Пробелы в знаниях по учебным предметам. Доклад на тему: « предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях учащихся»

  • JavaScript ,
  • ReactJS ,
  • Разработка веб-сайтов
    • Перевод

    Вчера я разговаривал с другом, который ищет разработчика на открытую вакансию. Он выразил некоторое разочарование, которое я тоже испытываю в последнее время:

    У меня проблемы с поиском фронтенд-разработчика, в основном, по WP, Foundation, CSS, JS, на низкоуровневую позицию. Не могу понять, в чём дело. Ни у кого из кандидатов нет «базовых знаний» ничего из перечисленного. Но они могут делать сайты на React или других JS-фреймворках, или на базе WP-шаблонов. Но если я говорю, что нужно сделать простые изменения в CSS, смотрят пустыми глазами… Или какую-нибудь мелочь на чистом JS, ничего.
    Нет недостатка в учебных лагерях, курсах, полно ресурсов для изучения фронтенд-разработки. Но я собеседовал кучу ребят из этих учебных лагерей и думаю, что там серьёзно недооценивают важность CSS и основ JavaScript.

    Конечно, есть ограничения на то, сколько можно усвоить за 12 недель обучения. Но огромная часть проблемы в том, что наша индустрия восхищается новым, одержима самыми последними и прекрасными SPA-фреймворками, в то же время обесценив CSS и «старые» имплементации.

    Восхищение новым

    Наша индустрия восхищается новыми подходами к разработке. Чем ещё можно объяснить непрерывное стремление выбросить все наработки и «переделать с нуля» каждый раз, когда появляется новый, лучший и более сложный фреймворк? Каждый раз мы утверждаем, что это приведёт к более чистой, простой, идеально абстрагируемой архитектуре, и каждый раз всё заканчивается изобретением велосипедов, воссозданием багов и открытием заново всех пограничных ситуаций, которые снова приводят к такому же безобразному коду.

    Это не означает, что никогда ничего не стоит переписывать или что новое никогда не бывает лучшим. Просто мы пали жертвами культа бесплатных вещичек и идеи идеальной абстракции. Каждая новая архитектура идеальна до тех пор, пока не сталкивается с жёсткими условиями реального мира. К сожалению, люди - довольно хаотичные существа, и весь наш софт создан для решения человеческих проблем. Поэтому каждая программа в реальном мире заканчивает дырявыми абстракциями, неуклюжими пограничными ситуациями и новыми компромиссами.

    Эта гонка по бесконечной переделке и концентрации только на последнем и самом лучшем часто приводит к отказу от прежних решений тех проблем, которые в итоге появляются заново. Также она приводит к тому, что мы применяем новые инструменты в абсолютно неподходящих областях, просто потому что они новые.

    Одержимость самыми последними и прекрасными SPA-фреймворками

    Публикуя список рассылки по фронтенд-разработке, я каждый день вижу эту проблему во время текущего бума SPA. Читаю огромное множество статей, где авторы пишут о разных технологиях, и поверьте, почти все в мире JavaScript пишут об одном или другом из этих фреймворков как будто это абсолютно новая и уникальная инновация. Хотя это отличные инструменты, но каждый из них создан для решения конкретной проблемы. Они основаны на схожем базисе и делают разный выбор в зависимости от задач, для которых оптимизированы.

    Можно взять React для примера, потому что он так сильно продвигается в последние несколько лет…

    Не поймите меня неправильно, я люблю React. Это феноменально мощный инструмент. Он делает не только возможным, но и простым создание интерфейсов, которые казались нереальными, когда я начинал веб-разработку. Однако новички в индустрии приходят и видят всю эту шумиху вокруг React и предполагают, что это единственная истина, как следует писать на JavaScript. Сделать новое веб-приложение? Используй React! Нестандартный шаблон для блога? React! Переделать старый сайт? Переходи на React!

    Это катастрофический подход к использованию технологии! И не слушайте меня, послушайте одного из самых видных разработчиков в сообществе React, Дэна Абрамова! Когда Кори Хаус попросил высказаться о недостатках React, Дэн дал наиболее подробное описание:


    «Его производительность хуже шаблонов, если много вещей исключительно быстро обновляются одновременно. Например, приложения для биржевой торговли»


    «Ради выразительных возможностей языка приносится в жертву память. Приложения React обычно делают больше краткосрочных размещений в памяти под большой нагрузкой»


    «Он в основном спроектирован исходя из потребностей Facebook. Так что если ваши приложения сильно отличаются от того, что делает Facebook, то React может не подойти для ваших нужд»

    Это только часть, но открытость Дэна подтолкнула Кори к ответу:
    «Должен сказать, я поражён, что лучший список причин не использовать React пришёл именно от вас, Дэн. Действительно восхищаюсь столь откровенным и подробным ответом»

    Очевидно, у Дэна нет иллюзий о том, что React идеален для всего; он хорошо знаком с компромиссами, на которые пошли разработчики! Но такая большая часть сообщества спешит перейти на SPA-фреймворки для всего подряд и полностью игнорируют факт, что эти инструменты решают конкретные области задач. Да, это феноменальные инструменты и огромное удовольствие с ними работать… но часто они абсолютно не подходят для решения задач в других областях.

    Превознося фреймворки над всем остальным, мы не замечаем решений, которые гораздо более подходят для этих областей.

    Обесценивание CSS

    В индустрии появилась тенденция унижать HTML и CSS как «не настоящую разработку» и нечто низшего уровня. Думаю, это идёт от того, что логику стали превозносить над графическим/пространственным мышлением… CSS и HTML воплощают иерархические, графические и пространственные отношения, в то время как JavaScript фокусируется в первую очередь на логике.

    Но замечательная особенность логических языков/выражений состоит в том, что часто они могут включать другие типы отношений… что позволяет выражать пространственные отношения на логическом языке. Однако мы в индустрии часто неправильно интерпретируем такую большую широту возможного выражения как то, что выражение на этом языке строго превосходно.

    Это НЕ так!

    На самом деле, если посмотреть на примеры из математики и физики, то часто наоборот! В этих областях, если вы начинаете с логической модели, то часто отчаянно пытаетесь найти пространственную или графическую модель, которую можно здесь применить.

    Причина в том, что эти пространственные модели зачастую раскрывают гораздо более интуитивные или лаконичные способы представления проблем - и они приводят к важным озарениям и выводам, которые мы затем кропотливо пытаемся перевести обратно в логическую форму.

    CSS представляет невероятно мощный фреймворк для выражения графических и пространственных отношений, иногда исключительно сложных!

    Сохранение сложности

    Это приводит меня к моему ключевому тезису о разработке ПО - сохранение сложности .

    В любой решаемой проблеме есть некий присущий уровень сложности, и эта сложность должна быть где-то учтена.

    Это всплывает во многих случаях, но в данном примере речь идёт о сложности выражения графических и пространственных отношений. Различные элементы на странице пространственно взаимосвязаны друг с другом невероятно сложным образом на разных уровнях, особенно с учётом манипуляций и перемещений этих элементов. Эта сложность должна быть где-то учтена, а в случае CSS браузер делает почти всю работу за вас!

    Существует *невероятно много* кода JavaScript, написанного просто потому что разработчик недостаточно хорошо знает CSS.


    «Это правда. Я работала над проектом, где 2000 строк JS делали то, что уже реализовано в position: absolute , просто потому что разработчики не понимали этого»

    Что делать?

    Я не пытаюсь сказать, что нам не следует использовать или учить людей новейшим и самым лучшим инструментам. SPA-фреймворки вроде React, Angular, Vue и Ember позволяют создавать в вебе невероятно мощные интерфейсы, которые просто были невозможны всего несколько лет назад. Эти инструменты действительно изменили представление о том, что возможно сделать в онлайне.

    Но я считаю, что следует искоренить элитизм SPA и вновь подчеркнуть важность фундаментальных знаний и выбора правильного инструментария.

    Создатели этих фреймворков редко заявляют, что они хороши для всего подряд, но мы в индустрии настолько их возвысили, что новички полностью пропускают изучение базовых основ и предполагают, что только этот сложный инструментарий - единственный «правильный» способ решения их проблем.

    Если все новые разработчики будут с презрением смотреть на CSS, то мы придём к тому, что 2000 строчек JavaScript будут пытаться заново реализовать position: absolute; .

    Если все новые разработчики решат, что новый код HTML и JavaScript можно писать только через SPA, то мы придём к исключительно перепроектированным, глючным и тормозным блогам, маркетинговым сайтам и всему остальному, что сейчас хорошо реализовано на старых технологиях.

    Нам следует серьёзно поговорить о том, какие навыки мы ожидаем от разработчиков в нашей отрасли и чему мы их обучаем. Вполне нормально начать обучение новичка в каком-нибудь учебном лагере, но есть серьёзный разрыв между современными выпускниками этих лагерей и тем, что требует индустрия. Может быть нереально ожидать соответствие этим требованиям после 8-12 недель обучения, но нужно хотя бы направить их по правильному пути.

    К учебному плану основ

    Я не составлял учебник основ веб-разработки, но несколько вещей определённо включил бы туда. Они перечислены ниже со ссылками на бесплатные и платные ресурсы для более глубокого изучения, но что бы ВЫ включили в список? Напишите в комментариях.

    CSS

    1. Базовая блочная модель в CSS (box model). Это главная из основ, которую вы ОБЯЗАНЫ понять. В качестве бесплатного ресурса можно порекомендовать Шея Хоу из его бесплатного курса Learn to code HTML & CSS . С платной стороны, особенно если вы легче воспринимаете аудиовизуальный контент, у моего друга Джеймса Стоуна есть неплохой видеокурс по блочной модели в CSS .
    2. Специфичность CSS . Это ещё одна важная основа, которую нужно понять, если собираетесь заняться веб-разработкой. Без прочного понимания специфичности вы непрерывно будете пытаться заставить свой код CSS работать так, как нужно. В Smashing Magazine есть отличный обзор для начала .
    3. Flexbox . Спецификации Flexbox произвели революцию в методах вёрстки, и вам непременно нужно воспользоваться преимуществами этой технологии. Лучший ресурс по Flexbox, который я видел, - этот справочник от CSS Tricks . Если ищете видеокурс по Flexbox, посмотрите

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

    Яшалтинского района Республики Калмыкия

    УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

    И ЛИТЕРАТУРЫ

    КОМПАКОВА А.Н.

    Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
    Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что такие учащиеся в школах существуют. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Я хотела бы остановиться на работе с отстающими учащимися по русскому языку.

    «Работа с отстающими учащимися по русскому языку и предупреждение неуспеваемости»

    В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
    Неуспеваемость учащихся порождается многочисленными и разнообразными причинами, зависящими как от самого учителя (его опыта, подготовки, его методики), так и от самого ученика. На устранение причин, следствием которых является неуспеваемость учащихся, должны быть направлены усилия всех учителей. Предупреждение неуспеваемости осуществляется постановкой занятий в целом.
    Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся. Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся всему классу.
    Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики. Например, небольшая карточка из дидактического материала.
    В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях и навыках. Эти учащиеся испытывают большие трудности в работе над учебным материалом и нуждаются в постоянном внимании к себе со стороны учителя и на уроке, и вне занятий. Только при этом условии такие учащиеся могут ликвидировать пробелы в знаниях и подняться до уровня всего класса.
    Первое, с чего начинается индивидуальная работа, - это изучение учащихся, пробелов в их знаниях и причин этих пробелов, психологических особенностей и т. д.
    Внимательно изучая своих учащихся, я вижу, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи медлительны в работе.
    У одних учащихся более развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих - моторная. В любом классе есть учащиеся, не владеющие дисциплиной умственного труда. Это проявляется и во время изложения или повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной работы. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом. Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Нужно вскрыть перед учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов, необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке и в домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала. Некоторые считают, что индивидуальная помощь учащимся – это только работа с ними вне урока. Это, разумеется, неверно. Индивидуальная работа с учащимися – это, прежде всего, постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса учащихся, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания.
    Групповые дополнительные занятия организуются лишь в самых исключительных случаях.

    Такие группы должны быть небольшими по количеству занимающихся в них учащихся. Это, в основном, те учащиеся, которые пропустили занятия по какой – либо причине или тот, кому что – нибудь непонятно.
    Как я организую индивидуальную работу с учащимися?
    Прежде всего, стараюсь выявить слабые и сильные стороны каждого ученика, веду учёт, какие ученики в чём отстают, на какое правило делают ошибки.
    При выполнении письменных упражнений, при проверке домашних заданий особое внимание уделяю отстающим: даю им индивидуальные задания, работаю с каждым учеником по допущенным ошибкам. При разборе ошибок главное внимание обращаю на типичные ошибки, которые встречаются у многих учеников в контрольных диктантах. Эти ошибки разбираем в классе.
    Главное – индивидуальная работа с каждым отстающим. Для учёта ошибок по русскому языку завожу специальную тетрадь, в которой отводится страница, где фиксируется тема урока (которая детям трудно даётся и ставится + или – около каждой фамилией).Установив, какие ошибки допускает тот или иной ученик, даю задание по учебнику или по карточке на данное правило. После каждого контрольного диктанта слова на те правила, которые учащимися уже усвоены, в его карточке вычёркиваются, а новые слова, в правописании которых в диктанте допущены ошибки, вносятся в карточку. Ценным в этой форме организации индивидуальной домашней работы учащихся по русскому языку является то, что она не требует громоздкого учёта. Подготовка к этой работе также не является трудоёмкой для учителя. В своей работе я применяю и индивидуальные карточки. Индивидуальная дополнительная работа учащихся даёт большой эффект. Но она требует упорного труда ученика и учителя, так как дополнительные работы ученику надо выполнять, а учителю – проверять.
    Очень хорошим приёмом работы над ошибками является, по моему мнению, и такой метод. Выписываю ошибки из 2 – 3 контрольных диктантов с их объяснением. После того как дети осмысленно усвоят правило и изучат слова, в которых они делали ошибки, даётся самостоятельное задание: написать творческий диктант или сочинение, используя слова и предложения с ошибками.
    Контрольная работа по следам своих ошибок очень полезна. Формы и методы индивидуальной работы на уроках русского языка многообразны. При подготовке к уроку я намечаю, кому из учащихся во время опроса дать для подготовки больше времени, а кому – поменьше, кого спросить у стола, у доски, кому дать карточку.
    При опросе 1 ученика делаю упор на практическую часть материала, на умение применять правило, от другого требую разъяснения смысла правила, от 3 – добиться чёткого, последовательного пересказа по плану. В качестве дополнительного материала 1 – разбор по составу, 2 – объяснение правописания слов, 3 – склонение или спряжение слов.
    Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время объяснения материала. Она может принимать самые разные формы: к одним учащимся обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести примеры, третьих привлекаю к анализу иллюстраций. Это активизирует учебный процесс, вовлекает в работу всех учащихся и помогает отстающим усвоить материал. Вопрос о том, кому из учащихся какое задание предложить, решаю тоже с учётом их индивидуальных особенностей.
    Если учащийся отличается неустойчивостью внимания, т. е. невнимательный, к нему я обращаюсь с вопросами, привлекаю его к анализу примеров, предлагаю повторить соответствующие положение, учащимся, которые запоминают материал механически, предлагаю подобрать свои примеры, объяснить орфограммы или знаки препинания, пересказать правило своими словами.
    В качестве дидактического материала во время изложения использую примеры, в которых учащиеся допустили ошибки в письменных работах.
    Усвоение правописания – сложный процесс. Пути овладения орфографией многообразны. Они вытекают не только из специфики учебного материала, но и из психологических особенностей детей. Учитель должен учитывать эти особенности и, прежде всего, все виды памяти учащихся.
    Практически это означает, что в процессе объяснения учитель должен сочетать слово с наглядностью, рассказ с элементами беседы, анализ примеров, записанных на доске, с разбором примеров, подобранных учащимися, т. к. память у детей разная: зрительная, слуховая, моторная. Закрепление орфографического материала – один из наиболее ответственных этапов урока.
    Одним из распространённых недостатков в преподавании русского языка является недооценка слуховых задач, особенно при закреплении. Выполняя классную или домашнюю работу, учащиеся обычно воспринимают орфограмму зрительно, подкрепляя её зрительный образ только моторным восприятием. Звуковой образ в этом процессе, как правило, не участвует. Не удивительно поэтому, что даже учащиеся успевающие допускают ошибки в слуховых диктантах на данное правило. Объясняется это просто: в процессе работы над материалом учащиеся были ориентированы на зрительное и моторное восприятие орфограмм, а во время диктанта – на слуховое, то есть на тот вид памяти, который в работе над материалом не участвовал. Отсюда видно: работая над орфограммой, учитель должен сочетать задания таким образом, чтобы в усвоении её участвовали все виды памяти учащихся. С этой целью я практикую предварительное проговаривание отдельных слов (слов с непроизносимыми согласными, непроверяемыми гласными, и др.) Провожу предупредительные, объяснительные диктанты.
    Индивидуальный подход к учащимся осуществляю и при подготовке к контрольной работе. Подготовку к диктанту я начинаю за несколько дней до его проведения. Перед диктантом сообщаю, что нужно конкретно повторить. Даю для запоминания слова, которые трудны и могут встретиться в диктанте, провожу тренировку в постановке знаков препинания, разбираем слова по составу. Когда диктанты написаны, учащиеся их проверяют. Проверку проводят целенаправленно, под моим руководством. Например, предлагаю им сначала найти и проверить написание всех, имён существительных, затем найти прилагательных и глаголы. После такой проверки ещё раз читают текст и сдают тетради. Иногда, когда работы сданы, спрашиваю, что показалось наиболее трудным. Затем записываю трудные орфограммы на доску. По свежим следам правильные написания лучше закрепляются в памяти учащихся.
    К индивидуальной работе с учащимися я приступаю с самого начала учебного года. А занятия после уроков провожу только тогда, когда ученик много пропустил или не понял материала. Если же ученик недобросовестно отнёсся к выполнению задания, от такого требую вторичного его выполнения, иногда оставляю после уроков. В остальных случаях работу провожу индивидуально с каждым отстающим учащимся. Практикую ведение тетрадей для дополнительных работ. В зависимости от характера ошибок я вкладываю в тетрадь ученика карточку с заданием. Не следует давать сразу несколько карточек – чтобы не обременять учащихся работой. Учащиеся охотно работают над своими ошибками при помощи карточек – заданий. Каждая самостоятельная работа по исправлению ошибок проверяется учителем и в журнале обязательно выставляются оценки наравне с оценками за контрольные работы.

    ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ » УЧЕНИКАМИ


    1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
    2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его.
    3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со «слабоуспевающими» учениками.
    4. Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще давайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
    5. Работа со «слабоуспевающими» детьми – это огромный труд и терпение. Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.
    6. Не гонитесь за большим количеством новой информации. Выбирайте из изучаемого материала главное, многократно повторяйте и закрепляйте его.
    7. Умейте расположить таких детей к себе. Общение - главная составляющая любой методики. Только тогда получите и результат обучения.
    8. Научитесь управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.
    9. Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помните: спустя некоторое время их группа вновь разобьется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
    10. Научитесь привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к «слабым», и пусть продолжается учеба.

    1. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями. 2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал. 3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. 4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности. 5. В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала. 6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах. 7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

    Причины неуспеваемости
    по данной теме
    (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

    Виды опроса

    Сроки сдачи материала

    Информация родителям (дата)


    Результат работы

    Ф. И. класс Индивидуальная таблица

    ученика ____________________________________________________



    «Выявление и устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения»

    Математика предстает пред учителем различными сторонами.

    Математика – дедуктивная наука, аксиоматический метод и некоторые эталоны рассуждений.

    Математика – способ познания мира и средство для практической деятельности в этом мире.

    Математика – это специфическая техника, набор приемов и методов для решения разнообразных задач. Возможность постоянно тренировать и совершенствовать эту технику.

    Математическое образование должно с достаточной полнотой отражать все стороны математической науки. Причем отражать не только на бумаге: в программах, учебниках, но и в практической работе учителя. Математическое образование должно расширяться за счет исторических сведений, за счет занимательности и практической значимости решаемых задач. Кроме того, необходимо воспитывать уважение к науке – тяжелому труду человеческого ума.

    В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.

    Образование вообще и математическое в частности я понимаю, в первую очередь, как управление, как руководство развитием. Я считаю, что в образовании не столь важен упор на знания и умения сами по себе, сколь важно воздействие на развитие ребенка. Я учу своих учеников логически мыслить, думать, ценить мнение других и отстаивать свое.

    Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

    Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

    Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

    Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

    Цели работы:

      формирование прочных знаний;

      обучение приемам самоконтроля;

      формирование потребности в самоконтроле;

      воспитание ответственности за выполненную работу;

      развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

    Задачи, решаемые в ходе работы

    Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

    Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

    Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

    Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

    Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

    Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

    Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

    Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

    С 5 класса завожу с учениками общие тетради (96 листов) для алгоритмов, которые ведутся до 11 класса (Приложение 1).

    С 5 класса завожу с учениками общие тетради (96 листов) для дополнительных работ по ликвидации пробелов в ЗУН, которые ведутся до 11 класса (Приложение 2).

    I этап. Выявление ошибок

    Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, самоконтроля и взаимоконтроля.

    Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

      в начале, за полугодие и в конце учебного года - контрольные работы с последующим составлением таблицы с результатами в специальной тетради, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;

      индивидуальная самостоятельная работа по анализу ошибок;

      в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им проверочные и самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

      для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки» (для проверки усвоения знаний с числами и многочленами), минитесты («Согласен с утверждением - ставь “+”, иначе - “–”»). Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

    Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

    - ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

    - прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

    Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

    Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

    Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении (как в математическом бое) и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

    На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

    II этап. Фиксирование ошибок

    Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

      Тетрадь учета ошибок cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. В эту тетрадь заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал.

      По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

    III этап. Анализ допущенных ошибок

    Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

    IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

    Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

      Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

      Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

      Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

    V этап.

    Устранение пробелов в знаниях

      Анализ работы в классе.

      Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

      Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

      Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

    VI этап. Меры профилактики

    Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

      Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

      Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

      При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

      Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

      Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

      Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

    Приложение 1

    Алгоритм

    нахождения коэффициента.

      Записали числовые множители впереди выражения.

      Записали буквенные множители в конце выражения.

      Нашли произведение числовых множителей.

      Упростили буквенные множители, используя переместительное и сочетательное свойство умножения (буквенных множителей может быть несколько).

      Числовой множитель (он один) - коэффициент.

    Пример: а) = -24 m

    б) = - 96 m

    Алгоритм

    решения задач на прямую

    и обратную пропорциональные зависимости.

      Неизвестное число обозначается буквой х.

      Условие записывается в виде таблицы.

      Устанавливается вид зависимости между величинами.

      Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.

      Записывается пропорция.

      Находится её неизвестный член.

    Приложение 2

    Тетрадь учета усвоения пройденных тем.

    Ф.И.

    ученика

    Тема по программе, рассчитанная на 8 часов

    Урок №1

    ПР№1

    ДЗ№1

    Урок №2

    ПР№2

    ДЗ№2

    РО №1

    Урок №3

    МД №1

    ДЗ№3

    РО №2

    Урок №4

    ОСР №1

    ДЗ№4

    РО №3

    Урок №5

    СР №1

    ДЗ№5

    РО №4

    Урок №6

    СР №2

    КР

    Анализ КР, РО

    Все домашние задания тщательно проверяются в классе.

    1.Пробелы по пройденной теме (после контрольной работы по теме)ликвидируются в тетрадях по ликвидации пробелов.

    2.Задания подбираются по дидактическому материалу (дается на неделю).

    3. Ученик пишет повторную контрольную работу, отметка ставится в журнал (анализ контрольной работы).

    Приложение 3

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО УРОВНЯМ::

    Решите систему уравнений:

      Графически.

      Способом подстановки.

      Способом сложения.

    Блок А Блок В

    Индивидуальная работа учителя

    по ликвидации пробелов в знаниях учащихся

    Гносеология познавательной деятельности человека обусловлена тем, что человек, как и любое высокоразвитое существо, обладает инстинктом самосохранения, сопровождаемое чувством тревоги и страха исторически являющиеся главной движущей силой к познанию окружающего мира, общества и самого себя. Самообучающая функция организма человека ответственна за накопление опыта обеспечивающего функционирование этого организма. Используя накопленные знания умения и навыки, человек преобразует окружающую его действительность и тем самым расширяет свои жизнеобеспечивающие возможности необходимые для его существования в природе и в обществе. Все дети с рождения обладают способностью и естественной потребностью учиться - самообучаться. Но вопреки этому существующая педагогическая система с устаревшей авторитарной идеологией, методиками и организацией учебного процесса умудряется убить у многих учащихся естественную потребность в образовании.

    Естественное образование – это развитие идущее изнутри человека – самообразование - процесс учения.

    Главную роль развития учащегося играет его личностная система управления познавательной деятельностью. Для этого

    Во-первых, для уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и учащимися,
    даем учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала в виде:

    · Баллом "5" оценивается ответ, показывающий глубокое понимание изученного материала.

    · Баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала.

    · Баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное незнание учебного материала.

    · Баллом "2" оценивается ответ, обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала.

    · Баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала.

    Причем правильный ответ лишь подразумевается, так как учащийся может, неверно восприняв материал, истолковать его как правильный. Поэтому контроль правильности воспринятого материала и дальнейшее становление учащихся на путь истины оставляем за педагогом. В этом плане возникает вопрос - «Как оценивать выполнение творческих заданий, например решение задачи?» Оценивать надо так же, но выполненные творческие задания нужно проверять во время корректирования знаний и умений определять правильность выполненного задания и по возможности не снижать оценку за не правильно выполненное задание.

    Во-вторых, учебный материал (домашнее задание) разбиваем на части, на логические порции в соответствии с этапами формирования понятия (от 3 до 6). Домашнее задание, в виде частей нового учебного материала, записываем перед его объяснением. Практика показывает, что когда материал преподносится в виде конкретных структурных логических блоков, то появляется возможность значительно улучшить усвоение учащимися изучаемого материала при одновременном снижении нагрузки на них. В таком блоке, как правило, выделяется ведущая мысль, которая и показывается учащимся. Разбиение материала на блоки обостряет внимание учащихся во время объяснения нового. Учащиеся легче схватывают основную мысль, работают спокойно, подробно уясняют детали нового материала. Изучение материала блоками значительно упрощает ученикам самооценку своих знаний и умений и делает её конкретной и достоверной. Поскольку за усвоение каждого блока учащиеся будут выставлять себе оценку. Педагог в свою очередь будет видеть, какую порцию учебного материала и как её усвоил каждый учащийся.

    Поэтому объяснение нового материала учителем выступает для учащихся пояснением выполнения домашнего задания. Тем самым автоматически стимулируется самообразование учащихся. Усвоение каждой части учебного материала или выполнение каких-то задач учащимися предлагаем оценивать ими по пятибалльной системе, а округленная средняя арифметическая величина этих оценок есть оценка знаний учащегося конкретного учебного материала. Это оценка, на которую учащийся претендует и обязуется её защитить, если ему предоставят такую возможность. Тем самым стимулируем и практически вводим самооценку.

    В-третьих, выдвигаются некие санкции.

    Например, в случае значительного завышения самооценки, учащемуся предлагается на ближайшем занятии защитить одну-две предыдущие самооценки, или эта оценка в журнал вовсе не выставляется - что ещё более не желательно для учащегося и т.д.

    Наряду со снижением оценки очень важно поощрять учащихся, в особенности "слабых", отмечая их успехи перед классом-аудиторией. Когда учащегося поддерживают, ободряют, говорят: «Мы в тебя верим, ты способный, ты мыслящий, талантливый, ты сильный, ты сможешь преодолеть себя, ты сможешь себя заставить, ты добьешься …, ты будешь лучшим», тем самым программируем его эффективную дальнейшую учебную деятельность. Естественно создаваемый сценарий взращивания победителя должен систематически развивать способности и упорство этого учащегося в преодолении учебных и жизненных трудностей.

    При этом педагог должен следить за равномерной частотой защиты учащимися самооценок и чаще приглашать защищать свою оценку тех учащихся, которые по недобросовестности имели случаи значительного завышения самооценки. Ряду добросовестных учащихся можно предоставить полное доверие в этом вопросе и как показывает практика, это полностью оправдывается. Причём добросовестность учащихся не зависит от их успеваемости, это могут быть и отличники и слабоуспевающие.

    Такие мероприятия позволяют поддерживать самооценки учащихся, а для учителя обратную связь на достаточно высоко достоверном уровне.

    Для того чтобы у учащихся не было пробелов в знаниях и умениях, для этого у каждого учащегося на каждом занятии в журнале должна стоять его опосредованная самооценка за конкретное понятие. Если в какой-то клетке журнала оценки нет, или стоит весьма низкая оценка, то это является сигналом педагогу и учащемуся о конкретных пробелах в знаниях или умениях данного учащегося.

    Поскольку самооценка знаний, умений производится на каждом уроке, то выдвигается стимул для учащихся по ликвидации прогулов, а значит и пробелов в знаниях. А именно: за четверть, за полугодие (семестр) учащиеся выставляют себе округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов, делённую на число учебных занятий в четверти или полугодии (семестре) по данному предмету. В этом случае сами учащиеся просчитывают свою итоговую оценку и прилагают максимум усилий, чтобы ликвидировать допущенные пробелы в знаниях и умениях и стараются не допускать прогулы на данные предметы даже по уважительным причинам. Просят принять зачёт по пропущенному материалу с целью, чтобы не было пробелов в знаниях, и чтобы итоговая оценка была высокой.

    В традиционной системе обучения, когда учитель ведёт опрос, проверяет знания, то естественно, своё не знание ученик старается спрятать, скрыть. В нашей технологии учебного процесса ученик старается сам ликвидировать своё не знание, свои ошибки. Задаёт вопросы учителю, спрашивает у учащихся, то есть сам проявляет инициативу. Учащиеся понимают, страшна не сама ошибка, а её припрятанность, которая может проявится на итоговом контроле. Ошибки естественны в учебном процессе это средство обучения. На ошибках учится всё человечество. Поэтому сами ученики стараются уточнить, понять, выяснить либо с помощью одноклассников, либо с помощью учителя то, что им не далось в самостоятельной домашней работе скрывать пробелы в знаниях и умениях им просто не выгодно. Тем более, что в будущем им предстоит отчитываться либо на тематической, либо на итоговой проверке знаний и умений.

    Тщательно выверенные на большом учебном материале данные практической педагогической работы в этой системе учения показали, что активное включение ученика в анализ и оценку своей учебной деятельности формируют у него добросовестное отношение к самообучению к достоверности выставления самооценки своих знаний и умений. Систематическая самооценка знаний и умений имеет большое воспитательное значение для учащихся, воспитывает у них такие важнейшие личностные качества, как самокритичность и требовательность к себе, дисциплинирует их, воспитывает у них волю, характер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку, выполнять своевременно и добросовестно задания. У учащихся начинает эффективно функционировать двуединая система управления внутри одной личности это контролирующая и исполнительная система являющиеся одновременно формированием механизма самосознания самоконтроля и самооценки. Самоконтроль учащихся придаёт им самоуверенность в своих силах. Наличие навыков самоконтроля говорит о высоком уровне самостоятельности.

    Ученик, получающий неудовлетворительную оценку в традиционном обучении, воспринимает это как наказание, а всякое наказание не оказывает положительного воздействия на учебную деятельность и взаимоотношения с учителем. Выставление себе самому не удовлетворительной оценки не является для ученика формой наказания, а выступает лишь сигналом для учителя о своей не достаточно успешной учебной работе на данном этапе и предполагает продолжение сотрудничества с педагогом по данной теме.

    Во время учебного процесса проводящегося на основе демократической идеологии сотрудничества автоматически создаётся спокойная обстановка, доброжелательности и взаимопомощи, появляется чувство коллективизма являющиеся слагаемыми эффективности обучения. Обратная связь на основе самооценок знаний и умений, учащихся по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени позволяют, как самим учащимся систематически следить за своей подготовкой, так и педагогу позволяет своевременно оказывать помощь учащимся.

    Данная технология создаёт у учащихся мотивацию систематически повышать качество своего образования, в результате практически внедряется в жизнь концепция непрерывного образования. Чем чаще тот или иной ученик участвует в самооценке различных видов заданий, тем лучше он усваивает программный материал. Учащиеся раскованны, не чувствуют никакого страха в ожидании вызова, поскольку независимы от оценочного произвола учителя, они знают что ту оценку которую себе поставили её уверено защитят, поэтому работают активно и с удовольствием, внимание педагога доброжелательно сосредоточено на исправлении ошибок и промахов учеников, на стимулировании их удач, в усвоении учебного материала. На таком занятии сотрудничества, учащиеся овладевают саморегуляцией своей учебной деятельности у всех всё получается, все всё понимают рождается чувство успеха в учении.

    Когда успех становится в некоторой степени устойчивым, постоянным в той или иной мере, начинается своего рода «цепная реакция», высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности учащихся в силу вполне естественного стремления избегания неудачи, у них меняется уровень самооценки, самоуважения, степень внутреннего и внешнего признания их достижений даже самых незначительных. Заметно улучшилась дисциплина, на занятиях прекратилась болтливость бывших так называемых «слабых» повысилась внимание, сосредоточенность учащихся.

    Естественно полагать, что предложенный способ включения ученика в процесс анализа и оценки собственной работы не означает исключение из этого процесса педагога. У педагога всегда остаётся возможность регулировать величину как текущих, так и итоговых оценок. Но педагогическая оценка при этом условии поступает к учащимся не извне, они сами активно участвуют в процессе самооценки. Успех в труде учащихся – показатель успешности учительского труда, основа становления личности учащегося, это его внутренний комфорт, его радостный настрой, основа взаимопонимания между педагогом и учащимися, основа положительной мотивации к учению. Появляется желание у учащихся решать все более и более трудные учебные задачи.

    Именно на это и настроена наша организация учебного процесса. За счёт повышения КПД учебного процесса учебная программа предмета усваивается учащимися гораздо быстрее. Поэтому появляется дополнительное время на последующее повторение, обобщение, решение творческих задач и конечно на корректирование знаний и умений учащихся.

    Результат введения данной идеологии и организации обучения превосходит все ожидания её эффективности. Педагогу как бы открывается третий глаз, он видит гораздо больше в реальной картине познавательного процесса учащихся и открывающихся конкретных проблем более высокого порядка для его педагогической деятельности. Наряду с высоким качеством формирования знаний, умений и навыков, автоматически формируются у учащихся организационная, коммуникативная, волевая и мотивационная компоненты. Происходит самопроизвольный переход от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения. Практически создаётся отход ориентации образования от усредненного ученика к индивидуализированному подходу к каждому учащемуся. Тем самым, создаётся абсолютно бесконфликтная высокоэффективная организация учебного процесса, достигающая благоприятное соотношение между коммуникативной деятельностью учащегося и педагога, обеспечивающая эффективность деятельности каждого учащегося, что является главным при определении объема и качества, решаемых на уроках учебно-воспитательных задач.

    В описанной технологии учебного процесса наглядно проявляется ведущая тенденция развития образования, заключающаяся в том, что усвоение программного материала из цели обучения становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития учащегося, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

    Причины неуспеваемости учащихся: слабое развитие интеллекта, особенности высшей нервной системы, отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение, пробелы в знаниях, не развиты навыки учебного труда, отрицательное влияние внешкольной среды (семьи, сверстников), недостатки воспитательного влияния педколлектива и класса.

    Необходимо создать характеристику неуспевающего учащегося, выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте учащийся, преподаватель, родители.

    Ученик должен уметь четко представлять зрительный облик слова, поэтому главным помощником в обретении этого умения является чтение. Ученикам 9-11 классов необходимо ежедневно читать до 10 страниц печатного текста.

    Ведите специальный рукописный справочник с опорными схемами, таблицами, конспектами. Записывайте или подчеркивайте примеры разными цветами. Выделенное цветом лучше запоминается.

    Регулярно работайте с лингвистическими словарями, пусть они станут для вас настольными книгами.

    Систематически и качественно выполняйте заданные учителем на дом задания: они способствуют закреплению знаний, умений и развивают орфографическую и пунктуационную грамотность.

    От семантики – к грамматике. Осмысливайте, сопоставляйте, учитесь анализировать, синтезировать, устанавливать закономерности, выстраивать ассоциативные ряды, заставляя работать образную память.

    Интенсивная работа мысли и силы воли – необходимое условие повышения качества успеваемости.
    Регулярно посещайте дополнительные занятия по совершенствованию знаний, умений и навыков. Не отказывайтесь от услуг репетиторства.

    На уроках учителя используют контрольно-измерительные материалы по подготовке к ЕГЭ предыдущих лет, а также демонстрационные материалы 2009 года. Просматривается практическая направленность работы учителей: выработать прочные ЗУН с целью подготовки учащихся к ЕГЭ. Проводится текущая проверка знаний в форме тестового опроса. Но используются задания в основном двух уровней сложности (типа А и В материалов ЕГЭ), исходя из учебных возможностей большинства учащихся класса. На уроке обществознания учащиеся учатся писать эссе, отвечая на проблемный вопрос, виды деятельности и формы заданий на уроке английского языка соответствуют требованиям экзаменационных билетов, на уроках истории России используются тестовые задания, на уроках всеобщей истории учащиеся готовятся к устным ответам на вопросы билетов, для чего ведется работа по развитию речи, учащиеся дают аргументированные ответы, выражают собственное мнение, основанное на фактах. Таким образом, содержание учебного материала уроков, организация самостоятельной деятельности учащихся, оптимальное сочетание форм организации познавательной деятельности учащихся, текущий и итоговый контроль ЗУН учащихся – все это способствует формированию прочных ЗУН, подготовке к экзаменам.

    Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

    Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

    Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

    Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

    Цели работы:

    • формирование прочных знаний;
    • обучение приемам самоконтроля;
    • формирование потребности в самоконтроле;
    • воспитание ответственности за выполненную работу;
    • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

    Задачи, решаемые в ходе работы

    Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

    Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

    Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

    Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

    Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

    Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

    Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

    Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

    I этап. Выявление ошибок

    Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконт-роля.

    Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

      в начале и конце учебного года - тестирование с последующим составлением матрицы данных (см. табл.1, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом) (копии таких матриц выдаю на каждый стол для индивидуальной самостоятельной работы по анализу ошибок);

      в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

      для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки» (для проверки усвоения знаний с числами и многочленами), минитесты («Согласен с утверждением - ставь “+”, иначе - “–”»). Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

    Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

    Ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

    Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

    Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

    Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

    Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении (как в математическом бое) и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

    На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

    II этап. Фиксирование ошибок

    Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

      Матрица данных - таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности (табл.1).

      Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал (табл.2).

      По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

    III этап. Анализ допущенных ошибок

    Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

    IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

    Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

      Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

      Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

      Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

    Таблица 1

    Матрица данных

    Класс

    Часть 1

    Часть 2

    Итого

    Отметка

    № задания

    Сумма баллов

    Сумма баллов

    Верный ответ

    1. Иванов И.

    2. Петров П.

    10. Якушев Ю.

    Средний балл

    Итоговый тест по алгебре в 8-м классе состоял из двух частей. Часть 1 содержала 17 заданий с выбором ответа. Каждое верно решенное задание оценивалось 2 баллами. Часть 2 содержала 7 заданий с развернутым решением. Каждое задание оценивалось своим максимально возможным числом баллов.

    V этап.

    Устранение пробелов в знаниях

      Анализ работы в классе.

      Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

      Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

      Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

    VI этап. Меры профилактики

    Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

      Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

      Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

      При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

      Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

      Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

    К примеру, изучая формулы приведения , предлагаю ребятам запомнить всего три слова, но строго в таком порядке:

    1) четверть; 2) знак; 3) название.

    Следуя этому алгоритму, ошибок не будет. Предположим, что нужно упростить выражение sin(π – x ). Рассуждения строим так:

    1) четверть: π – x , значит, II четверть;

    2) знак: во II четверти у синуса знак «+»;

    3) название: не меняем, так как p находится на горизонтальной оси, положение которой соответствует отрицательному качанию головой.

    Итак, sin (π – x ) = sin x .

      Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

    Таблица 2

    Фрагмент тетради учета ошибок

    10 класс
    Ученик Аронов С.
    Раздел программы:
    «Тригонометрические функции»

    Элемент содержания

    Усвоение знаний

    Числовая окружность

    Определения тригонометрической функции

    Радианная мера

    Основные формулы

    Формулы приведения

    Свойства функций

    Графики тригонометрических функций