Управление стрессом. на тему: «Управление стрессом в организации»

Под стрессом понимают психическое и физиологическое напряжение, возникающее у человека в результате воздействия стрессогенных факторов, которые нарушают существующее равновесие. Термин «стресс» ввел в 1954 году канадский исследователь Ганс Селье . Он обнаружил, что при изменении условий окружающий среды и связанных с этим переживаниях надпочечники человека начинают выделять гормональные вещества, помогающие адаптироваться к изменениям. Учитывая физиологию стресса, становится понятно, что незначительные стрессы полезны для организма, так как вызывают адаптивный эффект за счет производства организмом требуемых гормонов.

Но если уровень напряжения достигает такой критической отметки, при которой человек уже не может с ним справиться, то такой стресс (в научной литературе его называют дистресс) оказывает вредное воздействие на здоровье человека. В повседневной жизни, говоря о стрессе, обычно имеют в виду именно отрицательный стресс.

В своем развитии стресс проходит следующие фазы:

  1. тревога (рост напряжения и адаптивных механизмов);
  2. сопротивление (продолжающийся рост напряжения, адаптивные возможности достигают своего предела и дальше не растут);
  3. истощение (сохранение напряжения, адаптивные возможности падают, депрессия).

Под «стрессом на работе» подразумевают вредную физическую и эмоциональную ответную реакцию, возникающую в том случае, если требования, предъявляемые на работе, не совпадают с возможностями, способностями и потребностями работников.

Стрессоустойчивость

Одни и те же напряженные ситуации на работе могут абсолютно по-разному отражаться на общем самочувствии и работоспособности сотрудников. Последствия стресса всегда зависят не только от силы самих стрессогенных факторов, но и от способности каждого конкретного человека адекватно преодолевать вызовы окружающей действительности. Поэтому при подборе и расстановке кадров всегда учитываются также и личностные особенности потенциального работника, в особенности стрессоустойчивость. Обладание данным качеством, конечно, не означает, что человек гарантирован от возникновения стрессов. Просто он легче их переносит благодаря своим индивидуальным особенностям.

Крайне ответственная или требующая активного общения работа противопоказана кандидатам, у которых выявлены:

  • повышенный уровень тревожности (для таких людей характерно высокое внутреннее напряжение, постоянное беспокойство);
  • крайне высокий уровень притязаний (постоянно подгоняют себя, испытывают затяжной стресс, вызванный чрезмерными перегрузками, быстро «сгорают» на работе, что в конечном итоге приводит к гипертонии, сердечно-сосудистым заболеваниям).

Для такой работы скорее подойдут сотрудники с оптимистичным взглядом в будущее, открытые, способные спокойно отреагировать стресс, например, пообщавшись с коллегами.

Среди основных причин стресса выделяют:

  • внешние факторы, т.е. факторы, не зависящие от человека (непредвиденные обстоятельства, погода);
  • факторы, зависящие от организации (характер работы, распределение должностных обязанностей, условия труда, социально-психологический климат, стиль управления);
  • факторы, зависящие от человека (личностные особенности, активные попытки со стороны работника повлиять на саму ситуацию, поддержка коллег и друзей).

Стратегия управления стрессом

Стратегия управления стрессом возможна как на уровне работника, так и на уровне организации.

На уровне организации:

  • правильный подбор и расстановка кадров;
  • создание традиций, которые учитывают как физиологические, так и эмоциональные потребности людей (например, чаепитие в определенное время);
  • продуманная постановка задач, постоянная обратная связь между руководителем и подчиненным;
  • взаимодействие, групповое принятие решений;
  • программа профилактики и оздоровления работников (организация питания, комнаты отдыха). Стресс могут усугубить плохо оборудованное рабочее место, старый компьютер.

На уровне работника:

  • адекватная оценка интереса к работе (старое правило, что работа должна быть интересна, никто не отменял);
  • умение распределять свое время (составляйте список конкретных задач и приоритетов);
  • занятие спортом и физические упражнениями, сбалансированное питание;
  • налаживание благоприятных отношений с другими сотрудниками;
  • выработка подходящего лично вам способа релаксации. В качестве скорой помощи при стрессе можно посоветовать остановиться и сосчитать до 10, сделать физическое упражнение, включить голос (говорим, поем).

Отмечайте для себя, что именно быстрее всего помогает вам восстановить стабильное эмоциональное состояние. Давно замечено, что проще всего начать с внешнего облика: расправить плечи, поднять голову, привести в порядок мимику. «Созданная еще в начале XX века „периферическая теория эмоций“ Джеймса-Ланге, - отмечает психолог и автор многих книг Юрий Щербатых, - до сих пор сохраняет свое значение для понимания процессов, связывающих наши мысли и наше тело. Согласно этой данным исследователям, каждому физиологическому состоянию организма соответствует определенное состояние сознания, причем влияние этих состояний зеркально взаимообразно. Если у человека плохое настроение, печаль и горе, то ему очень трудно усилием воли заставить себя испытывать радость или хотя бы умиротворение. Но если он изобразит на лице улыбку и удержит это выражение в течение пары минут, то его эмоции автоматически изменятся и сдвинутся в позитивную сторону».

Даже в организации с хорошо поставленным координированием и контролем нельзя избежать . Превышение уровня напряжения негативно сказывается на моральном состоянии персонала, психологическом климате в коллективе, страдают показатели трудовой деятельности. Для эффективной работы необходимо разрабатывать систему управления стрессами в менеджменте организации.

Необходимость управления стрессами

Что такое управление стрессами в организации? Это процесс, при котором осуществляется прямое воздействие на персонал с целью устранения негативных факторов. Во время процесса происходит адаптация человека к напряженным ситуациям, устраняются . Важным моментом является обучение методам выхода из критического состояния.

Менеджмент организации должен работать со снижением стрессовых факторов по двум направлениям:

  • управление напряжением на уровне всей структуры компании;
  • отдельной личности.

Для чего необходимо снижать стрессовые факторы? Профессиональная деятельность усложняется с каждым годом, увеличивается темп работы, ее интенсивность, регулярно внедряются новые технологии. Все это приводит к тому, что специалисты и руководящий состав работают в режиме постоянного давления, обстоятельства накладывают ограничения со всех сторон. Постоянный психологический пресс приводит к снижению результативности. Не умея справляться со стрессовой нагрузкой, человек не придерживается стандартов качества, чаще берет больничные листы, уклоняется от выполнения задач.

На Западе уже давно вводятся специальные программы. Например, руководитель Лондонского метрополитена отправил высший менеджмент компании на многодневный тренинг управления стрессом. Спустя год был проведен анализ и вяснилось, что решение было продуктивным. Снизились затраты на оплату больничных листов, повысилась работоспособность, внедрились новые проекты, за реализацию которых уставшие прежде сотрудники не брались.

Для российского бизнеса управление стрессовыми состояниями пока в новинку, но многие руководители, в том числе менеджмент высшего звена, работают в этом направлении.

Причины стресса в организации

Что является источником напряжения в компании и на производстве? Специалисты выделяют несколько причин:

  1. Менеджмент организации выстроен неэффективно. На всех уровнях встречается несогласованность заданий, полномочия не делегируются, сотрудники перезагружены либо не заняты. Перезагрузка отражается на эмоциональном самочувствии, в компании регулярно случаются авралы.
  2. Работникам предъявляются противоречивые требования, иногда задачи руководства выходят за пределы обязанностей сотрудников. Например, завхоз выполняет функции оператора или товароведа.
  3. Штатные инструкции не соблюдаются. Рабочие обязанности не определены, непонятно кому подчиняется работник, за что отвечает и какие у него права. Сотрудники не знакомы с должностными инструкциями.
  4. Рабочий процесс перенасыщен совещаниями, планерками, собраниями.
  5. Сотруднику внушается сильная ответственность при выполнении той или иной задачи, хотя сроки проекта расплывчаты, а выполнение работ организации нужно не на практике, а в теории.
  6. В компанию регулярно привносятся инновации, изменения, необходимо частое обучение сотрудников, повышение квалификации.
  7. Руководитель не умеет выстраивать отношения с подчиненными, в коллективе много недовольных властью. Руководитель и сотрудники находятся на разных полюсах и не понимают друг друга.
  8. Плохие отношения в коллективе. Персонал интригует, царит нездоровая конкуренция, коллектив разбит на враждующие группы, практикуется моббинг.
  9. Нестабильность компании, шаткое положение рабочих мест. Присутствует опасение о скором увольнении, сокращении заработной платы, ликвидации рабочего места.
  10. Отсутствие перспектив, невозможность продвинуться по карьерной лестнице.
  11. Личные трудности и-за постоянной загруженности, так называемое давление внешнего воздействия – семьи, близких родственников, нерешенных проблем со здоровьем.

Причины могут быть острыми, влиять на деятельность всей организации или затрагивать только отдельную личность. Иногда стресс мобилизует человека, он дает силы для достижения цели.

Критические ситуации в организации неизбежны, менеджмент стресса включает в себя методы для управления напряжением и перевода его в конструктивное русло. Это основные задачи управления стрессами в организации.

Задача первая – снижение уровня стрессовой ситуации

Определение уровня напряжения в ситуации можно определить по наличию различных стресс-факторов. Чтобы эффективно управлять стрессом, необходимо оценить следующие факторы:

  1. Выявление источника напряжения.
  2. Умение оценить интенсивность стрессового влияния.
  3. Владение эффективными методиками для снижения напряжения в рабочей действительности.

В менеджменте стресса выделяют шесть источников напряжения:

  • значимость ситуации;
  • риск;
  • цейтнот.

Специалисты считают, что эффективней всего снижать значимость. Например, задать себе вопрос: « Что я потеряю, если откажусь от выполнения этого задания или переносу его на другое время?». Еще один способ при аврале и загруженности – действовать так, как будто все плохое уже случилось. Тогда снизится психологическое давление, и появятся силы для завершения проекта.

Схема снижения уровня напряжения выглядит следующим образом:

  1. Оценить источники трудностей и силу их влияния рабочий процесс.
  2. Описать , оценить минусы и плюсы в результате негативного развития ситуации. Например, если я скажу руководителю о сильной загруженности, то что за этим последует?
  3. Разработка плана по снижению стресс-факторов.
  4. Использование тайм-менеджмента, различных практик по выходу из стресса.

Задача вторая – работа с психическими состояниями

Шкала эмоций позволит эффективно распознавать свои состояния.

Стресс-менеджмент позволяет человеку обучиться методам саморегуляции. Общий алгоритм выглядит так:

  1. Систематизация известных состояний, обозначение их проявлений и основных переживаний.
  2. Важно научиться распознавать возникающие психические состояния в определенный период времени, отличать их.
  3. Обучение включает переход из одного состояния в другое.
  4. Использование опосредованных приемов – движения, дыхания, внешнего воздействия.

Задача третья – самовосстановление

Необходимо пополнять запасы жизненной энергии, поэтому стресс менеджмент включает необходимость такого раздела, как восстановление.

К основным средствам восстановления относят:

  1. Мышечная , гипноз, аутогенная тренировка, то есть психологические способы восстановления.
  2. Психогигиена. Она включает разнообразный досуг, отдых на природе, комфортные условия работы и проживания, социальное общение.
  3. Соблюдение режима дня, умение планировать деятельность, совмещать периоды труда и отдыха.
  4. Подключение лечебно-биологических способов. В них входят массаж, баня, здоровое питание, водные процедуры.
  5. Медикаментозные способы на натуральной основе. В эту группу попадают витамины, травы, ароматические масла.

Что может предпринять руководитель

Полноценный менеджмент невозможен без участия руководителя. Высшее звено руководства может включать в деятельность работу по снижению рисков от стресса. В нее входит:

  1. Адекватная оценка способностей и умений сотрудников. Для кого-то сильным мотивирующим фактором станет расширение обязанностей, а кто-то, наоборот, получит от этого сильный стресс.
  2. Четкое соблюдение функций и полномочий работников. Прописанные правила работают на предотвращение конфликтов и мелких неурядиц в коллективе.
  3. Важно выработать соответствующий стиль руководства, который подходит компании и учитывает особенности коллектива.
  4. Критика сотрудников должна быть этичной и не затрагивать личные качества человека.
  5. Необходимо давать сотрудникам эмоциональную разрядку. Это могут быть корпоративные праздники, тимбилдинг, необычное поздравление с днем рождения каждого члена персонала.

Важно: руководитель должен уметь справляться с собственным напряжением, а потом транслировать поведение подчиненным.

Видео: Наталья Самоукина. Курс «Стресс менеджмент»

Что может предпринять сотрудник

Тренинги позволяют научиться многим способам управления в ситуации напряжения. Но с некоторыми рекомендациями можно ознакомиться самостоятельно.

  1. Не стоит полагаться на свою память, нужно записывать необходимую информацию.
  2. Не рекомендуется откалывать мелкие дела на другой день. В итоге не избежать нагрузки и стресса, связанного с авралом.
  3. Считайте удачи и достижения. Это стимулирует, снимает раздражение и усталость.
  4. Если в штате есть сотрудник, постоянно критикующий компанию и ее условия, то стоит ограничить с ним общение. Недовольство может передаваться очень быстро и не всегда оно достоверно.
  5. Эффективна производственная гимнастика, расслабляющие пятиминутки.
  6. Результативны дыхательные техники, когда тканям не хватает кислорода, начинается мышечное напряжение.

Видео: «Стресс-менеджмент: искусство управлять эмоциями»

Итог

Стресс менеджмент позволяет снизить уровень напряжения, достигнуть спокойствия и получить удовлетворение от работы. Умение управлять стрессом – необходимый ресурс в рабочей деятельности. Полностью избежать критических ситуаций невозможно, они регулярно встречаются в жизни. Но приемы и техники помогают извлечь пользу даже из кризисных событий.

Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы. В даже хорошо управляемой организации возникают ситуации, которые негативно действуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс может стать разрушительным для лица, а соответственно, для организации. Таким образом, руководитель должен это понимать и научиться нейтрализовать стрессовые ситуации для обеспечения полной эффективности деятельности организации.

Стресс - эмоциональное состояние организма, который обусловлен чрезмерным давлением на личность и впоследствии осуществляет на нее деморализующее действие. Например: ситуация дефицита времени; одновременно большое количество событий или информации, которую не в состоянии оценить и принять человек; неприятное событие в семье и др. Стресс - это обязательный компонент человеческой деятельности.

Заметим, что стресс характеризуется наличием трех фаз; тревоги, сопротивления и истощения.

Люди по-разному переносят на себе названные фазы стресса, зависит как от их личных, так и от многих других факторов: одни проявляют реакцию соперничества и борются с ним, другие - идут.

В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими. Тип стресса, который имеет отношение к руководителям характеризуется чрезмерными психологическими или физиологическими напряжениями .

Физиологические стрессы возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций. Результаты таких стрессов - болезни (язва желудка, мигрень, гипертония, боли в сердце и спине, артрит, астма и др.).

Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не поспевает принять решение и др. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно проявлять заботу о рациональной организации труда подчиненных, созданию и укреплению морально-психологического климата в коллективе, что в значительной степени позволит исключать стрессовые ситуации. Эмоциональные стрессы проявляются в ситуациях угроз, опасности, образ. Человек становится раздражительным, теряет аппетит, впадает в депрессию, снижается ее интерес к общению. Основными причинами стресса являются следующие : организационные факторы - перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;

конфликт ролей, когда к работнику предъявляют противоречивые требования к работе, или дают задачи, выходящие за пределы его служебных обязанностей;

неопределенность роли в будущем, когда лицу неопределенные обязанности ее работы, кому она подчинена и какие у нее есть права;

обязательность, повышенная ответственность перед людьми, а также участие в собрании и совещаниях, насыщенные в организации;

ответственность за выполнение задания, особенно в условиях неопределенного будущего;

постоянные изменения, необходимость приспосабливаться к быстрым технологическим изменениям, полученная новых навыков, выполнение дополнительных обязанностей;

взаимоотношения с подчиненными - неумение управлять критически настроенным или незгуртованим коллективом, трудности в оппонирование власти;

взаимоотношения с коллегами - нездоровая конкуренция и соперничество, недостаточная поддержка коллективом, трудности в достижении сотрудничества;

ненадежность рабочего места, связанное с опаской сокращение штатов, старением, досрочной пенсии;

чувства, вызванные работой или карьерой - разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив, медленное продвижение по службе;

влияние организации, связанный с напряженным климатом, авторитарным стилем руководства, недостатком информации, недостаточным участием в трудовом процессе;

внешнее воздействие, включающий; конфликт требований организации и семьи; домашние проблемы; отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки.

Указанные причины могут комбинироваться различным способом, быть острыми для руководителей, которые имеют давление сверху и снизу. Положительные жизненные события могут также вызвать большой стресс.

Стресс, наряду с негативным, может осуществлять и положительное влияние, состоящий в том, что способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы. Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен учиться управлять ими.

Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации в целях адаптации человека к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом .

Руководители должны учиться управлять стрессом и использовать для этого следующие способы :

разработать систему приоритетов в своей работе (что сделать "сегодня", "завтра", "когда придет время...");

научиться говорить "нет", когда достигнут предел напряжения, после которой невозможно брать дополнительную нагрузку;

наладьте эффективные и прочные взаимоотношения с вашим руководителем, научите руководителя уважать Ваше рабочую нагрузку;

не соглашайтесь с руководителем, который выставляет противоречивые требования (не трогайте агрессивную позицию, просто объясните, какие конкретные проблемы становятся для Вас противоречивыми)

сообщите руководителю, что Вы не уверены относительно ряда задач, но не становитесь в позу жалобщика;

определите цель своей карьеры, которая по Вашему самооценка реальная, проверьте которых способностей и квалификации Вам недостает;

найдите время каждый день для отключения и отдыха;

выделите время для расслабления, когда Вы находитесь под убыточным давлением;

реально смотрите на то, что можете достичь и сделать;

следуйте режима питания и занимайтесь физкультурой.

Для достижения высокой производительности труда и низкого уровня стресса необходимо :

определить обоснованный объем и тип работы подчиненным относительно их способностей;

позволять подчиненным отказываться от поручений, если на это у них есть достаточно оснований;

четко определить конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных задач;

используйте стиль лидерства в зависимости от конкретной ситуации;

обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу; чаще выступать в роли наставника.

Одной из насущных задач современного менеджмента является поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера - это его способность сознательно противостоять длительном стресса. Известно, что при длительном пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровье.

Нужно знать, что стресс - это также и необходимое условие жизнедеятельности. Известный канадский физиолог Ганс Салье, который впервые описал стресс, считает, что жизнь без стресса не мыслимо. Негативные последствия имеет не сам стресс, а дистресс как его составная часть, которого и следует избегать.

Все, что связано с дистресс несет в нашу жизнь болезни, депрессию, одиночество, определенные функциональные неврозы, в то время как эйфорическое стресс означает здоровье, удовольствие, счастье.

Принципы мудрого отношения к жизни (по Г. Салье) уметь отличать главное от второстепенного;

знать степень влияния на события, то есть знать реальную оценку как собственных возможностей так и ситуации, в которой мы находимся; уметь подходить к проблеме с разных сторон; готовить себя к любым неожиданным событиям;

воспринимать деятельность такой, какой она есть в реальности, а не в нашем воображении;

стараться понять других;

уметь приобретать положительный опыт по тому, что происходит; "Заслужить любовь ближнего" .

Современные организации осуществляют свою деятельность в условиях постоянных изменений – технических, экономических, политических, демографических и социальных. Изменения открывают дополнительные возможности для поступательного развития организации, одновременно создавая дополнительные сложности: сопротивление изменениям как на уровне организации, так и на уровне конкретного работника неизбежно сопровождается конфликтами и стрессами.

Современные организации не могут успешно существовать без наличия эффективной системы управления изменениями.

Проблема управления изменениями может рассматриваться с нескольких сторон. Коснемся лишь поведенческих аспектов данной проблемы – препятствий изменениям и последствий изменений для работников, в частности рассмотрим проблему стресса, сопровождающего большинство изменений в организации.

Препятствия изменениям могут возникать на двух уровнях:

На уровне самого работника: страхи, привычки, селективное восприятие;

На уровне организации в целом: групповая инерция, угроза власти, угроза потери ресурсов, отсутствие информации.

Работники нередко выступают против изменений потому, что вынуждены менять устоявшиеся привычки, возникают опасения потерять работу в результате реорганизации производства. При этом работники зачастую склонны селективно воспринимать ожидаемые последствия изменений: они обычно преувеличивают негативные и недооценивают позитивные последствия изменений, особенно в тех случаях, когда менеджеры организации не информировали их о положительных сторонах осуществляемых преобразований.

На уровне же организации трудно изменить работу какого-либо одного подразделения в рамках прежней системы управления организацией. Изменения в организации представляют угрозу власти не только отдельных работников, но и целых подразделений, функции которых могут быть упразднены или переданы на сторону.

Для того чтобы преодолеть препятствия изменениям и обеспечить поддержку со стороны работников, руководство организации должно предпринимать следующие действия:

Участие в принятии решений;

Убеждение;

Переговоры;

Принуждение;

Манипуляция;

Другие формы поддержки.

Организация может перевести в другое подразделение тех работников, которые категорически отказываются работать по-новому. Иногда организации прибегают ко всякого рода манипуляциям – например, подкупу лидера оппозиции, предлагая ему руководящую должность в новой структуре, дополнительные полномочия и другие блага, тем самым стремясь перевести его из оппозиционера в союзники.

Максимальное сочетание интересов организации и каждого сотрудника, информированность коллектива о предстоящих изменениях, возможность давать конструктивные предложения, открыто высказывать свое мнение относительно осуществляемых преобразований – это те средства, которые позволят перейти от импульсивных случайных изменений к постоянно и планомерно осуществляемым преобразованиям, поддерживаемым всеми членами организации. Одновременно это также позволит избежать негативных последствий стрессов, сопровождающих изменения.

Стресс – это динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов.

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Обычно он возникает в связи с наличием двух основных моментов – препятствий и неосуществленных желаний.

Например, получение высокой оценки по итогам аттестации может способствовать продвижению по службе и повышению заработной платы, в то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием для долгожданного повышения и даже основанием для увольнения с работы из-за несоответствия занимаемой должности.

Таким образом, необходимы следующие условия, чтобы потенциальный стресс стал реальным:

Неуверенность работника в том, что он обязательно достигнет результата;

Особая важность для него этого результата.

Так, если продвижение в данной организации не представляет для работника существенного интереса, то он вряд ли будет испытывать состояние стресса в случае неудовлетворительной оценки результатов его работы в организации.

Типичные симптомы стресса:

Нервность и напряжение;

Хроническое переживание;

Неспособность к отдыху;

Чрезмерное употребление алкоголя или курение;

Проблемы со сном;

Чувство неспособности справиться с чем-либо;

Эмоциональная неустойчивость;

Проблемы здоровья;

Впечатлительность и легкая ранимость.

Стресс обычно принято характеризовать как исключительно негативное явление, однако в ряде случаев он может оказывать позитивное воздействие на производительность труда и его результаты.

Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

Внешние факторы;

Факторы, зависящие от организации;

Факторы, зависящие от самого работника.

Внешние факторы (экономические, политические, технологические) – это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

Факторы, зависящие от организации:

Характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда);

Нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

Отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением;

Организационная структура (матричная структура, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

Стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

К организационным факторам можно отнести: повышенные требования к личности, лимит времени, расширение фронта работ, внедрение нововведений, неинтересная работа, противоречивость предъявляемых к работнику требований, плохие физические условия работы, плохие каналы обмена информацией.

Причинами стресса руководителя часто являются: хроническая нехватка квалифицированных работников, затраты времени на личную обработку информации, замыкание всей информации на себе, плохая работа личного секретаря, результатом которой становится перегрузка руководителя информацией, работа вслепую с большим риском.

