Егэ проводится с целью унификации образования. Что такое егэ

Единый государственный экзамен по русскому языку - один из наиболее важных для ученика. Его сдают все без исключения выпускники, а результаты учитываются при поступлении на все специальности, в том числе и сугубо технические. Исключение могут составить только те ВУЗы, в которых ЕГЭ не является преимущественным критерием отбора (военные учреждения и специальности, связанные с государственной тайной). Вот почему так важно иметь высокий балл по этому предмету.

Как же добиться хорошего результата при сдаче ЕГЭ по русскому языку? Конечно, прежде всего, за счет основательной заблаговременной подготовки. Школа дает необходимую базу, однако для прекрасного результата ее бывает недостаточно. Самостоятельные занятия с помощью справочных пособий или посещение специализированных курсов - это личный выбор каждого. Тем не менее, в любом случае необходимо знать и учитывать все особенности ЕГЭ по русскому языку.

Часто то, что на первый взгляд кажется легким и понятным, может обернуться «подводным камнем», который существенно снизит Ваш балл, даже если Вы прекрасно подкованный и абсолютно грамотный человек. Важно эффективно использовать свое время на экзамене и не допустить случайных ошибок. Для этого нужно знать специфику каждой из частей экзамена.

Из чего состоит ЕГЭ по русскому?

Как известно, ЕГЭ по русскому состоит из трех частей: «А», «В» и «С». Рассмотрим нюансы работы с каждым из этих блоков. Нужно иметь в виду, что с частями «А» и «В» следует справиться за час с небольшим - это даст больше времени для написания самой сложной части «С». Продолжительность экзамена в 2013 году составляла 210 минут (три с половиной часа), и вполне вероятно, в этом году она не изменится. Для экономии времени помните: если с ответами на какой-то вопрос из первых двух блоков возникли проблемы, не «зависайте» на них, а спокойно переходите к следующим заданиям – к пропускам можно будет вернуться после завершения части «С».

A

Первый уровень, или часть «A», состоит из тридцати вопросов. На каждый из них дается четыре варианта ответа, один из которых обязательно верен. Эта часть самая легкая, поэтому не нуждается в особенных рекомендациях по выполнению - здесь лишь нужно знать типы заданий, которые Вам встретятся. Каждый вопрос части «А» отвечает за определенные нормы или правила русского языка, полный список которых можно найти в комментариях к пособию по ЕГЭ или в Интернете. Поскольку все 30 заданий подчинены общей схеме, большую роль в их решении играет то, как часто Вы тренировались в ответах на задания части «А» во время подготовки. Советуем делать это как можно чаще, обязательно проверяя ответы и анализируя ошибки. Если Вы видите, что периодически допускаете ошибку в одном и том же номере части «А», попрактикуйте решение только этого типа заданий.

B

В части «B» Вам будут предложены 8 вопросов. Здесь уже никаких вариантов ответа не предполагается. В этом блоке очень большое значение надо уделить именно оформлению ответов. Записывать их нужно, начиная с первой клетки строки, и таким образом, чтобы буквы соответствовали образцу. Если ответ – это слово из текста, его нужно вводить в той же форме (род, число, падеж и т.п.), в какой оно стоит в тексте. Если в ответе требуется указать несколько слов или цифр, их следует записывать через запятую.
Помните, два первых блока ЕГЭ проверяются компьютером, поэтому еще раз повторим, правильное оформление этих блоков чрезвычайно важно!

С

Часть «C» содержит только одно, но самое сложное задание – сочинение по прочитанному тексту. Это творческая работа, здесь Вы должны продемонстрировать умение понимать и анализировать текст, а также сформулировать собственное мнение по одной из проблем, затронутых в тексте. При этом Вы обязаны четко придерживаться определенного плана. Ваше сочинение должно состоять из вступления, в котором кратко следует объяснить, о чем текст и формулировки затронутой в тексте проблемы. Ни в коем случае нельзя путать понятия «тема» и «проблема», надо позиционировать именно проблему! После этого необходимо написать комментарий к данной проблеме, то есть разъяснить, как она раскрывается в тексте. Далее от Вас требуется раскрыть авторскую позицию («Автор считает, что…») и высказать собственное мнение, которое может как совпадать, так и не совпадать с авторским. Свое мнение должно быть подкреплено двумя аргументами, причем один из них обязательно надо взять из литературного источника, иначе работа теряет один балл. И наконец, завершает сочинение вывод (заключение).
Уделите повышенное внимание связности и логичности всего текста Вашего сочинения. Для лучшего его восприятия разбейте свой текст на абзацы, соответствующие каждой части работы (вступление, проблема, комментарий, позиция автора, ваша позиция, заключение). Постарайтесь по возможности писать разборчивым почерком: несмотря на то, что сочинение проверяет учитель, нагрузка на него велика, и плохой почерк может стать причиной досадных ошибок, если Вы пишете неразборчиво.
За сочинение Вы можете получить максимум 23 балла.

В этой небольшой статье мы затронули лишь основные нюансы, но надеемся, что, заранее обратив внимание на них, Вы сможете во всеоружии подойти к экзамену и чувствовать себя более уверенно в момент реального испытания Ваших знаний и нервов.

Удачи Вам и самых высоких баллов!

С уважением, Решатель .

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:

  • их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы;
  • при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Это бесплатные выпускные экзамены, которые проводятся в мае-июне каждого года в регионах по решению местных органов управления образованием с помощью федеральных КИМов (контрольно-измерительных материалов) и результаты которых учитываются как в выпускных аттестатах, так и в свидетельствах, направляемых абитуриентами в вузы этих регионов, а также некоторые другие, также засчитывающие результаты ЕГЭ.

Кто сдает : выпускники школ в мае — июне.

Кто проводит: региональные органы управления образованием.

Методическая основа : контрольно-измерительные материалы, разработанные в Москве по итогам Всероссийского конкурса разработчиков КИМ.

Оплата: бесплатно.

Кто учитывает :

  • школы в аттестатах;
  • вузы и СУЗы экспериментальных регионов — не менее, чем по 50% своих специальностей;
  • некоторые вузы неэкспериментальных регионов.

Для выпускников прошлых лет и жителей неэкспериментальных регионов предусмотрена так называемая «июльская сессия», которая проводится по материалам ЕГЭ в вузах во второй половине июля.

Подробнее о ЕГЭ

Единый государственный экзамен был введен на территории РФ в отдельных ее районах сравнительно недавно. С 2009 года ЕГЭ становится практически единственной формой государственной (итоговой) аттестации и основным способом поступления в ссуз или вуз. 9 февраля 2007 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании», принятый ранее Государственной Думой и Советом Федерации, что означает окончательное введение новой экзаменационной системы. С 2009 году ЕГЭ проводят все российские регионы без исключения. Это отвечает принципам государственной политики в области образования в России — создание единого образовательного пространства.

В данном документе написано, что пользоваться результатами единого государственного экзамена при зачислении в вуз можно будет в течение двух лет после сдачи ЕГЭ. Законом предусмотрено также возможность всех вузов и СУЗов на проведение дополнительных вступительных испытаний, если это обусловлено спецификой той или иной специальности и требует конкретных наклонностей и подготовки в области выбираемой специальности, например, физическая выносливость или творческая наклонность поступающего к определенному виду искусства.

Некоторые высшие учебные заведения могут получить право на проведение вступительных испытаний по специальности, включая те, что принимались при проведении Единого государственного экзамена. Какие основные цели принятия ЕГЭ и каков результат его введения в нашем государстве? Задача, конечно, одна — это попытка создать одни и те же стартовые позиции при прохождении выпускных испытаний в школе и поступлении в университеты при проведении данного вида выпускных испытаний по всей территории нашей страны будут применяться одинаковой сложности задания и единая градация оценки, эти меры позволят сравнивать учащихся по их уровню подготовки.

Проводится ЕГЭ в особых условиях, которые не дадут ни в каком случае усомниться в правильности результатов. Результаты тестов, а также краткие ответы в свободной форме будут проверяться с помощью компьютерной программы специально принятыми для этих целей людьми. Касательно развёрнутых ответов в свободной форме, то данные ответы будут проверяться независимыми экспертами, приглашёнными на предопределяющее во многом ход дальнейшей судьбы выпускника событие.

