Осознание - это что такое? Понятие, развитие процесса осознания. Сознавание и осознание

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Вопрос о осознанности итересующий меня как в теоретическом плане, так и как набор конкретных методов в работе психолога, является одними из наиболее интересных, часто встречающимся в самых различных направлениях практической деятельности психологов, но вместе с тем и наименее разработанных вопросов современной психологии. Сложность данного вопроса определяется ещё и тем, что единого понимания феномена сознания нет ни в философии, ни в психологии, и каждое из многочисленных направлений в этих науках по своему расставляют акценты на осмыслении этого понятия.

В настоящее время про осознанность и осознавание пишут много. Проводятся практики, тренинги по развитию осознанности и осознаванию. Термины "осознанность" и "осознавание" используются в достаточно в широких кругах — как научном, так и бытовом. Данные термины прочно вошли в лексикон современного человека, несмотря на то, что многие особо не задумываются над их значениями и использованием в полной мере в своей повседневной жизни, продолжая жить в скоростном режиме, или, как многие говорят, "на автопилоте"…

В психологическом консультирование всё чаще и чаще встречаются эти понятия.

Существует огромное разнообразие техник и методов обучения осознанности и осознаванию. В этом процессе принимают участие уже не только духовные учителя и западные школы психологии, но и в нашем отечестве в процессе интеграции появляются новые направления в психологическом консультировании, непосредственно связанные с терапией осознавания.

Что такое осознанность? Что такое осознавание? Именно такие вопросы задала я себе, выбрав тему дипломной работы "Осознанность: от буддизма до наших дней".

Прежде чем обращаться к каким-либо источникам, я воспользовалась "картой ума" и попробовала дать определение осознанности и осознаванию — так как я их понимаю, и так как оно у меня сложилось в ходе прочтения самых разных источников. У меня получилось следующее: "Осознанность — конкретное состояние в данный момент времени (здесь и сейчас). Это состояние достигается в результате процесса, называемым осознаванием. Осознавание — процесс, приводящий к состоянию осознанности". Понимаю, что такой подход к определению понятий не претендует на полноту, и всё же считаю, что он отражает субъективное понимание этих понятий на данный момент времени и включает в себя то, что мной было услышано, прочитано.

Продолжая свои поиски в направлении определения интересующих меня понятий, я обратилась к Большой Советской энциклопедии. Определения "осознанности" или "осознавания" в энциклопедии не нашла. В этом источнике термин "осознание" отождествлён с термином "сознание"…

Дальнейшие мои поиски привели меня в различные интернетовские источники:

В материалах свободной энциклопедии "Википедия" я нашла определение осознанности: "В современной психологии осознанность (англ. awareness) определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые (англ. acceptance), тем самым осознанность включается в более общее понятие внимательности (англ. mindfulness)".

В интернетовской энциклопедии практической психологии "Психологос" дано определение осознания: "Осознание (в психотерапии) — достижение пациентом в процессе психотерапии понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов".

Встретились и такие определения:

"Осознание — осмысление, понимание, постижение".

"Осознанность — способность трезво ориентироваться в окружающей реальности и отдавать себе отчёт: где я нахожусь, что в данный момент делаю, почему именно так и зачем", — Вадим Зеланд.

Ещё я обратилась к преподавателям института акмеологии и психологии Бахчиевой Э.П. и Ивановой О.И. — людям, непосредственно связанных с психологией и психологическим консультированием, и попросила ответить на следующие вопросы: "Что для вас означают термины "осознанность" и "осознавание"? По вашему мнению, это тождественные понятия? Какую роль эти понятия играют в психологическом консультировании?" — и получила следующие ответы.

Бахчиева Эмилия Петровна — доцент кафедры психологии личности института психологии и акмеологии: "…сами термины не так уж, чтобы из психологии. Для меня скорее так: осознавание — это процесс, который должен бы приводить к осознанности как состоянию или как к устойчивой характеристике, способности осознавать. Если говорить о человеке, то "осознающий" или "обладающий осознаннностью" — где-то рядом. Конечно, на уровне техник, медитация — самый простой путь к осознанности, поэтому буддизм, даосизм понятны в этом ключе. Следовательно, можно из психологов "сканировать" тех, кто сам заявлял, что интересуется ими. Это могут быть Юнг, Перлз, Ассаджиолли, наверное, М. Эриксон и современные, которые используют сходные термины, например, "направленное внимание".

Иванова Ольга Ильинична — старший преподаватель Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии: "Лично для меня "осознанность" — это скорее результат, который можно обозначать критериями: например, уровень осознанности… А "осознавание" — это процесс. Причём я — опять же для себя — различаю "осознавание", именно как процесс, и "осознание", как опять же результат. В таком случае, для меня "осознанность" — это состояние ума относительно чего-то или кого-то… я обычно понятие "осознанность" применяю к личности — "осознанность личности", а к явлениям — "осознание". Например, в процессе осознавания своих комплексов человек может прийти к высокому уровню осознания стереотипов, управлявших его поведением, и этот новый уровень осознанности своей личности даёт возможность выстроить более эффективные стратегии взаимодействия с собой, другими людьми и миром".

