Всесторонняя психосоциальная оценка ребёнка и семьи. Ребенок, члены семьи и значимые для ребенка лица

Стремление к самоактуализации. Стремление к раскрытию своего внутреннего потенциала многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека. А. Маслоу считал, что люди изначально, генетически мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. В целом развитие человека он представлял как восхождение по «лестнице потребностей», где внизу расположены базовые потребности, связанные со стремлением выжить, а высшим уровнем является потребность в самоактуализации - реализовывать, «опредмечивать» себя, свою сущность. У людей, склонных к самоактуализации, доминирующим мотивом чаще всего является радость, и этим они отличаются от людей, которые стараются удовлетворить потребности в том, чего им не достает. По его мнению, «рост в направлении самоактуализации исцеляет от недугов», поскольку это путь к бытийному познанию, к восприятию внутренних ценностей, конечных ценностей бытия. Творчество является неотъемлемой характеристикой самой природы человека, но при оценке самого А. Маслоу, самоактуализация на практике – большая редкость. Ее достигают лишь около 1 % всех родившихся. Большинство людей по разным причинам так и не раскрывают свой творческий потенциал.

Перфекционизм – стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требования. Выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам. У одаренных детей это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигнет максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Слишком сильно выраженный перфекционизм становится причиной неврозов, недовольства собой, парализует волю человека, делает невозможным завершение работы. Часто это раздражает окружающих, особенно тех, кто работает рядом с таким перфекционистом.

Самостоятельность – независимость суждений, способность самому реализовывать важные решения, а также нести ответственность за свои поступки и их последствия. Самостоятельность – это практически всегда риск. Формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность. Подавляющим фактором является тотальный внешний контроль, жесткие дисциплинарные требования, не допускающие индивидуальных вариаций. Не менее вредным является вседозволенность, тепличная атмосфера, ограждающая ребенка от проблем и возможности самостоятельно принимать решения (с одной стороны, рабская дисциплина порождает рабский характер, с другой, - без четких дисциплинарных правил нельзя воспитать сильный характер).



Социальная автономность – близка самостоятельности. У одаренного ребенка она часто проявляется в неприятии традиционного обучения: ориентация на простое воспроизведение полученных вызывает скуку. Для него характерна относительная свобода от общепринятых ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу. Результат – скрытый или явный конфликт с педагогами, плохие оценки по предметам, которые не интересны. Одаренным детям свойственен нонкомформизм – стремление во что бы то ни стало противостоять большинству, что проявляется в готовности отстаивать свою точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать не традиционно.

Эгоцентризм – непонимание того, что окружающие существенно отличаются от тебя в мыслях, желаниях, поступках. Это закономерно для возрастного развития ребенка, связано с ограниченностью опыта. Однако одаренным детям он свойственен в большей мере – чем больше знаешь что-либо, тем больше шансов вести себя эгоцентрически. Однако это – сложное личностное свойство, и в каких-то сферах у одаренных детей эгоцентризм, наоборот, проявляется меньше. Наиболее характерен для одаренных детей познавательный эгоцентризм: они практически не могут понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. В то же время менее свойственен одаренным детям моральный эгоцентризм: способность более тонко улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее создает базу для понимания мотивов поведения других людей. Одаренные дети легче встают на позицию другого человека, им менее свойственен также коммуникативный эгоцентризм. Однако познавательный эгоцентризм преодолевается труднее всего. По замечанию американского психолога К. Тэкэкс, свойсвенная одаренным неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров.



Лидерство – доминирование в межличностных отношениях. В общении со сверстниками одаренный ребенок часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел, склонен командовать другими детьми. Основная причина склонности к командованию – интеллектуальное превосходство, лучшее представление развития игровых действий, прогнозирование возможных ошибок. Отчетливо это проявляется в старшем дошкольном возрасте. В младшем - одаренный ребенок теряет интерес к коллективным играм, что связано с увлечением углубленной интеллектуальной работой и самодостаточностью. Если же с возрастом стремление утвердиться в роли лидера возрастает и к интеллектуальному превосходству добавляются суггестивные возможности (воздействие на других), способности настаивать на своем и в то же время ладить с другими детьми, то можно говорить о специальной лидерской одаренности.

Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. опыт побед и поражений – важный фактор закалки характера. без этого наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоуиверждается, приобретает уверенность в своих силах, учиться рисковать, приобретает опыт «разумного авантюризма». Одаренный ребенок способен к дифференцированной самооценке, что стимулирует его к конкурентным формам взаимодействия. Важно, чтобы соревноваться приходилось с равными себе по силам. Причем особенно ценен опыт не только побед, но и поражений.

Особенности эмоционального развития. Большинство исследователей подчеркивают эмоциональную уязвимость одаренного ребенка. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающиеся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, могут оказать сильное воздействия на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно. Повышенная эмоциональная чувствительность связана и с другой, более важной особенностью – способностью наслаждаться творчеством. По утверждению Стендаля, звание гения присваивается лишь тому, кто испытывает особое наслаждение от процесса творчества и продолжает работать, несмотря на преграды.

Творческое восприятие случайностей. В концепции А. Танненбаума один из пунктов составляют случайные факторы – «оказаться в нужном месте в нужное время». Умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств - одна из черт человека с высокими умственными способностями. Это серьезно повышает шанс на успех практически во всех сферах жизни (примеров тому немало ив судьбах выдающихся людей, и в судьбах выдающихся открытий). По словам Ф. Ницше, со случайностью-озарением встречается тот, кто готов к встрече. Или «чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь».

Юмор – качество творческого человека: способность обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях. Исследователи говорят о прямой корреляции уровня развития креативности и юмора. Юмор – свидетельство одаренности и, одновременно, эффективный механизм психологической защиты.

Распространено мнение, что такой дар, как талант, одаренность обязательно проявится («талант всегда пробьется», «талант не пропьешь»). Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии – или развивается, или угасает. Символ одаренности – образ Алисы в сказочной стране, где нужно бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвинуться вперед.

В дошкольном возрасте у ребенка появляются первые осознанные моральные суждения, т.е. представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Часть из них относится к проявлению заботы, сострадания к окружающим. Эти представления ребенок черпает из книжек и из наблюдения за взрослыми. Дошкольник внимательно следит за взрослыми и стремится во всем подражать им, однако в реальной жизни чаще действует на основе своих интересов. Но постепенно он начинает понимать, что проявление соучастия, заботы поддерживается взрослыми, высоко оценивается ими, поэтому начинает показывать эти качества в своем поведении. Ребенок начинает гордиться своими хорошими поступками, радуется, когда взрослые их замечают. Такое поведение, конечно, нельзя в полной мере считать проявлением заботы о другом человеке, поскольку оно ориентировано на поощрение взрослыми, но является необходимой предпосылкой участия.

Гаяна, 4 года и 6 месяцев

Дочка очень любит шоколад, ходит и клянчит: "Ну дай хоть два кусочка. Если не дашь два, я попрошу один". Получив, угощает брата и говорит: "Я ведь добрая девочка!"

В одном любопытном психологическом эксперименте детям трех-четырех лет было предложено честно распределить четыре игрушки между собой и другим ребенком, при этом две игрушки были большими и красивыми, а две – маленькими и невзрачными. Все дети брали себе лучшие игрушки, хотя при рассказе о другом ребенке и его аналогичном поведении дружно его осуждали. На самом деле дети поступили абсолютно нормально для своего возраста, и потому родители таких детей не правы, когда называют их жадными или нечестными. Как уже отмечалось, в три- пять лет ребенок осваивает доброе поведение на словесном уровне, и только в пять-семь лет начинает учиться проявлять сочувствие, заботу.

По мере взросления ребенок начинает ориентироваться на жизненную ситуацию, в которой оказывается другой человек, например, понимать, как плохо живут дети, у которых нет родителей. Тогда к возможности проявлять ситуативное сопереживание к другому человеку у ребенка постепенно добавляется способность к долговременному разделению переживания, а когда он сможет испытывать радость, помогая окружающим, можно будет сказать, что основы доброты в нем уже заложены.

Гаяна, 4 года и 3 месяца

Дочка услышала, что мы собираемся поздравлять дедушку с днем рождения, и потребовала записать и ее пожелания: "Дорогой дедушка! Желаю, чтобы ты лучше слышал. Желаю, чтобы дедушка учился бегать. Чтобы Машка (хомяк) стала человеком. Пусть дедушка скажет Денису (внуку), чтобы он прислал дедушке красивые штаны и золотую праздничную рубашку".

Говоря о сочувствии дошкольника, нужно понимать, что оно осуществляется в поле жизненного опыта самого ребенка, который пока еще не умеет ставить себя целиком и полностью на место другого человека.

Рома, 5 лет

Рома болеет тяжелой формой астмы. Беседую с ним, он рассуждает: "А вообще, мне маму очень жалко, она так за меня переживает, даже плачет иногда. Но ничего, я скоро выздоровлю и куплю маме машину, и мы будем ездить в магазин за конфетами. Ты знаешь, мне так нравится, когда мама смеется".

Как уже отмечалось, требовать от ребенка понимания интересов взрослых в этом возрасте не стоит, а вот обратить внимание на то, какие сказочные герои нравятся ему больше всего, на кош он хочет быть похожим, в какого персонажа чаще превращается в играх, просто необходимо. Эти герои подскажут взрослым, какими качествами ребенок хочет обладать. С большой степенью вероятности в реальной жизни они будут проявляться позже. Таким образом, если героев, на которых ориентируется ребенок, можно назвать добрыми, значит, понимание доброты как жизненной ценности у ребенка уже появилось.

Олег, 4 года и 4 месяца

Олега приучают спать ночью в пижаме, а для этого сначала полностью раздеваться. Спрашивает у деда: "Дедушка, а адмирал Нахимов тоже снимал трусики? А Илья Муромец?

А Алеша Попович?"

Олег, 4 года и 5 месяцев

Сегодня сын примчался к деду в кровать в семь утра, уселся верхом и сказал, что он Петр I и скачет на врага. Когда дед проснулся и "укусил" его за ногу, сын сказал: "Ты, дедушка, не кентавр, а боевой конь Петра I, который должен любить своего хозяина. А если ты кентавр, тогда я – Геракл и я тебя победю".

Важно, чтобы ребенок не столько проявлял заботу и внимание, сколько хотел делать это; чтобы доброта становилась для него значимой жизненной ценностью.

Олег, 4 года и 5 месяцев

Внук мечтает научиться плавать, а когда все пойдут гулять на озеро и кто-то устанет плавать, он будет его спасать. А еще он собирается защищать всех от Немейского льва.

Уже во второй половине дошкольного детства нужно ожидать от ребенка проявления реальной доброты.

Гаяна, 6 лет

Перед сном дочь вдруг мне сказала: "Хочу быть доброй, трудолюбивой, любить природу". А проснувшись утром, сама почистила зубы, приготовила нам все для завтрака.

Олег, 6 лет и 10 месяцев

Олег отдыхает летом у бабушки. Они гуляют, проходят мимо витрины обувного магазина. Мальчик упрашивает бабушку купить маме босоножки:

– Я знаю ее вкус, такой каблук подойдет.

Облюбовал белые босоножки на огромном каблуке – такие, что носить невозможно. Бабушка, естественно, не покупает. Внук обижается:

– Ты не любишь мою маму.

Олег плохо ведет себя за обедом. Бабушка обещает написать маме. Он просит:

– Не надо, не надо огорчать маму.

Человеческий организм состоит из бесчисленного количества клеток, которые различаются между собой, и каждая из них отвечает за определенный орган. Информацию о том, какая часть организма будет построена определенной клеткой и как она должна работать, мы получаем из набора хромосом.

Хромосомный набор человека базируется на 46 хромосомах. Каждая клетка содержит определенное число хромосом. У человека с синдромом Дауна это нормальное количество (46 хромосом) нарушено. У него появляется одна лишняя хромосома в каждой клетке организма. Это является отличительным признаком синдрома Дауна, на который обратил внимание английский врач Лангдон Даун, который в 1966 году описал этот признак в первый раз.

У Дауна не было тогда в распоряжении цитогенетической техники и он дал этому синдрому название монголоизм т.к. внешний вид этих людей напоминает ему выходцев из Монголии. Это понятие не является сейчас общепринятым, потому что оно ложно и не научно. Синдром Дауна присутствует во всем мире у всех человеческих рас. Он существует на всех на всех континентах и время его не определено. По всей вероятности, синдром Дауна существует с тех пор, как существует человечество Древнейшее упоминание об этом приходят к нам от жителей Мексике и Центральной Америке, которые жили более 3000 тысяч лет назад во время древней культуры Ольцмена.

Тогда же были созданы фигуры из камня и глины с монголоидными чертами синдрома Дауна, и это показывает, что у любого народа люди с синдромам Дауна пользовались определенным уважением.

Суть появления синдрома Дауна до сих пор не ясна. У очень малого процента случаев (транслокации) наряду со спонтанными ошибками при делении клетки, присутствуют также родовые факторы (наследственность). Исследователи и врачи ищут главную причину, которая позволила бы выявить частоту появления людей с синдромом Дауна. При этом выявляется, что принадлежность родителей к одной этической расе, к определенным социальным слоям или местности проживания родителей не играет ни какой роли.

Также очень не существенны различные воздействия на организм во время беременности, например заболевание матери, недостаток пищи или витаминов, влияния алкоголя или никотина, потому что синдром возник уже до этого. По всей вероятности, эти причины могут повредить ребенку, но они не влияют на появление синдрома Дауна.

Так называемые внешние факторы не играют на современном этапе значительной роли в возникновении синдрома Дауна. Ученые больше склонны усматривать в главной причине частоты рождения детей с синдромом Дауна возраст родителей. На практике дела обстоят так, что большинство детей с синдромом Дауна появляются у матерей в возрасте от 24 до 35 лет. Объяснение этому явлению весьма простое. Женщины этой возрастной группы рожают больше детей, в то время как женщины более старшего возраста реже ожидают ребенка. От 65% до 80% всех детей с синдром Дауна рождены матерями младше 35 лет.

Доказано, что многочисленные скоротечные преждевременные роды влияют на хромосомные изменения эмбриона. Некоторые научно-исследовательские центры доказывают, что каждый второй аборт влияет на хромосомные изменения. Кроме того, есть много других факторов, которые ведут к преждевременным родам, так что найти истинную причину по этому вопросу пока что не возможно.

Многие центры рассматривают частоту синдрома Дауна как часть разнообразных влияний. Большинство называют число между 600 и 700 рождений, на которые приходится ребенок с синдромом Дауна. В общей сложности число людей с синдромом Дауна составляет 1,1 – 1,2% на каждую тысячу людей.

Насколько большой риск для рождения других детей? Этот вопрос зависит от числа хромосомных изменений у ребенка. Риск рождения второго ребенка с трисомией в 21-й хромосомной паре на 1% больше, чем процент риска рождения ребенка с синдромом Дауна от возраста матери.

Личное собеседование в этой ситуации по всем вопросам может дать исчерпывающий ответ.

Кормление новорожденного. Кормление грудью является важным моментом для всех детей, так же и для детей с синдромом Дауна. На них положительно воздействует кормление материнским молоком, это закаляет иммунную систему. При этом во время кормления развивается моторика рта. Развитие нижней челюсти, поддержка движений языка и обучение закрытию рта облегчается при кормлении грудью. Вследствие того что у детей с синдромам Дауна эти навыки развиты слабее, то им необходима своевременная помощь в самом начале развития. Если у вашего ребенка эти навыки пока отсутствуют, то совсем не обязательно помещать его в клинику.

Упомянутая хромосомная пара с самого начала рождения ребенка влияет на его развитие. Это заметно отличается при синдроме Дауна. Но это не только влияет на его дальнейшее развитие, а прежде всего на его окружение и обучение.

Дети с синдромом Дауна имеют такие же возможности, как и все другие дети. Они хотят быть со своими родителями в семье, со своими братьями и сестрами, открывать для себя окружающий мир, играть, учиться смеяться и становиться самостоятельнее.

Поэтому особенно важно помочь ребенку с синдромом Дауна, чтобы он по возможности, нормально жил и развивался. Помощь в развитии такого ребенка подобно помощи умственно отсталому ребенку, но каждый ребенок индивидуален и он является личностью.

В первый год жизни ребенок делает важные шаги в развитии, которые с радостью ожидают родители, например первая улыбка или умение самостоятельно сидеть, ползать, делать первые шаги, произносить первые слова.

Дети с синдромом Дауна обучаются всему этому медленнее, чем другие дети, и достигают положительных результатов в развитии тоже позже.

Но вы всегда должны быть уверенны, что ваш ребенок этого достигнет.

Ранняя помощь в семье и ранняя диагностика очень важны. Дети с синдромом Дауна делают иногда удивительные вещи, но их не следует отождествлять с детьми нормального развития. Любая помощь должна учитывать индивидуальность каждого конкретного ребенка в семье и конкретной ситуации. Детям нужно прежде всего любовное обращение, а не рациональная тренировка.

Но нельзя забывать, что при всей схожести с синдромом Дауна каждый ребенок имеет свои специфические особенности, любовь к чему-либо или отрицание чего-либо.

Ранняя помощь и поддержка увеличивает возможности развития детей с синдромом Дауна. Совет и собеседование, которое может предложить группа взаимопомощи, является для родителей существенной поддержкой.

Часто сотрудники группы взаимопомощи объединяют родителей детей с умственной отсталостью, чтобы они могли обменяться мнениями. Очень часто с синдромом Дауна связаны и другие заболевания, например многогранные поражения, треть детей имеют порок сердца, у многих проблемы с желудком и кишечником, зрением и слухом, повышенная восприимчивость к информации. Но и здесь своевременный совет и помощь часто бывают очень нужны, чтобы существенно изменить развитие ребенка с синдромом Дауна.

В первый год жизни ранняя диагностика и помощь очень важна для развития двигательных функций. С помощью ранней диагностики или лечебной гимнастики ваш ребенок приобретает моторные способности значительно раньше, чем без этой помощи. Совместные игры важны для развития всех детей, а особенно для умственно отсталых. Игра с пальчиками, подскоки на коленях, рифмы и песенки доставляют удовольствие ребенку и родителям. Они помогают развивать речь и социальный статус, расширяют возможности ребенка, соответствующие его способности.

Дети с синдромом Дауна, как и другие дети нуждаются в большом количестве игрушек. Игрушки должны побуждать к активному действию и облегчать процесс познания. Важно в игру включать и других детей. Найдите по соседству с вами детей с нормальным развитием, что вашему ребенку это доставит много удовольствия и дети тоже будут рады поиграть с ним.

Если у ребенка есть братья и сестры, то они, конечно, будут являться важными партнерами по играм.

На втором году жизни особенно необходимо развивать речь и способность говорить. Этому помогают детские песенки и легкие рифмы, книжки с картинками и простой игровой материал. При этом важен осмысленный выбор. Всегда следует придерживаться правила: и малое для ребенка бывает большим! Любимая книжка помогает узнать, рассмотреть, и назвать уже известные картинки, а это лучше чем бессмысленное рассматривание.

Как и для всех других детей, так и для детей с синдромом Дауна посещение детского сада или специальных групп общения – это большой ответственный шаг в жизни. Совместное пребывание с другими детьми помогает ребенку приобрести навыки группового обучения, осмысленно находиться среди других людей. Некоторым умственно отсталым детям бывает сначала тяжело находиться в больших группах, но они учатся в общении с другими детьми. Особенно сильно они нуждаются в поддержке взрослых. Важно при этом, чтобы группы были маленькими и там был квалифицированный персонал.

Ребенок с синдромом Дауна будет развиваться лучше, если родители, братья и сестры, родственники и соседи, будут относиться к нему с терпением и любовью. Конечно помощь родителей будет более действенной если в семье будет согласие и понимание. Если Вы, дорогие родители попытаетесь раз и навсегда решить ваши взаимоотношения, будите заботиться друг о друге и уделять другим детям достаточное внимание, то все это пойдет на благо ребенка с синдромом Дауна.

В России сейчас создаются группы взаимопомощи родителей и группы общения для детей. Такие службы содействия семье успешно работают при общественных организация Великого Новгорода, в том числе и в «Центре «Вита». Они помогут Вам присмотреть за ребенком, чтобы в свое свободное время вы могли заняться своими интересами, увлечениями. Это большая помощь семье, когда Вы знаете, что можете получить отдых и спокойствие, но и время проведенное с умственно отсталым ребенком, может быть очень полезным для всей семьи.

У большинства семей со временем появляется опыт поведения с умственно отсталым ребенком и умение воспринимать его таким какой он есть.

Беседа с другими родителями, имеющими умственно отсталых детей, подсказывает, как переносить сложности, является большой взаимопомощью. В группе взаимопомощи «Центра «Вита» есть родители, оказавшееся в тяжелой ситуации, но стремящееся преодолеть ее. При этом не только родители и семья, но и соседи должны развивать в умственно ограниченных детях самостоятельность, помогать справляться с трудностями повседневной жизни.

Суждения наших детей примитивны, абстрактное мышление слабое, или недоступное. Речь развивается поздно, словарный запас беден, произношение с дефектами (3 человека). Характерны тугоподвижность (3 человека). У детей плохая переключаемость, дети легко теряются в непривычной обстановке (3 человека), или наоборот – слишком активны (2 человека). Внимание неустойчивое, очень легко отвлекаемое (3человека). У детей относительно хорошо развита механическая память, и вот эту ниточку и надо тянуть и не от случая к случаю, а ежедневно, систематически, очень настойчиво. Механическую память необходимо постоянно развивать и как можно раньше начинать обучение по индивидуальным специальным программам.

Прежде чем понять сущность проблем психосоциального развития сирот, стоит рассмотреть и сравнить их с другими детьми, растущих и развивающихся в социально благополучной среде.

Развитие ребенка как естественный процесс может протекать по разному, в зависимости от ряда факторов. Условно их можно поделить на две основных группы, внешней и внутренней природы.

К внешним можно отнести такие социальный факторы как семья, школа, окружение и т.д. Если рассмотреть более детально фактор семьи, то тут можно сделать вывод что именно он играет основополагающие роль в развитии ребенка, и заложению фундамента будущей личности человека.

Внутренний фактор имеет психологическую природу, но тесно связан с социальным окружением, так как именно это и формирует основы поведения поверх генетической расположенности.

Из этого вытекает что первые годы в семье играют фундаментальную роль в формировании психики ребенка. В России особо остро стоит проблема с семьями входящими в "группу риска". К этой группе относятся семьи с такими проблемами как: финансовое неблагополучие, неполная семья, семьи с детьми-инвалидами и т.д. Именно в таких семьях особо остро, наблюдается большое количество неблагополучных детей. Проблемы ребенка в таких семья проявляются через агрессивность, низкую самооценку, неадекватная оценка собственной личности, что как правело сказывается на дальнейшей судьбе.

В младшем школьном возрасте первые предпосылки к "личности" проявляются в форме внутренней позиции, которая проявляется в виде произвольного поведения. В этот период, главным фактором произвольного поведения является учебная деятельность, либо труд в семье. Последнее связана с обязанностями в семье, но лишь тогда когда это деятельность имеет произвольный характер.

1. Для развития произвольного поведения, важным моментом выступает не только умение четко выполнять цели взрослых, а именно самостоятельно создавать эти цели, и в соответствии с ними скоординировать свои действия на физическом и умственном уровне. Цель лишь тогда выполняется ребенком, когда она была сформирована перед началом деятельности, и имеет небольшой объем работы. В противном случае ребенок отказывается от ранее задуманного.

2. Следующий момент это увеличение значимости отношений между школьниками. На этом фоне возникает коллективная связь, формируется общественное мнение, взаимная оценка и требовательность. Как правело это проявляется на пороге 4-5 классов. В этом возрасте у детей проявляется очень быстрая текучесть взаимоотношений, которое объясняется стремлением ребенка найти более близкого друга.

3. Правильность в поведении 4-5 классов обусловлены чувством взрослости. Оно выражается в виде наличия у ребенка собственного мнения, желания "взрослого" к себе обращения а так же стремление оградить некоторые сферы своей жизни от взрослых.

Стоит отметить что "взрослость" у разных детей может существенно отличатся, причиной различия бывают разные, но доминантам является социальное особенности окружения. Социально-моральную взрослость, наблюдают в семье которая переживает определенные трудности, ребенок может брать на себя взрослые обязанности, такие как систематическая помощь родителям, участие в помощи семье и т.д. Рвение ребенка быть "Настоящим мужчиной" и "Настоящей женщиной" обусловлены стремлением подражания взрослым, как правело отцу или матери и проявляется в виде таких качеств: выносливости, смелости, силы, мужества, заботе о других и т.д. Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении ребенка все знать, что в последствии стимулирует его познавательную деятельность.

Скорее всего про агрессивность надо дополнить, так как очень коротко получилось.

Так же одной из проблем психосоциального характера является чрезмерная агрессия у детей. Причины ее зарождения очень разные, парой противоречивые. По данным исследований было доказано, что чрезмерное подавление агрессии у детей родителями, только усугубляла проблему, приводя к ее проявлению и в более позднем возрасте. Но стоит отметить, что у очень мягких и лояльных родителей проблема имела тот же характер.

Агрессивным дети почти не замечают того, что они являются причиной страхов и беспокойств окружающих. И напротив, им кажется что весь мир хочет их обидеть, а все то что он делает является защитой на эту враждебность. Из этого вытекает замкнутый круг: агрессивные дети боятся а потому ненавидят окружающих, а те в свою очередь испытывают аналогичные эмоции.

Объяснение данного явления лежит на поверхности и является отражением его внутреннего дискомфорта. Недостаток внимания со стороны взрослых и сверстников проявляется в форме агрессии и понимается ребенком как единственный способ защитить себя в этом жестоком мире. Вина в таком поведении в большей степени лежит на родителях ребенка. Достаточно часто в современное время, дети появляются на свет у тех людей которые по тем или иным причинам не готовы стать родителями, но по медицинским показаниям делать аборт, был крайне нежелателен. В последствии на подсознательном либо осознанном уровне понимания, дети начинают чувствовать не любовь своих родителей к ним. Жестокость или безучастие в его воспитании, укрепляет в голове ребенка мысль о том, что он не кому не нужен.

За последние сто лет, было не мало психологов пытавшихся расписать стадии и проблемы развития детей, в психосоциальной сфере. Наиболее успешными можно назвать Эриксона Эрика Хамбургера, а также двух советских ученых Выгодский Лев Семенович и Эльконин Даниил Борисович. Все их работы тесно связанны между собой, в результате чего многие открытия строились на базе открытий друг друга. Во многом их связывает во едино, стремление поэтапно классифицировать линии развития человеческого сознания и их возможные отклонения.

В одних источниках ставился акцент на нормальные стадии развития (добродетиль) и аномальные, а во многих ставился акцент только на сами кризисы (в общем) и на их взаимодействие и приодаление.

По Эриксону развитие человеческой психики представлялось в виде обусловленного и между тем саморегулирующегося процесса в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда проходят через призму внутренних условий. С возрастом увеличивается роль собственной активности в психическом развитии, что приводит к формированию личности.

Эриксон был фрейдистом, из чего и вытекают его многие концепции и теории. Но в отличии от Фрейда, который ставил акцент "Эго" только на детском этапе развития человека, по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь. При этом каждая из стадий развития ведет за собой определенный конфликт, преодоление которых приводит к переходу на новый этап. По его мнению саморазвитие индивида носит стадиальный и необратимый характер. Из этого вытекает, что эти стадии могут быть предсказуемы.

Для полного понимания развития ранних психосоциальных процессов у детей, можно ограничится стадиями игрового и школьного возраста. Именно в игровом периоде зарождаются первые социальные отношения у ребенка со сверстниками. А на школьной стадии приобретают все более выраженные формы.

Возраст игры (фаллическая стадия) охарактеризовывается интересом ребенка к своим гениталиям и осознание своей половой принадлежности. В отличии теории Фрейда, в которой дети этого возраста проявляют желание занять место отца (матери) в отношении родителя противоположного пола, Эриксон имел иную точку зрения, а именно считал данное явление лишь частным моментом развития ребенка. На этом этапе ребенок очень активно пытается познать окружающий мир, как один так и совместно со сверстниками, принимая участив в игровой деятельность. Из этого выходит естественное желание ребенка включится в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйдя из роли маленького. При нормальном стечении обстоятельств, дети вырабатывают в себе такие черты как предприимчивости и инициативности. Чувство инициативности выработанное в детстве играет важную роль, а именно сопровождает человека на всех этапах человеческой жизнедеятельности. В тоже время агрессивное поведение ребенка влечет за собой подавление инициативы и развивает такие кризисы как чувство вины и тревожность.

Школьный возраст (латентная стадия) так же основывался на результатах психоанализа, и воспринимался как определенная дремота инфантильной сексуальности в виде отсрочки генитальной зрелости, обусловленной необходимостью будущего взрослого человека, научится техническим и социальным основам трудовой деятельности. Школа приобщает ребенка к новым знаниям, формирует трудолюбие тем самым ускоряет естественный процесс развития. Опасность на данной стадии, проявляется в чувстве неполноценности, связанные с проблемами учебного либо социального характера. Непонимание сверстников в возрасте активного вхождения в социальные взаимоотношения, играет в этом доминантную роль. Если в благоприятных случаях, родители ребенка уходят на второй план, то при ощущении отверженности и неполноценности семья вновь становится убежищем для ребенка.

Именно так видел Эриксон этапы психосоциального развития детей. Результат борьбы с кризисом в определенные промежутки возраста, и выступает главным фактором, формирующие личность и психику человека. При нормальном развитии вероятность того, что следующий кризис будет так же успешно преодолен, гораздо выше, и наоборот не преодоление одного кризиса, как правило ведет целую цепь последующих.

Периодизация Выгодского существенно отличается, и ограничивается только детским возрастом. Сама динамика развития выделяет стабильные и кризисные этапы развития. В его понимании развитие это зарождение чего то нового, то есть такие образования которых не было в готовом виде раньше. Самим фактором развития является социальная среда во всех своих формах. Взаимодействие ребенка с социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяют возникновение новых возрастных новообразований.

Для стабильного этапа развития характерно плавное течение процесса развития, без резких перемен в развитии ребенка. Стабильный период составляет большую часть детства, как правело имеет продолжительность по нескольку лет.

Кризисные ситуации в отличии от нормальных длятся относительно не долго. Обычный период длится два месяца, при неблагоприятных стечениях обстоятельств, срок может растянутся до года или даже двух лет. В течении этих кратких стадий, происходят бурные перемены в личности ребенка.

В кризисные ситуации обостряются такие противоречия: с одной стороны возросшие потребности ребенка и его все еще ограниченные возможности, с другой - между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. В современной психологии, эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как одним из факторов психического развития.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Стремление к самоактуализации.

Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека (Г. Гольдстейн, К. Роджерс и др.). В этой связи естественно предположить, что ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться.

Существенный вклад в разработку данной проблематики внес известный американский психолог А. Маслоу. Он считал, что люди изначально, генетически мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. В целом развитие человека он представлял как восхождение по "лестнице потребностей", где высшим - пятым - уровнем является потребность в самоактуализации, самореализации в творчестве. Таким образом, стремление к самоактуализации - это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, "опредмечивать" себя, свои способности, свою сущность. У людей, склонных к самоактуализации, по мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этим они отличаются от тех людей, которые стремятся удовлетворить потребности в том, чего им недостает.

А. Маслоу утверждал, что творчество является неотъемлемой характеристикой самой природы человека, а творческие способности не удел избранных, они заложены в каждом из нас. Но при этом, по оценке самого А. Маслоу, самоактуализация на практике - большая редкость. Ее достигают лишь около 1 % всех родившихся. Большинство людей по разным причинам так и не раскрывают свой творческий потенциал.

Перфекционизм.

Творчески одаренных людей отличают некоторые черты личности и способы взаимоотношений с окружающими. Например, перфекционизм (от англ. perfect - "совершенный"). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Он готов переписывать сочинение из-за одной помарки, заново собирать сложную модель, если ему пришло в голову, как ее можно усовершенствовать, и т. п.

Следствием этого постоянного стремления к совершенству нередко становится столь же постоянное чувство недовольства собой, которое отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и депрессий. Выраженный слишком сильно перфекционизм парализует волю человека, делает для него невозможным завершение любой работы: ведь всегда можно найти еще что-нибудь, нуждающееся в исправлении и улучшении. Часто это раздражает окружающих, особенно тех, кто работает вместе с перфекционистом или зависит от результатов его труда.

Учитель дал задание маленькому Нильсу Бору нарисовать дом с садом и забором. Мальчик принялся за рисунок, но вдруг обнаружил, что не знает, сколько в заборе жердей. Недолго думая, он выбежал на улицу и пересчитал их. Нильс не мог допустить того, чтобы его рисунок хоть в чем-то не отвечал действительности.

Самостоятельность.

Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

Самостоятельность базируется в первую очередь на способности к оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, на социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью. Самостоятельность - это практически всегда риск. Эти люди больше ценят проявления самостоятельности в своих детях и учениках.

Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность. Развитие самостоятельности не может проводиться по определенным рецептам. Главным фактором, подавляющим формирующуюся в ребенке самостоятельность, является тотальный внешний контроль, выражающийся в жестких дисциплинарных требованиях, не допускающих индивидуальных вариаций. Но не менее вредными оказываются в этом случае и вседозволенность, и тепличная атмосфера, ограждающие ребенка от проблем и возможности принятия самостоятельных решений. Известный английский философ и педагог Джон Локк как-то заметил, что рабская дисциплина порождает рабский характер, а его немецкий коллега Иоганн Фридрих Гербарт отметил другую грань этого процесса: без четких дисциплинарных правил нельзя воспитать сильный характер.

Социальная автономность.

Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.

С социальной автономностью связана и отмечаемая многими исследователями неприязнь творчески одаренных детей к традиционному обучению. Они редко бывают отличниками, а порой и вовсе не считаются хорошими учениками. Занятия в традиционном стиле, ориентированные на простое воспроизводство полученных от учителя сведений, кажутся им скучными и неинтересными. А к их исследовательским порывам наше образование, как правило, не готово. Результатом во многих случаях становится скрытый или явный конфликт с педагогами.

Учителя Нильса Бора, росшего в либеральной Дании, с пониманием и любовью относились к его оригинальной манере мыслить (позже современники называли Бора "одним из наиболее свободных от предрассудков физиков"). Преподаватель мог с невозмутимым юмором прокомментировать грохот, доносившийся из школьной лаборатории: "Ничего страшного. Это Бор". Повезло в данном отношении и Александру Сергеевичу Пушкину, которому в лицее прощали нелады с математикой, признавая его яркий поэтический дар. А вот Альберт Эйнштейн чувствовал себя очень неуютно и показывал неважные результаты, пока учился в прусской гимназии казарменного типа. Но как только он переехал в Швейцарию, где школы отличались более терпимым и уважительным отношением к учащимся, сразу стал одним из лучших учеников.

Неприятие конформизма, свойственное творчески одаренному ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, не следует отождествлять с интеллектуальным и нравственным нигилизмом. Многочисленные исследования их "нормальных" сверстников свидетельствуют о том, что этот возрастной период - период ярко проявляемых склонностей к подражанию, уподоблению старшим. Подражательность многих действий и высказываний в эти годы традиционно считается важным условием умственного развития. Внушаемость, впечатлительность ребенка этого возраста, склонность вере в истинность того, чему его учат, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять внешние требования, - все это создает благоприятные условия для обогащения и развития психики.

Впечатлительность, внушаемость, склонность и способность к умственным и практическим действиям на основе предложенного образца свойственны одаренному ребенку так же, как и его "нормальному" сверстнику, однако это не является главным, определяющим в его познавательной деятельности и поведении. Для него характерна относительная свобода от общепринятых ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу. Кроме того, как отмечает известный психолог Н. С. Лейтес, сама подражательность в начальном учении, в условиях неизбежной недостаточности некоторых знаний, оказывается в немалой мере творческой; она требует интуиции, импровизации, непрестанной умственной инициативы.

Эгоцентризм .

И одаренные дети, и в большей мере их "нормальные" сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу. Он закономерен и определен особенностями возрастного развития. Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит.

Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма именно у одаренных детей. Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически.

Эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно. При внимательном, глубоком изучении выявляется, что в одних сферах он проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у "нормального", в других, наоборот, выражен меньше.

Познавательный эгоцентризм. Проявляемый в познавательной сфере эгоцентризм обычно так и именуется - "познавательный". Собственная исследовательская практика позволяет сделать вывод о том, что этот вид эгоцентризма наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически неспособны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.

Третьеклассник Миша нашел оригинальный способ решения очень сложной задачи. Учитель попросил его объяснить, как он добился решения. Миша у доски изложил свое решение классу. Но учитель заметил, что многие дети не поняли сделанного Мишей объяснения. Учитель вновь попросил Мишу рассказать о своем решении. С трудом скрывая раздражение, Миша рассказал еще раз. Несмотря на это, ход Мишиных мыслей остался непонятен многим ребятам. Когда учитель в третий раз обратился к нему с просьбой объяснить все еще раз, Миша возмутился, всплеснул руками и сказал: "Сколько можно вам объяснять, ведь это же так просто! Смотрите..."

Миша действительно искренне не мог понять, почему то, что легко и доступно для него, непонятно окружающим.

Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку так же, как и его "нормальному" сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок

часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее - все это создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Поэтому моральный эгоцентризм свойственен одаренному ребенку в меньшей степени, чем "нормальным" детям, и преодолевается он легче.

Коммуникативный эгоцентризм. Первооткрыватель детского эгоцентризма известный швейцарский психолог Ж. Пиаже много наблюдал за речью дошкольников. Он и определил, что в большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего.

Детям, обучающимся в экспериментальной школе, было дано необычное задание. Психолог прочитал им неоконченный рассказ и попросил его продолжить. Рассказ был очень коротким: "Сережа жил на двенадцатом этаже большого многоэтажного дома. Однажды мальчик обнаружил на балконе газету, которую вчера читал его папа. Сережа тут же придумал интересную игру - он стал рвать эту газету и бросать клочки бумаги с балкона. Они красиво кружились в воздушных потоках и падали на газон, тротуар, на деревья..."

Представь, что ты друг этого мальчика. Ты шел по тротуару и увидел, чем занимается твой товарищ. Что бы ты сказал ему и что бы ты сделал? Затем представь, что ты милиционер... бабушка этого мальчика... его сестра... его папа или мама... и т. д.

Ответы детей показали, что большинство отвечает стереотипно. Роли меняются, а ответы остаются неизменными. Иная картина наблюдается у одаренных детей, они легче встают на позицию другого человека.

Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребенка, не следует относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально проявляется только в познавательной сфере. Где опять-таки одаренный ребенок думает об окружающих лучше, чем они есть на самом деле. Эгоцентризм в данном случае - особенность возрастного развития. Он преодолевается со временем.

Несколько легче одаренным ребенком преодолевается моральный и коммуникативный эгоцентризм, основой чего являются высокие умственные способности и формирующиеся на этой базе более высокие способности к метапознанию.

Сложность преодоления познавательного эгоцентризма определяется не трудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения: она зависит от оптимистичной веры одаренного ребенка в интеллектуальные способности окружающих. Все это ни в коей мере не ставит под сомнение важность педагогической работы по преодолению эгоцентризма у одаренных детей. В зрелом возрасте это свойство приводит к крайне негативным последствиям.

По справедливому утверждению американского психолога К. Тэкэкс, свойственная одаренным неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров.

Лидерство.

Настоящий лидер - редкое явление, дар, истинный лидер всегда творец. Но справедливо ли обратное утверждение? Всегда ли творец является лидером? К сожалению, мы должны признать, что нет. Правда, нельзя не заметить, что в современном мире возрастает важность коллективного творчества. А это требует от творца, желающего добиться заметных результатов, не только умения работать в команде, но и способности быть лидером.

В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Основываясь на подобном наблюдении, многие исследователи выделяют в качестве одной из важных черт одаренных детей - склонность командовать другими детьми. Об этом часто с волнением и трепетом говорят родители, интуитивно понимая ценность данных особенностей своего ребенка. Но стоит только рассмотреть это явление более внимательно, как выявляется довольно сложная картина.

Наблюдения, проведенные нами в ходе экспериментальной работы с детьми, позволяют сделать заключение о том, что проявляемые таким образом организаторские способности одаренного ребенка в большинстве случаев имеют несколько иную природу, чем у взрослого. Они обычно основываются не на суггестивных возможностях (способности воздействовать на других людей), не на умении настоять на своем и даже не на способности ладить с другими детьми. Правда, отмечу, что все эти способности могут проявляться у одаренного ребенка, но тогда мы можем говорить о специальной "лидерской" одаренности.

Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками - его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера.

Это проявляется довольно отчетливо на уровне старшего дошкольного возраста. У младших школьников ситуация несколько изменяется. Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх (обычно результат педагогических недоработок); особенности характера (темперамента), следствием которых является не стремление утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной деятельности. Выражено это обычно в увлеченности углубленной интеллектуальной работой, самодостаточности.

Соревновательность.

Соревновательность, конкуренция - важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт "разумного авантюризма".

Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке. Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками. Но, отмечая это явление как естественное, многие исследователи постоянно говорят о необходимости соревнования не столько с "нормальными", сколько с такими же одаренными детьми. Причем особенно ценен опыт не побед, а поражений. Не случайно данное обстоятельство закреплено и в известном народном изречении: "За одного битого двух небитых дают".

Особенности эмоционального развития.

В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является также отмечаемая сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его "нормальные" сверстники относятся к ним равнодушно.

Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей - способность наслаждаться творчеством. Именно это, по утверждению Стендаля, отличает гения от всех остальных людей. Действительно, звание гения присваивается лишь тому, кто испытывает особое наслаждение от процесса творчества и продолжает работать, несмотря на преграды.

Творческое восприятие случайностей.

В концепции одаренности известного американского психолога А. Танненбаума один из пунктов составляют так называемые случайные факторы - "оказаться в нужном месте в нужный час". Случайности потому и случайности, что их не спрогнозируешь. Но умению находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из черт человека с высокими умственными способностями. Это серьезно повышает шансы на успех практически во всех сферах жизни.

Многие научные открытия и изобретения появились на свет благодаря счастливому стечению обстоятельств. Биографии практически всех выдающихся людей содержат описания судьбоносных случайностей. Случайность часто давала возможность увидеть нечто такое, что никогда не стали бы искать преднамеренно. Правда, и со случайностью не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Известный философ Ф. Ницше считал, что самое главное в любом открытии и изобретении создано за счет случайности, неожиданности, но большинство людей не сталкиваются с такой ситуацией. То, что называют случайностью, на самом деле, считал он, является озарением, и с ним встречается тот, кто готов к этой встрече.

Например, французский химик XIX века Бернард Куртуа работал в лаборатории, когда его кот, играя, столкнул со стола две стоявшие рядом бутылки. В одной была серная кислота, в другой - спиртовой настой золы морских водорослей. Жидкости смешались, выделив облако сине-фиолетового пара. Так был найден йод. Немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген даже получил Нобелевскую премию за открытие рентгеновского излучения, сделанное им совершенно случайно.

Случайность не спрогнозируешь, не создашь специально, но умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств - действительно дар. Удача приходит к тому, кто к ней готов (точнее, она и к другим приходит, но так и уходит, оставшись незамеченной). Как сказал один мудрый человек, "чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь".

Юмор.

Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

В разных странах проводились многочисленные серии психологических исследований, специально рассматривавших проблемы соотношения коэффициента интеллекта и юмора, уровня развития креативности и юмора. Исследователи говорят о наличии прямой корреляции. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, и легко можно обнаружить как их наличие, так и их отсутствие.

Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: "Талант всегда пробьется", "Талант не пропьешь". Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.