Каковы цели ЕГЭ

Введение ЕГЭ имеет сразу несколько целей. Во-первых, это помогает обеспечить равные условия при поступлении в вуз и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Кроме этого, проводится ЕГЭ в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяться результаты будут на компьютерах (ответы на задания типа «А» (выбор из вариантов) и типа«В» (краткие свободные ответы), ответы на задания типа «С» (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Это позволит сократить так называемое «целевое репетиторство» (с целью приема в определенных вуз) и взяточничество.

Еще одна цель — попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Детей нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать, и учить выполнять такие экзамены — новая задача для наших учителей.

Наконец, немаловажное соображение — разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместо выпускных экзаменов и вступительных экзаменов они будут сдавать Государственные экзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в вузы. Более отдаленная цель — содействовать справедливому перераспределению финансовых потоков между вузами. В сильные вузы при этом вслед за более сильными абитуриентами пойдет больше денег (по механизму ГИФО — «государственных именных финансовых обязательств»).

Можно ли пересдавать ЕГЭ

Пересдавать ЕГЭ на основании неудовлетворительной оценки нельзя. Но результат, полученный на ЕГЭ, не будет преследовать человека всю жизнь. Срок действия свидетельства ЕГЭ определен до 31 декабря текущего года, поэтому в следующем году можно вновь сдавать вступительные экзамены в той форме, в которой их проводит выбранный вуз.


Где, кто и как проводит ЕГЭ

Единый экзамен проводится по решению Государственной региональной (областной, республиканской) экзаменационной комиссии в назначенных региональными органами управления образованием ППЭ, которые могут располагаться в вузах и базовых школах. К проведению экзаменов допускаются предварительно назначенные преподаватели. Должно быть исключено присутствие на ЕГЭ преподавателей-предметников по соответствующему или родственному предмету (математика — физика, история — обществознание). В состав организаторов ППЭ, как правило, не включаются преподаватели тех образовательных учреждений, выпускники которых сдают ЕГЭ в данном ППЭ.

В каждой аудитории вместимостью до 15 человек включительно должны находиться два организатора плюс еще один организатор на каждую последующую группу выпускников численностью до 15 человек. За одним столом разрешается сидеть только одному учащемуся, то есть каждый выпускник должен быть обеспечен отдельным пронумерованным рабочим местом (столом и стулом), к которому организаторы должны иметь свободный доступ. Размещение всех выпускников одного класса (группы) в одной аудитории пункта проведения ЕГЭ недопустимо.

Какими дополнительными материалами можно пользоваться на ЕГЭ

По всем общеобразовательным предметам не допускается использование любых дополнительных материалов, кроме:

  • по физике — непрограммируемого калькулятора;
  • по химии — непрограммируемого калькулятора, периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимического ряда напряжений металлов.
  • Примечание . Программируемым называется калькулятор, в котором можно записывать последовательность операций в память и воспроизводить эту последовательность (т.е. программу). Кроме перечисленных материалов, использование всех остальных запрещено, например, нельзя использовать калькулятор на ЕГЭ по математике и двуязычный словарь на ЕГЭ по иностранному языку.

    Из каких заданий состоит ЕГЭ

    Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов:

    • задания с выбором ответа из четырех предложенных;
    • задания с кратким свободным ответом (одним словом или числом);
    • задания с развернутым свободным ответом (включающим словесное обоснование, математический вывод и т.п.)

    Кто создает задания ЕГЭ

    Процесс создания заданий ЕГЭ — это сложная многоэтапная процедура. Во многих случаях вариант содержит задания, составленные разными авторами и прошедшие несколько этапов редактирования, — после рецензирования специалистами, утвержденными комиссией по ЕГЭ при министерстве, после пилотных испытаний на учащихся (после апробации) и т.д. Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.

    Что такое конкурс КИМ и для чего он нужен

    Конкурс КИМ — конкурс «Контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена». Цель конкурса — обеспечение единого государственного экзамена качественными контрольными измерительными материалами. Задачи конкурса:

    • выявление авторских коллективов и отдельных авторов, имеющих необходимый научно-методический потенциал для участия в разработке контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;
    • отбор тестовых заданий для включения их в банк заданий единого государственного экзамена (ЕГЭ).

    Как влияют результаты ЕГЭ на школьный аттестат

    Положением «О проведении единого государственного экзамена» (утверждено приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1306, зарегистрировано Минюстом России 08.05.2002 № 3420) предусмотрено выставление итоговых отметок в аттестат:

    • более высокая отметка — при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
    • отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл, при этом округление производится в сторону более высокого балла.

    Обратите внимание: данное правило означает, что «троечники» сохранят за собой тройки в аттестатах даже в том случае, если по ЕГЭ они получат «двойки». Учителя в школах обязаны выполнять данное правило при выставлении оценок в аттестат.

    Как учитываются результаты ЕГЭ в вузах

    По результатам ЕГЭ каждый учащийся по каждому предмету получает свидетельство со своими результатами по 100-балльной шкале. Это свидетельство учащийся (абитуриент) направляет в приемную комиссию интересующего его вуза. Если учащегося интересует сразу несколько вузов, то он может направить во все эти вузы заверенные в школе копии своих свидетельств, причем сделать это можно заочно — по почте. вузовские приемные комиссии обязаны рассмотреть все присланные свидетельства, включая копии, и сообщить каждому абитуриенту, приславшему заявку (свидетельства), попадает ли он со своей суммой баллов (по предметам, утвержденным приемной комиссией данного вуза на данную специальность) в число бюджетных или платных мест согласно заочному конкурсу.

    Понятно, что результат подобного заочного конкурса зависит не только от балла данного учащегося, но и от баллов его «конкурентов» — других абитуриентов, направивших свои заявки в тот же вуз на ту же специальность (факультет). Поэтому, не попав со своим баллом в более авторитетный вуз (на более престижную специальность), абитуриент при этом может получить приглашение из менее авторитетного вуза. В ближайшем будущем планируется вывешивать в Интернете динамичные «рейтинг-листы» (списки абитуриентов по убыванию конкурсных баллов) для каждого факультета каждого вуза, зачисляющего абитуриентов по данным ЕГЭ. Такой оперативный способ информирования, позволит абитуриентам быстро сориентироваться в складывающейся ситуации и своевременно направить свою заявку в тот вуз, где его баллы позволяют ему оказаться в числе студентов.

    Преимущества ЕГЭ:

    • больше возможностей поступить в вуз;
    • объективная, беспристрастная оценка знаний;
    • уменьшение нагрузки на выпускников (экзамен сдается один раз);
    • уменьшение коррупции, взяточничества в сфере образования;
    • иногородним легче поступить в любой вуз;
    • ЕГЭ одинаков для всех.

    Недостатки ЕГЭ:

    • тестирование не выявляет знания;
    • усложнение процесса сдачи экзаменов (в экзамене есть вопросы, на которые и в институте нельзя ответить );
    • увеличение нагрузки на учащихся (дети в школе перегружены — еще один стресс для детей );
    • невнимание к разнице в условиях обучения школьников;
    • недостаточность результатов ЕГЭ для поступления в вуз (в престижных институтах все равно это не учитывают );
    • отсутствие индивидуального подхода к выпускникам.

    Источники информации

    • Брифинг «ЕГЭ и республиканский экзамен в 2007 году и перспективы на 2008, 2009 годы»

    Дополнительно по теме

    • Демонстрационные варианты ЕГЭ по разным предметам 2005-2007 годов

    Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации.

    Вузы и ссузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний.

    ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах для выпускников образовательных учреждений при посольствах, военных частях Российской Федерации и др.

    ЕГЭ организуется и проводитсяФедеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно сорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

    Особенности ЕГЭ:

    единыеправила проведения

    единоерасписание

    использование заданий стандартизированной формы (КИМ)

    использование специальныхбланков для оформления ответов на задания

    проведение письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам)

    Выпускники школ Российской Федерации и школ при посольствах, военных частях Российской Федерации и др. за рубежом, имеющие удовлетворительные итоговые школьные отметки по всем общеобразовательным предметам за 10-11(12) классы и допущенные к ЕГЭ педагогическим советом своего образовательного учреждения

    Обучающиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования

    Выпускники прошлых лет

    Выпускники образовательных учреждений иностранных государств, желающие продолжить образование в Российской Федерации

    Имеющие статус лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы

    Учащиеся образовательных учреждений, не имеющих государственной аккредитации, а также получившие образование в форме семейного образования или самообразования, допускаются к государственной итоговой аттестации вустановленном порядке .
    Вправе сдать любой из предметов ЕГЭ надобровольной основе :

    выпускники с ограниченными возможностями здоровья

    выпускники специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением

    выпускники образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы

    Для этой группы выпускников участие в ЕГЭ может сочетаться с другой формой аттестации – государственным выпускным экзаменом. Выбранныеформа (формы) государственной (итоговой) аттестации и предметы, по которым выпускник планирует сдавать экзамены, указывается им в заявлении.

    Кто и каким образом проверяет ответы на тесты ЕГЭ?

    Ответы на задания категорий «А» (правильный ответ необходимо выбрать из предложенных вариантов) и «В» (краткие ответы в свободной форме) проверяются с помощью компьютеров, а ответы категории «С» (развёрнутые ответы в свободной форме) проверяют независимые эксперты. Тесты ЕГЭ проверяются поэтапно: сначала проверку тестов выполняют два независимых друг от друга эксперта, выбранные местной госкомиссией из числа местных преподавателей. По окончании проверки ответов категории «С» и выставления соответствующих оценок эксперты отдают бланки на сканирование (таким образом, вся информация заносится в компьютер). Полученные в результате сканирования файлы по глобальной сети отправляют в Москву – в Центр тестирования Министерства образования, в котором для каждого учащегося осуществляется автоматический подсчёт баллов. Полученные результаты сохраняются в сводной общероссийской базе данных.

    На какие вопросы необходимо отвечать,

    какие задания решать при сдаче ЕГЭ?

    Экзамен по каждому предмету состоит из вопросов и заданий трёх видов: А - задания, в которых необходимо выбрать один ответ из четырёх предложенных; В – задания со свободным ответом в краткой форме (необходимо написать число или слово); С – задания с развёрнутым свободным ответом (необходимо словесное обоснование, математический вывод и т.д.).

    Какие части включает в себя каждый вариант ЕГЭ?

    Можно ли не выполнять вторую часть теста ЕГЭ, если в школьный аттестат хочешь получить тройку?

    Каждый вариант ЕГЭ состоит из двух частей. Более сложные задания находятся во второй части теста (например, все задания категории «С»). Для получения «тройки», как правило, достаточно правильно выполнить задания из первой части теста ЕГЭ. При этом достаточно будет решить около 60% заданий из первой части теста (но следует помнить, что для разных предметов данная граница разная). Но мы советуем не бросать тест и не покидать аудиторию раньше, не попытавшись решить вторую часть задания ЕГЭ. Ведь может случиться так, что не все задания из первой части выполнены правильно и для «тройки» не хватает всего несколько очков. Решив несколько заданий из второй части, вы не только получите дополнительную уверенность в «заветной тройке», но и, может быть, сможете получить более высокую оценку.

    Не являются ли тесты ЕГЭ и ЦТ слишком сложными

    экзаменами для выпускников?

    Как и ЕГЭ, ЦТ (централизованное тестирование) состоит из заданий различной степени сложности – есть и простые, и сложные задания. Статистика ЕГЭ 2002 и ЕГЭ 2003 показывает, что около половины школьников справляется с половиной заданий. Для тестового периода данные показатели считаются нормальными. Тесты ЕГЭ и ЦТ не подразумевают решение всех заданий. Как правило, даже отличники не решают всех заданий (чаще всего решают около 70-80%). Так как и ЕГЭ 2009, и ЦТ состоят из большого числа заданий, значительно снижается риск получить несправедливую оценку из-за «несчастливого билета». И ЕГЭ, и ЦТ каждому учащемуся дают возможность получить ту оценку, которой он достоин. Тесты ЕГЭ и ЦТ не являются «высоко задранной планкой», наиболее подходящее сравнение в данном случае – дистанция, для прыжков в длину. Каждый сможет «прыгнуть» так далеко, как на данный момент позволяют способности (знания). Не стоит бояться ЦТ и ЕГЭ. Мы рекомендуем перед сдачей выпускного ЕГЭ потренироваться на демонстрационных тестах. Это поможет вам понять, что ЦТ и ЕГЭ могут дать куда больше уверенности в собственных силах, чем экзамен в «чужом» вузе. Ведь экзамену присущ элемент лотереи при вытягивании билетов, часто бывает так, что вместо нужного билета достаётся билет с парой весьма странно сформулированных вопросов.

    Желаем всем учащимся

    успешной сдачи ЕГЭ 2012!