Индивидуальный план по самообразованию
учителя - логопеда ДОУ
на 2015-2016 учебный год.
Сведения о себе:
Ф.И.О. _________________________________________
Год и место рождения : ________________________________________
Образование: высшее, ___________________________________________-.
Год окончания: _____________-г.
Специальность по диплому : учитель – логопед.
Место работы: МАДОУ «_____________________________________».
Должность : учитель – логопед.
Общий стаж : ___ лет; педагогический стаж: ____ лет; стаж в данной должности: ____ лет.
Дата присвоения: ___________ 20___.
Курсы повышения квалификации:
Курсы повышения квалификации для педагогов детских садов по теме: «__________________________________________», название вуза, _____ ак. ч, удостоверение № __________ от _________________ г.
Методическая тема: Стимулирование речевой активности посредством развития мелкой моторики руки.
Сроки разработки темы : с 2012 года по 2017 год
Цель самообразования :
повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику на начало и конец учебного года;
Организовать работу кружка по теме, создать рабочую учебную программу;
Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.
Обоснование выбранной темы .
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей и мелкой.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План самообразования .
Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.
Профессионально-педагогическая деятельность.
Сроки |
||
Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка. | Начало учебного года |
|
В теч. года |
||
Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО. | В течение года |
|
Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, он – лайн занятиях факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ, в личной переписке. | В течение года |
|
Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам. | По плану ДОУ |
|
Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру | В течение года |
|
Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. | В течение года |
|
Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной» | В течение года |
|
«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты. | В течение года |
|
Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника | В течение года |
|
Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка» | Сентябрь, январь, май |
|
В течение года |
||
«Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики | В течение года |
|
Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями | В течение года |
|
Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год | ||
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка. | В течение года |
|
Участие в работе РМО учителей-логопедов | По плану РМО |
|
Наличие, ведение, обновление персонального сайта | Постоянно |
|
Занятия он – лайн факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ в системе Электронное образование в РТ | Постоянно |
|
| В течение года |
Методическая работа.
Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.
Сроки |
||
Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам. | Постоянно |
|
Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; Приказ Минобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ «Детский сад №111» под ред. Е.Г. Юдиной. | Начало года, регулярно |
|
Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год | Сентябрь |
|
Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов. | В течение всего периода |
|
Разработка программы коррекции на учебный год. | Начало года |
|
Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек. | В течение года |
|
Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение». | В течение года |
|
Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями в рамках проекта «Рука в руке». | В течение года |
|
Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов. | ||
Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. | В течение года |
|
Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной». | В течение года |
|
«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома. | В течение года |
|
Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка | В течение года |
|
«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. | В течение года |
|
Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики) | В течение года |
|
Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями | В течение года |
|
Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет | ||
Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера. | В течение года |
|
Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка, Учитель. | В течение года |
|
Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Речь и моторика». | Постоянно |
|
Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование». | ||
Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования. | Постоянно |
|
Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов | По плану ст. логопеда |
|
Ведение сайта ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №111» в системе Электронное образование в РТ | Постоянно |
|
Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет. | Постоянно |
|
Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок». | Регулярно |
|
Работа он - лайн факультатива «Рука в руке»: привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников. | Постоянно |
3. Изучение специальной литературы.
Изучение и размещение материалов на сайтах: Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками). |
|
Изучение периодических изданий, методической литературы. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду». |
В ДОУ для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий учителю-логопеду выделяется кабинет, который должен отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.
В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы логопед оформляет паспорт логопедического кабинета (паспорт оформляется независимо от того, имеет ли логопед отдельный кабинет, или занимает часть групповой комнаты, или часть любого другого помещения).
В паспорте, представляющем собой тетрадь (альбом, журнал), перечисляются все оборудование, находящееся в кабинете, наглядный материал, учебные и методические пособия, игры, технические средства обучения, учебно-методическая литература и др. Вместо паспорта логопедического кабинета возможно составление картотеки.
Схема паспорта логопедического кабинета
Необходимость постоянного повышения профессионального мастерства педагогов специальных образовательных учреждений обусловлена модернизацией коррекционного образования, совершенствованием научно-практических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых расстройств.
Самообразование, являясь одним из основных средств повышения профессионального мастерства, позволяет решить ряд проблем и трудностей, возникающих у логопеда в ходе коррекционно-педагогической деятельности.
Выбор темы для самообразования - ответственный момент. Несоответствие между темой индивидуального самообразования логопеда и объективно существующими личными профессиональными потребностями не приносит желаемого результата. Поэтому логопеду рекомендуется выбирать основную (сквозную) тему для самообразовательной деятельности, которая позволит решить проблемы и преодолеть трудности, возникшие на определенном этапе коррекционно-педагогической работы.
Изучение выбранной темы предполагает составление плана, один из вариантов которого приведен ниже.
План самообразования учителя-логопеда
ФИО _ на 2()0_/00_ уч. год
Тема «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»
Обоснование выбранной темы
В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены легкими («стертыми») формами дизартрии.
Стертая дизартрия - речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностыо множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мыпщ артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет па формирование других сторон речи. Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у этих детей также характеризуется качественным своеобразием.
Количество детей со стертой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту, так как она достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, часто имеет остаточные явления. Поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии представляется для меня сегодня очень актуальной.
План изучения темы.
Проблема изучения стертой формы дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.
Клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.
Обследование детей со стертой формой дизартрии. Вопросы дифференциальной диагностики.
Системный подход к коррекции данной речевой патологии (медицинское, психолого-педагогическое, логопедическое воздействие).
Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия по устранению стертой дизартрии.
Список литературы для самостоятельного изучения
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006.
Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995.
Волкова ГЛ. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2005.
Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Вопросы логопедии. М., 1978.
Логопедия. Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.
Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб., 1997.
Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.
Инновационно-профессиональная деятельность по завершении изучения темы
Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей по проблеме «Современные подходы к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей».
Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.
Оформить пособие по дифференциальной диагностике «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».
Влияние профессионального мастерства на результаты, коррекционной работы с детьми
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекциошюй работы за 2-3 года.
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».
Обоснование выбранной темы:
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра . В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Цель : повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
- Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
- Планирование работы по использованию игровых технологий.
- Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.
- Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
- Профессионально-педагогическая деятельность.
- Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
- Изучение специальной литературы.
- Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
1. Профессионально-педагогическая деятельность:
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2014-2015 учебный год. | Октябрь. |
2. | Изучить и проанализировать: ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155 |
Октябрь. |
3. | Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу | В течение учебного года. |
4. | Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» Для детей и родителей подготовительной группы. |
Сентябрь Октябрь. |
5. | Работа по плану проекта — Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» — Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке» — Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели) — Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей» — Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед) — Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед) — Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?» — Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени » — Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда» — Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» |
Октябрь — Май. |
6. | Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.
|
В течение учебного года. |
2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Участие в региональном конкурсеметодических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста» ТОИПКРО г. Томск Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» |
Октябрь |
2. | Участие в региональном конкурсе для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск» ТОИПКРО г. Томск. Методическая разработка логопедического развлечения. Тема: Паровозик из «Игро-ленда» |
Ноябрь |
3. | Изготовление папки передвижки для родителей детей 3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика: «Котик Музик» |
Декабрь |
4. | НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш » | Декабрь |
4. | Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии. | В течение года. |
5. | Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» | Январь |
5. | Подготовить теоретический материал по теме самообразования. | Февраль |
6. | Участие в работе РМО учителей-логопедов и педагогов-психологов МБДОУ Каргасокского района.
|
Февраль Март |
7. | Создание презентации по теме самообразования. | Март |
8. | Подготовка материалов на сайт МБДОУ д/с № 3 «Теремок» по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » | В течение года |
9. | Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий. | В течение года |
3. Изучение специальной литературы.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Изучение материалов на сайтах:
|
В течение года |
2. |
|
Октябрь Ноябрь Декабрь |
4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Изучение опыта работы учителя-логопеда Матыкиной И.А. |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»
«План по самообразованию учителя-логопеда»
Архиповой Елены Анатольевны
Формы работы |
||||
Педагогами | Самообразование | Родителями |
||
Сентябрь |
| Словесные игры для детей младшего возраста | Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года; Разработать календарный, перспективные планы ; Изучение методической литературы | Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения. Консультация для родителей: «Как ускорить наилучший результат логопедической работы у детей с ТНР » |
Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с работы | Развитие неречевого и речевого слуха. Игры, направленные на развитие звукового анализа и синтеза |
|||
Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие фонематических процессов у детей с ТНР». «Звуковой анализ слова». «Фонематический слух - основа правильной речи».«Как расширить словарный запас ребенка». | Консультация для родителей: «Грамматически правильная речь-залог успешного обучения в школе» |
|||
Составить комплекс упражнений, дидактических игр и материала; Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки»; Принять участие в ПМПк, пед. советах, методических объединениях; Изучение методической литературы | Консультация для родителей: «Фонематический слух - основа правильной речи»» |
|||
Оформление папки передвижки. «Наши пальчики играют». |
||||
Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме: «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей дошкольного возраста» | Консультация для родителей: «Готовим руку к письму» (развитие графомоторных навыков)». |
|||
Оформление папки передвижки. Тема: «Как расширить словарный запас ребенка» |
||||
|
||||
Подготовить (провести) открытое занятие для педагогов по теме: «Формирование речевого развития у детей с ТНР» |
||||
логопедическое обследование | Консультация для родителей: «Чем и как развивать речь ребёнка летом» Автоматизация поставленных звуков |
|||
Методическая литература:
1. Александрова звуки, или Фонетика для дошкольников / . – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
2. Алтухова слышать звуки / – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
3. Дурова. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / . – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.
4. Тумакова дошкольника со звучащим словом / Под ред. . – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей , студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п.н., проф. . – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр. 6., Филичёва обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
7.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
8.Горчакова фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83
9.Дьякова и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
10.Селивёрстов игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
11.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
12.Швачкин фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.
13. Бельтюков анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.