Около моста стоит знак. Блиц – опрос

Урок

Тема: Топографические карты и их практическое использование.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию навыков работы с топографическим планом, картой, масштабом; умение проводить простые вычисления для перевода масштаба из одного вида в другой; использование масштаба при работе с картой, проводить измерения и расчеты; читать топографический план при помощи условных знаков.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать, объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, атласа

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности.

Метапредметные: формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления; читать топографический план при помощи условных знаков.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом, работать в парах, группе, с коллективом.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая,

Оборудование: глобус, физическая карта Донецкой области, топографические карты различных масштабов, атласы, школьные принадлежности, приборы, учебное пособие,электронные карты.

Тип урока: урок формирования знаний и умений учащихся.

Формы урока: урок деловая игра; практическая работа.

Ценностный компонент урока: основной графический документ о местности, содержащий точное, подробное и наглядное изображение местных предметов и рельефа.

Ход урока

    Организационный момент .

    Актуализация знаний, целепологание.

Блиц – опрос:

    Что наз. Планом местности? 2. Какими условными знаками изображают объекты местности? 3. Что называют масштабом плана?

    Что такое географическая карта? -Чем отличается географическая карта от плана местности?

    По каким признакам классифицируют карты? Для чего это нужно делать? -Как вы представляете себе карты будущего?

    Что такое цифровые и электронные карты?

    Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Учитель. Представьте, что вам нужно изобразить территорию школьного двора на листе бумаги. Как вы это сделаете?(Учащиеся предлагают варианты). Сообща приходим к выводу о масштабе.

Через него учащиеся приходят к выводу о цели и задачах урока.

IV.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся .

Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый языкнотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства. Этот язык помогает людям создавать планы местности, ориентироваться на любой территории. Например, мы многое можем узнать о реке по условным знакам.

Учащиеся работают с условными знаками в атласе

В картографии существует такое понятие, как топографическая изученность определенной территории. Что же это такое? Оказывается, изученным в топографическом отношении называют такой участок пространства,систематические топографические съемки которого предоставили возможность создать его крупномасштабную карту. С течением времени сама местность изменяется, повышаются требования к картам, появляются более современные и точные карты, совершенствуется их содержание и способы оформления.

V / Усвоение новых знаний и способов действий .

Топографические карты – это основной графический документ о местности, как было сказано ранее. И они имеют большое значение во всех отраслях народного хозяйства и в военном деле. Они предназначены для работы командиров и штабов всех степеней при подготовке, организации и ведении боевых действий. По ним изучают и оценивают местность, решают различные расчетные задачи, связанные с определением расстояний, углов и площадей, высот, превышений и взаимной видимости точек местности, крутизны и видов скатов и т.д.

Топографические карты служат надежным путеводителем, которым пользуются войска для ориентации и движения на местности. По ним планируется маршрут и готовятся данные для движения по азимутам. Карты позволяют точно определить не только свое местонахождение, но и координаты ориентиров и целей. В настоящее время топографическая карта является одним из основных средств управления при организации и ведении боя. Но для этого надо хорошо знать условные знаки, уметь определять географические координаты и расстояния, пользоваться километровой сеткой, определять масштаб – читать топографическую карту. Этим мы сегодня с вами и займемся – шаг за шагом, очень подробно и грамотно вы научитесь пользоваться этими картами. Для этого у каждого из вас на столе лежит по три топографические карты разных масштабов. Часть теоретического материала вам хорошо известно, будем его отрабатывать в условиях новых требований программы. Итак, полнота, подробность и точность изображения местности на карте зависят, прежде всего от ее масштаба.

Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Он выражается в виде двух чисел.

-Прошу вас закончить предложение : масштаб - это дробь… /у которой в числителе единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем сама местность/.

-Существует несколько видов записи масштаба, назовите их. /ответ:

Численный масштаб 1:1 000;

Именованный масштаб – в 1 см – 10 м;

Линейный масштаб – это прямая линия, разделенные на равные части – см/.

Наш урок – деловая игра. Задание всем учащимся: определите масштабы всех топографических карт, которые лежат у вас на столах; в тетради внесите данные об этих масштабах. Произведите переход от одного вида записи масштаба к другим.

Учитель: для топографических карт установлен масштабный ряд – внесите его в тетради:

Масштаб карты Величина масштаба Название карты

1 :10 000 100 м десятитысячная

1:25 000 250 м двадцатипятитысячная.

1:50 000 500 м пятидесятитысячная

1:100 000 1 км стотысячная

1:200 000 2 км двухсоттысячная

1:500 000 5 км пятисоттысячная

1:1000 000 10 км миллионная.

У вас на столах лежат карты масштабов 1:25 000 и 1:50 000. Прошу командиров подразделений детально изучить небольшие участки местности. Первый командир изучает карту масштаба 1:25 000 – такие карты применяются в войсках для детального изучения отдельных наиболее важных рубежей и участков местности, например при форсировании водных преград. Второй командир изучает карту масштаба 1:50 000 – такие карты используются для изучения местности, ориентирования на ней, проведения измерений и расчетов, требующих высокой точности. Обращаю ваше внимание на то, что вы должны очень подробно изучить все населенные пункты и другие объекты, имеющие важное значение для решения военной задачи.

Во-первых , рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим -
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Шаг на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.

Следующее задание: определение расстояний по карте.

Рассказ учителя: Чтобы определить расстояние между точками местности (предметами, объектами), пользуясь численным масштабом, надо измерить на карте расстояние между этими точками в см и умножить полученное число на величину масштаба. Например, на карте масштаба 1:50 000 расстояние между двумя точками составляет 4,2 см. Следовательно, искомое расстояние на местности будет равно 4,2 х 500=2100 м. Небольшие расстояния между двумя точками по прямой линии проще определить, пользуясь линейным масштабом. Для этого достаточно циркуль-измеритель, раствор которого равен расстоянию между заданными точками на карте, приложить к линейному масштабу и снять отсчет в метрах или километрах. Большие расстояния между точками по прямым линиям измеряют с помощью длинной линейки или циркуля-измерителя. «шаг» циркуля-измерителя устанавливают так, чтобы он соответствовал целому числу километров, и на измеряемом по карте отрезке откладывают целое число «шагов». Расстояние, не укладывающееся в целое число «шагов» циркуля-измерителя, определяют с помощью линейного масштаба и прибавляют к полученному числу километров. Для определения маршрута по карте применяют специальный прибор, называемый курвиметром, который особенно удобен для измерения извилистых и длинных линий. В приборе имеется колесо, которое соединено системой передач со стрелкой. При измерении расстояния курвиметром нужно установить его стрелку на нулевое деление, а затем прокатить колесико вдоль маршрута так, чтобы показания шкалы возрастали. Полученный отсчет в сантиметрах умножают на величину масштаба и получают расстояние.

Работа в группах: произвести измерение расстояний различными способами: 1-я группа – с помощью линейки и масштаба; 2-я группа – с помощью «шага» циркуля-измерителя; 3-я группа - с помощью курвиметра.

Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Ответ : 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

Самоанализ проделанной работы: какой способ измерения оказался наиболее точным и почему? Ученики обобщают данные и приходят к выводу, что более точное измерение дает курвиметр. Однако каким бы способом не измеряли расстояние по кривым и извилистым дорогам, оно не будет соответствовать действительному расстоянию. В этом легко убедиться путем проверки результатам по спидометру автомашины – по карте расстояние окажется меньше, чем показания спидометра.

Местность на топографической карте изображается практически без искажений. Это объясняется тем, что поверхность земного шара переносится на топографическую карту не сразу вся, а по отдельным частям – зонам, шириной в 6 градусов по долготе, которые называют колоннами и параллелями делят на ряды через каждые 4 градуса. Счет колонн от 1-ой до 60-й ведут с запада на восток от меридиана 180 градусов, а рядов – от экватора к полюсам. В результате образуются клетки в виде трапеции размером 6 градусов по долготе и 4 градуса по широте. У вас на партах лежат «Схемы разграфки земного шара» для получения одного листа топографической карты масштаба 1:1000 000 . Решение создать карту всей суши в масштабе 1:1000000 было принято на Международном Географическом конгрессе в конце Х1Х века. Эту карту называют «Международная миллионная карта мира». Эта карта состоит из 144 листов масштабом 1:100 000.

При создании карт более крупного масштаба трапецию делят и меридианами на клетки меньшего масштаба. Лист топографической карты, который лежит у вас на столе /масштаб 1:25 000/, имеет размер по долготе 7 минут 30 секунд. Для удобства определения географических координат какого-либо объекта рамка топографической карты разделена на отрезки, равные 1 минуте, на каждом минутном отрезке точками отмечены деления, равные 10 секундам.

Определим, в пределах каких координат расположена местность на карте масштаба 1: 25 000. Ответ: долгота 18 градусов 07 минут 30 секунд в.д. и 18 градусов 00 минут в.д.; широта -54 градуса 40 минут с.ш. и 54 градуса 45 минут с.ш. Таким образом, размеры географических координат – листов 5 /параллели/, рамок карты – 7 минут 30 секунд.

Рассказ учителя, демонстрация и работа совместно с учащимися с картами:

Теперь изучим с вами прямоугольную /километровую/ сетку топографической карты: по топографической карте можно определять не только географические координаты объектов, но также их прямоугольные координаты – расстояние в километрах от экватора – /х/ и /у/ от осевого меридиана колонны /зоны/. С этой целью на топографическую карту нанесена так называемая километровая сетка в виде линий, пересекающихся под прямым углом. Линии проведены через целое число километров, выраженных в масштабе карты. Поэтому их называют километровыми линиями, а сетку – километровой. Все километровые линии у выхода за рамку листа карты подписаны цифрами, которые означают километры. На наших картах это значит: например, 6065 – это расстояние в километрах от экватора; 4311 – это вертикальные линии, которые показывают, что: 4 – карта расположена в 4-й зоне /от нулевого меридиана/, 311 – позволяет определить положение этой линии по отношению к осевому меридиану четвертой зоны.

азимут, магнитный и истинный – угол, образуемый в данной точке на местности или карте направлением на север и на какой-либо предмет. Азимуты по компасу измеряют на местности от направления, указываемого северным концом магнитной стрелки, т.е. указываемого северного направления магнитного меридиан а до направления на определенный предмет по часовой стрелке. Но магнитные меридианы не совпадают с истинными /географическими/ меридианами и образуют с ними углы . Азимуты на картах измеряются от истинных меридиано в. Угол между северным направлением истинного и магнитного меридиана называют магнитным склонением.

Картографический практикум: цель: применение полученных теоретических знаний на практике.

задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ : А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м. d – 600м.

=3градуса.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Ознакомьтесь с условными знаками топографических карт.

Задача 1 : Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ : Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

А теперь проведем топографический диктант: Изобразите условными знаками местность, описанную А.С.Пушкиным в стихотворении «Деревня»: …Я твой люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят;

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты…

Самооценка диктанта: учащиеся проверяют работы своих товарищей и определяют оценку, типичные ошибки и исправляют их.

Домашнее задание: выучить стр……….., повторить; -выучить по конспекту все основные положения


В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Вот эту красоту и познаём, изучая географию родного края.

В современном образовании все больше внимания уделяется краеведческому аспекту. Использование краеведческих материалов помогает воспитывать у детей любовь и уважение к Родине, её истории, природе и традициям. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, села, его исторические центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить обучающихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы обучающиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя в окружающей природе. Благодаря краеведению, в географии применяется важное дидактическое правило: от известного - к неизвестному, от близкого - к далекому, реализуется принцип связи обучения с жизнью, широко используются межпредметные связи.

Однако краеведческий материал, в основном, рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала с 6 по 8 класс. Работа предполагает совместную деятельность учителя и учащихся по наблюдению и пополнению краеведческих знаний. Содержание ее от класса к классу углубляется и расширяется, а также несколько изменяются ее формы и методы. В 9 классе тема «Свой край» завершает весь географический цикл. В процессе изучения Воронежской области, учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов, рассматриваются вопросы истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций.

Краеведческий материал я применяю в разных формах и на разных этапах урока:

В начале урока, во вступлении;

При актуализации знаний;

При изучении нового материала;

При закреплении;

В домашнем задании.

Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:

Социализация личности ученика;

повышение уровня духовно-нравственной культуры;

Воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".

Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. В сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.

Использование краеведческого материала помогает формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Также развивается представление о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формируется географическая культура учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.

Краеведческий материал на уроках географии призван сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу. Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.

Успех обучения во многом зависит от того, насколько доступен учащимся материал. Краеведческий материал представляет собой высшую форму наглядности в обучении географии.

Применение краеведческого материала на уроках географии направлено на развитие интереса к предмету. Краеведческий материал я использую и во внеклассной работе. Оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого. Внеклассные занятия обогащают и расширяют краеведческие знания учащихся и создают наилучшие предпосылки для применения краеведческого материала на уроках.

Тема занятий

Теорети-ческих

Введение. Основы краеведения.

Моя «малая родина»

География родного края

Топонимы родного края

Природа родного края

История родного края

Исторические и мемориальные памятники

Мои земляки

Архитектурные памятники

Маршруты родного края

Введение. Основы краеведения.

Тема I. Моя "малая родина."

Начальное представление о понятии "малая родина" (республика, область, город, район, село, деревня). Культурная ценность чувства

"малая подина". Определение границ "малой родины" для конкретного класса.

Практическая работа. Блиц-опрос на тему "что ты знаешь о своей

"малой родине". Викторина "Вот моя деревня".

Тема 2. География родного края.

Общая характеристика расположения "малой родины". Реки, водоемы, наличие лесов, ландшафт. Природные богатства края. Климат "малой родины" и его особенности. Проблема экологии родного края. Друзья и враги моей "малой родины". Практическая работа.

    Экскурсия на берег реки Реж, знакомство с природным ландшафтом.

    Экскурсия в музей в отдел "Природные богатства Урала и села".

    Экскурсия в Никоновский песчаный карьер, знакомство с промыш­ленной добычей леса.

Тема 3. Топонимы родного края

Выявление наиболее характерных названий речек, родников, населенных пунктов, улиц, определенных территорий. Практическая работа. Составление топонимической карты "малой ро­дины". Наименование населенных пунктов, водных артерий (Самой лов­ка, Нела, Ошкарка). Наименование территория (Паленина, Васин ка­мень, Ляга, Одина, Белый камень, Пузыриха, Кабаниха, Карасиха, Винный лог и т.д.). Наименование улиц, наличие и переименование

их, причина и смысл. Экскурсия по улицам села. Экскурсия в насе­ленные пункты (Таборы, Исаково, Ермаки, Никоново).

Тема 4. Природа родного края.

Растительный и животный мир "малой родины", его особенности. Наличие реликтовых растений и животных. Сосуществование человека в природе.

Практическая работа. Экскурсия "Природа - наш общий дом" (экология леса). Экскурсия в музей с.В.Синячиха в отдел природы. Экскурсия в музей в отдел народных ремесел "Охота и рыболовство". Экскурсия в музей в отдел народных ремесел "Лесные богатства и человек".

Тема 5. История родного края (все занятия проходят на базе музея).

Первые поселения на уральской земле в 16-17 вв. Иван Коп­те лов - основатель д.Коптеловской. История села. Упоминания род­ного края в исторических источниках. Славные страницы истории родного края 16-20 вв.

Первые поселенцы населенных пунктов Исаково, Таборы, Ермаки, Никоново. Из истории хозяйственной деятельности крестьян (обра­ботка земли, сельскохозяйственные орудия и агрегаты). Технология обработки льна, ткачество. Народные ремесла и промыслы, бортни­чество, технология изготовления валенок, шорное и кузнечное про­изводство.

Первая сельская школа, первый медпункт в XIX в. XX век. Революционные события в селе. Гражданская война, отряд Красных Орлов.

Из истории коллективного ведения хозяйства. Коммуны, тозы, колхозы, кооперативы, фермерские хозяйства. Репрессии. Торговля, цены, товары. Великая Отечественная война I94I-I945 гг. Село фронту. Солдаты-

Победы. Практическая работа.

    Экскурсия в одну из деревень (Исаково, Таборы, Ермаки, Никоново)

    Экскурсия к одному из памятников времен Гражданской войны

    Фольклорный праздник "Масленица"

    Память-опрос, викторина "А что ты знаешь в войне?"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 97 Дзержинского района г.Волгограда» Программа внеурочной деятельности «
География родного края
» Автор-составитель: Подкуйко Г. Ф. учитель географии МОУ СШ № 97 г. Волгограда г. Волгоград. 2016

Программа курса «География родного края»
8 класс, 17 часов Пояснительная записка Программа «География России» предусматривает рассмотрение вопросов географии Волгоградской области в размере 12 – 13 часов после изучения: в 8 классе в рамках курса «Природа России» и в 9 классе – «Население и хозяйство России». Этого недостаточно для более подробного знакомства с особенностями природы Волгоградской области, условиями жизни и хозяйственной деятельностью людей, экономическими, социальными и экологическими проблемами, путями их решения. Также недостаточно времени для комплексного знакомства с родным городом. .Поэтому есть необходимость в создании отдельной программы по изучению «Географии Волгоградской области». В основе лежит комплексный подход. Данная программа предусматривает изучение географии Волгограда, а также Волгоградской области. Формирование представления учащихся о территориальном разнообразии мира (природном, хозяйственном, социальном, этническом, религиозном и иных уровнях) на локальном уровне (свой город, своя область) позволит сделать обучение географии родного города, области более значимым для личности учащихся, расширить краеведческие знания о нем.
Основные цели курса:
- Расширить историко – географические представления школьников о Волгограде, Волгоградской области; - Способствовать развитию интереса к изучению родного края.
Задачи курса:

Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по комплексному изучению родного края; - применение учащимися уже сформированных у них умений и навыков с целью получения новых знаний по географии своего края; - создание объективной основы патриотизма и любви к родной местности в неразрывной связи с интернациональным и широким взглядом на мир. Требования к знаниям и умениям учащихся:
1.

Показывать:
- волгоградскую область и город Волгоград на карте, - реки, озера, водохранилища, канал, - природные зоны края, - охраняемые территории, - крупные населенные пункты, - основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы Волгоградской области,
2.

Называть:
- основные формы рельефа Волгоградской области - факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны, тип климата, - год основания города, основные этапы его развития, -численность населения Волгограда и Волгоградской области, - основные отрасли хозяйства Волгограда и Волгоградской области, - крупнейшие предприятия Волгограда и волгоградской области, - достопримечательности Волгограда.
3.

Определять:


4.

Описывать

5.

Объяснять:

6.

Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием различных факторов.
Содержание курса

№ Название темы Количество часов 1. Введение 1 1. Природные особенности 8 2. Социально – экономическая характеристика Волгограда и Волгоградской области 8
Календарно -тематическое планирование «География в вопросах и ответах»
№ Название темы и разделов Кол- ко часо в Цели Форма учебной деятельности По плану фактич ески 1. Введение Географическое положение (ГП) Волгограда и Волгоградской области на карте: координаты, положение по отношению к природным объектам (рельефу, гидрологической сети) путям сообщения. 1 Познакомить об –ся с положением области на карте мира и карте России. Уметь определять координаты города. Лекция учителя ПР.№1: работа с контурной картой и атласом (оценка физико- и экономико- географического положения)
РАЗДЕЛ 1
. Природные особенности (10 часов) 2. Геологические и палеонтологические события, происходившие на месте нашего города миллионы лет назад. 1 Знать историю формирования рельефа Волгоградской Лекция учителя. Просмотр фильма «Куда ушло море».
области. 3. Геологическое строение территории города и его окрестностей. Рельеф территории Волгограда и Волгоградской области. Характерные изменения рельефа в результате градостроительства. 1 Знать основные формы рельефа области. Лекция учителя. Работа с картой. 4. Недра, полезные ископаемые и природные ресурсы Волгоградской области. 1 Знать полезные ископаемые области и места их залегания. Урок – диспут. «Чем богата и бедна Волгоградская область». 5. Факторы, формирующие климат. Климат Волгоградской области. Средние месячные величины температуры воздуха, кол –во осадков. Климатическая характеристика сезонов года. 1 Знать факторы влияющие на формирование климата области. Уметь характеризовать климатические области. Беседа. Составление климатических диаграмм.
6. Волга – главная водная артерия, ее правые и левые притоки, характер течения, гидрологический режим, качество воды. Донской бассейн.Озера, пруды, родники. Значение Волго – Донского канала. 1 Знать основные реки и озера области. Уметь показывать их по карте. Давать характеристику рек по плану. Выявлять источники загрязнения рек. Урок – диспут. «Загрязнение вод». Творческая работа: выявление источников загрязнения, влияние на здоровье человека; проекты решения проблем охраны водных ресурсов. 7. Положение Волгограда и Волгоградской области в зоне степей, полупустынь. Типичные ландшафты. Ресурсы Волгоградской области. 1 Знать природные зоны области. Уметь по плану давать характеристику природных зон. Творческая работа: научно – художественное описание природных зон. Отражение природы в народном творчестве, народных промыслах. 8. Охраняемые территории Волгоградской области. Памятники природы. Красная книга. Правила поведения в природной среде. 1 Знать особо охраняемые территории Волгоградской области. Лекция учителя. Просмотр фильма «Природные парки Волгоградской области». 9. Почвы и почвенные ресурсы Волгоградской области. Типы почв. Охрана почв. 1 Знать основные типы почв области. Уметь показывать их по карте Лекция учителя. Работа с картой.
РАЗДЕЛ 2.
Социально – экономическая характеристика города Волгограда и
Волгоградской области. 10. История заселения и освоения территории Волгограда и Волгоградской области. Историко –культурная справка. 1 Знать историю заселения и освоения территории Волгоградской области. Объяснять различия в заселении области Лекция учителя. Презентации учащихся. 11. ГП Волгограда. Герб города. Этапы развития города. Положение Волгограда на административной картах области и страны. Расстояния. Положение в часовых поясах. 1 Знать историю герба, города. Уметь положение города на картах мира и России. Лекция учителя. Доклады учащихся. 12. Национальный состав населения. Волгограда и Волгоградской области. Религии, исповедуемые населением Волгоградской области. 1 Знать особенности национального состава населения города и области. Диалог с учениками. Творческая работа: 13. История формирования городов Волгоградской области 1 Знать историю формирования городов области. Рефераты обучающихся. Посещение краеведческого музея. 14. Казачество. Традиции, быт, культура Донского казачества. 1 Знать историю казачества. Их традиции, быт. Лекция учителя, сообщения учащихся. 15. Народное хозяйство. Общая характеристика и особенности развития народохозяйственного комплекса Волгоградской области.Экономико – географическая характеристика отраслей 1 Знать особенности хозяйства области. Прогнозировать развитие экономики области. Лекция учителя. Экскурсия на предприятия города.
специализации: история формирования. Перспективы развития. 16. Сельское хозяйство Волгоградской области. Ведущие отрасли. Значение зернового хозяйства в экономике области. Развитие основных отраслей животноводства. Проблемы в сельском хозяйстве. 1 Знать основные отрасли с/х области, проблемы отрасли Диалог с учащимися 17. Экологическое состояние природной среды Волгограда и Волгоградской области. Влияние экологического состояния окружающей среды на здоровье населения. 1 Знать влияние экологического состояния окружающей среды на человека, антропогенные изменения природы. Урок - диспут Требования к знаниям и умениям учащихся:
7.

Показывать:
- Волгоградскую область и город Волгоград на карте, - Основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы Волгоградской области,
8.

Называть:
- основные формы рельефа Волгоградской области - факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны, тип климата, - год основания города, основные этапы его развития,
-численность населения Волгограда и Волгоградской области, - основные отрасли хозяйства Волгограда и Волгоградской области, - крупнейшие предприятия Волгограда и волгоградской области, - достопримечательности Волгограда.
9.

Определять:
- -координаты города Волгограда, поясное время, - основные климатические показатели,
10.Описывать
-географические явления, объекты, - природные условия жизни, быта, хозяйственной деятельности людей, - антропогенные изменения природы, - основные этапы становления города Волгограда, периоды формирования хозяйства Волгоградской области, - социально – экономические особенности города Волгограда.
11.Объяснять:
- природные особенности географических объектов и явлений, - опасные природные явления и правила поведения, - различия в освоении территории Волгоградской области - современные социально – экономические и экологические проблемы Волгограда и Волгоградской области.
12.Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием различных факторов

Литература
1. Энциклопедия Волгоградской области / Гл. редактор О.В. Иншаков и др.; Волгоградский государственный педагогический университет. – Волгоград: «Издатель», 2007. - 550 с. (соавторы: В.А. Брылёв, Дьяченко Н.П., Клюшникова Н.М., Козина О.В.Трофимова И.С., Н.В., Славгородская Е.Н. и др.). 2. Энциклопедия Волгоградской области / под ред. О.В. Иншакова. 2-е изд., доп. – Волгоград: Издатель, 2009. (соавторы: Брылев В.А., Дьяченко Н.П., Клюшникова Н.П., Козина О.В., Корхова Ю.А., Мелихова Е.В., Пряхин С.И., Трофимова И.С., Славгородская Е.Н. и др.). 3. Во имя российской науки. Очерки по истории географических исследований Волгоградской области. Часть 1 (с древнейших времен до конца XVIII века) / С.Н. Моников. – М.: Планета, 2011. 4. Волгоградская область: природные условия, ресурсы, хозяйство, население, геоэкологическое состояние: кол. монография / В.А.Брылёв, С.И.Пряхин, Н.П.Дьяченко и др. - Волгоград: Изд-во "Перемена" 2. Географический атлас-справочник Волгоградской области: учебное пособие / авторский коллектив: В.А.Брылёв, С.И.Пряхин, Н.М.Клюшникова, Т.Н.Буруль, Н.П.Дьяченко, С.Н.Моников, Н.А.Лобанов, А.Ф.Ширшов. - М.: Планета, 2012 3. Природные комплексы и биоразнообразия долины Нижней Волги: учебное пособие / пд ред. Г. Ю. Клинковой. В. А. Селищевой. - М. : Планета, 2011. (соавторы: В.А. Брылёв, Т.Н. Буруль, Н.П. Дьяченко, С.Н. Моников и др.). 4. Географический атлас-справочник Волгоградской области. 2-е изд., перераб. и исправл. / Под ред. В.А.Брылёва. - Москва: Планета, 2012. - . (соавторы: С.И.Пряхин, Н.М.Клюшникова, Т.Н. Буруль, Н.П.Дьяченко, С.Н.Моников, Н.А.Лобанова, А.Ф. Ширшов). 5. Интернет - ресурсы