Рекомендации учет влияния биоритмов на работоспособность человека. Биоритмы человека

Человеческий организм представляет собой не просто набор клеток. Это сложнейшая, взаимозависимая система физиологических процессов и связей. Чтобы этот механизм работал бесперебойно, необходима чёткая программа и правильный распорядок работы. Функцию этой жизненно важной программы выполняют биологические ритмы человека.

Учёные доказали, что биоритмы человека значительно меняются с возрастом. К примеру, биоритмический цикл малышей грудного возраста достаточно небольшой. Их смена активности и расслабления происходит каждые 3–4 часа. Примерно до 7–8 лет понять «жаворонок» кроха или «сова» не получится. Чем старше ребёнок, тем длиннее становятся циклы биоритмов. Суточными они станут к окончанию полового созревания.

Какие бывают биоритмы

По продолжительности все биологические ритмы можно разделить на несколько групп:

  • высокочастотные, интервал которых составляет не более 30 минут;
  • среднечастотные, являются более продолжительными, интервал варьируется от 30 минут до 7 суток;
  • низкочастотные – от недели до года.

Моторика желудка, смена эмоционального фона и концентрации внимания, циклы сна, половая активность относятся к строго фиксированным ритмам, их интервал равен 90 минутам.
Факт: характер ритмического поля человека передаётся по наследству.
Среди многочисленных биоритмов человеческого организма главными являются следующие:

  1. Полуторачасовой. Выражается в смене нейрональной активности мозга. Происходит и во сне, и во время бодрствования. Оказывает влияние на колебания умственных способностей. Таким образом, каждые 90 минут наступает низкая и повышенная возбудимость, умиротворённость и беспокойство.
  2. Суточный – ритм сна и бодрствования.
  3. Месячный. Ещё недавно относился только к менструальному циклу женщин, однако последние исследования показали, что мужчины также подвержены смене работоспособности и настроения.
  4. Годовой. Времена года оказывают влияние на уровень гемоглобина и холестерина. Весна и лето приносят повышенную мышечную возбудимость, а также большую светочувствительность.

Существует теория, что бывают также ритмы с цикличностью в 2, 3, 11 и 22 года. На них оказывают влияние метеорологические и гелиогеографические процессы.


Люди – существа социальные, успевшие за долгие годы подстроиться и под недельный ритм.

Давно привыкнув работать 5–6 дней недели, а 1–2 отдыхать, их уровень работоспособности постоянно колеблется. Причём понедельник характеризуется пониженной тягой к труду, а максимальный подъем приходится со вторника по четверг.

Функции биоритмов

Биологические ритмы оказывают огромное влияние на жизнедеятельность организма, т. к. выполняют очень важные функции.

  1. Оптимизация жизнедеятельности организма. Любой биологический процесс не может протекать все время в активной фазе, ему необходимо регулярное восстановление. Поэтому в целях экономии ресурсов, происходит смена минимума и максимума активизации фаз цикла.
  2. Временной фактор. Эта функция оказывает влияние на возможности человеческого организма функционировать вне зависимости от его сознания. Она помогает приспосабливаться к изменениям внешней среды, погодным явлениям.
  3. Регуляторная. Нормальное функционирование центральной нервной системы невозможно без появления так называемой доминанты. Она представляет собой объединённые в одну систему группы нервных клеток, вследствие чего создаётся индивидуальная для каждого человека ритмичность.
  4. Объединительная. Эта функция вкупе с принципом кратности оказывает влияние на способность человека адаптировать свои биоритмы к суточным.

Как настроить биологические часы

При несоблюдении режима сна и отдыха, стрессовых ситуациях, смене часовых поясов, нерегулярном питании происходит сбой биологических часов, что не может не отразиться на самочувствии и работоспособности человека. Для того чтобы их настроить, необходимо придерживаться следующих правил:

  • размеренный образ жизни;
  • приёмы пищи и сон в одно и то же время;
  • отказ от вредных привычек;
  • избегание переутомления;
  • светолечение – создать дополнительное освещение в дневное время, особенно в пасмурную погоду;
  • отличным помощником «настроиться» станет звонок будильника, главное, не лениться;
  • восход солнца естественным образом синхронизирует собственные биоритмы с природными.

Какой орган «отвечает» за биоритмы

Главным «хронометром» организма является гипоталамус. Этот крошечный орган, состоящий из 20 тысяч нейронов, оказывает влияние на работу всех систем. Хотя, современные исследования так и не дали ответа на вопрос, как именно работает этот механизм, существует теория, что главным сигналом является солнечный свет.
Всем давно известно, что встать с солнышком и лечь сразу после заката чрезвычайно полезно для здоровья и работоспособности.

Что такое «хронотип»

Бывают ситуации, когда приходится не спать всю ночь. Однако злоупотреблять ресурсами организма не стоит. Во время бодрствования главной его задачей является переработка накопленных питательных веществ. Этот процесс необходим для хорошей работоспособности днём.

Ночью же активизируется выработка гормона роста. Он запускает анаболические процессы. Регулярный недосып вызывает чувство голода. Людей тянет на сладкое и жирное, замедляется их обмен веществ, а это прямая дорога к ожирению!

При этом все люди отличаются по хронотипу. «Жаворонки» уже с 6-7 утра на ногах, но к 21-22 часам их энергия иссякает. «Совам» трудно встать с утра, их работоспособность повышается лишь к вечеру.

Современные исследователи выделяют ещё «голубей». Эти люди активизируются к середине дня.
Факт: статистика утверждает, что в мире целых 40% «совушек», четверть населения относят себя к «жаворонкам», оставшаяся часть – «голуби». Но чаще всего это смешанные виды.

Кому из «пернатых» легче живётся

Учитывая современные режимы труда и отдыха, становится ясно, что больше всего повезло голубям. И правда, их биоритмы позволяют им лучше приспособиться к современной жизни.
Жаворонки здоровее сов и голубей, но им труднее адаптироваться к смене режима.

Не спешите жалеть сов. Да, их работоспособность запаздывает и появляется лишь к завершению рабочего дня. Однако к 50 годам их характеристики здоровья гораздо лучше, чем у жаворонков. Это объясняется их высокими адаптивными возможностями. Считается также, что среди сов немало оптимистов, чего не скажешь о жаворонках.

Оказывается, хронотипами интересуются не только учёные. Европейские работодатели, нанимая сотрудников, просят указать их биоритмические показатели. Например, ночной труд подойдёт лучше совам, т. к. их работоспособность и производительность в это время будет выше, чем у жаворонков. Таким образом, количество брака и несчастных случаев становится значительно меньше.

Нам не так повезло, как европейцам. Но есть надежда, что в недалёком будущем для каждого «пернатого» будет своё расписание.

Влияние суточного цикла на внутренние органы

Каждому человеку важно знать, когда и как активизируется работа внутренних органов, ведь от этого зависит выбор оптимального времени для приема лекарств и проведения очищающих процедур.

  1. Сердце. Эмоциональные и физические нагрузки лучше перенести на дневное время (с 11 до 13 ч). Не нагружать мотор с 23 ч до часа ночи.
  2. Толстый кишечник. Максимальная работоспособность органа приходится на время с 5 до 7 ч, с 17 до 19 ч находится в фазе спокойствия.
  3. Мочевой пузырь. Накопление жидкости происходит с 15 до 17 ч, с 3 до 5 утра – минимальная деятельность.
  4. Лёгкие. Откройте форточку с 3 до 5 ч утра, в это время организму человеку важно «подышать». Минимальная активность приходится на время с 15 до 17 ч.
  5. Печень. Активная регуляция крови и жёлчи происходит с 1 до 3 ч, слабая активность наблюдается в 13 – 15 ч.
  6. Зрение. Эта информация будет интересна водителям. В 2 ч ночи вести автомобиль особенно тяжело.
  7. Желудок. «Завтрак съешь сам…» – говорит известная пословица и не зря! Ведь пик работоспособности желудка приходится на 7-9 ч утра. С 19 до 21 ч желудку надо дать отдохнуть.
  8. Жёлчный пузырь. С 23 до 1 ч ночи происходит активная выработка жёлчи, минимальная – с 11 до 13 ч.

Интересно! Труднее всего справиться с одиночеством между 20 и 22 часами.
Так каким должен быть оптимальный режим биоритмов? Встаём в 4 утра, завтракаем в 5 ч, обедаем в 10 ч, полдничаем в 15 ч, ужин в 19 ч. В 21 ч ложимся спать!
Главное, прислушаться к своим биологическим часам и пусть они совпадут с биоритмами природы!

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Поповка»

«Влияние биоритмов на

работоспособность школьников»

Учитель биологии, экологии,ОЗОЖ

Кухта Наталия Александровна

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников.

2.2. Следуй биоритмам

2.3.Исследовательская работа, ее методика.

2.4. Результаты исследования

    Выводы

IV. Заключение

V. Используемая литература

Приложение А

Приложение В

    Введение

Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы отмеряют время.

Биологические ритмы - это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний и событий.

«Биологические часы» в организме - отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку.

Проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто являются следствием не знания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и.т.д.

Гипотеза

Планирование школьного процесса, а также режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на организм школьника будет способствовать повышению их работоспособности.

Цель работы

Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность школьников.

Задачи:

1.Провести тестирование учащихся МОУ «СОШ села Поповка » по определению биоритмов школьников.

    Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с особенностями работоспособности обучающихся МОУ «СОШ с.Поповка».

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников

Внутренние причины, циклические изменения физического, эмоционального и интеллектуального состояния зависят от биоритмов. Они влияют на активность, выносливость, уровень иммунитета, мыслительные способности и прочие качества человека с момента рождения и на протяжении всей жизни. Колебания их не одинаковы и составляют: физического - 23 дня, эмоционального - 28 дней, интеллектуального - 33 дня. Стартовой точкой для всех трёх биоритмов принято считать дату рождения, она соответствует нулевому значению.

Если изобразить биоритмы графически, то каждый из них возрастает до максимума, потом убывает и в полупериоде достигает нуля; продолжая убывать, достигает минимума и снова начинает возрастать до нулевого значения.

Цикличные спады и подъёмы функций организма можно не только учитывать, но и регулировать. Во время физического спада не стоит принимать зачёты по физической культуре, в период эмоционального спада надо знать, что ребёнок более, чем обычно, раздражительный, при интеллектуальном спаде - невнимательный, не всегда способен понять, что от него требует учитель.

Каждый человек по-разному подвержен влиянию биоритмов. Это зависит от его индивидуальных особенностей, уровня развития, социальной сферы и прочих факторов. Критические дни, когда значения биоритмов переходят через нулевое значение, наиболее заметно проявляются в состоянии человека. Редко, но бывает, когда все три биоритма одновременно пересекают нуль. В такие дни нужно быть предельно внимательным, сдержанным, воздерживаться от напряжений. К счастью, такие дни редки. Но и самые благоприятные дни, когда все три биоритма одновременно находятся на максимуме, тоже бывают не часто.

Когда тот или иной биоритм находится на графике в верхней точке, человек способен наиболее полно раскрыть соответствующие способности. Так, например, высокое значение физического биоритма повышает шансы на победу в спортивных соревнованиях.

Помимо трёх индивидуальных биоритмов в жизни школьника проявляются недельные ритмы. Жизнь учащихся подчинена ритму труда и отдыха: 5-6 дней в неделю - учёба, 1-2 дня - отдых. Работоспособность в течение недели меняется: в понедельник у многих она низкая, потому что предыдущий день был выходным, со вторника по четверг - она на максимальном подъёме и в пятницу опять спадает, сказывается усталость.

Не всем одинаково работается и в течение суток. Одни легче справляются с делами в первую половину дня, другие - в послеобеденную пору. Одни рано просыпаются, легко встают и предпочитают рано ложиться спать; другим свойственно позднее и трудное пробуждение, они тяжело включаются в рабочий ритм, «расходятся» только к вечеру, спать ложатся далеко за полночь. Первых называют «жаворонками», вторых - «совами». Есть и третьи - «голуби» (аритмики) - легко адаптирующиеся во времени.

Надо ли об этом знать? Надо. Я сам «жаворонок», мне легче работается в первой половине дня. Но жизнь частенько заставляет трудиться вечером, тогда продуктивность снижается. А каково же детям-«совам»? Как им приходится перестраиваться и заставлять себя подниматься и учиться в утреннее время? Конечно, можно сказать, что всё подправляется образом жизни, создаются привычки. Но не так это просто.

И учителю, и учащимся полезно определить свою принадлежность к группам по суточным биоритмам. Для этого надо хотя бы ответить на простые вопросы: если бы вы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались исключительно личными желаниями, когда вы пред почли бы вставать? А ложиться спать? К какому типу людей - утреннему или вечернему - вы отнесли бы себя?

Даже по наблюдениям за учащимися можно выявить «жаворонков»: кто-то раньше всех приходит в школу, никогда не опаздывает на утренние встречи или соревнования и - самое важное - в утреннее время показывает результаты лучше, чем в послеобеденное время. Жалко, что неправильный образ жизни - прогулки до позднего времени, ночные дискотеки и телепередачи - заставляют ребят ложиться спать позже обычного: «ломается» то, что дано от природы.

На что влияют биоритмы? На двигательную активность, физическую силу, выносливость, устойчивость к болезням и к воздействию неблагоприятных погодных условий, на настроение, устойчивость эмоций, творческий настрой, интуицию, мышление, логику, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума.

При желании, сделав несложные расчёты, можно составить графики своих биоритмов на любой срок. Для этого надо вычислить количество прожитых дней: 365 умножить на цифру, выражающую возраст, прибавить по 1 дню на каждый високосный год и сумму разделить на 23, потом - на 28 и на 33. Считается, что первая половина цикла - положительная фаза, вторая - отрицательная, а дни перехода из положительной в отрицательную - критические дни.

Положительная фаза биоритмов: физический цикл - со 2-го по 11-й день (характерны максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов); эмоциональный цикл - со 2-го по 14-й день (наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний); интеллектуальный цикл - с 2-го по 16-й день (творческие дни, наиболее благоприятное время для решения сложных вопросов).

Критические дни биоритмов: физический цикл - 1-й и 12-й дни (нестабильность физического состояния, вероятность травм, аварий, обострения хронических заболеваний, головная боль); эмоциональный цикл - 1-й и 15-й дни (эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетённому состоянию, спорам и ссорам); интеллектуальный цикл - 1-й и 17-й дни (склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания).

Отрицательная фаза биоритмов: физический цикл - с 13-го по 23-й день (пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям); эмоциональный цикл - с 16-го по 28-й день (повышенная напряжённость, часто плохое настроение); интеллектуальный цикл - с 18-го по 33-й день (процесс мышления вялый, нестабильный).

Подчиняясь законам природы, человеческий организм реагирует на все изменения, продиктованные ритмами - многолетними, годовыми, суточными. Учитывать влияние биоритмов - значит помогать своему здоровью, а для нас, педагогов, - ещё и здоровью наших учащихся. (Приложение А)

    1. Следуй биоритмам

Организм человека подчиняется особому часовому распорядку, который определяется нашими внутренними биологическими часами.

Биоритмы влияют на нашу жизнедеятельность, поэтому иногда с самого утра бывает настроение превосходное и хочется горы свернуть, а иногда апатия и раздражительность не проходят весь день.

Хронобиологи - специалисты, изучающие биологические циклы человеческого организма, объясняют это тем, что наш организм подчиняется внутреннему часовому ритму. Если в часах случается какая нибудь неполадка, то ритм сбивается. Так и в организме, стоит только сбиться с ритма, как сразу же возникают проблемы: недосыпание, апатия, раздражение. И даже лишние килограммы могут появиться в результате нарушения биологических ритмов.

7.00 - Идеальное время пробуждения организма. Именно в это время надпочечники выделяют первую утреннюю порцию гормонов, среди которых преобладает адреналин. Именно он ускоряет пульс и кровообращение. Тело готово к пробуждению, сердце работает в дневном режиме.

7.30 - время утренней активности. В это время хорошо сделать зарядку, небольшую пробежку, заняться гимнастикой. Энергия полученная от такой разминки в эти ранние часы даст заряд энергии на весь день.

8.00 - 9.00 - Идеальное время для завтрака. Желудок на пике активности, благодаря чему и пища лучше переваривается и организм получает из нее максимум энергии, необходимой для дальнейшей работы.

10.00 - это пик работоспособности, когда и совы и жаворонки чувствуют себя отлично.

11 часов - время, когда полезны все виды самосовершенствования - йога или медитация. Полезны спа - процедуры и массаж.

12.00 - пик работы сердечной мышцы. В это время сердце работает на полную катушку, поэтому не следует перегружать его физическими нагрузками. Стоит воздержаться от употребления кофе и шоколада. Специалисты-хронобиологи рекомендуют в это время занять интеллектуальной работой -любые задачи вы будете щелкать как орешки.

13.00 - время для полноценного обеда. Желательно чтобы он содержал полноценные белки и сложные углеводы, а после обеда хорошо бы немного отдохнуть. В это время происходит спад биологических ритмов и организм нуждается в небольшом отдыхе.

14.00 - в середине дня притупляется ощущение боли и анестетики действуют вдвойне эффективней, чем утром или вечером, поэтому на это время хорошо планировать визит к стоматологу.

15.00 -16.00 - навалилась лень-матушка, так и хочется вздремнуть. Сердце и другие органы, работают медленнее обычного, кровообращение мозга и органов замедляется. Только желудок работает, он то и тянет энергию на себя. Лучше заняться какой -нибудь работой, не требующей особых усилий.

17.00 - новый виток трудоспособности. Энергетический спад уменьшается, появляется прилив жизненных сил.

18.00-19.00- Организм нуждается в покое. В это время полезны процедуры для расслабления мышц, например массаж, а также солярий, кожа загорит быстрее в эти часы.

20.30 - Самое время позаботиться о коже, поры кожи в это время особенно восприимчивы и впитают как губку крем и питательные маски, а это значит что кожа быстрее восстановится и отдохнет за ночь.

22.00- 23.00 - Сон. Для восстановления организма требуется не менее семи часов спокойного сна.

2.2.Исследовательская работа, ее методика

В настоящее время этот вопрос становится более актуален среди населения. Одной из важнейших проблем современной биологии является изучение цикличности процессов, протекающих в живом организме.

Заинтересовалась, а как обстоит дело с этим вопросом у нас, в школе.

Объект исследования: суточная активность организма обучающегося МОУ «СОШ с.Поповка». Изучение влияния биоритмов на работоспособность обучающихся проводилось в течение месяца . В исследовании были охвачены учащиеся 1-11 классов МОУ «СОШ села Поповка».

Произведено тестирование учащихся - Тест для определения индивидуального биологического профиля [Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

(приложение В) МОУ с последующей обработкой результатов. Собран и проанализирован материал разных возрастных групп школьников, что позволило сделать общие выводы по теме исследования.

На основе полученных данных были разработаны рекомендации для обучающихся по улучшению их работоспособности с учетом биоритмов. Основной задачей исследовательской работы было выявить (при помощи тестирования, анализа, наблюдения и контроля) влияние биологических ритмов на работоспособность обучающихся.

Главная задача данного исследования - рассмотреть человека, его структурные и функциональные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Вторая задача заключается в следующем - определить коллективный биологический профиль каждой возрастной группы исследуемых обучающихся, помочь им в повышении работоспособности, с учетом особенностей биоритмов.

2.3.Результаты исследовани я

Анализируя проделанную работу по выявлению взаимосвязи биоритмов и работоспособности, было выявлено, что они непосредственно влияют на успешное освоение учебного материала школьником. Так в младших классах ребята успешно овладевают знаниями, т.к. они относятся в основном к активному в утренние часы хронотипу. Занятия у них проходят в первой половине дня, что повышает проявление их работоспособности в это время. Ребята успешно овладевают знаниями, активны на уроке, подвижны во время перемен. В 5-8 классах изменение хронотипа, проведение занятий в первой половине дня, негативно сказывается на работоспособности обучающихся. Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны. Это проявляется не только в оценках. Но и в записях в дневнике школьника. Все чаще появляются обращения к родителям детей по поводу успеваемости и поведения. Дети чаще пропускают уроки, или же опаздывают, просыпая. В старших классах ситуация становится еще более выраженной.

В проделанной работе подтвердился тот факт, что у исследуемых школьников с утренним биологическим типом работоспособность выше в утренние часы. В вечернее же время показатели работоспособности ниже, а значит, биоритмы оказывают положительное воздействие на детей в утренние часы и отрицательное - в вечернее.

На исследуемых школьниках с вечерним типом биоритмы оказывают положительное влияние в вечернее время суток и отрицательное - в утреннее. А, значит, можно порекомендовать родителям, чьи дети относятся к «совам» обращать внимание на режим дня, и планировать его с учетом индивидуальных биологических часов.

Было замечено, что у школьников при взаимодействии различных функциональных систем организма с окружающей средой, как следствие, выявляется гармоническое согласование различных ритмичных биологических процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.

Замечено также, что суточные изменения внутренних ритмов свойственные здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются.

    Выводы

Существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. Значит нужно учитывать биоритмы человека в планировании его деятельности в течение дня, суток, недели, и.т.д.

На протяжении школьного обучения у детей изменяется хронотип от типичного «жаворонка» до «индифферентного голубя».

    Заключение

В ходе исследований было установлено, что роль биоритмов в работоспособности школьников велика. Определение их, и разработка рекомендаций позитивно сказывается на успеваемости и активности ребят. При этом как самим детям, так и их родителям, учителям необходимо учитывать эти особенности личности. Обработка материала позволила разработать рекомендации по определении хронотипа человека, а так же по работе с детьми, относящимися к разным хронотипам. Собранный материал будет использован администрацией школы в планировании учебного процесса, учителями в планировании учебного материала на уроках, учащимися в составлении режима дня.

1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали предельный уровень, и в то же время были стимулом для общего развития школьника. В этом случае учитывается два основных фактора, взаимодействующие между собой - нагрузка и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока должен определяться не только внешними факторами, но и внутренними биологическими часами.

Словом, при определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать учителям при работе с учащимися разного возраста, что позволит добиваться высоких результатов в обучении школьников.

    В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность,

    Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом - во второй.

V . Используемая литература

1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) - М.: Сов. Россия,1977.

2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1989.

    Алексееве.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. -Самара.:Учебная литература, 2005.

    Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967.

    Детари П., Карцаш В Биоритмы. - М.: Мир, 1984.

    Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. Л. Наука, 1984.

7. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. -М.Знание, 1989.

Приложение В.

Тест для определения индивидуального биологического профиля

[ Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Баллы

Часы

зимой

летом

5.00 - 6.45

4.00 – 5.45

6.46- 8.15

5.46-7.15

8.16 - 10.45

7.16 - 9.45

10.46 - 12.00

9.46- 11.00

12.01- 13.00

11.01 - 12.00

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?

20.00 - 20.45

21.00 – 21.45

20.46- 21.30

21.46-22.30

21.31 - 00.15

22.31 - 1.15

00.16 - 1.30

1.46- 2.30

1.31- 3.00

2.31 - 4.00

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?
Баллы

Совершенно нет потребности 4

В определенных случаях есть 3

Потребность довольно сильная 2

Будильник мне абсолютно необходим 1

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

Баллы

Абсолютно бесполезной 4

Была бы некоторая польза 3

Работа была бы достаточно эффективной 2

Работа была бы высокоэффективной 1

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

Баллы

Очень большая сонливость 1

Есть небольшая сонливость 2

Довольно ясная голова 3

Полная ясность мысли 4

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Баллы

Аппетита совершенно нет 1

Снижен 2

Хороший 3

Прекрасный 4

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа?

Баллы

Абсолютно бесполезной 1

С некоторой пользой 2

Достаточно эффективной 3

Высокоэффективной 4

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Баллы

Очень большая вялость 1

Небольшая вялость 2

Незначительная бодрость 3

Полная бодрость 4

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры, Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучший и для вас?

Баллы

В это время я бы находился в хорошей форме 4

Я был бы в довольно хорошем состоянии 3

Мне было бы трудно 2

Мне было бы очень трудно 1

12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

Часы Баллы

    0- 21.00 5

21.01-22.15 4

22.16- 00.45 3

00.46 – 2.00 2

2.01 - 3.00 1

13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?

Часы Баллы

8.00 - 10.00 6

11.00- 13.00 4

15.00 - 17.00 2

19.00 - 21.00 0

14. Как велика ваша усталость к 23 ч?
Баллы

Я очень устаю 5

Заметно устаю 3

Слегка устаю 2

Совершенно не устаю 0

15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали?

Баллы

Проснусь в обычное время и больше не усну 4

Проснусь в обычное время и буду дремать 3

Проснусь в обычное время и снова засну 2

Проснусь позже, чем обычно 1

16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него - 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

Баллы

Да, я был бы в хорошей форме 1

Был бы в приемлемой форме 2

Был бы в плохой форме 3

Совсем не мог бы тренироваться 4

17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?
Часы Баллы

5.00 - 6.45 5

6.46 – 7.45 4

7.46 - 9.45 3

9.46 - 10.45 2

10.46 - 12.00 1

18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?
Баллы

Четко к утреннему 6

Скорее к утреннему, чем к вечернему 4

Скорее к вечернему, чем к утреннему 2

Четко к вечернему 0

Заключение

Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.

Свыше 72: четко выраженный утренний тип.

60 - 71: слабо выраженный утренний тип.

48 - 59: аритмичный тип.

35 - 47: слабо выраженный вечерний тип.

34: четко выраженный вечерний тип.

Приложение А.

БИОРИТМЫ



Что такое биоритмы?

Человек со дня рождения на ходится в трех биологических ритмах: физическом, эмоцио нальном и интеллектуальном.

23- дневный ритм

Это физический ритм. Он оп ределяет здоровье, силу и вы носливость человека.

28- дневный ритм

Это эмоциональный ритм. Он влияет на состояние нервной системы, настроение, любовь, оптимизм и т.п.

33- дневный ритм

33- дневный ритм - это интел лектуальный ритм. Он опреде ляет творческие способности личности. Благоприятные дни 33-дневного ритмического цикла характеризуются твор ческой активностью, человеку сопутствует удача и успех. В неблагоприятные дни проис ходит творческий спад.

Каждый из трех долговремен ных ритмических циклов начинается с рождения челове ка. Дальнейшее его развитие можно изобразить как синусо иду (график). Чем выше под нимается кривая, тем выше соответствующая этой отметке способность. Чем ниже она падает, тем ниже соответствующая ей энергия. Критическими считаются периодические дни, когда кривая находится на пересечении шкалы. Это неблагоприятное время.

Счет шаг за шагом

Отталкиваясь от точной даты своего рождения, посчитайте, сколько дней Вы прожили. Аля этого 365 дней в году умножьте на количество прожитых лет, а число високосных лет умножьте на 366 дней. Висо косными были: 1920, 1924, 1928, 1932, 1936, 1940, 1944, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980,1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008 годы. Подсчитайте общую сумму прожитых дней. Теперь Вы знаете, сколько дней уже живете в этом мире. Разделите это число на количество дней того биоритма, который хоти те рассчитать: 23, 28, 33. Ос таток покажет Вам, в какой точке кривой Вы находитесь в настоящее время (см. график). Например, если остаток равен 12, то идет 12 день того био ритма, который Вы считаете. Это первая половина цикла, обычно она бывает благопри ятной. Если цикл на нуле гра фика, то это плохой день. Кроме того, дни, когда линии био ритмов пересекают горизон тальную линию в центре гра фика - это так называемые критические дни, когда Ваши способности совершенно не предсказуемы. Человек в такие дни чувствует упадок сил и от сутствие энергии.

Что означают биоритмы?

23- дневный ритм

Высокая энергия:

    Хорошее физическое самочувствие.

    Устойчивость к стрессам, болезням и высо кая жизненная энергия.

    Сильное половое вле чение.

Опасность переоцен ки своих сил.

Низкая энергия:

    Повышенная утомля емость.

    В это время рекомен дуется больше отды хать и беречь силы

Критические дни:

    Пониженная сопротив ляемость болезням.

    Склонность к ошибоч ным действиям.

28- дневный ритм

Высокая энергия:

    Интенсивная эмоциональ ная и духовная жизнь.

    Благоприятное время для дружбы и любви.

    Повышение творческих способностей и интере са к новому.

    Склонность к повышен ной эмоциональности.

Низкая энергия:

    Неуверенность в себе.

    Пассивность.

    Недооценка своих воз можностей.

Критические дни:

Склонность к душевным конфликтам.

Снижение сопротивляе мости болезням.

33- дневный ритм

Высокая энергия:

Способность ясно и ло гически мыслить.

    Способность к концент рации внимания.

    Хорошая память.

    Творческая активность.

Низкая энергия:

    Снижение интереса к но вым идеям.

    Замедленная реакция.

    Творческий спад.

Критические дни:

    Неспособность сконцент рироваться.

    Невнимательность и рас сеянность.

    Склонность к ошибочным действиям (большая веро ятность аварий).

Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление - это состояние временного снижения работоспособности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с чёткой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещённости, температуры, влажности, напряжённости электромагнитного поля Земли и т. д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок Дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два пика: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 ч ночи до 5 ч утра.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для занятий спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учёбы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека.

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом -перелёт на самолёте в места отдыха, на другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

  1. Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет недлительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
  2. Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливаясь к новому часовому поясу.

Профилактика утомления

Утомление развивается вследствие напряжённой или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то постепенно развивается переутомление.

Профилактика утомления в старшем школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать своё состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. Профилактика утомления включает также соблюдение правил здорового образа жизни, активные занятия спортом, соблюдение режима дня и правильное питание. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности. Нужно ежедневно в одни и те же часы ложиться спать, вставать, принимать пищу, заниматься физкультурой и спортом и т. д. Самые незначительные отклонения от налаженного режима ведут не только к снижению трудоспособности, плохому самочувствию, но и к снижению успеваемости.

Выводы

  1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.
  2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.
  3. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
  4. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Вопросы

  1. Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?
  2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению усталости?
  4. Какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность? Обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Продумайте и запишите в дневнике безопасности личный режим в период подготовки к контрольным работам и экзаменам, который вы считаете наиболее эффективным.
  2. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Значение самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни».
  3. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, на примерах биографий долгожителей подготовьте сообщение на тему «Влияние здорового образа жизни на долголетие».

Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких – на молекулярном уровне – с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек. Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации.

Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.

Выделим следующие важные достижения хронобиологии:

1. Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы – от одноклеточных до биосферы. Это свидетельствует о том, что биоритмика – одно из наиболее общих свойств живых систем.

2. Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах.

3. Установлено, что биологические ритмы, с одной стороны, имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, с другой, их осуществление тесно связано с модифицирующим фактором внешней среды, так называемых датчиков времени. Эта связь в основе единства организма со средой во многом определяет экологические закономерности.

4. Сформулированы положения о временной организации живых систем, в том числе – человека – одним из основных принципов биологической организации. Развитие этих положений очень важно для анализа патологических состояний живых систем.

5. Обнаружены биологические ритмы чувствительности организмов к действию факторов химической (среди них лекарственные средства) и физической природы. Это стало основой для развития хронофармакологии, т.е. способов применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функционирования организма и от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болезни.

6. Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.

Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека. Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких пределах в зависимости от степени функциональной нагрузки (от 60 удар/мин сердца в покое до 180-200 удар/мин при выполнении работы).

Период экологических ритмов сравнительно постоянен, закреплен генетически (т.е. связан с наследственностью). Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.

Десинхроноз - нарушение суточного биоритма, характеризуемое расстройством сна, снижением работоспособности и целым комплексом других неприятных отклонений в состоянии здоровья.

Эта современная болезнь обусловлена социальными причинами и чаше всего обнаруживается у студентов, бизнесменов, путешественников. По причинам, вызывающим это состояние, различают два вида десинхроноза - внешний и внутренний.

Внешний десинхроноз развивается при быстрой смене часовых поясов. При этом привычное время сна, а соответственно и работы, запаздывает при перелете на запад и наступает раньше обычного при перелете на восток. Организм не может сразу перестроиться сообразно этим внезапным сдвигам. Функционирование его органов и систем изменяется с различной скоростью, поэтому время полного приспособления к новым временным условиям может варьироваться весьма существенно. В среднем оно составляет несколько недель, однако глубинные структуры организма продолжают настраиваться на новый лад гораздо дольше - до нескольких месяцев. Причем легче переносится перелет в западном направлении, чем в восточном.

Установлено, что интервал между датчиком времени и ритмами организма, составляющий 2 часа, может вызвать отклонения в функционировании организма и десинхроноз.

Профилактика внешнего десинхроноза:

на ответственное спортивное соревнование в другом часовом поясе спортсменам следует приехать заранее, поскольку особенно трудно переносятся на новом месте первые 3 дня. Не случайно Международный олимпийский комитет перед проведением некоторых олимпиад рекомендовал спортсменам из разных широт прибывать на соревнования заранее, но не раньше, чем за 2 недели до соревнований, чтобы все участники были в равных условиях и успели адаптироваться к новому часовому поясу;

перед поездкой нужно хорошо высыпаться в течение нескольких дней;

отправляясь на восток, заранее приучите себя к новому времени сна, ложась спать на один-два часа раньше несколько вечеров подряд. Если вы едете на запад, то для привыкания к новому режиму в течение нескольких вечеров ложитесь спать на один-два часа позже;

в самолете сразу переведите часы на время в месте прибытия. В ходе перелета начните адаптировать свой цикл сон - бодрствование к новому времени - это сократит период адаптации организма после прибытия;

пейте больше воды и безалкогольных напитков, чтобы избежать обезвоживания организма. Старайтесь не пить спиртное и кофе, которые выводят жидкость из организма, а также газированные напитки, способные вызывать вздутие кишечника;

пища, которую вы едите, также может влиять на ваше самочувствие после полета. На борту самолета еда иногда бывает пересоленой и слишком жирной.

Возьмите с собой фрукты и то, чем можно перекусить без ущерба для здоровья;

по меньшей мере один раз в 2 часа гуляйте по салону по 5 - 10 минут, чтобы избежать отека ног, снизить вероятность образования тромбов. Рекомендуется массировать голени и икры снизу вверх. Не кладите ногу на ногу - это приводит к отеку голеней;

для снятия напряжения массируйте шею и плечи или смочите салфетку несколькими каплями расслабляющего масла (например, лаванды или герани) и вдыхайте его аромат.

Адаптация. Если вы прибыли на место в светлое время суток, сразу выходите на улицу и гуляйте не менее часа, поскольку яркое освещение способствует адаптации биологических часов. Ложитесь спать по местному времени и старайтесь не спать в другое время. Спортивные упражнения, по возможности на воздухе, помогут вам бороться со сном. Если вы прибыли на место ночью, ложитесь спать в обычное местное время, даже если вам не хочется. Ванна с несколькими каплями масла лаванды или герани поможет вам заснуть.

Внутренний десинхроноз заключается в нарушении естественных взаимоотношений суточных биоритмов разных органов и систем у человека, не покидающего своего временного пояса. Это связано со срывом существующей в нормальных условиях синхронности в биоритмической системе организма.

Срыв чаще всего возникает по следующим причинам:

нарушение правильного чередования труда и отдыха. Например, в начале семестра студенты не занимаются систематически, компенсируя отставание усиленной работой в конце семестра, когда надо сдавать зачеты и экзамены;

сдвиг сна на непривычные часы суток или недостаточный сон («хронический недосып»);

умственная нагрузка с большим нервным напряжением. Практика показывает, что у большинства студентов в период экзаменационной сессии по указанным выше причинам развивается внутренний десинхроноз разной степени тяжести.

Внутренний десинхроноз появляется довольно легко, но избавиться от него сложно. Разбалансировка суточных биоритмов в биоритмологической системе организма, характеризующая внутренний десинхроноз, является симптомом серьезного заболевания и восстанавливается в течение длительного времени с помощью хорошо организованного отдыха, а подчас и при вмешательстве врача.

Циркадианный ритм является видоизменением суточного ритма с периодом 24 часа, протекает в константных условиях и принадлежит к свободно текущим ритмам. Это ритмы с не навязанным внешними условиями периодом. Они врожденные, эндогенные, т.е. обусловлены свойствами самого организма. Поскольку организмы обычно находятся в среде с циклическими изменениями ее условий, то ритмы организмов затягиваются этими изменениями и становятся суточными. По мнению Симакова, часовым механизмом в ядре служит ядерная оболочка. Такой вывод он сделал на основе опытов, проведенных с бактериями, у которых не было обнаружено циркадианных ритмов. Околосуточный ритм и есть то общее для самых разных клеток, тканей и органов, что объединяет их в единую, координированную во времени живую систему. Иными словами, подчинение всех проявлений жизнедеятельности циркадианному ритму выступает значительным фактором целостности организма. Циркадианные ритмы обнаружены у всех представителей животного царства и на всех уровнях организации - от клеточного давления до межличностных отношений. В многочисленных опытах установлено наличие циркадианных ритмов двигательной активности, температуры тела и кожи, частоты пульса и дыхания, кровяного давления и диуреза. Суточным колебаниям оказались подвержены содержания различных веществ в тканях и органах, например: глюкозы, натрия и калия в крови, плазмы и сыворотки в крови, гормонов роста и др. По существу, в околосуточном ритме колеблются все показатели эндокринные и гематологические, показатели нервной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем. В этом ритме содержание и активность десятков веществ в различных тканях и органах тела, в крови, моче, поте, слюне, интенсивность обменных процессов, энергетическое и пластическое обеспечение клеток, тканей и органов. Этому же циркадианному ритму подчинены чувствительность организма к разнообразным факторам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок. Всего к настоящему времени у человека выявлено около 500 функций и процессов, имеющих циркадианную ритмику. Ритм сокращения сердца у человека, находящегося в состоянии относительного покоя, зависит от фазы циркадианного ритма. Земной основной ритм - суточный, обусловленный вращением Земли вокруг своей оси, поэтому практически все процессы в организме человека обладают суточной периодичностью. Все эти ритмы (а у человека их уже обнаружено более 100) определенным образом связаны друг с другом, образуя единую, согласованную во времени ритмическую систему организма. Эта система отражает взаимосвязанный ход околосуточных ритмов различных функций у человека, что дает врачам и физиологам ценный материал для диагностики болезней и прогнозирования состояния пациентов. Можно обратить внимание на некоторые типичные характеристики циркадианной системы здорового человека. Масса тела достигает максимальных значений в 18-19 часов, температура тела - в 16-18 часов, частота сердечных сокращений - в 15-16 часов, частота дыхания - в 13-16 часов, гистологическое артериальное давление - в 15-18 часов. Уровень эритроцитов в крови - в 11-12 часов, лейкоцитов - в 21-23 часа, гормонов в плазме крови - в 10-12 часов, инсулина - в 18 часов, общего белка крови - в 17-19 часов. Оценивая данную схему, следует указать на значительные индивидуальные отличия в ходе суточных ритмов, что делает необходимым дальнейшее исследование понятий "биоритмическая норма " и "биоритмическая индивидуальность". Нарушения ритма сна и бодрствования может привести не только к бессоннице, но и к расстройству сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Поэтому так важно соблюдать режим дня. Биоритмы интенсивно исследуются специалистами в области космической биологии и медицины, так как при освоении новых планет космонавты будут полностью лишены обычных ритмов среды. Реакция организма на любые воздействия зависит от фазы циркадианного ритма (т.е. от времени суток). По степени синхронизации циркадианных ритмов пульса и температуры тела можно выявить переутомление при напряженной операторской работе, спортивных тренировках и др. Данные об онтогенезе биоритмов используются в возрастной физиологии, в гигиене детей и подростков. Установлено, что строгое соблюдение режима кормления новорожденного ребенка ускоряет становление у него циркадианной ритмичности. При дефиците внимания со стороны матери ритмы сна-бодрствования у младенца становятся менее регулярными. В целом циркадианная система человека формируется вплоть до периода полового созревания. Старение же представляется биоритмологам как постепенная утрата ритмов. Отсутствие биоритмов не совместимо с жизнью.

Известным примером действия биологических часов служат «совы» и «жаворонки». Замечено, что в течение дня работоспособность меняется, ночь же нам природа предоставила для отдыха. Установлено, что период активности, когда уровень физиологических функций высок, это время с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. К 14 часам и в вечернее время работоспособность снижается. Между тем не все люди подчиняются такой закономерности: одни успешнее справляются с работой с утра и в первой половине дня (их называют жаворонками), другие – вечером и даже ночью (их называют совами).

В современных условиях приобрели значимость социальные ритмы, в плену которых мы находимся постоянно: начало и конец рабочего дня, укорочение отдыха и сна, несвоевременный прием пищи, ночные бдения. Социальные ритмы оказывают все возрастающее давление на ритмы биологические, ставят их в зависимость, не считаясь с естественными потребностями организма. Студенты отличаются большей социальной активностью и высоким эмоциональным тонусом, и, видимо, не случайно им присуща гипертоническая болезнь более, чем их сверстникам из других социальных групп.

Итак, ритмы жизни обусловлены физиологическими процессами в организме, природными и социальными факторами: сменой времен года, суток, состоянием солнечной активности и космического излучения, вращением Луны вокруг Земли (и расположением и влиянием планет друг на друга), сменой сна и бодрствования, трудовых процессов и отдыха, двигательной активности и пассивного отдыха. Все органы и функциональные системы организма имеют собственные ритмы, измеряемые в секундах, неделях, месяцах и годах. Взаимодействуя друг с другом, биоритмы отдельных органов и систем образуют упорядоченную систему ритмических процессов, которая и организует деятельность целостного организма во времени.

Знание и рациональное использование биологических ритмов может существенно помочь в процессе подготовки и в выступлениях на соревнованиях. Если вы обратите внимание на календарь соревнований, то увидите, что наиболее интенсивная часть программы приходится на утренние (с 10 до 12) и вечерние (с 15 до 19) часы, то есть на то время суток, которое ближе всего к естественным подъемам работоспособности. Многие исследователи считают, что основную нагрузку спортсмены должны получать во второй половине дня. Учитывая биоритмы, можно добиваться более высоких результатов меньшей физиологической ценой. Профессиональные спортсмены тренируются по нескольку раз в день, особенно в предсоревновательный период, и многие из них показывают хорошие результаты благодаря тому, что они подготовлены к любому времени соревнований.

Наука о биологических ритмах имеет огромное практическое значение и для медецины. Появились новые понятия: хрономедицина, хронодиагностика, хронотерапия, хронопрофилактика и др. Эти понятия связаны с использованием фактора времени, биоритмов в практике лечения больных. Ведь физиологические показатели одного и того же человека, полученные утром, в полдень или глубокой ночью, существенно отличаются, их можно трактовать с различных позиций. Стоматологи, например, знают, что чувствительность зубов к болевым раздражителям максимальна к 18 часам и минимальна вскоре после полуночи, поэтому все наиболее болезненные процедуры они стремятся выполнить утром.

Школа Юрия Окунева

Всем привет! С вами Юрий Окунев.

Вы не задумывались, почему мы спим ночью, обедаем с 12 до 14 дня, а работаем в светлое время суток? Почему нам после обеда так хочется спать, а к вечеру мы бодры и полны сил? Сегодня тема нашей статьи: биоритмы и их влияние на работоспособность человека. Мы поговорим о том, что это такое и как делать за день больше, а уставать меньше.

Биоритмы – это заложенное природой цикличное чередование активной и спокойной фаз биологических процессов.

Главный критерий, по которому вы можете понять, что имеете дело с биологическими ритмами – это регулярность и повторяемость: каждый день встает Солнце, просыпаются животные, приливают реки, обновляются клетки, синтезируются вещества.

Иначе говоря, это часы, заложенные абсолютно на всех уровнях от атома до галактики, обеспечивающие своевременное течение всех процессов. Этому великому порядку подчиняется и человек.

Мы так привыкли к определенному распорядку дня и укладу жизни, что это кажется само собой разумеющимся. А между тем, мы как часть природы также живем в определенном хронологическом движении.

Органы, железы, мозг, кровь, работая тратят энергию. Им нужно отдыхать, чтобы ее пополнить. Это обеспечивают хроноритмы. Давайте рассмотрим основные природные ритмы, влияющие на работоспособность и здоровье человека.

Циркадный период

Вращаясь вокруг своей оси, Земля создает суточные биологические колебания дня и ночи, влияющие на физическую и психологическую работоспособность человеческого организма. Чтобы он функционировал правильно и вовремя восстанавливал энергию, ежедневно более 500 биопроцессов повторяются с определенным временным интервалом: режим сна, обмен веществ, изменение температуры, клеточное деление и др.

Существуют общие тенденции активности человека в течение дня:

  1. до 12 часов дня активность возрастает и достигает своего верхнего пика
  2. до 15.00 часов снижается.
  3. до 18.00 часов вечера снова растет.

Наверняка, вам знакомо состояние лени после обеда или вечером, когда вы вернулись с работы домой и поужинали. Дело не только в сытном обеде или последневной усталости, но и в фазах подъема и спада энергии.

Понаблюдайте за собой, за какой срок вы выполняете одно и то же задание в разное время суток. Результат может различаться в два и более раза.

Опираясь на кривую производительности, запланируйте свои дела и занятия так, чтобы они соответствовали графику. Выберите пару недель для сбора данных и в течение этого времени оценивайте в баллах свою производительность по следующим параметрам:

  • скорость
  • качество
  • эмоциональные ощущения и реакции
  • физическое самочувствие

Вероятно, ваша личная кривая будет немного отличаться от стандартизированной.

Хронические отклонения от своих биологических колебаний могут привести к нарушению работоспособности, повышенной утомляемости, стрессу и даже заболеваниям.

Исходя, из циркадного цикла, приведу несколько общих рекомендаций при распределении дел:

  • с утра до обеда занимайтесь самыми трудоемкими и энергозатратными делами. Если вы активный менеджер продаж — обзванивайте клиентов, бухгалтер – займитесь отчетностью, руководитель – стройте планы на будущее.
  • с обеда до трех выполняйте менее ответственные рутинные задачи
  • с трех до шести вечера проведите время, энергично выполняя ранее намеченные планы.

Понедельник – день тяжелый

Существование недельного цикла также оказывает влияние на работоспособность и деятельность человека. Этот хроноритм люди создали сами, наша социальная жизнь, профессиональная деятельность строится на основании 7 дней недели. Вырабатываются, привязанные к неделе, особенности обработки информации и восприятия окружающей среды.

Например, нам трудно сосредоточиться на рабочих делах в субботу и воскресенье, если мы привыкли трудиться традиционные 5 будних дней. В пятницу планерка или собрание пройдут менее эффективно, так как за неделю уже накопилась определенная усталось.

Вы сможете увеличить рабочие нагрузки, если будете учитывать недельную динамику:

  • Понедельник – погружение в рабочую среду, переключение после выходных дней. В этот день чаще, чем в другие, происходят конфликты, нарушения в здоровье. Производительность дня составит не более 50%.
  • Вторник – нарастание эффективности работы. Не принимайте стратегических решений, но смело выполняйте ответственные задачи.
  • Среда и четверг самые активные и насыщенные дни. Эффективность – 100%. Уверенно действуйте и принимайте решения.
  • Пятницу посвятите рутинной работе и мелким задачам.

Годовой цикл

Движение Земли вокруг Солнца образовывает смену сезонов и создает годовой цикл. Исходя из цикличности, наибольшая активность приходится на осень. Весной же обостряются депрессии, заболевания. Поэтому покупку квартиры, смену работы, ремонты и другие важные дела планируйте на осень. Весной займитесь здоровьем, съездите в отпуск, найдите новое хобби.

Персональный ритм

Помимо существующих природных, человек сам создает свои индивидуальные ритмы, влияющие на работоспособность и здоровье. Любые повторяющиеся события, будь то крепкий кофе в начале рабочего дня или успокаивающая музыка на ночь – это все привычки, которыми вы закладываете свой ритм жизни.

Персональный ритм дня важная составляющая жизни успешного человека. Время подъёма утренние ритуалы пробуждения, зарядка, обучение по дороге на работу – эти полезные привычки могут стать надежным фундаментом для построения продуктивного дня и, как следствие, яркой, насыщенной, счастливой жизни.

Подробней я рассматриваю эти вопросы в рамках . Присоединяйтесь, чтоб работать над своей эффективностью упорядоченно и систематично.

Причины утомляемости

Если жить не по своему природному часовому механизму, а по выдуманным правилам: работать по ночам, игнорировать режим приема пищи, то пенять нужно на себя. Организм, не успевая восполнять запас сил, постепенно придет в состояние хронического утомления.

Утомление – истощение жизненных ресурсов, отсутствие возможности продолжить деятельность той же интенсивности, как раньше. Проявляется слабостью, замедленными реакциями, вялостью, апатией.

Различают утомляемость:

  • Мышечную. Нежелание или неспособность двигаться по причине истощения энергоресурсов или избытка молочной кислоты в мышцах.
  • Нейропсихическую. Мозг больше всех органов потребляет энергии и если вовремя не восстановить запас энергии, могут быть последствия вплоть до принудительного отключения. Наступает при хронических недосыпаниях, постоянной чрезмерной умственной нагрузке. Сопровождается нестабильностью деятельности психики: всплески эмоций, повышенная тревожность, депрессивные состояния.

Перечислю восемь факторов, сбивающих внутренние биологические часы и приводящих к усталости:

  • Стрессовые события
  • Плохая организация труда и отдыха
  • Отсутствие физических нагрузок
  • Плохое питание, нехватка витаминов и микроэлементов
  • Постоянные командировки
  • Вредные привычки: курение, алкоголь, злоупотребление кофе
  • Зависимость от снотворного
  • Плохая экология в регионе проживания

Особенно рискуют люди с ослабленной психикой, беременные женщины, больные хроническими заболеваниями. Но даже если вы в хорошей форме, не забывайте систематически давать телу необходимые передышки.

Как жить в полную силу?

Как вы уже поняли, если по разным причинам организм не будет восполнять вовремя энергию, то он забастует и откажется работать так, как вам хочется. Поэтому гораздо рациональнее предупреждать подобные ситуации и заранее накапливать необходимые ресурсы.

Несколько профилактических советов, которые позволят вам повысить интенсивность труда:

  1. Чередуйте работу и отдых, исходя из своего хронотипа, суточного, месячного и годового цикла.
  2. Умейте останавливаться и прекращать деятельность.
  3. Отдыхайте в полной изоляции от рабочих моментов.
  4. Не валяйтесь в выходные на диване перед телевизором, а проводите время, двигаясь. Лучший отдых – переключение на другой вид деятельности.
  5. Когда трудитесь, устраивайте регулярные короткие перерывы.
  6. Высыпайтесь.
  7. Правильно питайтесь.
  8. Следите за здоровьем, обращайтесь к врачам вовремя.
  9. Не скандальте и не ссорьтесь по пустякам, развивайте самоконтроль.
  10. Воздержитесь от вредных привычек.

Дети

Очень важно, чтобы родители заботились о режиме учебы, отдыха и другой деятельности ребенка. Не стоит перенапрягать свое чадо кружками, секциями, занятиями, только бы он был занят. У всех детей до совершеннолетия должны быть как минимум 4 часа свободного времени, когда ребенок делает все что хочет.