К вопросу привлечения и удержания контингента дмш, музыкальных отделений дши. Сохранение контингента обучающихся в ДМШ и ДШИ

В ходе исследования были определены наиболее значимые проблемы в деятельности МАУ ДО «Детская школа искусств №5», в их числе:

Нехватка финансирования;

Слабая материально-техническая база учреждения;

Отсутствие кадров, низкая заработная плата преподавателей;

Проблема мотивации учащихся;

Недостаточно эффективная работа по привлечению детей в школу;

Приоритет культурно-массовой работы и досуга.

Первые две проблемы тесно взаимосвязаны, нехватка финансирования определяет слабую материально-техническую базу школы. В настоящее время МАУ ДО «Детская школа искусств» №5 нуждается в расширении учебных площадей, ремонте помещений, в т.ч. потолков, стен коридоров, замене систем электро- и водоснабжения, отопления и канализации и т.д.

Многие музыкальные инструменты школы имеют высокую степень износа. Школе постоянно не хватает денежных средств на приобретение качественных профессиональных музыкальных инструментов. В настоящее время их стоимость может достигать 1 млн. руб. и более, например, хороший рояль стоит до 1,5 млн. руб., а аккордеон - до 500 тыс. руб. Школа может приобрести, недорогие по профессиональным меркам инструменты - рояль за 1 млн. руб., аккордеон за 300 тыс. руб., китайского производства, которые по техническим характеристикам значительно уступают качественным музыкальным инструментам, и в ходе использования быстрее выходят из строя.

Другой важной проблемой является нехватка квалицированных кадров, что связано с низкой заработной платой. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров по ряду предметов (фортепиано, теории, сольфеджио, вокалу). В определенной мере она связана с тем, что в профильных вузах, в т.ч. во ВСГАКИ по ряду направлений имеется недобор студентов. Многие преподаватели совмещают работу в нескольких ДШИ и других учреждениях культуры из-за нехватки денежных средств. Кроме того, проблема нехватки площадей и отсутствия преподавателей также связаны - школе нужны педагоги по ряду направлений, однако разместить новые классы негде.

Две следующие проблемы связаны между собой, в настоящее время у некоторых учащихся наблюдаются проблемы с мотивацией. Это определено тем, что детьми и их родителями дополнительное образование воспринимается как общее развитие и полезный досуг, без дальнейшего развития.

В настоящее время в школе проводится недостаточно эффективная работа по привлечению детей в школу. Мало публикаций в СМИ, отсутствует реклама услуг учреждения, сайт школы малоизвестен и малоинформативен для посетителей, школа совсем не представлена в социальных сетях.

В настоящее время на деятельность учреждения влияет экономическая нестабильность, доходы населения снижаются, родители урезают расходы не первой необходимости, в их число попадают затраты на дополнительное образование детей, которые могут быть отложены «до лучших времен».

Одной из современных тенденций в деятельности детских школ искусств является смещение акцента с художественно-эстетического, творческого, интеллектуального развития учащихся на организацию культурно-массовой работы и досуга. Учащиеся и творческие коллективы школы постоянно привлекаются к организации культурно-массовых выступлений по разным поводам (на День города, в воинские части, дом инвалидов и т.д.), что негативно влияет на реализацию учебного процесса, отвлекает детей.

Для решения этих проблем предлагаются следующие мероприятия:

Необходимо обновить материально-техническую базу учреждения, для этого надо разработать проект финансирования модернизации и развития МАУ ДО ДШИ №5, приуроченный к празднованию ее 50-летия в 2019 г.; а также активнее проводить работу с меценатами и спонсорами;

Создать группы МАУ ДО «Детская школа №5» в крупных социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники») и активизировать их работу;

Проводить постоянный мониторинг поступления выпускников школы в профильные вузы и ссузы (по профильным специальностям), рассмотреть возможность организовать «Клуб выпускников МАУ ДО ДШИ №5».

Реализация этих мероприятий, способствует совершенствованию работы учреждения и его дальнейшему развитию, и в целом, способствует реализации целей учреждения в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии учащихся, их социализации в обществе, формировании и развитии творческих способностей учащихся школы.



АННОТАЦИЯ: Доклад затрагивает актуальную проблему «текучести» контингента музыкальных отделений учебных заведений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства Мурманской области в современных условиях.

1. Введение. Актуальность проблемы. Причины.
2. Пути решения проблемы: 1) создание имиджа школы
2) способы педагогической профилактики
3) работа с родителями.

1. Введение.
Как часто мы слышим сегодня от преподавателей-музыкантов фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях музыкальную школу легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – участились случаи прекращения обучения в выпускных классах. Отсев учащихся на протяжении учебного года может составлять до 10%. Давайте разберёмся в причинах.

Причина первая. Слабые музыкальные данные.

Поступающих в музыкальную школу детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное музыкальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не смею утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило, не бросают обучение на полпути.
Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям (берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход.
Третьей категорией музыкальная школа воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры, отсутствует установка на труд.

У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности МШ. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную школу. Принимая детей без выраженных музыкальных данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.

Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе.
Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети (особенно учащиеся гимназий и лицеев с их сверхсложными программами) не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «на музыку», где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из музыкальной школы и детки со способностями выше средних.

Причина третья. Приоритеты.
Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций и домов творчества в районе, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится сокращать количество кружков, но выбор, увы, чаще всего оказывается не в пользу музыкальной школы.

Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном количестве (соответственно, нет условий для профильного отбора)? В сложившихся экономических условиях в провинциальных городах России престиж профессии академического музыканта катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДМШ или ДШИ? Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения, во-вторых, правильно организовать совместную работу сотрудников школы - администрации и преподавателей разных предметов, в-третьих, необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.

2. Пути решения проблемы.
Создание имиджа школы. Среди людей непосвященных существует миф о том, что педагоги доп. образования - люди, не имеющие образования, профессиональной подготовки, надлежащей квалификации, в сравнении с педагогами СОШ. Миром правят слухи. Именно на их основе формируется представление о доп. образовании и о конкретной школе в частности. Цель руководства школы - целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае - на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ. Из чего складывается имидж? Фундамент - это базовая идея учреждения - те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж - восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, информирование «внешнего потребителя» через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Внутренний имидж - отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж - эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.
Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление холлов, классных комнат, уборных, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов.

Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

Работа с родителями.
Самые близкие для ребёнка люди - это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое - кто знает? - со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и - в первую очередь - ребёнка.

Способы организации работы с родителями.
Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса, отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может активно вовлекать сюда родителей. Но на общих родительских собраниях администрация может знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения.
Если все сотрудники школы, грамотно объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.

Использованная литература:

1) Горский В.А. Методологическая основа внедрения компетентностного подхода в содержание программ дополнительного образования. / Материалы областной научно-практической конференции (8 – 9 ноября 2007 года). Часть 1. – Омск: ГОУ «РИЦ», 2007 – 92 с.
2) Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения. // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=386
3) Куприянов Б.В. Диагноз: профессиональный аутизм. О педагоге дополнительного образования. // http://www.isiksp.ru/library/kyprianov_bv/kypr-000004.html
4) Кузнецова М.В. Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в ДМШ. / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры» (14-15 ноября 2011 года). Часть 2. – Мурманск: МГГУ, 2011 – 151 с.

Анисимов В.П.,
профессор Тверского государственного университета,
директор научно-образовательного Центра арт-педагогики ТвГУ


Ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос сегодня найти просто. Достаточно проанализировать причины утраты имеющейся фактически у каждого ребенка врожденной потребности в занятиях искусством как творческой деятельностью. Так почему же многие дети прекращают заниматься в детской школе искусств, утрачивая интерес к занятиям музыкой или изобразительным творчеством, танцевальным или театральным искусством? Даже без глубокого анализа ответ лежит на поверхности: не каждый ребенок, приходя в ДШИ стремиться стать профессионалом в музыкальном изобразительном, танцевальном или театральном искусстве. Но перед каждым из них стоит задача познания собственного индивидуального пути к своему смыслу жизни как Предназначению. Такую задачу вне творческих способностей не решить, ибо путь каждого уникален и неповторим! А заниматься тренировкой своих творческих начал как феноменальной реализацией своей врожденной потребности к познанию смысла своего рождения и жизни на Земле необходимо каждому. И искусство здесь являет собой превосходную психотренировочную площадку. В этом собственно и заключается содержание общеразвивающего эстетического образования.

И здесь сокрыта первая грозная ошибка традиционной педагогической практики ДШИ, ибо большая часть преподавателей ДШИ элементарно не образована в таком осознании творчества, но зато крепко натренирована в ошибочном его понимании как синонима искусства. А это далеко не так. Вот и получается у нас в ДШИ воспитание искусством ради искусства же. А искусство было изобретено человечеством для развития творческих способностей человека. Искусство служит средством развития творческих способностей человека! А у нас распространена позиция педагогов наоборот: творческий потенциал ребенка используем (бывает, что до болезненного состояния) для обучения технологии музыкального, изобразительного или другого профессионального мастерства. Итак, следует помнить, что с позиции человеческих душевно-духовных начал рассматривать искусство как синоним творчества есть грубая методологическая ошибка.
Творчество давно рассматривается психологией как деятельность, отличающаяся как минимум тремя признаками: 1) оригинальностью (то есть непохожестью на предыдущий субъективный или объективный опыт); 2) новизной порождения идей в использовании одного и того же объекта, явления, предмета и 3) вариативностью (или детализацией) предъявления основной идеи в различных условиях ее проявления.
Полагать, что творчеством необходимо заниматься для того, чтобы сочинять (или исполнять) музыкальные произведения или писать художественные полотна – значит утилизировать процессы элитного проявления человечества. Суть творчества произрастает из понятия Творец, Создатель… И тогда «капля Божья» в каждом ребенке есть то зерно, условия взращивания которого как процесса самоТворения своего Предназначения призваны создавать педагоги ДШИ, деятели культуры и образования. Это наша миссия. В противном случае мы делаем нечто непонятное, убогое или даже преступное по отношению к ребенку.
Вторая распространенная ошибка коллег из ДШИ состоит в игнорировании или дистанцировании от работы с родителями учащегося. Хотя из осознания первой ошибочной позиции по поводу творчества следует, что вне родительского авторитета, который педагогам необходимо не только поддерживать, но и помогать аккумулировать и инициировать как проявление родословных ценностей и важнейших ориентиров жизни ребенка определить индивидуально правильное направление работы с ребенком в системе ДШИ невозможно. Работа педагогов ДШИ с родителями ребенка – особая область психопедагогической помощи и профессионального сопровождения, порой еще более трепетно ответственная, чем работа с ребенком в классе.
И третья задача педагогов ДШИ, пока еще трудно и мало осознанно решаемая нами – это проблема непрерывного духовно-интеллектуального роста самого себя. Работа арт-педагога начинается с себя. Это правило знают многие мои коллеги в системе тверских детских школ искусств. Воспитание собственным примером сегодня становится архивостребованным принципом развития творческих способностей каждого ребенка. Позволю себе здесь не останавливаться на этом подробно уже потому, что приниципы и методы такого непрерывно элитного самообразования отражены в монографии «Теоретические основы арт-педагогики».
Существующая же традиционная программа ДШИ на сегодня сложилась под давлением административной системы как исключительно предпрофессиональная деятельность ребенка, «заточенная» на выполнение плана приема выпускников ДШИ для поступления в колледжи искусств и высшие профессиональные учебные заведения и на внешние показатели работы ДШИ (количество лауреатов различных вредоносных для детей конкурсов и других якобы творческих мероприятий). Ориентация на «поголовную» профессионализацию учащихся ДШИ ставит систему эстетического образования в хроническую болезненно деформированную позицию, в которой она будет как и прежде не помогать, но создавать условия для закаливания отдельных одаренных личностей в ее преодолении (как это было в случае с Иегуди Минухиным и многими другими выдающимися деятелями искусства). Преодолевая препятствия и достигая вопреки…, мы умиляемся такой жизнеспособности отдельных одаренных в искусстве индивидов, предавая забвению многих и многих не менее одаренных в сотворении себя других детей.
Таким образом, система ДШИ легко сохранит каждого учащегося при двух условиях:
1) сохранении и непрерывном удовлетворении естественной потребности каждого ребенка в чувстве безопасности, которая обеспечивается эмоционально теплыми, доброжелательными, безоценочными отношениями взрослых, а значит социально, то есть душевно-духовно зрелых, полноценных людей: родителей и педагогов;
2) обеспечении условий для познания себя и своего лидерского и признанно востребованного ближними места в окружающем его мире (а не только окружающего мира вне понимания себя, как это чаще проявляется сейчас). Такое лидерское душевно-духовное проявление себя в окружающем мире и есть Предназначение, сотворить которое – природосообразная потребность каждого и нас.
Такие основы арт-педагогического видения задач полихудожественного образования современной системы ДШИ России интуитивно уже реализуют почти треть преподавателей детских школ искусств. Обогащение их и остальных коллег арт-педагогическими знаниями и практикой реализации такого подхода позволит выйти на полноценное духовно-интеллектуальное содержание воспитания искусством. И как вторичным результатом мы будем иметь решение и задачи 100-процентного сохранения контингента учащихся, родителей и педагогов уникальной системы детского художественного образования России.

Сохранение контингента обучающихся в ДМШ и ДШИ.

Проблемы и пути решения.

Тихонович О.В.

Преподаватель МБОУ ДОД

Сосновская ДМШ



Проблема сохранения контингента в музыкальной школе всегда была актуальной. И в наши дни мы часто слышим от преподавателей-музыкантов фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях музыкальную школу легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – бывают случаи прекращения обучения в выпускных классах. Этому способствует ряд причин, в которых мы попробуем разобраться.


Причина первая. Слабые музыкальные данные.

Поступающих в музыкальную школу детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное музыкальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не берусь утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило, не бросают обучение на полпути. Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям (берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход. Третьей категорией музыкальная школа воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры, отсутствует мотивация на обучение и на труд.

У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности музыкальной школы. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную школу. Принимая детей без выраженных музыкальных данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.


Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе.

Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «в музыкалку», где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из музыкальной школы и обучающиеся со способностями выше средних.

Причина третья. Приоритеты.

Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций и домов творчества, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится сокращать количество кружков, но выбор, увы, часто оказывается не в пользу музыкальной школы.

Причина четвертая. Слабое здоровье.

Стремление родителей во что бы то не стало дать детям разностороннее образование не всегда приводит к желаемым результатам. К сожалению в в современном мире все больше детей с хроническими заболеваниями и с отклонениями в развитии. Такие дети тоже попадают в ряды обучающихся ДМШ и не всегда доходят до выпускного класса.

Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном количестве (соответственно, нет условий для профильного отбора)? В сложившихся экономических условиях в провинциальных городах России престиж профессии академического музыканта катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДМШ или ДШИ? Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения, во-вторых, правильно организовать совместную работу сотрудников школы - администрации и преподавателей разных предметов, в-третьих, необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.

Пути решения проблемы.


Создание имиджа школы. Цель руководства школы и педагогического коллектива - целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае - на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ. Из чего складывается имидж? Фундамент - это базовая идея учреждения - те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж - восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, информирование «внешнего потребителя» через буклеты, памятки, рассылка благодарственных писем, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Внутренний имидж - отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж - эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.

Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление коридоров, классных комнат, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов.

Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными. Применять здоровьесберегающие технологии. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

Работа с родителями. Самые близкие для ребёнка люди - это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое - кто знает? - со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и - в первую очередь - ребёнка.
Способы организации работы с родителями. Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса, отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может активно вовлекать сюда родителей. На общих родительских собраниях администрация знакомит родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения. Если все сотрудники школы, объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.

Список литературы:
1. Горский В.А. Методологическая основа внедрения компетентностного подхода в содержание программ дополнительного образования. / Материалы областной научно-практической конференции. Часть 1. – Омск: ГОУ «РИЦ», 2007 – 92 с.

2. Кузнецова М.В. Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в ДМШ. / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры». Часть 2. – Мурманск: МГГУ, 2011 – 151 с.
3. Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения. // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=386
4. Куприянов Б.В. Диагноз: профессиональный аутизм. О педагоге дополнительного образования. // http://www.isiksp.ru/library/kyprianov_bv/kypr-000004.html
5. As – sol. net.

Личный пример учителя – это луч солнца для молодой души,
который ничем заменить невозможно.
К.Д. Ушинский

Всем известно, какое положительное воздействие оказывает на человека народно-инструментальное искусство, уходящее своими истоками в далёкое прошлое. В стране долгие годы складывалась хорошая система обучения детей игре на народных инструментах, что могло стать одной из важнейших предпосылок успешного развития народно-инструментального исполнительства.

Но жизнь вносит свои коррективы. В обществе всё меньше пропагандируется народное творчество. Дети не имеют ни малейшего представления о том, как выглядят и уж тем более как звучат народные инструменты. Поддаваясь веяниям современной “моды”, родители стараются обучать своих детей иностранным языкам, бальным танцам, укрепляют здоровье детей в спортивных секциях.

В ДМШ и ДШИ всё меньше и меньше приходит детей, которые желают обучаться игре на баяне, аккордеоне, домре, балалайке и других народных инструментах. Чтобы сохранить традиции инструментального исполнительства на народных инструментах в нашей стране, педагоги вынуждены значительную часть своего личного времени вести агитационную работу: ходить по школам, детским садам, а порой приводить детей прямо с улицы. Эту работу проводят многие из них, и она нередко даёт хороший результат.

Конечно, на первый взгляд кажется странным, как можно на улице подойти к незнакомым людям, детям, общаться с ними. Но на самом деле это возможно, если педагог обладает необходимыми качествами, такими как коммуникабельность, общительность. Наблюдая за детьми, за их играми во дворах домов и школ, можно заметить смекалистых, энергичных, обладающих лидерскими качествами, что в дальнейшем процессе обучения немаловажно. От умения найти контакт с ними зависит степень заинтересованности детей и их родителей в обучении на музыкальном инструменте. На данном этапе важно продемонстрировать на личном примере или на примере своих учащихся, каких результатов в перспективе может достичь ребёнок. Пригласив детей вместе с родителями в школу, необходимо показать всё своё мастерство как исполнителя, продемонстрировать достижения своих лучших учеников, пригласить на уроки, концерты класса. Нет гарантии, что все первоначально заинтересовавшиеся дети придут учиться, но примерно трое из восьми обязательно придут, а может быть и больше.

Одним из действенных способов, используемых педагогами для набора учащихся, является наглядная агитация. Общаясь с педагогами разного возраста, можно отметить, что многие из них выходят в дошкольные учреждения и школы с агитационными концертами. Впечатления, полученные от яркого профессионального выступления педагога, привлекают детей и родителей.

Набор сделан, началась текущая работа. Перед педагогом встают другие не менее важные проблемы: сохранность контингента, посещаемость и выполнение домашних заданий.

Все три проблемы составляют некую логическую цепочку: учащийся загружен в школе, не успевает отдыхать и, соответственно, не выполняет домашних заданий. Пугаясь плохих оценок и гнева педагога, начинает пропускать занятия и вскоре (чаще всего на 1-2 году обучения) отчисляется.

Даже при таком положении дел сохранить контингент возможно. Необходимо установить тесный контакт с родителями, дать им возможность присутствовать на занятиях. Это поможет заинтересованным родителям контролировать самостоятельные занятия детей.

Педагог, у которого сформирована система преподавания, имеет стабильный контингент, так как занятия проходят регулярно и большая часть работы проводится в классе, а дома дети лишь механически закрепляют выученный материал. Частая ошибка педагога – это требование от ученика выполнения несколько указаний сразу. Нарушение принципа последовательности делает их невыполнимыми, ведь ученик не может сосредоточить своё внимание на большом количестве информации и воспринять всё одновременно. У ребёнка складывается впечатление, что у него ничего не получается, ему трудно учиться и соответственно пропадает интерес к обучению. А интерес необходимо всё время поддерживать – как можно раньше и чаще предоставлять учащимся возможность участвовать в концертах и конкурсах. В настоящее время проводится достаточно много исполнительских конкурсов для учащихся разного возраста и уровня подготовки. Правильно подобрав уровень мероприятия, педагог даёт ученику возможность самореализоваться, почувствовать в себе силу и волю к победе.

Подводя итог, следует отметить, что настоящий педагог в той или иной степени должен обладать таким качеством, как энтузиазм, быть преданным своему делу, любить детей, поддерживать себя в хорошей исполнительской форме и постоянно учиться, совершенствоваться, “идти в ногу со временем”. Такой педагог способен решить любые возникающие на его пути проблемы.

Использованные информационные ресурсы.

  1. Великий русский педагог - Константин Дмитриевич Ушинский / http://works.doklad.ru/view/J5I36ip0fJs.html