В чем проявляется гиперактивность ребенка. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Или просто активный. Только специалист по определённым симптомам сможет определить состояние вашего малыша. Одни говорят, что гиперактивность - это болезнь, другие считают, что такой уж характер у ребёнка. Где же всё-таки правда? Что такое гиперактивность? Какой ваш малыш? Что с активностью крохи делать в этом случае? Об этом и о многом другом вы сейчас и узнаете.

Что такое детская гиперактивность?

Дети не могут быть похожими друг на друга: один активный, другой спокойный - все они индивидуальны. Многие мамы рассуждают: мол, если у них малыш слишком подвижный, значит, он гиперактивный. Однако это не совсем так. Гиперактивность - это перевозбуждённое которое сопровождается слишком большой активностью.

Такое состояние характерно для него всегда, даже ночью. Сидеть на одном месте он не может, ходить медленно - тоже. Всё делается очень быстро и не всегда обдуманно. При этом никогда не знаешь, чего ждать от гиперактивного человека в следующую минуту. Все решения он принимает спонтанно. Считается, что такому ребёнку уделяют недостаточно внимания. Поэтому он и придумывает новые шалости. Гиперактивность - это Она ярко начинает выражаться в возрасте двух лет, а к школьному возрасту обороты набираются, и тогда малыш становится неуправляемым: перестаёт полностью соблюдать дисциплину, проявляет свою агрессию, грубит взрослым. Для таких детей нет авторитета. Ещё около 150 лет назад медики пытались понять и решить проблему гиперактивности. На сегодняшний день некоторые вопросы раскрыты, но далеко не все. Появилось много книг и советов по этому поводу.

Чем отличаются детская активность и гиперактивность?

Активные дети - очень шустрые, это непоседы, которые постоянно хотят знать всё. Они познают мир благодаря своей неусидчивости. Но при этом они прислушиваются ко взрослым, их можно увлечь на некоторое время интересным занятием. Например, лепкой, аппликацией или складыванием пазлов. Всё зависит от интересов ребёнка. Чрезмерные эмоции у них проявляются редко. Если активных деток ничего не беспокоит, они не голодные и не больные, тогда слышен только их смех. Подвижность зачастую проявляется только дома - в гостях или на прогулке малыш ведёт себя по-другому, скромнее и тише. Активный ребёнок не конфликтует с детками, но если его обидят, сдачи даст, не задумываясь. Сам он не провоцирует скандалов. Физическая активность сопровождается жизнерадостностью, энтузиазмом, энергичностью, послушанием. За день ребёнок устаёт сильно, поэтому спит ночью очень хорошо.

Гиперактивных детей возможно тоже увлечь, но не более чем на 10 минут. Спокойного состояния у них не бывает. Малыш демонстрирует своё поведение абсолютно везде, не знает, что такое застенчивость. Говорит быстро, перескакивая с темы на тему. Задаёт очень много вопросов. Не дожидаясь ответа, спрашивает дальше. В речи заметно, что не договаривает окончаний, настолько быстро хочет что-то сказать. Спит в постоянном беспокойстве, крутится, падает с кровати, возможны Эмоции и поведение неуправляемы и неконтролируемы. Физическая активность перерастает быстро в агрессивность. В компании гиперактивные дети довольно часто конфликтуют со всеми.

Гиперактивность у детей: симптомы

Ваш ребёнок не может сидеть спокойно на одном месте? Не надо сразу бегать по врачам и думать, что у него детская гиперактивность. Сначала обратите внимание на особенности активности вашего малыша:

  • беспокойность и импульсивность;
  • невнимательность;
  • агрессия, нервозность и бесконечные истерики;
  • проблемы в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
  • невосприимчивость к обучению;
  • неуклюжесть, неумение дело доводить до конца;
  • недисциплинированность.

Все вышеперечисленные признаки и характеризуют гиперактивность. Симптомы, которые вы обнаружили, должны вас насторожить. Возможно, стоит применить какие-то меры для улучшения поведения вашего чада. Ведь агрессию проявляют слишком часто и выраженно.

Любые родители устанут воевать с таким поведением. Эти малыши быстро теряют контакт с друзьями, в итоге с ними дружить никто не хочет, и даже взрослые стараются избегать общения с такими личностями. Если они получили задание, никогда не смогут его выполнить полностью, так как чересчур перевозбуждены, невнимательны и могут забыть о порученной им серьёзной работе. Обратите внимание на гиперактивность у детей. Симптомы у них могут отличаться. Ведь, как уже говорилось, каждый ребёнок индивидуален.

Питание гиперактивных детей

Всем известно, что питание каждого ребёнка должно быть полноценным и сбалансированным, а главное - полезным. Если обычным деткам родители позволяют съесть шоколадку или конфетку, то из рациона гиперактивных такой продукт нужно исключить. В конце зимы - начале весны необходимо давать комплекс витаминов для улучшения памяти и мозговой деятельности. Как только начнут появляться на огородах и на деревьях первые овощи и фрукты, обязательно включите их в ежедневное меню. И вообще, они постоянно должны присутствовать на вашем столе.

Рыба раз в неделю, а лучше два должна присутствовать в рационе вашего малыша. То же касается всех продуктов, где есть магний, железо, кальций и др. А вот пирожные, торты, колбасы, покупные пельмени ребёнок не должен даже видеть. Они вредны не только для здоровья в целом, но и для поведения ребёнка. Это доказано медиками уже давно. Кроме того, необходимо помнить, что детям с гиперактивностью необходимо давать пищу исключительно по времени. Многие не верят, что от режима питания зависит поведение малыша, но наукой доказано, что это так.

Почему появилась гиперактивность

Откуда взялось такое поведение? Может, по наследству досталось? Так считают многие родители. Однако причины гиперактивности искать надо в другом. Вспомните, как протекала ваша беременность. Возможно, мама много нервничала, болела или принимала препараты, которые впоследствии сказались на малыше. Бывает даже такое, что женщина вела чересчур активный образ жизни, благодаря чему кроха ещё в утробе начал привыкать к этому. Тяжёлые роды также могут спровоцировать гиперактивность малыша. Помимо этого довольно часто причиной может быть нехватка внимания со стороны окружающих. Возможно, родственники ребёнка недостаточно с ним общаются или играют. Тогда детки пытаются привлечь внимание взрослых своим ужасным поведением.

Факторы, провоцирующие гиперактивность

Родители счастливы, если их ребёнок жизнерадостный, весёлый и активный. Однако когда у малыша просыпается агрессия и непонятное поведение, взрослые не понимают, что спровоцировало эту ситуацию. В первую очередь обратите внимание на собственное отношение к своему малышу. Возможно, вы недостаточно с ним добры и ласковы. Подобное поведение возможно, если ребёнок употребляет часто пищу, в которой находятся пестициды. Она очень вредно влияет на малыша. Газированная вода тоже входит в список запрещенных продуктов.

Поэтому старайтесь избегать употребления вредной пищи. Отношения в семье, в невнимательность к ребёнку - все это сказывается на состоянии нервной системы малыша, помните об этом.

Что говорят врачи

Мнения специалистов разделились. Одни уверены, что гиперактивность у детей дошкольного возраста - нормальное явление, другие говорят - это серьёзное заболевание. Педиатр направляет пациента к невропатологу и психиатру. Европейские учёные считают, что такого заболевания, как гиперактивность, не бывает. Просто ребёнок очень шустрый и беспокойный, а со временем он обязательно перерастёт. Гиперактивность - это миф, а не болезнь. Его придумали в начале 80-х годов, чтобы оправдать повышенную активность карапузов. Кроме того, окзывается, возраст детей тоже имеет значение. Исследование показало, что у школьников ко второму или третьему классу поведение меняется. Они становятся более спокойными и уравновешенными. Если ребёнок слишком нервный и невнимательный, возможно, у него нарушена психика. Однако, по мнению европейских медиков, не стоит пичкать детей психотропными и другими лекарствами. Последствия могут оказаться нежелательными. В дальнейшем ребёнок уже не сможет себя чувствовать нормально без медикаментов. Это ещё больше сказывается на его психике. Лучше добиваться нормального поведения непоседы ласковыми словами и разговорами. Всегда нужно помнить: все достижения или проблемы ребёнка - вина самих взрослых и окружения.

Игры с гиперактивными детьми

Любого ребёнка нужно уметь завлекать. Игры для детей дошкольного возраста предлагаются в большей мере активные. Так малыши будут тратить свою энергию с пользой. Чтобы развивать внимание и послушание, можно поиграть в игру: «Сделай всё наоборот». Взрослый опустил правую руку - малыш поднял левую. Взрослый закрыл один глаз, а малыш - другой и т. д. Поиграйте с ребёнком в игру «Съедобное - несъедобное». Только тематику нужно менять очень часто, чтобы малышу не надоело. Например, озвучиваете названия мебели - ребёнок ловит мячик, произносите другое слово, не касающееся тематики, - отбивает. Работа с детьми при повышенной активности проводится регулярно. Так они будут чувствовать, что им уделяется достаточное внимание, и будут вести себя энергично, но без лишних, никому не нужных эмоций. Время от времени играйте с малышами в шумные и эмоциональные игры.

Благодаря им у малышей развивается ловкость, мышление, Подвижные дети любят игру «Молчанка - кричалка». Взрослый заранее подготавливает 3 круга, цвета которых соответствуют светофору. Покажите малышу красный, в это время пусть он бегает, кричит, стучит и др. (2 минуты). Покажите жёлтый круг - ребёнок должен разговаривать и делать всё очень тихо. Зелёный цвет означает, что надо замолчать и совсем ничего не делать в течение 2 минут. С каждым "сеансом" время увеличивается. Следующая подвижная, но нешумная игра увлечёт на некоторое время детей. Это «Море волнуется раз» - забава, известная с давних времён. Она формирует у непосед послушание и фантазию. Для любого возраста можно найти интересные игры. Родители и воспитатели, заинтересованные в понижении гиперактивности ребёнка, должны научиться вместе с ним шуметь, кричать, бегать и прыгать. Вот увидите, как изменится малыш.

При гиперактивности работа с детьми проводится регулярно. Они должны чувствовать к себе постоянное внимание со стороны окружающих. Организуйте малышу чёткий распорядок дня. Постарайтесь, чтобы он кушал и ложился спать в одно и то же время. Обязательно выслушивайте мнение ребёнка, не игнорируйте его, даже если вам кажется, что он говорит абсурдные вещи. Если вы считаете, что малыш не прав, доказывайте свою точку зрения, только не жёстко. Ребёнок поверит достоверным фактам, найдите и приведите примеры. Постарайтесь сформулировать свою просьбу чётко, без крика, в доброжелательном тоне. Когда ребёнок начал капризничать или истерить, попробуйте не наказывать или бить его, а отвлечь игрой.

Даже банальный поцелуй успокоит разбушевавшегося малыша. Если никакие просьбы и уговоры не действуют, оставьте его одного - вот увидите, когда он поймёт, что некому закатывать истерики, он сам успокоится. Ребёнку часто говорить слово «нельзя» нежелательно. Нужно сформулировать запрет таким образом, чтобы это выглядело как просьба. Если вы ему запрещаете засовывать предмет в розетку, постарайтесь объяснить, почему это опасно. Непонятное для ребёнка наказание спровоцирует страшную истерику и скандал. Приказывать также не нужно, лучше просто спокойно попросить. Если ребёнок не хочет извиняться, заставлять его не обязательно, так как в очередной раз будут испорчены нервы у каждого члена семьи.

Как говорилось выше, игры для детей дошкольного возраста должны быть обязательным занятием, причем играть они должны как вместе с другими ребятами, так и со взрослыми. Гиперактивным деткам не стоит давать одновременно несколько заданий: после выполнения первого такой ребенок всё равно забудет, что нужно делать дальше. Лучше просить выполнить ту или иную задачу поэтапно. Не давайте успокоительного малышу - оно негативно влияет на его общее состояние. Лучше вместо лекарств обеспечить регулярное полноценное питание, и не забывайте о витаминах - их должно быть много. Твёрдость в воспитании должна присутствовать, но только без негативных эмоций. Добивайтесь от малыша умения доводить дела до конца, не останавливаясь на половине пути. У каждого ребёнка признаки гиперактивности индивидуальны. Ласковое и доброе отношение изменит его поведение.

Заключение

В случае с гиперактивными детьми помните, что нужно применять специфические методики воспитания и игры, если хотите добиться желаемого результата. Родители и педагоги должны сообща работать с такими малышами. Воспитатель детского сада или психолог должен объяснять родителям, что в семье может быть только тихая и спокойная обстановка, чтобы не провоцировать истерики крохи. С самого рождения от ребёнка нужно мягко требовать аккуратности и послушания. Он должен уметь уважать окружающих, общаться с ними в положенном тоне: не грубить и не хамить. Гиперактивные детки не очень отличаются от активных сорванцов. Немножко усидчивости - и с ними можно вполне нормально общаться. Просто каждый маленький человечек хочет постоянного внимания. Чем быстрее педагоги и родители начнут работать над гиперактивностью ребёнка, тем эффективнее будет результат.

В медицинской практике геперактивность - это сложное поведенческое расстройство, которое не требует какого либо медицинского вмешательства и проявляется в раннем дошкольном возрасте.

Расстройство может повлиять на успехи ребенка в школе, отразиться на межличностных отношениях, быть заметным по чрезмерной психической и моторной активности.

Признаки расстройства у разных детей могут обнаруживаться по- разному. У большинства детей расстройство связано со спонтанными реакциями, которые ребенок не может подавить. Реакции влияют на подвижность ребенка, его речь и внимание. Считаются признаками неуравновешенной нервной системы, в среде взрослых называются чрезмерной эмоциональностью.

При гиперактивности ребенок испытывает трудности с концентрированием внимания, не может сидеть на месте, ждать очереди. Он выкрикивает ответы раньше других детей, тянет руку, чтобы первым ответить на вопрос, проявляет неорганизованность, рассеянность и забывчивость.

Из-за сверхактивности ребенок плохо успевает в школе, не способен качественно выполнять поручения, он много двигается, много разговаривает, прерывает разговор сверстников и взрослых.

Признаки и симптомы расстройства, как правило, начинают проявляться в возрасте до семи лет. Их можно спутать с другим расстройством - синдромом дефицита внимания, а так же нормальным поведением ребенка. Поэтому, если родители заметили у ребенка один или несколько признаков расстройства - это не значит, что ребенок - гиперактивен. И напротив, если признаки присутствуют во всех ситуациях - дома, в школе, при внеклассных занятиях и на прогулках - пришло время поближе познакомиться с психологом и врачом.

Причины гиперактивности у ребенка

Первопричинами гиперактивности могут выступать:

Различные инфекции;

Родовые травмы, трудные роды, роды раньше или позже срока;

Отравление тяжелыми металлами и опасными для здоровья химикатами;

Неправильное питание, плохой распорядок дня.

Исследования доказывают, что гиперактивность чаще проявляется у мальчиков. Она может сопровождаться нарушением режима сна, энурезом, различными нарушениями речи, сердечными расстройствами. Расстройство часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания.

Основные признаки гиперактивности:

1. У ребенка практически всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Он не может сидеть на стуле, встаёт, вертится, ерзаёт, крутится, теребит одежду, когда должен спокойно сидеть.

2. Ребенок проявляет высокую двигательную активность без какой-либо причин. Он бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, кресла, причем даже в тех ситуациях, когда этого нельзя делать.

3. Ребенок не может сосредоточиться на игре, тихо и спокойно заниматься чем либо. Он кричит, пищит, выполняет резкие неосознанные движения.

4. В разговоре ребенок очень несдержан, не может до конца выслушать вопрос, отвечает на вопросы не в впопад, не задумываясь.

5. Ребенок не может стоять и дожидаться очереди в любых ситуациях, начинает нервничать и капризничать.

6. Ребенок мешает другим детям, пристаёт к окружающим, вклинивается в чужую игру, мешает своим поведением.

7. Ночью и днём ребёнок очень неспокойно спит, переворачивается с одного бока на другой, сбивает простыню, сбрасывает одеяло и при этом любит позу калачиком.

8. Ребенок неспособен распознать чужие потребности и желания.

9. Ребенок склонен к эмоциональным потрясениям и не может контролировать эмоции - как хорошие, так и плохие. Ребёнок может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать истерики, при чем совершенно без причины.

10. Ребенок проявляет интерес ко многим вещам, но практически всегда имеет проблемы с пониманием вещей. Например, он начинает интересоваться рисованием, но оставляет незаконченным рисунок и и переключается на игру в мяч, при этом полностью теряя интерес к рисованию.

11. Ребенок неспособен концентрировать внимание, даже тогда, когда к нему обращаются смотря в лицо. Он слышит речь, но не может повторить разговора, или того, что было сказано ему.

12. Ребенок часто делает ошибки по невнимательности.

Симптомы и отклонения выясняются специалистами путем наблюдения и оценки ребенка и его действий.

Дефицит внимания и гиперактивность у ребенка

Если окружающие утверждают, что ребёнок гиперактивен, это может означать что у него присутствует так же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов - психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования так же постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Если врач определяет, что ребенок имеет СДВГ, он предлагает родителям помочь в решении проблемы. Многим детям назначаются лекарства, помогающие контролировать поведение. На текущий момент существует огромное количество медикаментов, которые могут полностью вылечить это состояние. Медицина может помочь детям: фокусировать внимание, успокоить нервную систему, уравновесить поведение, улучшить память и внимание.

Некоторые лекарства ребёнок будет принимать только перед школой, некоторые - каждый день в рамках проведения лечебного курса. Назначить лечение может только врач, после консультаций с родителями.

Детям, имеющим СДВГ, нужна не только медицина, но и изменение образа жизни. В этом случае терапевт и психолог может предложить родителям индивидуально разработанный план по изменению образа жизни, дать рекомендации о том, что будет полезно, а чего следует избегать.

Детям так же очень полезна релаксация и поведенческая терапия. В релаксотерапии врач научит ребенка расслабляться, успокаиваться, делать глубокие дыхательные упражнения, расслаблять различные группы мышц. Поведенческая терапия может научить детей ставить перед собой цели и достигать их.

Если ребенок геперактивен (то есть поставлен именно такой диагноз), об этом обязаны знать не только родственники и врач, но и учителя школы, которую посещает ученик. Тогда ребенок сможет получить дополнительную помощь в учебе, если это необходимо. Школа может предложить родителям индивидуальный план обучения, спокойное место в классе, предоставить дополнительное время для выполнения заданий.

В большинстве случаев дети имеющие СДВГ имеют нормальное, счастливое детство, а при правильном подходе полностью устраняют недуг.

Очень важно знать, как проявляется гиперактивность на каждом возрастном этапе развития ребенка. Однако родители должны понимать, что большинство признаков могут характеризовать совершенно другую патологию, например неврастению. Поэтому самостоятельно диагностировать или делать выводы категорически запрещается. При подозрении на гиперактивность у ребенка следует обратиться обязательно к врачу.

Признаки гиперактивности у малышей до года

Первые симптомы заболевания могут проявиться у новорожденного. Кроха отличается: излишней возбудимостью; бурным реагированием на разнообразные манипуляции; излишней чувствительностью к внешним раздражителям - звуку, яркому свету; нарушенным сном (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует); отставанием в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца); запоздалым развитием речи. Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин капризного поведения - прорезывание зубов, изменение питания и другие.

Симптомы гиперактивности у детей 2-3 лет

Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы патологии. У ребенка в 2 года нарушение характеризуется следующими признаками: неусидчивость; большое число лишних движений у малыша; хаотичность движений; задержка речевого развития; моторная неловкость.

Признаки гиперактивности у дошкольников

В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей. Однако у ребят с СДВГ они значительно обостряются. В этом возрасте большинство детей идут в садик. Родителям следует обратить внимание на мнение воспитателей. У детей дошкольного возраста проявляется заболевание следующими признаками: неусидчивость; невнимательность; непослушание; трудности при укладывании спать; замедленное развитие внимания и памяти.

Проявления гиперактивности у младших школьников

У гиперактивных детей с увеличенными требованиями психических и физических нагрузок нервная система не справляется. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния. Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются: невозможность сконцентрировать внимание; неспособность сидеть на одном месте некоторое время; затруднение выслушивания взрослого; неуравновешенность; заниженная самооценка; вспыльчивость; головная боль; нервный тик; возникновение разнообразных фобий (страхов); энурез. Симптоматика гиперактивности у подростков

Ребята обладают прекрасным интеллектом, но при этом отличаются плохой успеваемостью. Причины кроются в невнимательности. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык. Ребята склонны к различным конфликтам. Их отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

Положительные эффекты у детей с гиперактивностью

Помимо проблем, у синдрома дефицита внимания присутствуют положительные моменты. В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что дети с СДВГ, как правило, являются:

1. Очень креативными и творческими. Ребенок, который мечтает и имеет в своей голове десятки разных мыслей может в будущем стать великим мастером, решающим сложные задачи и выбрасывающим фонтан идей. Дети с СДВГ могут легко отвлекаться, но в отличие от других видят то, чего другие не замечают.

2. Очень гибкими и изворотливыми. Ребенок может одновременно рассматривать несколько вариантов решений вопроса и открыт для различных идей.

3. Энтузиастами. Дети с СДВГ редко бывает скучными. Их интересует огромное количество вещей и яркие личности. Они притягивают к себе окружающих, имеют огромное количество друзей.

4. Очень энергичными и не предсказуемыми. Когда дети мотивированы какой-либо идеей, они работают и исполняют задания гораздо быстрее, чем обычные дети. Их бывает сложно отвлечь от решения задачи, если они в ней заинтересованы и если она связана с активным образом жизни.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень интеллектуальными и художественно одаренными.

Как отличить активность от гиперактивности ?

Родители нередко задаются вопросом - что такое гиперактивность, и чем она отличается от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию?

Гиперактивный ребенок

Активный ребенок

Кроха постоянно пребывает в движении, неспособен контролировать себя. При сильной усталости и неспособности двигаться дальше, истерит и плачет.

Малыш не сидит на одном месте, любит подвижные игры. При заинтересованности способен долго собирать пазлы или слушать книжку.

Говорит быстро и много. Часто не дослушивает и перебивает. Редко выслушивает ответы на заданные вопросы.

Много и быстро говорит. Задает множество вопросов.

Ребенка сложно уложить спать. Сон у малыша беспокойный. Не редкость для ребенка кишечные расстройства, аллергии.

Нарушения пищеварения и сна встречаются редко.

Малыш неуправляем постоянно. Он не реагирует на ограничения и запреты. Его поведение в различных условиях активно.

Активность проявляется не везде. Непоседливый дома, малыш спокойно ведет себя в гостях или в садике.

Кроха сам провоцирует конфликты. Не способен контролировать агрессию - кусается, дерется, толкается. В ход может пускать любые средства: и камни, и палки.

Кроха неагрессивен. В пылу конфликта способен дать сдачу. Но самостоятельно скандалы не провоцирует.

Психологи всего мира считают, что если у детей наблюдается признаки гиперактивности, обусловленные поведенческим расстройством - их следует устранять, чем раньше, тем лучше. Это позволит избежать разочарований и трудностей, которые могут возникнуть от низкой самооценки, а так же трения и стресса накапливающего у семьи и окружающих.

Если у ребенка обнаружены симптомы гиперактивности, которые схожи с СДВГ, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного врача и психолога. Вы сможете вовремя устранить гиперактивность, применив простые общедоступные меры.

Вариантов устранения этой особенности сегодня существует огромное множество. В качестве терапевтических мер может быть назначено изменение диеты, комплекс физических упражнений, изменение домашней обстановки, посещение детских кружков, любые другие отвлекающие факторы, которые позволят свести проблему к минимуму.

1. Четко организовывать распорядок дня ребенка и не менять его на протяжении продолжительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые рефлексы, например, ложиться спать после прочитанной сказки.

2. Создать для ребенка спокойную, предсказуемую обстановку, без каких- либо раздражителей. Это позволит минимизировать случаи выброса энергии.

3. Организовать для ребенка активный физический режим с посещением спортивных секций и занятий.

4. Не ограничивать ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это даст возможность расходовать лишнюю энергию.

5. Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую либо утомительную работу.

Устранение проблем гиперактивности у детей - это выполнимо. Ребенку следует давать расходовать излишнюю энергию вне стен учебных заведений, пробуждать интерес к учёбе и творчеству.

Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Ребенка необходимо всегда слушать, помогать ему закончить начатые задачи, учить быть усидчивым. Гиперактивным детям нужны эффективные стратегии воспитания, развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром. Им нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение.

Вы можете получить информацию по интересующему вопросу, отправив сообщение на электронную почту [email protected]

Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

Немного истории

Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

Причины развития СДВГ

Неблагоприятные факторы течения беременности:

Неблагоприятные факторы в родах:

  • Затяжные роды
  • Стремительные роды
  • Стимуляция родовой деятельности
  • Недоношенность (роды до 38 недель беременности)

Иные факторы:

  • Наличие у ребенка неврологических заболеваний
  • Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
  • Излишняя строгость в отношении ребенка
  • Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
  • Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка

Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Классификация СДВГ

В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Как проявляется гиперактивность

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

  • Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
  • Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
  • При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
  • Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
  • Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
  • Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
  • Ребенок часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается на внешние раздражители.
  • Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
  • Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Лечение СДВГ

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

Правильная двигательная активность

Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

Занятия с психологом

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Семейная психотерапия

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

Релаксация

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Поведенческая коррекция

Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Медикаментозная терапия

В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

  • Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
  • Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
  • Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
  • Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
  • Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
  • Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
  • Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
  • Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
  • Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
  • Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
  • Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
  • Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
  • Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.
  • Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.
  • Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.
  • Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.
  • Расписание занятий должно быть постоянным.
  • В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.
  • К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.
  • Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.
  • Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.
  • Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.
  • Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.
  • Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.
  • Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.

Гиперактивность – это такая форма расстройства, которая достаточно часто проявляется у детей группы дошкольного возраста, а также у детей раннего школьного возраста, хотя не исключается и «переход» к дальнейшим возрастным группам при отсутствии соответствующих мер в ее адрес. Гиперактивность, симптомы которой заключаются в чрезмерной энергичности и подвижности ребенка, патологическим состоянием не является и зачастую обуславливается нарушением внимания.

Общее описание

Гиперактивность заключается, помимо перечисленных симптомов в виде чрезмерной энергичности и повышенной активности, в неспособности к сосредоточению на каком-либо конкретном предмете, импульсивности и неусидчивости ребенка, в отсутствии контроля над собственными же действиями.

Поведенческие особенности детей с гиперактивностью сводятся в среднем в 70% случаев к появлению беспокойства, аналогичные показатели приходятся на актуальность неврологических привычек, примерно в 50% случаев возникают проблемы с аппетитом и в 46% - проблемы со сном. В дополнение к этому можно обозначить неловкость, появление назойливых движений у ребенка, подергивания.

В общем плане рассмотрения гиперактивность принято обозначать с дефицитом внимания, что определяет такую аббревиатуру для этого состояния, как СДВГ, то есть соответствует обозначению «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Следует сразу отметить, что дефицит внимания в данном случае указывает не на то, что ребенку уделяют мало времени и внимания, а в том, что он не может сосредоточить свое внимание на чем-либо.

Гиперактивность определяет необходимость в приложении большего объема усилий, направленных на обучение навыкам письма, чтения и пр. Общению с ровесниками практически в обязательном порядке при гиперактивности детей сопутствуют проблемы коммуникативного масштаба, конфликты. Воспитатели и учителя относятся к таким детям как к личностям не слишком «удобным», что обуславливается теми проблемами, которые возникают с ними в ходе учебно-воспитательного процесса ввиду присущих на фоне гиперактивности особенностей их поведения.

На основании данных исследований известно, что гиперактивность актуальна в среднем для 2-20% детей, при этом синдром гиперактивности у мальчиков диагностируется до пяти раз чаще, чем, соответственно, у девочек.

Ввиду того, что мозг детей с гиперактивностью обрабатывает поступающую информацию плохо, аналогичная реакция с его стороны также приходится на воздействие внешних и внутренних стимулов. Невнимательный ребенок в результате этого «неуправляем», потому как с ним не действуют ни уговоры, ни наказания, ни просьбы. Вне зависимости от условий, ребенок будет действовать импульсивно, без соответствующего той или иной ситуации внимания. Для понимания собственной линии поведения в отношении гиперактивного ребенка, следует выяснить, в чем конкретно заключаются причины гиперактивности.

В довершение добавим, что гиперактивность и СДВГ в частности в 30-80% случаев сопутствуют и взрослой жизни пациентов. Более того, именно на фоне данного расстройства, не выявленного в детском возрасте, существуют впоследствии проблемы, связанные с неспособностью сохранения внимания, с организацией межличностных отношений и общего окружающего пространства, а также проблемы, связанные с освоением новой информации и материалов.

Гиперактивность: причины

Синдром гиперреактивности может быть спровоцирован осложнениями, сопутствующими развитию ребенка, в частности теми из них, которые были актуальны в период беременности матери, в процессе родовой деятельности или в рамках периода младенчества. Выделим основные причины гиперреактивности ниже:

  • наличие у матери хронических заболеваний;
  • токсическое воздействие, обусловленное отравлением при беременности, спровоцированным определенными продуктами, курением, алкоголем, принимаемыми медпрепаратами;
  • перенесение травм в период беременности, ушибов;
  • перенесение при беременности инфекционных заболеваний;
  • наличие фактора угрозы выкидыша, актуальной, как понятно, в период беременности матери;
  • осложнения родовой деятельности, спровоцировавшие кровоизлияния, асфиксию;
  • особенности родов, исключающие естественное их течение (кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности, быстротечность родов или, наоборот, затяжное течение родовой деятельности);
  • особенности экологической ситуации в регионе проживания;
  • перенесение определенных заболеваний.

Гиперактивность: симптомы

Как правило, первые симптомы гиперактивности дают о себе знать в возрасте 2-3 лет, при этом на прием к врачу с сопутствующими этому расстройству проблемами родители не спешат. Из-за этого какие-либо меры по данному направлению приниматься начинают лишь к достижению критической точки, которая приходится во многих случаях к моменту поступления в школу.

Основными базовыми признаками, соответствующими гиперактивности, можно обозначить триаду проявлений, а это повышенная двигательная расторможенность, импульсивность и дефицит активной формы внимания.

Дефицит активной формы внимания заключается, например, в невозможности удержания внимания на конкретном процессе или явлении в течении определенно заданного временного промежутка. Сосредоточение достигается путем определения конкретной мотивации к этому. Мотивационный механизм формируется при достаточной для этого личностной зрелости.

Что касается следующего варианта, а это повышенная двигательная расторможенность, то она выступает в качестве проявления такого состояния, как утомление. У детей утомление зачастую сопоставимо с перевозбуждением и с отсутствием способности к контролю поведения, что, как понятно, отличает его от утомления в привычном его понимании.

Что касается такого проявления, как импульсивность, то она заключается в неготовности к торможению возникающих побуждений и желаний. Из-за этого гиперактивные пациенты зачастую совершают те или иные поступки необдуманно, лишь под воздействием сиюминутного фактора, при конкретном моменте, обусловившем возникновение конкретного побуждения или желания. Подчиняться правилам при импульсивности дети не способны.

Достаточно характерной особенностью детей с гиперактивностью является такой момент, как цикличность, заключается она в том, что продуктивность работы их мозга составляет порядка 15 минут времени, после чего следует 5-минутный «перерыв», позволяющий подготовиться к очередному циклу активности. В результате такого переключения можно заметить, что в рамках примерно одинакового и соответствующего указанным цифрам времени ребенок как-бы «выпадает» из того процесса, в котором он на момент «перезагрузки» был задействован (общение, конкретные действия). Обеспечить возможность пребывания в условиях конкретной реальности ребенок может за счет выполнения каких-либо сторонних действий, то есть он может начать крутить головой, вертеться – за счет такой двигательной активности поддерживается постоянство работы мозга.

Находясь в одиночестве, гиперактивный ребенок не может сосредоточиться, он также становится вялым, действия, на которые он способен, по большей части монотонны и просты в выполнении. Здесь ребенку требуется внешняя активация. Пребывание в семье или в условиях небольших коллективов обуславливает вполне адекватное поведение гиперактивного ребенка, однако стоит ему оказаться в группе побольше, в общественном месте и т.д. – происходит чрезмерное возбуждение, полноценная деятельность становится невозможной.

В числе дополнительных проявлений симптоматики также можно обозначить актуальность неловких движений, которые обуславливаются слабостью моторной координации. В целом дети могут иметь неплохой общий интеллект, хотя его развитие обуславливается определенными затруднениями на почве существующей гиперактивности.

Диагностирование и лечение

Диагностика гиперреактивности производится на основании общего сбора информации субъективного масштаба, а также на основании психологического и аппаратного обследования. Прием врача будет включать в себя вопросы, касающиеся особенностей течения беременности и родоразрешения, а также перенесенных и актуальных заболеваний ребенка. Диагностика также включает в себя проведение ряда тестов, на основании которых оцениваются параметры, определяющие степень его внимательности. Что касается аппаратного обследования, то оно включает в себя процедуру электроэнцефалограммы, МРТ (магнитно-резонансная томография). На основании комплексной картины полученных результатов определяются конкретные индивидуальные принципы лечения.

Лечение гиперактивных детей является комплексным по характеру реализации мер, основывается оно на методах медикаментозной терапии, на психолого-педагогическом воздействии и методах воздействия за счет определенных элементов психотерапии. Препараты, которые могут быть назначены в лечении, не способствуют лечению гиперактивности как таковой, но за счет их приема можно добиться снижения симптомов (импульсивность и пр.), а также улучшить способности к обучению и работе. Также с помощью медикаментов можно достичь улучшения в координации движений, что требуется в частности для письма, спортивной деятельности и пр.

Родителям в общении с ребенком следует исключить отрицание в предложениях. Конфликтные ситуации требуют максимально возможного спокойствия с их стороны. Любые поставленные задачи важно обозначать через четкие формулировки действий, длинные формулировки, наоборот, исключаются, предложения должны быть короткими. Поручения, даваемые ребенку, следует строить в соответствующей логической их последовательности, нельзя давать сразу несколько поручений. Дополнительно важно дать понять ребенку, что вне зависимости от ситуации и то того, где он находится, родители всегда будут его поддержкой, помогая справляться с возникающими трудностями.

При появлении симптомов указывающих на гиперактивность, необходимо обратиться к неврологу.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Психические расстройства, характеризующиеся преимущественно снижением настроения, двигательной заторможенностью и сбоями мышления, являются серьёзным и опасным заболеванием, которое носит название депрессия. Многие люди считают, что депрессия не является заболеванием и к тому же не несёт особой опасности, в чём они глубоко заблуждаются. Депрессия - это довольно опасный вид заболевания, обуславливающийся пассивностью и подавленностью человека.

Одним из самых распространенных заболеваний у детей является гиперактивность. По статистике, этот диагноз имеют 20% детей возраста от 3 до 5 лет. Именно тогда заболевание максимально проявляется.

Гиперактивный ребенок испытывает неудобства во время обучения, плохо социализируется. Ему трудно наладить контакт со сверстниками, сосредоточиться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими заболеваниями нервной системы.

В 1970 году гиперактивность была включена в международную классификацию болезней. Ей дали название СДВГ, или синдром дефицита внимания. Заболевание представляет собой нарушение работы мозга, которое влечет за собой постоянное нервное напряжение. Дети шокируют взрослых своим поведением, которое не соответствует установленным нормам.

Учителя обычно жалуются на слишком подвижных учеников. Они неусидчивы, постоянно подрывают дисциплину. Умственная, физическая активность повышена. Память и моторные навыки могут оставаться без нарушений. Заболевание чаще всего встречается у мальчиков.

Причины развития патологии

Чаще всего сбои работы мозга закладываются внутриутробно. К гиперактивности могут привести:

  • нахождение матки в тонусе (угроза прерывания беременности);
  • гипоксия;
  • курение или неправильное питание матери во время беременности;
  • постоянные стрессы, испытываемые женщиной.

Иногда патология возникает из-за нарушения процесса родов:

  • стремительность;
  • затяжной период схваток или потуг;
  • применение препаратов для стимуляции;
  • роды до 38 недель.

Реже всего появляется синдром гиперактивности из-за других причин, не связанных с процессом рождения малыша:

  • заболевания нервной системы;
  • семейные проблемы (конфликты, напряженные отношения между мамой и папой);
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • отравление химикатами;
  • нарушение рациона.

Перечисленные причины являются факторами риска. Не обязательно в процессе стремительных родов появляется на свет малыш с этим синдромом. Если беременная мать постоянно нервничала, часто лежала на сохранении из-за гипертонуса матки или маловодия, то риск СДВГ возрастает.

Симптомы патологии

Достаточно сложно разделить чрезмерную активность и простую подвижность. Многие родители ошибочно ставят детям диагноз СДВГ, хотя этой проблемы нет на самом деле. Некоторые симптомы могут свидетельствовать о неврастении, поэтому самостоятельно назначать лечение нельзя. При подозрении на гиперактивность обратитесь к специалисту.

До возраста 1 год нарушения работы мозга проявляют себя симптомами:

  • чрезмерная возбудимость;
  • бурная реакция на проведение ежедневных процедур (плач во время купания, массажа, гигиенических манипуляций);
  • повышенная чувствительность к раздражителям: звуку, свету;
  • проблемы со сном (крохи периодически просыпаются ночью, днем долго бодрствуют, трудно укладываются);
  • отставание психомоторного развития (начинают позже ползать, ходить, говорить, сидеть).

У детей до 2-3 лет могут наблюдаться проблемы с речью. Она долгое время находится на стадии лепета, малыш испытывает затруднения с формированием словосочетаний, сложных предложений.

До года диагностику гиперактивности не проводят, так как описанные симптомы могут появиться из-за капризов крохи, нарушений работы пищеварительной системы или при прорезывании зубов.

Психологи всего мира признали, что существует кризис 3 лет. При гиперактивности он проходит остро. Одновременно с ним старшие члены семьи задумываются о социализации. Они начинают водить кроху в дошкольные учреждения. Именно там СДВГ начинает проявляться:

  • неусидчивостью;
  • хаотичными движениями;
  • нарушениями моторики (неловкость, неумение правильно держать столовые приборы или карандаш);
  • проблемами с речью;
  • невнимательностью;
  • непослушанием.

Родители могут заметить, что уложить дошкольника спать становится трудно. У трехлетки к вечеру начинает проявляться сильная утомляемость. Кроха начинает плакать без причины, проявлять агрессию. Так дает о себе знать накопившаяся усталость, но несмотря на нее малютка продолжает двигаться, активно играть, громко разговаривать.

Чаще всего диагноз СДВГ ставят детям от 4 до 5 лет. Если мама и папа мало уделяли внимания здоровью дошкольника, то симптомы проявятся в начальной школе. Они будут заметными:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • неусидчивость: в течение урока школьник вскакивает с места;
  • проблемы с восприятием речи взрослого;
  • вспыльчивость;
  • частые нервные тики;
  • несамостоятельность, неправильная оценка своих сил;
  • сильные головные боли;
  • неуравновешенность;
  • энурез;
  • многочисленные фобии, повышенная тревожность.

Вы можете заметить, что гиперактивный школьник обладает отличным интеллектом, но у него возникают проблемы с успеваемостью. Как правило, синдром сопровождается конфликтами со сверстниками.

Другие дети сторонятся чрезмерно подвижных малышей, ведь с ними трудно найти общий язык. Дети с СДВГ часто становятся зачинщиками конфликтов. Они чрезмерно обидчивы, импульсивны, агрессивны, ошибочно оценивают последствия своих поступков.

Особенности синдрома

Для большинства взрослых диагноз СДВГ звучит, как приговор. Они считают своих детей умственно отсталыми или неполноценными. Это большая ошибка с их стороны: из-за сложившихся мифов родители забывают, что гиперактивный малыш:

  1. Креативный. У него полно идей, а воображение развито лучше, чем у простых детей. Если старшие ему помогут, то он сможет стать отличным специалистом с нестандартным подходом или творческим человеком с множеством идей.
  2. Обладатель гибкого ума. Он находит решение непростой задачи, облегчая себе работу.
  3. Энтузиаст, яркая личность. Его интересует много вещей, он старается привлечь к себе внимание, стремится общаться с как можно большим количеством человек.
  4. Непредсказуем, энергичен. Это качество можно назвать как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, у него достаточно сил для множества разных дел, а с другой – его просто невозможно удержать на месте.

Считается, что малыш с гиперактивностью постоянно хаотично двигается. Это устойчивый миф. Если занятие полностью поглотило дошкольника, он проведет за ним несколько часов. Важно поощрять такие хобби.

Родителям нужно понимать, что гиперактивность у детей никак не сказывается на интеллекте и таланте. Это зачастую одаренные дети, кроме лечения им нужно воспитание, направленное на развитие навыков, данных природой. Обычно они отлично поют, танцуют, конструируют, рассказывают стихи, с удовольствием выступают на публике.

Виды заболевания

Синдром гиперактивности у детей симптомы может иметь разные, так как это заболевание имеет несколько форм:

  1. Дефицит внимания без чрезмерной активности. Чаще всего эта разновидность встречается у девочек. Они много мечтают, обладают бурной фантазией, часто врут.
  2. Повышенная возбудимость без дефицита внимания. Это наиболее редкая патология, сопровождается поражением ЦНС.
  3. Классический СДВГ. Самая распространенная форма, сценарий течения ее индивидуален у каждого случая.

Вне зависимости от того, как протекает заболевание, его необходимо лечить. Для этого требуется пройти несколько обследований, взаимодействовать с врачами, психологами, педагогами. В большинстве случаев детям прописывают успокоительные средства. Консультация психоаналитика обязательна для родителей. Они должны научиться принимать недуг, не вешать на малыша «ярлыки».

Особенности диагностики

При первом обращении к специалистам диагноз поставить невозможно. Для окончательного вердикта требуется наблюдение, длящееся около полугода. Оно проводится специалистами:

  • психологом;
  • неврологом;
  • психиатром.

Всех членов семьи часто пугает обращение к психиатру. Не стоит стесняться приходить к нему на консультацию. Опытный специалист поможет вам правильно оценить состояние маленького пациента, назначит лечение. Обследование должно включать в себя:

  • беседу или интервью;
  • наблюдение за поведением;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • заполнение опросников родителями.

На основании эти данных врачи получают полную информацию о поведении маленького пациента, что позволяет им отличить активного малыша от того, у которого имеются нарушения. За гиперактивностью могут скрываться другие патологии, поэтому стоит быть готовым к прохождению:

  • МРТ мозга;
  • ЭХО КГ;
  • исследования крови.

Чтобы своевременно выявить сопутствующие патологии, необходимо проконсультироваться с эндокринологом, эпилептологом, логопедом, офтальмологом, отоларингологом. Важно дождаться окончательного диагноза.
Если врачи отказываются направлять на обследования, обратитесь к заведующей поликлиники или действуйте через психологов из учреждений образования.

Комплексное лечение

Пока еще нет универсальной таблетки от СДВГ. Детям всегда назначается комплексное лечение. Несколько рекомендаций, как помочь гиперактивному ребенку:

  1. Корректировка двигательной активности. Детям нельзя заниматься спортом с соревновательными элементами. Допустимы демонстрации достижений (без оценок), статические нагрузки. Подходящие виды спорта: плавание, езда на лыжах, велосипеде. Разрешены аэробные нагрузки.
  2. Взаимодействие с психологом. Применяются методики для понижения уровня тревожности маленького пациента, для повышения его коммуникабельности. Моделируются сценарии успеха, подбираются занятия, помогающие повысить самооценку. Специалист дает упражнения на развитие памяти, речи, внимания. Если нарушения серьезны, то к корректирующим занятиям привлекают логопеда.
  3. Полезна смена обстановки, окружения. Если лечение идет на пользу, в новом коллективе отношение к малышу будет лучше.
  4. Родители остро реагируют на проблемы поведения своих чад. У матерей часто диагностируют депрессию, раздражительность, импульсивность, нетерпимость. Посещение психотерапевта всей семьей позволяет быстрее справиться с гиперактивностью.
  5. Аутотренинги, занятия в сенсорных комнатах релаксации. Они налаживают деятельность нервной системы, стимулируют кору головного мозга.
  6. Коррекция поведения всей семьи, изменение привычек, распорядка дня.
  7. Терапия с использованием медикаментов. В Америке от СДВГ часто прописывают психостимуляторы. В России они запрещены к использованию, так как у этой группы медикаментов масса побочных эффектов. Врачи рекомендуют ноотропные препараты и успокаивающие средства, в составе которых используются растительные компоненты.

Медикаментозная терапия используется только тогда, когда иные способы воздействия не принесли результатов. Использование ноотропов при гиперактивности не имеет под собой доказательной базы, обычно их прописывают для улучшения кровоснабжения головного мозга, нормализации в нем обменных процессов. Использование этих лекарств позволяет улучшить память и концентрацию внимания.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что курс лечения продлится несколько месяцев. Лекарственные средства положительный эффект дают через 4-6 месяцев, а заниматься с психологом придется не один год.

Никто не может без обследования поставить диагноз СДВГ. Признаки гиперактивности у детей способен увидеть только специалист. Не следует самостоятельно ставить диагноз и назначать лекарства. Не пренебрегайте рекомендациям специалистов и регулярно проводите обследования. Многих интересуют особенности жизни семьи с гиперактивным ребенком – что же делать родителям – советы психолога в этом случае такие:

  1. Организуйте день. Включите в него неизменные ритуалы. Например, перед сном выкупайте малыша, переоденьте в пижаму и прочтите сказку. Не меняйте распорядок дня, это спасет от истерик и возбуждения в вечернее время.
  2. Минимизировать выброс энергии поможет спокойная и доброжелательная обстановка дома. Неожиданные приходы гостей и шумные вечеринки – не подходящая атмосфера для детей с гиперактивностью.
  3. Подберите спортивную секцию и следите за регулярностью посещения занятий.
  4. Если обстановка позволяет, не ограничивайте активность крохи. Он выплеснет свою энергию и станет спокойнее.
  5. Для детей с СДВГ не подходят наказания в виде длительного сидения на месте, выполнения утомительной работы.

Многих интересует, как успокоить гиперактивного ребенка. Для этого психотерапевты дают индивидуальные консультации, основанные на изменении воспитательного процесса. Прежде всего, учтите, что при СДВГ дети отрицают любые запреты.

Использование слов «нет» и «нельзя» обязательно спровоцирует истерику. Психологи рекомендуют стоить предложения, не употребляя прямых отрицаний.

Истерики нужно предотвращать. Сделать это можно путем коррекции поведения.

Еще одной проблемой СДВГ является отсутствие контроля за временем и частое переключение внимания. Мягко возвращайте малыша к поставленной цели. Следите за тем, чтобы выполнение задания занимало определенное время. Давайте указания или проводите занятия последовательно. Не задавайте несколько вопросов одновременно.

Проводите с чрезмерно активными детьми много времени, уделяйте им внимание. Занимайтесь с ними совместной деятельностью: гуляйте по лесу, собирайте ягоды и грибы, ходите на пикники или в походы.

При этом избегайте шумных мероприятий, возбуждающе действующих на психику.Измените фон жизни. Вместо телевизора включите спокойную музыку, ограничьте время просмотра мультфильмов.

Если гиперактивный малыш перевозбудился, не кричите на него и исключите физическое насилие. Говорите с ним спокойным и твердым тоном, обнимите, уведите в тихое место (подальше от других детей и людей), найдите слова утешения, выслушайте.

Особенности процесса обучения

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста нужно проводить совместно с педагогами. Они должны знать о проблемах школьника и уметь увлечь его на уроках. Чаще всего для этого используются программы с творческими элементами в занятиях, облегченной подачей материала.

Сейчас по всей стране развивается инклюзивное образование., которое при синдроме позволяет детям получать знания не дома, а в коллективе. Не исключены проблемы и недопонимания. Педагог должен уметь решать конфликты в классе.

Во время урока гиперактивных детей нужно привлекать к активным действиям. Учитель должен давать таким школьникам небольшие поручения. Они могут мыть доску, выносить мусор, раздавать тетради, ходить за мелом. Небольшая разминка во время урока позволит выплеснуть накопившуюся энергию.

Возможные последствия

Не стоит пускать патологию на самотек. Малыш не способен самостоятельно справиться с СДВГ. Он не перерастет этот синдром.

В запущенных случаях гиперактивность приводит к проявлениям физической агрессии в отношении себя и окружающих:

  • издевательства над сверстниками;
  • драки;
  • попытки избиения родителей;
  • склонность к суициду.

Часто гиперактивный школьник при высоком коэффициенте интеллекта заканчивает обучение с неудовлетворительными оценками. Он не может получить образование в ВУЗе или колледже, испытывает проблемы с трудоустройством.

В неблагоприятной социальной атмосфере выросший школьник ведет маргинальный образ жизни, принимает наркотики или злоупотребляет алкоголем.

В благоприятной обстановке СДВГ может пойти на пользу. Известно, что Моцарт и Эйнштейн имели этот синдром. Однако не стоит полагаться только на природные данные. Помогите малышу осознать свою значимость и направьте его энергию в нужное русло.