Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку Фета. Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила

Древние говорили - поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он "жаден до стихов", испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, "повторяя сладостные стихи" автора "Кавказского пленника" и "Бахчисарайского фонтана". В немецком пансионе ощутил он первые "потуги" к поэтическому творчеству: "В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными".
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Огромный успех лирические стихи Фета встречали все же преимущественно в литературных и потому довольно узких кругах. Это прямо должен был признать тот же Боткин, отмечая, что хотя в журналах тех лет о лирике Фета отзывались с "сочувствием и похвалами, но тем не менее, прислушиваясь к от зывам о ней публики не литературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы: ей непонятно достоинство поэзии г. Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный: причина этого, кажется нам, заключается в самом таланте его".
Последнее справедливо лишь отчасти. Истинная причина заключалась не столько в характере фетовского поэтического дарования, сколько в резком, еще более остро обнаружившемся несоответствии его с "духом времени". В отличие от гениального выразителя этого "духа" -- Некрасова лира Фета на всем протяжении его творчества не была переозвучена "на другой лад".
Ветер.
Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
В суженное художественного мира фетовской поэзии - в отсутствии в нем не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами, ставившимися "духом времени" и остро волновавшими современников, - видели критики-шестидесятники коренной недостаток Фета. Все это знаменовало окончательный разлад между Фетом и "духом времени".
Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом, от "битв" - в эстетическую созерцательность, - все это характерные черты того типа литературного романтизма, который Горький называл "пассивным" и родоначальником которого в России был В.А.Жуковский. В лирике Фета, несомненно, имеются родственные Жуковскому черты, возникшие в результате как исторической преемственности, так и типологических совпадений. Но имеется и существеннейшее между/ними различие.
В идеальном мире"лирики Фета, в противоположность Жуковскому, нет ничего мистически-потустороннего. Извечным объектом искусства, считает Фет, является красота. Но эта красота не "весть" из некоего нездешнего мира, это и не субъективное приукрашивание, эстетическая поэтизация действительности - она присуща ей самой. "Мир во всех своих частях равно прекрасен, - утверждал Фет. - Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования. Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красо ты или даже млеть в ее лучах. Пока глаз его не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих форм, там, где мы ее не видим или только смутно ощущаем, - он еще не поэт... Итак, поэтическая деятельность, очевидно, слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта - этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Можно обладать всеми качествами известного поэта и не иметь его зоркости, чутья, а следовательно, и не быть поэтом... Ты видишь ли, или чуешь в мире то, что видели или чуяли в нем Фидий, Шекспир, Бетховен? "Нет". Ступай! Ты не Фидий, не Шекспир, не Бетховен, но благодари Бога и за то, если тебе дано хотя воспринимать красоту, которую они за тебя подслушали и подсмотрели в природе".
Представлению о "красоте", как о реально существующем элементе мира, окружающего человека, Фет остается верен до конца. "Целый мир от красоты, от велика и до мала", - читаем в одном из позднейших его стихотворений, примыкающих к периоду "Вечерних огней". И в этом отношении Фет идет не за Жуковским, а за Пушкиным, во всеохватывающем творчестве которого среди бесчисленных семян и побегов, прорастающих в последующей русской литературе, есть и несомненное и по-своему весьма значительное "фетовское" зерно.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
О блеске, силе, остроте, глубине и одновременно поэтичности ума Фета свидетельствуют и его критические статьи и образцы его художественной прозы. И все это интеллектуальное богатство, все напряжение воли, все силы души он обратил на достижение поставленной цели, идя к ней всеми путями, не различая добра и зла, жертвуя своей идее-страсти всем самым близким и дорогим.

Фет, Афанасий Афанасьевич – один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия. Среди его работ много лирической поэзии. Стихотворение « » тоже принадлежит к жанру лирики.

Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам прервал отношения с Лазич, он очень долго жалел об этом, выражая тоску по потерянной любви в своих стихах. На то, что стихотворение посвящено именно ей, намекают последние строчки.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который присущ стихам Фета. Многочисленные повторения, чередование полных и неполных предложений, употребление междометий и восклицаний создают уникальный ритм, который в точности отражает настроение лирика.

В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых.

Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.

Подробный анализ

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Афанасий Афанасьевич Фет написал в преклонных годах в 1891 году. Позднее творчество поэта также посвящено пейзажной лирике, как и ранние произведения. Но в данном стихотворении просматривается и личная трагедия поэта. В молодости он был влюблен в Марию Лазич, которая трагически погибла после расставания с ним. В её гибели Фет винит себя, любовь к ней он отразил во многих своих стихах.

В стихотворении описаны чувства человека, находящегося в глухом осеннем лесу. Поэт олицетворяет ель, которая «рукавом завесила», преградила путь одинокого путника. Лирический герой вынужден на мгновение остановиться. Он останавливается и прислушивается к природе. «Ветер» сразу завладевает его чувствами, приводит их в некоторую неразбериху, смятение, настораживает.

Наш герой дальше начинает осматриваться. От могучего ветра природа приходит в движение, её звучание передает слово «гудёт». Но для одинокого человека в лесу создается жуткая картина. Сердце замирает, а мысли уносятся в даль, в прошлое. И вдруг «неожиданно слышится» звук, издающийся человеком. Этот звук возвращает его в настоящее. В лесу одному уже не страшно, так как поблизости живая душа. «Мертвые листы» не привлекают внимания; могучей, страшной силы в лесу больше нет.

В последней строфе автор сравнивает себя со «странником бедным», так как, пройдя через всю жизнь, он так и не нашел отклика тех чувств, что испытывал к М. Лазич. В последней строке он прямо говорит о ее нежности, о желании скорей воссоединиться с ней в мире ином.

Композиция выражена тремя четверостишиями, имеющими разностопный дактиль. Рифмы имеют перекрестный характер, чередование мужской и женской форм. В первой строфе описание пейзажа и чувств автора. Во второй – описание природы прерывается неожиданным звуком. В третьей строфе описываются чувства и мысли автора: «сладостен», «нежно». Начинается стихотворение с тревожных нот, а заканчивается приятными мыслями о возлюбленной. Художественные средства – метафоры и эпитеты – позволяют наиболее точно прочувствовать состояние души поэта, увидеть картину единственного мига.

В своих стихотворениях Фет пишет о простых моментах. Но даже и тот миг составляет целую эпоху жизни писателя.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку завесила Фета для 6, 10 класса

Афанасий Фет – был замечательным русским поэтом, он основал такой жанр как лирическая миниатюра. Он ограничивает тематику своих произведений показывая в основном любовь и природу. Автор брал за главное желание передать ту красоту мгновений и сиюминутных состояний. К такому примеру можно отнести его произведение «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Эта работа была написано Афанасием Фетом в 1891 году. Написано оно четырёхстишьем-катреном. Фетом была использована перекрестная рифмовка, это придают особую атмосферу, не только твердость, но и нежность и напевность. В этой работе повествование идет о времени, когда наступает глубокая осень, о природе и её чудесах, о тех эмоциях и чувствах, которые возникают при наблюдении столь печальной осенней картины. Данными словами автор показывает, что его самого наполняет та загадочность и необъяснимость окружающей среды:


Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело... "

Афанасий Фет пытается показать и дать ощутить то, о чем описано в строках. То есть чтобы читатель смог сам погрузиться в атмосферу природы и представить неописуемую красоту происходящего вокруг. Образ нежного героя в стихотворении – это его переживания, мысли и чувства которые описаны в произведении. Его характер часто меняется, так как он зависит от того,как почувствует это поэт.

В данной работе Фета за идею можно взять соединения природной красоты и эмоций человека, это совмещение помогает создавать особые описания и атмосферу происходящего. Большинство стихотворений Фета основаны именно на передаче мгновений, на сравнении природы с человеком и описания любви к ней.

Не малую роль уделяет поэт в произведении художественным приемам. Если изучить строение стихотворения, то видно что в первой части нет ни единого эпитета и метафоры, единственное, что использует автор-олицетворения. В отличие от первой части, которая скупа на приемы, вторая часть представляется богатой на эпитеты и метафоры. Открываются яркие краски описания и раскрывается идея единения человека с природой. Не смотря на яркие описания и желания автора показать всё в ярких красках, все же главным настроением стихотворения можно считать грусть, вперемешку с добром и состраданием к главному герою, который хочет убежать от одиночества и холода.

Вариант 4

Весь заключительный период литературного творчества Афанасия Фета связан с одним единственным человеком – Марией Лазич, которая являлась польской красавицей, ранее он был влюблен в нее. Но он не захотел связывать с ней свою жизнь из-за материального положения, потому что мечтал, что брак поможет восстановить ему доброе имя и имущество, которого его лишили в 16 лет. Молодой человек разорвал отношение с несостоятельной девушкой, но потом серьезно жалел о собственном выборе, который дался ему совсем не просто. Мария Лазич скончалась через некоторое время при достаточно трагичных условиях, а сам Афанасий Фет всегда будет винить себя в совершенном.

Если стихи, которые были написаны в раннем творчество были легкими и наивными, фактически в каждой строчке автор восторгался происходящим в окружающем его мире. Стихотворение, которое получило название «Если ель рукавом мне тропинку завесила…», было создано в 1891 году, и не стало исключением. Оно появляется на свет после того, как автор уже посвятил возлюбленной целый цикл произведений, а теперь снова вернулся к описанию пейзажей. Но он пропускает все описания через собственную душу, поэтому они теряют легкость, и становятся грустными и тоскливыми.

За это время Афанасий Фет в полной мере осознал, что такое горечь потери, а очевидцы утверждают, что на фоне горя он поврежден рассудком, не может грамотно формулировать мысли и описывать происходящее, он полностью замыкается в себе и не может рассказать окружающим о собственном горе. Никто не мог разгадать странности поведения поэта, который отказывался публиковать стихотворения, посвященные Марии Лазич, которые будут опубликованы только после его гибели, благодаря супруге, нашедшей его заметки и дневники.

Но стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» было опубликовано еще до его смерти, оно было опубликовано в сборнике, получившим название «Вечерние огни».

В самом произведении содержится косвенный намек на чувства к Марии Лазич, но человеку, которые не посвящен в его личные тайны, не сможет отыскать этого намека. Со стороны может показаться, что Афанасий Фет серьезно увлекся философской тематикой, но на самом деле стихотворение содержит больше интимных тем, которые близки автору.

Здесь в стихотворении Афанасий Фет показывает, что только смерть поможет ему объединиться с единственной возлюбленной, которая ждет его по ту сторону происходящего. Он уверен, что только таким образом, он сможет лишиться собственных переживаний, в его душе начнется постоянный покой и счастье, он сможет жить в гармонии с собственным я, поэтому он даже пару раз попробует покончить жизнь самоубийством, но у него не получится.

6 класс, 10 класс.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку завесила по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ангел Бунина

    Основной тематикой произведения, относящегося к раннему поэтическому творчеству поэта, является авторский восторг красотой душевного мира человека, способного на искренние, нежные, тонкие чувства, а также на восхищение окружающим его природным миром.

  • Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс
  • Анализ стихотворения Бал Фета

    Произведение по жанровой направленности относится к лирическому творчеству поэта, оттеняющегося философскими размышлениями, которое называется элегией, грустным размышлением о былых событиях.

  • Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

    Афанасий Фет написал произведение «Еще майская ночь…» в 1857 году. Литературные критики относят это произведение к большому циклу лирических пейзажей. Произведение носит название красивое и читатель в предвкушении может смотреть

  • Анализ стихотворения Две розы Гумилева

    Любовь – одна из основных тем лирики для поэтов во все времена. Речь идет не только об универсальности этой темы, но и о возможности отыскать тут множество оттенков и акцентов

«Ель рукавом мне тропинку завесила…» Афанасий Фет

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти.

Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении того автора. Стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением. Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя. Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.

Впрочем, произведение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» увидело свет еще при жизни поэта и вошло в сборник «Вечерние огни». Объясняется это тем, что в стихотворении содержится лишь косвенный намек на Марию Лазич, уловить который человеку непосвященному просто невозможно. Со стороны кажется, что Фет, одно время увлекшийся философской тематикой, вновь вернулся к пейзажной лирике. Действительно, автор мастерски описывает заснеженный лес, в котором чувствует себя «и жутко, и грустно, и весело». Поднимается буря, из-за которой последние осенние листья «кружатся у ног», однако в шуме ветра поэту чудится «тонко взывающий рог».

Этот звук так мил и приятен Фету, что он готов поддаться соблазну и отправиться на зов «глашатая медного», который воспринимает, как глас судьбы. Но мало кто догадывается, что в последней строчке этого стихотворения кроется разгадка. Поэту кажется, что «издали странника бедного нежно приветствуешь ты», и в этой фразе речь идет о Марии Лазич. Фет мечтает о встрече с ней, хотя прекрасно понимает, что для этого ему придется расстаться с жизнью. Впрочем, подобная перспектива его нисколько не пугает, и он готов с радостью подчиниться таинственному зову, который влечет его в вечность .

Урок литературы в 6 классе по теме:

А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

Учитель: Попова Лилия Владимировна

МБОУ «Бухарайская ООШ»

Цель урока : дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом, испытать радость самовыражения в слове; знать основные понятия лирики: настроение, мотив, художественные средства, ключевые слова.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

Совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

Способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);

Развивающие:

Развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

Развивать образное и аналитическое мышление;

Развивать навыки совместной работы, межличностного общения;

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства;

Воспитывать эстетический вкус;

Формировать познавательную активность учащихся.

Ход урока:

1. Актуализация знаний

Читаем отрывок из воспоминаний А.А. Фета:

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали предо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».

Какую картину вы представляете, слушая эти строки?

Каким словом можно передать самое главное ощущение от увиденного? (красота)

Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу (поэт)

2. Работа над пониманием художественного образа

Вы сейчас говорили о своем понимании художественного образа. Что значит понимать поэта, художника, композитора?

Высказывания учащихся.

Как одно из мнений высказывание литературоведа Ю.М. Лотмана:

«Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я понимаю. Мы употребляем слово «понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи.

Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, мы не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта – значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит».

3. Создание эмоционального настроя к творчеству

Музыка.

Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

О чем она? Что вы себе представили, слушая музыку?

Без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты поэзии.

4. Определение тематики творческих работ на уроке

Поисковое задание (предварительное) – из энциклопедических сведений составить сообщение «Основные темы поэзии А.А. Фета».

5. Работа над стихотворением

Чтение (наизусть):

Ель рукавом мне тропинку завесила:

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудит и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали страницы бедного

Нежно приветствуешь ты.

Напишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.

Запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу (ассоциативный ряд) по настроению.

Желающие зачитывают свои ответы вслух.

Общение в группах. Используя имеющиеся слова, запишите фразу, которую вы хотели бы ему сказать.

Работа над анализом:

Как меняется тон, настроение?

Найдите слова, которые помогают определить состояние лирического героя в начале и в конце стихотворения.

Найдите изобразительно-выразительные средства, помогающие создать образ странника.

Найти слова или строчки, в которых передается звук (звучание).

6. Социализация

Эти задания направляют урок в нужное русло, при выполнении каждого задания учащиеся абсолютно свободны, включаясь в поисковую деятельность. Система заданий позволяет уйти от простой передачи информации, раскрепоститься, работать творчески.

Основные темы поэзии А.А. Фета

Основные темы его поэзии – природа и любовь, слитные воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование бытия. Природа и любовь образуют фетовскую вселенную красоты. Ее поэт воспринимает всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в описании. Глаз художника замечает в природе человека тончайшие переходы из одного состояния в другое, «тени без конца» и «ряд волшебных изменений милого лица». Стихи Фета насыщен благоухающим ароматом цветов и трав. Поэт любит рисовать не только прямое изображение предмета, но и его отражение. Эти «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, реки пейзажи качаются, трепещут, создавая неуловимый образ красоты.

Этот образ красоты окружен у Фета ореолом страдания. Жизнь, в его представлении, – это игра страстей и инстинктов, ведущих все живое к вечному страданию. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту мира, поэзии. Именно искусство дает человеку ощущение радости жизни. Реальная жизнь – «мир скуки и труда» – безобразен и жесток. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.

Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра. Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”. Главной для Фета остаётся красота, включающая в себя природу и любовь. Творчество поэта ярко выражает его лиричность, выразительные образы, мелодичная и красивая речь.

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» поэт написал осенью 1891 года, примерно за год до своей смерти. Несмотря на то, что Фету в то время было уже семьдесят лет, стихотворение удивительно свежо и поражает читателя лёгкостью и открытостью эмоциональных переживаний, испытываемых поэтом.

В этом произведении поэт передаёт эмоциональное состояние лирического героя через изображение окружающего его мира. Фет передаёт своё душевное волнение и ощущение грядущих изменений, помещая героя в осенний лес, в центр ветряной бури, оставляя его запутанным собственными смутными ощущениями:

“Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.”

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть изображает картину окружающей героя природы, которая передаёт его душевное состояние. Рассказчик понимает, что не может разобраться в той буре, что царит в его душе, но основным в ней является предчувствие чего-то грядущего. Во второй же части произведения герой слышит “тонко взвывающий рог” , то, чего он ожидал. Он воспринимает это как приветствие себе, “страннику бедному” , и его настроение меняется, ему уже не страшен шумный, бушующий лес:

“Сладостен зов мне глашатая медного!”
“Мертвые что мне листы!”

Стихотворение является лирической зарисовкой с яркими образами “мертвых листов” , “глашатая медного” . Поочередная смена коротких и длинных строк создаёт рванную, порывистую ритмику стихотворения, его особую музыкальность. Главным образом в произведении является бушующий ветер, передающий душевное смятение героя и задающий тон описанию.

Стихотворение становится ясно для восприятия, если знать биографию поэта, в которой присутствовала трагически окончившаяся любовь, чей зов он слышит в осеннем лесу. Поэт открывает перед нами душу, показывая царящее там смятение и надежду на встречу с милым другом, которую ему подаёт “зов … глашатая медного” . Изображение лирического героя в момент максимального эмоционального и душевного напряжения на фоне прекрасного мгновения позволяет нам прочувствовать те переживания, которые терзали Фета.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых великих поэтов девятнадцатого века и за всю историю в целом. Работал Фет в основном над лирической поэзией, всегда показывая в своих стихах любовь с природой, всё это он передавал своим читателям. Именно к такому жанру поэзий и относится это стихотворение.

Данное стихотворение Афанасий Афанасьевич написал в 1891 году и как считают критики, оно посвящено любимой женщине Фета – Марии Лазич. Хоть Фет и был инициатором разрыва отношения с девушкой, он не мог простить себя за потерянную любовь и показывал всю свою печаль в стихах. И это подтверждается в последней строфе стихотворения: « Нежно приветствуешь ты».

Фет использовал довольно сложный вид рифмовки – перекрестную рифмовку, что придавало стиху особое звучание, свою собственную атмосферу. В этом стихе он повествует об осени, о всех её чудесах, о всех её красках, об эмоциях, которые появляются при виде осени.

Как и в большинстве других стихотворениях, Фет использует четырёхстопный хорей, полные и неполные предложения чередуются, используются междометия, а восклицание в конце передаёт полное настроение поэта. Именно его он пытается передать читателям в своих строках, желая, чтобы они вместе с ним окунулись в эту атмосферу и увидели всю красоту, которая происходит вокруг них.

В первой строфе Фет раскрыл свое сердце, а именно показал все одиночество, что царило в нем. Во второй строфе поэт далёкими звуками выражает обеспокоенность. Ну а в последней строфе он показывает желание воссоединиться со своей любимой, которая уже покинула этот мир.

Если внимательно посмотреть на строение первой части, то можно заметить, что автор использует только олицетворение, не используя метафоры с эпитетами. Чего не скажешь о второй части, которая богата и на метафоры, и на эпитеты. Хоть автор и ярко описывает, придавая очень много красок стихотворению, оно является грустным, ведь четко отслеживается желание героя убежать от одиночества и холода.

Последние строки говорят нам о том, что поэт уже и сам предчувствовал свою смерть. И вот, в 1892 году, через год после написания этого стиха, Афанасий Афанасьевич Фет сконча.

Анализ стиха №3

Афанасий Фет признанный поэт Золотого века. Его знают и любят почитатели поэзии всего мира. Много романсов написано на его стихи. Трудно найти человека в России, который не знает романса "На заре ты ее не буди" или стихов "Вечер", "Соловей и роза" и многих других воспевающий красоту и гармонию мира. Родился поэт в Орловской области, прожил семьдесят два года. Умер в Москве.

Его называют "чистым лириком" но, к сожалению, не всем понятна его поэзия, через, которую он передал все свои ощущения и чувства. Он часами мог слушать: как поют птицы, и, журчит ручей.

Стихотворение "Ель рукавом мне тропинку завесила" состоит из трех частей.

В первой части: поэт идет один по лесу, ветер со всех сторон, наклоняет верхушки деревьев, он знает, что есть тропинка, но ель своими раскидистыми ветвями её "завесила". Чувство смятения, непонятны поэту. Его эмоции и настроения сменяют друг друга: грустью и весельем, шумом и тревогой.

Во второй части четверостишья, сознание поэта пробуждает: рожок охотника: в лесу, своя жизни и человек не властен над природой. Поэт знает, что тропинка есть, нужно её найти. Лес решил испытать его: ветром, гнущимися деревьями, летящими и кружащими листьями. И где-то вдали он слышит, взывающий рог. Природная стихия, не так страшна, он понимает, что в лесу не один и от этого у него на душе становится веселее и теплее.

Третья часть радостная, жизнеутверждающая. Он с радостью восклицает: о нежном приветствии бедного странника и для него не так важны листья. Поэт погружается в реальность и идет на зов рожка, он не одинок.

Вывод

В любой жизненной ситуации, есть надежда и выход из создавшегося положения. Стихотворение А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила", странник, играющий на рожке - это и есть надежда, которая возвращает к жизни и выводит на нужную тропинку в лесу.

6 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Ель рукавом мне тропинку

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Гость

    Несомненно, в литературе Анна Ахматова была известна идеальным описанием образа женщины, ее чувств и переживаний. Хотя большую роль в своих стихотворениях поэтесса отводила мужчине. Каждый сборник содержит произведение,

  • Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисман

    Большая часть стихотворного наследия Пушкина представлена образцами любовной лирики. Это стихотворения наряду с еще тремя многие исследователи объединяют, в связи с возникшим в Одессе романом поэта и Е.Воронцовой.

  • Анализ стихотворения Пастернака Разлука

    Стихотворение Б. Л. Пастернака «Разлука» вошло в число лирических произведений, автором которых выступает не сам поэт, а герой его романа – Юрий Живаго. Поэтому события поэтического отрывка следует соотносить с жизнью книжного