Обучение расстановкам по методу идриса лаора. Изменения в жизни после обучения

У вас возникли проблемы с поиском определенного видеоролика? Тогда эта страничка поможет вам отыскать так необходимый вам ролик. Мы с легкостью обработаем ваши запросы и выдадим вам все результаты. Неважно чем вы интересуетесь и что вы ищете, мы запросто отыщем необходимый ролик, какой бы направленности он не был бы.


Если же у вас интересует современные новости, то мы готовы предложить вам самые актуальные на данный момент новостные сводки во всех направлениях. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Вы всегда будете в курсе всех событий, если будете пользоваться нашим замечательным поиском. Информированность предоставляемых нами видеороликов и их качество зависит не от нас, а от тех, кто их залил в интернет просторы. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете. В любом случае, пользуясь нашим поиском, вы будете знать все новости в мире.


Впрочем, мировая экономика это тоже довольно интересная тема, которая волнует очень многих. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое. Например, импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. Чем же может быть полезна такая информация? Она поможет вам не только адаптироваться к последствиям, но и может предостеречь от поездки в ту или же иную страну. Если вы отъявленный путешественник, то обязательно воспользуйтесь нашим поиском.


Нынче очень сложно разобраться в политических интригах и для понимания ситуации нужно найти и сравнить очень много различной информации. А потому мы запросто найдем для вас различные выступления депутатов ГОСДУМЫ и их заявления за все прошедшие года. Вы сможете с легкостью разобраться в политике и в ситуации на политической арене. Политика различных стран станет вам ясна и вы запросто сможете подготовить себя к грядущим переменам или же адаптироваться уже в наших реалиях.


Впрочем вы можете найти тут не только различные новости всего мира. Вы также запросто сможете подыскать себе киноленту, которую будет приятно посмотреть вечером с бутылкой пива или же попкорна. В нашей поисковой базе существуют фильмы на любой вкус и цвет, вы без особых проблем сможете найти для себя интересную картину. Мы запросто найдем для вас даже самые старые и трудно находимые произведения, как и известную всем классику - например Звездные войны: Империя наносит ответный удар.


Если же вы просто хотите немного отдохнуть и находитесь в поиске смешных роликов, то мы можем утолить и тут вашу жажду. Мы найдем для вас миллион различных развлекательных видеороликов со всей планеты. Короткие приколы запросто поднимут вам настроение и еще целый день будут вас веселить. Пользуясь удобной системой поиска, вы сможете найти именно то, что рассмешит вас.


Как вы уже поняли, мы трудимся не покладая рук, что бы вы всегда получали именно то, что вам необходимо. Мы создали этот замечательный поиск специально для вас, что бы вам удалось найти необходимую информацию в виде видеоролика и посмотреть её на удобном плеере.

Интервью с Идрисом Лаором

Майа Оллие, главный редактор ежеквартального журнала «Знание о Сознании», посетила международную конференцию по психогенеалогии в Лионе, в ноябре 2007, где Идрис Лаор был одним из основных докладчиков, вместе с Анной Шутценбергер, «мамой психогенеалогии», автором бестселлера «Синдром Предков».

Это интервью с Идрисом Лаором о Берте Хеллингере и Семейных Расстановках является первым в серии из 3-х статей. Вторая посвящена встрече с профессором Джакомо Ризолатти, первооткрывателем «зеркальных нейронов». Третья была написана на основе интервью с Рупертом Шелдрейком, специалистом в области морфогенетических полей.

Уважение к Анне Шутценбергер и Берту Хеллингеру

М.О. Кроме Вас, другой заметный докладчик на этой международной конференции по психогенеалогии – это Анна Шутценбергер. Она отзывалась достаточно негативно о Берте Хеллингере и семейных расстановках. Какова ваша точка зрения?
И.Л. Конечно, Анна Шутценбергер не является специалистом в семейных расстановках. Вдобавок, я не знаю ее аргументов. Но я думаю, что ее негативность адресуется персонально Берту Хеллингеру. Я могу также представить, что женщина такого интеллекта может быть критично настроена к тому, как некоторые люди используют расстановки, либо она принадлежит к научной школе, чьи теории не включают модель расстановок или их приложение. Каждый человек имеет право на свои собственные идеи и теории.

М.О. Какова Ваша точка зрения на Берта Хеллингера и его работу?
И.Л. Прежде всего я хотел бы воздать огромное уважение этому человеку, благодаря кому метод расстановок получил распространение почти во всех странах мира. Он был инструментом этого распространения. Определенно жизнь и работа этого человека была отдана на служение, или скорее, как он сам говорил, взята во служение чему-то большему, возможно, силовому полю расстановок. Что касается меня, я могу только склониться перед его работой, которая была, как минимум, выдающейся.

М.О. Вы уже выражали ему эту признательность в Лионе, добавив, что, поскольку он один из родоначальников семейных расстановок, это нормально, что некоторые из его учеников предали его. Что Вы об этом думаете?
И.Л. Создатели – «матери» и «отцы» - часто предаваемы своими «детьми», возможно это даже условие для того, чтобы позднее стать свободными. Однако правда и то, что мы можем освободить себя, не предавая никого; все зависит от нашего состояния ума. Благодарность по отношению к создателям – «матерям» и «отцам» - это то, что позволяет случиться настоящему освобождению и больше, чем что либо, способствует независимому росту и эволюции.

М.О. Будучи вовлеченным в эту работу более 30 лет, за что именно вы персонально благодарны Берту Хеллингеру?
И.Л. Вы имеете ввиду, совершенно справедливо, что я вовлечен в эту работу более трех десятилетий, хотя «подход системных расстановок Берта Хеллингера» (так мы на самом деле должны обозначить системное течение, родоначальником которого он был) не настолько старо.

Если вы желаете, мы можем еще раз рассмотреть путь развития Берта Хеллингера по сравнению с моим. Я называл свою работу «Эйфонические представления» до тех пор, пока однажды кто-то не сказал мне: «То, что ты делаешь – это семейные расстановки, как их делает Берт Хеллингер». Мне стало любопытно узнать, что это за расстановки и кто такой Берт Хеллингер. Я изучил его работы и это значительно обогатило мои собственные исследования и опыт, как с теоретической так и с практической точек зрения. Затем я адаптировал ряд его процедур к моей собственной практике.

Таким же образом я изучил работы некоторых его учеников, в особенности Инзы Спаррер и Матиаса Варги фон Киббед в области структурных расстановок, и Дана фон Кампенхоута и Роберта Ланготца с их более ритуализированным подходом, стоящим ближе к духовным шаманским традициям, с которыми я связан. Я также интегрировал часть их опыта в свою работу.

Эти различные подходы позволили мне трансформировать мою работу, которая, тем не менее, базируется на том, что мои Мастера в традиции передали мне; как следствие я способен много лучше адаптировать это к нуждам сегодняшних мужчин и женщин. За это я благодарен Берту Хеллингеру, так же как и тем, кого я цитировал и многим другим расстановщикам, особенно из германоязычных стран, которые своими исследованиями и трудами отточили, и продолжают оттачивать это великое движение.

Традиционные дервишские источники Идриса Лаора

М.О. Мы знаем о вашем обучении в традиции в областях философии, психологии, антропологии и медицины. Но на какие традиции вы ссылаетесь?
И.Л. Мне очень повезло быть в контакте с несколькими, важнейшей из которых была традиция дервишей Хаким из Кафиристана, чьи знания и техники восходят к Самарской культуре, более 6000 лет до нашей эры. Я упоминаю эти даты, потому что мою работу часто путают с Суфийской, хотя дервиши, на которых я ссылаюсь, имеют доисламские источники, распространившиеся из Самарской долины на юг в Афганистан и Индию, на северо-восток в Сибирь, на восток в Китай и на запад в Европу.

Но я могу рассказать вам о моей первой встрече с Дервишскими практиками, который очень близко напоминают семейные расстановки. В одной из моих книг, названной «Секрет вечной молодости дервишей» (на русском языке вышла под названием «Йога Дервишей», изд-во Гаятри, Москва ), я подробно описываю мою встречу с дервишами Хаким, традицией целителей-терапевтов, также как самое странное и экстраординарное событие, в котором мне посчастливилось участвовать. Это событие продолжалось с вечера до утра и называлось «ночь примирения с предками», в течение которого, согласно Хаким, души предков кого-либо могу снова обрести мир и покой. Я приведу здесь выдержку из этой книги, в которой я описываю увиденное мною в эту мистичнейшую из ночей.

Мягкий свет, испускаемый масляными лампами, снова заливал большой зал с белыми стенами. Пол был покрыт толстыми коврами, оставляя открытой только лишь круг энеаграммы. Девять Хакимов сидели вокруг энеаграммы, снаружи круга на низком столе, служившем платформой, восседал Мастер. Мужчины, женщины и даже дети толпами располагались по всей длине стен, их были сотни. Было видно, что они принадлежали к очень разным социальным слоям. Среди женщин в чадрах я видел несколько, похожих, в их шелковых одеяниях, на принцесс Арабских Ночей. Крестьяне в грубых шерстяных одеждах сидели рядом с людьми, одетыми на западный манер – в белых рубашках, пиджаках и галстуках.

Мужчины и большинство женщин сидели в молчании и медитативном присутствии, как будто отражая неподвижность и тишину девяти Хакимов вокруг энеаграммы. Даже дети, казалось, были захвачены этой атмосферой мира, они просто смеялись и внимания матери, казалось, было достаточно для удовлетворения их нужд.

Неожиданно, голос мастера зазвучал в тишине, как вопрос. Прошло несколько мгновений, и все глаза были устремлены на него. Один из мужчин, сидевший у стен, встал с серьезным выражением лица, посмотрел на Мастера, с уважением поклонился ему, затем посмотрел на него снова. Мастер дал ему знак подойти. Подойдя к Мастеру, мужчина поклонился снова, и Мастер попросил его сесть рядом с ним на платформу. Последовал короткий диалог, который, кажется, был выяснением проблемы. Мастер сделал сигнал человеку встать. Человек поднялся, затем вошел в круг и поклонился последовательно шести из девяти Хакимов, сидящим вдоль окружности энеаграммы. Шесть Хакимов встали, поскольку они были избраны. Мужчина смотрел на Мастера, который подал другой знак, сопроводив его несколькими словами.

Подойдя к первому из шести Хакимов, мужчина положил ладони рук ему на плечи и толкнул Хакима по направлению к центру круга, после чего тот неожиданно остановился. Мужчина снова посмотрел на Мастера. Тот указал ему на второго Хакима и сценарий повторился – человек положил руки ему на верхнюю часть спины и толкнул по направлению к другой точке круга. Он проделал то же самое с оставшимися четырьмя, которых он попросил встать. После этого Мастер еще раз подозвал его сесть рядом с ним. Хакимы теперь стояли внутри энеаграммы. Один из них уставился в пол, другой смотрел за пределы круга, еще трое глядели друг на друга, а четвертый закрыл свои глаза руками.

Неожиданно, я услышал, как Мастер воскликнул сильным голосом: «Алла Ху!», что означает «дыхание Бога». И тут произошла самая поразительная вещь: один из дервишей; немедленно сделал шаг из круга и вышел в большой белый зал; другой рухнул на пол и лежал, распластавшись, на спине, как мертвый; тот, кто закрывал глаза руками, дошел до пределов круга, и повернулся спиной к сцене, глядя в совершенно другом направлении. Двое, стоящие рядом, подошли к лежащему и устремили свой взгляд на него, очевидно, с большой грустью. Все это происходило как в замедленной сьемке, и у меня возникло впечатление, что пространство стало плотнее.

Никто из зрителей не шевелился, даже дети. Все затаили дыхание. Все люди казались завороженными пока, как по команде, три женщины, сидевшие в толпе, не поднялись со своих мест и, плача, не бросились на Хакима, который изображал мертвого. Одна из них схватила его пятки, другая сжала его ладони в своих, а третья, закрывая лицо руками, склонилась к его голове. В то же самое время, рядом с бесчувственным мастером, я увидел что мужчина вытащил большой кусок ткани из кармана и использовал его как носовой платок, промокая глаза, переполняемый эмоциями при виде спектакля, причиной которого он был.

На несколько минут, в течение которых время как будто застыло, все главные герои в кругу продолжали свои движения, пока снова не прозвучал голос Мастера. «Алла Ху», снова воскликнул он, поднявшись со своего места. Мастер вошел в центр круга, подавая знак всем, кто стоял на коленях или лежал, одному за другим, подняться; выпрямляя тех, кто склонился; призывая обратно Хакима, который покинул зал и собирая всех в круг, в котором все участники сцены, свидетелем которой я только что был, взяли друг друга за руки. После того как все собрались вместе, Мастер в центре внутреннего круга произнес какое-то слово. Все стоящие в кругу опустили глаза вниз и запели вместе с ним «Алла ХУ, Алла ХУ, Алла ХУ».

Их лица осветились внутренним светов, как если бы они неожиданно наполнились глубокой радостью. И в самом деле, они начали смотреть друг на друга, улыбаться, как будто проблема была решена. Мастер сделал жест по направлению к мужчине, который сидел рядом с ним, приглашая его занять место одного из Хакимов, вернувшегося на свое место на одной из вершин энеаграммы. Мужчина, все еще заметно волнуясь, вошел в круг и здесь переполняющая энергия радости изменила его эмоцию, его лицо засветилось и грусть уступила место ясному спокойствию. Голос Мастера прозвучал еще раз, все замолчали и, подав знак, он открыл круг. Все вернулись на свои места – Хакимы на окружность энеаграммы, три женщины на свои места у стены и мужчина к месту рядом с Мастером, который произнес в его сторону еще несколько слов.

Мужчина склонился перед Мастером, взял его руку в свою, поцеловал и поднес ее ко лбу. Мастер, полным любви жестом, возложил свою другую ругу на его голову. Затем, слегка сжав его плечи, поднял его и сделал знак вернуться на свое место у стены. Как только этот человек сел, другой мужчина поднялся, поклонился и подошел к Мастеру. Тот же сценарий начался снова и это повторялось много раз в течение ночи. Каждый раз мужчина или женщина выбирал некоторых их девяти Хакимов, сидящих на окружности энеаграммы и каждый раз различные участники поднимались из толпы, сидящей вдоль стен, для того чтобы участвовать в сцене. В течение ночи некоторые люди засыпали, другие просыпались, но что касается меня, я был настолько заворожен тем, что происходит перед моими глазами, что даже не заметил, как прошла ночь. Рано утром Мастер встал и вышел из зала, сопровождаемый девятью Хакимами. Студенты монастыря оставались между мужчинами, женщинами и детьми, пока они все не разошлись.

Объяснение того, что происходило, вначале показалось мне более необычным, чем то, что я видел. С тех пор я знаю, что в этом нет ничего сверхъестественного и что это ничего более чем проявление абсолютно естественной способности, присущей каждому человеку, которую он или она могут выразить при определенных условиях.

Я стал свидетелем моей первой «эйфонической репрезентации дыхания духа» в контексте Самадева, которое я впоследствии распознал в семейных расстановках, чей один из источников я наблюдал. Эта форма работы была также одним их фундаментальных компонентов театра и даже «храмом сна и исцеления» во времена античной Греции.

Даосские источники Идриса Лаора

Я обучался техникам у Дервишей, тогда как теорию, в большой степени, я получил от моего деда. Многие называли его оригиналом, алхимиком и великим путешественником. Экспедиция, которая повлияла на него наиболее глубоко, была предпринята в Китай, задолго до китайской революции. Когда я стал достаточно взрослым, чтобы понять, он рассказал мне историю о встрече с китайским мудрецом, Хуаном Чжень Ху, Даосским мастером традиции Чань и Чень Ень. Вместо того, чтобы путешествовать по всему Китаю, как он и намеревался вначале, мой дед поселился рядом с человеком, который стал его Мастером, и кто рассказал ему то, что дед впоследствии передал мне и что я описал частично в моей книге «Tao, La voie du Tao».

Но прежде всего, он инициировал меня в И Чинь, одну из древнейших китайских книг, известную также, как «Книга Движений». В 37-й главе, И Чинь суммирует все знание древних китайских мудрецов, касающееся семьи и общества, не потерявшее свое значение и сегодня. Я прочту вам несколько отрывков, и вы без труда узнаете в них базовые принципы того, что Берт Хеллингер называет «Порядки Любви».

«Семья представляет законы, которые превалируют внутри дома, законы, которые, будучи примененными ко внешнему миру, точно так же поддерживают порядок в городе и вселенной.» Здесь мы понимаем то влияние, которое проблемы в семье оказывают на наши отношения, нашу общественную и профессиональную жизнь.
«Место женщины внутри и место мужчины снаружи». (Это не только мое мнение, конечно!)
«Мужчина и женщина следуют великому закону природы, занимая свое правильное место».
«Семья нуждается в твердом авторитете – это авторитет родителей. Когда отец действительно отец и сын действительно сын, когда старший по рождению занимает, как он должен, свое место перворожденного, а младший занимает место младшего, когда муж действительно муж и жена действительно жена, тогда семья в порядке. Когда семья в порядке, тогда и социальные взаимоотношения человечества в порядке, в свою очередь».
«Три из пяти социальных взаимоотношений имеют место внутри семьи: между родителями и детьми, что есть любовь; между мужчиной и женщиной, что есть равновесие; и между старшими и младшими, что есть иерархия».
«Семья есть начальная ячейка общества, плодородная почва, на которой моральные ценности выращиваются через естественную любовь. Таким образом, в этом узком кругу, создается база для последовательного применения этих принципов к человеческим отношениям в целом».
«Семья должна представлять собой четко определенную единицу, внутри которой каждый член знает свое место».
«Совет – не искать ничего посредством агрессии, но мирно ограничивать себя пределами наших существующих ценностей».
«В семье должна преобладать середина между слабостью и жесткостью. Лучше всего создать прочную плотину, внутри которой индивидуальности обладают свободой движений».
«Любовь – то, что управляет отношениями. Ее природа – спонтанно направлять правильное влияние».
«Если родители развивают свою личность таким образом, что их влияние чувствуется через их внутреннюю правду, в семье все идет хорошо. Когда мы занимаем позицию лидерства, мы должны спонтанно принимать на себя ответственность».
«Когда слова значимы и подходят ясно к определенной ситуации, они оказывают влияние».
«Общие дискуссии и замечания не оказывают эффекта. Слова должны подтверждаться всем поведением человека. Если чьи-то слова и поведение не соответствуют друг другу и не следуют одно из другого, влияние слов теряется».

В этой 37-й главе И Чинь, мы находим принципы, управляющие семейными взаимоотношениями и указание, что эти принципы проецируются и на внешний мир. В дополнение, подчеркивается значение правильных слов – слов, которые позволяют найти лучшее решение и разрешить проблемы, что также предлагал и Берт Хеллингер.

М.О. Все это очень интересно и кажется, погружает нас в самые основы не только семейных, но и системных принципов, но уводит нас от Берта Хеллингера…
И.Л. Нет, не так далеко, как вы думаете. Я знаю, что Берт Хеллингер любит цитировать Лао Цзы, отца-основателя Даоизма. С другой стороны, я не знаю, был ли он в контакте с ответвлением традиции Дервишей.

М.О. Какова разница между его практикой и вашей?
И.Л. За исключением использования мной шаманских техник и структурных расстановок, нет большой разницы, в любом случае, насколько я знаю техники расстановок и то, что относится к персональной эволюции Хеллингера.

«Духовное» измерение системной работы

М.О. Несколько десятилетий Вы говорите, что системная работа – это духовная работа. Долгое время Хеллингер избегал этого термина, хотя год назад он открыто заговорил о «Духовных расстановках». Что слово «духовное» значит для Вас?
И.Л. Слово «духовный» происходит от латинского «spiritus», и означает, помимо всего прочего, воздух или дыхание. С этими двумя определениями, мы можем найти наиболее глубокое значение духовности: воздух, в который мы все погружены и который соединяет нас всех друг с другом, не исключая никого. Что касается дыхания, это «движение» воздуха, и без него нет жизни и нет никакой возможной эволюции. Работа расстановок заключается во включении всех и каждого человека, не исключая никого, и позволении нам ввести заново дыхание, то есть движение, которое было заблокировано. Это истинно как по отношению к семейным, социальным, профессиональным ситуациям и отношениям между людьми, так и для телесных заболеваний и психологических проблем.

Путь развития Берта Хеллингера

М.О. В начале нашего разговора вы проводили параллель между вашим путем развития и путем Берта Хеллингера. Не могли бы вы рассказать больше об этом?
И.Л. Прежде всего, я могу сказать, что путь развития Берта Хеллингера видится путем истинной эволюции, поскольку он напоминает путь, которым следовали в древних «мистических центрах» и «школах мудрости», с тем лишь исключением, что в этих местах ему следовали строго в обратном порядке.

Из того, что я знаю о жизни и работе Берта Хеллингера, вначале он был христианским священником, затем прошел через психоанализ, после чего получил образование по психоанализу. Он уехал в Соединенные Штаты, где изучал Праймал Терапию Артура Янова, Транзактный анализ Эрика Берна и Эриксоновский гипноз. Однако, по возвращении в Европу он не получил признания среди психоаналитиков.

Тем не менее, он продолжил свою работу, соединяя, в частности, Транзактный анализ Берна и «анализ жизненных записей». Хеллингер говорил, что он очень заинтересовался психодрамой Морено, которой он тоже пытался заниматься. Однако импульс для настоящих семейных расстановок и его собственного опыта как «расстановщика» он получил от Че Шонфельдера, немецкого терапевта, с которым он дважды работан во время конгрессов психотерапии в Линдау. Хеллингер упоминал, что это оказало решающее влияние на его последующую ориентацию, именно тогда он в первый раз стал свидетелем настоящих семейных расстановок. Таким образом, это не его изобретение, но, благодаря его творчеству в этой области, он создал из них оригинальный и специфический инструмент. Он также обучился различным техникам семейной терапии в течение четырехнедельного семинара в Сноумассе, Колорадо, с Руз Маккендол и Лесс Кадис. В течение этого семинара он приобрел дальнейший опыт, как расстановщик. Позднее он продолжил свои тренировки с Маккендол и Кадис. В отличие от растространенного мнения, он только один раз наблюдал за работой Вирджнинии Сатир на конгрессе в Ольденбурге, и не практиковал работу с «семейными скульптурами».

Несмотря на интерес к этим различным методам, Хеллингер желал продолжать свою собственную работу, основанную в большинстве своем, на «анализе жизненных записей». В контексте этой работы он осознал влияние предков на жизни людей и стал развивать, в течение 80-х годов, свою собственную технику «семейных расстановок». Он никогда не говорил о возможном контакте с традицией, которую он мог иметь в южной Африке, когда он был директором религиозной школы, ни о контакте с какой-либо другой духовной ассоциацией, практикующей техники, похожие на семейные расстановки.

С технической точки зрения, Берт Хеллингер начал делать семейные расстановки, размещая людей в пространстве относительно друг друга и спрашивая их, что они чувствуют. Затем он переставлял их таким образом, чтобы они чувствовали себя лучше на их месте, в то же время используя слова, чтобы продвигаться в направлении решения проблемы клиента.

М.О. Вы говорили, что движения и произносимые слова исходят из одного «мозга». Может ли это обьяснить, почему перестановки и слова имеют схожую эффективность?
И.Л. Да, это абсолютно верно. Вдобавок, и Хеллингер также это заметил, в представителях проявляется импульс к движениям, который он назвал «движением души», и это движение естественно ведет к наилучшему решению для всех членов семейной системы клиента. Когда «движение души» проявляется, это позволяет представителям следовать этому движению, которое входит в них. Здесь мы должны отметить различие между душой, в которую погружены представители, другими словами, силовым полем, окружающим их всех (это то, что Руперт Шелдрейк называет морфическим полем), и индивидуальной душой или психе.

Чтобы детально разработать этот процесс, Хеллингеру понадобилось более двадцати лет – вначале расстановки-перестановки, которые выполнял сам расстановщик, и затем свободное перемещение различных представителей, следующих «движению души».
Несколько лет назад Хеллингер заговорил о «движении духа» - то, что является еще большим, чем движение души. Он еще больше усовершенствовал техническую модель, которую он уже начал упрощать в «движениях души» - он больше не размещал целую семью, даже не несколько избранных представителей – часто он теперь начинает с одного человека. Он вмешивается еще меньше, оставаясь на заднем плане и позволяя «движению духа» выявить, если это понадобится, необходимость в расстановке еще одного или нескольких представителей, прежде всего позволяя этому движению привести к более глубокому решению, даже если это часто непостижимо для новичков… и для самого расстановщика!

Хеллингер использует также следующую технику – он просит клиента сесть рядом с ним, и поскольку он полностью центрирован в себе, в своем внутреннем резонансе, он входит в контакт с «внутренним движением». Затем ему остается только сказать несколько слов клиенту, чтобы ориентировать его по направлению к наилучшему решению его проблемы.

М.О. Кажется, что метод эволюционирует от сложности к простоте…
И.Л. Простота, да, но это не означает ни упрощение, ни легкость, ни доступность для каждого. Как истинный искатель, Берт Хеллингер прошел весь путь, который привел его к методу, в котором все более и более внешней неподвижности, тишины, слушания внутреннего движения. С моей точки зрения, эта работа доступна только для тех, кто обладает истинным желанием и кто отдает всего себя… а также несколько десятилетий своей жизни.

Путь развития Идриса Лаора – в точности наоборот

M.O..Является ли Ваш путь развития таким же?
И.Л. Мое обучение является точной противоположностью Берта Хеллингера. Я знаю, что то, что он открыл, является «дыханием Духа», и даже больше того, «движением Источника». Это то движение, которое существует внутри каждого человека, и которое в Дервишской традиции называется Ойя.

Что касается моего пути развития, то во время моих поисков я сначала встретил в Дервишском братстве человека, который в духовных традициях называется мастером. Когда кто-то принимался в его школу, то он мог, если он имел проблему, войти, сесть рядом с мастером, ничего ему при этом не говоря, и только с одним намерением - найти решение вместе с ним или просто находясь возле него. Он мог сидеть в молчании, центрированный в своем дыхании и в своих ощущениях (индусы называют это даршан). После этой специальной медитации, которая по времени могла быть более или менее долгой, он мог, оставаясь как мастер в «присутствии» и «осознанности», вступить в контакт с решением его проблемы. Из неподвижности и тишины было возможно войти в контакт с решением.

Я позднее понял, что здесь работал принцип тройного намерения: проблема мобилизует энергии, которые ведут к ее разрешению. Это есть закон квантовой физики, называемый: информация=энергия=материя (Примечание редактора: см. статью Идриса Лаора на эту тему, названную «Зеркальные нейроны, Квантовая физика, Морфические поля и Семейные расстановки»).

Иногда этот мастер говорил тем, кто приходил к нему с проблемой: «Встань прямо и следуй движению, которое к тебе приходит, то есть движению Источника или Ойя. И мистически, человек начинал двигаться естественным образом, спонтанно. Когда движение заканчивалось или мастер говорил: «Стоп», он входил в контакт с решением проблемы - решение приходило к нему через его «движение Источника».

В других ситуациях этот мастер говорил тем, кто к нему приходил,: «Садитесь здесь» и просил одного из своих наиболее опытных учеников: «Встань и для этого человека следуй движению, которое к тебе идет». Ученик, которого он выбирал, становился «представителем» для человека, который искал помощи, этот ученик естественным образом входил в движение, которое вело к лучшему решению.

Иногда, во время очень необычных вечеров, вокруг этого мастера собиралось много людей для того, что он называл «ночь примирения с предками», которую я описал выше.

На этом пути семейная, предковая, духовная, терапевтическая и все другие формы расстановок существовали веками в этих традиционных организациях.

М.О.Таким образом, можем ли мы сказать, что в течение многих лет мистер Хеллингер вступал в резонанс с морфическим полем этого традиционного знания и практики?
И.Л. Я обучался в одной из этих традиций, но я не могу сказать что-то еще о курсе развития Хеллингера, кроме того, что его работа очень высокого качества и соответствует опыту тех немногих, кто является редкостью в наши дни, и кто изначально следует истинному пути посвящения, и кто имеет знание древних духовных традиций и терапий. Я знаю, что все, о чем я только что сказал, смахивает на мистицизм для всех тех ученых – картезианистов, чье этнологическое, антропологическое и духовное знание является неглубоким.

Оставаться смиренными в присутствии более великого, чем мы

М.О.Вы упомянули о древних духовных техниках и традициях, можете ли Вы сказать больше об этом?
И.Л. Каждый расстановщик знает, что когда он работает, то он находится в контакте с тем, что относится к «силовым полям», «полю знания», «душе», «духу» или «энергии», и он также знает, что этот феномен является как очень мощным, так и очень мистическим. Расстановщики много размышляют по этому предмету: чем являются восприятия представителя? Что это за резонанс, который позволяет нам чувствовать и даже знать то, что испытывают другие люди? Что это за энергия, которая ведет нас по направлению к лучшему решению?

Ни психологическое, ни философское, ни научное или техническое объяснение не дают удовлетворительного ответа на эти вопросы. Хеллингер объясняет это как «великий дух» или даже «небеса». В моем видении это естественное объяснение феномена, чья мощь и мистерия имеет сравнение с Богом. Но дать имя этому феномену и этому движению - это есть способ их обозначить. Я знаю, что изначально Хеллингер к этому так не относился. Те, кто был обучен в обстановке посвящения, в Школе, имеют специфическое знание феномена, который Берт Хеллингер, как одинокий искатель вновь открыл своим собственным путем, феномена, над которым расстановщики размышляют, тогда как мы здесь имеем дело с точным и кодифицированным знанием.

Это является следствием не осознания ими истории этого феномена в других культурах и других кругах, и эта неосознанность может привести их к воображению того, что такой феномен только недавно стал появляться в типе работы, известном как расстановки. Некоторые люди скажут, что невозможно кодифицировать Дух. Они правы, но то с чем мы находимся в контакте во время расстановок, является специфическим и ограниченным аспектом его проявления. Мы не предполагаем, что это есть «великий дух» и что ограниченная реальность может становиться целой. Вдобавок, характеристикой того, что проявляется, является то, что оно может быть проанализировано, кодифицировано и описано с осознанием того, что, говоря словами Альфреда Коржибского, «карта сама по себе еще не является территорией».

Я также уверен, что многие люди, которые следуют тому уровню Берта Хеллингера, на котором он всегда работал, думают, что они способны работать таким же образом, хотя они на самом деле не находятся том уровне, который Хеллингер достиг сам после многих десятилетий работы и исследования. Иллюзия, вера и заблуждение, в которых они пребывают, могут привести их к созданию новых религиозных движений, в которых будут люди поверхностно притянутые чем-то неизвестным и экстраординарным, и которое без сомнений считается толпой духовным.

М.О. Таким образом, вы предостерегаете тех, кто не имеет как мистер Хеллингер многолетнего опыта, но кто приписывает себе его способности?
И.Л. Чтобы практиковать этим путем, необходимо, по моему мнению, иметь в значительной степени знание, опыт и зрелость или следовать специфическому учению, которое не дается в новой школе Хеллингера и не дается расстановщиками. Эти расстановщики, как бы то ни было, делают отличную работу, передавая в различных формах знание и техники, связанные с семейными и структурными расстановками.

Я боюсь, что те, кто воображают что только потому, что они близки к Берту Хеллингеру, способны представлять его, но они тем самым вводят себя в заблуждение. Знание и техники могут быть переданы. В противоположность этому ни персональная работа, ни индивидуальная эволюция не могут быть переданы искусственно или как инфекция. Дружбы или любви к нему самих по себе не достаточно.

М.О.Согласно тому, что Вы сказали, кажется что высочайшее искусство в области репрезентаций и расстановок проявляется тогда, когда расстановщик может сидеть в молчании и неподвижности и из этого молчания и неподвижности принимать человека, ищущего помощи, впоследствии сказав ему несколько слов или давая подняться какому либо движению – телесному, эмоциональному, ментальному или энергетическому – которое ведет к решению.
И.Л. Да, более или менее это так. В реальности традиция, к которой я принадлежу, называет это «дыханием духа». Это то, с чего я начал свою работу более чем 30 лет назад, и лишь позднее обнаружил работу Берта Хеллингера и других расстановщиков, и которую я осознал как применение на практике принципа «дыхание духа».

М.О. Мистер Лаор, я бы хотела поблагодарить Вас за то, что Вы меня приняли, за нашу долгую беседу и за Ваше освещение ответов на вопросы, которые многие люди, насколько я знаю, задавали по поводу мистера Хеллингера и расстановок в целом.

Я надеюсь на то, что увижусь с Вами в будущем для обсуждения вопросов, касающихся работы профессора Риззолатти по зеркальным нейронам, и исследования Руперта Шелдрейка в области морфогенических полей. Благодарю.

как я уже писала, делать мне нечего. и занялась я наконец изучением матчасти)
стала искать видео-статьи про Берта. и накопала некоего вроде как расстановщика с именем Идрис Лаор. имя сразу же показалось мне "подозрительным".
и таки да)))
этот человек получил посвящение в некоем дервишском ордене Хакимов (про который я впервые вычитала из статьи же), который не является суфийским, а является орденом с более, чем 6000 летней историей. и вот там-то, целители этого ордена используют метод, который и Идрис Лаор стал использовать среди прочего. назвал его как-то по-своему. а потом ему доложили, что этот же метод давно пользует Берт Хеллингер и называется это действо у Берта "системные расстановки".
о как.
а вот и статья, как я поняла глава из книги И. Лаора. хорошо бы саму книгу найти.. кто-нибудь может видел в электронном виде?

ЦЕЛИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНИКИ ДЕРВИШЕЙ (Идрис Лаор)

Поиск бессмертия - разве это не древнейшая мечта человечества? Философы веками размышляли об этом, верующим обещали бессмертие после физической смерти, Даосы практиковали упражнения для продления жизни, алхимики варили эликсиры бессмертия, а современные ученые, отрицая бессмертие, в то же время замораживают тела в попытке однажды вернуть их обратно к жизни. Сколько истины в этом? Где кончаются легенды и начинается правда?

Я хотел бы рассказать вам историю, как поиск бессмертия привел меня в Кафиристан, где я встретил Пира Кеджтепа Анкари. Он был духовным учителем, шейхом дервишского братства, ведущего, как говорили, свое происхождение от волхвов с Древнего Востока. Трое из них следовали за звездой, приведшей их к колыбели в Вифлееме.

Доктора и священнослужители, целители и волшебники, они использовали транс и гипноз, растения и яды, физические и дыхательные упражнения, а также энергетические техники, которые сейчас известны как системная терапия. Некоторые из них живы и по сей день; их секреты, ревностно охраняемые, передавались в братстве от мастера к ученику, от души к душе. Их знания и практики были частицей медицины, светочами которой были великие средневековые арабские университеты: от Гондишапура до Толедо. Эти дервиши были известны как братство Сарман. Говорили, что они были Мастерами Времени и постигли тайну бессмертия. За то время, которое я провел с Пиром Кеджтепом Анкари, он научил меня, помимо других вещей, целительским техникам дервишей. Я был и до сих пор остаюсь единственным западным человеком, получившим посвящение от него. Он передал мне бараку, которую я, в свою очередь, могу передать другим жителям Запада. Когда он говорил со мной в первый раз, я вспомнил слова Падмасамбхавы, другого великого мудреца, принадлежащего к традиции тибетского буддизма: «Когда полетят железные птицы, Дхарма должна прийти на Запад». Это пророчество начало исполняться сейчас, в наше время.

Принятый в монастыре, где пребывал старый Мастер, среди тщательно отобранных учеников и в величайшей секретности, я начал постижение того, что считалось самым тайным. В других книгах я представляю некоторые дервишские техники в той форме, которой научил меня Мастер, и в той форме, в которой мне разрешено их открыть.

Мое обучение затрагивало тело, сердце и разум. Целью этих очень суровых тренировок было развить в учениках совершенное владение тремя компонентами их бытия - интеллектуальным, эмоциональным и физическим. Эти техники приводили к управлению мыслями, очищению эмоций и чувств и, наконец, как в определенных формах йоги, к сознательному использованию функций, связанных с разными физическими центрами, - сексуальной энергии в сексуальном центре, дыхания, кровообращения, пищеварения и гормональной секреции в инстинктивном центре, внешних движений и поведения в двигательном центре. Целью этих тайных упражнений было, цитируя слова древних мудрецов, превратить обычного человека в «Человека Совершенного».

Мои теоретические и практические занятия сопровождались испытаниями (сейчас их бы назвали тестами или экзаменами), оценивающими уровень, которого достиг ученик. В соответствии с традицией, чтобы достичь полного мастерства в «искусстве бессмертия» тела и души, требуется 33 года (4 раза по 8 и еще 1 год). Хакимы - под таким именем известны целители тела и души - заставили меня однажды задуматься о братстве ессеев, религиозной группе времен Иисуса из Назарета, известной как терапевты. Мое знание греческого напомнило мне, что в прошлом слово «терапия» означало «священная служба». Каждую неделю в ночь с четверга на пятницу монастырь принимал массу посетителей со всевозможными недугами. Некоторые прибывали из очень далеких мест. Пока я был там, я видел крестьян из Кафиристана, индийских принцев, китайских и русских политиков, иранских имамов и саудовских нефтяных магнатов. Все они страдали заболеваниями, считавшимися неизлечимыми.

ЭННЕАГРАММА, СИМВОЛ БОГА НА ЗЕМЛЕ
Пир Хаким («пир» означает «старый» - на Востоке в то время почтенный возраст все еще был синонимом мудрости) - Мастер, чьим учеником я стал, был окружен девятью другими целителями. Вначале они принимали больных в большом зале, белые стены которого были освещены мягким светом, исходящим от масляных ламп. На полу можно было разглядеть символ, известный посвященным как «знак Бога на земле» - эннеаграмму. Каждый из девяти Хакимов стоял на одной из вершин эннеаграммы. Мастер сидел на белой овечьей шкуре в центральном треугольнике. Каждого посетителя к нему подводил помощник. С величайшим уважением поприветствовав Мастера, посетитель клал к его ногам подарки и садился на корточки лицом к лицу с Мастером. Мастер брал его руки в свои, сначала одну, потом другую, а потом дул ему в лоб в соответствии с древним ритуалом, известным как Чифф-Ху-Хаким (дыхание исцеляющего Бога). После этого он шептал на ухо пациенту определенные слова, чтобы начать процесс исцеления. Затем посетителя просили встать и провожали к одному из девяти Хакимов, на кого указывал Мастер. Хаким повторял жесты Мастера, затем пропевал целительные слова вместе с пациентом до тех пор, пока они накрепко не запечатлевались в его сердце. Затем он брал его руку и нажимал на нее последовательно несколько раз большим пальцем, после чего дотрагивался двумя пальцами до других частей тела пациента. Пациент при этом должен был делать глубокие вдохи и выдохи. Благодаря моим познаниям в китайской медицине, я понял, что зоны, где проводилось лечение, называемые латаиф или тадж у дервишей, соответствуют различным точкам китайской акупунктуры. В отличие от китайской медицины, Хакимы не использовали никаких иголок, воздействуя вместо этого нажатием пальцев, постукиванием или дыханием. Пациент в это время должен был концентрироваться на своем заболевании или проблеме. Целью этих техник была гармонизация циркуляции энергий нафа в теле, сердце и уме пациента, после чего ему показывали движения, которые он должен был выполнять регулярно по возвращении домой. Эти упражнения назывались «Арканы». Затем пациента вели к окружающей зал стене, где он садился, продолжая негромко повторять полученные слова. Тех, кто не мог передвигаться сам, подносили к Мастеру помощники, затем укладывали там же, у стены. Зал был наполнен тихим журчанием различных мелодий, но это никогда не приводило к какофонии, как можно было ожидать. Напротив, в течение ночи у меня было все возрастающее впечатление беспредельного присутствия огромной, но мягкой силы, становящейся все больше и больше. Это было как если бы все становилось чище, спокойнее, плотнее - воздух, свет, журчание голосов и даже проходящее время.

Спустя какое-то время часть пациентов засыпала, но Хакимы, после того как все больные были усажены или разложены у стен, продолжали декламировать и напевать священные стихи, регулярно нажимая на своем собственном теле на те же точки, что до этого они нажимали у пациентов. Это продолжалось до рассвета. После того как все без исключения посетители засыпали, Хакимы начинали их будить. Они клали руки на плечи пациентов и шептали несколько слов в ухо. Казалось, что многие из больных пробуждались от очень глубокого сна. У меня было ощущение, что я попал в прошлое и нахожусь в храме сна и исцеления в Древней Греции.

Все больные находились в состоянии безмятежности, я видел даже, как только что прикованные к постели вставали на ноги и абсолютно нормально шли, хотя, конечно, это было нечто невероятное! Радостное спокойствие и глубокая благодарность были написаны на лицах присутствующих. Не еще были полностью исцелены, но казалось, что каждого пациента во время сеанса посетил ангел, который как минимум подарил ему радость жизни. И, возможно, для тех, кто не был еще исцелен, это было началом процесса выздоровления, занимавшего от нескольких дней до нескольких месяцев. По крайней мере, так объяснял мне Мастер.

Помощники провожали больных в другую комнату, где был накрыт стол. Перед тем как покинуть пределы монастыря, все были предупреждены - никогда и ни при каких обстоятельствах не рассказывать о методах, которые используют Хакимы, иначе болезнь тут же вернется, на этот раз в неизлечимой форме. Им также сообщали, что силой исцеления баракой, которую они получили и которая продолжает действовать еще несколько дней или даже несколько месяцев, они связаны с живым Мастером, Пиром Кеджтепом Анкари, а также с его Мастером, Мастером его Мастера и через непрерывный ряд всех мастеров (сильсилла) с родоначальником всех людей, Адамом, а через него - с самим Богом. Никаких религиозных требований к посетителям не предъявлялось; они даже не обязаны были быть верующими. Это составляло заметный контраст со многими религиозными и духовными целительскими техниками, которые требовали обращения в веру как плату за здоровье. В данном случае не было никакой пропаганды. Перед тем как оставить пациента, целители напоминали им целительные слова и показывали в последний раз точки, на которые нужно нажимать, позиции, которые нужно принимать и движения, которые нужно производить, сопровождая их декламацией или пением. Мой Мастер, незадолго до того, как я покинул монастырь, сказал мне: «Постепенно переводи и перекладывай песни и слова, которые я шепчу в уши больных, и те, что они поют после. Затем научи им одного из своих учеников, того, в ком ты пробудишь понимание. Ты будешь наблюдать, как я учил тебя, воздействие чтения, декламации и пения на ум, сердце и тело; сверх того, ты увидишь воздействие на душу и духовную сущность человека. Ты поймешь, что каждый из этих стихов есть форма медицины. То же самое с движениями Арканов. Против определенных недугов эти упражнения будут более эффективны, чем лекарственные растения или минеральные препараты, даже более эффективны, чем большинство лекарств, изобретенных человеком. Знай, что те, кто практикует Арканы и декламирует или поет эти стихи, особенно те, кто понимает и любит их, сделают большой шаг в достижении бессмертия. Они - эликсир вечной жизни».

на примирение Украины и России

Сегодня вернулась из Франции. Была на семинаре Мастера системии и эйфории жестов Идриса Лаора - «Движение Духа». Нас было около 300 человек – шведов, французов, бельгийцев, англичан, немцев. Человек 25-30 русских и я одна с Украины. Отношение русских к событиям в нашей стране и ко мне, в частности, в основном было сочувствующим, теплым, сострадательным, сердечным. Несмотря на отсутствие информации о том, что в реальности происходит на Украине, сердца людей интуитивно чувствуют где правда, где ложь. Да, некоторых из них – работающих в бюджетных сферах – посылали на демонстрации в защиту русских в Крыму, некоторых интересовало только падение курса рубля и состояние в связи с этим своего бизнеса. Но таких были единицы.Всех объеденяло желание МИРА.
Большинство участников семинара горячо интересовались происходящим на Украине и задавали об этом вопросы Идрису Лаору. Что он думает о происходящем между Украиной и Россией. Можно ли с помощью расстановки движения Духа рассматривать большие системы, такие как Украина и Россия. Можно ли примирить наши страны?
Я не записывала ответы Лаора, я их впитывала как живую воду всеми фибрами своей души. Поэтому не ручаюсь за дословность, но смысл сказанного им звучал так:
- События, происходящие в Крыму, волнуют сегодня не только Украину и Россию, они волнуют Европу, они волнуют весь Мир, потому что от них зависит мир во всем мире. Страны, также как семьи, родовые кланы, организации, представляют собой системы, большие системы. И как любые системы они подвержены движению Духа. Расстановки, как и многие другие инструменты и техники можно и нужно использовать для гармонизации систем. Но запрос на такую расстановку может исходить только от того, кто глубоко затронут происходящим в этих системах, кто до глубины души взволнован этим.
Главной целью моей поездки на семинар к Идрису Лаору была именно расстановка на примирение между Украиной и Россией. Расстановки на эту тему, которые делала я, не блистали оптимизмом. И я с надеждой подняла руку. Мне нравилось, как Мастер взвешивал каждое слово и каждую фразу, с каким уважением говорил об украинском народе, как доброжелательно отзывался о всех участниках ситуации, с каким чутким вниманием смотрел на меня дрожащую и взволнованную.. Нравилось, что не отсылал меня, как другие (не буду называть имен), к вопросам иерархии и политикам, якобы единственным власть имеющим на расстановку такого масштаба, и не называли мое стремление с помощью расстановок понять истинную суть происходящего, духовным высокомерием.
Не без чувства юмора Идрис отметил: "Это катастрофа для расстановщика, который согласиться на такую расстановку" . Я с этим абсолютно согласна и ценю его мужество. Он потребовал от меня некоторых фактов, знания истории и статистики. В каком году Крым был присоединен к Украине? Сколько там проживает русских, крымских татар, украинцев и других национальностей? Если ответ на первый и другие вопросы я знала, то на вопрос о населении ответила по наитию: 40% русских, 20% татар, остальные украинцы и другие национальности.
Лаор предложил мне выбрать заместителей, представляющих 1) русских,2)крымских татар3) украинцев и др.нац., проживающих в Крыму, 4)украинцев всей Украины 5)Украину 6)Крым 7)Россию. Позднее мы добавили 8)Европу и 9) Судьбу Народов. К сожалению, друзья мои, по известной всем расстановщикам причине, я не могу сегодня оглашать вам все происходящее в расстановке. Тем более, что и Идрис Лаор, завершив расстановку, ее не комментировал. Через некоторое время выйдет диск с ее записью.
Хочу пожелать всем терпения, выдержки, смирения, мужества, надежды и веры в то что, что мы поднимемся с колен и все разрешиться наилучшим и наивысшим образом. Но на это нужно время.
После расстановки до самого моего отъезда ко мне все подходили и подходили участники семинара из разных стран и континентов. Со слезами на глазах, с любовью в сердце, теплотой в голосе – улыбками, объятиями, словами, взглядами - они выражали нашей Украине через меня симпатию, восхищение, поддержку, надежду и веру в прекрасное будущее нашей страны. Давайте оправдаем их светлые ожидания! Низкий поклон Идрису Лаору! Искренняя благодарность каждому участнику этой расстановки! Мир всем!!!

P .S . Прочла стихи Ахматовой и поняла, что никогда не считала ценностью землю, по которой с рождения ступаю ногами. Прости, меня моя земля!

Анна Ахматова
Родная земля
И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
1922

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.