Кто такой зигмунд фрейд. Зигмунд фрейд - биография, фото, личная жизнь ученого-психиатра

Фрейд, Зигмунд – австрийский психиатр, невролог, психолог, основатель психоанализа.

Биография

Зигмунд Фрейд (Сигизмунд Шломо Фройд) появился на свет 6 мая 1856 года в деревне Фрайберг, которая тогда входила в состав Австро-Венгерской империи. Деревня находилась от Вены в 240 км. Отец, Якоб Фрейд, торговал шерстью. Мать, Амалия Малка Натансон, вела свой род из Одессы. Семья жила в одной большой комнате, которую арендовали у пьяницы-жестянщика.

Осенью 1859 года семья решила искать счастья в других местах. Фрейды переезжают в Лейпциг, потом в Вену. Правда, и в столице семье не удалось поправить свое материальное положение. Позже Зигмунд вспоминал, что детство его постоянно было связано с нищетой.

В Вене Зигмунд поступил в частную гимназию и начал демонстрировать большие успехи в учебе. Он хорошо выучил английский, французский, итальянский, испанский языки, увлекался философией. В 17 лет окончил гимназию с отличием и был признанным лучшим в классе.

Окончив гимназию, Зигмунд решил связать свою дальнейшую жизнь с медициной. Он поступает на медицинский факультет Венского университета. Испытывает серьезные трудности из-за своей национальности. В Австро-Венгрии тогда царили антисемитские настроения, и многие однокурсники не забывали посмеяться над юношей-евреем.

В 1881 году, окончив университет, но открыть частную практику пока что не мог. У него были теоретические познания, но никаких практических. Выбор пал на Венскую городскую больницу. Платили тут немного, зато можно было получить ценный опыт. Фрейд начал работать хирургом, но через два месяца решил сосредоточиться на неврологии. Несмотря на успехи в этой области, Фрейду надоедает работа в больнице, он считает ее слишком утомительной и скучной.

В 1883 году Зигмунд переходит в отделение психиатрии. Здесь он почувствовал, что нашел свое истинное призвание. Несмотря на это, он ощущает неудовлетворенность, во многом из-за невозможности зарабатывать достаточно денег для того, чтобы жениться. В 1884 году Фрейду повезло. Многие врачи отправляются на борьбу с холерой в Черногорию, руководитель Зигмунда в отпуске, поэтому его на довольно длительное время назначают главным врачом отделения.

В 1885 году Фрейд побеждает в конкурсе, который позволяет ему отправиться в Париж на обучение к известному в то время психиатру Жану Шарко. Здесь Зигмунд работает над изучением невропатологии, находит связь между сексуальными проблемами и психологическими расстройствами.

В 1886 году Фрейд возвращается в Вену, открывает здесь частную практику. В том же году женится на Марте Бернейс.

В 1895 году, после многих разочарований в разных методах исследования психики, Фрейд открыл собственный метод – свободной ассоциации. Суть метода заключалась в следующем: пациент должен был расслабиться и говорить все, что приходит в голову. Зигмунд выяснил, что вскоре пациенты начинают рассказывать о прошлых событиях, переживая их при этом эмоционально. Вскоре Фрейд научился понимать, какие именно события прошло вызывали те или иные расстройства пациента. В 1886 году новый метод был назван «психоанализом».

После этого Фрейд сосредоточился на исследовании сновидений. Он заметил, что во время рассказа по принципу свободных ассоциаций пациенты часто рассказывают о снах. В результате Зигмунд сумел обнаружить, что за тайный смысл скрывается за любым сновидением. В 1900 году выходит книга Фрейда «Толкование сновидений», которую многие считают лучшим трудом австрийского исследователя.

В 1905 году выходит новая книга – «Три очерка по теории сексуальности». Ее суть – исследование связей между сексуальными проблемами и расстройствами психики. Коллеги идеи Фрейда не восприняли, что было неудивительно: тогда такие мысли попросту считались непристойными. Тем не менее, уже спустя несколько лет идеи Зигмунда начинают становиться все популярнее и популярнее.

В 1921 году Лондонский университет начал читать лекции пяти ученых: Эйнштейна, Спинозы, каббалиста Бен-Баймониде, мистика Фило и Зигмунда Фрейда. Психиатра выдвигают на Нобелевскую премию. Это было признание.

Когда Вена перешла во владение нацистов, Фрейд решил остаться в городе, хотя его национальность представляла серьезную проблему. Он имел все шансы отправиться в Освенцим, но ученого стал защищать практически весь мир. Датская королева и испанский король протестовали против притеснений ученого особенно сильно. Франклин Рузвельт старался добиться депортации Фрейда. Но судьба ученого решилась после звонка Муссолини Гитлеру. Психиатр когда-то вылечил одного из хороших друзей фашистского лидера, и теперь просил помочь Фрейду. Гиммлер согласился отпустить Фрейда, но за выкуп. Мария Бонапарт, внучка самого Наполеона, согласилась отдать за Фрейда любую сумму. Австрийский гауляйтер запросил два дворца Марии, — практически все ее состояние. Внучка Наполеона согласилась. В Париже психиатра встречала Мария Бонапарт и принц Георг. Вскоре Фрейд отправляется в Великобританию, где встречается с Бернардом Шоу.

23 сентября 1939 года друг Фрейда по его просьбе вводит ему тройную дозу морфина. Зигмунд очень страдал от рака полости рта, поэтому принял решение об эвтаназии. Спустя три дня тело кремировали.

Основные достижения Фрейда

  • Создатель метода свободной ассоциации и психоанализа.
  • Своими исследованиями доказал, что неосознанные структуры являются вполне доступными анализу. В результате Фрейдом была выстроена взаимосвязанная картина психики человека.

Важные даты биографии Фрейда

  • 6 мая 1856 года — рождение в деревне Фрайберг.
  • 1873 год – поступление в Венский университет.
  • 1876 год – начало научной работы в Институте зоологических исследований.
  • 1881 год – окончание университета. Начало работы в Венской городской больнице.
  • 1885 год – приезд в Париж и работа с Жаном Шарко.
  • 1886 год – возвращение в Вене. Женитьба. Впервые употреблен термин «психоанализ».
  • 1895 год – издание книги «Исследования истерии».
  • 1900 год – издание книги «Толкование сновидений».
  • 1908 год – основание Венского психоаналитического общества единомышленниками Фрейда.
  • 1909 год – приезд в США для чтения лекций.
  • 1833 год – выходит в свет серия брошюр «Продолжение лекций по введению в психоанализ».
  • 1938 год – становится заложником нацистов. Смог покинуть Австрию благодаря заступничеству Марии Бонапарт и ряда руководителей государств.
  • 23 сентября 1939 года – эвтаназия.
  • Некоторое время употреблял кокаин, желая изучить его воздействие на организм человека. Признал кокаин крайне опасным наркотиком.
  • Был заядлым курильщиком. Считал курение величайшим в жизни удовольствием.
  • Оставил после себя 24 тома произведений.
  • Боялся числа 62.
  • Потерял девственность в 30 лет, поскольку боялся женщин.
  • Ненавидел музыку. Выбросил пианино сестры и не посещал рестораны с оркестром.
  • Обладал феноменальной фотографической памятью.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Витебский государственный медицинский университет ордена Дружбы народов

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


по «Истории фармации»

на тему: «Зигмунд Фрейд»


Исполнитель: Степанова Елена Олеговна

ст.преподаватель Т.Л. Петрище


Витебск, 2010 год


Настоящее имя Сигизмунд Шломо Фрейд.

Австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений 20 века.

Родился 6 мая 1856 года в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии в семье евреев. Его отец Якоб Фрейд был торговцем тканями. Когда Зигмунду исполнилось три года в связи с материальными затруднениями, семья переехала в Вену, где он с отличием в 17 лет окончил гимназию, а затем в 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. В 1881 году получил степень доктора медицины, и стал врачом Венской больницы. Начинал свою научную деятельность как специалист в области физиологии и неврологии. Тяжелое материальное положение заставило его оставить "чистую науку". Он стал врачем-психиатром и обнаружил, что знание анатомии и физиологии мозга мало чем может помочь при лечении неврозов.

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза.

Работа Фрейда в области неврологии шла параллельно с его первыми опытами как психопатолога в области истерии и гипнотизма. Первая из публикаций Фрейда по нейроанатомии касалась корней нейронных связей слухового нерва (1885). Затем он публикует исследовательскую работу о чувствительных нервах и мозжечке (1886), далее еще статью о слуховом нерве (1886).

В 1885-1886 гг. он стажировался в Париже в клинике Сальпетриер у знаменитого Жана Мартена Шарко. Вернувшись в Вену, Фрейд стал частнопрактикующим врачом. Первоначально он пытался вслед за французскими учителями - применять в терапевтических целях гипноз, но вскоре убедился в его ограниченности. Постепенно Фрейд выработал свою собственную технику лечения, метод "свободных ассоциаций".

Метод свободной ассоциации. Фрейд предлагал своим пациентам отбросить контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация через длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он вновь проживал эмоционально. Поскольку реагирование идет при полном сознании, сознательное "Я" способно справиться с эмоциями, постепенно "прорубая путь сквозь подсознательные конфликты". Именно этот процесс Фрейд и назвал "психоанализом", впервые употребив этот термин в 1896 году.

После долгих поисков Фрейд пришел к концепции бессознательного психического, которая существенно отличалась от предшествовавших теорий. О бессознательном писали до него и философы, и медики. Новизна его учения состояла в том, что им была выдвинута динамическая модель психики, в которой получила логичное объяснение не только большая группа психических расстройств, но и взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов, причем последние однозначно отождествлялись с инстинктивными побуждениями, в первую очередь с сексуальным влечением. Человек для Фрейда представляет собой homo natura, природное существо, отличающееся от прочих животных несколько большим объемом памяти и тем, что его сознание в процессе эволюции стало опосредовать отношения с окружающей средой. Все живое существует согласно принципу удовольствия, т.е. стремится удовлетворять свои нужды и избегать страдания. Человек отличен от животных тем, что он откладывает удовлетворение влечений или даже подавляет их, если непосредственное удовлетворение угрожает выживанию. Тем самым он заменяет принцип удовольствия на принцип реальности. В раннем детстве только что вышедшее из материнского лона природы существо не знает ограничений и не обладает развитым интеллектом, а потому существует только по принципу удовольствия. Влечения этого периода сохраняются в психике взрослого человека, но они подавляются и вытесняются в бессознательное, откуда дают о себе знать в сновидениях (когда ослаблена "цензура" сознания) или в невротических симптомах. Влечения конфликтуют с социальными нормами и моральными предписаниями. Человеческое существование всегда было и остается полем битвы между разнонаправленными инстинктивными стремлениями и требованиями культуры.

В основу психоанализа была положена теория психосексуального развития ребенка. Именно за утверждение о том, что в основе всех психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, в 1896 году Фрейд был исключен из Венского медицинского общества.

В 1886 году Фрейд женился на Марте Бернайс. В браке у них родилось три сына и три дочери. Вскоре после женитьбы, Фрейд стал сотрудничать с Иозесом Брейером (один из самых знаменитых венских врачей, достигший успехов в лечении истерии методом свободного рассказа больных о своих симптомах и проблемах). Вместе они стали изучать психологических причин истерии и продвигались дальше в изучении способов ее лечения. совместная работа завершилась изданием в 1895 году книги «Исследование истерии», в которой они пришли к выводу, что причиной проявления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о трагических событиях.

Еще с 1896 года Фрейд начал анализировать свои сновидения и практиковал самоанализ в течение получаса перед сном ежедневно, и на этом анализе основана его работа 1900 года "Толкование сновидений", которая до сих пор остается своего рода "Библией" для последователей. Сновидения - психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, - многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия - так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

С 1902 года З. Фрейд каждую среду приглашал к себе домой четырех врачей для обсуждения идей и концепций, лежащих в основе психоанализа. Этими врачами были: Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер Вильгельм Штекель. Фрейд излагал свои идеи, а его слушатели имели возможность обмениваться идеями об услышанном. В каждом воскресном выпуске «Нового венского ежедневника» печатался отчет о дискуссиях в доме Фрейда. Так возник первый психоаналитический кружок, получивший название «Психологическое общество по средам». В последующие годы эти заседания стали посещаться известными людьми, а позже и психоаналитиками, которые в последствие стали практиковать психоанализ.

В 1907 году Фрейд предложил распустить общество с тем, чтобы создать новое объединение единомышленников, которое в апреле 1908 года получило название «Венское психоаналитическое общество». А в 1910 году была организована Международная психоаналитическая ассоциация.

После очередных наблюдений за пациентами, в 1905 году была опубликована новая работа "Три очерка по теории сексуальности". Его выводы о сексуальной природе человека стали известны под названием "теория либидо", и эта теория вместе с открытием детской сексуальности явилась одной из главных причин того, что Фрейд был отвергнут своими собратьями по профессии и широкой публикой.

Фрейд пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение. Он выдвинул предположение о том, что дети рождаются с сексуальными побуждениями, а их родители предстают в роли первых сексуальных объектов.

Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения.

Движущая сила, которая дает нам энергию жизни, творчества, созидания, называется Фрейдом либидо, или сексуальной энергией. Здоровье личности зависит от «правильности» помещения сексуальной энергии, так как, по мнению Фрейда, «либидо концентрируется на объектах, фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит с них на другие и с этих позиций направляет сексуальную деятельность индивида, которая ведет к удовлетворению, то есть частичному, временному угасанию либидо». У здоровых людей «лишняя» сексуальная энергия питает процессы творчества, создания материальных и духовных ценностей, то есть сублимируется. Несублимированное либидо вызывает невротические заболевания.

Теория Фрейда о детской сексуальности совершила революцию в психотерапии. Согласно этой теории, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

Орально - каннибалистическая (от 0 до 1 года) характеризуется приоритетом оральной (ротовой) зоны - кода ребенок получает удовольствие, высасывая молоко из материнской груди. «Застревание» на этой стадии развития приводит к тому, что взрослые люди становятся курильщиками, пьяницами, грызут ногти, получают удовольствие от сосания леденцов.

