Из за чего бывают конфликты. Почему возникают конфликты

Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов. Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

  • Объективные причины
  • Организационно-управленческие причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Поговорим о каждой группе в отдельности.

Объективные причины конфликтов

Объективные причины конфликтов - это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых - мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению. В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата. Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится любо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними. Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность. Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов .

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины - это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

Структурно-организационные причины - их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

Функционально-организационные причины - как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

Личностно-функциональные причины - обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

Ситуативно-управленческие причины - являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).

ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

Неблагоприятный социально-психологический климат - обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

Аномия социальных норм - это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты - ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала - появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не поставил его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

Конфликт поколений - как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

Коммуникационные барьеры - другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

Территориальность - относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.

ПРИМЕР: Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к. другие могут место не уступить. Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре - если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.

ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» - по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят. Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно. Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива - возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.

ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.

Респондентная агрессия - свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.

ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно. Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных - кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.

Психологическая несовместимость - ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.

ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера и коллективе и т.д.

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

Оценка человеком поведения другого как недопустимого - характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.

ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает совё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию - возникает конфликтная ситуация.

Низкий уровень социально-психологической компетентности - проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.

ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему. Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков. Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту - возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».

Недостаточная психологическая устойчивость - даёт о себе знать тогда, когда человек не способен на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.

ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте - один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.

ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось - начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.

Открытый период

Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:

Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виду череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.

ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.

Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.

ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.

Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.

ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.

Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.

ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда - если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.

Послеконфликтный (латентный) период

Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:

Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.

ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.

Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.

ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.

Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон . Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта - стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.

ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они - непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.

Подытожим урок : знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.

В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Почему мы спорим, ссоримся, конфликтуем? Отчего возникают ссоры у возлюбленных, у отца с сыном, у матери с дочерью? В чем причины конфликтов учителей с учениками и их родителями?

Ссоры изматывают. Как правило, результат конфликта — это сильная эмоциональная реакция, после которой как минимум два человека длительное время не разговаривают, или вообще не хотят друг друга видеть.

Причины конфликтов

Конфликт - это чаще всего обида на кого-то. Ссорятся из-за недостатка внимания, непонимания, из-за желания нарушить привычный скучный ритм жизни и еще много из-за чего. Большинство всех ссор происходит из-за того, что является важным для человека. Потому что если не важно, то чего конфликтовать то собственно? Поводов для ссор много, а причина всегда одна: человек не удовлетворен тем, что для него значимо.

Возможно, все сильные чувства и реакции, которые служат причиной ссор: негодование, недовольство, раздражение, смятение, разочарование, презрение, отвращение, обида и т. д. и т. п. — следствие нашего неправильного отношения к чему-либо или кому-либо. Иногда некоторым вещам или ситуациям мы придаем большое значение, делаем их сами для себя важными, значимыми. Казалось бы пустяк, так нет же, вдруг ни с того ни с сего мы решаем «как же так, это же важно», другими словами повышаем значимость пустяковых вещей или ситуаций.

Таким образом, мы сами себя превращаем в марионетку собственных мыслей и чувств. Но тут возникает вопрос - но как же не думать о том, что кажется важным? Да и чувства появляются как-то сами собой. В спокойном состоянии ответ напрашивается сам собой - уменьшать, снижать значение того, что кажется важным . Это не означает, что надо бороться со своими чувствами или пытаться подавлять их. Избавляться следует от причины - неправильного отношения. Для начала необходимо понять и решить, что важность того, что на самом деле не имеет такого уж большого значения, не принесет с собой ничего, кроме ненужных проблем, а затем эту важность снизить, решив, что есть вещи и поважнее.

Когда человек осознает эту искусственно завышенную значимость проблем, он может намеренно уменьшить важность всего, что не дает покоя . Взглянуть на ситуацию со стороны, беспристрастно. Эмоции чаще всего порождаются нашим отношением, поэтому и изменить следует отношение. Наши чувства и эмоции — это всего лишь следствия, а причина только в одном - в важности.

Например, кто-то высказывает свое мнение, а вы спорите, потому что не согласны. Кто-то что-то делает так, как вам кажется делать не надо, и вы пытаетесь наставить его на путь истинный. Или вам предлагают решение, вы же возражаете. Вы стремитесь к одному, а получаете что-то совсем иное и высказываете недовольство. Кто-то вам сообщает что-то не очень приятное, и вы приходите в ярость. Или что-то не совпадает со сценарием, который уже давно и прочно обосновался у вас в голове, и вы кидаетесь в атаку, чтобы направить развитие событий в нужное русло.

Опыт показывает, что лучше сменить тактику, другими словами перенести центр тяжести, изменить отношение, и вы заметите, что проблем и поводов поспорить стало заметно меньше, вам стало легче. Если попробовать больше наблюдать за тем, что для нас кажется важным, то есть шанс, что ситуация, конфликт решится сам собой без нашего активного вмешательства или противодействия. Не спешить возражать, отмахиваться, доказывать свое, спорить, вмешиваться, критиковать, пытаться управлять - это значит дать шанс самой себе получить куда больший контроль над ситуацией — контроль за уровнем значимости и важности собственных желаний.

Как избегать ссор?

  • Во-первых, до того, как сказать что-либо обидное или неприятное, необходимо сосчитать до десяти.
  • Во-вторых, вспомните поговорку: «Худой мир лучше доброй ссоры».
  • Если это не помогло, то можно попытаться сделать невероятно сложную вещь — стать не участником конфликта, а сторонним наблюдателем.
  • Если что-то происходит совсем не так, как вы ожидали, примите непредвиденное изменение таким, какое оно есть. К чему это приведет, наверняка не знает никто, а потому можно решить, что это только к лучшему. Вам что-то предложили — не надо спешить отказываться, вежливо согласитесь, а сделайте по-своему. Услышали чужое мнение — не спешите вступать в дискуссию. Вам кажется, что кто-то делает что-то не так, ну и ладно. Если люди берут на себя инициативу, то может быть лучше позволить им реализовать задуманное.

Для того, чтобы найти выход из конфликтной ситуации, необходимо сначала вспомнить и дать себе отчет, что она возникла вследствие того, что является важным для как минимум двух спорящих. И пока конфликтующие стороны не отдают себе отчет, что погрузились в ссору с головой, обстоятельства будут владеть ими, а не наоборот.

Поведение в конфликте

Все конфликты базируются на противопоставлении и сравнении.

Если, попадая в нежелательную ситуацию, получая плохую новость, согласно привычному сценарию, вы обычно раздражаетесь, выказываете недовольство, то можно попробовать сделать наоборот: отреагировать неадекватно, сломать привычный сценарий . Произвести подмену: раздражение заменить на радость, негодование — на равнодушие. И победа будет за вами.

Когда человек наталкивается на какое-нибудь непредвиденное обстоятельство и реагирует раздражением, недовольством, как правило, следует продолжение и развитие ситуации в том же негативном ключе, появляются новые поводы, развивается конфликт. Так получается, что вы сами развиваете ссору. Можно поступите иначе — либо не реагировать никак, либо ответить совсем противоположной реакцией. Например, пошутить или равнодушно пройти мимо.

На первый выпад в конфликтной ситуации можно ответить и согласием, но затем дипломатично отступить или ненавязчиво направить движение в нужную для себя сторону. Важно научиться "не зацикливаться" — игнорировать то, что раздражает, и тогда оно исчезнет само собой . Самый верный способ избежать неприятной ситуации — просто не думать о ней.

Погружаясь в конфликт человек, точнее его внимание, оказывается полностью захвачено происходящим. Спорящие, «цепляя» друг друга за то, что является важным, немедленно находят подходящие для этого раздражители, и не один. Так и конфликтуют, покуда "зла хватает". А для того, чтобы прекратить подобное издевательство над собой любимой, необходимо изменить отношение к тому, что раздражает, переключить свое внимание — превратить трагедию в комедию, отвлечься на что-нибудь другое не менее важное, смириться с ситуацией. Изменить отношение - это не значит сдерживать эмоции.

Тем более, что загнанные вглубь себя чувства — это и есть то самое "зло", которое, накопившись в нужном количестве, обязательно вырвется наружу и послужит причиной очередного конфликта. Лучше сначала дать выход эмоциям, а затем откорректировать свое отношение. Зачем бороться - это бессмысленно, нужно игнорировать.

