Вклад Ростовцева Н.Н. в методику преподавания изобразительного искусства в школе

Курс методики преподавания изобразительного искусства в школе призван подготовить студента к педагогической деятельности, вооружить его методическими знаниями и навыками, помочь овладеть искусством преподавания. Предполагаемый учебник служит этим целям. Учебник написан в соответствии с новыми программами педагогических ВУЗов и школ. В нем отражены последние достижения в области отечественной художественной школы.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В РОССИИ.
Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Уже в XI веке книжная графика и миниатюра достигают очень высокой степени развития (Остромирово Евангелие, 1056-1057; "Изборник Святослава", 1073, и др.). Почти во Всех рукописных книгах мы находим рисунки и рисованные заглавные буквы (рис. 28). Все это говорит о том, что вместе с грамотой ученики овладевали и рисунком, который помогал вырабатывать каллиграфический почерк. Нет сомнения, что рисование преподавали в монастырских школах как мужских, так и женских.

Для приобретения четкого и уверенного почерка и навыков в рисунке ученики рисовали главным образом пером, так как работа им требует особенно твердой и уверенной руки. Однако метод обучения рисованию строился главным образом на копировании образцов. Самостоятельного значения рисунок еще не имел, ему отводилась лишь роль иллюстрации.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение. Методика как предмет изучения
Краткий очерк истории методов обучения рисованию
Зарубежные методы обучения рисованию
Методы обучения рисованию в России
Методы обучения рисованию в отечественной школе
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе
Содержание занятий по изобразительному искусству в средней школе
Рисование с натуры
Декоративное рисование
Рисование на темы
Беседы об искусстве
Основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства в школе
Принцип воспитывающего обучения и идейно-политической направленности
Принцип научности
Принцип наглядности
Принцип активности и сознательности обучения
Принцип систематичности и последовательности обучения
Принцип доступности и посильности обучения
Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса
Урок как основная форма организации учебной работы в школе
Учет успеваемости школьников
Внеклассная и внешкольная работа
Изокружок
Экскурсии
Беседы
Лекции
Доклады
Кинофильмы
Домашнее рисование учащихся
Школьные вечера-концерты
Факультативные курсы в средней школе
Аннотированный указатель имен.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания изобразительного искусства в школе, Ростовцев Н.Н., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Точечная роспись, Мастер-классы для начинающих, Зайцева А.А., 2014

Следующие учебники и книги.

Учебник проф. Н.Н. Ростовцева представляет собой систематическое изложение курса академического рисунка для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. Автор подробно рассматривает законы композиции и конструктивного построения, перспективы и светотени - весь комплекс теоретических сведений, необходимых для овладения изобразительно-выразительными средствами академического рисунка.
1-е издание вышло в 1973 году.

Курс методики преподавания изобразительного искусства в школе призван подготовить студента к педагогической деятельности, вооружить его методическими знаниями и навыками, помочь овладеть искусством преподавания. Предполагаемый учебник служит этим целям. Учебник написан в соответствии с новыми программами педагогических ВУЗов и школ. В нем отражены последние достижения в области отечественной художественной школы.


Скачать и читать Методика преподавания изобразительного искусства в школе, Ростовцев Н.Н., 2000

Название : Рисование головы человека.

Учебное пособие посвящено одному из важнейших разделов академического рисунка - изображению головы человека, - лежащему в основе искусства портрета. В издании 188 иллюстраций.

Изображение головы человека - один из важных разделов академического рисунка, одна из основ искусства портрета. Задача данного пособия - помочь рисующему разобраться во всех тонкостях построения изображения головы человека и указать пути преодоления трудностей.

Учебное пособие рассчитано на учащихся средних художественных учебных заведений и самодеятельных художников.

Скачать и читать Рисование головы человека - Ростовцев Н.Н.

Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика - Часть 1 - Древний мир, средние века, эпоха Возрождения . Книга для учителя - Сост. Алпатов М.В ., Ростовцев Н.Н. - 1987.

Первая часть энциклопедической хрестоматии «Искусство» включает материалы по истории искусства Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. Знакомство со статьями и отрывками из книг крупнейших отечественных и зарубежных деятелей культуры, искусствоведов, писателей, историков, рассказывающих о наиболее ярких и характерных явлениях искусства этих эпох, окажет учителю помощь при подготовке к урокам изобразительного искусства, истории, литературы, факультативным занятиям по этим предметам и особенно по курсу «Мировая художественная культура». 3-е издание вышло в 1969 году.
Скачать и читать Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика - Часть 1 - Древний мир, средние века, эпоха Возрождения. Книга для учителя - Сост. Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н.

Профессор Ростовцев (1918 - 2000) автор книг по программе Кузина В.С. как для школ, так и для художественно-педагогических учебных заведений. Был деканом ХГФ московского пединститута. Он автор первого учебника по рисованию для школьников (1961 г.). Его учебником «Методика преподавания ИЗО» (1974 г.) пользуются до сих пор во всех средних и высших художественно-педагогических заведениях. Он также автор книг по истории методов обучения ИЗО в России и зарубежом, «Учебный рисунок», «Академический рисунок», «Рисунок головы человека» которые тоже по сей день вносят вклад в подготовку художников-педагогов. В 1957 году он стал заведовать кафедрой методики и открыл при ней аспирантуру. Возглавлял он и кафедру рисунка и факультет. В 1988 году была открыта докторантура. Долгое время он был председателем диссертац. совета.

Значение методов обучения рисованию Альбрехта Дюрера.

Немецкий художник, гравер, теоретик искусства Эп. Возрождения (1471-1528). Разработал: метод упрощения предметов сложной формы, путём разбивки его на простейшие геометрические тела; метод выявления формы предметов вращения путём введения дополнительных прямоугольных плоскостей; учение о пропорциях человеческого тела (линейно-конструктивное построение головы). Своими трудами оказал большую помощь начинающим художникам в обучении изобразительной деятельности.

Программа Кузина В.С. Основные задачи предмета: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства; развитие у детей изобразительных способностей, пространственного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.

Рисование с натуры 40 % (рисунок, живопись) – это отдельные предметы, натюрморт, чучела птиц и животных, человек, пейзаж. Тематическое рисование 20 % (композиция) – рисование на темы труда, отдыха, праздников, космоса, войны, а также иллюст-рирование по мотивам сказок и других литературных произведений. Декоративное рисование 20 % (ДПИ и ХОМ) – узоры в полосе, круге, народные костюмы и освоение технологий народных художественных промыслов (перечислить). Беседа по искус-ству 10 % (история искусств) – натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетные темы, архитектура. Лепка 5 % (скульптура) – предметы, элементы природы, животные, человек. Аппликация 5 % (работа с бумагой и природными материалами).

Планирование учебной работы по изобразительному искусству.

Планирование выполняется путём составления календарно-тематического плана на год (по четвертям) для каждого класса, приме-няя принцип систематичности и последовательности обучения, постепенно усложняя задания (чередуя виды деятельности). В иллюстрированном плане отражается и характер учебных постановок и их методическая направленность. Рассказать о своём «иллюстративном плане» на год.

Основные цели и содержание программы по ИЗО, разработанной под руководством В.С. Кузина.

С 1968 года в общеобразовательные школы вводится новая программа по рисованию под редакцией Кузина Владимира Сергее-вича (1938-2006). В ней уже четыре вида деятельности: рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование, беседа об искусстве (потом добавляется лепка и аппликация). Причём рисованию с натуры отводится половина всего времени. Вновь в постановки вернулись гипсовые предметы. Основные цели обучения, если выразить кратко – научить рисовать и развить художественные способности. Более полно это: всестороннее развитие человека; академическое постижение законов изобразительной грамоты; развитие художественных и творческих способностей, воображения, пространственного мышления; знакомство с искусством своей страны и мира.

Основные цели и содержание программы по ИЗО, разработанной под руководст. Б.М. Неменского.

Художник-педагог Б,М. Неменский (20.12.22 г.р.) в 1972 году разработал свою программу по изобразительному искусству для школ. Но только в 1989 году она получило разрешение на внедрение в школу как вариативной программы. Содержание программы представлено в виде «домика», где начальная школа – это фундамент, средняя – само здание, а старшая – это крыша. 1 класс «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». 2 кл. «Ты и искусство». 3кл. «Искусство вокруг тебя». 4 кл. «Каждый народ – художник». 5 кл. «Декора-тивно-прикладное искусство». 6-7 кл. «рисунок, живопись, композиция». 8 кл. «Дизайн». 9-11 кл. «Зрелищные виды искусств». Цели кратко – эстетическое воспитание (подготовка духовного «зрителя»). Более полно: всестороннее развитие личности; развитие творческих и художественных способностей, воображения; развитие чувства сопереживания, эмоциональной отзывчивости; доступное постижение законов изобразительной грамоты, особенно композиции; нахождение себя в мире прекрасного.

20. Основные цели и содержание программы по ИЗО, разработанной под руковод. Т.Я. Шпикаловой. Тамара Яковлевна Шпикалова разработала авторскую программу по рисованию для начальной школы в1975 году. В её основе лежит русское народное творчество – народные промыслы (дымковская игрушка, богородская игрушка, матрёшка, Городец, Хохлома, Жостово, Гжель, Палех). Эти темы частично применяются (как бы заимствованы) и в программе Кузина В.С. и в прог-рамме Неменского Б.М. В 1995 году она разработала содержание до 8 класса. По этой программе работают всего 10 % школ. Цели кратко – овладение технологиями народных художественных промыслов. Более полно: эмоциональное восприятие произведений народных мастеров; познание художественных особенностей произведений; объяснение смысла и ценности произведений; художественно-творческая практика учеников по освоению народных промыслов.

Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Ростовцев Н.Н.

М.: 2000. – 251 с.

Курс методики преподавания изобразительного искусства в школе призван подготовить студента к педагогической деятельности, вооружить его методическими знаниями и навыками, помочь овладеть искусством преподавания. Предполагаемый учебник служит этим целям. Учебник написан в соответствии с новыми программами педагогических ВУЗов и школ. В нем отражены последние достижения в области отечественной художественной школы.

Формат: doc

Размер: 2 ,1 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................. 3
Введение. Методика как предмет изучения.................... 4
Краткий очерк истории методов обучения рисованию............ 13
Зарубежные методы обучения рисованию................ 13
Методы обучения рисованию в России.................. 51
Методы обучения рисованию в отечественной школе...... 76
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. 89
Содержание занятий по изобразительному искусству в средней школе. 100
Рисование с натуры................................... 100
Декоративное рисование............................... 104
Рисование на темы.................................... 108
Беседы об искусстве................................... 110
Основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства в школе 113
Принцип воспитывающего обучения и идейно-политической направленности 114
Принцип научности................................... 116
Принцип наглядности................................. 133
Принцип активности и сознательности обучения......... 147
Принцип систематичности и последовательности обучения 152 Принцип доступности и посильности обучения.. 159
Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса. 163 Урок как основная форма организации учебной работы в школе 185
Учет успеваемости школьников.............................. 207
Внеклассная и внешкольная работа.......................... 213
Изокружок. .......................................... 215
Экскурсии........................................... 218
Беседы.............................................. 219
Лекции.............................................. 222
Доклады............................................. 223
Кинофильмы......................................... 223
Домашнее рисование учащихся......................... 224
Школьные вечера-концерты........................... 226
Факультативные курсы в средней школе....................... 228
Аннотированный указатель имен............................. 242

Знание истории методов преподавания способствует выработке более целостного взгляда на свой предмет. История методов преподавания, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать современные задачи.
Однако область науки, которой мы с вами занимаемся, еще не получила должного развития. Вопросами изучения методики преподавания изобразительного искусства мало кто занимался, в особенности среди художников. Поэтому исторический очерк, который предлагается в учебнике, указывает лишь общее направление в развитии методов преподавания. Этот очерк составлен из небольших и порой случайных высказываний о преподавании рисования - высказываний художников, искусствоведов и выдающихся деятелей культуры, которые и не ставили своей целью углубиться в эти вопросы. Найти капитальный труд по истории методов преподавания читателю не удастся. Автор сам собирал по крохам материал для первой главы. Основные цели ее - привести в систему разрозненный материал, вдохновить читателя на поиски нового материала, приобщить к серьезному изучению данного вопроса, - будет ли эта работа вестись самостоятельно или в научно-студенческом обществе. Задача автора состояла также и в том, чтобы указать направление и пути, по которым могла бы идти эта работа.


ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (изобразительное искусство)

Лекция №1.

Цели, задачи преподавания изобразительного искусства в начальных классах. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно образовательной практики в контексте развития изобразительного искусства. Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы.


  1. Цели, задачи курса «Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (на примере изобразительного искусства)».

  2. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно образовательной практики в контексте развития изобразительного искусства.

  3. Материалы и принадлежности.

  4. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в начальных классах.

  5. Научно-теоретические основы обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства в трудах В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Н.С. Ивановой, Т.Я. Шпикаловой, Н.М.Сокольниковой.

  6. Урок – как основная форма учебно-воспитательной работы.
Литература:

1. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию - М.: Просвещение, 2000.

2. Кузин В.С. Методика преподавания изоискусства в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 2002.

3.Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещение, 1987.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999, 2001,2003,2006,2008.

5. Педагогика. Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

6.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 400с.

7.Программа. Изобразительное искусство 1-9 классы.- М.: Агар,2006. Под. ред. Кузина В.С.

8. Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы 1-4) в двух частях. Часть 2,- М.: Просвещение, 2001. (В.С. Кузин с.233; Б. М. Неменский с.258; Т.Я. Шпикалова с.290).

9. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями 1-9 классы./Под рук. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение,2006.

10. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.1-4 классы. Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. – М.: «Мозаика-Синтез»,2001.


  1. Цели, задачи дисциплины«Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (на примере изобразительного искусства)».
^ Целью дисциплины «Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (на примере изобразительного искусства)» является художественно-эстетическая и профессиональная подготовка будущих бакалавров педагогики по профилю начального образования.

^ Задачи дисциплины :


  • обучить основам изобразительного искусства - рисунку, живописи, тематической и декоративной композиции; сформировать умения пользоваться изобразительно-выразительными средствами в рисунке, живописи композиции; развивать художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления;

  • ознакомить студентов с основами истории изобразительного искусства на примере выдающихся произведений русского и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры; с развитием отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно-образовательной практики в контексте развития культуры и искусства(изобразительного); теорией художественно-эстетического образования; основными направлениями художественного образования (народное, религиозное, светское);

  • дать понятие о художественно-образном языке графики, живописи;

  • раскрыть научно-теоретические основы и технологию обучения и воспитания учащихся начальных классов на уроках, во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству; раскрыть психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей, и педагогические условия художественно-эстетического развития младших школьниковна уроках изобразительного искусства; художественное сотворчество педагога и ребенка;

  • ознакомить с процессом моделирования художественно-эстетического развития детей, технологией преподавания изобразительного искусства; с требованиями, предъявляемыми к современному уроку изобразительного искусства, формами и методами формирования опыта художественной деятельности в начальной школе, условиями, средствами и методами художественного воспитания и развития творчества детей на уроке и во внеклассной работе.
^ Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • особенности развития изобразительного творчества у детей младшего школьного возраста;

  • роль и значение уроков изобразительного искусства в сис­теме художественно- эстетического воспитания младших школьников;

  • особенности различных программ по предмету «изобрази­тельное искусство» для начальной школы;

  • терминологию и средства художественной выразительнос­ти, применяемые в процессе изобразительной деятельности;
уметь:

  • использовать изобразительную деятельность как средство для эстетического воспитания и художественного образо­вания младших школьников;

  • применять на практике педагогические приемы и методы для активизации творческих способностей детей;

  • самостоятельно выбирать методы, формы и средства обуче­ния для конкретного урока изобразительного искусства;

  • разрабатывать структуру проведения урока ИЗО, подби­рать к нему необходимый дидактический материал;
владеть навыками :

  • необходимыми для выполнения реалистических изобра­жений в различных художественных материалах;

  • в достаточной степени владеть приемами и методами педа­гогического рисования.
Педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле слова, включая образование, обучение и развитие.

Дидактика (от греческого didaktikos - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации достигаемых результатов.

В технологию обучения изобразительному искусству входят три функции: обучающая функция изобразительного искусства (собственно дидактика); воспитательная функция (теория воспитания); развивающая функция (психология).

Основные проблемы технологии преподавания изобразительного искусства:

Определение целей и задач обучения (для чего учить?);

Методы обучения (как надо учить?) здесь особую роль играет творчество учителя;

Средства обучения (с помощью чего мы будем учить);

Формы обучения (где и когда учить) т. е. обязательный курс, кружок, углубленное изучение, специализированный курс и т.д.;

Контроль и диагностика (мы должны следить за процессом усвоения материала).

Теорию и технологию художественно-эстетического образования мы будем рассматривать на примере изобразительного искусства, она как предмет теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдывали себя и дают наилучшие результаты. Она основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики, искусствоведения и формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует определенных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным.

Искусство преподавания приобретается в процессе практики и долголетнего творческого труда. Изобразительное искусство один из самых специфичных и своеобразных предметов в системе начального обучения, требующая от вас:


  1. Материальных затрат на приобретение материалов и принадлежностей для практических занятий.

  2. Накопление определенных теоретических знаний по истории изобразительного искусства и основам изобразительной грамоты.

  3. Приобретение графических умений и навыков.

  4. Умение написания конспектов уроков.

  5. И, конечно, внимание, усидчивости, аккуратности.
На эту дисциплину отводится 58 часов, которую мы с вами будем изучать в 4 семестре. Из них: 10ч. – ЛК; 24 – лабораторные занятия, 24 – практические, 2ч. На контрольную работу. 4 семестр заканчивается зачетом.

2. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно образовательной практики в контексте развития изобразительного искусства.

Зарубежные методы обучения рисованию . Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми.

Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древ­ности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем свидетельствуют рисунки, найденные археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного оленя степной лошади, и другие сцены из реальной жизни.

Опыт в начертании линии и узоров, в изображении животных и да­же людей человек накапливал тысячелетиями. Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем, охристы­ми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и по­толков в пещерах Комбарель, Лес-Эйзи, Альтамира (Испания), в горных районах Сахары, в Капской пещере на Урале.

Особенно важно отметить, что все эти изображения носили маги­ческий ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобраз­ной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впослед­ствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (ри­суночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец, буквенно-звуковое. Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем не­посредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было.

Земледельческий и ремесленно-производственный характер нео­лита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать че­ловек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. Изделия гончарного искусства покрывались орнаментом. В раз­ных странах он имел свои виды и особенности. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оста­вался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важ­ным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощни­ком, а впоследствии и продолжателем его дела, овладевая его мастер­ством. Для этого учителю приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор.

Таким образом, стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоя­щее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации. Организация школ в Древнем Египте. Система воспитания и обучения, каноны в Древнем Египте.

Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зари­совать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Та­ким образом, с рисованием как общеобразовательным предметом впервые мы встречаемся у древних египтян.

При обучении детей грамоте рисованию уделялось основное вни­мание, так как сам характер иероглифического письма требовал изо­бражения всевозможных предметов.

Система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, за не­точное выполнение канона ученика наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается даже, «Будь прилежен в ежедневной работе, будь деятелен. Не ленись ни одного дня, или ты будешь бит».

В Древнем Египте впервые рисование становится предметом школьного обучения, которое проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила пред­ писывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.

Необходимо также отметить, что египтяне положили начало тео­ретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучали им нового поколе­ния. Существовала ли теория самого процесса обучения - дидакти­ка, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изобра­жения, которые должны были строго соблюдать ученики.

Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе по­знания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов .