Как оформить урок в музыкальной школе. Открытый урок в музыкальной школе-студии "ритмические группы с шестнадцатыми"

Данный мастер-класс был проведён в рамках Недели открытых дверей Кежемского районного центра детского творчества г. Кодинска Красноярского края.

В Кежемском ЦДТ работает детская музыкальная школа-студия, одним из учебных предметов в которой является «сольфеджио» (фото 1).

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

Тема: Воспитание чувства метроритма на уроках сольфеджио.
Цель: Передача педагогом-мастером своего опыта через демонстрацию последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
Участники: Воспитанники музыкальной школы-студии, педагоги ЦДТ, учителя музыки общеобразовательных школ.
Методические средства: Методическое сообщение, прямой показ, комментированный показ.
Оборудование для педагога-мастера: Фортепиано, школьная доска, схема деления длительностей.
Оборудование для участников: Раздаточные листы А, В, С (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 ), листок нотной бумаги, простой карандаш, резинка.
Продолжительность: 45 минут.
Форма проведения: Урок в музыкальной школе-студии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Ритмические группы с шестнадцатыми.
Цель: Воспитание чувства метроритма.
Задачи: образовательная Закрепить ритмические обороты, пройденные в 3-классе, правила основного деления длительностей, навыки тактирования в двух-, трёх- и четырёх дольных метрах; сформировать навык чтения ритмических партитур; продолжить формирование певческих навыков, проконтролировать степень усвоения соотношения длительностей.
развивающая Способствовать развитию познавательного интереса, формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении.
воспитательная Воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, ответственность.
Возраст обучающихся: 11-13 лет, 4 год обучения в музыкальной школе-студии ЦДТ.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы: Групповая, индивидуальная.
Методы обучения: Беседа, практическая работа.
План урока: 1. Организационный момент (1-2 минуты).
2. Введение в тему: методическое сообщение с показом (15-20 минут).
3. Подготовка к практической работе (3 минуты).
4. Практическая работа №1: ритмический диктант (6 минут).
5. Практическая работа №2 математические примеры на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей (8-10 минут).
6. Итог урока (3-5 минут).

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Организационный момент

Педагог приветствует участников, сообщает о порядке работы в режиме мастер-класса, проверяет готовность к уроку, наличие необходимых материалов.

II. Введение в тему урока, методическое сообщение с показом

– Итальянское слово «solfeggio» происходит от слова «solfo» , что значит – ноты, музыкальные знаки, гамма. Так называют уроки, на которых занимаются развитием слуха: поют по нотам мелодии, пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные интервалы и аккорды. На уроках сольфеджио детям прививается любовь к народной музыке, творчеству русских и зарубежных композиторов, развиваются их музыкальные данные: слух, ритм, память.

Развивать чувство метроритма можно в каждом виде работы, но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

В младших классах – это простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии, повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом или записанного на доске, либо на ритмических карточках.

Давайте посмотрим, как это выглядит на практике.

Педагог поёт первую фразу русской народной песни «Во поле берёза стояла» (рисунок 1), вторую фразу прохлопывают учащиеся, третью - опять педагог, четвёртую - ученики. Для этого упражнения весьма удобно использовать песни, имеющие структуру «пара периодичностей»: «А я по лугу» (рисунок 2), «Пойду ль, выйду ль я», «Вейся, капустка» и др.


Рис. 1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла»


Рис. 2. Русская народная песня «А я по лугу»

– В средних и старших классах развивать и закреплять чувство ритма можно с помощью других упражнений: это двухголосные ритмические партитуры, ритмические каноны, ритмические диктанты.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, а иногда и другие формы метроритмической пульсации (отстукивание долей в ладоши, или карандашом по столу, или отбивание ногой).

Вопрос ученикам:

– Ребята, скажите МЕТР и РИТМ это одинаковые понятия или разные?

Ответы:

– Разные. Метр – это пульс музыки, он бывает двухдольным и трёхдольным. Метр не изменяется на протяжении всего произведения.

– Ритм – это ряд длительностей, в каждом музыкальном произведении свой ритм. Ритм, который использовал Бетховен в Пятой симфонии для Мотива Судьбы невозможно спутать с другим.

– В музыке существует основное и особое деление длительностей. Основное – это деление на два: целая длительность делится на две половинные, половинная – на две четвертные, четвертная – на две восьмые и т.д. Этот принцип деления хорошо представлен в данной «пирамиде» (рисунок 3):


Рис. 3

– Также можно представить данное деление в виде яблока (или торта), которое нарезается равными частями на 2 – половинные, 4 – четвертные, 8 – восьмые (рисунок 4).


Рис. 4

– На начальном этапе обучения, т.е. в младших классах, знакомство с длительностями начинается с четвертных и восьмых. Эти длительности соотносятся с такими понятиями, как шаг и бег. Затем изучаются половинные и целые, и ещё позже более мелкие, шестнадцатые в различных сочетаниях. Как правило, тридцать вторые и шестьдесят четвёртые в школьной практике не применяются.

– Временные соотношения между определёнными длительностями можно продемонстрировать в пении гаммы До мажор:

Учащиеся поют гамму До мажор в разных ритмах. При пении половинными нотами мелодия следует широко, распевно (рисунок 5), четвертные придают напеву устремлённость (рисунок 6), восьмые - игривость (рисунок 7), а шестнадцатые – моторность (рисунок 8).


Рис. 8

– В соответствии с программными требованиями в 4 классе дети уже знакомы с шестнадцатыми в различных комбинациях. Это группа из четырёх шестнадцатых, ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. В начале года дети познакомились ещё с одним ритмом: восьмая с точкой и шестнадцатая. Все эти группы длительностей учащиеся осваивают в пении упражнений и отбивании ритма со счётом вслух.

Учащиеся настраиваются и поют данный пример, пользуясь листом А (Приложение 1). Педагог обращает внимание, что группа из 4-х шестнадцатых занимает одну метрическую долю (рисунок 9):

А также со счётом вслух прохлопывают данный образец, работая по листу В (Приложение 2), (рисунок 10):

Аналогично дети демонстрируют практическое освоение других ритмических групп с шестнадцатыми – восьмая и две шестнадцатые (рисунки 11, 12):


Рис. 12

Две шестнадцатые и восьмая (рисунки 13, 14)


Рис. 14

– Очень нравятся детям примеры, где объединены вокальная и ритмические строки, они требуют более тщательной проработки, но доставляют затем и больше удовлетворения от проделанной работы (рисунок 15):


Рис. 15

– Восьмая с точкой и шестнадцатая – наиболее сложный ритмический рисунок из пройденных, его освоение требует введения дополнительного слога в счёте: раз-и, «на» два –и (рисунки 16, 17):


Рис. 16


Рис. 17

III. Подготовка к практической работе

В качестве практической работы ученикам предлагается «Упражнение на пальцах», суть которого состоит в следующем: преподаватель говорит детям, что две его руки – это две доли в размере две четверти. Большой палец загнут внутрь ладони, ученики видят по четыре пальца внешней стороны каждой руки. Если пальцы соединены друг с другом, то это четвертная длительность, и ученики прохлопывают её, считая «раз-и,два-и» (фото 2).
Фото 2
Если пальцы соединены по два, то это две восьмые (фото 3).
Фото 3
Если же все пальцы расположеныпо отдельности, то тогда следует их определять как шестнадцатые (фото 4) .
Фото 4
– Ритмические рисунки, составленные таким образом, позволяют преподавателю составлять любые упражнения для прохлопывания и записи:
Восьмая и две шестнадцатые с двумя восьмыми – на фото 5,
Фото 5
четыре шестнадцатых и две восьмые – на фото 6.
Фото 6
Половинная – на фото 7,
Фото 7
восьмая и две шестнадцатые на обеих долях – на фото 8.
Фото 8
Четверть с точкой и восьмая представлены на фото 9.
Фото 9
Восьмая с точкой и шестнадцатая на обеих долях – на фото 10.
Фото 10

– Можно изобразить и синкопированный ритм: восьмая, четверть, восьмая, или два более мелких: шестнадцатая, восьмая, шестнадцатая.

Ритм, показанный правой рукой, является для учащихся сильной долей, ритм в левой – второй, слабой долей. Сначала упражнение прорабатывается сидя со счётом вслух, когда ошибок нет, можно работать стоя, отбивая ногами двухдольный метр. Таким образом, в данном упражнении отрабатывается взаимодействие метра и ритма, усваиваются новые ритмические группы, улучшается координация рук и ног, а громкий счёт не позволяет допустить ритмическую фальшь. Кроме того, появление ритма каждого последующего такта происходит «в реальном времени», что требует от учащихся сосредоточенности и внимательности. Темп упражнения может варьироваться от медленного до подвижного, в зависимости от уровня группы. Начинать работать над этим упражнением можно с самого раннего периода обучения, когда учащиеся знают четвертные и восьмые. В данном случае на уроке находятся учащиеся старшего класса, поэтому длительности используются следующие: четвертные, восьмые, шестнадцатые в различных сочетаниях.

Ученики «разминаются», хлопают ритмы, показываемые педагогом.

IV. Практическая работа №1: ритмический диктант

Учащиеся 3-5 раз хлопают ритм по показу педагога со счётом вслух, далее повторяют его индивидуально - ногами и руками (фото 2, 5, 6, 7, рисунок 18), чтобы затем записать на листке нотной бумаги.

Фото 2 Фото 5 Фото 6 Фото 7


Рис. 18

V. Практическая работа №2: решение математических примеров на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей

– В этой работе осваиваются числовые соотношения длительностей, в рамках основного деления. Деление длительностей основано на действиях с дробями (рисунок 19).

Участники выполняют задание на листе С (Приложение 3).


Рис. 19

VI. Итог урока

– Числовые соотношения в музыке очень важны, и любое их нарушение может привести к разрушению музыкальной конструкции. Ритм является одним из главных средств музыкальной выразительности, и каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно. Ритмическая фальшь считается самой неприятной и грубой ошибкой.

– Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами:

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»
Э. Финкельштейн.

– Наш урок окончен. Спасибо учащимся за работу на уроке, спасибо уважаемым гостям, коллегам за внимание и участие.

Литература:

  1. Калужская Т. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – Москва, 1984.
  2. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. – СПб.: Композитор, 2003.
  3. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем, поём. Сольфеджио для 3 класса детской музыкальной школы. – С-Пб.: Композитор, 2011.
  4. Музыкальный энциклопедический словарь / И.П. Дабаева, О.В. Твердохлебова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  5. Сиротина Т. Ритмическая азбука.- Москва.: Музыка, 2007.
  6. Давыдова Е., Запорожец С.Сольфеджио для 3 класса детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1997.
  7. Давыдова Е. Сольфеджио для 4 класса детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1999.
  8. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями.- СПб.: Композитор, 1993.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Г. СМОЛЕНСКА»

Урок как основная форма работы с учащимися в ДМШ.

Преподаватель

г. Смоленск

1 .Введение.

2. Урок – основная форма организации занятий.

4. Домашние занятия ученика.

5. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся.

6. Типы уроков.

7. Заключение.

8. Список используемой литературы.

Педагогическая работа – сложный процесс, а в сфере культуры и искусства в еще большей мере, чем в других областях. Круг задач, стоящих здесь перед педагогом, особенно широк.

Задачи педагога весьма глубоки и чрезвычайно многообразны. Это – воспитание учащихся, развитие их музыкальных способностей, всесторонность музыкальной подготовки.

Обучение никогда не может быть обособленно от воспитания учащихся. Педагог должен привить ребенку любовь к музыке, научить воспринимать музыкальные произведения во всем их многообразии, глубине, красоте.

Урок по специальности являет собой основную форму работы с учащимся. На уроке педагог дает необходимые ученику знания и навыки, направляет его развитие и воспитание. Каждый урок – это своего рода звено в цепи занятий. Общее назначение урока можно определить как проверку состояния работы ученика на данный момент и обеспечение ее успешности в дальнейшем. На уроках как бы подводится итог домашних занятий за предшествующий небольшой период и дается толчок для последующей работы.

Развитие ученика протекает постепенно, и педагогу необходимо отдавать себе отчет в важности каждого урока. Педагог заботится о качестве, систематичности занятий, о том, чтобы они были интересны для ученика. Работа в классе требует от педагога большой внутренней собранности, За которой кроется целенаправленность его мыслей. Действий, чувствуется его воля, активность, побуждающие ученика мыслить и работать в нужном направлении. Подлинный интерес преподавателя к занятиям отражается в характере ведения урока, в его тонусе.

При обучении игре на музыкальном инструменте педагог не составляет точного плана занятий с указанием тематики каждого урока. Индивидуального плана урока вполне достаточно, чтобы на его основе строить обучение. Подготовка к уроку заключается в просмотре музыкальной литературы, различных редакций того или иного произведения. Весь репертуар учащегося должен «быть в пальцах» у педагога. Учителю надо быть в курсе выходящей литературы, необходимо знакомиться с новыми произведениями. Все это заставляет преподавателя много работать для того, чтобы уроки были успешными.

Форма урока должна строиться в соответствии с характером, способностями, индивидуальными особенностями психики ученика. Следует приветствовать и желание родителей присутствовать на уроках (особенно на первых). Их активное участие в процессе обучения детей является необходимым условием для создания комфортных условий на уроке и организации плодотворных занятий дома. Именно родители должны стимулировать интерес детей к познанию, чтению книг, посещению концертов.

Работа над разучиваемыми произведениями представляет собой главное содержание самостоятельных занятий ученика и в то же время основной материал урока.

В моем классе обучаются дети с разными музыкальными способностями. Чтобы добиться положительного обучающего результата в обучении необходимо владеть техникой педагогической работы:

· уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, находить правильное решение в самых различных ситуациях;

· уметь целесообразно использовать ограниченное время урока, так, чтобы успеть проверить итоги домашней работы ученика, дать ему четкие запоминающиеся указания и успеть оказать необходимую помощь на самом уроке.

На уроке нужно не только дать необходимые ученику знания, умения и навыки, но и направлять его развитие и воспитание. Учебная и воспитательная работа неотделимы друг от друга, и должны непрерывно воспитывать в учениках сознательность, настойчивость и находчивость в работе, твердую дисциплину в сочетании с инициативностью.

Воспитание игровых навыков неотделимо от воспитания характера ученика в целом: ученик, небрежно разбирающий текст, обычно проявляет небрежность и в целом ряде моментов своего поведения, на которые я при удобном случае воздействую. Ритм в игре ученика самым тесным образом связан с основными чертами его характера: отсутствие четкого метро-ритма всегда указывает на известную расхлябанность характера; наоборот, четкость ритма соответствует способности к ясным волевым действиям, а ритмическая выдержка тесно связана с выдержкой в поведении и речи. Бледность, эмоциональная вялость игры ученика часто совпадает с такими свойствами его характера, как замкнутость, необщительность, которая тоже находится в сфере возможного воздействия.

Развитие ученика протекает постепенно, и педагог отдает себе отчёт в важности каждого урока. Этим определяется постоянная обязательная забота о качестве, систематичности занятий, и, конечно, о том, чтобы они были интересны для ребенка. Над чем бы ни велась работа в классе, она требует большой внутренней собранности, целенаправленности мыслей, действий, чувств, воли, активности, побуждающие учащегося мыслить в нужном направлении, вообще работать.

Отказываясь от авторитарного учебно-воспитательного процесса, необходимо создавать в классе непринужденную обстановку и взаимное сотрудничество, равноправное общение с учеником, оказывая ему доверие, любовь, веру в его возможности. В большинстве своем дети бесхитростны, откровенны, добры. Общаясь с ребенком я учиться у него, знать, чем живет каждый ученик класса, его увлечения, обстановку в семье и в общеобразовательной школе, его положение в коллективе . Это помогает понять очень многое в характере и поведении учеников и положительно воздействовать на становление личности каждого ребенка.

Характер проведения урока зависит, конечно, от индивидуальных черт ученика. Есть ученики, располагающие к творческой работе, и такие, которые располагают лишь к добросовестной внимательности: но это не значит, что в последних не следует постепенно пробуждать творческую инициативу.

В большинстве случаев в начале урока нужно спокойно, неторопливо прослушать материал - одних пьес целиком, других – отрывками. Лишь после того, как материал проверен, замечены какие-то положительные моменты, сдвиги по сравнению с предыдущим уроком, а наряду с этим и неудачи, неисправленные ошибки, - лишь тогда становится ясно, над чем стоит поработать в первую очередь. Эти короткие минуты позволяют выявить главное, чего непременно нужно добиться сегодня же, наметить то, над чем желательно поработать, если хватит времени, и какую часть материала можно отложить до следующего урока. Завершается прослушивание оценкой проделанной учеником домашней работы, высказанной в таком тоне, который наилучшим образом его настроит.

Разумеется, это не стандартное начало урока. Например, если сразу понимаешь, что ученик плохо работал дома, можно не слушать его исполнение всей пьесы до конца; в какой-либо вещи прослушивать лишь тот отрывок, над которым велась работа в прошлый раз; проверять способы, которыми ученик пользовался дома.

Итак, проверка домашней работы ученика позволяет наметить и содержание предстоящего урока, и последовательность заданий, и преимущественные формы работы. Работа над разучиваемыми произведениями и в связи с этим над приобретением, развитием пианистических навыков представляет собой главное содержание самостоятельных занятий ученика и в то же время основной материал урока.

После прослушивания материала хорошо начать работу с относительно несложного задания, мобилизующего внимание ученика. (Например, с разбора несложного текста, совершенствования какого-либо элемента техники или отрывка пьесы, особо нравившейся ученику). Далее следует тщательная и длительная работа над самым важным и трудным для ученика сочинением. Следующий момент - «полусамостоятельная» работа ученика над одной из пьес и проверка способов изучения, которыми он пользовался дома. И наконец, когда внимание ученика уже иссякает, какая-либо форма музицирования. Кроме того, в урок включается чтение нот с листа, игра различных упражнений. На протяжении насыщенного интенсивной работой урока, необходимо давать ученику некоторую разрядку: сыграть ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях, поиграть с ним в четыре руки. После этого вновь можно возвратиться к настойчивой работе.

Это лишь один из многих примеров целесообразного построения урока, показывающий, что не только его содержание, но и внутренняя динамика, последовательность различных заданий и форм работы, определяют степень его эффективности и влияние на домашнюю работу ученика.

Однако нельзя сводить урок с детьми лишь к игре - он обязательно должен включать моменты интенсивной работы, требующие значительных усилий ученика. Само собой разумеется, что чем старше ученик, тем большая часть урока должна быть отведена работе. Важно своевременно заметить признаки усталости ученика, падение интереса и вовремя дать ему некоторую разрядку или даже закончить урок.

Дети нуждаются в частом поощрении, в оценке проделанной работы (лучше в словесной форме, чем посредством балла). Особого внимания требует эмоциональный мир подростка. Переходному возрасту свойственны порой замкнутость, застенчивость, за которыми скрываются сомнение, колебание настроений, повышенная ранимость. Проявляя такт и деликатность к такого рода переживаниям, не навязывая своего участия, можно завоевать доверие подростка, незаметно вызвать на откровение. Поощрять стремление ученика проявить свой вкус при выборе репертуара, в трактовке изучаемой музыки.

В своей работе я использую различные типы уроков, например целостные «тематические» уроки, сконцентрированные вокруг какого-то единого стержня. Приведу примеры тематических уроков:

1. Разбор нотного текста. Учу детей методу разбора, осмыслению авторских указаний, охвату музыкальных комплексов мелодических построений, аккордов и т. д.). На уроке переодически переключаю внимание ученика от тщательной работы к исполнению. Когда в программе имеется пьеса, которой он уже более или менее свободно владеет, даю ему соответствующую установку: « а теперь сыграй эту пьесу так, чтобы мы услышали, какая это замечательная музыка, и оба получили удовольствие». Очень хорошо если при этом присутствуют хотя бы товарищи ученика. Здесь нужно проявить выдержку и не вмешиваться в исполнение, даже если оно не вполне удовлетворяет. Очень важно воспитывать умение доводить исполнение до конца без поправок и запинок. Неуместная «добросовестность» приводит порой к тому, что и при публичном выступлении ученик останавливается, чтобы тут же исправить какую-либо неудачу. В сознании ученика должны быть чётко разграничены изучение , проходящее под неусьпным контролем «требовательного слуха», когда любая неточность должна быть замечена и тут же исправлена, и исполнение , когда пьеса должна быть доведена до конца и лишь после этого продолжена работа над деталями. Чем чаще мы создаём и поддерживаем на уроках обстановку ответственного исполнения, тем большего ученик достигнет в приобретении эстрадного самочувствия. К сожалению, ученики лишь в течение короткого периода держат в памяти и руках основательно подготовленную пьесу. Обычно, как только пьеса сыграна на вечере или экзамене, она немедленно забывается.

2. Мелодия, как тема урока. Выявление мелодической сущности различных произведений и сопровождающих линий. В отношении одной из пьес (наиболее понятной и доступной ученику) ограничиваюсь показом на инструменте, чего и как ученику следует добиваться, завершая показ примерно следующими словами: «Этого ты сможешь, конечно, добиться самостоятельно». Такое доверие обязывает ученика, повышает его готовность приложить все силы для достижения успеха. Такую форму воздействия применяю обычно со старшими сообразительными, особо восприимчивыми учениками. С начинающими учениками такие приёмы применяю в несложных пьесах. Возможно, на первых порах детям немногого удастся добиться самостоятельно, тем не менее, если неуклонно продолжать пользоваться этой формой воздействия, она рано или поздно оправдает себя. Тогда высвободится время для продолжительной работы над трудными заданиями, а в отношении более простых можно положиться на самостоятельную работу ученика.

Большое значение на домашнюю работу ученика оказывает удачно проведённый конец урока: подведение урока, подчёркивание важнейшего задания, и, наконец, запись в дневнике. Конечная цель всякого урока в специальном классе заключает в себе следующие моменты:

1. Ученик должен обогатить свои исполнительские знания;

2. Он должен унести с собой ясное представление о содержании и форме своей дальнейшей работы;

3. Его образная память должна обогатиться доброкачественными игровыми образами, а его двигательная память – следами от точных и гармоничных игровых движений;

4. Он должен получить «эмоциональную зарядку» к дальнейшей работе.

Одна из наибольших трудностей индивидуальных занятий, это умение быстро и гибко переключаться от одного урока к другому. Непростительно, если, например отголоски раздражения, вызванные предыдущим учеником, переходят на следующего. Верный и постоянный помощник - сам ученик: его заинтересованность. Активность, увлечённость - всё это надёжные показатели удачно проведённого урока.

Пути и способы развития самостоятельности учащегося направлены на углубление его умения мыслить, заниматься, на стимулирование его инициативы и определяются всем комплексом его индивидуальных данных и условий занятий. От того насколько плодотворна работа в этом направлении, зависит успешность занятий учащегося. В то же время достижение им даже высокого уровня самостоятельности не может позволить педагогу ослабить руководство всей работой. Он всегда останется учителем, ведущим занятия в определенном, продуманном направлении.

Список использованной литературы.

1. «Методика обучения игре на фортепиано» – М.: 1978. 2.Тимакин пианиста. Методическое пособие. Издание 2-е. М.: Советский композитор. 1989.

3. Щапов урок в музыкальной школе и училище – М.: Классика-XXI 2004.

4.Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано» - М., «Музыка», 1982г.



Открытый урок преподавателя ДШИ им. А.А. Пантыкина Швецовой М.Н.

Дата проведения: 18.11.2012

Присутствовали: Дерябина Т.В., Закирова Г.Г.. Иванова И.Анатол.

Тема урока: Развитие технических навыков в начальный период обучения на примере гамм и других элементов техники.

Методическое сопровождение урока:

    Г.М. Цыпин, Обучение игре на фортепиано, М., Просвещение, 1984

    С.Е. Фейнберг, Пианизм как искусство, М., Классика-XXI, 2003

    Конрад Вольф, Уроки Шнабеля. М, Классика - XXI. 2006

    И. Гофман, Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игра, М., Классика-XXI. 2002

    С.В. Грохотов. Как научить играть на рояле. Первые шаги, М.. Классика - XXI,

2005

Цель урока: Создание условий для успешного освоения гамм и других элементов техники.

Задачи:

    Обеспечить психологическое благополучие ученицы на занятии, способствующее лучшему восприятию материала.

    Использовать различные упражнения для освоения гамм, аккордов и арпеджио.

    Добиваться качественного исполнения гамм и других элементов техники.

    Побуждать ученицу к размышлениям, самоконтролю и самоанализу.

План урока

    Методическое сообщение

    Работа над гаммой До мажор. аккордами и арпеджио.

    Работа над гаммами

    Освоение упражнений на легато.

    Освоение упражнений на подкладывание первого пальца

    Игра гаммы отдельно каждой рукой и двумя руками в расходящемся движении от одного звука.

    Работа над аккордами

    Освоение упражнений на опору пальцев.

    Игра аккордов отдельно каждой рукой па две октавы.

    .

    Освоение упражнений на легато по три звука.

    Освоение упражнений на легато по четыре звука.

    Игра арпеджио по три звука отдельно каждой рукой на две октавы.

    Игра арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы.

    Работа над длинными арпеджио.

    Освоение упражнения на подкладывание первого пальца.

    Освоение упражнения па позиционную игру.

    Игра арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы.

III Итог всей работы: Сыграть гамму До мажор на две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в расходящемся движении от одного звука, аккорды на две октавы отдельно каждой рукой; короткие арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой; длинные арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой.

Наши руки построены не параллельно, а симметрично, поэтому даже подвинутому пианисту трудно играть правой и левой рукой одно и то же через октаву или две - следовательно, начинать играть гамму в прямом движении нецелесообразно. Когда учим гамму, надо играть каждой рукой отдельно, причем правой начинать снизу вверх, а левой рукой сверху вниз. Играя двумя руками, надо начинать в противоположном движении раньше, чем в прямом. В этом большой трудности для ученика не будет, так как он начал играть гамму, когда звуки из которых она состоит, были усвоены раньше.

Играть гамму следует в умеренном темпе, так как только тогда возможен контроль за legato . Всегда приготовленные пальцы, внятное произношение и грамотное подкладывание первого пальца. Для уверенного исполнения гаммы следует обратить внимание на то, что четвертый палец всегда имеет свое место. Каждый раз, задавая гамму, преподаватель определяет положение четвертого пальца в правой и левой руках. Внимательное отношение к аппликатуре воспитывает аккуратность, точность в исполнении.

Работая над мажорной гаммой, параллельно начинать осваивать аккорды и арпеджио. Это необходимые элементы техники, которые развивают устойчивость, хорошую опору в пальцах, позиционную игру, расположение пальцев в тоническом трезвучии и его обращениях. Ученик начинает слышать сначала двухголосие (терции тонического трезвучия 1-3 пальцами, 3-5 пальцами), затем трехголосие (аккорды тонического трезвучия 1-3-5 пальцами). Часто плохо прослушивается в аккордах верхний голос. Для этого вес руки нужно направить к 5 и., наклонив к нему кисть. После освоения аккордов тонического трезвучия включить в работу его обращения. Затем играть короткими и длинными арпеджио.

Начиная работу над гаммами и другими элементами техники, ученик сталкивается со сложностью в подкладывании первого пальца. Часто ученик напрягает первый палец или неудачно приспосабливается к его подкладыванию. Опоздание на клавишу или резкое нажатие на нее приводит к неровной игре гамм. Также сложность вызывает исполнение на легато, в гамме и арпеджио, выравнивание голосов аккорда, игра с опорой, ведение мелодической линии.

Поэтому необходимо разработать упражнения в помощь ученику. ,

    Упражнение должно соответствовать поставленной задаче. Оно нужно для преодоления встретившейся трудности.

    Упражнение должно быть легче и проще, чем преодолеваемая трудность.

    Целесообразно делать упражнение максимально коротким.

    Правильно организованное упражнение достигает результатов в короткий срок.

В упражнении следует облегчать преодолеваемую трудность. Цель должна стать

легко достижимой. Нужно разработать такие упражнения, которые безукоризненно удаются.

Содержание урока

II Работа над гаммами, аккордами и арпеджио с ученицей первого класса Щукиной Катей.

1. Работа над гаммами

    Отрабо тать лега тов упражнени ях:

а) Играть и петь со словами последовательности из двух звуков, трех звуков и

пятипальцевые, правой рукой, затем левой рукой.

б) Усложнить пятипальцевые упражнения.

    От работать подк ладывание первого пальца:

а) На крышке инструмента: положить руку и «подводить» свободный первый

палец ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой и левой руки.

б) На клавиатуре: Опираться на пятый палец, а закругленным первым свободно «шагать» по клавишам. При гибкой кисти, очень легкие восьмушки, которые звучат на фоне долгого звука, (см. Приложение)

в) Упражнение «Капельки»: Опираться на третий палец в ноту до диез, затем фа диез, а первым пальцем легко на стаккато играть каждую восьмушку чередуя звуки ниже - выше. (см. Приложение)

г) Упражнение на подкладывание по черным клавишам: Сначала обыграть группу из двух, затем из трех черных клавиш. Каждое звено повторить несколько раз в разных октавах правой и левой руками. Вовремя подводить под ладонь первый палец, помогая кистью двигаться в нужную сторону. Слушать ровность мелодической линии, (см. Приложение)

д) Упражнение на подкладывание по белым клавишам: от каждой ступени гаммы играть пять нот по порядку правой рукой вверх, а левой рукой вниз, подкладывая первый палец после третьего. Контролировать ясность произношения и ровность мелодической линии, (см. Приложение)

    Сыграть гамму До мажор правой рукой на одну октаву, затем на две октавы. Так же левой рукой. В расходящемся движении от одного звука «до» на одну, затем на две октавы. Контролировать ровность звучания при подкладывании первого пальца, развитие мелодической линии, соединение звуков на легато.

    Работа над аккордами

    Отработать опо ру пальцев в упражнениях.

а) Играть терции тонического трезвучия первым - третьим пальцами, третьим - пятым пальцами в разных октавах правой, затем левой рукой.

б) Играть квинты первым - пятым пальцами в разных октавах правой рукой, затем левой рукой.

    Подготов ить аккорд, слушать голоса в упражнениях

а) Ученице сыграть терции тонического трезвучия первым-третьим пальцами, третьим - пятым пальцами.

б) Играть квинты первым-пятым пальцами в разных октавах отдельно каждой рукой. Слушать и петь голоса.

в) Играть аккорд. Преподаватель нижний и средний голос, ученик - верхний и наоборот.

г) Сыграть тоническое трезвучие первым-третьим-пятым пальцами поочередно с задержанием каждых звуков. Вслушиваться в звучание голосов. Сыграть аккорды в разных октавах. Далее осваивать обращения тонического трезвучия, запоминая аппликатуру.

    Сыграть аккорды: тоническое трезвучие с обращениями отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать звучание всех голосов аккорда.

    Работа над короткими арпеджио

    Отрабо тать легато в упражнениях:

а) Играть арпеджио по три звука. Рука «дышит» после каждого звена

б) Играть арпеджио по три звука объединяющим движением кисти от первого пальца к пятому пальцу. Вести мелодическую линию вверх, затем вниз. (См. Приложение)

в) Играть арпеджио по четыре звука, снимая руку после каждого звена.

г) Играть арпеджио с легкими акцентами по три звука, чтобы снять ударения с первого пальца. (См. Приложение)

    Сыграть короткие арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать ровность звучания, соединение на легато.

I. Техника - это общее понятие, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, всевозможные туше, legato , staccato , а также динамические оттенки. Все это необходимо для формирования законченной техники.

Вся техника классического периода, да и романтиков насыщена гаммообразными последовательностями или отдельными ее видами, а также арпеджио. К этому нужно быть заранее подготовленным. Учащиеся, не прошедшие школу гамм, будут заметно отставать в техническом развитии. Без сознательного и целенаправленного развития техники невозможно достигнуть каких-либо результатов в искусстве игры на фортепиано. Поэтому формированием технических умений и навыков у учащихся - пианистов нужно заниматься уже на начальном этапе обучения.

Одна из важнейших задач - это выработка у ученика пространственной точности пальцевого аппарата, то есть умения безошибочно, чисто и точно попадать пальцами на нужные клавиши. Часто приходится наблюдать случаи неаккуратной, как говорят «грязной игры». Поэтому преподаватель должен прежде всего не допускать в игре ученика никаких неточностей.

Работа над техникой должна вестись систематически. Уже в начальный период обучения ученик знакомится с различными видами упражнений, которые постепенно развивают у него разносторонне технические навыки.

Сначала это цикл упражнений на non legato . Здесь воспитывается хорошее ощущение клавиатуры, усваиваются правильные движения, устойчивость пальцев, а главное - ученик постепенно привыкает контролировать слухом звучание каждой нажатой клавиши.

Постепенно задания усложняются и упражнения на non legato сменяются упражнениями на legato . Главная задача на этом этапе - умение плавно соединять звуки, добиваться слышимого legato .

Начинать следует с соединения двух звуков 2-3 п.. 3-4 п.. 1-2 п., 4-5 п. затем трех звуков 2-3-4 п., 1-2-3 п., 3-4-5 п.

Такие упражнения мои ученики играют и поют со словами.

Заключительное упражнение на legato - пятипальцевые последовательности. Они являются основой для того, чтобы начать изучение гамм. Освоив пяти пальцевые упражнения, ученик научится точно ставить пальцы в клавиши, соединять на легато звуки, вести мелодическую линию.

Гаммы - следующий этап работы над упражнениями. Здесь закрепляются и развиваются навыки игры legato , вырабатывается плавность и ровность мелодической линии, развивается пальцевая беглость, ученик постепенно начинает знакомиться с основными закономерностями аппликатуры, техническими формулами и т.д.

Гаммы надо начинать играть только тогда, когда ученик уже превосходно знает их, так что может спеть голосом. Не задумываясь, может от каждой ноты построить любую гамму на клавиатуре одним пальцем. Только тогда, когда он знает гаммы, можно начинать играть их.

Обычно начинают с До-мажорной гаммы, потом играют Соль-мажорную и продолжают так. прибавляя по одному знаку. В пианистическом отношении ученику гораздо легче играть гамму с черными клавишами, так как это способствует удобному расположению на клавиатуре («длинные» пальцы на черных клавишах). В этом случае рука лежит естественно.

Но часто начинают изучать гаммы в порядке квинтового круга. Усвоить гамму До мажор легче, чем гамму со многими диезами. Лучше начать играть гамму первым и вторым или первым и третьим пальцами, держа руку ближе к черным клавишам, чтобы ученику не приходилось ерзать рукой. Когда он довольно свободно в умеренном темпе двумя пальцами будет играть любую из мажорных гамм, можно начать постепенно применять обычную более сложную аппликатуру. Освоив мажорную гамму, отдельно каждой рукой, включить в работу исполнение двумя руками.

    Работа над длинными арпеджио

    Отработать подкладывани е первого пальца.

а) Играть на legato поочередно звуки тонического трезвучия в первой и второй октавах первым-третьим пальцами (до-соль-до), подкладывая первый палец под ладонь отдельно каждой рукой.

б) Играть на legato поочередно звуки тонического квартсекстаккорда в первой и второй октавах первым-четвертыми пальцами, подкладывая первый палец рукой под ладонь отдельно каждой рукой

    Отрабо тать позиционную игру в упражнен иях:

а) Играть с задержанием звука «до» первым пальцем. Точно попадать в следующий звук «до» первым пальцем. Быстро переность кисть руки ближе к клавиатуре.

б) Переводить руки из позиции в позицию, подводя первый палец под ладонь сначала к третьему, затем к четвертому пальцам.

в) Показать прием «скольжения» с позиции на позицию без соблюдения legato в момент перехода от третьего или четвертого пальцев к первому (позиционная игра).

    Сыграть длинные арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать ровность звучания при подкладывании первого пальца, развитие мелодической линии, соединение звуков на легато.

    Итог всей работы : Сыграть гамму До мажор на две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в расходящемся движении от одного звука, аккорды на две октавы отдельно каждой рукой; короткие арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой; длинные арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой.

Отзыв об открытом уроке
преподавателя ДШИ Швецовой М.Н.

Дата проведения урока: 18.11.2009 г.

Урок проводился с ученицей первого класса Щукиной Катей.

Урок, проводимый преподавателем Швецовой М.Н., был достаточно хорошо организован и спланирован. Преподаватель четко соблюдал намеченный план урока; ясно сформулировал цель урока, задачи; хорошо владеет материалом урока, что подтверждает методическим сообщением.

Для раскрытия темы занятия преподавателем был подобран необходимый материал. Преподаватель четко разъяснял необходимость каждого задания. Подобраны разнообразные упражнения для подготовки к исполнению гамм.

М.Н.Швецова на уроке стимулирует ученика, в меру поощряет и подбадривает, использует метод личного показа, помогает, подсказывает, как справиться с возникшими трудностями.

Развитие технических навыков, в период начального обучения, вырабатывает у учащегося настойчивость, трудолюбие, решительность, желание добиваться намеченных целей.

Иванова И. А.


Навыки, приобретенные на уроке, а так же развитие их в процессе последующих занятий, необходимы для технического роста ученика, успешного исполнения им концертной программы.

ОТЗЫВ ОБ УРОКЕ

Тема урока «Развитие технических навыков в начальный период обучения на примере гамм и других элементов техники», раскрыта достаточно полно. Цели и задачи урока достигнуты через смену видов деятельности и смену заданий.

Педагог в своей работе с ученицей использует много подготовительных игровых упражнений, творчески подходит к заданиям. В ходе урока было заслушено обширное методическое сообщение, показана поэтапно работа с ученицей подготовительного класса над гаммой До мажор, аккордами, арпеджио длинными и короткими. Использовалось много наглядных материалов. Тон учителя доброжелательный, спокойный, что способствует активному участию ученицы в процессе обучения.

Обучающую, развивающую и воспитательную цели, поставленные на этом уроке, педагог выполнил.

Преподаватель

Закирова Г.Г.

Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере. Это объясняется как субъективными причинами (педагоги в ожидании негативной обратной связи избегают оценивать деятельность своих коллег), так и объективными (отсутствие практики в методике анализа урока, опыта и смелости в подобных вопросах у руководителей школы), что приводит к формализму в показателях (учитывается часто лишь количество посещенных уроков), а не к качественному, продуктивному анализу. Однако освоение современных педагогических технологий позволяет искать и находить новые подходы.

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт. Поэтому цель данной методической работы: повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения, а так же методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Материал разработан и основан на концепциях ведущих российских педагогов, а так же собственном опыте работы. Рекомендации, данные в работе, могут служить памяткой и подсказкой для педагогов при анализе урока, что бы в их отзывах фигурировали не общие «размытые» фразы, а конкретные, конструктивные замечания не только по теории и исполнительству, но и по методике проведения занятия, от которой зависит качество усвоения учащимися учебного материала.

-Теоретическое обоснование содержания и анализа урока: основные педагогические принципы его проведения.

-Практика и методика анализа урока в условиях музыкальной школы, адаптация общих педагогических принципов к специфике музыкального образования.

1. Теория анализа

и основные педагогические принципы урока

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств (по определению В.И. Цыбасовой).

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого педагога, дающего урок. В ходе анализа он получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов и методов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты стиля деятельности.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ– показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

Задачи посещения уроков могут быть разными. Это и ознакомление с работой преподавателя (работой учащихся своего класса по специальности), и контроль администрации, и оказание методической помощи, и открытое занятие как форма методической учебы, повышения квалификации.

Преподаватель и руководитель, посещающие урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.

Модель общего анализа урока

Рассмотримнекоторые важные моменты и акценты анализа урока, которые сложились в российской педагогической практике. Предлагаю обобщенную модель анализа урока с позиции управленческого подхода к деятельности преподавателя:

-анализ целей урока, постановка и доведение целей урока до учащихся;

-анализ структуры и организации урока. Наличие плана урока и организация его выполнения педагогом. Оборудование урока, использование технических средств обучения (ТСО);

-анализ содержания урока. Соответствие требованиям учебной программы. Организация самостоятельной работы учащихся. Повторение, обобщение;

-анализ методики проведения урока, обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения. Разнообразие приемов и методов работы. Использование наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения;

-анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Степень овладения практическими навыками. Накопляемость, объективность выставленных оценок;

-анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность;

-общая оценка степени достижения целей урока,. Аргументированная характеристика достоинств урока и его недостатков. Диагностика причин и предложения по их устранению. Рекомендации преподавателю по самообразованию на основании выводов и предложений;

Администратор должен правильно выбрать стиль беседы с педагогом (доброжелательность, уважительность, тактичность разговора), опираясь на положительные моменты. По окончании анализа урока заполнить и дать педагогу на подпись протокол, удостоверяющий факт анализа данного урока.

Самоанализ урока.

При подготовке к уроку и после него преподавателю важно обдумать и озвучить следующие вопросы.

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика реальных возможностей учащихся данного класса

3. Как решались задачи триединой дидактической цели на уроке:

1)образовательные (чему учили?);

2)воспитательные (что воспитали?);

3)развивающие (что развивали?);

Была ли обеспечена их комплексность в сочетании со здоровьесберегающими целями?

4. Почему была выбрана такая структура урока? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делается главный акцент на уроке и почему?

6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Был ли дифференцированный подход к учащимся? Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся?

8. Как обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока? Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?

11. Психологическая атмосфера урока (комфортность). В чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом?

12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания? Если не удалось, то почему? Как вы сами оцениваете результаты урока? Наметить перспективы своей деятельности.

Таковы общие педагогические принципы разбора и анализа урока. Посмотрим, какова возможность их реализации в практике Детской музыкальной школы.

для администрации музыкальной школы

В музыкальной школе занятия носят несколько специфический характер в первую очередь потому, что основаны не только на теории, но в большей степени на творчестве и импровизации. Урок в музыкальной школе не может быть математически точно выстроен и проведен. В нем всегда найдется место творческому отклонению от общего замысла урока, не нарушающего, впрочем, основной цели занятия. Однако, общие педагогические принципы проведения и анализа урока в целом применимы и к творческому уроку. Необходимо помнить важное педагогическое правило: эффективность урока будет только тогда, когда он методически продуман и подвергнут анализу.

Перед посещением теоретического (группового) урока необходима предварительная работа: знакомство с учебной программой, календарно-тематическими планами по теме, настрой преподавателя на присутствие на уроке постороннего. В зависимости от цели посещения можно поинтересоваться, в каком классе (с каким учеником) целесообразней посетить урок.

Основной анализ, как правило, охватывает несколько важных моментов, которые нужно учесть при написании протокола посещения урока:

-проверка домашнего задания учащихся: опрос, учет полученных знаний, поощрение, порицание, аргументированная оценка, вывод и обобщение;

-объяснение новой темы, понятий: глубина подачи материала, соответствие календарному плану, изложение: доступное, грамотное, сжатое или развернутое, умение проиллюстрировать материал голосом, на инструменте (отметить качество), индивидуальная работа с учащимися;

-эффективность и разнообразие закрепления материала и организация самостоятельной работы учащихся: умение охватить вниманием группу в целом и использование индивидуальных методов работы, способность педагога выбрать оптимальные приемы, способствующие активизации обучения, развитие гармонического, мелодического и ритмического слуха учащихся, их умения самостоятельно мыслить, связать предмет со смежными (специальными) дисциплинами, культура записей в тетрадях учащихся, постановка конкретных задач, вопросов и доведение до правильных конкретных ответов, акцент педагога на точном интонировании по сольфеджио и хору, включение игровых моментов и ассоциативного мышления у младших школьников;

-воспитательный аспект урока: тон, настроение, темп урока, эмоциональная окраска, художественные приемы, эстетика преподнесения материала; «живое, не сухое», использование дополнительной литературы и первоисточников как со стороны педагога, так и со стороны детей, внимание преподавателя к интересам, вопросам каждого ребенка, терпение и выдержка при ответах слабоуспевающих и плохо интонирующих учащихся. Занятия эстетического цикла предпочтительней строить в форме беседы, разговора, диалога, нежели в порядке монолога преподавателя или череды вопросов-ответов;

-применение на уроке технических средств обучения, наглядности: умение пользоваться аудио-, видеоаппаратурой без искажения восприятия музыки, качество иллюстраций, раздаточного материала, портретов, работы со школьной доской: аккуратность, лаконичность, грамотность записей;

-обобщение урока, задание на дом (оценки с обязательным объяснением, выводы по усвоению основных понятий, конкретность и продуманность домашнего задания, конечная цель которого – в закреплении темы, задание групповое или индивидуально каждому (по способностям и возможностям), запись в дневниках;

Таким образом, урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим, что и нужно зафиксировать в конечном итоге при посещении занятия, если оно, конечно, отвечает этим требованиям.

Анализ индивидуального урока (по виду искусства) , урока, как правило, творческого, ориентированного не на среднего ученика, как в группе, а на одного единственного, с учетом только его способностей, творческих возможностей и психики. Поэтому здесь необходим анализ исполнительской культуры ученика. Анализу подвергаются:

-место урока в общей системе занятий (разбор программы, подготовка к концерту, текущая работа, отработка отдельных технических, художественных задач и т.д.);

-количество произведений в программе учащегося, сколько охвачено работой на уроке, распределение внимания на каждое из них, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика;

-качество выбранной программы: сложность, актуальность, целесообразность и доступность репертуара;

-грамотность в работе над каждым произведением. Технические задачи: внимание к игровому аппарату ученика, координация движения рук, разнообразие приемов и упражнений для повышения технического уровня, отработки отдельных позиций, пассажей и пр., внимание к точности штрихов, авторской аппликатуры, педализация, меховедение, движение смычка, соблюдение темпов, мелизмов, правильная терминология. Выполнение художественных задач: звукоизвлечение, прикосновение, стиль, эпоха автора произведения, жанр, построение и форма, сюжет, кульминация, динамика, образы, аналогии и т.п.;

-разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, дирижирование, жестикуляция, использование аудио и видеозаписей лучших исполнителей данного произведения, приемы и упражнения, развивающие исполнительское мастерство;

-постановка конкретных проблем и задач в процессе работы. Недопустимы многократные проигрывания нотного текста на уроке без предварительного определения цели. Оценка педагогом достигнутой цели, усложнение задачи или закрепление навыка. Результативность данного вида работы;

-развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии. Не мешает ли педагог во время исполнения замечаниями, частыми остановками, дает ли настроиться, успокоиться, раскрыться и т.д.;

-начало урока–конец: есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Стал ли он лучше понимать и исполнять хоть одно произведение или часть его? Понятно ли ему, что надо делать дома?

-запись домашнего задания (так ученику легче ориентироваться в продвижении к намеченной цели). Запись в дневнике учащегося обязательна по каждому произведению. Важно: закрепляются ли при записи домашнего задания задачи – что делать, и приемы – как делать? Конкретно ли задание, нет ли общих фраз, ни к чему не обязывающих? В порядке самостоятельности и контроля за пониманием текущих задач в старших классах некоторые учащиеся могут записать задание сами после урока;

-эффективность воспитательной работы на уроке. Профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить), что преобладает: похвала или порицания?

Подчеркну особые моменты, настраивающие и воспитывающие в ребенке любовь к музыке:

художественная подача произведений (обсуждение программных пьес, придумывание названия для непрограммных),

эмоциональный и душевный контакт педагога с учеником,

доброжелательность, оптимизм, воодушевление педагога, преобладание с его стороны похвалы, слов поддержки,

темперамент педагога, умение пользоваться динамикой речи,

основа урока: диалог. Дает ли педагог высказываться ученику, не диктует ли свою волю?

терпеливость и терпимость к недостаткам ученика. Умение выслушать игру и найти хоть каплю хорошего в исполнении.

Модель аспектного анализа урока (по системам Л. Занкова, В. Давыдова)

Иногда администратор приходит на урок к педагогу для выявления отдельных направлений его педагогической деятельности с целью контроля или оказания методической помощи по некоторым вопросам: например, помочь в налаживании контакта с классом, в умении распределить по времени материал урока, подсказать уместность и целесообразность отдельных методов работы, понаблюдать за деятельностью отдельных учащихся и т.д. В таком случае можно говорить об аспектном анализе урока, которым необходимо владеть каждому руководителю.

Психолого-педагогический анализ урока проводится со следующих позиций:

-содержание урока;

-насыщенность урока. Значимость темы, мера трудности и сложности;

-композиция урока. Структура, логика, цельность;

-работа над формированием профессиональных умений и навыков: слушать и слышать, думать и задумываться;

-материал, рассчитанный на развитие творчества детей, чувств, использование собственного опыта знаний и исполнительства;

-использование наглядности как усилителя учебного материала;

-практическое применение знаний; обобщения, закрепления;

-педагогическая техника.

-энергетическая сила педагога (голос, мимика, настроение, убедительность речи, умение внушать, вести за собой);

-умение создать у детей настрой к уроку;

-поддержание активности восприятия учебного материала (исполнительского репертуара) в течение урока;

-умение ставить задачи, держать паузу после формулировки вопроса или задачи, что бы не мешать думать и решать проблему; вслушиваться в ответы детей, находить в них позитив;

-культура слушания и исполнения музыки;

-коммуникативные качества.

-интерес к детям, их мыслям и чувствам;

-взаимоуважение педагога и учащихся, стремление к общению;

-реакция на ошибки детей, внимание ко всем детям, дает возможность высказать каждому свою точку зрения, поддерживает, одобряет; на уроке идет диалог, сотрудничество;

-педагог не «вытягивает» ученика подсказками, создает у него чувство, что его принимают и понимают любого;

-поведение детей на уроке: спокойное, смелое, непосредственное или наоборот.

-педагог умеет отдавать инициативу детям, создавая ощущение методического соавторства.

Не обязательно искать в ходе урока все вышеизложенные положения, достаточно некоторых, самых заметных, характеризующих стиль педагога.

Оценка профессионально-педагогической деятельности преподавателя складывается из ряда факторов:

-профессиональные возможности и способности педагога: свободное владение инструментом, теоретическим материалом, вокальные данные, хороший слух и слуховой контроль;

-разнообразие форм и методов обучения: словесный, наглядный, практический и т.д.;

-использование в работе передовых методик, новых программ, экспериментальных курсов;

-кругозор, эрудиция, интеллект в музыкальной и эстетической области;

-грамотность в подаче материала, в орфографии основных музыкальных имен и понятий, использование правильной терминологии;

-развитие мотивации учащихся, побуждение их любознательности и интереса к предмету,

-профессиональная ориентация,

-связь преподаваемого предмета со смежными дисциплинами, соединение теории с практикой;

-умение надолго удерживать внимание детей, используя разнообразные приемы;

-расчет времени в процессе урока, владение дисциплиной в классе без окриков и дерганий учащихся; разумная строгость;

-умение распределять внимание на всех учащихся, не сосредотачиваясь на сильных;

-учет психологии возраста и пола детей, контроль за оптимальным темпом и динамикой урока, не напрягая учащихся;

-исполнительский и эстетический вкус, культура поведения, выразительная грамотная речь;

Невообразимо быстро промчалось лето. Через несколько дней начинается очередной школьный сезон. Самое время учителям музыки пополнить свои методические библиотечки свежими материалами. И наш сайт поможет вам в этом. С этой страницы вы сможете скачать новые разработки уроков музыки, методические материалы по музыкальному воспитанию. Все материалы упакованы в небольшие архивы, бес проблемно и быстро скачиваются по прямой ссылке. Пользуйтесь на здоровье, вооружайтесь новыми знаниями. Успехов вам в вашем далеко не легком труде.

«Мир музыки- прекрасный мир!» Разработка открытого урока для учащихся 2-3 классов. Скачать

«Значение формирования основ православной культуры у школьника в условиях современного образования» скачать работу.

«Угадай мелодию» (музыкально-игровая программа).Разработка позволит научить детей по слуху определять и называть музыкальные произведения. Скачать

«Детские образы в музыке.» Конспект урока содержит материал, который поможет познакомить ребят с композиторами, написавшими музыку для детей. Скачать

«Струнно-смычковая группа инструментов». Работа сформирует представление о симфоническом оркестре. Познакомит с инструментами симфонического оркестра, их тембром, звукоизвлечением. Скачать

«Построение (формы) музыки». Разработка позволит закрепить понимание, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки.Скачать

«Выразительная и изобразительная интонации в музыке.» Урок познакомит с выразительными и изобразительными возможностями, расширит знания о музыкальной интонации. Скачать

«Музыкальные инструменты.»Цель урока: закрепление теоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накопление знаний о народных инструментах. Скачать

«Русские народные праздники и песни годового календарного круга (разработка урока)». Урок по слушанию музыки для 3-его класса детской музыкальной школы позволит заложить основы культуры слушания русских народных песен. Скачать

«Путешествие через века - от классики до современности (конспект).» Урок приобщит детей к наследию мирового музыкального искусства. Скачать

«Музыкальные средства выразительности (конспект)». Работа познакомит детей с произведениями П. И. Чайковского «На тройке» через слушание и развитие творческой фантазии детей при создании картины зимы. Скачать

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях (конспект)». Цель: обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Скачать

«Великий дар творчества. Преобразующая сила искусства (разработка урока)». Урок позволит раскрыть значение понятия «дар творчества», сформировать представление о преобразующей силе музыки. Скачать

«Музыкальная азбука (разработка урока).» Цель: обучить правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке. Скачать

План-конспект открытого урока преподавателя фортепианного отделения «Педагогические взгляды Карла Черни». Занятие позволит вспомнить основные педагогические принципы К. Черни. Скачать

Разработка урока по музыке на тему «Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы. Целью урока является развитие и совершенствование методов и приемов эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы.