Какая жанровая форма была у бичурина. H

(в монашестве – Иакинф) (29 августа 1777, с. Бичурино Казанской губернии – 11 мая. 1853, г. Санкт-Петербург) - выдающийся русский ученый, востоковед, путешественник, писатель.

Н.Я. Бичурин (Иакинф): энциклопедическая справка

Родился в семье дьякона. В 1786 (или 1787) поступил в Казанскую духовную семинарию, в 1799 окончил Казанскую духовную академию. В 1800–1802 был учителем грамматики в той же академии. В 1802 принял монашество и в сане архимандрита был назначен настоятелем и первым ректором . В 1803 обличен в нарушении монастырского устава и отрешен от должности настоятеля. В духовной семинарии требовал дисциплины, что вызывало жалобы и доносы. По указу Св. Синода от 29 января 1806 лишен сана архимандрита, отрешен от должности ректора с запрещением священнослужения и отправлен преподавателем риторики в Тобольскую духовную семинарию, где работал более года. В мае 1807 назначен начальником пекинской духовной миссии и в июле 1807 выехал из в Пекин.

После возвращения на родину в 1821 был обвинен в расстройстве миссии, нерадивости к миссионерским обязанностям, вторично лишен сана архимандрита в 1823 и простым монахом сослан пожизненно в Валаамов монастырь. В 1826 возвращен в Петербург в Александро-Невскую лавру с обязательством обслуживать переводами Азиатский департамент МИДа. В 1828 за исследования по истории Монголии и Китая избран членом-корреспондентом АН. В 1830 в составе экспедиции был командирован в Забайкалье.

С марта по май 1830 находился в – перед отъездом в Кяхту для научных занятий, где пробыл 18 месяцев и начал преподавание китайского языка. В феврале 1835 вновь был откомандирован в Кяхту на должность преподавателя китайского языка в училище, которое было официально открыто. Специально для Кяхтинского училища написал «Китайскую грамматику» и учебное пособие по китайскому языку. Вернулся в Петербург в 1837.

Автор многочисленных научных трудов и переводов по истории Китая, Монголии, других азиатских народов. По эрудиции, объему изученных им вопросов и масштабу использованных для исследования и переводов китайских источников далеко опередил западноевропейских современников. Сочувственно относился к простому народу Китая. Бичурин общался с Пушкиным, Одоевским, Крыловым, поддерживал знакомство, начатое в 1830, с братьями Бестужевыми, Торсоном и другими декабристами. Награжден тремя Демидовскими премиями, член Азиатского общества в Париже.

Умер в Александро-Невской лавре. В Научной библиотеке Иркутского университета хранятся книги с его автографами.

Сочинения

    Байкал // Северные цветы на 1832 год. - СПб., 1832.

    Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л., 1950–1953. Т. 1–3.

    Записки о Монголии. - СПб., 1828 Т. 1–2.

    Статистическое описание Китайской империи. - СПб., 1842. - Ч. 1–2.

    Земледелие в Китае. - СПб., 1844.

    Китай в гражданском и нравственном состоянии. - СПб., 1848. Ч. 1-4.

    Историческое обозрение ойоратов и калмыков с XV столетия до настоящего времени. - СПб, 1834.

Основные переводы

    Описание Тибета в нынешнем его состоянии. - СПб., 1828. - Ч. 1–2.

    Описание Чжангарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. - СПб, 1833 Ч. 1–2.

Литература

  1. Тихонов Д. И . Русский китаевед первой половины XIX в. Иакинф Бичурин // Учен. зап. ЛГУ. Сер. востоковедческих наук. - 1954. - № 179. - Вып. 4.
  2. Бартольд В. История изучения Востока в Европе и России. 2-изд. - Л., 1925.
  3. Симоновская Л. В. Бичурин как историк Китая // Докл. и сообщения ист. ф-та МГУ. - 1948. - Вып. 7.
  4. Погодин М. П. Биография Иакинфа // Беседы в Об-ве любителей росс. словесности при Моск. ун-те. - 1871. - Вып. 3.
  5. Щукин Н. С. Иакинф Бичурин // Журн. Мин-ва народного просвещения, 1857. Сент.
  6. Моллер Н. С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки // Русская старина. - 1888. - Кн. 8-9.

29.08.1777–11.05.1853

Выдающийся отечественный синолог и монголовед, путешественник, писатель.

Родился в с. Акулево Цивильского уезда (ныне Типнеры Чебоксарского района).

В 1799 г. окончил Казанскую духовную академию; 18 июля 1800 г. принял монашеский сан. В 1808-1821 гг. был начальником Русской духовной миссии в Пекине. В совершенстве изучил китайский язык, перевел ряд китайских трактатов по истории, географии, лингвистике, этике, философии, юриспруденции, астрономии, медицине, сельскому хозяйству. Вернувшись в Петербург в январе 1822 г., опубликовал в 20-х - 1-й пол. 30-х гг. XIX в. ряд переводов китайских источников по истории, географии и этнографии Китая и Центральной Азии. 16 мая 1835 г. открыл в пограничном г. Кяхте первое в России училище для подготовки переводчиков с китайского языка. Преподавание в училище велось на основе научно разработанной им "Грамматики китайского языка", которая была издана в 1838 г. В 1-й пол. 1840-х гг. из-под пера ученого выходят труды и переводы о населении, административном управлении, территориальном делении, законах, судопроизводстве, сельском хозяйстве в современном ему Китайской империи. В 1851 г. было издано подготовленный Бичуриным "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена", где собраны почерпнутые из китайской летописей данные о различных древних племенах, населявших территории Сибири, Средней Азии, Туркестана, Монголии, Среднего и Дальнего Востока в последние века до н.э. и в первые века н.э. Это "Собрание..." использовалось в работах по этногенезу многих народов, в т.ч. и чувашей.

Деятельность Бичурина получила заслуженное признание в России и Европе. В 1828 г. о. Иакинф был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук; в 1831 г. его зачислили в состав Азиатского общества в Париже; четырежды (в 1834 г., 1839 г., 1843 г., 1849 г.) он удостаивался Демидовской премии - высшей в России награды в области науки.

Еще в юношеские годы выступил как зачинатель чувашской поэзии и художественной прозы. Им написаны стихотворения «Сегодня мы...» (на чув. яз.), ода «Сон» (на рус. яз.), «Песня» (на древнегр. яз.). Его просветительская деятельность является важным вкладом не только в чувашскую и русскую, но и в мировую педагогическую культуру. Н. Бичурин перевел ряд китайских трактатов по истории, географии, лингвистике, этике, философии, юриспруденции, астрономии, медицине, сельскому хозяйству и опубликовал некоторые из них.

Основные работы: «Взгляд на просвещение в Китае», «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», «Записки о Монголии», «История первых четырех ханов из дома Чингизова», «Статистическое описание Китайской империи» и др.

Библиография (труды):

1. Бичурин, Никита Яковлевич. Взгляд на просвещение в Китае [Текст] / соч. О.Иакинфа Бичурина. - СПб., 1838. - 75 с.
2. История первых четырех ханов из дома Чингисова [Текст] : с прил. карты походов их в Юго-Вост. Азию / переведено с кит. монахом Иакинфом. - СПб, 1829. - 440 с.
3. Бичурин, Н. Я. Статистическое описание Китайской империи. - М. : Восточный Дом, 2002. - 464 с. - (Классика отечественного и зарубежного востоковедения).
См. обл.
4. Бичурин, Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии / Н. Я. Бичурин (Иакинф) ; сост. Л. Н. Гумилев, М. Ф. Хван. – Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1960. – 757, с.
См. обл.
5. Бичурин, Н. Я. (Иакинф) Ради вечной памяти: поэзия, статьи, очерки, заметки, письма / Н. Я. Бичурин (Иакинф). – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1991 – 350, с.
См. обл.