В статье Старостина Олега Альбертовича "Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии" говорится о том, что термины "осознание" и "осознавание" часто используются в психотерапии, но понимаются они по-разному. И далее: "Например, фраза "я осознаю свою проблему, но ничего не меняется с ней" говорит о том, что осознавание может истолковываться как некая "информированность", "осведомлённость", что говорит о непонимании сущности процесса Осознавания. Вероятно, целесообразно в психологическом языке отличать термины "Осознавание" и "осознание". Если "осознание" — это синоним понимания и знания о предмете, в том числе и открытое в ходе психотерапии, инсайта, например, то "Осознавание" — это целостный процесс, который включает, кроме инсайта, также эмоциональные, катарсические переживания, позитивную динамику образов и телесную релаксацию. Осознавание означает прямое и непосредственное восприятие окружающей внешней и внутренней действительности, в котором присутствуют ясность, доброжелательная заинтересованность и открытость новому опыту. Осознавание действует прямо на субъективном уровне и достаточно быстро меняет внутреннее состояние клиента. Во внешнем мире приобретаемая в результате Осознавания ясность позволяет осознанно менять своё поведение и принимать необходимые решения. Осознавание от нашего обычного сознания отличают большая глубина, широта, свобода и непредвзятость… Опорой для Осознавания мы избираем наше собственное тело в его уникальной роли субъекта и объекта Осознавания одновременно, что делает его мостом между внешним и внутренним миром, сознательным и "бессознательным".

И ещё несколько взглядов на осознанность и процесс осознавания.

Из книги М.Уильямса и Д.Пенман "Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире": "Осознанность… помогает избавиться от моделей мышления и поведения, которые мы не осознаём, но которые препятствуют полноценной жизни. Многие оценочные суждения и самокритика возникают из привычных мыслей и действий. Избавившись от этих привычек, вы постепенно сможете нейтрализовать негативные мыслительные процессы и действовать более осознанно и чутко. Вы удивитесь, насколько счастливее вас сделают такие незначительные изменения".

"Осознанность — понимание причинно-следственных связей, что из чего-то всплывает и что в результате получается. Если не хватает осознанности, то работает мысль — "всё что происходит — во благо. Из всех возможных вариантов выбирается лучший относительно нашего внутреннего состояния". Изменяя внутреннее состояние — меняем события в жизни, где внутреннее состояние — это то, что я думаю и чувствую, оно основано на законах, через которые я воспринимаю мир. Это то, что создаёт события и ситуации. Осознанность делает минимальными затраты энергии на преодоление сопротивления в процессе реализации. Всё осознать невозможно, важнее понимание основных принципов. Главный из них — всё, что вокруг нас происходит, было сформировано нами: нашими чувствами, нашими мыслями, нашими убеждениями, нашим Состоянием!" — Александр Палиенко.

Из книги Тит Нат Хана "Древний Путь. Белые облака": "Тот, кто живёт осознанно, знает, что он думает, говорит и делает. Такой человек избегает мыслей, слов и действий, которые могут причинить страдания ему и другим… жить осознанно означает жить в настоящем моменте. Такой человек отдаёт себе отчёт в том, что происходит в нём самом и вокруг него. Он находится в прямом контакте с жизнью. Если он продолжает так жить, он может глубоко понять свою сущность и своё окружение. А понимание ведёт к терпению и любви. Когда все существа поймут друг друга, они примут и полюбят друг друга. И тогда в мире не будет столько страданий…"

Из книги Джанетт Рейнуотер " Это в ваших силах": "Тот, кто хочет добиться положительных внутренних изменений, должен научиться задавать себе два простых вопроса. Ответив на них, вам легче будет разобраться в себе:


  • Первый магический вопрос: что происходит со мной в данный момент? А именно: "Что я сейчас делаю? Что чувствую? О чем я думаю? Как я дышу?"

  • Второй магический вопрос: чего бы мне хотелось в следующий момент? То есть хочу ли я продолжать делать, думать, чувствовать и дышать так же? Или же хочу что-то изменить?

Многие важные изменения вы можете ощутить в результате одного лишь осознания того, что происходит, без всяких специальных усилий с вашей стороны. Например, вопрос: "Осознаёте ли вы, как вы дышите?" — сразу же вызывает определённые изменения в процессе дыхания. Человек начинает ощущать, что он на некоторое время как бы задерживает дыхание, и лишь потом "позволяет" себе с облегчением сделать сначала глубокий вдох, а затем выдох (кстати, что происходит с вашим дыханием сейчас, когда вы прочли этот абзац?).

Один из важнейших психотерапевтических принципов гласит: внутренние изменения происходят с человеком тогда, когда он становится самим собой, а не тогда, когда старается быть, как другие. Ни от решения "быть лучше", ни от "старания" измениться, ни от требований начальства, ни от просьб и уговоров Значимых Других никаких изменений не произойдёт. Как это ни парадоксально, но внутренние изменения происходят лишь тогда, когда человек отказывается от погони за тем, чтобы стать таким, каким он хочет (или должен) стать, а просто понимает — и полностью осознаёт — себя таким, каков он есть на самом деле.

Осознание того, что с вами происходит, и того, к чему вы стремитесь, поможет вам ощутить, насколько всё в ваших силах, и понять, что в любой ситуации, любом решении, любом выборе — слово за вами".

В самом первом рассуждении о осознавании я написала, что оно является одним из наиболее интересных (я исходила из своего собственного интереса) и наименее разработанных вопросов современной психологии. Первое не только не потеряло актуальности на данный момент времени, но и напротив: этот интерес подталкивает меня на новые поиски. Именно это "подталкивание" привело меня к изучению одной из древнейших религий мира — буддизма. В ходе знакомства с буддизмом я выделила из его многочисленных направлений дзен, который, по моему мнению, оказался ближе всего к интересующей меня теме осознанности… А вот во втором, отнеся вопрос осознавания к наименее разработанных вопросов современной психологии, я заблуждалась… Я знала, что в психологии есть много разделов, в том числе и когнитивный раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.

Из викепидии: "Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности, социальной психологии, психологии личности, психологии образования". Но оказывается, это не всё. Есть ещё и MBCT (Mindfulness-Based Cognitive Therapy) — Когнитивная Терапия на основе осознанности, основанная на MBSR (Mindfulness-Based Stress Reduction) — Программе снижения стресса на основе осознанности.

"MBCT — это подход, разработанный на базе программы снижения стресса MBSR, и соединяющий концепцию осознанности (mindfulness) с идеями когнитивной психологии, для решения психологических проблем пациентов. Основная цель MBCT — освободить пациентов от склонности автоматически реагировать на мысли, эмоции, события жизни. Программа доказала свою эффективность при депрессиях, повышенной тревожности, биполярном аффективном расстройстве, синдроме хронической усталости, бессоннице, нарушениях пищевого поведения…

Ядром программы является освоение навыка осознанности путём медитации (mindfulness meditation). Структура программы, упражнения, методические рекомендации, стиль обучения заимствованы из программы снижения стресса MBSR. Теоретические модели депрессии (и других расстройств) взяты из когнитивно-поведенческой терапии (CBT).

В настоящее время программа признана на официальном уровне в качестве эффективного средства терапии, рекомендуется National Institute for Clinical and Health Excellence (NICE) в Британии".


«Хотя ты нас и называешь коллегами и соратниками,
но мы считаем тебя своим учителем…»
/Из Вступления к посланию, чтобы я не обиделся, читая дальнейшее:)))))/

***
«Ну, не умею я пока делать чаньцзо!
Но я работаю по-другому - через осознавание проблемы!»
/Сразу же после вступительной части/

***
«Соратник - брат по оружию и битве»
/Лексическое значение/

***
«Бьемся, бьемся… а чего-то всё не так…
Таки какой же я учитель… соратники мы…»
/Шутка (с)/

ЧАНЬЦЗО, РАБОТА, ОСОЗНАНИЕ, НАБЛЮДЕНИЕ

Да, вы будете смеяться... но это заголовок данной статьи… снова! :))))))

Очень-очень коротко… ведь я уже писал об этом…

Ну, так что же такое, по-вашему, - осознавание?
И что такое осознание? Чем отличается осознавание от осознания?
Какой вы вкладываете смысл в эти слова?

По-моему, я догадался, в чем проблема… по-моему, вы ставите знак равенства между значениями слов «осознавание» и «размышление», как и между значениями слов «осознание» и «понимание».

Причем, под словом «понимание» (под своим пониманием слова «осознание») вы, похоже, разумеете интеллектуальный функционал, некий результат логического размышления над чем-либо, а под словом «осознавание» - сам процесс логического размышления, анализ ситуации, «разбор полетов»…

Тот, кто убежден, что он полностью понял вышеприведенные определения, могут идти дальше, а я пока и сам задержусь, подумаю…

Друзья мои… Вы когда-нибудь встречались с такого рода фразами: «А сейчас мы будем осознавать свой нижний даньтянь»?

Я не буду вас томить: это переводы с английского на русский брошюр китайского мастера Мантека Чиа… причем, он даже не китаец… Тем не менее, он подобрал удачный термин, и не он один так учил…

А как иногда говорим мы?
Мы говорим о том же вот так: «А теперь внимание на нижний даньтянь. Наблюдайте нижний даньтянь».

На этом я должен закончить данную статью.

Но я плохой учитель. Я соратник. Наверное, потому вы и задаете вопросы, что я не позволяю вам своими объяснениями думать самостоятельно, хочется всё быстро и подробно разъяснить… А ведь уже всё сказано, и ни один раз!

Медитация - это не «размышление». Осознание - это не «понимание». По крайней мере, это не то понимание, к которому приходишь с помощью размышлений, с помощью ума…

Медитация = Осознавание = Наблюдение = Внимание-Направленное-На-Какой-Либо-Объект…

В процессе этого наблюдения-медитации-осознавания устанавливается связь с каким-либо объектом. И - если вы раньше не регистрировали в своем поле внимания (в своем сознании) этот объект или какие-либо сигналы, от него исходящие, - то теперь есть шанс обнаружить его или сигналы, от него исходящие. При получении результата (т.е. вы обнаружили объект осознавания-наблюдения-медитации или сигналы, от него исходящие), - мы говорим, что пришло осознание (регистрация). Не более того. Никто пока еще ничего не понял на уровне мышления, на уровне ума. Еще пока не до того!

Что есть процесс размышления?

Это дуальный процесс, процесс логического поиска… да-нет, право-лево, вот так - нет не так, правда-неправда… мышление компьютера, который оперирует в своих выводах нулями и единицами, инями и янами…

Лао Цзы описывал этот логический процесс мышления в своих стихах так: «ДАО порождает Единицу, Единица - Двойку, Двойка - Тройку и всю остальную Тьму Вещей».

И вот человек, имеющий проблему (например, печень болит) начинает думать: «Что же я сделал не так?»… Он думает, что занимается «осознаванием» проблемы, начитавшись или наслушавшись кого-то. Он считает, что без этого «понимания» ему не решить проблему… именно этому, дескать, учат мастера духовных систем… Мы ж, в самом деле, не животные! У нас есть - огого! - разум… и мы поэтому - эгегей! - должны понять причину проблемы!..

И начинается размышление… И человек вдруг решает: «Я вчера разозлился на буфетчицу Петрову! Вот откуда у меня проблема. И я теперь даже знаю, на что буду медитировать! Я буду посылать буфетчице Петровой любовь, свет и прощение!..»… Радостный соратник бежит к дивану и начинает греть себе мозг радостным переживанием… Кстати, часто это приносит временный результат уже хотя бы из-за этой увлеченности игрой…

Этот Путь уже описал Лао Цзы, от ДАО - к бесконечной раздробленности, пусть аналитического мышления, путь в никуда… Сколько бы люди не расчленяли проблему, всегда снова будет что расчленять, хаос будет лишь дробится… Или нет? Или да? А почему соратник разозлился на буфетчицу Петрову? Давайте уже если разбираться, так разбираться до конца! А она 10 копеек недоплатила… А почему она не доплатила 10 копеек? А потому что её гражданский муж Сафрончук пьет и сказал: не принесешь на бутылку - выгоню!..

«Ага!, - радостно восклицает «осознавший» проблему соратник, - вот оно что! Мне надо сделать 3 медитации! На свою злость, на процесс недосдачи Петровой 10 копеек и на её гражданского мужа Сафрончука… Петровой шлю любовь, на недосдачу медитирую с прощением, а Сафрончуку шлю поддержку и целительный импульс, в энергию которого вкладываю намерение бросить пить и заняться йогой!..».

Стоп… А почему Сафрончук пьет?.. Зачем спешишь, дорогой?.. Давай дальше разбираться…
Гражданский муж Сафрончук пьет, потому что… ох, в прошлой жизни - ах, как всё закономерно, это великий закон Кармы! - в прошлой жизни я была мужем Сафрончука и изменила ему… и так далее… анализ продолжается…Тьма вещей плодится…

И идет соратник за помощью к своим друзьям, ведь что не понимаешь сам - помогут люди… по принципу одна голова хорошо, а тьма голов (вещей) лучше… Так рождаются, в частности, коллективные медитации… и типа, со стороны проблемы виднее… ну, и - тьма голов, как уже было сказано…

Кто из Великих говорил о том, что процесс осознавания есть процесс аналитического поиска причин, стоящих за проблемой?

Говорили о тьме вещей, говорили о наблюдении, о созерцании, говорили об адвайте и недуальном мышлении, в т.ч. и библейскими притчами о первородном грехе (Древо Добра и Зла, как образ аналитического начала) и тезисом «не суди» (т. е. не размышляй аналитическим, оценочным мышлением)…

Говорили о многом и много… но только не о размышлении над источником проблемы…

Наоборот, предлагалось понять: всё от Бога, всё из ДАО… прими, не суди, верь…

Мастера говорили о том, что существует Обратный Путь, Путь Домой, Путь в Царство Божие, Путь к ДАО… Это Путь Медитации (просто внимание на объект, созерцание, наблюдение)… Это уже не путь аналитического дробления и «подъяснения чего-почем»… это уже - Путь к Единству…

Ну, представьте… вы юные, цветущие… на первом курсе… предмет вашего интереса сидит перед вами на лекции… весна, аромат зацветшей черемухи… вот уже несколько ночей вы странно ворочаетесь, что-то томит вашу грудь… вы смотрите на впереди сидящий объект… и вдруг! Бац! Понимаете, что влюблены, что не можете без… Стоп! Стоп! Вы еще не думаете, размышлять вы начнете чуть позже… пока вы вдруг просто открываете в себе чувство, просто обнаруживаете в себе его!..

Это потом придут размышления: как же так, почему… или пригласить-не пригласить… потом будете думать, а что вообще такое любовь… Но пока еще процесс инь-ян аналитики не начался, вы находитесь на этапе первой регистрации сигнала… Единица! Дробления еще нет!.. Только сигнал и этап его Открытия в себе!..

Вот это - Осознание!

Попытайтесь прочувствовать… не читайте пока дальше, сколько можно читать и читать… нужно - попытаться… осознать… Представьте ситуацию и попытайтесь получить в себе сигнал хоть чего-то… А чтобы получить в поле своего сознания сигнал от какого-либо объекта, - нужно начать «процесс работы» по установлению связи между вашим сознанием (той функцией вашей психики, которая регистрирует эти сигналы) и каким-то объектом, воспоминанием, образом, идеей.. иными словами, нужно начать процесс осознавания… говоря попросту - начать процесс наблюдения этого образа, воспоминания, ощущения, идеи или любого внешнего объекта…

Вот и всё! Это и есть осознавание, это и есть медитация, это и есть чаньцзо!
Чаньцзо в переводе с китайского сидеть (цзо) и наблюдать (чань), хотя процесс чань можно и нужно делать при любом своем действии и состоянии. Хотя любую медитацию можно назвать чаньцзо (мы в любом упражнении за чем-либо да наблюдаем), но обычно мы конкретно говорим - в случае употребления этого термина - о наблюдении собственного психического мира (мысли, эмоции, желания, образы и так далее). Чаньцзо (осознавание своего психического мира) есть высшее упражнение всех времен и народов, лишь называется по разному. Но его трудно делать без устойчивости, подготовки. Первые ступени нашей школы, например, подводят нас к практике чаньцзо простыми медитациями над простыми объектами (например: ян-цигун это наблюдение - чань - за нижним даньтянем).

Вы можете наблюдать нижний даньтянь? Конечно, иначе о чем мы вообще здесь говорим, откуда вообще вы нашли этот текст, он написан для наших учен… соратников…
Так вот, иными словами - вы, когда наблюдаете свой нижний даньтянь, - его осознаёте. Это - синонимы!..

Почему вы решили, что прежде чем начинать медитацию, вы должны умом понимать источник проблемы… типа, давай-ка я найду источник (а если своего ума не хватает, то попрошу помощи соратников), и лишь тогда могу начать его наблюдать, когда, дескать, пойму что и откуда взялось?!.

Я уже показал, что это путь в никуда, это путь современной психоаналитики… там такая тьма тараканов, что гоняться потом со своим наблюдением за каждым из них - это ложный путь бесконечного блуждания в Тьме Вещей… там вам и 10 копеек, там притаился и ваша жена Сафрончук… и еще тысячи друзей Сафрончука, весь монетный двор страны и Менделеев со своей водкой!.. Вы собираетесь тогда пересмотреть весь мир во всех его проявлениях, гранях, в его прошлом, в его настоящем и в его будущем?!. Но ведь именно так тогда придется делать, если уж вы полагаете, что нужно разобраться со всеми причинами, стоящими за источником осознаваемой вами проблемы!..

Ну хорошо, скажете вы… Так как же тогда без видения картины, истории, причины заниматься медитацией?

Наблюдать (осознавать, медитировать, делать чаньцзо) - не значит видеть, не значит обязательно чувствовать или понимать умом… Медитация - это просто установление связи между вашим сознанием (внимание - есть функция сознания, как логика - функция ума) и объектом… и всё. И ничего лишнего… просто внимание на объект… А закрепленные за этим объектом истории, эта тьма вещей, составляющая информационную структуру, обуславливающую возникновение этого объекта, - наблюдаются сами по себе, ведь они являются единым целым с этим объектом… так, вы можете, даже не успев понять на уровне ума информацию, стоящую за объектом, - проработать её, а равно и мириады бит другой информации, связанных с ней…

Если человек не обнаружил этого в путешествиях по разным практикам и системам, то он пытается всё это смешивать, «интегрировать», брать самое «полезное» и «мощное», создавая приятный на его взгляд винегрет… "Ах, в цигуне нет духовного развития и работы с сознанием, ах там только работа с набором энергии!", "ах, надо еще подключить рейки, она заточена на реальную и конкретную работу с проявленными проблемами!", "ах, еще есть тенсегрити, хуанопонопоно, раджа-йога"... "а еще удивительно мощное направление чихуахуагун, там можно добиться того же, но быстрее!"... :))

Но всё с точностью «до наоборот»! Нечего «интегрировать» и переносить из пустого в порожнее. Всё уже есть… в любой нормальной системе… да что там, в системе, - всё прямо здесь и сейчас находится в вашем собственном уме, в его свойствах свершения Пути!

Ведь поскольку весь мир есть Целое и - априори - любой объект этого мира связан с любым другим объектом (а через эти объекты и вся информационная история мироздания в прошлом, настоящем и будущем), то - вот почему - вообще не важно на что именно вы будете медитировать, если хотите сохранить своё время, использовать свой Шанс…

Вот почему для Спасения от Всей Тьмы Вещей (от любых проблем) достаточно просто Наблюдать (Осознавать, Медитировать, делать Чаньцзо) на что угодно!

Так, Гаутама Будда наблюдал свой ум, Бодхидхарма - серую стену своей пещеры, а я - свою беспомощность объяснить все эти вещи своим соратникам!.. Ну что ж, зато проверю на своем опыте, равноценен ли мой объект медитации - объектам этих великих Учителей!..

Впрочем, что огород городить… эти объекты равноценны по определению, без всякой предварительной проверки… если у меня не получится - то дело только во мне!..

100. Об операциональной и содержательной структурах процесса осознания. Е. Ю. Артемьева, М. Ш. Баймишева

МГУ, факультет психологии

Процессы осознания давно вызывают интерес у психологов. Однако изучение этих процессов имеет, как правило, теоретико-методологический, а не экспериментальный характер.

Поводом для осуществления нашей работы явилось желание экспериментально разобраться в природе симптомов, трактуемых в клинике локальных повреждений головного мозга, как нарушения осознания, в частности симптомов некритичности (неосознание факта заболевания; недооценка тяжести болезни и ее последствий; отсутствие контроля за собственной деятельностью; дезориентированность в месте, времени, ситуации; нарушения осмысления в интеллектуальных пробах).

