Теория по кодификатору обществознание егэ. Кодификатор егэ по обществознанию

Как показывает опыт многолетней подготовки к ЕГЭ по обществознанию, одной из основных ошибок абитуриента является метание при подготовке из стороны в сторону: изучение тем из разных блоков кодификатора, чтение тем в беспорядочном порядке, решение всех тестов и вариантов подряд, какие удается добыть. А на самом деле все просто! Опирайтесь на два основных документа, разработанных ФИПИ для подготовки к экзамену: кодификатор и

Почему необходимо следовать кодификатору ЕГЭ по обществознанию?

«В основе добрых дел лежит добрый порядок». Э. Бьерк, британский политический деятель, родоначальник консерватизма.

Кодификатор – это Ваш порядок при подготовке доброго дела – успешной сдаче ЕГЭ 2018 по обществознанию. Кодификатор – это перечисление тех экзаменационных блоков и конкретных тем, которые Вам предстоит проработать. Также – это фиксация тех знаний и умений, которые проверяются на экзамене. Вы составляете график проработки тем? Делайте это прямо на кодификаторе, это удобно!

Вы выбираете пособие для подготовки? В приоритете то, которое предлагает разбор тем максимально близко к кодификатору!

Из чего состоит кодификатор ЕГЭ по обществознанию?

Кодификатор ЕГЭ, как и всегда, состоит из 5 больших разделов –

  • «Человек и общество»
  • «Экономика»
  • «Социальные отношения»
  • «Политика»
  • «Право»

И изучать их нужно последовательно. Как, например, Вы сможете понять сложные темы кодификатора в блоке «Экономика» 2.2 «Факторы производства и факторные доходы», если Вы не усвоили системное строение общества и не проработали тему ?

Темы первого блока – ключевые, вводные, поэтому не зря, они начинают кодификатор ЕГЭ. Без их усвоения Вы не сможете успешно проработать остальной курс.

Используйте блоки кодификатора ЕГЭ для повторения материала.

Завершают блоки кодификатора большие темы «Политика» и «Право». Государство регулирует или прямо контролирует практически все виды социальных отношений (за исключением, пожалуй, духовных). Поэтому, эти темы самые сложные, носят обобщающий характер. Они содержат не только массу собственной специфической терминологии, но увязывают воедино целостность общества. Например, правовые нормы регулируют трудовые отношения. Поэтому тема 5.9 «Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора» связана с темой блока «Экономика» «Рынок труда. Безработица». Тема 3.14 «Семья и брак» не будет понята без темы 5.10 «Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака». может быть дополнена темами «Субъекты гражданского права» и 5.7 «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности». То есть, можно построить свою подготовку на последовательном изучении сквозных больших тем кодификатора.

Наш совет – блок «Право» изучается последним, используется для повторения пройденного материала, терминов.

Знать и понимать, что от Вас хотят увидеть в работе ЕГЭ!

Раздел 2. кодификатора ЕГЭ по обществознанию содержит перечисление тех знаний и умений, которые проверяются в формате ЕГЭ. И содержательный Раздел 1. и этот Раздел 2. не меняются, например, по сравнению с ЕГЭ 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, так как привязаны к содержанию Федерального компонента государственного стандарта по предмету 2004 года. Например, в Разделе 2. пункт Уметь 2.1: «Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы». Это требование напрямую применяется нами при подготовке развернутого плана в Здесь мы именно системно определяем место института, отношения в социальной системе, выявляем его функции, анализируем связанные с ним социальные проблемы. Согласитесь, очень важно понимать, что от нас требуется в задании, и в этом кодификатор ЕГЭ по обществознанию 2018 нам очень поможет. Особенно при выборе стратегии работы с заданиями

Таким образом, можно сделать следующие выводы о работе с кодификатором ЕГЭ по обществознанию:

  1. Используйте кодификатор как план подготовки к ЕГЭ.
  2. Ориентируйтесь на формулировки кодификатора, они отражаются и в тестовых, и в творческих заданиях.
  3. При решении сложных заданий части 2 старайтесь понять, какое знание/умение в содержании кодификатора Вас проверяют.
  4. Прорабатывайте одну тему кодификатора за другой.
  5. При необходимости объединяйте несколько тем кодификатора в блок, если темы взаимосвязаны.
  6. Важные темы «Политика» и, особенно, «Право», прорабатывайте в последнюю очередь.
  7. При необходимости возвращайтесь к плохо усвоенной теме кодификатора.

Мы готовы помочь Вам при проработке тем кодификатора 2016!


И подписчики нашего сайта успешно пользуются этим!

Нами разработан полный видео-курс с проработкой ВСЕХ тем кодификатора ЕГЭ

Советы по работе с кодификатором и ответы на вопросы – в комментариях, а также в нашей группе

Кодификатор ЕГЭ формируется ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений). Это документ, который определяет структуру и содержание КИМ ЕГЭ текущего года. Он содержит перечень элементов, который составлен на основе «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».

Для чего нужен кодификатор ЕГЭ?

  • В кодификаторе содержится перечень тем — по ним специалисты ФИПИ формируют задания.
  • Кодификатор используется при подготовке к экзамену, т.к. позволяет систематизировать свои знания по всем разделам предмета.
  • Для каждого задания в кодификаторе указывается его уровень сложности и необходимый уровень подготовки.
  • В кодификаторе прописываются требования и для «особых» тем. В ЕГЭ по обществознанию – это .

Высокого результата на ЕГЭ можно достичь только при комплексной подготовке, которая включает в себя решение заданий и изучение тем кодификатора.

Многолетний опыт показывает, что при подготовке к ЕГЭ по обществознанию самая распространенная ошибка — это непоследовательное, беспорядочное изучение тем кодификатора и бессистемное решение всех тестов и вариантов подряд.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию всегда опирайтесь на кодификатор.

При подготовке к экзамену необходимо следовать кодификатору. Он состоит из 5 больших разделов:

  • «Человек и общество»
  • «Экономика»
  • «Социальные отношения»
  • «Политика»
  • «Право»

Изучать эти разделы необходимо последовательно. Последние разделы («Политика» и «Право») являются достаточно сложными, поэтому изучаются последними.

Сложные темы («Политика» и «Право») изучайте в последнюю очередь.


Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию — все темы кодификатора

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения

в 2017 году основного государственного экзамена

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого

уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно -популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

По ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается

в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Часть

работы

Коли-

чество

заданий

Макси-

мальный

первич-

ный балл

Процент максимального

первичного балла за

выполнение заданий данной

части от максимального

первичного балла за всю

работу, равного 39

Тип заданий

Часть 1

25

26

66,7

С кратким

ответом

Часть 2

6

13

33,3

С развёрнутым

ответом

Итого

31

39

100

6. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям

и способам деятельности

В части 1 работы:

задания 1–20 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;

задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 21–25 и заданий 26–31, что в совокупности они представляют все блоки-модули.

В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Обществознание» представлено в таблице 2 .

Таблица 2.

Распределение заданий экзаменационной работы

по основным содержательным разделам курса обществознания

В таблице 3 представлены умения и способы деятельности, которые контролируются заданиями экзаменационной работы.

Таблица 3.

Распределение заданий экзаменационной работы

по проверяемым умениям и способам действий

Основные умения

и способы действий

Количество

заданий

Максимальный

первичный балл

Процент

максимального

первичного

балла за

выполнение

заданий данного

вида учебной

деятельности от

максимального

первичного

балла за всю

работу, равного

39

1

Описывать основные социальные

объекты, выделяя их существенные

признаки; человека как социально-

деятельное существо; основные

социальные роли

9

9

23,1

2

Сравнивать социальные объекты,

суждения об обществе и человеке;

выявлять их общие черты и различия

3

4

10,2

3

Объяснять взаимосвязи изученных

социальных объектов (включая

взаимодействия общества и природы,

человека и общества, сфер

общественной жизни, гражданина и

государства)

7

8

20,5

4

Приводить примеры социальных

объектов определенного типа,

социальных отношений; ситуаций,

регулируемых различными видами

социальных норм; деятельности людей в

различных сферах

1

3

7,7

5

Оценивать поведение людей с точки

зрения социальных норм,

экономической рациональности

1

2

5,1

6

Решать в рамках изученного материала

познавательные и практические задачи,

отражающие типичные ситуации в

различных сферах деятельности

человека

6

7

18

7

Осуществлять поиск социальной

информации по заданной теме из

различных ее носителей (материалов

СМИ, учебного текста и других

адаптированных источников)

4

6

15,4

Итого

31

39

100

7. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

В таблице 4 представлена информация о распределении заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Таблица 4.

Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности

Уровень сложности

заданий

Коли-

чество

заданий

Максимальный

первичный

балл

Процент максимального

первичного балла за

выполнение заданий данного

уровня сложности от

максимального первичного балла

за всю работу, равного 39

Базовый

16

18

46

Повышенный

13

16

41

Высокий

2

5

13

Итого

31

39

100

8. Продолжительность ОГЭ по обществознанию

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

9. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

10. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами.

Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом.

Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.

За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.

Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015 № 31206)

«48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа

экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.

Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».

Если расхождение составляет 2 и более балла за выполнение любого из заданий 26–31, то третий эксперт проверяет только те задания, которые вызвали столь существенное расхождение.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

11. Изменения в КИМ 2017 года в сравнении с 2016 годом

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.

Обобщенный план варианта КИМ 2017 года

для ГИА выпускников IX классов

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.

п/п

Проверяемые

элементы

содержания

Коды проверяемых

элементов

содержания

Коды проверяемых

требований к уровню

подготовки выпускников

Уровень сложности задания

Максимальный балл за

выполнение задания

Примерное время

выполнения задания (мин.)

Часть 1

1

Общество как форма жизнедеятельности

людей; взаимодействие общества и

природы; основные сферы общественной

жизни, их взаимосвязь

1.1–1.3

1.2, 1.3, 2.1

Б

1

1-2

2

Биологическое и социальное в человеке;

личность; деятельность человека и ее

основные формы (труд, игра, учение);

человек и его ближайшее окружение;

межличностные отношения; общение,

межличностные конфликты, их

конструктивное разрешение

1.4–1.8

1.1, 2.1

Б

1

1-2

3

Общество и человек

реалиям)

1.1–1.8

1.1–1.3, 2.6

Б

1

1-2

4

Общество и человек

1.1–1.8

1.1–1.3, 2.3

П

1

2-4

5

Сфера духовной культуры и ее

особенности; наука в жизни

современного общества; образование и

его значимость в условиях

информационного общества;

возможности получения общего и

профессионального образования в

Российской Федерации; религия,

религиозные организации и объединения,

их роль в жизни современного общества;

свобода совести; мораль; гуманизм;

патриотизм; гражданственность

2.1–2.5

2.1, 2.6

Б

1

1-2

6

Сфера духовной культуры

(задание на анализ двух суждений)

2.1–2.6

2.3

П

1

2-4

7

Экономика, ее роль в жизни общества;

товары и услуги, ресурсы и потребности,

ограниченность ресурсов; экономические

системы и собственность; производство,

производительность труда; разделение

труда и специализация; обмен, торговля;

рынок и рыночный механизм

3.1–3.6

2.1

Б

1

1-2

8

Предпринимательство; малое

предпринимательство и индивидуальная

трудовая деятельность; деньги;

заработная плата и стимулирование

труда; неравенство доходов и

экономические меры социальной

поддержки; налоги, уплачиваемые

гражданами; экономические цели и

функции государства

3.7–3.12

2.1

Б

1

1-2

9

(задание на обращение к социальным

реалиям)

3.1–3.12

2.6

Б

1

1-2

10

Экономическая сфера жизни общества

(задание на анализ двух суждений)

3.1–3.12

2.3

П

1

2-4

11

Социальная структура общества, семья

как малая группа, многообразие

социальных ролей в подростковом

возрасте, социальные ценности и нормы,

отклоняющееся поведение, социальный

конфликт и пути его решения,

межнациональные отношения

4.1–4.6

2.1

Б

1

1-2

12

Социальная сфера

(задание на обращение к социальным

реалиям)

4.1–4.6

2.6

Б

1

1-2

13

Социальная сфера

(задание на анализ двух суждений)

4.1–4.6

2.3

П

1

2-4

14

Власть; роль политики в жизни общества;

понятие и признаки государства;

разделение властей; формы государства;

политический режим; демократия;

местное самоуправление; участие

граждан в политической жизни; выборы,

референдум; политические партии и

движения, их роль в общественной

жизни; гражданское общество и правовое

государство

5.1–5.10

2.1

Б

1

1-2

15

Сфера политики и социального

управления

(задание на обращение к социальным

реалиям)

5.1– 5.10

2.6

Б

1

1-2

16

Сфера политики и социального

управления

(задание на анализ двух суждений)

5.1 –5.10

2.3

П

1

2-4

17

Право, его роль в жизни общества и

государства; норма права; нормативный

правовой акт; признаки и виды

правонарушений; понятие и виды

юридической ответственности;

административные правоотношения,

правонарушения и наказания; основные

понятия и институты уголовного права;

уголовная ответственность

несовершеннолетних

6.1, 6.2, 6.4,

6.16, 6.17

2.1

Б

1

1-2

18

Конституция Российской Федерации;

основы конституционного строя

Российской Федерации; федеративное

устройство Российской Федерации;

органы государственной власти

Российской Федерации;

правоохранительные органы; судебная

система; взаимоотношения органов

государственной власти и граждан; права

и свободы человека и гражданина в

Российской Федерации, их гарантии;

конституционные обязанности

гражданина; права ребенка и их защита;

особенности правового статуса

несовершеннолетних; механизмы

реализации и защиты прав и свобод

человека и гражданина; международно-

правовая защита жертв вооруженных

конфликтов

6.5–6.12

2.1

Б

1

1-2

19

Понятие правоотношений, право на труд

и трудовые правоотношения,

трудоустройство несовершеннолетних,

семейные правоотношения, права и

обязанности родителей и детей,

гражданские правоотношения, права

собственности, права потребителей

(задание на обращение к социальным

реалиям)

6.3,

6.13–6.15

2.6

Б

1

1-2

20

Право

(задание на анализ двух суждений)

6.1–6.17

2.3

П

1

2-4

21

проверяемое умение

(задание на сравнение)

-

2.2

П

1

7-10

22

Различное содержание в разных

вариантах: задание ориентировано на

проверяемое умение

(задание на установление соответствия)

-

2.2,2.3

Б

2

7-10

23

Различное содержание в разных

вариантах: задание ориентировано на

проверяемое умение

списка)

-

2.3, 2.7

П

1

7-10

24

Различное содержание в разных

вариантах: задание ориентировано на

проверяемое умение

(задание на выбор верных позиций из

списка)

-

2.3, 2.7

П

1

7-10

25

Различное содержание в разных

вариантах: задание ориентировано на

проверяемое умение

(задание на установление фактов и

мнений)

-

2.3, 2.3

П

1

5-7

Часть 2

26

Различное содержание в разных

вариантах: задание ориентировано на

проверяемое умение

(задания на анализ источников)

-

2.7

П

2

20-25

27

-

2.7

Б

2

8-10

28

-

2.3, 2.7

П

2

8-10

29

-

2.3, 2.4, 2.7

В

3

15-20

30

-

2.3, 2.6, 2.7

П

2

8-10

31

-

2.3, 2.5, 2.7

В

2

10-15

Всего заданий – 31 ; из них

по типу заданий: с кратким ответом – 25 , с развернутым ответом – 6 ;

по уровню сложности: Б – 16 ; П – 13 ; В – 2 .

Максимальный первичный балл – 39 .

Общее время выполнения работы – 180 минут .