Процессы памяти узнавание. Вопрос: Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание

Страница 3 из 6

Процессы памяти

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизве­дение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру вос­произведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Память начинается с запоминания. Запоминание - этопроцесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос­произведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и предна­меренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запо­минается главным образом то, что живо интересует чело­века или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу предна­меренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель- за­помнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Ме­ханическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое за­поминание связано с процессами мышления. Чтобы запом­нить новый материал, человек должен понять его, осмыс­лить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понима­ние.

И механическое и смысловое запоминание имеют боль­шое значение в психической жизни человека. При запоми­нании доказательств геометрической теоремы или анали­зе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях - запомнить номер дома, телефона и т.п. - основ­ная роль принадлежит механическому запоминанию. В боль­шинстве случаев память должна опираться и на понима­ние, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворе­ния или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повто­рением.

Если запоминание имеет характер специально органи­зованной работы, связанной с применением определен­ных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно назы­вается заучиванием.

Заучивание зависит: а) от характера деятельности, от про­цессов целеполагания: произвольное запоминание, осно­ванное на сознательно поставленной цели - запомнить, бо­лее эффективно, чем непроизвольное; б) от установки -запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное.

Лучше заучивается эмоционально окрашенный матери­ал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

Это очень убедительно показано в рассказе К. Паустов­ского «Слава боцмана Миронова»:

«...И вот с боцманом Мироновым в редакции „Маяка" про­изошла необычная история...

Не помню, кто - Наркоминдел или Внешторг - просил ре­дакцию сообщать все сведения о русских пароходах, уведенных за границу. Надо знать, что был уведен весь торговый флот, что­бы понять, как это было трудно.

И когда мы просиживали напролет жаркие одесские дни над судовыми списками, когда в редакции потели от напряжения и вспоминали старые капитаны, когда изнеможение от путани­цы новых пароходных названий, флагов, тонн и „дедвейтов" достигло наивысшего напряжения, - в редакции появился Ми­ронов.

Вы это бросьте, - сказал он. - Так у вас ни черта не выйдет. Я буду говорить, а вы пишите. Пишите! Пароход „Иерусалим". Плавает сейчас под французским флагом из Марселя на Мада­гаскар, зафрахтован французской компанией „Пакэ", команда французская, капитан Борисов, боцманы все наши, подводная часть не чистилась с тысяча девятьсот семнадцатого года. Пиши­те дальше. Пароход „Муравьев-Апостол", теперь переименован в „Анатоль". Плавает под английским флагом, возит хлеб из Мон­реаля в Ливерпуль и Лондон, зафрахтован компанией „Рояль -Мейль - Канада". В последний раз я его видел в прошлом году осенью в Нью-Порт-Ньюсе.

Это длилось три дня. Три дня с утра до вечера он, дымя папи­росами, диктовал список всех судов русского торгового флота, называл их новые имена, фамилии капитанов, рейсы, состоя­ние котлов, состав команды, грузы. Капитаны только качали головами. Морская Одесса взволновалась. Слух о чудовищной памяти боцмана Миронова распространился молниеносно...»

Очень важно активное отношение к процессу заучива­ния, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состо­янии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, является напрас­ной тратой времени. Самый плохой и неэкономный спо­соб заучивания - механически перечитывать текст в ожи­дании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, ко­торая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.

В.Д. Шадриков, например, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания:

Группировка - деление материала на группы по ка­ким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо пред­метов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

Структурирование материала - установление вза­имного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах.

Аналогия - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

Мнемические приемы - определенные приемы или способы запоминания.

Перекодирование - вербализация или прогова-ривание, представление информации в образной форме.

Достраивание запоминаемого материала, привне­сение нового в запоминание (использование слов или об­разов-посредников, ситуативных признаков и пр. Напри­мер, М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г., умер в 1841 г.).

Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Повторение - сознательно контролируемые и не­контролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизво­дить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание ус­пешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за дру­гом непосредственно, а разделяются более или менее зна­чительными промежутками времени.

Воспроизведение - существеннейший компонент памяти.

Воспроизведение может протекать на трех уровнях: уз­навание, само воспроизведение (произвольное и непро­извольное), припоминание (в условиях частичного забы­вания, требующего волевого усилия).

Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Уз­навание - это появление чувства знакомости при повтор­ном восприятии чего-либо.

Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая сила.
Все здесь напоминает мне былое...

А.С.Пушкин. «Русалка»

Воспроизведение - более «слепой» процесс, он характе­ризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возни­кают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознатель­ного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы го­ворим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассо­циацией. При преднамеренном воспроизведении мы гово­рим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных воле­вых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвен­но помогают припомнить необходимое. К. Д. Ушинский да­вал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помнить­ся хорошо.

Припоминая, человек пользуется различными приемами:

1) намеренное использование ассоциаций - мы воспро­изводим в памяти разного рода обстоятельства, непосред­ственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например, куда я положила ключ? выключила ли я утюг, уходя из квартиры? и пр.);

2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека -Петр Андреевич, Петр Алексеевич, Петр Антонович - дума­ем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости.

Припоминание - сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости.

Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность - умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необхо­димо в данный момент. Психолог К.К. Платонов обращал внимание на то, что есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненуж­ное «само лезет в голову». У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда вос­производится именно то, что нужно.

К. К. Платонов давал полезные советы для запомина­ния. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама фор­мируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу уста­навливаются связи между запоминанием и теми случая­ми, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких слу­чаях те или иные сведения могут понадобиться.

Сохранение и забывание - это две стороны единого про­цесса долговременного удержания воспринятой информа­ции. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал за­бывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запо­минание, - процесс избирательный, имеющий свои зако­номерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хоро­шее и забывают плохое в своей жизни (например, воспо­минание о походе - трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вы­зывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится зна­чительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.

Благодаря забыванию человек расчищает место для но­вых впечатлений и, освобождая память от груды ненуж­ных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».

В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б. В. Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохра­няются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершен­ное действие оставляет у человека подсознательное на­пряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но ког­да, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряже­ния, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ощущение незавершенного действия называют эф­фектом Зейгарник.

Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы - по­вторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие.

Забывание начинается вскоре после заучивания и в пер­вое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за после­дующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не на­чалось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.

Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что не­редко воспроизведение бывает наиболее полным не тот­час после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забы­вается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное на­блюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не сле­дует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, на­пример в то же утро. Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выучен­ный материал некоторое время «отлежится». Нужно учи­тывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» резуль­таты предшествующего заучивания. Такое иногда проис­ходит, если после истории учить литературу.

Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:

1) старческого, когда пожилой человек помнит ран­нее детство, а все ближайшие события не помнит, 2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явле­ния, что и в старческом возрасте, 3) раздвоения лично­сти - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо спе­циально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них.

1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает сти­хи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила пове­дения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:

Тростей, зонтов и чемоданов
Ты на ступеньки не клади,
Не облокачивайся на перила,
Стой справа, слева проходи.

Или, например, в русском языке есть одиннадцать гла­голов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать?

Видеть, слышать и обидеть,
Гнать, терпеть и ненавидеть,
И вертеть, смотреть, держать,
И зависеть и дышать,
-ишь, -ит, -ат, -ят писать.

Или, чтобы в геометрии не путать биссектрису и меди­ану:

Биссектриса - это такая крыса,
которая бегает по углам
и делит угол пополам.

Медиана - это такая обезьяна,
которая прыгает на сторону
и делит ее поровну.

Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните ве­селое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

2. Ряд мнемических приемов используется при запоми­нании дат рождения известных людей или знаменатель­ных событий. Например, И. С. Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М. Ю.Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 г. (14-41).

3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно за­помнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.



Определение памяти

Особенностью нашей психики является то, что образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают из нашего сознания бесследно. Они оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память – необходимое условие психической деятельности. Так, например, человек говорит, употребляя хорошо знакомые ему слова, не думая о том, что эти слова воспроизводятся им из прошлого опыта. Но, если человек говорит на слабо им усвоенным иностранном языке или припоминает новые для него термины, процесс воспроизведения следов ранее приобретенных слов осознается им именно как воспоминание или припоминание.

Память – возобновляющее отражение действительности, отражение или воспроизведение пережитого, воспроизведение как чувственного, так и обобщенного смыслового содержания. Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении человеком его индивидуального опыта.

Память – важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, поскольку протекание любого, пусть даже самого элементарного акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующим. Без способности к такому «сцеплению» невозможно было бы развитие человека, и он вечно оставался бы в состоянии новорожденного. Без памяти человек был бы существом мгновения, лишенным каких бы то ни было знаний, умений, навыков, неспособным накапливать жизненный опыт и пользоваться им в новых и сложных ситуациях. Такое существо, лишенное памяти, нельзя было бы назвать личностью.

Процессы памяти не только обеспечивают необходимый человеку багаж знаний и умений, но и позволяет формировать индивидуальный жизненный опыт, являющийся условием и компонентом психической адаптации личности.

Основными процессами памяти являются: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Запечатление (запоминание ) – процесс кодирования поступающей информации, который начинается уже на стадии сенсорной памяти. Здесь происходит распознавание и удержание физических характеристик предъявляемых стимулов. Во время перевода информации в кратковременную память информация, как правило, перекодируется в акустическую форму. В долговременной памяти происходит анализ и идентификация полученной информации. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Запоминание – это связывание нового с уже имеющимся в индивидуальном опыте. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании, когда мы не ставим себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Произвольное запоминание всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то такое запоминание называют заучиванием.



Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубиной понимания. В случае механического запоминания между частями нового материала и имеющимися знаниями путем многократного повторения устанавливаются простые единичные временные связи, которые отражают преимущественно внешнюю сторону явлений. Логическое запоминание основывается на выделении смысловых связей между элементами запоминаемого материала, отражающие существенные стороны и отношения явлений.

Запоминание зависит от многих факторов: от установки личности, от настроения человека и его психического состояния, от целостного контекста происходящих событий. Так, незавершенные дела стимулируют более прочное запоминание (эффект Зейгарник).

Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенной информации из деятельности ведет к ее забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности человека, поскольку каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Сохранение (ретенция) – процесс накопления информации в памяти, ее структурирование и организация. В эпизодической памяти хранится информация о событиях нашей жизни (автобиография). Хранилище знаний, выраженное словами, символами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах Тульвинг назвал семантической памятью. Информация может быть организована в памяти различными способами. Одним из способов организации информации может быть пространственная организация, которая позволяет устанавливать связи и «опорные точки» в физическом пространстве и социальном окружении. Другим способом является ассоциативная организация, т.е. группировка элементов с какими-либо общими признаками. Наконец, в качестве способа организации информации может выступать иерархическая организация, при которой каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, к какой категории – более общей или более частной – он соответствует.

Воспроизведение (вспоминание, репродукция ) – извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. При непреднамеренном воспроизведении какой-либо раздражитель по принципу ассоциации оживляет в сознании ранее воспринятые образы, которые, как нам кажется, всплывают сами собой. Преднамеренное воспроизведение – процесс, когда мы ставим себе целью восстановить в сознании прошлые мысли, чувства, действия. Его особенностью является планомерный характер, а не случайно возникшая ассоциация.

Воспроизведение может осуществляться двумя путями: узнаванием и припоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какой-либо элемент на фоне других, предъявляемых вместе с ним (чувство знакомости). Припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей при воспроизведении, требует волевых усилий, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.

Одним из интересных эффектов памяти является реминисценция, улучшенное, отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала, которое обычно бывает не сразу после заучивания, а обычно спустя 2-3 дня. Обо обусловлено снятием охранительного торможения с нервных клеток. Именно поэтому, например, подготовку к экзамену рекомендуется закончить хотя бы за день до него.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти, также носящий избирательный характер: бесчисленное количество конкретных деталей забываются скорее, а обычно дольше сохраняются общие положения и выводы. Процесс забывания протекает неравномерно: в начале быстро, а затем медленно («кривая забывания» Эббингауза). Процессом забывания трудно управлять.

В старости способность к запоминанию ограничена. Она ярко выражена у детей, но способность к сохранению информации у них слабее.

Санкт – Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики.

Реферат

по дисциплине:

Психология и педагогика.

« Память. Основные процессы памяти. Виды и формы

памяти. Закон памяти. »

Выполнила студентка:_____

Принял: 1курса,заочного отделения

ИТиРБ ________________ _

Специальность: 080401.65

Товаровед - эксперт ______

Левановская Л.И __________

1. Введение………………………………………………………………………………………………………………………………..3

2. Память…………………………………………………………………………………………………………………………………….4

3. Основные процессы памяти ………………………………………………………………………………………………….5

4. Виды и формы памяти……………………………………………………………………………………………………………8

5. Закон памяти…………………………………………………………………………………………………………………….…..11

6. Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..…13

7. Список литературы……………………………………………………………………………………………………….…….…14

Введение.

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ". Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающе клинические случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

Память.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

В последние несколько десятилетий в связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т.е. на уровне исследование работы отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания. Было показано, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые в процессе запоминания происходят в нервных клетках отдельных структур головного мозга. Это выражается, в частности, в повышении пластичности (откликаемости) нейронов гиппокампа, ретикулярной формации и двигательной коры на возбуждающие воздействия в процессе запоминания.

Существуют гипотезы о роли глиальных элементов, молекул РНК и ДНК в процессах памяти. Некоторые ученые полагают, что глия - клетки в головном и спинном мозге, заполняющие пространство между нейронами и кровеносными сосудами, - связана с функционированием ДП. Предполагается также, что память связана с изменениями в структуре молекул РНК, а также с содержанием РНК в тех или иных образованиях мозга.

Однако вполне однозначных, убедительных ответов на вопросы о роли различных клеток мозга в процессах запоминания и воспроизведения информации, а также о значении для памяти изменений, происходящих на молекулярном уровне, пока что не получено. Поэтому высказанные выше предположения можно рассматривать лишь в качестве интересных гипотез. В этой связи более полезными для понимания законов работы памяти и разработки способов управления ею представляются психологические теории памяти.

Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.

Память в русле этой теории понималась как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости, лежащих в основе КП и ДП. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти (например, законы Г.Эббингауза). Но со временем эта теория столкнулась с рядом неразрешимых проблем, основной из которых явилась проблема объяснения избирательности человеческой памяти.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле этой теории особое значение придавалось структурированию материала. Динамика запоминания и воспроизведения в их многочисленных проявлениях виделась следующим образом. Потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение; оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или

воспроизводится человеком определенный материал.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

На вопрос о генезисе памяти не был найден ответ и у представителей других направлений психологических исследований - бихевиоризма и психоанализа.

Взгляды бихевиористов оказались близки взглядам сторонников ассоциативной теории. Единственное существенное различие: бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе учения.

Заслугой З.Фрейда и его последователей можно считать выяснение роли эмоций в мнемических процессах забывания и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и математического программирования в этих областях знаний начали моделироваться процессы памяти, механизмы запоминания, способы хранения и воспроизведения информации с помощью ЭВМ. В психологии начала разрабатываться новая теория памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. Это направление является очень перспективным, т.к. мозг человека - это тоже своего рода сложнейшая ЭВМ. Понимание процессов, происходящих в памяти, а также в целом процессов познания, мышления помогает созданию новых поколений ЭВМ, работа которых основана на процессах, подобных нейронным.

В советской психологии преимущественное развитие получило то направление в изучении памяти, которое связано с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, как система теоретических и практических действий человека, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразной информации.

Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П.Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее зависимость от практической деятельности людей.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С.Выготским и его ближайшими учениками А.Н.Леонтьевым и А.Р.Лурией.

Свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.

Согласно деятельной теории памяти образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, сохранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает с запоминаемым материалом человек в процессе работы с ним, а также тем, какое место в целостной структуре деятельности занимают мнемические процессы.

Основные процессы памяти.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им Психология.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Запоминание. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания.

Непроизвольное запоминание--это запоминание ненамеренное, при котором человек не ставит цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приемов, обеспечивающих запоминание. Материал запоминается как бы сам собой.

Непроизвольно запоминаются события личной жизни, особенно те, которые произвели сильное впечатление. Непроизвольно запоминается то, что связано с целью деятельности, ее основным содержанием.

Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели - запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д.

По другому признаку -- по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, -- запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения.

Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.

Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание.

Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и т. п. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания.

Прочность запоминания обусловлена многими причинами.

Запоминание зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей. В памяти удерживается то, что соответствует интересам человека, и забывается то, что не имеет для него существенного значения, что ему безразлично.

Запоминание становится успешным также при наличии запаса знаний, необходимых для

связывания с ними новых знаний. Пробел в знаниях не дает возможности усвоить последующий материал. Не только знания зависят от памяти, но и память зависит от имеющихся знаний.

На успешность запоминания влияет и цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет? В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание: при направленности сознания на точность воспроизведения будут мысленно повторяться отдельные фразы и слова, при направленности на последовательность воспроизведения будут устанавливаться смысловые связи, осмысливаться логика материала.

Имеет значение и направленность сознания на прочность запоминания: если нет цели запомнить надолго, материал заучивается и сразу забывается.

Сохранение и забывание. Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал совсем не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания.

Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2- 3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. Особенно ярко проявляется реминисценция, если первоначальное воспроизведение не было достаточно.

С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания по закону отрицательной индукции наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности воспроизвести, но возможности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать только то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно разнообразиться, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты должны сравниваться, сопоставляться, их надо приводить в систему. При однообразии повторений снижается интерес к заучиванию и отсутствует мыслительная активность, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения.

Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются на практике, реализуются, они запоминаются непроизвольно.

Воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное -- это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведение -- целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.

Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий.

Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Воспроизведение не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный, известный из других источников материал.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения -- оживление следов, прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях; объяснение, слово учителя оживляют ранее образованные связи.

Виды и формы памяти.

Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении):

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью

специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти (см. рис. 1);

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения

запоминания).

Моторно-двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека.

Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть" отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных.

Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.


Рис. 1. Этапы логического запоминания

Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5- 7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 объектов. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти “куски” были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный “кусок-образ”. Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален, по объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле:

(ОКП / 2) + 1 = балл учебный.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения; определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память -- обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в

сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Также выделяют мнгновенную память. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

Рассмотрим основные мнемические (связанные с памятью) процессы

Запечатление (запоминание) начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Способы организации информации в памяти:

· пространственная организация, лежащая в основе построения "когнитивных карт" (позволяет установить связи и "опорные точки" в физическом пространстве);

· ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими

признаками);

· иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

Формы воспроизведения:

Узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта; - воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта; - припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации; - реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее

воспринятого, казавшегося забытым; - эйдетизм - зрительная память,

долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Факторы, влияющие на забывание:

· возраст;

· характер информации и степень ее использования;

· интерференция: преактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

· подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).

Законы памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из первых ученых кто вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал. Вот основные законы которые он вывел:

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

5. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начала и конец («эффект края»).

7. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным является то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

8. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

9. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

10.С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

11.То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

12. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

13.Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Заключение.

В работе были рассмотрены общие вопросы функционирования памяти и методика ее развития.

Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.

С развитием кибернетики, других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта изучение памяти стало необходимостью и для технических наук. Без понимания механизма функционирования мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдо-интеллектуальных систем.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще не изучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

Литература.

1. Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996

2. Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Изд-во НГУ, 1996

3. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990

4. Степанов О. Мнемоника: правда и вымыслы - http://bookap.by.ru/mnemonica/mnemonica.htm

5. Лурия Р. Маленькая книжка о большой памяти - http://bookap.by.ru/mnemonica/mnem nica.htm

6. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

7. Материалы сайта http://www.citycat.ru/iq/

8. Материалы сайта Самарского областного общества психологов - http://psy.samara.ru

Процесс запоминания.

Воспроизведение - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление , или запоминание , того, что было воспринято, а также его последующее сохранение .

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь» , «соединение» ), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:

1. Ассоциация по смежности . Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

2. Ассоциация по сходству . Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.

3. Ассоциация по контрасту . Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.

Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Учение об ассоциации получило широкое распространение в психологии, особенно в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У. Джеме, Г. Спенсер). Представители данного научного направления переоценивали значение ассоциаций, что приводило к несколько искаженному представлению о многих психических явлениях, в том числе памяти. Так, запоминание рассматривалось как образование ассоциаций, а воспроизведение как использование уже имеющихся ассоциаций. Особое условие для образования ассоциаций - многократное повторение одних и тех же процессов во времени.

К сожалению, в большинстве случаев теории ассоциативной психологии представляют собой вариант механистической трактовки психических явлений. В понимании ассоционистов психические процессы связываются, объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются.

Вместе с тем отрицать существование ассоциативных связей нельзя. Однако подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. По Павлову, ассоциации - не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Следует отметить, что в настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более единственный ее механизм.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием - заучивание бессмысленных сфффзлогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что срав­нительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем, точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Параллельно с исследованиями Г. Эббингауза проводились исследования и других ученых. В частности, известный немецкий психиатр Э. Крепелин изучал, как протекает запоминание у психически больных. Другой известный немецкий ученый - психолог Г. Э. Мюллер - осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. Следует отметить, что на первых порах исследование процессов памяти у человека в основном сводилось к изучению специальной сознательной мнемической дея­тельности (процесса преднамеренного заучивания и воспроизведения материала) и значительно меньше внимания уделялось анализу естественных механизмов запечатления следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. Это было связано с широким распространением в психологии интроспективного метода. Однако с развитием объективного исследования поведения животных область изучения памяти была существенно расширена. Так, в конце XIX - начале XX в. появились исследования американского психолога Э. Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного.

Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Так, на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория . Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация - гештальт. По мнению сторонников этой теории, процессы памяти определяются формированием гештальта.

Видимо, следует пояснить, что «гештальт» в переводе на русский язык означает «целое», «структура», «система». Этот термин был предложен представителями направления, возникшего в Германии в первой трети XX в. В рамках этого направления была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), поэтому данное направление в психологической науке стало называться гештальтпсихологией. Основной постулат данного направления психологии гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому, исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология (В. Вундт, Э. Б. Титченер). Динамика запоминания и воспроизведения с позиции гештальтпсихологии мыслилась следующим образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Следует отметить, что в тех исследованиях, где предпринимались попытки проводить эксперименты с позиции гештальтпсихологии, было получено много интересных фактов. Так, исследования Б. В. Зейгарник показали, что если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные к моменту прерывания. Данное явление можно объяснить так. При получении задания у испытуемого по­является потребность выполнить его. Эта потребность, которую К. Левин назвал квазипотребностью, усиливается в процессе выполнения задания. Она оказывается реализованной, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. Следовательно, мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Однако следует отметить, что, несмотря на определенные успехи и достижения, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос и представители двух других направлений: бихевиоризма и психоанализа .

Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.

В свою очередь, заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.

Примерно в это же время, т. е. в началеXX в., возникает смысловая теория памяти . Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связен, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что па первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти , позволяющих человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого. Следует отметить, что впервые на существование столь интересной проблемы обратили внимание философы-идеалисты, которые, пытаясь описать данные явления, противопоставляли их естественным формам памяти и считали проявлением высшей сознательной памяти. К сожалению, эти попытки философов-идеалистов не стали предметом специального научного исследования. Психологи либо говорили о той роли, которую играют в запоминании ассоциации, либо указывали на то, что законы запоминания мыслей существенно отличаются от элементарных законов запоминания. Вопрос о происхождении, а тем более о развитии высших форм памяти у человека почти совсем не ставился.

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая про­извольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную память.

Следует отметить, что работы Выготского явились дальнейшим развитием исследований французского ученого П. Жане, который одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Именно французской психологической школой была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления. Так, исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, физиологический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. Философы и психологи конца XIX - начала XX в. ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи». К 40-м гг. XX в. в отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память - это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы . Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след , изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.

В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные исследования так называемых процессов реверберации возбуждениям, которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Появилась целая система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов. Кроме того, появились исследования, в ко­торых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания.

Несмотря на то, что в изучении памяти многие вопросы остаются нерешенными, психология располагает сейчас обширным материалом по этой проблеме. Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежа­щий в ее основе.

Основными процессами памяти являются: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Запечатление (запоминание ) – процесс кодирования поступающей информации, который начинается уже на стадии сенсорной памяти. Здесь происходит распознавание и удержание физических характеристик предъявляемых стимулов. Во время перевода информации в кратковременную память информация, как правило, перекодируется в акустическую форму. В долговременной памяти происходит анализ и идентификация полученной информации. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Запоминание – это связывание нового с уже имеющимся в индивидуальном опыте. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании, когда мы не ставим себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Произвольное запоминание всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то такое запоминание называют заучиванием.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубиной понимания. В случае механического запоминания между частями нового материала и имеющимися знаниями путем многократного повторения устанавливаются простые единичные временные связи, которые отражают преимущественно внешнюю сторону явлений. Логическое запоминание основывается на выделении смысловых связей между элементами запоминаемого материала, отражающие существенные стороны и отношения явлений.

Запоминание зависит от многих факторов: от установки личности, от настроения человека и его психического состояния, от целостного контекста происходящих событий. Так, незавершенные дела стимулируют более прочное запоминание (эффект Зейгарник).

Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенной информации из деятельности ведет к ее забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности человека, поскольку каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Сохранение (ретенция) – процесс накопления информации в памяти, ее структурирование и организация. В эпизодической памяти хранится информация о событиях нашей жизни (автобиография). Хранилище знаний, выраженное словами, символами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах Тульвинг назвал семантической памятью. Информация может быть организована в памяти различными способами. Одним из способов организации информации может быть пространственная организация, которая позволяет устанавливать связи и «опорные точки» в физическом пространстве и социальном окружении. Другим способом является ассоциативная организация, т.е. группировка элементов с какими-либо общими признаками. Наконец, в качестве способа организации информации может выступать иерархическая организация, при которой каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, к какой категории – более общей или более частной – он соответствует.

Воспроизведение (вспоминание, репродукция ) – извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. При непреднамеренном воспроизведении какой-либо раздражитель по принципу ассоциации оживляет в сознании ранее воспринятые образы, которые, как нам кажется, всплывают сами собой. Преднамеренное воспроизведение – процесс, когда мы ставим себе целью восстановить в сознании прошлые мысли, чувства, действия. Его особенностью является планомерный характер, а не случайно возникшая ассоциация.

Воспроизведение может осуществляться двумя путями: узнаванием и припоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какой-либо элемент на фоне других, предъявляемых вместе с ним (чувство знакомости). Припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей при воспроизведении, требует волевых усилий, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.

Одним из интересных эффектов памяти является реминисценция, улучшенное, отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала, которое обычно бывает не сразу после заучивания, а обычно спустя 2-3 дня. Обо обусловлено снятием охранительного торможения с нервных клеток. Именно поэтому, например, подготовку к экзамену рекомендуется закончить хотя бы за день до него.