Молодежная субкультура план с8. Социальная стратификация



План №1.

Тема: «Социальная структура общества»


  1. Понятие «социальная структура общества».

  2. Социальная дифференциация; критерии социальной дифференциации

    1. Экономический;

    2. Политический

    3. Профессиональный

  3. Социальная общность как элемент социальной структуры.

  4. Основные типы социальных общностей

    1. Касты.

    2. Сословия.

    3. Классы.

  5. Социальная группа – основной элемент социальной общности (большая, малая, первичная, вторичная и т.д.)

  6. Социальная структура современного российского общества.

Тема «Социальные группы».


  1. Понятие социальная группа.

  2. Критерии классификации социальных групп.

    1. Половозрастной;

    2. Семейный;

    3. Территориальный;

    4. Политический и д.р.

  3. Типология социальных групп.

    1. Малые.

    2. Большие.

    3. Первичные.

    4. Вторичные и д.р.

  4. Устойчивые (этнос) и неустойчивые (маргиналы) социальные группы.

  5. Социальная мобильность.

  6. Социальные группы современного российского общества.
План № 3.

Тема: «Социальная стратификация и социальная мобильность».


  1. Понятие «социальная стратификация».

  2. Основоположники теории стратификации (начало XX века).

    1. М.Вебер

    2. П.Сорокин

  3. Критерии социальной стратификации.

    1. Экономический.

    2. Профессионально-статусный.

    3. Уровень образования и др.

  4. Социальная мобильность как основы изменения социального статуса.

  5. Основные виды социальной мобильности.

    1. Горизонтальная.

    2. Вертикальная (восходящая и нисходящая).

    3. Индивидуальная.

    4. Групповая и др.

  6. Социальная стратификация и социальная мобильность в современных России и мире.

План № 4.

Тема «Социальные конфликты».


  1. Понятие «социальный конфликт».

  2. Причины социального конфликта.

    1. Экономическое неравенство.

    2. Идеологическая несовместимость.

    3. Межнациональные распри.

    4. Межконфессиональные конфликты.

  3. Субъекты социального конфликта.

    1. Индивиды.

    2. Социальные общности (группы, классы, нации и т.д.).

  4. Специфика социального конфликта как одного из видов конфликтов

    1. Наличие не менее двух участников.

    2. Представление участниками не личных, а групповых интересов.

  5. Динамика развития социального конфликта.

    1. Скрытая (латентная) стадия.

    2. Эскалация конфликта.

    3. Разрешение конфликта.

    4. Последствия конфликта.

  6. Формы выражения социального конфликта – массовые насильственные и ненасильственные действия.

  7. Социальные конфликты в современной России и пути их разрешения.
План № 5.

Тема: «Семья и брак».


  1. Понятие «Семья и брак».

  2. Типы семейной организации.

    1. Моногамия.

    2. Полигамия.

  3. Роль семьи в жизни общества.

  4. Функции семьи.

    1. Репродуктивная.

    2. Воспитательная.

    3. Хозяйственно-бытовая.

    4. Эмоциональная.

    5. Сексуальная.

  5. Правовые основы семьи и брака

    1. Условия и порядок заключения и расторжения брака

    2. Личные и имущественные права супругов.

    3. Права несовершеннолетних детей.

    4. Права и обязанности родителей.

    5. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

    6. Лишение и ограничение родительских прав.

    7. Алиментные обязательства членов семьи.

  6. Семья и брак в современном российском обществе. Политика государства по укреплению института семьи.

«Этнические общности»


  1. Понятие «этнос»

  2. Исторические условия возникновения и развития этносов.

  3. Признаки этносов

    1. Общность территории.

    2. Близость языка.

    3. Единая хозяйственная деятельность.

    4. Культурная общность и т.д.

  4. Этапы формирования этносов.

    1. Племя.

    2. Народность.

  5. Нация как наиболее развитая форма этнических общностей.

  6. Признаки нации

    1. Единая территория.

    2. Уклад экономической жизни.

    3. Общность исторической судьбы.

    4. Единый язык.

    5. Единство культуры.

    6. Национальное самосознание.

  7. Этносы современной России и мира.

Тема №7. «Нации и межнациональные отношения»


  1. Понятие «нация»

  2. Признаки нации

    1. единая территория.

    2. Единый экономический уклад.

    3. Национальное самосознание.

    4. Единый язык и т.д.

  3. Межнациональные отношения как один из видов национальных отношений.

  4. Виды межнациональных отношений:
4.1. отношения между нациями в рамках отдельного многонационального государства;

4.2. отношения различными государствами.

5. Формы национальной идеологии:

5.1. национализм.

5.2. интернационализм.

5.3. космополитизм.

6.Межнациональное сотрудничество м межнациональные конфликты.

7. Причины межнациональных конфликтов

7.1. стремление отдельных народов выйти из состава государства.

7.2. проявление национализма.

7.3. споры по поводу отдельных территорий и т.д.

8. Пути преодоления межнациональных противоречий.

Тема №8. «Общество и социальные институты»


  1. Понятия «общество» и «общественные отношения»

  2. Виды социальных отношений.
2.1. производственные отношения.

2.2. отношения между историческими общностями людей.

2.3. брачно – семейные отношения между людьми.

2.4. отношения между личностью и обществом.


  1. Понятие «социальный институт»

  2. Виды социальных институтов
4.1. институт семьи и брака.

4.2. экономические институты (производство, собственность)

4.3. политические институты (государство, партия и т.д.) и др.


  1. Функции социальных институтов

    1. . функция общественного воспроизводства.

    2. . функция социализации индивида.

    3. .функция производства и распределения материальных благ.

    4. .функция управления.

  2. Социальные институты современной России.
Тема №9 «Социальный статус личности»

  1. Понятие «Социальный статус личности»

  2. Виды социальных статусов
2.1. предписанный.

2.2. приобретённый.

3. Взаимосвязь социального статуса и социальной роли.

4. Значение социализации для формирования социального статуса личности.

5. Социальная политика России как одно из основных условий формирования социального статуса личности российского гражданина.

5.1. повышение благосостояния людей.

5.2. обеспечение равных стартовых возможностей для развития граждан.

5.3. смягчение процессов расслоения общества на богатых и бедных;

5.4. обеспечение каждому члену общества равных стартовых возможностей для своего развития и др.

Тема № 10 «Социальные общности».


  1. Понятие о «социальной дифференциации общества».

  2. Социальная группа и ее признаки.

    1. Возраст.

