Вариант всероссийской проверочной работы по биологии 11.

Вариант № 1

Демонстрационная версия ВПР по биологии 11 класс 2017 год.

Работа содержит 16 заданий. Ответом к заданиям 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13 является цифра, последовательность цифр или слово, последовательность слов, записанных без пробела. Задания 2, 5, 12, 14, 15, 16 предполагают развёрнутый ответ.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:

1) класс Двудольные

2) империя Неклеточные

3) надцарство Прокариоты

4) царство Растения

5) подцарство Многоклеточные

6) отдел Цветковые

Запишите номера выбранных таксонов.

Ответ:

Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

Ответ:

Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у - скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5-38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

2) анатомия

3) организменный

4) хлоропласт

5) молекулярно-генетический

6) цитология

Ответ:

Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×10 8 при норме 4-9×10 9 . Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

1) нарушение углеводного обмена

2) кислородная недостаточность

3) анализ крови

4) снижение иммунитета

5) анализ кала

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) ветряная оспа

2) синдром Дауна

3) инфаркт миокарда

4) дизентерия

5) малярия

Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но «ямочки» у Светы отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.

Мать Отец Дочь

В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

Ответ:

Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т. д. Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг. 1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

Ответ:

Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.

Пищевая цепь

Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3-0,5 г в сутки.

Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.

Ответ:

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите:

Данный признак доминантный или рецессивный?

ВПР по биологии для 11 класса состоит из 16 заданий. 12 из них базового уровня сложности, 4 – повышенного. Для того чтобы написать работу, отводится два урока (90 минут). Во время проведения ВПР по биологии можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Максимальный балл за все задания – 30.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

В первом задании приводится три изображения растений, животных или других живых организмов – например, капусты, гороха и картофеля или наземной планарии, молочной планарии и многоглазки. Все рисунки подписаны. Ниже дается 6 таксонов – положений, определяющих классификацию биологических объектов: вариантов царства, класса, типа, отряда и т.д., например:

  1. Царство растения
  2. Класс однодольные
  3. Класс двудольные
  4. Подцарство многоклеточные
  5. Надцарство прокариоты
  6. Отдел покрытосеменные

Необходимо выбрать три таксона, которые являются верными при характеристике каждого из трех изображенных организмов – то есть такие, которые являются общими при их описании. Если ответ безошибочный – ставится 2 балла, если содержит 1 ошибку – 1 балл, две и больше – 0 баллов.

Задание 2

Второе задание, так же как и первое, направлено на проверку знаний о биологии как науке, методах ее познания, уровней организации природы, различных теорий и законов. Тематика может быть различной – от закона лимитирующего фактора до уровней организации природы. Как правило, в условии объясняется суть упоминаемых вещей. Задание состоит из двух частей. Приводим пример задания:

Правило Бергмана гласит, что жизненная форма животных зависит от климата: животные, обитающие в холодном климате, в отличие от родственных видов из тёплых краёв, имеют более крупные размеры. На фотографиях изображены различные виды пингвинов.

В первой части задания требуется расположить птиц в том порядке, в котором расположены их природные ареалы по поверхности Земли с юга на север, и записать последовательность цифр в специальную таблицу.

Во второй части – объяснить правило Бергмана, используя знания в области терморегуляции.

Задание относится к базовому уровню, хотя без определенного багажа знаний выполнить его не так просто. Если верные ответы даны на оба вопроса – ставится 2 балла, если же только на один – 1 балл, в иных случаях – 0 баллов.

Задание 3

Задание под номером 3 также состоит из двух частей. В нем проверяются знания такого аспекта, как вид и экосистемы.

В первой части чаще всего нужно расположить 4-5 данных живых организмов согласно их местам в пищевой цепи. Примеры организмов:

  • Дельфин, нехищная рыба, фитопланктон, хищная рыба, зоопланктон
  • Орел, лягушки, змеи, растения, кузнечики
  • Скворец, черная смородина, тля, божья коровка, паук

Во второй части необходимо решить небольшую задачу, также связанную либо с пищевыми цепями, либо с критериями определения вида. Примеры:

  • Согласно правилу 10%, при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии рассеивается. Используя эту закономерность, рассчитайте массу нехищной рыбы, необходимой для обеспечения жизнедеятельности живущего в Черном море дельфина, масса которого составляет 400 кг
  • Зубр и бизон – два вида, которые относятся к одному и тому же роду. Внешне эти животные очень похожи; в неволе они скрещивают и дают плодовитое потомство – зубробизона. Однако в природе они не скрещиваются. О каком критерии вида идет речь?

Правильный ответ на каждую часть задания приносит ученику по 1 баллу; следовательно, всего за задание можно получить 2 балла.

Задание 4

Четвертый номер ВПР по биологии тоже связан с темой «Вид/экосистемы»; в нем проверяется знание различных биологических процессов - например, мутационной изменчивости, симпатрического видообразования, антибиоза. В условии чаще всего приводится рисунок нескольких видов растений или пород животных и задается вопрос, в результате какого процесса образовалось такое большое число различных видов, либо иллюстрация определенных биологических взаимоотношений. Верный ответ на задание оценивается 1 баллом.

Задание 5

В пятом задании нужно работать с приведенной таблицей или графиком. Их тематика может быть различной – от численности определенного вида животных до зависимости работоспособности людей от температуры. Нужно ответить на один вопрос, напрямую связанный с графиком. Задание несложное; за правильный ответ ставится 1 балл.

Задание 6

В этом номере, относящемся к повышенному уровню сложности, нужно заполнять пропуски в графах таблицы. Пропусков 6, и предложенных вариантов для их заполнения тоже 6. Тематика относится к методам познания в биологии и биологии как науке, поэтому чаще всего графы называются «уровень организации – изучающая его наука – примеры» либо «метод биологии – описание метода – примеры». Задание может выглядеть так:

Уровень организации Изучающая его наука Примеры
---(а) ---(б) митоз
организменный ---(в) ---(г)
биосферный ---(д) ---(е)

Пропущенные элементы:

  1. Экология
  2. Цитология
  3. Клеточный
  4. Круговорот веществ и превращение энергии
  5. Анатомия
  6. Гомеостаз

Если ошибок в расставлении элементов нет, ученик получает 3 балла, если есть 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки - 1 балл, 3 и больше – 0 баллов.

Задание 7

Седьмой номер связан с темой «Организм человека, его здоровье». Он состоит из двух частей.

В первой нужно решить небольшую задачу, основываясь на данных приведенных таблиц. Обычно описывается ситуация – человек определенного возраста (чаще всего подросток) съел какие-то продукты, и нужно определить количество белков/жиров/углеводов, поступивших в его организм, и их процент от суточной нормы. Соответственно, приводятся таблицы суточной нормы для людей определенного возраста, и энергетической и пищевой ценности упоминаемых блюд.

Во второй нужно ответить на один вопрос, также связанный с суточным рационом, потреблением определенных витаминов и белков/жиров/углеводов, например:

  • Почему осенью и зимой рекомендуется потреблять больше витамина С?
  • Чем опасен избыток холестерина в организме?

Всего за задание можно получить 2 балла – по одному за верный ответ на каждую его часть.

Задание 8

Восьмое задание относится к той же теме, что и предыдущее. В условии объясняется какая-либо ситуация, связанная либо с результатами сданных анализов, либо с болевыми симптомами, например:

Во время прохождения диспансеризации у Олега (23 года) был установлен уровень гемоглобина 105 г/л при норме 120-155 г/л. Какой анализ был сдан молодым человеком и какой диагноз поставит врач, основываясь на полученный результат?

Нужно выбрать варианты из предложенного списка и записать их в небольшую табличку из двух граф вида

  1. Анализ мочи
  2. Малокровие (анемия)
  3. Нарушение липидного обмена
  4. Анализ крови
  5. Воспалительный процесс

Если обе цифры выбраны верно – ставится 2 балла, если только одна – 1 балл, если ни одной – 0.

Задание 9

Задание под номером девять относится к теме «Организм». В нем также нужно заполнять таблицу, используя пять предложенных вариантов, однако тут в одной ее ячейке может быть несколько номеров (обычно «лишних» номеров не остается, а количество номеров в каждой ячейке не указывается).

