Пособие для поступления в вуз. Пособие по истории отечества для поступающих в вузы

Сегодня для большинства абитуриентов началась горячая пора: вузы второго потока принимают документы - по старым правилам, но в новых демографических условиях.

Приемные комиссии вузов второго потока (кроме заочной и вечерней формы получения образования в вузах сельскохозяйственного профиля) начали прием документов от абитуриентов на все формы получения образования 16 июля.

Во вступительной кампании имеют возможность принять участие 72 766 абитуриентов. В ЦТ приняли участие 113 448 абитуриентов. Не преодолели нижний порог тестового балла, необходимого для участия в конкурсе, 40 682 абитуриента.

По прогнозам Министерства образования, повышение по сравнению с прошлым годом минимального порога проходных баллов должно было отсеять около 30% абитуриентов. Однако минимум не смогли набрать 35,86% от принявших участие в ЦТ.

Таким образом, учитывая, что в этом году белорусские вузы намерены принять 79,3 тысячи первокурсников, студентом теоретически может стать каждый из набравших минимальный проходной балл.

Нетрудно спрогнозировать, что в этом году традиционно сложно будет поступить на престижные специальности в ведущие университеты. В то же время наверняка сохранится и даже, вероятно, обострится проблема недобора на некоторые специальности, наметившаяся в 2012 году, когда незаполненными остались 200 дневных бюджетных мест.

Зачисление абитуриентов в вуз на обучение как за счет средств бюджета, так и на условиях оплаты проводится по конкурсу на основе общей суммы баллов, подсчитанной по результатам сдачи вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании. Максимальное количество баллов - 400 (три результата ЦТ + средний балл аттестата, умноженный на 10).

«Динамика соответствует первому дню прошлого года - в базе 400 документов, - рассказал о начале кампании по приему документов в комментарии для Naviny.by член приемной комиссии БГУ Вячеслав Молофеев . - Как правило, в первые дни идут сильные абитуриенты. Каждый третий имеет в арсенале более 300 баллов. Те, у кого меньше 200 баллов, подаются на платное обучение либо на заочное на бюджет. Нас очень радует, что в БГУ идут победители олимпиад - уже 25 человек подали документы».

Максимальный балл среди уже подавших документы в БГУ - 380 - у молодого человека, планирующего поступить на «политологию» на юридический факультет. В топе факультетов БГУ, куда идут абитуриенты с высокими баллами - факультет философии и социальных наук, факультет прикладной математики.

«Мы рады, когда в БГУ приходят сильные абитуриенты», - подчеркнул Вячеслав Молофеев.

От абитуриентов, не прошедших по конкурсу на дневную бюджетную форму обучения, для участия в конкурсе в этом же вузе на заочную и вечернюю формы за счет средств бюджета (кроме вузов сельскохозяйственного профиля) документы будут приниматься по 2 августа. На обучение на условиях оплаты - по 4 августа.

В нынешнем году, как и в прошлом, представители абитуриентов, действующие на основании доверенности, удостоверенной нотариально, могут подавать документы в приемные комиссии учреждений образования и заключать договоры на обучение.

Зачисление по раздельному конкурсу выпускников городских и сельских учреждений образования будет осуществляться только на бюджетные места. Зачисление абитуриентов на условиях оплаты будет проходить по общему конкурсу.

Льготы при поступлении, о необходимости отмены которых говорят уже много лет, остаются.

Согласно правилам , вне конкурса (кроме профилей (направлений) специальностей «международные отношения», «правоведение», «медико-фармацевтический», а также специальностей, на которые конкурс в год, предшествующий приему, составил 5 и более человек на место) при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 (шести) баллов по предметам вступительных испытаний зачисляются:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
победители и призеры официальных чемпионатов, розыгрышей кубков Республики Беларусь по видам спорта, включенным в программу летних и зимних Олимпийских игр;
лица, имеющие рекомендации воинских частей при зачислении в вузы силовых ведомств.

Преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов в порядке перечисления имеют:

Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды;
дети военнослужащих или рабочих и служащих, которые занимали штатные должности в воинских частях, погибших (умерших от ранений) или ставших инвалидами при исполнении обязанностей воинской службы;
инвалиды III группы;
абитуриенты из многодетных семей.

Приемные комиссии работают с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00. Если последний день приема документов, сдачи вступительных испытаний или зачисления абитуриентов выпадет на воскресенье, приемные комиссии работают в этот день с 9.00 до 18.00. Приемные комиссии вузов второго потока будут работать в субботы 21, 28 июля, 4 августа, одно воскресенье - 29 июля (для вузов, осуществляющих проведение внутренних экзаменов).

Приемные комиссии будут информировать абитуриентов о ходе приема документов на своих сайтах и на информационных стендах. Информация должна обновляться каждый день не реже одного раза в три часа работы приемной комиссии (9.00, 12.00, 15.00, 18.00).

В последний день приема документов информирование абитуриентов о ходе приема документов прекращается в 15.00. Допуск абитуриентов в здание учреждения образования, в котором располагается приемная комиссия, завершается в 18.00. Приемная комиссия в последний день приема документов в 18.00 прекращает выдачу документов абитуриентам с целью их подачи на другую специальность, при этом обеспечивает прием документов от всех абитуриентов, находящихся в здании вуза, в котором располагается приемная комиссия, после прекращения допуска.

Биология (от греч. bios – жизнь + logos – слово, учение) – наука, которая изучает жизнь как явление, занимающее особое место в мироздании. Вместе с другими науками, исследующими природу (физикой, химией, астрономией, геологией и т. д.), она относится к числу естественных наук. Обычно выделяют в самостоятельную группу еще и гуманитарные науки (изучающие закономерности существования и развития человека, человеческого общества); к ним относятся социология, психология, антропология, этнография и др.

Феномен человека (как биосоциального существа) интересует и естественные, и гуманитарные науки. Но биология выполняет особенную роль, будучи связующим звеном между ними. Такое заключение основано на современных представлениях о развитии природы, которое привело к появлению жизни. В процессе же эволюции живых организмов возник человек, обладающий качественно новыми свойствами – разумом, речью, способностью к творческой деятельности, общественным образом жизни и т. д.

Существование и развитие неживой природы подчинено физико-химическим законам. С появлением живых организмов начинают осуществляться биологические процессы, имеющие принципиально иной характер и подчиняющиеся иным закономерностям – биологическим. Однако важно отметить, что сохраняются наряду с этим и физико-химические процессы, которые лежат в основе возникающих (качественно иных и своеобразных) биологических явлений.

Специфические качества и социальные свойства человека не исключают его природной принадлежности. В человеческом организме осуществляются (как у всех живых существ) и физико-химические, и биологические процессы. Однако полноценно индивид может развиваться лишь в обществе, в общении с другими людьми. Только так осваивается речь и приобретаются знания, умения, навыки. Коренное отличие здесь заключается в том, что существование и развитие человечества базируется на его способности к познанию, к накоплению знаний из поколения в поколение, к производительной деятельности.

Поистине грандиозные достижения науки, в том числе и биологии, в XX в. существенно расширили и углубили наши представления как о единстве природы и человека, так и о их сложных взаимоотношениях. Например, данные экологии показали, что живые организмы, в том числе и человек, не только зависимы от природы, но и сами выступают в роли мощного фактора, воздействующего и на нее, и даже на космос. Это касается, в частности, атмосферы Земли, формирования обширных геологических пластов, образования островных систем и т. п. Человечество в настоящее время оказывает самое сильное воздействие на живую и неживую природу планеты.

Биология сегодня представляет собой комплекс наук, изучающих разнообразные живые существа, их строение и функционирование, распространение, происхождение и развитие, а также природные сообщества организмов, их связи друг с другом, с неживой природой и человеком.

Помимо общепознавательного значения биология играет огромную роль для человека, издавна служа теоретической основой медицины, ветеринарии, агрономии, животноводства.

Теперь появились и отрасли производства, которые основаны на биотехнологии, т. е. используют живые организмы в производственном процессе. Можно упомянуть пищевую, фармацевтическую, химическую промышленность и др.

Большое значение имеют различные биологические науки и в связи с проблемой взаимоотношений человека и природы. Только на научной основе возможно решать такие задачи, как рациональное использование природных ресурсов, щадящее отношение к окружающему нас миру, грамотная организация природоохранной деятельности.

«Общая биология» – это предмет, представляющий собой важнейший этап биологического образования учеников средней школы. Он опирается на те знания, навыки и умения, которые были уже приобретены при изучении ботаники, зоологии, биологии человека.

Начиная с 6–го класса вы знакомились с разными группами живых организмов: вирусами, бактериями, грибами, растениями, животными. Вы узнали об их строении и функционировании, разнообразии форм, распространении и т. п. В 8–м классе предметом занятий по биологии стали человек и его специфика как биосоциального существа.

Общая биология, в отличие от других специализированных дисциплин, рассматривает, о чем говорит и само название, общие (для всех живых организмов) своеобразные свойства и качества всего живого, общие закономерности организации, жизнедеятельности, развития, присущие всем формам жизни.

Глава 1. Сущность жизни

§ 1. Определение жизни и фундаментальные свойства живого

Одной из задач, стоящих перед любой наукой, служит необходимость создания определений,т. е. кратких формулировок, дающих, однако, полное представление о сущности объекта или явления. В биологии имеются десятки вариантов определений жизни, но ни одно из них не удовлетворяет сразу двум названным выше требованиям. Либо определение занимает 2–3 страницы книги, либо из него оказываются «выпавшими» какие-то важные характеристики живого.

Жизнь в ее конкретных проявлениях на Земле представлена многообразными формами организмов. Согласно современным биологическим знаниям, можно выделить совокупность свойств, которые следует признать общими для всех живых существ и которые отличают их от тел неживой природы. Таким образом, к понятию жизнь мы придем путем постижения специфических свойств живых организмов.

Специфика химического состава. Различие между живым и неживым отчетливо проявляется уже на уровне их химического состава. Очень часто можно встретить словосочетание «органическая природа» как синоним «живой природы». И это совершенно справедливо. Все органические вещества создаются в живых организмах в процессе их жизнедеятельности. Как говорят специалисты, они биогенные (т. е. созданы живыми существами). Более того, именно органические вещества и определяют возможность существования самих живых организмов. Так, например, нуклеиновые кислоты содержат наследственную (генетическую) информацию; белки определяют строение, обеспечивают движение, регуляцию всех жизненных процессов; сахара (углеводы) выполняют энергетические функции и т. д. На Земле не известно ни одного живого существа, которое не представляло бы собой совокупность белков и нуклеиновых кислот.

Органические вещества имеют более сложные молекулы, чем неорганические, и характеризуются бесконечным разнообразием, что в значительной мере, как мы увидим далее, определяет многообразие живых организмов.

Структурная организация живых существ. Еще в младших классах, на уроках ботаники и зоологии, вам рассказывали, что учеными Т. Шванном и М. Шлейденом (1839 г.) была сформулирована клеточная теория строения всех растений и животных. Клетка с тех пор признается структурно-функциональной единицей любых живых существ. Это означает, что их тела построены из клеток (есть и одноклеточные) и осуществление жизнедеятельности организма определяется процессами, протекающими внутри самих клеток. Вспомните также, что клетки всех растений и животных сходны по своему строению (имеют мембрану, цитоплазму, ядро, органоиды).

Но уже на этом уровне проявляется структурная сложность организации живого. В клетке существует множество разнообразных компонентов (органоидов). Такая неоднородность ее внутреннего состава обеспечивает возможность осуществлять одновременно сотни и тысячи химических реакций в столь маленьком пространстве.

То же самое характерно и для многоклеточных организмов. Из множества клеток образуются различные ткани, органы, системы органов (выполняющие разные функции), которые вместе составляют сложную и неоднородную целостную систему – живой организм.

Обмен веществ у живых организмов. Всем живым организмам присущ обмен веществами и энергией с окружающей средой.

Ф. Энгельс еще в конце XIX в. выделил это свойство живого, глубоко оценив его значение. Предлагая свое определение жизни, он писал:

Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка.

И у неорганических тел может происходить обмен веществ… Но разница заключается в том, что в случае неорганических тел обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования.

В этом процессе живой организм получает вещества, необходимые ему как материал для роста, восстановления разрушенных («отработавших») компонентов и как источник энергии для обеспечения жизнедеятельности. Образующиеся же вредные или ненужные организму вещества (углекислый газ, мочевина, вода и др.) выводятся во внешнюю среду.

Самовоспроизведение (размножение) организмов. Размножение – воспроизведение себе подобных – важнейшее условие продолжения жизни. Отдельный организм смертен, срок его жизни ограничен, а размножение обеспечивает непрерывность существования видов, с избытком компенсируя естественное отмирание особей.

Наследственность и изменчивость.

Наследственность – способность организмов передавать из поколения в поколение всю совокупность признаков, обеспечивающих приспособленность организмов к среде их обитания.

Она обеспечивает сходство, подобие организмов разных поколений. Неслучайно синонимом размножения служит слово самовоспроизведение. Особи одного поколения порождают особей нового поколения, подобных себе. Сегодня хорошо известен механизм наследственности. Наследственная информация (т. е. информация о признаках, свойствах и качествах организмов) зашифрована в нуклеиновых кислотах и передается из поколения в поколение в процессе размножения организмов.

Очевидно, что при «жесткой» наследственности (т. е. абсолютном повторении родительских признаков) на фоне меняющихся условий внешней среды выживание организмов было бы невозможно. Не могли бы организмы осваивать и новые места обитания. Наконец, исключен был бы и эволюционный процесс – образование новых видов. Однако живым организмам присуща и изменчивость, под которой понимают их способность приобретать новые признаки и утрачивать прежние. Результатом оказывается разнообразие особей, принадлежащих к одному и тому же виду. Изменчивость может осуществляться как у отдельных особей во время их индивидуального развития, так и у группы организмов в ряду поколений при размножении.

Индивидуальное (онтогенез) и историческое (эволюционное; филогенез) развитие организмов. Любой организм в течение своей жизни (с момента его зарождения и до естественной смерти) претерпевает закономерные изменения, которые называются индивидуальным развитием. Происходит увеличение размеров и массы тела – рост, образование новых структур (иногда сопровождающееся разрушением ранее существующих – например, утрата хвоста головастиком и формирование парных конечностей), размножение и, наконец, завершение существования.

Эволюция организмов представляет собой необратимый процесс исторического развития живого, в ходе которого наблюдается последовательная смена видов как результат исчезновения ранее существующих и возникновения новых. По своему характеру эволюция прогрессивна, поскольку организация (строение, функционирование) живых существ прошла через ряд ступеней – доклеточные формы жизни, одноклеточные организмы, все усложняющиеся многоклеточные и так вплоть до человека. Последовательное усложнение организации ведет к повышению жизнеспособности организмов, их приспособительных возможностей.

Раздражимость и движение. Неотъемлемое свойство живых существ – раздражимость (способность воспринимать внешние или внутренние раздражители (воздействия) и адекватно на них реагировать). Она проявляется в изменениях обмена веществ (например, при сокращении светового дня и понижении окружающей температуры осенью у растений и животных), в виде двигательных реакций (см. ниже), а высокоорганизованным животным (включая и человека) присущи изменения в поведении.

Характерная реакция на раздражение почти у всех живых существ – движение, т. е. пространственное перемещение всего организма или отдельных частей их тела. Это свойственно как одноклеточным (бактериям, амебам, инфузориям, водорослям), так и многоклеточным (практически всем животным) организмам. Подвижностью обладают и некоторые клетки многоклеточных (например, фагоциты крови животных и человека). Многоклеточные растения сравнительно с животными характеризуются малой подвижностью, однако и у них можно назвать особые формы проявления двигательных реакций. Активные движения у них встречаются двух типов: ростовые и сократительные. К первым, более медленным, относятся, например, вытягивания в сторону света стеблей растущих на окне домашних растений (вследствие одностороннего их освещения). Сократительные движения наблюдаются у насекомоядных растений (например, быстрое складывание листочков у росянки при ловле садящихся на нее насекомых).

Явление раздражимости лежит в основе реакций организмов, за счет чего поддерживается их гомеостаз.

Гомеостаз – это способность организма противостоять изменениям и сохранять относительное постоянство внутренней среды (поддержание определенной температуры тела, кровяного давления, солевого состава, кислотности и т. д.).

Благодаря раздражимости организмы обладают способностью к адаптации.

Под адаптацией понимается процесс приспособления организма к определенным условиям внешней среды.

Завершая раздел, посвященный определению фундаментальных свойств живых организмов, можно сделать следующее заключение.

Отличие живых организмов от объектов неживой природы состоит не в наличии каких-то «неуловимых», сверхъестественных свойств (все законы физики и химии верны и для живого), а в высокой структурной и функциональной сложности живых систем. Эта особенность включает все рассмотренные выше свойства живых организмов и делает состояние жизни качественно новым свойством материи.

§ 2. Уровни организации живого

К 1960–м гг. в биологии сложилось представление об уровнях организации живого как конкретном выражении усложняющейся упорядоченности органического мира. Жизнь на Земле представлена организмами своеобразного строения, принадлежащими к определенным систематическим группам (вид), а также сообществам разной сложности (биогеоценоз, биосфера). В свою очередь, организмы характеризуются органной, тканевой, клеточной и молекулярной организацией. Каждый организм, с одной стороны, состоит из специализированных подчиненных ему систем организации (органов, тканей и т. д.), с другой – сам является относительно изолированной единицей в составе надорганизменных биологических систем (видов, биогеоценозов и биосферы в целом). Уровни организации живой материи представлены на рис. 1.

Рис. 1. Уровни организации живого

На всех из них проявляются такие свойства жизни, как дискретность и целостность. Организм состоит из различных компонентов – органов, но одновременно благодаря их взаимодействию он целостен. Вид также представляет собой целостную систему, хотя его образуют отдельные единицы – особи, однако их взаимодействие и поддерживает целостность вида.

Существование жизни на всех уровнях обеспечивается структурой низшего ранга. Например, характер клеточного уровня организации определяется субклеточным и молекулярным уровнями; организменный – органным; тканевым, клеточным; видовой – организменным и т. д.

Следует особо отметить большое сходство единиц организации на низших уровнях и все возрастающее различие на высших уровнях (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика уровней организации живого


Глава 2. Многообразие организмов и основы биологической классификации

§ 1. Принципы классификации живых организмов

Живой мир нашей планеты бесконечно разнообразен и включает огромное число видов организмов, что видно из табл. 2.

Таблица 2

Число видов основных групп живых существ

В действительности, как считают специалисты, на Земле сегодня обитает вдвое больше видов, чем известно науке. Ежегодно в научных публикациях описываются сотни и тысячи новых видов.

В процессе познания многочисленных предметов (объектов, явлений), сравнивая их свойства и признаки, люди производят классификацию. Затем сходные (подобные, похожие) объекты объединяются в группы. Разграничение групп базируется на различиях между изучаемыми предметами. Таким образом строится система, охватывающая все изученные объекты (например, минералы, химические элементы или организмы) и устанавливающая отношения между ними.

Систематика как самостоятельная биологическая дисциплина занимается проблемами классификации организмов и построением системы живой природы.

Попытки классифицировать организмы предпринимались еще в античные времена. Долгое время в науке существовала система, разработанная Аристотелем (IV в. до н. э.). Он подразделял все известные организмы на два царства – растения и животные, используя в качестве отличительных признаков неподвижность и нечувствительность первых по сравнению со вторыми. Кроме того, Аристотель разделял всех животных на две группы: «животные с кровью» и «животные без крови», что в целом соответствует современному делению на позвоночных и беспозвоночных. Далее он выделял ряд более мелких группировок, руководствуясь разными отличительными признаками.

Конечно, с позиций современной науки система Аристотеля кажется несовершенной, но необходимо учитывать уровень фактических знаний того времени. В его работе описывается всего лишь 454 вида животных, да и возможности методов исследований были весьма ограниченными.

На протяжении почти двух тысячелетий накапливался описательный материал в ботанике и зоологии, который обеспечил развитие систематики в XVII–XVIII вв., что нашло свое завершение в оригинальной системе организмов К. Линнея (1707–1778), получившей широкое признание. Опираясь на опыт предшественников и новые факты, обнаруженные им самим, Линней заложил основы современной систематики. Его книга, изданная под названием «Система природы», была опубликована в 1735 г.

За основную единицу классификации Линней принял вид; он ввел в научный обиход такие понятия, как «род», «семейство», «отряд» и «класс»; сохранил разделение организмов на царства растений и животных. Предложил введение бинарной номенклатуры (которая используется в биологии до сих пор), т. е. присвоение каждому виду латинского названия, состоящего из двух слов. Первое – существительное – название рода, объединяющего группу близких видов. Второе слово – обычно прилагательное – название собственно вида. Например, виды «лютик едкий» и «лютик ползучий»; «карась золотой» и «карась серебряный».

Позднее, в начале XIX в., Ж. Кювье ввел в систему понятие «тип» как высшую единицу классификации животных (в ботанике – «отдел»).

Особое значение для формирования современной систематики имело появление эволюционного учения Ч. Дарвина (1859 г.). Научные системы живых организмов, созданные в додарвиновский период, были искусственными. Они объединяли организмы в группы по сходным внешним признакам достаточно формально, не придавая значения их родственным связям. Идеи Ч. Дарвина снабдили науку методом построения естественной системы живого мира. Это означает, что та должна базироваться на каких-то сущностных, основополагающих свойствах классифицируемых объектов – организмов.

Попробуем в качестве аналогии построить «естественную систему» таких объектов, как книги, на примере личной библиотеки. При желании мы можем расставить книги на полках шкафов, группируя их либо по формату, либо по цвету корешков. Но в этих случаях будет создана «искусственная система», так как «объекты» (книги) классифицируются по второстепенным, «несушностным», свойствам. «Естественной» же «системой» будет библиотека, где книги сгруппированы в соответствии с их содержанием. В этом шкафу у нас научная литература: на одной полке книги по физике, на другой – по химии и т. д. В другом шкафу – художественная: проза, поэзия, фольклор. Таким образом, мы осушествили классификацию имеюшихся книг по главному свойству, сушностному качеству – их содержанию. Имея теперь «естественную систему», мы легко ориентируемся во множестве разнообразных «объектов», ее образуюших. А приобретя новую книгу, легко найдем ей место в конкретном шкафу и на соответствуюшей полке, т. е. в «системе».

Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в вузы, содержит необходимые и достаточные сведения по ботанике, зоологии, анатомии человека и общей биологии. Материал изложен на современном уровне, по всем разделам информация дается с «запасом», и её более чем достаточно для поступления в высшее учебное заведение. В книге приведены 384 рисунка и 11 таблиц, помогающие восприятию изложенного материала, в конце каждого раздела имеются вопросы для самоконтроля. Особое внимание в пособии обращено на изложение тех тем курса биологии, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения. Прослеживаются основные этапы эволюции органического мира, эволюционные изменения в строении и функциях организмов.

Предназначено для абитуриентов, слушателей подготовительных отделений, учащихся колледжей, лицеев, гимназий с углубленным изучением биологии, учителей биологии.

Научный редактор Гороховская Е.А.

Рецензент доктор биологических наук, профессор Шарова И.Х.

Растения, главы 35, 36, 38, 39, 40 написаны Гончаровым О.В.

Животные, Человек, главы 37, 41, 42, 43, 44, 45 и основные вопросы для повторения ко всем разделам написаны Пименовым А.В.

Раздел 1. Царство Растения (Plantae) 11

Введение 11

Морфология и анатомия растений 13

Глава 1. Особенности строения растительных клеток 14

Глава 2. Растительные ткани 18

2.1. Образовательные ткани (меристемы) 19

2.2. Покровные ткани 20

2.3. Механические (арматурные) ткани 22

2.4. Проводящие ткани 22

2.5. Основные ткани 24

2.6. Выделительные ткани 24

Глава 3. Вегетативные органы 25

3.1. Корень и корневые системы 25

3.1.1. Морфология корня 26

3.1.2. Анатомическое строение корня 27

3.1.3. Корневые системы 29

3.1.4 Почва 30

3.1.5. Удобрения 30

3.1.4. Физиология корня 33

3.2. Побег и системы побегов 37

3.2.1. Морфология побега 37

Внешнее строение побега 37

3.2.2. Развитие побега из почки 40

3.2.3. Образование системы побегов. Ветвление 40

3.2.4. Видоизменения побега 41

3.2.5. Стебель - осевой орган побега 44

Общая характеристика стебля 44

Анатомия стебля 45

Транспорт веществ по стеблю 47

3.2.6. Лист - боковой орган побега 47

Морфология листа 48

Анатомия листа 52

Функции листа 53

Видоизменения листа 56

Листопад 57

Глава 4. Размножение растений 57

4.1. Бесполое размножение 58

4.2. Вегетативное размножение растений 59

4.3. Половое размножение 65

Глава 5. Генеративные органы 66

5.1. Цветок 66

5.1.1. Морфология цветка 67

5.1.2. Соцветия 74

5.1.3. Опыление 76

5.1.4. Оплодотворение. Образование плодов и семян 78

5.2. Семя 78

5.2.1. Состав семян 79

5.2.2. Строение семени 79

5.2.3. Типы семян 80

5.2.4. Условия прорастания семян 81

5.3. Плод 81

5.3.1. Околоплодник 82

4.3.2. Классификация плодов 82

Систематика растений 86

Глава 6. Низшие растения, или Водоросли 86

6.1. Красные водоросли, или багрянки 88

6.2. Отдел Бурые водоросли 90

6.3. Отдел Зеленые водоросли 91

6.4. Значение водорослей 95

Высшие растения 96

Глава 7. Отдел Моховидные (Bryophyta) 96

Значение мхов 100

Глава 8. Отдел Плауновидные (Lecopodiophyta) 100

Значение плаунов 101

Глава 9. Отдел Хвощевидные (Equisetophyta) 102

Значение хвощей 103

Глава 10. Отдел Папоротниковидные (Polypodiophyta) 104

Семенные растения 106

Глава 12. Отдел Покрытосеменные (Angiospermae) 110

12.1. Двудольные растения 113

11.2. Однодольные растения 117

Раздел 2. Царство Грибы (Mycota) 119

Глава 13. Отдел Грибы 119

13.1.1. Плесневые грибы. Дрожжи 120

13.1.2. Шляпочные грибы 123

13.1.4. Значение грибов 126

13.2. Отдел Лишайники (Lichenophyta Lichenes) 126

13.2.1. Морфология лишайников 126

13.2.2. Физиология лишайников 127

13.2.3. Значение лишайников 129

Раздел 3. Царство Дробянок (Mychota) 129

Глава 14. Бактерии 129

14.1. Морфология бактерий 130

14.2. Физиология бактерий 134

14.3. Значение бактерий 136

Основные вопросы для повторения 137

Корень 137

Цветы и соцветия 138

Плоды и семена 139

Классификация цветковых 139

Водоросли 139

Лишайники 140

Моховидные 140

Раздел 4. Царство Животные (Zoa) 141

Глава 15. Подцарство Простейшие (Protozoa) 144

15.1. Общая характеристика 144

15.2. Тип Корнежгутиковые (Sarcomastigophora) 145

15.2.1. Класс Корненожки, или Саркодовые (Sarcodina) 145

15.2.2. Класс Жгутиконосцы (Mastigophora) 146

15.2.3. Тип Инфузории, или Ресничные (Ciliophora) 149

15.2.4. Тип Споровики (Sporozoa) 151

Подцарство Многоклеточные 153

Глава 16. Тип Кишечнополостные (Coelenterata) 153

16.1. Появление многоклеточных животных 153

16.2. Общая характеристика типа 154

16.2. Класс Гидроидные полипы (Hydrozoa). 155

16.3. Класс Сцифоидные медузы (Scyphozoa) 156

Глава 17. Тип Плоские черви (Plathelminthes) 158

17.1. Общая характеристика типа 158

17.2. Класс Ресничные (Turbellaria) 160

17.3. Класс Сосальщики (Trematoda) 162

17.4. Класс Ленточные (Cestoda) 164

Первичнополостные 168

Глава 18. Тип Круглые черви (Nemathelminthes) 168

18.1. Общая характеристика типа 168

18.2. Строение и жизнедеятельность нематод 169

Вторичнополостные 173

Глава 19. Тип Кольчатые Черви (Annelida) 173

19.1. Общая характеристика типа 173

19.2. Строение и жизнедеятельность 174

Глава 20. Тип Моллюски (Mollusca) 179

Класс Двустворчатые (Bivalvia), Класс Брюхоногие (Gastropoda) 179

20.1. Общая характеристика типа 179

20.2. Строение и жизнедеятельность 180

Глава 20. Тип Членистоногие (Arthropoda) 186

20.1. Общая характеристика типа 186

20.2. Подтип Жабродышащие (Branchiata) Класс Ракообразные (Crustacea) 188

20.3. Подтип Хелицеровые (Chelicerata) Класс Паукообразные (Arachnida) 191

20.4. Подтип Трахейные (Tracheata) Класс Насекомые (Insecta) 197

Строение и жизнедеятельность 197

Глава 21. Тип Хордовые (Chordata) 206

Подтип Бесчерепные (Acrania) Класс Головохордовые (Cephalochordata) 206

21.1. Общая характеристика типа 206

21.2. Ланцетник 208

Подтип Позвоночные (Vertebrata) Надкласс Рыбы (Pisces) 212

21.3. Характеристика подтипа 212

21.4. Характеристика надкласса 215

21.5. Класс Хрящевые рыбы (Сhondrichtyes) 217

21.6. Класс Костные рыбы (Osteichtyes) 217

Надкласс Наземные позвоночные (Tetrapoda) 225

Класс Земноводные (Amphibia) 225

21.7. Характеристика класса 225

21.8. Строение и жизнедеятельность 226

Класс Пресмыкающиеся (Reptilia) 234

21.9. Характеристика класса 234

21.10. Строение и жизнедеятельность 235

Класс Птицы (Aves) 243

21.11. Характеристика класса 243

21.12. Строение и жизнедеятельность 244

Класс Млекопитающие (Mammalia) 256

21.13. Общая характеристика класса 256

21.14. Строение и жизнедеятельность 257

Основные вопросы для повторения 273

Простейшие 273

Кишечнополостные 273

Плоские черви 274

Круглые черви 274

Кольчатые черви 274

Членистоногие, ракообразные 275

Членистоногие, Паукообразные 275

Членистоногие, Насекомые 275

Головохордовые 276

Земноводные 276

Пресмыкающиеся 276

Название: Математика - Пособие для поступающих в ВУЗы. 2002.

Пособие написано академиком Международной академии информатизации, доктором физико-математических наук, профессором Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Дана оригинальная методика решения многих задач, подкрепленная большим количеством разобранных экзаменационных примеров. В конце каждого параграфа помещены упражнения для самостоятельной работы из числа предлагавшихся на вступительных экзаменах по математике в МГУ.
Книга предназначена поступающим в ВУЗы. Она также может быть рекомендована преподавателям математики при подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов за курс средней школы.

В данной главе приводятся некоторые сведения из аналитической геометрии - раздела математики, в котором рассматривается применение алгебраических методов к геометрическим вопросам.
МЕТОД КООРДИНАТ
Координаты точки на прямой
Действительные числа изображаются точками прямой. Прямая, на которой указаны начало отсчета (фиксирована точка О), единица масштаба и положительное направление, называется числовой осью. Число, определяющее положение точки на числовой оси, называется координатой точки на этой оси. Координата точки на числовой оси равна расстоянию точки от начала отсчета, выраженному в выбранных единицах масштаба и взятому со знаком «плюс», если точка лежит в положительном направлении от начала, и со знаком «минус» - в противном Случае. Начало отсчета (точку О) называют началам координат. Координата точки О равна нулю.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ

§ 1. Метод координат
§ 2. Некоторые элементарные функции
§ 3. Основные приемы построения графиков
Глава II АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
§ 1. Эквивалентность уравнений
§ 2. Линейные уравнения
§ 3. Системы линейных уравнений
§ 4. Системы нелинейных уравнений
§ 5. Иррациональные уравнения
§ 6. Рациональные уравнения высших степеней
§ 7. Задачи на составление уравнений
Глава III АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА
§ 1. Общие сведения о неравенствах
§ 2. Рациональные неравенства
§ 3. Иррациональные неравенства
§ 4. Применение неравенств к исследованию квадратного трехчлена
§ 5. Задачи на максимум и минимум
Глава IV ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
§ 1. Тригонометрические функции и соотношения между ними
§ 2. Тригонометрические уравнения
§ 3. Тригонометрические неравенства
§ 4. Использование неравенств при решении тригонометрических уравнений
§ 5. Использование преобразований при решении тригонометрических уравнений и неравенств
Глава V ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ И ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
§ 1. Основные свойства показательной и логарифмической функций
§ 2. Показательные и логарифмические уравнения
§ 3. Показательные и логарифмические неравенства
§ 4. Различные трансцендентные уравнения и неравенства
Глава VI ПЛАНИМЕТРИЯ
§ 1. Задачи на вычисление
§ 2. Задачи на построение и доказательство
Глава VII ЗАДАЧИ ПО СТЕРЕОМЕТРИИ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
§ 1. Задачи на вычисление
§ 2. Вычисление элементов трехгранного угла
§ 3. Задачи на построение и доказательство

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Математика - Пособие для поступающих в ВУЗы - Моденов В.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Учебное пособие к вступительным экзаменам по математике в вузы, Дзюндзюк Б.В., Мельников О.Ф., Семеиець В.В., Шкляров Л.Й., 1998

М.: Новая волна, 2002. - 800с.

Пособие написано академиком Международной академии информатизации, доктором физико-математических наук, профессором Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Дана оригинальная методика решения многих задач, подкрепленная большим количеством разобранных экзаменационных примеров. В конце каждого параграфа помещены упражнения для самостоятельной работы из числа предлагавшихся на вступительных экзаменах по математике в МГУ.

Книга предназначена поступающим в вузы. Она также может быть рекомендована преподавателям математики при подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов за курс средней школы.

Формат: pdf

Размер: 1 4,2 Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ

§ 1. Метод координат......................................................................................... 5

§ 2. Некоторые элементарные функции......................................................... 33

§ 3. Основные приемы построения графиков............................................. 47

Глава II АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ

§ 1. Эквивалентность уравнений................................................................... 6 1

§ 2. Линейные уравнения............................................................. .................... 75

§ 3. Системы линейных уравнений.................................................................. 8 5

§ 4. Системы нелинейных уравнений............................................................. 102

§ 5. Иррациональные уравнения...................................................................... 125

§ 6. Рациональные уравнения высших степеней.......................................... 155

§ 7. Задачи на составление уравнений......................................................... 168

Глава III АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА

§ 1. Общие сведения о неравенствах............................................................. 189

§ 2. Рациональные неравенства.. :................................................................. 201

§ 3. Иррациональные неравенства................................................................... 220

§ 4. Применение неравенств к исследованию

квадратного трехчлена................................................................................. 236

§ 5. Задачи на максимум и минимум............................................................. 256

ГЛАВА IV ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯИ НЕРАВЕНСТВА

§ 1. Тригонометрические функции и соотношения

между ними ................................................................................................... 291

§ 2. Тригонометрические уравнения............................................................ 305

§ 3. Тригонометрические неравенства........................................................ 362

§ 4. Использование неравенств при решении

Тригонометрических уравнений............................................................... 389

§ 5. Использование преобразований при решении

Тригонометрических уравнений и неравенств...................................... 403

Глава V ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ И ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕУРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА

§ 1. Основные свойства показательной

и логарифмической функций............................................................... 464

§ 2. Показательные и логарифмические уравнения.................................. 486

§ 3. Показательные и логарифмические неравенства............... .............. 522

§ 4. Различные трансцендентные уравнения и неравенства................... 554

Глава VI ПЛАНИМЕТРИЯ

§ 1. Задачи на вычисление.................................................................................. 598

§ 2. Задачи на построение и доказательство................................................. 675

Глава VII ЗАДАЧИ ПО СТЕРЕОМЕТРИИ И НЕКОТОРЫЕМЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

§ 1. Задачи на вычисление................................................................................. 686

§ 2. Вычисление элементов трехгранного угла......................................... 734

§ 3. Задачи на построение и доказательство............................................... 772

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "