Учение с увлечением. Общественный смотр знаний по русскому языку учащихся выпускных начальных классов

Положение о нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Оценка письменных работ и тетрадей учащихся

1. О видах письменных работ.

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются
обучающие работы, к которым относятся:

    упражнения по русскому языку;

    планы статей учебников;

    сочинения;

    изложения;

    тестовая работа;

    письменные ответы на вопросы, и т. д.

1.2. По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контроль­
ные работы.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяе­мого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каж­дого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть.

Итоговые контрольные или рубежные работы проводятся:

    после изучения наиболее значительных тем программы;

    в конце учебной четверти;

    в конце полугодия.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки уча­щихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе не более двух письменных итоговых контрольных работ. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четвер­ти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

2. Количество и назначение ученических тетрадей.

    Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: по русскому языку: в 5-11 -х классах - две рабочие тетради - одна для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи), вторая для контроль­ных работ. В тетради для работ по развитию речи выполнять контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ - контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы; по литературе: в 5-11-х классах - одна рабочая тетрадь и тетрадь для написания творческих работ.

    Для контрольных работ по русскому языку, литературе выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

В 5-11-х классах в тетрадях по русскому языку записываются вид работы и строкой ниже - ее название*. Например:

Диктант

В тайге

То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.

3. Порядок ведения тетрадей учащимися.

Все записи в тетрадях учащиеся должны выполнять с соблюдением следующих требо­ваний:

    Писать аккуратным, разборчивым почерком.

    Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего пред­назначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи). Образ­цы оформления тетрадей:

Тетрадь Тетрадь

для работ для творческих работ

по развитию речи по литературе

ученика 9 ученицы 5

Ивановой Ольги

    Соблюдать поля с внешней стороны.

    Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. Например:

Десятое сентября.

    Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ).

    Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Например:

Классная работа

Упражнение 234

    Соблюдать красную строку.

    Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.

Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

3.9. Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или руч­
кой, в случае необходимости - с применением линейки.

Точка в конце вида и названия работы не ставится

3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуа­ционный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение тонкой гори­зонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложе­ния, не заключать неверные написания в скобки.

4. Порядок проверки письменных работ учителями.

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние рабо­ты по русскому языку, проверяются:

    в 5-м классе и 1-м полугодии 6-го класса - после каждого урока у всех учеников;

    во 2-м полугодии 5-го класса и 7-9-х классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важно­сти, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

    в 10-11-х классах - после каждого урока у слабых учащихся, у остальных проверя­ются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.

    Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контроль­ных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

    Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

    контрольные диктанты в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

    изложения и сочинения в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через 10 дней.

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руко­водствуясь следующим:

    при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11-х классов по русскому языку учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, кото­рую исправляет сам ученик; в тетрадях слабых учеников зачеркивает неверно напи­санную букву или пунктуационный знак, вместо зачеркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;

    на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I - орфогра­фическая ошибка, V - пунктуационная);

    при проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах (как контрольных, так и обу­чающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфогра­фические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (рече­вые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические - знаком Л, речевые -знаком Р, грамматические - знаком Г;

    подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

    проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

    после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы*.

* Первая оценка ставится за содержание и речь. Перед ней записывается число ошибок в содер­жании и число речевых недочетов.

Перед второй отметкой-за грамотность-указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. В целом запись будет выглядеть так: 0-2 "4" 3-3-1 "3".

4.5. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный
журнал. За диагностические и обучающие работы оценки "2" и "3" могут выставляться
по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учи­теля.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

      После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению оши­
      бок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных
      оши­бок.

Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по рус­скому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

    При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учиты­вать:

    полноту и правильность ответа;

    степень осознанности, понимания изученного;

    языковое оформление ответа.

2.1. Отметка "5" ставится, если ученик:

    полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых поня­тий;

    обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

    излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературно­го языка.

    Отметка "4" ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требовани­ям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;

    не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

    излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответст­вующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определе­ний и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьез­ным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Отметка "1" не ставится.

3. Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике

Оценка диктантов

1. Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.

1.2. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отве­чать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

    Объем диктанта устанавливается: для 5-го класса - 90-100 слов, для 6-го класса -100-110, для 7-го - 110-120, для 8-го - 120-150, для 9-го - 150-170, 10-11-х классов -170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

    Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труд-нопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5-го класса - 15, для 6-го класса - 20, для 7-го класса - 25, для 8-9-х - 30, 10-11-х классов - 30-40 слов.

    Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, дол­жен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изучен­ным темам.

До конца первой четверти (а в 5-м классе - до конца 1 -го полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

5. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуа­
ционные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

    на еще не изученные правила;

    в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), ) "мемля" (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.

    Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

    К негрубым относятся ошибки:

    в исключениях из правил;

    написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

    случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    написании ы и и после приставок;

    случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обра­ щался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

    собственных именах нерусского происхождения;

    случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последо­вательности.

8. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается
за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора корректного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонети­ческих (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения коррект­ного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его фор­му (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошиб- \ ка учитывается как самостоятельная*.

9. Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негру­бой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

    Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены две ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуацион­ных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5-м классе до­пускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуаци­онных ошибках.

Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа­ционных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 ор­фографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

    В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т. п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

    Отметка "5" ставится, если ученик заполнил все задания верно.

    Отметка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

    Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее полови­ны заданий.

    Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий*.

12. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим.

12.1. Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "2".

* Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Оценка сочинений и изложений

1. Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последо­
вательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9-х классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

2. Примерный объем текста для подробного изложения: в 5-м классе - 100-150 слов, в
6-м классе - 150-200, 7-м - 200-250, 8-м - 250-300, в 9-м - 300-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-м и 9-м классах может I быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготови­тельная работа.

3. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5-м |
классе - 0,5-1,0, в 6-м классе - 1,0-1,5, в 7-м классе - 1,5-2,0, в 8-м классе - 2,0-3,0,

в 9-м классе - 3,0-4,0 страницы, в 10-11-х классах - 5,0-7,0*.

4. Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за со­
держание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилисти­
ческих средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе, когда первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия темы;

    правильность фактического материала;

    последовательность изложения.

6. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитываются:

    Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных 1 учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

    фактические ошибки отсутствуют;

    работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

    достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

* Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития, почерка.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка. Отметка "4" ставится, если:

    имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

    лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

    стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускаются не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недо­четов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если:

    в работе допущены существенные отклонения от темы;

    стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускаются не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грам­матических ошибок.

Отметка "2" ставится, если:

    работа не соответствует теме;

    допущено много фактических неточностей;

    нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутству­ет связь между ними, работа не соответствует плану;

    крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со сла­бо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

    нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок*.

9. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных оши­бок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

    При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла уче­нического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на 1 балл.

    Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для от­метки "3 на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: "4" ставится при соотно­шениях: 2-3-2, 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

    Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

    Нормами оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку ». Отметка «5» ... и обобщений, или из общих положений , не опирающихся на текст; ...

  1. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся нормы оценок в начальной школе. Русский язык

    Документ

    НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ , УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ Нормы оценок в начальной школе. Русский язык . Диктант. «5» – ставится, если нет ошибок и... ошибочность ее основных положений . Нормы оценок в основной и средней школе. Критерии оценивания по химии и...

  2. Рабочая программа по русскому языку для 7 класса учительницы первой квалификационной категории

    Рабочая программа

    И грамматических. Нормы оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку Оценка сочинений и изложений Оценки Основные критерии оценки Содержание и речь... ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но...

  3. Учебно-тематическое планирование по русскому языку Классы

    Учебно-тематическое планирование

    Орфографических, пунктуационных и грамматических. Нормы оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку Оценки Основные критерии оценки Содержание и речь Грамотность «5» ... , если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но...

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.



Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм .

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1. В переносе слов;

2. На правила, которые не включены в школьную программу;

3. На еще не изученные правила;

4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1. В исключениях из правил;

2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5. В написании ы и и после приставок;

6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7. В собственных именах нерусского происхождения;

8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2 » ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

В данной статье автор поделился своими формами и приемами проведения мониторинга по русскому языку. Более подробно излагается способ проведения базового мониторинга, который состоит из входного, промежуточного и итогового контроля. Для анализа разных видов письменных работ автором были разработаны сводные таблицы фиксации результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Посольская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Михайлова Елена Владимировна

Доклад: « Мониторинг знаний учащихся по русскому языку как один из способов повышения качества обучения»

На современном этапе модернизация образования тесно связана с поиском новых, более эффективных форм контроля качества обучения. Для успешного осуществления образовательного процесса всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса, является мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы является следующее определение: Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

Педагогический мониторинг как система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:

А) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

Б) учащихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

Чаще всего мы используем в своей работе такие виды мониторинга: базовый, тематический и «одного урока». Подробно на диагностике усвоения материала, которую мы проводим ежеурочно, я останавливаться не буду. В арсенале учителя имеется достаточно форм и приемов проведения такого мониторинга. Хотелось бы отметить, чтобы контроль осуществлялся на каждом уроке, а не только по окончании изучения какого-то материла. Своевременность контроля позволяет учителю, вовремя выявив затруднения в усвоении материала, провести корректировку своих действий или действий учеников. Более подробно остановлюсь на базовом мониторинге, который состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольной работы. Основной формой контроля по русскому языку является диктант, поэтому для определения уровня усвоения орфографических и пунктуационных знаний и умений учащихся удобно использовать таблицу, в которой по горизонтали занесены темы и виды орфограмм, по вертикали – фамилии учащихся. Мониторинг такой формы провожу после всех письменных работ (табл. 1). Притом таблица в 5 классе отличается от таблицы в 8 классе, т.к. по мере прохождения тем их количество увеличивается. В последней колонке обычно подвожу суммарное количество ошибок, допущенное учащимися, что позволяет мне понять на каком уровне отработки и усвоения материала находятся учащиеся. Именно с повторения этих тем и начинаю все последующие уроки. Это помогает мне своевременно отследить пробелы в знаниях учащихся и построить соответствующую коррекционную работу.

Анализ контрольной работы по русскому языку в.. классе Дата проведения:

Таблица 1

Фамилии

Иванов

всего

Пропуск, замена, искажение букв

Чередующиеся гласные

Правописание предлогов и приставок

Правописание падежных окончаний сущ

Безударные гласные, проверяемые ударением

ЖИ-ШИ, ча-ща, чу-щу

Словарные слова

При- и пре-

Не и ни с разными частями речи

Н и НН в разных частях речи

Правописание Ь

Правописание причастий (окончание, суффиксы)

О-Ё после шипящих

Знаки препинания в сложных предложениях

Деепричастный и прич. обороты

Личные окончания глаголов

Знаки препинания при однородных членах

Звонкие / глухие согласные

Правописание имен собственных

Правописание наречий

Грамматическое задание №1, 2

Оценка

В выпускных классах обязательно веду мониторинг усвоения тех теоретических и практических ЗУНов, которые проверяются в формате экзамена. Здесь представлена таблица пробного экзамена в 9 классе, замеры теоретических знаний (тестовых заданий), результаты проверки сочинения и изложения (табл.2). Так наглядно для себя и дальнейшей работы я представляю результаты обученности каждого ребенка. Также в 11 классе, но работа начинается с 10 класса. Опять по вертикали перечислен объем теоретического материала, проверяемый в рамках ЕГЭ по русскому языку, по горизонтали – фамилии учащихся (табл. 3). Так наглядно удобно отслеживать, у кого из учащихся по какой теме пробелы. Если минус в данной теме имеет ограниченное количество учащихся – надо решать проблему индивидуально, если у всех – решать проблему глобально.

Анализ экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе 1 четв.

Дата проведения: (таблица 2)

ФИО

Излож

сочинение

Гк1

Гк2

Гк3

Гк4

Фк1

Первич. балл

оценка

Иванов

Анализ экзаменационной работы по русскому языку в 10 (11) классе Дата проведения:

Таблица 3

Ошибки, допускаемые учащимися в контрольной работе

ФИО учеников

№1

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Лексическое значение слова. Словарная статья

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Лексические нормы

Морфологические нормы (образование форм слова)

Синтаксические нормы (Нормы согласования. Нормы управления)

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание НЕ и НИ

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Функционально-смысловые типы речи

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.

Средства связи предложений в тексте

Речь. Языковые средства выразительности

Всего баллов

оценка

В ходе подготовки к экзаменам мы ввели в практику ведение личного мониторинга самими учащимися. Дети отслеживают свой собственный уровень обученности как в 9 классе, так и в 11-м. Называется эта таблица «Лист личных достижений учащегося». Здесь ученик заполняет все выполненные задания правильно знаком «+» и соответственно «-». Далее ребенок определяет, в каких заданиях он ошибается постоянно, обязательно ищем причину ошибок.

Мониторинговые исследования помогают мне не только повышать качество обучения в объеме всего класса, но и построить индивидуальную коррекционную работу, оказать помощь индивидуально, чаще всего, слабому ученику.

Данная система работы позволила мне:

  1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
  2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний;
  3. Целесообразно внедрять новые технологии в образовательный процесс;
  4. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

I. Требования к речи учащихся

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая :

2) логическое построение;

3) речевое оформление.

Учащиеся должны уметь :

Создавать высказывание на тему, соблюдая ее границы;

Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

Излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

Правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

Строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.);

Отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;

Оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.

Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения .

II. Формы организации письменного контроля знаний учащихся

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы , к которым относятся:

Упражнения по русскому языку,

Планы статей учебников,

Диктанты,

Сочинения,

Изложения,

Письменные ответы на вопросы и т.д.

По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы .

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся :

После изучения наиболее значительных тем программы,

В конце учебной четверти,

В конце полугодия.

Примечания

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями.

ü В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу.

ü При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант . Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Текст контрольного диктанта должен включать :

а) орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которой проверяется в настоящее время (2-3 случая);

б) основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее (1-3 случая).

Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта:

Класс

Количество слов

Количество орфограмм

Количество пунктуационно смысловых отрезков

С помощью контрольного диктанта проверяется :

Время проведения диктанта

Что проверяется

1.Начало учебного года (по итогам повторения изученного в предыдущем классе)

1.Степень угасания правописных навыков.

2.Прочность овладения навыками правописания

2.Конец изучения темы

1.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в данной теме

2.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в предыдущей теме (всех, если их не более трех, или основных)

3.Усвоение основных и важнейших орфограмм и правил пунктуации, изученных в предшествующих темах

3.Конец года

(по итогам заключительного повторения)

1.Усвоение основных орфограмм и правил пунктуации, с которыми учащиеся познакомились в данном классе.

2.Усвоение основных и важнейших орфограмм и пунктуационных норм, которые изучались в течение учебного года

Контрольная работа может состоять из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и наиболее трудными орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

Примечание: до конца первой четверти (в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения .

Класс

Виды

контроля

изложения

сочинение

При составлении данных методических рекомендаций использованы следующие источники:

    Баранов, М.Т. Проверка и оценка орфографической и пунктуационной грамотности / М.Т. Баранов. - М., 1989.

    Вестник образования 2003, № 8, с. 43-46. Письмо департамента общего образования Минобразования России: О проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03 учебном году.

    ГОСТ Р ИСО 10011-2-93.

    Ивлева, В.Н. Направления работы учителей-словесников на современном этапе развития школы / В.Н. Ивлева. – М., 2004.

    Ивченков, П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. / П.Ф. Ивченков. – М.: Просвещение, 1995.

    Народное образование, 2002, №5, с. 76-81.

    Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. статей / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева – М., 1986 и последующие издания

    Приложение № 3 «Программы восьмилетней и средней школы на 1986/87 учебный год "Русский язык": методическое письмоединых требованиях к устной и письменной речи учащихся".- М. 1987. С. 41-44.

    Программы для общеобразовательных учебных заведений «Русский язык». - М., 1998. С. 36-42.

    Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11кл. / Сост. Е.И. Харитонова. – М., 2009. С. 207 – 220.

    Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М., 2001

    Русский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов./ Сост. Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. – М., 2007

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:

  • диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,
  • изложений,
  • тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

б) отсутствие красной строки;

в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Организация и проведение диктанта.

Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз. После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.


Оценка "5 " ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Оценки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 исправление

1-2 ошибки и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

3 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

Организация и проведение изложений, сочинений.

В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5 " ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объем словарных диктантов:

  • 2 класс 8 - 10 слов,
  • 3 класс 10 - 12слов,
  • 4 класс 12 -15 слов.

Оценивание словарных диктантов:

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.


Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Как один из вариантов оценивания:

  • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.