Синтаксис как наука о языке. Синтаксис как раздел науки о языке

Синтаксис как наука 1. Предмет синтаксиса. 2. Синтаксические единицы. 3. Синтаксические отношения. 4. Синтаксические связи.

Литература 1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. - М. , 2003. 2. Современный русский язык. Под ред. В. А. Белошапковой – М. , 1989. 3. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Современный русский язык. – М. , 2003. 4. Современный русский язык: Сборник упражнений. – М. , 1990. 5. Сиротинина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М. , 2006. 6. Санников В. З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве. – М. , 2008. 7. Золотова Г. А. , Онипенко Н. К. , Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М. , 1998. 8. Шмелёва Т. В. Семантический синтаксис. – Красноярск, 1993. 9. Прияткина А. Ф. Русский язык. Синтаксис осложнённого предложения. – М. , 1990. 10. Кустова Г. И. Синтаксис современного русского языка. - М. , 2007. 11. Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М. , 2000. 12. Валгина Н. С. . Теория текста: учебное пособие. – М. , 2003. 13. Филиппов К. А. Лингвистика текста. – СПб, 2003.

1. Предмет синтаксиса Синтаксис (от греч. составление, построение, строй) – это раздел науки о языке – который изучает, с одной стороны правила связывания слов и форм слов, а с другой – те единства, в составе которых эти правила реализуются, т. е. синтаксические единицы. Синтаксис – это - высший уровень языка, который демонстрирует язык в действии; - единственный раздел науки о языке, который изучает коммуникацию, законы общения людей между собой.

1. Предмет синтаксиса В. В. Виноградов: Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Выделяют следующие аспекты изучения синтаксиса: - формальный (конструктивный); - семантический (смысловой); - коммуникативный (функциональный); - прагматический (прикладной).

2. Синтаксические единицы В русской науке традиционно выделяется две основные синтаксические единицы – словосочетание и простое предложение. Предикативность – это грамматическая сущность предложения, которая состоит в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи и всегда имеющих формальное выражение. Студенты слушают лекцию (предложение). Слушание лекции студентами (словосочетание).

2. Синтаксические единицы Словосочетание – непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью. Словосочетание выполняет номинативную функцию. Простое предложение – это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова. Сложное предложение – это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.

2. Синтаксические единицы Синтаксема - это минимальная неделимая далее семантико синтаксическая единица русского языка, выступающая одновременно как носитель элементарного смысла и конструктивный компонент более сложных построений. Синтаксема обладает тремя основными признаками: - семантическим (значение слова); - морфологическим (грамматическая форма); - синтаксическим (способность занимать синтаксическую позицию). Я пью чай с женой (дополнение) с вареньем (определение) с удовольствием (обстоятельство)

2. Синтаксические единицы Текст – комплексная сложная синтаксическая единица, представляющая собой последовательность языковых единиц, объединенных общим смыслом. Основными свойствами текста является связность и цельность. Синтаксис языка занимается изучением моделей предложений и словосочетаний, имеющихся в данном языке. Синтаксис речи определяет, какие из возможных языковых моделей реализуются в том или ином контексте. Студент читает книгу. Журналист написал статью. N 1+ Vf + N 4 – структурная схема.

3. Синтаксические отношения Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях – синтаксических отношениях, которые формально выявлены, объективированы синтаксической связью (сочинением или подчинением). Все синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения возникают только между подлежащим и сказуемым. Наступила зима. Выпал снег. Непредикативные отношения могут реализовываться на уровне словосочетания и предложения.

3. Синтаксические отношения Разновидности непредикативных отношений: 1) полупредикативные отношения устанавливаются между обособленными членами (например, причастным или деепричастным оборотом) и словом, к которому они относятся: Мое сердце, полное любви, готово было выпрыгнуть из груди. Взглянув на статью, я сразу догадался, кто автор. 2) собственно непредикативные отношения устанавливаются - между словами, связанными сочинительной связью в предложении: и ты, и я (соединительные отношения), ты, а не я (противительные отношения); - на уровне словосочетания: писать ручкой, бежать быстро, белый снег.

3. Синтаксические отношения Определительные (атрибутивные)отношения – зависимое слово определяет главное со стороны качества предмета известный журналист, кофе по-турецки, желание учиться. Обстоятельственные отношения – зависимое слово обозначает признак действия (главного слова) бежать быстро, встретиться вечером, забыть по рассеянности, поехать лечиться. Объектные отношения – зависимое слово обозначает предмет приложения действия или признак, обозначаемый главным словом, орудие действия рисовать картину, читать для студентов, подать обедать. Субъектные отношения – зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, выраженного главным словом приезд отца, нарисованный художником, синева заката, жизнь языка. Комплетивные (восполняющие) отношения – зависимое слово восполняет информативную недостаточность главного слова дома, становиться грустным, быть незаметным, любоваться вечером.

синтаксические отношения предикативные непредикативные (подлежащее и сказуемое) (предложение и словосочетание) полупредикативные (обособленные члены и главное слово) собственно непредикативные на уровне предложения (сочинительная связь) на уровне словосочетания определительные объектные обстоятельственные субъектные комплетивные

4. Синтаксические связи – формально-строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, выявляющие смысловые связи (синтаксические отношения), и выраженные средствами языка. Виды синтаксических связей: - сочинительная; - подчинительная.

4. Синтаксические связи 1 При сочинительной связи компоненты однофункциональны, т. е. они играют одинаковую роль в создании синтаксической конструкции, при подчинительной связи – разнофункциональны (главное и зависимое) Комната под лестницей, комната и лестница. 2 Сочинительная и подчинительная связи отличаются средствами выражения: - при сочинительной связи они одинаковы на уровне словосочетания и предложения, при подчинительной – разные; - сочинительная связь не выражается формами слова (только союзами или порядком слов) дождь и снег, дождь со снегом. 3. Сочинительная связь может быть - закрытой (при однократном применении соединены только два компонента, не сестра, а брат); - открытой (соединено большое количество компонентов То ли снится, то ли мнится, то ли иней на ресницах…). Подчинительная связь может быть только закрытой.

4. Синтаксические связи Подчинительная связь реализуется в словосочетании и предложении. В словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически зависимый компоненты. Грамматическая зависимость одной словоформы от другой заключается в способности слова формально подчиняться требованиям, исходящим от категориальных свойств главного слова. Такую связь еще называют субординативной. На уровне словосочетания выделяют три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

4. Синтаксические связи Согласование – это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному во всех общих с ним грамматических формах (рода, числа, падежа). Основные признаки связи согласование: - слабая, т. к. зависимый компонент может быть опущен без ущерба для смысла; - предсказующая, т. к. главное слово определяет форму зависимого; - необязательная, т. к. определяемое слово самодостаточно и может обойтись без определения. Согласование может быть полным и неполным: зимний день (согласование в роде, числе и падеже) старые деревья (согласование в числе и падеже) девятью студентами (согласование в падеже)

4. Синтаксические связи Управление – это такая подчинительная связь, при которой главное требует от зависимого определенной формы падежа с предлогом или без предлога. 1. По морфологическим характеристикам главного слова: - глагольное уважать противника; - субстантивное вид спорта, внимание к окружающим; - адъективное готовый к работе; - нумеральное два товарища; - адвербиальное сродни искусству, украдкой от соседей. 2. По наличию/отсутствию предлога: - предложное увидеть друга; - беспредложное поговорить с другом. 3. По возможности управлять различными грамматическими формами: - вариативное управление говорили об университете (про университет, насчет университета); - невариативное управление отойти от окна, доплыть до берега.

4. Синтаксические связи Управление – явление многоаспектное. Это самый спорный вид связи. 1. Сильное и слабое управление. При сильном управлении наличие зависимой словоформы предопределено лексикограмматическими свойствами управляющего слова писать письмо, отойти от окна, пять студентов. При слабом управлении зависимое слово употребляется в конкретной форме независимо от лексико-грамматических свойств главного разговаривать в комнате (за стеной, около кабинета). 2. В. А. Белошапкова предложила представить управление как совокупность дифференциальных признаков: 1) предсказуемость/ непредсказуемость; 2) обязательность/необязательность; 3) характер синтаксических отношений между компонентами. Предсказуемая – это такая связь, при которой главный компонент своими лексикограмматическими свойствами предсказывает форму зависимого выше гор, чувствовать боль. Непредсказуемая - идти с другом. Обязательная – это такая связь, которая проявляется регулярно, т. е. главное слово обязательно требует зависимого жить в Томске, стать инженером. Необязательная дом у дороги.

4. Синтаксические связи Примыкание – это такая подчинительная связь, которая существует между главным и зависимым словом в том случае, если зависимое слово морфологически не изменяется и связь между словами выражается лексически повернуть направо, идти прихрамывая, привычка курить. Связь примыкание слабая, непредсказующая, необязательная. Случаи обязательного примыкания: - инфинитив примыкает к глаголам волеизъявления, желания, возможности, фазовым глаголам хотел учиться, посмел возражать, могу помочь, начал страдать; - наречия примыкают к ряду информативно недостаточных слов выглядеть прилично, вести себя хорошо, относиться дружески; - наречия места примыкают к глаголам местоположения очутиться далеко, быть рядом. Именное примыкание (Н. С. Валгина): - творительный уподобления галстук бабочкой; - родительный даты приехать пятого августа; - винительный количества съездить два раза; - винительный времени отсутствовать год; - творительный количества читать часами; - устойчивые выражения быть на плохом счету.

синтаксические связи сочинительная связь подчинительная связь на уровне предложения на уровне словосочетания согласование управление примыкание

Сложный русский язык изучают множество разделов наук: орфография, орфоэпия, морфология и многие другие. Эта статья поможет понять, что такое синтаксис и что он изучает.

Что такое синтаксис?

Синтаксис - раздел науки о языке, который занимается изучением строения и связей между частями речи в словосочетаниях и предложениях.

В темы, которые изучает синтаксис, входят следующие:

  • Построение и состав предложений и словосочетаний
  • Виды связей слов внутри синтаксических единиц
  • Различные типы синтаксических единиц и их роль в языке
  • Главные и второстепенные члены предложения, грамматическая основа

Наука синтаксис появилась только в 19 веке, хотя предпосылки развития были еще в античные времена. В разные времена существовали разные понятия о главной синтаксической единице. Когда-то считалось, что это предложение или словосочетание, а в другое время за неё принимали текст целиком.

Единицы синтаксиса

Существуют три основные синтаксические единицы:

  1. Словосочетание-два и более слова, связанные между собой подчинительной связью. Используется с целью описания или наименования чего-либо, а не средством повествования. Оно не выражает полную и законченную мысль. Словосочетаниями не являются те слова, которые являются подлежащим и сказуемым или имеющие сочинительную связь. Например, «Дождь идет» или «умный и красивый».
  2. Предложение-целостная единица языка, которая обладает смысловой нагрузкой и служи для формирования и выражения мысли.В русском языке выделяют простые и сложные предложения. Простые состоят только из подлежащего и сказуемого, а в сложных присутствуют еще и второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства.
  3. Члены предложения. Синтаксис изучает члены предложений и их роль в тексте, поэтому они также могут считаться синтаксической единицей, Одно слово может быть различным членом в разных предложениях в зависимости от формы слова и словосочетаний. В предложениях могут присутствовать главные и второстепенные члены.


Связи в синтаксисе

В словосочетаниях и предложениях все слова и части сложных предложений связаны друг с другом. Всего существует два типа синтаксических связей:

Сочинительная. Она связывает между собой равноправные единицы. При такой связи части предложения могут быть разделены или удалены и от этого не пострадает смысл предложения. Например, предложение «Снег кружился медленно и плавно» можно без труда поделить на два самостоятельных. Снег кружился медленно. Снег кружился плавно.

Подчинительная. Связывает части предложений, одна из которых является главной, а другая зависимой от нее. От независимой части всегда можно задать вопрос к зависимой. Например, «Солнце, которое уже садилось, продолжало освещать берег». Солнце какое?


Таким образом, синтаксис является одной из важнейших частей изучения русского языка, потому что именно он определяет связи меду словами и предложениями.

Термин «синтаксис» (восходит к греческому слову syntaxis — ‘построение, сорасположение, строй’) определяется как наука о языке, которая исследует и формулирует правила речеобразования; таким образом, на синтаксическом уровне ярче всего проявляется взаимосвязь языка (системы) и речи (реализации языковой системы).

История синтаксиса как науки восходит к учениям древнегреческих философов (термин «синтаксис» впервые был использован стоиками в III в. до н.э. при описании логического содержания высказываний), в центре внимания которых было изучение речемыслительных процессов, поэтому и использованные ими понятия отражали разные стороны одного явления: логическую, морфологическую и синтаксическую.

Сочинения Аполлония Дискола (II в. н.э.), в которых было дано описание связей слов и форм слов в предложении, положили начало интерпретации собственно языковых явлений, хотя его синтаксис имел морфологическую основу и Аполлоний Дискол не предложил специальной системы синтаксических понятий. В XIII— XVI вв. в универсальных (философских) грамматиках и в «Грамматике Пор-Рояля» (XVII в.) категории синтаксиса были названы универсальными (А.Арно и К.Лансло), так как сам синтаксис определялся как содержательная область грамматики, в то время как фонетика и морфология были отнесены к плану выражения, а не содержания. Синтаксис рассматривался как учение о способах выражения мысли и содержал описание предложений и их частей (членов предложения).

Данное направление получило отражение и в русской грамматической науке, начало которой В.В.Виноградов возводит к грамматикам Лаврентия Зизания (1596) и Мелетия Смотрицкого (1619) и развитие которой мы находим в трудах М.В.Ломоносова, затем И.И.Давыдова, К.С.Аксакова, Ф.И.Буслаева. Предложение рассматривалось ими как языковое выражение суждения, подлежащее — как языковое выражение субъекта, сказуемое — предиката, сложное предложение — умозаключения. М.В.Ломоносов в «Российской грамматике» (1755) так определял предложение: «Сложение знаменательных частей слова, или речений… производит речи, полный разум в себе составляющие через снесение разных понятий». Указание на связь синтаксиса с мышлением входило в определение синтаксиса до начала XX в.

Во 2-й половине XIX в. сформировалось психологическое направление в лингвистике, представленное в России А.А.Потебней. А.А.Шахматов в «Синтаксисе русского языка» писал: «Синтаксисом является та часть грамматики, которая рассматривает способы обнаружения мышления в слове». Он отметил, что «в языке бытие получили сначала предложения; позже путем расчленения предложений, основанного на взаимном их сопоставлении и влиянии, из них выделились словосочетания и слова для самостоятельного… бытия и употребления…». Данная трактовка привела к пониманию синтаксиса как раздела грамматики, в котором явления языка анализируются в направлении от значения (функции) к форме.

Однако в конце XIX в. с пробуждением у лингвистов интереса к национальной специфике морфологии синтаксис стал определяться как учение о функциях классов слов в предложении. Данной точки зрения придерживался Ф.Ф.Фортунатов, который основной задачей синтаксиса считал изучение способности слов к распространению, определил словосочетание как основную единицу синтаксиса, а предложение — как вид словосочетания. Такое понимание предмета и задач синтаксиса определило развитие данного раздела грамматики в 20-е гг. XX в.

Итогом бурного периода развития синтаксиса в середине XX в. является классическое грамматическое описание — «Грамматика русского языка» (АГ-54), во введении ко 2-му тому которой акад. В.В.Виноградов сформулировал проблему, вставшую перед синтаксистами: включать ли в синтаксическое описание словосочетание, расширить ли репертуар единиц до сверхфразового единства (СФЕ), абзаца, текста, в то время как в самой грамматике сохранилось традиционное описание синтаксических единиц. Труды В.В.Виноградова определили развитие основных аспектов описания синтаксиса во 2-й половине ХХ в.: наряду с традиционным структурным, сформировался семантический, функциональный и коммуникативный синтаксис.

«Грамматика современного русского литературного языка» (АГ- 70) и «Русская грамматика» (РГ-80), в которых сделана попытка последовательного описания структурно-формального аспекта синтаксических единиц, принципиально отличаются от АГ-54, но и эти описания нельзя считать бесспорными и всеобъемлющими. Во многом иное осмысление синтаксического строя языка, в том числе и русского, представлено в 6-томной «Теории функциональной грамматики» и в «Коммуникативной грамматике русского языка» Г.А.Золотовой, Н.К.Онипенко, М.Ю. Сидоровой.

Диахроническое описание синтаксиса, исследование динамики развития синтаксических явлений позволяет осветить спорные и новые явления в современном синтаксисе и интерпретировать синтаксические структуры в контексте этнической культуры и философии.

В настоящее время сосуществуют различные трактовки одних и тех же синтаксических единиц и явлений, и цель вузовского курса синтаксиса — познакомить с ними студентов.

Синтаксис современного русского языка / Под ред. С. В. Вяткиной - М., 2009 г.

Термин "синтаксис" употребляют для обозначения и объекта изучения и раздела науки о языке.

Синтаксис языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц (4, с. 5).

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса (8, с. 7).

