Михаил Васильевич Исаковский: биография краткая. Михаил исаковский

(1900-1973) советский поэт

Будущий известный поэт Исаковский Михаил Васильевич, родился в глухой деревне Глотовке Ельнинского уезда Смоленской губернии. Семья была большая и очень бедная. Впрочем, у соседей дела шли ненамного лучше. Недаром о ельнинских мужиках говорили: «Оглоблю облапил и ездит в побирашки».

«Своего хлеба у нас никогда не хватало, его приходилось покупать, - вспоминал впоследствии поэт. - Поэтому с осени, когда кончались сельскохозяйственные работы, отец вынужден был уходить на заработки». Позднее в течение пятнадцати лет Василий Назарович Исаков (такова настоящая фамилия отца поэта) был почтарем Осельского волостного правления. На своей лошади он еженедельно ездил на станцию Павлиново и привозил оттуда почту. Сам немного грамотный, Василий Назарович приносил иногда домой газеты и журналы, которые любил рассматривать сын. Так незаметно будущий поэт и овладел грамотой.

В 1910 году неподалеку от Глотовки, в соседнем селе Оселье, в специально нанятой крестьянской избе открылась начальная земская школа. Как умеющего читать и писать, Михаила приняли сразу во второй класс. Однако от ученья скоро пришлось отказаться: мешало не только отсутствие зимней одежды, но и болезнь глаз. Лишь с осени следующего года мальчик стал посещать занятия регулярно; весной 1913 года он успешно сдал все выпускные экзамены.

С детства будущий поэт был окружен стихией народного творчества. Молодежь собиралась на гулянки, распевала частушки; по обычаю, со всеми обрядами, песнями, причитаниями и заговорами справляли свадьбы, крестины, похороны, провожали рекрутов, начинали и заканчивали полевые работы. Сейчас, конечно, трудно говорить о том, какие песни слышал в юности Михаил Исаковский. Но то, что народное поэтическое слово прочно вошло в его сознание с самых первых лет жизни, несомненно.

Сочинять Михаил начал рано, и «сочинительство» это шло сразу, можно сказать, в двух жанрах. Как самый грамотный, он писал письма по просьбе односельчан их родственникам и близким, уехавшим на заработки. Одновременно писал и стихи. В 1914 году один из учителей послал его стихотворение «Просьба солдата» в московскую газету «Новь», и оно было напечатано.

Михаил Исаковский хотел учиться дальше. И тут снова на помощь пришли отзывчивые люди. Несколько лет Исаковский учился в смоленской, затем в ельнинской гимназии, но окончить ее ему не удалось. Небольшое пособие, которое выплачивала ему земская управа, в результате инфляции военных лет превратилось в гроши. Некоторое время восемнадцатилетний юноша был учителем в той самой глотовской школе, в которой когда-то занимался сам.

После Октябрьской революции, недавний гимназист и учитель становится редактором и практически единственным сотрудником ельнинской уездной газеты. В начале 20-х годов Исаковский возглавлял (хотя из-за болезни и недолго) губернскую газету. Там он писал фельетоны, очерки, передовые статьи.

Десять лет, с 1921 по 1931 год, Михаил Васильевич Исаковский проработал в смоленской областной газете. Он принимал активное участие в местной литературной жизни, где в меньшем масштабе повторялось все, что происходило в большой литературе. Смоленские газеты тех лет пестрят сообщениями о его выступлениях перед читателями, на «литературных страницах» неизменно появляются его стихи и критические заметки. Смоленский период был хорошей подготовкой для поэта.

Литературным дебютом Михаила Исаковского принято считать сборник стихов «Провода в соломе», который вышел в 1927 году в Москве. Критика встретила книгу довольно холодно, но ее заметил Горький, живший тогда в Сорренто. В 1931 году по приглашению издательства «Крестьянская газета» Исаковский переезжает в Москву и в течение года редактирует журнал «Колхозник». Однако болезнь глаз прогрессировала, и работу пришлось оставить. С этого времени Михаил Исаковский целиком отдается творчеству.

Характер ранних произведений поэта обусловили два фактора: книга и жизнь. Если лирические стихотворения в большинстве своем появились в результате субъективных размышлений и переживаний автора, то в основу каждого публицистического и сатирического произведения, как правило, положен факт, взятый из жизни, но непосредственно не связанный с внутренним духовным опытом поэта. И те иного характера. В новых стихах поэта личная, лирическая тема неотделима от общественной, публицистической.

«Началом своей сознательной деятельности я считаю 1924 год, - говорил Михаил Исаковский, - именно в этом году я написал несколько стихотворений, которые хоть и были далеко не совершенными, но заключали в себе определенный поэтический замысел, определенную идею... Я как бы впервые почувствовал, что такое поэзия, и понял, какой линии мне надо держаться, к чему стремиться, по какой дороге идти».

Исаковский обращается не к исключительным судьбам, но к выдающимся примерам доблести и геройства. Он пишет в своих стихах о рядовых тружениках, которые и составляют понятие народ. Его стихотворения были объединены в несколько сборников - «Провинция» (1930), «Мастера земли» (1931), «Четыре желания» (1936) и др.

С середины 30-х годов одна за другой по стране разносятся песни Михаила Исаковского - «Вдоль деревни», «И кто его знает...», «Провожанье», потом, уже во время войны, - «Катюша». Чувства, которые переполняли сердце поэта, обрели свои крылья в музыке.

С первых же дней войны зазвучали и другие песни Исаковского: «Походная», «Ой, туманы мои растуманы...», «Огонек», «В лесу прифронтовом». В этих песнях было все, чем жил народ, - и горе его, и ненависть, и великая любовь к отечеству, и тоска по оставленным близким, по погибшим. Одно из лучших стихотворений Михаила Исаковского - глубокое и скорбное - «Враги сожгли родную хату».

Когда война закончилась, в людях, окаменевших от горя на целые годы, стали просыпаться обычные, естественные чувства. Они опять увидели солнце и небо над головой; весна, нерастраченные молодые силы рождали новые ощущения и стремления. Исаковский создает новые задушевные песни, в которых нет ни одного слова о боях и даже о победах, - «Девичью песню» («Не тревожь ты себя, не тревожь...»), «Живет у нас в поселке», «Лучше нету того цвету...». Чуть позже поэт создает стихотворение-песню «Услышь меня, хорошая...» и поразительные по своему лиризму строки «Одинокой гармони»:

Снова замерло все до рассвета - Дверь не скрипнет,

не вспыхнет огонь. Только слышно - на улице где-то

Одинокая бродит гармонь: То пойдет на поля, за ворота.

То обратно вернется опять. Словно ищет в потемках кого-то

И не может никак отыскать...

Послевоенные годы отмечены новым творческим взлетом поэта. Он продолжает активно заниматься переводами. Так, Михаил Васильевич Исаковский перевел песню, написанную А. Русаком, «Будьте здоровы...», которая была известна на Украине и раньше, но только после перевода облетела всю страну:

Будьте здоровы.

Живите богато,

А мы уезжаем

До дому, до хаты.

Мы славно гуляли

На празднике вашем.

Нигде не видали

Мы праздника краше -

Еще пожелать вам

Немного осталось -

Чтоб в год по ребенку

У вас нарождалось.

А если, по счастью,

И двое прибудет, -

Никто с вас не спросит.

Никто не осудит...

Александр Твардовский писал: «Одна эта песня... одна эта простая, задушевная и шуточно-ласковая песня - лучшее свидетельство красоты земли и народа, населяющего ее, народа с щедрым, честным и веселым сердцем».

Знакомство с художественным опытом других литератур, и в первую очередь славянских, обогатило и самого Исаковского. Например, популярная песня «И кто его знает», по свидетельству самого поэта, связана с похожей украинской песней.

То, что направление послевоенного творчества Михаила Васильевича Исаковского как нельзя лучше отвечало вкусам и потребностям народа, доказывает беспримерная популярность его песен в это время. Именно тогда были созданы «Песня о Родине», «Летят перелетные птицы», «Каким ты был, таким остался» и многое другое.

От самой дальней деревни, до аудитории столичного вуза - везде знали, любили и постоянно пели песни, написанные Михаилом Исаковским и композиторами М. Блантером, Б. Мокроусовым, В. Захаровым и другими. Конечно, огромное значение имела прекрасная музыка этих композиторов, но для слушателей и исполнителей не меньше была важна и песенная лирика Исаковского.

Его поэзии была присуща душевная чистота, благородная сдержанность, жизнерадостность и юмор. Михаил Васильевич Исаковский, который обладал авторитетом честного и принципиального писателя, стал одним из самых уважаемых наставников молодежи.

Известный русский поэт, автор слов к целому ряду популярных в народе песен ("Катюша", "Летят перелетные птицы", "Ой, цветет калина" и др.) ... Многие знакомы с этими и другими произведениями, которые создал Михаил Исаковский. Краткая биография поэта, представленная в этой статье, познакомит вас с основными вехами его жизни и творчества. Михаил Васильевич считал, что писать следует ясным, чистым, народным языком. Именно поэтому его творения многими воспринимаются как фольклор.

Происхождение, детство

19 января 1900 г. появился на свет Михаил Исаковский. Краткая биография поэта будет особенно интересна его землякам. Родина Исаковского - Смоленская область, деревня Глотовка (Всходский район). Поэт был выходцем из бедной крестьянской семьи. Тем не менее он некоторое время учился в гимназии. Из-за тяжелого материального положения будущий поэт бросил обучение в 6 классе, чтобы пойти работать.

Работа и общественная деятельность

Дальнейшие годы жизни Михаила Васильевича отмечены тем, что он был учителем, а также принимал участие в деятельности Совета крестьянских депутатов. Михаил Исаковский вступил в РКП(б) в 1918 г. В период Октябрьской революции он активно участвовал в общественной жизни. Будущий поэт был секретарем волостного Совета, а затем, с 1919 г., занял должность редактора газеты г. Ельня. В период с 1921 по 1930 г. Михаил Васильевич проживал в Смоленске, где работал в газете "Рабочий путь". Будучи уже достаточно известным поэтом, в 1931 году Исаковский переехал в столицу. Здесь некоторое время он был редактором журнала "Колхозник".

Первые произведения

Исаковский, биография и творчество которого заслуживают внимательного изучения, начал писать стихи еще в детстве. Первое его произведение было напечатано, когда ему было 14 лет ("Просьба солдата" в газете "Новь"). Однако сам Исаковский считал, что начало его литературной деятельности относится к более позднему периоду, когда десятью годами позже были напечатаны такие стихотворения, как "Родное", "Подпаски" и др. В Москве в 1927 г. была издана книга "Провода в соломе" (автор - Исаковский). Краткая биография поэта с этого времени отмечена созданием множества известных произведений. Нужно сказать о том, что книгу "Провода в соломе" высоко оценил сам М. Горький.

Стихи московского периода

К периоду жизни в Москве относятся следующие сборники стихов Михаила Васильевича: "Провинция" (издан в 1930 году), "Мастера земли" (в 1931 году) и "Четыре желания" (опубликован в 1936 году). В эти сборники помещены стихотворения, посвященные в основном советской деревне. Именно она вдохновляла в то время такого поэта, как Исаковский. Краткая биография Михаила Васильевича, однако, свидетельствует и о его интересе к военной тематике. Неудивительно, ведь 1941-45 гг. - важная страница в истории нашей страны. Поэтому в это время значительное место в творчестве Исаковского заняли произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Годы войны провел в эвакуации в г. Чистополе Исаковский Михаил Васильевич. Биография, кратко изложенная в этой статье, предполагает знакомство с творческим наследием поэта. О нем мы сейчас и поговорим.

Творческое наследие Исаковского

За полвека творческой активности создал порядка 250 стихотворений. Поэзия этого автора продолжает фольклорную традицию, а также линию Некрасова, Кольцова, Орешина, Никитина. Михаил Исаковский в письмах, адресованных молодым литераторам, призывал их писать ясным, чистым, народным языком. Нужно сказать, что сам поэт создавал стихи и песни не только на родном русском языке. Также занимался переводами с белорусского, украинского, сербского, венгерского, латышского, польского, татарского, осетинского и итальянского Исаковский Михаил Васильевич. Биография (кратко изложенная) не предполагает подробного знакомства с его переводческой деятельностью, хотя нужно сказать о том, что она является частью его творческого наследия.

Михаил Исаковский - это один из самых известных и почитаемых времени. "Слово к товарищу Сталину" - произведение этого автора, которое читали и учили наизусть многие советские школьники. Стихотворение Михаила Исаковского "Вишня" также знали все советские дети.

Тем не менее М. Исаковский, биография которого и в наше время интересует многих, вошел в историю советской литературы прежде всего как талантливый поэт-песенник. Его стихи впервые положил на музыку который был одним из руководителей хора им. Пятницкого. Кроме него, с текстами Михаила Исаковского работали такие композиторы, как Матвей Блантер, Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой, Борис Мокроусов и другие.

"Катюша"

"Катюша" - это, конечно, самая известная песня интересующего нас автора. Именно за нее Исаковский получил Государственную премию СССР. В настоящее время "Катюша" стала поистине народной песней. Существует более 100 ее фольклорных переделок и продолжений. Героиня в них является и бойцом, и подругой солдата, которая ждет его возвращения домой, и фронтовой медсестрой.

Написал музыку к этой песне. Он также является автором музыки на следующие стихи интересующего нас автора: "Пшеница золотая", "Лучше нету того свету", "В лесу прифронтовом", "До свиданья, города и хаты".

Считается, что в честь "Катюши" были названы боевые машины серии "БМ". Как и девушка, которая "песню заводила", эти машины выходили на боевые позиции и тоже запевали свои "песни".

Премьера "Катюши" состоялась в ноябре 1938 г. в Доме Союзов. Валентина Батищева стала первой исполнительницей этой песни. Вскоре "Катюша" стала очень популярной. Ее начали петь и другие исполнители - Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Вера Красовицкая, а также самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы. "Катюша" была включена в репертуар множества армейских ансамблей. Эту песню распевали в городах и селах, на народных гуляниях и демонстрациях, а также за праздничным столом, в домашнем кругу.

"Прасковья"

Еще одним плодом совместного творчества Матвея Блантера и Михаила Исаковского стала песня "Прасковья", которая известна также как "Враги сожгли родную хату". В ней говорится о возвращении русского солдата с войны в родную деревню. Песня "Прасковья" была написана в 1945 г. Нужно отметить, что сначала она была подвергнута жесткой критике со стороны партии за трагическое звучание. "Прасковья" была фактически под запретом на протяжении 15 лет. Первым, кто осмелился включить эту песню в свой репертуар, стал Это произошло в 1960 году. "Прасковья" сразу же получила признание советского народа. Она стала, пожалуй, одной из наиболее трагических песен, посвященных Отечественной войне.

Другие песни Исаковского

Множество стихотворений создал поэт Исаковский. Биография его интересна тем, что целый ряд его произведений стали текстами к песням. Многие из них вам, вероятно, хорошо знакомы. Кроме уже упомянутых, огромную известность получили следующие песни на стихи Михаила Васильевича: "Провожание", "Прощание", "Ой, туманы мои…", "В прифронтовом лесу", "Огонек", "Одинокая гармонь" и многие другие. Большой популярностью пользовались композиции из фильма "Кубанские казаки", вышедшего в 1949 году. Среди них особенную известность приобрела "Ой, цветет калина". Еще одна очень популярная песня из этой ленты - "Каким ты был, таким остался" (М. В. Исаковский). Краткая биография поэта отмечена сотрудничеством с несколькими композиторами. К примеру, Исаак Дунаевский положил музыку на стихи из этого фильма. Сразу же стали народными эти песни, автор текстов к которым - М. Исаковский. Биография поэта отмечена всенародной славой уже при жизни. И по сей день песни Исаковского исполняются на торжественных мероприятиях и застольях.

Последние годы жизни

Последние годы жизни Михаила Исаковского отмечены его общественной деятельностью в качестве депутата Верховного Совета РСФСР (4 созывов). В конце 1950-х - начале 1960-х годов Михаил Васильевич несколько раз бывал за границей. Он дважды посетил Италию, бывал во Франции и Чехословакии, видел Варшаву и Вену. Одним словом, Исаковский вел активный, деловой образ жизни.

Болезнь Михаила Васильевича обострилась в 1964 году (воспаление легких, инфаркт). 1970 год поэт был вынужден встретить в санатории имени Герцена, расположенном под Москвой. Центральное телевидение в январе готовило программу, посвященную семидесятилетию поэта. В съемках участвовал сам Исаковский. Биография его завершается 20 июля 1973 г. Именно тогда поэт скончался в Москве.

Поэт

С той поры, как воздали тебе
Мы последние скорбные почести,
Я остался на этой земле
В безысходном своем одиночестве.
И все горше мне день ото дня -
Неприютно, тревожно, неслаженно...
Только клен и встречает меня,
Клен, твоими руками посаженный.
Только он, что стоит у ворот
И в лучах предзакатных купается.
Только клен. Только клен. Но и тот,
Между прочим, уже осыпается...

Михаил Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда.

«В деревнях и селах этого района издавна жили люди, наделенные богатыми голосовыми данными, - писал Твардовский в статье, посвященной своему старшему другу. - Достаточно сказать, что известный Хор имени Пятницкого включает в себя до десяти человек выходцев из деревни Глотовка Всходского района. А участники Бабыковского колхозного хора, как говорят, - потомки крепостного хора крестьян. Песенное мастерство передавалось из поколения в поколение. Здесь, в одном из глухих и отдаленных углов нашей области, эти поколения сохранили и пронесли через десятилетия слова и мелодии старинных народных песен...»

Родители Исаковского были бедняками. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, часто нечем было кормить семью.

Воспоминания Исаковского о безрадостном голодном детстве: “Горькое, горькое детство в краю, где “земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нету”, в местности, где экономили даже лучинку и “по вечерам нигде не зажигают огней”. К тому же еще эта неизлечимая проклятая болезнь глаз.

Были у подрастающего мальчика Миши и светлые минуты жизни. Большую роль сыграл отец Василий Назарович - предприимчивый и хозяйственный человек.

Чтобы прокормить большую семью, он осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, отправлялся на поиски заработков. Он не жалел ног и, по рассказам поэта, исходил чуть ли не всю страну - Смоленщину, Белоруссию, дошел даже до Петербурга. Со временем ему удалось устроиться работать почтальоном в соседней деревне Оселье.

Василий Назарович думал о будущем сына, стремился дать ему образование, раскрыть для него окружающий мир. Работа на почте способствовала этому. Каждую неделю он ездил с почтой на станцию Павлиново, нередко брал с собой в поездку сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым ранее миром.

Было еще одно важное следствие таких поездок. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. Михаил Исаковский сделался, по его словам, чуть ли не единственным грамотеем на всю округу. Из окрестных деревень приходили к нему крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые “литературные произведениядесятилетнего мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, “хорошо, складно и, главное, “жалостливо”. Особенно, как вспоминал впоследствии Исаковский, ему доверяли сочинять письма своим мужьям и близким неграмотные солдатки и другие обиженные судьбою женщины.

Благодаря письмам, впечатлительный и любознательный подросток получил доступ к сокровенным чувствам и мыслям крестьян; узнавал у кого какая судьба, у кого какие жизненные обстоятельства. С другой стороны, он учился выражать человеческие чувства. Не случайно своеобразный жанр “лирического письма” займет впоследствии большое место в поэзии Исаковского. Поэт не только будет говорить в своих произведениях от другого лица, но и прямо придаст форму письма ряду своих стихотворений: “Письмо из деревни”, “Письмо”, “Письмо сельскому Совету”, “Первое письмо”, “Письмо землякам” и т.п.

Осенью 1910 года в волостном селе Осенье, в полукилометре от Глотовки, открылась начальная земская школа. Михаил Исаковский, упустивший годы, но уже умеющий читать и писать, был принят сразу во второй класс.

“Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем, - вспоминал он впоследствии. Лапти, правда, я умел плести сам, так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, не печке”.

К тому же была еще одна причина: мальчик с детства страдает болезнью глаз, плохо видел даже с первой парты, боялся обидных кличек. На помощь пришла учительница - Екатерина Сергеевна Геранская. Она прислала мальчику полный комплект учебников за второй класс, и тот стал заниматься дома. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил ее весною 1913 года, получив “ 5” по всем предметам.

Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи, и два из и них - “Святой” и “М.В. Ломоносов”, были им прочтены по просьбам учителей на выпускном экзамене. Михаил очень волновался перед выступлением: читать пришлось в присутствии незнакомых учителей, а также священника и земского начальства, входивших в экзаменационную комиссию. Успех был полный. Босоногий, плохо одетый мальчик, которого раньше никто не замечал, стал предметом внимания.

В 1914 году, когда Исаковский с помощью учителей - Е.С. Горанской и В.В. Свистунова, упорно готовился к вступительным экзаменам в четвертый класс гимназии (предстояло за несколько месяцев освоить трехгодичный курс), одно из его ученических стихотворений увидело свет.

Это было “Просьба солдата”, напечатанное в московской газете “Новь”, куда оно было послано без ведома автора одним из учителей.

Осенью 1915 года Исаковский поступает в четвертый класс частной гимназии Воронина в Смоленске.

Двери среднего учебного заведения открылись для бедного крестьянского сына по счастливой случайности. В земскую четырехклассную школу в селе Осенье во время выпускных экзаменов 1913 года приехал член Ельнинской земской управы, ведавший народным образованием в уезде, Михаил Иванович Погодин, внук известного историка. Он обратил внимание на высокого худощавого мальчика в очках, блестяще ответившего на экзамене и прочитавшего свои стихи. Погодин принял горячее участие в судьбе одаренного подростка. На собственные средства он отвез его к глазным врачам в Смоленск, а затем устроил его в гимназию, выхлопотав в Ельнинкой земской управе стипендию - 20 рублей в месяц. Кроме того, мальчику материально помогали учителя А.М. Васильева, А.В, Тарбаева, В.В. Свистунова. Навсегда сохранил поэт благодарную память об этих чутких, участливых людях, сыгравших такую важную роль в его жизни. В сущности, они определили его судьбу. Особенно много для него сделала Е.С. Горанская. Екатерину Сергеевну все ребята очень любили за глубокие знания, за доброту, за требовательность и справедливость. Юный Исаковский благоговел пред нею, пред той, кто учил его ценить и понимать литературу, истинную доброту и красоту: “Мы все так искренне любили ее, - говорил впоследствии поэт, - что нам было очень стыдно, если не удалось выполнить ее требований”.

Именно Горанская первой почувствовала неладное с глазами у своего ученика и сама наняла извозчика, чтобы отвезти его к врачам в Ельню. Она тщательно подбирала для него книги и индивидуально занималась с ним, когда он был не в состоянии ходить в школу. Она привила ему любовь к поэзии и литературе; первой заметила его дарование и всячески направляла его.

Александра Васильевна Тарбаева вела в сельской школе первый класс, когда Миша Исаковский был принят экстерном во второй. Она разделяла с Е.С. Горанской все хлопоты и заботы о его судьбе.

Огромную роль в судьбе будущего выдающегося поэта сыграл М.И. Погодин. Когда Исаковскому за неуплату взноса за обучение грозило исключение их гимназии, Погодин быстро пришел на помощь. Не будь помощи этих людей, Исаковский, возможно, не стал бы тем, кем он стал в поэзии.

Исаковский жил очень бедно. По его собственным словам, он “занимал маленькую комнатушку, питался как попало и чем попало”. К материальным трудностям прибавилось еще одиночество, отсутствие друзей. Со всеми одноклассниками он “сходился туго”. Он учился вместе с детьми состоятельных родителей. В их кругу мальчик из бедной трудовой семьи, “мужик”, чувствовал себя отчужденно.

В гимназии Исаковский продолжал свои поэтические опыты, но новые учителя его уже не поддержали. Поэт вспоминал, как “попытался однажды сделать намек на свою “причастность к литературе”: гимназистам было задано сочинение на тему: “Описание Кавказа по произведениям А.С. Пушкина”. Неравнодушный к Пушкину еще в школе, мальчик решил выразить свои мысли в стихотворной форме:

“Так вот ты каков, мой священный Кавказ,

Я всею душою стремился

Тебя посмотреть еще в детстве хоть раз,

К тебе я мечтой уносился”.

Учитель словесности не поставил никакой отметки и красными чернилами написал под сочинением: “прошу точно выполнить заданную работу, не допуская неуместных вольностей”.

И все-таки, Исаковский не перестал сочинять. Из написанного в гимназии, лучшим является стихотворение “Путник” (1916 г.), вошедшее в один из ранних юношеских сборников “По ступеням времени”.

Во время февральской буржуазно-демократической революции Исаковский учился в шестом классе Смоленской гимназии.

В смоленской гимназии Воронина Исаковский проучился два года, и осенью 1917 года он перевелся в Ельнинскую гимназию - поближе к дому. Однако, учиться дальше не пришлось: семья терпела большую нужду и надо было браться за работу. Он оставляет гимназию, уйдя из шестого класса. На этом прервалось навсегда его образование. Впоследствии он всю жизнь занимался самообразованием, так как не мог продолжать систематическую учебу из-за болезни глаз.

Великую Октябрьскую революцию семнадцатилетний Михаил Исаковский принял радостно, а в автобиографии, подобно Маяковскому, воскликнувшему “Моя революция!”, писал: “Я не могу представить свое существование отдельно от жизни народа, от Октябрьской революции”.

В год Великого Октября началась трудовая деятельность Исаковского: он становится учителем начальной школы, пользуюсь большим доверием у тружеников - сельчан. Его избирают в сельский волостной Совет - помощником секретаря.

Весной 1918 года в биографии Исаковского произошел драматический эпизод, едва не стоивший ему жизни. Бедствующее крестьянство Смоленщины не раз посылало гонцов за хлебом в плодородные южные края России. Желая помочь голодающим сельчанам, Исаковский в марте 1918 года вместе с товарищем Филимоном Титовым отправляется в подобную поездку, чтобы пригнать вагон хлеба для деревни. Побывали они в Курске, а затем добрались до Ростова на Дону, где им сказали, что по Дону идет баржа с пшеницей и весь этот хлеб предполагается отправить специальным поездом в Смоленскую губернию. Но шла гражданская война, на Ростов наступали бело-казачьи войска. Баржа так и не пришла, поезд не ходил. Исаковский с товарищем отправились домой пешком, но под Новочеркасском были задержаны бело-казачьим патрулем, посажены в тюрьму и, как потом выяснилось из документов, оказались приговоренными к расстрелу. Лишь вступление в город Красной армии избавило их от смерти.

Ужас пережитого не ослабил волю юного Исаковского.

Осенью 1918 года он вступает в ВКП(б). Начинается длительный период журналистской газетной работы Исаковского, одновременно происходит его становление как поэта. Революции требовались грамотные люди из рабоче-крестьянских слоев.

В начале 1919 года партия посылает Исаковского в Ельню, редактором уездной газеты. В сущности, газеты еще не было, - ее надо было заново создавать. Проработал он здесь два года, причем работал буквально один. Весь материал, от первой до последней строки, приходилось самому переписывать от руки: не было ни машинки, ни машинистки. Он писал статьи и фельетоны, корректировал, участвовал в верстке. Газета печаталась вручную. Усталость на работе повлияла на то, что у Исаковского прогрессировала болезнь глаз.

В 1921 году Исаковского переводят на работу в смоленскую губернскую газету “Рабочий путь”. На различных должностях (выпускающий, секретарь, зав. отделом и др.) он работал здесь в течение десяти лет (не считая нескольких длительных перерывов, связанных с болезнью глаз).

В том же, 1921 году в Смоленске вышли первые сборники стихов Исаковского: “По ступеням времени”, “Взлеты” - агитационная поэма “Четыреста миллионов” и книга лозунгов “Борьба с голодом”, “Боевые лозунги дня”, созданная по заданию губкома партии.

В 1921 году переехал в Смоленск, работал там редактором отдела областной газеты «Рабочий путь».

В газете «Рабочий путь» Исаковский проработал десять лет.

«Доберусь в Смоленск, - записывал в дневнике в октябре 1927 года Твардовский. - Вот приеду... Редакция «Рабочего пути»... Низкие и темные комнаты ее мне как-то нравятся. Там висит особый «редакторский» запах, запах чернил, бумаги, трескотня печатных машинок. И самое главное, добрые, улыбающиеся сквозь очки глаза Исаковского. Он наклоняется над столиком (так как он очень длинен, то мне кажется, он, сидя на одной стороне стола, может, перегнувшись, достать рукой пол на другой стороне), пишет, замарывает листки, печатанные на машинке...»

Самому Исаковскому, впрочем, работа в редакции вовсе не казалась столь романтичной.

«Недоволен я новым редактором, - писал он своему другу С. Памфилову. - По отношению ко мне он уже успел дважды применить «экономическую репрессию». Последнюю на днях. Я, как член правления РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей), был на пленуме почти неделю, и редактор отдал приказ, чтобы с меня за эту неделю удержали жалованье, так как я якобы ездил по своему желанию и вообще редакция к этому РАППу непричастна. Я человек мирный и скандалить не люблю, но я с большим удовольствием уйду из редакции, если Литфонд удовлетворит мое заявление... Такие же репрессии и по отношению к литстранице. Она изгнана, хотя формально редактор за литстраницу, но фактически бракует лучшие произведения наших авторов, в том числе и мои... В общем, атмосфера работы нездоровая и нехорошая...»

В 1926-1927 годах, когда на базе литературной группы при смоленской комсомольской газете “Юный товарищ” возникло смоленское отделение Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Исаковский был избран секретарем правления этой организации. Все чаще в смоленских газетах печатались его стихи.

В 1927 году вышла в Москве книга стихов Исаковского «Провода в соломе». Книгуподверг разгрому критик А. Лежнев, однако за молодого поэта вступился Максим Горький. «Михаил Исаковский, - написал он, - не деревенский, а тот новый человек, который знает, что город и деревня - две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну необоримую творческую силу...»


В 1930 году был издан сборник стихов «Провинция», в 1931 году - «Мастера земли».

Получившего известность поэта перевели в Москву редактором журнала «Колхозник». Исаковский гордился этой своей приобщенностью к литературной жизни. Сборник «Вдоль да по дороге, вдоль да по Казанке», вышедший в Смоленске в 1934 году, поэт даже сопроводил специальным пояснением «Эта книга сложилась в результате повседневного участия в работе газеты политотдела Московско-Казанской железной дороги «Железнодорожный пролетарий», на страницах которой и печатались собранные здесь стихи...»


Московская жизнь на первых порах была не легкой и мало чем радовала поэта. «Собрал я посылку (продуктовую), - писал он дочери, - и понес на почту. И вот не хватило мне трех копеек, чтобы отослать посылку. Пошел я назад на Извозную улицу, где жил в то время. Занял у соседки десять копеек. И что бы мне занять хотя бы рубль, чтобы хватило на трамвай. А то опять тащился пешком, а почта была далеко...»

Михаил Васильевич Исаковский родился 7 (19) января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда, ныне Всходский район Смоленской области, в крестьянской семье.

Окончил начальную школу. Крайняя нужда заставила его уйти из 6-го класса гимназии. В 1919 становится редактором газеты г. Ельня. В 1921 переезжает в Смоленск и в течение 10 лет сотрудничает в редакции областной газеты «Рабочий путь». В 1931 Исаковский переезжает в Москву. К этому времени он был уже известным поэтом.

Еще в детские годы Исаковский начал писать стихи (в 1914 в московской газете «Новь» опубликовал стихотворение «Просьба солдата»). В 1921 в Смоленске вышли 3 маленькие книги стихов Исаковского («По ступеням времени», «Взлеты», «Четыреста миллионов»). Однако началом своей литературной деятельности поэт считал 1924 , когда были напечатаны стихотворения «Подпаски», «Родное» и др. В 1927 в Москве вышла книга «Провода в соломе». Затем появились сборники «Провинция» (1930 ), «Мастера земли» (1931 ), «Четыре желания» (1936 ) и др. Поэзия Исаковского посвящена русской деревне.

Всероссийскую славу Исаковскому принесли его песни, которые он начал писать с середины 30-х («Прощание», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша», «Шел со службы пограничник», «На горе - белым-бела» и др.).

Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война. Поэт воспевает подвиги русских воинов, героизм тружеников в тылу; в его стихах звучит голос простых людей («Русской женщине», «Слово о России» и др.). Много песен создал поэт в годы Великой Отечественной войны: «До свиданья, города и хаты», «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои…», «Огонек», «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету» и др. Успешно продолжает работать поэт в этом жанре и в послевоенные годы («Услышь меня, хорошая», «Снова замерло все до рассвета», «Летят перелетные птицы» и др.). Положенные на музыку композиторами В.Г. Захаровым, М.И. Блантером и др., песни Исаковского поются во всем мире.

Сила поэзии Исаковского в близости к жизни. Поэт пишет всегда по глубокой душевной потребности. Поэтому и политические темы выражены в его стихах лирически, взволнованно. По выражению А. Твардовского, Исаковский «…нашел для насущной политической, часто непосредственно агитационной темы средства выражения лирические, задушевные, располагающие сердца к тому, о чем идет речь в произведении». По своей форме и языку поэзия Исаковского отличается ясностью, народностью. Ей чужды сложные метафоры и сравнения, изощренные ритмы и размеры. Исаковский умело использует богатства русского языка, его способность передать любые оттенки чувств и мыслей. Многие строчки стихов и песен Исаковского стали обиходными выражениями.

Отличительная черта поэзии Исаковского - ее песенность и музыкальность. Почти каждому стихотворению присуща внутренняя мелодия, соответствующая тем чувствам и думам, которые выражает поэт. Творчество Исаковского развивает плодотворные традиции русской классики. Тесно связаны стихи Исаковского и с устным народным творчеством, с народной лирической песней, с частушкой. Исаковский использует особенности фольклора, его традиционные размеры, символику, приемы психологического параллелизма, композиционные повторы и др. Подобно народным песням, песни Исаковского сюжетны. Исаковский дважды удостоен Сталинской премии: в 1943 - за тексты песен: «Шел со службы пограничник», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша» и др., в 1949 - за сборник «Стихи и песни».

Кроме многочисленных поэтических сборников издал книгу «О поэтическом мастерстве». Отдал много времени переложению и обработке старинных песен и сказок, известен переводами с украинского, белорусского и других языков. Перевёл в частности произведения Тараса Шевченко «Катерина», «Гоголю» и др. Белорусских поэтов: Янки Купалы «А кто там идёт?», «Извечная песня», «Никому», «Над рекою Аресой», «Мальчик и лётчик» (последнее стихотворение любил Юрий Гагарин), Якуба Коласа «Сымон-музыкант», Аркадия Кулешова «Знамя бригады» (с перевода Исаковского на сербско-хорватский язык поэму Кулешова перевёл черногорский поэт Родован Зогович и она стала популярной среди югославских партизан), Адама Русака «Будьте здоровы»; сербские народные песни. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969 ).

Михаил Васильевич занимался политической деятельностью - он был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов.

Поэт Михаил Исаковский, автор слов к песням "Ой, цветет калина", "Каким ты был, таким остался", "Снова замерло все до рассвета", "И кто его знает", "Летят перелетные птицы" и бессмертной "Катюши", считал, что писать нужно чистым, ясным, народным языком. Его песни и сейчас, и много лет назад воспринимаются как фольклор. Сегодня со дня рождения одного из самых почитаемых советских поэтов исполняется 110 лет.

Исаковский был одним из самых читаемых и почитаемых советских поэтов. Его "Слово к товарищу Сталину ("Оно пришло, не ожидая зова, / Пришло само - и не сдержать его… / Позвольте ж мне сказать Вам это слово, / Простое слово сердца моего…") вошло в обязательный круг хрестоматийного чтения и заучивания наизусть советскими школьниками. Также все советские дети знали его стихотворение "Вишня":

В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу…".

Но все же в историю советской литературы Михаил Исаковский вошел прежде всего как поэт-песенник. Впервые его стихи положил на музыку один из руководителей хора им. Пятницкого Владимир Захаров. Также с текстами Исаковского работали композиторы Матвей Блантер, Никита Богословский, Василий Соловьев-Седой, Исаак Дунаевский, Борис Мокроусов и др.

Песня как оружие

Самая известная песня Исаковского - это, конечно, "Катюша", за которую ему присудили Государственную премию СССР. Песня стала поистине народной, она имеет больше ста фольклорных переделок и продолжений. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой, сообщается на сайте muzruk.ru . Пели во время войны и о Катюше-партизанке, "проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой".

Композитором является Матвей Блантер , который также стал автором песен на стихи Исаковского "До свиданья, города и хаты", "В лесу прифронтовом", "Лучше нету того свету", "Пшеница золотая".

Считается, что песня про Катюшу дала имя боевым машинам реактивной артиллерии серии "БМ". Якобы как Катюша "выходила и песню заводила", так и гвардейские машины выходили на позиции и запевали своеобразные "песни". Вскоре и об этих "Катюшах" в народе были сложены новые куплеты:

Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом -
Распевала песенки "Катюша"
Под Калугой, Тулой и Орлом.

Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома Союзов в ноябре 1938 года, впервые "Катюшу" исполнила Валентина Батищева в сопровождении Государственного джаз-оркестра. По воспоминаниям Блантера, "когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов", цитирует его журнал "Школа жизни" . Певице пришлось спеть эту песню трижды, прежде чем зал отпустил ее со сцены.

Вскоре песню стали петь и другие певцы и певицы - Георгий Виноградов, Лидия Русланова, Вера Красовицкая, а вслед за ними профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские ансамбли. Ее распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Сейчас "Катюшу" поют болельщики во время матчей сборной России по футболу.

Трагическое звучание

Другим плодом сотворчества поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера стала песня "Прасковья", больше известная как "Враги сожгли родную хату". Песня о возвращении солдата с войны в свою деревню была написана в 1945 году. Но после исполнения была подвергнута жесточайшей партийной критике - за трагическое звучание, сообщается в "Кругосвете" . 15 лет песня фактически находилась под запретом. В 1960 году Марк Бернес впервые решился включить ее в свой репертуар:

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток трех дорог.
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок…

Песня сразу получила всенародное признание и стала, пожалуй, одной из самых трагических песен Отечественной войны.

Также огромную известность получили такие песни на стихи Исаковского, как "Прощание", "Провожание", "И кто его знает (чего он моргает)", "На горе - белым-бела", "До свиданья, города и хаты" , "В прифронтовом лесу", "Ой, туманы мои…", "Огонек" ("На позицию девушка провожала бойца…"), "Лучше нету того цвету", "Услышь меня, хорошая", "Летят перелетные птицы", "Одинокая гармонь" ("Снова замерло все до рассвета"), авторский вариант песни "Крутится, вертится шар голубой" и многие другие.

Советский народ с восторгом принял его песни из ленты "Кубанские казаки" (1949), особенно "Ой, цветет калина", "Каким ты был, таким остался". Музыку на стихи Михаила Исаковского положил замечательный композитор Исаак Дунаевский. Эти песни мгновенно получили статус народных и до сих пор являются непременным атрибутом застолий.

Как пишет "Независимая газета" , с начала 50-х годов Михаила Исаковский пишет все меньше и меньше, в его стихах - все больше и больше печали.

Не таланты, не гении, -
Жаждут все же блеснуть,
Чтоб травою забвения
Не покрылся их путь;

Чтоб хоть малость упрочиться,
Хоть на несколько б лет…
Всем бессмертия хочется,
А бессмертия - нет.

Советский поэт, написавший десяток песен, которые сегодня многие воспринимает как русские народные, скончался в Москве 20 июля 1973 года.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников