Сохранение контингента обучающихся в ДМШ и ДШИ. Проблемы и пути решения

Муниципальное образовательное учреждение

Результаты учебной деятельности.

Отслеживание уровня освоения обучающимися учебного материала образовательных программ (по результатам учебно-воспитательной деятельности) проводилось путем проведения педагогами контролирующих и диагностирующих мероприятий. Система данного мониторинга предполагает следующие этапы: вводный, текущий (по четвертям), промежуточный (по итогам года) и итоговый (выпускные экзамены).

Основной формой организации учебной работы в учреждении является индивидуальный урок, групповой урок, сводные занятия, просмотры концертных номеров и выставочных работ, концертная деятельность, самостоятельная домашняя работа. Мониторинг успеваемости обучающихся, ДШИ осуществляется по балльной системе. Промежуточные отметки в баллах выставляются за четверти, в первых классах – за полугодие.

Промежуточная аттестация проводится в форме академических проверок, технических зачетов, контрольных уроков, творческих отчетов по отдельным предметам с учетом возраста и уровня обученности детей с использованием дифференцированного индивидуального подхода. В учебном году продолжалась работа по комплектованию банка уровня учебных достижений обучающихся как на уровне педагога, так и на уровне администрации. В течение последнего ряда лет используются методы статистического анализа. Освоение дополнительных образовательных программ завершается итоговой аттестацией (экзаменами) проводимой в соответствии с нормативными актами . Итоговую аттестацию прошли 550 обучающихся (6 чел. предоставили справки по болезни и аттестованы по текущим оценкам). Итоги учебного года показали, что абсолютная и качественная успеваемость обучающихся остается стабильной. Уровень учебных достижений представлен в таблице.

Сравнительный анализ успеваемости за последние 3 года

Итоговая аттестация выпускников в учебном году проведена в установленные сроки. Если говорить о качестве обученности выпускников, то следует отметить, что свидетельство об окончании школы искусств получили 10 человек инструментального, хореографического, изобразительного, бального отделений, допущены к итоговой аттестации 10 выпускников.

Результаты итоговой аттестации выпускников представлены в таблице.

Анализ данных таблицы позволяет говорить о том, что результаты учебных достижений выпускников остаются стабильными по такому показателю, как уровень обученности -100%.

Анализ поступления выпускников в профессиональные учебные заведения за последние 3 года

Результативность участие обучающихся в конкурсных мероприятиях международного, российского, регионального, областного, городского, окружного и школьного уровней. Показателем реализации образовательных программ является участие в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня, на которых солисты, ансамбли и творческие коллективы стали лауреатами и дипломантами. Участие обучающихся в городских, областных конкурсах и фестивалях дает возможность определить уровень освоения воспитанниками образовательных программ, расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллективизма, желание совершенствования исполнительского мастерства, уверенности в себе.

Условия осуществления образовательного процесса.

Материально-технические условия осуществления образовательного процесса.

Наименование дисциплин в соответствии с учебным планом

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования

Форма владения, пользования (собственность, оперативное управление , аренда и т. п.)

Хоровой класс, сольное пение, хор.

Кабинет хорового пения, фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, методическая и учебная литература , магнитола, компакт диски и кассеты с записями классической и современной музыки, костюмерная со сценическими костюмами и обувью.

Оперативное управление

Сольфеджио, муз. литература,

муз. грамота

Кабинет теоретических дисциплин, фортепиано, методическая и учебная литература, тетради и раздаточный материал по сольфеджио, музыкальный центр, видеомагнитофон , DVD проигрыватель, телевизор, набор ударных инструментов, набор шумовых инструментов, учебные пособия , компакт диски и кассеты с записями мировой классики и современных композиторов.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Народный хор, сольное пение

Кабинет народного пения, фортепиано, баян 2 шт., наборы шумовых инструментов, методическая и учебная литература, сборники обрядовых праздников и песен, костюмерная со сценическими костюмами и обувью.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Классический танец, народно-сценический танец

Кабинет хореографии № 1, фортепиано, магнитола 1 шт., кассеты и компакт диски с записями фонограмм, учебная и методическая литература, станки, зеркала, репетиционная обувь и форма, костюмерная со сценическими костюмами и обувью.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Ритмика и танец, партерная гимнастика

Бальный танец (стандарт, латина, джаз)

Кабинет хореографии № 2, фортепиано, магнитола 1 шт., кассеты и компакт диски с записями фонограмм, учебная и методическая литература, станки, зеркала, репетиционная обувь и форма, костюмерная со сценическими костюмами и обувью.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Фортепиано, ансамбль

Кабинет фортепиано, фортепиано 2 шт., метроном, методическая и учебная литература, нотная литература.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Фортепиано, музыкальный инструмент

Кабинет фортепиано-аккордеона, фортепиано, аккордеон, баян, домры 2 шт., балалайки 2 шт., пюпитры, методическая и учебная литература, нотная литература.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Музыкальный инструмент, предмет по выбору.

Кабинет баяна-гитары, гитары 3 шт., баяны 2 шт., набор баянов 1наб., аккордеоны 2 шт, нотная литература, методическая и учебная литература, пюпитры.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Дефиле, история костюма, дизайн

Кабинет театра моды, фортепиано, станки, зеркала, магнитола, DVD проигрыватель, телевизор, методическая и учебная литература, костюмы, реквизит

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Изобразительное искусство, живопись, композиция.

Лепка, декоративно-прикладное творчество, конструирование, технология

Кабинет ИЗО, 16 столов трансформеров для изобразительного искусства и декоративно прикладного творчества, мольберты 12 шт., краски (гуашевые, акварельные , витражные , масляные), кисти, бумага, палитра 16 шт., рамки для картин, наглядные пособия, глина, инструмент для лепки, материалы для декоративно прикладного творчества (бисер, природный материал, винил, пряжа, и т. п.), муляжи, чучела птиц и животных, учебная и методическая литература, картины в рамках 15 шт..

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Кадровое обеспечение образовательного процесса.

В школе работает творческий коллектив педагогов: 25 преподавателей и 4 концертмейстера.

Отличник просвещения: 1

86.2% педагогических работников коллектива аттестованы на квалификационные категории. Не имеют квалификационной категории молодые педагоги и вновь приступившие к работе. Но не уменьшается количество педагогов желающих пройти аттестацию на более высокую категорию.

Сравнительный анализ уровня квалификации педагогических кадров :

Всего педагогов


Анализ педагогического состава по педагогическому стажу


Сравнительный анализ

административно-педагогического состава:

Управленческая деятельность

Управление школой осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Федеральным законом «О некоммерческих организациях », Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дополнительном образовательном учреждении, Уставом учреждения, и строится на принципах единоличия и самоуправления. Формами самоуправления в Учреждении являются общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, вспомогательные органы управления . Вспомогательные органы управления: методический совет, методические объединения школы.

Основные документы, регламентирующие деятельность школы.

4. Коллективный договор.

5. Правила внутреннего трудового распорядка.

6. Штатное расписание.

7. Должностные инструкции.

8. План работы школы на учебный год.

9. Приказы, распоряжения.

11. Информационно-справочные документы, учебно-педагогическая документация.

13. Локальные акты, регламентирующие учебно-воспитательную работу.

В целях управления деятельностью учреждения в учебном году проведено 5 заседаний педагогических советов, 5 заседаний методических советов, 4 художественных совета, 8 совещаний при директоре, 12 планерных совещаний, 2 заседания управляющего совета. В целях определения стратегии развития Учреждения, повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, стимулирования труда его работников, содействие созданию в Учреждении оптимальных условий для организации образовательного процесса этом учебном году создан Управляющий совет школы. В состав Управляющего совета вошли 16 чел: из числа родителей -8 чел.; из числа обучающихся-2 чел.; из числа работников школы-4 чел.; представителем учредителя назначена, представители общественности, В период с 01.12.2008-01.06.2009г. проведено 2 заседания Управляющего совета.

Одним из важнейших направлений деятельности школы является совершенствование управления качеством образовательного процесса, установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников. Управление качеством образования предполагает систематическое отслеживание качества преподавания, учебных достижений обучающихся, уровня реализации образовательных программ. Ежегодно разрабатывается, утверждается и доводится до сведения всех педагогов ДШИ план внутришкольного контроля на год и размещается на информационном стенде в учительской. Кроме этого план внутришкольного контроля составляется еще и на каждую четверть и доводится до сведения педагогов.

Цели внутришкольного контроля:

Совершенствование деятельности образовательного учреждения;

Повышение мастерства педагогических работников;

Улучшение качества образования в школе.

Основные направления контроля:

Методическое исследование, изучение передового педагогического опыта, обобщение и описание собственного педагогического опыта, создание методической продукции, экспертиза образовательных программ, методическое консультирование, методическая помощь.

Структура методической службы ДШИ

Педагогический совет ДШИ

Методический совет ДШИ

хореографии

народных инструментов

МО фортепиано

Работа педагогического совета ДШИ. В 2учебном году было проведено четыре педагогических совета, что соответствовало составленному плану методической работы, но были внесены корректировки в их тематику и время проведения.

Темы педагогических советов:

Анализ работы школы за учебный год;

Утверждение образовательных программ;

Применение современных(инновационных) педагогических технологий в развитии творческих способностей обучающихся;

Допуск обучающихся к итоговой аттестации;

Подведение итогов учебного года и выпускных экзаменов.

Работа методического совета ДШИ.

Методический совет ДШИ возглавляет заместитель директора по УВР В прошедшем учебном году состав МС был обновлен. В методический совет школы вошли, методист, руководители МО, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Было проведено 5 заседаний МС, на которых рассматривались следующие вопросы:

Планирование методической работы на учебный год и утверждение основных направлений методической работы в школе на учебный год.

О создании временных творческих групп по проблемам;

О выдвижении кандидатов на финал конкурса «Человек года -2009».

Подготовка анализа за учебный год.

Составление и обсуждение плана работы на 2учебный год.

Работа методических объединений ДШИ.

В 2008 – 2009 учебном году заседания МО преподавателей проводились регулярно, каждую четверть. Всего за учебный год в каждом МО было проведено по 5 заседаний. Заседания школьных МО посещали все педагоги.

Темы заседаний МО школы :

q Анализ работы МО за прошедший учебный год.

В этом учебном году преподаватель декоративно-прикладного творчества принимала участи е в VII Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Городской этап - Диплом II степени.

Областной этап - Дипломант конкурса.

Издательская деятельность.

В этом учебном году методической службой ДШИ освоено это направление деятельности. На базе МУ ИМЦ готовится к изданию статьи педагогов музыкально-теоретических дисциплин в сборнике:

Номинация «Вдохновение» ,

Динамика участия педагогов в методических мероприятиях за три года:

Учебные года

Кол-во

пед-ов

Представление опыта на уровне (открытые уроки, доклады, мастер-классы и т. д.)

Участие в методических мероприятиях выставках, конкурсах) на уровне

Посещение методических мероприятий вне ДШИ

Города, области

Города, области

Анализ участия педагогов в методической работе показал, что 58.6 % педагогического коллектива продуктивно работали в течение учебного года, по сравнению с учебным годом выше на 18.6%. Но, остается проблема участия педагогов в методической работе, так как в основном принимают участие аттестуемые педагоги, хотя администрацией школы поощряется(материально) любое участие, на любом уровне.

Организационно-массовая работа

В школе широко используются как традиционные, так и современные формы организационно-массовой работы: конкурсы, фестивали, вечера, тематические родительские собрания, выставки, концерты, совместные мероприятия с СОШ по направлениям:

Художественно - эстетическое;

Нравственно - патриотическое;

Спортивно-оздоровительное.

В учебном году преподаватели и обучающиеся школы приняли участие в 63 мероприятии. Основные из них:

Общешкольные концерты:

· «Посвящение в музыканты»

· Отчетные концерты творческих коллективов

· Академические концерты и концерты для родителей отделения фортепиано, народных инструментов

· Концерт выпускников.

Совместная деятельность с общеобразовательной школой:

· Концерт, посвящённый «Дню знаний»

· День учителя

· «Осенины»

· Бал первоклассников

· Музыкально-литературная гостиная «Праздник осени»

· «Колядки»

· день здоровья

· посвящение в читатели

· концерты для избирателей 4 округа

· Концерт посвященный Дню защитника отечества

· Конкурс «Наши мамы»

· Награждение лауреатов-учеников

· Новогодние мероприятия

· Спортивный праздник

· Ученик года

· Родительское собрание будущих первоклассников

· Концерты по параллелям в конце каждой четверти

· Последний звонок.

Совместно с Администрацией Советского района уже третий год проводится фестиваль «Поверь в себя» для детей с ограниченными возможностями. В этом учебном году на базе школы проведены городские конкурсы и фестивали:

VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (городской этап);

Городской конкурс юных теоретиков «Живые нотки»;

Городской детско-юношеский фестиваль хорового и сольного пения.

Динамика проведения мероприятий за три года:

В результате проведенного анализа мероприятий за последние три года и социологического опроса родителей, коллег, был составлен аналитический материал, который дает представление не только о количестве, но и о качестве концертных номеров и проводимых мероприятий.

Из таблицы видно, что оценка проведенных мероприятий родителями и коллег в этом учебном году выше на 37. 3% по сравнению с учебным годом.

Анализируя организационно-массовую работу в целом нужно отметить, что качество концертных номеров значительно улучшилось, это связано с тем, что почти все концертные номера просматривались художественным советом, но качество проведения мероприятий не всегда было продумано педагогом-организатором. Подготовка к концерту всегда проходит спонтанно, плохо продумывается сценарий, подборка стихов. Организация концерта почти всегда отсутствует. Нет ответственных за выход детей на сцену, не организовано дежурство на вход и выход в актовый зал, поэтому по залу всегда ходят дети, родители во время концертных номеров.

Таким образом, проведенный анализ позволяет считать работу МОУ ДОД ДШИ №40 в учебном году удовлетворительной. Реализуя план работы в учебном году, школа в основном выполнила намеченное в начале года и достигла ожидаемого результата. Но есть проблемы, требующие решения:

Проблемы, требующие решения

Пути решения проблем

Увеличение и сохранность контингента

Активизация работы с родителями. Открытие новых направлений деятельности

Повышение качества образования

Повышение качества проведения учебных занятий, использование современных методик и технологий, ориентация на профессиональное самоопределение обучающихся, работа с родителями.

Повышение качества концертных номеров

Более четко спланированная работа художественного совета, генеральные репетиции перед концертными мероприятиями. Анализ проведенных мероприятий

Недостаточная активность и инициативность педагогических работников в методической работе

Совершенствовать модель методической работы, способствующей повышению профессиональной компетенции педагога

Личный пример учителя – это луч солнца для молодой души,
который ничем заменить невозможно.
К.Д. Ушинский

Всем известно, какое положительное воздействие оказывает на человека народно-инструментальное искусство, уходящее своими истоками в далёкое прошлое. В стране долгие годы складывалась хорошая система обучения детей игре на народных инструментах, что могло стать одной из важнейших предпосылок успешного развития народно-инструментального исполнительства.

Но жизнь вносит свои коррективы. В обществе всё меньше пропагандируется народное творчество. Дети не имеют ни малейшего представления о том, как выглядят и уж тем более как звучат народные инструменты. Поддаваясь веяниям современной “моды”, родители стараются обучать своих детей иностранным языкам, бальным танцам, укрепляют здоровье детей в спортивных секциях.

В ДМШ и ДШИ всё меньше и меньше приходит детей, которые желают обучаться игре на баяне, аккордеоне, домре, балалайке и других народных инструментах. Чтобы сохранить традиции инструментального исполнительства на народных инструментах в нашей стране, педагоги вынуждены значительную часть своего личного времени вести агитационную работу: ходить по школам, детским садам, а порой приводить детей прямо с улицы. Эту работу проводят многие из них, и она нередко даёт хороший результат.

Конечно, на первый взгляд кажется странным, как можно на улице подойти к незнакомым людям, детям, общаться с ними. Но на самом деле это возможно, если педагог обладает необходимыми качествами, такими как коммуникабельность, общительность. Наблюдая за детьми, за их играми во дворах домов и школ, можно заметить смекалистых, энергичных, обладающих лидерскими качествами, что в дальнейшем процессе обучения немаловажно. От умения найти контакт с ними зависит степень заинтересованности детей и их родителей в обучении на музыкальном инструменте. На данном этапе важно продемонстрировать на личном примере или на примере своих учащихся, каких результатов в перспективе может достичь ребёнок. Пригласив детей вместе с родителями в школу, необходимо показать всё своё мастерство как исполнителя, продемонстрировать достижения своих лучших учеников, пригласить на уроки, концерты класса. Нет гарантии, что все первоначально заинтересовавшиеся дети придут учиться, но примерно трое из восьми обязательно придут, а может быть и больше.

Одним из действенных способов, используемых педагогами для набора учащихся, является наглядная агитация. Общаясь с педагогами разного возраста, можно отметить, что многие из них выходят в дошкольные учреждения и школы с агитационными концертами. Впечатления, полученные от яркого профессионального выступления педагога, привлекают детей и родителей.

Набор сделан, началась текущая работа. Перед педагогом встают другие не менее важные проблемы: сохранность контингента, посещаемость и выполнение домашних заданий.

Все три проблемы составляют некую логическую цепочку: учащийся загружен в школе, не успевает отдыхать и, соответственно, не выполняет домашних заданий. Пугаясь плохих оценок и гнева педагога, начинает пропускать занятия и вскоре (чаще всего на 1-2 году обучения) отчисляется.

Даже при таком положении дел сохранить контингент возможно. Необходимо установить тесный контакт с родителями, дать им возможность присутствовать на занятиях. Это поможет заинтересованным родителям контролировать самостоятельные занятия детей.

Педагог, у которого сформирована система преподавания, имеет стабильный контингент, так как занятия проходят регулярно и большая часть работы проводится в классе, а дома дети лишь механически закрепляют выученный материал. Частая ошибка педагога – это требование от ученика выполнения несколько указаний сразу. Нарушение принципа последовательности делает их невыполнимыми, ведь ученик не может сосредоточить своё внимание на большом количестве информации и воспринять всё одновременно. У ребёнка складывается впечатление, что у него ничего не получается, ему трудно учиться и соответственно пропадает интерес к обучению. А интерес необходимо всё время поддерживать – как можно раньше и чаще предоставлять учащимся возможность участвовать в концертах и конкурсах. В настоящее время проводится достаточно много исполнительских конкурсов для учащихся разного возраста и уровня подготовки. Правильно подобрав уровень мероприятия, педагог даёт ученику возможность самореализоваться, почувствовать в себе силу и волю к победе.

Подводя итог, следует отметить, что настоящий педагог в той или иной степени должен обладать таким качеством, как энтузиазм, быть преданным своему делу, любить детей, поддерживать себя в хорошей исполнительской форме и постоянно учиться, совершенствоваться, “идти в ногу со временем”. Такой педагог способен решить любые возникающие на его пути проблемы.

Использованные информационные ресурсы.

  1. Великий русский педагог - Константин Дмитриевич Ушинский / http://works.doklad.ru/view/J5I36ip0fJs.html

В ходе исследования были определены наиболее значимые проблемы в деятельности МАУ ДО «Детская школа искусств №5», в их числе:

Нехватка финансирования;

Слабая материально-техническая база учреждения;

Отсутствие кадров, низкая заработная плата преподавателей;

Проблема мотивации учащихся;

Недостаточно эффективная работа по привлечению детей в школу;

Приоритет культурно-массовой работы и досуга.

Первые две проблемы тесно взаимосвязаны, нехватка финансирования определяет слабую материально-техническую базу школы. В настоящее время МАУ ДО «Детская школа искусств» №5 нуждается в расширении учебных площадей, ремонте помещений, в т.ч. потолков, стен коридоров, замене систем электро- и водоснабжения, отопления и канализации и т.д.

Многие музыкальные инструменты школы имеют высокую степень износа. Школе постоянно не хватает денежных средств на приобретение качественных профессиональных музыкальных инструментов. В настоящее время их стоимость может достигать 1 млн. руб. и более, например, хороший рояль стоит до 1,5 млн. руб., а аккордеон - до 500 тыс. руб. Школа может приобрести, недорогие по профессиональным меркам инструменты - рояль за 1 млн. руб., аккордеон за 300 тыс. руб., китайского производства, которые по техническим характеристикам значительно уступают качественным музыкальным инструментам, и в ходе использования быстрее выходят из строя.

Другой важной проблемой является нехватка квалицированных кадров, что связано с низкой заработной платой. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров по ряду предметов (фортепиано, теории, сольфеджио, вокалу). В определенной мере она связана с тем, что в профильных вузах, в т.ч. во ВСГАКИ по ряду направлений имеется недобор студентов. Многие преподаватели совмещают работу в нескольких ДШИ и других учреждениях культуры из-за нехватки денежных средств. Кроме того, проблема нехватки площадей и отсутствия преподавателей также связаны - школе нужны педагоги по ряду направлений, однако разместить новые классы негде.

Две следующие проблемы связаны между собой, в настоящее время у некоторых учащихся наблюдаются проблемы с мотивацией. Это определено тем, что детьми и их родителями дополнительное образование воспринимается как общее развитие и полезный досуг, без дальнейшего развития.

В настоящее время в школе проводится недостаточно эффективная работа по привлечению детей в школу. Мало публикаций в СМИ, отсутствует реклама услуг учреждения, сайт школы малоизвестен и малоинформативен для посетителей, школа совсем не представлена в социальных сетях.

В настоящее время на деятельность учреждения влияет экономическая нестабильность, доходы населения снижаются, родители урезают расходы не первой необходимости, в их число попадают затраты на дополнительное образование детей, которые могут быть отложены «до лучших времен».

Одной из современных тенденций в деятельности детских школ искусств является смещение акцента с художественно-эстетического, творческого, интеллектуального развития учащихся на организацию культурно-массовой работы и досуга. Учащиеся и творческие коллективы школы постоянно привлекаются к организации культурно-массовых выступлений по разным поводам (на День города, в воинские части, дом инвалидов и т.д.), что негативно влияет на реализацию учебного процесса, отвлекает детей.

Для решения этих проблем предлагаются следующие мероприятия:

Необходимо обновить материально-техническую базу учреждения, для этого надо разработать проект финансирования модернизации и развития МАУ ДО ДШИ №5, приуроченный к празднованию ее 50-летия в 2019 г.; а также активнее проводить работу с меценатами и спонсорами;

Создать группы МАУ ДО «Детская школа №5» в крупных социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники») и активизировать их работу;

Проводить постоянный мониторинг поступления выпускников школы в профильные вузы и ссузы (по профильным специальностям), рассмотреть возможность организовать «Клуб выпускников МАУ ДО ДШИ №5».

Реализация этих мероприятий, способствует совершенствованию работы учреждения и его дальнейшему развитию, и в целом, способствует реализации целей учреждения в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии учащихся, их социализации в обществе, формировании и развитии творческих способностей учащихся школы.

Сохранение контингента обучающихся в ДМШ и ДШИ.

Проблемы и пути решения.

Тихонович О.В.

Преподаватель МБОУ ДОД

Сосновская ДМШ



Проблема сохранения контингента в музыкальной школе всегда была актуальной. И в наши дни мы часто слышим от преподавателей-музыкантов фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях музыкальную школу легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – бывают случаи прекращения обучения в выпускных классах. Этому способствует ряд причин, в которых мы попробуем разобраться.


Причина первая. Слабые музыкальные данные.

Поступающих в музыкальную школу детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное музыкальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не берусь утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило, не бросают обучение на полпути. Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям (берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход. Третьей категорией музыкальная школа воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры, отсутствует мотивация на обучение и на труд.

У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности музыкальной школы. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную школу. Принимая детей без выраженных музыкальных данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.


Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе.

Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «в музыкалку», где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из музыкальной школы и обучающиеся со способностями выше средних.

Причина третья. Приоритеты.

Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций и домов творчества, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится сокращать количество кружков, но выбор, увы, часто оказывается не в пользу музыкальной школы.

Причина четвертая. Слабое здоровье.

Стремление родителей во что бы то не стало дать детям разностороннее образование не всегда приводит к желаемым результатам. К сожалению в в современном мире все больше детей с хроническими заболеваниями и с отклонениями в развитии. Такие дети тоже попадают в ряды обучающихся ДМШ и не всегда доходят до выпускного класса.

Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном количестве (соответственно, нет условий для профильного отбора)? В сложившихся экономических условиях в провинциальных городах России престиж профессии академического музыканта катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДМШ или ДШИ? Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения, во-вторых, правильно организовать совместную работу сотрудников школы - администрации и преподавателей разных предметов, в-третьих, необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.

Пути решения проблемы.


Создание имиджа школы. Цель руководства школы и педагогического коллектива - целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае - на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ. Из чего складывается имидж? Фундамент - это базовая идея учреждения - те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж - восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, информирование «внешнего потребителя» через буклеты, памятки, рассылка благодарственных писем, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Внутренний имидж - отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж - эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.

Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление коридоров, классных комнат, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов.

Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными. Применять здоровьесберегающие технологии. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

Работа с родителями. Самые близкие для ребёнка люди - это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое - кто знает? - со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и - в первую очередь - ребёнка.
Способы организации работы с родителями. Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса, отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может активно вовлекать сюда родителей. На общих родительских собраниях администрация знакомит родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения. Если все сотрудники школы, объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.

Список литературы:
1. Горский В.А. Методологическая основа внедрения компетентностного подхода в содержание программ дополнительного образования. / Материалы областной научно-практической конференции. Часть 1. – Омск: ГОУ «РИЦ», 2007 – 92 с.

2. Кузнецова М.В. Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в ДМШ. / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры». Часть 2. – Мурманск: МГГУ, 2011 – 151 с.
3. Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения. // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=386
4. Куприянов Б.В. Диагноз: профессиональный аутизм. О педагоге дополнительного образования. // http://www.isiksp.ru/library/kyprianov_bv/kypr-000004.html
5. As – sol. net.



АННОТАЦИЯ: Доклад затрагивает актуальную проблему «текучести» контингента музыкальных отделений учебных заведений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства Мурманской области в современных условиях.

1. Введение. Актуальность проблемы. Причины.
2. Пути решения проблемы: 1) создание имиджа школы
2) способы педагогической профилактики
3) работа с родителями.

1. Введение.
Как часто мы слышим сегодня от преподавателей-музыкантов фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях музыкальную школу легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – участились случаи прекращения обучения в выпускных классах. Отсев учащихся на протяжении учебного года может составлять до 10%. Давайте разберёмся в причинах.

Причина первая. Слабые музыкальные данные.

Поступающих в музыкальную школу детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное музыкальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не смею утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило, не бросают обучение на полпути.
Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям (берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход.
Третьей категорией музыкальная школа воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры, отсутствует установка на труд.

У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности МШ. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную школу. Принимая детей без выраженных музыкальных данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.

Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе.
Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети (особенно учащиеся гимназий и лицеев с их сверхсложными программами) не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «на музыку», где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из музыкальной школы и детки со способностями выше средних.

Причина третья. Приоритеты.
Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций и домов творчества в районе, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится сокращать количество кружков, но выбор, увы, чаще всего оказывается не в пользу музыкальной школы.

Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном количестве (соответственно, нет условий для профильного отбора)? В сложившихся экономических условиях в провинциальных городах России престиж профессии академического музыканта катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДМШ или ДШИ? Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения, во-вторых, правильно организовать совместную работу сотрудников школы - администрации и преподавателей разных предметов, в-третьих, необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.

2. Пути решения проблемы.
Создание имиджа школы. Среди людей непосвященных существует миф о том, что педагоги доп. образования - люди, не имеющие образования, профессиональной подготовки, надлежащей квалификации, в сравнении с педагогами СОШ. Миром правят слухи. Именно на их основе формируется представление о доп. образовании и о конкретной школе в частности. Цель руководства школы - целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае - на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ. Из чего складывается имидж? Фундамент - это базовая идея учреждения - те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж - восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, информирование «внешнего потребителя» через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Внутренний имидж - отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж - эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.
Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление холлов, классных комнат, уборных, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов.

Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

Работа с родителями.
Самые близкие для ребёнка люди - это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое - кто знает? - со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и - в первую очередь - ребёнка.

Способы организации работы с родителями.
Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса, отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может активно вовлекать сюда родителей. Но на общих родительских собраниях администрация может знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения.
Если все сотрудники школы, грамотно объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.

Использованная литература:

1) Горский В.А. Методологическая основа внедрения компетентностного подхода в содержание программ дополнительного образования. / Материалы областной научно-практической конференции (8 – 9 ноября 2007 года). Часть 1. – Омск: ГОУ «РИЦ», 2007 – 92 с.
2) Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения. // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=386
3) Куприянов Б.В. Диагноз: профессиональный аутизм. О педагоге дополнительного образования. // http://www.isiksp.ru/library/kyprianov_bv/kypr-000004.html
4) Кузнецова М.В. Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в ДМШ. / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры» (14-15 ноября 2011 года). Часть 2. – Мурманск: МГГУ, 2011 – 151 с.