Библиография:
1. «Çĕршыв чапне çĕклес тесе ĕçлерĕ...»: (Н. Я. Бичурин академик-востоковед çуралнăранпа 225 çул çитнĕ май) / Чăваш Респ. наци б-ки; М. Мазюкина, Н. Ильина хатĕрленĕ ; Г. П. Соловьева ред. – Шупашкар: Чăваш Респ. наци б-ки, 2002. – 15 с.
2. Юмарт, Г. Манăн Бичурин: статьясем, сăвăсем, куçарусем / Г. Юмарт. – Шупашкар: Чăв. патш. гуманитари ăсл. ин-чĕ, 2007. – 31 с.
3. Адоратский, П. С. Отец Иакинф Бичурин: исторический этюд: к 230-летию со дня рожд. Н. Я. Бичурина / П. С. Адоратский; [сост. и предисл. В. Д. Димитриева и А. С. Никитина, отв. ред. А. С. Никитин]. – Чебоксары, 2007. – 128 с.
4. Арсеньева-Бичурина, М. И. Отец Иакинф – кто он? / М. И. Арсеньева-Бичурина. – М. : Рольф, 2002. – 16 с.
5. Бичуринские чтения: регион. науч.-практ. конф. (2006, Тюмень) : докл. и материалы / Ин-т гуманит. исследований Тюмен. гос. ун-та; [редкол.: А. П. Ярков и др.]. – Тюмень: КоЛеСо, 2007. – 104 с.
6. Григорьев, П. Г. Никита Яковлевич Бичурин / П. Г. Григорьев. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960. – 59 с.
7. Денисов, П. В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина / П. В. Денисов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1997. – 272 с. – (Замечательные люди Чувашии).
8. «Древняя китайская история» Н. Я. Бичурина: транскрипция и факсимиле рукописи 1822 года с переводом «Шу цзина», древнекитайский текст оригинала / [транскр. В. М. Майорова и др. ; под общ. ред. В. М. Майорова, подгот. древнекит. текста, факс., справ. указ., прил., указ. В. М. Майорова, Л. В. Стеженской]. – М. : ИДВ РАН, 2014. – 600 с.
9. Денисов, П. В. Никита Яковлевич Бичурин / П. В. Денисов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1977. – 144 с. - См. обложку
10. Денисов, П. В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине / П. В. Денисов. – Изд. 2-е, доп. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. – 334 с., л. цв. фот., фот. – (Замечат. люди Чувашии = Чăвашсен чаплă çыннисем).
11. Димитриев, В. Д. Востоковед Н. Я. Бичурин и Чувашия / В. Д. Димитриев. – Чебоксары, 2002. – 59 с. : портр.
12. Золотов, В. А. Иакинф Бичурин и дело его жизни (1777-1853) : к 230-летию со дня рождения ученого / В. А. Золотов; [пер. с рус. В. А. Иванов и др.]. – Чебоксары; СПб. : [б. и.], 2007. – 74 с.
13. Золотов, В. А. Никита Бичурин – востоковед, литератор, историк и педагог (1777-1853) / В. А. Золотов; под ред. В. Т. Золотова. – Чебоксары, СПб., 2003. – 60 с. : портр.
14. И. Н. А. Отец Иакинф Бичурин: (ист. этюд) / И. Н. А. – Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1886. – 125 с.
15. Кривцов, В. Отец Иакинф: роман / В. Кривцов. – Л. : Лениздат, 1978. – 656 с. - См. обложку
16. Кузнецова, Э. Ф. Начало пути: докум. повесть / Э. Ф. Кузнецова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1979. – 126 с. : ил.
17. Материалы первых Бичуринских чтений, посвященных 236-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина, 9 сентября 2013 г., пос. Кугеси. – [Чебоксары: Новое Время], 2013. – 92 с.
18. Мороз, З. К. Казанский период жизни Никиты Бичурина: экскурсия-прогулка «Бичуринские места в Казани»: к 230-летию со дня рожд. Н. Я. Бичурина / З. К. Мороз. – Чебоксары, 2007. – 84 с.
19. Наследие Н. Я. Бичурина и современность: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), посвящен. 235-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина (о. Иакинфа), 12 окт. 2012 г., г. Чебоксары / С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, Фил. в г. Чебоксары; [гл. ред. С. П. Яковлев, С. Г. Григорьева]. – Чебоксары: Чебоксар. фил. СПбГИЭУ, 2012. – 267 с.
20. Научная и духовно-миссионерская деятельность Н. Я. Бичурина: история и современное значение: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 230-летию со дня рождения Н. Я. Бичурина (18-20 окт. 2007 г., Чебоксары) / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; [ред.-сост. В. С. Григорьев]. – Чебоксары: ЧГИГН, 2009. – 353 с.
21. Никита Яковлевич Бичурин (1777-1853) : науч.-вспом. указ. / М-во культуры, по делам национальностей, информ. политики и арх. дела Чуваш. Респ., Нац. б-ка Чуваш. Респ. ; [сост. Н. А. Епишина, В. В. Григорьева; науч. ред. П. В. Денисов]. – Чебоксары, 2009. – 104 с. - См. обложку
22. Никитин, А. С. Рожденный небом и землей. Встречь солнца: Цинская империя и отец Иакинф: [моногр.] / А. С. Никитин. – Чебоксары: Ин-т туризма и сервиса, 2008. – 368 с. : ил, портр; 20 см. – (Память Чувашии).
23. Преемственность просветительских традиций: материалы научно-практических конференций в честь 235-летия Н. Я. Бичурина и 165-летия И. Я. Яковлева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 279 с. : ил., табл.
24. Сухова, Е. В. Гражданский и научный подвиг Н. Я. Бичурина / Е. В. Сухова. – Чебоксары, 2010. – 52 с.
25. Труженик ревностный – опередивший время / сост. А. С. Никитин; графика А. В. Тихонова; фот. С. В. Журавлева. – Чебоксары: [Б.и.], 2002. – 16 с. : ил., фот.
26. Тулай, В. Чувашский феномен из Китая / В. Тулай. – М. ; Киев: Ассоц. кит. культуры, 2011. – 50 с.
27. Денисов, П. Вилĕме хирĕç / П. Денисов // Тăван Атăл. – 2000. – № 10. – С. 33-41.
28. Никита Яковлевич Бичурин «Иакинф атте» – паллӑ китаевед // Малалла (Ҫӗмӗрле р-нӗ). – 2014. – 14 март. –С. 15: фот.
29. Павлова, О. Унăн сăнарĕ чăваш ӳнерлĕхĕнче / О. Павлова // Тăван ен (Шупашкар р-нĕ). – 2005. – 17 çурла.
30. Пикуль, В. Пушкин юлташĕ çинчен / В. Пикуль // Тăван Атăл. – 1999. – № 3-4. – С. 9-13.
31. Степанов, В. Ăсчах ĕçĕсем – 16 томпа / В. Степанов // Хыпар. – 2006. – 26 ака.
32. Удалова, И. Аслӑ поэт тата Бичурин / И. Удалова // Чӑваш тӗнчи = Чувашский мир. – 2015. – 22 авӑн (№ 5). – С. 23.
33. Удалова, И. Н. Бичуринăн пĕрремĕш сăввисем пичетленнĕренпе 210 çул çитет / И. Удалова // Тăван ен (Шупашкар р-нĕ). – 2005. – 17 çурла.
34. Андреев, А. В. Межличностное и межнациональное воспитание студентов на примере дружбы А. С. Пушкина и Н. Я. Бичурина / А. В. Андреев, В. В. Андреев, Е. В. Васильев // Ученые записки / С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, Фил. в г. Чебоксары. – Чебоксары, 2009. – Вып. 1 (7). – С. 167-171.
35. Арчиков, E. И. Н. Я. Бичурин – первый чувашский ученый-географ / E. И. Арчиков // Известия НАНИ ЧР. – 1998. – № 1. – С. 52-54.
36. Бирюкова, К. В. Миссионер и ученый: О. Иакинф (Бичурин). (Портрет на фоне эпохи) / К. В. Бирюкова // Учен. зап. Орлов. гос. ун-та. – 2013. – № 4. – С. 146-152. - См. текст
37. Бичурин Никита Яковлевич // Энциклопедия чувашской журналистики и печати. – Чебоксары, 2014. – С. 44-45.
38. Владимиров, E. В. Иакинф Бичурин в русской литературе // Владимиров, E. В. Голоса участия и дружбы / E. В. Владимиров. – Чебоксары, 1992. – С. 5-29.
39. Волков, Г. Вечная вершина / Г. Волков // Совет. Чувашия. – 2005. – 21 мая. – С. 2.
40. Данилов, В. Д. Никита Яковлевич Бичурин // Данилов, В. Д. История и культура Чувашской Республики / В. Д. Данилов, Б. И. Павлов. – Чебоксары, 1996. – Часть 1. – С. 74-75.
41. Дмитриев, В. Д. Н. Я. Бичурин и Чувашия / В. Д. Дмитриев // Известия НАНИ ЧР. – 1998. – № 1. – С. 21-51.
42. Иванов, М. На родине Бичурина / М. Иванов; фото автора // Грани. – 2015. – 29 янв. – С. 3.
43. Матвеева, М. И. Вклад Н. Я. Бичурина в развитие отечественного китаеведения / М. И. Матвеева // Проблемы отечественной и зарубежной истории. – Чебоксары, 2009. – С. 114-122. – Библиогр.: с. 122 (10 назв.).
44. Медяков, М. «Мятежный инок» / М. Медяков // С.-Пб. ведомости. – 2002. – 28 сент. – С. 8.
45. Никита Яковлевич Бичурин: 1777-1853. Следопыт Востока // Выдающиеся люди Чувашии. – Чебоксары, 2002. – С. 25-36. – (Б-ка Президента Чуваш. Респ. ; т. 1).
46. Никифорова, Н. И. Духовное образование в педагогическом наследии Н. Я. Бичурина / Н. И. Никифорова // Ашмаринские чтения: материалы Всерос. науч. конф., 19-20 окт. 2006 г., Чебоксары / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2007. – С. 519-523.
47. Павлова, А. Н. Портрет на фоне: роль профессора В. Д. Димитриева в изучении деятельности чувашских просветителей конца XVIII – начала XX веков / А. Н. Павлова // Ист. вестн. – 2014. – № 1 (3). – С. 46-54.
48. Первый китаевед России // Чувашская Республика. Приглашение к сотрудничеству. – Чебоксары, 2012. – [Вып. 12]. – С. 22-23.
49. По следам отца Иакинфа: сцен. вечера-портрета / подгот. ЦБС г. Мариинский Посад // Сел. б-ка = Ял вулавăшĕ. – 2008. – Вып. 10. – С. 89-92.
50. Сидоров, Н. Солнце всходит с Востока: киносцен. / Н. Сидоров; пер. [с чуваш.] З. Романовой // Лик. – 2015. – № 4. – С. 38-89 ; 2016. – № 1. – С. 47-108.
51. Сын чувашского дьякона // Чебоксар. новости. – 2002. – 20 авг.
52. Чибис, А. А. Бичурин Никита Яковлевич / А. А. Чибис // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1: А-Е. – С. 216.
53. Шевницына, О. Ю. Роль Н. Я. Бичурина в популяризации китайской народной медицины в России / О. Ю. Шевницына, И. Г. Артамонов, Н. В. Алексеева // Ученые записки / С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, Фил. в г. Чебоксары. – Чебоксары, 2009. – Вып. 1 (7). – С. 83-86.
54. Ярков, А. П. История жизни и научного подвига / А. П. Ярков // Тăван (Тюмен. обл.). – 2005. – Март (№ 7). – С. 3.


Портрет Н. Бичурина, известный под названием «Благородный китаец в летнем одеянии». Литография А. Орловского. Фоторепродукция 1928 г.
Самые знаменитые путешественники России Лубченкова Татьяна Юрьевна

НИКИТА ЯКОВЛЕВИЧ БИЧУРИН (ОТЕЦ ИАКИНФ)

Отец Иакинф (Бичурин) родился 29 августа 1777 года в селе Бичурине Чебоксарского уезда Казанской губернии.

В 1785 году, в возрасте восьми лет, Никита поступил в Казанскую семинарию, где кроме богословских предметов изучал латинский, греческий и французский языки.

В этой семинарии, являвшейся важным центром подготовки православных деятелей для обширного района (от Волги до «Азиатского» Востока), Никита пробыл около 15 лет, находясь все это время, впрочем, как и сыновья других священнослужителей, на содержании отца.

В семье последнего, кроме Никиты, было еще трое детей: две дочери, Татьяна и Матрена, и сын Илья. Семью нередко посещала нужда, и Яков был вынужден занимать деньги у своих сослуживцев и зажиточных чувашских крестьян. Деньги шли на материальную поддержку Никиты в семинарии, подготовку приданого для подрастающих дочерей и на уход за престарелым отцом.

В 1794 году Никита Бичурин в течение нескольких месяцев возглавлял вместо отца приход села Бичурино, пока Яков лечил свою руку: когда он однажды спал в шалаше в своем приусадебном саду, неизвестные люди отрубили ему четыре пальца на левой руке. Но это не улучшило материального положения семьи Бичуриных.

В то время, когда Никита заканчивал Казанскую семинарию, положение его родных еще больше осложнилось. Умерли его мать и дед, а отец Яков с горя совсем забросил хозяйство. В 1801 году Никита под именем иеромонаха Иосафа удалился в Чебоксарский Троицкий монастырь.

Но, несмотря на существенные трудности, Никита Бичурин был чрезвычайно целеустремленным человеком, обладал хорошими способностями и, как лучший ученик семинарии, пользовался покровительством Амвросия Подобедова, в течение четырех лет руководившего Казанской епархией.

Никита Яковлевич за годы учебы в Казани блестяще выучил греческий и латинский языки, а также французский и немецкий. Он хорошо выучился рисовать и впоследствии сопровождал свои историко-этнографические исследования хорошим иллюстративным материалом.

И наконец, в Казани у Бичурина появился интерес к жизни и культуре других народов, что, видимо, определило его дальнейшую деятельность.

В 1799 году Никита Яковлевич закончил семинарию (в то время уже академию) и стал там же преподавать грамматику. В 1800 году он был пострижен в монахи под именем Иакинф, а затем сделался учителем высшего красноречия.

В 1802 году Бичурин стал архимандритом и чуть позже ректором Иркутской семинарии. Однако биографы Бичурина долго не могли понять, почему молодой, талантливый учитель вдруг стал монахом, хотя ему и удалось сделать хорошую духовную карьеру.

Отец Иакинф (Бичурин) известен нам прежде всего своими духовными миссиями в Китай. Об этих миссиях он впервые услышал, еще учась в духовной семинарии, ибо в их состав включались представители казанского духовенства и студенчества. Официально эти духовные миссии возникли еще в 1716 году для удовлетворения религиозных нужд сибирских казаков-албазинцев, живущих в Пекине с конца XVII века.

Московское правительство заключило договор с Китаем, согласно которому состав духовной миссии в Пекине менялся через каждые семь лет. По различным причинам сроки пребывания членов миссии в Пекине увеличивались, а из России не всегда поступало жалованье, что значительно ухудшало материальную жизнь монахов: некоторые миссионеры просто умирали от голода.

Подбор кандидатур для каждой миссии являлся для Синода и Коллегии иностранных дел непростой задачей.

Никита Яковлевич Бичурин стал начальником 9-й по счету духовной миссии в Китай.

Научно-познавательный материал по истории и этнографии народов Зарубежной Азии, накопленный в период первого столетия существования русской духовной миссии в Пекине, был очень скудным. Поэтому крайне важен тот факт, что отец Иакинф с первых дней пути по своей личной инициативе вел подробный дневник, который явился результатом общения с жителями Китая и Монголии, их бытом, хозяйством, обычаями и т.п. Записи в дневнике датируются сентябрем 1807-го по январь 1808 годов, то есть тем временем, когда миссия шла из Кяхты к Пекину. Бичурин не решился отдать сей материал для публикаций, лишь сравнительно небольшая его часть была использована в первом оригинальном труде «Записки о Монголии», который увидел свет в Петербурге в 1828 году.

Иакинф Бичурин знал, что успешность деятельности церковной миссии и осуществление его (Бичурина) личных научных интересов зависят от того, как удастся установить контакты с местным населением. Бичурин, наблюдая за жизнью албазинцев пришел к выводу, что почти вековая миссионерская деятельность принесла мало пользы. К моменту прибытия 9-й миссии среди албазинцев православными являлись лишь 35 мужчин, и то большинство из них не носило христианских имен и не знало русского языка. «Соблюдение» ими православия приходилось поддерживать материальными вознаграждениями и фиктивными должностями в миссии. Миссия Бичурина могла материально подкупать албазинцев лишь в первое время, но потом деньги кончались, а православных в Пекине осталось всего 22 человека.

Пока миссия располагала достаточным количеством денег, склонность ее участников к жизни в миру, а отца Иакинфа к ученой деятельности, явно не обнаруживалась. Но вскоре деньги из Петербурга приходить перестали по причине начавшейся Отечественной войны 1812 года. О существовании миссионеров в Пекине вспомнили лишь после Венского конгресса. И Бичурину пришлось решать следующую проблему: обращать ли в христианство албазинцев или спасать от голодной смерти себя и своих подчиненных? Иакинф выбрал второе и начал распродавать церковные дома и земли и закладывать церковные вещи, за что впоследствии Синод обвинил его в вероотступничестве. Однако, несмотря на эти радикальные меры, члены миссии продолжали бедствовать и голодать. Постепенно прекращались службы в Успенской и Сретенской церквах, одежда монахов была настолько изношена, что им пришлось надеть китайские костюмы. Среди миссионеров не было врача, и многие умерли от различных болезней или сошли с ума. Так что Иакинф Бичурин как миссионер до конца жизни подвергался гонениям, но зато приобрел известность как ученый.

Монах-миссионер Н.Я. Бичурин являлся первым русским ученым, начавшим глобальное изучение истории народов Центральной и Средней Азии, взяв за основу источники на восточных языках. В частности, Бичурин единственный из всех миссионеров выучил китайский язык, не располагая ни словарями, ни соответствующей литературой. Иакинфу пришлось обращаться за помощью к миссионерам римско-католической церкви, которые достали ему плохонький китайский словарь Базиля де Глемона с латинским переводом. Учить по такому пособию китайский язык было решительно нельзя, и Бичурин воспользовался древним способом: общением с местным населением в повседневной жизни.

Одновременно Бичурин начал изучать труды и письменные источники по истории, географии, этнографии, медицине и другим областям знаний народов Китая, Маньчжурии, Монголии, Туркестана и др. Стремясь побольше узнать о научной деятельности западных востоковедов, Никита Яковлевич тщательно изучил их произведения, хранившиеся в библиотеке португальской католической миссии в Пекине.

31 июля 1821 года церковная миссия Бичурина возвратилась из Пекина в Кяхту, а затем двинулась в Россию.

Естественно, в Петербурге Бичурина ждали доносы, написанные на него иркутским губернатором Трескиным и архимандритом Каменским. С 1822 года Синод и Министерство духовных дел начали готовить против монаха обвинение. Бичурин сидел под стражей в келье Александро-Невской лавры и поддержать его было некому: прежний покровитель Амвросий Подобедов уже умер, и его место теперь занял любимец Аракчеева Серафим. Церковный суд приговорил Н.Я. Бичурина к тюремному заключению в монастыре на острове Валаам. Первоначально местом заключения избрали Соловецкий монастырь, но поправку внес Александр I.

Находясь в тюрьме, Иакинф продолжал работать: он закончил перевод двух классических произведений китайской науки - историко-географических сочинений «Тунцзянь ганму» и «Дайцин и тунчжи», - начатых еще в Пекине.

В заключении Бичурин находился до 1826 года. Все это время видные чиновники Азиатского департамента Е.Ф. Тимковский и П.Л. Шиллинг, друзья Бичурина, добивались его освобождения. Наконец сдался министр иностранных дел, граф Нессельроде, который, учитывая отсутствие в министерстве ученых специалиста по Китаю и Центральной Азии, представил Николаю I ходатайство о причислении отца Иакинфа к Азиатскому департаменту. Специальным указом император перевел Иакинфа в Александро-Невскую лавру, чтобы тот в связи с блестящим знанием китайского и маньчжурского языков «мог быть полезен в Государственной коллегии иностранных дел». Тимковский и Шиллинг добились также, чтобы монах Иакинф получал ежегодно жалованье в 1200 рублей и 300 рублей на книги и пособия. Таким образом друзьям удалось не только вызволить Бичурина из тюрьмы, но и устроить его на достойную работу с хорошим жалованьем.

Начался самый блестящий период жизни Бичурина - время его неутомимой научной и общественной деятельности.

Наивысший творческий подъем Н.Я. Бичурина приходится к 1827–1837 годам, когда он почти полностью выполнил свои планы научных исследований в области востоковедения. Научные труды Бичурина получили высокую оценку не только в России, но и за границей. Весьма знаменательным оказался для отца Иакинфа 1828 год, когда Российская академия наук избрала его членом-корреспондентом по разряду литературы и древностей Востока. Это назначение являлось высоким признанием научной ценности трудов Бичурина в области востоковедения и позволяло продолжать публикацию результатов исследований. С Академией наук Никита Яковлевич Бичурин сотрудничал до конца жизни.

В 1830 году Бичурин покинул Петербург и уехал в новую экспедицию в азиатскую часть России. Будучи там, он обратился к К.В. Нессельроде, чтобы тот разрешил ему «предстать» перед Синодом и сложить с себя монашеское звание, ибо оно мешает ему исполнять служебные обязанности. Нессельроде, уважая ученые заслуги отца Иакинфа, 29 мая 1831 года обратился с этим вопросом к обер-прокурору Синода князю Мещерскому. Однако противники Бичурина не захотели так просто сдаться и не сняли с него монашеского сана, хотя это было возможно. Поэтому Никите Яковлевичу пришлось до самой смерти оставаться отцом Иакинфом, а синодальное начальство, следовательно, не было лишено права следить за его деятельностью и при случае ехидно высказываться на сей счет.

Активная деятельность Н.Я. Бичурина в составе Забайкальской экспедиции П.Л. Шиллинга существенно обогатила востоковедческую науку новыми приобретениями: например, библиотеки пополнились уникальным собранием тибетских, монгольских и китайских книг.

Деятельность Никиты Яковлевича не ограничивалась историко-этнографическими и статистическими исследованиями. По приезде в Кяхту он начал добиваться там создания школы китайского языка для детей кяхтинских купцов. В России же у него была идея создания учебного заведения для переводчиков китайского языка, столь необходимых для укрепления русско-китайских торговых отношений.

11 января 1834 года таможенное начальство Кяхты, заинтересованное в успешном функционировании училища, направило в Азиатский департамент ходатайство о назначении Бичурина учителем китайского языка, хотя бы на некоторое время. Департамент дал согласие, и в феврале 1835 года Бичурин уехал в Кяхту.

Никита Яковлевич много внимания уделял учебно-методологическим вопросам преподавания китайского языка. Специально для Кяхтинского училища он написал учебник «Китайская грамматика». Большую помощь в педагогической деятельности отцу Иакинфу оказывал его помощник К.Г. Крымский, бывший студент десятой духовной миссии в Пекине.

Никита Яковлевич Бичурин является автором довольно большого количества книг о Китае и соседних странах. Наиболее фундаментальным его трудом по этой теме является «Статистическое описание Китайской империи». Книга состоит из двух частей: в первой излагаются политические, исторические и географические сведения о Китае, во второй - такие же сведения о Маньчжурии, Монголии, Туркестане. За этот труд о. Иакинф в 1843 году получил (уже в третий раз) Демидовскую премию.

В последние годы жизни о. Иакинф тяжело болел. Он раздал все свои ранее написанные труды по библиотекам, а собранные коллекции - по музеям. В его личной библиотеке остались лишь рукописи и книги, необходимые для непосредственной работы, ибо вплоть до самой смерти он продолжал писать.

Судьба Н.Я. Бичурина сложилась так, что умирал он без родных и друзей, в маленькой келье Александро-Невской лавры, в окружении монахов, которые совершенно о нем не заботились.

Никита Яковлевич Бичурин умер в возрасте 76 лет 11 мая 1853 года. Родным и близким о. Иакинфа не только не сообщили о его смерти и не дали им впоследствии даже взглянуть на его келью, но и его самого похоронили скромно, поставив на могиле обычный крест без надписи.

Из книги Против кого дружите? автора Стеблов Евгений

Никита «Кого трахать будете?»Одна из самых больших, а может быть, и самая большая дружба в моей жизни связывала меня с Никитой Михалковым. Мы и теперь дружны. Судьбы наши переплетены. Да, теперь мы скорее дружны памятью о том, что было меж нами. Дружны ностальгией. В повести

Из книги Низкие истины автора Кончаловский Андрей Сергеевич

НИКИТА Ребенок - маленькое животное, хищник, потребитель. Все время чего-то требует и ничего не дает - могу судить об этом по своим детям: им все время нужно что-то - еда, внимание, тепло, обновки, игрушки. Наверное, это и есть проявление инстинкта жизни - великая сила!То,

Из книги Марина Цветаева автора Швейцер Виктория

Сергей Яковлевич И, наконец, – чтоб было всем известно! - Что ты любим!любим!любим! – любим! - Расписывалась – радугой небесной. Занавес опустился. Всё, что произойдет с Эфроном дальше, будет совершаться в страшной темноте кулис НКВД/КГБ и лишь частично выйдет на свет

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

Никита 1. «Умоляю, роди сына…» Говорят, когда рождается сын, Бог дает матери третью руку.Отец Фатьянов мечтал о наследнике, как любой мужчина, и жену в роддом на этот раз он отправил загодя, помня опыт билльярдной.Он часто приходил справляться о ее самочувствии, ожидая

Из книги Эй, там, на летающей соске! автора Романушко Мария Сергеевна

НАШ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ Уже трудно это представить, но когда-то мы были не знакомы. С нашим дорогим Александром Яковлевичем.Мы познакомились семь лет назад.А произошло это так:В один прекрасный день я получила письмо от читателя. Это был действительно прекрасный день.

Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья Владимирович

Отец Дорофей и «отец» Иаков В то трудное время велась повседневная борьба не только с теми, кто пролезал к нам из враждебного лагеря. И среди нас были такие, которых приходилось крепко осаживать. В Кальнике еще, в первый же день знакомства с частью, я пошел искать комиссара

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

АРКАДИЙ И НИКИТА (Разговор с Л. Абрамовой)- Аркадий Владимирович Высоцкий… Я знаю, что в школе он увлекался астрономией, даже проводил экскурсии в Московском планетарии.- Да, Аркадий закончил математическую школу, он увлекался астрономией. Но чем старше он становился,

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Отец Димитрий и отец Василий Священники, служившие у нас в Гребневе, как будто своим долгом считали посещать наш дом. А менялись они часто. Отец Владимир вел список как настоятелей и «вторых» священников, так и дьяконов. За сорок лет было только два раза, когда священники

Из книги Демидовы: Столетие побед автора Юркин Игорь Николаевич

Священники отец Иван Зайцев, отец Аркадий Когда арестовали отца Димитрия Дудко, священников в Гребневе все равно продолжали менять довольно часто. Настоятелем шесть лет был отец Иван Зайцев, который усердно занимался реставрацией погоревшего зимнего храма. Его

Из книги Круг общения автора Агамов-Тупицын Виктор

Как жил Никита Жил по-прежнему в разъездах. Сведшую его в могилу болезнь он привез, по Афремову, тоже с дороги («Возвратясь больным с своих уральских заводах… скончался…»).Как было не ездить? Производство находилось в двух взаимоудаленных местах. Оно было прочно

Из книги Гумилев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги С. Михалков. Самый главный великан автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Отец Степан Яковлевич Гумилев Орест Николаевич Высотский:Степан Яковлевич в 1850 году поступил в Рязанскую духовную семинарию и «по окончании полного курса среднего отделения вследствие его прошения для продолжения ученья в светском учебном заведении, при согласии

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

Никита Михалков Отец (киноповесть) От составителяПеред вами почти полное воспроизведение текста фильма «Отец». Убирать бытовое косноязычие прямой речи и диалогов – значит лишить этот текст живого дыхания, искренности и волнения. И мы не стали заниматься этим

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

Из книги 101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда автора Белов Николай Владимирович

Никита «От отца мне достались жизнь, гены, внешнее сходство…» Безусловно, пример отца сыграл роль в выборе профессии младшего сына – Никиты. Уже в десятом классе он сказал, что будет актером. Но с первого раза в театральный вуз не поступил. Год работал на военном заводе –

Из книги автора

Никита Кожемяка Так же как Илья Муромец и его товарищи по заставе, Никита Кожемяка является героем былин киевского цикла. Но относится он уже к другой категории защитников земли русской, не просто богатырей-пограничников, основным занятием которых была защита рубежей

Биографический словарь, т. 1-4

(в монашесте о. Иакинф) (27.08.1777, с. Акулово Цивильского у. Казанской губ. - 11.05.1853, Петербург), востоковед-китаевед, чл. - кор. АН, почет, б-рь. ПБ с 1829.


Родился в семье дьякона. В 1785-99 учился в Казанской духовной семинарии. По завершении учебы оставлен в семинарии в кач-ве учителя информатория. В 1800 Б. пострижен в монашество под именем о. Иакинфа и определен иеромонахом Петерб. Александро-Невской лавры. Продолжал служить в Казани: в 1800 - преп. Духовной акад., а с нояб. 1801-управителем Казанского Иоановского монастыря. В 1802 переведен в Иркутск архимандритом Вознесенского монастыря и ректором духовной семинарии. В янв. 1806, в связи с конфликтом с семинаристами и нарушением монашеского обета, Б. лишен Синодом звания архимандрита, должности ректора семинарии и настоятеля монастыря и переведен преп. риторики в Тобольскую духовную семинарию. В 1807 назначен начальником девятой духовной миссий в Пекине и архимандритом правосл. монастыря, где и служил с 1808 по 1821, занимался изучением кит. яз., пер. христ. богослужебных кн. на кит. яз. и кит.источ. на рус. По возвращении в янв. 1822 в Петербург Б. Синодом лишен сана архимандрита за пренебрежение миссионерскими обязанностями, растрату церк. имущества и разные "блудодеяния", приговорен к вечному поселению в Соловецкий монастырь (замененный Александром I на Валаамский). В нояб. 1826 по многочисл. ходатайствам ему разрешено возвратиться в Петербург; был зачислен на службу переводчиком Азиат, деп. М-ва иностр. дел, однако, с обязат. жительством в Александро-Невской лавре под надзором монастырских властей. В 1830-31 в составе науч. экспедиции под руководством П. Л. Шиллинга Б. был в Забайкалье; начал обучение детей местных купцов кит. яз. в г. Кяхте. По его проекту в 1835 здесь создано первое училище кит. яз.

В Петербурге у Бичурина устанавливаются связи в лит. и науч. кругах, с А. С. Пушкиным, Н. А. Полевым, М. П. Погодиным и др. Он частый гость субботников В. Ф. Одоевского.

К нач. 1814 Публичная библиотека располагала небольшим китайским фондом, в ней находилось лишь 34 кн. на кит. и маньчжур. яз. К 1843 фонд насчитывал уже 1842 назв. Были установлены контакты со служащими рос. духовной миссии в Пекине, при содействии к-рых уже в 1821 приобретено большое число кн. по истории и этнографии Китая, а также слов. Участие в этом принимал и Б. В 1824 от его имени в ПБ поступили сост. им 49 рисунков кит., маньчжур., монг., кор. и Туркестан, нац. костюмов. Б-ка не располагала сотр., способными сделать описание растущего фонда. А. Н. Оленин считал, что эту работу мог бы выполнить Б. Получив разрешение ими. на привлечение Б. к описанию кит. и маньчжур, кн., 16 янв. 1829 Оленин обращается к министру с письмом, где просит утвердить Б. почет, б-рем. 23 февр. 1829 министр утвердил его почет, б-рем ПБ, при этом было определено, что в случае выполнения каких-либо поручений по Б-ке ему будет выплачиваться "на проезд его из Лавры" денежное пособие в 600 р. в год. Хранителю Отд-ния рукописей А. X. Востокову было дано распоряжение допустить Б. к работе в отд-нии для разбора и описания кн. и рукописей. Б. приступил к этой работе, в кон. 1829 завершил ее, составив "Реестр китайских и маньчжурских книг, находящихся в Императорской Публичной библиотеке", представлявший, по оценкам специалистов, "первую в русском китаеведении и маньчжуроведении аннотированную библиографию". В 1839 Б. по просьбе АН составил описание кит., маньчжур, и япон. кн. из коллекции П. Л. Шиллинга, поступившей туда после смерти владельца. В 1929 в ПБ поступило из Александро-Невской лавры 14 рукописей Б. по истории, археологии, законодательству Китая.

Первая науч. публ.- ст. "Указы и бумаги, относящиеся до английского посольства, бывшего в Пекине в 1816", без указания авт. с прим. ред. о том, что пер. получен с кит. границы - появилась в журн. "Сев. арх." в 1825, когда Б. находился в Валаамском монастыре. После возвращения в Петербург в 1826 одна за др. появляются кн. Б., пер. и ориг. соч. Высокий науч. уровень тр. Б. получил признание пер. его соч. на зап - европ. яз., присуждением ему АН четырежды Демидовской премии (за тр. "Историческое обозрение ойратов, или калмыков с XV столетия до настоящего времени", "Китайская грамматика", "Статистическое описание Китайской империи", "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена"), избранием его в дек. 1828 чл.-кор. АН по разряду ист. и полит, наук и д. чл. Азиат, о-ва в Париже в 1831, переизд. (и изд. ранее не опубл.) нек-рых из его тр. спустя десятилетия (в 1908 в Пекине - "Китайская грамматика", в 1953 АН СССР - "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена", Л. Н. Гумилевым и М. Ф. Хваном в 1960 "Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии", в 1991 в Элисте "Историческое обозрение ойратов, или калмыков с XV столетия до настоящего времени").

Похоронен на Лазаревском кладб. Александро-Невской лавры в Петербурге.

Соч.: Описание Тибета в нынешнем его состоянии. Т. 1-2 (СПб., 1828); История первых четырех ханов из дома Чингисова, с картою походов их в Монголию, так и внутри Китая (СПб., 1829); Описание Пекина: С прил. плана сей столицы, снятого в 1817 г. (СПб., 1829); Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнейшем и нынешнем его состоянии. Т. 1-2 (СПб., 1829); История Тибета и Хухонора с 2282 г. до Р. X. по 1227 год по Р. X. Т. 1-2 (СПб., 1833); Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с XV столетия до настоящего времени (СПб., 1834); Китайская грамматика. Т. 1-2 (СПб., 1838); Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение (СПб., 1840); Статистическое описание Китайской империи. Т. 1-2 (СПб., 1842); Китай в гражданском и нравственном его состоянии. Т. 1-4 (СПб., 1848); Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1-3 (СПб., 1851); О. Иакинф Бичурин: Автобиогр. зап. //Уч. зап. АН по 1. и 3. отд-ниям. Т. 3, вып. 5. СПб., 1885; Ради вечной памяти / Сост. В. Г. Родионов. Чебоксары, 1991.

Справ.: БСЭ; СИЭ; АН СССР: Перс, состав; Брокгауз; РБС; Рус. писатели.

Лит.: Отец Иакинф Бичурин: (Ист. этюд). Казань, 1886; Моллер Н. С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки //PC. 1888. № 9; Краткий отчет рукописного отделения за 1914-1938. Л., 1940; Тихонов Д. И. Русский китаевед первой половины XIX века Иакинф Бичурин //Уч. зап. ЛГУ. № 179. Сер. востоковед, наук. 1954. Вып. 4; Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1. М., 1955; Федоренко Н. Т. Иакинф Бичурин, основатель русского китаеведения //Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1974. Т. 33, № 4; Денисов П. В. Никита Яковлевич Бичурин: Очерк жизни и творч. деятельности ученого-востоковеда. Чебоксары, 1977; Н. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение: (К 200-летию со дня рождения): Материалы конф. Ч. 1. М., 1977; Скачков П. Е. Очерки по истории русского китаеведения. М., 1977; Черейский Л. А. Пушкин и его современники. 2-е изд. Л., 1988; История отечественного востоковедения до середины XIX века. Л., 1990; Яхонтов К. С. Китайские рукописи и ксилографы Публичной библиотеки: Каталог. СПб., 1993.