Наиболее распространенный вариант вопроса – определить происхождение тех или иных болезней, то есть указать, какие являются наследственными, какие – приобретенными (с разбивкой на инфекционные и неинфекционные). Однако в некоторых вариантах задаются другие вопросы – например, о способе размножения растений (нужно указать, какие растения каким способом размножаются) или биотехнологических методах получения различных веществ. Пример формата задания:

Определите происхождение перечисленных ниже болезней. Запишите номер каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы; в ячейках может быть несколько номеров:

  1. Ангина
  2. Корь
  3. Дальтонизм
  4. Артрит
  5. Сонная болезнь

Если в ответе нет ни одной ошибки – ставится 2 балла, если есть одна – 1 балл, если есть две и больше – 0 баллов.

Задание 10

Десятое задание ВПР по биологии состоит из двух частей.

В первой части нужно дать ответ на один вопрос, который чаще всего связан с определением характера наследования определенного признака. Приводится изображение – либо схема скрещивания, либо фрагмент родословной, например:

Во второй части также необходимо ответить на вопрос, однако тут он связан со сцеплением данного признака с полом.

Правильный ответ на каждую часть задания оценивается 1 баллом; всего за задание можно набрать 2 балла.

Задание 11

В данном задании нужно решать небольшую задачу, связанную с определением генотипов по какому-то данному признаку. Приводится ситуация – например:

  • У родителей карие глаза, а у их дочери Лены – голубые. Определите генотипы членов семьи по признаку «карие/голубые глаза».
  • У кошек и котов ген черной (А) и рыжей (а) окраски шерсти находятся в Х-хромосоме и при сочетании дают неполное доминирование – черепаховый окрас. У черепаховой кошки и черного кота родились два котенка, оба – черные. Определите генотипы кота, кошки и котят.

Ответы заносятся в специальную таблицу вида

Кот Кошка Котята

Если все генотипы определены верно – ученик получает 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.

Задание 12

Двенадцатое задание связано с группами крови – к примеру, даются значения групп крови родителей, и нужно определить группу крови ребенка, а также ответить на еще один вопрос – о том, может ли ребенок быть донором крови для одного или обоих родителей. На первый вопрос нужно просто дать ответ, а вот ответ на второй вопрос должен иметь развернутую аргументацию с опорой на приведенный материал – правила переливания крови и классификацию крови по группам. Для ответа на первый вопрос также приводится таблица определения группы крови ребенка – вот такая:

Обоснование ответа на второй вопрос, которое является третьим компонентом задания, не должно быть длинным – нужно емко объяснить, почему нельзя переливать кровь ребенка родителям (или же почему можно), например: при переливании одноименных антигенов А ребенка и антител а матери произойдет склеивание эритроцитов; это может привести к смерти матери, поэтому ребенок не может стать ее донором крови.

Если ответ полностью верный, ставится 2 балла. Если же верный ответ дан только на первые два вопроса либо только на третий (то есть верно только обоснование) – 1 балл, в других случаях – 0.

Задание 13

Тема тринадцатого задания ВПР по биологии – «Клетка». В нем нужно решить небольшую и не очень сложную задачу – рассчитать процент нуклеотидов с определенным азотистым основанием, например:

Во время изучения нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК растения было установлено, что доля нуклеотидов с аденином составляет 15%. Используя правило Чаргаффа о количественном соотношении между различными азотистыми основаниями (Г + Т = А + Ц) рассчитайте процент нуклеотидов с гуанином.

Правильный ответ на задачу приносит ученику 1 балл.

Задание 14

Четырнадцатое задание проверяет знание строения клетки. Оно состоит из двух частей.

В первой части приводится изображение какого-либо одного органоида клетки – хлоропласта, аппарата Гольджи, митохондрии, ядра и т.д.. В ответе нужно записать его название.

Во второй части нужно написать, протекание каких процессов обеспечивает изображенный органоид.

Всего за задание можно получить 2 балла – по 1 за правильный ответ на каждую его часть.

Задание 15

Задание под пятнадцатым номером завершает серию заданий по клетке. Оно связано с генетическим кодом. Приводится вот такая таблица генетического кода:

Необходимо на примере определенной аминокислоты (например, серина Сер или валина Вал) объяснить какое-либо свойство генетического кода (к примеру, однозначность или избыточность). Иногда нужно объяснить свойство без опоры на конкретную аминокислоту. Обычно в первой части ответа нужно кратко объяснить свойство – например, написать, что многим аминокислотам соответствует несколько кодонов (триплетов) – это повышает надежность хранения и передачи генетической информации. Во второй части необходимо опираясь на таблицу указать, с помощью каких кодонов происходит кодирование указанной в задании аминокислоты.

За полностью верный ответ ставится 2 балла, если же дана только часть ответа – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.

Задание 16

Последнее задание ВПР по биологии связано с различными вымершими организмами, существовавшими на планете миллионы лет назад. Приводится изображение такого растения или животного, указывается время, когда оно обитало. Необходимо установить эру и период обитания данного организма, а также либо установить тип, к которому оно относится, либо определить родственный ему организм, опираясь на приведенный фрагмент геохронологической таблицы – например, вот такой:

Если все три элемента ответа указаны правильно, ставится 2 балла, если же правильно написаны только два – 1 балл, и если только один либо ни одного – 0 баллов.

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Биология 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по биологии.
Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:
1) класс Двудольные
2) империя Неклеточные
3) надцарство Прокариоты
4) царство Растения
5) подцарство Многоклеточные
6) отдел Цветковые
Запишите номера выбранных таксонов.

Все существующие на нашей планете растения объединяют в одно царство , которое называется Растения .

Растения делятся на два подцарства — высшие и низшие.

К низшим растениям относят водоросли.

А высшие растения делятся на Споровые и Семенные. К споровым относят отделы Мхи, Хвощи, Плауны и Папоротники. А к семенным — отдел Голосеменные и отдел Покрытосеменные (Цветковые).

Голосеменные растения не имеют травянистых форм, а так как мы видим, что данные нам растения точно не деревья и не кустарники, то они относятся к отделу Цветковые (такой же вывод можно было сделать и по наличию цветков и плодов).

Капуста огородная — растение семейства Крестоцветные (Капустные), горох посевной принадлежит к семейству Бобовые, а картофель из семейства Паслёновые. Растения этих семейств принадлежат к классу Двудольные .

Таким образом, правильными ответами являются пункты 1 , 4 , 6 .

Давайте, исключим остальные варианты ответов.

Эти растения не относят к империи Неклеточные, так как они имеют клеточное строение, то есть состоят из клеток. Их не относят к надцарству Прокариоты, так как прокариоты — организмы, не имеющие ядра в клетке, а у растений ядро есть. Они не относятся к подцарству Многоклеточные, так как в систематике растений есть подцарства Высшие и Низшие, а подцарства Многоклеточны0е вообще нет.

2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д.
Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

________________________________________________________________________________

Ответ на первый вопрос: 312
Ответ на второй вопрос: чем больше поверхность тела теплокровного животного, тем интенсивнее идёт отдача тепла. Этому способствуют большие уши.

Ответить на первый вопрос совсем не трудно. Стоит учесть, что требуется расставить животных, начиная с самого северного, а по правилу Аллена у северных животных выступающие части тела меньше. Значит, мы должны расставить животных, начиная с того, которое имеет самые маленькие уши.

Уменьшение у животных выступающих частей тела приводит к уменьшению поверхности тела, а следовательно, к уменьшению теплоотдачи. Это помогает животным, обитающим в холодных условиях, экономить тепло. На этом должен основываться ответ на второй вопрос.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи.
В каждую ячейку запишите
название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов:
кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.

Пищевая цепь

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.

1. растения – кузнечики – лягушки – змеи – орёл

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

Ответ: __________________________________________________________________________

Искусственный отбор,
ИЛИ мутационная изменчивость,
ИЛИ наследственная изменчивость

5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

Ответ: __________________________________________________________________________

Скорость химических реакций будет снижаться (падать)

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) ДНК
2) анатомия
3) организменный
4) хлоропласт
5) молекулярно-генетический
6) цитология

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.

Ответ: _________________________________________________________________________.

2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

2. поражение кровеносных сосудов,
ИЛИ развитие атеросклероза,
ИЛИ ишемическая болезнь сердца

8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:
1) нарушение углеводного обмена
2) кислородная недостаточность
3) анализ крови
4) снижение иммунитета
5) анализ кала

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из
болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
записано несколько номеров.

Список болезней человека:
1) ветряная оспа
2) синдром Дауна
3) инфаркт миокарда
4) дизентерия
5) малярия

2 145 3

10. медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите:
1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

Ответ:
1)______________________________________________________________________________;
2)______________________________________________________________________________

  1. рецессивный признак

2. признак не сцеплен с полом

11. Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но «ямочки» у Светы отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.

Мать Отец Дочь

Мать – Аа; отец – аа; дочь – аа

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте
данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой
крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором
крови для своей матери.

Ответ: __________________________________________________________________________

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.

* Примечание.
Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Ответ на первый вопрос: да
Ответ на второй вопрос: нет
Ответ на третий вопрос: в результате одновременного нахождения в
кровяном русле матери, при переливании, одноименных антигенов А
ребёнка и антител α (матери) произойдёт склеивание эритроцитов, что
может привести к смерти матери

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%.
Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

Ответ: ______________

1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?

Ответ:___________________________

2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

Ответ: _________________________________________

1. митохондрия

2. энергетического обмена,
ИЛИ процесса дыхания,
ИЛИ биологического окисления

15. Генетический код - свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи
последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

Таблица генетического кода

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

1) каждой аминокислоте соответствует сочетание из трёх нуклеотидов
(триплетов, кодонов);
2) кодирование аминокислоты серин (Сер) может произойти с
помощью одного из следующих кодонов (триплетов): ТЦТ, ТЦЦ,
ТЦА, ТЦГ, АГТ, АГЦ

16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который
обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда)
животных.

Эра: ______________________________________________________________
Период:___________________________________________________________
Возможный предок:_________________________________________________

Эра: мезозойская эра;
Период: юрский период;
Возможный предок: древние пресмыкающиеся, ИЛИ
пресмыкающиеся, ИЛИ рептилии, ИЛИ динозавры

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

12 апреля 2018 года были проведены всероссийские проверочные работы ВПР по биологии в 11 классах.

Участие школ в ВПР по биологии в 2018 году для 11 классов добровольное.

ВПР по биологии 11 класс варианты с ответами 2018 г.

Работа состоит из 14 заданий разного уровня сложности, на ее выполнение отводится 1,5 часа (90 минут).

Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант всероссийской проверочной работы включает в себя 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Задания 1, 2, 4, 11, 14 содержат изображения, являющиеся основанием для поиска верного ответа или объяснения.

Задания 2, 4, 6, 11, 13 предполагают выбор либо создание верных суждений, исходя из контекста задания.

Задания 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 требуют от выпускников умений работать с графиками, схемами и таблицами.

Задания 6, 8, 9, 10, 12 представляют собой элементарные биологические задачи.

В проверочной работе контролируется также сформированность у выпускников различных общеучебных умений и способов действий: использовать биологическую терминологию; распознавать объекты живой природы по описанию и рисункам; объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации (таблица, график, схема); устанавливать причинно-следственные связи; проводить анализ, синтез; формулировать выводы; решать качественные и количественные биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

ВПР конструируются, исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование на базовом уровне.

Задания контролируют степень овладения знаниями и умениями базового курса биологии и проверяют сформированность у выпускников практико-ориентированной биологической компетентности.

Объектами контроля служат знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии основного общего и среднего общего образования: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы», «Организм человека и его здоровье».

В проверочной работе преобладают задания общебиологического и практико — ориентированного содержания, поскольку это прямо вытекает из целей, поставленных перед базовым курсом биологии в среднем общем образовании. Поэтому в содержание проверки включены прикладные знания из области правил здорового образа жизни человека.

Приоритетным при конструировании ВПР является необходимость проверки у выпускников сформированности способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, а также при решении элементарных биологических задач. Овладение умениями по работе с информацией биологического содержания проверяется опосредованно через представления её различными способами (в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).