Что человек с точки зрения психологии. Психологические особенности человека

Мы все очень отличаемся друг от друга. Однако наши различия тоже можно выделить и систематизировать, разделив людей на типы, исходя из определённых черт характера. Эти черты и изучает психология. Какие основные черты есть в каждом из нас?

Экстраверсия и интроверсия

Пожалуй, самое известное измерение. Каждый из нас может отнести себя либо к экстравертам — людям, которым общение даётся очень легко и свободно, либо к интровертам, для которых заговорить даже со знакомым становится большой проблемой.

Нейротизм и эмоциональная стабильность

Люди, для которых характерна первая черта, склонны к постоянным переменам настроения, и он может сильно страдать от негативных ощущений — неприятного запаха, громких звуков и так далее. Люди, которым характерна вторая черта, напротив, абсолютно спокоен и внешние факторы его совершенно не трогают.

Приятность и неприятность

Эти измерения — о том, как человек сходится с окружающими. Есть люди, которые готовы найти общий язык буквально со всеми и в любой ситуации. Другие же, напротив, часто бывают чем-то недовольны и со всеми спорят.

Организованность и неорганизованность

Люди первого типа всегда выполняют то, что обещали, и делают это в срок. На них можно положиться всегда и в любой ситуации. Неорганизованные, напротив, постоянно срывают дедлайны и везде опаздывают.

Открытость и косность

По этой шкале мы определяем готовность человека к чему-то новому. Один всегда рад новым ощущениям и идеям, любит ходить в новые места и знакомиться с новыми людьми. Для второго это — лишний дискомфорт.

Нарциссизм и самоотверженность

По этой шкале мы определяем эгоцентризм человека. Для одного типа центром вселенной является он сам (это именно такие люди публикуют в Инстаграме по 50 селфи). Второй тип — человек, который не концентрируется на себе — ни в целом, ни тогда, когда дело касается какой-либо ситуации.

Психопатия и эмпатия

Это измерение показывает, насколько человека волнуют ценности, чувства и мнения других. Первый тип людей совершенно не заинтересован в том, чтобы думать о чьих-то чувствах. Другой тип, напротив, сконцентрирован на том, что чувствуют люди вокруг него.

Макиавеллизм и щепетильность

Первый тип — это люди, которые заботятся в первую очередь о собственной пользе. Второй тип — тот, который стремится поступить правильно в любой ситуации и ради этого готов пожертвовать собственными интересами.

Скорость жизни

Ещё одно важное измерение, которое отличает людей друг от друга — это быстрая или медленная стратегия жизни. Она может зависеть как от человека, так и от конкретной ситуации — например, внешних или внутренних обстоятельств.

Любовь с научной точки зрения

Вы встречаете того единственного или ту единственную, с кем хотите провести всю свою жизнь. При этом вы совершенно убеждены, что такой любви, как ваша, просто не существует на свете. Но, как утверждают специалисты, если отношения между влюбленными складываются по-разному, то побудительное чувство, которое создают влюбленные пары, всегда одинаково. И это чувство регулируется факторами, не подвластными человеку. Это можно назвать химической основой физического влечения.

Недавно ученые открыли наличие у человека органа, расположенного на перегородке носа и определяющего присутствие феромонов, т. е. запаха потенциального партнера. Раньше ученые полагали, что этот орган функционирует только у низших млекопитающих, но не у человека.

Собаки, крысы, мыши, да кто угодно, - все имеют этот орган. И если его функции нарушить до периода половой зрелости, то животное прекращает поиски партнера, исчезает элемент сексуального влечения. То же самое может испытывать и человек с нарушениями деятельности этого органа.

Если человек видит и слышит кого-то, кого находит привлекательным, то его органы улавливают феромоны этого человека, что вызывает серию биохимических процессов. Этот комплекс раздражителей может привести к выделению организмом различных химических веществ и гормонов, вызывающих у человека определенные чувства и переживания. Эксперименты с млекопитающими показали, что даже предвкушение сексуальной активности может вызвать выделение различных нейротрансмиттеров в те участки мозга, на которые оказывается воздействие.

Другими словами, процесс ухаживания, а затем и половой акт вызывает поступление в мозг химических веществ, что позволяет испытывать приятные чувства. Поэтому индивидуум, желая повторения этих ощущений, продолжает этот ритуал. В то время как люди по-разному представляют себе идеального партнера, исследования показывают, что мужчины и женщины в основном стремятся найти одни и те же качества: доброту, интеллект, надежность и взаимную любовь.

Но есть и различия, определяемые полом, обнаруженные в результате исследования, в ходе которого было проинтервьюировано около 10 тыс. человек из 37 стран мира.

Выводы таковы: повсюду женщины мечтают найти мужчину со средствами и общественным положением, который честолюбив, трудолюбив и старше возрастом. Мужчины же, как правило, ценят только две вещи - внешнюю привлекательность и в основном молодой возраст.

Психологи объясняют, что подобные предпочтения отражают процесс эволюции. Продолжение рода лежит в основе влечения мужчины к молодой красивой женщине. Женщина же стремится найти мужчину, который обеспечит ее и детей и не оставит их.

Означает ли все это, что люди - рабы биологических сил, которые находятся вне их контроля? Ученые считают, что это вовсе не обязательно. Вы не можете контролировать психологический процесс, когда испытываете к кому-то влечение. Крайне сложно манипулировать этим процессом или вторгаться в него. Но что вы можете контролировать силой огромной гибкости, которой наделен человек, - так это свои действия. Наши желания невероятно сложны. Мы ищем интеллект, доброту, доверие, чувство юмора, определенные индивидуальные и физические особенности. Индивидуум может сделать выбор и определить, каким из этих желаний он отдает предпочтение.

А теперь будьте откровенны - часто ли вы размышляете о серьезных вещах, таких как, например, супружеские отношения? Быть может, вдруг вы осознаете: «что-то не то», произошли какие-то изменения. Но какие? Если вы хотите себя проверить, ответьте на наши вопросы - вы и ваш муж. А потом сравните результаты.

Супружеские отношения. Тест

1. Если бы вам представилась возможность еще раз выбирать спутника жизни, то был бы это опять он?

А. Ни в коем случае.

Б. Мне пришлось бы серьезно подумать.

В. Только он.

2. Нравится ли вам знакомиться с новыми людьми или вы отдаете предпочтение старым друзьям?

А. Мне больше нравятся старые друзья.

Б. Меня привлекают новые знакомства и новые люди.

В. Иногда кое-какая перемена не повредит.

3. Кто из вас больше занят в семье?

А. Мой муж.

Б. Естественно, я.

В. Я не придаю своей домашней работе никакого значения.

4. Ваше мнение о деньгах?

А. Это важнейший вопрос, к сожалению, их никогда не хватает.

Б. Их нехватка может угрожать и хорошим супружеским отношениям.

В. Это не главное, но без них все не так просто.

5. Как, по-вашему, ценит ли вас ваш муж?

Б. Побольше благодарности мне бы не повредило.

В. А ценю ли его я?

6. Обращает ли муж внимание на ваш внешний вид?

А. Всегда найдет у меня какой-нибудь недостаток.

Б. Ему абсолютно все равно, что я ношу и как выгляжу.

В. Всегда проявит интерес.

7. Довольны ли вы тем, как у вас ведется хозяйство?

А. Так себе.

В. Хозяйством это назвать нельзя.

8. Каковы отношения между вами и родителями мужа?

А. Стараюсь их избегать.

Б. Отношусь к ним с уважением.

В. Я их люблю.

9. Нравится ли вам проводить вместе с семьей праздники отпуска?

А. Другого себе и не представляю.

Б. Мне все равно.

В. Нет, это очень скучно.

10. Стремитесь ли вы улучшать, украшать свой дом?

А. У меня есть другие, более важные заботы.

Б. Да, всегда, когда только возможно.

В. Иногда я об этом вспоминаю.

Подведем итоги (см. таблицу).

21-30 баллов. Видимо, с вашим супружеством что-то не впорядке. Судя по всему, совместная жизнь с вами тяжела и незавидна. И не кончится ли когда-нибудь терпение вашего мужа (или жены)?

15-20 баллов. В целом у вас в семье нормальные отношения, даже немного прохладные. Иногда возникающая некоторая натянутость в отношениях в конечном итоге только укрепляет семью, но старайтесь все же по возможности не злоупотреблять этим.

14 и менее баллов. Ваш брак выглядит нереально идеальным. Читаете желания и мысли друг друга по глазам. Но… Полное совершенство может со временем наскучить. Как вы думаете, не повредила ли бы вам некоторая перемена в жизни?

Шоу просто шутил. Тест

«Жениться глупо, а не жениться еще глупее», - шутил по поводу брачных уз известный драматург Бернард Шоу. Ну, а если вы уже давно «состоите», насколько прочен ваш союз? По очереди со своим супругом ответьте на вопросы теста. Прежде чем проверить результаты, обратите внимание, кто первым вызвался отвечать. Если муж, то он реальный глава семьи, если жена - делайте выводы:

1. Можно ли сказать, что вы чувствуете себя дома спокойно, уютно?

2. Приходят ли когда-нибудь вам в голову мысли о разводе?

А. Нет, никогда.

Б. Да, довольно часто.

3. Можно ли сказать, что у вас дружная семья?

4. Если бы можно было вернуть прошлое?..

А. Я выбрал бы себе в жены (мужья) того же человека.

Б. Выбрал бы другого человека или не женился бы вообще.

5. Бывали ли у вас конфликты, имевшие серьезные и длительные последствия для семьи (уход одного из супругов и т. п.)?

А. Никогда не было.

Б. Всякое бывало.

6. Бывает ли, что вам не хочется возвращаться домой после работы?

А. Да, часто.

Б. Практически никогда.

7. Можно ли сказать, что вы всегда согласны друг с другом в оценке ваших друзей?

8. Как часто у вас возникают разногласия в том, какие отношения поддерживать с родственниками?

А. Очень часто.

Б. Практически никогда.

9. Хочется ли вам уехать куда-нибудь на длительное время?

А. Нет, не хочется.

Б. Да, хочется.

10. Часто ли вы проявляете нежность и ласку по отношению к жене (мужу)?

А. Практически никогда.

Б. Довольно часто.

11. Часто ли ваша жена (муж) проявляет по отношению к вам нежность и ласку?

Б. Очень редко.

12. Бывает ли, что вы действуете на нервы друг другу? А. Никогда не бывает.

Б. Почти всегда.

13. Как часто у вас возникают разногласия друг с другом, когда и на что тратить деньги?

А. Очень часто.

Б. Практически никогда.

14. Как часто вы бываете недовольны тем, как ваша жена (муж) выполняет свои домашние обязанности?

А. Такого почти не бывает.

Б. Практически всегда.

15. Как вы оцениваете свой брак?

А. Несчастливый.

Б. Счастливый.

6. Нравится ли вам проводить время вдвоем?

А. Нравится.

Б. Не нравится.

7. Как изменилось ваше отношение к супругу за время семейной жизни?

А. Улучшилось.

Б. Ухудшилось.

Теперь каждый сложите сумму заработанных вами баллов.

0-5 баллов. Вы (ваша супруга) не удовлетворены браком. Мысль о разводе наверняка не раз приходила вам в голову («жениться глупо…»). Если ваш партнер набрал одинаковое с вами количество баллов, ваши дела плохи. Впрочем, не нужно спешить в загс. В конце концов штемпель в паспорте - условность. Разведитесь символически, на время. Пусть кто-то из вас поживет некоторое время у родителей, друзей или знакомых. Если вы любите друг друга, результат превзойдет все ожидания, и вы оба многое поймете о самих себе.

6-12 баллов. Вы не полностью удовлетворены супружеской жизнью. Может быть, причина возникающих конфликтов кроется в одном из вас. Проверьте, оба ли вы забрали баллы в пределах данной «вилки». Например, у вас 10 очков, а у жены 15. Ее все устраивает, а вы страдаете. И в этом случае именно ей нужно понять истинные причины вашей неудовлетворенности, иначе эйфория пройдет, а брак пострадает.

13-17 баллов. Если вы оба в этой «вилке», то вы счастливы и обойдетесь без посторонних советов. Счастья вам! В конце концов Бернард Шоу просто пошутил.

Выйти замуж - дело нехитрое. Тест

Современные женщины к проблеме замужества относятся философски: «Если хотите выйти замуж, не ищите современного мужчину. Гораздо легче найти просто мужчину».

Известно, что предпочтительны те советы, которые подтверждают собственный выбор, особенно если это касается будущего спутника жизни. Но перед тем как сделать окончательный выбор, необходимо присмотреться к своему избраннику повнимательнее.

Как определить, с каким мужчиной в жизни вам будет всегда хорошо, а с каким - только мука? Для начала нужно стремиться все подмечать.

Если что-нибудь в характере избранника вам не нравится, не вздумайте изменять его - вам же будет хуже.

Предлагаем для анализа несколько наиболее распространенных типов поведения мужчин.

Подавленный. Это скорее не тип, а переходное состояние. Если вы решитесь встречаться с мужчиной, который недавно пережил развод, расстался с другой женщиной или имел какие-либо иные неприятности, то должны быть готовы к тому, что в любой момент из-за пустяка он может выйти из себя.

Если этот мужчина вам нравится и вы готовы выслушивать его бесконечные монологи-рассуждения о происшедшем, не нужно от него отказываться. Но и не надо проводить с ним все свое свободное время.

Деловой. Он считает себя сильным и почти всемогущим, потому что может заказать столик в ресторане и организовать встречу с нужными людьми. Он самоуверен истремится доминировать во всем. Его подход к женщине только один: или ты меня принимаешь таким, каков я есть, или мы расстаемся. За ним последнее слово будет во всем - как воспитывать детей, где проводить отпуск, когда приглашать гостей и пр. Рядом с ним можно чувствовать себя уверенной, но до тех пор, пока его дела идут хорошо. При первой же неудаче он может превратиться в подавленного и не уверенного в своих силах человека.

Однако можно опасаться того, что этот деловой человек станет относиться к вам как к своему удачному «приобретению».

Отличник. Этот тип стремится все довести до совершенства. Если его случайно занесет в бюро знакомств, он предъявит целый список тех качеств, которыми должна обладать его избранница. Часто пытается в соответствии со своими вкусами изменить прическу, одежду и даже вкусы женщины, с которой встречается. Обыкновенно она должна быть значительно его моложе и настолько уступчива, насколько и добра. С Отличником женщине следует встречаться только в том случае, если она на самом деле в его лице видит образец и пример для подражания.

Главная опасность, однако, кроется в том, что когда Пигмалион доведет до совершенства свою Галатею, он начинает искать новый объект…

Мечтатель. Это мужчина, у которого планы слабо связаны с реальностью. В его повседневной жизни всегда присутствует какой-нибудь проект, который разваливается еще до того, как Мечтатель приступит к его реализации. Мечтателя нетрудно распознать: он меняет одну работу за другой и ни с кем не может сработаться. Он мечтает изменить мир, а в повседневной жизни не способен даже принять нормально гостей.

Но при всем том это не худший вариант для женитьбы для женщины, которая сама имеет ясные цели в жизни и готова взять семью в свои руки.

Одиночка. Представьте себе спокойного человека, который любит подолгу оставаться в одиночестве. Многие из них милые, дружелюбные люди, но, чтобы чувствовать себя хорошо, они должны проводить без вас столько же времени, сколько и с вами. Некоторым из них просто не нравятся шумные компании, они не любят пустой болтовни. Одиночкам подходят такие женщины, которых не обижает их «уход в себя» и то, что иногда им придется ходить в гости без мужа. При этом женщина может быть уверена, что если в этот момент муж не с ней, то и не с другой женщиной тоже.

Сердитый. Этот тип слегка не в себе. Он сердит на своих родителей, на своего бывшего начальника, на своего теперешнего руководителя. Груб со всеми. Вслушайтесь в его слова - на самом ли деле во всех его проблемах виновен кто-нибудь другой? Он утверждает, что все женщины - эгоистки, завистницы и им нельзя доверять. Ну, конечно, кроме вас. Это «кроме» дает вам возможность почувствовать себя особенной и считать, что все плохое к вам не относится. Он вас любит и думает о вас по-другому, чем о других. На вас он не сердится…

К сожалению, рано или поздно и вы станете жертвой его злости. Психологи установили, что Сердитому нравится, когда в семейных сценах жена ему возражает. Ведь без борьбы нет и победителя?!

Неотшлифованный бриллиант. На работе его ценят, коллеги уважают, но одновременно и подтрунивают над ним. Это человек, который всего в жизни достиг сам! Обычно ему еще нет сорока, костюм выглядит так, будто он спал в нем, а первоначальный цвет обуви определить вообще невозможно. Обычно он ищет женщину, которой мог бы покровительствовать в обмен на заботу о нем, или женщину с «классической» красотой, которая могла бы поднять его до своего уровня и хотела бы получить от него стабильность, необходимую ей в жизни. Бриллианты - очень хорошие ученики. Они - идеальный выбор для женщины, которая не боится рисковать. Но нужно убедиться, что бриллиант не фальшивый…

Романтик. Влюбляется почти мгновенно. После того как вы с ним пообщаетесь несколько дней, начнете себя чувствовать умнее, стройнее и красивее, чем раньше. Чувствовать, будто у вас выросли крылья. Но, к сожалению, Романтик по природе спринтер, бегун на короткие дистанции. Вы не успеете оглянуться, а его уже и след простыл. Обычно он ищет контактов с девушками, с которыми можно весело провести время, поговорить о любви до гроба.

Романтик - самый подходящий вариант для женщины, которая недавно пережила личную драму или просто находится в подавленном состоянии. Он быстро поднимет ее настроение и научит снова радоваться жизни.

Ответственный. Он чувствует на своих плечах ответственность за семью и даже за друзей. Ясное, логичное мышление позволяет Ответственному продвигаться вперед почти без ошибок. Вопреки этому он не скучен и, избегая ненужных встреч и утомительных вечерних развлечений, посвящает много времени спорту или другому здоровому хобби.

Таким образом, если на своем жизненном пути вы встретите подобного ответственного мужчину, не задумывайтесь ни на миг, хватайтесь за него и сразу выходите замуж!

Жертва. Этот мужчина может очаровать вас почти с первого взгляда. И только спустя какое-то время вы начнете замечать, что во всех его неудачах виноват кто-то другой. Он лишен чувства благодарности и в жизни запоминает только тех, кто причинил ему неприятности. Иногда он выглядит настолько расстроенным и нуждающимся в участии, что просто невозможно ему отказать. Тогда он начинает убеждать вас и самого себя, что иногда все же можно встретить настоящую женщину. И хотя эти слова звучат, как музыка, не поддавайтесь!

Это некоторые из наиболее распространенных типов мужчин. Что делать женщине? Она должна понять, кто ей больше всего подходит, и начать искать такого человека, не забывая поглядывать по сторонам. Если женщина начнет непрестанно повторять, что ей необходим более высокий или более богатый муж, существует опасность, что она может остаться в одиночестве…

Легко ли ты ранима? Тест

Тебе кажется, что ты - воплощение спокойствия, а твои близкие утверждают, что ты комок нервов. Кто же прав?

Ты можешь это проверить при помощи теста. Постарайся искренне ответить на каждый из этих вопросов. Ответ «да» - 2 балла, «средне» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

1. Легко ли тебя взвинтить?

2. Считаешь ли ты себя впечатлительной натурой?

3. Все ли ты делаешь пунктуально и тщательно?

4. Ты честолюбива?

5. Легко ли тебя напугать?

6. Довольна ли ты своей личной жизнью?

7. Не слишком ли часто ты бываешь нетерпеливой?

8. Легко ли тебе решиться купить новую вещь?

9. Легко ли ты поддаешься раздражению?

10. Завидуешь ли ты кому-нибудь?

11. Ревнуешь ли ты?

12. В присутствии своего начальника ты чувствуешь себя неуверенно?

13. Считаешь ли ты, что незаменима на своем рабочем месте?

14. Испытываешь ли ты недостаток времени на работе?

15. Есть ли у тебя комплекс неполноценности?

16. Доверяешь ли ты своим близким, знакомым?

17. Умеешь ли ты радоваться мелочам?

18. В состоянии ли ты быстро забыть все заботы и неприятности?

19. Ты куришь больше пяти сигарет в день?

20. Ты куришь больше 20 сигарет в день?

21. Ты куришь больше 30 сигарет в день?

22. Ты плохо спишь?

23. По утрам ты себя чувствуешь ожесточенной, ни на что не годной?

24. Реагируешь ли ты на изменения в погоде?

25. В спокойном состоянии твой пульс составляет 80 ударов в минуту?

26. Ты слишком много весишь?

27. Любишь ли ты движение, физическую активность - бег, прогулки?

28. Бывают ли у тебя боли в сердце?

29. Бывают ли у тебя синяки под глазами?

30. Раздражает ли тебя шум?

31. Часто ли у тебя болит голова?

32. Беспокоят ли тебя боли в желудке?

33. Когда ты нервничаешь, потеют ли у тебя ладони?

34. Любишь ли ты яйца, сливочное масло, сало?

35. Хочется ли тебе время от времени сладенького?

36. Ездишь ли ты на машине на работу и за покупками?

А теперь проверим, как крепки наши с вами нервы.

Если у тебя от 1 до 6 баллов, то можешь себя поздравить. Ты - железный Феликс. Интересно, как это тебе удается ни на что не реагировать?

От 7 до 13 баллов. Ты пока еще в норме, но пора бы и задуматься о своих нервах. Если не хочешь, чтобы ситуация усложнилась, береги свою психику от стрессов.

От 14 до 20 баллов. Тебя сейчас удручают какие-то нервные ситуации, в которые ты попадаешь. Постарайся установить как можно большую дистанцию по отношению к людям, контакт с которыми вызывает учащенное сердцебиение и потливость ладоней.

От 21 до 30 баллов. Ты очень сильно реагируешь на стрессовые ситуации, и тебе следует посоветоваться с врачом. Может быть, у тебя болит зуб, и это ослабляет твою психическую выносливость? Старайся побольше гулять, а не сидеть дома у телевизора.

Больше 31 балла. Ситуация катастрофическая. Ты более чем ранима, и это, видимо, является причиной всех твоих конфликтов с близкими дома и коллегами на работе. Подумай над «перестройкой» своего образа жизни. Как можно больше отдыхай, но не на диване под пледом, а на свежем воздухе со своим бой-френдом, который повысит твое настроение.

Знаете ли вы его? Тест

Вы его видите часто, он вам нравится, но уверены ли вы в том, что действительно знаете его? Задайте ему десять вопросов этого теста, и… вы рискуете быть удивленной, а он…

1. Из этих трех стилей в одежде какой предпочитает он у женщин?

А. Мальчишеский (джинсы, кепочки, футболки).

Б. Женственный (скромный и строгий).

В. Экстравагантную одежду (крупная бижутерия, наипоследнейшие капризы моды).

2. Из этих трех пунктов какой импонирует ему больше всего?

А. Его работа (институт, общественная деятельность).

Б. Любовь.

В. Друзья-мужчины.

3. Если ему говорят о женитьбе, он отвечает:

А. «Ну-ну, это забавно».

Б. «Поговорим о чем-нибудь другом».

В. «Нужно, чтобы я подумал один день».

4. Представим, что он решил провести с вами вечер.

А. Он сообщает вам подробную программу вечера.

Б. Он больше любит импровизировать, полагаться на случай.

В. Он просит вас что-нибудь придумать.

5. Какое качество больше всего прельщает его в девушке?

А. Порядочность.

Б. Здравый смысл.

В. Кокетство.

6. Какой из недостатков выводит его из себя?

А. Ваша склонность к плохому настроению.

Б. Слезы по любому поводу.

В. То, что вы опаздываете на свидание.

7. Какая из этих трех актрис нравится ему?

А. Людмила Гурченко.

Б. Ирина Алферова.

В. Алиса Фрейндлих.

8. Он очень любил одну девушку, но когда стало ясно, что чувства проходят и нужно «заканчивать», он…

А. Не хочет больше ее видеть и знать. Все кончено - точка.

Б. Пытается хотя бы раз выяснить с ней отношения, объясниться.

В. Говорит: «Мы можем остаться друзьями».

9. Какой спорт интересует его больше всего?

А. Лыжи, атлетизм, бег.

Б. Шахматы.

В. Теннис.

10. Кому из этих трех актеров он отдает свои симпатии?

А. Михаил Боярский.

Б. Вячеслав Тихонов.

В. Игорь Старыгин.

Теперь, когда он ответил, посмотрите результаты вместе.

Разгадайте его (в его присутствии).

Посчитайте, сколько раз «ваш» молодой человек склонился к мнению А, Б или В. Наибольшее количество Б, к примеру, соответствует мужчине Б и т. д.

Итак, он сам назвал себя.

Мужчина А. Вы, может быть, даже слишком любуетесь собой и уверены в себе. Знайте же, что вы слегка фривольны: вы любите, чтобы девушка подчинялась вам, и в то же время вам бы понравилось, если бы она заменяла вам, если можно так сказать, друга-мужчину. Выбирайте!

Ваша жестокость, вы это знаете, - лишь наносное.

В вашем вкусе вести себя импульсивно: очень вероятно для вас очутиться завтра в компании людей, которых вы сегодня еще не знали, или стать объектом антипатии до такой степени, что вы почувствуете себя зря родившимся на этот свет. Да, вы очаровательны, и вы это знаете! Постарайтесь не очень на этом играть: вы рискуете напороться на серьезное разочарование.

Мужнина Б. Ваша любовь к приключениям и веселый нрав, ваша застенчивость и собранность позволяют предположить, что вы одновременно и очень чувствительны, и суровы. Вы недалеки от идеала девушек, особенно молоденьких. Вы не терпите шума и суеты, в то же время вы способны проявить подлинную нежность. Еще бы поменьше нервозности!.. Подумайте над этим. Вокруг вас много других людей, и они на вас смотрят.

Мужчина В. У вас проблемы, это уж точно. Когда наконец вы самоутвердитесь и почувствуете себя уверенно?

Задумайтесь вот над чем: вы для женщины - идеальное доверенное лицо, но такими, как правило, они редко увлекаются. Женщины гораздо более требовательны, чем вы думаете. Вы не лишены шарма, но вам явно не хватает загадочности. А ведь девушки так любят тайны… И потом, постарайтесь быть менее болтливым. И хотя бы иногда прислушивайтесь к тому, что вам говорят, а главное, поменьше говорите сами.

Из книги Этика блядства автора Лист Кэтрин А

Глава 1. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЛЯДИ С точки зрения бляди, мир весьма опасен. Многие считают своим долгом сделать все возможное, чтобы помешать нам заниматься сексом. Некоторые ярые противники секса пытаются сделать его опасным для женщин, выступая за запрещение

Из книги SEXсуальные отношения в деградирующем обществе автора Перин Роман Людвигович

Секс в древности - две точки зрения Тут английский миссионер мог лукавить, т. к. нужно было чем-то оправдывать христианизацию туземцев и создание колоний. Исследования многих примитивных племен в Африке и Австралии показывают, что они жили в тотемических сообществах. В

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

С точки зрения Вечности Фрагментарный взгляд на Бытие есть не целостный, не целомудренный взгляд - иначе говоря, недостоверный, ложный взгляд. Когда мы мыслим мир как самобытный, а возникновение жизни приписываем его величеству случаю, то это ложный взгляд на мир. Но мы

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

18. Общение с точки зрения руководителя Согласно исследованию, проведенному двумя экономистами из Стэнфордского университета и Лондонской школы экономики, шведские менеджеры занимают второе место в мире по эффективности своей работы в качестве руководителей. Прочтите

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Жадность – с точки зрения религии Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. Притчи 1; 19 Отношение к жадности в христианствеВ Библии вы практически не найдете слово «жадность». Однако это не значит, что Библия обошла своим вниманием

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Как научиться понимать своего ребенка автора Исаева Виктория Сергеевна

С моей точки зрения… Сначала малыш садится, потом встает и начинает ходить… Год – важный и значимый этап в жизни ребенка. Именно в этом возрасте у малыша появляется своя точка зрения на окружающий мир.С тех пор как ребенок впервые садится, весь мир в буквальном смысле

Из книги Психология день за днем. События и уроки автора Степанов Сергей Сергеевич

С точки зрения бихевиориста 24 февраля 1913 г. на заседании Нью-Йоркского отделения Американской психологической ассоциации Джон Уотсон прочел свою знаменитую лекцию “Психология с точки зрения бихевиориста” – манифест нового психологического учения. Уотсон призвал

Из книги Через испытания – к новой жизни. Причины наших заболеваний автора Дальке Рудигер

Смерть с духовной точки зрения Всю жизнь можно рассматривать как подготовку к умиранию. В качестве последнего кризиса умирание действительно представляет собой вершину жизни. Это своеобразная проверка на зрелость: то, что воспринималось в течение многих лет, может

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Иные точки зрения К пониманию застенчивости нас могут также приблизить наблюдения философов, писателей и психологов за человеческой природой. Например, мы еще не упомянули о составляющем основу древнегреческой трагедии противоборстве сил индивидуализации и

Из книги О памяти и мнемонике автора Челпанов Георгий Иванович

Память с точки зрения психологии Понятие образа. - Об ассоциации идей. - Физиологическое объяснение ассоциаций. - О степени воспроизводительной способности. - О типах памяти: безразличный, зрительный, слуховой, двигательный или моторный. - О множественности памяти. - Об

Из книги Структура и динамика психического [сборник] автора Юнг Карл Густав

II. Применение энергетической точки зрения а. Психологическое понятие энергии26 Термин «психическая энергия» имеет давнее употребление. Мы находим его, например, уже у Шиллера25, а энергетическая точка зрения характерна также для фон Грота26 и Теодора Липпса27. Липпс

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Особые точки зрения Розенфельд, опираясь на Фрейда, с позиции теории объектных отношений различает две версии ипохондрии: «собственно ипохондрия – это выраженный хронический психоз, обычно с плохим прогнозом, и ипохондрические состояния, которые носят скорее

Из книги Философия возраста [Циклы в жизни человека] автора Сикирич Елена

Перенос с точки зрения Фрейда При разработке концепции психологии неврозов Фрейд исходил из следующих соображений. Невротические симптомы могут превращаться в актуальные конфликты влечений и взаимоотношений, корни которых можно найти в детстве пациентов

Человек с открытым сердцем – это в большинстве случаев уверенная в себе и сильная личность. Как правило, открытые люди коммуникабельнее и эффективнее в общении в сравнении с закрытыми. Не секрет, что человек с открытой душой склонен к поддержке и любым иным позитивным формам эмоционального взаимодействия.

Открытость личности определяется тем, в какую часть своего мира она пускает окружающих. Чем большим количеством составляющих нашей жизни мы делимся с окружающими, тем мы более открыты.

Социально открытый человек отличается коммуникабельностью и искренностью. При этом болезненные переживания такой человек все же предпочитает держать в себе и делает их сокровенными.

В большинстве случаев в повседневном общении быть открытым значит отличаться душевной открытостью. Такая личность без труда делится своими переживаниями и мыслями, целями и надеждами. Открытый человек не чувствует внутреннего барьера в том, чтобы делиться с кем-то своими чувствами и отношением к чему или кому-либо. Такие люди легко признаются в любви или неприязни, публично признают свои страхи, говорят открыто об обиде и смело делятся своей точкой зрения. Для такой личности быть открытым для людей означает не скрывать свой внутренний мир от других и с радостью принимать то, что приходит извне.

Душевная открытость неразрывно связана с таким понятием, как доверие. Именно поэтому эти два термина нередко рассматриваются как синонимы. Истинная открытость подразумевает как душевную, так и социальную открытость.

Когда открытость уместна, а когда нет

Стоит иметь ввиду, что далеко не всякая разновидность открытости приемлема. Излишняя открытость в деликатных вопросах может быть расценена как бездумность и простота. Даже если такой человек делится чем-либо абсолютно на позитивных началах, его неосмысленность может стать неполезной для него, и он может прослыть как бездумный простак.

Если человек душевно здоров, то для него нормальным состоянием будет умеренная душевная открытость. Именно это качество является важнейшим базисом для построения долгосрочных дружественных отношений. Однако стоит понимать, что бездумное доверие ко всем окружающим является полнейшей глупостью и проявлением недальновидности. В наше время люди, которые контактируют с нами, не всегда дружелюбны и не всегда имеют позитивное намерение. Вот почему очень важно сохранять трезвость мышления и не доверять кому попало. В противном случае можно нажить себе немало проблем, что станет важным жизненным уроком. Поэтому не стоит игнорировать такие качества, как способность разбираться в людях и умение поддерживать внутреннюю защищенность.

При этом не стоит путать внутреннюю защищенность с закрытостью. Последнее является скорее негативным качеством, в то время как первое в большинстве случаев пойдет каждому на пользу. Не секрет, что многие люди, достигшие успеха, практикуют принцип надежды на лучшее и готовности к худшему. Именно поэтому доверять по-настоящему может та личность, которая имеет серьезную внутреннюю защиту и душевную мощь. Если человек богат, уверен в себе и в своих силах, то ему не составит труда быть открытым. Поэтому очень важно выработать в себе внутреннюю силу и психологическую защищенность. Именно тогда, когда вы обретете эти качества, вы поймете, что доверие является важной личностной ценностью.

В том случае, если вас обвиняют в закрытости или недостаточной открытости, то, возможно, имеет смысл изменить представление окружающих о вас. Однако стоит понимать, что незначительными внешними изменениями не отделаться. Вам предстоит серьезно пересмотреть многие свои привычки и жизненные ценности. Более того, вам придется поменять даже мимику.

Первый шаг на пути к открытости – это начать чаще появляться среди людей. Сидение дома за компьютером или у телевизора не изменит вашу жизнь к лучшему (вот, прочтите – «Интернет зависимость » «негативное влияние телевизора »). Находясь в компании, не имеет смысла бороться за лидерство или внимание окружающих. Для начала постарайтесь быть привлекательным и интересным человеком .

Очень часто закрытость неразрывно связана со страхом сказать что-то неуместное или неправильное. И это действительно так. Если вы решили развить в себе такое качество, как открытость, то необходимо практиковать именно умную осознанную открытость с пониманием того, для кого и для чего вы открываетесь. Чтобы разобраться в этом, попросите совета у умного человека. Подумайте о том, кого из окружающих вы считаете таковым и задайте вопрос, каким образом вам нужно поступить, что и в каких случаях говорить можно, а о чем нужно умолчать .

Многие люди, которые не знают, как стать открытым и общительным человеком , но стремятся к этому, совершают ошибку и начинают играть какую-то роль, не свойственную им. Нужно помнить, что быть настоящим очень важно. Играть роль – это шаг к закрытости и ненатуральности.

Однажды для вас станет находкой то, что самая лучшая открытость основана на помощи другому человеку в понимании себя. Такая открытость заставляет вашего партнера открываться в ответ. Осознание этого способно дать вам невероятно много. Если вы не хотите говорить о себе – начните интересоваться окружающими. Говорите с ними на те темы, которые им интересны. Давайте рассмотрим, каким образом это связано с открытостью.

Если вас называют закрытым человеком, то это означает, что окружающим не нравится с вами общаться. В то же время, когда вы затрагиваете темы, интересные вашему собеседнику, он начинает получать удовольствие от общения с вами. При этом такой человек никогда больше не скажет о вас то, что вы закрытая личность. Совсем не обязательно вам постоянно высказываться. Тем не менее, когда вы что-то говорите, уточняйте свой отношение к чему-либо. К примеру, фраза «у меня все по другому» будет закрытой, в то время как фраза «к сожалению, у меня все по-другому» уже четко обозначает ваши эмоции. Избегайте сухих слов типа «понятно». Скажите вместо этого что-то вроде «Очень интересно, я никогда и не думал, что…». Практикуя это небольшое изменение в общении, вы заметите, что ваши контакты с окружающими станут более открытыми.

Поучитесь открытости у детей. Именно за их непосредственность взрослые любят с ними общаться. Их любовь к жизни и стремление к счастью, любопытство и жажда знаний вызывают у взрослых улыбку и восхищение. Для того чтобы стать открытым, стоит смотреть на мир глазами ребенка.

Когда вы выражаете свое отношение к чему-то, старайтесь чаще отдавать предпочтение позитиву. Без сомнений, делиться негативными эмоциями также нужно, но при этом стоит помнить, что людей больше тянет к тому, кто поднимает настроение.

Желая быть открытым с другими людьми, стоит избавиться от определенных условностей. Делайте заслуженные комплименты, критикуйте справедливо и по делу. Однако не стоит допускать грубости и оскорблений . Это у вас получится тогда, когда вы сумеете поставить себя на место вашего собеседника. Для того чтобы не возникало неловких ситуаций, умейте правильно критиковать и научитесь конструктивно принимать критику в свой адрес .

Чаще улыбайтесь, поскольку это достаточно простой способ быть доброжелательным с окружающими. Улыбайтесь даже тогда, когда это противоречит ситуации. Вы удивитесь, насколько приятным собеседником может оказаться ваша ворчливая соседка или грубый кассир в супермаркете.

Более сложная задача – это проработка мимики. Сделайте ее выразительнее. Помните, что вы можете демонстрировать свое отношение как вербально, так и невербально.

Не забывайте про необходимость говорить «спасибо». Освойте искусство смеяться надо собой и своими промахами. Научитесь нести ответственность за свои поступки. Хватайтесь за возможности, которые дарит вам жизнь. Стать открытым человеком означает обрести внутреннюю гармонию и научиться жить в гармонии с окружающим миром.

Теперь вы знаете, что такое открытость и каким образом можно сделать это свойство характера своим собственным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Психология человека – сложная наука, постичь которую хотя бы частично возможно лишь приложив большие усилия. Несмотря на то, что психология вообще является наукой, предмет ее изучения – человеческая психика – вызывает множество споров. Это связано с тем, что объект исследования сложно подвергнуть точным измерениям и анализу. Исследователям остается лишь выявлять определенные закономерности, наблюдать протекающие в психике процессы, основываться на опыте друг друга.

Несмотря на разность мнений и учений, психология человека включает в себя несколько базовых общепризнанных элементов.

Темперамент человека

Большинству простых обывателей известны основные типы темперамента и их описания, однако мало кто знает о том, что темперамент по большей части представляет собой тип нервной системы, а именно – ее реагирования на внутренние и внешние воздействия.

Холерик – это наиболее «быстрый» тип, обладает высокой скоростью реакций, быстро реагирует на изменение исходных условий. В связи с этим человек, относящийся к этому типу, является более возбудимым, нервозным, эмоциональным. Скорость реагирования на происходящее определяет и быстроту утомляемости – как правило, такому человеку требуется немного времени для того, чтобы растратить свои ресурсы и утомиться. На личностных особенностях это отражается в виде вспыльчивости, говорливости, активном жестикулировании, торопливости, такие люди бывают излишне восприимчивы, спровоцировать вспышку агрессии у них проще, нежели у других типов.

Меланхолик – данный тип характеризуется преимущественно торможением, сильные внешние и внутренние стимулы затрудняют деятельность и психические процессы. Несмотря на это, меланхолик восприимчив, склонен к глубоким переживаниям и сильным чувствам. Изменение условий, новая обстановка вызывают у такого человека затруднения в адаптации, общении, он может стать замкнутым, робким. Благоприятные, стабильные условия могут послужить хорошими обстоятельствами для успешной деятельности, требующей вдумчивости, наблюдательности.

Флегматик – пожалуй, самый «медленный» тип темперамента. Его реакции замедлены, однако психические процессы стабильны и устойчивы. Эмоциональная сфера выражена слабее, флегматик спокоен и выдержан. Неспешность отлично компенсируется прилежанием, усидчивостью, настойчивостью, поэтому он нередко добивается успехов в деятельности, требующей монотонной работы.

Сангвиник – обладает быстрыми реакциями, однако проявляет свою активность лишь при наличии интереса и мотивации. Чаще он положительно настроен, легко смиряется с неудачами, быстро адаптируется к новым условиям и является общительным, контактным человеком. Стереотипы мышления сангвиника лабильны – он легко расстается с «устаревшими» убеждениями. Также такой человек быстро переключает внимание, может делать несколько дел одновременно, и, несмотря на вышесказанное, он эмоционально устойчив.

В отличие от конкретных черт характера, темперамент не меняется в течение жизни человека, поскольку это - психофизиологический тип протекания процессов нервной системы.

Познавательные психические процессы

Память, внимание, мышление – присущие всем людям «компоненты» психики, которые также имеют свои характеристики. Как уже говорилось выше, отчасти особенности этих процессов зависят от темперамента и состояния нервной системы.

Однако при условии здоровья центральной нервной системы и нормы физиологических процессов внимание, мышление, память могут характеризоваться по-разному у различных людей.

Эта часть человеческой психологии наиболее поддается изучению, ведь можно измерить объем памяти, определить концентрацию внимания, а мышление и вовсе изучается вдоль и поперек – выделяют несколько форм (например, логическое, образное и др.), каждая из которых может быть протестирована установленными диагностическими методами.

Характер

А это – уже более «субъективная» часть человеческой психики. Личностные черты являются более подвижными, они могут меняться в течение жизни или под воздействием определенных стрессовых событий и ситуаций. Каждый человек обладает набором черт, которые в ходе жизнедеятельности изменяются по степени выраженности, меняются также и основные «акценты» - одна черта может преобладать над другой.

Совокупность поведенческих и личностных черт составляет тип характера. Существует большое количество классификаций типов, каждая из которых имеет под собой весомую научную базу, методологические инструменты, основания. Однако в общих чертах содержание характера определяет жизненную направленность человека:

ценности;

потребности;

степень активности и др.

Именно направленность лежит в основе цельности характера, силы его проявления.

Отдельной категорией выделяют волю – это самостоятельный психический процесс, присущий человеку. В сущности воля представляет собой уникальную способность человека осуществлять контроль за своим поведением и мыслями произвольно, т.е. прикладывая усилия, целенаправленно.

Волевой акт представляет собой процесс принятия решения и его реализацию. Примечательно, что на каждом из этапов – побуждение, создание мотива, принятие решения, осуществление, - человек прикладывает усилия.

Психологию человека можно изучать как с точки зрения науки, так и с житейской, мистической или эзотерической подоплекой, однако популярная психология не дает полных знаний о человеческой психике. Несмотря на то, что не каждый имеет возможность получить психологическое образование, важно знать основы психологии человека не только «для себя» - чтобы лучше понимать собственные процессы, но и для выстраивания продуктивных отношений с другими. Психология человека помимо всего прочего – инструмент, позволяющий выстроить гармоничные отношения с окружающим миром, обществом.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Мишель Фуко отвечает на вопросы Алена Бадью, самого известного из ныне живущих французских интеллектуалов, которого назвал «фигурой порядка Платона или Гегеля». Классики французской философии говорят о психологии, бессознательном и кантианском перевороте. Запись интервью была сделана в 1965 году, а недавно появилась версия с английскими субтитрами.

Философия и психология

Что такое психология?

Обычно, когда кто-то задает этот вопрос, особенно, если он адресован психологу, за этим в действительности стоит два совершенно разных вопроса. Первый: что исследует психология? И я не думаю, что это самый важных вопрос, который действительно интересует собеседника. У меня сложилось такое впечатление, что на самом деле за этим стоит проблема куда более серьезная и фундаментальная: является ли психология наукой? Я только что сказал банальность, но все же я считаю, что это действительно важно. Ведь тема публично обсуждалась и уже набила оскомину: научный статус психологии не укоренился в общественном сознании, да и вообще толком не установлен.

Я боюсь, что когда нас спрашивают о том, что такое психология, мы всегда делаем вид, что мы не заметили второго вопроса о научном статусе психологии, а ведь ответ именно на этот вопрос смог бы разрешить многие сомнения, существующие по поводу психологии. Мне кажется, мы должны искать в психологии не только объективность и научную форму, но и относиться к ней как и к любой другой форме культуры.

Что вы имеете в виду под «формой культуры»?

В свои 75 лет Бадью продолжает выпускать несколько книг в год. В конце октября вышла L"aventure de la philosophie française (Приключение французской философии) - пристрастный взгляд автора на интеллектуальную среду, в которой он формировался, и на труды всех тех великих, кого он знал, от Кангилема и Альтюссера до Фуко и Делеза.

Под «формой культуры» я понимаю, если хотите, форму знания, которая в рамках данной культуры возникает, развивается, вырабатывает свой собственный язык и в результате достигает уровня науки или паранауки. И мне бы хотелось, чтобы мы относились к психологии именно с этой точки зрения. Психология в западной культуре - это форма знания. То есть вопрос, на самом деле, в том, может ли знание расцениваться как наука или нет.

И если рассматривать вопрос с этой точки зрения, то каков будет ваш ответ?

Я считаю, что психология - это форма культуры, которая возникла на Западе примерно в XIX веке, но при этом корни ее уходят довольно глубоко в прошлое и тесно связаны с другими формами культуры и даже религии: исповедью, литературой, театром. При помощи них человек задавал и пытался разрешить вопросы о самом себе, вопросы, которые сейчас неотъемлемо связаны с психологией. Я думаю о функционировании этих институтов в XVI веке, о призыве к любви, об общении в кабаке. Все это побуждает человека задавать самому себе вопросы о природе личности человека, вопросы, которые в какой-то момент образовали тот тип знания, который мы сегодня называем психологией.

Вы не упомянули философию. Это потому что философия не является формой культуры или же потому, что не существует никакой связи между психологией как формой культуры и философией?

На самом деле вы мне только что задали три вопроса. Вы спрашиваете, является ли философия формой культуры. И вы спрашиваете, есть ли связь между философией и психологией, если понимать их как формы культуры. Наконец, вы спрашиваете меня, что это за связь, существующая между двумя данными формами культуры. На первый вопрос, мне кажется, мы могли бы ответить, что философия - это форма культуры, которая наиболее характерна для западной цивилизации. Начиная с философской мысли древних греков и до Хайдеггера и современности, философия оставалась зеркалом, отражающим культурную традицию Запада. С этой точки зрения философия является не просто формой культуры, а самой важной и универсальной формой культуры на Западе.

Теперь что касается вопроса о том, существует ли связь между двумя формами культуры: философией и психологией. Здесь возможны два варианта ответа. Мы можем сказать, что психология занимается исключительно заимствованием, в позитивном и научном аспекте, серии вопросов, занимавших философов на протяжении прошлых веков. И что она изучает поведение человека и развенчивает мифы о том, что такое, например, душа или мысль. С этой точки зрения психология - это научный подход к тому, что до недавнего времени довольно абстрактно осмысливалось в рамках философии. В таком случае, психология несомненно связана с философией и является формой культуры, в рамках которой человек размышляет над своей собственной природой.

«Начиная с философской мысли древних греков и до Хайдеггера и современности, философия оставалась зеркалом, отражающим культурную традицию Запада. С этой точки зрения философия является не просто формой культуры, а самой важной и универсальной формой культуры на Западе».

Но существует и другой ответ, и должен признаться, мне он нравится больше. И вот в чем он состоит: философия, будучи самой универсальной формой культуры на Западе, породила явление, которое возникло в начале XIX века или даже в конце XVIII века. Я говорю о появлении антропологического стиля мышления. Иными словами, в то время впервые возник вопрос, который Кант сформулировал в своей «Логике»: что есть человек?

Но ведь и до Канта существовали труды, которые исследовали природу человека.

Да, но я думаю, что в XVII и XVIII веке работы, посвященные природе человека, скорее исследовали вопрос вечности и связи человека с вечностью. То есть философия скорее задавалась вопросом о том, как человек может обладать истинным знанием, то есть знанием и пониманием вечности, но при этом оставаться смертным, конечным во времени - из-за ошибок, мечтаний, воображения и так далее. И с этой точки зрения для меня философия никогда по-настоящему не исследовала вопрос о природе человека.

А после Канта происходит пересмотр этой позиции?

С Кантом происходит пересмотр этой позиции. Впервые философия адресует себе примитивный вопрос о конечности бытия, именно с появлением взгляда на конечность бытия происходит революция философской мысли. Более того, характерно, что начиная с древних времен, проблема конечности присутствовала в математике.

Тем не менее «Критика чистого разума» имеет мало общего с философской антропологией.

Да, но на это я бы ответил цитатой из кантовской «Логики». Кант формулирует три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «Чего мне ожидать?». Они все напрямую связаны с четвертым вопросом - «Was ist der Mensch?», то есть «Что такое человек?» А это вопрос антропологии и в то же время основополагающий вопрос философии. Поэтому я считаю, что Кант если не основал, то уж точно открыл эту область философии, а именно философскую антропологию, которая возникла в XIX веке и через диалектику Гегеля и Маркса заново открыла ту сферу, которая традиционно принадлежала философии.

Открытие бессознательного

Вы позволите мне вкратце суммировать сказанное вами, что, безусловно, исказит вашу мысль?

Конечно, нет.

Вы провели различие между двумя противоположными взглядами. В первом случае философия открывает путь к психологии, и общественные науки гарантируют ее эффективное и позитивное понимание. Во втором случае, который, вы сказали, вам нравится больше, антропология становится тем поворотным моментом в философии как форме культуры, который позволяет Западу преуспеть в формулировании мысли о бытии или, по крайней мере, в попытках поставить этот вопрос. Если вы не против, мне хотелось бы задать вам мой тот же самый вопрос в отношении сущности психологии на каждом из этих уровней. Если предположить, что философия безоговорочно управляет общественными науками в целом и что они, в свою очередь, приняли эстафету от позитивистской традиции постановки философских вопросов, в чем будут состоять особенности психологии в контексте дисциплин, которые мы привыкли называть общественными науками?

Я думаю, что характерная черта психологии, которая обуславливает ее существование и позволяет ей оставаться самой важной общественной наукой - это то, что открыл Фрейд, - бессознательное. То есть в самой структуре психологии к концу XIX века произошли серьезнейшие изменения, и это, по моему мнению, дало начало самому важному и актуальному ее разделу. Мы можем также сказать, что психология с XVIII и до конца XIX века в основном провозглашала, что занимается анализом человеческого сознания, анализом мыслей, эмоций и так далее. А потом внезапно в конце XIX века, сконцентрировавшись на своем объекте изучения, психология перестала рассматривать себя как дисциплину, которая занимается изучением сознания, она превратилась в науку о том, что только что было открыто, в науку о бессознательном. С того момента, как психология идентифицировала себя как науку о бессознательном, она не просто заняла новую нишу, но полностью переделала и структуру прочих гуманитарных наук.

Таким образом, открыв существование бессознательного, психология открыла также, что наше тело само по себе, коллектив, окружающий нас, социальная группа, сама культура, в которой мы выросли, - все это формирует элементы нашего бессознательного. Психология открыла, что наши родители, мама и папа, - не больше, чем фигуры внутри нашего бессознательного. И науки, близкие к психологии, такие, как физиология, как социология, были полностью переосмыслены в связи с этим открытием. Так психология, включая ее самые потаенные уголки, стала определять дальнейшую судьбу общественных наук.

Теперь давайте посмотрим на все это с другой точки зрения. Какое место мы можем приписать фрейдовскому открытию бессознательного в антропологии, которая в тот момент нарождалась в западной мысли?

Здесь произошел целый ряд событий. Однако помните, что я всегда говорю о событиях, оставаясь ярым сторонником фактической истории, во всяком случае, когда дело касается философии, так как, в конце концов, вплоть до сегодняшнего дня никто из нас не рассматривал историю мысли с каких-либо позиций, кроме абстрактных. Так вот, произошел целый ряд событий в общей, идеальной, вневременной структуре. Речь идет о целом ряде фактов и событий, произошедших в самой философии в XIX веке. Это понятие бессознательного уже рассматривалось философией прежде, начиная с Шопенгауэра.

«Открыв существование бессознательного, психология открыла также, что наше тело само по себе, коллектив, окружающий нас, социальная группа, сама культура, в которой мы выросли, - все это формирует элементы нашего бессознательного. Психология открыла, что наши родители, мама и папа, - не больше, чем фигуры внутри нашего бессознательного».

Итак, бессознательное, ставшее объектом философии при Шопенгауэре и остававшееся таковым до Ницше, было для философии в то же время тем, что позволило сформироваться антропологической мысли - тем вопросам, которые Кант считал основополагающими для философии. Благодаря наблюдениям за бессознательным мы наконец осознали, грубо говоря, что никакого человека на самом деле не существует. И именно это понял Ницше. Провозглашая смерть Бога, он показал, что эта смерть явилась не просто концом христианской религии или всех религий вообще, но концом человека в привычной для него реальности и гуманистических ценностей, провозглашенных еще в эпоху Возрождения, еще при протестантизме и, возможно, даже во времена Сократа.

Этот путь рассуждений ведет нас к той пропасти, что лежит между основополагающими элементами западного знания в XIX веке. Появление антропологии как удела западной философии с самого начала XIX века было предвосхищено философией. И более того, общественные науки и психология вновь возвращаются к понятию бессознательного в конце XIX века. Происходит смешение общественных наук, которое наглядно демонстрирует себя и может быть позитивным, однако при этом гуманитарные науки растворяются в собственной позитивности, и человек, таким образом, в философском смысле, исчезает. И если в наши дни существует эта связь-не-связь между философией и психологией, то, возможно, именно благодаря этому феномену.

Философия адресовала субъект антропологии всей западной культуре и, когда этот субъект позаимствовала психология и описала его благодаря бессознательному совершенно новыми и позитивистскими терминами, философия открыла, что человек сам по себе не существует. Это произошло только благодаря позитивизму психологии. В основе психологии не было ничего, кроме этого заблуждения, этой пустоты, этого пробела, которым оказалось существование человека.

Вы сказали, что великая переоценка в мире психологии, а также гуманитарных наук в целом, произошла в конце XIX века, когда было открыто бессознательное. Слово «открытие» происходит из научного или позитивистского контекста. Что именно вы имеете в виду под «открытием бессознательного»?

Я думаю, что нам следует понимать это в прямом смысле слова. Фрейд буквально открыл существование бессознательного - как какого-нибудь предмета. Двадцать лет назад над всеми взглядами торжествовал один, утверждавший, несмотря на интерес психоаналитиков, что у Фрейда надо всем доминировал вещественный постулат. Все - от Политцера до Мерло-Понти включительно - подвергали критике вещественность и позитивизм Фрейда как пережиток XIX века. И была попытка вернуться к камню преткновения - бессознательному - в контексте более подходящих, аккуратных значений. Например, с точки зрения идеи о том, что бессознательное зафиксировано в предполагаемо трансцендентальной, или эмпирической, или исторической, или еще какой-нибудь субъективности. Так или иначе, бессознательное перестало быть тем неприятным и жестоким понятием, которое открыл Фрейд в глубинах человеческой психики. В общем, нельзя забывать о том, что Фрейд именно что открыл для мира бессознательное, словно какой-нибудь предмет, или, если вам угодно, словно текст. Я считаю, что лакановские интерпретации Фрейда бесспорны: бессознательное Фрейда по своей структуре похоже на язык.

«Провозглашая смерть Бога, Ницше показал, что эта смерть явилась не просто концом христианской религии или всех религий вообще, но концом человека в привычной для него реальности и гуманистических ценностей, провозглашенных еще в эпоху Возрождения».

Но это не значит, что бессознательное - это обычный язык - пустой или в некотором смысле виртуальный. Это слово, но не язык. То есть это не система, которая позволяет говорить, но это то, что было фактически написано, слова, которые были фактически помещены в бытие человека, или в его психику, если хотите. В любом случае они в буквальном смысле открываются во время того, как мы практикуем такую немного таинственную процедуру, как психоанализ. Мы вскрываем написанный текст, и, во-первых, мы видим, что есть определенные знаки, во-вторых, что эти знаки что-то означают, что они не абсурдны, а в-третьих, мы открываем то, что они означают.

Бессознательное как текст

Признание бессознательного в качестве текста и операция, благодаря который мы распознаем значение этого текста, есть методологические аспекты психологии?

Мне кажется, что в психоаналитической практике открытие того, что есть текст и понимание того, что этот текст что-то выражает, в действительности есть части одного и того же.

Значит ли это, что текст, находящийся в глубинах психики, - одновременно есть сообщение и шифр этого сообщения?

У нас есть набор знаков, если хотите, которые еще не есть буквы и слова. Кроме того, когда мы распознаем слова, которые представлены в бессознательном, мы еще не можем говорить об их значении и о том, каково их соотношение с их смыслом. Поэтому нужна аналитическая операция, которая будет решать все три задачи. Во-первых, определять и выделять, что значимо. Во-вторых, эта операция установит закономерность между обозначающим и обозначаемым. И в-третьих, она должна раскрыть финальный текст, который нужно будет интерпретировать.

Да, но здесь я вижу сложность. Если сообщение в бессознательном, и для него есть собственный код, то психология в форме психоанализа будет беспомощна утверждать себя как наука общей структуры. В каждом случае нам нужно будет делать индивидуальные тексты, у которых есть индивидуальный код, следовательно, каждый раз необходимо будет повторять полностью всю операцию.

Именно поэтому не существует формы общего психоанализа, нет психоанализа коллективного, мы можем говорить о психоанализе культуры или общества только как о метафоре. Есть только психоанализ личности. И основой для психоаналитической связи между терапевтом и его пациентом служат исключительно эти индивидуальные открытия - текст и то, что этот текст выражает. Эти открытия позволят установить некоторый изоморфизм или некоторые общие структурные элементы языка, которые мы обнаружим в другом индивиде. Но тот факт, что сообщение содержит в себе свой собственный код - это фундаментальный закон психоанализа. Второй закон - нет другого психоанализа, кроме как внутри этой индивидуальной процедуры.

Я хотел бы сейчас с некоторым упрямством вернуться к вопросу о том, что такое психология и, возможно, заставить вас поговорить о том, что вы имеете в виду, но не хотите говорить. Вы определяете психологию как знание о бессознательном. В таком случае, какой статус стоит придать всем тем практикам, которые существуют: психология животных, тесты, психофизиология, факторный анализ.

Если коротко, все, что мы противопоставляем психоанализу - это теоретическая психология, психология в лаборатории. Мы можем предположить, что эта психология менее теоретична, чем мы можем предположить. Мой тезис таков: не существует дистанции между фрейдовой теорией и фрейдовой практикой, в которую мы верили в течение долгого времени.

«Нельзя забывать о том, что Фрейд именно что открыл для мира бессознательное, словно какой-нибудь предмет, или, если вам угодно, словно текст. Я считаю, что лакановские интерпретации Фрейда бесспорны: бессознательное Фрейда по своей структуре похоже на язык».

С другой стороны, теоретическая психология мне кажется ужасно практичной вещью. Я хочу сказать, что производственные отношения изменились в период между XIX и XX веком. Отношения изменились, и вдобавок к этому человек стал не только производителем, но и превратился в потребителя. И в игре производственных отношений это освободило пространство, внутри которого некоторые практики стали возможны. Та же психология способностей, если хотите, психология потребностей, прекрасно вписывается внутрь новых экономических практик. И я полагаю, что всякая психология, начиная с того момента, когда она перестает быть психологией бессознательного, превращается исключительно в психологию экономического типа.

Некогда была предпринята попытка противопоставить психологию экспериментальную, позитивистскую и психологию антропологическую. Другими словами, различие между объяснением и пониманием . Кажется ли вам, что в этом есть смысл?

Я не только думаю, что это различие есть - оно носит глубинный характер. Но я не уверен, что слово «понимание» является наиболее подходящим. Мне кажется, что то, что произошло, в общих словах, объясняется следующим: начиная с XVII и до конца XIX века все пояснительные дисциплины оставались в тени для всей методологии познания, которая искала более или менее позитивистские законы или принципы. И только в XIX веке, благодаря Ницше, через появление трактовок религиозных текстов, через психоанализ, который открыл интерпретацию знаков, в западной культуре появились интерпретативные техники, техники комментирования, которые существовали еще в Александрии до христианства, но не могли дойти до западного мира вплоть до конца XVI века, до Ренессанса, до картезианства. Эти интерпретативные техники были названы Дильтеем

словом «понимать», которому сложно дать определение. Я бы предпочел использовать слова «объяснять» и «интерпретировать». Это мне кажется наиболее точно описывает это колебание, когда древняя александрийская традиция появилась у нас через Фрейда и современных психоаналитиков.

Я завершу нашу беседу вопросом педагогическим. Если бы вам пришлось в одном из выпускных классов объяснить, что такое психология, о чем бы вы говорили?

Я был бы озадачен. Могу предположить, что моя роль показалось бы двоякой. Я не отрицаю, что преподаю психологию, но с другой стороны, я - философ. Единственный способ решить эту проблему, это не разделять эти дисциплины и не акцентировать на этом внимания, но удерживать это в уме.

Я бы хотел замаскировать свой курс психологии. Скрыть ее, совсем как Декарт замаскировал свою философию. Как психолог я буду скрыт, я постараюсь изменить свое лицо насколько смогу, изменить свой голос, мои жесты, изменить мое поведение во время преподавания психологии. В первый час я бы обучал лабораторной психологии, тестам, анализировал бы поведение крыс в лабиринтах. Конечно, необходимо было бы, чтобы я говорил и о психоанализе. Я бы старался говорить с большой осторожностью, но и с точностью о том, что есть психоанализ и насколько он близок ко всему основополагающему, что есть в гуманитарных науках, избегая разговоров о лабораторной психологии, потому что она не носит той же структуры, что и практика. И во второй час, в довершение ко всему, я был бы философом, я бы старался избавиться от маски, вернуть свой голос и в этот момент, когда я близок к себе как таковому, я бы говорил о том, что есть философия.

Три книги Фуко, обязательные к прочтению: