Когда вызвали к доске. Американских школьников к доске не вызывают

Вам очень грустно и Вы хотите поднять себе настроение? Или же Вы просто любитель хороших шуток? Тогда эта страничка идеально подходит Вам. Тут собраны самые лучшие юмористические ролики со всей планеты, просмотр которых точно поднимет Вам настроение и сделает Ваш день! В этой категории содержится различные виды юмористических видео.


Во-первых, это различные перезаливы старых комедийных шоу, самые лучшие выпуски, которые когда-либо выходили по зомбирующему ящику, теперь собраны тут. Камеди клаб, камеди вумен и прочие им подобные юмористические шоу будут вновь смешить Вас своими лучшими шутками. Мы постарались отобрать только самые интересные, самые яркие, смешные и запоминающиеся выпуски. Тут Вы всегда сможете пересмотреть их, что бы засмеяться вновь и предаться ностальгии.


Во-вторых, множество развлекательных роликов из реальной жизни. Смешные пьяные мужики, глупые фразочки, которые мигом становятся коронными и узнаваемыми на каждом углу. Большинство этих смешных роликов заливается пользователями такого интернет ресурса как «Youtube», «Rutube» и прочие. Буквально каждый человек может заснять на камеру нечто смешное, а от того и такой большой приток юмора именно такого жанра. В таких роликах может происходить все что угодно, от забавных котеек до смешного поведения политиков.


Следующий же тип приколы - это заранее подготовленные шутки от пользователей сети. Различные пранки, розыгрыши, во время которых группа ребят подстраивают какую-то сценку и развлекаются наблюдая за реакцией своей жертвы. Такие ролики сейчас очень актуальны и набирают миллионы просмотров. К тому же, посмотрев десяток другой таких роликов, Вы сможете подобрать подходящий для себя пранк и попробовать провернуть его в реальности. Чаще всего такие розыгрыши довольно безобидны, но бывают и такие, от которых жертва может получить инфаркт или панический приступ. Ведь порой шутники доходят до крайностей и шутят с диагнозами врачей, суицидом и прочими довольно опасными темами.


В последние лет пять, очень сильно набирает в весе «забугорный» STAND-UP. Это по сути, те же самые выступление комиков, где чаще всего мелькает черный юмор, самоирония, а порой и довольно пошлые шутки. Многие популярные, медийные личности устраивают целые стэндап-туры и путешествуют из города в город с намерением рассмешить как можно больше зрителей. Пусть данный юмористический жанр работает по большей части, если ты находишься в зале и в живую видишь шутника. Но множество видеороликов с записями выступлений говорят об обратном.


К тому же не стоит забывать о уже не особо популярном, но, тем не менее, все еще известном жанре юмора, как ВАЙН. Это короткие, буквально секундные сценки разыгрывают жизненные и не очень ситуации. Порой юмор в них заложен так глубоко, что пользователи сети пересматривают короткие десятисекундные ролики по несколько десятков раз, пытаясь докопаться до юмористической жилки, которой может и не быть.


В общем, тут вы точно сможете поднять себе настроение. И не важно, какой вы любите видео приколы - мы поможем засмеяться даже черствому человеку без чувства юмора.

Психологический

Выпуск #5


Когда вызывают к доске...

«Когда нас вызывают к доске, - огорчаются две подружки, - появляется какая-то робость, страх. И тут же все нужные слова бессмысленно и бесследно исчезают, зато язык щедро снабжает речь такими фразами: «Эта, как ее...», «Эээ...», «Ну, значит...», «В общем...» и так далее. И главное, если б не знали! А то ведь знаем, учим, понимаем!» Кто этого не испытал? Чей язык не снабжал речь предательскими «э-э» да «ну»?

Чтобы понять, как заставить наши языки говорить бойко и уверенно, разберем, что же происходит во время ответа, хотя, кажется, чего проще: учитель вызвал, задал вопрос, ты отвечаешь, чтобы получить оценку.

Если так понимать ответ у доски, «э» да «ну» почти неизбежны. На самом деле в этот торжественный момент, которого мы так ждали и так боялись, происходит много разных событий.

Во-первых, учитель проверяет, как мы готовились к уроку: это на поверхности. Вы все - даже заядлые отличники - нуждаемся в контроле, такова уж человеческая натура: «Не спросят - не буду сегодня учить, выучу завтра!» Чем чаще нас спрашивают, тем лучше мы учимся.

Во-вторых, во время ответа идет и самопроверка. Поэтому многие ребята огорчаются, если их долго не вызывают. Им необходимо проверить себя, проверить свои знания на деле. Всю информацию о качестве нашей работы мы получаем от учителя, в этом одна из главных особенностей школы. Если нас не вызвали, работа кажется нам незавершенной.

В-третьих, именно здесь, во время ответа, вырабатывается умение складно говорить и логично мыслить. Не случайно учитель требует полного ответа. «Чему равна сумма углов треугольника?» - «Ста восьмидесяти градусам», - отвечаем мы. А учитель, как нам кажется, придирается: «Отвечай полно!» И, вздохнув, мы отвечаем: «Сумма внутренних углов треугольника равняется...» Но учитель не потому требует связной речи, что он педант и придира, а потому, что он учит нас говорить логично и, следовательно, логично, строго мыслить. Другой возможности научить нас мыслить у педагога нет. Только косвенно следя за правильностью речи, может он следить за ходом мысли. Когда-нибудь проверять выполнение домашних заданий будут компьютерные программы. Это несложно. Но и тогда ученики будут отвечать урок у доски точно так же, как сегодня, иначе весь мир превратится в людей бессвязной, корявой речи. Искусство речи будет утрачено человечеством!

Так что будем радоваться каждому вызову к доске: это единственная возможность учиться говорить серьезно, связно, логично, точно и кратко, да к тому же на языке науки. На уроке математики мы говорим математическим языком, на химии - химическим, на физике - физическим, то есть учимся осмысленно и привычно употреблять термины каждой науки. Не освоишь языка науки - не узнаешь и науки.

Итак, проверка, самопроверка и обучение речи... Все?

Нет, осталось самое главное.

В то время, когда мы отвечаем у доски, идет наше общение с классом. Мы не в пустой комнате отвечаем учителю, мы говорим перед классом!

И в этом главная тайна ответов у доски.

Ученица рассказывает, как она дома не смогла доказать теорему, и, конечно, именно в этот день ее и вызвали на уроке. «Вышла я, сделала чертеж, написала, что дано, что надо доказать. Пишу: «Доказательство». Да, жаль, что вчера не доказала. Думаю, раз дома не доказала, доказывай здесь. Стояла я, думала... Так вот тут что! Оказывается, это просто. Написала я доказательство, проверяют у меня. Оказалось, все правильно. Я до сих пор не понимаю, почему у меня так вышло. Учение с увлечением!»

У ученицы вышло так именно потому, что она сказала себе:

Доказывай здесь!

Другими словами, она не стала думать о неминуемой двойке, а сосредоточилась на доказательстве - включила творческий механизм души, проявила волю к ответу. Она, конечно, волновалась, но это было творческое волнение, радость творчества, работа души, и оно, это волнение, помогло найти ответ. Отвечать - не значит вспоминать учебник, отвечать - значит сейчас, сию минуту создавать, творить рассказ из тех данных, которые есть. Слишком хорошо вызубренный урок даже мешает ответу.

Но чтобы ответ стал творчеством, человек обязательно должен чувствовать поддержку - как артисту нужна поддержка зала. Поэтому-то в современной школе и собирают в один класс несколько десятков ребят: чтобы ученик, выступая перед ними, мог творить, чувствовать вдохновение и радость. Но именно радостью отвечать перед товарищами мы подчас пренебрегаем. Мы посматриваем на учителя, следим за выражением только его лица: доволен? Недоволен? Чем меньше мы уверены в себе, тем чаще мы смотрим на учителя. Если он хмурится, мы окончательно запутываемся. А давайте, в поисках необходимой поддержки, смотреть на кого-нибудь из друзей: доволен ли он ответом?

Нам будет гораздо интереснее и легче отвечать, если мы будем отвечать не только учителю, но и классу, и не отвечать даже, а рассказывать нечто очень важное, чего никто не знает . Тогда придется убеждать, выбирать из рассказа самое интересное, задавать вопросы и тут же отвечать на них. Хороший ученик как бы соревнуется с учителем: вы нам вчера так рассказали, а я вот как расскажу эту же историю!

Сообщение и в самом деле получится интересным, если к каждому ответу удастся припасти что-нибудь новое, такое, чего нет в учебнике, и о чем не рассказывал учитель. На уроках математики это трудно, на физике - легче, на уроках литературы и истории - вполне возможно. Стоит заглянуть в соответствующий том энциклопедии или поискать на просторах интернета, где всегда можешь найти дополнительный интересный материал.

А как же «э» да «ну»?

Когда человек, отвечая, думает, он тоже, бывает, растягивает слова, не может поймать мысль, найти верное выражение... И тоже бывает у него и «э» и «ну»... Но это совсем другие междометия! Они говорят об изобилии мысли, а не о бедности ее и потому переносятся слушателями терпимо.

Как только начнем отвечать, постараемся забыть, что мы на уроке, что поставят оценку. Будем профессионалами в своем ученическом деле! Не станем думать о том, как мы отвечаем, даже если выходит совсем плохо. Теперь уж поздно думать, не стоит. Доверимся творческому механизму в душе, и он сам, без вмешательства, сделает все, что нужно. Откуда-то возьмутся и мысли и слова. Если же ребята шумят во время ответа, кто виноват? Учитель? Класс? Нет, только мы. Это мы подрываем дисциплину своим нудным ответом. В самом шумном классе, как только кто-нибудь начнет хорошо отвечать, сразу устанавливается тишина.

Оценку за ответ ставит в журнале учитель. Но истинная оценка - в тишине или шуме класса. Как у артиста.

Учитесь с удовольствием!

Когда 7 лет назад родители сказали Саше Зуевой, что ей придется поехать вместе с ними в США, она расплакалась: очень не хотелось расставаться с одноклассниками. Сейчас Саша, которой недавно исполнилось 17, живет в Нью-Йорке, учится в частной американской школе и общается с новыми друзьями. В Россию она приезжает только на летние каникулы. В свой последний приезд в Москву Саша рассказала корреспонденту, как ей живется и учится в Америке.

Семь лет назад моему папе предложили работать в США, в UNISEF – Всемирном фонде помощи детям.

Мне-то и в Москве было хорошо, к тому же я не знала английского. Но – поехали.

В августе мы прилетели в Нью-Йорк, а в сентябре нужно было идти в школу. Родители сказали, что в американской школе – лучше, чем в русской при посольстве, потому что там я смогу выучить язык.

И меня устроили в государственную американскую школу недалеко от дома. Я попала в класс, где нет ни одного русского. Недели две просидела на занятиях молча – ничего не понимала. Потом меня перевели в класс ниже, там было трое русских. Родители решили, что важнее разобраться в языке, чем в математике.

Никаких заданий я поначалу не делала: только выписывала слова из книги и рисовала к ним картинки. И целый год ходила к репетитору, который “поставил” мне грамматику. Постепенно я начала читать и разговаривать, а через год без труда все понимала и сама делала уроки.

Школа была не очень сильная – мало хороших учителей. Почти все уроки мы сидели в одном и том же классе, а не переходили из одного кабинета в другой, как в Москве. И занятия вела одна и та же учительница. Когда мы приходили в класс, то даже не знали, какой будет урок – пока она, например, не говорила: “Ну, давайте позанимаемся математикой”. Хорошо еще, что не надо было носить с собой в школу учебники – мы оставляли их в партах.

Так я проучилась два года – четвертый и пятый класс (в это же время я экстерном закончила шестой класс в русской школе при посольстве).

Пятый класс был в этой школе последним, и родители стали думать, где же мне учиться дальше. Наши знакомые посоветовали выбрать частную школу.

В нашем районе есть три хорошие частные школы. В одной было много русских, во второй – очень развита атмосфера соревнования. И то, и другое мне не подходило. Мне понравилась третья – Fieldston School, куда меня и отдали. Но если честно, родители не очень-то интересовались моим мнением, просто в данном случае наши взгляды совпали.

Чтобы перевестись из государственной школы в приличную частную, нужно иметь хорошие оценки, характеристику из прежней школы и еще сдать тест по английскому и математике. Все это нужно делать в январе-феврале, поскольку в марте уже объявляют результаты.

Меня хотели определить в 6 класс, но я запротестовала – надоело быть самой старшей в классе. Тогда мне зачли шестой класс посольской школы и приняли в седьмой.

Fieldston School – дорогая школа, но у нее есть фонд, из которого оплачивают некоторым школьникам часть обучения – по результатам экзаменов. И я бы не сказала, что там учатся только дети богатеньких родителей. В школе есть ребята из совершенно ужасных районов. Учителя стараются всех подружить, чтобы не были заметны социальные различия.

Но все равно бедные дружат с бедными, а богатые с богатыми. Я дружу со средненькими.

Сначала я слегка всех сторонилась. Я стеснялась того, что многие школьники живут в своих домах, а я – в квартире. И когда я шла в школу первый раз, очень боялась, что меня плохо примут. Я думала, там одни миллионеры, которые только и знают, что задирают нос. Но все оказались очень дружелюбными. Помню, во время обеда я зашла в столовую, и хотя никого там не знала, все ребята замахали мне руками: “Иди к нам!”

Позже я узнала, что многие школьники – в том числе и дети состоятельных родителей – подрабатывают в ресторанах, на фирмах – кто где может.

Школа была очень большая: 720 человек! В каждом классе – 100-120 человек, это, собственно, что-то вроде курса или потока в вузе.

У каждого ученика свое расписание – в зависимости от того, чем хочешь заниматься. Поэтому на английском я сижу с одними ребятами, а, например, на математике – совсем с другими. И каждый год состав класса и учителя меняются.

В 7 и 8 классах нужно обязательно ходить на математику, биологию, а на физкультуру – аж пять раз в неделю. В разных четвертях надо было посещать рисование, танцы, актерское искусство и этику. А на выбор можно было взять два языка из четырех – испанского, русского, французского или латыни. Я выбрала два последних.

Мне почему-то кажется, что в США языки преподают плоховато – у американцев нет жизненной необходимости знать иностранный, ведь поблизости мало стран, в которых говорят на других языках. Единственный популярный иностранный язык в Нью-Йорке и вообще в США – испанский.

В моей школе в Америке – чем старше класс, тем больше свободы. Если в седьмом и восьмом классах почти нет предметов по выбору, то в девятом можно выбрать, например, между природоведением и биологией.

В десятом на выбор предлагают химию или физику. А в одиннадцатом я решила заниматься биологией на уровне университета. В каждой школе есть такие “продвинутые” курсы – и оценка, которую ты получаешь за них на экзамене в школе, засчитывается в университете в качестве текущей экзаменационной отметки за первый или второй курс.

С первого до последнего года учебы в моей школе обязательно идет математика. И еще английский: в него входят разные курсы по литературе и истории. Например, весь десятый класс мы изучали американскую литературу, а в одиннадцатом выбирали между японской, латиноамериканской, русской и другими. Я взяла европейскую литературу двадцатого века. Прочитала (естественно, по-английски) по одной книге пяти писателей: Кафку, потом еще писателя из Чехословакии – Кандера; Флобера, Камилла, а пятого не помню. Русскую литературу я, конечно же, не взяла – ну что я буду читать по-английски русские книжки?

В нашей школе занятия длятся по 50 минут. Уроки начинаются в 8.30, а заканчиваются, самое раннее, полтретьего. Учеба, надо сказать, напряженная, зато отдыхаем часто – кроме каникул, есть еще американские национальные и еврейские праздники (в Fieldston School много евреев, и если они не ходят в школу, то занятия проводить почти не с кем).

Еще мне нравится, что в Америке к доске учеников не вызывают. Домашние задания тоже можно не делать, но это всплывет на контрольной работе. Очень важно для учителя, как ты участвуешь в дискуссиях в классе.

В конце четверти учителя пишут отзывы об учениках. Обо мне обычно пишут: “Саша – тихая девочка, в дискуссиях почти не участвует”… Но они сами меня не спрашивают – смущать не хотят: мало ли, а может, я не люблю выступать?

В общем, атмосфера демократичная, хотя нельзя сказать, что дисциплины нет совсем. Помню, как я удивилась, когда впервые вместе с классом пошла в школьную столовую. Класс строят в две шеренги, шествие возглавляет учитель. Перед лестницей он командует, как генерал: “Стоп!” – и все останавливаются. Потом говорит: “Вперед!” – и все идут ровненько. А в Москве, как только раздавался звонок на перемену, мы в столовую бежали как сумасшедшие, гурьбой.

И конечно, ученики в Америке никогда не хамят преподавателям. А если во время контрольной учитель выходит из класса, ни у кого и в мыслях нет списывать!

Есть вещи, которые категорически запрещены. Недавно из нашей школы выгнали двух шестиклассников, которые, стоя возле школы, раскуривали “травку”. И еще двух учеников 11 класса, которые пришли обкуренные на урок. Теперь они не получат диплом – а ведь это трагедия. Но просто сигареты там курят почти все ребята – начиная с 12 лет. Даже странно: дети в Америке курят, а взрослые нет. Я не курю из принципа.

Мы с подружками (у меня их четыре – украинка, белоруска и две американки) развлекаемся по-другому. Ходим друг к другу в гости, иногда ездим в Манхеттен. Родители нас отпускают – знают, что в опасное место мы не пойдем.

Часто ходим в кино: кинозалы в Америке лучше, чем в России, но билет дороже – 8 долларов. В ресторанчиках ужинаем, ходим на дискотеки. Оттуда добираемся домой на такси. На общественном транспорте мне не нравится ездить, особенно на метро – оно в Нью-Йорке ужасное.

В школе почти не проводятся мероприятия, которые бы всех сдружили. Но все равно мальчики дружат с девочками. А в нашей школе я заметила странный феномен – мальчишки-двенадцатиклассники часто ухаживают за девочками из девятого класса. Все это осуждают: понятно, чего большой мальчик хочет от маленькой девочки.

Хотя в США, как и в России, мальчики отстают в развитии от девочек. Американские мальчики к тому же менее мужественные, чем русские, да еще и безынициативные. Они ждут, когда девочки сами начнут оказывать им знаки внимания. И те оказывают. Любовные записки писать не принято, но всегда ведь можно показать человеку, что он тебе нравится…

Что касается меня, то мне сейчас не до личной жизни: нынешней осенью я иду в двенадцатый класс. А в начале последнего учебного года американские школьники сдают общий экзамен – математика и английский, и его результаты можно разослать в университеты (по правилам школьник имеет право разослать их в 7 университетов по своему выбору). Еще можно пройти тесты по другим предметам. Посмотрю, по каким предметам у меня будут лучшие результаты, и пошлю их в университеты.

Вместе с результатами тестов нужно отправить сочинение на тему, которую дает университет. Например: “Если бы ты смог встретиться с одним из трех человек – из прошлого, настоящего или будущего, – кого бы ты выбрал и о чем бы с ним беседовал?” Или: “Что вы думаете о предстоящих президентских выборах?”

В Гарвард я поступать не хочу – была там на экскурсии, и студенты мне не очень понравились. Слишком заумные и амбициозные. Но на всякий случай подам туда документы – я хочу работать в России, поэтому лучше закончить университет, о котором в России слышали.

Сначала я хотела стать врачом. Но потом поняла, что мне интереснее работать с самими людьми, а не с их внутренностями. Мечтаю работать психиатром в тюрьме, помогать людям, на которых все махнули рукой.

Вообще-то я еще сто раз могу изменить свое решение: в университетах США выбираешь специализацию только на третьем курсе. Или вообще все 4 года в университете я могу заниматься математикой, а потом взять и пойти в медицинскую школу. Мне еще только семнадцать лет. Посмотрим, как жизнь повернется.

http://www.сайт/2016/05/18/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%81%D1%88/

А.Д. Блинков, заслуженный учитель РФ,

школа №218, г. Москва.

Почему я не вызываю учеников к доске...

Я работаю учителем математики почти 30 лет и мои представления о том чему и как надо учить школьников многократно изменялись. Первые 15 лет я преподавал математику по единой для всей страны общеобразовательной программе, затем стал работать в основном в классах углубленного изучения математики, но не в «элитной школе», где при наборе в математический класс конкурс составляет 10 – 15 человек на место и отбираются самые одаренные школьники, а в обычной средней общеобразовательной школе, где такие классы на три четверти комплектуются из своих учеников. Поэтому, большинство моих учеников – школьники обычных способностей, а ведущий критерий отбора – желание учиться . В раннем возрасте легче заложить базу для дальнейшего серьезного изучения математики и пробудить интерес к предмету, поэтому, я люблю начинать работать с детьми с пятого или с шестого класса и учить большинство из них до окончания школы. Мне удалось сделать три таких «полных» выпуска (еще один предстоит через год) и от работы с этими школьниками я получал и получаю наибольшее удовлетворение. Конечно приходилось начинать работу и с восьмого класса, и даже с десятого, что, с моей точки зрения, наименее эффективно.

За долгий период работы сложилась определенная манера преподавания, сформировались какие-то приоритеты, сломались некоторые стереотипы. Уже в самом начале работы в школе мне очень не нравилась ситуация, характерная для системы всеобщего среднего образования, когда учитель заинтересован дать знания больше, чем ученик их получить . При этом никакие насильственные меры не приводили к улучшению ситуации: не помогали ни жесткий контроль за домашними заданиями, ни обязательные дополнительные занятия, ни выставление плохих оценок.

Постепенно я понял, что затертые казенные слова: «... урок – основная форма учебно-воспитательного процесса ...» несут в себе глубокий смысл. На первый взгляд парадоксально, но подготовка к урокам в последние годы у меня занимает гораздо больше времени, чем в начале учительской карьеры. Я должен очень четко и конкретно представлять себе чему я на данном уроке хочу научить, с какими знаниями и умениями с моего урока уйдут школьники. Ученикам должно быть интересно, но этот интерес должен достигаться не за счет внешних эффектов или искусственной занимательности. Интересно должно быть математическое содержание урока , интересными для учеников должны быть результаты собственной деятельности .

В методике преподавания математики в школе (особенно в советский период) приходила и уходила мода: то на повальное использование технических средств обучения, то на всевозможные игры на уроках, мода на лекционно-семинарский метод сменялась модой на ежедневную самостоятельную работу с учебником, и т. д. В моей работе основными техническими средствами обучения являются доска, мел и тряпка. Лекций на уроках я читать не люблю, так как мне необходим постоянный диалог с учениками, хорошие учебники, которых, к сожалению, очень мало, они могут читать и не на уроках, а плохие – не стоит читать вообще.

Основным инструментом в обучении для поддержания интереса к математике , по моему убеждению, является логика . Это и логика изучения математики в целом, и логика изучения каждой отдельной темы, и логика построения каждого урока, и логика решения той или иной задачи. Такой подход требует тщательного отбора материала к каждому уроку. Искусство преподавателя состоит в том, чтобы достичь результата экономными средствами. Мне претят «экстенсивные способы обучения»: понятно, что можно научить решать, например, тригонометрические уравнения, если заставить школьника решить двести уравнений, но гораздо разумнее и интереснее отобрать существенно меньшее количество уравнений и добиться того же эффекта!

Для того, чтобы школьники ощущали «ценность» урока, он должен быть максимально насыщенным, эмоциональным. На хорошем уроке ученики чувствуют отношение учителя к тому, что он преподает, им передается его восхищение красивыми математическими фактами или изящным способом решения задачи.

Многое из того, что сказано относится и к другим видам обучения математики – кружках, факультативным занятиям (ими я также занимаюсь много лет), но эти формы работы со школьниками не ограничены жесткими временными рамками и не требуют обязательных результатов обучения. Обязательных дополнительных занятий, куда насильственно приглашаются слабоуспевающие ученики, я не провожу, но выделено время для консультаций (чаще всего до уроков, с утра), когда учащиеся могут прийти ко мне со своими вопросами.

Каждый урок в моем нынешнем представлении – маленький спектакль со своим вступлением, кульминацией и развязкой. Я привык его начинать точно со звонком, поэтому прихожу в класс с началом перемены, настраиваюсь и готовлю все необходимое. Все мои ученики, коллеги и администрация школы давно привыкли к тому, что ко мне в класс нельзя войти во время урока или отвлечь меня каким-то иным образом. Это также невозможно, как войти в зрительный зал во время спектакля! Ученики моего первого выпуска до сих пор вспоминают, что за 7 лет моей работы с ними урок математики был отменен только один раз (ни они, ни я уже не помнят по какому поводу).

Уже много лет я не проверяю наличие домашних заданий и мои ученики знают, что любое домашнее задание они имеют право не делать или могут сделать только ту его часть, которую сочтут для себя необходимой. При этом каждый урок начинается с того, что я спрашиваю: «Какие у вас вопросы по домашней работе?» и все заданные ими вопросы обсуждаются. Каждое домашнее задание содержит также одну дополнительную задачу «олимпиадного уровня», как правило, тематически связанную с изучаемым материалом. Школьники, решившие такую задачу могут перед началом урока предъявить свое решение в письменном виде. За каждые две решенные дополнительные задачи ученик получает пятерку.

На самом уроке все подчинено успешному освоению учебного материала, оценки на уроках не ставятся , поэтому нет необходимости вызывать учеников к доске . Для чего обычно вызывают к доске? Для того, чтобы ученик рассказал то, что он выучил или для того, чтобы он решил «с ходу» какую-то задачу. В первом случае неясно чем занимаются остальные школьники: если слушают, то это, как правило, малоэффективный вид работы, а если делают что-то другое, то зачем ученику у доски говорить вслух? Во втором случае, чаще всего из-за недостатка времени, учитель помогает ученику решить задачу, а затем ставит оценку за то, насколько быстро ученик улавливает ход мысли учителя! При этом, значительная часть класса не решает задачу, а переписывает ее с доски.

Решать задачу ученику гораздо комфортнее в тетради, сидя на своем месте. Если школьник хочет высказать свое суждение по обсуждаемому теоретическому вопросу или по решению задачи, то ему дается такая возможность, и он это делает, сидя на своем месте. При необходимости я сам могу воспроизвести на доске то, что говорит школьник, причем сделаю это четко, акцентируя внимание на существенные шаги решения и опуская ненужные подробности. Таким образом – я работаю на доске, а ученики – в тетрадях . При обсуждении теоретического материала, я стараюсь постепенно заполнять доску, ничего не стирая, так, чтобы к концу этой работы можно было по записям на доске восстановить всю логику рассуждений. Мои ученики привыкли, что центральная часть доски отводится под теорию; левое «крыло» – под вводные, устные задания; правое «крыло» – под задания, которые им предстоит выполнить на уроке. Если я хочу, чтобы ученики после самостоятельного решения задачи проверили свои записи, то записываю решение задачи на обратной стороне «крыла».

Поскольку над школьниками на уроке не висит постоянный «призрак оценки», они – раскрепощены, не боятся высказывать свои суждения. За что же ставятся оценки? Прежде всего за текущие письменные самостоятельные работы. Они проводятся, в среднем, один раз в неделю, продолжительностью от 15 до 45 минут каждая. Для экономии времени, большая часть работ по геометрии проводится на заготовленных листах, где уже записаны условия задач и выполнены чертежи. Тексты остальных работ также выдаются учащимся в виде компьютерной распечатки. В случае, если самостоятельная работа написана учеником неудачно и на то есть объективные причины (болезнь, переутомление, случайный «срыв» хорошо успевающего ученика и пр.) оценка за работу в журнал не выставляется. При этом я являюсь противником , так называемого, «переписывания» самостоятельных и, тем более, контрольных работ , поскольку это снижает уровень ответственности школьников за свою подготовку.

В обязательном порядке выставляются все оценки за письменные контрольные работы по итогам темы . Эти работы содержат «многошаговые» задания, каждое из которых, в зависимости от сложности, оценивается определенным, оговоренным в тексте работы количеством баллов. Тем самым существует возможность оценить не только полное решение задачи, но и любое существенное продвижение . Максимальное количество баллов, которое может набрать школьник, выполняя каждую из таких работ, равно 40. Составление такой контрольной работы предусматривает одновременную разработку учителем критериев оценки (в баллах) каждого задания. Применение такой системы оценки знаний учащихся позволяет сделать эту оценку максимально объективной и дифференцированной . Последнее – особенно существенно, так как при оценке работы школьника по традиционной пятибалльной системе, гораздо труднее как сравнить между собой достижения разных учащихся, так и проследить динамику «роста» каждого из них. Сказанное не исключает выставление в классные журналы и дневники учащихся традиционных оценок за контрольные работы, которые определяются следующим образом: «5» – 38 - 40 баллов (выполнено верно – не менее 95% работы); «4» – 30 - 37 баллов (не менее 75%); «3» – 22 - 29 баллов (не менее 55%).

Каждая самостоятельная или контрольная работа обязательно содержит дополнительную (не обязательную часть), которая выполняется желающими при наличии времени и за которую выставляются только хорошие и отличные оценки. Часть этих заданий плавно «перекочевывают» в необязательное домашнее задание.

Помимо этого, в курсе геометрии (начиная с 8 класса) и в курсе алгебры и математического анализа (начиная с 10 класса) проводятся тематические зачеты по теории . Среди преподавателей математических школ и классов, комплектующихся за счет математически одаренных детей, преобладает точка зрения, что знания по теории учащиеся наиболее эффективно получают в процессе самостоятельного доказательства теорем и решения задач, содержащих важные математические факты, а поэтому их усвоение не требует какого-то дополнительного контроля (система, так называемых, «листочков»). Возможно для таких учащихся это и справедливо. Основной контингент моих учеников составляют учащиеся со средними способностями и не очень высокой степенью начальной подготовленности. Работать с ними по системе «листочков» – означает поставить многих школьников в ситуацию постоянного «неуспеха». Поэтому, в процессе уроков я достаточно подробно обсуждаю с учениками вводимые определения, доказательства теорем и решения базовых задач . Отмечу также, что из-за большой насыщенности программного материала время на уроках весьма дефицитно и вряд ли целесообразно тратить его на опрос отдельных школьников. К тому же, нельзя не учитывать большую нагрузку учащихся и различную скорость освоения ими программного материала, что (даже при наличии времени на уроке) вряд ли делает разумным опрос учащихся по всему материалу предыдущего урока.

Я категорически не приемлю проведение обязательных учебных мероприятий во внеурочное время , поэтому разработал следующую систему проведения зачетов. Не менее, чем за три недели до проведения зачета учащиеся получают список всех основных вопросов темы. За несколько дней до зачета организуются одна – две консультации для тех, кому они нужны. Эти консультации проводятся во внеурочное время, но обязательными ни в коей мере не являются! Непосредственно для проведения зачета класс делится на две подгруппы. Зачет проводится на сдвоенном уроке и совмещен по времени с контрольной работой по последнему из пройденных разделов этой же темы. На каждом из двух уроков одна подгруппа пишет контрольную работу, другая в это время сдает зачет. Таким образом, за один сдвоенный урок каждый ученик класса получает две оценки по теме. Естественно, что в одиночку я не в состоянии за два урока опросить весь класс. На помощь приходят коллеги – учителя математики школы, а также мои выпускники – студенты математических факультетов Вузов. Для проведения зачетов в 8 – 9 классах иногда привлекаются и старшеклассники.

Мною проводится предварительная работа с принимающими зачет : уточняется, на что прежде всего следует обращать внимание в процессе опроса учащихся и совместно составляется список дополнительных вопросов творческого характера. Количество принимающих зачет должно быть таким, чтобы каждый из них опрашивал за 45 минут не более, чем двух – трех учеников. Сам я, как правило, не участвую непосредственно в опросе, чтобы иметь возможность организовывать работу в целом и решать спорные вопросы. Это, помимо прочего, повышает объективность оценки знаний школьников , так как у любого учителя в процессе обучения складывается представление об уровне знаний того или иного ученика, что мешает ему объективно оценить его конкретный ответ по конкретной теме.

Каждая карточка (билет) содержит три или четыре вопроса, часть из которых носит более прикладной характер. Содержание этих вопросов в той или иной степени разбиралось с учащимися в процессе изучения темы. Поэтому полное воспроизведение билета, как правило, обеспечивает оценку «4». Для получения пятерки, чаще всего, необходимо ответить и на дополнительный вопрос. Характер этих вопросов учащимся заранее неизвестен. Естественно, что дополнительные вопросы уточняющего характера могут быть заданы учащимся и в процессе их ответа на вопросы билета, если в этом возникает необходимость. Ученики, не сдавшие зачет, обязаны пересдать его уже во внеурочное время. Для повышения ответственности учащихся за свою подготовку пересдавать положительные оценки (с целью их повышения), как правило, не разрешается.

В последнее время, с появлением компьютерных технологий , появилась возможность сделать свою работу еще более эффективной. Ученики, пропустившие те или иные уроки, могут в любое время получить у меня подробные распечатки текстов этих уроков, а накануне зачета – все желающие могут получить (на дискету или по электронной почте) копии файлов всех уроков по теме.

Кроме того, с помощью коллег и выпускников созданы обучающие и диагностические тесты для ряда тем углубленного курса математики 8 – 9 класса. За несколько дней до проведения тематического зачета учащиеся имеют возможность пройти соответствующее компьютерное тестирование. В результате этого тестирования школьник получает оценку компьютера (которая никуда не заносится, а служит только для самоконтроля), распечатку своих ответов на вопросы и распечатку верных ответов. Такая работа позволяет школьникам выявить пробелы в своих знаниях и устранить их.

Об экзаменах: по окончании 7, 8 и 10 классов мои ученики сдают обязательные письменные экзамены по алгебре (алгебре и математическому анализу), которые я составляю по той же схеме, что и контрольные работы (в 9 и 11 классах предусмотрены соответствующие государственные экзамены).

По геометрии в 9 и 11 классах я провожу устный экзамен. Для части школьников он проходит в традиционной форме (по билетам), но в любом классе у меня есть учащиеся, более «продвинутые» по сравнению со своими одноклассниками. Для этой категории учеников традиционная форма сдачи устных экзаменов не представляет каких-либо трудностей, следовательно, подготовка к ним не дает возможностей для их дальнейшего развития. Сама же традиционная форма экзамена оставляет им мало возможностей продемонстрировать глубину своих знаний по предмету. Поэтому этим школьникам я предлагаю сдавать экзамен по геометрии в форме «защиты реферата». Практика показывает, что в одиннадцатых классах учащихся, выбравших данную форму, оказывается больше, чем в девятых, так как подобная форма работы требует еще и достаточно высокой гуманитарной культуры.

Приведу несколько конкретных примеров тем экзаменационных рефератов. Планиметрия (9 класс): «Три загадочные точки в треугольнике», «Окружности, вписанные в сегменты, и касательные», «Вписанный четырехугольник с перпендикулярными диагоналями», «Композиции геометрических преобразований на плоскости», «Инверсия на плоскости и ее приложения», «Биссектрисы и трисектрисы», «Аксиоматика и ее модели». Стереометрия (11 класс): «Описанные шары», «Вписанные шары», «Сечения в пространственных фигурах», «Геометрия на сфере», «Ортоцентрический тетраэдр, его свойства и признаки», «Равногранный тетраэдр, его свойства и признаки», «Правильная пирамида с совпадающими центрами вписанных и описанных шаров».

Независимо от темы, каждая работа включает в себя:

1) Введение , где показана значимость выбранной темы для ученика. Возможно описание предыстории некоторых классических задач и методов, которые встретятся в работе.

2) Основную часть , где даются все используемые в дальнейшем определения, рассматриваются доказательства теорем, приводятся примеры и т.п.;

3) Практическую часть , где показываются разнообразные применения теории и приводятся решенные задачи;

4) Заключение , где указывается место данной темы в курсе геометрии и возможные межпредметные связи;

Темы, предлагаемые для рефератов можно условно разделить на три типа:

3) «исследовательский», где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно.

Реферат «классификационного » типа предполагает обоснование принципа выбора классификации, ее полноту и достаточно высокий уровень обобщения программного материала (желательно изложение и сравнение различных классификаций). В лучших рефератах этого типа прослеживается наличие внутренней связи между внешне далекими понятиями и хорошо видно место, которое в школьном курсе геометрии занимают основные объекты классификации.

Реферат «познавательного » типа подразумевает изучение его автором достаточно сложного теоретического материала, далеко выходящего за рамки программы. В итоге должны быть собраны воедино и доступно изложены основные положения изученного, приведены яркие и «выпуклые» примеры, иллюстрирующие характерные идеи и методы. Желательно, чтобы автор отметил возможность практического применения изложенных идей в областях, казалось бы, далеких от математики.

Реферат «исследовательского » типа требует от автора гораздо большего объема самостоятельной работы. Его основой является исследование свойств и признаков выделенного класса фигур. Материал излагается в виде логически связной цепочки задач, что и определяет глубину исследования. Заключительная часть работы должна содержать обоснование перспективы развития темы.

Необходимо подчеркнуть, что любой реферат, независимо от типа, должен обязательно содержать задачи, решенные его автором самостоятельно.

Работой школьников руководят консультанты : учителя математики или студенты.

Готовый вариант реферата отдается на рецензирование . Экзаменационная комиссия расширяется за счет приглашаемых специалистов и методистов. Экзамен является «открытым», на нем присутствуют желающие одноклассники, учителя школы, представителя Вузов и т.д.

В процессе защиты ученик не воспроизводит полностью свою работу, а кратко излагает содержание реферата, подробно останавливаясь на наиболее существенных моментах, акцентируя при этом внимание на какой-либо проблеме, которую ему пришлось решать самостоятельно. По окончании сообщения автора зачитывается рецензия, после чего члены комиссии задают вопросы. Их цель – выяснить глубину освоения учеником материала и насколько свободно он в нем ориентируется. Защита реферата одним учеником занимает, как правило, от 30 до 45 минут.

Экзаменационная комиссия не ограничивается цифровой оценкой учащегося, а подробно характеризует достоинства и недостатки как самого реферата, так и процесса его защиты.

Совместную работу учеников, учителей и других участников процесса написания и защиты реферата, можно рассматривать как модель исследовательской деятельности в рамках общеобразовательной школы . При удачном осуществлении всех этапов этой работы, учащийся «поднимается» на качественно иной математический уровень, чего не происходит в случае традиционной формы подготовки и сдачи устного экзамена.

Многие мои ученики в дальнейшем выступали с этими же работами на различных научно-практических конференциях школьников.

Описав нетрадиционную форму экзамена по геометрии, я остановился только на одном аспекте внеурочной деятельности. Остальные формы работы более традиционны, это участие моих учеников, начиная с самого раннего возраста, во всевозможных олимпиадах, и математических конкурсах. Некоторые из этих олимпиад (математические регаты, весенний турнир Архимеда) были придуманы мною и моими коллегами для реализации прежде всего учебных целей и ориентированы они не на «особо одаренных», а на самых обычных школьников. Этим, в частности, объясняется и то, что названные соревнования являются командными . Многие школьники, которые еще не «созрели», чтобы решить несколько достаточно сложных задач на какой-то личной олимпиаде, с успехом работают в команде, решая задачи какой-то одной тематики, «генерируя» идеи, которые доводят до конца другие члены команды и т. д.

Групповую форму работы я применяю и в летнем математическом лагере , куда традиционно выезжают желающие старшеклассники нашей школы на протяжении последних восьми лет. Цель занятий в лагере – приобретение навыков решения олимпиадных задач, и, посредством этого, – углубление знаний учащихся в некоторых разделах математики.

На все время проведения занятий учащиеся разбиваются на постоянные команды по 4 – 5 человек, максимально равноценные по своим математическим возможностям. После объявления темы занятия и, если это необходимо, краткой вступительной беседы, каждая команда получает лист – задание, который содержит семь задач: 5 для «классной» и 2 для «домашней» работы. По каждой теме задачи подбираются так, чтобы в процессе их решения и в последующем обсуждении можно было затронуть наиболее существенные аспекты данной темы, а также продемонстрировать приемы, «типичные» для решения задач данной тематики. Задачи одного листа должны быть максимально разнообразны по трудности и содержанию. Условная «ценность» задач отмечается в баллах. Это позволяет членам команды распределить задачи между собой так, чтобы каждый решал то, что соответствует его реальным возможностям.

На решение задач командам отводится 75 – 90 минут, по истечении которых каждая команда подает «заявку» с номерами тех задач, которые его команда решила и готова рассказывать. Исходя из поданных заявок, преподаватель определяет для каждой команды задачи, на которые она имеет приоритет в изложении решения, стараясь предоставить всем максимальные возможности для выступления. На разбор остальных задач каждая команда имеет право выставить оппонента. В функции оппонента, как обычно, входит возможность задавать вопросы докладчику из другой команды, а также возможность опровергать неверные решения. Если одна и та же задача решена разными командами и способы решения принципиально различаются, то заслушиваются представители всех решивших её команд с сохранением за другими командами права на оппонирование. Как за рассказ решения задачи, так и за оппонирование, команда может получить баллы, исходя из объявленной ценности задачи. Если же задача не была решена ни одной из команд, то ее решение разбирает учитель, но и в этом случае командам могут быть начислены какие-то баллы за высказанные верные идеи.

В отличие от похожей процедуры на математическом бое, сумма баллов, полученных командами за одну задачу может превышать ее «ценность»: например, если задача «стоит» пять баллов, то одна команда может получить 4 балла за верное решение с некоторым недочетом, другая – 5 баллов за другой способ решения, а третья команда – 2 балла за грамотно поставленные вопросы, даже если на какие-то из них докладчики сумели ответить. Кроме того, на тематических занятиях жестко не ограничивается количество раз, которое один и тот же член команды может выступать в качестве докладчика или оппонента.

Решения домашних задач сдаются в письменном виде до начала следующего занятия, проверяются по критериям письменной олимпиадной работы, и за них также начисляются баллы. Перед началом каждого занятия подводится итог соревнования по предыдущей теме, то есть объявляется и награждается команда, набравшая наибольшее количество баллов. Аналогичные итоги подводятся по прошествии каждой недели, в конце которой проводится математическая регата, и по окончании лагерной смены (перед проведением итогового математического боя).

Отдельно остановлюсь на привлечении студентов-математиков к учебному процессу . Эта идея является традиционной для многих математических школ, особенно там, где действует система «листочков». В рамках такой системы студенты становятся преподавателями предмета, обычно называемого «Дополнительная математика», причем иногда – ведущими. Такая практика мне представляется спорной, поскольку, на мой взгляд, решающую роль в обучении играет совокупность многих личных и профессиональных качеств учителя, которое обычно называют «мастерством». Приобретается оно постепенно, в том числе, и работой с различными категориями школьников (а не только с одаренными). В силу возраста и небольшого опыта, ограниченного, как правило, работой с одним классом, мало кто из студентов успевает это мастерство приобрести.

При этом сама идея общения школьников и студентов на «почве математики» является весьма плодотворной , и приносящей много пользы обеим сторонам. В частности, школьники лучше видят свою «ближайшую перспективу». В моей практике студенты, многие из которых являются моими выпускниками, выступают скорее в роли ассистентов: ведут математические кружки, принимают зачеты, консультируют школьников при подготовке исследовательской работы и пр.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что эти заметки – взгляд только одного из двух равноправных участников педагогического процесса – учителя. Понятно, что очень много в успешности процесса обучения зависит от ученика . Будучи молодым учителем, я придавал большое значение математической одаренности школьников, с годами – все больше ценю желание учиться и способность трудиться. В моей практике было множество примеров, когда успеха достигали не самые способные ученики, а те, кто больше этого хотели.

Свой долг я вижу в том, чтобы максимально помочь тем школьникам, которые хотят знать математику.