Анально - садистская (1 - 2 года). В этот период ребенка приучают к горшку, поэтому все его положительные и отрицательные переживания связаны с актом дефекации. Взрослые люди, которым не удалось до конца «пройти» эту стадию развития в детстве, возвращаются к ней в старости, когда угасают половые функции и половая жизнь уже не является главным источником наслаждений. Тогда и начинаются разговоры стариков на излюбленные темы: о еде и о результатах переваривания пищи.

Генитальная (2 - 5 лет) - познание ребенком своих половых органов, поиск ответа на вопрос: «Откуда берутся дети?» Факт существования двух полов ребенок принимает без раздумья. При этом, пишет Фрейд, «для мальчика является чем-то само собой понятным предположить у всех известных ему людей такие же гениталии, как его собственные…», а девочка, замечая, что гениталии мальчика отличаются от ее собственных, признает их, но завидует их наличию и сожалеет об отсутствии их в собственном организме.

Латентная стадия (от 5-6 лет до подросткового возраста). В этот период развития ребенка в его характере формируются такие черты, как чувство стыда, соблюдение эстетических и моральных норм. Сексуальная энергия, направленная ранее на изучение половых органов, сублимируется в учебе, познании мира, творчестве, спорте.

Новая стадия генитального развития (13 - 14 лет) - идет усиленный рост мышечной массы, половое созревание. Мысли подростка устремляются к своему телу, особенностям его строения и развития, начинает проявляться сексуальный интерес к противоположному полу.

Каждая стадия играет определенную роль в развитии личности ребенка, и «застревание» на какой-либо их них, по мнению Фрейда, может привести к невротическим нарушениям у взрослых людей.


Рис. Фрейд в своем венском кабинете.

Комплекс Эдипа или Электры (царь Эдип - герой греческой мифологии, который убил отца и женился на своей матери; Электра - героиня греческой мифологии, которая помогла своему брату отомстить за отца, убив мать). Эти комплексы, по мнению Фрейда, являются универсальными для всех людей, они являются основой для психоаналитической концепции индивидуального развития человека от детства до взрослого состояния.

В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно.

Его первый значительный вклад в теорию общества был сделан в работе "Тотем и табу" (1913), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. Представляет собой первую попытку применить точку зрения и принципы психоанализа к невыясненным проблемам психологии первобытной культуры и религии. Фрейд рассказывает о поведении первобытных племен на примере современных племен дикарей, и влиянии первобытного на современное, особенно на поведение невротиков.

В 1919 году вышла в свет книга "По ту сторону принципа удовольствия". В ней высказана новая для традиционного психоанализа идея, утверждающая, что наряду с Эросом как изначальным влечением к жизни, поведением человека правит, противоположное по знаку, стремление к смерти, к возвращению живого организма в безжизненное состояние.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах - стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал, что «целью жизни является смерть», хотя жизнь можно и должно прожить счастливо, необходимо только научиться направлять темные импульсы на благо разуму. В 1921 году Лондонский университет объявил о начале цикла лекций о пяти великих ученых: физике Эйнштейне, каббалисте Бен-Баймониде, философе Спинозе, мистике Фило. Фрейд в этом списке был пятым. Его выдвинули на Нобелевскую премию за открытия в области психиатрии. Но получил премию коллега Фрейда Вагнер-Яуреггу за метод лечения паралича путем резкого повышения температуры тела. Фрейд заявил, что Лондонский университет оказал ему большую честь, поставив рядом с Эйнштейном, а сама премия его не волнует.

Более тридцати лет воздерживался Фрейд от выработки всеобъемлющей теории личности, хотя сделал за это время много важных и подробных наблюдений в своей работе с пациентами. Наконец в 1920 году он опубликовал первую из серии систематизированных теоретических работ "По ту сторону принципа удовольствия"

В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо. Был установлен феномен психического сопротивления пациентов раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию у них внутрипсихического фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком к созданию динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов.

Фрейд утверждал, что человеческое сознание состоит из трех неразрывно связанных между собой частей: «Ид» («оно») - бессознательная часть нашей личности, состоящая из примитивных инстинктов, врожденных импульсов. Ключевое слово этой части сознания - «хочу» «Эго» («я») - буфер между нашими инстинктами и внешним миром, обществом. «Эго» направляет наше поведение в нужное русло, способствуя безопасному удовлетворению инстинктивных потребностей. «Эго» - ведущий аппарат адаптации «Суперэго» («сверхЯ») - наша совесть, этика, система ценностей. «Суперэго» приобретается с развитием личности, в процессе воспитания. Ключевыми словами для этой части сознания являются «должен», «надо».

«"Я" и "Оно"» (1923). Сознание и подсознание. Сознание выставляет преграды, а подсознание предпочитает их не замечать. И тогда сознание становится всего лишь своеобразным «театром военных действий» подсознания. Это страхи, сны, странные сны.

"Будущее одной иллюзии" (1927). Рассматриваются психологические и социокультурные основания и функции религии. Фрейд определяет культуру как «все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных». Постулирует наличие у всех людей разрушительных тенденций, имеющих противообщественный и антикультурный характер, причем в поведении большого количества индивидов эти тенденции являются определяющими. Отсутствие у людей спонтанной любви к труду и бессилие доводов разума против их страстей полагаются распространенными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной долей насилия.

В 1933 году была издана серия брошюр под общим названием "Продолжение лекций по введению в психоанализ".

В этой работе он попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов - любви и ненависти, вины и раскаяния, горя и зависти. До того как он начал размышлять над глубинной природой этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств.

Еще с 1923 года Фрейд, выкуривающий по 20 кубинских сигар в день, страдал раковой опухолью глотки и челюсти, но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина. Он перенес 33 тяжелейшие операции, которые должны были остановить рост опухоли, вынужден был носить неудобный протез, заполнявший пространство между ротовой и носовой полостями, и потому временами не мог говорить. его постоянно мучили сильнейшие боли, которые с каждым днем становились все невыносимее. 23 сентября 1939 года незадолго до полуночи, Фрейд умер после того, как попросил у своего друга доктора Макса Шура инъекцию смертельной дозы морфия, прекратившей его страдания. У Фрейда постепенно появились последователи, дополнившие и подкорректировавшие его учение. Наиболее известные из них - Альфред Адлер, Карл Юнг, Отто Ранк.

Альфред Адлер ввел в психологию такое понятие как комплекс неполноценности. В отличие от Фрейда, утверждавшего, что у любого новорожденного ведущей является половая потребность, проявляющаяся в сосании материнской груди, Адлер говорил о потребности в превосходстве как об основной. Если личность «ущербна», то есть имеет физический недостаток, то возможны два пути ее развития: или уход в болезнь или сверхкомпенсация (преодоление комплекса неполноценности). Такие люди становятся великими учеными, политическими деятелями, писателями, художниками и т.д.

Карл Юнг, в отличие от своего учителя интересовался европейским и восточным оккультизмом, метафизикой и был убежден, что религия содействует стремлению человека к целостности и полноте жизни. Он ввел в психологию понятие коллективного бессознательного, в котором заключен опыт всего человечества. Плодом коллективного бессознательного являются сны и фантазии.

Теория психоанализа в самых общих чертах сводится к следующему: Все наше поведение определяется двумя принципами - принципом приятного и принципом реальности. Принцип приятного характеризуется эгоцентричностью, индивидуализмом, противообщественностью.

В принципе реальности выражается, наоборот, непосредственное знакомство с реальной жизнью и необходимость подчиниться ее требованиям. Между желанием приятного и требованиями жизни возникает конфликт, в результате которого многие желания должны остаться неосуществленными. Такие неосуществленные желания вытесняются нередко из области сознания и переходят в сферу бессознательного, где они и сохраняются, продолжая оказывать влияние на поведение человека. Стремясь прорваться в сознание, вытесненные желания вступают в борьбу с сознательными представлениями и одерживают над ними верх во время таких состояний, как сновидения, дневные грезы и т. д. Поэтому по правильно истолкованному сновидению можно судить о бессознательных переживаниях человека. Толкование сновидений - самое замечательное открытие Фрейда. Он показал, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление вытесненного желания. Большая часть вытесненных представлений, по Фрейду, полового происхождения. Впрочем, термин "пол" (либидо, эрос) понимается Фрейдом очень широко, обнимая всю область приятных ощущений, а не только половые эмоции в тесном смысле. Задача психоанализа состоит в том, чтобы проникнуть в скрытый смысл влечений, обнаружить внутренние бессознательные устремления личности и помочь ей освободиться от них.

Отто Ранк занимался теорией сновидений, соотнося материал сновидений с мифологией и художественным творчеством. Наиболее известен его труд «Травма рождения», в которой он утверждает, что изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов, и что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно.

фрейд психология сновидение либидо

Список литературы


1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- репринтное воспроизведение издания 1913 г.

Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической литературы, 1992.

Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы, 1977 г.

Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия: Основы философских знаний.- М.: Изд-во полит. литературы, 1982 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии). Он был самым старшим из семерых детей в своей семье, хотя у его отца, торговца шерстью, было двое сыновей от предыдущего брака, и он был уже дедушкой к моменту рождения Зигмунда. Когда Фрейду было четыре года, его семья в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. Фрейд постоянно жил в Вене, а в 1938 году, за год до смерти, он эмигрировал в Англию.

С самых первых классов Фрейд блестяще учился. Несмотря на ограниченные финансовые возможности, заставлявшие всю семью ютиться в тесной квартирке, у Фрейда была своя собственная комната и даже лампа с масляным фитилем, которой он пользовался во время занятий. Остальные члены семьи довольствовались свечами. Подобно другим молодым людям того времени, он получил классическое образование: изучал греческий и латынь, читал великих классических поэтов, драматургов и философов - Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше. Его любовь к чтению была так сильна, что долги в книжной лавке стремительно росли, а это не вызывало сочувствия у его отца, стесненного в средствах. Фрейд великолепно владел немецким языком и одно время получал призы за свои литературные победы. Он также бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском языках.

Фрейд вспоминал, что в детстве он часто мечтал стать генералом или министром. Однако, поскольку он был евреем, почти любая профессиональная карьера была для него закрыта, за исключением медицины и юриспруденции - так сильны были тогда антисемитские настроения. Фрейд выбрал медицину без особого желания. Он поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873 году. Во время учебы он испытал на себе влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке. Брюкке выдвигал идею о том, что живые организмы представляют собой динамические энергетические системы, подчиняющиеся законам физической вселенной. Фрейд воспринял эти идеи со всей серьезностью, и позднее они получили свое развитие в его взглядах на динамику психического функционирования.

Честолюбие толкало Фрейда к совершению какого-нибудь открытия, которое принесло бы ему известность уже в студенческие годы. Он внес свой вклад в науку благодаря описанию новых свойств нервных клеток у золотых рыбок, а также подтверждению существования яичек у самцов угря. Однако наиболее важное его открытие состояло в том, что при лечении многих заболеваний может быть использован кокаин. Он сам употреблял кокаин без каких-либо отрицательных последствий и пророчил этому веществу роль едва ли не панацеи, не говоря уже о его эффективности в качестве обезболивающего. Позднее, когда стало известно о существовании наркотической зависимости от кокаина, энтузиазм Фрейда пошел на убыль.

После получения медицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга и проводил сравнительные исследования мозга взрослого человека и плода. Его никогда не влекла практическая медицина, однако вскоре он оставил свою должность и стал практиковать приватно как невропатолог, преимущественно по той причине, что научная работа низко оплачивалась, а атмосфера антисемитизма не давала возможности продвижения по службе. Ко всему прочему, Фрейд влюбился и был вынужден осознать, что если он когда-нибудь вступит в брак, ему нужна будет хорошо оплачиваемая работа.

1885 год ознаменовался критическим поворотом в карьере Фрейда. Он получил исследовательскую стипендию, которая дала ему возможность поехать в Париж и в течение четырех месяцев стажироваться у Жана Шарко, одного из наиболее выдающихся неврологов того времени. Шарко изучал причины и лечение истерии - психического расстройства, проявлявшегося во множестве разнообразных соматических проблем. У пациентов, страдавших истерией, наблюдались такие симптомы, как паралич конечностей, слепота и глухота. Шарко, используя внушение в гипнотическом состоянии, мог как индуцировать, так и устранять многие из этих истерических симптомов. Хотя позднее Фрейд отвергал применение гипноза в качестве терапевтического метода, лекции Шарко и его клинические демонстрации произвели на него сильное впечатление. За время короткого пребывания в знаменитом госпитале Сальпетриер в Париже Фрейд из невролога стал психопатологом.

В 1886 году Фрейд женился на Марте Бернайс, с которой они прожили вместе более половины века. У них родились три дочери и три сына. Младшая дочь, Анна, последовала по стопам отца и со временем заняла лидирующее положение в психоаналитическом направлении как детский психоаналитик . В 80-е годы Фрейд начал сотрудничать с Иозефом Брейером, одним из наиболее известных венских врачей. Брейер к тому времени достиг определенного успеха в лечении пациентов с истерией благодаря применению метода свободных рассказов больных о своих симптомах. Брейер и Фрейд предприняли совместное исследование психологических причин истерии и методов терапии этого заболевания. Их работа завершилась публикацией книги «Исследования истерии» (1895), в которой они пришли к выводу о том, что причиной появления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о травматических событиях. Дату этой знаменательной публикации иногда связывают с основанием психоанализа, однако наиболее творческий период в жизни Фрейда был еще впереди.

Личные и профессиональные отношения между Фрейдом и Брейером резко прервались примерно в то же время, когда была опубликована книга «Исследования истерии». Причины, по которым коллеги внезапно стали непримиримыми врагами, до сих пор не вполне ясны. Биограф Фрейда Эрнест Джонс утверждает, что Брейер категорически не соглашался с Фрейдом по вопросу о роли сексуальности в этиологии истерии, и это предопределило разрыв (Jones, 1953). Другие исследователи предполагает, что Брейер выступил в роли «отцовской фигуры» для более молодого Фрейда и его устранение было просто предначертано самим ходом развития отношений вследствие эдипова комплекса у Фрейда. Каковы бы ни были причины, эти два человека никогда снова не встретились как друзья.

Утверждения Фрейда о том, что в основе истерии и других психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью , привели к его исключению из Венского медицинского общества в 1896 году. К этому времени у Фрейда имелось крайне мало разработок (если они вообще были) того, что позднее получило известность как теория психоанализа. Более того, его оценка собственной личности и работы по наблюдениям Джонса была такова: «У меня довольно ограниченные способности или таланты - я не силен ни в естественных науках, ни в математике, ни в счете. Но то, чем я обладаю, пусть и в ограниченном виде, вероятно, развито очень интенсивно».

Промежуток между 1896 и 1900 годами был для Фрейда периодом одиночества, но одиночества очень продуктивного. В это время он начинает анализировать свои сновидения , а после смерти отца в 1896 году практикует самоанализ в течение получаса перед сном ежедневно. Его наиболее выдающийся труд «Толкование сновидений» (1900) основан на анализе собственных сновидений. Однако слава и признание были еще далеко. Для начала этот шедевр был проигнорирован психиатрическим сообществом, а Фрейд за свой труд получил лишь авторский гонорар в размере 209 долларов. Может показаться невероятным, но за восемь последующих лет ему удалось продать всего 600 экземпляров этого издания.

За пять лет после публикации «Толкования сновидений» престиж Фрейда вырос настолько, что он вошел в число врачей, пользующихся всемирной известностью. В 1902 году было основано общество «Психологические среды» , которое посещал только избранный круг интеллектуальных последователей Фрейда. В 1908 году эта организация была переименована в Венское психоаналитическое общество. Многие из коллег Фрейда, бывшие членами этого общества, стали известными психоаналитиками, каждый в своем направлении: Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Ганс Сакс и Отто Ранк. Позднее Адлер, Юнг и Ранк вышли из рядов последователей Фрейда и возглавили конкурирующие между собой научные школы.

Период с 1901 по 1905 год стал особенно творческим. Фрейд опубликовал несколько работ, в том числе «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три эссе о сексуальности» (1905) и «Юмор и его отношение к бессознательному» (1905). В «Трех эссе…» Фрейд выдвинул предположение о том, что дети рождаются с половыми побуждениями, а их родители предстают в роли первых половых объектов. Общественное возмущение последовало незамедлительно и имело широкий резонанс. Фрейда заклеймили как страдающего половыми извращениями, непристойного и безнравственного человека. Многие медицинские учреждения бойкотировались из-за их терпимости к идеям Фрейда о половой жизни детей .

В 1909 году произошло событие, сдвинувшее психоаналитическое движение с мертвой точки относительной изоляции и открывшее ему путь к международному признанию. Г. Стэнли Холл пригласил Фрейда в Университет Кларка в Уорчестере, штат Массачусетс прочесть цикл лекций. Лекции были приняты очень хорошо, и Фрейд был награжден почетной степенью доктора. В то время его будущее выглядело весьма многообещающим. Он достиг значительной известности, пациенты со всего света записывались к нему на консультации. Но были и проблемы. Прежде всего он потерял практически все свои сбережения в 1919 году в связи с войной. В 1920 году умерла его 26-летняя дочь. Но, возможно, наиболее тяжелым испытанием для него стал страх за судьбу двух сыновей, воевавших на фронте. Отчасти под влиянием атмосферы первой мировой войны и новой волны антисемитизма, в возрасте 64 лет Фрейд создал теорию об универсальном человеческом инстинкте - стремлении к смерти. Однако, невзирая на пессимизм в отношении будущего человечества, он продолжал четко формулировать свои идеи в новых книгах. Наиболее важными являются «Лекции по введению в психоанализ» (1920), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933) и «Очерк психоанализа», опубликованный посмертно в 1940 году. Фрейд был исключительно одаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его Премией Гете по литературе в 1930 году.

Первая мировая война оказала огромное влияние на жизнь и представления Фрейда. Работа в клинике с госпитализированными солдатами расширила его понимание разнообразия и тонкости психопатологических проявлений. Усиление антисемитизма в 1930-х годах также оказало сильное влияние на его взгляды о социальной природе человека. В 1932 году он был постоянной мишенью для нападок гитлеровцев (в Берлине нацисты устроили несколько публичных сожжений его книг). Эти события Фрейд прокомментировал так: «Какой прогресс! В Средневековье сожгли бы меня самого, теперь же они довольствуются сожжением моих книг». Только благодаря дипломатическим усилиям влиятельных граждан Вены ему было разрешено покинуть этот город, вскоре после вторжения нацистов в 1938 году.

Последние годы жизни Фрейда были тяжелыми. С 1923 года он страдал распространяющейся раковой опухолью глотки и челюсти (Фрейд выкуривал ежедневно 20 кубинских сигар), но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина. Он настойчиво работал, несмотря на то, что перенес 33 тяжелые операции, которые должны были остановить распространение опухоли (из-за этого он был вынужден носить неудобный протез, заполнявший образовавшееся свободное пространство между носовой и ротовой полостями, и поэтому временами не мог говорить). Его ожидало еще одно испытание на стойкость: во время гитлеровской оккупации Австрии в 1938 году его дочь Анна была арестована гестапо. Только благодаря случайности ей удалось освободиться и воссоединиться со своей семьей в Англии.

Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, где он оказался как перемещенный еврейский эмигрант. Тем, кто захочет больше узнать о его жизни, мы рекомендуем трехтомную биографию, написанную его другом и коллегой Эрнестом Джонсом «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда». Опубликованное в Англии издание собраний сочинений Фрейда в двадцати четырех томах распространилось по всему миру.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

ФРЕЙД (Фройд) Зигмунд (Шломо; Freud, Sigmund; 1856, Фрейберг, Австрия, ныне Пршибор, Чехия, – 1939, Лондон), австрийский врач и психолог, основатель учения психоанализа. Родился в семье выходца из Восточной Галиции, торговца шерстью, обосновавшегося в 1860 г. в Вене. Рос и воспитывался в полуассимилированной среде. В гимназические годы кумиром Фрейда был И. В. Гёте - поэт и натуралист.

В Венском университете, куда Фрейд поступил в 1873 г., он испытал сильное влияние энергетических идей Г. Гельмгольца, последователем которого был его учитель и первый научный руководитель Э. Брюкке, заведующий лабораторией физиологии животных. В 1882 г., год спустя после получения степени доктора, Фрейд оставил лабораторию, занялся практической медициной (главным образом из-за материальных затруднений) и начал работать в возглавляемом известным врачом и исследователем Т. Мейнертом отделении душевных болезней Центральной венской больницы.

В 1884 г., обнаружив обезболивающее действие кокаина, Фрейд способствовал развитию учения о местной анестезии. В 1885 г. за успехи в лечении нервного расстройства речи Фрейд был приглашен читать лекции в Венском университете, а также направлен на стажировку во Францию к парижскому врачу Ж. Шарко, прославившемуся успешным лечением истерии посредством гипноза, а также к другому знаменитому в области гипноза врачу - И. Бернхейму, жившему в Нанси. Отправной точкой всей последующей работы Фрейда после возвращения в Вену стали наблюдения Ж. Шарко, свидетельствовавшие об отсутствии каких-либо соматических нарушений в мозге даже при самых острых формах и проявлениях истерии (пароксизмальных приступах, расстройстве чувствительности, функциональных нарушениях движения, речи и т. д.). В 1891 г. внимание ученых привлекла работа Фрейда «Об афазии», в которой он, в частности, впервые выступил с аргументированной критикой общепринятой тогда концепции локализации функций мозга в определенных его центрах и предложил альтернативный функционально-генетический подход к изучению психики и ее физиологических механизмов. В статье «Защитные невропсихозы» (1894) и работе «Исследование истерии» (1895, совместно с И. Брейером) было засвидетельствовано, что существует обратное воздействие психической патологии на физиологические процессы и зависимость соматических симптомов от эмоционального состояния пациента. В этих трудах Фрейд заложил основы психоанализа как метода непосредственного лечения психики, а не физиологических нарушений, к которым до этого сводилась терапия любых нервных расстройств. В этот период Фрейд в связи с нервным расстройством, постигшим его самого после смерти отца, испытал метод и технику психоанализа на самом себе.

В конце 1890-х - начале 1900-х гг. рамки психотерапии стали для Фрейда тесны; он приступил к построению на базе психоанализа общей теории человеческой психики, подвергающей пересмотру взгляд и на те психические состояния и процессы, которые господствовавшая в те годы в науке психологическая школа В. Вундта считала нормальными.

В результате этого Фрейд оказался в научной изоляции. Академические круги почти единодушно отвергли и осудили психоанализ, главным образом из-за решающей роли, которая в нем отводилась половому влечению (либидо) во всей психической жизни человека и во многих сферах человеческой деятельности (см. Фрейдизм). Правда, в 1902 г. Фрейд стал экстраординарным (внештатным) профессором Венского университета, но не как психоаналитик, а как специалист по нервным болезням. Желая покончить с научной изоляцией, Фрейд в 1906 г. объявил о создании Венского психоаналитического общества, членами которого стали его ученики и приверженцы А. Адлер, М. Кахане, Р. Райтлер и В. Штеккель, еще с 1902 г. собиравшиеся по средам у своего учителя. К 1908 г. членами этого общества состояли уже 22 человека, в том числе швейцарский психиатр К. Юнг и англичанин Э. Джонс. В том же году Фрейд объявил о создании Международного психоаналитической ассоциации. В 1909 г. по приглашению президента Университета Кларка (Вустер, штат Массачусетс) Фрейд вместе с К. Юнгом совершил поездку в США, где впервые с большим успехом прочитал курс психоанализа.

Благодаря огромной энергии Фрейда, а также блестящему литературному стилю его работ известность и популярность психоанализа неуклонно росли (см. Фрейдизм). Уже накануне Первой мировой войны психоаналитические общества и ассоциации существовали в нескольких европейских странах, а сам Фрейд оказался не столько лидером научной школы, сколько вождем движения, которое развивалось параллельно с «нормативной» университетской наукой.

Отказ академических кругов признать психоанализ научной теорией травмировал Фрейда, который с юности больше всего мечтал о славе великого ученого; в то же время это в определенной мере освобождало его от необходимости следовать принятым в научном сообществе требованиям строгой доказательности, эмпирической верифицируемости гипотез и концепций. Перед Первой мировой войной для Фрейда стали тесны и рамки психологии; выйдя за ее пределы, он создавал все новые концепции, еще более спекулятивные, чем прежние, в которых, однако, получали неожиданное, а часто и увлекательное решение многие проблемы, с которыми не могла справиться ортодоксальная наука.

В период между двумя мировыми войнами к Фрейду пришла всемирная известность (он, в частности, был почетным гражданином Вены, лауреатом престижной литературной премии имени Гёте, 1930 г., и т. д.). Однако жизнь Фрейда омрачал скандальный оттенок, который его всемирная слава имела в глазах многих почитаемых им ученых, и отступничество ряда соратников (в 1911 г. - А. Адлера, в 1913 г. - К. Юнга и других), которые избрали собственный, не одобряемый учителем научный путь в рамках психоанализа. К тому же с 1923 г. Фрейд болел раком нёба, перенес 33 мучительные операции, но продолжал работать до последних дней жизни.

В 1938 г., после аншлюса (см. Австрия), тяжело больной Фрейд остался в Вене; благодаря личному вмешательству Ф. Рузвельта и других влиятельных лиц, а также крупному выкупу, который уплатили нацистам, его удалось вывезти в Англию.

Фрейд - создатель психоанализа - не только внес крупный вклад в европейскую и всю западную культуру, но и в значительной мере изменил весь ее облик. Не подтвердились ни опасения, что новации Фрейда угрожают самому существованию европейской культуры, ни надежды на то, что они окажутся преходящими. Западная культура успешно ассимилировала основные идеи и концепции Фрейда, однако заплатила за это отказом от ряда установок, которые ранее считались в ней незыблемыми. Так, Фрейд доказал иллюзорность унаследованной европейской культурой 19 в. от французского Просвещения веры в человека как рациональное существо, которое, в отличие от животных, руководствуется разумом. В противовес этому Фрейд открыл для европейской культуры иррациональную подоплеку самого разума - сферу подсознания, в которой господствуют иррациональные импульсы и влечения. Уже в работах 1890-х гг. Фрейд выступил с концепцией многоуровневой структуры человеческой психики, которую сознание отнюдь не исчерпывает и не является главным в ней - ему отводится лишь функция заслона перед темными бессознательными влечениями, подчинение которым имело бы для человека пагубные последствия.

В работе «Толкование сновидений» (вышла в свет в ноябре 1899 г., датирована издателем 1900 г.) Фрейд представил сны как «неврозы здорового человека»: в сновидениях, в условиях временного отключения контроля сознания находят символическое удовлетворение вытесненные в подсознание запретные влечения. В «Психопатологии обыденной жизни» (1904) неудовлетворенными иррациональными влечениями, прорывающимися из сферы бессознательного в сублимированной, то есть измененной до неузнаваемости форме, были объяснены бытовые конфликты, семейные ссоры, неурядицы в личной жизни и т. д. В работе «Три статьи о теории полового влечения» (1905) Фрейд развил концепцию психосексуального развития индивида; половое влечение, согласно этой теории, присуще человеку со дня рождения и в каждом возрасте проявляется по-своему (Фрейд утверждал, что уже в раннем детстве существует подсознательное стремление к инцесту с родителем противоположного пола и, как следствие этого, враждебные импульсы по отношению к родителю-сопернику, что он назвал эдиповым комплексом). Возмущение, которое эти теории вызвали в академических и более широких культурных кругах, где они квалифицировались как бездоказательные и непристойные, достигло пика после сообщения Фрейда (в статье «Фрагменты анализа одного случая истерии», 1906 г.) об обнаруженных им в подсознании юной невинной девушки необычных сексуальных склонностях.

Учение Фрейда, однако, преодолело и сопротивление академической науки, и первоначальные предубеждения. Решающую роль в этом сыграло всеобщее признание ставших опорой психоанализа принципов вытеснения и сублимации - равная невозможность их строго научного доказательства или опровержения позволила с их помощью объяснить любые психические явления. Согласно Фрейду, подавляемые сознанием и неудовлетворенные иррациональные, главным образом сексуальные, влечения не исчезают бесследно, а вытесняются из сознания в сферу бессознательного, откуда, сохранив всю психическую энергию, оказывают постоянное давление на сознание. Принципом сублимации Фрейд объясняет, как вытесненные в подсознание импульсы и влечения стимулируют креативное поведение и творческий поиск в науке и искусстве.

На основе этих принципов Фрейд построил всю технику психоанализа (заменив гипноз методом свободных ассоциаций) как средства проникновения в сферу бессознательного страдающего неврозом пациента, обнаружения там скрытых от сознания причин болезни, а затем устранения их посредством рационального объяснения. Успех психоанализа сделал Фрейда общепризнанным создателем современной психотерапии и всей психосоматической медицины и обеспечил еще больший успех фрейдизму как метапсихологической и универсальной культурологической теории, предлагающей то, что ранее не удавалось никакой другой теории: единое объяснение самых разнородных феноменов психической, духовной, социальной, культурной и других сфер жизни человека.

Так, зарождению в первобытном мире первых зачатков цивилизации посвящена работа «Тотем и табу» (1913), где в увлекательной форме рассказывается о событии, положившем начало человеческой истории, - убийстве и съедении отца и вождя племени сыновьями-соперниками (реализация эдипова комплекса); по Фрейду, наступившие затем раздор и хаос привели первобытных людей к глубокому раскаянию, что укоренило в их подсознании ставший наследственным комплекс вины, который сублимировался в поклонение тотему, в перенесение на него всевластия и других качеств отца, в первые запреты и т. д. Позднее в работе «Психология масс и человеческое «Я» (1921) Фрейд с поразительной точностью описал многие черты будущих тоталитарных режимов, выводя возможность их возникновения из комплекса вины и раскаяния за некогда совершенное убийство отца, из неосознаваемой потребности масс в самоидентификации с символизирующим отца лидером, вождем и из готовности масс слепо и сплоченно следовать за ним. В ряде работ, например, «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Эго и ид» («Я и оно», 1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Культура и ее запреты» (1930), в качестве продуктов сублимации бессознательных, иррациональных влечений и импульсов, главным образом либидо, предстают религия, мифология, искусство и почти все другие результаты творческой деятельности. К концу жизни Фрейда его учение приобрело (несмотря на то, что у него все еще оставались влиятельные противники, особенно среди ученых) огромное влияние на различные области культуры.

Среди других работ Фрейда - «Очерк автобиографии» (1925), в которой Фрейд впервые поведал о ходе и результатах психоаналитического эксперимента 1890-х гг. над самим собой, а также работы, в которых доктрина изложена в окончательном виде: «Новые вводные лекции в психоанализ» (1933) и «Очерк психоанализа» (1938). Работы Фрейда многократно издавались и продолжают издаваться на десятках языков мира. На английском языке в 1953–56 гг. было выпущено его полное собрание сочинений в 23 томах. Начиная с 1910 г., когда была переведена «Психопатология обыденной жизни», и до конца 1930-х гг. работы Фрейда неоднократно издавались и на русском языке. В годы так называемой перестройки и в особенности после падения коммунистического режима труды Фрейда стали снова печататься и широко популяризироваться в России и других странах бывшего Советского Союза («Введение в психоанализ. Лекции», М., 1989; «Психология бессознательного», М., 1989; «Будущее одной иллюзии (сумерки богов)», М., 1989; «Очерки по психологии сексуальности», М., 1989).

Ученые, занимающиеся исследованием психоанализа и его социально-психологических истоков, практически единодушно признают, что в его создании большую роль играло еврейское происхождение Фрейда. Психоанализ нередко рассматривают как реакцию Фрейда на распространенный в европейской медицине 2-й половины 19 в., подкрепленный ссылками на теорию Ч. Дарвина, расовый подход к проблемам здоровья и болезни, согласно которому, в частности, евреи, в отличие от остальных народов, подвержены специфическим заболеваниям, а отсутствие у них таких качеств, как беспристрастность, честность, бескорыстие и т. д., делает их непригодными к врачебной деятельности (см. Расизм).

Отношение самого Фрейда к своему еврейству было сложным и неоднозначным. Он решительно отвергал возможность перехода в другую религию, но не соблюдал еврейских обычаев и традиций. Долгие годы он оставался членом еврейской общины Вены и венской ложи Бней-Брит, но не разделял идеалов и целей сионизма. Последней его работой, опубликованной в год смерти, была книга «Моисей и монотеизм», где иудаизм представлен как сублимация бессознательного чувства вины евреев за убийство их предками вождя - Моисея-египтянина, передавшего евреям веру фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) в единого Бога, а обряд обрезания - как символ запрета, налагаемого отцом на влечение сына к матери. Одновременно Фрейд в этой работе признается в любви к еврейскому народу и иудаизму, видя величие последнего в более высоком уровне духовности по сравнению с другими выросшими из него монотеистическими религиями.

В 1930-е гг. Фрейд был членом попечительского совета Еврейского университета в Иерусалиме, но неоднократно выражал сожаление по поводу отсутствия в нем кафедры психоанализа. Лишь спустя 40 лет после смерти Фрейда в университете был создан Центр по изучению и исследованию проблем психоанализа, носящий имя Фрейда.

Freud S., 1856-1939). Выдающийся врач и психолог, основатель психоанализа. Родился Ф. в моравском городе Фрейбурге. В 1860 г. семья переехала в Вену, где он с отличием окончил гимназию, затем поступил на медицинский факультет университета и в 1881 г. получил степень доктора медицины.

Ф. мечтал посвятить себя теоретическим исследованиям в области неврологии, но был вынужден заняться частной практикой в качестве невропатолога. Его не удовлетворяли используемые в то время для лечения неврологических больных физиотерапевтические процедуры, и он обратился к гипнозу. Под влиянием врачебной практики у Ф. появился интерес к психическим расстройствам функционального характера. В 1885-1886 гг. он посещал клинику Шарко (Charcot J. М.) в Париже, где гипноз применялся при исследовании и лечении истерических больных. В 1889 г. - поездка в Нанси и знакомство с работами другой французской школы гипноза. Эта поездка способствовала тому, что у Ф. сложилось представление об основном механизме функциональных психических заболевании, о наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение, причем сам пациент об этом не знает.

Решающим моментом в становлении оригинальной теории Ф. был отход от гипноза как средства проникновения к забытым переживаниям, лежащим в основе неврозов. Во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, так как встречал сопротивление, которое не мог преодолеть. Ф. был вынужден искать другие пути к патогенным аффектам и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических проявлений, чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройств, оговорок, забывании и т. п. Особое внимание он обратил на феномен переноса больным на врача чувств, имевших место в раннем детстве по отношению к значимым лицам.

Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Ф. назвал психоанализом - оригинальной формой психотерапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Ф. охватывает несколько десятилетий, в течение которых его концепция претерпевала существенные изменения, что дает основания для условного выделения трех периодов.

В первый период психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Не утратили своего значения такие работы Ф. этого периода, как "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901). Основной побудительной силой поведения человека Ф. считал подавленное сексуальное влечение - "Три очерка по теории сексуальности" (1905). В это время психоанализ начал приобретать популярность, вокруг Ф. сложился кружок из представителей разных профессий (врачей, писателей, художников), желавших изучать психоанализ (1902). Распространение Ф. фактов, полученных при изучении психоневрозов, на понимание душевной жизни здоровых людей было встречено весьма критически.

Во втором периоде концепция Ф. превратилась в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. В 1909 г. он читал лекции в США, вышедшие затем как полное, хотя и краткое, изложение психоанализа - "О психоанализе: пять лекций" (1910). Наиболее же распространенной работой являются "Лекции по введению в психоанализ", первые два тома которых представляют собой запись лекций, прочитанных врачам в 1916-1917 гг.

В третьем периоде учение Ф. - фрейдизм - претерпело существенные изменения и получило свое философское завершение. Психоаналитическая теория стала основой для понимания культуры, религии, цивилизации. Учение об инстинктах было дополнено идеями о влечении к смерти, разрушению - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920). Эти представления, полученные Ф. при лечении неврозов военного времени, привели его к выводу о том, что войны являются следствием инстинкта смерти, т. е. обусловлены природой человека. К этому же периоду относится описание трехкомпонентной модели личности человека - "Я и Оно" (1923).

Таким образом, Ф. разработал ряд гипотез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал научного знания о ней. В круг научного анализа были вовлечены феномены, которые традиционная академическая психология не привыкла принимать в расчет.

После оккупации Австрии нацистами Ф. был подвергнут преследованиям. Международный союз психоаналитических обществ, уплатив фашистским властям в виде выкупа значительную сумму денег, добился разрешения на выезд Ф. в Англию. В Англии его встретили восторженно, но дни Ф. были сочтены. Он умер 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет в Лондоне.

ФРЕЙД Зигмунд

1856–1939) – австрийский врач-невропатолог, основатель психоанализа. Родился 6 мая 1856 года во Фрайберге (ныне Пршибор), расположенном неподалеку от границы Моравии и Силезии, примерно в двухстах сорока километрах к северо-востоку от Вены. Спустя семь дней мальчику сделали обрезание и дали два имени – Шломо и Сигизмунд. Еврейское имя Шломо он унаследовал от своего деда, умершего за два с половиной месяца до рождения своего внука. Лишь по исполнении шестнадцати лет юноша сменил имя Сигизмунд на имя Зигмунд.

Его отец Яков Фрейд женился на Амалии Натансон, матери Фрейда, будучи намного старше ее и имея от первого брака двух сыновей, один из которых был ровесником Амалии. К моменту рождения их первенца отцу Фрейда шел 41-й год, в то время как его матери оставалось три месяца до исполнения 21 года. В течение десяти последующих лет в семье Фрейдов родилось семеро детей – пять дочерей и двое сыновей, один из которых умер несколько месяцев спустя после своего рождения, когда Сигизмунду было менее двух лет.

В силу ряда обстоятельств, связанных с экономическим упадком, ростом национализма и бесперспективностью дальнейшей жизни в маленьком городе, семья Фрейда переехала в 1859 году в Лейпциг, а затем через год в Вену. В столице австрийской империи Фрейд прожил почти 80 лет.

За это время он блестяще окончил гимназию, в 1873 году в возрасте 17 лет поступил на медицинский факультет Венского университета, который окончил в 1881 году, получив диплом врача. На протяжении нескольких лет Фрейд работал в физиологическом институте Э. Брюкке и Венской городской больнице. В 1885–1886 годах он прошел шестимесячную стажировку в Париже у знаменитого французского врача Ж. Шарко в Сальпетриере. По возвращении со стажировки он женился на Марте Бернайс, став со временем отцом шестерых детей – трех дочерей и троих сыновей.

Открыв частную практику в 1886 году, З. Фрейд использовал различные способы лечения нервнобольных и выдвинул свое понимание происхождения неврозов. В 90-е годы ХIХ века он заложил основы нового метода исследования и лечения, получившего название психоанализ. В начале ХХ столетия он развил выдвинутые им психоаналитические идеи.

На протяжении последующих двух десятилетий З. Фрейд внес дальнейший вклад в теорию и технику классического психоанализа, использовал свои идеи и методы лечения в частной практике, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.

З. Фрейд получил международное признание, дружил и переписывался с такими выдающимися деятелями науки и культуры, как Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Ромен Ролан, Арнольд Цвейг, Стефан Цвейг и многими другими.

В 1922 году Лондонский университет и Еврейское историческое общество организовали чтение цикла лекций о пяти знаменитых еврейских философах, в числе которых наряду с Филоном, Маймонидом, Спинозой, Эйнштейном оказался и Фрейд. В 1924 году Венский городской совет присвоил З. Фрейду звание почетного гражданина. В день своего семидесятилетия он получил поздравительные телеграммы и письма со всех концов мира. В 1930 году ему присудили литературную премию имени Гете. В честь его семидесятипятилетия во Фрайберге была установлена памятная доска на доме, в котором он родился.

К восьмидесятилетию З. Фрейда Томас Манн зачитал написанное им обращение перед Академическим обществом медицинской психологии. Под обращением стояло около двухсот подписей известных писателей и деятелей искусства, включая Вирджинию Вульф, Германа Гесса, Сальвадора Дали, Джеймса Джойса, Пабло Пикассо, Ромена Ролана, Стефана Цвейга, Олдоса Хаксли, Герберта Уэллса.

З. Фрейд был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации. Ему было присвоено официальное звание члена-корреспондента Королевского общества.

После вторжения нацистов в Австрию в марте 1938 года жизнь З. Фрейда и его семьи оказалась под угрозой. Нацисты захватили библиотеку венского психоаналитического общества, побывали в доме З. Фрейда, проведя там тщательный обыск, конфисковали его банковский счет, вызывали в гестапо его детей – Мартина и Анну Фрейд.

Благодаря помощи и поддержке со стороны американского посла во Франции У.С. Буллита, принцессы Мари Бонапарт и других влиятельных лиц З. Фрейд получил разрешение на выезд и в начале июня 1938 года покинул Вену, чтобы через Париж перебраться в Лондон.

Последние полтора года жизни З. Фрейд провел в Англии. В первые же дни пребывания в Лондоне его посетили Герберт Уэллс, Бронислав Малиновский, Стефан Цвейг, приведший с собой Сальвадора Дали, секретари Королевского общества, знакомые, друзья. Несмотря на преклонный возраст, развитие ракового заболевания, впервые обнаруженного у него в апреле 1923 года, сопровождавшегося многочисленными операциями и стойко переносимого им на протяжении 16 лет, З. Фрейд осуществлял почти ежедневные анализы больных и продолжал работать над своими рукописными материалами.

21 сентября 1938 года З. Фрейд попросил своего лечащего врача Макса Шура выполнить обещание, которое тот дал ему десять лет тому назад при их первой встрече. Во избежание непереносимых страданий М. Шур дважды ввел своему знаменитому пациенту незначительную дозу морфия, оказавшуюся достаточной для достойной кончины основателя психоанализа. 23 сентября 1939 года З. Фрейд умер, не узнав о том, что несколько лет спустя оставшиеся в Вене его четыре сестры будут сожжены в крематории нацистами.

Из-под пера З. Фрейда вышли не только разнообразные работы, посвященные технике медицинского использования психоанализа, но и такие книги, как «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена» (1907), «Воспоминание о Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1926), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и другие.