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Фундаментальные понятия синтаксиса - понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике (4, с. 5).

Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному.

Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин).

В предложении - 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (А. Толстой).

В предложении - 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами (4, с. 6).

Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике, однако в большинстве вузовских учебников (см. список литературы) рассматриваются все названные выше синтаксические единицы.

"Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений" (Чеснокова Л.Д., с. 6).

Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксической единице, то есть служит для выражения синтаксических отношений между словами, во-вторых, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания, в-третьих, создает условия для реализации лексического значения слова.

Основные виды (типы) синтаксической связи - сочинение и подчинение (4, с. 6).

Сочинение и подчинение являются структурными, собственно языковыми отношениями, призванными структурно оформлять объективные отношения.

Подчинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, второе - как зависимое.

Сочинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания слов, в котором все слова выступают как равноправные по отношению друг к другу.

На базе основных типов связи в лингвистической литературе выделяется:

  • 1) пояснительная связь;
  • 2)двунаправленная связь;
  • 3) детерминантная связь.

Рассмотрим их подробнее.

Пояснительная связь характерна только для словоформ в составе предложения. И.П. Распопов в "Строении простого предложения" (7, с. 40-41) называет эту связь аппликацией, в "Грамматике-80" отмечено, что пояснительная связь характеризуется как разновидность сочинительной связи (§ 2084).

Пояснительная связь - это связь словоформ, при которой второй компонент как бы "накладывается" на первый и благодаря этому уподобляется ему в синтаксических отношениях с другими компонентами предложения. Пояснительная связь раскрывает собственно пояснительные синтаксические отношения, выражающие разные названия одного и того же явления. Пояснительную связь можно усмотреть в случаях, которые обычно трактуются как обособление приложений (в широком смысле с включением не только приименных, но и приадъективных, принаречных компонентов), она характерна для предложения (И.П. Чиркина, ч. 4, с. 25).

Ср.: Она выходила на улицу в стареньком, очень потрепанном, платье. Налево, у дороги, стояло одинокое дерево.

Двунаправленная связь характерна только для предложения, это одновременная связь зависимой словоформы с двумя другими стержневыми для нее словоформами, выражает определительные и обстоятельственные, определительные и объектные синтаксические отношения. (См.: Грамматика-80, § 2003, Чеснокова Л.Д., с. 66-72, Распопов И.П., с. 37-40).

Пример: Уткнувшись лицом в полотенце, он заплакал навзрыд, как плакал в этой комнате, когда маленького его несправедливо и жестоко наказывал отец (Федин).

Словоформа маленького выражает одновременно атрибутивное отношение к словоформе его (он какой?) и обстоятельственное временное к словоформе наказывал (когда?).

Неужели война сделала тебя суеверным? (Симонов).

Словоформа суеверным выражает одновременно атрибутивные и объектные синтаксические отношения.

Детерминантная связь - связь свободного присоединения словоформы к предложению в целом, выражает объектные и обстоятельственные синтаксические отношения (см. работы Шведовой Н.Ю., Малащенко В.П. и др.).

Примеры: В писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Для большого писателя мало знать родной язык.

Выделенные единицы являются объектным детерминантом.

С балкона в комнату пахнуло свежестью. В распахнутые окна дул теплый ветер - пример обстоятельственного детерминанта.

Поскольку синтаксические связи служат для выражения синтаксических отношений, следует дать определение последним.

"Синтаксические отношения, - пишет Л.Д. Чеснокова, - есть те смысловые отношения, которые в школьном синтаксисе квалифицируются как грамматические значения словосочетания, это те отношения, которые определяют специфику синтаксической структуры предложения, составляют значение членов предложения, значение придаточных предложений, значение сложносочиненных и бессоюзных предложений и т.д.

Отношения между предметами и явлениями реального мира конкретизируются и предстают в языке как отношения между предметом и предметом, между признаком и предметом, между признаком и признаком, между действием и предметом, между действием и признаком, между действием и действием" (6, с. 9).

Структурные, собственно языковые, отношения призваны определенным образом оформлять, представлять в языке объективные отношения (там же).

Основным следует признать деление синтаксических отношений на предикативные и непредикативные. Предикативные синтаксические отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.

Непредикативные синтаксические отношения делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами всех синтаксических единиц.

Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы, интонация, порядок слов и др. Все эти средства служат также для оформления синтаксических связей и выражения синтаксических отношений.

Словоформы - минимальные синтаксические построения, обслуживающие смысловую сторону синтаксических построений, а элементами словоформ являются окончания и предлоги.

Союзы связывают между собой однородные члены предложения, части сложного предложения и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются сочинительные союзы, но и они раскрывают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами.

Частицы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения, оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выделять смысловой центр высказывания и т.д. Частицы не включаются в состав членов предложения, если оформляют грамматическое значение всего предложения.

Неужели при тысячеградусных температурах в кабине останутся комнатные условия?

В остальных случаях частицы, как и предлоги, входят в состав членов предложения.

Важную роль в построении синтаксических конструкций играют типизированные лексические элементы. К ним относятся местоименные слова (вопросительные, относительные, указательные - кто, что, который, где, куда, этот, тот, такой, там, туда, поэтому и т.п.), лексико-семантические группировки знаменательных частей речи.

Порядок слов определяется семантическими и структурными факторами. В русском языке порядок слов бывает двух типов: прямой (фиксированный) и инверсионный (свободный).

Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является интонация. Составными элементами интонации является мелодика речи, ритм, темп, логическое ударение, которое выделяет в предложении информативный центр. Кроме того, интонация - существенный признак предложения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложений в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения, между частями сложного предложения и т.д.

В построении синтаксических конструкций обычно участвует несколько средств (4, § 4, с. 8-10).

В морфологии у частей речи разграничиваются лексические и грамматические (категориальные) значения. Так же и в синтаксисе. Все синтаксические единицы имеют лексические (речевые, индивидуальные) и грамматические (языковые, синтаксические, категориальные и т.д.) значения.

Лексическое значение словосочетаний обусловлено лексическими значениями слов, входящих в эти словосочетания.

Грамматическое значение - более общее, абстрактное значение, значение синтаксических отношений.

Вопрос о семантике предложений более сложный и не имеет однозначного решения. С одной стороны, в это понятие включается грамматическое значение вопроса, утверждения, побуждения, с другой стороны, еще и грамматическое значение словосочетаний, входящих в состав предложения.

Таким образом, грамматическая (языковая, синтаксическая) семантика - это общее значение синтаксических единиц одинаковой структуры. Лексическая семантика - это речевое, конкретное, индивидуальное значение той или иной синтаксической единицы, связанное с лексическим значением слов и словоформ (4, с. 11).

Синтаксическая и лексическая семантики синтаксических единиц и их компонентов отличаются друг от друга разной степенью абстракции: синтаксическая семантика - высшая ступень обобщения лексической семантики. Синтаксическую и лексическую семантики можно представить как разные полюса, между которыми лежит зона переходных явлений, отражающих разные ступени абстракции. В этой зоне взаимодействия грамматики и лексики формируются структурно-семантические типы предложений, словосочетаний и т.д.

Синтаксическая семантика разновидностей этих предложений, словосочетаний и т.д. называется типовой семантикой (названная проблема отражена в работах Г.А. Золотовой).

Так, например, общим грамматическим значением безличного предложения В комнате холодно является сообщение, а его типовым значением - состояние среды.

В школьных учебниках рассматриваются грамматические значения словосочетаний и предложений: грамматическое значение словосочетания связано с его строением, а предложения - со значением наклонений глагола-сказуемого (4, § 5).

История изучения русского синтаксиса берет свое начало с "Российской грамматики" М.В. Ломоносова (1755). Расцвет русской синтаксической науки наступает в 19 - нач.20 в., когда получают развитие основные направления отечественного языкознания: логико-грамматическое (Ф.И. Буслаев, Н.И. Греч, К.С. Аксаков), психологическое (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский), формально-грамматическое (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский).

Все эти направления внесли значительный вклад в разработку лингвистических проблем, но отличаются односторонним подходом к синтаксису.

Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного языкознания для современного периода характерен процесс интеграции и дифференциации, отличающий развитие всей науки в современную эпоху. Одним из достижений современного синтаксиса является выявление и разграничение аспектов изучения синтаксических единиц. Одни аспекты связаны с семантикой предложений, другие - с их структурой. Трудно сказать, какой аспект главнее, несомненно, что основным является и структурный, и семантический аспект, и это отразилось в современных синтаксических теориях. Выделенные аспекты не исчерпывают всего многообразия существующих подходов к изучению синтаксических единиц, возможно и выявление новых аспектов, которые позволят с новых позиций дать анализ каких-либо свойств единиц синтаксиса.

Логический аспект изучения синтаксических единиц связан с лучшими традициями русской лингвистики, так как классики отечественного языкознания рассматривали проблему соотношения языка, мышления и бытия. В советском языкознании эта проблема стала объектом исследования и описания общего языкознания.

В работах по общему языкознанию язык рассматривается как средство формирования, выражения и сообщения мысли. Наиболее существенной чертой предложения является его способность формировать и выражать мысль. Философы и лингвисты, разделяющие это положение, различают 3 вида мысли: "мысль-сообщение", "мысль-вопрос", "мысль-побуждение". Различия этих видов мысли обусловливают особые структурные и семантические свойства предложений, выделяемых обычно только по цели высказывания: повествовательных, вопросительных и побудительных.

История развития отечественного языкознания показывает, что философы и лингвисты искали и ищут те формы мысли, которые лежат в основе предложения; исследуют структуру мысли, определяющей синтаксическую членимость предложения.

Мысль, выражаемая в предложении, у лингвистов 19 и 20 вв. получает разные толкования и названия: у Ф.И. Буслаева - суждение, у А.А. Потебни - апперцепция, у А.А. Шахматова - психологическая коммуникация и т.д. Важно, что большинство ученых отмечает двучленный характер мысли, выражаемой в любом предложении, так как в любом предложении есть предмет мысли-речи, то есть то, о чем говорится, и то, что говорится о предмете.

В современной лингвистике широко используются логические термины: субъект, предикат и др. Термин субъект используется как синоним следующих слов и словосочетаний: деятель, производитель действия, действующее лицо, говорящий, предмет мысли, носитель признака. Логический термин предикат употребляется как синоним термина сказуемое, а также с ним связано понятие предикативность.

Логический аспект важен прежде всего потому, что степень членимости мысли определяет степень членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических типов простого предложения: двусоставных, односоставных, нечленимых (4, с. 16-17).

Структурный аспект, или конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, пассивный синтаксис и т.п. Специфика этого лингвистического направления в том, что ученые при изучении синтаксических единиц особое внимание уделяют их моделям, структурным схемам, то есть стереотипным образцам, по которым строятся в речи единицы разных уровней синтаксической системы.

В структурные схемы простого предложения входят лишь те строевые элементы, которые отражают логическую структуру мысли, определяющей синтаксические позиции членов предложения. В результате в центре внимания оказались лишь подлежащее и сказуемое, а второстепенные члены перешли в синтаксис словосочетания. Изучение структуры синтаксических единиц имеет много и плюсов, и минусов.

С одной стороны, невозможно в структурной схеме отразить все семантическое многообразие синтаксических построений, а с другой стороны, структурные схемы отражают основные механизмы построения высказываний и демонстрируют средства, обслуживающие грамматические значения синтаксических единиц и их компонентов (4, с. 17-19).

Коммуникативный аспект связан прежде всего со способностью предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении выделяется данное (тема, основа высказывания) и новое (рема). (Об актуальном членении см. работы И.П. Распопова, И.И. Ковтуновой).

Коммуникативный аспект оказывает влияние и на решение вопроса об объеме члена предложения (ср.: Искусство писать - это искусство сокращать). Способы актуализации информативного центра высказывания - логическое ударение, порядок слов, лексический повтор, частицы и т.п.(см. подробнее:4, с. 21 и далее).

Все рассмотренные аспекты очень тесно взаимосвязаны.

Структурно-семантическое направление - очередной этап эволюции традиционного языкознания. В нем бережно сохраняются и развиваются лучшие традиции русской синтаксической теории, обогащаясь новыми идеями.

Развитие структурно-семантического направления стимулируется потребностями преподавания русского языка, где необходимо многоаспектное, объемное рассмотрение речевых и языковых средств.

Одним из основных принципов структурно-семантического направления является принцип системности языкового строя. Язык как система представляет собой целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; не может быть явлений, выпадающих из системы языка, явлений вне системы. Отсюда наиболее важной и существенной чертой современного синтаксиса является многоаспектный подход к изучению синтаксических единиц, как и других единиц языка (см.подробнее указанную литературу).

Список литературы

  • 1. Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.
  • 2. Русская грамматика. М., 1980, т. 2.
  • 3. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.
  • 4. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.
  • 5. Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.
  • 6. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.
  • 7. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке.М., 1970.
  • 8. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.
  • 9. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.
  • 10. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978.
  • 11. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч. 2. Синтаксис. М., 1979.
  • 12. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Термин «синтаксис» применяется, прежде всего, для обозначения синтаксического строя языка , который вместе сморфологическим строем составляетграмматику языка . Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случаесинтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения жесловесных форм , возникающиев сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являютсяпредметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле словасинтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно,синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а такжесловосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить осинтаксисе предложения исинтаксисе словосочетания .

Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. (Так, возможность словосочетаний типакрасное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии.)Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем: словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется, функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.

Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность,коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью, а наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени. Так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола.

Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.

Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровеньдокоммуникативный ,предложение - уровенькоммуникативный , причемсловосочетание в систему коммуникативных средстввключается лишь через предложение . Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Следовательно,первичной синтаксической единицей можно признатьформу слова илисинтаксическую форму слова . Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например:очень плодотворно, весьма приятно.

Форма слова – это, прежде всего,элемент словосочетания . Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы. Из этого следует, чтосинтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание . Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникаетсинтаксис сложного целого ,синтаксис связной речи ,синтаксис текста , который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения . Так,синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения, т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня.

Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разныевиды синтаксической связи :

    подчинительной,

    сочинительной,

    бессоюзной

также формируют синтаксические отношения :

    причинно-следственные,

    временные,

  • сопоставительно-противительные,

    перечислительные и т.д.

Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях.

    с одной стороны, оно отражает явления реального мира , в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.);

    с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь .

Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности.Синтаксическая семантика (или синтаксическое значение) присуща любой синтаксической единице и представляет ее содержательную сторону;семантическую структуру же, естественно, могут иметь лишь единицы, разлагающиеся на компоненты (словосочетания, предложения).

Если обратиться к основной синтаксической единице - предложению, то, исходя из сказанного, в ней можно обнаружить содержательную сторону (отражение реальных предметов, действий и признаков) иформальную организацию (грамматическую структуру). Однако ни то, ни другое не обнаруживает еще одной стороны предложения - егокоммуникативной значимости , его назначения.

Синтаксической науке известны все три аспекта изучения предложения, в результате чего сформировалось мнение о необходимости различать соответственно этому

предложение в языке (при учете его синтаксической семантики и формальной организации)

и предложение в речи , т.е. предложение, реализуемое в контексте, в конкретной речевой ситуации (при учете его коммуникативной направленности). Последнее принято называтьвысказыванием , хотя часто пользуются и тем же термином - предложение, имея в виду его речевое содержание.

Набор синтаксических единиц , вычленяемых в языке, образует егосинтаксические средства . Как и любые другие, синтаксические средства имеют свое специфическое назначение, т.е. существуют не сами по себе, а ради определенных функций.Частные функции синтаксических единицопределяются общей коммуникативной функцией синтаксиса . Если коммуникативную функцию выполняет предложение (высказывание) как синтаксическая единица, то функцией любой синтаксической единицы докоммуникативного уровня (синтаксическая форма слова, словосочетание) можно признать роль этой единицы в построении предложения (как компонента словосочетания или члена предложения).

Для обозначения синтаксических единиц, членящихся на компоненты, существует и термин «синтаксическая конструкция» , который используется и в отношении к абстрактной языковой модели, и в отношении к конкретной языковой единице, построенной по этой модели.

В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место - этоявление высшего порядка , ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но«язык неистощим в соединении слов» . Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, каксвекла, кровать, деньги и др. , и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так,многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении .

Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической дифференцированности.

Стилистические возможности современного русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет выработать целую систему синтаксических средств, приспособленных к функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных функциональных стилях речи).

Изучение синтаксических единиц и их стилистических свойств создает возможность целенаправленного отбора выразительных средств языка, сознательного их использования в разных речевых контекстах. Выбор синтаксических единиц, соответствующих конкретным целям речевого общения, всегда связан с поиском оптимального варианта. Причем этот оптимальный вариант должен удовлетворять требованиям не только нужного смысла, но и нужного эмоционального звучания. И эта чисто эмоциональная сторона высказывания очень часто создается средствами синтаксиса. В частности, конструкции экспрессивного синтаксиса обладают не толькоинформационной функцией , но ифункцией воздействия . Отсюда ясно, какое огромное значение имеет целенаправленное изучение синтаксической системы языка.