Рассмотрим одну из форм критичности - некритичное отношение субъекта к его болезни. Таким или эквивалентным термином обозначаются в клинике нарушения, проявляющиеся в неадекватном ответе больного на вопрос, как он себя чувствует. Эти нарушения входят нередко в структуру лобного синдрома и служат одним из оснований для топической диагностики поражений. Однако проявления их при разной локализации очага различны. Так, например, больная с левоосторонним поражением передних отделов головного мозга в ответ на упомянутый вопрос может сказать, что она больной себя не чувствует, что попала в клинику по недоразумению. Больные же с правосторонним поражением сообщают чаще, что они больны, но правильно оценить свой дефект не могут, либо преуменьшают его (тяжелый больной, не поднимающийся с постели, может сказать: "Если бы не зрение, то мог бы работать"), либо сообщают формальные сведения о дефекте, ссылаясь при этом на мнение других лиц ("Врач говорит, что у меня..."). Создается впечатление, что в первом случае (левосторонние поражения) происходит полное отчуждение от вопроса, во втором же невозможна оценка собственного состояния как таковая. Нами было предпринято исследование, направленное на проверку этого представления. Материалом послужили протоколы (всего около 150) обследований больных с локальными поражениями головного мозга, проведенных сотрудниками лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ на базе Института нейрохирургии им. H. Н. Бурденко. Во всех изученных случаях было установлено одностороннее поражение передних отделов головного мозга. Обследования проводились по диагностической схеме А. Р. Лурия . Поскольку эта диагностическая (тестовая) схема первоначально была разработана для различения не сторон, а областей поражения (лобной, височной, теменно-затылочной), она дает тем лучшие результаты, чем специфичнее (в смысле модальности процесса) поражение. Для различения же поражений внутри лобной области потребовалась специальная процедура извлечения информации из накопленных в архиве протоколов обследований . Основные этапы этой процедуры были следующими.

На основании предварительного качественного анализа протоколов была выдвинута гипотеза о том, что все симптомы, наблюдаемые у больных обеих контрольных групп (право- и левосторонние поражения) распадаются на два комплекса. Первый включал в себя симптомы "утери" текущей деятельности, "отчуждения" от нее, потери контроля за выполнением программы действий, независимо от ее содержания - эти симптомы условно были названы "нарушениями контроля". Примеры таких симптомов: невключение в действие, невозможность закончить его, персеверации, некритичность типа благодушия и т. п. Второй комплекс состоял из симптомов, тесно связанных с содержанием выполняемых программ, со структурой предъявляемой или воспроизводимой информации, с ее объемом. Таковы, например, фрагментарность всех видов нарушения упорядочивания или схем, осознаваемая утеря части программы. Эти симптомы мы будем называть в дальнейшем "нарушениями стpуктуры". Понятно, что если предложенная классификация симптомов адекватна, то рассмотренным комплексам должны соответствовать разные формы динамики нарушения: "нарушениям контроля" - устойчивость ошибок, независимость от содержания задания, "нарушениям структуры" - устранение ошибок при изменении задания и т. п.

При анализе материала применялись особые обозначения динамики нарушений. Положительная динамика (знак +) - улучшение выполнения задания от начала к концу опыта, исправление ошибок, лабильность нарушений, зависимость от темпа и программы, доступность ранее недоступного задания при переформулировке и т. п. Отрицательная динамика (знак-) - ухудшение от начала к концу опыта, стабильность ошибок, невозможность улучшения при переформулировке задания.

Все нарушения, отмеченные в протоколах, интерпретировались в приведенных выше терминах. Отдельно учитывались все симптомы, которые не удавалось интерпретировать таким образом. Они оказались близкими к обычным неврологическим (нарушения чувствительности, обоняния и т. п.) или психиатрическим симптомам. На табл. 1 приведены примеры таких записей.

Для окончательного представления на графике суммировались для первой координаты - количество симптомов "нарушения контроля" и число " + " в динамике, для второй координаты - количество симптомов "нарушения структуры" и число "-" в динамике.

В результате обнаруживалось отчетливое разделение больных, позволяющее говорить о лево- и правосторонней симптоматике, как симптоматике нарушения, соответственно, "контроля" и "структуры". На графике точки, обозначающие больных с лево- и правосторонними поражениями, попали в непересекающиеся и даже далеко отстоящие друг от друга области. Таким образом, первый шаг исследования подтвердил правомерность представлений о различной природе нарушений.

Второй этап исследования состоял в формулировке уточненной гипотезы о структуре нарушений и статистической проверке ее. Уточненная гипотеза гласила: нарушения психических функций при поражении передних отделов головного мозга проявляются не столько в распаде отдельных процессов (памяти, восприятия и т. п.), сколько в патологических особенностях строения деятельности вообще. При этом левосторонние симптомы связаны с нарушением выполнения операций, а правосторонние - с нарушением симультанного сохранения программ. Для проверки гипотезы были рассмотрены результаты выполнения нескольких нейропсихологичееких тестон: "повторение ряда слов", "серийный счет", "кривая заучивания", "повторение рассказов".

а) Тест "повторение ряда слов" состоит в том, что больному предлагается воспроизвести в определенном порядке 4-5 слов . Тест выявляет у больных возможность запоминания структурированного материала.

Следовало ожидать, что этот тест окажется достаточно удобным для проверки гипотезы, поскольку удерживание последовательности связано с трудностями симультанного сохранения и должно страдать при "структурных" нарушениях. С другой стороны, при "нарушении контроля" должны возрастать доля ошибок, не связанных с последовательностью воспроизведения, и трудности самостоятельного их исправления.

Для больных с правосторонним поражением оказалась характерной трудность удержания порядка последовательности слов при правильном воспроизведении отдельных из них, например:

дом лес кот стол звон:

1) дом лес кот звон стол

2) дом лес кот звон стол

3) дом лес кот стол звон

Для больных с левосторонними поражениями более характерны ошибки типа парафазий, например:

дом лес кот

дос кос мот

При формальном анализе выполнения теста для каждого больного регистрировались следующие параметры:

1. Доля нарушений последовательности в рамках общего количества предъявлений теста.

2. Доля ошибок, не связанных с нарушением последовательности.

3. Качественный индекс ошибки

единичная ошибка оценивается баллом +1

повторенная сразу же - +2

повторенная n раз - +n

U =1+2+ ... +n 1 +1+.. n 2 +1+ ... +n k /N

где N - общее число предъявлений теста, n k - число повторений ошибок.

1 за исправление единичной ошибки

2 тенденция к исправлению

3 устойчивое исправление ошибок, выраженная динамика

1 повторение ошибки

2 тенденция к застреванию

3 настойчивое повторение нию ошибок, выраженная динамика

Каждому больному ставился соответственно вектор (1, 2, 3, Д - , Д +). На графике изображались точки с координатами (1+Д - , 2+3+Д +), соответствующими в содержательном отношении трудностям сохранения последовательности и трудностям контроля.

б) Тест "кривая заучивания". Для исследования процесса заучивания больному предъявляют 10 слов, не связанных между собой, предлагают запомнить этот ряд и воспроизвести его в любом порядке. В протоколе фиксируется число удержанных элементов. Процедура повторяется 8-10 раз, и полученные результаты изображаются в виде "кривой заучивания" .

При исследовании теста было обнаружено, что у больных с правосторонней локализацией очага продуктивность кривой заучивания выше, чем у больных с левосторонним поражением. У больных с левосторонним поражением отмечаются парафазии, вплетения, персеверации.

При оценке теста регистрировались следующие параметры:

1. Число парафазий - "П".

2. Индекс динамики - "Д": разность между числом воспроизведенных слов при первом и последнем предъявлении.

Как легко видеть, оба параметра связаны с возможными нарушениями "контроля". Для нас осталось неясным, что могло бы соответствовать "структурным" нарушениям при выполнении данного теста. Каждому больному ставился индекс сохранности "контроля": число = -/П+Д/. Мы обнаружили, что больные с правосторонними поражениями обладают относительно большей сохранностью нормальной динамики и точности воспроизведения (соответствующие средние значения для больных с левосторонними поражениями равны 1, а у больных с правосторонними поражениями - 3, 7).

в) Тест "серийный счет от 100 до 7". Больному предлагалось последовательно высчитать от 100 до 7 . Эта проба, по-видимому, позволяет выявить способность длительного сохранения программы. К сожалению, объективно очень трудно квалифицировать ошибки, возникающие при выполнении этого теста. Одна и та же ошибка может объясняться и утерей части программы и отключением контроля за ее выполнением. Причину некоторых ошибок трудно понять, разнообразие типов ошибок велико. Поэтому нам пришлось ограничиться здесь лишь частичной формализацией полученных данных; ошибки обоих типов оценивались в баллах.

К ошибкам "структурного" типа" мы относили ошибки, явно связанные с трудностями симультанного манипулирования структурой числа: утеря операции над десятками, добавление остатка вычитаемого к десятке, явные трудности удержания, устраняемые при письменном выполнении задания. К ошибкам "контроля" относились персеверации, "нелепые" ошибки, ошибки, легко замечаемые, сам факт неосознанных ошибок. Отсутствие ошибок оценивалось баллом 0, единичные ошибки - баллом 1, повторяющиеся - баллом 2, массовые - баллом 3. Для каждого больного строился вектор, первая координата которого была равна оценке ошибок "структурного" типа, вторая - ошибок "контроля".

Оказалось, что больные, допускающие множество ошибок, явно разделяются этим тестом, но больные с единичными ошибками образуют смешанную группу. Трудно истолковать такое смешение: оно может объясняться как объективными причинами (например, случайным характером единичных ошибок), так и тем, что мы неверно квалифицировали природу некоторых ошибок.

г) Тест "пересказ рассказа". Тест состоит в том, что больному сообщается короткий рассказ с предложением пересказать его. Иногда после пересказа задается вопрос о смысле рассказа. Если больной отказывается от самостоятельного пересказа, ему задаются вопросы с целью выяснения того, являются ли трудности пересказа только трудностями активной речи или они связаны с неприятием самого рассказа для внутреннего манипулирования. Хорошо известно, что больные с поражениями передних отделов головного мозга, как правило, делают специфические ошибки при передаче рассказов. Диапазон этих ошибок весьма широк: начиная от прямого отказа передать рассказ до едва заметных посторонних вплетений в ткань рассказа. Влияние латеральности поражения на передачу рассказа, насколько нам известно, специально не исследовалось. Однако если рассматривать передачу рассказа как частный случай психической деятельности по активному воспроизведению следов, то естественно ожидать латеральных особенностей при его выполнении, т. е. как симптомов нарушения "контроля", так и симптомов "распада структуры".

Эти различия были сразу же установлены. Больные с левосторонним поражением передних отделов головного мозга, отказываясь от пересказа, никак не аргументируют это, иногда даже не осознают, что они не выполняют инструкцию. Больные с правосторонним поражением редко отказываются от пересказа, а когда это происходит, они сообщают экспериментатору, что устали, забыли рассказ, забыли часть сюжета и, действительно, после отдыха или подсказки возобновляют адекватную деятельность. Аналогичным образом по-разному выражается у больных с лево- и правосторонними порожениями и известный симптом вовлечения в пересказ стереотипов. У первых это, как правило, утеря рассказа, безвозвратная стереотипия; у вторых - стереотипия временная, вплетение внешних связей, которые, видимо, заполняют паузы в затруднительном для больного развертывании рассказа.

Больные с левосторонним поражением передних отделов не могут сообщить смысл рассказа, даже если им задают прямые вопросы. Для них характерен либо уход в стереотипию, либо сообщение в качестве морали чего-то никак не связанного с рассказом. Больные же с правосторонними поражениями обычно правильно (как правило, односложно) отвечают на вопросы о смысле рассказа, даже если передача последнего им недоступна.

Поэтому для статистического анализа архивного материала по этому тесту мы выбрали следующие параметры: нарушение поведения при выполнении теста - смех, прекращение рассказа и необоснованный переход к другой деятельности и т. п. (C 1); возвратный (С 2) и невозвратный (С 3) вход в стереотипию; невозможность прямого выяснения смысла рассказа (С 4); трудности самостоятельной передачи, снимаемые подсказкой или вопросами экспериментатора (С 5); осознаваемые замены имен персонажей, невозможность воспроизвести рассказ полностью при сохранности общей схемы или ее части (С 6). Наличие каждого симптома у больного отмечалось числом +1, для каждого больного строился вектор, первая координата которого равна сумме единиц за симптомы С 1 С 2 и С 3 , вторая - за симптомы С 2 , С 5 , С 6 . Симптомы C 1 , С 3 и С 4 предполагались входящими в группу нарушений "контроля", С 2 , С 5 и С 6 - нарушений "структуры".

Формальные результаты выполнения отдельных тестов, получившие графическое отображение, вновь подтвердили хорошее соответствие типа симптоматики (в альтернативе "нарушения контроля" - "нарушения структуры") стороне поражения.

Таким образом, эксперименты показали, что для левосторонних поражений передних отделов головного мозга характерно нарушение контроля больного за своим состоянием, собственно неосознание дефекта, "невключение" процесса осознания, для правосторонних - невозможность оценки дефекта за счет разрушения структуры осознания. Эти факты позволяют перейти к обсуждению вопроса о месте осознания в общей структуре деятельности и о функциональном назначении лобных долей мозга.

Данные исследования подчеркнули, что нарушение критики к своему состоянию не является модально-специфическим, а обусловлено, по-видимому, определенными нарушениями в общей организации структуры деятельности индивида. То же можно сказать и о других проявлениях неосознания. С развиваемой точки зрения, например, можно интерпретировать и феномены дезориентированности. Дезориентированность во времени (типа перестановки дат), в пространстве (типа невозможности владения пространственными схемами), в ситуации (типа фрагментарности, "распада" ситуации) может входить в симптомокомплекс "нарушений структуры". Однако эти же симптомы, проявляясь в другом контексте (при общей дезориентированности, связанной с уходом от задания), могут входить в альтернативный комплекс "нарушений контроля". Отсюда понятно, насколько важно иметь обоснованное предположение о месте в общей структуре деятельности психических операций, входящих в процесс осознания. Построить такое предположение, видимо, возможно только, рассматривая процесс осознания в качестве особого, своеобразного вида психической деятельности.

Любую же психическую деятельность следует рассматривать как единство ее функциональных и содержательных структур. Под "функциональной структурой" деятельности мы понимаем набор операций (программ), участвующих в ее осуществлении. "Содержательная структура" - это конкретное наполнение программы, ее "овеществление". Почти все тесты, созданные в нейропсихологической клинике, направлены на выяснение дефектов в содержательной структуре деятельности, в конкретном модально-специфическом наполнении операций. Однако проведенные нами опыты показали, что при латерализованных поражениях лобных долей мы имеем дело с функциональной структурой деятельности. Функциональная структура делится, в свою очередь, на собственно операции и на обеспечение осуществления операций. Схема дробления структуры деятельности выглядит так (рис. 1).

Наблюдение симптомов односторонних поражений лобных долей заставляет полагать, что мы имеем дело с неполадками в блоках 6 и 7.

Можно думать, что процесс осознания, будучи элементом функциональной структуры различных видов деятельности (и являясь сам определенной деятельностью), имеет свою собственную содержательную и функциональную структуру. Нарушение функциональной структуры процесса осознания влечет за собой нарушения в функциональной структуре текущей деятельности, обусловливая симптомокомплекс "нарушения контроля". Расстройство содержательной структуры осознания также влечет за собой нарушения в функциональной структуре текущей деятельности, но уже по типу "нарушений структуры".

Рассмотрение нарушений, проявляющихся при поражении передних отделов головного мозга, показывает, что почти все они могут трактоваться в терминах нарушения осознания. Понимание же осознания как звена в функциональной структуре деятельности позволяет приписать этому звену функцию регистрации собственного состояния, индивида.

В пользу такой трактовки говорят как клинические наблюдения, так и эволюционная оправданность существования в структуре деятельности специального блока регистрации собственных состояний субъекта. Об экспериментальных фактах мы уже говорили выше. Эволюционная же оправданность связана с тем, что по мере усложнения деятельности индивида, развития программ поведения становится необходимым управлять этими программами, иметь информацию о том, какой такт программы осуществляется в данный момент и какие узловые ответвления программы уже пройдены. Естественно ожидать, что лобные доли - образования, молодые в эволюционном отношении, могли бы участвовать в структурировании сведений о собственном состоянии субъекта. Видимо, при поражении передних отделов головного мозга нарушается способность субъекта регистрировать собственную текущую деятельность или обнаруживать собственное состояние. При левостороннем поражении это выражается в невозможности ответа на вопрос "что со мной происходит", при правосторонних же нарушениях - в невозможности ответа на вопрос, поставленный по другому: "каково то, что со мной происходит".