Как учатся взрослые? Модель Колба и Фрая — обучение, основанное на опыте. Смотреть что такое "обучение на опыте" в других словарях

Недавно в одной из бизнес-книг увидела анекдот о том, как два человека отправились в пешее сафари по Африке. Они бредут по саванне и видят, что к ним приближается лев. Один из них немедленно начинает натягивать кроссовки. Его приятель удивленно спрашивает: «Зачем ты надеваешь кроссовки? Тебе все равно не обогнать льва!» – на что тот отвечает: «Я не надеюсь обогнать льва, я хочу обогнать тебя!». Конечно, это шутка, но она натолкнула меня на мысль: чтобы обогнать кого-то в жизни, кроссовок недостаточно, необходимо четкое видение своей жизненной цели, стремление к самосовершенствованию, а также понимание инструментов, которые помогут вашему успешному развитию .

Что такое инструменты личностного развития? Научиться эффективно использовать свое время, развить мастерство коммуникации или эмоциональный интеллект – далеко не то же самое, что подкачать колесо на велосипеде или собрать шкаф с помощью набора инструментов для ремонта. Так существуют ли вообще инструменты, позволяющие сделать движение по пути саморазвития более комфортным? Однозначно существуют, кроме того эти инструменты достаточно универсальны и могут использоваться как для личностного, так и для профессионального развития .

Тренинги и обучающие программы

Являются одними из ключевых инструментов развития, которые воодушевляют на дальнейшее укрепление отрабатываемого навыка, позволяют осознать необходимость дальнейшего развития навыка, получить базовые знания в соответствующей области, а также приобрести или укрепить определенные навыки. Вместе с тем, необходимо учитывать, что участие в тренинге или обучающей программе не гарантирует незамедлительного укрепления навыка, требуется последующая отработка этого навыка на практике.

В настоящее время доступно огромное количество обучающих программ и курсов, которые помогут вам не только в личном, но и профессиональном развитии, причем часть этих курсов бесплатны. Например, можно обратиться к:

1. Coursera – это образовательная платформа, предлагающая бесплатные онлайн-курсы. Есть возможность выбора среди сотен курсов на разных языках, в том числе и русском, созданных ведущими образовательными учреждениями мира.

2. Универсариум – российская открытая система электронного образования, предлагающая бесплатное онлайн-обучение по различным направлениям.

3. Eduson.tv – это более 900 видео бизнес-курсов по продажам, менеджменту, личной эффективности, финансам.

4. City Business School предлагает пройти онлайн-обучение на профессиональных курсах по различным бизнес-тематикам.

Здесь приведены лишь те образовательные онлайн-ресурсы , которыми пользовалась лично и осталась удовлетворена результатом. Этот список можно продолжать практически до бесконечности, подбирая курс под свои потребности и интересы. И здесь уже не сработает отговорка, что обучение сегодня очень дорого и не все могут себе это позволить, или у меня нет времени этим заниматься, ведь в большинстве случаев интенсивность обучения вы выбираете самостоятельно и многие курсы абсолютно бесплатны. Значит, главное – желание и осознание необходимости развития, а обучающая программа найдется на любой вкус!

Литература и видеофильмы

Позволяют изучить на наглядном примере, как проявляется компетенция в поведении героя , а также дают возможность выделить для себя лучшие практики и подходы для их дальнейшего использования. Очень важно предварительно провести подготовительную работу по определению списка литературы или фильмов, которые могут содержать нужную именно вам информацию. Для этого можно использовать как обзоры книг и фильмов, нацеленных на развитие необходимого вам навыка, регулярно публикуемые на общедоступных интернет-ресурсах, так и следить за новинками от крупнейших издательств бизнес-литературы, например, «Манн, Иванов и Фербер » или «Альпина Паблишер ».

В последнее время все большее распространение получают ресурсы, предлагающие своим читателям сокращенные выжимки главных мыслей из книг, как, например, Smart Reading . Часто бывает, что человек просто не начинает читать книгу, считая, что у него нет достаточно времени для этого, именно с таким возражением эффективно работают подобные ресурсы.

Обратная связь от друзей и коллег

Очень ценный инструмент развития, который позволяет увидеть себя со стороны, оценить какое впечатление вы производите и как ваши слова и действия воспринимаются окружающими вас людьми. Данный инструмент предоставляет большие возможности для определения потенциала вашего развития только в том случае, если вы готовы принять обратную связь и конструктивно отреагировать на нее. В современной бизнес-практике активно используется опрос методом «360 градусов», который позволяет получить мнение непосредственного руководителя, подчиненных, коллег, внутренних и внешних клиентов, партнеров о вашем поведении на рабочем месте, сильных и слабых сторонах и возможностях для дальнейшего развития. Аналогичный подход можно использовать и в целях личностного развития, предложив вашим друзьям, знакомым или родным заполнить предварительно составленную вами анкету, содержащую вопросы, касающиеся тех компетенций, которые вы хотите оценить.

Обучение на опыте других

Можно условно разделить на следующие составляющие: менторинг, коучинг и профессиональное наставничество. Менторинг и наставничество подразумевают передачу знаний от более опытного сотрудника или руководителя менее опытному и, как правило, используются для целей профессионального развития в рамках конкретной организации. Коучинг подразумевает помощь в развитии потенциала подопечного через партнерские, равноправные отношения, необходимые для принятия творческих и нестандартных решений. Здесь следует отметить, что подобные коучинговые программы достаточно дорогостоящи, поэтому не стоит ограничивать себя только стандартными подходами. Наверняка в вашем окружении есть люди, с которых хочется брать пример. Поговорите с ними, попросите рассказать об их опыте и мотивации, постарайтесь понять, как им удалось добиться желаемого результата, проецируйте эту информацию на себя и начинайте действовать.

Развивающие задачи

Один из самых эффективных инструментов как личностного, так и профессионального развития. Под развивающими задачами понимаются ситуации, в которых требуются новые знания и подходы, а также направления деятельности, в которой вы не являетесь экспертом. Использование данного инструмента позволяет развивать уверенность в себе и дает возможность выявить скрытые таланты. В профессиональной деятельности примером развивающих задач могут служить различные кросс-функциональные или пилотные проекты. В контексте личностного развития такие задачи могут иметь место во всех сферах жизни и деятельности: спорт, здоровье, творчество, отношения с людьми и прочее. Все зависит от вашего желания и сферы интересов.

В заключение, хочу отметить, что недостаточно лишь говорить о личностном и профессиональном развитии, читать о нем в книгах или думать о нем. Недостаточно и только посещать тренинги, обучающие программы и занятия с коучем. Необходима каждодневная упорная работа, и наилучшее время для применения инструментов для развития и вашего роста – прямо сейчас!

Четырехэтапная цикличная модель Колба и Фрая с примерами из личного опыта, как полезный инструмент пониманиятого как обучаются взрослые люди

Чтобы лучше разобраться в абстрактных понятиях и применить эту модель в реальной жизни, я расскажу о каждом этапе на примере реального кейса из моего личного опыта.

Любое обучение эффективно, только если взрослый человек, во – первых,

самостоятельно стремится что – то узнать и это ему для чего – то очень надо и, во – вторых, если новые знания и размышления интегрированы в реальный повседневный опыт для получения обратной связи.

Конечно, речь идет о фактическом усвоении новых знаний так, чтобы они интегрировались с предыдущим опытом и стали, в конце концов, устойчивым навыком.

Есть ещё линейное приращение знаний, которые полезным опытом так и не становятся, а остаются лежать на полочках в голове на уровне концепций и ментальных конструкций. Это про то, когда вроде и знаешь, а применить на практике - не можешь.
Чтобы описать как происходит обучение, основанное на опыте, в 1975 году британские ученые (они, правда, британские)) Колб и Фрай, предложили четырехэтапную цикличную модель.

Модель универсальная и её полезно понимать при планировании любого обучения.

1 этап - Конкретный опыт: момент, когда вы осознаёте, что существует то, чего вы не понимаете или должны понять лучше.

Я давно работаю в качестве главного эйчара и, поначалу, методы мои были вполне традиционными. В какой-то момент я начала осознавать, что доступные мне подходы к формированию и вовлеченности людей уже не приносят прежних результатов, особенно, когда трудно выразить конечный результат в чётких цифрах или качественных характеристиках. Фактически, они вообще перестают работать. Я столкнулась с тем, что при проведении внутреннего обучения наши тренеры, которые одновременно были менеджерами, вели занятия без заинтересованности в конечном результате. А что касается обучающихся - там всё было совсем грустно. Материал сложный, огромное количество мелких деталей, уникальное ПО. Люди учились формально, несмотря на то, что ошибки вели к браку и, конечно, к снижению зарплаты.

Денежные премии тренерам, как основное средство мотивации, результата не приносили. Я попробовала всякие немонетарные способы поощрения, но кардинально переломить ситуацию не удавалось.

Я задумалась. Я начала размышлять о том, что должны быть какие-то другие, более эффективные способы влиять на поведение людей и мне нужно разобраться с этим.

2 этап — Осмысление: ряд действий, которые связаны с узнаванием большего, - наблюдение, сбор данных, размышление об опыте и о существующих проблемах.

Я начала значительно больше времени уделять беседам с людьми, стараясь понять, что именно мотивирует их в их жизни, как должна быть сформулирована задача и что должно происходить для того, чтобы они по-настоящему чем-то увлеклись. Я взглянула на организацию в целом, и начала размышлять о реальных ценностях, лежащих в основе корпоративной культуры и о поведении, которое всегда является отражением этих ценностей.

Я много наблюдала за поведением и думала о том, каким образом наши менеджеры предоставляют обратную связь и о том, какой реальной ценностью обладает работа каждого конкретного сотрудника и то, как мы сообщаем сотруднику об этой ценности.

И, конечно, о том, как чувствует себя сотрудник после того, как ему об этой ценности сообщили.

3 этап - Концептуализация: этап, на котором у вас начинают формироваться идеи, способные объяснить то, что вы стараетесь понять.

Я начала размышлять обо всех концепциях мотивации, начиная с Герцберга и заканчивая самодетерминацией Деси и Райана. Да, конечно, я знала о проектировании работы, целостности и важности, но это не получалось свести в стройную и понятную для меня модель, которую можно было бы реализовать в конкретной ситуации. В какой-то момент мне попался ролик с , который сильно меня впечатлил, так как всё, что говорил известный учёный в своей лекции, очень перекликалось с теми размышлениями над реальным конкретным опытом, которыми я была занята. Наверное, именно это выступление и было той последней каплей, которая упав, помогла мне глубоко понять какую роль в мотивации людей играют успех и признание их заслуг. Стало понятно, что работать нужно с общей культурой. Поскольку такая работа предполагает целый комплекс сложных и взаимосвязанных действий и занимает годы, а определенные результаты нужны были прямо сейчас, я выделила самые горячие точки и наметила план действий.

4-й этап - Проверка: этап, на котором вы видите, действительно ли вы достигли понимания и действуют ли ваши идеи на практике.

Я начала тестировать новую модель на практике. Это была одновременная работа с менеджерами для улучшения качества их обратной связи, с тренерами я использовала коучинговый подход и значительную часть своего времени и сил я потратила на комплекс мероприятий по изменению общей культуры.

Я начинала с не очень масштабных, локальных действий, чтобы иметь возможность в каждый момент скорректировать свои планы или конкретное поведение. Что касается конкретных результатов в этой ситуации - они были обнадеживающими и ситуацию с вовлеченностью людей в обучение удалось переломить. Что касается темы вовлеченности и мотивации, как основы — часть выводов подтверждалась практикой, что-то не срабатывало так, как я планировала заранее, и это снова становилось почвой для нового размышления и осознания.

Приходим к 1 этапу: Конкретный опыт: момент, когда вы осознаёте, что существует то, чего Вы не понимаете или должны понять лучше.

Весь цикл запускается снова.

Вот так работает модель Колба и Фрая. Надеюсь, эта информация была для вас полезной и поможет в реальной работе.

Данный материал (как текст, так и изображения) является объектом авторского права. Любые перепечатки полностью или частично только с активной ссылкой на материал.

Какие стратегии развития компетенций существуют, какие у каждой из них преимущества и ограничения, как совершенствовать умения персонала наиболее эффективными способами, порталу сайт рассказала Юлия Синицына , директор по консалтингу Talent Q .

Что такое компетенции?

В 1973 году Дэвид К. МакКлелланд опубликовал статью, в которой доказывал, что традиционное тестирование способностей и знаний, а также свидетельства об образовании не прогнозировали успех в работе и жизни. Он призывал искать в свойствах, мотивации и поведении человека «компетенции», которые бы определяли базовые качества индивида, предопределяющие эффективное поведение человека в работе. Всем известны ситуации, когда прекрасного профессионала и признанного эксперта ставят руководить коллегами, но он не справляется с новыми задачами. Это как раз тот случай, когда, несмотря на наличие у него профессиональных знаний и навыков, человек не обладает управленческими моделями поведения (компетенциями).

В своей книге «Компетентный менеджер» (1982) Ричард Бояцис, определил компетенцию следующим образом: «базовая характеристика человека, которой может быть мотив,

черта личности, навык, аспект я-образа, социальная роль или знания...». Иными словами, компетенция - это результат взаимодействия таких качеств сотрудника, как:

Способности

Личностные особенности

Знания и навыки

Мотивация

Мы можем предложить универсальную модель, которая содержит компетенции, относящиеся к трем сферам:

Управление отношениями - отражает то, как человек взаимодействует с другими.

Управление задачами - отражает подход человека к организации деятельности, решению бизнес-проблем.

Управление собой - отражает особенности эмоционально-волевой и мотивационной сфер.

Развиваемость компетенций и стратегии их развития

Каждый человек индивидуален. Однако есть определенное сходство в том, что каждому из нас бывает нелегко осознать и согласиться с необходимостью изменений привычного поведения - наш «образ себя» поддерживается и укрепляется привычными представлениями.

Компания может предоставить достаточно ценную методическую информацию о развитии компетенции. Однако важно понимать, что именно сотрудник несет полную ответственность за свое развитие.

Когда вы собираетесь развивать какую-то из компетенций (или какую-то ее составляющую часть), в первую очередь важно оценить, насколько остро сотрудник чувствует у себя недостаток развития этой компетенции для эффективной работы или развития карьеры.

Дело в том, что мотивация - это «мотор компетенции», без которого невозможно никуда «поехать». Мотивация практически не развиваема. Проще всего приобрести и освоить новые знания и навыки. Личностные особенности и способности тоже развиваемы, но в меньшей степени.

Как правило, процесс развития компетенции занимает 2 года при ее активном применении в работе, но отдельные компоненты, в частности, связанные со знаниями и навыками (например, алгоритм постановки целей), вы можете развить и за более короткий период.

Развить компетенцию с минимального уровня до необходимого, а тем более довести ее до автоматизма - очень непростая задача. Существует несколько стратегий развития компетенций, каждая из которых обладает своими преимуществами и ограничениями:

Стратегии развития компетенций

1. Развитие слабых сторон

Особенности:

Совершенствование наименее развитых компетенций, с целью их «подтягивания» до необходимого для эффективного выполнения профессиональных задач уровня позволяет уменьшить вероятность критических ошибок в работе.

Ограничения:

Не применима для трудноразвиваемых компетенций, у которых преобладающую роль играет такой компонент как «Мотивация».

2. Компенсация слабых сторон за счет активного использования сильных

Особенности:

Компетенции, развитые на высоком уровне применяются для того, чтобы нивелировать недостаток в уровне развития других компетенций.

Ограничения:

Склонность придерживаться привычного стиля поведения ограничивает возможности адаптации в изменяющихся условиях.

Преобладание в поведении поведенческих проявлений какой-то одной компетенции несет в себе риски (подробно описаны в Приложении №1 «Типичные риски избыточной концентрации на развитии компетенции» и Приложении №2 «Карьерные деструкторы»).

3. Комплексный подход к развитию компетенций

Особенности:

Сочетание действий по «подтягиванию» слабых сторон и их компенсацией за счет наиболее развитых компетенций позволяет достичь наилучших результатов за счет баланса в совершенствовании всех компетенций.

Таким образом, наиболее эффективна комплексная стратегия, так как она позволяет не только опираться на свои сильные стороны, но и работать над наименее развитыми компетенциями, достигая баланса и гармонии в развитии, а также эффективности в поведении.

Принципы развития FIRST

Для того, чтобы процесс развития компетенций был эффективным, необходимо придерживаться принципа непрерывного развития FIRST:

Focus on priorities (фокусируйтесь на приоритетах) - определяйте как можно более точно цели развития, выбирайте конкретную область для совершенствования;

Implement something every day (регулярно практикуйтесь) - регулярно выполняйте действия, способствующие развитию, применяя новые знания и навыки на практике, решая более сложные задачи, выходящие за пределы «зоны комфорта»;

Reflect on what happens (оценивайте прогресс) - постоянно отслеживайте происходящие в Вашем поведении изменения, анализируйте свои действия и достигнутые результаты, причины успехов и неудач;

Seek feedback and support (ищите поддержку и обратную связь) - используйте обратную связь и поддержку в обучении от экспертов, опытных коллег, прислушивайтесь к их мнению и рекомендациям;

Transfer learning into next steps (ставьте себе новые цели)- непрерывно совершенствуйтесь, постоянно определяйте для себя новые цели развития, не останавливайтесь на достигнутом.

Методы развития компетенций

Компетенции можно развивать с помощью нескольких методов. Для того, чтобы совершенствование компетенций происходило наиболее эффективно, необходимо использовать методы развития из трех основных категорий, каждая из которых предполагает свой способ освоения моделей успешного поведения, характеризуется своими преимуществами, а также некоторыми ограничениями:

1. Tell (изучение теории) - выявление моделей успешного поведения в процессе самостоятельного изучения теоретического материала (бизнес-литература, видеокурсы, поиск материалов в интернете, и т.д.), а также в ходе участия в тематических образовательных программах (тренинги, семинары, курсы, получение второго высшего образования по другой специальности, степени MBA и другие образовательные программы).

2. Show (обучение на опыте других) - выявление моделей успешного поведения за счет наблюдения в рабочих ситуациях за людьми, обладающими высоким уровнем развития данных компетенций, обсуждения с ними способов и приемов, позволяющих им добиваться высоких результатов; а также совершенствование компетенций с привлечением коуча, наставника, получение обратной связи от опытных людей.

3. Do (применение на практике) - освоение моделей успешного поведения путем регулярного применения полученных теоретических знаний в реальной деятельности как при выполнении задач, входящих в прямые обязанности сотрудника, так и при выполнении специальных заданий и проектов, являющихся дополнительными по отношению к основным обязанностям или не связанных с профессиональной деятельностью.

Преимущества и ограничения применения различных методов развития

1. Tell (изучение теории)

1.1. Самообразование

(бизнес-литература, видеокурсы, Интернет и т.д.)

Преимущества:

Дает возможность получить необходимые для развития теоретические знания в удобное время

Позволяет глубоко осознать и проработать необходимый для развития теоретический материал.

Регулярность действий по самообразованию является проверкой личной мотивации

Ограничения:

Не всегда хватает времени на самостоятельную проработку теоретического материала.

Сложно оценить спешность саморазвития из-за отсутствия обратной связи от других людей.

Не всегда понятно, как тот или иной прием, подход можно применить в реальной деятельности.


1.2. Посещение тренингов, семинаров и др. образовательных программ

Преимущества:

Позволяет получить базовые знания и навыки по интересующей теме.

Дает возможность консультироваться с преподавателями тренерами, являющимися экспертами в данной области.

Помогает упорядочить те знания и навыки, которыми Вы уже обладаете.

Ограничения:

В ходе тренинга используются задания, которые моделируют конкретные рабочие ситуации, но не отображают всю сложность реальных проблем.

В ходе тренинга не происходит полного закрепления новых навыков, необходима их отработка в реальной практической деятельности.

2.1. Наблюдение за действиями других

Преимущества:

Возможность получения информации о конкретных практических приемах, эффективных в реальных бизнес-ситуациях (в том числе, именно в вашей компании).

Возможность осваивать модели успешного поведения, наблюдая за поведением людей, обладающих высоким уровнем развития компетенций, вне зависимости от того, являются ли они сотрудниками компании.

Позволяет советоваться с опытными коллегами, запрашивать их мнение и конкретные рекомендации о наилучших способах выполнения работы.

Ограничения:

Не всегда в вашем окружении можно найти людей, которые являются эталоном в области, на развитии которой вы сконцентрированы.

Более опытные коллеги или другие носители идеальной модели поведения могут добиваться успеха такими методами, которые не подходят лично для вас, и вы не сможете их применить.

Не всегда опытные исполнители могут детально рассказать о тех способах и приемах, которые они используют, чтобы добиваться успеха, разъяснить схему действий.

2. Show (обучение на опыте других)

2.2. Получение обратной связи, развитие с привлечением наставника, коучаразвитие с привлечением наставника, коуча

Преимущества:

Позволяет узнать мнение людей, с которыми вы наиболее часто взаимодействуете в профессиональной деятельности, о вашем поведении (коллеги, подчиненные, руководитель).

Возможность обсуждать и совместно с опытным наставником, коучем вырабатывать схемы действия, соответствующие особенностям вашей деятельности.

Предполагает индивидуальный подход, предоставляется возможность более точечной корректировки ваших компетенций.

Ограничения:

Не всегда обратная связь, получаемая от коллег, может быть объективной.

Необходима ваша внутренняя готовность услышать критические оценки.

Может быть сложно найти внутри компании сотрудников, которые на систематической и регулярной основе будут помогать развиваться,
осуществлять наставничество.

3. Do (применение на практике)

3.1. Развитие на рабочем месте

Преимущества:

Дает возможность закрепления знаний и навыков, полученных вами в ходе самостоятельного изучения литературы, прохождения тренингов и обучающих программ, наблюдения за поведением других людей и т.д.

Позволяет регулярно отрабатывать необходимые навыки и умения, стили поведения в привычных рабочих ситуациях.

Обеспечивает высокую вовлеченность в развитие, т.к. можно заметить повышение результатов работы при применении новых знаний и навыков.

Ограничения:

Не будет достаточно действенным без предварительной теоретической подготовки.

Эффективен в случае комплексного применения с другими методами индивидуального развития.

Применение в реальных рабочих ситуациях недостаточно сформированных и отработанных навыков может приводить к ошибкам и временно снижать эффективность.

Ваши актуальные должностные обязанности и задачи не всегда могут позволять отрабатывать новые знания и навыки на практике.

3.2 Специальные задания/проекты

Преимущества:

Предоставляет возможность отработки на практике необходимых навыков и поведения тогда, когда в вашей профессиональной деятельности для этого нет подходящих условий.

Позволяет отработать необходимые навыки и поведение в нетипичных ситуациях.

Ограничения:

Такой проект должен быть нужным и полезным организации или лично вам.

Специальные задания и проекты не позволяют регулярно отрабатывать навыки, т.к. появляются время от времени.

Слушай пластинку, смотри картинку

Практически все онлайн-курсы представлены в формате видеолекций с набором слайдов, по которым и проходит процесс обучения. Видолекции чаще всего можно скачать для локального просмотра, как и слайды презентаций, и субтитры (при их наличии). Например, мобильное приложение Coursera даёт возможность скачивать видеолекции прямо на телефон или планшет. Русскими субтитрами, увы, укомлектовано довольно малое количество курсов (перевод курсов на другие языки и выпуск субтитров, как правило, осуществляется добровольцами-энтузиастами), так что тем, у кого с восприятием технического английского на слух не очень, могут помочь английские субтитры - их можно включить практически везде.

Учиться, учиться и учиться

В зависимости от курса бывает два варианта обучения:
  • Сессионные курсы . Это наиболее распространённая практика: курс стартует в определённую дату и продолжается несколько недель (как правило, от 2 до 12 недель, хотя иногда бывают и более длинные). Сессии одного курса могут повторяться 2-3 раза в год, но заранее их расписание не известно.
  • Курс со свободным посещением («self-paced» или «on demand»). Сроков прохождения у такого курса нет, материалы выложены в свободный доступ и все желающие могут заниматься по ним в любом темпе. Иногда бывает, что курс, ранее проводившийся несколько сессий по расписанию, переводится в режим on demand. Например, курс Machine Learning на Coursera по информации от его автора Andrew Ng в этом году в последний раз проводился в сессионном формате и теперь доступен on demand в любое время.
Помимо одиночных курсов существуют так называемые специализации: это несколько разных курсов (примерно от трёх до восьми), объединённых общим предметом и растянутые на довольно продолжительное время (до нескольких месяцев; по сути, получается полноценный семестр или целый курс как в университете). Типичные примеры:
  • Data Science от John Hopkins University : 9 месячных курсов + курсовой проект
  • Cloud Computing от University of Illinois : 4 курса по 4-5 недель + курсовой проект
Самые популярные курсы могут собирать десятки тысяч студентов со всего мира, при этом посещаемость сессионных курсов естественным образом гораздо выше, чем курсов со свободным посещением. Поэтому один из главных плюсов сессионных курсов - наличие гораздо большего числа участников на форуме курса и возможность не просто пообщаться с ними о жизни, но и обсудить сам курс, зачётные вопросы и практические задачи. На курсах on demand форумы конечно же тоже есть, но в силу свободного посещения активность там гораздо ниже и заметно “размазана” во времени и по темам.

Форумами курсов пренебрегать не нужно , даже если вы по натуре интроверт и одиночка! Многие авторы курсов сразу, в самом начале обучения настойчиво рекомендуют самостоятельно формировать на форуме учебные группы для обсуждения любых вопросов и задач в течение курса. По своему опыту могу сказать, что неоднократно вдумчивое чтение форума и участие в обсуждениях реально помогало мне в решении неоднозначных вопросов на зачётах.


Паника-паника!

Плюсы и минусы

Один из основных недостатков онлайн-курсов (а скорее, просто особенность, продиктованная форматом) - отсутствие живого общения с преподавателем . Безусловно, авторов многих курсов можно найти в соцсетях или написать им email, но учитывая количество слушателей на многих популярных курсах, рассчитывать на конструктивное общение с автором один на один на тему курса скорее всего не стоит. Поэтому лучше полагаться только на форумы и помощь коллег-студентов.

Прежде чем записаться на курс, желательно изучить раздел предварительных требований (prerequisites) в его описании. Разные курсы предполагают у студентов наличие навыков разного уровня: от нулевых требований («нужен только мозг, глаза и желание учиться») до достаточного продвинутых, например: «Базовые навыки программирования на С++/Java, понимание принципов работы баз данных, основы статистики, линейной алгебры, искусственного интеллекта». При этом «базовость» знаний по версии авторов курса может варьироваться достаточно широко. В любом случае, всегда оставляйте для себя какой-то «запас прочности» с тем, чтобы вовремя понять, каких именно «базовых» навыков вам вдруг не хватает на очередном практическом занятии.

Записаться на курс , проводящийся по расписанию, можно и даты его начала, и после (правда, у некоторых курсов возможность записи через какое-то время после их начала может закрываться). Если не успели к самому началу курса - ничего страшного, в класс вас, конечно, пустят, но будьте готовы к тому, что придётся нагонять материал в ускоренном темпе.

С острожностью нужно относиться к цифрам предполагаемой учебной нагрузки в описании курса. Заявленная нагрузка может варьироваться на разных курсах от 2 до 20 часов в неделю, но реально это можно проверить только на практике. Если это ваш первый онлайн-курс (а последний семестр в университете у вас закончился лет 10 назад и больше), то смело умножайте эти цифры на 2, а то и на 3, даже для самого простого предмета: будет сначала тяжело с непривычки, даже на простые вещи будет уходить больше времени, пока не привыкнете и не нащупаете свой собственный темп обучения.

Многие технические курсы посвящены изучению конкретного языка программирования, поэтому (особенно если вы новичок) помимо основ самого языка вам придётся разобраться и со средой разработки (если она вам в новинку или сильно отличается от привычной), и с сопутствующими инструментами вроде Git. Но в курсах начального уровня для этого как правило отведены отдельные занятия. А вот некоторые продвинутые курсы дают бОльшую свободу в выборе инструментов для решения практических задач - там важен в первую очередь результат.

Материалы курсов после их окончания чаще всего остаются в открытом доступе, так что при желании вы можете записаться на уже закончившийся курс «задним числом» и пройти его самостоятельно (но разумеется без сертификата об окочании курса, о котором подробнее чуть ниже).

Что доставать из широких штанин (и прикреплять к резюме)

Почти все курсы, кроме некоторых бесплатных курсов со свободным посещением (on demand), предлагают своим выпускникам сертификаты об окончании. Ведь так приятно бывает похвастаться перед коллегами красивым свидетельством с печатью и подписями авторов курса, или прикрепить оное к резюме. Осталось понять, есть ли у этого документа реальная практическая ценность.

Сертификаты бывают двух типов (на примере Coursera, на других платформах названия могут незначительно отличаться, но суть та же):

  • Statement of Accomplishment . Это обычное свидетельство об окончании бесплатного курса, выдаётся в случае прохождения всех заданий курса в срок и с минимально необходимым числом баллов (зависит от курса: где-то надо набрать минимум 50%, где-то 80%). По сути, означает «прослушал, сдал». В некоторых курсах может также выдаваться сертификат с отличием (with distinction) - за преодоление, например, 90-процентной отметки.
  • Verified Certificate . Это несколько загадочный документ, по сути своей ничем не отличающийся от первого типа. Однако, отличия всё же есть. Верифицированный сертификат выдаётся только при прохождении курса на платной основе. На Coursera это называется Signature Track и означает по сути идентификацию: перед началом курса вы фотографируетесь на веб-камеру, печатаете длинную фразу для запоминания системой вашего клавиатурного почерка, а также предъявляете веб-камере ID документ с фотографией. Ах да, ну и оплачиваете сам курс, конечно же! Документ предъявляете один раз, а вот печатать контрольную фразу и улыбаться в веб-камеру придётся перед сдачей каждого промежуточного теста. Зато полученный сертификат сопровождается отдельной web-ссылкой, и подразумевается, что ваш потенциальный работодатель (или любой желающий) по этой ссылке может убедиться, что именно вы успешно прошли этот курс и сдали все тесты.


Предъявите документики

Не буду говорить банальности на тему того, что надо учиться ради знаний, а не для галочки или ради бумажки - надеюсь, что для аудитории этого ресурса такие мысли озвучивать не нужно:) Этический вопрос на тему читерства при прохождении курсов я тоже оставлю в стороне. Тем не менее, студенты онлайн-курсов весьма часто поднимают на форумах вполне справедливый вопрос - а имеет ли значение такой сертификат (неважно, платный или нет) для потенциального работодателя? И нужно ли делать его частью резюме?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. У западных компаний отношение к онлайн-курсам в силу исторических причин на мой взгляд уже более чётко сформировавшееся, чем в России, а такая штука, как верифицированный сертификат, вероятно имеет какое-то значение для них, но пока не совсем понятна для нас. В России, я уверен, продвинутый HR или руководитель из прогрессивной компании безусловно обратит внимание на то, что вы прошли пару профильных курсов и были отмечены свидетельством об их окончании. Но разумеется брать на работу вас будут не за свидетельства и дипломы, а за реальные достижения и умение решать практические задачи. А вот о чём скорее всего действительно скажет факт успешного окончания онлайн-курса - так это о вашей самоорганизованности, умении обучаться и достигать самостоятельно поставленых целей. А уж если работодатель знает про конкретный курс не понаслышке, то тут вам действительно будет о чём поговорить. Но коль скоро вы внесли ваши достижения на онлайн-курсах в резюме, то очень важно быть готовым в случае чего ответить за базар на вопросы по их тематике.

Профиль компании и степень её продвинутости тоже кстати влияет на отношение кадровиков и руководителей к онлайн-обучению. Большие и консервативные компании могут и вовсе не обратить на это внимания, а вот например для стартапов или маленьких креативных компаний это может действительно оказаться «плюсом в карму».

Что же касается моего личного мнения о платных верифицированных сертификатах, то, на мой взгляд, единственный смысл в них - это те самые специализации, о которых я говорил выше. Все курсы специализации по отдельности вы, разумеется, можете пройти бесплатно, но вот для участия в курсовом проекте чаще всего вам необходимо предварительно получить именно верифицированные сертификаты по каждому из курсов. То есть, бесплатно пройти всю специализацию вместе с курсовым проектом и получить финальный диплом о её окончании увы, нельзя.

Одним словом, не пытайтесь покорить своего потенциального работодателя верифицированным сертификатом о прохождении курса на Coursera. Лучше учите матчасть просто учитесь - для себя.

Закрыли учебники, достали листочки

Какая же учёба без зачётов и контрольных! На онлайн-курсах пройденные темы закрепляются практическими заданиями (assignments), а понимание предмета проверяется с помощью тестов (quiz). За каждый правильный ответ начисляются баллы, которые суммируются в конце теста. Если у тестовых заданий есть дедлайн, то иногда можно его нарушить, но при этом из финального балла будет вычтен штраф (например, финальная оценка за тест уменьшается на 20%).

Тесты обычно следуют после каждого блока видеолекций и представляют из себя вопросы с набором вариантов ответов для выбора, в других случаях нужно ввести числовой ответ, являющийся решением простой задачи. И здесь бывает две крайности:

  • Тест с бесконечным числом попыток. Можете проходить его хоть 150 раз, до получения наивысшего балла. Для защиты от случайного перебора в таких тестах устанавливается временное ограничение, например, каждая следующая попытка может быть пройдена минимум через 10 минут после предыдущей. В идеале, если вы допустили в тесте досадные ошибки, за этот промежуток времени вы можете ещё раз пролистать слайды или переслушать нужные кусочки видеолекций для лучшего понимания вопросов. Конечной оценкой за тест считается наивысшая из всех попыток. Такой подход, например, был в тестах и задачах курса Machine Learning - автор курса Andrew Ng рекомендовал повторение упражнений до получения наивысшего балла (и в целом, на мой взгляд, такой подход не лишён смысла):
    You can submit answers to the review questions and programming exercises as many times as you like, and only the highest score will be taken for each assignment. We strongly encourage you to keep repeating each exercise until you get a perfect score.
  • Тест с одной попыткой. Жестоко! Ввёл неправильный ответ (опечатался, ошибся, отметил не все варианты) - всё, попытка не засчитана, ноль баллов. С одной стороны, максимально приближено к условиям настоящего экзамена: либо сходу правильно ответил на вопрос, либо нет. С другой стороны, вопросы иногда бывают неоднозначные, и если в реальной жизни ты можешь с экзаменатором поспорить или попытаться обосновать свой ответ, то здесь тебе придётся отстаивать свою точку зрения разве что перед бессловесным монитором. В таких случаях на форуме курса иногда случаются споры, драмы и негодование («Опечатался, дайте вторую попытку, $#&%^&*!» ), но правила есть правила: обидно, но ноль баллов за неверный ответ здесь уже никак не исправить.
  • И наконец, промежуточный варинат - несколько попыток ответа (например три), из которых в итоге выбирается наивысший балл.


Чекбоксы вместо радиобаттонов при одном правильном варианте ответа - любимый прикол преподавателей

Практические задания тоже делятся на два основных вида:

  • Задачи с ответом . В них, как правило, нужно просто ввести ответ как числовой результат выполнения написанной вами программы или кусочка кода. Всё просто, но на всякий случай никогда не пренебрегайте десятичными разрядами в полученных результатах (хотя часто в условии задачи так и сказано: «provide at least two values after the decimal point»).
  • Рецензируемые задачи (peer graded assignment). Это совершенно другой тип заданий, которые рассчитаны на кросс-проверку самими участниками курса. Устроены такие задачи обычно так (на примере курсов на тему программирования): вы пишете короткий код, создаёте Markdown-документ и загружаете всё это на GitHub. После этого вам необходимо проверить аналогичные коммиты пяти других студентов, поставить свою оценку за каждую часть и написать краткий комментарий к работе («Well done, good job!» конечно прокатит, но лучше всё же писать что-то более конструктивное). Ваша работа также будет оценена несколькими другими студентами по тому же принципу. В других курсах вместо кода это может быть что угодно ещё - развёрнутый ответ на вопрос, эссе, короткое сочинение… в общем, всё, что может быть качественно оценено коллегами-студентами по курсу.
Сами по себе практические задачи (опять же, беру в качестве примера программерские курсы) бывают совершенно разного уровня:
  • Для новичков: написать три строки кода, закоммитить числовой ответ. Обычно это задачи из курсов совсем начального уровня с минимальными входными требованиями.
  • Чуть менее простые задачи: реализовать алгоритм по формуле из лекций. Иногда заставляет задуматься, но в целом тоже вопросов и затруднений не вызывает.
  • И наконец, настоящие практические задачи с реальными данными. Тут фантазия авторов курса (равно как и возможное число строк кода) ничем не ограничена, и бывает, что чем дальше, тем заковыристей.

Без отрыва от производства

Дистанционное обучение безусловно хорошо тем, что расписание занятий в конечном счёте вы устанавливаете себе сами - главное, вовремя сдавать тесты и задания. Но разумеется, никогда не стоит откладывать занятия до вечера последнего дня. Относитесь к онлайн-курсам примерно как к посещению тренажёрного зала - наибольший эффект дадут несколько тренировок в неделю по полтора часа, а не одно занятие в неделю до изнеможения. Как ни банально это звучит, но очень помогает заранее составить себе примерный план занятий и неукоснительно его соблюдать (например, выделить в неделю три или четыре вечера, которые и отводить на занятия). Разумеется, занятия не должны быть в ущерб основной работе - вряд ли ваш работодатель будет рад тому факту, что вы тратите на занятия половину своего рабочего времени, пусть даже и по профильной тематике. А в идеале, конечно, если онлайн-обучение напрямую связано с направлением и тематикой вашей основной деятельности на работе, то лучше расскажите об этом своему начальнику - он вас наверняка поддержит.

Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота



Расписание уроков

В первое время обучения онлайн вам вдруг может показаться, что нагрузка не такая уж и большая, а когда вы изучите весь каталог курсов, то обязательно захотите попробовать «это», «вот это» и «вот ещё то», и желательно всё сразу. Предостерегаю: лучше так делать не стоит! Одновременно не нужно посещать больше двух онлайн-курсов, и то если они не слишком сложные. Иначе перегрузите голову и не будете успевать выполнять задания. Это же касается и отставания от графика курса: по своему опыту могу сказать, что наверстать даже пару пропущенных недель занятий потом бывает очень сложно.

Обучение на опыте других (работа с наставником) – получение необходимого опыта от более опытного коллеги или руководителя в совместной работе и др.

3. Закрепление за каждым резервистом наставника из числа более опытных коллег/вышестоящего руководителя.

Задача, которую необходимо решить на данном этапе – это создать эффективную систему мотивации самих наставников на выполнение своих функ

Варианты:

– регулярная надбавка за наставничество (ежемесячная/квартальная);

– поощрение наставников, чьи резервисты продемонстрировали лучшие результаты подготовки по итогам прохождения программы развития (или в ходе промежуточной оценки).

При необходимости полезно провести внутренне обучение наставников навыкам передачи опыта и помощи в развитии резервистов.

4. Мониторинг эффективности подготовки резервистов.

Подведение регулярных промежуточных встреч резервистов и их наставников с сотрудниками службы персонала для оценки прогресса в развитии. Своевременная корректировка индивидуального плана развития резервиста в случае необходимости.

Результат этапа: развитие требуемых компетенций резервистов.

Этап 8. Оценка результатов подготовки резервистов.

1. Проведение комплексной оценки качества подготовки резервистов.

Направления оценки:

Оценка производственных результатов – как изменилась производительность труда и результативность резервиста по итогам подготовки (увеличилась/уменьшилась/осталась без изменений);

Оценка результатов прохождения общей программы подготовки и индивидуальных планов развития – насколько улучшились профессиональные и управленческие качества резервиста по сравнению с показателями первичной оценки (при отборе);

Оценка результатов проектной работы – какие результаты получены по итогам выполнения развивающих проектов, определение вклада резервиста в достижение результата.

Методы оценки:

Анализ производственных результатов и достижений резервиста;

Получение обратной связи от наставника резервиста;

Повторная оценка резервиста (см. этап 6, пункт «Основной отбор»);

Анализ результатов проектной деятельности.

2. Подведение итогов программы подготовки резервистов.

По результатам оценки качества подготовки резервистов, принятие решения о:

Поощрении успешных резервистов, продемонстрировавших рост результативности и повышение уровня развития профессиональных и менеджерских компетенций.

Исключении из резерва сотрудников, продемонстрировавших снижение производственных показателей и/или отсутствие прогресса в развитии профессиональных и управленческих компетенций.

Результат этапа: определены резервисты с высоким уровнем готовности для замещения вакантных руководящих должностей.

Этап 9 . Планирование дальнейшей работы с кадровым резервом.

1. При наличии на предприятии открытых целевых вакансий, рассмотрение кандидатов на замещение из числа успешных резервистов.

2. Планирование и организация адаптационных мероприятий для резервиста при вхождении в новую должность.

Составление плана адаптации на новой должности;

Закрепление за резервистом на период адаптации/испытательного срока наставника из числа вышестоящих руководителей для обеспечение необходимой поддержки.

3. При отсутствии на момент окончания программы подготовки резервистов открытых целевых вакансий, планирование мероприятий по удержанию перспективных сотрудников на предприятии.

Резервисты, успешно прошедшие программу подготовки и повысившие свой профессиональный уровень, зачастую «вырастают» из своей текущей должности. Этот факт и отсутствие карьерного продвижения может серьезно снизить мотивацию сотрудника и в крайних случаях, послужить причиной ухода из компании в поисках более перспективной работы. Для минимизации этого риска, полезно спланировать программу по удержанию резервистов в организации.

Программа может включать в себя следующие способы удержания (зависят от возможностей и кадровой политики компании):

Расширение функциональных обязанностей сотрудника, расширение зоны его ответственности и уровня принятия решений (по возможности, добавление части менеджерских функций, например, руководство каким-либо ответственным проектом);

Надбавка к заработной плате;

Предоставление дополнительных социальных льгот;

Организация временных замещений руководителя (на время отпуска, командировки, болезни и др.);

Возможность стать наставником для менее опытных сотрудников;

В любом случае, при выборе методов удержания необходимо также учитывать индивидуальные потребности сотрудника (например, для некоторых сотрудников более важным является материальная составляющая, а для кого-то получение более высокого статуса в компании и т.п.)

Результат этапа: продвижение подготовленных резервистов на вакантные целевые должности, сохранение кадрового потенциала предприятия за счет удержания перспективных сотрудников в кадровом резерве.

2. Проблемы формирования кадрового резерва

кадровый резерв сотрудник мотивация

При формировании кадрового резерва нередко возникают проблемные ситуации. Чаще всего это конфликты в коллективе и недовольство сотрудников. Чтобы этого избежать, нужно обязательно объяснить подчиненным суть и цели создания кадрового резерва, описать потенциальные выгоды, очертить перспективы (однако делать это нужно исходя из реальной ситуации, не внушая ложных надежд).

Еще одна сложность, с которой можно столкнуться при создании кадрового резерва, – нежелание некоторых руководителей участвовать в данном процессе. Они могут аргументировать свое решение тем, что им некогда заниматься обучением подчиненных, да и у самих подчиненных нет на это времени. Однако на самом деле руководитель, скорее всего, просто не хочет терять опытных специалистов. Ведь когда те получат повышение, ему придется искать им замену. Чтобы переубедить таких менеджеров, ответственный за формирование кадрового резерва должен объяснить им, что сотрудники с высоким потенциалом могут просто уйти из компании, если не способствовать их развитию.

Распространена и такая проблема: когда часть сотрудников попадает в кадровый резерв, у тех, кто в него не вошел, может не только появиться зависть по отношению к резервистам, но и снизиться мотивация. Руководители обязательно должны поговорить с недовольными подчиненными, объяснить им, что они получат шанс войти в кадровый резерв, если будут работать более эффективно. Что недостаточно оказаться в резерве – нужно суметь там удержаться, достичь положительных результатов в профессиональном развитии. Ведь по итогам регулярной оценки (один-два раза в год) сотрудника могут исключить из кадрового резерва, а на его место определить другого человека.

В работе с кадровым резервом стоит учитывать и такие рекомендации:

Составьте базу данных о потенциальных кандидатах в кадровый резерв, отметив все компетенции и навыки, которыми обладает каждый из них, чтобы всегда можно было быстро найти человека, подходящего для появившейся вакансии. И постоянно поддерживайте эту базу в актуальном состоянии.