Методическая разработка по русскому языку на тему: практикум по русскому языку сборник практических работ для специальностей спо. Контрольное изложение и его анализ

«Практикум по русскому языку.

Подготовка к ГИА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цели изучения курса - формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе(5-7классы);
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 68 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА - основной результат изучения данного курса.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Рассчитана программа на 68 часов в год.

Тема 1. Написание сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

вычленять главное в информации;

сокращать текст различными способами;

правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Текст. Стили и типы текста.

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Обучающиеся должны знать:

основные сведения по стилистике русского языка и типологии текстов

Обучающиеся должны уметь:

определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

определять типы речи и строить тексты в соответствии с данным типом речи;

работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения

Тема 3. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разбор содержания лингвистических понятий и их обоснование. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Сочинение-рассуждение, связанное с определением слова. Понимание смысла слова, умение его объяснить и прокомментировать. Привести примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания слова. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы(написание сочинений).

Тема 4. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические - тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Обучающиеся должны знать:

основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

различать средства выразительности;

находить в тексте средства выразительности;

анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 5 . Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Правописание окончаний.Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа

Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Абзацное членение текста. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Написание сжатого изложения. Анализ изложения.

Контрольное изложение и его анализ.

Текст. Стили текста.

Текст. Типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение.

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения.

Работа над лингвистическим сочинением.15.1

Работа над сочинением 15.2 Понимание смысла текста.

Работа над сочинением 15.3 Понимание смысла слова.

Построение сочинения-рассуждения разных видов и их анализ.

Контрольное сочинение и его анализ.

Тест (тестовые задания второй части экзаменационной работы). Общий обзор.

Средства выразительности речи. Тропы. Сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты.

Фразеологизмы.

Лексика. Синонимы.

Орфография.

Орфограммы в корне.

Орфограммы в приставках.

Орфограммы в суффиксах.

Орфограммы в суффиксах. Н - НН в различных частях речи.

Орфограммы в окончаниях.

Контроль знаний по разделу: «Орфография».

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Синтаксическая омонимия.

Простое предложение.

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

Виды сказуемых.

Виды односоставных предложений.

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

Простое осложненное предложение.

Вводные слова.

Обращения.

Обособленные определения.

Необособленные определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные дополнения.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Контроль знаний по разделу: «Синтаксис и пунктуация простого предложения».

Практикум предназначен для проведения семинарских занятий по курсу «Русский язык и культура речи» и направлен на коррекцию и предупреждение типичных речевых ошибок, снижающих эффективность коммуникации в учебно-социальной, деловой и научной сферах деятельности будущих специалистов. Пособие содержит материалы по трем учебным модулям курса: «Нормы русского литературного языка»; «Культура деловой речи»; «Культура
научной речи». Материалы Практикума соотносятся с Рабочей тетрадью и электронным изданием лекционного курса по указанной дисциплине.
Для студентов III−IV курсов всех факультетов и специальностей МГТУ им. Н.Э. Баумана. Возможно использование отдельных материалов пособия при изучении аналогичных языковых курсов студентами других нефилологических вузов, а а также в работе с иностранными учащимися на продвинутом этапе обучения.

НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Языковая норма - это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т. е. правила произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических средств. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Типы норм. В зависимости от того, к какому уровню языка относится конкретная норма, различают следующие типы норм.
Орфоэпические нормы (нормы произношения) охватывают собственно произношение и нормы словесного ударения. Эти нормы связаны с фонетическим уровнем языка.