Самая большая трудность заключается в том, чтобы вовремя вспомнить: то, что является причиной конфликта не так уж и важно . Конечно, трудно держать себя в руках, особенно когда хочется буквально рвать и метать. Привычка вспоминать вовремя об истинных, так сказать, вечных ценностях вырабатывается, наверное, систематической практикой. Но, если все таки не сдаваться и научиться помнить, победа будет весьма впечатляющей.

Ссорясь, мы сами себе укорачиваем жизнь. Зачем?

Слышали такое высказывание? Обижаться на друзей нельзя, а на врагов бесполезно. А раз нельзя, то и ссориться не стоит.

Кто первым должен делать шаги к примирению? Конечно же, тот, кто умнее. И вообще, только совместно мы сможем улучшить свою жизнь и жизнь вообще.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации:

Мы придерживаемся, идеи о том, что конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.

У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

  • 1) Информационный фактор--это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.
  • 2) Структурный фактор -- формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения".
  • 3) Ценностный фактор -- те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:
    • - личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
    • -групповые системы верований и поведения;
    • - системы верований и поведения общества;
    • - ценности всего человечества;
    • - профессиональные ценности;
    • - религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
  • 4) Фактор отношения -- удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Это такие аспекты как:
    • - основа отношений (добровольные или принудительные);
    • - сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
    • - ожидания от взаимоотношений;
    • - важность взаимоотношений;
    • - ценность взаимоотношений;
    • - длительность взаимоотношений;
    • - совместимость людей в процессе взаимоотношений;
    • -вклад сторон во взаимоотношения и т.д.
  • 5) Поведенческий фактор -- это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:

  • 1. Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции.
  • 2. Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного).
  • 3. Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.
  • 4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
  • 5. Нарушение внутригрупповых норм поведения, распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых»).
  • 6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
  • 7. Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий. Личностные конфликты учащаются в однородных по полу коллективах, они в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствуя развитию трудового коллектива
  • 8. Личностные характеристики отдельных людей - специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера.

Р. Л. Кричевский указывает три группы причин конфликтных отношений: обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми)

Перечислить все возможные причины возникновения конфликта в организациях не представляется возможным, но среди основных причин конфликта в организации можно выделить и следующие:

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных компаниях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целей организации.

Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно делать то, что ему говорят.

Различия в манере поведения и в жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к такому понятию как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Основными проблемами передачи информации, вызывающие конфликт являются неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

Почему мы спорим, ссоримся, конфликтуем? Отчего возникают ссоры у возлюбленных, у отца с сыном, у матери с дочерью? В чём причины конфликтов учителей с учениками и их родителями?

Ссоры изматывают. Как правило, результат конфликта - это сильная эмоциональная реакция, после которой как минимум два человека длительное время не разговаривают, или вообще не хотят друг друга видеть.

Причины конфликтов

Конфликт - это чаще всего обида на кого-то. Ссорятся из-за недостатка внимания, непонимания, из-за желания нарушить привычный скучный ритм жизни и ещё много из-за чего. Большинство всех ссор происходит из-за того, что является важным для человека. Потому что если не важно, то чего конфликтовать то собственно? Поводов для ссор много, а причина всегда одна: человек не удовлетворён тем, что для него значимо.

Возможно, все сильные чувства и реакции, которые служат причиной ссор: негодование, недовольство, раздражение, смятение, разочарование, презрение, отвращение, обида и т. д. и т. п. - следствие нашего неправильного отношения к чему-либо или кому-либо. Иногда некоторым вещам или ситуациям мы придаём большое значение, делаем их сами для себя важными, значимыми. Казалось бы пустяк, так нет же, вдруг ни с того ни с сего мы решаем «как же так, это же важно», другими словами повышаем значимость пустяковых вещей или ситуаций.

Таким образом, мы сами себя превращаем в марионетку собственных мыслей и чувств. Но тут возникает вопрос - но как же не думать о том, что кажется важным? Да и чувства появляются как-то сами собой. В спокойном состоянии ответ напрашивается сам собой - уменьшать, снижать значение того, что кажется важным . Это не означает, что надо бороться со своими чувствами или пытаться подавлять их. Избавляться следует от причины - неправильного отношения. Для начала необходимо понять и решить, что важность того, что на самом деле не имеет такого уж большого значения, не принесет с собой ничего, кроме ненужных проблем, а затем эту важность снизить, решив, что есть вещи и поважнее.

Когда человек осознает эту искусственно завышенную значимость проблем, он может намеренно уменьшить важность всего, что не дает покоя . Взглянуть на ситуацию со стороны, беспристрастно. Эмоции чаще всего порождаются нашим отношением, поэтому и изменить следует отношение. Наши чувства и эмоции - это всего лишь следствия, а причина только в одном - в важности.

Например, кто-то высказывает своё мнение, а вы спорите, потому что не согласны. Кто-то что-то делает так, как вам кажется делать не надо, и вы пытаетесь наставить его на путь истинный. Или вам предлагают решение, вы же возражаете. Вы стремитесь к одному, а получаете что-то совсем иное и высказываете недовольство. Кто-то вам сообщает что-то не очень приятное, и вы приходите в ярость. Или что-то не совпадает со сценарием, который уже давно и прочно обосновался у вас в голове, и вы кидаетесь в атаку, чтобы направить развитие событий в нужное русло.

Опыт показывает, что лучше сменить тактику, другими словами перенести центр тяжести, изменить отношение, и вы заметите, что проблем и поводов поспорить стало заметно меньше, вам стало легче. Если попробовать больше наблюдать за тем, что для нас кажется важным, то есть шанс, что ситуация, конфликт решится сам собой без нашего активного вмешательства или противодействия. Не спешить возражать, отмахиваться, доказывать свое, спорить, вмешиваться, критиковать, пытаться управлять - это значит дать шанс самой себе получить куда больший контроль над ситуацией - контроль за уровнем значимости и важности собственных желаний.

Как избегать ссор?

  • Во-первых, до того, как сказать что-либо обидное или неприятное, необходимо сосчитать до десяти.
  • Во-вторых, вспомните поговорку: «Худой мир лучше доброй ссоры».
  • Если это не помогло, то можно попытаться сделать невероятно сложную вещь - стать не участником конфликта, а сторонним наблюдателем.
  • Если что-то происходит совсем не так, как вы ожидали, примите непредвиденное изменение таким, какое оно есть. К чему это приведет, наверняка не знает никто, а потому можно решить, что это только к лучшему. Вам что-то предложили - не надо спешить отказываться, вежливо согласитесь, а сделайте по-своему. Услышали чужое мнение - не спешите вступать в дискуссию. Вам кажется, что кто-то делает что-то не так, ну и ладно. Если люди берут на себя инициативу, то может быть лучше позволить им реализовать задуманное.

Для того, чтобы найти выход из конфликтной ситуации, необходимо сначала вспомнить и дать себе отчет, что она возникла вследствие того, что является важным для как минимум двух спорящих. И пока конфликтующие стороны не отдают себе отчет, что погрузились в ссору с головой, обстоятельства будут владеть ими, а не наоборот.

Поведение в конфликте

Все конфликты базируются на противопоставлении и сравнении.

Если, попадая в нежелательную ситуацию, получая плохую новость, согласно привычному сценарию, вы обычно раздражаетесь, выказываете недовольство, то можно попробовать сделать наоборот: отреагировать неадекватно, сломать привычный сценарий . Произвести подмену: раздражение заменить на радость, негодование - на равнодушие. И победа будет за вами.

Когда человек наталкивается на какое-нибудь непредвиденное обстоятельство и реагирует раздражением, недовольством, как правило, следует продолжение и развитие ситуации в том же негативном ключе, появляются новые поводы, развивается конфликт. Так получается, что вы сами развиваете ссору. Можно поступите иначе - либо не реагировать никак, либо ответить совсем противоположной реакцией. Например, пошутить или равнодушно пройти мимо.

На первый выпад в конфликтной ситуации можно ответить и согласием, но затем дипломатично отступить или ненавязчиво направить движение в нужную для себя сторону. Важно научиться "не зацикливаться" - игнорировать то, что раздражает, и тогда оно исчезнет само собой . Самый верный способ избежать неприятной ситуации - просто не думать о ней.

Погружаясь в конфликт человек, точнее его внимание, оказывается полностью захвачено происходящим. Спорящие, «цепляя» друг друга за то, что является важным, немедленно находят подходящие для этого раздражители, и не один. Так и конфликтуют, покуда "зла хватает". А для того, чтобы прекратить подобное издевательство над собой любимой, необходимо изменить отношение к тому, что раздражает, переключить своё внимание - превратить трагедию в комедию, отвлечься на что-нибудь другое не менее важное, смириться с ситуацией. Изменить отношение - это не значит сдерживать эмоции.

Тем более, что загнанные вглубь себя чувства - это и есть то самое "зло", которое, накопившись в нужном количестве, обязательно вырвется наружу и послужит причиной очередного конфликта. Лучше сначала дать выход эмоциям, а затем откорректировать своё отношение. Зачем бороться - это бессмысленно, нужно игнорировать.

Самая большая трудность заключается в том, чтобы вовремя вспомнить: то, что является причиной конфликта не так уж и важно . Конечно, трудно держать себя в руках, особенно когда хочется буквально рвать и метать. Привычка вспоминать вовремя об истинных, так сказать, вечных ценностях вырабатывается, наверное, систематической практикой. Но, если всё таки не сдаваться и научиться помнить, победа будет весьма впечатляющей.

Ссорясь, мы сами себе укорачиваем жизнь. Зачем?

Слышали такое высказывание? Обижаться на друзей нельзя, а на врагов бесполезно. А раз нельзя, то и ссориться не стоит.

Кто первым должен делать шаги к примирению? Конечно же, тот, кто умнее. И вообще, только совместно мы сможем улучшить свою жизнь и жизнь вообще.

Что на самом деле входит в понятие конфликта. Почему люди конфликтуют между собой и каковы масштабы таких столкновений. Лучшие способы избежать конфронтаций в семье, на работе и с друзьями.

Содержание статьи:

Конфликт - это ситуация противостояния, которая может возникнуть как между двумя людьми, так и между группами индивидуумов. Это одно из побочных действий общения разных личностей с различными взглядами, характерами, целями и мировоззрением. Его невозможно искоренить, но можно избежать или минимизировать. Для этого нужно знать природу конфликтов и основные методы их предупреждения.

Понятие конфликта и его виды


Есть множество определений, описывающих понятие конфликта. Но при этом все показывают главную суть этого явления - противостояние, противоречие, противоборство между людьми, высказываемое вслух.

Это сложный динамический процесс, получивший свое название от латинского «conflictus», что в переводе означает столкновение. Он может основываться на субъективных либо объективных «несостыковках». Чаще имеет открытый характер и сопровождается эмоциями со знаком «минус», но позволяет рассмотреть вопрос со всех сторон, услышать противоположную точку зрения.

В процессе формирования конфликтная ситуация имеет несколько последовательных стадий развития:

  • Предметная стадия . Это этап зарождения конфликта, когда обнаруживается предмет несхождения взглядов.
  • Конфликтное взаимодействие . На этой стадии обнаруженный предмет конфликта высказывается открыто. Противостояние развивается.
  • Разрешение конфликтной ситуации . Здесь может быть два варианта финала: полное погашение конфликта, когда ситуация разрешается, или частичное, когда она только притихает или откладывается на потом.
Современная классификация конфликтов основывается на множестве факторов: на количестве участников конфликтной ситуации, ее проявлении, последствиях, формам противостояния и т. д. Поэтому количество видов такого противостояния очень большое. Приведем несколько наиболее «ходовых» классификаций конфликтных ситуаций.

Основные виды конфликтов:

  1. По последствиям социального характера . По своему исходу противостояния могут быть успешными или провальными, разрушительными или созидательными, конструктивными или деструктивными.
  2. По уровням сторон-участников конфликта . В зависимости от того, кто выступает в качестве противоборствующих сторон, различают конфликты между индивидуумами или группами людей, между ассоциациями, государственными образованиями и культурами.
  3. По источнику возникновения . К противостоянию сторон могут приводить следующие темы: несоответствие ценностей, идентификации, интересов.
  4. По форме противостояния . Противостояние может проявляться открыто, агрессивно или мирно.
  5. По масштабности . В зависимости от того, сколько участников захватывает конфликтная ситуация, она может быть локальной (местной) и ограничиваться несколькими людьми или коллективом, а также региональной, когда в противоборство вступают целые регионы. Также конфликт может разрастаться до межгосударственных и глобальных масштабов.
  6. По отношению участников к самой конфликтной ситуации . Учитывая, что сами стороны конфликта могут по-разному относиться к возникшему непониманию, противостояние может быть подлинным, случайным, скрытым или ложным, объективным или субъективным.
  7. По тактике . Проявление противостояния может происходить в разной форме: в виде дебатов и прений, в виде игры или более жестко - в форме активного физического воздействия (драка, военные действия).

Причины возникновения конфликтов


Существование человека многогранно, поэтому и причины для возникновения конфронтации могут затрагивать самые разные сферы человеческой деятельности. Конфликт может базироваться на чисто эмоциональной неприязни, непринятии определенных форм поведения или определенных ситуаций и т. д. Остановимся на наиболее значимых факторах, которые формируют конфликтные ситуации.

Общие причины возникновения конфликтов:

  • Цели . Непонимание или неприятие желаемого результата, когда люди по-разному видят итог своей деятельности (поступков, решений, поведения), часто приводит к конфронтации.
  • Взгляды . Нередко конфликт возникает между сторонами, которые расходятся в видении путей решения определенной ситуации (проблемы).
  • Чувства . Конфликтная ситуация может носить и чисто личностный характер, когда ее участники просто не могут сойтись на уровне эмоций и чувств друг к другу.
Если рассмотреть указанные причинные факторы в ракурсе сфер деятельности человека, они будут выглядеть следующим образом:
  1. Причины социальных конфликтов . Социальное противостояние является необходимым условием для развития общества. Базироваться оно может на нескольких позициях: социальном неравенстве, неоднородности культуры и обычаев, разности ценностей и идеологии. Немало социальных конфронтаций основано на факторах экономического характера и степени распределения власти. В пределах семьи причинами для конфликтов могут стать разные взгляды на жизнь, воспитание детей, интимные отношения, ревность, финансовые и бытовые проблемы, вредные привычки и пристрастия.
  2. Причины конфликтов в пределах организации . Вынужденное нахождение внутри разнородного коллектива в условиях одной организации неизбежно приводит к возникновению конфронтаций. Искрой для разгорания конфликта в этом случае могут послужить борьба за лидерство, неудовлетворительные условия работы, разность интересов, понимания трудового процесса и субординации, распределение материальных благ и поощрений.
  3. Причины межнациональных конфликтов . Вызвать вражду между государствами или субъектами разных национальностей могут стремление улучшить экономическое положение или границы влияния, условия проживания, восстановление утраченных прав или географических границ. Не меньше поводов для межнациональной розни дают исторические, религиозные и конфессиональные расхождения, политические игры и численное превосходство одной нации над другой.
Понимание причины возникновения конфликтной ситуации дает большое преимущество тому, кто хочет ею управлять. Самый эффективный способ, как избежать конфликта, базируется именно на знании его природы.

Как избежать конфликта

Большинство людей, которые становятся участниками конфронтации, старается оправдать свое поведение обстоятельствами, эмоциональным фоном, провокационным поведением собеседника и т.д. Они даже не подозревают, что есть способы избежать конфликта - в любой ситуации.


Есть несколько советов общего характера, которые помогут пресечь конфликт «в корне» независимо от того, какова его причина и сколько в нем участников:
  • Держите эмоции под контролем . Лучший путь предупреждения или конструктивного завершения конфликтной ситуации - отключение эмоций и своего Эго. Именно «трезвая голова» поможет так вести диалог, чтобы потом не сожалеть о сказанном или сделанном.
  • Не накручивайте себя . Научитесь жить в данный момент, не забегая своими мыслями и фантазиями в будущее - не надумывайте того, чего нет, и того, что еще не произошло. Часто случается, что мы сами себя накручиваем, выстраивая в голове немыслимые вариации развития событий, на которых потом строим свои претензии. Хотя оказывается, что все они так и оказались надуманными.
  • Будьте внимательными к собеседнику . Если у вас есть повод обсудить проблему, посоветовать или выяснить что-то, выбирайте для разговора правильное время - когда собеседник настроен на диалог. Если же он не в духе, устал, расстроен или рассержен - у вас есть все шансы превратить общение в конфликтную ситуацию.
  • Не вспоминайте прошлое . Возьмите за правило не «привязывать» к сегодняшней проблеме прошлые проступки и промахи своего собеседника. Такая тактика только усугубит противостояние. Это очень эффективный способ, как избегать конфликтов с близкими.
  • Не накапливайте в себе обиды и проблемы . Нерешенные спорные моменты, невысказанные переживания и обиды имеют свойство аккумулироваться и выплескиваться фонтаном отрицательных эмоций. Естественно, что конфликтов во время таких всплесков не избежать.
  • Сохраняйте спокойствие и вежливость . Чтобы конфликтная ситуация быстро разрешилась или вообще не возникла, следите за своей речью. Не истерите, разговаривайте спокойным тоном, без оскорблений, насмешек и издевок.

Как избежать конфликтов с начальником


На работе проходит большая часть нашей жизни, поэтому возможность возникновения недоразумений в этой сфере жизнедеятельности велика. Причем возникать они могут в нескольких плоскостях - с коллегами или с высшим по рангу сотрудником, начальником.

Главные правила, как избежать конфликтов на работе с начальником:

  1. Начальник всегда прав . Помните этот главный принцип любого руководства. И даже если соблюдать его очень сложно, в любом случае ваше противостояние должно быть обдуманным, тактичным и адекватным.
  2. Спокойствие, только спокойствие . Если вы попали под горячую руку начальника или считаете предъявленные вам претензии безосновательными, сдержитесь от бурного ответа. Подождите, пока «агрессор» успокоится, и только потом выясняйте все непонятные вам моменты.
  3. Сплетням - стоп . Возьмите за правило не обсуждать руководство со своими коллегами. Даже вне работы и в неформальной обстановке. Нет никаких гарантий, что ваши слова не донесут до ушей объекта обсуждений.
  4. Правильные отношения . Не допускайте в общении с руководством фривольностей и заискивания. Только профессионализм в общении и поведении поможет вам избежать конфронтации как с руководством, так и с коллегами.

Как избежать конфликтов с коллегами


Основные способы, как избежать конфликтов с коллегами по работе:
  • Держите дистанцию . Рабочие отношения не только обеспечат вам наиболее эффективные условия работы, но и не сделают вас объектом или жертвой сплетен.
  • Будьте беспристрастны . Если вас вовлекают в конфликт - не выбирайте чью-либо сторону и сохраняйте нейтралитет. Вы не знаете, чем он закончится и какие последствия за собой оставит. Будьте спокойны и рассудительны и тогда, когда вы выступаете одной из сторон конфликтной ситуации. Даже если причина конфликта - личная «непереносимость».
  • Соблюдайте принцип «тет-а-тет» . Старайтесь искать разрешение любым недопониманиям и размолвкам наедине с собеседником, вне коллектива.
  • Уважайте опыт других . Если вам неприятны замечания или попытки вмешательства в вашу работу более опытных сотрудников, не стесняйтесь спокойно выяснить причину такого отношения к себе. Если вы действительно «грешны», примите помощь и совершенствуйтесь.

Как избежать конфликтов с друзьями


Жизнь показывает, что моменты недопонимания и несогласия могут возникнуть даже между самыми лучшими друзьями. Учитывая ту же жизнь - хороших друзей не бывает много, поэтому не стоит рисковать ими и вступать с ними в конфронтацию.
  1. Уходите от конфликтов . Если вы видите, что ваш друг настроен агрессивно и конфликтная ситуация неизбежна, уходите от столкновения физически. Можете вспомнить о срочных делах, нерешенной проблеме, не выключенном утюге - о чем угодно, что даст вам повод прекратить общение с другом в момент его «неадекватности».
  2. Выдерживайте паузу . Старайтесь не реагировать на замечания и колкости сразу, особенно если они мелочны и незначительны. Используйте классический метод счета до 10. А там будет видно - как отвечать и стоит ли отвечать вообще.
  3. Расставляйте приоритеты . Если конфликтное столкновение неизбежно, задумайтесь, что для вас важнее - сохранить дружеские отношения или доказать свою точку зрения. В этом случае можно слепо согласиться с зачинщиком или попробовать совместно найти мировое решение возникшей проблемы.

Как избежать конфликтов с родителями


Конфликт отцов и детей - извечная проблема отношений, актуальность которой будет существовать столько же, сколько и сами ее участники. Родительская любовь в совокупности с жизненным опытом не всегда находят общий язык с молодостью и стремлением к самостоятельности.

Основные принципы, как избежать конфликтов с близкими людьми:

  • Не бойтесь признавать свои ошибки . Старайтесь подходить к причинам конфликтов беспристрастно и исправляться, когда это необходимо.
  • Не давайте волю чувствам . Оставляйте без ответной реакции провокации и намерения вывести вас из равновесия. Часто эмоции мешают увидеть корень проблемы и правильный способ ее решения.
  • Будьте тактичны и снисходительны . Вежливость, спокойный тон и умение выслушать, не перебивая - лучший способ показать значимость хороших отношений с близкими. Делайте скидку на возраст родных, эмоциональный фон, состояние здоровья. Перепады настроения и плохое самочувствие бывают у всех.
  • Предупреждайте конфликты . Не копите обиды и недоразумения, чтобы они не создавали почву для возникновения конфронтации.

Как избежать конфликтов с детьми


Не меньше поводов для непонимания и столкновения может возникнуть и со своими собственными детьми. Это значительно усложняет сохранение продуктивной связи «родитель-ребенок».

Главные правила, как избежать конфликтов с детьми:

  1. Смотрите в корень проблемы . Очень часто дети используют конфликтные ситуации с целью привлечь к себе внимание. И родителей - в первую очередь. Научитесь прежде увидеть причину возникшего противостояния и только потом выбирать путь его решения.
  2. Критикуйте правильно . Ребенку, как и любому взрослому, неприятно слышать в свой адрес критические замечания. Поэтому постарайтесь делать замечания своему ребенку правильно: во-первых, по существу, во-вторых, с продолжением, то есть объясняя, как ему исправиться, стать лучше.
  3. Объясняйте свои отказы . Если вы не намерены удовлетворять каждое желание своего ребенка, научитесь это аргументировать. Игнорирование только усугубит проблему, поскольку ребенок воспринимает такое отношение к себе как безразличие.
  4. Общайтесь с детьми почаще . Именно доверительное общение дает возможность узнать все, чем дышит ваш ребенок - его страхи, желания, настроения, мечты. И, соответственно, избежать конфликтных ситуаций.

Как избежать конфликтов с любимым человеком


Если отношения с родителями и детьми - это кровные отношения, то отношения со своей второй половиной имеют несколько другой ракурс. Этот ракурс дает массу поводов для возникновения конфликтных противостояний. И если не найти оптимальный способ, как избежать конфликтов в семье, этой семьи может или не быть, или не стать.

Основные способы избежать конфликтов со своим партнером:

  • Уважайте свою вторую половину . Помните, что ваша вторая половинка - личность, у которой есть свои вкусы, привычки, интересы и предпочтения. В конце концов - именно такого человека вы и полюбили.
  • Будьте искренни и честны . Самым лучшим цементом для укрепления отношений является искренность и открытость. При этом не забывайте, что нечестно требовать от своего партнера то, что не можете сделать или чем не обладаете сами.
  • Прислушивайтесь к себе . Прежде чем начать конфликт или обидеться, загляните внутрь себя. Возможно, в вас говорят эмоции, усталость или обычный голод. И учтите, что вашей половиной могут двигать те же причины.
  • Будьте поласковее . Общеизвестно, что ласковое слово и кошке приятно. Поэтому замечайте в своем партнере побольше хорошего, хвалите и мотивируйте.

Важно! Помните, что у счастливых людей просто нет времени и повода для того, чтобы выяснять с кем-то отношения и сплетничать.


Как избегать конфликтов - смотрите на видео:


В современном мире конфликты имеют благодатную почву для развития, но это не значит, что такое положение вещей нужно принять за норму. Мирное общение и взаимопонимание делают жизнь прекраснее, плодотворнее. Поэтому стоит побороться за то, чтобы свести все конфронтации до минимума.