Факторы, зависящие от самого работника , - это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе;

Восприятие. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой – оптимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или создать собственное дело;

Поддержка коллег, друзей и родственников. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией мотивации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении;

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют предупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная позиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию;

Степень агрессивности.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «последней каплей», после которой наступают негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во снимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы:

Физиологические;

Психологические – это чувство неудовлетворенности, которое может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе;

Поведенческие – это снижение производительности труда, неявки на работу, текучесть кадров, злоупотребление алкоголем.

Следует отметить, что в пределах допустимого уровня стресса работ-ники нередко выполняют работу лучше, чем при отсутствии стресса: улучшается реакция, повышается скорость движений, увеличивается интен-сивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным при необходимости, например, эффективного публичного выступления. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии резко ухудшают показатели работы.

У каждого есть свой индивидуальный лимит времени давления стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие не могут, так как даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, мобилизует, которые только и могут работать с полной отдачей сил именно в условиях стресса.

Процесс нарастания стресса можно разбить на три фазы, в каждой из которых наблюдаются различные психические реакции и поведение человека. В первой фазе происходит рост интенсивности реакций личности, познавательных процессов, ускорение их, готовность личности быстро вспомнить необходимую информацию, оригинальность мышления. Это фаза мобилизации, в которой и руководитель, и работник делают очень многое качественно и в срок, так как личность полностью использует свои ресурсы.

В последующей фазе дезадаптация продолжает усиливаться. В поведении появляется неорганизованность, теряется четкость передачи информации, она все труднее понимается или неверно истолковывается, качество выполнения работы снижается, ориентация в ситуации затрудняется. Руководитель и подчиненный допускают много ошибок.

Если и далее стресс нарастает, то в расстройство приходит внутренняя система саморегуляции поведения личности. Личность теряет контроль за ситуацией, уже не может справиться с требованиями, которые ей предъявляют. В поведении резко возрастает суетливость, растерянность. В мышлении стихийно возникают «точки» торможения, «изнутри» защищающие от запредельного психологического перенапряжения. Их становится все больше и больше, что и приводит личность в состояние вялости, апатии, расслабленности, пассивности, безнадежности. Это фаза дезорганизации.

Кроме того, по мере нарастания стресса заметно возрастает количество неявок на работу – прежде всего в связи с заболеваемостью работников (в результате ухудшения физического состояния, снижения иммунитета, обострения хронических заболеваний), а также из-за прогулов, особенно когда состояние стресса сопровождается злоупотреблением алкоголем.

Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессам на уровне организации может осуществляться по следующим направлениям:

Подбор и расстановка кадров;

Постановка конкретных и выполнимых задач – не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ;

Проектирование работ – будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику. Например, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса;

Взаимодействие и групповое принятие решений. Если работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса;

Программы оздоровления работников – это обеспечение полноценного питания, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки.

Управление стрессом на уровне работника . Наиболее распространенными рекомендациями являются:

Умение правильно распределять свое время;

Занятия спортом и физическими упражнениями;

Овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Одно из исследований, проводимое американскими учеными, показало, что среди методов борьбы со «стрессорами» высшее руководство фирмы и руководители среднего звена в наибольшей степени используют:

Делегирование полномочий;

Анализ стрессовых ситуаций;

Установку ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий;

Выявление причин, приводящих к стрессу;

Общение с коллегами, другими работниками, посетителями;

Физические оздоровительные занятия;

Переключение на активный отдых;

Следование оптимально избранному распорядку дня;

Самоустранение от стрессовых ситуаций.

Менеджер должен уметь преодолевать не только стрессовые, но и фрустративные состояния, вырабатывая к ним иммунитет.

Фрустрация – психологическое состояние дискомфорта, вызываемое непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к достижению цели. Это переживание срыва надежд, неудачи.

В состоянии фрустрации личность может вести себя или агрессивно (выказывать недовольство, раздражение, возмущение), или впасть в состояние депрессии (испытывать подавленность, обиду, чувство беспомощности, личной ущемленности, комплекса неполноценности). Причем фрустративные переживания тем интенсивнее, чем сильнее была потребность и ближе была возможность ее удовлетворить.

Предрасполагают к фрустративным состояниям такие качества личности, как доверчивость, импульсивность, тревожность, неорганизованность, рискованность. Часто личность с такими качествами сама себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать. В то же время личность может иметь большую устойчивость к фрустрациям. При этом используются разные способы психологической самозащиты, выбираемые индивидуально: позитивная трактовка будущего, ориентации на лучшие времена, самоутешение в сравнении двух зол, самоуспокоение в сравнении с тем, что было, позитивный настрой на будущее.

Все эти способы могут быть сведены к тезису: « Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней!».

Работники компании «Дженерал Моторс» вышли на забастовку с требованиями: «Меньше работы – меньше денег».

В середине 90-х гг. компания значительно сократила численность занятых, передав часть их функций оставшимся работникам. Сверхурочная работа стала обязательной для подавляющей части персонала; продолжительность рабочей недели некоторых сотрудников доходила до 66 часов. Компании выгоднее было оплачивать сверхурочные работы, чем держать дополнительных работников. Заработки рабочих, находящихся на повременной системе оплаты, составляли в среднем 53000 долларов в год. К тому же компания предоставляла им различные льготы на сумму около 35000 долларов.

Однако, несмотря на высокие заработки, работники испытывали чувство глубокой неудовлетворенности и усталости, которое со временем нарастало. Один из работников так описывал свои ощущения «Складывается впечатление, будто единственное, что я делаю – это работаю, сплю, и потом вновь возвращаюсь на работу».

Какое отношение данная ситуация имеет к стрессу?

Каковы ее последствия для организации и для работников?

Насколько данная ситуация характерна для российских организаций?

| следующая лекция ==>
Внешний соединитель Внутренний соединитель |

Стресс (от англ. stress - давление, нагрузка, напряжение) – состояние общего напряжения орг-ма, возникающее в результате различных причин; это общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие. Эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление,

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы. В менеджменте в основном рассматривают психологический стресс. Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

В любой организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например нехватка времени для выполнения всего объема работ. Когда ситуация выходит из-под контроля, появляется нервозность, обеспокоенность.

Стресс - это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла.

Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.

Симптомы стресса:

o проблемы здоровья, нарушения сна;

o нервозность и напряжение, хроническое переживание, неспособность к отдыху;

o чрезмерное употребление алкоголя или курение;

o чувство неспособности справиться с чем-либо;

o эмоциональная неустойчивость;

o впечатлительность и легкая ранимость.

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

Динамика стресса: Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация;

2) адаптация

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.


Стадия адаптации проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Факторы, вызывающие стресс:

1.Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

2.Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

Отсутствия работы или длительного ее поиска;

Конкуренции на рынке труда;

Кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

3.Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Управление стрессом: Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый – на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

Умейте переключать свою деятельность.

Заставьте стресс работать на вас.

Посмотрите на ситуацию со стороны.

Все проходит, пройдет и это.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Депре́ссия - это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Отличие дипрес. от стресса:

Стресс это общее название реакции организма на психологическое или иное воздействие.
Депрессия-это заболевание, которое требует вмешательства специалистов и достаточно хорошо поддается лечению.

Стресс - это сильное эммоциональное потрясение. А депрессия - это последствия стресса. Когда организм человека не справляется с тяжелой психической травмой.

Стресс - это временное явление, которое возникает при различных вмешательств из вне. Человек получивший стресс обычно испытывает недомогания со стороны сердечно - сосудистой системы: боли в сердце, повышенное давление, учащенное сердцебиение, возможны обмороки. Стресс обычно лечится седативными препаратами и проходит в течении нескольких дней. Депрессия - начинается незаметно и носит нарастающий характер. Обычно окружающие начинают бить тревогу, когда человек уже находится в глубокой стадии депрессии: человек замыкается в себе, у него пропадет интерес к жизни, появляются мысли и разговоры о смерти. Лечится депрессия длительное время Антидепрессантами и седативными препаратами.