    2. Нация.

    3. Профессия и др.

  3. Принципы классификации социальных групп.

    1. По объему участников (большие, малые).

    2. Реальные группы (объединенные по реально существующим признакам).

    3. Номинальные группы.

  4. Динамика развития социальных групп и ее элементы.

    1. Цели.

    2. Нормы

    3. Фазы развития и т.д.

  5. Социальные общности в современной России.

Задания С8 по теме « Познание».

Уровни познания ».


  1. Две стороны познания.

  2. Основные формы чувственного познания:
а) ощущение;

б) восприятие;

в) представление

3. Формы рационального познания:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение;

4. Вопрос о месте чувственного и рационального познания в жизни человека:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) внутреннее единство чувственного и рационального начал в познании.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Научное познание ».


  1. Научное познание как процесс получения истинного знания.

  2. Задачи научного познания:
а) описание;

б) объяснение;

в) предсказание процессов и явлений действительности.

3. Специфика данного вида познания.

4. Уровни познания:

а) эмпирический;

б) теоретический;

в) взаимодействие теоретического и эмпирического уровней;

5. Научное познание на современном этапе развития общества.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Познание и истина ».


  1. Истина как процесс адекватного отражения действительности.

  2. Аспекты истины:
а) объективный;

б) абсолютный;

в) относительный;

3. Критерии истины:

А) соответствие законам логики;

Б) следование ранее открытым законам той или иной науки;

В) практика;

4. Влияние развития науки на истину.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Многообразие видов познания ».


  1. Познание как базовая потребность человека.

  2. Виды познания:
а) житейское;

б) научное;

в) художественное;

г) практическое знание;

а) совпадение субъекта и объекта;

б) влияние личностных оценок на оценку общественных явлений;

в) ограниченность возможностей наблюдения и социального эксперимента;

4. Влияние различных видов познания на жизнь современного человека.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Методы научного познания ».


  1. Способы, приемы решения познавательных задач.

  2. Область теоретического знания - методология.

  3. Дифференциация методов данного вида познания:
а) всеобщий;

б) общенаучный;

в) частный;

4. Характеристика общенаучных методов:

а) анализ;

б) синтез;

в) индукция;

г) дедукция;

д) аналогия;

5. Моделирование. Виды моделирования:

а) материальный (предметный)

б) идеальный (логический)

6. Влияние состояния экономики страны на возможности использования метода моделирования.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Место истории в познании человека и общества ».


  1. Многообразие теорий и концепций исторического развития.

  2. Противоречивость обыденного и научного восприятия прошлого.

  3. Место истории в жизни человечества:
а) история и современность;

б) историческое прошлое;

в) история как коллективная память людей;

4. История и прогресс:

а) зарождение веры в прогресс;

б) сомнения в неизбежности исторического прогресса;

в) представления о кризисе цивилизации и угрозе жизни человечества (экологический кризис, мировые войны XX века)

5. Необходимость сохранения истории как науки.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Знание и вера .


  1. Знание как адекватное отражение действительности.

  2. Особенности знания:
А) воспроизведение объективных закономерных связей реального мира;

Б) стремление к отбрасыванию ложной информации;

В) опора на факты, доказательства.

А) основное понятие религии;

Б) важный компонент духовного мира человека;

В) элемент познавательной деятельности;

4. Совпадение веры с понятием «религия».

5. Взаимоотношения знания и веры.

6. Вера в составе познавательного процесса как стимул научного творчества.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Познание мира ».


  1. Познание как процесс деятельности.

  2. Стороны процесса познания:
а) субъект

б) объект

в) результат.

3. Философские школы о возможности познания мира:

а) агностицизм;

б) скептицизм;

в) оптимизм.

4. Виды познания:

а) обыденное;

б) социальное;

в) научное;

г) религиозное;

д) мифологическое;

е) художественное.

5. Взаимосвязь видов познания.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Функции практики в процессе познания ».


  1. Роль практических потребностей в становлении науки.

  2. Практика- основа познания:
а) наблюдение за окружающим миром;

б) преобразование мира в результате практической деятельности;

в) инструменты, приборы, оборудование, необходимые для реализации возможностей практического познания.

3. Зачем человек познает законы развития мира?

4. Критерий истины – практика.

5. Основополагающие компоненты практики:

а) материальное производство;

б) накопленный опыт;

в) эксперимент

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Социальное познание ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


  1. Познание общества.

  2. Сложности процесса познания общества:
а) многообразие явлений и событий;

б) противоречивость духовных отношений;

в) совпадение объекта и субъекта познания.

3. Методы социального познания:

а) включенное наблюдение;

б) невключенное наблюдение;

в) социальный эксперимент.

4. Особенности социального эксперимента:

а) конкретно-исторический характер;

б) меньшая степень изоляции объекта;

в) крайняя нежелательность ошибок.

5. Методы социального познания:

а) исторический

б) моделирование

в) научное предвидение.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Роль интуиции в познании ».


  1. Специфика интуиции как познавательного процесса.

  2. Распространенность интуиции.

  3. Характерные черты интуитивных способностей человека:
а) неожиданность решения поставленной задачи;

б) неосознанность путей и средств её разрешения;

в) непосредственный характер постижения истины.

4. Индивидуальный характер интуиции:

А) разная степень удаленности от сознания;

Б) специфичность содержания;

В) глубина проникновения в сущность явления или процесса.

5. Взаимодополнение чувственного, рационального познания и интуиции.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Истина и заблуждение ».


  1. Многообразие подходов к понятию «истина».

  2. Объективная и субъективная стороны истины.

  3. Абсолютная и относительная истина.

  4. Виды истин:
а) обыденная;

б) научная;

в) нравственная;

г) художественная.

5. Практика как критерий истины.

6. Роль заблуждений в познании:

а) помеха познанию;

б) содействие в создании проблемных ситуаций;

в) стимулирование дальнейшего изучения действительности.

7. Истина – постоянно развивающийся процесс.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Научное познание ».


  1. Наука как одна из основных форм человеческого познания.

  2. Отличие научного познания от обыденного:
а) стремление к максимальной объективности;

б) наличие особого (научного) языка

в) специфика способов обоснования истинности полученных знаний

3. Уровни научного познания.

4. Основные методы:

а) наблюдение;

б) эмпирическое описание;

в) эксперимент;

г) гипотеза (объяснительная и экзистенциальная)

д) формулирование научной теории.

5. Научная теория и её функции.

ПЛАНЫ РАЗВЕРНУТЫХ ОТВЕТОВ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

ТИДЕНЬ Т.Е. МОУ СОШ № 23 г. НОВОРОССИЙСК



  1. «СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»

  2. Индивид – характеристика человека как биологической особи.

  3. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.

  4. Личность – «набор» социально значимых черт человека

  5. Структура личности
А. социальный статус

Б. социальная роль

В. Направленность личности

5. Социализация: этапы становления личности

А. семья – начальный этап социализации

Б. влияние школы и среды сверстников на социализацию

В. Расширение спектра ролей взрослого человека

6. факторы, влияющие на процесс социализации

А. национальные традиции и обычаи

Б. государственная политика

Г. социальное окружение

Д. образование и самовоспитание

2. ПЛАН РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ПО ТЕМЕ
«ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА»


  1. Потребности как мотив человеческой деятельности

  2. Виды потребностей человека
А. первичные потребности

Б. вторичные потребности

3. характеристика первичных (врожденных) потребностей

А. физиологические

Б. экзистенциальные потребности


  1. Вторичные (приобретенные) потребности
А. социальные потребности

Б. престижные

В. Духовные потребности

4. Потребности – основа интересов и склонностей человека

5. Факторы, влияющие на формирование потребностей и интересов человека.


  1. ПЛАН РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ПО ТЕМЕ
    «ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ»

  1. Проблема человека как одна из основных проблем философии

  2. Теории происхождения человека
А. Естественно – научная теория

Б. религиозная теория

В. Теория внеземного происхождения жизни

3. Основные отличия человека от животного

А. мышление и членораздельная речь

Б. Способность к сознательной целенаправленной преобразовательной

Деятельности


  1. Социальная сущность человека

  2. Факторы, определяющие социальную сущность человека
А. способность к общественно – полезному труду

Б. сознание

В. Свобода и ответственность в поступках

Г. формирование социально – значимых черт и качеств человека


  1. ПЛАН РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ПО ТЕМЕ
    «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
    »

  1. Социальный институт как устойчивая форма организации совместной деятельности людей

  2. Экономические институты
А. деньги и обмен

Б. собственность

В. Хозяйственные отношения

3. Политические институты

А. Власть

Б. Парламентаризм

В. Партия

Г. Местное самоуправление

4. Социальные институты. Семья и брак.

5. Институты, действующие в духовной сфере

А. Религия

Б. Наука и образование

В. Общественное мнение

6. «Теневые» институты

7. Функции социальных институтов

8. Социальные институты как факторы, определяющие уровень развития общества


  1. ПЛАН РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ПО ТЕМЕ
    «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА»

  1. Глобализация – процесс интеграции государств и народов

  2. Антропологическое и социокультурное единство человечества

  3. Основные направления глобализации
А. Деятельность ТНК

Б. глобализация финансовых рынков

В. Международная экономическая интеграция

Г. Взаимодействие и взаимопроникновение культур

Д. Формирование глобальных проблем человечества

3. Последствия процесса глобализации

А. Позитивные последствия

Б. Негативные последствия

4. Место России в становлении глобального мира


  1. ПЛАН РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ПО ТЕМЕ
    «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

  1. Определение деятельности в обществоведческой науке.

  2. Отличие деятельности человека от активности животного
А. целеполагание

Б. способность к анализу ситуации

В. Воздействие на окружающую среду специально изготовленными средствами

Г. творческий характер деятельности

3. Структура деятельности

А. мотивы

В. Методы и средства

Г. процесс

Д. результат

4. Классификация видов деятельности

А. материальная (практическая) деятельность

Б. духовная деятельность человека


  1. ПЛАН РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ПО ТЕМЕ
    «ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС КАК ВАРИАНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»

  1. Прогресс как направляющая развития общества

  2. Формирование различных взглядов на направленность общественного развития
А. французские просветители об общественном прогрессе

Б. теория исторического круговорота

В. Современные исследователи о противоречивости прогресса

3. Критерии прогресса

А. развитие человеческого разума

Б. совершенствование нравственности

В. Развитие производительных сил

Г. степень свободы человека как критерий общественного прогресса

4. Относительность и противоречивость прогресса

5. Регресс

6. Стагнация общества как одно из проявлений регресса

7. Можно ли назвать развитие России прогрессивным

8. ПЛАН РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ПО ТЕМЕ
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ»



  1. Формирование представлений о взаимодействии общества и природы
А. античность и средневековье о взаимодействии общества и природы

Б. изменение представлений о взаимоотношениях

В. современные концепции взглядов на взаимоотношение природы и общества

3. Две стороны процесса взаимодействия общества и природы

А. гармоничная взаимосвязь

Б. конфликт между природой и обществом

4. Экологические проблемы планеты Земля, как последствие конфликта между природой и обществом

5. Пути и методы решения экологических проблем

9. ПЛАН РАЗВЁРНУТОГО ОТВЕТА ПО ТЕМЕ

«ОБЩЕСТВО КАК СОВОКУПНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР»


  1. Общество как обособившаяся от природы часть мира

  2. Структура общества
А. социальная сфера

Б. политическая сфера

В. духовная сфера

Г. экономическая сфера

3. Функции общества

А. производство материальных благ

Б. распределение продуктов труда

В. регламентация и управление деятельностью и поведением

Г. воспроизводство и социализация

Д. духовное производство и регулирование активности людей

4. Общество как совокупность общественных отношений

5. Общество как динамическая саморазвивающаяся система

10. ПЛАН РАЗВЁРНУТОГО ОТВЕТА ПО ТЕМЕ

«ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ»


  1. Многовариотивность общественного развития

  2. Три стадии в истории человеческого общества
А. дописьменные общества

Б. возникновение письменности

В. аграрное или традиционное общество

Г. индустриальное общество


  1. Зарождение современного общества
А. хронологические рамки

Б. урбанизация и индустриализация как факторы влияющие на изменения общества

В. переход к постиндустриальному обществу и его характерные признаки


  1. Особенности индустриального и постиндустриального развития России
Политические партии и движения.

  1. Противоречивость интересов разных социальных групп.

  2. Понятие общественно-политических движений:

    1. Цель их создания.

    2. Организация деятельности (могут распадаться после решения определённых задач).

  3. Понятие политической партии, её отличие от других политических объединений:

    1. Стремиться не только к участию в политической жизни, но и к захвату власти.

    2. Ставит долговременные задачи и долго существует.

    3. Имеет чёткую организационную структуру и устав.

    4. Имеет свой электорат.

    5. Объединяет единомышленников.

  4. Отличие партий правящих от оппозиционных.

  5. Многопартийность современной России: достоинства и недостатки.

Правовое государство.


  1. Понятие правового государства.

  2. История возникновения и развития идеи правового государства.

  3. Правовое государство как соединение силы и справедливости.

  4. Признаки правового государства:

    1. верховенство закона;

    2. незыблемость прав и свобод человека;

    3. разделение властей;

    4. развитая политическая культура граждан.

  5. Система власти в РФ:

    1. Федеральное собрание как орган законодательной представительной власти;

    2. Исполнительная власть в лице правительства;

    3. Независимость и самостоятельность судебной власти.

  6. Россия на пути к правовому государству.

Участие граждан в политической жизни страны.


  1. Политика как область общих интересов граждан страны.

  2. Статья 32 Конституции о возможностях участия граждан страны в политической жизни:

    1. выборы;

    2. референдум;

    3. право на равный доступ к государственной службе;

    4. обращение в государственные органы.

  3. Выборы как возможность решать кто будет представлять интересы граждан:

    1. всеобщность;

    2. равенство;

    3. тайность;

    4. непосредственность участия.

  4. Референдум как всенародное голосование:

    1. принятие Конституции РФ 1993 года на референдуме;

    2. решение вопроса о доверии президенту.

  5. Другие пути влияния на власть:

    1. создание общественных организаций и политических партий;

    2. использование права на свободу слова, свободу собраний для поддержки того или иного решения.

  6. Опасность политического экстремизма.

  7. Возможность считать политику делом каждого.

Политическая элита.


  1. Понятие «политическая элита».

  2. Виды элит:

    1. политическая;

    2. экономическая;

    3. идеологическая.

  3. Состав правящей политической элиты:

    1. высшие лица исполнительной власти;

    2. депутаты от партий, победивших на выборах;

    3. партийные лидеры.

  4. Типы элит.

  5. Степень вовлечённости в политику:

    1. политики «по случаю»;

    2. политики «по совместительству»;

    3. профессиональные политики.

  6. Участие личности в политике:

    1. непосредственное (выборы, референдумы, митинги, демонстрации и др.);

    2. представительное (передача части своих прав представительным органам).

  7. Степень сознательности участия в политике.
Политическая культура.

  1. Понятие политической культуры.

  2. Факторы формирования политической культуры:

    1. знания граждан о политической системе;

    2. личное участие граждан в функционировании политической системы.

  3. Структура политической культуры:

    1. функционирование политических институтов;

    2. политическое сознание;

    3. политическое поведение.

  4. Формы политической культуры:

    1. политические знания, убеждения;

    2. навыки, умения участвовать в политической жизни.

  5. Уровни политической культуры:

    1. политическая культура общества;

    2. политическая культура социальной или национальной группы;

    3. политическая культура личности.

  6. Типы политических культур:

    1. патриархальный, или тип общин;

    2. подданический, или тип субъекта;

    3. активистский, или тип участника;

    4. «культура гражданина», или смешанный тип.

  7. Функции (или роли) политической культуры:

    1. познаательная;

    2. воспитательная;

    3. регулятивная;

    4. защитная;

    5. коммуникативная;

    6. интегративная.

  8. Состояние политической культуры в современной России.

Местное самоуправление – одна из форм народовластия.


  1. Понятие местного самоуправления.

  2. Законодательные основы местного самоуправления:

    1. Конституция РФ;

    2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

  3. Формы существования местного самоуправления:

    1. местный референдум, выборы;

    2. собрания, сходы;

    3. выборные и другие органы местного самоуправления;

    4. территориальное общественное самоуправление.

  4. Принципы местного самоуправления:
4.1 самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;

    1. обособленность местного самоуправления в системе управления государством;

    2. многообразие форм осуществления местного самоуправления;

    3. соответствие полномочий материально-финансовым ресурсам.

  1. Основы деятельности местного самоуправления:

    1. территориальная;

    2. экономическая;

    3. финансовая.

  2. Функции, основные направления муниципальной деятельности:

    1. развитие муниципальной демократии;

    2. развитие территории (утверждение программы развития);

    3. управление муниципальной собственностью;

    4. охрана общественного порядка;

    5. защита интересов и прав местного самоуправления;

    6. обеспечение потребностей население в социально-культурных и др. услугах.

  3. Сходства и различия между органами местного самоуправления и местной власти.

Тоталитаризм – феномен XX века.


  1. Понятие тоталитаризма.

  2. Признаки тоталитаризма:

    1. наличие официально господствующей в обществе идеологии;

    2. наличие единственной массовой партии;

    3. средства управления – террор и тайная полиция;
2.4 монополия государства на СМИ;

2.5 монополия государства на вооружённые силы;

2.6 централизованная система контроля и управления экономикой.


  1. Условия появления тоталитаризма:

    1. прогресс цивилизации;

    2. практический опыт управления обществом и социально-политическими процессами;

    3. массовые политические партии как рычаг влияния на общественно-политическое и общественное развитие;

  2. Виды тоталитаризма:

    1. фашизм в Италии;

    2. сталинизм в СССР;

    3. маоизм в Китае;

    4. национал-социализм в Германии.

  3. Причины краха тоталитаризма.

Политика и власть.


  1. Многозначность понятия «политика».

  2. Взаимосвязь политики и власти:
А) сфера взаимодействия всё общество;

Б) сфера реализации: определение основных направлений развития страны;

В) сфера управления: повседневные общественные процессы.

3. Роль политики в жизни общества:

А) представление интересов граждан;

Б) распоряжение денежными и материальными ресурсами;

В) решение вопросов обновления общественных сфер.

4. Политическая деятельность как проявление политической жизни общества.

5. Влияние на политическую жизнь СМИ:

А) формирование у граждан представления о работе органов власти;

Б) связь между органами власти и обществом;

В) мобилизация общества на решение важных задач.

6. Зависимость позиций политиков от методов и средств осуществление власти.

Государство.


  1. Понятие государств.

  2. Теории происхождения государства:
А) Теологическая;

Б) Договорная;

В) Теория насилия

Г) Органическая;

Д) марксистская;

Е) расистская


  1. Признаки государства:
А) единство территории;

Б) публичная власть;

В) суверенитет;

Г) законодательная деятельность;

Д) налоговые сборы.


  1. Функции государства:
А) внешние: сотрудничество с другими с странами, обеспечение обороноспособности страны;

Б) внутренние: поддержание общественного порядка, выработка тратегии развития, регулирование экономических процессов, установление правовых норм.


  1. Формы государства:

  1. Формы правления (монархия, республика)

  2. Формы национально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация, содружество)

  1. Гражданство –определение положение гражданина в государстве.

Политический режим как способ воздействия на общество.


  1. Понятие политического режима.

  2. Типы политических режимов:
А) демократический;

Б) недемократический:


  1. Общественные условия формирования тоталитарных политических режимов.

  2. Признаки тоталитаризма:

  1. Однопартийная политическая система;

  2. Отсутствие фракций в партии;

  3. Отсутствие разделения властей;

  4. Несоблюдение гражданских прав;

  5. Слияние партийного аппарата с государственным;

  6. Репрессии.

  1. Признаки демократии:

  1. Народ- источник власти;

  2. Выборность всех органов власти

  3. Меньшинство подчиняется большинству;

  4. Равноправие граждан.

  1. Политический режим современной России.

«Политическая система как механизм осуществления политической власти» .

1. Понятие политической системы.

2. Структурные компоненты политической системы.

А) институциональная подсистема – государство, партии, общественно-политические движения.

Б) нормативная подсистема – политические принципы, правовые нормы, политические традиции и нормы морали.

В) функциональная подсистема – формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Г) коммуникативная подсистема – информационные связи и политические отношения.

Д) культурно-идеологическая подсистема – политическая психология и идеология, политическая культура.

3. Функции политической системы:

А) руководящая роль по отношению ко всем другим системам.

Б) определение целей и задач, пути развития общества.

В) интегративная – сохранение целостности общества.

Г) регулятивная – регламентация, упорядочение всей совокупности общественных отношений.

4. Типология политических систем:

В) тоталитарные

Вам предстоит подготовить ответ по теме «Политическое участие, как обобщенная характеристика политических ролей личности»

1.Понятие политическое участие.

2. Политическое участие индивида в системе властных отношений:

А) опосредованное (представительное) – осуществляется через избранных представителей

Б) непосредственное (прямое) – воздействие гражданина на власть без посредников

3. Виды политического участия:

А) случайное (разовое) участие

Б) участие «по совместительству»

В) профессиональное участие

5. О значении участия граждан в общественно - политической жизни.

Вам предстоит подготовить ответ по теме «Политическая культура». Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему?

1. Понятие политическая культура.

2. Компоненты политической культуры.

А) познавательный – знания о политической системе общества и ее возможных развитиях

Б) оценочный – субъект вырабатывает оценку событий и реалий

В) эмоциональный – эмоциональное отношение человека к событиям и реалиям политической жизни

Г) поведенческий – действия, которые совершает человек как участник политической жизни

3. Типы политической культуры.

А) патриархальный тип

Б) подданнический тип

В) активистский тип

4. Субъекты формирования политической культуры общества.

Б) образовательные учреждения

Г) государство

Д) политические партии, общественные организации, неформальные группы

Е) церковь

Ж) средства массовой информации

5. Функции политической культуры

А) социализации

Б) интегрирующая (дезинтегрирующая)

В) коммуникативная

Г) ориентационная

Вам предстоит подготовить ответ по теме «Политическая власть». Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему?

1. Власть: понятие, сущность

2. Властные инструменты:

А) власть силы

Б) власть страха

В) власть закона

Г) власть информации

3. Легитимность власти. Три типа легитимной власти.

А) хорезматичная власть

Б) традиционная власть

В) легальная власть

4. Комбинация типов власти

Вам предстоит подготовить ответ по теме «Местное самоуправление». Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему?

1. Местное самоуправление: сущность, признаки.

2. Основные теории самоуправления

А) «свободная пашня»

Б) общественно-хозяйственная

В) государственная

Г) юридическая

Д) политическая

3. Принципы муниципальной организации в современной России

4.Отличие местного самоуправления от государственного управления:

А) власть является подзаконной

Б)ограниченность круга дел

В) самостоятельные источники финансирования

Г)строится на ограниченных территориях

Д) выборный принцип

5.О значении местного самоуправления в обществе.

РАЗВЕРНУТЫЕ ПЛАНЫ ПО ТЕМЕ «ПОЗНАНИЕ»


  1. Познание мира

  2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

  3. Истина, ее критерии. Относительность истины

  4. Виды человеческих знаний

  5. Научное познание

  6. Социальные науки, их классификация

  7. Социальное и гуманитарное знание

1. «Познание мира»


  1. Понятие «Познание»

а) эмпиризм

Б) рационализм


  1. Уровни познания:
а) чувственное познание

Б) рациональное познание

4. Многообразие форм человеческого познания:

А) научное

Б) донаучное

В) лженаучное

Г) паранаучное

Д) антинаучное

Е) обыденно-практическое

Ж) личностное

5. Тенденции развития познания в современном мире.

2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Формы познания: чувственное и рациональное» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


  1. Понятие «чувственное познание».

  2. Понятие «рациональное познание».

  3. Основные направления в теории познания:
а) эмпиризм

Б) рационализм


  1. Уровни познания:
а) чувственное познание

Б) рациональное познание

4. Формы чувственного познания:

А) ощущение

Б) восприятие

В) представление

5. Формы рационального познания:

А) понятие

Б) суждение

В) умозаключение

6. Внерациональные формы познания:

А) воображение

Б) фантазия

В) эмоции

Д) интуиция

7. Тенденции развития познания в современном мире.

3. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Истина, ее критерии» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


  1. Понятие «истина».

  2. Виды истины:
а) объективная истина

Б) субъективная истина

В) абсолютная истина

Г) относительная истина

3. Критерии истины:

А) чувственный опыт

В) практика

Г) теория.

4. Относительность истины

4. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Виды человеческих знаний» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


  1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Научное познание» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Понятие «научное познание».

  2. Признаки научного познания:
а) непротиворечивость

Б) доказательность

В) проверяемость

Г) системность.

3. Методы познания:

А) эмпирические методы познания

Б) теоретические методы познания

4. Эмпирические методы познания:

А) эксперимент

Б) сравнение

В) наблюдение

5. Теоретические методы познания:

А) анализ

Б) синтез

В) обобщение

Г) аналогия

Д) формализация

5. Уровни познания

А) эмпирический уровень познания

Б) теоретический уровень познания

6. Специфика развития научного познания в современном мире.


  1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные науки, их классификация» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Понятие «Социальные науки»

  2. Основные социальные науки:
а) история

б) социология

в) политология

г) юриспруденция.

3. Особенности социального познания:

а) совпадение субъекта и объекта познания

б) социология

в) политология

7. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальное и гуманитарное знание» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

План

  • Введение
    • Понятие социальной стратификации
    • Исторические формы проявления социальной стратификации
    • Элементы социальной стратификации
    • Социальная стратификация современной России
    • Литература
Введение Тема контрольной работы: "Социальная стратификация"."Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, но меньшей мере, скептически", - этими рассуждениями более четверти века назад начинает свой очерк "О происхождении неравенства между людьми" известный немецкий социолог Ральф Дарендорф.Итак, неравенство есть непреходящий факт всякого общества. Причем речь идет не о естественных различиях пола, возраста, физических данных, не о различиях в природной одаренности и унаследованных способностях. Речь идет о социальном неравенстве, которое воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. И природные различия начинают интересовать социолога в том случае, если они закрепляются в форме социальной дифференциации.Существование социального неравенства можно принять за аксиому.Однако объяснение его характера, основ исторической эволюции, взаимоотношения конкретных форм остается одной из ключевых проблем всякого социологического исследования.Задачи данной работы:дать определение понятия стратификации;проанализировать исторические формы социальной стратификации;рассмотрение элементов социальной стратификации.При написании данной контрольной работы были использованы научные труды Питирима Сорокина, Энтони Гидденса, Вильфредо Парето, Т. Парсонса и многих других учёных, занимающихся вопросами социальной стратификации.Понятие социальной стратификации Понятие стратификация пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Если срезать пласт земной коры на известное расстояние, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т.д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Подобно этому в социологии страта включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. Богатые входят в одну страту с богатыми, а средние - со средними.Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.Каждая страта включает только тех людей, которые имеют приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Сверху вниз в обществе расположены страты богатых, зажиточных (средний класс) и бедных людей. Крупные общественные страты именуют ещё классами, внутри которых мы можем обнаружить более мелкие подразделения, которые собственно и называются слоями, или стратами. Класс богатых разбивается на слои - верхний (очень богатых, миллиардеров) и нижний (просто богатых, миллионеров). Средний класс состоит из трёх слоёв, а низший (бедный) класс - из двух (самый нижний слой его именуют ещё андерклассом, или "социальным дном"). Итак, социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв: бедных, зажиточных, богатых. Социальные слои расположены здесь по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.1

1. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - С.279.

Страта - социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырём шкалам стратификации. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация - иерархическая организованная структура социального неравенства, которая существует в определённом обществе, в определённый исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты - слоистое, многоуровневое общество.1

Вместе с тем по сравнению с простым расслоением социальная стратификация имеет по крайней мере два существенных отличия. Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих их членов общества. Так, элита, верхние слои составляют, безусловно, меньшинство по сравнению с низшими слоями общества. То же можно сказать и об остальных слоях, если их рассматривать последовательно сверху вниз. Однако в современных, высокоразвитых, благополучных обществах этот порядок нарушается. Неимущие слои в количественном отношении могут уступать слою, составляющему так называемый "средний класс", и некоторым другим слоям населения.

Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям.

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С.124.

Исторические формы проявления социальной стратификации Стратификация (т.е. неравенство в доходах, объёме власти, престиже и образовании) возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства восточной деспотии стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества и либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал ещё либеральным.В социологии известны четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три типа характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.Закрытым является такое общество, в котором социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.Открытым называется общество, в котором перемещения из одной страты в другую официально никак не ограничены.Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранялось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США ещё в XIX веке.Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:при патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.при классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чём не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина ("говорящим орудием").1Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, то подразумевают высшую стадию.Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. Ближе ко второй форме, а холопство на Руси X - XII веков - к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счёт завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным рабством. Третий источник - преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказывались преступники.На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, то подразумевают его выступает собственностью другого, и когда низший слой лишён всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.Касты.Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жёсткую стратификацию Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространённый. Если через рабство прошли практически все страны, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

1. Фролов С.С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2006. - С.244.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться ещё раз. Кастовое положение человека закреплено индуизмом. Согласно канонам этой религии, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если оно было плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Всего в Индии 4 основные касты: брахманы (священники); кшатрии (воины); вайшии (купцы); шурды (рабочие и крестьяне). Помимо них насчитывается ещё около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые - они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В Индии в 1991 г. Численность неприкасаемых равнялась 55,3 млн человек. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город всё больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остаётся кастовой.

Сословия.

Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV века, люди разделялись на сословия.

Сословие - социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем и юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV - XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X - XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жёсткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоёв, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам в сословиях вполне допускались межсословные браки и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась и в современной Англии.

Промышленная революция XVIII - XIX веков разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс в собственном смысле слова, а не в расширительном - главный элемент социальной стратификации капитализма. Понятие "класс" появилось лишь в XVIII веке. Уже в это время численность четвёртого сословия выросло настолько, что оно заставила потесниться три классические сословия феодального общества - духовенство, дворянство и крестьянство.1

Ускоренное развитие промышленности и торговли позволило оттеснить землю как экономический ресурс на второй план и вызвало к жизни новые профессии - предпринимателя, коммерсанта, банкира, купца. Появилась и постоянно росла количественно многочисленная мелкая буржуазия.

1. Мостовая И.В. Российское общество. Социальная стратификация и мобильность. - Ростов н/Д., 1995. - С.114.

Крестьяне всё больше разорялись и превращались в наёмных индустриальных рабочих - новую социальную страту, которой не знало традиционное общество, экономической основой которого выступал капитализм. Ему соответствовала новая система стратификации - классовая, характеризующая общество открытого типа.

Новые социальные слои, не имевшие пожалованных и унаследованных титулов, начали активно бороться за место под солнцем. Их огромный вклад в развитие индустриального общества явно не соответствовал тому социальному статусу, который они имели в феодальном обществе. Вскоре по своему значению они сравнялись с прежним сословием, но стать новым сословием они не могли. Термин "сословие" отражал исторически уходящую реальность. Новую реальность лучше всего отражало понятие "класс", в котором не значилось сословных перегородок, привилегий и условностей. Оно выражало экономическое положение людей, выходцев из низов, способных свободно продвигаться наверх в зависимости от своего таланта и трудолюбия.

Переход от закрытого общества к открытому доказывал возросшие возможности человека самостоятельно вершить свою судьбу. Сословные ограничения рушились, каждый мог свободно переходить из одного класса в другой. Великая Французская революция XVIII века политически закрепила право человека быть равным другим независимо от своего социального положения.

Элементы социальной стратификации Как мы уже определили, что класс в собственном смысле слова - главный элемент социальной стратификации.Класс понимают в двух смыслах - широком и узком.В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определённое место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, постольку считается, что уже в государствах Древнего Востока и в античной Греции существовали два противоположных класса - рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением - и в этих обществах существовали антагонистические классы - эксплуататоров и эксплуатируемых.В узком значении класс - это любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает "права гражданства" так же в отечественной.В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не две противоположные страты, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Одни социологи находят шесть классов, другие насчитывают пять и т.д. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме, они появились только при капитализме и знаменуют переход от закрытого общества к открытому.Собственность на средства производства играет в современном обществе важную роль, но её значение постепенно снижается. Эра индивидуального и семейного капитализма уходит в прошлое. В XX веке доминирует коллективный капитал. Акциями одного предприятия могут владеть сотни и тысячи людей. В США насчитывают более 50 млн акционеров. И хотя собственность распылена между огромным числом владельцев, но только те, кто держит контрольный пакет акций, способны принимать ключевые решения. Часто ими оказываются, председатели советов правления.Страта менеджеров постепенно выходит на первый план, оттесняя традиционный класс собственников. Понятие "менеджерская революция", появившееся благодаря Дж. Бернхайму в середине XX века, отражает новую реальность - исчезновение классов в старом понимании, выход на историческую арену не собственников в качестве ведущего класса или страты современного общества.1В наше время в США социологи предлагают разные типологии классов. В одной типологии может быть семь, в другой - шесть, в третьей - пять и т.д. Первую типологию классов США предложил в 40-е года XX века американский социолог Ллойд Уорнер:Верхний - высший класс включал так называемые "старые семьи". Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города.Нижний - высший класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему, классу, но не включал старые родовые семьи.Верхний - средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах.Нижний - средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие.Верхний - низший класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке.

1. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - С.259.

Нижний - низший класс составляли те, кого принято называть "социальным дном" это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.

Предлагаются и другие схемы, например, верхний-высший, верхний-низший, верхний-средний, средний-средний, нижний-средний, рабочий, низшие классы. Или: высший класс, верхний-средний, средний и нижний-средний класс, верхний рабочий класс, андеркласс. Вариантов множество, но важно два принципиальных положения:

основных класса, как бы их ни называли, только три: богатые, зажиточные и бедные;

неосновные классы возникают за счёт добавления страт или слоёв, лежащих внутри одного из основных классов.

С тех пор как Л. Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась ещё одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.

Верхний - высший класс включает "аристократов по крови", которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Нижний - высший класс состоит главным образом из "новых богатых", ещё не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители - профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет "аристократов по крови".

Верхний - средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актёры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они ещё позволить себе не могут

Средний - средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Нижний - средний класс составляют низшие служащие и квалифицированные рабочие. Которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта - приличествующий образ жизни.

Верхний - низший класс включает средне - и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний - низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они либо не имеют никакого образования, либо имеют лишь начальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками, попрошайничают, ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть "социальным дном", или андерклассом. Их ряды рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключённых, бомжей и т.п.1

1. Фролов С.С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2006. - С.274.

В социологии критерием отнесения человека к тому или иному слою выступают не только доход, но также объём власти, уровень образования и престиж занятия, которые предполагают специфический образ жизни и стиль поведения. Можно получать очень много, но все деньги неумело потратить или пропить. Важен не только приход денег, но и их расход, а это уже образ жизни.

Рабочий класс в современном постиндустриальном обществе включает два слоя: нижний - средний и верхний - низший. Все работники умственного труда, как бы мало ни получали, никогда не зачисляются в низший класс.

Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда могут входить не работающие, безработные, бездомные, нищие и т.д. Как правило, высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний, но в низшую его страту, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда - служащие. Возможен иной вариант: рабочих не включают в средний класс, но составляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты входят в следующий слой среднего класса, ведь само понятие "специалист" предполагает образование как минимум в объёме колледжа. Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном "профессионалы". Профессионалами за рубежом именуют людей, имеющих, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к так называемой категории самонанятых, т.е. имеющих свою практику, своё дело. Это юристы, врачи, учёные, преподаватели и т.д. Именоваться "профессионалами" очень почётно. Их число ограниченно и регулируется государством. Так, социальные работники лишь недавно получили этот долгожданный титул, которого добивались несколько десятилетий. Между двумя полюсами классовой стратификации американского общества - очень богатыми (состояние - 200 млн долл. И более) и очень бедными (доход менее 6,5 тыс. долл. в год), доля общей численности населения приблизительно одинакова, а именно 5% - расположена та часть населения, которую принято называть средним классом.

Социальная стратификация современной России Современные представления о факторах, критериях и закономерностях стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе его реформирования. По предложению академика Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырёх социальных слоёв: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного "социального дна".Под верхним слоем понимается реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.Второй слой назван средним, во-первых, с учётом его положения на социальной шкале и, во-вторых, потому что он является зародышем "среднего слоя" в западном понимании этого термина. Большинство его представителей не обладают не обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. В настоящее время этот слой не слишком велик, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Экономический кризис резко снизил процент "среднего слоя". Полноценный средний слой в России может сформироваться лишь на основе социальных групп, сегодня образующих соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.1К базовому слою относится основная часть интеллигенции, специалистов, служащие из технического персонала, работники торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих базовых групп различны, но их роль в переходном процессе сходна. Это в первую очередь, приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и, по возможности, сохранить достигнутый статус.Структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляется наименее ясными. Чертами его представителей являются неспособность адаптироваться к социально-экономическим условиям переходного периода. Нижний слой состоит из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, не имеющих профессий и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Иногда в эту группу попадают люди, имеющие ранее значительно более высокий социальный статус, например, специалисты в условиях экономического кризиса потерявшие работу и не приспособившиеся к новым условиям. Определить этот слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятие неквалифицированным трудом, отсутствие постоянной работы.Главной характеристикой социального дна служит изолированность от институтов общества, компенсируемая включённостью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей преимущественно рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни.

1. Мостовая И.В. Российское общество. Социальная стратификация и мобильность. - Ростов н/Д., 1995. - С.119.

Представителями "социального дна" являются преступники и полупреступные элементы - воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наёмные убийцы, а также опустившиеся люди - алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д.

Имеются и другие мнения, так опыт использования модели Уотсона показал, что в представленном виде она в большинстве случаев неприемлема для стран Восточной Европы и России, где в ходе исторических процессов складывалась иная социальная структура, существовали принципиально иные статусные группы. Однако в настоящее время, в связи с изменениями, происшедшими в нашем обществе, многие элементы структуры Уотсона могут быть использованы в ходе изучения состава социальных классов России. Например, социальная структура нашего общества в исследованиях Н.М. Римашевской выглядит следующим образом.

1. "Общероссийские элитные группы", соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне.

2. "Региональные и корпоративные элиты", обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики.

3. Российский "верхний средний класс", обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими запанные стандарты потребления, притязаниями на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений.

4. Российский "динамический средний класс", обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы её проявления.

5. "Аутсайдеры", характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения.

6. "Маргиналы", характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7. "Криминалитет", обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

Модель Римашевской во многих чертах схожа с моделью Уотсона. Прежде всего это отмечается в отношении значения "динамического среднего класса", который находится в стадии формирования, что во многом влияет на существование значительной социальной нестабильности в современной России. Римашевская подчёркивает этот момент развития российского общества: "Если удастся поддерживать такой тип социальной динамики, ориентировать его на постепенный перевод социальных ожиданий в соответствующие статусные позиции, уровень доходов, то это будет означать, что "динамический средний класс" начнёт трансформироваться в классическую опору стабильности и социального порядка".1

1. Власть. - М., 1955. вып.11. С.44.

Литература

1. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. - М., 1972. - С.364.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Гардарики, - 1999. - С.432.

3. Беляева Л.А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // Социологические исследования. - 1993. - № 10.

4. Гидденс Э Стратификация и классовая структура // Социологическое исследование. - 1992. - № 7,9,11.

5. Ильин В.И. Социальная стратификация. - Сыктывкар, 1999.

6. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - С.479.

7. Комаров М.С. Стратификация и социальная структура // Социологические исследования. - 1992. - № 7.

8. Мостовая И.В. Российской общество. Социальная стратификация и мобильность. - Ростов н/Д., 1995. - С.134.

9. Общая социология: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА - М, - 2002. - С.654.

10. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие для вузов. - М.: Наука, 1998. - С.237.

11. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С.224.

12. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // П.А. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С.302.

13. Сорокин П.А. Проблемы социального равенства. - Птг., 1917.

14. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, - 2005. - С.448.

15. Фролов С.С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2006. - С.344.


С8.6.3.

«Молодежь и ее роль в современном обществе»


^

Баллы



1) Молодежь – особая социальная группа.

2) Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления:

а) подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет;

б) молодежь - от 18 до 24 лет;

в) молодые взрослые – от 25 до 30 лет.

3) Особенности молодежного возраста:

А) стремление к освоению новых социальных ролей;

Б) максимализм, конфликт с ценностями старшего поколения;

В) стремление к переустройству мира (мессианский комплекс);

Г) позитивное и органичное восприятие инноваций;

Д) психологическая неустойчивость, поиски себя, кризис идентичности.

4) Специфика молодежной субкультуры:

А) молодежная мода;

Б) молодежная музыка и кино;

В) молодежный сленг;

5) Основные проблемы современной российской молодежи:

А) сокращение численности молодежи в структуре населения;

Б) рост молодежной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;

В) ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

6) Государственная молодежная политика в РФ.

7) Возрастание роли молодежи и молодежных движений в современном мире.




2


ИЛИ


1



0

Максимальный балл

2

С8.6.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме«Социальный статус и социальная роль» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

а) место жительства;

4) Связь социального статуса и социальной ролью.

5) Структура ролевого набора личности:

а) роли в семье;

б) роли в малом социуме;

в) роли в профессиональной деятельности;

г) роли в гражданской деятельности и т.д.

6) Преобладание достигаемых статусов в современном обществе.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.6.5.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме«Социальный статус и социальная мобильность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о социальном статусе./ Социальный статус – характеристика положения человека в обществе.

2) Признаки социального статуса:

а) место жительства;

б) уровень образования и профессия;

в) стиль поведения и одежды и т.д.

3) Основные виды социальных статусов:

а) предписанный (заданный, врожденный);

б) достигаемый (приобретенный).

4) Социальная мобильность – процесс изменения статуса.

5) Проявления социальной мобильности:

а) вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса);

б) горизонтальная мобильность (без изменения статуса).

6) Высокий уровень социальной мобильности – характерная черта современного общества.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.6.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме«Социальная мобильность и ее виды» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Социальная мобильность – процесс изменения человеком своего положения в обществе./ Понятие о социальной мобильности.

2) Социальная мобильность как характерный признак типа общества:

а) общества с низким уровнем мобильности;

б) общества с высоким уровнем мобильности.

3) Основные каналы социальной мобильности (социальные лифты):

б) система образования;

в) профессиональная деятельность;

г) государственная служба и пр.

4) Проявления социальной мобильности:

а) по направленности (вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса) и горизонтальная мобильность (без изменения статуса));

б) по составу (индивидуальная и групповая).

5) Карьера как один из видов социальной мобильности.

6) Миграционные процессы – разновидность социальной мобильности в современном обществе.

6) Особенности процессов социальной мобильности в современной РФ.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.6.7.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме«Социальный контроль и его виды» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

2) Признаки социального контроля:

б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

в) коллективное осуществление контроля.

3) Функции социального контроля:

а) регулятивная (регулирование жизни людей);

б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);

в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).

4) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

5) Виды (круги) социального контроля:

а) формальный контроль посредством правовых норм;

б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;

в) социальный контроль в профессиональной деятельности;

г) социальный контроль в семье и частной жизни;

6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

С8.6.8.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме«Социальные нормы и социальные санкции» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о социальных нормах./ Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе.

2) Функции социальных норм:

а) координация деятельности людей;

б) освоение правил жизни в обществе молодому поколению;

в) выступают в качестве характерных признаков групп.

3) Виды социальных норм:

а) моральные нормы;

б) правовые нормы;

в) обычаи и традиции;

г) ритуалы, церемонии;

д) нормы этикета.

4) Социальные санкции – меры воздействия общества на личность:

а) по предъявлению (формальные и неформальные);

б) по отношению к личности (позитивные, негативные).

5) Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.


Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

^ Максимальный балл

2