История ПБ. С. 33.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1828, № 17; 1829, № 6; 1830, № 39; Арх. Ин-та востоковедения РАН. Ф. 7.

Иконогр.: БСЭ; СИЭ; Денисов П. В. Указ. соч.

Ученый-историк, географ и языковед,один из первых крупнейших русских китаеведов


Бичурин Никита Яковлевич (отец Иакинф) (1777 - 1853) - яркая и самобытная фигура в науке. Один из первых крупнейших русских китаеведов, он сформировался как ученый - историк, географ и языковед, несмотря на все ограничения, связанные с монашеским саном и должностными обязанностями духовного чина, и по заслугам прослыл вольнодумцем и «атеистом в рясе». Он своим трудом оказал неоценимые услуги сближению и взаимному пониманию русского и китайского народов. Бичурин хотя и имел предшественников, но по существу открыл для отечественной и мировой науки ценнейшие богатства китайской официальной историографической литературы (дииастийные хроники, так называемые «доклады с мест», присоединявшиеся к хроникам описания путешественников и т. д.). Он был первым, кто, базируясь на этих источниках, проверяя их личными наблюдениями, открыл своими исследованиями взорам ученых и массового читателя широкие горизонты исторической географии Северного Китая, Тибета, Кореи, Монголии, а также государств Средней Азии (в то время не входивших в пределы России). Изучение этих стран, политический интерес к которым неуклонно нарастал, в русской и западноевропейской науке тогда еще только начиналось. Бичурин - человек со сложной и необычной биографией. В начале его жизни биография его полна пробелов, неясностей и изломанных линий. Здесь мы ограничимся лишь краткими сведениями. Бичурин родился в селе Шини (ныне Бичурине) Свияжского уезда Казанской губернии в семье «дьячка Иакова» 29 августа 1777 г. Недолго проучившись в классе нотного пения Новокрещенской школы, он затем перешел в Казанскую семинарию, которую и закончил блестяще в 1799 г. В 1800 г. он уже сам преподает в Казанской семинарии (преобразованной в духовную академию). В 1802 г. был пострижен в монахи, принял духовный сан и был наречен в монашестве Иакинфом. Бичурин получил назначение архимандритом в Вознесенский монастырь в Иркутске, где стал одновременно и ректором семинарии. Вскоре, уже в 1803 г. (как пишут биографы, «вследствие нарушения монастырского устава»), отец Иакинф был сослан в монастырь в г. Тобольск, где также был преподавателем риторики в семинарии. Его широкая образованность и живой интерес к истории, быту и культуре народов Восточной Азии (монголов, китайцев и др.), особенно в период пребывания в Иркутске, были широко известны. Вероятно, поэтому в 1805 г, при подготовке к отправлению в Китай девятого состава духовной миссии в Пекине Бичурин был синодом назначен начальником этой миссии и архимандритом Сретенского монастыря в Пекине. Окончательное утверждение состава миссии состоялось лишь к концу 1807 г. Выездом ее в Пекин в сентябре 1807 г. и заканчивается по существу первая часть его жизни. Прибыв в январе 1808 г. в столицу новой для него и сказочной для его современников страны, отец Иакинф со всей присущей ему энергией принялся за изучение Китая, нравов и обычаев китайского народа, овладел китайским языком - разговорным и литературным, что открыло ему доступ к сердцу народа и к сокровищницам китайской географической, исторической и этнографической литературы. За 14 лет пребывания в Китае Бичурин приобрел (и затем вывез в Россию на караване из 15 верблюдов) исключительное по научной ценности собрание китайских и иных изданий и рукописей, на долгие годы послуживших ему источником для разнообразных научных изысканий. Поглощенный научными занятиями, он настолько запустил свои «пастырские» дела, что состояние руководимой им миссии оказалось плачевным. В результате, по отозвании Бичурина в Россию в 1821 г., он был сослан в Валаамский монастырь. Вырвавшись из ссылки лишь в 1826 г. по особому ходатайству министерства иностранных дел, нуждавшегося в нем, как знатоке языков в быта народов Восточной Азии, отец Иакинф был причислен к Азиатскому департаменту. Однако и в дальнейшем, при последующих попытках (1831), освободиться от монашества ему не удалось. Будучи «оставлен на жительство» в келье Петербургской Александро-Невской лавры (т. е. вынужденный и далее терпеть гнет монастырской жизни и находиться под постоянным надзором со стороны начальства лавры), он принялся за подготовку

к печати своих переводов и исследований. Первые научные статьи его были опубликованы в 1827 г., первые труды («Записки о Монголии» и «Описание Тибета») - в 1828 г. До конца дней своих Бичурин напечатал ряд крупных работ (общее число их 12) и десятки статей, которые печатались в 20 различных периодических изданиях. Интересно отметить, что, обогатив российскую географическую науку ценнейшими сведениями о странах и народах, до того малоизвестных или почти неизвестных, сам Бичурин вплоть до 1842 г. считал свою деятельность подготовительной к достижению основной своей цели - изданию полного описания Китая. В предисловии к «Статистическому описанию Китайской империи» (впервые напечатано в 1842 г.) (1) он писал: «...цель всех, доселе изданных мною разных переводов и сочинений, в том состояла, чтобы предварительно сообщить некоторые сведения о тех странах, через которые лежат пути, ведущие во внутренность Китая. Порядок требовал прежде осмотреть Тибет, Тюркистан и Монголию, т. е. те страны, которые издавна находятся в тесных связях с Китаем и через которые самый Китай имеет связи с Индией, Среднею Азией и Росии. Свой двухтомный труд «Статистическое описание Китайской империи» Бичурин считал лишь первым шагом к осуществлению этой цели всей его жизни. При этом не открытие Китая и сопредельных ему стран для русского читателя (каковым фактически были в целом взятые его труды) ставил себе в заслугу ученый, а лишь возможно более широкое освещение различных сторон жизни народов Китая. Описывая отдельные области Китайской империи, Бичурин благодаря своим «подготовительным» работам смог не только дать детальное описание местной флоры и фауны, но и указать, что именно является в каждой из областей действительно местным и что привнесено извне благодаря деятельности человека. «При описании местных естественных произведений, - пишет он, - я отметил в примечаниях дерева и растения, вывезенные в Китай из-за границы. Из сих примечаний можно влдеть, что собственно принадлежит климатам и почвам Китая и что заимствовано им из других стран света» . Бичурин прекрасно знал труды своих предшественников (особенно русских) и высоко ценил многие из них (например, изданный в 1784 г. многотомный труд И. Россохина и А. Леонтьева «Обстоятельное описание происхождения и состояния маньчжурского народа и войска, в осьми знаменах состоящего») как основанные на первоисточниках. В своих трудах он постоянно указывал, какие именно материалы им использованы. Вместе с тем в течение всей своей научной деятельности немало сил и труда затратил Бичурин на борьбу против путаницы в сведениях о народах и странах Восточной Азии, возникшей в западноевропейской и русской науке того времени в результате некритического пользования первоисточниками, недостаточного знания языков народов Азии переводчиками и исследователями или же в результате нарочитого искажения этих сведений некоторыми авторами современных Бичурину предвзятых и поверхностных работ. Он показал, что погрешности встречаются и в трудах монгольских и китайских авторов. В предисловии к «Статистическому описанию Китайской империи» он пишет: «...Ошибочных мест открылось несколько на юго-западных пределах Китая и в Восточной Монголии. Что касается до Западной Монголии и частию Восточного Тюркистана, то надлежало почти десятую часть во многом изменить. Погрешности на картах наиболее относились к озерам и рекам» (там же, стр. XIV). Причину этой путаницы и наличия значительных пропусков в исторической географии Восточной Азии Бичурин видел также в неумении или нежелании сопоставлять данные различных источников. Его же собственные труды, как правило, снабжены «Прибавлениями» (как скромно именуются эти словники, представляющие собой краткие историко-географические справки). Советскому читателю кажется странным, что необходимость таких «Прибавлений» Бичурину приходилось доказывать: «Многим, может быть, излишними покажутся, - пишет он, -- прибавления с описанием древних городов, существовавших некогда в Маньчжурии и Монголии, и также древние китайские названия гор и рек в тех же странах» (там же, стр. ХХIII). Труды его высоко о

ценивались современниками. Читателя привлекала широта интересов Бичурина, огромность и неизвестность территорий, охваченных его исследованиями, глубина понимания им источников и точность их перевода, а также особенно редкое тогда дружественное отношение к изучаемым народам стран Востока, стремление без предвзятости представить их быт, обычаи, культуру, их вклад в культуру общечеловеческую. Великий современник его А. С. Пушкин, дружески встречавшийся с Бичуриным и хорошо знавший его как ученого писал: «Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков обязаны мы отцу Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком» (1). Столь же высокой была оценка знаний Бичурина и в среде виднейших западноевропейских ученых. Так, известный французский синолог Станислав Жюльен в доказательство своей правоты в споре с Потье относительно точности перевода китайских источников приводил, как наиболее авторитетное, отрицательное мнение Бичурина о переводах Потье. На европейские языки (французский, немецкий) переведены труды Бичурина: «Записки о Монголии...» (географическое, политическое и экономическое описание Монголии, 1828), «Описание Тибета в нынешнем его состоянии с картою дороги от Чен-Ду до Хлассы», «Описание Пекина, с приложением плана сей столицы, снятого в 1817 г.» и др. Под скромным подзаголовком «К описанию Пекина» скрыт огромный, невероятный по затратам энергии труд Бичурина по топографической (с промером в шагах) съемке города, треть которого была запретна и открывалась для посещения лишь в самых исключительных случаях. Как ученый-географ Бичурин огромное значение придавал картам. Его описание отдельных стран и всей северной зоны Центральной и Восточной Азии, равно как и статьи о пройденных им маршрутах и описания городов, снабжены максимально документированными картами, планами и т. д. Как уже упоминалось, в значительной части эти карты строились на материалах, собранных им лично. В тех же случаях, когда не имелось возможности пройти по изображаемому маршруту самому, он стремился уточнять данные источников перекрестным сличением сведений из оригинальных источников китайских и иных. Так, например, им составлена упомянутая выше карта пути от Чен-Ду до Хлассы (Лхасы). Глубокое знание восточноазиатской (в первую очередь китайской) географической и исторической литературы позволило ему впервые поставить (и в ряде случаев правильно разрешить) вопрос о соответствии названий и о местонахождении упоминаемых различными источниками рек, гор, озер и населенных пунктов. Круг научных интересов Бичурина не ограничивался чисто географическими проблемами. Его интересовали (и были предметом его исследования) вопросы политической истории, этнографии, экономики, языкознания, истории культуры народов и стран Восточной и Центральной Азии. С полным основанием утверждая, что географию и историю страны нельзя изучать без знания языка народа изучаемой страны, Бичурин занялся вопросами лексического состава и грамматического строя китайского языка, составил при этом свой словарь на 12 000 иероглифов (уточняя материал, он четырежды его переписал), подготовил и издал первую в России обстоятельную «Грамматику китайского языка - Ханьвынь-цимын». При этом он разработал свою (отличную от применяемой в трудах предшественников и преемников) транскрипцию произношения (фонетики) китайских иероглифов русскими буквами. Таков далеко не полный перечень проблем и трудов Бичурина, в которых им за 46 лет его научной работы сделаны открытия или сказано первое слово. В научной деятельности Бичурина обращает на себя внимание его высокая принципиальность, полное отсутствие преклонения перед авторитетами. Горячего патриота русской науки глубоко возмущало превознесение мнимых заслуг дутых заграничных научных авторитетов. Он писал: «Если бы мы, со времен Петра Первого доныне, не увлекались постоянным и безразборчивым подражанием иностранным писателям, то давно бы имели свою самостоятельность в разных отраслях просвещения. Очень неправо думают те, которые полагают, что западные европейцы давно и далеко оп

ередили нас в образовании, следовательно, нам остается только следовать за ними. Эта мысль ослабляет наши умственные способности, и мы почти в обязанность себе ставим чужим, а не своим умом мыслить о чем-либо. Эта же мысль останавливает наши успехи на поприще образования в разных науках. Если слепо повторять, что напишет француз или немец, то с повторением таких задов всегда будем назади и рассудок наш вечно будет представлять в себе отражение чужих мыслей, часто странных и нередко нелепых» Цитируется по первому тому сочинений Н. Я. Бичурина (Иакинфа), изд. АН СССР, 1950.Примечательно, что высоко ценимый русской передовой общественностью, любимый ее лучшими представителями (в их числе были, кроме А. С. Пушкина, декабрист Н. А. Бестужев, В. Г. Белинский и другие), Бичурин снискал ожесточенную враждебность не только у Булгарина, но и у барона Брамбеуса (Сенковского), для которого и Россия и все русское (особенно язык русский) были олицетворением грубости, отсталости. Наиболее плодотворной порой научной деятельности Бичурина были 1839-1844 годы. Последний его капитальный труд «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» был опубликован в 1851 г. В 1828 г. Бичурин был избран членом-корреспондентом Академии наук. Четыре раза ему присуждалась Демидовская премия (последний раз за «Собрание сведений о народах...»). Бичурин умер после тяжелой болезни 11 мая 1853 г. и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. На памятнике, стоящем над его прахом, начертана китайская строка в восемь иероглифов, гласящая: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими его славу историческими трудами». Многие из его трудов сохранили в полной мере свою научную значимость до наших дней и служат источникам при разработке ряда проблем, получивших подлинно научное освещение лишь в наши дни. Литературное наследство Бичурина высоко оценено в наше, советское время. Основная заслуга его в том, что он, снимая своими трудами со стран Восточной Азии завесу фальшивой таинственности, сделал Китай более понятным, а следовательно, и близким для русских, что приобретает совершенно особое историческое значение в наше время, когда нерушимая дружба навек соединила эти два великих народа. Продолжателями дела Н. Я. Бичурина по изучению данных китайской историографии о прошлом народов нашей родины были В. П. Васильев, Э. Бретшнейдер и ряд других. Однако наиболее основателен и обширен труд покойного советского ученого Н. В. Кюнера, завершенный им незадолго до смерти (1955 г.). В последние годы появился ряд статей о Н. Я. Бичурине. Академией наук (институтами этнографии, востоковедения и материальной культуры) предпринято переиздание главнейших из его трудов. В 1950-1953 гг. переиздано в трех томах «Собрание сведений о народах в Средней Азии, обитавших в древние времена». Выпущен биографический роман о Н. Я. Бичурине для юношества («Друг Чжунго» А. Таланова и Н. Ромовой). Этот труд в трех томах переиздан в Академия наук СССР в 1950-1953 гг. (АН СССР, Ин-т этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая).