Города окружного значения. Район области: город областного значения

Городской округ – это городское поселение, которое не входит в состав МР и органы МС которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия.

Городским округом, как правило, является городское поселение. Городской округ не входит в состав муниципального района. Законодатель в определении городского округа не включил в число субъектов осуществление МС население.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ, как правило. Такое наделение осуществляется при наличии сложившейся социальной, транспортной, иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами МС вопросов местного значения городского округа, а также вопросов местного значения прилегающего к нему муниципального района. При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтверждённые генеральным планом данного поселения.

24. Преобразование МО и изменения границ МО: понятие, формы, законодательное регулирование. Учет мнения населения при преобразовании МО. Голосование по вопросам изменения границ и преобразование МО: процедура, отличие от местного референдума.

Изменение границ отличается от преобразования тем, что при преобразовании границ не изменяется статус муниципального образования, при преобразовании- изменяется.

131 ФЗ выделяет формы преобразований:

1) Разделение

2) Объединение

3) Наделение городского поселения статусом городского округа

4) Лишение городского поселения статуса городского округа.

Теоретически можно выделить:

Присоединение

Выделение

Объединение- слияние 2-х и более муниципальных образований с утратой статуса объединяемых мо и передача их прав и обязанностей вновь созданному мо

Разделение- разделение мо на 2 и более с прекращением статуса этого мо и передачей прав и обязанностей вновь созданным мо.

При присоединении статус теряет только присоединяемое мо.

При выделении у основного мо статус не теряется.

В связи с этим возникает вопрос могут ли законы субъекта устанавливать иные формы преобразования.

Вопросы статуса и преобразования муниципальных образований являются вопросами административно- территориального устройства. А-т устройство находится в исключительном ведении субъекта рф, а в соответствии со ст.76 К по вопросам исключительного ведения субъектов нпа РФ не должны противоречить нпа субъектов. Законы субъекта могут устанавливать дополнительные формы преобразования.



Инициатива преобразования принадлежит следующим субъектам: население, омс, огвS, огв.

Инициатива органов власти реализуется ввиде решения соответствующего органа власти. Инициатива населения реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

131 ФЗ устанавливает следующие виды объединений:

1) 2-х и более поселений (согласие каждого населения, выраженного представительным органом)

2) Поселение с городским округом (согласие каждого населения через по + учет мнения населения МР, выраженного по)

3) 2-х и более муниципальных районов (учет мнения населения, через по)

Также он устанавливает

1) разделение поселения (согласия каждого путем голосования или схода)

2) разделение муниципального района . (учет мнения населения через по)

Любая форма преобразования должна осуществляться с учетом мнения населения. Согласно правовой позиции КС от 6.03.08 по жалобе Сивашова. Территории, на которых осуществляется МС, образуют пространственные пределы муниципальной власти как публичной власти народа. Поскольку субъектом права на самостоятельное решение вопросов местного значения является население МО, то учет его мнения составляет необходимое условие для изменения границ территорий. Учет мнения населения является одной из необходимых гарантий права граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения. Учет мнения населения в определенных конституционно-правовых ситуациях может осуществляться путем принятия решения населением на местном референдуме, итоги которого носят обязательный характер. В иных случаях мнение населения может выявляться с помощью различных форм как непосредственного, так и опосредованного (через представительный) орган волеизъявления граждан. Тем не менее, наиболее адекватной формой учета мнения населения является референдум. Конституция РФ непосредственно не определяет, в каких именно формах должно быть выражено мнение населения при изменении границ территорий. Поэтому законодатель обладает достаточной свободой усмотрения в выборе конкретного механизма волеизъявления местного сообщества.

В соответствии со 131 ФЗ практически любая форма преобразования осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований. Разделение поселения осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования. Это голосование осуществляется по правилам, предусмотренным для проведения местного референдума. Указанное голосование нельзя называть референдумом.

Статья 12. Изменение границ муниципального образования

1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

3. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

4. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Статья 13. Преобразование муниципальных образований

1. Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

2. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

3. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.

4. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

5. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.

6. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

25. Создание МО: основания, порядок.

Создание МО – процесс образования нового поселения на межселенной территории. Инициатива создания может принадлежать тем же субъектам, что и инициатива преобразования МО.

Инициатива населения выдвигается на сходе граждан, проживающих в населенном пункте. Создание вновь образованных поселений осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района. При создании нового муниципального образования определяется новая структура органом местного самоуправления, принимается новый устав мо. Окончательная процедура создания оформляется законом субъекта РФ.

МО должно:

· Территория

· Население

· Осуществление мс

· Местный бюджет и муниципальная собственность

Юридическое создание нового образования фиксируется в его уставе. Хотя появление подлинно самостоятельного МО требует еще и включения нового образования в состав субъектов межбюджетных отношений.

Местное самоуправление может осуществляться на уровне таких административно-территориальных единиц, как муниципальный район и городской округ. Что они собой представляют?

Что представляет собой муниципальный район?

В российской системе местного самоуправления муниципальный район представляет собой территорию, на которой располагаются населенные пункты следующих типов:

  • городские поселения;
  • сельские поселения;
  • межселенные территории.

Функцию административного центра в районах выполняет один из населенных пунктов, располагающихся на его территории. В нем находится представительный орган местной власти, сформированной в муниципальном районе.

Основные вопросы, которые решаются на уровне соответствующей административно-территориальной единицы:

  • обеспечение населения медицинскими, образовательными услугами;
  • обеспечение граждан необходимыми коммуникациями:
  • строительство транспортной инфраструктуры;
  • сохранение экологии;
  • обеспечение общественного порядка.

Большинство муниципальных районов РФ имеют собственный бюджет, впоследствии распределяемый по населенным пунктам, которые входят в соответствующую административно-территориальную единицу.

Сейчас в России создано порядка 1800 муниципальных районов.

Что представляет собой городской округ?

В системе местного самоуправления РФ городской округ - это отдельно взятый населенный пункт («классический» город), в некоторых случаях - также прилегающие к нему населенные пункты. Является независимым от других муниципалитетов, имеет свой бюджет.

В российских городских округах решаются примерно те же вопросы местного самоуправления, что и в муниципальных районах. Данные административно-территориальные единицы также имеют собственные представительные органы власти.

В России сейчас учреждено порядка 500 городских округов.

Сравнение

Главное отличие муниципального района от городского округа в том, что первый тип муниципалитета включает, как правило, несколько небольших населенных пунктов, более или менее одинаковых по размеру - городских и сельских поселений, межселенных территорий. В свою очередь, городской округ - это муниципалитет, соответствующий большому населенному пункту («классическому» городу), в ряде случаев включающий в себя также небольшие пригородные населенные пункты.

Муниципальный район и городской округ независимы друг от друга, обладают равными полномочиями и равнозначным политическим статусом, являясь территориями в рамках системы местного самоуправления. Каждая из соответствующих административных единиц имеет свой бюджет и органы власти.

Можно отметить, что в ходе административной реформы в РФ некоторые муниципальные районы присоединялись к городским округам или же были преобразованы в них.

Определив, в чем разница между муниципальным районом и городским округом, зафиксируем основные выводы в таблице.

Критерии наделения территории статусом муниципального образования соответствующего типа и установления границ МО

Для городских поселений - критерии:

1) в состав территории, как правило , входит один город или один поселок, в частности, исторически сложившиеся земли этих населенных пунктов, независимо от форм собственности и целевого назначения (п.3, 4, 5 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

2) городское поселение может включать в себя несколько прилегающих к городской черте населенных пунктов, не являющихся МО (генеральный план – земли для развития) (п.3, 5 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

3) Иные (помимо генплана) условия присоединения к городскому поселению земель за пределами городской черты (абз.3 – 6 ч.3 ст.85 ФЗ № 131)

Самое лучшее доказательство что земли для развития - генеральный план. АВ переходный период не было плана и это требованием нарушалось. Иные условия которые должны быть учтены – они получили отражение не в само основном тексте закона, а в переходных положениях.

Городское поселение наделяется статусом городского округа при соблюдении следующих условий (ч.2 ст.11 ФЗ № 131):

Если в городском поселении имеется сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для решения вопросов местного значения, закрепленных за городским округом, и для осуществления передаваемых законами отдельных государственных полномочий;

С учетом перспектив развития городского поселения, подтвержденных генеральным планом данного городского поселения;

Если в прилегающем муниципальном районе также имеется достаточная инфраструктура для решения вопросов местного значения муниципального района и выполнения отдельных государственных полномочий, передаваемых законами.

Придание гор поселению статуса гор округа – многие условия которые законодатель формулирует применительно к созданию гор округов – они имеют оценочный характер и зависят во многом от толкования положений закона. Это наличие социальной транспортной или иной инфраструктуры для решения вопросов местного значения городского округа. Это не только вопросы поселения но и вопросы которые обычно решаются на уровне районов. Инфраструктура должна существовать для решения этих вопросов, а также для решения те вопросов которые передаются как государственные для гор округа. Важно учитывать и перспективы развития поселения подтвержденные генеральным планом. Муниципальный район также должен обладать достаточным инфраструктуру для решения вопрос районного значения.

СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

Критерии наделения территории статусом сельского поселения (1)

Статус сельского поселения получает один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов с учетом следующих критериев:


А) Критерий численности населения:

Сельское поселение – один сельский населенный пункт (поселок), если его численность населения – более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

Сельское поселение – несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, если численность населения в каждом из них – менее 1000 (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

Исключение: сельское поселение – сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения (п. 8 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Есть некая средняя численность и возможности отступления от неё в зависимости от национально географических особенностей. Если это субъекты с высокой плотностью населения. То в таких территориях более высокий уровень минимальной численности сельских поселений – до 3 тысяч.

В качестве варианта исключительного - с учетом пешеходной доступности административного центра и т.д. Здесь сочетаются принцип приближенности муниципальной власти к населению, несмотря на то, что количественный критерий не соблюдается. Это принцип учета национальных географических особенностей.

Доступность административного центра (для сложных территорий с несколькими административными территориями).

Критерии наделения территории статусом сельского поселения (2)

Б) Критерий доступности административного центра сельского поселения:

Пешеходная доступность до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав: исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности (п.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Есть оговорка – данный критерий не распространяется на территории с низкой плотностью населения и на отделенной труднодоступной местности. Распоряжением Правительства установлены территории с низкой плотностью населения. Отдаленные и труднодоступные местности – законом субъекта РФ. На этот закон есть отсылка Об основных гарантиях избирательных прав. Использование этого критерия не распространяется на всех субъектов.

Все города России делятся на три категории по уровню АТД:

  • город федерального значения
  • город регионального (республиканского / краевого / областного / окружного) значения
  • город районного значения
  • 1 Город федерального значения
  • 2 Город регионального значения
    • 2.1 Города республиканского значения
    • 2.2 Города краевого значения
    • 2.3 Города областного значения
    • 2.4 Города окружного значения
  • 3 Город районного значения
  • 4 История
  • 5 См. также
  • 6 Примечания

Город федерального значения

Город федерального значения является самостоятельной административной единицей верхнего уровня наряду с республиками, краями, автономными округами и областями.

В Российской Федерации таких городов три: Москва (1993), Санкт-Петербург (1993) и Севастополь (1948). Статус города федерального значения РФ также имеет Байконур, находящийся в РФ на правах аренды по Российско-Казахстанскому договору, но не являющийся субъектом РФ.

Город регионального значения

Город регионального значения является самостоятельной административной единицей субъекта федерации наравне с районами и подчиняется непосредственно администрации субъекта РФ. К такой категории относятся все административные центры субъектов РФ, а также крупные районные центры.

В России существуют следующие города регионального значения (жирным выделены административные центры):

Города республиканского значения

  • Адыгея: Адыгейск, Майкоп
  • Алтай: Горно-Алтайск
  • Башкортостан: Агидель, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский (1946), Салават, Сибай, Стерлитамак, Уфа ; ЗАТО Межгорье. Ранее городами республиканского значения также являлись Баймак, Белебей, Белорецк, Бирск, Благовещенск (1989), Давлеканово, Дюртюли, Ишимбай (1940-2000), Мелеуз, Туймазы, Учалы, Черниковск (1944-1956), Янаул.
  • Бурятия: Северобайкальск, Улан-Удэ . Ранее городами республиканского значения также являлись Бабушкин, Гусиноозёрск, Закаменск (1944-1965).
  • Дагестан: Буйнакск, Дагестанские огни (1990), Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Махачкала , Хасавюрт, Южно-Сухокумск
  • Ингушетия: Карабулак (1995), Магас , Малгобек, Назрань
  • Кабардино-Балкария: Баксан (2003), Нальчик , Прохладный. Ранее городом республиканского значения также являлся Тырныауз.
  • Калмыкия: Городовиковск, Лагань, Элиста
  • Карачаево-Черкессия: Карачаевск, Черкесск
  • Карелия: Костомукша, Петрозаводск , Сортавала
  • Коми: Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Сыктывкар , Усинск, Ухта
  • Крым: Алушта (1964), Армянск (1993), Джанкой (1958), Евпатория (1946), Керчь (1946), Красноперекопск (1976), Саки (1979), Симферополь (1946), Судак (1991), Феодосия (1946), Ялта (1946)
  • Марий Эл: Волжск, Йошкар-Ола , Козьмодемьянск
  • Мордовия: Ковылкино, Рузаевка, Саранск
  • Саха (Якутия): Якутск . Ранее городами республиканского значения также являлись Мирный, Нерюнгри, Нюрба (1997-2006), Покровск (1997-2006).
  • Северная Осетия: Владикавказ
  • Татарстан: Азнакаево, Альметьевск, Бавлы, Бугульма, Буинск, Елабуга, Заинск, Зеленодольск, Казань , Лениногорск, Набережные Челны, Нижнекамск, Нурлат, Чистополь
  • Тыва: Ак-Довурак, Кызыл
  • Удмуртия: Воткинск, Глазов, Ижевск , Можга, Сарапул
  • Хакасия: Абаза, Абакан , Саяногорск, Сорск, Черногорск
  • Чечня: Аргун, Грозный , Гудермес
  • Чувашия: Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары , Шумерля

Города краевого значения

  • Алтайский край: Алейск, Барнаул , Белокуриха, Бийск, Заринск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, Яровое. Ранее городами краевого значения также являлись Горняк, Змеиногорск (1952-2008).
  • Забайкальский край: Петровск-Забайкальский, Чита . Ранее городами краевого значения также являлись Балей (1938-2008), Борзя, Краснокаменск.
  • Камчатский край: Палана, Петропавловск-Камчатский ; ЗАТО Вилючинск. Ранее городом краевого значения также являлось Елизово.
  • Краснодарский край: Анапа, Армавир, Геленджик, Горячий Ключ, Краснодар , Новороссийск, Сочи. Ранее городами краевого значения также являлись Белореченск (1979-2005), Ейск (1939-2008), Кропоткин (1943-2008), Крымск (1981-2005), Лабинск (1965-2005), Славянск-на-Кубани (1965-2005), Тихорецк (1961-2005), Туапсе (1935-2007).
  • Красноярский край: Ачинск, Боготол, Бородино, Дивногорск, Енисейск, Канск, Красноярск , Лесосибирск, Минусинск, Назарово, Норильск, Сосновоборск, Шарыпово (1981); ЗАТО Железногорск, Зеленогорск. Ранее городами краевого значения также являлись Заозёрный (1948-2008), Игарка.
  • Пермский край: Березники, Губаха, Кудымкар, Кунгур, Лысьва, Пермь , Соликамск; ЗАТО Звёздный. Ранее городами краевого значения также являлись Александровск (1951-2006), Гремячинск, Кизел, Краснокамск, Углеуральский (1946-1960), Чайковский (1963-2005), Чусовой.
  • Приморский край: Арсеньев, Артём, Владивосток , Дальнегорск, Дальнереченск, Лесозаводск, Находка, Партизанск, Спасск-Дальний, Уссурийск; ЗАТО Большой Камень, Фокино.
  • Ставропольский край: Будённовск, Георгиевск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Невинномысск, Пятигорск, Ставрополь . Ранее городом краевого значения также являлись Минеральные Воды (1956-2007).
  • Хабаровский край: Амурск, Бикин, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань, Хабаровск

Города областного значения

  • Амурская область: Благовещенск , Белогорск, Зея, Райчихинск, Свободный, Тында, Шимановск
  • Архангельская область: Архангельск , Коряжма, Котлас, Новодвинск, Северодвинск; ЗАТО Мирный. Ранее городом областного значения также являлась Онега (1963-2006).
  • Астраханская область: Астрахань , Ахтубинск; ЗАТО Знаменск.
  • Белгородская область: Алексеевка, Белгород , Валуйки, Губкин, Старый Оскол, Шебекино.
  • Брянская область: Брянск , Дятьково, Клинцы, Новозыбков, Сельцо, Стародуб. Ранее городом областного значения также являлась Бежица (1929-1956).
  • Владимирская область: Владимир , Гусь-Хрустальный, Ковров, Муром; ЗАТО Радужный. Ранее городами областного значения также являлись Вязники, Кольчугино, Собинка, Суздаль (1967-2006).
  • Волгоградская область: Волгоград , Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово.
  • Вологодская область: Вологда , Череповец,Великий Устюг, Никольск
  • Воронежская область: Борисоглебск, Воронеж , Нововоронеж. Ранее городами областного значения также являлись Лиски, Острогожск, Поворино, Россошь.
  • Ивановская область: Вичуга, Иваново , Кинешма, Кохма, Тейково, Шуя. Ранее городом областного значения также являлся Фурманов.
  • Иркутская область: Братск, Зима, Иркутск , Саянск, Свирск, Тулун, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Черемхово. Ранее городами областного значения также являлись Ангарск, Бодайбо, Нижнеудинск, Тайшет, Усть-Кут, Шелехов.
  • Калининградская область: Калининград , Ладушкин, Мамоново, Пионерский, Светлый, Советск, Янтарный. Ранее городами областного значения также являлись Балтийск, Гусев, Неман, Светлогорск, Черняховск.
  • Калужская область: Калуга , Киров, Людиново, Обнинск.
  • Кемеровская область: Кемерово, Новокузнецк
  • Кировская область: Киров, Омутнинск.
  • Костромская область: Кострома, Сусанино
  • Курганская область: Курган
  • Курская область: Курск
  • Ленинградская область: Сосновый Бор (1973). Ранее городами областного значения также являлись Бокситогорск (1963-2006), Волхов (1939-2006), Всеволожск (1963-2006), Выборг (1944-2006), Гатчина (1938-2006), Зеленогорск (1940-1946), Ивангород (1992-2006), Кингисепп (1976-2006), Кириши (1967-2006), Кировск (1965-2006), Красное Село (1963-1973), Лодейное Поле (1965-2006), Ломоносов (1939-1978), Луга (1939-2006), Павловск (1939-1953), Пикалёво (1992-2006), Подпорожье (1963-2006), Приозерск (1944-2006), Светогорск (1951-1959), Сертолово (1998-2006), Сестрорецк (1936-1946), Сланцы (1958-2006), Тихвин (1945-2006), Тосно (1963-2006), Шлиссельбург (1936-1959, 1993-2006).
  • Липецкая область: Липецк
  • Магаданская область: Магадан
  • Московская область: Балашиха, Бронницы, Дзержинский, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Жуковский, Звенигород, Ивантеевка, Коломна, Королёв, Котельники, Лобня, Лосино-Петровский, Лыткарино, Орехово-Зуево, Озёры, Подольск, Протвино, Пущино, Реутов, Рошаль, Серпухов, Фрязино, Химки, Черноголовка, Электрогорск, Электросталь; ЗАТО Власиха, Восход, Звёздный Городок, Краснознаменск, Молодёжный. Ранее городами областного значения также являлись Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Егорьевск, Железнодорожный, Зарайск, Истра, Кашира, Климовск, Клин, Красногорск, Люберцы, Люблино, Можайск, Мытищи, Наро-Фоминск, Ногинск, Одинцово, Озёры, Павловский Посад, Перово, Пушкино, Раменское, Сергиев Посад, Солнечногорск, Ступино, Троицк, Тушино, Шатура, Щербинка, Юбилейный.
  • Мурманская область: Мурманск, Оленегорск.
  • Нижегородская область: Арзамас, Бор, Выкса, Дзержинск, Нижний Новгород , Первомайск, Саров, Семёнов, Шахунья, Кулебаки
  • Новгородская область: Великий Новгород . Ранее городами областного значения также являлись Боровичи (1930-2006), Старая Русса (1939-2006).
  • Новосибирская область: Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, Кольцово.
  • Омская область: Омск Кормиловка, Исилькуль, Тара, Тюкалинск
  • Оренбургская область: Оренбург
  • Орловская область: Орёл
  • Пензенская область: Пенза Никольск
  • Псковская область: Псков, Великие Луки
  • Ростовская область: Ростов-на-Дону, Азов, Аксай
  • Рязанская область: Рязань , Касимов, Скопин, Сасово
  • Самарская область: Самара, Тольятти
  • Саратовская область: Саратов
  • Сахалинская область: Южно-Сахалинск, Ока
  • Свердловская область: Екатеринбург,Качканар, Кушва, Лесной, Белоярский
  • Смоленская область: Смоленск
  • Тамбовская область: Тамбов
  • Тверская область: Тверь
  • Томская область: Томск
  • Тульская область: Донской, Новогуровский (2006), Новомосковск (1943), Тула . Ранее городами областного значения также являлись Алексин, Богородицк, Ефремов, Кимовск, Узловая (1943-2006), Щёкино.
  • Тюменская область: Тюмень, Ишим, Тобольск, Голышманово, Абатское
  • Ульяновская область: Ульяновск
  • Челябинская область: Верхний Уфалей, Златоуст, Карабаш, Копейск, Кыштым, Магнитогорск, Миасс, Троицк, Усть-Катав, Чебаркуль, Челябинск , Южноуральск; ЗАТО Озёрск, Снежинск, Трёхгорный. Ранее городами областного значения также являлись Аша, Еманжелинск, Карталы, Касли, Катав-Ивановск, Коркино (1942-2005), Пласт, Сатка.
  • Ярославская область: Ярославль, Переславль-Залеский, Ростов Великий

Города окружного значения

  • Ненецкий АО:
  • Ханты-Мансийский АО: Ханты-Мансийск, Сургут
  • Чукотский АО: Анадырь, Уэлен, Проведение
  • Ямало-Ненецкий АО: Салехард, Ноябрьск

Город районного значения

К категории города районного значения относятся все остальные города субъектов РФ, такие города находятся в подчинении районной администрации. Чаще всего городами районного значения являются небольшие районные центры, а также прочие города, входящие в состав района.

История

После проведения административной реформы, все города Российской империи стали разделяться на губернские , уездные и заштатные . Губернский город являлся административным центром какой-либо губернии, уездный - уезда в губернии, заштатный (также назывался безуездным или посадом) город обладал всеми правами города, но не являлся административным центром.

Впервые выделение городов в самостоятельные административные единицы было осуществлено во второй половине XVIII века, когда город Нарва был выведен из состава Санкт-Петербургской губернии и не приписан никакой другой губернии. 1802 году Нарва была возвращена в состав Санкт-Петербургской губернии, однако этот год можно считать началом нового этапа в истории городов.

Именно в 1802 году появились первые градоначальства - города с прилегающими территориями, выделяемые из состава губерний вследствие их особого расположения или значения. Тогда были образованы три градоначальства. дальнейшем одни градоначальства упразднялись, а другие образовывались; в итоге к 1917 году в Российской империи было девять градоначальств.

В 1917-1930 годах велось активное административно-территориальное переустройство страны, был осуществлён переход от имперской системы «губерния (область) - уезд - волость» к новой системе «область (край, республика) - округ - район», а затем и к системе «область (край, республика) - район», фактически сохраняющейся по сей день. Все градоначальства в этот период были упразднены; появилось новое разделение городов. Разделение городов и их список:

  • город союзного подчинения - отдельный город, не входивший в регионы и союзные республики, с подчинением непосредственно высшему руководству СССР;
    • Москва, Ленинград, Киев, Алма-Ата, Севастополь, Минск, Душанбе, Ашхабад, Новосибирск, Владивосток;
  • город республиканского подчинения - административный центр союзной республики СССР, в ряде случаев также и некоторые другие города союзных республик;
    • см. Союзные республики СССР
  • город республиканского (АССР) подчинения - административный центр АССР в составе союзной республики;
  • город областного (краевого) подчинения - административный центр области или края;
  • город областного (АО) (окружного) подчинения - административный центр автономной области или автономного округа;
  • город районного подчинения - административный центр района субъекта.

До 1931 года все города входили в состав своих административных единиц, а города республиканского подчинения также выполняли функции административных центров соответствующих областей или районов.

В 1931 году два крупных города СССР - Москва и Ленинград были отделены от их областей в самостоятельные единицы. Кроме того, Ленинград, не являясь столицей республики, также получил категорию «город республиканского подчинения». 1943 и 1946 году соответственно от своих областей в самостоятельные единицы были отделены города Ташкент и Минск.

В 1943-1951 годах целый ряд крупных городов РСФСР были отнесены к категории городов республиканского подчинения, в их числе Горький, Красноярск, Куйбышев, Молотов, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск, Севастополь, Сочи, Сталинград и Челябинск. Однако 3 июня 1958 года всем этим городам (кроме Севастополя) были возвращены категории областного или краевого подчинения.

Также начиная с 1920-х годов крупные районные центры начинают получать категорию городов республиканского (АССР), краевого, областного подчинения, а в союзных республиках, не имеющих административных единиц выше района (например, Молдавская ССР или Эстонская ССР) - республиканского подчинения. свою очередь города, не имевшие какого-либо статуса, получают категорию города районного подчинения.

В течение всего времени города различных категорий появлялись и исчезали. Причиной перевода из одной категории в другую могли послужить изменение административно-территориального устройства региона (например, упразднение какого-либо района или перенос его административного центра), потеря значимости города для региона (например, закрытие градообразующего предприятия), значительное сокращение численности населения, потеря статуса города, слияние города с более крупным городом и некоторые иные причины.

В первые годы после распада СССР ситуация кардинально не поменялась, изменилась лишь терминология: убрано уточнение «(АССР)», вместо слова «подчинения» стали применять слово «значения», а категория «город республиканского подчинения» заменена категорией «город федерального значения ». После проведения административной реформы города регионального (т.е. республиканского, краевого, областного, окружного) значения стали именоваться «городской округ», однако категория городов остаётся поныне. Некоторые города регионального значения были объединены со своими районами и фактически перешли в категорию городов районного значения.

В остальных республиках бывшего СССР ситуация с городами сложилась по-разному. Так, в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине фактически сохранилась советская система категорий городов, ряд городов был выделен из состава областей в самостоятельные единицы (Алматы и Астана в Казахстане, Бишкек и Ош в Киргизии, Душанбе в Таджикистане, Ашхабад в Туркмении, Киев на Украине). Литве, Грузии и Армении города республиканского подчинения исчезли в результате административно-территориальных реформ. Эстонии города республиканского подчинения были включены в состав уездов, то есть фактически тоже перестали существовать. Молдавии категория «город республиканского подчинения» была снята со всех городов. Позже некоторым городам был присвоен новый статус «муниципий», однако он не является строгим эквивалентом «города республиканского подчинения», так, некоторые муниципии являются административными единицами второго уровня, то есть входят в состав района или АТО.

См. также

  • Город
  • Статус города
  • Городской округ (территориальная единица)
  • Город со специальным статусом

Примечания

  1. скобках указан год присвоения категории
  2. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1992 года № 4061-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России». Данный закон вступил в силу с момента опубликования в Российской газете 12 января 1993 года
  3. 1954 году при передачи Крымского полуострова в состав Украинской ССР, будущий статус Севастополя не был никак прописан. После провозглашения Украиной независимости, Севастополь остался в её составе «по факту», где получил неясную категорию «город с особым статусом». марте 2014 года Крымский полуостров был возвращён в состав РФ, после чего Севастополь получил современный статус.
  4. 1 2 3 4 До 1990 года - города областного (АО) подчинения
  5. До марта 2008 года - города областного значения Читинской области
  6. До июля 2007 года - города областного значения Камчатской области
  7. До декабря 2005 года Кудымкар - город окружного значения Коми-Пермяцкого АО, остальные - города областного значения Пермской области
  8. 1 2 До 1944 года - в составе Ленинградской области
  9. 1 2 До 1957 года - в составе Московской области

Категории городов (Россия) Информацию О

ГОРОД, населенный пункт, отнесенный, согласно законодательству государства, к категории городов (см. Городские поселения). Как правило, обладает значительной (по сравнению с сельскими поселениями страны) численностью населения, которое занято главным образом вне сельского хозяйства - в промышленности, торговле, сфере обслуживания, науке, культуре.

Город имеет свою территорию, ограниченную т. н. городской чертой. Население в пределах городской черты и есть население города без пригородов (или население собственно города). Обычно городская черта сравнительно устойчива, особенно в развитых капиталистических странах, где ее расширение затруднено наличием частной собственности на землю, различий в системе налогообложения в пределах городской черты и вне ее и др. Официально расширение границ города может существенным образом сказаться на изменении численности его населения. Так, расширение площади Москвы в 1960 году увеличило ее население с 5 до 6 млн. человек. Расширение границ Мехико в 1971 году увеличило число его жителей с 7 до 11 млн. человек.

Население города составляет (начало 80-х годов 20 века) 41% всего населения мира. Больших городов, к которым относят города, имеющие свыше 100 тыс. жителей, в мире около 2,4 тыс., в т. ч. свыше 200 городов-«миллионеров», из них в СССР - 22 (на 1 января 1984 года).

Современный город представляют собой прежде всего места концентрации производственных функций - в сфере промышленности, транспорта и т. п., а также производства услуг для тяготеющих к городу ареалов. Имеются также типы городов, базой развития которых являются административные функции (обычно они сочетаются с торговыми и производственными), военные (города-крепости), связанные с культурой и наукой (например, г. Пущино в Московской области - центр научных исследований в области биологии и смежных с ней отраслей знания), с оздоровлением и отдыхом (города-курорты), религией (города - религиозные центры, например, Мекка) и др.

Наряду со спецификой функциональной структуры и занятости населения обычно выделяют следующие характерные особенности современных городов: расселенческие - концентрация значительных масс населения на относительно небольшой территории и, следовательно, высокая плотность населения в пределах города (до нескольких десятков тысяч жителей на 1 км 2); архитектурно-планировочные - формирование облика города, специфической городской архитектурно-планировочной среды, для которой, в частности, характерна относительная компактность застройки (часто многоэтажной); социальные - городской образ жизни, правовые - города, как правило, политико-административные центры прилегающих территорий различного таксономического ранга.

Для современной урбанизации характерны рост больших городов - ведущих звеньев опорного каркаса расселения стран и районов, широкое распространение групповых форм расселения населения (см. Городская агломерация).

Возникнув с переходом от первобытнообщинного строя к классовому обществу, города получают все большее развитие по мере углубления общественного и географического разделения труда. Характер городов, место, занимаемое ими в общественном производстве и в общественной жизни в целом, их социальный облик, внешний вид и т. д. существенно изменялись, отражая в первую очередь достигнутый обществом уровень развития производительных сил и производственных отношений. В ходе исторического развития одни города утрачивали свое значение (или исчезали вовсе), другие, используя выгоды своего экономико-географического положения, усиливали его, занимая более высокое положение в иерархии населенных мест стран и районов.

В экономически развитых капиталистических странах удельный вес городского населения достигает 70-80% и более (начало 1980-х годов). Всеобщий процесс урбанизации, отражающий возрастание в обществе роли городов и юридического образа жизни, при капитализме практически неуправляем. Расширение территории капиталистических городов за пределы административных границ (см. Субурбанизация), их срастание с соседними городами и сельскими поселениями в экономически неоднородные и планировочно неупорядоченные городские агломерации происходят стихийно. В ряде случаев разрастание соседних городских агломераций вдоль транспортных магистралей приводит к возникновению многокилометровых зон сплошной городской застройки (см. Мегалополис). Формирование агломерационной структуры современных городов при капитализме приводит к усложнению существовавших ранее проблем большого города (социально-территориальная поляризация, расовые и социальные гетто, усиление загрязнения городской среды) и к появлению новых противоречий и конфликтов (удаление места жительства от места работы, финансовые банкротства городов - центров агломераций и др.). В 1970-х годах рост неразрешимых противоречий развития капиталистических городов привел к снижению уровня деловой активности, абсолютному и относительному уменьшению численности населения ряда крупнейших городов и городских агломераций развитых стран Запада (см. Дезурбанизация).

Во 2-й половине 20 века процесс роста городов и городского населения в развивающихся странах приобрел стремительный характер. Индустриализация во многих из этих стран отстает от урбанизации (отсюда ряд сложных проблем города, таких, как неполная занятость городского населения, рост пауперизации и др.).

При социализме города выступают как база индустриализации и организующее звено всего народного хозяйства стран и районов. Города обеспечивают проведение социалистических преобразований сельского хозяйства, активно способствуя изменению всего облика деревни, в первую очередь путем подтягивания ее экономики, культуры и быта до городского уровня.

В СССР рост социалистической промышленности, развитие образования, науки, культуры и др. преимущественно городских сфер деятельности вызывают быстрое увеличение городского нас. За 1922-1984 годы население СССР возросло в 2 раза, а городское в 8 раз (включая население поселков городского типа). Доля городского населения в общей численности населения выросла с 16 до 64,8%. В 30-50-х годы быстрые темпы индустриализации и урбанизации СССР были обеспечены в результате концентрации производства в сравнительно ограниченном числе больших, крупных и крупнейших городов. В ходе развития социалистической экономики круг таких городов неуклонно расширялся, способствуя подъему народного хозяйства ранее отсталых районов. В СССР насчитывается 2138 городов (на 1 января 1984 года). 285 больших городов сосредоточивали 108 млн. человек, или 61,0% всего городского населения (в 1926 - 36,1%), в т. ч. 22 города-«миллионера» (39,6 млн. ч., или 22,3% всего городского населения) (табл.).

Величина города, т. ч.

Кол-во городов данной группы

Число жителей всех городов данной группы, млн. ч.

Все города

Группировка городов СССР по различным категориям людности (1979)

С позиций изучения народонаселения город - место жизнедеятельности (в широком понимании) концентрированных масс населения, отличающегося специфическими социально-демографическими характеристиками и факторами развития. Формирование населения города идет за счет миграции, естественного прироста, административных преобразований (включения в состав городских поселений пригородной зоны). Структура прироста населения городов СССР за 1926-1979 годы выглядит следующим образом - естественный прирост - 29,6%, миграции и административные преобразования - 70,4%. В городах разной величины и функционального типа демографическая ситуация может значительно различаться. Как правило, в самых больших и самых малых городах она наименее благоприятна (низкие показатели рождаемости и связанное с этим значительное увеличение доли лиц пожилого возраста и др.). С 1970-х годов наметилась тенденция к некоторому нивелированию этих различий (приближение средних и больших городов, с населением до 250 т. человек, а также многих малых городов к демографическому типу, характерному для крупнейших городов.

Развитие сети городов в СССР характеризуется следующими основными чертами: 1) формирование и быстрый рост новых городов в различных районах страны; 2) последовательная урбанизация районов, ранее отстававших в промышленном отношении; 3) укрупнение городов и более равномерное распределение сети средних и больших городов по территории страны; 4) расширение состава и развитие сети крупных и крупнейших многофункциональных городов; 5) образование городских агломераций, особенно в зонах влияния крупнейших городов.

Все города СССР с точки зрения управления делятся на города республиканского (союзной или автономной республики), краевого, областного, окружного и районного подчинения. Из 2138 городов СССР (на 1 января 1984 года) 978 - города республиканского, краевого, областного или окружного подчинения и 1160 - районного подчинения.

Б. С. Хорев, С. Г. Смидович.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Литература:

Баранский Н. Н., Об экон.-геогр. изучении городов, в кн.: Вопросы географии, сб. 2, М. 1946, с. 19-62; Маергойз И. М. К экон.-геогр. изучению городов, там же, сб. 38, М. 1956, с. 5 - 26; Xорев Б. С., Городские поселения СССР. М. 1968; его же, Проблемы городов, 2 изд, М. 1975; Лапио Г. М. География городов с основами градостроительства, М. 1969; его же, Рассказы о городах, 2 изд., М. 1976; его же, Развитие гор. агломераций в СССР, М. 1978; Малый город Социально-демографич. исследование небольшого города, М. 1972; Рост городов и система расселения, М. 1975; Пивоваров Ю. Л., Совр. урбанизация, М. 1976; Ходжаев Д. Г., Кочетков А. В., Литстенгурт Ф. М. Система расселения в СССР, М. 1977; Крупнейшие города - их настоящее и будущее, М. 1979; Межевич м Н., Социальное развитие н город. Л., 1979; Боже-Гарнье Ж., Шабо Ж., Очерки по географии городов, пер. с франц., М. 1967; Мерфи Р, Амер. город, пер. с англ., М. 1972; Форрестер Дж., Динамика развития города, пер. с англ., М. 1974; Мерлен П., Город: количеств. методы изучения, пер. с франц., М. 1977.