Основы теории решения изобретательских задач. Владимир Петров

В. Петров

Алгоритмрешенияизобретательских задач

Учебное пособие

Тель-Авив, 1999

Петров В.

Алгоритм решения изобретательских задач.

Учебное пособие. Тель-Авив, 1999

Это четвертая книга из серии "Профессиональный ТРИЗ". Пособие знакомит с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), который является одной из составных частей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), автор, которой – Генрих Альтшуллер.

АРИЗ – комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач.

ТРИЗ - уникальный инструмент для:

поиска нетривиальных идей,

выявления и решения многих творческих проблем,

выбора перспективных направлений развития систем, в частности, техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство,

развития творческого мышления,

формирования творческой личности и коллективов.

Эта теория в последние годы стала популярной в США, странах Европе, Японии, Израиле и некоторых странах.

Книга предназначена для инженеров и изобретателей, ученых и людей, решающих творческие задачи, студентов университетов и колледжей. Она может быть полезна преподавателям университетов, учителям школ и учащимся старших классов.

До этого были выпущены книги «Ведение в ТРИЗ», «Законы развития систем», «Вепольный анализ».

ISBN 965-7127-00-9

©1976-1999 by Vladimir Petrov

Книга посвящается светлой памяти самых близких мне людей:

Учителю и другу Генриху Альтшуллеру

и жене и соратнику Эстер Злотин.

Введение...........................................................................................

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРИЗ.......

1.1. Понятие о противоречиях..................................................

1.2. Идеальный конечный результат........................................

1.3. Основная линия решения задач по АРИЗ...........................

1.4. Логика АРИЗ.........................................................................

1.5. Вспомогательные понятия АРИЗ......................................

1.6. Практика по формулированию противоречий.................

2. СТРУКТУРА АРИЗ................................................................

2.1. Общие сведения..................................................................

2.2. Первая часть......................................................................

2.3. Вторая часть.....................................................................

2.4. Третья часть......................................................................

2.2. Четвертая часть...............................................................

2.2. Пятая часть.......................................................................

2.2. Шестая часть....................................................................

2.2. Седьмаяая часть................................................................

2.2. Восьмаяая часть................................................................

2.2. Девятая часть....................................................................

3. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ.................................................................

3.1. Основные понятия и структура 1-ой части АРИЗ........

3.2. Формулировка мини-задачи..............................................

3.3. Формулировка конфликтующей пары.............................

3.4. Формулировка углубленного противоречия.....................

3.5. Выбор конфликтующей пары...........................................

3.6. Усиление конфликта..........................................................

3.7. Формулировка модели задачи...........................................

3.8. Представление вепольной модели задачи........................

4. АНАЛИЗ МОДЕЛИ ЗАДАЧИ..............................................

4.1. Основные понятия и структура 2-ой части АРИЗ........

4.2. Определение оперативной зоны.......................................

Петров В. АРИЗ

4.3. Определение оперативного времени................................

4.4. Определение вещественно-полевых ресурсов..................

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИКР И ОП................................................

5.1. Основные понятия и структура 3-й части АРИЗ..........

5.3. Усиленная формулировка ИКР.........................................

5.4. Формулировка обостренного противоречия...................

5.5. Формулировка ИКР-2 ........................................................

5.6. Применение системы стандартов..................................

6. МОБИЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ РЕСУРСОВ.........

6.1. Основные понятия и структура 4-ой части АРИЗ........

6.2. Применение метода ММЧ................................................

6.2. Шаг назад от ИКР............................................................

6.3. Применение преобразованных ВПР..................................

7. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА.......

7.1. Основные понятия и структура 5-ой части АРИЗ........

7.2. Использование системы стандартов..............................

7.3. Использование задач-аналогов..........................................

7.4. Использование типовых преобразований........................

7.1. Применение технологических эффектов........................

8. ИЗМЕНЕНИЕ И/ИЛИ ЗАМЕНА ЗАДАЧИ.......................

9. АНАЛИЗ СПОСОБА УСТРАНЕНИЯ ОП. .......................

9.1. Основные понятия и структура 7-ой части АРИЗ........

9.2. Контроль решения.............................................................

9.3. Оценка решения..................................................................

9.4. Определение новизны и подзадач.....................................

10. РАЗВИТИЕ ПОЛУЧЕННОЙ ИДЕИ................................

10.1. Основные понятия и структура 8-ой части АРИЗ......

10.2. Согласование полученного решения...............................

10.3. Использование полученной системы..............................

10.4. Использование идеи решения..........................................

11. АНАЛИЗ ХОДА РЕШЕНИЯ..............................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................

Усовершенствование знаний, описанных в книге..................

Углубление знаний по ТРИЗ......................................................

Получение знаний из других областей ТРИЗ..........................

Алфавитный указатель.............................................................

Литература...................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................

Приложение 1. Структура и функции ТРИЗ.........................

Приложение 2. Сокращенный текст АРИЗ-85-В..................

Приложение 2. Схемы типовых конфликтов........................

Приложение 3.

Разрешение обостренных противоречий....

Приложение 5.

Соответствие веществ и полей..................

Приложение 6.

Список задач...................................................

Петров В. АРИЗ

Введение

Перед Вами, дорогой читатель, одна из книг серии

"Профессиональный ТРИЗ" Книга знакомит с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ)1 , который является одной из составных частей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – наука,

позволяющая не только выявлять и решать творческие задачи в любой области знаний, но и развивать творческое (изобретательское) мышление, развивать качества творческой личности. Не редко в основе решения задачи лежит на первый взгляд «дикая» идея. ТРИЗ дает возможность человеку не только быть готовым к таким идеям, но и получать их.

Первая книга2 из этой серии знакомит с основами ТРИЗ. АРИЗ – раздел теории решения изобретательских задач – ТРИЗ (см. рис. 1), предназначенный для решения нестандартных (с точки зрения ТРИЗ) задач повышенной сложности. АРИЗ разработан Генрихом Альтшуллером и представляет собой алгоритмическую программу для детального анализа задачи с пошаговым продвижением к

Название "алгоритм решения изобретательских задач" впервые использовано в приложении к "Экономической газете"3 . Аббревиатура АРИЗ впервые применена в книге . В

1 Эта книга была написаны после ухода из жизни Эстер Злотин, но многие материалы были подготовлены совместно. Первое издание этой книги было выпущено в 1992: Злотин Э. Петров В. Алгоритм решения изобретательских задач. Тель-Авив, 1992. Основу книги составили работы автора .

2 Петров В. Злотин Э. Введение в теорию решения изобретательских задач. Учебное пособие. Тель-Авив, 1999 -430 с.

3 Приложение "Технико-экономические знания" к еженедельнику "Экономическая газета" за 1 сентября 1965 г.

Петров В. АРИЗ

Введение

дальнейшем модификации АРИЗ включали указание на год

создания, например, АРИЗ-71, АРИЗ-77...

В данной книге рассматриваются основные понятия АРИЗ, его теоретические основы, структура и технология решения задач с помощью этого алгоритма. Все элементы поясняются большим количеством примеров.

АРИЗ включает три основные компоненты (см. рис. 1):

программу;

информационное обеспечение;

методы управления психологическими факторами.

1. Программа АРИЗ представляет собой последовательность операций по выявлению и разрешению противоречий (см. основную линию АРИЗ, п.1,3), анализу исходной ситуации и выбору задачи для решения, синтезу решения, анализу полученных решений и выбору наилучшего из них, развитию полученных решений, накоплению наилучших решений и обобщению этих материалов для улучшения способа решения других задач. Структура программы и правила ее выполнения базируются на законах и закономерностях развития техники.

2. Информационное обеспечение питается из информационного фонда, который включает систему стандартов на решение изобретательских задач; технологические эффекты (физические, химические, биологические, математические, в частности, наиболее разработанных из них в настоящее время – геометрические); приемы устранения противоречий; способы применения ресурсов природы и техники.

3. Методы управления психологическими факторами

необходимы вследствие того, что программа АРИЗ предназначена не для компьютера, а задачи решаются человеком. При решении изобретательских задач у решателя возникает психологическая инерция, которой необходимо

Петров В. АРИЗ

Введение

управлять. Кроме того, эти методы позволяют развить творческое воображение, необходимое для решения сложных изобретательских задач.

АРИЗ-85-В достаточно сложный инструмент. Не рекомендуется его применять без предварительного изучения основ ТРИЗ и основательной проработки видов противоречий, основной линии решения задач и логики АРИЗ.

При решении задач по АРИЗ не спешите, тщательно обдумывайте и записывайте формулировку каждого шага. Обязательно записывайте все соображения, возникающие по ходу решения задачи.

Помните, что АРИЗ – инструмент для мышления, а не

вместо мышления.

Прежде чем приступать к решению задач по АРИЗ, проверьте: может быть, ваша задача решается по стандартам. АРИЗ - инструмент для решения нестандартных задач (см. рис.1).

Предварительно, перед чтением этой книги, рекомендуем ознакомиться с основами ТРИЗ, или как минимум со структурой и функциями ТРИЗ (см. приложение 1). В данной книге рассматриваются некоторые понятия, которые была введены в

первой книге4 . Книга написана в последовательности, в которой автор рекомендуют осваивать АРИЗ.

4 Злотин Э., Петров В. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Тель-Авив, 1999. http://www.trizminsk.org/e/23110.htm

Петров В. Основы теорию решения изобретательских задач. – Тель-

Авив, 2000. http://www.natm.ru/triz/articles/petrov/00.htm

Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. –

Тель-Авив, 2000. http://www.trizfido.narod.ru/00/petrov.htm

Введение

изучению, такой многогранной науки как ТРИЗ. 30-летний опыт обучения ТРИЗ подтвердил нашу правоту.

Послойное изучение предмета - это переход от общего к частному, от поверхностного рассмотрения всей системы к углубленному изучению деталей.

Первоначально показывается вся система целиком, рассказывают предназначение каждой из частей и уясняют их взаимосвязи.

На следующем этапе рассматривается одна из частей системы, как единое целое. Описывается ее структура, предназначение каждой из подчастей и их взаимосвязь.

В дальнейшем изучаются подчасти. При необходимости подключаются некоторые элементы других частей.

Таким образом, изучаются все отдельные части и их взаимосвязь в системе. Все это представляет собой первый уровень обучения.

На следующих уровнях детально изучается определенная часть, показываются тонкости, которые при первичном рассмотрении были недоступны, отвлекали бы от главных моментов и усложнили их понимание. Продемонстрируем изложенную методику послойного изучения предмета на структуре этой книги.

Общая структура, функции, основные понятия и инструменты ТРИЗ были даны в первой книге. Информации, содержащейся в ней, достаточно для получения общих знаний о ТРИЗ и ее практического использования. Это был первый уровень знакомства с ТРИЗ.

На втором уровне углубленно изучаются отдельные инструменты. Данная книга посвящена углубленному изучению алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

На втором уровне так же используется послойное изучение.

Петров В. АРИЗ

Владимир Михайлович Петров

«Мастер ТРИЗ», профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова, соучредитель и со-организатор Саммита разработчиков ТРИЗ, член Экспертного Методического Совета МАТРИЗ, член Диссертационного Совета по защите на звание «Мастер ТРИЗ».
С начала создания и до 2006 г. был членом Президиума Международной Ассоциации ТРИЗ (МА ТРИЗ).

Владимир Михайлович стоял у основания Ленинградской школы ТРИЗ, был одним из первых лекторов в Ленинградском университете научно-технического творчества и развития (ныне Санкт-Петербургский Международный общественный университет ТРИЗ имени В.В. Митрофанова).

Сайт — http://il.linkedin.com/pub/vladimir-petrov/6/30a/700
Скайп — vladimir-petrov-triz

Новые публикации




В издательстве «СОЛОН-Пресс» вышла в свет книга Мастера ТРИЗ Петрова Владимира Михайловича «Приключения Алисы и Алика». Книга предназначена для детей от 7 лет и старше. Книгу сопровождает рабочая тетрадь и методическое пособие для преподавателей и родителей.
Заказать книгу можно в любом книжном интернет-магазине и на сайте издательства.

Вышла новая книга Мастера ТРИЗ В. Петрова «Методы активизации творческого процесса». В книге излагаются методы активизации творческого процесса, такие как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и метод контрольных вопросов. Приведены история возникновения методов, их основные правила и примеры использования. Материал рекомендуется освоить до изучения ТРИЗ. Книга предназначена для широкого круга читателей, студентов, учащихся школ, инженеров и изобретателей, ученых, преподавателей университетов и людей, решающие творческие задачи.
Заказать или скачать книгу можно
по ссылке: https://ridero.ru/books/metody_aktivizacii_tvorcheskogo_processa/

Вышла новая книга Мастера ТРИЗ В.М. Петрова «Универсальные приемы разрешения противоречий». Книгу можно скачать в электронном виде или заказать в бумажном виде на сайте: https://ridero.ru/books/universalnye_priemy_razresheniya_protivorechii/

Автор попытался сделать приемы разрешения противоречий, разработанные Г. С. Альтшуллером, более универсальными, чтобы с помощью их можно было бы разрешать противоречия из любой области знаний. В книге приводится минимальное количество текста и большое количество картинок, поясняющее каждый из приемов и подприемов. Материал может быть полезным, как начинающим изучать ТРИЗ, так и преподавателям для демонстрации приемов. Примеры могут быть использованы и для демонстрации других инструментов ТРИЗ.

Это самое полное изложение законов развития систем. Книга содержит методику получения перспективных идей, прогноза развития систем и обхода конкурирующих патентов. Материал иллюстрируется около 500 примерами и 500 рисунками. Книга предназначена для всех, кто занимается инновациями, для преподавателей университетов, студентов, изучающих теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), инженерное творчество, системный подход и инновационный процесс, а также руководителей предприятий и бизнесменов.
Информация о книге - https://ridero.ru/books/zakony_razvitiya_sistem/

В работе изложена история развития алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ), который являются разделом теории решения изобретательских задач - ТРИЗ. Автор ТРИЗ и АРИЗ Г. Альтшуллер. В работе проведен анализ всех известных модификаций АРИЗ, разработанных Г. Альтшуллером. Данные материалы могут быть полезны преподавателям и разработчикам ТРИЗ и использованы, как для изучения истории ТРИЗ, так и для развития самой теории.
Информация о книге - https://ridero.ru/books/istoriya_razvitiya_ariz/

В работе изложена история развития приемов разрешения противоречий, разработанных основателем теории решения изобретательских задач - ТРИЗ Г. С. Альтшуллером. Приемы являются разделом информационного фонда ТРИЗ. В работе проведен анализ всех известных автору модификаций приемов. Данные материалы могут быть полезны преподавателям и разработчикам ТРИЗ, и использованы как для изучения истории ТРИЗ, так и для развития самой теории.
Информация о книге - https://ridero.ru/books/istoriya_razvitiya_priemov/

Петров В.М.
Простейшие приемы изобретательства
. Издание 2-е, исправленное . - М.: СОЛОН-Пресс, 2017. - 135 с. (Серия «Библиотека создания инноваций». ТРИЗ от А до Я).
ISBN 978-5-91359-200-2

Эта первая книга из авторской серии «ТРИЗ от А до Я» и соответствует нулевому, ознакомительному уровню. Серия будет посвящена разным аспектам ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Материал легко и быстро усваивается, показывает, что изобретать можно по определенным правилам, методам. Кроме того, материал книги создает у читателей мотивацию к изучению следующего материала.
В книге приводится около 140 примеров и задач и 230 иллюстраций.
Книга рассчитана на широкий круг читателей и будет особенно полезна тем, кто хочет быстро получать новые идеи. Предназначена для студентов всех специальностей, учащихся школ, посетителей элективных курсов и творческих мастерских.

Петров В. М.
5 методов активизации творчества
Методы активизации творческого процесса. Учебное пособие / Издание 2-е, исправленное . - В.М.Петров. 2017. - 97 с.: ил. (Серия «Библиотека создания инноваций». ТРИЗ от А до Я).
ISBN 978-5-91359-199-9

Книга из авторской серии «ТРИЗ от А до Я» и соответствует нулевому, ознакомительному уровню.
Учебное пособие излагает методы активизации творческого процесса, такие как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и метод контрольных вопросов. Приведены история возникновения методов, их основные правила и примеры использования.
Книга предназначена для студентов всех специальностей, учащихся школ, посетителей элективных курсов и творческих мастерских. Она также может быть полезна инженерам и изобретателям, ученым, преподавателям университетов и людям, решающим творческие задачи.

Петров В. М.
Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ: учебник по дисциплине «Алгоритмы решения нестандартных задач» / В. М. Петров. М.: СОЛОН-Пресс, 2017500 с.: ил. 364.
ISBN978-5-91359-207-1

Данный учебник посвящен системному изложению теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В книге подробно рассмотрены методы постановки нестандартных задач и способы их решения, законы развития технических систем (ТС), методика прогнозирования развития ТС, структурный анализ и синтез ТС, методы моделирования ТС, способы выявления и разрешения противоречий, методика выявления и использования ресурсов.
Теоретический материал иллюстрируется большим количеством примеров, задач и графического материала (более 300 примеров и задач и более 300 иллюстраций). Описывается более 300 понятий. В конце каждой главы представлен материал для самостоятельной работы.
Книга предназначена для студентов инженерных специальностей. Она также может быть полезна инженерам и изобретателям, ученым, преподавателям университетов и людям, решающим творческие задачи.

Петров В.М.
ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Уровень 1 . -М.: СОЛОН-Пресс, 2017 – 252 с.: ил. (ТРИЗ от А до Я).
ISBN 978-5-91359-239-2

Эта книга представляет собой начальный (первый) уровень изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) из серии «ТРИЗ от А до Я».
Некоторые из материалов этой книги обсуждались с Генрихом Альтшуллером.
Желательно до ее изучения ознакомиться с материалами «нулевого» уровня, изложенными в книгах автора «Простейшие приемы изобретательства» и «5 методов активизации творчества».
Данная книга описывает наиболее общие способы решения изобретательских задач и получения новых идей.
Материал легко усваивается, наглядно показывая, что изобретать можно по определенным правилам и методам.Кроме того, изучение книги создает у читателей мотивацию в освоении следующего материала.
В книге рассматривается более 200 примеров и задач, в которых содержится около 200 иллюстраций.
Она рассчитана на широкий круг читателей и будет особенно полезна тем, кто хочет быстро получать новые идеи.

Петров В.М.
ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Уровень 2 . -М.: СОЛОН-Пресс, 2017 – 224 с.: ил. (ТРИЗ от А до Я).
ISBN 978-5-91359-239-2

Эта книга представляет собой второй уровень изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) из серии «ТРИЗ от А до Я».
В книге описана логика решения изобретательских задач, являющаяся дальнейшим углублением рассмотренных ранее понятий о противоречиях и идеальном конечном результате (ИКР), кроме того, расширяются и углубляются знания о всех видах приемов устранения противоречий и ресурсов. Приводится их классификация и детальный разбор.
В учебнике уделяется большое внимание практике использования этих инструментов.
Материал легко и быстро усваивается. Этих знаний достаточно для решения многих изобретательских задач. В учебнике уделяется большое внимание практике использования этих инструментов, поэтому книга включает много заданий для самостоятельной работы, которые разбираются в приложениях.
В книге приводится более 200 примеров задач и около 200 иллюстраций.
Книга рассчитана на широкий круг читателей и будет особенно полезна тем, кто хочет научиться быстро получать новые идеи.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Краткая история методов изобретательства

Потребность в изобретательстве была всегда у человечества

Эта книга о том, как сделать процесс изобретательства более простым, как развить творческое мышление.

Истоки изобретательства уходят своими корнями в глубокую древность. По-видимому, начало изобретательства положил процесс очеловечивания наших далеких предков. Для добычи пиши, и защиты сначала использовались окружающие предметы (камни, палки и т.д.) Первые "изобретатели" пользовались объектами, изготовленными природой. Поэтому первые "изобретения" были на применение известных в природе "устройств", веществ и способов по-новому назначению. Процесс изобретательства, в те далекие времена, заключался в наблюдении и удаче (случайности) нашего предка.

Так, "судоходство" скорее всего, началось с момента, когда человек заметил, что бревно, находящееся в воде, может поддерживать его на плаву. А судостроение ведет начало с изобретения первого плота.

"Считают, что история судостроения и судоходства насчитывает 6000 лет! При этом говорят об использовании человеком плота, имеют в виду уже плот, скрепленный из нескольких бревен. Применение же необработанных стволов, с сучьями и ветками, в качестве плавучего средства дл поиска пищи или преодоления пространства началось, по-видимому, значительно раньше" .

Первые попытки создать методику творчества предпринимались еще в древней Греции. Назовем только наиболее известные имена: Демокрит из Абдера, Аристотель, Архимед Сиракузский. В дальнейшем работу продолжили римский поэт и философ Тит Лукреций Кар, английский философ Роджер Бэкон, испанский ученый Раймунд Лулий, английский философ и государственный деятель, лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон, французский философ и математик Рене Декарт, нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза, немецкий философ, математик, физик Готфальд Вильгельм Лейбниц, чешский математик и философ Бернард Больцано, французский математик Жюль Анри Пуанкаре, российские ученые П.Энгельмейер, В.Бехтерев и А.Богданов.

Первые работоспособные методы активизации творческого процесса начали появляться в конце 20-х годов нашего столетия. К ним относятся метод фокальных объектов, предложенный немецким профессором Кунце и усовершенствованный в 50-х американским ученым Чарльзом Вайтингом; мозговая атака, предложенная в 1939 г американцем Алексом Осборном; морфологический анализ, предложенный в 1942 г швейцарским астрономом Фрицом Цвикки, синектика, разработанная американцем Уильямом Дж. Гордоном в 1952 году и др. .

В дальнейшем стлали появляться другие методики творчества, например, метод Тагучи (Thought), QFD (Quality Function Deployment) и некоторые другие методы.

Все эти методы успешно изучаются и сегодня на различных курсах. Они достаточно просты, изучение их не занимает много времени, и они дают свои практические результаты.

Однако их область их использования несравненно уже, а практическая значимость меньше, чем теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной Генрихом Альтшуллером. Кроме того, указанные методы не позволяют решать сложные изобретательские задачи, прогнозировать развитие систем (в том числе технических), развить творческое мышление и многое другое, о чем Вы узнаете ниже дорогой читатель.

ТРИЗ достаточно уникальна, постоянно развивается и усовершенствуется сотнями талантливых учеников Генриха Альтшуллера. Тысячи людей преподают ТРИЗ, а пользователей ТРИЗ на сегодня трудно сосчитать. Они имеются по всему миру.

Создана и успешно работает Международная Ассоциация ТРИЗ (МАТРИЗ), которая имеет отделения в развитых странах. В МАТРИЗ входят десятки тысяч людей.

Исходя из этого, мало вероятно, что какая-то другая теория сможет соперничать с ТРИЗ.

Проводятся международные конференции по ТРИЗ. Крупнейшие газеты и журналы США и других стран неоднократно писали о необычайной силе ТРИЗ. Неоднократно были выступления по телевидению на ведущих каналах мира.

Теория развития творческой личности описывает качества и знакомит с жизненной стратегией творческой личности. Теория развития творческих коллективов выявляет и использует законы развития творческих коллективов.

Использование различных элементов ТРИЗ для конкретных функций показано в Таблице 1: "Функции и структура ТРИЗ". При прогнозировании развити техники, поиске и выборе задач и оценке полученного решения используются система законов развития техники и система стандартов на решение изобретательских задач, вепольный анализ.

Для развития творческого воображения могут использоваться все элементы ТРИЗ, но основной упор делается на методы развития творческого воображения.

Решение изобретательских задач осуществляется с помощью законов развития технических систем, информационного фонда, вепольного анализа, АРИЗ и, частично, с помощью методов развития творческого воображения.

С помощью ТРИЗ решаются известные и неизвестные типы задач. Известные (стандартные) типы изобретательских задач решаются с использованием информационного фонда, а неизвестные (нестандартные) - применением АРИЗ . По мере накопления опыта решени класс известных типов задач пополняется и структурируется.

В настоящее время разработаны компьютерные программы, основанные на ТРИЗ, обеспечивающих интеллектуальную помощь инженерам и изобретателям при решении технических задач, а также выявлению и прогнозированию аварийных ситуаций и нежелательных явлений.

Рассмотрим более подробно отдельные разделы ТРИЗ Блок-схему ТРИЗ для функции решения задач приведена на рис. 1.1.

Введение в теорию решения

В. Петров

Базовый курс теории решения изобретательских задач

Учебное пособие

Тель-Авив, 2002

Петров В.

Базовый курс теории решения изобретательских задач. Учебное пособие. Тель-Авив, 2002

Пособие знакомит с основами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), автор, которой - Генрих Альтшуллер.

ТРИЗ - уникальный инструмент для:


  • поиска нетривиальных идей,

  • выявления и решения многие творческие проблемы,

  • выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство,

  • развития творческого мышления,

  • формирования творческой личности и коллективов.
Эта теория в последние годы стала популярной в США, Канаде, Японии, Израиле, и ведущих странах Европы и Юго-Восточной Азии.

Пособие выгодно отличается от других книг по ТРИЗ системностью, оригинальностью, глубиной и широтой изложения материала, и взаимосвязью отдельных частей теории и обширными приложениями, которые можно использовать для практической деятельности. Теоретический материал иллюстрируется большим количеством примеров, задач и рисунков (около 300 примеров и задач и около 200 иллюстраций).

Книга предназначена для инженеров и изобретателей, ученых и людей, решающих творческие задачи, студентов университетов и колледжей. Она может быть полезна преподавателям университетов, учителям школ и учащимся старших классов.

ISBN 965-7127-00-9

©1999-2002 by ^ Vladimir Petrov

Книга посвящается светлой памяти
самых близких мне людей:

Учителю и другу Генриху Альтшуллеру

и жене и соратнику Эстер Злотин.

Владимир Петров
^

К читателям сайта " Эхо RU. TRIZ"


Эта книга познакомит вас с основополагающими понятиями теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Книга вполне доступна для самостоятельного изучения ТРИЗ. Она представляет собой скорее учебник, чем популярное изложение теории. В ней достаточно подробно излагаются ТРИЗ как единая система и ее составляющие. В книге представлены все части ТРИЗ, но подробно описаны только базисные понятия ТРИЗ.

Я надеюсь, что эта книга позволит вам системно и углубленно узнать ТРИЗ.

Выражаю свою благодарность Александру Очневу за его инициативу и предложение опубликовать мою книгу на сайте "Эхо RU. TRIZ" и руководителей сайта за большую работу, которую они проделали в связи с эти.

С уважением и наилучшими пожеланиями

Владимир Петров

^ Книга "Базовый курс ТРИЗ"

Благодарности

1.1. Функции ТРИЗ

1.2. Структура ТРИЗ

2.1. Аналогия

^ 3. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

^ 3.2.1. Закон единства и борьбы противоположностей

3.4. Законы эволюции технических систем.

4.1. Основные понятия и определения АРИЗ

4.1.1. Понятие о противоречиях

4.1.2. Путь к идеалу

4.1.3. Путь к идеи решения

4.1.4. Логика АРИЗ

^ 4.1.5. Вспомогательные понятия АРИЗ

4.2. Структура АРИЗ

5.1. Понятия вепольного анализа

5.2. Виды вепольных систем

5.2.1. Виды вепольных структур

5.2.2. Виды вепольных систем для измерения и обнаружения

5.3. Тенденции развития веполей

^ 5.3.1. Закон увеличения степени вепольности

5.3.2. Построение веполей

5.3.3. Комплексный веполь

5.3.4. Сложные веполи.

5.4. Форсированные веполи

5.4.1. Простой форсированный веполь

^ 5.4.2. Комплексный форсированный веполь

5.4.3. Сложный форсированный веполь

5.4.4. Нахождение нужного эффекта

5.5. Устранение вредных связей

^ 5.5.1. Тенденции устранения вредных связей

5.5.2. Устранение вредных связей введением В3

5.5.3. Устранение вредных связей введением В3=В1, В2 или их видоизменений

5.5.4. Устранение вредных связей введением П 2

^ 5.5.5. Устранение вредных связей введением В 3 и П 2

6.1. Приемы разрешения противоречий.

6.1.1. Использование таблицы приемов устранения технических противоречий

6.2. Технологические эффекты.

^ 6.2.1. Физические эффекты

6.2.2. Химические эффекты

6.2.3. Биологические эффекты

6.2.4. Математические эффекты

6.3. Стандарты на решение изобретательских задач

6.4. Вещественно-полевые ресурсы

7.1. Методы развития творческого воображения.

7.1.1. Понятие о психологической инерции

7.1.2. Оператор РВС

7.1.3. Метод моделирования маленькими человечками ММЧ

7.2. Теория развития творческой личности.

7.3. Теория развития творческих коллективов

Широкий тематический охват, отличная структурированность, большое количество примеров и иллюстраций - это далеко не полный перечень достоинств данного учебника посвященного ТРИЗ. Все это делает книгу обязательной для прочтения всеми интересующимися тематикой. Возможно, некоторые вопросы раскрыты в учебном пособии не очень детально, но для начинающих изучать теорию (а для них и предназначена эта книга) информации более чем достаточно.

Предисловие знакомит читателя с краткой историей методов изобретательства.

Первая глава показывает ТРИЗ как единую систему. В ней раскрывается структура и функции ТРИЗ, кратко описываются все ее части. Прочитав эту главу, Вы увидите ТРИЗ с «птичьего полета» - получите самые общие представления о теории. Первая глава - своего рода путеводитель по книге. Если у Вас нет желания или возможности читать всю книгу, или читать ее в последовательности определенной автором, то Вы сможете составить себе свой план чтения.

Вторая глава, описывает простейшие приемы изобретательства. Они легко и быстро усваиваются. Их использование позволяет получить первые практические результаты, приобрести уверенность в своих силах и потребность в изучении следующего материала. Таким образом, этот материал может служить вступлением к изучению ТРИЗ.

Каждая последующая глава начинается с описания ее структуры и предназначения. Элементы этой структуры рассматриваются в параграфах и подпараграфах.

Глава 3 знакомит читателя с основной структурой законов развития систем. В ней дается представление о каждом из законов, показана их взаимосвязь и достаточно подробно описываются некоторые из них. Этот материал весьма важен для общего понимания ТРИЗ, так как является ее фундаментом. Остальные части ТРИЗ так или иначе опираются на законы развития систем и вытекают из них. Знание законов развития систем весьма важно для формирования Сильного (изобретательского) мышления.

Глава 4 посвящена Алгоритму Решения Изобретательских Задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой программу (последовательность действий) по выявлению и разрешению противоречий, т.е. решению задач. Систематическое использование основной линии АРИЗ изменяет мышление человека, приучая его к выявлению причинно-следственных связей - другой составной части Сильного мышления.

В главе 5 рассматривается так называемый "Вепольный анализ". Он позволяет представить структурную модель исходной системы. С помощью вепольного анализа выявляют свойства этой модели, а с помощью специальных правил преобразовывают модель задачи и, тем самым, получают структуру решения, которая устраняет недостатки в имеющейся задаче. Такие модели позволяют легче разобраться в исходной ситуации, а правила их преобразования позволяют не только решить проблему, но и представить будущие решения.

Глава 6 описывает информационный фонд ТРИЗ. Он включает: систему типовых решений определенного класса задач (так называемые "стандарты на решение изобретательских задач"); различные эффекты (физические, химические, биологические, математические, в частности, геометрические) и таблицы их использования; приемы устранения противоречий и таблицы их применения; ресурсы природы и техники и способы их использования. Этот материал наиболее употребим при решении конкретных изобретательских задач.

Глава 7 излагает методы развития творческого воображения, творческой личности и творческих коллективов. Эти материалы полезны не только для формирования Сильного мышления, но описывают качества творческой личности, ее жизненную стратегию и тактику. В этой главе изложены некоторые из законов развития творческих коллективов.

Об авторе

Владимир Петров - «Мастер ТРИЗ», президент Ассоциации ТРИЗ Израиля, член Президиума Международной Ассоциации ТРИЗ, научный консультант Европейской ассоциации ТРИЗ.

Владимир Петров родился 25 июля 1945 г. в Ленинграде (Санкт-Петербурге). В 1969 г. окончил Ленинградский Кораблестроительный институт (сейчас Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет) по специальности «Теория автоматического управления». В 1980 окончил Ленинградский инженерно-экономический институт по специальности «Организация управления научными исследованиями», а в 1986 получил патентное образование.

В 1985 г. защищал диссертацию на соискание звания кандидата экономических наук по теме «Выбор перспективного направления НИОК», основу, которой составляли ТРИЗ и системный анализ. Занимается ТРИЗ с 1972 года. Совместно с Волюслвом Митрофановым организовал Ленинградскую научную Школу ТРИЗ, организовал и читал лекции на многих курсах ТРИЗ в бывшем СССР и Израиле. Помогал в организации школ ТРИЗ в Болгарии, Чехословакии, Вьетнаме.

Совместно с Генрихом Альтшуллером проводил учебные семинары, в качестве второго преподавателя. Научные интересы в ТРИЗ весьма широки. Уделяет много внимания разработке законов развития систем, прогнозированию, системным исследованиям, АРИЗ, вепольному анализу, информационному фонду, методике преподавания ТРИЗ для любых возрастов и формированию изобретательского мышления у детей.

В 1990 году эмигрировал совместно с Эстер Злотин в Израиль. Прочитал более 50000 часов лекций по ТРИЗ для взрослой и детской аудиторий. Воспитал несколько тысяч учеников. Решил более 5000 изобретательских задач.