Лексические нормы (нормы словоупотребления) связаны с осмыслением правильности, точности, уместности слова в контексте и тексте.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) регламентируют выбор нужных грамматических форм слов или грамматических конструкций. Эти нормы связаны с морфологическим и синтаксическим уровнями языка и опираются на их систематику.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел 1. Нормы русского литературного языка
Задания для аудиторной работы
Орфоэпические нормы
Морфологические нормы
Синтаксические нормы
Лексические нормы
Типология речевых ошибок
Грамматические ошибки
Контрольные задания
Лексико-стилистические ошибки
Контрольные задания
Справочные материалы
Орфоэпические нормы
Акцентологические трудности
Акцентологический минимум
Произносительные трудности
Морфологические нормы
Колебания в падежных окончаниях имен существительных
Окончания существительных родительного падежа
множественного числа
Колебания в роде имен существительных
Употребление имен числительных
Синтаксические нормы
Нормы согласования
Нормы управления
Употребление деепричастного оборота
Лексические нормы
Раздел 2. Культура деловой речи. Составление и оформление документов служебного и личного характера
Типичные грамматические ошибки в языке деловых бумаг
Контрольные задания
Типичные лексические ошибки в языке деловых бумаг
Контрольные задания
Составление личных документов
Контрольные задания
Раздел 3. Культура научной речи. Составление и оформление вторичных учебно-научных текстов
Типичные грамматические ошибки в научных текстах
Контрольные задания
Типичные лексические ошибки в научных текстах
Контрольные задания
Правила оформления библиографии
Контрольное задание
Правила оформления цитат
Контрольные задания
Вторичные учебно-научные тексты
Контрольные задания
Проверочные задания к лекционному курсу но русскому языку и культуре речи
К лекции № 1 Тестовый практикум «Нормы русского литературного языка»
К лекции № 2 Жанрово-стилистические особенности текста
К лекции № 3 Основные характеристики официально-делового стиля
К лекции № 4 Основные характеристики научного стиля
Итоговый тест к лекционному курсу по русскому языку и культуре речи
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практикум по русскому языку и культуре речи, Скорикова Т.П., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Давайте поговорим по-русски, Русский как иностранный, Батищева Е., 2018
  • Русский язык, 1 класс, Самые нужные правила и упражнения, Шевелёва Н.Н., 2018

Следующие учебники и книги.

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «Русский язык»

М.Б. Серпикова

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Практикум

МОСКВА – 2011

ФГБ ОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «Русский язык»

М.Б. Серпикова

МОСКВА – 2011

Серпикова М.Б. Русский язык и культура речи.

Практикум. - М.: МИИТ, 2011. – 129 с.

Настоящие учебные материалы предназначены для студентов всех специальностей университета и содержат задания, направленные на усвоение и практическое применение знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи». Цель практикума - на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать выразительные средства русского языка в зависимости от ситуаций речевого общения.

© ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»,

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель лекционно-практического курса «Русский язык и культура речи» - дать учащимся основы современных теоретических знаний в области русского языка и его литературных норм, привить им навыки практического применения полученных знаний.

Данные учебные материалы дополняют изданное ранее учебное пособие (см. Серпикова М.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для всех специальностей университета. – М.: МИИТ, 2008), содержащее теоретические и нормативные сведения по русскому языку и культуре речи, и включают в себя практические задания, которые рекомендуется выполнять в процессе изучения той или иной темы с целью выработать у учащихся умение правильно оценивать как устные, так и письменные высказывания с нормативно-стилистической точки зрения, преодолевать ошибки своей и чужой устной и письменной речи, определять их источники и причины.

Практикум составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации (М., 2000) к дисциплине «Русский язык и культура речи» и тематически делится на девять разделов:

Современный русский литературный язык и культура речи. Орфоэпические нормы

Культура речи и стилистика. Лексические нормы

Лексическая стилистика. Лексические нормы

(продолжение)

Лексикография

Культура деловой речи. Грамматические нормы

Культура научной речи

I. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание 1 . Заполните таблицу «Стили речи»:

Научный ально -

стический

С какой целью говорим?

В какой обстановке говорим?

Речевые жанры

Языковые средства выражения

Стилевые

Задание 2. Из данных ниже слов выберите а) диалектизмы; б) профессионализмы; в) жаргонизмы; г) просторечные слова; д) термины.

Аська, баранка, давеча, дюже, интеграция, камбуз, клава, логистика, лох, менеджмент, пимы, прикольный, рукотѐрник, синтез, спинжак, тачка, тащиться, туес, ходить (в море), ширмач, шухер.

Какие из данных слов не являются литературными?

Задание 3. Найдите термины и профессионализмы в данных предложениях.

1. Крепче за баранку держись, шофер! 2. Ты лишь участник Броунова движения – беспорядочной толкотни человеческих молекул. 3. Около камбуза на дубовом чурбане кок рубил на части бычью тушу. 4. Сущность синекдохи заключается в том, что одно и то же слово употребляется и как название целого, и для обозначения части этого целого. 5. И вот наконец звучит команда: «Отдать швартовы!». 6. Близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением называются паронимами.

Задание 4. Прочитайте предложения. Выделите в них диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Объясните их значение. Укажите стилистическую функцию.

1. Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в "заказ". 2. Около камбуза на дубовом чурбане кок Жеребцов рубит на части бычью тушу. 3. Вот, видите, висит "кирпич" - знак, запрещающий всякое движение. 4. Летом, в страду, отец гнал нас всех на покос и давал по литовке. 5. "Убери пушку в кобуру", - приказал Ракитин. 6. Запомните раз и навсегда - в морском деле не было и не существует слова "верѐвка". На корабле есть ванты, есть фалы, есть шкоты, есть канаты якорные и причальные. Но если вы в открытом море скажете "верѐвка" - вас молча выбросят за борт, как безнадѐжно сухопутного человека. 7. Бабы кричали у калиток заунывно и ласково, скликая телят: "Тялуш, тялуш!..".

Задание 5. Подберите к диалектным словам (группа А) общеупотребительные словасинонимы (группа Б). Сравните способы выражения близких понятий.

А. Рогач, ѐмки; рукотерник; утирка; слаборукий; ротан; брунтать, жундеть; мызнуть; пуховка; хоронушки, ловички; позвонок.

Б. Ухват, гудеть, прятки, юркнуть, полотенце, драчливый, носовой платок, крикливый человек, колокольчик, гриб-дождевик.

Задание 6. Заполните таблицу своими примерами:

Фонетический

Морфологический

Традиционный

Дифференци-

принцип пра-

принцип правопи-

принцип право-

рующие на-

вописания

Безыдейный

Очарование (чары)

Компания –

кампания

Задание 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Определите принцип правописания в каждом случае.

К…лач, ож…г (сущ.) , рож…, ж…молость, л…сица, ст…кан, свис…нуть, выпр…мить, песч…ный, тиш…, плач…(глаг.) , ра…пилить, туш…(муж. р.) , из…скания, бе…корыс…ный.

Задание 8. Проанализируйте данные ниже предложения. Приведите примеры предложений, доказывающие, что правила русской пунктуации связаны с различиями в средствах выражения смысла.

1. Она видимо (т.е. явно) смутилась. (Утвер-

ждение ) – Она, видимо, смутилась. (Предположение )

2. Стало скучно. Все уехали с дачи. (Простая по-

следовательность событий ) - Стало скучно - все уехали

с дачи. (Следствие ) – Стало скучно: все уехали с дачи.

(Причина)

3. За столом собрались друзья отца, Нина – моя двоюродная сестра, мама и я. – За столом собрались друзья отца, Нина, моя двоюродная сестра, мама и я.

(Сформулируйте самостоятельно, в чем заключается смысловое отличие данных предложений.)

Задание 9. Составьте предложение, в котором были бы представлены а) только выделительные знаки препинания; б) только разделительные знаки препинания; в) разделительные и выделительные знаки препинания. Во всех ли случаях в качестве примера может выступать как простое, так и сложное предложение? Свой ответ обоснуйте.

Задание 10. Расставьте ударения в данных существительных. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

1. Агент, газопровод, досуг, жалюзи, знамение, изобретение, кремень, кулинария, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.

2. Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, цемент, упрочение, феерия, феномен, эксперт.

3. Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, диспансер, жизнеобеспечение, договор, искра, каталог,

камбала, квартал, некролог, нефтепровод, маркетинг, мизер, средства, танцовщица, торты.

4. Диалог, игрище, искра, кинза, кладовая, колосс, недуг, партер, патриархия, петля, пиццерия, премирование, путепровод, ракурс, столяр, танцовщик, узаконение.

Задание 11. Расставьте ударения в следующих кратких прилагательных. Распределите эти прилагательные по акцентологическим группам:

1) прилагательные с неподвижным ударением на

2) прилагательные с подвижным ударением, переходящим с основы на окончание в форме женского рода;

3) прилагательные с ударением, переходящим на окончание в сред. р., жен. р. и во множественном числе.

Бережлив, бережливо, бережлива, бережливы; вечен, вечна, вечны; высок, высока, высоки; добр, добро, добра, добры; моден, модно, модна, модны; мудр, мудро, мудра, мудры; нужен, нужно, нужна, нужны; прочен, прочно, прочна, прочны; смешон, смешно, смешна, смешны.

Задание 12 . Объясните значения слов с разными ударениями. Составьте словосочетания с данными словами.

1. А тлас - атла с, бро ня - броня , ви дение - виде- ние,и рис - ири с, клу бы - клубы , кре дит - креди т, ло скутлоску т, остро та - острота , ха ос - хао с,о рган - орга н, фено мен – феноме н.

2. Л а вровый - лавро вый,у гольный - уго льный, хара ктерный - характе рный, языково й - языко вый.

3. Заброн и ровать - забронирова ть, мо рщить -

Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать, дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.

Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Бурятия

«Республиканский многоуровневый колледж»

Д-Ц.И. Сахияева

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Сборник практических работ

для специальностей СПО

часть 1

Сахияева Дулма-Цырен Ишидоржиевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент: Новокрещенных Елена Георгиевна, кандидат филологических наук, преподаватель колледжа искусств имени П. И. Чайковского.

Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать, дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.

Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.

Cодержание

Введение …………………………………………………………………..

Перечень практических занятий ………………………………………...

Тема: «Функциональные стили языка».

Практическая работа № 1. Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов ……………………………………………….

Тема: «Функционально-смысловые типы речи».

Практическая работа № 2. Лингвостилистический анализ текста ……

Тема: «Лексика и фразеология»

Практическая работа № 3. Лексические ошибки и способы их устранения ………………………………………………………………..

Тема: «Фонетика. Фонетические единицы».

Практическая работа № 4. Фонетический разбор слов ………………..

Тема: «Фонетика. Орфография».

Практическая работа № 5. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок ………………………………….

Тема: «Фонетика. Орфоэпия».

Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы …………………….

Тема: «Морфемика, словообразование, орфография».

Практическая работа № 7. Морфемный и словообразовательный анализ слов ………………………………………………………………..

Тема: «Морфемика, орфография».

Практическая работа № 8. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ - …………………

Заключение ……………………………………………………………….

Список использованной литературы ……………………………………

Приложение № 1 …………………………………………………………

Приложение № 2 …………………………………………………………

Приложение № 3 …………………………………………………………

Приложение № 4 …………………………………………………………

Приложение № 5 …………………………………………………………

Приложение № 6 …………………………………………………………

Приложение № 7 …………………………………………………………

Приложение № 8 …………………………………………………………

Приложение № 9 …………………………………………………………

Приложение № 10 ………………………………………………………..

Приложение № 11 ………………………………………………………..

Введение

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык» предназначены не только для преподавателей русского языка, работающих в учреждениях СПО, для организации и проведения практических занятий по данной дисциплине, но и для студентов колледжей, техникумов для повторения и систематизации знаний по русскому языку.

Цель практических занятий - формирование современной языковой личности, повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной его разновидностях и в различных сферах функционирования.

Выполнение студентами практических работ направлено на решение следующих задач:

Обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Состав и содержание практических работ направлены на реализацию Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и на основе примерной программы по дисциплине «Русский язык»

(Москва 2008 г.).

Методические рекомендации состоят из 3-х частей:1-ая часть включает в себя 8 практических занятий по разделам: «Стили речи» - 2, «Лексика и фразеология» - 1, «Фонетика. Орфоэпия. Орфография.» - 3, «Морфемика и словообразование. Орфография» - 2. 2-ая часть содержит 7 занятий по разделу «Морфология и орфография» (знаменательные части речи). 3-я часть состоит из 8 практических занятий: продолжается «Морфология и орфография» (служебные части речи) – 4, «Синтаксис и пунктуация» - 3 и итоговое занятие «Орфография. Пунктуация. Культура речи».

Методические рекомендации ориентируют на повторение и обобщение основных разделов русского языка (фонетики, орфоэпии, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики и культуры речи), основное внимание уделяется заданиям, повышающим уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Развитие личности обучающихся реализуется в системе заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и призванных помочь осмыслить свою деятельность, ее результаты. К каждому занятию подобран дидактический материал в 2 варианта: упражнения содержат разноуровневый языковой материал, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке. Задания расположены по возрастающей степени трудности, поэтому каждый студент варьирует количество и качество упражнений по своим способностям.

Практическая работа выполняется студентом по заданию преподавателя на учебном занятии в тетрадях для практических работ.

Отдельный вопрос по оцениванию работ: в зависимости от их содержания я выбираю разные критерии оценивания. В основном, оценивается каждое задание по пятибалльной системе, а потом ещё и в зависимости от объёма выполненной работы выставляется одна средняя отметка. В некоторых работах, таких как № 6 («Орфоэпические нормы»), выявляется максимальное количество баллов, например: 83, т.е. за каждое правильное решение слова – 1 балл. И работы оцениваются таким образом:

«5» - 90-100%

«4» - 60-89%

«3» - 40-59%

«2» - 39% и меньше.

Студенты уже знают эти критерии, и переводят эти проценты в баллы. И они также знают, что в зависимости от уровня группы и от сложности работы эти критерии могут меняться в большую или меньшую сторону.

Оценка за каждую практическую работу проставляется в журнале и учитывается как показатель текущей успеваемости студента , но по желанию преподавателя может дублироваться в отдельную ведомость выполнения практической работы (Приложение 11) для мониторинга успеваемости и организации индивидуальных консультаций для неуспевающих.

Каждая практическая работа рассчитана на 1 академический час, кроме практической работы № 2 «Лингвостилистический анализ текста» -2ч. Итого планирование составлено на 24 учебных часа, но предлагаемый преподавателю материал достаточно объёмен и может быть использован и при большем количестве часов.

Перечень практических занятий.

п/п

Тематика занятий

Кол-во

часов

Практическая работа № 1 . Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов

Практическая работа № 2 . Лингвостилистический анализ текста

Практическая работа № 3 . Лексические ошибки и способы их устранения

Практическая работа № 4 . Фонетический разбор слов

Практическая работа № 5 . Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок

Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы

Практическая работа № 7 . Морфемный и словообразовательный анализ слов

Практическая работа № 8 . Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ -/ПРЕ -

Практическая работа № 9 . Правописание суффиксов и окончаний имён существительных

Практическая работа № 10 . Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных

Практическая работа № 11 . Склонение и правописание имён числительных

Практическая работа № 12 . Правописание местоимений

Практическая работа № 13 . Правописание суффиксов и личных окончаний глагола

Практическая работа № 14 . Правописание -Н- и -НН- в суффиксах

отымённых прилагательных. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Практическая работа № 15 . Правописание наречий

Практическая работа № 16 . Правописание предлогов.

Практическая работа № 17 . Слитное, дефисное, раздельное написание

Практическая работа № 18 . Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи

Практическая работа № 19 . Морфологический анализ слов

Практическая работа № 20 . Синтаксический разбор словосочетаний.

Практическая работа № 21 . Анализ структуры простого предложения

Практическая работа № 22 . Анализ структуры сложного предложения.

Практическая работа № 23 . Орфография. Пунктуация. Культура речи.

ВСЕГО: