгаров Я.С., В.В. Остроумов История экономических учений: Рабочая программа дисциплины для студентов,

Тема 8: Маржиналистская революция и генезис неоклассики Связь с предыдущими темами: каков предмет классической политэкономии? каковы методологические принципы классической политэкономии? какая модель человека

1 Цели и задачи Цель учебной истории экономических учений ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Задачи: познакомить с основными этапами и направлениями

Содержание Предисловие ко второму изданию...11 Вопрос 1 Экономические науки как система... 12 Вопрос 2 Экономическая теория: предмет и метод... 14 Вопрос 3 Зарождение и становление мировой экономической

«Высшее Серия образование» ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XX ВЕКА Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008 УДК 330(075.8) ББК 65.02я73 КТК 0900 Э 40 Рецензент: доктор экономических наук, профессор РГУ В.М. Белоусов Авторский

ФГОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ «УТВЕРЖДАЮ» Рег. 2010 г. Директор Экономического института А.Т. Стадник 2010 г. ГОС2000 г.

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА Список вопросов для подготовки к экзамену кандидатского минимума по специальности Направление подготовки: 38.06.01 «Экономика». Профиль подготовки 08.00.01 «Экономическая

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет среднего профессионального образования Кафедра СПО «Экономическая теория» Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Специальность:

Перечень направлений подготовки на которые организация объявляет приём на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с лицензией на осуществление образовательной

Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени адмирала Г.И.

Российский государственный социальный университет.. ÕÓ Ë ÍÓ ŒÕŒÃ» fl Œ»fl (œóîëúë ÂÒÍ ˇ ÍÓÌÓÏˡ) Учебное пособие 7-е издание, переработанное и дополненное Рекомендовано УМО по образованию в области финансов,

Приложение К РПД Б1.В.ДВ.1.1 Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цели освоения дисциплины Основной целью освоения дисциплины является получение студентами знаний, которые станут теоретической базой профессиональной подготовки в области экономических наук. Студентов

История экономических учений (часть 1): аннотация программы курса Дисциплина «История экономических учений (часть 1)» является базовой частью профессионального цикла дисциплин (Б.3) подготовки студентов

ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ...11 Глава 1. Генезис, основные этапы и направления развития экономической теории... 11 1. Общая характеристика экономической теории как науки...11

(по техническим отраслям наук) 1. Архаическая культура и понимание в ней техники, 2. Античное понимание техники, техническое объяснение природы. 3. Техника и наука древних цивилизаций. 4. Первые программы

Министерство образования и науки Российской Федерации Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Кафедра институциональной экономики ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины «История экономических учений» является формирование у студентов экономического мышления и высокого уровня экономической культуры, усвоение студентами

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» Специальность «Менеджмент организации» Стандарты 2-го поколения РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ

БИЛЕТЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА» 2015 г. Билет 1 1. Предмет и методы изучения экономической теории. Основные школы экономической теории. 2. Макроэкономические индикаторы

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Рабочая программа дисциплины ГСЭ.В3 «Экономика» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования специалитет

1. Цели подготовки Цель - изучить особенности микроэкономических и макроэкономических процессов в национальной экономике. Изучить поведение экономических субъектов в условиях неопределенности и рисков.

Министерство образования и науки Российской Федерации Курганский государственный университет Кафедра «Экономическая теория и моделирование экономических процессов» ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Методические

1 2 Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году Утверждаю: Проректор по УР 2016 г. Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2016-2017 учебном году на заседании

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит»,

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов / Е.Ф. Борисов. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Высшее образование, 2008. 391 с. : ил. (Основы наук). ISBN 978-5-9692-0208-5. Содержание Предисловие...

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГУБКИНСКИЙ ГОРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭКОНОМИКА РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Требования к знаниям: студент должен знать главную функцию экономики, структуру потребностей общества и виды экономических благ; роль собственности

Дисциплина «Экономическая теория» 1. Цель и задачи дисциплины Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Дисциплина «Экономическая теория» относится к базовой части

Содержание К читателю... 9 Раздел I. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 1.1. Этапы становления и развития экономической теории. Особенности российской экономической школы... 10 1.2. Предмет и метод экономической

Среднее профессиональное образование C.С. носова основы экономики Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» Программа и правила проведения вступительного (аттестационного) испытания

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Юдина В.А. Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы деятельности и объем деятельности государства

Дисциплина «История экономических учений» 1. Цель и задачи дисциплины Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Дисциплина «История экономических учений» относится

Основу учебника составляют лекции по современной экономической теории (Экономиксу), прочитанные автором в Высшей школе экономики и получившие широкую известность благодаря опубликованию в журналах "Вопросы

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» и экономическим специальностям

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Воткинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям

В подготовке учебника приняли участие

к. э.н., доц. М.А. Аверченко –
к. э.н., доц. Е.Г. Лисовская – совместно с автором приложения к главам 1 и 2, учебно-методические материалы (п. 1, 3);
к. э.н., доц. В.А. Щеголевский – глава 2, совместно с автором учебно-методические материалы (п. 1, 3);
к. э.н., В.Р. Цеханович – глава 12 (§ 3), совместно с автором приложения к главам 10, 12;
к. э.н. K.P. Цеханович – глава 11 (§ 3), совместно с автором приложения к главам 13,15;
аспирант А.Ю. Станкевич – совместно с автором приложения к главам 8, 16, учебно-методические материалы (п. 2).
В подготовке рукописи и в составлении именного указателя принимал участие Г.И. Грозинский.
Моим родителям – Ядгаровым Семёну Михайловичу и Софии Николаевне – посвящается

§ 2. Направления и этапы развития экономической мысли

Преодолеть тенденциозный подход анализа эволюции экономических доктрин означает, прежде всего, признать ошибочными идеи классификации экономической теории по классово-формационному принципу (теория «буржуазная», «мелкобуржуазная», «пролетарская» либо «капиталистическая» и «социалистическая»), в том числе надуманную идею противопоставления экономической теории по географическому принципу («отечественная теория» и «западная теория»). В данном контексте речь идет о том, что структуризацию экономической мысли по основным направлениям и этапам ее эволюции целесообразно осуществлять с учетом лучших социально-экономических достижений мировой цивилизации и совокупности обусловливающих обновление и изменение экономической теории факторов исторического, экономического и социального свойства.
Предлагаемая в данном учебнике структура курса истории экономических учений состоит из вводного и трех основных разделов. Ее новизна в отличие от изданий советского периода и даже ряда работ последних лет заключается, прежде всего, в отказе от критерия классовых общественно-экономических формаций (рабовладельческий, феодальный, капиталистический) и в выдвижении на первый план позиции конкретных качественных преобразований в экономике и экономической теории со времен дорыночной экономики до эпохи либеральной (нерегулируемой), а затем и социально ориентированной или, как еще нередко говорят, регулируемой рыночной экономики.
Соответственно это следующие основные структурные единицы курса:
1) раздел экономических учений эпохи дорыночной экономики;
2) раздел экономических учений эпохи нерегулируемой рыночной экономики;
3) раздел экономических учений эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики.
Здесь, однако, следует пояснить два обстоятельства. Во-первых, эпохи дорыночной и рыночной экономики предполагается различать по признаку преобладания в обществе натурально-хозяйственных либо товарно-денежных отношений. И во-вторых, эпохи нерегулируемой и регулируемой рыночной экономики необходимо различать не по тому, присутствует ли государственное вмешательство в экономические процессы, а по тому, обеспечивает ли государство условия для демонополизации хозяйства и социального контроля над экономикой.
Охарактеризуем теперь коротко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли в рамках названных выше разделов курса.
1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.
Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассово-формационной позиции – это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте – как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассово-формационному варианту – как период первой теоретической концепции рыночной экономики.
Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.

Учебник охватывает историю мировой экономической мысли с древнейших времен до настоящего времени. В нем рассмотрена эволюция реальной экономики и теоретических представлений экономистов разных исторических эпох о характере, динамике и перспективах экономического развития. Издание позволит студентам грамотно ориентироваться в потоке современных экономических проблем, находить их разрешение, а также осуществлять поиск информации по получен- ному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач. После каждой главы есть краткие выводы, контрольные вопросы и задания.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.