Пример тест торренса. Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н

Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 62.. Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренировалось конвергентное мышление (по Гилфорду).

На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торренс ограничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского университета для своих целей Там же. С. 66-71..

Торренс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление Там же. С. 88-90..

1. Словесная шкала включает в себя семь заданий. В трех первых заданиях испытуемый должен задавать вопросы таким образом, чтобы полученные ответы помогли ему отгадать содержание загадочных изображений. Испытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить ответ, перечислить все возможные причины и последствия ситуаций, изображенных на рисунке. В 4-м задании фиксируются способы использования игрушки в игре. В 5-м задании перечисляются возможные способы необычного употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются вопросы по поводу свойств тех же предметов, а в 7-м задании испытуемый должен рассказать обо всем, что может случиться, если возникнет какая-либо неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа.

Изобразительная шкала состоит из трех заданий. Первое задание состоит в том, что испытуемый должен на белом листе бумаги нарисовать картинку, используя данную фигуру. Во втором задании испытуемому предлагают дорисовать несколько линий, чтобы получились осмысленные изображения. В третьем задании испытуемого просят составить как можно больше изображений с помощью пары параллельных линий или кругов. Оценивается легкость, гибкость, оригинальность, точность.

Словесно-звуковая шкала состоит из двух заданий, которые предъявляются путем воспроизведения магнитофонной записи. В тесте «Звуки и образы» в качестве стимулов используются знакомые и незнакомые звуки. Во втором задании «Звукоподражание и образы» используются звукоподражательные слова, имитирующие звуки, присущие какому-либо объекту (животному, механизму и т. д.). Испытуемый должен написать, на что похожи эти звуки. Оценивается оригинальность ответа.

Надежность тестов Торренса очень велика: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные Там же. С. 100-101..

В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.

Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие специфике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров внутри одного одного теста выше, чем корреляции аналогичных параметров разных тестов Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: Метод. руководство. СПб., 1998. С. 20-22..

Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предложенных Торренсом. Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного интеллекта. Гибкость оценивается как число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов. Проблема заключается в разбиении ответов испытуемого на классы. Число и характеристика классов определяется экспериментатором, что порождает произвольность. Оригинальность оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. В тестах Торренса принята следующая модель: если ответ испытуемого встречается менее чем в 1 % случаев, то он оценивается 4 баллами, если ответ встречается менее чем в 1-2 % случаев, испытуемый получает 3 балла и так далее. Когда ответ встречается более чем в 6 % случаев, присваивается 0 баллов. Тем самым оценки оригинальности «привязаны» к частотам ответов, которые дает выборка стандартизации. Опыт применения тестов Торренса показывает, что влияние характеристик группы, в которой получены нормы, очень велико, и перенос норм с выборки стандартизации на другую (пусть аналогичную) выборку дает большие ошибки, а зачастую и просто невозможен Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 112..

Точность в тестах Торренса оценивается по аналогии с тестами интеллекта. Оригинальность и беглость тесно коррелируют между собой: чем больше ответов, тем они оригинальнее, и наоборот.

Успешность выполнения данных тестов определяется скоростными качествами психики, и критики справедливо указывают на влияние скоростного интеллекта при решении тестов, диагностирующих, по мысли их разработчиков, креативность. В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц с высокоразвитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креативности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая дивергентная продуктивность. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога. Он полагает, что при IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами Там же. С. 156-157..

При этом корреляции между креативностью и интеллектом выше, если при тестировании в обоих случаях используется аналогичный материал (словесный, числовой, пространственный и пр.), и ниже, если материал тестов интеллекта и креативности разнороден.

На первый взгляд эти результаты соответствуют гипотезе о парциальности креативности. Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну).

Итак, тест Е. Торренса - один из лучших в мировой психологической практике страндартизованный инструмент для измерения творческого (креативного) мышления.

Тест позволяет оценить:

* вербальную креативность;

* образную креативность;

* отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович

Тест творческого мышления П. Торренса

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5–6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 1720 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, – получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая – образное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.

1. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие «импровизации» в инструкциях требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные данные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

2. Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обстановке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

3. Оптимальный размер группы – 15–35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10–15 человек, а для дошкольников предпочтительно индивидуальное тестирование.

4. Время выполнения фигурной формы теста – 30 минут. Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

5. Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.

Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это приводит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях – количества ответов.

Вербальное творческое мышление

Вербальный буклет «А»

Задания 1–7

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы получился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени – сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти задания позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых событиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью сказать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?

Рис. 1

Задание 1. Задай вопросы Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к этому и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик проставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взглянув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Задание 2. Отгадай причины Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изображенного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся строить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображенного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки – слона (рис. 2). Придумай, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

Рис. 2

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки) Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничивай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о картонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопросы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возможным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

Рис. 3

Изобразительное творческое мышление

Построение образа на основе графического стимула Невербальный буклет «А»

Субтест 1. Нарисуй картинку

Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные карандаши.

Рис. 4

Инструкция. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.

С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам больше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами картина.

Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю.

Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю.

Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.

Комментарий. На девятой минуте напомните детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием субтеста 1.

Субтест 2. Закончи рисунок

Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис. 5).

Рис. 5

Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (Если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».) По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу.

Субтест 3. Линии

Инструкция. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий – где угодно.

Рис. 6

Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.

По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования.

Словесно-звуковое творческое мышление

Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводимых при помощи магнитофонной записи.

В первом тесте – «Звук и образы» – используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые и незнакомые звуки (используются естественные, синтетические и музыкальные звуки).

Второй тест – «Звукоподражание и образы» – содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные знаки (скрип, треск), имитирующие естественные звуки, присущие какому-то объекту, музыкальные интонации, интонационные комплексы, смоделированные на синтезаторе.

В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что похож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка.

Звуковые последовательности предъявляются четыре раза.

Из книги Стратегии гениев. Альберт Эйнштейн автора Дилтс Роберт

5. МИКРОАНАЛИЗ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЭЙНШТЕЙНА Теперь мы имеем общее представление о том, как мыслил Эйнштейн и как использовал основные психологические процессы, фундаментальные для повседневного мышления – “сенсорные опыты”, “картины-воспоминания”,

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

Области применения творческого мышления... Мы рассмотрели различные важные аспекты, относящиеся к природе, основаниям и необходимости творческого мышления. Все эти рассуждения могут показаться академической рефлексией, но это далеко не так. Человек, знакомый с

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ПОЗИТИВНОГО ИЛИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Желтая и зеленая шляпы выделяют время, специально предназначенное для целенаправленного творческого усилия и позитивного мышления. Однажды я наблюдал, как Рон Барбаро, президент «Пруденшл», слушал, как кто-то

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

ЧАСТЬ 3 Применение творческого мышления Применение... Первая часть книги касалась природы, логики и значения творческого мышления.Во второй части описывались систематические инструменты нестандартного мышления.Последняя часть книги посвящена вопросам практического

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Развитие творческого мышления Самое сильное развитие систем восприятия человек получает в первые 3 года жизни. В этот же период очень часто выбирается и та система, которую человек будет использовать большую часть жизни в качестве приоритетной (визуал, аудиал, кинестет).

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Тест для определения характера мышления Тест составлен для определения женского или мужского начала в уме каждого человека. Ответов правильных или неправильных нет - результат просто покажет вероятный уровень мужских гормонов, которые получил или не получил ваш мозг

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Стратегии творческого мышления Нация, пренебрегающая творческими идеями сегодня, завтра падет лицом в грязь. Фред Хойл В стандартных образовательных программах никогда не уделялось заслуженного внимания творчеству. Более трех десятилетий назад Ловенфельд (Lovenfeld, 1962)

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда . Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры

Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена Ивановна

Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса){А. Н. Воронин} Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая –

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Атлас типичных рисунков Тест Торренса(завершение картинки) Картинка № 1 Картинка № 2 Картинка №3 Картинка №4 Картинка №5 Картинка № 6 Тест Торренса (бланк ответов) Фамилия И. О. ____________________Возраст ____________________Пол ____________________Дорисуйте картинки и

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Из книги автора

Стимулирование творческого и логического мышления На пятой и шестой стадиях цель заключается в том, чтобы по-прежнему следовать за ребенком, но побуждать его теперь к развитию и расширению выдуманных сюжетов и затем - к перебрасыванию мостов между идеями. Если ребенок

Из книги автора

1.6. Психологические особенности творческого мышления Как оценить возможность того, о чем не знает никто? Как определить умение создавать то, что еще не существует? Как предсказать создание нового этим человеком, а не другим?Мы уже говорили, что творчество – это создание

Из книги автора

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В практической и теоретической деятельности человек сталкивается с задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих методов и понятий. Случается, что задачи, с которыми человек столкнулся, не могут быть решены с помощью

Из книги автора

Режимы творческого мышления, ассоциативная сеть и распределенное внимание Идеи механизмов, которые могут быть сопоставлены с интуитивным полюсом мышления, в современной психологии восходят к работам С. Медника. В начале 1960-х годов он предположил, что индивидуальные

Диагностика творческих способностей (тест Торренса)

Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:

исследование развития одаренности учащихся;

индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;

разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;

оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;

поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом.

Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.

КРАТКИЙ ТЕСТ. ФИГУРНАЯ ФОРМА

Задание «Закончи рисунок». Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Не следует проводить одновременно тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15-35 человек, т.е. не более одного класса.

Для младших детей размер группы следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.

Время выполнения теста 10 минут.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст:

«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравиться».

Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:

«Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Мы собираемся провести их измерение сегодня и через некоторое время. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».

ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Прочитать руководство. Вы должны четко осознавать концепцию творческого мышления П. Торренса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристика этого процесса.

Сначала следует определить, стоит ли ответ засчитывать, т.е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания - использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами.

Обработка ответов. Каждую релевантную идею следует отнести к одной из категорий ответов. Списки категорий приведены ниже. Используя эти списки, определите номера категорий ответов и баллы за их ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. Запишите их в соответствующих графах.

Затем определяются баллы за РАЗРАБОТАННОСТЬ каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются в бланке, на строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие ответов).

Показатель БЕГЛОСТИ для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель ГИБКОСТИ, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за ОРИГИНАЛЬНОСТЬ определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель РАЗРАБОТАННОСТИ ответов.

УКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ТЕСТА

В указатель включены данные,полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых от 6 до 17 лет.

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Ниже приведен список №2, включающий 99 % ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «Х1», «Х2» и т.д. Однако это потребуется очень редко.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4, 9% случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке №1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.

Премиальные баллы за оригинальность ответа. Всегда встает вопрос об оценке оригинальности ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Они указывают на нестандартность мышления и отклонение от общепринятого. Инструкция к тесту и раздельность исходных фигур никоим образом не указывают на возможность такого решения, но вместе с тем и не запрещают его. П. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы по оригинальности за объединение в блоки исходных фигур:

за объединение двух рисунков........................................ 2 балла,

за объединение трех-пяти рисунков................................ 5 баллов,

за объединение шести-десяти рисунков............................. 10 баллов.

Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значительную деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значительным, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за:

Каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз.

Цвет, если он дополняет основную идею ответа.

Специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) - тени, объем, цвет.

Украшение если оно имеет смысл само по себе.

Каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства.

Поворот рисунка на 90 градусов и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка.

Каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т.д., то она оценивается одним баллом.

В приведенных ниже списках ответов сами ответы распложены в алфавитном порядке. В скобках уже указаны номера категорий.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

1. Беглость или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. таблицу 1), что большинство детей 1-8 классов выполняют от семи до десяти заданий, а старшеклассники - от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее 5-ти) встречается чаще всего у подростков (5 - 8 классы).

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3. Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие значения этого показателя обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решения предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

(Общее число учащихся всех классов составило 500 человек, примерно по 100 человек в каждой возрастной группе. В скобках указаны показатели стандартного отклонения)

Таблица1 Средние значения показателей КТТМ у учащихся разных классов

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Для сопоставления показателей творческого мышления (оригинальности и разработанности) необходимо провести их преобразование в стандартную Т - шкалу. Это позволит сравнить результаты, полученные по КТТМ и фигурному тесту творческого мышления П. Торренса (см. табл. 2).

Таблица 2 Преобразование «сырых» показателей в Т - шкалу

Баллы по оригинальности

Баллы по разработанности

Значения по Т - шкале 50 + 10 соответствуют возрастной норме.(2)

Развитие творческих способностей

Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношением к ним, и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблем.

Известен пример со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым, который увидел периодическую таблицу химических элементов во сне. (Это не значит, что, чем больше спишь, тем больше шансов сделать открытие.)

Творческие способности можно развивать. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут развивать в себе творческие способности, креативность.

Это удобно делать в группе, когда высказываются различные идеи -- в виде «мозгового штурма». Кстати, на Западе этот метод успешно применяется крупными фирмами в ситуациях кризиса, когда прежние способы работы оказываются неэффективными. Собирается группа разработчиков, которые генерируют новые идеи. На первом этапе ничего не критикуется. На втором -- отбираются наиболее интересные предложения. На третьем -- проверяется возможность их применения.(7)

Особенность проведения «мозгового штурма» заключается в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их (что в них хорошо и что плохо, какую идею можно быстро реализовать и т.д.) С целью активизации мышления младших школьников можно использовать следующие задания:

1) У К. Чуковского в книге «Доктор Айболит» встречается Тянитолкай - фантастическое животное с двумя головами. Скажите, какие преимущества появились у него благодаря этому качеству?

2) Однажды…Так начинаются многие сказки. Однажды жил-был повар, у которого была всего одна рыбка. Этой рыбкой он должен был накормить голодных. «Рыбка, удлинись!» - мысленно произнес он, и… Как ты думаешь, что было дальше?(1)

История научных открытий изобилует примерами, когда, казалось бы, совершенно дикая идея оказывалась наиболее плодотворной и вела к открытиям новых фактов, изобретению более совершенных технологий.

В книге М. Ариста «Жизнь изобретений» приводится такой пример. Инженер Шухов однажды после работы засиделся в своем кабинете. Он наблюдал, как уборщица, стирая пыль, сняла тяжелый горшок с цветком и переставила его на перевернутую вверх дном легкую мусорную корзинку, сплетенную из ивовых прутьев. Это привлекло внимание инженера. Он подумал: «Почему такая хрупкая корзина выдерживает такой большой груз?» И понял, что прутья образуют между собой гиперболоид вращения, криволинейная поверхность которого выполнена из прямоугольных элементов. Эта мысль воплотилась в изящную и чрезвычайно прочную строительную конструкцию -- башню, поверх которой был установлен огромный бак для воды. Это изобретение оказалось чрезвычайно полезным для водоснабжения городов и железных дорог.(7)

Еще один метод, активизирующий мышление, называется «синектика». Автор этого метода - Уильям Дж. Гордон(США) - выделяет 2 вида процессов творчества: 1) неоперативные - интуиция, вдохновение и 2) операционные - использование различных видов аналогий. Если целенаправленно учить детей применять различные аналогии, то можно активизировать их творческое мышление.

Существуют 4 вида аналогий:

1) Прямая аналогия. Например: СОСУЛЬКА - карандаш, нож, перчатки, ручка, нос, клюв (прямая аналогия по форме). Для знакомства детей с прямой аналогией можно использовать художественные произведения. Например:

На свете все

На ремешок

На круглый глаз

Огромный;

Журавль -

Кран подъемный;

Кот полосатый -

На пижаму;

На маму (Роман Сеф)

2) Фантастическая аналогия. Позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Предложите детям описать, как они представляют себе сказочную школу, сказочные уроки, экскурсии, фантастический праздник.

3) Символическая аналогия. Включает в себя обобщенный, абстрактный, словесный или графический образ объекта

Упражнения на развитие творческих способностей среди учеников

а) Нестандартное использование предметов

В течение трех минут придумайте как можно больше нестандартных способов использования обычного предмета. Свои варианты нумеруйте и записывайте на листочке. Вслух никто ничего не говорит. Засекаю время. Итак, этот предмет -- газета (кирпич, линейка, веревка и т. д.).

По истечении времени ведущий останавливает учеников и спрашивает: кто придумал 20 вариантов? 15? 12? Предлагается зачитать свой список тому, у кого больше всего вариантов. При зачитывании списка ведущий одобряет, подбадривает, отмечает оригинальность, ничего не критикует и не выражает сомнения. Затем просит остальных участников дополнить список -- предложить варианты, которые еще не звучали. Обязательны замечания типа: «Прекрасно, очень интересно, смотрите, как необычно!» и т. д.

б) Синонимы

В течение двух минут придумайте как можно больше синонимов к слову «высокий».

При анализе ответов, который проводится аналогично первому упражнению, внимание учащихся обращается на такой параметр оригинальности, как «гибкость». Обычно слово «высокий» ассоциируется с величиной, размером, и типичными будут синонимы: длинный, каланча и т. п. Вырваться из стереотипных ассоциаций позволяет гибкость воображения: может быть, кто-то вспомнит, что «высокий» говорят еще о тоне голоса, и тогда ассоциативный ряд дополнится синонимами «тонкий», «звонкий» и т. д. Понятие «высокий» приложимо к нравственным качествам, устремлениям, и тогда возникнут ассоциации «благородный», «целеустремленный» и т. п.

в) Непредсказуемые последствия

В условиях ограниченного времени предлагается записать на своих листочках различные варианты последствий какого-либо фантастического события: например, что произойдет, если на Земле наступит вечная темнота? Какие последствия может иметь то, что на Земле исчезнут все кошки?

г) Круги. На бланках, где начерчены 20 кругов, в течение 5-- 10 минут изобразить как можно больше оригинальных рисунков, используя круги как основу.(7)

5. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

Акценты целей

По И.П. Волкову:

Выявить, учесть и развить творческие способности;

Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

По Г.С. Альтшуллеру:

Обучить творческой деятельности;

Ознакомить с приемами творческого воображения:

Решать изобретательские задачи.

По И.П. Иванову:

Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Концептуальные положения

Школа творчества И.П. Волкова:

q Фронтально приобщить школьников к многосторонней творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

q Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

q Обучать по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа, 2) творческая деятельность.

q Блочно-параллельная структура учебного материала.

q Выявить, учесть и развить индивидуальные творческие способности (творческие дневники, книжки).

q Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

q Включить важнейшие для данной сферы типы и группы методов науки и обобщенный способ решения проблем.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера

q Теория - катализатор творческого решения проблем.

q Знания - инструмент, основа творческой интуиции.

q Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

q Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

q Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки и практики.

q Эмоциональные переживания, обращенные к личностному смыслу содержания.

Коллективное творческое воспитание И.П. Иванова

q Диалог всех возникающих точек зрения.

q Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире.

q Социальная направленность деятельности.

q Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.

q Используется феномен группового влияния на индивидуальные способности личности.

q Создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

Особенности содержания

По И.П. Волкову

Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основана на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

По Г.С. Альтшуллеру

Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его решения: 1) компромисс и 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально иной конструкции.

Г.С. Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее предложенной подушки», эквипотенциальности, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического дейстия, «обратить вред в пользу» и др.

По И.П.Иванову

Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творческого самостроительства личности. Его содержание - забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Развивающее содержание характерно для технологии коллективных творческих дел.

Рис 2. Алгоритм организации и проведения КТД

1 этап: поиск 2 этап: целеполагание, организация

3 этап: мозговой штурм, планирование 4 этап: реализация целей

5 этап: анализ, рефлексия

Особенности методики

По И.П.Волкову

Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построения позволяет выявить целенаправленно, развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используют все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке.

В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая: творческие комнаты, в которых ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку.

По Г.С. Альтшуллеру

В методике используются индивидуальные и коллективные приемы.

К последним относятся:

Эвристическая игра,

Мозговой штурм,

Коллективный поиск.

По И.П. Иванову

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.

Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.(6)


Тест творческого мышления П. Торренса

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, - получить модель твор­ческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление , вторая - образное творческое мышление, третья - словесно-звуковое творче­ское мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных ва­риантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптиро­ванных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.


  1. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие "импро­визации" требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные дан­ные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

  2. Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмо­сферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обста­новке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

  3. Оптимальный размер группы - 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтитель­ но индивидуальное тестирование.

  4. Бремя выполнения фигурной формы теста - 30 минут, Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

  5. Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.
Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это при­водит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях - количества ответов.

Вербальное творческое мышление (методика П.Торренса)

Вербальный буклет «А»

Задания 1-7

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы полу­чился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его ис­пользовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени - сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы , молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти зада­ния позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых со­бытиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью ска­зать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?


Рис.1

Задание 1. Задай вопросы

Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к это­му и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик про­ставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взгля­нув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Задание 2. Отгадай причины

Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изоб­раженного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся стро­ить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия

Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображен­ного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки - слона (рис. 2). Приду­май, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

Рис.2

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки)

Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничи­вай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы

Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о кар­тонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопро­сы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возмож­ным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

Изобразительное творческое мышление (методика П.Торренса)

Построение образа на основе графического стимула

Невербальный буклет «А»

Субтест 1. Нарисуй картинку

Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фи­гуры может быть любой, но такой насыщенности , чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные ка­рандаши.

Инструкция. Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую кар­тину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.

С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам боль­ше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами кар­тина.

Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Допол­няйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю.

Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы луч­ше рассказать придуманную вами историю.

Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.

Комментарий. На девятой минуте напомните детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении десяти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием субтеста 1.

Субтест 2. Закончи рисунок

Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис. 5).

Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь при­думать такие картинки или историю , которые никто больше придумать не сможет. Сде­лайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все рабо­таете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».) По истечении десяти минут выключите секун­домер и остановите работу.

Субтест 3. Линии

Инструкция. Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каж­дой пары линий (рис. 6). Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисо­вать между линиями, над линиями, вокруг линий - где угодно.

Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав название.

По истечении десяти минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них названия сразу после тестирования.


Словесно-звуковое творческое мышление

Диагностика словесно-звукового творческого мышления состоит из двух тестов, проводи­мых при помощи магнитофонной записи.

Б первом тесте - «Звук и образы» - используются в качестве акустических стимулов для узнавания и ассоциирования знакомые и незнакомые звуки (используются естествен­ные, синтетические и музыкальные звуки).

Второй тест - «Звукоподражание и образы» - содержит различные слова, интонации, напоминающие различные содержательные знаки (скрип, треск), имитирующие естествен­ные звуки, присущие какому-то объекту, музыкальные интонации , интонационные комп­лексы, смоделированные на синтезаторе.

В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что по­хож тот или иной звук. При ответах дается полная свобода воображению ребенка.

Звуковые последовательности предъявляются четыре раза.

Обработка экспериментальных данных

Характеристика основных показателей творческого мышления

1. Легкость (беглость) - количественный показатель, отражающий способность к порож­дению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов. 2. Гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.

Измеряется числом категорий. Категории:


  • мир природы;

  • животный мир;

  • человек;

  • механическое;

  • символическое;

  • декоративные элементы;

  • видовое (город, дом, шоссе, двор);

  • искусство;

  • динамические явления.

  1. Оригинальность - характеризует способность к выдвижению идей, отличных от оче­видных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся отве­тов, образов, идей.

  2. Разработанность (тщательность, детализация образов) - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи.
При обработке экспериментальных данных необходимо иметь в виду, что причины низких и высоких показателей по всем когнитивным параметрам креативности могут быть различными. Так, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высо­кой детализацией, разработанностью идей. Высокие показатели по данному фактору мо­гут свидетельствовать об импульсивности или поверхностности мышления. Низкие пока­затели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или низкой информированности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели имеют «нега­тивный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в мышлении. Высокий коэффициент оригинальности иногда наблюдается при психических и невроти­ческих расстройствах.

Поэтому при обработке эмпирических данных существенным является не только ко­личественный результат (баллы), но и причины этого результата.

Невербальный буклет «А»

Построение образа на основе графического стимула. Адаптация теста осуществлена со­трудниками центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР Н. В. Шумаковой, Е. И. Шелбановой, Н. П. Щербо.

Оценка выполнения задания по субтесту 1 «Нарисуй картинку»

Оригинальность. При обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно часто­те встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев, получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля», «груша», «яйцо».

Ответы, встречающиеся в 4,00-4,99%, оцениваются 1 баллом, в 3,00-3,99% - 2 баллами, в 2,00-2,99% - 3 баллами, в 1,00-1,99% - 4 баллами. Все другие ответы получают 5 баллов.

Не засчитываются ответы, которые не соответствуют заданию, если рисунок не связан с цветной фигурой.

Тщательность разработки. В основе обработки этого показателя лежат два положения: первое включает понятие простейшего ответа - минимального и первичного. Во втором - придумывание и изображение деталей относится к проявлению творческой способности, определяющей уровень разработанности идей.

При оценке тщательности разработки баллы даются за каждую значимую деталь (су­щественную идею), дополняющую исходную стимульную фигуру , как в границах ее кон­тура, так и за ее пределами. При этом основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за каждую существенную деталь общего ответа (при этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается);


  • цвет, если он дополняет основную идею;

  • штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

  • украшение, если оно имеет смысл;

  • каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значи­мую по отношению к основному ответу;

  • каждую подробность в названии сверх необходимого. Если линия разделяет рису­нок на две значимые части, подсчитываются баллы в обеих частях рисунка. Если линия обозначает определенный предмет (пояс, шарф...), она оценивается одним баллом.
Оценка выполнения задания по субтесту 2 «Закончи рисунок»

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Макси­мальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категорий могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).

Оригинальность и тщательность разработки оценивается аналогично обработке зада­ния субтеста 1.

Оценка выполнения задания по субтесту 3 «Линия»

Производится аналогично первым двум технологиям.

Дополнительные премиальные баллы за оригинальность идеи.

Такие баллы даются:

1, За нестандартность мышления и отклонение от общепринятого, которая проявляет­ся в объединении нескольких исходных повторяющихся фигур (пар параллельных линий) в единый рисунок. П. Торренс относит это к проявлениям высокого уровня творческих способностей. Такие дети видят возможности там, где они скрыты от других.

В связи с этим необходимо присуждать дополнительные баллы за объединение в бло­ки исходных фигур: объединение двух пар линий - 2 балла; трех - пяти пар - 5 баллов, шести - десяти пар - 10 баллов, одиннадцати - пятнадцати пар - 15 баллов, более пят­надцати пар - 20 баллов.

Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по все­му третьему заданию.

2. За эстетические художественные компоненты воплощения идеи. Экспериментальные исследования показали, что художественно одаренные дети включают эстетические и худо­жественные элементы в выполнение заданий. К этим элементам относятся прежде всего:

а) эмоциональная выразительность воплощения (экспрессия);

б) целостность композиции при высоком уровне разработанности.

Эти проявления творческих способностей стандартизировать чрезвычайно сложно, так как они отражают индивидуальные характеристики личности; поэтому оценка в баллах - прерогатива экспериментатора совместно с экспертной группой - специалистов в облас­ти эстетического воспитания и художественного образования.

Многие хотят узнать, насколько они креативны и развиты интеллектуально по отношению к окружающим людям. Сделать это можно благодаря разным тестам, одним из которых является тест Торренса на творческое мышление.

Данный тест очень прост. Он состоит из трех этапов, адаптированных под людей любого возраста, начиная от 5 лет. Естественно, что если вы хотите узнать свой относительный результат, то необходимо протестировать несколько человек вашего возраста. Ранее мы рассказывали вам и о других тестах , которые также могут подсказать вам уровень вашей креативности.

Тест Торренса

Этап первый: нарисовать картинку. В данном случае вам понадобится овал, схожий по размерам с куриным яйцом. Цвет его определять только вам самим, но лучше, чтобы он был одинаковый у всех испытуемых. В связи с этим, проще всего будет взять белый цвет, сделав овал из обычной бумаги.

Испытуемый должен нарисовать что-то в овале, чтобы овал превратился в нечто конкретное благодаря вашей дорисовке. Обязательно нужно дать этому рисунку название. Рисовать можно все, что придет вам в голову. Время теста — 1 минута.

Этап второй: ассоциативность мышления. По приведенной ниже таблице нужно сделать следующее. Дорисуйте каждую картинку так, как вы ее видите и дайте ей название. Время теста — 3 минуты.

Этап третий: регулярное мышление. Распечатайте снова картинку, которая приведена ниже. К каждому одинаковому элементу (в данном случае, это пара горизонтальных кругов) необходимо дорисовать что-либо уникальное, чтобы получилось нечто самобытное, осмысленное и понятное. Грубо говоря, рисунки и их интерпретации не должны повторяться. Всего может получиться 30 рисунков. Время теста — 5 минут.

Подсчет баллов

Креативность оценивается в 5 этапов: продуктивность, оригинальность, продуманность, открытость, логика.

Продуктивность. Оценивается по 2 и 3 этапам. Подсчитайте общее количество ответов испытуемого — сколько он дорисовал картинок, столько и получит баллов. Балл не засчитывается, если:

  • исходная часть рисунка не была использована;
  • если нет смысла в рисунке или его названии;
  • повторения.

Оригинальность. Оценивается по всем трем заданиям теста. Тут самое главное, чтобы любые ваши рисунки не повторялись. Если статистические данные, но разновидностей теста очень много, поэтому предлагайте его проходить многим людям, чтобы было с чем сравнивать. Именно поэтому сначала попробуйте дать этот тест пройти хотя бы 40-50 людям, чтобы потом увидеть свои результаты. На основе всех тестов выбираются одинаковые рисунки. Это сделать нетрудно, если проводить тест в аудитории, где все испытуемые сидят вместе и находятся в равных условиях.

Каждый оригинальный ответ — это один балл. Оригинальность определяется следующим образом: если рисунок из любого задания есть хотя бы у 50% испытуемых, то он уже не оригинален. Все остальные варианты считаются оригинальными и дают вам 1 балл. Если рисунка и названия как у вас нет ни у кого, то это дает вам сразу 5 баллов. Если испытуемых больше 100, то 10 баллов вы получите за оригинальный ответ.

Продуманность. За каждый продуманный рисунок в любом из двух последних тестов дается по 1 баллу. Продуманность заключается в наличии не только контурных дорисовок, но и мелких деталей внутри каждого рисунка. В первом рисунке каждый дополнительный балл начисляется за деталь рисунка, которая не меняет смысла, но дополняет его и делает рисунок более понятным, точным и разборчивым. Хотелось бы отметить, что в случае с испытуемыми детьми, рисунки из первого задания могут также многое рассказать об их внутреннем мире - в этом вам поможет другая .

Открытость. Оценка проводится только по второму тесту. Если фигура не превращается в замкнутый рисунок, то вы получаете 0 баллов. Если, например, нос превратился в часть головы, то вы получите 2 балла за каждый такой рисунок. Если вы нарисовали усы без лица — это 0, а вот если эти усы являются частью полного лица, то это 2 балла.

Логика. Подсчитывается в тестах № 1 и № 2. Тут важно уловить суть названия — насколько оно соответствует рисунку.

  • Если название нелогично или состоит из одного слова, которое ясно описывает картинку, то вы получаете 0 баллов.
  • Название со свойствами, например: горячая булочка или красивые усы, приносят по 1 баллу.
  • Любые абстрактные названия, отражающие какой-то смысл, приносят 3 балла. Примеры: Тщетность бытия, грустный весельчак и так далее.

Итог

Подсчитайте количество баллов. Если верить статистике и взять средние показатели по похожим тестам, то у вас должно получиться 40-50 баллов. Это норма. Всё, что больше это уже хорошо, ведь говорит о вашем нестандартном мышлении.

Любые подобные тесты относительны. Они не до конца объективны, поэтому требуют огромного количества испытаний и анализа. Чтобы узнать более точный результат, проведите тест над 100 людьми, а только потом проводите анализ, поскольку в обратном случае вам придется после каждого нового испытуемого проверять результаты на оригинальность и пересчитывать баллы.

Мы желаем вам удачи в тестировании. Суть заключается в быстром принятии решений - делать все необходимо максимально быстро и вдумчиво. Чтобы улучшить свои навыки в эффективном принятии важных и правильных решений, обратитесь за помощью к другой нашей статье . Будьте счастливы, успешны и не забывайте нажимать на кнопки и